Национальная идея: гражданская или этническая? Национальная идея для Казахстана: лаконичная, простая, понятная и эмоциональная Вопросы для самоконтроля

Еще один важнейший исторический этап в становлении новой системы ценностей и разрешении противоречий общественного сознания - поиск и определение основы нового мировоззрения, общенациональном казахстанской идеи. В процессе становления независимого Казахстана казахская национальная идея трансформировалась в казахстанскую национальную идею, вобрав в себя все богатство первой. Предстоит понять казахстанскую идею как форму разрешения социальных противоречий, ценностно-нормативное определение, как экзистенциал, включающий универсальное и итегративное содержание, способствующее внутреннему единству, устойчивости и стабильности нашего транзитного общества - и одновременно окрашенный внутренним светом убежденности, личностного согласия, одобрения всех тех, кто образует весь поликультурный народ Казахстана. Понятно, что при исследовании темы «казахская национальная идея» логично обратиться к опыту других народов, перед которыми на определенных этапах истории стояла аналогичная задача. Необходимо обобщать и изучать опыт других стран и народов по поиску национальной идеи, Это необходимо, но только для того, чтобы выявить характеристические черты, сущность казахстанской идеи. Для обоснования национальной идеи нужно определить ее основные субъекты, интересы которых она должна отстаивать и защищать в рамках единого унитарного государства. В действительности, существует казахстанская идея, отстаивающая и защищающая интересы интегрирующей казахской нации и других этносов как вполне определенного государственного единства .

Сегодня казахская идея трансформировалась и осуществилась в форме Казахстана как суверенного национального государства. На карте мира 20 лет назад появилось суверенное независимое государство, заявившее о себе во весь голос на международной арене, ставшее полноправным партнером демократического сообщества государств. Но решение этой грандиозной задачи поставило Казахстан перед новой проблемой: используя могучий потенциал казахской национальной идеи, сформировать казахстанскую идею, способную объединить, интегрировать все этносы-диаспоры республики в эпоху глобализации. Национальная идея должна вытекать из всей логики национальной истории и культуры и опираться на общечеловеческие ценности и конституцию страны. Она определяет контуры будущего, являясь детерминацией будущим. Обобщая исторический опыт, выявляя тенденции исторического развития, идея выходит за пределы данного опыта. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сформулировал следующие пять принципов, лежащих в основе национальной идеи Казахстана: 1) фактическое и юридическое равенство всех этносов республики; 2) казахский народ является государствообразующим этносом, поэтому он несет ответственность перед другими этносами, а другие этносы должны относиться с пониманием к самовыражению казахской нации; 3) религиозная идентичность и толерантность народов; 4) воспитание казахстанского патриотизма; 5) развитие малого и среднего бизнеса, формирование казахстанского среднего класса. Все другие этносы должны глубоко осознать, что у героического и стойкого казахского народа, составляющего в настоящее время более 65% от общей численности населения страны, нет сегодня желания доминировать над ними. Казахстанская идея - это идея демократической открытости, социальной справедливости, символ формирования нового духовно-нравственного пространства и возрождения на ее основе национального самосознания каждого этноса, созидания сильной и цивилизованной независимой государственности как гаранта согласия, мира и благополучия. Казахстанская национальная идея призвана способствовать внутреннему единству, устойчивости и стабильности общества, сплочению и взаимопониманию, тем самым укреплению независимой государственности. Она должна содействовать разрешению противоречий между интересами различных этносов, конфессий, социальных слоев с тем, чтобы образовалась социально-экономическая, политическая, а главное - духовно-нравственная целостность, составляющая весь казахстанский народ. Решающая роль принадлежит этносу-доминанте. Осуществив в форме национального суверенитета давнюю свою мечту, казахскую народную идею «Атамекена», казахи обнаружили, что на их долю выпала поистине историческая миссия: объединить в крепкое демократическое культурное единство все этносы-диаспоры, которые живут в Казахстане, считают его своей родиной, искренне и глубоко любят древнюю землю казахов и не хотят покидать ее ни сегодня, ни завтра. Диалог различных этносов, основанный на национальной идее, есть основа формирования казахстанского народа, который предполагает, поэтому волю к сотрудничеству, взаимопониманию и согласию, прежде всего высокотолерантного казахского народа. По мере дальнейшего развития Казахстана как независимого государства будет возрастать интегрирующая роль казахской нации в системе межэтнических отношений страны . Поэтому в исследовании нашей темы направляющим ориентиром будет изучение национального суверенитета как фактора консолидации полиэтнического и поликультурного казахстанского общества и соотношение идеи национального суверенитета и казахстанской национальной идеи. Перед лицом наступающей глобализации национальная идея должна вдохновлять и нацеливать на укрепление национальной независимости и идеологической безопасности страны, суверенитета, сохранение самобытной, уникальной культуры казахов в ее диалоге с культурами других этносов в рамках унитарного государства. Казахская культура содержит богатейший консолидирующий духовно-нравственный потенциал. Национальная идея способна объединить, сплотить все этносы Казахстана в единый народ. Для американцев такой вдохновляющей идеей является успех, возможность продвинуться по социальной лестнице любой ценой. Диалог в современных условиях - приоритетная форма разрешения конфликтов и противоречий, способ, каким самоустраивается современный мир, стремясь к согласию и взаимопониманию. В последнее время очень часто апеллируют к диалогу, но важно не только провозглашать его и декларировать, но и действительно вступать в диалог, осознавая его различные типы и уровни. Вот такой глубинный диалог и есть тот способ, с помощью которого казахская национальная идея может обрести статус казахстанской, интегрирующей все этносы в единый народ, способный не только сохранить свою культурную и национальную идентичность в процессе глобализации, но и стать необходимым структурирующим фактором ее осуществления. Только национальная идея может стать реальной силой, способствующей вхождению в мировое сообщество с чувством национальной гордости, с сознанием собственной значимости и весомости. Идеология включает также ряд национальных интересов, определяющих политику государства на ближайшие годы. Это, прежде всего, экономический рост и культурный подъем самой казахской нации; возрождение аула, сельской местности. Национальные интересы предполагают разработку специальных социальных программ поддержки материального и духовного развития казахов и других этносов. Система идей и интересов структурируется согласно принципу диалога. Такая идеология будет содействовать укреплению национальной независимости и безопасности, гражданской и культурной идентичности Казахстана, поможет стране не только выстоять и сохранить свое национальное лицо в условиях нарастающей глобализации, но и стать предпосылкой ее трансформации, успешного осуществления под знаком «другой глобализации». У Казахстана есть, что предъявить миру. Особенно значимым становится опыт взаимопонимания и взаимосогласия множества этносов и конфессий, явленный миру независимым и суверенным Казахстаном .

