На вооружении бмп 3 находится. Двигатель и трансмиссия

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)

БМП-3 / объект 688М "Басня"
БМП-3К
БМП-3MICV
БМП-3Ф

Плавающая боевая машина пехоты с ПТРК. Разработана СКБ Курганского машиностроительного завода, главный конструктор - А.Никонов по одним данным и А.А.Благонравов по другим. Разработка комплекса вооружения 2К23 - КБ Приборостроения (г.Тула), главный конструктор систем вооружения - А.Г.Шипунов. БМП создана на базе опытной БМП "объект 688" "Басня" (в разработке с 1978 г.) с использованием элементов ходовой части опытного легкого плавающего танка "объект 685" (1975 г.). В 1980 г. для БМП "Басня" КБМ предложен новый комплекс вооружения 2К23 со 100 мм пушкой-пусковой установкой 2А70 и спаренной с ней 30 мм пушкой 2А72. В 1981 г. создана новая опытная БМП "объект 688М" с комплексом вооружения 2К23. Испытания БМП начаты в 1982 г. В 1985 г. начаты государственные и войсковые испытания БМП-3 и в мае 1987 г. машина принята на вооружение ВС СССР. Серийно производится на Курганском машиностроительном заводе с конца 1987 г. параллельно с БМП-2. Всего до 1994 г. выпущено 339 шт.

БМП-3 (общий вид)

БМП-3 (вид спереди)

БМП-3 (общий вид)


БМП-3 (рис. из Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). СПб, Невский бастион, 1996 г.)

БМП-3 вид сзади (рис из Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). СПб, Невский бастион, 1996 г.)

Развитие семейства БМП-3 (по Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). СПб, Невский бастион, 1996 г.)

Экипаж - 3 чел + 7 чел десанта

Двигатель - дизель УТД-29 мощностью 450-500 л.с. (4-х тактный с жидкостным охлаждением)

Удельная мощность - 20.1 л.с./т

Движитель на воде - одноступенчатый водомет

ТТХ БМП :

Длина с орудием - 7200 мм

Длина корпуса - 7140 мм

Ширина - 3230 мм

Высота - 2300-2450 мм

Клиренс - 450 мм

Бронирование - противопульное

Масса боевая - 18700 +2% кг

Удельное давление на грунт - 0.6 кг/кв.см

Скорость максимальная - 70-72 км/ч

Скорость задним ходом - 20 км/ч

Скорость на воде - 10 км/ч

Запас хода - 600 км

Вооружение : в процессе создания рассматривались варианты вооружения 73 мм орудием с активно-реактивными выстрелами (с БМП-1), 76 мм нарезной пушкой, 45 мм и 57 мм автоматами.

Комплекс вооружения БМП-3 - 2К23 / 9К116-3:

100-мм нарезная пушка 2А70 со двухплоскостным стабилизатором 2Э52-2

Боезапас - 40 выстр. + 8 ПТУР

Углы наведения по горизонтали - 360 град

Углы наведения по вертикали - от -6 до +60 град

Скорострельность - 10 выстр/мин

Дальность стрельбы - 4000 м

Ствольный ПТУР 9М117 в выстреле 3УБК10-3 (выстрел с использованием в качестве ПУ пушки 2А70). ПТУР наводится прицелом-прибором наведения 1К13-2 с использованием баллистического вычислителя 1В539 и лазерного дальномера 1Д14. Модернизированная ПТУР 9М117М "Аркан" оснащена тандемной кумулятивной БЧ и использует систему управления ПТУР 9М117. Применяется в вестреле 3УБК23-3.

Боекомплект - 8 ПТУР 9М117
Масса выстрела - 24.5 кг (3УБК23-3)
дальность действия:
- 4000 м (9М117)
- 5500 м (9М117М)
Бронепробиваемость - 750 мм (9М117М, эквивалент гомогенной брони с динамической защитой)



Сверху-вниз: ПТУР 9М117, выстрел 3УБК10-3 с ПТУР, устройство ПТУР 9М117М "Аркан", выстрел 3УБК23-3 с ПТУР 9М117М "Аркан".

30 мм спаренная пушка 2А72 (модификация пушки 2А42)

Боезапас:

750 выстр.

500 выстр (по др.данным) - в т.ч. 305 шт ЗУОР-6 и ЗУОФ-8 (осколочно-трассирующий и осколочно-фугасно-зажигательный) и 195 шт бронебойно-трассирующих ЗУБР-6.

Скорострельность - 500-550 выстр/мин (максимальная), 200-300 выстр/мин (другой режим)

Дальность стрельбы - 4000 м

Дальность прицельная - 2600 м

Потолок при использовании по воздушным целям - 2000 м

Боезапас - 6000 патронов

В корпусе имеется 5 амбразур для стрелкового оружия десанта.

Основное вооружение БМП-3

Оборудование:
Прицел-прибор наведения ПТУР 1К13-2
Прицел ППБ-1
Прицел 1ПВ-2
Лазерный дальномер-целеуказатель 1Д14
Баллистический вычислитель 1В539
ИК-прожектор ОУ-5 или ОУ-3ГА-2
Радиостанции Р-173 или Р-173П.


БМП-3 с лазерным дальномером на воде.


На БМП используется стационарное устройство постановки дымовой завесы ТДА и 6 мортир дымовых 82 мм гранатометов 902В "Туча" (пакеты 2 х 3 шт по бортам башни).Дальность действия гранатометов - 200-350 м

Выставляется завеса длиной 100 м и высотой 8 м

По состоянию на 2008 г. в качестве дополнительных средств защиты на БМП-3 испытаны комплекс оптико-электронного противодействия "Штора-1" и комплекс активной защиты "Арена", а так же комплекс навесной динамческой защиты (НИР 38-го НИИИ МО России).

БМП-3 с комплексом оптико-электронного противодействия "Штора-1" ("Военный парад" №3 / 2009 г.)

БМП-3 с комплексом активной защиты "Арена" ("Военный парад" №3 / 2009 г.)

БМП-3 с комплексом навесной динамческой защиты

Модификации :


- Объект 688 "Басня"
(1978 г.) - прототип БМП-3.

Прототип "объект 688" (Федосеев С., О перспективах развития боевых машин пехоты. // Техника и вооружение. № 7 / 2002 г.)


- Объект 688М "Басня" (1981 г.) - прототип БМП-3 с комплексом вооружения 2К23.

- БМП-3
(1987 г.) - серийная БМП.

- БМП-3К - командирский вариант БМП-3 (в серии и на вооружении к 1995 г.), возобновление серийного производства предполагалось госзаказом на 2006 г..

- БМП-3MICV - экспортная модификация БМП-3 с тепловизором Tompson-CSF (Франция) и др.импортным оборудованием. Предлагалась на экспорт в ОАЭ и др.страны начиная с 1998 г. как минимум.

- БМП-3М - модернизированный вариант БМП-3. контракт на поставку в течение 2008-2010 г.г. для Вс России БМП-3М подписан МО России и КМЗ в апреле 2007 г. Предполагалось поставить в указанные сроки 150 БМП-3М, но, вероятно, поставок либо не было вообще либо они носили единичный характер. В апреле 2010 г. заявлено, что в интересах ВС России будут вестись закупки только модернизированных образцов техники, подобных БМП-3М.

- БМП-3Ф ("флотская")
- модификация БМП-3 для морской пехоты, поступает на вооружение 155-й бригады морской пехоты ТОФ в 2010 г. (планируется завершить поставки до конца года). БМП оснащена съемным воздуховодом для обеспечения работы двигателя в условиях волнения на море.


На базе БМП-3 созданы:
- БРЭМ-4 "Беглянка" - боевая ремонтно-эвакуационная машина, создана на базе БМП-3, производство машин предполагалось госзаказом на 2006 г.

