Молодежь и молодежная политика. Характеристика молодежи как социальной группы Что характерно для молодежи как социальной группы

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Этнические общности

В древности люди жили замкнутой жизнью - каждая группа (род, племя) имела свой район обитания, свои занятия, особые знаки отличия, свой язык, свои верования. Все другие считались врагами, и поэтому происходили ­постоянные столкновения. Постепенно ситуация менялась - ­по­явились союзы племен и другие объединения разных групп. Вместе с тем особые черты прежних групп оставались. Так появилось взаимодействие этнических групп.
Этническая группа - группа людей, имеющих особые этнические, то есть культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия - язык, культура, религия, расовые черты передаются по наследству. Как правило, в современных государствах живут многочисленные этнические гру­ппы.
Характерная черта этнической группы - то, что ее члены классифицируют себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Можно выделить 4 обязательных критерия причисления индивида к определенной этнической группе: самоопределение (причисление себя к этнической группе, собственное желание индивида принадлежать к ней, классифицировать себя как члена группы), наличие родственных связей, культурные особенности, наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.
Таким образом, этническую группу можно охарактеризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, характеризующихся общим происхождением и осознающих свою причастность к единой группе.
Главной особенностью таких групп является выделение себя из окружающих людей, понимание особенностей своей культуры и стремление всеми способами ее сохранить. Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей , существовавших в истории человечества: племена,народности и нации.
Изучая историю древнего мира, вы часто слышали о родах и племенах. Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, единым языком, общими обычаями и верованиями.
Следующей ступенью объединения людей было племя - объединение нескольких родов. Именно племена считаются исторически первым этническим объединением . Каждое из них имело особый миф о своем происхождении, показывавший своеобразие и непохожесть на другие племена. Многие вели родословную от предков-животных и старались всячески на них походить - в танцах старались повторить повадки и движения священных зверей, раскрашивали себя под тигров, медведей или змей. Так подчеркивалась собственная позиция в окружающем мире. Сейчас в мире почти не осталось племен - они сохранились только в некоторых районах Африки, на островах Тихого океана, в лесах Южной Америки. Их жизнь остается такой же, как и тысячи лет назад, из поколения в поколение передаются представления предков о мире, традиции, образ жизни, манеры поведения. Представители этих племен никогда не видели городов, современных машин, ничего не знают о телевидении и кино. Ученые изучают сохранившиеся племена и делают выводы о том, что представляла собой жизнь людей в древние времена.
С возникновением государств племена стали превращаться в народности - более крупные общности с единством языка, территории, экономическими и культурными связями. Они зачастую образовывали одно государство, но сами еще оставались достаточно разобщенными, потому что господствовало натуральное хозяйство, при котором каждое селение производило все необходимое для жизни и мало нуждалось в установлении торговых связей. Не все народности смогли сохраниться до наших дней - загадочна судьба скифов, этрусков, ассирийцев, хазар и многих других. И все же большинство из них превратились в нации и существуют в современном мире.
Под нациями понимается устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при формировании наций являются налаженные отношения - экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений. Формирование многих из европейских наций историки относят к XVI–XVII векам. Эти группы характеризует также и наличие своей национальной идеи, под которой понимаются свои ответы на вопросы о происхождении народа, смысле его существования, о его месте в мире, об отношениях с соседями, о чертах уникальности и особенностях национального характера.
Общность нации выражается в особой национальной культуре.

