Народ в поэме "кому на руси жить хорошо". Изображение образа России в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо Руси жить хорошо тема родины

Народность в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.

По словам Николая Алексеевича, он «собирал по словечку двадцать лет». «Я задумал изложить… - писал поэт, - всё, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…»

Поэма писалась долго, но так и не была закончена, поэтому до сих пор ведутся споры о порядке и расстановке частей и завершенности идейного смысла.

Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое – по художественному методу, народное – по своему значению и тематике, эпическое – по широте изображения действительности и героическому пафосу.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» народна не только своим идейным звучанием. Народная точка зрения на действительность выражена здесь и в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих мужиков, представлены как бы в их видении. Использованная в произведении форма путешествия, встреч, расспросов, рассказов, описаний была очень удобна для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни.

Творчество Н.А. Некрасова совпало с эпохой расцвета родной фольклористики. Именно в это время народ оказался в центре читательских масс.

Сам Некрасов постоянно «бывал в русских избах», благодаря чему крестьянская речь стала с детства хорошо известна ему: он изучал простонародный язык и стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления. В конце концов эта речь стала его собственной речью. Некрасов стремился к наиболее полному и всестороннему изучению народа.

Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в «могучую и всесильную» страну. Он высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» присутствует большое количество примет и поверий, пословиц и поговорок, а также загадок: «Ну, леший, шутку славную над нами подшутил», «С кем встречи вы боитеся идя путем-дорогою» (с попом), «Рубаху чистую надела в Рождество», «Пошли крутую радугу на наши небеса», «Солдаты шилом бреются, да дымом греются», « Наши топоры лежали до поры», «С работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат», «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», «Из песни слово выкинуть, так вся песня нарушится», «Ты тем перед крестьянином пшеница провинилася, что кормишь ты по выбору, зато не налюбуется на рожь, что кормит всех», «Никто его не видывал» (загадка об эхе), «Замок – собачка верная» (о замке), «Вот то, чем больше вертется» (веретено), «Одни не птица» (о мельнице), «Всю жизнь свою ты кланялся» (о топоре), «Весь век пила железная жует» (о пиле).

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана именно тем, народным языком именно для тех людей, которые составляют основную часть нашей страны – простого русского народа.

«Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» — такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н. А. Добролюбов. И действительно, лирика Некрасова — явление исключительное в русской литературе, ибо поэт сумел выразить в ней беззаветную любовь к Отчизне, к русскому народу, сумел правдиво рассказать о его труде, силе, мужестве, терпении, о справедливом протесте против угнетения, который издавна накапливается в его сознании, сумел нарисовать чудесные, бескрайние просторы нашей Родины, великой и могучей, как и сам русский народ. В центре внимания великого художника всегда находилась судьба Родины и народа. Сам Некрасов утверждал, что «призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ».

В завершение своего творческого пути Некрасов пишет поэму «Кому на Руси жить хорошо» — самое замечательное и самое сложное свое произведение. В нем поэт-революционер, поэт народной скорби и гнева сумел, несмотря на самые жесткие цензурные условия, поднять жгучие и злободневные вопросы современной ему жизни. Некрасов создает поэму о народе и для народа, написанную народным языком, и о ней во много раз больше, чем о «Руслане и Людмиле», можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Глазами странников-мужиков, ищущих ответа на вопрос, «кому на Руси жить хорошо», Некрасов показал всю неудовлетворенность реформой 1861 года, когда было осуществлено «освобождение крестьян от земли», когда крестьян заставляли платить не только за свою землю, но и за свою свободу. В поисках счастья и счастливых странники всюду видят лишь бедственное положение трудового народа, во всей своей убогости и неприглядности встает «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». «Счастье» народное, смешанное с потом и кровью, лучше всего само может рассказать о жизни народа.

Непрочно «счастье» пятирублевого заработка молодого плечистого каменотеса, встающего «до солнышка» и работающего «до полуночи», «счастье» каменщика, надорвавшегося на непосильной работе и вернувшегося умирать на родину, «счастье» бывшего в двадцати сражениях, прошедшего через лишения и испытания мирного времени и все-таки оставшегося в живых солдата. Но что же тогда «несчастье», если подобный каторжный труд можно назвать счастьем?

Отзвонили похоронную по прежней помещичьей жизни, разрушаются дворянские усадьбы, но возле крестьянина по-прежнему стоят «три дольщика: бог, царь и господин». «Трещит крестьянский пуп» от непосильной работы. Как и раньше, крестьянин «до смерти работает, до полусмерти пьет». Еще более ужасно положение женщины-крестьянки, находящейся под двойным гнетом: крепостным и семейным.

Молва оставила счастливицей Матрену Тимофеевну, но именно на примере ее «счастливой» жизни Некрасов показал без прикрас тяжелую долю крестьянки. Все ее счастье — в непьющей семье, замужестве по добровольному согласию да в устном ходатайстве об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Куда больше было горя в жизни этой женщины! С раннего детства вынуждена она разделять тяжелую крестьянскую судьбу своей семьи. В семье мужа она вытерпела деспотизм свекрови, необходимость, уходя на работу, бросать малых детей на чужие руки, потерю первенца, горькое положение матери сына-раба, постоянные разлуки с мужем, уходящим на заработки. И ко всему этому прибавляются новые несчастья: пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. Для женщины воля — неотъемлемое условие счастья, но

Ключи от счастья женского, от… вольной нашей волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!

Лишь частично освободила женщину реформа 1861 года. Она «в семействе покуда раба, но мать уже вольного сына»! Отменено крепостное право, но века рабства оставили глубокий след в сознании крестьян. Самодовольные, презирающие труд помещики не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм царили в дворянских гнездах. Пан Глуховскнй в мире «чтит только женщину, золото, честь и вино», но мучает, пытает, вешает своих холопов. «Куражится» и Последыш, не допуская даже мысли о том, что за крестьянами все же признали права человека.

Много искалеченных судеб на совести помещиков, но это не мешает им спать спокойно. Но тем временем пробуждается народ. Все меньше холопов, для которых «чем тяжелее наказание, тем… милее господа». В них уже просыпается сознание своей силы, своих человеческих прав, сознание, которое должно по-иному озарить их жизнь. Дружно и бодро кипит работа на «своих покосах». Все сердца полны надежды, все живут предчувствием лучшей доли. В душе каждого, даже самого захудалого вахлака, живет это сознание, поднимая его над окружающими. Но это лишь надежда. Некрасов показывает тех же самых вахлаков, «которых, вместо барина, драть будет волостной». Да и сами крестьяне начинают понимать, что реформа не дала им подлинной свободы: «что тут черная крестьянская душа», но «все вином кончается». Лишь иногда приходит команда, и можно догадаться, что

…взбунтовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь.

Но самым ярким признаком пробуждения народа являются крестьяне-«бунтари», народные заступники. Даже разбойник Кудеяр, видя безнаказанность преступлений помещиков, берет на себя благородную роль народного мстителя. Олицетворением богатырской мощи и непоколебимой воли русского народа представлен в поэме «клейменый, но не раб» Савелий, «богатырь Святорусский». И Ермил Гирин, и Гриша Добросклонов — тоже новые люди в полуфеодальной России. Это будущие революционеры, которые понимают, что

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!

Сравнивая картины до — и послереформенной России, Некрасов приводит нас к убеждению, что освобождение крестьян баз земли не принесло им счастья. И на вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — поэт отвечает отрицательно. Именно поэтому по всей России восстает трудовой, расправивший богатырские плечи народ. Пусть еще не скоро придет долгожданная победа, но это непременно будет, потому что

Рать поднимается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

Судьба Родины и народа (по поэме «Кому на Руси жить хорошо»)

Другие сочинения по теме:

  1. Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы «по словечку», как он сам...
  2. Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного...
  3. Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим...
  4. Творчество Некрасова совпало с эпохой расцвета родной фольклористики. Именно в ту пору, под влиянием общественных сдвигов, происшедших в пятидесятых —...
  5. Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо — вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
  6. Сочинения по литературе: Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо» В поэме Н. А....
  7. Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этом монументальном произведении поэт стремился как...
  8. Тема Сочинения: Замысел и его воплощение. Спорные вопросы изучения поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» (866-876) можно назвать энциклопедией крестьянской...
  9. Тема «Фольклор в творчестве Некрасова» неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. Тем не менее, я считаю небесполезным еще раз вернуться...
  10. В главе VI («Трудный год»), изображая положение солдатки, Некрасов использует похоронные причитания из сборника Барсова, таким образом меняя применение текста....
  11. События в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» разворачиваются после отмены крепостного права в 1861 году. В...
  12. В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так,...
  13. В пору переломную в жизни страны, когда пошатнулись многие ее казавшиеся крепкими устои, в том числе и устои самого народного...
  14. 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы...
  15. Характерна произведенная Некрасовым перестановка: в фольклорном тексте при первом поклоне укатилась волюшка, при втором-поблекло личико, при третьем — подрожали ноженьки...
  16. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах...
  17. Некрасов, как бы освобождаясь, ломает весь свой «былинный» стих, которым многие годы писалась поэма «Кому на Руси жить хорошо», и...
  18. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по...
  19. Приемы и средства типизации сложны и разнообразны. Из широкого многообразия жизненного материала поэт тщательно отбирает наиболее характерное, то, что способно...
  20. Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить...

Изображение образа России в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1. Оригинальный стих поэмы.

2. Нищенская жизнь деревни.

4. Глава «Последыш» и ее значение.

5. Призыв не смиряться с эксплуатацией, вера в будущее народа.

Н. А. Некрасов как поэт не повторим и не забываем, богатства его творчества невозможно недооценить. Его темы и стиль как будто вышли из народной жизни. Его поэзия, сказовая, песенная, - то величавая, то страстная, боевая, но всегда народная.

Высший образец его творчества - поэма «Кому на Руси жить хорошо ». Поэма целиком и полностью пронизана фольклорными образами, эпитетами, метафорами. Некрасов даже пользуется образной системой былинного склада.

Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» весьма прост: семеро мужиков из соседних деревень захотели узнать ответ на вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси?»; есть ли где-нибудь на их родной земле губерния, где обходятся без избиений крестьян, где нет рабского унизительного труда.

В поэме мы видим картины из жизни всех социальных слоев: от богачей до бедняков, от помещиков до крестьян. Некрасов описал сложное время в жизни России , происходило нарастание народного недовольства своей участью. В 1861 году было отменено крепостное право, но «свобода» эта оказалась ложной, крестьяне не получили ни земли, ни воли. Рабство осталось, одни формы эксплуатации сменились другими. «Трещит крестьянский пуп», - писал Некрасов.

Судьба России и крестьянства очень волнует семерых му-жиков-правдоискателей. Они хотят найти счастье, поэтому и пустились в путь по России со своей сказочной скатертью-самобранкой.

Долгий предстоит им путь. Множество людей встретят они на нем. Это и хлебопашцы-крестьяне, и поп, и помещик, и гвардейцы, попадаются им и дворовые люди, и солдаты, и питерские мастеровые, и барин-разночинец, собирающий фольклор. И все они повествуют о себе, о своей жизни. Очень постепенно, страница за страницей раскрывается в поэме тема народного горя-несчастия, убогого существования деревни.

Редко кто из встреченных людей признается странников в своем счастье. Так, сельский поп не находит себя счастливым. Он сам полностью зависит от благосостояния своей паствы, от крестьянского урожая или неурожая. Совестливый поп знает, что доходы крестьян таковы, что ему тошно брать даже воздаяние за требу - на душе тяжело, руки дрожат: «С таких трудов копейками живиться тяжело».

Другой поп плачется «начальнику»: У нас народ - все голь да пьянь. За свадебку, за исповедь. Должают по годам. Несут гроши последние В кабак! А благочинному Одни грехи тащат!

Помещики тоже, оказывается, недовольны «великой реформой царя-освободителя». Раньше им жилось счастливо, вольготно. А теперь осиротела земля после того, как старые устои сельской жизни оказались разрушенными:

Поля - не доработаны, Посевы - не досеяны, Порядку пет следа! О матушка! О родина! Не о себе печалимся.

Тебя, родная, жаль.

Другой помещик, «последыш» князь Утятин, вообще не поверил, что наступили новые порядки и крепостные уже свободны, и его сыновья утоворили мужиков сохранить все крепостные отношения до его смерти.

Глава «Последыш» по смысловой значимости и художественной реалистичности является одной из самых лучших в поэме. Фигура помещика-самодура и образы крестьян - подставного бурмистра Клима Лавина, Власа, бунтаря Ага-па Петрова, лакея Ипата и других - чрезвычайно выразительны и колоритны.

Богатый вельможа, князь Утятин, по-старому командует крестьянами, изображает строгого властителя, хотя крестьяне и земля ему уже не принадлежат. Но трагедия здесь не в самом помещике Утятине, а в людском отношении к «представлению». Почти все крестьяне, задобренные посулами наследников князя, сами соглашаются скрывать правду до смерти старика и, по существу, продолжают мириться со старой помещичьей неволей.

Князь Утятин, старый самодур, отдает одно приказание за другим, одно другого нелепее и глупее. Эта игра заходит далеко, для всех началась безобразная и нелепая двойная жизнь. Старые порядки вроде бы отменены, а на самом деле они существуют и дряхлый князь по-прежне-му грозен и привередлив, он не понимает своего нелепого положения. Но ужасно, что с ним мирятся теперь свободные люди. Более того, убедившись в непоколебимости прежних отношений, князь стал еще капризнее и вреднее.

Его мужики не успели осознать, что свободны, как снова оказались в кабале. Изжитые деспотические порядки возрождаются вновь, но воспринимаются они уже как фарс. Мужики втихаря смеются над барином, издеваются над ним, но не смеют перечить и кланяются барину по-прежне-му, льстят ему и угодничают перед ним.

Но не все примирились с двойной жизнью при помещике Утятине. Нашлись и те, кто не захотел играть в унизительную игру. Aгап Петров не вынес глумлений Последыша и балагурства бурмистра, взбунтовался, обругал угодничавших перед князем «подонками» и рассказал правду. Агапа приговорили к наказанию розгами, хотя, конечно, его никто бить не собирался. Но не выдержал он унижения, его человеческое достоинство было оскорблено. Он умер, не дождавшись «экзекуции».

В поэме предстает целая галерея образов крестьян - прощелыг и праведников, бунтарей и страстотерпцев, рабов и разбойников. Это и Яким Нагой, и Ермила Гирин, и Саве-лий-богатырь, и Кудеяр, и «холоп примерный» Яков верный, и, наконец, Матрена Тимофеевна Корчагина, сильная русская женщина. Некрасов много писал о героической жизни русской женщины, жены и матери, о ее самоотверженности и самоотречении. Доли ее «вряд ли труднее сыскать». Но, несмотря на все, Матрена Тимофеевна выдержала, не сломалась, не опустила рук.

Лишь на одну черту русского народа негодует Некрасов. Это его долготерпивость, покорность. «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?» - говорит поэт к бурлаку в стихотворении «На Волге».

Во многих произведениях, в том числе и в поэме «Ком)" на Руси жить хорошо», присутствует призыв к народу прекратить издевательства над собой, восстать и обрести счастье. «Пир-на-весь мир», глава из последней части поэмы, по мнению критиков, - это уже почти прямой призыв к революции. В доказательство этому заявлению служат следующие строки из поэмы:

Рать поднимается - Неисчислимая, Сила в ней скажется - Несокрушимая!

Вся гениальная поэма Некрасова - точное, правдивое изображение не только всех слоев русского общества, но и чаяний простого народа. Некрасов стремился к народности образов, языка, структуры поэмы. Ведь сама матушка Русь - «...и убогая, и обильная, и забитая, и всесильная» - главный герой поэта.

«Кому на Руси жить хорошо»)

«Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» - такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н. А. Добролюбов. И действительно, лирика Некрасова - явление исключительное в русской литературе, ибо поэт сумел выразить в ней беззаветную любовь к Отчизне, к русскому народу, сумел правдиво рассказать о его труде, силе, мужестве, терпении, о справедливом протесте против угнетения, который издавна накапливается в его сознании, сумел нарисовать чудесные, бескрайние просторы нашей Родины, великой и могучей, как и сам русский народ. В центре внимания великого художника всегда находилась судьба Родины и народа. Сам Некрасов утверждал, что «призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ».

«Кому на Руси жить хорошо» - самое замечательное и самое сложное свое произведение. В нем поэт-революционер, поэт народной скорби и гнева сумел, несмотря на самые жесткие цензурные условия, поднять жгучие и злободневные вопросы современной ему жизни. Некрасов создает поэму о народе и для народа, написанную народным языком, и о ней во много раз больше, чем о «Руслане и Людмиле», можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Глазами странников-мужиков, ищущих ответа на вопрос, «кому на Руси жить хорошо», Некрасов показал всю неудовлетворенность реформой 1861 года, когда было осуществлено «освобождение крестьян от земли», когда крестьян заставляли платить не только за свою землю, но и за свою свободу. В поисках счастья и счастливых странники всюду видят лишь бедственное положение трудового народа, во всей своей убогости и неприглядности встает «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». «Счастье» народное, смешанное с потом и кровью, лучше всего само может рассказать о жизни народа.

«счастье» пятирублевого заработка молодого плечистого каменотеса, встающего «до солнышка» и работающего «до полуночи», «счастье» каменщика, надорвавшегося на непосильной работе и вернувшегося умирать на родину, «счастье» бывшего в двадцати сражениях, прошедшего через лишения и испытания мирного времени и все-таки оставшегося в живых солдата. Но что же тогда «несчастье», если подобный каторжный труд можно назвать счастьем?

Отзвонили похоронную по прежней помещичьей жизни, разрушаются дворянские усадьбы, но возле крестьянина по-прежнему стоят «три дольщика: бог, царь и господин». «Трещит крестьянский пуп» от непосильной работы. Как и раньше, крестьянин «до смерти работает, до полусмерти пьет». Еще более ужасно положение женщины-крестьянки, находящейся под двойным гнетом: крепостным и семейным.

«счастливой» жизни Некрасов показал без прикрас тяжелую долю крестьянки. Все ее счастье - в непьющей семье, замужестве по добровольному согласию да в устном ходатайстве об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Куда больше было горя в жизни этой женщины! С раннего детства вынуждена она разделять тяжелую крестьянскую судьбу своей семьи. В семье мужа она вытерпела деспотизм свекрови, необходимость, уходя на работу, бросать малых детей на чужие руки, потерю первенца, горькое положение матери сына-раба, постоянные разлуки с мужем, уходящим на заработки. И ко всему этому прибавляются новые несчастья: пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. Для женщины воля - неотъемлемое условие счастья, но

«в семействе покуда раба, но мать уже вольного сына»! Отменено крепостное право, но века рабства оставили глубокий след в сознании крестьян. Самодовольные, презирающие труд помещики не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм царили в дворянских гнездах. Пан Глуховскнй в мире «чтит только женщину, золото, честь и вино», но мучает, пытает, вешает своих холопов. «Куражится» и Последыш, не допуская даже мысли о том, что за крестьянами все же признали права человека.

«чем тяжелее наказание, тем... милее господа». В них уже просыпается сознание своей силы, своих человеческих прав, сознание, которое должно по-иному озарить их жизнь. Дружно и бодро кипит работа на «своих покосах». Все сердца полны надежды, все живут предчувствием лучшей доли. В душе каждого, даже самого захудалого вахлака, живет это сознание, поднимая его над окружающими. Но это лишь надежда. Некрасов показывает тех же самых вахлаков, «которых, вместо барина, драть будет волостной». Да и сами крестьяне начинают понимать, что реформа не дала им подлинной свободы: «что тут черная крестьянская душа», но «все вином кончается». Лишь иногда приходит команда, и можно догадаться, что

«бунтари», народные заступники. Даже разбойник Кудеяр, видя безнаказанность преступлений помещиков, берет на себя благородную роль народного мстителя. Олицетворением богатырской мощи и непоколебимой воли русского народа представлен в поэме «клейменый, но не раб» Савелий, «богатырь Святорусский». И Ермил Гирин, и Гриша Добросклонов - тоже новые люди в полуфеодальной России. Это будущие революционеры, которые понимают, что

Сравнивая картины до- и послереформенной России, Некрасов приводит нас к убеждению, что освобождение крестьян баз земли не принесло им счастья. И на вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - поэт отвечает отрицательно. Именно поэтому по всей России восстает трудовой, расправивший богатырские плечи народ. Пусть еще не скоро придет долгожданная победа, но это непременно будет, потому что

Поэт поставил перед собой задачу понять и в пределах одного произведения запечатлеть крестьянскую Русь, русский народный характер во всей его многогранности, сложности и противоречивости. И жизнь народа в «Кому на Руси...» предстает во всем многообразии ее проявлений. Мы видим русского крестьянина в труде (речь Якима Нагого, косьба в «Последыше», рассказ Матрены) и борьбе (история Якима и Ермила, тяжба вахлаков, расправа с Фогелем), в минуты отдыха («Сельская ярмонка», «Пир») и разгула («Пьяная ночь»), в годину горя («Поп», рассказ Матрены) и минуты радости («До замужества», «Губернаторша», «Пир»), в семье («Крестьянка») и крестьянском коллективе («Последыш», «Пир»), во взаимоотношениях с помещиками («Помещик», «Последыш», «Савелий, богатырь святорусский», сказы в «Пире»), чиновниками («Демушка», рассказ о Ермиле) и купцами (история Якима, тяжба Ермила с Алтынниковым, драка Лавина с Ереминым).

Поэма дает яркое представление об экономическом положении пореформенного, «свободного» крестьянства (названия деревень и уездов, рассказы попа и «счастливцев», сюжетная ситуация главы «Последыш», песни «Веселая», «Соленая», «Голодная» и ряд деталей в главе «Пир») и юридических «переменах» в его жизни («...вместо барина / Драть будет волостной»).

Народный быт рисуется Некрасовым строго реалистически. Автор не закрывает глаз на отрицательные явления народной жизни. Он смело говорит о порожденных «крепью» и условиями жизни крестьянства темноте и неразвитости (неграмотность, вера в «бедокурные» приметы), грубости («Уж будто не колачивал?»), ругани, пьянстве («Пьяная ночь»), тунеядстве и холуйстве дворовых (лакей Переметьева, Ипат, дворовые в «Прологе» главы «Крестьянка»), грехе социального предательства (Глеб-староста, Егорка Шутов). Но теневые стороны народного быта и сознания не заслоняют в поэме главного, того, что составляет основу народной жизни, является определяющим для народного характера. Такой основой народной жизни в поэме Некрасова выступает труд.