БРМ-3 "Рысь" (объект 501) - боевая разведывательная машина, создана на базе БМП-3 в КБ Рубцовского машиностроительного завода. Принята на вооружение в начале 1990-х годов.


Проекции БМП-3 (Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). СПб, Невский бастион, 1996 г.)

Организационно по состоянию на 2011 г. в мотострелковых частях по 10 БМП-3 входят в состав одной роты, три роты входят в состав батальона, в состав штатной мотострелковой бригады входит три батальона (итого 90 БМП-3 в составе укомплектованной бригады).

Статус
:

Россия (СССР):

1987 г. - выпущено 12 БМП-3 на Курганском МЗ.

1990 г. - БМП-3 впервые показана публике на параде в Москве.

1993 г. - к концу года с начала серийного производства суммарный выпуск БМП-3 составил 339 шт.

1994 г. - МО России прекратило закупку БМП-3.

1995 г. - КМЗ произвел за год для поставки на экспорт 250 БМП-3 и машин на шасси БМП-3, это максимальный показатель в 1990-е годы.

2000 г. - всего к концу года за все время на экспорт поставлено 1035 БМП-3 и техники на шасси БМП-3.

2005 г. - в начале года заявлено, что в армию в течение 2005 г. поступит 24 БМП-3. Реально закуплено 3 БМП-3 из ранее построенных.

2006 г. планировалось произвести и поставить ВС России 40 БМП-3.

2007 г. - в войска поставлен батальонный комплект БМП-3 - 30 БМП-3 и 1 БМП-3К, планировалось поставить 60 БМП-3 и 2 БМП-3К.

190 шт в сухопутных войсках;

150 шт в морской пехоте (вместе с БМП-2)

2007 г. апрель - подписано соглашение на сумму 7 млрд руб на производство БМП-3М и на ремонт парка БМП-3 для ВС России. Сроки выполнения - 2008-2010 г.г. По оценкам объем производства БМП-3М планировался на уровне 150 шт по 2010 г. включительно (поставки если и производились, то носили единичный характер).

2008 г. - ВС России получили от промышленности в течение года 41 шт.

2009 г. - по состоянию на конец года в ВС России (корректировки 2010-2011 г.г.):

Воинская часть Военный округ Кол-во Примечание
нет Дальневосточный 0
нет Ленинградский 0
9-я отдельная мотострелковая бригада (Нижний Новгород) Московский 120
4-я отдельная гвардейская танковая бригада (Наро-Фоминск) Московский 49
нет Приволжско-Уральский 0
19-я отдельная Воронежско-Шумлинская Краснознаменная орденов Суворова и Трудового Красного Знамени мотострелковая бригада (п. Спутник, Владикавказ) Северо-Кавказский 0 в 2009 г. объявлено о планах перевооружения бригады на БМП-3. 90 БМП-3 в 2011 г. (3 батальона по 3 роты по 10 БМП-3)
20-я отдельная гвардейская Прикарпатско-Берлинская Краснознаменная ордена Суворова мотострелковая бригада (Волгоград) Северо-Кавказский 120 90 БМП-3 в 2011 г. (3 батальона по 3 роты по 10 БМП-3)
36-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (п. Борзя) Сибирский 120 бывш. 131-й гв.мсд
74-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (п. Юрга, Кемеровская область) Сибирский 120
155-я бригада морской пехоты Тихоокеанский флот 50 ? 05.05.2010 г. объявлено о планах перевооружения в течение 2010 г.
ИТОГО в ВС России 529 Данные могут быть не точными. По нашему мнению - завышенными.

- 2010 г. апрель - согласно заявлению заместителя министра обороны России В.Поповкина в 2010 г. планируется выполнить планы по закупкам техники озвученные в 2009 г. т.е. 50 шт БМП-3.

2010 г. 05 мая - объявлено о планах перевооружения в течение 2010 г. 155-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота БМП-3Ф.

2010 г. - в одном из выступлений представителей министерства обороны России заявлено о прекращении закупок БМП-3 для ВС России с 2010 г.

2011 г. март - СМИ сообщают, что план по закупкам 2010 г. в количестве 151 шт БМП-3 был выполнен лишь на половину по вине промышленности.

2012 г. 21 марта - заместитель министра обороны России А.Сухоруков сообщил СМИ, что выполнение гособоронзаказа 2010 г. на сумму 3 млрд руб по поставкам в вооруженные силы БМП-3 был сорван ОАО "Курганмашзавод".

2013 г. 24 сентября - СМИ сообщают , что "Курганмашзавод" поставит Минобороны РФ боевые машины пехоты БМП-3, заказ на которые ведомство приостановило в 2010 г.

Экспорт :

Азербайджан - 2007 г. - 1 шт в вооруженных силах;

Алжир - 2007 г. - 100 шт в вооруженных силах;

Армения - предположительно в 1990-2000-е годы есть на вооружении некоторое количество.


Венесуэла:
- 2009 г. - Россией предоставлен экспортный кредит на покупку 92 танков Т-72Б1 и другой техники.
- 2010 г. 15 октября - премьер-министр России заявил о возможной поставке танков и другой техники в ближайшее время, экспортный кредит на сумму более 4 млрд. USD подписан.
- 2011 г. май - морем из России получена партия танков Т-72Б1, кроме того по состоянию на конец месяца таким же образом уже получены первые 16 БМП-3.
- 2012 г. - корпус морской пехоты Венесуэлы планирует в течение года получить на вооружение БМП-3.

2008 г. - заказано 420 шт;

2009 г. 22 июня - объявлено о финальной стадии оформления контракта.
- 2011 г. 28 января - в СМИ появилась информация о том, что контракт на поставку 420 БМП-3 не будет заключен в 2011 г. по финансовым причинам (финансовый кризис в Греции). Сумма контракта - более 1.2 млрд евро. Переговоры о заключении контракта будут продолжены. В части сообщений так же указывается, что возможной причиной отказа могло быть заявление заместителя министра обороны России В.Поповкина о том, что "что в этом «гробу» никто ехать не хочет. Надо делать другую машину".

Индонезия:
- 2007 г. сентябрь - заключено соглашение о поставках техники на 1 млрд. USD - в рамках соглашения заказано 20 шт, возможно приобретение еще 100 шт.
- 2010 г. 27-28 ноября - получена первая партия БМП-3Ф в количестве 17 шт. В т.ч. 10 шт для Первой пехотной бригады (Суробая), остальные машины для Второй пехотной бригады (Джакарта). Ожидается поставка еще одной партии БМП-3Ф в рамках соглашения 2007 г.
- 2011 г. - завершена поставка 17 БМП-3Ф по контракту 2007 г.


- 2012 г. 27 января - в СМИ появилась информация о том, что морская пехота Индонезии планирует получить в ближайшее время дополнительно 54 БМП-3Ф. В том числе 34 БМП-3Ф поступят на вооружение в 2012 г., а остальные - позже.
- 2012 г. 31 января - сообщается о том, что 10 февраля 2012 г. будут определены более точные параметры сделки, но вообще планируется поставить за 2 года 60 БМП-3Ф, в т.ч. 20 БМП-3Ф до конца 2012 г. Об этом сообщает газета "Известия" со ссылкой на источник в ВПК России.
- 2012 г. апрель - планируется подписание контракта на поставку 37 БМП-3Ф на сумму более 100 млн USD.- 2009 г. 12 ноября - Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России впервые официально подтвердила факт ведения переговоров с Саудовской Аравией о поставках военной техники. При этом газета The Financial Times в октябре сообщила со ссылкой на неназванный источник в дипломатических кругах, что Саудовская Аравия купит у России оружие в обмен на отказ России поставлять в Иран ЗРК С-300.

Сирия:
- 2006 г. - есть на вооружении сухопутной армии (несколько десятков - точных данных нет).

Украина - 2007 г. - 4 шт в вооруженных силах;

Источники :

Ангельский Р.Д. Отечественные противотанковые комплексы. М., "Астрель", АСТ, 2002 г.
Барабанов М. Курганский машиностроительный завод. // Экспорт вооружений. Ноябрь-декабрь 2008 г.
Вооруженные силы зарубежных стран. // Зарубежное военное обозрение. № 1 / 1998 г.
Вооруженные силы зарубежных стран. // Зарубежное военное обозрение. № 7 / 2007 г.

Замминистра обороны рассказал об итогах выполнения ГОЗ-2011. Сайт http://flotprom.ru , 2012 г.
Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). СПб, Невский бастион, 1996 г.

Еще одной сенсационной новинкой X Международной выставки вооружений, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO 2015 в Нижнем Тагиле стала новейшая модификация БМП-3, получившая название «Драгун» . По большому счету, это совершенно новая машина, позволяющая сохранить лидерство России на международных рынках вооружений, выполненная на базе шасси БМП-3. От последней она отличается, в первую очередь, компоновкой — моторно-трансмиссионное отделение располагается спереди, а десантное — сзади. Такое «классическое» для большинства БМП расположение МТО существенно увеличивает защиту личного состава от обычных средств поражения противника, а также улучшает условия спешивания и погрузки десанта при движении машины на скорости до 5 км/час за счет кормового расположения аппарели. Полный боевой расчет новой БМП составляет 11 человек.

Другим значительным отличием от серийных БМП-3 является новый безэкипажный боевой модуль с сохраненным составом вооружения из 100-мм полуавтоматического орудия 2А70, 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемета ПКТМ. В конвейере механизма заряжания располагаются 22 100-мм выстрела (в том числе запускаемые через ствол ПТУР), плюс в немеханизированной укладке еще 18 выстрелов. Боекомплект автоматической пушки составляет 500 30-мм выстрелов готовых к стрельбе, плюс 250 в укладке.

Так как башня является необитаемой, командир и наводчик-оператор размещены в одном с остальным личным составом обитаемом отделении шасси внутри корпуса. Таким образом, защита боевого расчета существенно увеличилась.

На машине установлена одна из модификаций двигателя УТД-32 мощностью в 816 л.с. Двигатель — четырехтактный, с непосредственным впрыском топлива, с жидкостным охлаждением, многотопливный, с сухим картером, с турбонаддувом. Он позволяет 21-тонной машине иметь выдающиеся характеристики удельной мощности — до 38 л.с. на 1 тонну веса, чего не достигла еще ни одна БМП в мире. Максимальная скорость движения по шоссе — более 70 км/ч и до 10 км/ч на плаву.

БМП-3М «Драгун» оснащена новейшая системой управления огнем, которая, по мнению военных экспертов, в настоящее время считается одной из лучших в мире. Цифровой комплекс следит за тем, как БМП управляется, движется, за ее вооружением и действиями экипажа, регистрируя параметры работы. СУО всесуточная, помехозащищенная, с возможностью автоматического сопровождения наземных и воздушных целей, позволяет стрелять с закрытых позиций. Она обеспечивает сетевую интеграцию БМП в единую боевую систему, уменьшает время подготовки выстрела и позволяет реализовать принцип «раньше увидел — раньше выстрелил».

Возможности экипажа повышаются за счет дублирования функций на рабочих местах, так как командир и наводчик имеют унифицированные панорамные всесуточные прицелы типа «Кречет». Они хорошо защищены от помех, имеют независимую стабилизацию поля зрения, а также телевизионный, тепловизионный и лазерно-дальномерный каналы. Встроенные автоматы сопровождения цели в 8 раз эффективнее по сравнению с работой человека. С их помощью обеспечивается электронная стабилизация изображения, выводимого на мониторы рабочих мест.

Основные технические характеристики

Полная боевая масса, т

Экипаж, чел.

Десант, чел.

Двигатель

Четырехтактный дизель, с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером, с турбонаддувом

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

По шоссе

На плаву

Вооружение (боезапас)

100-мм полуавтоматическая пушка

30-мм автоматическая пушка

7,62-мм пулемет

Ниже представлены фотообзор и фотодетализация БМП-3М «Драгун», впервые продемонстрированной на выставке Russia Arms EXPO 2015, проходившей 9-12 сентября в Нижнем Тагиле.

ФОТОДЕТАЛИЗАЦИЯ И ОБЩИЕ ВИДЫ
ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРЬЕР

Фото © Дениса Передриенко

БМД-3 Боевая гусеничная плавающая машина БМД-3 была принята на вооружение Советской Армии в 1990 г. Её разработка велась в СКБ ВгТЗ для замены машин БМД-1 и БМД-2. Конструкция новой машины позволяет десантировать ее вместе с размещенным в ней боевым расчетом парашютным и посадочным способами с самолетов военно-транспортной авиации и посадочным способом с вертолетов. Машина имеет оригинальное шасси и унифицированную с БМП-2 башню с комплексом вооружения. Вид сбоку 1 30 мм пушка с пушка с двухленточным раздельным механизмом питания, 2 Гранатомет, 3 Прибор наблюдения, 4 Цапфы, 5 Двухместная стальная башня, 6 Прицельное устройство, 7 Антенна, 8 Погонное устройство, 9 Детали крепления средств десантирования, 10 Силовая установка, 11 Эжекторная система охлаждения, 12 Колесо вентилятора, 13 Кормовые бортовые водометные движители, 14 Балансиры, 15 Опорные катки. 16 Кресла для десантирования. 17 Рабочие места членов боевого расчета, 18 19 Подвесное к верхней части корпуса сидение механика-водителя, 20 Корпус, 21 Обойма внутренняя, 22 Волноотражательный щиток с приводом, Общее описание Носовая часть корпуса снизу выполнена связанными между собой тремя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под острым углом в ломаную вогнутую наружную линию, выполненную из двух листов, расположенных в продольном сечении под малым и большим углами соответственно к горизонту; В боевом отделении пушка со спаренным пулеметом установлена в двухместной башне - командир и наводчик размещены слева и справа от пушки, и оно оснащено системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика с обеспечением командирского целеуказания; Огневая мощь Для наблюдения наводчик-оператор пользуется тремя дневными призменными приборами ТНПО-170А и прибором с большими углами обзора в вертикальной и горизонтальной плоскостях ТНПТ-1, а при стрельбе бинокулярным перископическим комбинированным прицелом БПК-2-42. Дневная система этого прибора имеет поле зрения 10 градусов при кратности увеличения не менее х6, у ночной системы эти параметры соответственно составляют 6,6 градусов и 5,5 крат. У командира установлены, кроме уже упоминавшегося комбинированного перископического прибора ТКН-3МБ, два призменных прибора ТНПО-170А, перископический прибор ТНПТ-1 и монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с увеличениями х1,2 и х4 и углами поля зрения 49 и 14 градусов, предназначенный для поиска воздушных целей и наведения на них пушки (при стрельбе с места), поиска наземных целей и наведения на них пушки и спаренного пулемета при стрельбе с места и с ходу. Наведение на цель пушки и спаренного пулемета осуществляется от пультов управления наводчика-оператора и командира. На машине используется электромеханический двухплоскостной стабилизатор вооружения 2Э36-4. Минимальная скорость стабилизированного наведения (в режиме «автомат») составляет 0,07 град./с, максимальная – 6,0 град./с. Перебросочные скорости в горизонтальной плоскости 30, в вертикальной плоскости 35 град./с. Предусмотрено командирское целеуказание от кнопки прибора ТКН-3МБ, установленного в командирской башенке. Наряду с электромеханическим имеется ручной привод управления. При работе с ручным приводом обеспечивается угол склонения 5 град., угол возвышения 75 град. При работе в автоматическом и полуавтоматическом режимах эти углы составляют соответственно 4 и 75 град. При стрельбе из курсового гранатомета АГС-17 гранатометчик использует перископический прибор-прицел ППБ-2-2 с полем зрения не менее 25,5 градуса. Для наблюдения у него имеется призменный прибор ТНПО-170А. Для наблюдения и стрельбы из пулемета РПКС-74 пулеметчик использует перископический прибор ТНПП-220А с одно- и полуторакратным увеличениями и призменный прибор ТНПО-170А. Боевая машина десанта оснащена системой управления огнем, в которой используются одинаковые индивидуальные пульты управления огнем у командира и наводчика, обеспечивающие оперативное комплексное командирское целеуказание и дублированную стрельбу из пушки и спаренного пулемета, и в которой имеется устройство автоматического обвода пушкой опасной зоны, например установленной на корпусе машины радиоантенны, содержащее конечный выключатель, закрепленный на корпусе машины, и копир, связанный с башней, сигналы от взаимодействия которых поступают в механизм наведения пушки; Боекомплект машины существенно увеличен и составляет 500 выстрелов и 350 выстрелов в дополнительной укладке. Для борьбы с танками имеется установка для стрельбы ПТУР изнутри машины. Боекомплект - 6 выстрелов. В передней части корпуса боевой машины десанта установлен в шаровой опоре, связанной через обечайку с корпусом машины, курсовой гранатомет, калибра 30 мм с зубчатым механизмом вертикального наведения и с возможностью горизонтального наведения вручную, который имеет стопор, шарнирно связанный с корпусом машины в нерабочем положении. Боекомплект гранатомета 290 выстрелов.
Схема установки боевого отделения в машине Установка гранатомета. 21 - обойма внутренняя, 23- чехол, 24- обечайка, 25- звенеотвод стреляной ленты, 26- стопор, 27- опора для крепления механизма вертикального наведения гранатомета. Для борьбы с танками и другими прочными целями машина оснащена комплексом управляемого оружия 9К113(М). Противотанковая ракета 9М113 «Конкурс» (или 9М113М «Конкурс-М») имеет полуавтоматическую систему управления. Пусковая установка обеспечивает горизонтальный угол наведения поворотом башни (360 градусов), угол возвышения 15 и склонения 5 градусов. Дальность стрельбы ПТУР – от 75 до 4000 м. Для борьбы с пожарами предназначена автоматическая система ППО двухкратного действия. Она содержит 2 баллона с огнетушащим составом («фреон 114В2»), 4 термодатчика, управляющую и коммутирующую аппаратуру. Имеется также 2 ручных огнетушителя ОУ-2. На бортах башни установлено по 3 дымовых гранатомета системы 902В. Пульт запуска дымовых гранат размещен у наводчика-оператора. При пуске 6 дымовых гранат образуется завеса шириной не менее 80 м. Защита Для обеспечения дифференциального бронирования по толщине носовая часть корпуса снизу выполнена связанными между собой тремя поперечными листами различной толщины, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту ау а2, Из, образующими ломанную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под острым утлом в ломаную вогнутую наружную линию, выполненную из двух листов различной толщины, расположенных в продольном сечении углами соответственно к горизонту. Угол выбран из условия улучшения рикошетирования выстрелов. Угол схб устанавливается из условия расположения гранатомета. Десант и его размещение Боевая машина десанта оснащена семью универсальными связанными с верхней частью корпуса сиденьями с привязной системой для авиадесантирования боевого расчета внутри машины, имеющими рабочее положение и положение при десантировании и расположенными в корпусе в отделении управления и сзади у моторной перегородки корпуса; В середине машины находится боевое отделение, занимающее башню и подбашенное пространство. Сзади оно ограничено перегородкой, за которой размещено моторно-трансмиссионное отделение. В боевом отделении установлено основное вооружение машины и оборудованы рабочие места командира (справа от пушки) и наводчика-оператора (слева). Их сидения смонтированы на вращающемся полу башни. У моторной перегородки на универсальных индивидуальных сидениях располагаются 3 десантника. У каждого из них есть амбразура с шаровой установкой для стрельбы из автоматов (по одной в борту и одна в крыше кормового люка. Последний предназначен для спешивания стрелков и их посадки в машину. Всего в машине установлено 7 универсальных сидений 4 в переднем и 3 в боевом отделениях. Эти сиденья предназначены для десантирования членов боевого расчета с машиной. В эксплуатации обычно используются 4 сиденья. Подвесное к верхней части корпуса сидение механика-водителя. 56- штурвал, 57- приборный щиток, 58 - оси, 59 - болты, 60- кронштейн, 61- штанга, 62 - кронштейн, 63- упоры, 64- кронштейн упоров, 65- кронштейн сидения. Средства связи На машине используются приемопередающая ультракоротковолновая телефонная радиостанция Р-173 с частотной модуляцией, симплексная и ультракоротковолновый радиоприемник Р-173П с частотной модуляцией, а также аппаратура внутренней связи Р-174, телефонная с элекромагнитными ларингофонами на 6 абонентов. Подвижность Обладая высокой удельной мощностью (32 л.с./т), машина имеет высокие показатели подвижности. Ее средняя скорость движения по сухой грунтовой дороге составляет 47-49 км/ч, машина преодолевает подъем 35 и крен 25 градусов, ров шириной до полутора метров, может входить в воду с берега крутизной 30, а выходить из воды на берег крутизной 25 градусов. На машине установлен четырехтактный многотопливный дизель 2В-06-2 с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с оппозитным расположением цилиндров. Его мощность от 400 до 450 л.с. В системе питания воздухом используется двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим эжекционным удалением пыли из пылесборника. Его первая ступень представляет собой циклонный блок, вторая ступень – промасленные кассеты. Система охлаждения двигателя жидкостная, высокотемпературная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным просасыванием воздуха через радиаторы. Форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом и теплообменником обеспечивает предварительный подогрев двигателя в холодную погоду. Обычно пуск двигателя производится сжатым воздухом, дополнительная система пуска – электростартером.Трансмиссия машины состоит из механизма передач и поворота (МПП), бортовых редукторов, остановочных тормозов и приводов управления. МПП гидромеханический с фрикционным включением 2, 3, 4 и 5 передач, с шестернями постоянного зацепления и дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Он обеспечивает по 5 передач переднего и заднего хода и бесступенчатое регулирование радиусов поворота. Остановочные тормоза дисковые, двустороннего действия. Бортовые редукторы соосные, планетарные с плавающими элементами. Приводы управления трансмиссией электрогидравлические с электронным блоком автоматики и гидравлическими исполнительными механизмами. Имеется также ручной привод с механическими и гидравлическими исполнительными механизмами. Гусеничный движитель имеет заднее расположение ведущих и переднее направляющих колес. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, направляющие колеса сварные, с обрезиненными ободами. Опорные катки (по 5 на борт) односкатные, с массивными резиновыми шинами, поддерживающие катки (по 4 на борт) также обрезиненные односкатные. На машине может использоваться два типа гусениц – основные (скоростные) и уширенные (снегоболотоходные). Первые – цевочного зацепления с последовательными резинометаллическими шарнирами; вторые – с последовательными открытыми металлическими шарнирами и сочлененными двойными траками, установленными на удлиненных пальцах. Ширина трака, соответственно, составляет 380 и 600 мм. Механизм натяжения гусениц гидравлический с регулировкой степени натяжения. Подвеска машины индивидуальная пневматическая. Она состоит из 10 пневматических рессор, выполняющих функции гидроамортизаторов и силовых цилиндров для изменения клиренса. Минимальный клиренс машины 130, рабочий – 450, максимальный – 530 мм.


Характеристики мобильности

Технические характеристики
О б щ и е д а н н ы е
Боевая масса, т 13,2
Боевой расчет, чел.
Давление на грунт, кгс/см² 0,53
Мощность двигателя, л.с.
Удельная мощность, л.с./т 34,5
О с н о в н ы е р а з м е р ы, мм:
Длина с пушкой вперед
Длина по корпусу
Ширина
Высота на рабочем клиренсе
Клиренс, мм
рабочий
минимальный
максимальный
Э к с п л у а т а ц и о н н ы е д а н н ы е
Максимальная скорость по шоссе, км/ч
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч 45-50
Максимальная скорость на плаву, км/ч
Запас хода по топливу:
по шоссе, км
по грунтовой дороге, км
на плаву, ч
В о о р у ж е н и е
Оружие
30-мм автоматическая пушка, марка 2А42
7,62-мм спаренный пулемет, марка ПКТ
30-мм автоматический гранатомет, марка АГС - 17
Пусковая установка ПТУР
Боекомплект
Патроны к пушке (в двух лентах), шт.
Патроны к пулемету (в единой ленте), шт.
Выстрелы к гранатомету (в десяти лентах), шт.
ПТУР

Вестник бронетанковой техники. №5, 1991

Э. К. ПОТЕМКИН, А. И. НИКОНОВ, К. С. ЖЕБЕЛЕВ, А. В. XPEБ TAHЬ

БМП-3 БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Приводится концепция разработки отечественных БМП. Анализируются принципиальные технические решения боевой машины пехоты нового поколения — БМП-3, обеспечивающие превосходство над другими отечественными и зарубежными БМП по техническому уровню и позволяющие разрабатывать на ее базе обширное се-мейство ВГМ различного назначения легкой категории по массе. Подчеркивается возможность сохранения превосходства БМП-3 в дальнейшем при совершенствова-нии ее составных частей.

В 60-х гг. были сформированы требования к боевому применению нового типа вооружения и во-енной техники Сухопутных войск—боевых машин пехоты. Основными задачами таких машин явля-лись ведение боевых действий совместно с танка-ми, возможность перевозки личного состава, эф-фективная борьба с танкоопасной живой силой противника.

Первая в мировой практике боевая машина пехоты была разработана и поставлена на серий-ное производство в СССР в 1966 г. Основным во-оружением легкобронированной плавающей ВМП-1 являлось 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 с активно-реактивными снарядами. Основные компоновочные принципы, заложенные в конструкцию BMII-1, использовались в дальнейшем при созда-нии большинства зарубежных БМП.

В начале 70-х гг. началось серийное изготовле-ние БМП за рубежом. Эти БМП были оснащены нестабилизированными автоматическими пушками калибра 20...25 мм с упрощенной системой управ-ления огнем. Они подразделялись па легкие пла-вающие с массой около 14 т (АМХ-10Р, AIFV) и тяжелые не плавающие с массой 28...30 т («Мардер »), Корпуса изготавливались из однослойных стальных броневых плит («Мардер ») и из алюми-ниевого сплава (АМХ-10Р, AIFV). В сравнении с этими машинами БМП-1 имела более низкие по-казатели огневой мощи из-за недостаточных точ-ностных характеристик и скорострельности воору-жения.

В 1980 г. в СССР было начато серийное про-изводство БМП-2, на которой по сравнению с БМП-1 было принципиально изменено боевое от-деление. Установка в 2-местной башенке 30-мм автоматической пушки 2А42, более совершенной системы управления огнем с обеспечением дубли-рования командиром, замена управляемой ракеты «Малютка» на ракету «Конкурс» обеспечили воз-можность ведения стрельбы с ходу и с места по воздушным и наземным (в том числе в горных ус-ловиях) целям, существенно повысили эффектив-ность решения основных боевых задач БМП-2.

Начало 80-х гг. характеризуется значительным ростом интереса к БМП за рубежом. Модернизи-руются БМП «Мардер » и AMX-10Р. Разработаны и производятся БМП: «Камиллино », VCC-80 (Италия), MCV-80 (Великобритания), VCTP на базе «Мардер » (Аргентина), М-2 «Брэдли» (США).

Анализ зарубежных машин показывает, что по совокупности показателей боевой эффективности, с учетом перспективы повышения тактико-техни-ческих характеристик в процессе модернизации, американская БМП превосходит все остальные за-рубежные БМП, в связи с чем она может быть принята в качестве представительного образца для сравнения с отечественными БМП.


В конструкции БМП США использованы в ос-новном те же принципиальные технические реше-ния, что и в отечественной БМП-2 (переднее рас-положение MTO малокалиберная автоматическая пушка, обеспечение дублирования управления ог-нем и т. д.). Однако она по сравнению с БМП-2 имела более высокие показатели броневой защи-ты (за счет большей на 8 т массы и применения алюминиевой брони), огневой

мощи (за счет при-менения в СУО тепловизионного прицела и более высоких характеристик бронепробиваемости опе-ренного подкалиберного снаряда и ПТУР «ТОУ-2»), а также быстроходности (за счет гидрообъемно-механической трансмиссии). Однако американская БМП при этом имела более низкие водоходные качества и меньший запас хода.

Возможности модернизации шасси БМП-2 бы-ли исчерпаны, комплекс ее вооружения не отве-чал современным требованиям и не решал новые основные огневые задачи, поставленные перед БМП. По обобщенному комплексному показателю технического уровня, учитывающему показатели огневой мощи, защищенности, подвижности и экс-плуатационно-технических возможностей, отечест-венная БМП-2 уступала БМП США.

В связи с этим, на основе анализа тенденций развития и боевого применения зарубежных и отечественных БМП военными академиями и на-учно-исследовательскими институтами Министер-ства обороны совместно с НИИ и КБ отрасли были уточнены назначение БМП, типовые цели, оптимальные дистанции их поражения, определены и оперативно-тактически обоснованы основные за-дачи БМП и ее вооружения. На основании этого были разработаны тактико-технические требова-ния к новой отечественной БМП.

Эти требования полностью вошли в тактико-техническое задание на разработку БМП 90-х гг.

Впоследствии оно было дополнено «Едиными так-тико-техническими требованиями к шасси военных гусеничных машин легкой категории но массе, унифицированных по узлам и агрегатам», а также уточненными требованиями к вооружению БМП. В соответствии с этими требованиями БМП долж-на обеспечивать как возможность взаимодействия на поле боя с основными танками, так и автоном-ного использования подразделений БМП в усло-виях применения оружия массового поражения. При этом предполагалось их использование не только в составе Сухопутных сил, но и Воздушно-десантных войск и Военно-Морского Фло-та; боевая машина пехоты должна быть приспо-собленной к десантированию с самолетов, десант-ных кораблей, к транспортировке воздушным, морским, автомобильным и железнодорожным транспортом.

Основными задачами вооружения БМП явля-ются:

  • подавление танкоопасной живой силы как от-крыто расположенной, так и укрытой в окопах, скоплений пехоты и техники;
  • эффективная борьба с легкобронированными целями (БМП, БТР , БРМ);
  • возможность борьбы с основными танками и другими бронированными целями с усиленной за-щитой;
  • самооборона от атакующих самолетов и верто-летов.

Шасси БМП — наиболее массовой машины, имеющей предельно напряженные массогабарит-ные характеристики, обусловленные увеличенным составом боевого расчета, более жесткими требо-ваниями к защищенности, плавучести и авиадесантированию — должно быть пригодным для использования в качестве базового при разработке и создании семейства ВГМ различного назначения при отличии каждой модификации друг от друга уровнем защиты, полезным объемом, грузоподъемностью, числом катков и другими особенностями.

При этом конструкция основных составных частей шасси БМП должна быть унифицирована для всех модификаций этой машины.


Количественные значения тактико-технических характеристик, определяющих подвижность, огневую мощь, защищенность, эргономические свойства, ресурс и надежность, а также технико-экономические показатели БМП, были значительно повышены.

Таким образом, по количеству и противоречивости предъявленных требований БМП 90-х гг. являлась одной из самых сложных машин. Поэтому для создания такой БМП нужна была новая концепция. Ее разработка и реализация представляли собой сложную научно-техническую задачу, для решения которой были привлечены значительные силы конструкторских и технологических бюро завода, а также научно-исследовательских институтов отрасли.

В результате этих в 1987 г. была принята на вооружение, а в 1988 г. запущена в серийное производство плавающая, авиадесантируемая и авиатранспортабельная БМП-3 (рисунок). Эта машина может применяться не только в Сухопутных войсках, но и в частях и соединениях морской пехоты и Воздушно десантных войск. Для БМП-3 использованы следующие основные прогрессивные технические решения:

1. Компоновочная схема с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения с поперечным размещением двигателя, обеспечивший рост огневой мощи, подвижности, защищенности а также эргономичности, благодаря увеличенной возможности поражения танкоопасной живой силы в переднем секторе, повышению водоходных качеств, усилению бронирования лобовой проекции, улучшению условий обитаемости экипажа и боевого расчета, повышению тепловой маскировки и обзорности. Принятая компоновочная схема позволила использовать шасси БМП в качестве базового при разработке модификаций BГ M легкой категории по массе различного назначения.

2. Универсальный комплекс вооружения, со-стоящий из размещенных в башне в одной маске 100-мм нарезного орудия-пусковой установки гранатометной баллистики, 30-мм автоматической пушки, 7,62-мм пулемета и установленных в перед-ней части корпуса двух курсовых пулеметов ка-либра 7,62.

Стрельба из БМП производится с места, с хо-ду и на плаву. В зависимости от вида цели огонь ведется 100-мм осколочно-фугасными снарядами, 30-мм осколочно-фугасными и бронебойными сна-рядами, 100-мм управляемыми ракетами, которые запускаются через ствол орудия, а также из трех пулеметов и личного оружия боевого расчета. Комплекс вооружения БМП-3 позволяет вести огонь через боевые порядки своих войск. Этот комплекс обеспечил повышение огневой мощи, вы-полнение всех многообразных задач БМП за счет увеличения эффективности поражения укрытой в окопах и блиндажах танкоопасной живой силы, установок ПТУР, скоплений пехоты и техники, танков, БМП, БТР, а также низколетящих само-летов и вертолетов.

3. Автоматизированная система управления ог-нем с лазерным дальномером, электронным балли-стическим вычислителем, высокоточным 2-плоскостным стабилизатором вооружения, стабилизи-рованным прицелом наводчика, дублированными пультами командира и наводчика, позволившая повысить точность стрельбы с места и с ходу и вероятность поражения внезапно появляющихся целей при стрельбе с места.


4. Корпус и башня из броневых алюминиевых сплавов с использованием разнесенных преград — стальных накладок на башне, водоотражательного щитка и средств самоокапывания на лобовой ча-сти корпуса, а также бортовых водоизмещающих экранов и двойного днища в передней части ма-шины. Примененная схема бронирования в соче-тании с. усовершенствованной технологией термо-обработки деталей, большая стойкость алюминия к действию осколков, бронебойных пуль и малока-либерных снарядов позволили повысить защищен-ность БМП от обычных противотанковых средств, стрелково-пулеметного огня и мин, а также по-лучить выигрыш по массе по сравнению с корпу-сом и башней, выполненными из броневой стали.

5. Силовая установка с многотопливным дизе-льным двигателем повышенной мощности, эжекционной системой охлаждения с термостатами, имеющей преимущества перед вентиляторной по затратам мощности, охлаждению на плаву, простоте конструкции, термомаскировке и уровню де-маскирующего шума, системой питания возду-хом с бескаесетным 1-ступенчатым воздухоочис-тителем циклонного типа, превосходящей по мас-согабаритным и эксплуатационным показателям систему с 2-ступенчатым воздухоочистителем. Ис-пользование такой силовой установки позволило повысить подвижность машины.

6. Гидромеханическая трансмиссия с гидро-объемной передачей в механизме поворота и от-бором мощности на водометные движители, обес-печившая реализацию высоких показателей быст-роходности, маневренности, проходимости, надеж-ности, удобство управления, создает возможность в дальнейшем полной автоматизации управления движением.

7. Ходовая часть с 2-рядными опорными кат-ками с алюминиевыми дисками, гусеницей с обрезиненной беговой дорожкой, подвеской с повышен-ными динамическими ходами и энергоемкими те-лескопическими гидроамортизаторами и механиз-мами натяжения гусеницы и изменения клиренса с полуавтоматическими электромеханическими приводами и дистанционным управлением с места водителя.

Ходовая часть обеспечила машине авиадесантируемосгь , увеличение подвижности за счет повыше-ния плавности хода и проходимости по слабонесущим грунтам, рост защищенности, благодаря возможности изменять силуэт БМГІ, а также улучшение эксплуатационно технических показа-телей за счет удобства выполнения технического обслуживания и ремонта.

8. Малогабаритные 1-ступенчатые шнековые водометные движители, обеспечившие значитель-ное повышение водоходных качеств БМП.

Учитывая перспективность технических реше-ний, шасси БМП-3 использовано в качестве базо-вого при разработке и создании семейства ВГМ различного назначения, в которое кроме БМП входят:

  • командирская боевая машина пехоты БМП-3К (для Военно-Морского Флота БМП-ЗФ);
  • командно-штабная машина дивизионного и пол-кового звена;
  • боевая разведывательная машина;
  • самоходные орудия;
  • самоходный зенитно-ракетный комплекс
  • самоходный противотанковый ракетный комп-лекс;
  • бронированная ремонта ремонтно-эвакуационная машина.

В связи с универсальностью и обеспечением вы-соких показателей при решении многообразных огневых задач комплекс вооружения БМП-3 ис-пользуется при разработке тяжелой боевой ма-шины поддержки танков.

Сравнительная оценка технического уровня по-казывает, что принятая концепция при разработке и создании БМП-3 с реализацией на ней указан-ных выше решений обеспечила ее безусловное пре-имущество над БМП-2 по всем основным показа-телям. Это подтверждено результатами проведен-ных испытаний (отраслевых, государственных, войсковых и опытной войсковой эксплуатации) но-вой БМП, которые позволяют оценить БМП-3 как отечественную боевую машину пехоты нового поколения. БМП-3 превосходит американские БМП по подвижности и огневой мощи.

Превосходство по подвижности достигнуто благодаря более высоким быстроходности и про-ходимости, водоходным качествам и запасу хо-да, а по огневой мощи — за счет лучшего выпол-нения основной огневой задачи БМП — поражения и подавления танкоопасной живой силы, в том числе укрытой в блиндажах и окопах на дально-сти до 4000 м.

Имея значительно меньшую массу брони, БМП-3 практически находится на одном уровне с американскими БМП по защищенности.

Кроме того, БМП-3 имеет ряд характеристик и качеств, не реализованных на американских машинах, в том числе:

наличие автоматизированной СУО с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем;

размещение десанта, позволяющее вести огонь из личного оружия под защитой брони;

пуск противотанковой ракеты из орудия-пусковой установки без разгерметизации машины;

возможность стрельбы через боевые порядки своих войск;

преодоление водных преград с ходу; авиадесантирование парашютно-реактивным способом с экипажем и частью боевого расчета; возможность самоокапывания.

Таким образом, отечественная БМП-3 превосходит по техническому уровню американскую БМП, несмотря на более низкую эффективность использования ее в ночных условиях из-за отсутствия тепловизионного прицела.


Выводы:

1. Применение в конструкции БМП-3 технических решений, основанных на современных достижениях отечественной и мировой науки, позволило создать БМП нового поколения с более высоким по сравнению с БМП-2 техническим уровнем.

2. При меньшей массе БМП-3 по техническому уровню превосходит американские машины, имеющие наилучшие TTX среди серийных зарубежных БМП.

3. Составные части шасси БМП-3 используются для создания обширного семейства машин легкой категории по массе с характеристиками, превосходящими аналогичные машины на других базовых шасси. Бредли " M2, М2А2, М2А3

Советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к передовой, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

Создана курганским Специальным конструкторским бюро машиностроения. БМП-3 выпускается на ОАО «Курганмашзавод». Впервые была публично показана в 1990 году на Параде в честь 45-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

КНР в 1997 году купила лицензию на производство боевого отделения БМП-3, которым впоследствии были вооружены китайские боевые машины пехоты Тип 97

История

Разработка БМП-3 («Объект 688М») была начата в 1977 году. В 1983-1986 годах были проведены испытания и в 1987 году она была принята на вооружение Советской Армии. Во время государственных испытаний (ГСИ) в районе мыса Опук 2 прототипа БМП-3 должны были на плаву на дистанции до 1500 м вести огонь по прибрежным целям из 30-мм автоматической пушки. Целью выступал танк Т-55, в итоге прицел и приборы наблюдения танка были уничтожены, 100-мм пушка была пробита в 4 местах, а на верхней лобовой детали образовались изломы с трещинами.

В конструкцию БМП-3 было внедрено 111 изобретений и патентов специалистов Специального конструкторского бюро машиностроения.

БМП-3 выиграла тендер и поступила на вооружение армии ОАЭ в количестве более 600 машин. Данные машины были оснащены тепловизорным прицелом французского производства - такой же прицел эксплуатируется на основном боевом танке (ОБТ) армии ОАЭ - «Леклерк-Тропик». Бронемашина также поставлялась на экспорт в ряд других стран. Машина показала после пробега высочайшие показатели на стрельбах, путь в 2000 км БМП-3 прошла в отличии от британский и американских машин.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Лобовая броня гарантировано выдерживает попадания снарядов калибром 30 мм с дистанции 200 метров. Крыша и борта выдерживают пулю Б-3 калибром 12,7 мм с дистанции 100-200 метров. При установленных модулях накладной брони с учётом модулей и динамической защиты масса возрастает до 22,4 тонн, что никак не сказывается на надёжности ходовой части, но уменьшает её ресурс. При быстром десантировании дополнительной защитой служит открываемая в вертикальное положение крыша, возможен выход и без раскрытия частей корпуса только через двери. Имеются противорадиационные накладки, топливо спереди имеет защиту от пожаров в виде присадок. Топливные баки играют роль фальшборта для целого ряда средств поражения.

Вооружение и приборы

Пушка-пусковая установка 2А70 / 100 мм весом 400 кг и технической скорострельностью 10 выстрелов в минуту, ПТУР 9М117.

Автоматическая спаренная пушка 2А72 / 30 мм.

Пулеметы ПКТ 2-3х7,62 из них 2 курсовых в корпусе. Стабилизатор 2Э52-2. 2000 патронов к каждому,скорость пули 855 м/с. Боекомплект соответственно 40 (22 в автомате заряжания), ПТУР 6-8, 500-750, 6000. БМП-3 способна вести огонь с воды. Возможна стрельба из 100 мм орудия 3 снаряда подряд с минимальным интервалом времени. Дальность стрельбы 4 км для орудия 100 мм и ПТУР, 30 мм - 2 км (эффективная). Углы наводки -6+60(360) град. Максимальная дальность стрельбы 6,5 км, мощи 100мм орудия вполне достаточно, чтобы лишить танк хода. Есть БПС для поражения в лоб любых целей с защитой меньшей, чем современный ОБТ, либо поражения ОБТ в уязвимые участки. По бокам от мехвода расположены 2 стрелка. Стреляные гильзы от пушки автоматически выбрасываются за борт. Газы от автопушки удаляются. СУО имеет авто и ручной режим и вводит большое количество нужных для точной стрельбы правок, может вести огонь по низколетящим и зависшим вертолётам с использованием СУО.

Подвижность

Двигатель УТД-29 имеет малую высоту, для выхода десанта размещаемого в средней части корпуса, применяется специальный проход над двигателем. БМП-3 плавает со скоростью 10 км/ч, смонтированы водомёты внутри корпуса. Машина способна преодолевать стенку 0,7 м, подъём 30 и крен 25 градусов. Двигатель дизельный. Натяжение гусениц управляется прямо с места механика-водителя. Транспортабельность: железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Способна плавать с минимальной подготовкой, в т.ч. сразу, есть функция заднего хода для плавания, в наличии помпа для откачки воды, в настоящее время это единственная в мире машина ведущая огонь с воды стоя и в движении в любом направлении. На суше может уверенно преодолевать уклон 35 градусов. Впервые в мире получила гидромеханическую подвеску. Плавает в шторм до 5 баллов.

Прицельный комплекс «Витязь»

Показан в 2015. Объединяет машины в единую боевую сеть, обеспечивает более быстрое обнаружение и поражение цели. Содержит автомат сопровождения цели. Командир и наводчик эксплуатируют панорамные всесуточные прицелы «Кречет». Они хорошо защищены от помех, с независимой стабилизацией поля зрения, с телевизионными, тепловизионными и дальномерными каналами.

Модификации

Боевая машина пехоты командирская, создана на базе БМП-3 и предназначена для действий в составе подразделения, управления боем, связи с другими подразделениями и с вышестоящим звеном управления. Базовые тактико-технические характеристики и вооружения аналогичны БМП-3. Машина снабжена навигационной аппаратурой, двумя радиостанциями, приёмником, аппаратурой внутренней связи на семь абонентов, автономным генератором и радиолокационным ответчиком. Радиостанция Р-173, дальность связи до 40 км.

Боевая машина морской пехоты, спроектирована на базе БМП-3 и предназначена для ведения боевых действий подразделениями морской пехоты, пограничными и береговыми войсками в прибрежной зоне, на побережье и при высадке морского десанта. От БМП-3 отличается увеличенным запасом плавучести и остойчивости машины, демонтировано оборудование для самоокапывания, установлены телескопическая воздухозаборная труба и облегченный водоотражающий щиток, поставлены водоотражающие щитки на башне. Обладает высокой маневренностью на плаву, способна двигаться и вести стрельбу с требуемой точностью при волнении воды силой до 3 и 2 баллов соответственно. При работающем двигателе может находиться в воде до 7 часов и передвигаться со скоростью до 10 км/ч. Способна выходить на берег в условиях прибойной волны и буксировать однотипное изделие. На машине установлен новый основной прицел «СОЖ» со встроенным лазерным дальномером и каналом управления ПТУР.

Усовершенствованная модификация БМП-3. Превосходит базовую версию по подвижности и огневой мощи благодаря установке нового турбированного двигателя УТД-32Т мощностью 660 л. с. и усовершенствованной системы управления огнём, позволяющей распознавать цели и вести прицельную стрельбу на больших дальностях и скоростях движения. Отличается повышенной защищенностью за счет установки дополнительных броневых экранов и комплекса активной защиты «Арена-Э», который обеспечивает защиту машины от управляемых и неуправляемых противотанковых ракет и гранат противника. СУО позволяет автоматически распознавать сопровождать и атаковать цели в движении. Дальность распознавания цели типа танк составляет 4500 м. Установленные бортовые экраны защищают от поражения бронебойными пулями калибра 12,7-мм, а также снижают воздействие кумулятивной струи. Десантирование солдат производится через кормовой люк, что несколько осложнено необходимостью переползания десанта через двигатель.

Обеспечивает эффективную защиту машины от поражения ПТУР с полуавтоматическими и автоматическими системами наведения. Его высокая эффективность была подтверждена после выставки IDEX-2003 на полигоне Макатра. При стрельбе по ней различными ПТУРами с дальности 3000 м ни одна из ракет так и не достигла своей цели.