Таким образом, казахская национальная идея представляется казахстанской национальной идеей, введенной в научный оборот в качестве важнейшего объяснительного принципа для изучения сложных проблем устойчивого развития Казахстана в условиях глобализации. Речь сейчас может идти о казахстанской идее как форме разрешения межэтнических противоречий, как способе межэтнической интеграции и согласия на основе умелого сочетания интересов казахской нации и других национальных диаспор в рамках единого унитарного государства, где формируется единый сплоченный казахстанский народ. Перечисленные выше сегодняшние устремления, жизненные императивы и цивилизационные идеалы казахстанцев могут отражать содержание национальной идеи Казахстана, по крайней мере, на ближайшие десятилетия. Выдвигаемая формулировка национальной идеи, консолидируя и сплачивая все полиэтничное общество, усиливая вектор гражданской идентификации, решая важнейшие социально-экономические и политические проблемы укрепления государства, формирования новой системы ценностей, будет способствовать укреплению позиций Казахстана во все более глобализирующемся мире. В предложенной форме национальная идея может выступить реальным практическим механизмом мобилизации всей страны перед лицом современных вызовов глобализации. На новом историческом витке доминантой общественного сознания в Казахстане становится идеал согласия, взаимопонимания и толерантности всех этносов и социальных слоев, индивида и общества, личности и государства. Толерантное сознание и культура согласия. Эти термины позволяют вникнуть в суть самых злободневных проблем современного Казахстана и в проблему разрешения противоречий общественного сознания. Политика Президента Нурсултана Назарбаева обеспечила Казахстану прочное место в ряду молодых демократических государств мира и создала репутацию и авторитет одного из самых перспективных в плане демократического продвижения - а, следовательно, и общественно-политического согласия стран на постсоветском пространстве. Можно сказать, что решение внутренних проблем Казахстана и созданная им модель полиэтнического общества может, в известном смысле, послужить образцом для международного сообщества и присоединения других стран к культуре согласия и толерантности. Когда речь идет о единстве и согласии, в первую очередь, это касается межэтнического и межкультурного взаимодействия. Являясь полиэтническим, поликультурным государством, Казахстан рассматривает это обстоятельство как важнейшую ценность, обогащающую спектр возможностей для развития страны. Более 130 этносов живут в мире и согласии, не зная раздоров и столкновений. Во многом это великая заслуга казахского этноса, имеющего толерантное сознание. Для нас важно осознать, что тема толерантного сознания и культуры согласия отнюдь не исключает проблематики противоречий и конфликтов. Согласие достигается именно через разрешение противоречий и трудностей, а не путем их замалчивания и регулирования. Перспектива культуры согласия и сосуществования этносов в Казахстане, формирования толерантного сознания, прежде всего, связана с взаимодействием доминирующих в стране казахского и русского этносов. У них есть основательная база для глубинного межкультурного диалога и взаимопонимания. Казахстан оказался между Европой и Азией. Поэтому он по своему статусу является евразийской страной, частью евразийской цивилизации. Здесь следует особо отметить, что по евразийскому пространству проходит граница между крупнейшими мировыми религиями - исламом и христианством, представляющими вероисповедания двух суперэтносов: туранского и славянского. На первый взгляд может показаться, что естественным путем развития современного Казахстана оказывается его вхождение в тюркско-исламский мир, с которым его связывает многовековая общность национальных корней, языков, традиций, обычаев .

В настоящее время главной задачей казахстанской внутренней политики становится не только сохранение и укрепление межэтнического согласия, но сохранение, упрочение, прежде всего, религиозной толерантности, межконфессионального диалога и согласия. Активным проводником современных форм пространства межконфессионального общения стала молодая столица независимого Казахстана, предпринявшая ряд неординарных инициатив, можно сказать, исторического, вселенского характера. Эта идея поистине достойна великого предназначения юной столицы Казахстана, расположенной в самом сердце древних казахских степей, в центре Евразии, на пересечении дорог Востока и Запада, Юга и Севера, Европы и Азии. Следуя традициям толерантности, Астана выстроила небывалую стратегию межконфессионального диалога как основы духовного согласия и взаимопонимания народов планеты Земля. Опыт Казахстана - неопровержимое свидетельство того, что диалог и взаимопонимание могут стать реальной платформой демократического государства, в котором полиэтничность воспринимается как национальное богатство. Культура согласия и сосуществования народов требует больших усилий, интенсивного труда, неисчерпаемой энергии.

Таким образом, за годы независимости в Казахстане произошла радикальная трансформация общественного сознания. Смена социокультурной и политической парадигмы, формирование новых экономических структур и сильной президентской власти, развитие демократии, гражданского общества и социального государства, востребованность инициативы и предприимчивости граждан, отказ от патернализма, вхождение Казахстана в мировое сообщество как полноправного субъекта международных отношений - все эти глобальные перемены стали возможными только потому, что сформировалась новая система ценностей. Казахстан, занявший прочные позиции в мировом цивилизационном пространстве, набирает темпы социально-экономического и духовно-культурного развития. Трансформация общественного сознания продолжается, обещая раскрыть новые потенциалы творческой, социальной активности казахстанцев, ориентированных на созидание гражданского общества и демократического государства с приоритетами духовности, нравственности, человечности. Казахская культура и казахское национальное самосознание стали тем центром мировоззрения, вокруг которого объединились все остальные этносы республики, проявляя толерантность и духовное согласие. Подлинным триумфом казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия, разработанной и воплощенной в жизнь Президентом Республики Н.А. Назарбаевым, стали регулярно созываемые в Астане съезды лидеров мировых и традиционных религии, ставшие реальной диалоговой площадкой, вызывающей широкий резонанс мировой общественности. В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» отмечается необходимость реализации Стратегии посткризисного развития Казахстана до 2020 года через Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития республики, ускоренную диверсификацию национальной экономики. Для этого необходимо, прежде всего, духовно-нравственное возрождение и развитие человека, его сознания, субъектности, менталитета, конкурентоспособности.