Межнациональные отношения

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи . Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными . При этом не всегда обходится без конфликтов. Обычно их причинами являются территориальные споры, исторически сложившаяся напряженность, притеснение малых наций и народов, использование национальных чувств отдельными политическими лидерами с целью создания напряженной обстановки, стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное (по-другому его называют сепара­тизмом).
В мире достаточно примеров национальных конфликтов - кризис и многолетняя кровопролитная война в бывшей Югославии, территориальные споры между республиками­ бывшего Советского Союза, сепаратистские настроения в Северной Ирландии и в канадской провинции Квебек, войны­ между центральноафриканскими государствами и так далее.
Основу этих конфликтов составляют представления об особой роли своей группы в обществе, которые еще с древних времен были характерны для многих народов. Приведем пример из одного индейского мифа: «Чтобы закончить устройство мира, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в печь. Через некоторое время, сгорая от нетерпения, он вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и не очень приятной. Он был «непропечен» и внутри. Чуть позже Бог достал второго, он удался на славу - был красиво коричневым снаружи и «спелым» внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Ну а третий за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый из испеченных человечков стал основателем белого рода, а последний - черного». Такой подход в своих крайних формах приводит к выводу, что определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, как физически, так и психически, и поэтому более способны для руководства и управления.
Позиция этнического превосходства приводит в итоге к дискриминации - сокращению или лишению прав и свобод для определенной группы населения. В быту это выражается запрещением посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров или городских районов; в производственной сфере - запретом на профессии, труднодоступностью образования, невозможностью успешной карьеры; в психологическом плане - обидными кличками, насмешками, анекдотами о «недоразвитом» народе и т. п. В крайних случаях меньшинства отдельно проживают в особых поселениях, заключают браки внутри своей группы. Такая система разделения долгое время существовала в ЮАР (Южно-Африканской Республике), где черное население изолировалось и лишалось большинства прав.
ХХ век дал много примеров разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев - избранного народа, который должен управлять всем миром. Воплощение этой идеи в жизнь привело к стремлению полностью уничтожить евреев, цыган, поляков, а других подчинить «истинным арийцам». Были даже определены внешние параметры высшей расы - определенный цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т. п. Любопытно, что ни Гитлер, ни многие из его приближенных сами не подходили под эти параметры.
Сейчас появилось много неонацистских партий и движе­ний, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности. Кому не хоче­тся слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, имеет единственно истинную религию, обладает герои­ческой историей, а его предки господствовали над другими лю­дьми? Подобные идеи используются на митингах, пропове­дуются в печати. Новоявленные лидеры заявляют о несправе­дливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости силой «навести порядок», для чего создаются особые боевые отряды. Обычно чем меньше у человека внутренней культу­ры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться. Стоящие же за всем этим люди стремятся к власти, славе и популярности, к личному обогащению через погромы. За их видимыми пере­живаниями о судьбе нации стоят ярко выраженные личные­ интересы. Это было, есть и, наверное, еще сохранится. Насколько долго? Многое зависит от самих граждан - до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.

Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов, - Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и другие. Многие конфликты были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве этих организаций.
Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений -дифференциации (стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение следующих гуманистических принципов:
- отказ от насилия и принуждения;
- поиск согласия (консенсуса);
- признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
- готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Причины межнациональных конфликтов:

Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

Конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.3. Молодежь как социальная группа

Молодежь – 1) социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств; 2) наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Особенности социального положения молодежи: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни; благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

* С точки зрения ведущих видов деятельности, период молодости совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

* С точки зрения психологии, молодость – это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Осознание ошибок формирует его собственный опыт.

* С позиции права, молодость – время наступления гражданского совершеннолетия (в России – 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т. е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности (соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества и др.).

* С общефилософской точки зрения, молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость – период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям – она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

Основные проблемы молодежи

– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;

экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.

Неформальные группы характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки; относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)

1) Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц.

2) Эпатажная самодеятельность: базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк-стиль и т. д.).

3) Альтернативная самодеятельность: базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).

4) Социальная самодеятельность: направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

5) Политическая самодеятельность: направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.

Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основные направления молодежной политики

– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Молодёжь Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Золотая молодежь С французского: Jeunesse doree. Буквально: Позолоченная молодежь.В свое время Жан Жак Руссо в своем романе «Новая Элоиза» (1761) писал о «позолоченных людях» (hommes dores), то есть о знатных, состоятельных господах, одетых в расшитые золотом камзолы. В эпоху Великой

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

Молодежь - барометр общества Слова знаменитого русского врача, основоположника военно-полевой хирургии и активного борца с сословными предрассудками в области образования Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).Цитируется как напоминание о том, что о нравственном здоровье

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

молодежь солдаты первых шести месяцев службы А теперь, молодежь, слушайте сюда, - он стряхнул пепел прямо на сияющий пол. - На чужих не работать. Выполнять приказы только своих. Если кто-то захочет вас припахать, пусть обращается ко мне. автора Томчин Александр

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

10. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями).Семья возникла в конце первобытнообщинного строя

Из книги Наркомафии [Производство и распространение наркотиков] автора Белов Николай Владимирович

8.12. Молодежь - какая она и чем интересуется? В привокзальном районе крупного города на улице к вам может подойти юное создание с взъерошенными фиолетовыми волосами и затуманенным взором и попросить у вас немного денег - на наркотики. Кое-кто из подростков не может найти

Из книги автора

Осторожно: молодежь Из бюллетеня конгресса врачей-наркологов: «В России формируется молодежная наркотическая культура со своими центрами - дискотеками. Эта молодежная субкультура активно поддерживается средствами массовой информации, пропагандирующими рэйв как

Из книги автора

Глава 12 Группа советских войск в Германии – Западная группа войск в 1945-1994

Молодежь – это социально‑демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет 7), особенностей социального положения и определенных социально‑психологических качеств.

Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

– Переходность положения.

– Высокий уровень мобильности.

– Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

– Активный поиск своего места в жизни.

– Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально‑психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

– возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

– самоорганизация и независимость от официальных структур;

– обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

– относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

– выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

– атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Тема 13. Этнические общности

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Виды этнических общностей

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) 9 .

Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства , которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

– его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из‑за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

– его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

– оно обычно в какой‑то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории , поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora – рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса – общность языка . Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности – единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально‑психологические характеристики сознания и поведения людей .