-БМП-3 с ДЗ «Кактус»

Показана на выставке в Омске в 2001 году. Блоки ДЗ размещены на бортовых и лобовых частях корпуса и башни совместно с резинотканевыми и решетчатыми экранами. Дополнительная защита значительно повышает живучесть БМП в условиях применения лёгких противотанковых средств с кумулятивными боевыми частями. Комплекс вооружения, система управления огнем, внутренняя компоновка, МТО аналогичны базовому образцу. В связи с увеличением массы БМП не может плавать. При снятии дополнительной защиты эта способность возвращается, так как водометные двигатели сохранились. Машина имеет большие габариты по ширине (до 3,97 м) и длине корпуса (до 7,16 м).

Отличается современной системой управления огнем и единым механизмом заряжания нового боекомплекта управляемых и неуправляемых 100-мм выстрелов. Управляемая ракета 9М117М1 «Аркан» уверенно поражает современные танки с динамической защитой на дальности до 5500 м. Выстрел ЗУБК23-3 с ПТУР имеет массу 21,5 кг и длину 1185 мм. Новый 100-мм осколочно-фугасный выстрел ЗУОФ19 имеет дальность стрельбы 7000 м и по сравнению со штатным снарядом его эффективность и рассеивание в 2,5-3 и 2 раза лучше соответственно. Применение нового 30-мм бронебойно-подкалиберного снаряда «Кернер» существенно повышает эффективность стрельбы по легкобронированным целям.

Модернизация БМП-3М. МТО перенесено вперёд и перекомпоновано десантное отделение; десантирование происходит через аппарель. Силовую установку составляет вариант двигателя типа УТД-32 мощностью 816 л.с. с турбонаддувом, четырёхтактный, с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером. Имеется три типа боевых модулей, которыми может вооружаться «Драгун»: «БМ 100+30» со 100-мм 2А70 и 30-мм 2А72 пушками; «БМ 57» с 57-мм пушкой; «БМ 125» с 125-мм пушкой 2А75.

Версия с необитаемым модулем АУ220М, включающим 57-мм автоматическую пушку.

Машины на базе

Боевая разведывательная машина войсковой разведки.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе боевой машины пехоты, с крановой стрелой и тяговой лебедкой.

Опытная 152-мм самоходная гаубица.

Автоматизированное 120-мм самоходное артиллерийское орудие.

-Объект 699

Универсальное гусеничное шасси.

-УР-93

Установка разминирования на базе БМП-3. Впервые показана в 2007 году в Нижнем Тагиле на выставке RDE-2007.

Установка разминирования на базе БМП-3.

Боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»

-9П157-4

Машина управления батареей противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»

Боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Т»

Российская опытная зенитная самоходная установка из состава зенитного ракетно-артиллерийского комплекса 30Ю6 «Панцирь-С1-О»

Авиатранспортабельная дорожно-землеройная машина на базе БМП-3

Оценка машины

Суворов Сергей Викторович, пресс-секретарь ЗАО «Военно-промышленная компания», эксперт в области бронетанковых вооружений, полковник танковых войск запаса, кандидат военных наук:

"До того, как мне самому пришлось поэксплуатировать БМП-3, я не раз слышал самые разные отзывы об данной машине, в большинстве своём отрицательные и, главным образом, от тех, кто её живьём даже не видел. В течение трёх лет я на собственном опыте смог оценить все недостатки и преимущества БМП-3. Моё мнение - машина замечательная, другой такой в мире нет, а значит, эта машина имеет право на существование и дальнейшее развитие. Подтверждением этих слов является контракт на приобретении БМП-3 армией ОАЭ. А ведь решение на закупку этих машин правительство ОАЭ приняло после всесторонних конкурсных испытаний в этой стране российской БМП-3, американской М2А1 Bradley и английской MCV80 Warrior."

Страны-эксплуатанты

Азербайджан - 88 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Алжир - 100 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Венесуэла - 123 БМП-3 и её модификаций, по состоянию на 2016 год
-Индонезия - 54 БМП-3Ф, по состоянию на 2016 год
-Кипр - 43 БМП-3, по состоянию на 2016 год. Контракт на поставку подписан в 1995 году, машины поставлялись в период с 1995 по 1996 годы. Общая стоимость контракта составляет $68 млн.
-Республика Корея - 40 БМП-3, по состоянию на 2016 год. По другим данным около 30 машин передано в счёт долга СССР в 1995 году, поставки которых осуществлялись в период с 1996 по 1998 годы; ещё около 37 машин передано в 2002 году, поставки которых происходили в период с 2005 по 2006 годы.
-Кувейт - 120 БМП-3, по состоянию на 2016 год. По другим данным около 142 машин куплено в 1994 году, поставки происходили в период с 1995 по 1997 годы, ещё 25 единиц БМП-3 поставлены в 2010 году.
-ОАЭ:
-Сухопутные войска ОАЭ - 390 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Президентская гвардия ОАЭ - 200 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Россия - 500 БМП-3; допольнительно 22 БМП-3 будут переданы в ЗВО, по состоянию на 2016 год
-Туркмения - 4 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Украина - 4 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Шри-Ланка - 45 БМП-3, по состоянию на 2007 год

Греция: в 2008 году заказано 420 БМП-3 на сумму более 1,2 млрд евро. 22 июня 2009 года было заявлено о финальной стадии оформления контракта на 1000 машин. Но в связи с экономическим кризисом контракт был заморожен.
-США: 1 единица БМП-3 поставлена с Украины

ТТХ

Размеры

Длина корпуса, мм: 6700
-Длина с пушкой вперёд, мм: 7200
-Ширина корпуса, мм: 3300
-Высота, мм: 2300 (по крыше башни)

Бронирование

Тип брони: алюминиевая катаная разнесённая со стальными экранами. Защита лобовой проекции от 30-мм БТ/2А42 с Д=300 м
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 18
-Лоб корпуса (середина), мм/град.: 10+12+60
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 10+60
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 60..43/0
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 43/0
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 13/0
-Корма корпуса (середина), мм/град.: 13/0
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 13
-Днище, мм: 10
-Крыша корпуса, мм: 15
-Лоб башни, мм/град.: 16+50
-Корма башни, мм/град.: 43
-Крыша башни, мм: 18
-Активная защита: «Арена» и ТШУ-2 «Штора-1» на БМП-3М
-Динамическая защита: «Кактус» на БМП-3М-3

Вооружение

Калибр и марка пушки: 100-мм 2А70; 30-мм 2А72
-Тип пушки: 100-мм нарезное полуавтоматическое орудие-пусковая установка; 30-мм нарезная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 40 х 100-мм; 8 х ПТУР; 500 х 30-мм
-Углы ВН, град.: от?6 до +60
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км ПТУР: 4,0
-Прицелы: комбинированный дневной / пассивный ночной, с лазерным дальномером
-Пулемёты: 3 х 7,62-мм (1 спаренный, 2 курсовых) ПКТ
-Другое вооружение: ПТУР 9М117

Подвижность

Двигатель:
-Производитель: Барнаултрансмаш
-Марка: УТД-29
-Тип: дизельный
-Максимальная мощность: 500 л.с. (331 кВт ), при 2600 об/мин
-Максимальный крутящий момент: 1460 Н·м, при 1600 об/мин
-Конфигурация: V10
-Цилиндров: 10
-Охлаждение: жидкостное
-Тактность (число тактов): 4
-Порядок работы цилиндров: 1п-4л-2п-5л-4п- -3л-5п-1л-3п-2л
-Рекомендованное топливо: многотопливный
-УТД-32 (БМП-3М)
-Скорость по шоссе, км/ч: 70
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 600
-Удельная мощность, л. с./т: 26,7
-Тип подвески: торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,60
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 2,2
-Преодолеваемый брод, м: плавает