Восточная философия категорична в своем утверждении: Нет плохих и хороших времен, но есть общества, раздираемые внутренними и внешними противоречиями, как и государства, сплоченные вокруг одной - единой, объединяющей идеи. А там где есть единство, там неизменно зарождается хорошая жизнь. «Бiрлiк бар жерде, тiрлiк бар», - говорят казахи.Западная философия к этому добавляет, что история человечества развивается по спирали. И что было, когда-то повторяется вновь.Сегодня, на новом витке развития казахской государственности казахи вновь приходят к идее «Мәңгілік Ел» - создания Вечного государства, объединяющего всех живущих в нем граждан.История вопроса… До нас дошла древнетюркская руническая надпись, найденная в бассейне реки Селенги на могиле советника великих каганов, мудреца Тоңықөқа (Тоньюкук), датируемая восьмым веком нашей эры (716 – 735 года).Надпись гласит: «Түрік жұртының мұраты – Мәңгілік Ел» («Цель тюрков –Вечное государство»). Такую расшифровку дают известный датский ученый - исследователь В. Томпсон и русский тюрколог В.Радлов.Выходит и тысяча триста лет тому назад предки нынешних казахов мечтали о построении Вечного государства, объединяющего под своим началом все тюркские племена.И такая цель была достигнута с построением Великого Тюркского каганата, раскинувшегося от побережья Дуная до берегов Тихого океана.В средние века «Мәңгілік Ел» становиться идеологическим фундаментом государства Шынгысхана, сумевшего объединить под своей твердой дланью десятки разобщенных тюркских родов, до этого прозябавших в нищете и неизвестности.И вот теперь эту же идею, на новом историческом витке развития казахской общности, озвучивает президент Назарбаев. Что весьма символично, если принять во внимание величие и славу его предшественников, начиная от кагана Бильге и его полководца Культегина и заканчивая ханами Золотой Орды.По словам Главы нашего государства: «Мәңгілік Ел» - это вечный ел, это национальная идея нашего общеказахстанского дома. Мечта всех наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев, составляют фундамент будущего нашей страны: стабильность, толерантность, равенство всех, несмотря ни на что: религиозные пристрастия, национальность и так далее», - подчеркнул в своем ежегодном обращении к народу Казахстана наш президент.День сегодняшний… «Причем», - как поясняет заместитель руководителя Ассамблеи Народа Казахстана Ералы Тугжанов, выступая перед журналистами этнокультурных объединений в Астане: «Не правильно полагать, что идея национального единства, заложенная в основание «Мәңгілік Ел», напрямую казахов не затрагивает, как думают некоторые наши граждане на местах. Мол, какого еще единства надо, если мы и так один народ. Тогда как, прежде всего, единство и сплоченность требуется от самих казахов, от их осознания своей роли в государстве». А с другой стороны, если рассматривать внешнеполитические вызовы, преподносимые нашей стране и нашему народу различными силами извне, то неминуемо приходишь к пониманию своевременности заявленной президентом Казахстана национальной идеи «Мәңгілік Ел».Именно отсутствие единства и сплоченности привели братский народ соседней с нами Украины к нынешнему бедственному положению дел в своей стране. Тогда как вмешательство соседних государств в дела украинцев явилось лишь производным от того хаоса и внутриполитического раздрая, которые возникли до и после бегства Виктора Януковича из Украины. Нам же, казахстанцам, такие сценарии развития событий не нужны.Как видим на примере Украины, цена межнациональной стабильности и единства народа в современных геополитических условиях чрезвычайно высока, если политическая элита той или иной страны стремиться достичь прогресса для своего государства, а не руководствуется исключительно узкокорыстными личными интересами.Иначе страну ждут задворки мирового экономического развития, со всеми сопутствующими таким задворкам «прелестями жизни», как то повальная бедность и нищета населения.Независимость и суверенитет страны. Вместе с тем идея «Мәңгілік Ел» априори предполагает построение Вечного государства исключительно на фундаменте собственной независимости и суверенитета.Ни о чем подобном не могла идти речь еще лет тридцать назад, во времена Советского Союза.Именно с обретением независимости становиться возможным осуществление многовековой мечты казахов о воссоздании «Мәңгілік Ел», как национальной идеологии, завещанной нам предками. К чему сегодня со стороны государства создаются необходимые предпосылки.В своем выступлении на расширенном заседании Научно-Экспертного Совета Ассамблеи Народа Казахстана Государственный секретарь Гульшара Абдыкаликова особо подчеркивает – идея «Мәңгілік Ел» не просто объединяет казахстанцев, но позволяет расширять исторические и пространственные границы казахстанской идентичности. Граждане Республики Казахстан, соотечественники, казахская диаспора, этнические репатрианты, молодежь, обучающаяся и работающая за границей – это те социальные группы, которые воспринимают эту идею и объединяются вокруг нее.К сожалению, следует здесь же признать, что для осуществления таких масштабных идеологических преобразований необходимо, чтобы само общество до них созрело. А это процесс, занимающий годы. Как оказалось, невозможно граждан, вчера еще выросших в совке, и апеллирующих в своем сознании понятиями той, вчерашней эпохи, быстро перенастроить на новый формат восприятия реальности.А с другой стороны, если мы не будем заниматься продвижением своей национальной идеологии, то незанятую нишу в сознании наших граждан быстро захватят идеологи других направлений, будь это носители западных ценностей, или проповедники ваххабизма. Что мы в целом ряде случаев и наблюдаем.
И здесь же от себя добавлю. К чести для нашего сайта «Алтынорда», продвижением национальной идеологии мы занимаемся с первых дней существования нашего информационно-аналитического ресурса. Поэтому мы сегодня с особым воодушевлением поддерживаем заявленный курс президента на формирование общенациональной идеи «Мәңгілік Ел». Давно пора.Как подчеркивает в своем докладе Государственный секретарь Гульшара Абдыкаликова: «Новые подходы в продвижении и закреплении общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» должны быть обеспечены не только через СМИ, но и новые форматы киноиндустрии, компьютерных программ, книг-бестселлеров. Нужны новые тексты, сюжеты, миниатюры, диалоги, сценарии, которые будут переложены на информационные носители. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел –гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна – страна толерантности могут войти в образ жизни каждого казахстанца, когда они будут рационализированы и станут частью повседневной жизни. Здесь нужна большая работа наших ученых, которые на основе эпосов, преданий, легенд, сказаний могут донести до молодого поколения ценности, символы и смыслы «Мәңгілік Ел». Доработка концепции «Мәңгілік Ел» и внесение соответствующих поправок поручена сегодня, помимо администрации президента и правительства, Ассамблее Народа Казахстана.И этот выбор не случайный. Поскольку сама национальная идея «Мәңгілік Ел», как показывает опыт Тюркского каганата и империи Шынгысхана, ставит своей генеральной целью сплочение всех этносов, носителей идеологии Вечного государства.Главный редактор республиканской газеты «Украинцы Казахстана. Украинские Новини» Тарас Чернега: Поддержка, оказываемая государством в выпуске газет этнокультурных объединений, населяющих Казахстан – лишнее свидетельство толерантности казахского народа. Большой вклад вносит в сохранение и укрепление межэтнической стабильности Ассамблея Народа Казахстана.Со своей стороны, проживающие в Казахстане украинцы, делают все от них зависящее, для укрепления суверенитета и государственности нашей страны. Что же касается самой идеи «Мәңгілік Ел», то я считаю, ей не хватает конкретики. Пока еще нет устоявшихся терминов, категорий и понятий. Пусть соберутся ученые и создадут нам необходимый инструментарий, которым можно было бы работать. Вот я, например, довольно негативно отношусь к понятию «толерантность», которое в переводе означает «терпимость».Но разве мы терпим друг друга? Вы сами подумайте, казахский народ, который в разные годы смог принять столько этносов в свою семью, делясь последним куском хлеба, разве он это делал из терпимости, по принуждению? Нет, за этим гражданским поступком казахов стояло милосердие, сострадание к людям, терпящим крайнюю нужду. Это и гостеприимство, и все лучшие человеческие качества казахского народа, которые никак не ассоциируются с понятием «терпимость».Для меня же главная цель, обозначенная идеей «Мәңгілік Ел» - это консолидация и единство нашего народа. И я готов ее каждый день повторять, как заклинание, как мантру.Главный редактор узбекской газеты Казахстана «Сайрам Сарбосы» Абдумалик Сарманов: - Идея «Мәңгілік Ел» предполагает под собой создание единой нации, руководствуемой общими задачами и целями. Двадцать пять лет, прошедших со дня обретения независимости, показывают, что мы на правильном пути. И при сохранении этого вектора развития, я полагаю, мы еще многого достигнем.Огромную ответственность за судьбу страны несет на себе ее лидер и его окружение. То есть, те, кто ведут эту страну. На примере других государств мы видим, к чему приводят дрязги и распри внутри самой национальной элиты. И такие примеры опасны. Поэтому для нас столь огромное значение имеет, помимо консолидации народа, и консолидация самой элиты.И здесь я бы хотел остановиться еще на одном вопросе. Мы говорим – многоэтничность Казахстана – это благо. Те же СМИ Казахстана на корейском языке делают очень большую работу по продвижению имиджа нашей страны в Южной Корее. Аналогичную работу проводят и другие этнические СМИ нашей страны. И я полагаю, это правильный шаг в правильном направлении.Но я думаю, что уже в ближайшем будущем в Казахстане будет производиться настолько много товаров, что нам потребуются и новые рынки, и новые направления для экспорта нашей отечественной продукции. Поэтому наши этнические СМИ уже сегодня, я так считаю, должны работать не только на отечественного читателя, но и на читателя зарубежного, рассказывая, в том числе, и об экономике Казахстана. И это ведь тоже формат «Мәңгілік Ел», когда работают совместно, не только политика и идеология, но и экономика.

Под крышей Казахстана в мире и согласии проживают более сотни национальностей, объединенных одной историей и одним будущим. «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш «Мәңгілік ел», наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков», - сказал президент Нурсултан Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана. Скорее всего, каждый казахстанец понимает, что достигнуть поставленной цели, войти в топ-30 самых развитых стран мира мы сможем, лишь объединив усилия каждого гражданина. Такие амбициозные задачи нам по плечу, считает представитель Ассамблеи народа Казахстана Лео Шик, который поделился своим мнением касательно национальной идеи с нашими читателями.

- Лео Богданович, как вы считаете, единение народа Казахстана - уже реальность или к этому мы еще стремимся?

Я считаю, что Казахстан - наш общий дом. Благодаря мудрой политике Главы государства в нашей стране созданы все условия для мирной и дружной жизни в межнациональном и межконфессиональном согласии. Для единения казахстанцев в республике сделано много. Самое главное, я считаю, что Конституция начинается со слов «Мы, народ Казахстана». А это обстоятельство уже говорит о единении всех граждан. В главном документе нашего государства декларируется основной принцип - равенство перед законом. Ни один житель республики не ущемлен, вправе пользоваться всеми предоставленными благами.

- Поскольку мы заговорили о Конституции, как вы считаете, в полном объеме соблюдаются интересы представителей различных национальностей?

Наверное, только в Казахстане создан уникальный инструмент урегулирования межнациональных отношений, которому раньше не было аналогов в мире. Я говорю об Ассамблее народа Казахстана. В эту организацию входят представители всех национальностей и этносов, населяющие просторы современного Казахстана.

Как показывает практика, ассамблея стала действительно функциональным органом. Только вдумайтесь: в Парламенте РК девять депутатов назначаются из числа ее представителей! Несомненно, что они учитывают интересы казахстанцев разных национальностей на законодательном уровне. Это обстоятельство как раз и говорит о единении народа.

Ассамблея нашла свое развитие в создании домов дружбы, которые одобрил наш президент. Могу сказать, что в Восточном Казахстане работают девять домов дружбы, объединяющие представителей 105 национальностей. К тому же созданы школы возрождения национальных культур и языков. В них желающие изучают казахский, свой родной, и английский языки. В послании «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства еще раз акцентировал внимание на этом вопросе. Так что в Казахстане делается много по сравнению с другими государствами. Результатами такой работы являются мир и межэтническое согласие.

По инициативе нашего президента за одним столом собирались представители всех мировых конфессий. На мой взгляд, это большое достижение - собрать всех их под одной крышей. Религия, как известно, играет большую роль в жизни людей, она находится в душе каждого человека.

- Глава государства говорил о необходимости принятия Патриотического акта. Лео Богданович, а что для вас означает независимость Казахстана?

Независимость Казахстана - это многовековая мечта народа, населяющего огромную территорию, и тех людей, которые пришли под кров государствообразующей нации - казахов. Гостеприимный Казахстан стал для нас родным домом.

Независимость нашего государства позволяет нам в полной мере реализовывать себя в жизни, становиться людьми, профессионалами. Мы имеем возможность развивать свою вековую культуру, изучать свои языки, соблюдать свои традиции. Поэтому независимость дорога не только коренному населению, но и всем представителям единого народа Казахстана. Суверенитет позволяет нам всем вместе проводить долгосрочное планирование, строить планы на семь пятилеток вперед и войти в число самых развитых стран мира. Независимость гарантирует нам достижение всех поставленных целей.

- В прошлом году в Казахстане много говорилось об истории. Как сказал в послании народу президент, нас объединяет общая судьба, прошлое. Лео Богданович, вы ощущаете общность судьбы и ее объединяющее влияние?

Касательно общности истории я могу сказать по своему лично пережитому опыту. Судьба моего этноса - немцев - была по-своему трагичной. После того как мы были выселены в Казахстан, нас эта земля приняла как своих. Я здесь получил образование и признание, смог реализоваться в жизни. Многое нас связывает с Казахстаном, все тяжелое время мы прошли вместе. Казахи протянули нам руку помощи. В свою очередь люди других национальностей внесли свой огромный вклад в развитие и становление современного Казахстана. Мы все вместе строили и строим свое будущее. Мы вместе прошли и пережили годы Великой Отечественной войны, защитили Москву.

В последующем прошли историю всеобщего подъема народного хозяйства. Казахстанская целина поднималась всеми народами. Приезжие из других регионов СССР впоследствии остались здесь и посвятили свою жизнь служению и труду на казахской земле. И сейчас ставится вопрос о том, чтобы интенсивными методами поднимать сельское хозяйство с внедрением всех новейших достижений. Нам необходимо пересмотреть свои взгляды на жизнь, в обществе должны быть созидатели, а не люди, которые пытаются легко прожить и ничего не оставить для потомков. Нам не рисуют безоблачный рай, а говорят, что нужно всего достигать поэтапно и только своим трудом.

Следите за нашими новостями на

Статья публикуется в рамках клуба \"Интернет-ПДС\"

Вопрос национальной идеи, объединяющей все народы Казахстана, является сейчас наиболее актуальным из всех вопросов текущего момента. Сейчас мы находимся на переломном этапе истории. Либо наши народы разойдутся в разные стороны, а, к сожалению, процесс сейчас идет в этом направлении, и мы будем обречены на деградацию, либо мы сможем выработать такую идею, которая поможет нам объединить лучшее, что есть в наших культурах, и создать динамично развивающееся общество.


У нас два пути, но для людей, которые считают себя демократами, первый явно не приемлем. Можно с уверенностью сказать, что никакой демократии в разделенном обществе построить не удастся. Принцип “Разделяй и властвуй” не устарел со времен Рима, и на последних выборах в Павлодаре мы видели, как власть это умело использует. Для того, чтобы прошел нужный кандидат — русский, с дистанции сошел второй кандидат той же национальности, чтобы не отбирать голоса у фаворита. Ведь далеко не секрет, что многие люди голосуют именно за кандидата по национальному признаку, не обращая внимания на предвыборную программу.

А раз это кому-то выгодно, значит, такое размежевание будет и впредь искусственно поддерживаться и искусно использоваться.


Какая нам нужна национальная идея? От чего мы должны оттолкнуться? Есть в этом, наверное, некоторая диалектика, но для того, чтобы с кем-то объединиться, нужно от кого-то отделиться. Нужно осознать определенную свою исключительность. Наверное, поэтому в корне всех национальных идей других стран лежит именно национальное самосознание, переходящее временами в национализм или шовинизм. Но для нас этот путь невозможен, потому что это тот самый первый тупиковый путь.


Национальная идея должна отличаться тем, что должна доходить до сердца любого простого человека, она должна быть доступна в понимании и более того, доступна чувственному восприятию. Она должна вызывать у человека гордость, причастность к чему-то большому, причастность к общему делу. Она должна быть востребована в повседневной жизни, чтобы человек мог принимать решения, руководствуясь ей, и осознавать, что и другие этим руководствуются.


Наверное, наиболее показательна в этом плане национальная идея японцев: “Японцы — это одна семья”. А нужно отметить, что это не просто высказывание, констатирующее факт, ничего подобного. Япония — это очень фрагментированное общество с жесткой иерархией, где много конкурирующих родов и люди далеко не равноправны в повседневной жизни. Но эта национальная идея у них свои плоды принесла. К сожалению, а может, и не к сожалению, мы не сможем эту идею скопировать у японцев. Мы в Казахстане — представители разных культур, разного менталитета, разных религий и мы единой семьей не сможем себя чувствовать, по крайней мере, в той степени, которая нужна.


Исходя из этого, нужно искать национальную идею не в поле высказываний “Давайте построим демократическое государство” Рашида Нугманова, или “Новая Конституция – национальная идея Казахстана” Кажегельдина, или “Даешь объединение казахов (русских)!” некоторых радикалов.


Душу не трогает, гордость не вызывает, значит, это не те идеи.


Но если потребность есть, почему же никто из нашей интеллигенции в Казахстане, из тех людей, которых мы знаем и которых уважаем, за эти десять лет ни выдвинул такую объединяющую нас идею и даже не пытался это сделать?


Мне кажется, что есть этому следующее объяснение. Казахская интеллигенция в течение многих десятилетий, а может быть, и веков, вынашивала и лелеяла идею самоопределения казахского народа, создания казахского государства. И когда это наконец произошло, оказалось, что на этой же территории, в этой же стране остались проживать не только казахи, но и люди других национальностей, более того, другой, европейской культуры, и, похоже, они уезжать не собираются. И казахская интеллигенция просто сейчас в растерянности. Инерция заветной мечты не позволяет быстро перестроить ее с учетом новой действительности, а внутренняя честность и благородство не позволяют дальше использовать национальные ориентиры.


Что касается русской интеллигенции, то же самое благородство не позволяет проявить инициативу в этом вопросе. И такое “благородное “ ожидание явно затянулось.


Я, к счастью, не отношусь к “благородной” творческой интеллигенции и полагаю: что непотребно Зевсу, то допустимо быку.


За что мы можем зацепиться? Что нас отличает от всего остального мира?


Есть только одна, привычная для нас, но существенная черта. Мы — единственная страна в мире, где проживают совместно не разделенные федеративными границами люди не только разной национальности, но, более того, разных культур, европейской и азиатской. И самое главное, проживают уже много лет в мире и согласии.


Можно смело сказать, что именно в Казахстане сошлись две мировые великие культуры, созданные человечеством. Великие! Но достигшие предела в собственном развитии!


Европейская культура, построенная на индивидуализме, имея быстрое развитие в технике и науке, растеряла традиции предков и стремительно деградирует, превращаясь в общество ненасытного потребления и удовлетворения низменных потребностей. Наиболее показателен известный факт растления детей католическими священниками, и это не один пример, что можно было списать на психическое заболевание, а десятки. Что может быть красноречивей этого факта?!


Азиатская культура, построенная на коллективизме, сохранила свои традиции, но склонна к застою в развитии. Мы это хорошо видим на примере своих южных соседей, которые стремительно возвращаются в феодальное прошлое. Но наиболее красноречивый факт — не они, а Япония. Да, именно Япония, которую так нам любили ставить в пример, никак не вписывается в новый мир, где требуется не коллективная муравьиная работа, а индивидуализм, усиленный мощностью современной компьютерной техники. Кто-нибудь слышал о японском программном обеспечении? Не слышали? Еще долго не услышите. Любимая японская поговорка — это “Высоко торчащий гвоздь будет забит по самую шляпку”. Какое уж тут индивидуальное творчество программиста, если они каждый вопрос часами обсуждают. Но программное обеспечение — это не главный показатель. Уже пять лет огромный дефицит государственного бюджета, увеличивающаяся безработица, рушится система пожизненного найма.


А причина этих проблем заключается в принципах, заложенных в основу этих культур. Индивидуализм и коллективизм. Два во многом противоречивых свойства. Настолько противоречивых, что одновременно обладать ими в больших количествах одному народу невозможно. Трудно даже одного человека представить, чтобы он был яркий индивидуалист и яркий коллективист. Хотя в каждом нашем народе можно найти и тех, и других, но в разных пропорциях.


Какую же пользу мы можем извлечь из этих противоречивых свойств наших культур, какую национальную идею можно вывести из этого? Что мы должны делать, исходя из нее?


Примем за аксиому, что для любого действия нужно предварительно принять решение.


“Сначала было слово!” А для принятия решения нужно пройти две стадии. Первая — это этап формирования идей, вторая — это этап выбора одной из них.


Что происходит у коллективистов? Есть там умные люди, которые могут идею сгенерировать, но помните поговорку про тот торчащий гвоздь. Всегда найдутся те, кто его забьет, чтоб не повадно было. Всегда главенствует авторитет старейшин, хотя их опыт может быть и не применим в нашем постоянно меняющемся мире. А старейшины всегда хотят остаться в том мире, что для них привычен.


А что происходит у индивидуалистов? Там всегда много идей и жарких споров. Только они никогда не выберут одну из множества. Будут до хрипоты спорить о мелочах, но каждый останется при своем мнении. Каждый будет идти своим путем, и общество не в состоянии решать свои проблемы. Наркомания, преступность. Безрадостная картина.


И там плохо, и тут нехорошо.


Но возникает очень интересный процесс в зоне, где принимаются решения представителями разных культур, при их равноправном участии. Во-первых, появляется возможность высказывания любых идей представителями каждой из культур. Ведь есть в наличии много индивидуалистов, которые поддерживают этот процесс, иначе и им не дадут высказаться. Но есть в наличии и коллективисты, которые готовы откинуть претензии по несущественным мелочам и объединиться вокруг одной из идей, и они создают центр кристаллизации.


Но самое замечательное, это что вообще-то не бывает людей абсолютных индивидуалистов и коллективистов. Можно измерять коллективизм тем количеством людей, мнение которых достаточно, чтобы преодолеть свои амбиции. Для одного — это два человека, для другого — десять. Но, наверное, нет того, кто бы держался за мелочи, если бы сотня человек были бы — едины: Помните “Помаши маме ручкой!”, хотя, впрочем, это уже несущественно для принятия решения.


А в нашем случае за счет малой группы начинает идти процесс! К ней подключаются те, чей барьер меньше количества членов в группе единомышленников. А раз группа растет, то все меньше остается несогласных!


Для этого, естественно, нужны два факта: равноправие и взаимопонимание, но ведь может быть решена проблема, которую другие решить не могут, может быть достигнут действительный прогресс в развитии общества. И если это все дополнить тем, что за счет взаимообогащения культур, за счет взаимного примера мы можем и сохранять наши культуры, и развивать их, не впадая в пропасть общества безудержного потребления, у нас есть то, что может стать нашей общей национальной идеей.


И это есть только у нас в Казахстане. Вы гордитесь этим? Чувствуете ли вы в себе желание действовать, руководствуясь этой идеей? Если да, то, значит, это то, что нужно.


Попытаюсь кратко сформулировать эту национальную идею, хотя, думаю, это требует еще шлифовки.


“Мы, Казахстанцы, обладаем уникальной возможностью использовать ресурсы двух великих культур, азиатской и европейской, и за счет их взаимодействия достигнуть великого прогресса в развитии жизни общества”.



Внимание! Обсуждение этой статьи на форуме

.

Национальная идея является на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском обществе. В течение ряда лет она не сходит со страниц газет и журналов, становится предметом теле- и радиопередач, анализируется ученым сообществом на научных конференциях и в дискуссионных клубах.

Национальная, или употребляемый нами в определенном смысле термин «общенациональная», идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства. Один из основных вопросов при разработке проблемы национальной идеи - о том, как она может быть сформирована или, как говорят, найдена. Очевидно, что ее невозможно просто придумать. Ее компоненты содержатся в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия, она находит свое выражение в философии, истории, науке, поэзии, литературе, музыке, живописи, танце, искусстве, языке.

Актуальность и приоритетность исследования и разработки общенациональной идеи определяется тем, что она является системообразующим началом консолидации казахстанского общества, формирования адекватного уровня национальной идентичности граждан страны, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой поступательного социально-экономического развития Казахстана в условиях глобализации.

Следует сказать, что приведенное определение национальной идеи лежит в русле концепции, получившей название «национальное строительство» (nation-building), смысл которой состоит в формировании единой нации из полиэтнического по своему составу общества. Далеко не у всех, однако, концепция национального строительства вызывает одобрение. Многие политологи и политики считают, что построение единой нации в полиэтническом обществе невозможно, так как этническая идентичность людей всегда будет довлеть над их идентичностью с государством и с представителями других этнических групп.

По их мнению, в Казахстане существует только одна нация, которую составляют казахи, тогда как все остальные проживающие в республике народы являются диаспорами. Поэтому национальная идея Казахстана суть не что иное, как национальная идея казахов, или казахская национальная идея. Национальная идея должна стать основой возрождения казахов как нации. В результате этого подхода коренной этнос получил в общественном мнении, а затем и в науке, название титульной нации. В литературе по национальному вопросу такой подход называется «этнокультурным пониманием нации». Такое название вытекает из того, что элиты коренного этноса, выступая от его имени как защитники интересов народа, во главу угла ставят этническую культуру, в первую очередь язык. При этом особую роль они возлагают на государство, которое должно оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и в то же время возводить ее в статус фундамента культуры многонационального общества.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что национальная идея не может быть идеей только одного народа, в полиэтническом государстве. В Казахстане национальная идея должна быть по существу общенациональной идеей, направленной на объединение всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности, в единый народ на основе общности их казахстанского гражданства. Такой подход называется в современной этнополитологии гражданской нацией.

Сегодня в Казахстане эти два подхода к пониманию национальной идеи являются доминирующими. Сторонники казахской национальной идеи имеют своих союзников практически полностью, что вполне естественно среди самих казахов. Поборниками другого подхода к национальной идее являются, как правило, представители некоренных этнических групп, хотя среди его приверженцев немало и казахов.

Приверженцы казахской национальной идеи отстаивают особое положение казахов среди всех национальностей Казахстана, отдают приоритет интересам одного, но главного, с их точки зрения, этноса. В противоположность этому сторонники гражданской национальной идеи считают, что национальная идея должна отражать интересы всех этнических групп Казахстана. В основе национальной идеи, с их точки зрения, должен лежать не приоритет одного, пусть даже самого крупного, коренного этноса, а равенство их всех как составных частей единого согражданства Казахстана. Противоположность двух подходов к национальной идее, титульного и гражданского, порождает идейный конфликт их адептов. Следует отметить, что подобное противоречие характерно не только для Казахстана, с ним сегодня сталкивается большинство постсоветских обществ, где население отличается этнической разнородностью. Более того, противоречие между этнокультурным и гражданским пониманием национальной идеи и нации характерно для многих государств современного мира.

Практически во всех новых независимых государствах стоит задача национальной консолидации мультиэтнического населения в единое сообщество, объединенное высоким уровнем идентичности. Во многих государствах сохраняются различные противоречия между самым крупным этносом (группой самых крупных этносов) и другими, более мелкими этносами. Перед правительствами большинства современных государств с мультиэтническим составом населения стоит принципиальный вопрос: как решать реальное противоречие между гражданским и этнокультурным пониманием нации и национальной идеи?

Как показывает реальная практика национального строительства в различных государствах современного мира, в решении этого противоречия доминирует принцип «и - и», а не «или - или». Следовательно, речь идет о том, что в разработке общенациональной идеи Казахстана необходимо использовать обе концепции нации - гражданскую и этнокультурную, а не опираться только на одну из них, отбрасывая другую.

Каким образом разрешается противоречие этих концепций в Казахстане? Этим способом является формирование единого народа как гражданского сообщества вокруг казахского этноса, который является для Казахстана титульным. Один из крупнейших современных этнополитологов и теоретиков нации Энтони Смит называет этот способ построения нации одним из самых распространенных в мире, моделью «доминирующего этноса».

В Казахстане отсутствие зрелого гражданского общества связано с тяжелым наследием тоталитарного прошлого страны, оказывающим негативное воздействие, в том числе на процессы национального строительства. Здесь же мы усматриваем причины того, что казахстанское общество, рассмотренное (мысленно, разумеется) автономно, в отрыве от государства, не может до сих пор предложить и разработать общенациональную идею, которая стала бы основой гражданской национальной идентичности.

В ситуации, когда гражданское общество не созрело до такого уровня, чтобы стать ведущей социальной силой процесса формирования гражданской нации в Казахстане, роль ведущего субъекта национального строительства берет на себя государство. Именно государство своей национальной политикой чисто практически, как говорится, на ощупь, без достаточного теоретического обоснования со стороны научного сообщества, пытается воплотить в жизнь модель гражданской, казахстанской нации на основе государствообразующего казахского этноса. Тем самым государство пытается разрешить противоречие гражданской и этнокультурной концепций нации в Казахстане на основе принципа «и - и».

Не только национальная политика, но также экономическая, социальная, культурная, образовательная и все иные виды управления общественными отношениями в Казахстане определяются государством при незначительном участии негосударственных институтов как представителей нарождающегося гражданского общества. Государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию Казахстана, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне как центральной, так и региональной, и местной власти. При этом заметную роль в национальной политике государства играют компромиссы между интересами казахской части населения и остальных этнических групп Казахстана.

Таким образом, в национальной сфере Казахстана мы имеем следующую конфигурацию основных акторов. На крайних полюсах стоят, с одной стороны, казахские элиты, придерживающиеся идеологии титульного понимания нации, а с другой стороны, русскоязычные элиты с идеологией гражданского понимания нации. В центре этой диспозиции - государство, которое своей национальной политикой пытается сблизить и примирить крайности, стремится не допустить конфронтации идеологий, чтобы конфликт ценностей не перерос в конфликт интересов и опасные для общества акции.

С позиций институционального анализа проблемы национальной идеи в Казахстане интерес представляет не только исследование диспозиции главных акторов национальной сферы Казахстана и их идеологий, но также и имеющихся в их распоряжении ресурсов. Разумеется, в Казахстане, как и любой другой стране, наибольшими ресурсами для деятельности в национальной сфере обладает государство. Если же иметь в виду, что в республике гражданское общество находится на ранней стадии своего развития, то нет никаких сомнений в том, что значение государства для регулирования отношений в национальной сфере значительно возрастает.

Если же говорить о других факторах национальной сферы - этнических элитах, то имеющиеся в их распоряжении ресурсы, в первую очередь материальные, невелики. Пожалуй, главным из них является поддержка этнических групп, от имени которых они выступают. В случае, если она сильная, она способствует этнической мобилизации масс, что является серьезным вызовом для государства, стремящегося к поддержанию политической стабильности в обществе. Сегодня уровень этнической мобилизации масс в казахстанском обществе невысок. Иначе говоря, этнические элиты не имеют в настоящее время широкой и устойчивой социальной базы в обществе.

Таким образом, в Казахстане как мультиэтническом обществе имеется объективная потребность для существования и реализации как титульной, этнокультурной концепции нации, так и гражданской концепции. Игнорирование какой-либо из них будет иметь пагубные последствия для общей ситуации в национальной сфере.

В связи с этим мы хотели бы указать на наиболее важные, с нашей точки зрения, потребности и интересы общества и государства в укреплении как гражданской национальной идентичности, так и этнокультурной идентичности казахов.

В первом случае эти интересы и потребности видятся нам следующим образом.

Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп.

Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной - Республикой Казахстан. Единый казахстанский народ станет реальным воплощением лозунга «Казахстан - наш общий дом». Казахстанский патриотизм, высокий моральный дух станут реальными атрибутами гражданской нации, реальной социальной и политической силой. Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана: «Мы должны быть единой и сплоченной нацией, - нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое».

В-третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, не могут существовать друг без друга.

Говоря о необходимости включения этнокультурной концепции нации в состав общенациональной идеи Казахстана, укажем на следующие причины.

Во-первых, если речь идет о модели национального строительства единого казахстанского народа вокруг государствообразующего этноса - казахов, то естественно предположить их особое место в структуре гражданской нации. Речь, разумеется, идет о таком включении этнокультурной концепции в состав общенациональной идеи Казахстана, которое было бы в значительной мере совместимым с гражданской концепцией нации, а не исключало одно другое.

Во-вторых, необходимо иметь в виду характер формируемого в нашей стране народа. Речь идет о том, что казахстанский народ не является по способу своего образования эмигрантской нацией, наподобие той, что существует в Америке (как Северной, так и Южной), Австралии и некоторых других регионах мира. Нация в Казахстане имеет отчетливые этнические и исторические корни, которые связаны в первую очередь с казахами. Этот этноисторический аспект формирования казахстанского народа должен, несомненно, найти свое место в общенациональной идее.

В-третьих, этнокультурный аспект имеет большое значение в плане методологии разработки общенациональной идеи Казахстана. Сама концепция национального строительства предполагает конструктивистский подход к исследованию и разработке национальной идеи. Иначе говоря, элита формирует национальную идентичность и, следовательно, нацию из того мультиэтнического состава населения, от лица которого она выступает. По нашему мнению, не следует абсолютизировать ни гражданскую концепцию нации, ни конструктивистский подход.

Таким образом, включение этнокультурной компоненты в структуру общенациональной идеи Казахстана имеет принципиальное значение для обоснования ее исторической и культурной преемственности. Речь идет, если обратиться к Смиту, о таком реконструировании традиционной культуры казахов, чтобы определенные ее элементы и символы могли органично вписаться в современную культуру.

Подводя итог нашей работы, мы бы хотели отметить, что поиск и разработка национальной идеи - сложная проблема для любого народа. Она является продуктом творчества общества, элит и государства. Для Казахстана принципиальное значение имеет синтез гражданской и этнокультурной концепций нации и национальной идеи. Мы уверены, что именно на этом пути мы обретем национальную идею Казахстана.

Абдумалик НЫСАНБАЕВ, Рустем КАДЫРЖАНОВ


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!