Интегративным показателем сложившейся социально‑этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т. е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

– необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

– необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации‑государства.

Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой‑либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов – язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства . Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию‑государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Образец задания

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „__________" (1) и „этнос“ сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос“ (что точнее). Существуют три типа этноса. Для __________(2) главное основание объединения людей в одну __________(3) – кровно‑родственные связи и общее ___________(4). С возникновением государств появляются __________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно‑культурными отношениями территориально‑соседского типа. В период буржуазных общественно‑экономических отношений формируются __________(6) – этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально‑политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение

В) общность

Е) народность

Ж) национальность

И) диаспора

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: ДБВАЕГ.

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Проблемы социализации молодежи.

Острая реакция на все недостатки общества

Рост преступности среди молодого поколения

Ухудшение уровня и качества жизни

Экономическая незащищенность молодых ученых

Социальная незащищенность молодежи в сфере труда

Молодежные субкультуры

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру . Sub по- латыни – это «под», т. е. по смыслу содержит оттенок подчинения (подкультура, отклонение от культуры).

Молодежная субкультура обладает:

Своим языком; особой модой; искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

Причины широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры:

В субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или её иллюзию) независимости и защищенности от общества;

Субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я»;

Помогает подростку освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

К созданию субкультуры молодежь побуждают:

- Внутренне одиночество; - Протест против вранья; - Обособление от старших;

Потребность в друзьях; - Недоверие к взрослым; - Уход от жестокости мира;

Конфликты в школе и дома; - Власть над другими; - Противостояние официальному обществу;

Бегство от социальной действительности или неприятие ее; - Стремление найти эмоциональную поддержку.

Виды молодежных субкультур

По специфике поведения членов группы выделяют:

1. просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают;

2. асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;

3. антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.



В советские времена, наши бабушки и дедушки, папы и мамы были вовлечены в официальные молодежные организации. Этого требовала идеология.

По видам увлечений:

Музыкальные - субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

Готы (субкультура) - поклонники готик-рока, готик-метала.

Металлисты - поклонники хэви-мэтал. - Панки - поклонники панк-рока.

Растаманы - поклонники регги. - Рэперы - поклонники рэпа и хип-хопа.

Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочем:

Отаку - поклонники аниме - Ролевики - поклонники ролевых игр

Байкеры - любители мотоциклов - Фурри - поклонники антропоморфных существ.

Имиджевые - субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

Кибер-готы - Моды - Стиляги - Фрики - Гламур

Политические и мировоззренческие - субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

Антифа - Хиппи - Яппи

Раскройте понятия «правосознание» и «правовая культура». Выделите факторы, влияющие на правовую культуру подростка.

Правосознание это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

1. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.

2. Правовая идеология это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Обыденное правосознание массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.



Профессиональное правосознание понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм)

Научное правосознание идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля.

Правовая культура - совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. психологический элемент (правовая психология);

2. идеологический элемент (правовая идеология);

3. Правовое поведение (юридически значимое поведение, воплощение закона в жизнь).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура личности зависит от следующих показателей :

§ знания и понимания права;

§ уважения к праву в силу личного убеждения;

§ умения пользоваться правом;

§ подчинения своего поведения требованиям норм права.

ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм.

Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм.

Факторы, влияющие на правовую культуру подростка:

На формирование правовой культуры несовершеннолетнего ребенка влияют множество факторов:

1. Воспитание в семье (начиная с самого рождения), когда закладываются понимание добра и зла.

2. Дошкольное образование/воспитание (в детском саду) – первые запреты, опыт социализации.

3. Школьное образование/воспитание - соблюдение устава школы, режима дня, ПДД и т.д.

4. Уроки права – усвоение юридической терминологии, опыт работы с документами, разбор ситуаций

5. Близкое окружение (родственники, знакомые, друзья) пример соблюдения/несоблюдения законов

6. Улица (опыт социализации, девиантное поведение и его последствия, влияние социальных групп)

7. СМИ (особенное TV и Internet) – распространяемые принципы, создание образцов поведения

8. Государственная политика (правовые мероприятия, выполнение демократических принципов).

9. Работа правоохранительных органов (соблюдение принципа наказуемости, равенства перед законом)

10. Самообразование – чтение специальной литературы, анализ ситуаций и жизненный опыт.

11. Экономическое положение (уровень жизни населения, доступность благ цивилизации и т.д.)

12. Возрастные особенности личности подростка.

Тема 12. Молодежь как социальная группа

Молодежь – это социально‑демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально‑психологических качеств.

Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

– Переходность положения.

– Высокий уровень мобильности.

– Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

– Активный поиск своего места в жизни.

– Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально‑психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

– возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

– самоорганизация и независимость от официальных структур;

– обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

– относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

– выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

– атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны