Национальная идея в рк что нас объединяет. За строкой послания: национальная идея казахстана воплотила индивидуальность страны, ее сильные стороны и лучшие качества народа - профессор академии госуправления при президенте рк жанылжан джунусова. Национальн

Нурканова Бакытжан Жамбырбаевна

Учитель истории и географии

КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша»

Тема: Национальная идея « Мәңгілік ел » как вектор развития казахстанского общества.

1. В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел».

«Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем», - сказал Глава государства.

Нынешний 2016 год ознаменован важным событием-25- летием Независимости Республики Казахстан. Все достижения, совершенные за эти годы- заслуга казахстанского мирного народа, который благодаря дальновидной политике нашего ел басы-Нурсултана Абишевича Назарбаева, создал единую страну –миролюбивую, устремленную в светлое будущее. Национальная идея должна объединить наши стремления, мировоззрения, духовные ценности, общегосударственные приоритетные направления экономики..

Время показало, что самый разумный путь - совмещение интересов всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности. Переход страны к гражданскому состоянию общества, формирование в Казахстане единого народа становится ядром национальной идеи.

Любая национальная идея представляет собой емкую, но в то же время предельно сжатую формулу, из которой развертывается базовая идеологическая концепция, определяющая жизнь государства, общества, граждан на длительную перспективу. Общепринятым считаются следующие признаки национальной идеи. Она должна: иметь зрительный образ - символ и опираться на идеологию; принадлежать предкам через историю, сказания, легенды; быть выгодной и человеку, и обществу, и власти; не содержать заведомой нереализуемости и лжи; быть краткой; быть понятной ребёнку.

Все это воплощено в идее «Мәңгілік Ел».

Идея «Мәңгілік Ел» - это национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. Во-вторых, это светское общество и высокая духовность. Это экономический рост на основе индустриализации и инноваций. Это Общество Всеобщего Труда., общность истории, культуры и языка, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма».

Научные, культурные деятели, интеллигенция нашей страны рассматривают и создают различные направления в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел». И основным направлением я считаю- это современное образование.

С 2017 года в стране будет предоставлено гарантированное бесплатное техническое образование для молодых людей, развивается система дуального технического и профессионального образования. Кроме того, подтвержден приоритет трехязычия, то есть изучения казахского, английского и русского языков. Как подчеркнул Лидер нации, средние общеобразовательные школы должны подтягиваться по уровню преподавания к Назарбаев Интеллектуальным школам.

Образование современного подрастающего поколения зависит во многом от общественного устройства государства. В нашей стране делается много во благо завтрашнего будущего.

В современной школе стало больше техники - компьютеры, интерактивные доски, интернет, мультимедийные классы, что положительно сказывается на качестве проведении уроков и различных мероприятий, дает положительные сдвиги в процессе преподавания предмета.

Еще одним новшеством в образовании является то, что уделяется внимание малокомплектным школам, создаются ресурсные центры, идет большая работа по предпрофильному и профильному обучению учащихся. Ученик из сельской местности, приезжая в городскую школу, может подтянуть те предметы, в которых затруднялся раньше.

Наша страна борется за право быть конкурентоспособными государством, поэтому в школах проводятся международные исследования TIMSS , PISA , PIRLS и другие тестирования школьников. Проверяется естественно-математическая, читательская и функциональная грамотность школьников. По итогам международных исследований составляется национальный отчет, в результате чего в наших школах грядут изменения в лучшую сторону. Я считаю, что такие независимые оценки ЗУН дадут реальную картину современного образования в стране, и помогут поднять уровень образованности нашего подрастающего поколения.

Современная педагогическая общественность Казахстана переживает большие реформы в курсовой подготовке. Обучение по Кембридж технологии дает учителю новое мироощущение - меняется мировоззрение, сознание того, каким должен быть учитель и ученик. Учителя проходят обучение по 1 продвинутому, 2 основному и 3 базовому уровню. Новые технологии в обучении и воспитании детей дает большой заряд стимула учителю в его педагогической практике. Интеграция семи модулей в педагогическую работу– вот основная цель обучения на курсах.

Усилия администрации и педагогического коллектива направляются на создание условий для развития ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности на основе вариативности программ, учебников, учебных курсов, использования инновационных технологий, индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни. Основное внимание уделяется повышению квалификации педагогов и качественного образования школьников. Этому способствуют также работа в различных формах для повышения педагогического мастерства учителей, развитие практических умений и навыков учащихся на уроках и в объединениях по интересам, участие детей и взрослых на семинарах, конференциях, организация обмена опытом, аттестация педагогических кадров и выпускников школы.

Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике школы, направленная на формирование учителя-профессионала, творческой личности.

Сформировано позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию

В условиях перехода на 12-летнее обучение распространение инновационного педагогического опыта приобрело новое качество и рассматривается как одна из возможных форм обучения педагогов .

Завтрашняя школа - это школа будущего. Я думаю, такой школой является Назарбаев Интеллектуальные Школы, где имеют честь учиться одаренные и талантливые дети, которые смогут получить дальнейшее высшее образование в любой точке мира. Отрадно, что такие школы открываются во всех регионах нашей страны.

2 .Я считаю, что идея «Мәңгілік Ел» может прослеживаться в обучении и воспитании подрастающего поколения, начиная с дошкольного образования.

Конкретно в рамках учебной программы:

На уроках естественно-математического цикла применяются различные виды работ по математике - текстовые задачи, где текст содержит патриотическое содержание,

На уроке информатики учащиеся сталкиваются с данными по численности населения по областям Казахстана, на практических занятиях применяются тексты про Астану.

На уроках географии – часто применяются демографические данные по численности и этническому составу населения по каждой области Казахстана. Здесь же и исторические данные о населении.

На уроках математики, познания мира в начальных классах дети учатся на ярких примерах дружбы народов Казахстана, задачи содержат текст о нашей родине, столице, национальных обрядах, обычаях, традициях разных этносов.

Уроки гуманитарного цикла- казахский язык и литература, русский язык и английский язык, история Казахстана- отражают мирное сотрудничество, патриотизм, добрососедство представителей разных национальностей, этносов.

«Қазақ халқы Ассамблеясы», «Бір шаңырақ астында», «Бірлік пен ынтымақ елі», «Ұлтаралық келісім»- қазақ тілі сабағында өте көп тақырыптар жасөспөрімдерді татулық пен ынтымақтастыққа тәрбиелейді.Жоғары сыныптарда қазақ тілі сабағында да «Мәнгілік ел-мәнгілік тіл идеясы», «Тәуелсіздік толғауы», «Нұрлы дол» сияқты тақырыптар оқылып өтеді.Различные олимпиады, конкурсы районного, областного и республиканского значения отражают межкультурные и межэтнические связи: Абайские и Пушкинские чтения, Махамбет чтения, «Жаркын болашак» , где наши дети ежегодно принимают активное участие,занимают призовые места.

Внеклассные мероприятия направлены на воспитание толерантности, взаимопонимания, уважения к национальным традициям и обычаям народов Казахстана.

Учащиеся старших классов активно принимают участие в районных дебатных турнирах, где основными темами являются моральные принципы.

Понимание и взаимопомощь между этносами, религиями в нашей стране переросло в крепкую дружбу, сплоченность единого народа, взаимоуважение. Этому свидетельствует праздничная новая дата-День Благодарности, которая отмечается в день создания Ассамблеи народов Казахстана- 1 марта.

1 мая –День Единства народов Казахстана ежегодно в школе проходит очень торжественно ребята представляют многие национальности - в концертной программе звучат песни на разных языках. Наурыз мейрамы сплотил все национальности нашей страны, ежегодно на сцене можно увидеть представителей различных этносов.

Все ценности воспитания подрастающего поколения - уважение, дружба, толерантность, любовь и взаимовыручка, готовность помочь - начинаеются с семьи. Становится доброй традицией проведение в стенах школы мероприятий, посвященных Дню семьи- это круглые столы с родителями и детьми.

3. В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования.

Учителя должны играть важную роль в реализации программы «Мәңгілік ел», озвученной Президентом, а учителя общественно-гуманитарного цикла в первую очередь ответственные за продвижение национальной идеи среди подрастающего поколения. Новый 2015-2016 учебный год во всех организациях среднего образования республики начался со Дня знаний, где проводился урок мира по теме «Ценности Мәңгілік ел»,

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современного Казахстана.

В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль организаций образования в воспитании юных граждан Республики Казахстан.

В этих целях учителя истории школы проводят дебатные турниры среди старшеклассников. На уроках географии и факультативного курса краеведения детям прививается любовь к родине, чувство ответственности за будущее родного края.

Классные руководители проводят классные часы посвященные событиям нашей страны:

День Независимости РК, День Победы.

20-летию Конституции Республики Казахстан;

20-летию Ассамблеи народа Казахстана;

Проведению Международной выставки «ЭКСПО-2017».

При проведении внеклассных мероприятий считаю продуктивным применять новые технологии преподавания и активные формы обучения, изученные на курсах третьего (базового) уровня Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработчиками которой является АОО Назарбаев Интеллектуальные школы и кафедра образования университета Кембридж.

Таким образом, все мероприятия организованные для реализации программы «Мәңгілік ел» будут направлены на формирование человека образованного, обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».

Национальная идея «Мәңгілік ел» - это вектор развития казахстанского общества, которым должен руководствоваться современный учитель.

Фундамент её должен быть заложен в школе. В рамках реализации этой идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную и образовательную работу в школе. Изучение предметов должно быть направленно на формирование духовно - нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодёжью идеи терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического Казахстана.

Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.

Быть гражданином и патриотом своей Родины, значит, иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.

Примечательно, что в заключении послания Президент обратился к подрастающему поколению. Им были сказаны такие слова: «Особо обращаюсь к нашей молодежи. Эта Стратегия - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!».

Использованная литература:

    Руководство для учителя «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

    Республиканский конкурс эссе «Конструктивистское обучение: настоящее и перспективы» .Эссе «Образование: вчера, сегодня, завтра»

    Послание народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»

4. (веб-сайт )

Под крышей Казахстана в мире и согласии проживают более сотни национальностей, объединенных одной историей и одним будущим. «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш «Мәңгілік ел», наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков», - сказал президент Нурсултан Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана. Скорее всего, каждый казахстанец понимает, что достигнуть поставленной цели, войти в топ-30 самых развитых стран мира мы сможем, лишь объединив усилия каждого гражданина. Такие амбициозные задачи нам по плечу, считает представитель Ассамблеи народа Казахстана Лео Шик, который поделился своим мнением касательно национальной идеи с нашими читателями.

- Лео Богданович, как вы считаете, единение народа Казахстана - уже реальность или к этому мы еще стремимся?

Я считаю, что Казахстан - наш общий дом. Благодаря мудрой политике Главы государства в нашей стране созданы все условия для мирной и дружной жизни в межнациональном и межконфессиональном согласии. Для единения казахстанцев в республике сделано много. Самое главное, я считаю, что Конституция начинается со слов «Мы, народ Казахстана». А это обстоятельство уже говорит о единении всех граждан. В главном документе нашего государства декларируется основной принцип - равенство перед законом. Ни один житель республики не ущемлен, вправе пользоваться всеми предоставленными благами.

- Поскольку мы заговорили о Конституции, как вы считаете, в полном объеме соблюдаются интересы представителей различных национальностей?

Наверное, только в Казахстане создан уникальный инструмент урегулирования межнациональных отношений, которому раньше не было аналогов в мире. Я говорю об Ассамблее народа Казахстана. В эту организацию входят представители всех национальностей и этносов, населяющие просторы современного Казахстана.

Как показывает практика, ассамблея стала действительно функциональным органом. Только вдумайтесь: в Парламенте РК девять депутатов назначаются из числа ее представителей! Несомненно, что они учитывают интересы казахстанцев разных национальностей на законодательном уровне. Это обстоятельство как раз и говорит о единении народа.

Ассамблея нашла свое развитие в создании домов дружбы, которые одобрил наш президент. Могу сказать, что в Восточном Казахстане работают девять домов дружбы, объединяющие представителей 105 национальностей. К тому же созданы школы возрождения национальных культур и языков. В них желающие изучают казахский, свой родной, и английский языки. В послании «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства еще раз акцентировал внимание на этом вопросе. Так что в Казахстане делается много по сравнению с другими государствами. Результатами такой работы являются мир и межэтническое согласие.

По инициативе нашего президента за одним столом собирались представители всех мировых конфессий. На мой взгляд, это большое достижение - собрать всех их под одной крышей. Религия, как известно, играет большую роль в жизни людей, она находится в душе каждого человека.

- Глава государства говорил о необходимости принятия Патриотического акта. Лео Богданович, а что для вас означает независимость Казахстана?

Независимость Казахстана - это многовековая мечта народа, населяющего огромную территорию, и тех людей, которые пришли под кров государствообразующей нации - казахов. Гостеприимный Казахстан стал для нас родным домом.

Независимость нашего государства позволяет нам в полной мере реализовывать себя в жизни, становиться людьми, профессионалами. Мы имеем возможность развивать свою вековую культуру, изучать свои языки, соблюдать свои традиции. Поэтому независимость дорога не только коренному населению, но и всем представителям единого народа Казахстана. Суверенитет позволяет нам всем вместе проводить долгосрочное планирование, строить планы на семь пятилеток вперед и войти в число самых развитых стран мира. Независимость гарантирует нам достижение всех поставленных целей.

- В прошлом году в Казахстане много говорилось об истории. Как сказал в послании народу президент, нас объединяет общая судьба, прошлое. Лео Богданович, вы ощущаете общность судьбы и ее объединяющее влияние?

Касательно общности истории я могу сказать по своему лично пережитому опыту. Судьба моего этноса - немцев - была по-своему трагичной. После того как мы были выселены в Казахстан, нас эта земля приняла как своих. Я здесь получил образование и признание, смог реализоваться в жизни. Многое нас связывает с Казахстаном, все тяжелое время мы прошли вместе. Казахи протянули нам руку помощи. В свою очередь люди других национальностей внесли свой огромный вклад в развитие и становление современного Казахстана. Мы все вместе строили и строим свое будущее. Мы вместе прошли и пережили годы Великой Отечественной войны, защитили Москву.

В последующем прошли историю всеобщего подъема народного хозяйства. Казахстанская целина поднималась всеми народами. Приезжие из других регионов СССР впоследствии остались здесь и посвятили свою жизнь служению и труду на казахской земле. И сейчас ставится вопрос о том, чтобы интенсивными методами поднимать сельское хозяйство с внедрением всех новейших достижений. Нам необходимо пересмотреть свои взгляды на жизнь, в обществе должны быть созидатели, а не люди, которые пытаются легко прожить и ничего не оставить для потомков. Нам не рисуют безоблачный рай, а говорят, что нужно всего достигать поэтапно и только своим трудом.

Следите за нашими новостями на

Национальная идея является на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском обществе. В течение ряда лет она не сходит со страниц газет и журналов, становится предметом теле- и радиопередач, анализируется ученым сообществом на научных конференциях и в дискуссионных клубах.

Национальная, или употребляемый нами в определенном смысле термин «общенациональная», идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства. Один из основных вопросов при разработке проблемы национальной идеи - о том, как она может быть сформирована или, как говорят, найдена. Очевидно, что ее невозможно просто придумать. Ее компоненты содержатся в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия, она находит свое выражение в философии, истории, науке, поэзии, литературе, музыке, живописи, танце, искусстве, языке.

Актуальность и приоритетность исследования и разработки общенациональной идеи определяется тем, что она является системообразующим началом консолидации казахстанского общества, формирования адекватного уровня национальной идентичности граждан страны, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой поступательного социально-экономического развития Казахстана в условиях глобализации.

Следует сказать, что приведенное определение национальной идеи лежит в русле концепции, получившей название «национальное строительство» (nation-building), смысл которой состоит в формировании единой нации из полиэтнического по своему составу общества. Далеко не у всех, однако, концепция национального строительства вызывает одобрение. Многие политологи и политики считают, что построение единой нации в полиэтническом обществе невозможно, так как этническая идентичность людей всегда будет довлеть над их идентичностью с государством и с представителями других этнических групп.

По их мнению, в Казахстане существует только одна нация, которую составляют казахи, тогда как все остальные проживающие в республике народы являются диаспорами. Поэтому национальная идея Казахстана суть не что иное, как национальная идея казахов, или казахская национальная идея. Национальная идея должна стать основой возрождения казахов как нации. В результате этого подхода коренной этнос получил в общественном мнении, а затем и в науке, название титульной нации. В литературе по национальному вопросу такой подход называется «этнокультурным пониманием нации». Такое название вытекает из того, что элиты коренного этноса, выступая от его имени как защитники интересов народа, во главу угла ставят этническую культуру, в первую очередь язык. При этом особую роль они возлагают на государство, которое должно оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и в то же время возводить ее в статус фундамента культуры многонационального общества.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что национальная идея не может быть идеей только одного народа, в полиэтническом государстве. В Казахстане национальная идея должна быть по существу общенациональной идеей, направленной на объединение всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности, в единый народ на основе общности их казахстанского гражданства. Такой подход называется в современной этнополитологии гражданской нацией.

Сегодня в Казахстане эти два подхода к пониманию национальной идеи являются доминирующими. Сторонники казахской национальной идеи имеют своих союзников практически полностью, что вполне естественно среди самих казахов. Поборниками другого подхода к национальной идее являются, как правило, представители некоренных этнических групп, хотя среди его приверженцев немало и казахов.

Приверженцы казахской национальной идеи отстаивают особое положение казахов среди всех национальностей Казахстана, отдают приоритет интересам одного, но главного, с их точки зрения, этноса. В противоположность этому сторонники гражданской национальной идеи считают, что национальная идея должна отражать интересы всех этнических групп Казахстана. В основе национальной идеи, с их точки зрения, должен лежать не приоритет одного, пусть даже самого крупного, коренного этноса, а равенство их всех как составных частей единого согражданства Казахстана. Противоположность двух подходов к национальной идее, титульного и гражданского, порождает идейный конфликт их адептов. Следует отметить, что подобное противоречие характерно не только для Казахстана, с ним сегодня сталкивается большинство постсоветских обществ, где население отличается этнической разнородностью. Более того, противоречие между этнокультурным и гражданским пониманием национальной идеи и нации характерно для многих государств современного мира.

Практически во всех новых независимых государствах стоит задача национальной консолидации мультиэтнического населения в единое сообщество, объединенное высоким уровнем идентичности. Во многих государствах сохраняются различные противоречия между самым крупным этносом (группой самых крупных этносов) и другими, более мелкими этносами. Перед правительствами большинства современных государств с мультиэтническим составом населения стоит принципиальный вопрос: как решать реальное противоречие между гражданским и этнокультурным пониманием нации и национальной идеи?

Как показывает реальная практика национального строительства в различных государствах современного мира, в решении этого противоречия доминирует принцип «и - и», а не «или - или». Следовательно, речь идет о том, что в разработке общенациональной идеи Казахстана необходимо использовать обе концепции нации - гражданскую и этнокультурную, а не опираться только на одну из них, отбрасывая другую.

Каким образом разрешается противоречие этих концепций в Казахстане? Этим способом является формирование единого народа как гражданского сообщества вокруг казахского этноса, который является для Казахстана титульным. Один из крупнейших современных этнополитологов и теоретиков нации Энтони Смит называет этот способ построения нации одним из самых распространенных в мире, моделью «доминирующего этноса».

В Казахстане отсутствие зрелого гражданского общества связано с тяжелым наследием тоталитарного прошлого страны, оказывающим негативное воздействие, в том числе на процессы национального строительства. Здесь же мы усматриваем причины того, что казахстанское общество, рассмотренное (мысленно, разумеется) автономно, в отрыве от государства, не может до сих пор предложить и разработать общенациональную идею, которая стала бы основой гражданской национальной идентичности.

В ситуации, когда гражданское общество не созрело до такого уровня, чтобы стать ведущей социальной силой процесса формирования гражданской нации в Казахстане, роль ведущего субъекта национального строительства берет на себя государство. Именно государство своей национальной политикой чисто практически, как говорится, на ощупь, без достаточного теоретического обоснования со стороны научного сообщества, пытается воплотить в жизнь модель гражданской, казахстанской нации на основе государствообразующего казахского этноса. Тем самым государство пытается разрешить противоречие гражданской и этнокультурной концепций нации в Казахстане на основе принципа «и - и».

Не только национальная политика, но также экономическая, социальная, культурная, образовательная и все иные виды управления общественными отношениями в Казахстане определяются государством при незначительном участии негосударственных институтов как представителей нарождающегося гражданского общества. Государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию Казахстана, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне как центральной, так и региональной, и местной власти. При этом заметную роль в национальной политике государства играют компромиссы между интересами казахской части населения и остальных этнических групп Казахстана.

Таким образом, в национальной сфере Казахстана мы имеем следующую конфигурацию основных акторов. На крайних полюсах стоят, с одной стороны, казахские элиты, придерживающиеся идеологии титульного понимания нации, а с другой стороны, русскоязычные элиты с идеологией гражданского понимания нации. В центре этой диспозиции - государство, которое своей национальной политикой пытается сблизить и примирить крайности, стремится не допустить конфронтации идеологий, чтобы конфликт ценностей не перерос в конфликт интересов и опасные для общества акции.

С позиций институционального анализа проблемы национальной идеи в Казахстане интерес представляет не только исследование диспозиции главных акторов национальной сферы Казахстана и их идеологий, но также и имеющихся в их распоряжении ресурсов. Разумеется, в Казахстане, как и любой другой стране, наибольшими ресурсами для деятельности в национальной сфере обладает государство. Если же иметь в виду, что в республике гражданское общество находится на ранней стадии своего развития, то нет никаких сомнений в том, что значение государства для регулирования отношений в национальной сфере значительно возрастает.

Если же говорить о других факторах национальной сферы - этнических элитах, то имеющиеся в их распоряжении ресурсы, в первую очередь материальные, невелики. Пожалуй, главным из них является поддержка этнических групп, от имени которых они выступают. В случае, если она сильная, она способствует этнической мобилизации масс, что является серьезным вызовом для государства, стремящегося к поддержанию политической стабильности в обществе. Сегодня уровень этнической мобилизации масс в казахстанском обществе невысок. Иначе говоря, этнические элиты не имеют в настоящее время широкой и устойчивой социальной базы в обществе.

Таким образом, в Казахстане как мультиэтническом обществе имеется объективная потребность для существования и реализации как титульной, этнокультурной концепции нации, так и гражданской концепции. Игнорирование какой-либо из них будет иметь пагубные последствия для общей ситуации в национальной сфере.

В связи с этим мы хотели бы указать на наиболее важные, с нашей точки зрения, потребности и интересы общества и государства в укреплении как гражданской национальной идентичности, так и этнокультурной идентичности казахов.

В первом случае эти интересы и потребности видятся нам следующим образом.

Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп.

Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной - Республикой Казахстан. Единый казахстанский народ станет реальным воплощением лозунга «Казахстан - наш общий дом». Казахстанский патриотизм, высокий моральный дух станут реальными атрибутами гражданской нации, реальной социальной и политической силой. Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана: «Мы должны быть единой и сплоченной нацией, - нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое».

В-третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, не могут существовать друг без друга.

Говоря о необходимости включения этнокультурной концепции нации в состав общенациональной идеи Казахстана, укажем на следующие причины.

Во-первых, если речь идет о модели национального строительства единого казахстанского народа вокруг государствообразующего этноса - казахов, то естественно предположить их особое место в структуре гражданской нации. Речь, разумеется, идет о таком включении этнокультурной концепции в состав общенациональной идеи Казахстана, которое было бы в значительной мере совместимым с гражданской концепцией нации, а не исключало одно другое.

Во-вторых, необходимо иметь в виду характер формируемого в нашей стране народа. Речь идет о том, что казахстанский народ не является по способу своего образования эмигрантской нацией, наподобие той, что существует в Америке (как Северной, так и Южной), Австралии и некоторых других регионах мира. Нация в Казахстане имеет отчетливые этнические и исторические корни, которые связаны в первую очередь с казахами. Этот этноисторический аспект формирования казахстанского народа должен, несомненно, найти свое место в общенациональной идее.

В-третьих, этнокультурный аспект имеет большое значение в плане методологии разработки общенациональной идеи Казахстана. Сама концепция национального строительства предполагает конструктивистский подход к исследованию и разработке национальной идеи. Иначе говоря, элита формирует национальную идентичность и, следовательно, нацию из того мультиэтнического состава населения, от лица которого она выступает. По нашему мнению, не следует абсолютизировать ни гражданскую концепцию нации, ни конструктивистский подход.

Таким образом, включение этнокультурной компоненты в структуру общенациональной идеи Казахстана имеет принципиальное значение для обоснования ее исторической и культурной преемственности. Речь идет, если обратиться к Смиту, о таком реконструировании традиционной культуры казахов, чтобы определенные ее элементы и символы могли органично вписаться в современную культуру.

Подводя итог нашей работы, мы бы хотели отметить, что поиск и разработка национальной идеи - сложная проблема для любого народа. Она является продуктом творчества общества, элит и государства. Для Казахстана принципиальное значение имеет синтез гражданской и этнокультурной концепций нации и национальной идеи. Мы уверены, что именно на этом пути мы обретем национальную идею Казахстана.

Абдумалик НЫСАНБАЕВ, Рустем КАДЫРЖАНОВ


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Национальная идея призвана консолидировать общество. Для ее выработки необходимо сплочение всех казахстанцев, без деления кого бы то ни было по этническому признаку. Одним из основополагающих документов, принципы («Одна страна - одна судьба», «Разное происхождение - равные возможности», «Развитие национального духа» ) которого легли в основу формирования национальной идеи, стала «Доктрина национального единства Казахстана», принятая в 2010 году.

В начале 2014 года Президент РК Нурсултан Назарбаев, выступая с Посланием к народу, призвал жителей работать ради достижения целей стратегии «Казахстан-2050», направленной на создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, а также вхождение республики в число 30 самых развитых стран мира. Одной из особенностей выступления Лидера нации стало то, что он сказал: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков». Таким образом Н. Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел» («Вечная страна»). По его мнению, за 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем. К ним президент отнес:

Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана;

Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в обществе;

В-третьих, это светское общество и высокая духовность;

В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций;

В-пятых, это Общество Всеобщего Труда;

В-шестых, общность истории, культуры и языка;

В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие страны в решении общемировых и региональных проблем.

По мнению Елбасы, благодаря этим ценностям казахстанцы всегда побеждали, укрепляли страну, множили великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма. Таким образом, президент призвал всех казахстанцев, в особенности молодежь, приложить все усилия для достижения великой единой цели, единого будущего. Тогда же были даны поручения организовать разработку и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел».

По сути, данный документ - это национальная идея Казахстана, у которой имеется своя особенность. Она опирается на полиэтничность. Только соблюдение интересов всех граждан республики приведет к переходу к гражданскому обществу и к формированию единого народа, что и является основой национальной идеи. Только сообща казахстанцы смогут построить успешный и благополучный Казахстан. Поэтому «Мәңгілік Ел» является государственной идеологией.

В январе прошлого года была начата разработка концепции национальной идеи. Для этого создали рабочую группу из представителей Администрации Президента РК, правительства, Ассамблеи народа, общенационального движения «Казахстан-2050». Основной задачей концепции «Мәңгілік Ел» стала формулирование принципов единства казахстанского общества, а документ стал основой для патриотического воспитания жителей страны.

В преддверии досрочных президентских выборов, состоявшихся в апреле 2015 года, Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости юридически оформить концепцию национальной идеи. Такое же предложение было им озвучено перед делегатами Ассамблеи народа республики. Разработка такого документа считалось уникальным, поскольку в мире нет государства, который национальную идею зафиксировал бы в форме нормативно-правового акта. «Такого опыта нет нигде, и мы идем впереди всех», - сказал по этому поводу Лидер нации.

На днях на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана был принят программный документ «Мәңгілік Ел», документально закрепивший национальную идею государства. «Патриотический акт - это сборник важнейших ценностей, напрямую влияющих на сегодняшнюю жизнь и будущее. Патриотический акт - это наказ грядущим поколениям основоположников независимости. Мы должны работать во имя укоренения этих ценностей в сознании каждого казахстанца», - отметил Нурсултан Назарбаев. Символично, что национальная идея появилась в год 25-летия независимости Республики Казахстан.

Таким образом, национальная идея построена на ценностях, позволивших казахскому народу добиться исторических успехов. Следование ей позволит Казахстану стать участником решений всех значимых как региональных, так и мировых вопросов. Как отметил Н. Назарбаев, национальное единство, мир и согласие, история и культура, целостность языка являются гарантией единства и стабильности в государстве, так как на основе названных ценностей закладывается основа нового патриотизма.

Руслан Хадимуллин

К вопросу о национальной идее.

В последнее время в обществе обострилась дискуссия на тему национальной идеи и доктрины национального единства Казахстана. В этой статье я хотел бы выразить свою точку зрения по этому вопросу.

Для начала и сформулирую насколько описательных частей национальной идеи, так как я ее пониманию, и в свете таких определений хотел бы рассмотреть ситуацию с национальной идеей в Казахстане.

Ключевыми вопросами, требующими ответа являются: что такое национальная идея как элемент обустройства общества, какими характеристиками она должна обладать, как она появляется (создается) и каким образом реализуется.

Что такое национальная идея?

Национальная идея - свет и маяк в развитии общества.

Национальная идея является целью, идеалом, святым устремлением вперед. Национальная идея - есть элемент, определяющий направление развития общества и являющийся мерилом прогресса общества в этом направлении. Национальная идея - это объединяющее, сплачивающее начало для развития общества и указующий вектор его развития. Именно для этого и нужна национальная идея - это тот идеал, те ценности, в которых члены общества черпают свое вдохновение, то, что является общим для разделяющих идею, то что придает энергию, стимул и направление деятельности индивида.

Стремление к развитию, улучшению, расширению является внутренним свойством человеческого общества. В противном случае оно начинает загнивать и распадаться. Вместе с тем, вопрос, что такое развитие остается глобально открытым. Национальная идея является ответом на этот вопрос. Она становится маяком, задающим направление этого развития с одной стороны, а с другой стороны она задает определенную систему измерений и сопоставлений происходящих изменений. Задавая систему измерений и сопоставлений, она, таким образом, закладывает систему ценностей в каждого члена общества, разделяющего идею.

Важным моментом является то, что нет постоянных национальных идей. Они изменяются, эволюционируют вместе с развитием общества. Общество и человек не умеют мыслить историческими масштабами, так что национальная идея должна быть понятной для одного-двух-трех поколений. Более глобальная идея становится либо слишком абстрактной и далекой, а значит не «цепляет» человека, а краткосрочная является слишком мелкой, чтобы захватить значительные слои общества. При этом, сама идея конечно может быть и грандиозной, типа построения «тысячелетнего рейха» или «мировой революции», но в таком случае она разбивается на вполне конкретные этапы реализации.

Из такой точки зрения следуют два важных вывода, актуальных в текущей дискуссии о национальной идее и национальной доктрине.

Вывод первый. Обсуждение тезиса, какой должна быть национальная идея: «казахской» или «казахстанской» является принципиально деструктивной и такое обсуждение должно быть вынесено за рамки дискуссии теми. Если нам нужна идея для развития Казахстана, то она точно не может быть «казахской», она должна быть казахстанской. В связи с этим сторонники «казахскости» идей однозначно являются противниками светлого будущего Казахстана.

Понятны дискуссии в рамках национальной политики, но это совершенно другая плоскость и совершенно другая область.

Вывод второй. Поиски национальной идеи в тысячелетней истории какого-либо народа, территории, в культурных традициях и прочем являются бесполезными. Национальная идея - это взгляд в будущее, это стремление вперед и бессмысленно в этом вопросе упираться в достижения или недостижения далеких предков. Национальная идея краткосрочна - на одно - два-три поколения и бессмысленно ее выводить из глубокого прошлого. Я не отрицаю влияния традиций, истории, национального самосознания. Но эти элементы внутренне будут включены в национальную идею просто потому, что она должна «вплестись» в систему ценностей индивида. В противном случае, она не захватит ум и устремления человека, будет мертворожденной.

Какой же должна быть национальная идея?

Национальная идея - лаконична, проста, понятна и эмоциональна.

Исходя из того, что идей является маяком для членов общества, она должна быть понятна для любого уровня интеллектуального развития и точно эмоциональна, ибо только так, в ощущениях, в переживаниях возникает взаимодействие человека и идеи.

В связи с этим все национальные идеи, как бы красиво они не «заворачивались», сводятся к одной мысли «мы вам всем покажем». Может быть формулировка и грубая, но национальная идея должна заводить и тонизировать общество в целом, все его слои, а значит апеллировать к грубым чувствам. Дальше уже происходят вариации на тему «что именно покажем». Вот примеры: покажем всем остальным «цивилизацию и культуру» (Римская империя и сейчас уже, наверное США с их демократией), качество (послевоенная Япония), гражданское общество и свободы (Франция времен Наполеона), свободное от церкви и сословий демократическое общество равных возможностей (США в годы борьбы за независимость), не отдадимся французам (начавшееся объединение германских Государств), и далее Германия превыше всего (в разных вариациях в немецкой истории).

На практике национальная идея формулируется кратко и понятно, она стимулирует общество на подвиги, а в каком направлении эти подвиги совершать - это вопрос политики.

Национальная идея Франции до Наполеона заключалась в «Свободе, Равенстве, Братстве», и постепенно трансформировалась в несение гражданского кодекса и буржуазных свобод на штыках армии по всей Европе, при этом в самой Франции этих свобод не осталось.

Показательна история «Германской песни», написанной Х. Хофманом фон Фаллерслебеном. В ней были такие строки: Deutschland, Deutschland über alles, über alles in die Welt (Германия, Германия превыше всего, превыше всего в мире!).

«Когда Х. Хофман фон Фаллерслебен, либерал, подвергавшийся в 30-40-х гг. преследованиям в Пруссии, в 1841 г. написал эти слова, он имел в виду благородное стремление поставить превыше всего интересы разорванного на части отечества и бороться за его единство, независимость и прежде всего - за его свободу. Песня оказалась очень живучей и поддающейся разным толкованиям. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. в Германии восторженно повторяли эти строки, подразумевая уже не столько свободу, сколько силу Германии и ее предназначение стать вершителем европейских судеб. Характерно, что происходило с "Германской песней" в дальнейшем. В 1922 г. она была объявлена гимном Веймарской республики. Когда в 1933 г. в Германии к власти пришел Гитлер, ее соединили с гимном фашистов песней о Хорсте Весселе и сделали этот гибрид гимном Третьего рейха. После окончания Второй мировой войны "Германская песня" была запрещена союзниками - победителями германского фашизма. Но в 1952 г. ее третья строфа, начинающаяся словами "Согласие, правда и свобода", была объявлена гимном ФРГ. Так в судьбе "Германской песни" символически отразилась судьба германской национальной идеи.» (Оболенская С. В. Национальные идеи в 19 столетии. Нужна ли нам "русская национальная идея"?).

«Так национальная идея, родившаяся в Германии в начале XIX в. как идея языковой и культурной общности, трансформировалась в идею единого национального государства…. Она несла тогда функцию демократической программы объединения свободных граждан германских земель ради общественного блага.

Трансформация национальной идеи во второй половине XIХ в. была одной из причин развивавшейся в Германии делиберализации массового сознания. Национализм стал важнейшим идеологическим инструментом, который господствующие в государстве силы осознанно использовали для включения масс в политику агрессии и расовых преступлений. Искаженная до неузнаваемости, в годы гитлеровской диктатуры германская национальная идея стала составной частью идеологии мирового господства и массового уничтожения.» (Оболенская С. В. Национальные идеи в 19 столетии. Нужна ли нам "русская национальная идея"?)

Национальная идея соответствует чаяниям и ожиданиям общества.

Как уже говорилось, национальная идея отвечает текущим ожиданиям общества. Подчеркну важность понятия «текущим». Национальная идея является ответом на конкретные и осязаемые вызовы текущего момента. Она не связана с «тысячелетней» историей, культурой и предпосылками - она вполне конкретна и актуальна для текущего времени и является реакцией на него.

Конечно, национальная идея обставляется как некая философская концепция типа «тысячелетних рейхов», «особой роли народа в истории» - но это есть только идеологическая мишура.

Национальная идея - стимулирующий и активный элемент, поэтому она носит вполне реальный и прикладной характер. Она является определенной инструкцией, стереотипом поведения, алгоритмом действия, который применяется постоянно, автоматически в повседневной жизни. А философские концепции потом надстраиваются интеллектуальной прослойкой или развиваются для более эффективного управления, ее трансформацией в интересах господствующих в стране сил.

Национальная идея имеет четкие границы, по которым проходит разделение «свой - чужой».

В силу того, что национальная идея должна объединять, цементировать общество, она должна иметь четкие границы для отличия свой - чужой. При этом, как ни странно национальная идяй не всегда собственно национальна.

Древний Рим - скопище народов, объединенных понятием Рим - центр цивилизации. Национальная идея Франции объединила не только французов.

Вот что писал Ф. Энгельс в «Роли насилия в истории» на примере Эльзаса и Лотарингии, население которых до революции бесспорно принадлежало к немецкому этносу.

"Но вот, - писал он, - разразилась французская революция. То, что Эльзас и Лотарингия не смели и надеяться получить от Германии, было им подарено Францией... Крепостной, обязанный барщиной крестьянин стал свободным человеком, во многих случаях свободным собственником своей усадьбы и поля... Нигде во Франции народ не присоединился к революции с большим энтузиазмом, чем в провинциях с говорящим по-немецки населением. Когда же Германская империя объявила войну революции… тогда было покончено с принадлежностью эльзасцев и лотарингцев к немецкой нации, тогда они научились ненавидеть и презирать немцев, тогда в Страсбурге была сочинена, положена на музыку и впервые пропета эльзасцами "Марсельеза", и тогда немецкие французы, невзирая на язык и прошлое, на полях сотен сражений слились в единый народ с французами".
Национальная идея Германии.

Население Пруссии, Австрии, Баварии, Вестфалии и других германских государств, хотя и связанное языком и культурой, не составляло единой политической, государственной нации, как это было, например, во Франции.

После наполеоновских войн многие проблемы - экономические и социальные преимущественно - были общими для всех германских земель, складывались и общие политические национальные настроения. Политические события, происходившие в отдельных государствах, часто приобретали общегерманское звучание. Постепенно национальное единство стало политическим требованием; либерализм и национализм слились. Это произошло накануне революции 1848-1849 гг. Германская национальная идея стала идеей объединения немцев на основе гражданской свободы и государственной независимости.

Революция обнаружила трагическое несовпадение германской национальной идеи с реальным положением и соотношением сил, сложившимся в ходе событий. Национальные требования, подчас противоречившие друг другу, ставили под вопрос идею единого национального государства, идею исторического единства германских земель. Польский вопрос, проблема Шлезвига и Гольштейна и проблема Австрии и входивших в нее национальных территорий, оказались неразрешимыми и стали непреодолимым препятствием для выполнения главной задачи революции - национального объединения. Однако с поражением революции национальная идея не погибла. Германия не стала единым национальным государством, но сознание необходимости единства не только сохранилось, но и укрепилось. В массовом сознании национальное чувство во время революции 1848-1849 гг. активизировалось.

Франко-прусская война 1870-1871 гг. - завершающий этап объединения Германии на путях бисмарковской революции сверху - была фактически спровоцирована Бисмарком. Но началась она для Германии как война национальная и освободительная, как отражение нападения. Для развязывания войны против Франции, для решения вопроса об аннексии Эльзаса и Лотарингии, для создания империи под эгидой Пруссии Бисмарк использовал волну национального подъема, в кульминационные моменты приобретавшую характер шовинистической истерии. Утрачивая либеральный характер, германская национальная идея становилась основой националистической идеологии, в которой особое значение приобрел заложенный в ней в давние годы образ врага.

Как создается и как распространяется национальная идея?

Национальная идея не есть продукт творчества или порождения интеллектуальной элиты общества. Она является сформулированным требованием, нуждой общества и исходит от народа (общества), но не от интеллектуальной элиты.

В связи с этим, дискуссии интеллигенции и интеллектуалов о судьбах нации их предложения являются бессмысленным сотрясанием воздуха. Простота национальной идеи делает невозможной ее формулировку «образованной» частью общества. Эта часть усложняет конструкции, ведет отвлеченные дискуссии и категориях, рассматривает приемлемость той или иной идеи. Эмоциональность идеи также не позволяет «разработать» ее на основании интеллекта.

Таким образом, я предполагаю, что национальная идея «вбрасывается» в общество и в случае ее принятия начинает реализовываться, по ходу модифицируясь, модернизируясь, изменяясь, но сохраняя эмоциональную сонастройку.

Причем «вброс» идей может происходить как со стороны господствующего класса, так и от оппозиции или революционеров. И та идея, которая станет наиболее успешной в деле объединения общества, станет национальной.

А уже после того, как идея обретет формулировку и найдет отклик в обществе, в силу вступает интеллектуальная прослойка общества - писатели, философы, художники, музыканты, ученые и т.д. Они начинают наполнять, развивать и распространять идею в массах. В общем то, что и называется идеологией. После первого резонанса идеи и ожиданий общества, после первого отклика общества на идею происходит более тонкая сонастройка идеи и общества.

Для господствующих классов критически важным становится сохранение этой сонастройки - политики и ожиданий общества. В условиях сонастройки и резонанса можно плавно изменять ожидания и перестраивать общество. Это и есть собственно реализация национальной идеи. Власть формулирует задачи в контексте идеи и проводит определенную политику, которая отвечает идее. Важнейшим элементом остается сохранение связи политики с идеей. При этом, как уже упоминалось ранее идея может модифицироваться и изменяться в угоду власти, однако эти изменения должны носить плавный, «незаметный» характер для сохранения стабильности. Наличие идеи - ключ к развитию общества, но идея - есть ожидания общества, а их изменить волевым усилием невозможно. Поэтому идея важна, но управлять ею нужно аккуратно.

В этом смысле тоталитарные режимы легче в управлении, но только при условии наличия реальной национальной идеи. Когда такая идея есть, то в обществе есть понимание полезности собственного существования и готовность жертвовать индивидуальным в пользу общественного. Есть резонанс с властью, а значит путем тонкой пропаганды, что легко делается в условиях авторитаризма, становится возможным плавное изменение самого общества. В демократическом обществе пропаганда существенно затрудняется, а значит и манипулирование населением становится существенно более трудным процессом.

Таким образом, для разработки национальной идей Казахстана не нужно копаться в истории и «обосновывать» национальную идею интеллектуальными размышлениями. Необходимо просто сформулировать каким мы хотим видеть Казахстан и протестировать эти идеи в обществе.

Задачи типа «Стратегии 2030», «Попасть в 50 (20,10) самых лучших» абсолютно не подходят. Все должно быть проще, типа «Свобода», «Равные возможности», «Догнать и перегнать Америку», «Встанем с колен», «Вся власть народу», «Мы против всех», «Японское качество».

Ну и второе, политика должна сохранять сонастройку с идеей и обществом. «Вся власть народу» - тогда совнаркомы, «равные возможности» - тогда демократия, «свобода» - тогда снести монархии, «встанем с колен» - тогда централизация, укрепление власти и жесткость во внешней политике.

Национальная идея в обществе - это огромная потенциальная энергия и если общество ею зарядить и не дать проявиться по настоящему, то она может разнести само общество (в общем так и происходят революции по классической схеме «низы не могут - верхи не хотят»).

В заключение о национальной политике и национальной доктрине.

Вопросы очень чувствительные для Казахстана, но они чувствительны именно в отсутствие национальной идеи. Когда нет маяка и света впереди, народ начинает делиться и ругаться друг с другом, как собственно в любом коллективе. Когда есть понятная общая задача, которую разделяет большинство в обществе, силу фокусируются на выполнении этой задачи, а не на поисках различий и склоках.

США - общество равных возможностей, Конституционно объявившее равенство всех людей законодательно освободилось от расизма только 40 лет назад. А ментально все еще связано расистскими предрассудками. Наполеон, несший по Европе либерализм и буржуазные свободы, запретил 80% газет.

Понятно, что национальная политика крайне важна, но национальная политика должна быть частью общей политики общества (государства), которая в свою очередь сильно базируется на национальной идее. И в этом смысле даже просто формулировка казахстанской национальной идеи, отвечающей устремлениям граждан, уже сама по себе снимет во многом остроту национального вопроса. Опять же пример Французской национальной идеи демонстрирует это.