Читая «Кому на Руси...», мы ощущаем величие трудового подвига русского крестьянства, этого «сеятеля и хранителя» русской земли. Мужик «до смерти работает», его «работе меры нет», с натуги от непомерного труда «трещит крестьянский пуп», «потуги лошадиные» несут односельчане Матрены, «труженицами вечными» предстают женщины-крестьянки. Трудом мужика весной одеваются зеленью злаков, а осенью раздеваются поля, и хотя труд этот не спасает от нищеты, крестьянин любит трудиться («Последыш»: косьба, участие в ней странников; рассказ Матрены). Русский мужик, в изображении Некрасова, умен, наблюдателен, любознателен («комедия с Петрушкою», «им дело до всего», «кто видывал, как слушает...», «он жадно ловит новости»), упорен в стремлении к поставленной цели («мужик, что бык...»), остер на язык (примеров множество!), добр и отзывчив (эпизоды с Вавилушкой, с Брмилом на ярмарке, помощь вахлаков Овсянникову, семье дьячка Добросклонова), обладает признательным сердцем (Матрена о губернаторше), чуток к красоте (Матрена; Яким и картиночки). Нравственные качества русского крестьянства Некрасов характеризует формулой: «золото, золото — сердце народное». Поэма раскрывает свойственную русскому крестьянству жажду справедливости, показывает пробуждение и рост его социального сознания, проявляющиеся в чувстве коллективизма и классовой солидарности (поддержка Ермила, ненависть к Последышу, избиение Шутова), в презрении к холуям и предателям (отношение к лакею князя Переметьева и Ипату, к рассказу о Глебе-старосте), в бунтарстве (бунт в Столбняках). Народная среда в целом рисуется в поэме как «почва добрая» для восприятия освободительных идей.

Народная масса, народ и является главным героем эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов не только нарисовал яркие портреты отдельных представителей народной среды. Новаторский характер замысла Некрасова проявился в том, что центральное место в произведении занимает коллективный образ русского крестьянства.

Исследователи неоднократно отмечали большую «плотность населения» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Кроме семи странников и главных героев в ней нарисованы десятки и сотни образов крестьян. Одни из них кратко охарактеризованы, в образах других подмечен лишь какой-то характерный штрих, третьи лишь названы. Одни из них присутствуют «на сцене», включены в действие, о других странники-правдоискатели и читатель узнают лишь из рассказов «сценических» персонажей. Наряду с индивидуальными, автор вводит в поэму и многочисленные групповые образы.

Постепенно, от главы к главе, поэма знакомит нас с различными вариантами народных судеб, различными типами характеров героев, с миром их чувств, их настроениями, понятиями, суждениями и идеалами. Разнообразие портретных зарисовок, речевых характеристик, обилие массовых сцен, их многоголосье, введение в текст народных песен, поговорок, присловий и прибауток — все подчинено единой цели создания образа крестьянской массы, постоянное присутствие которой ощущается при чтении каждой страницы «Кому на Руси жить хорошо».

На фоне этой крестьянской массы крупным планом выписаны автором эпопеи образы лучших представителей русского крестьянства. В каждом из них художественно запечатлены какие-либо стороны, грани народного характера и мировоззрения. Так, образ Якима раскрывает тему героического народного труда и пробуждения народного сознания, Савелий — воплощение богатырства и свободолюбия крестьянства, его бунтарских порывов, образ Ермила — свидетельство правдолюбия, нравственной красоты народа и высоты его идеалов и т. д. Но это общее раскрывается в неповторимой индивидуальности судьбы и характера каждого. Любой персонаж в «Кому на Руси...», будь то Матрена, «раскрывшая» странникам всю свою душу, или мелькнувший в толпе «желтоволосый, сгорбленный» крестьянин-белорус, реалистически точен, жизненно полнокровен, и в то же время каждый составляет какую-то микрочасть общего понятия «народ».

Все главы эпопеи объединены сквозным образом семи мужиков-правдоискателей. Эпический, обобщенно-условный характер этого образа придает всем изображаемым в ней реально-бытовым событиям особую значительность, а самому произведению — характер «философии народной жизни». Так, несколько абстрактное в «Прологе» понятие «народ» постепенно, по мере знакомства читателя со странниками, Якимом, Ермилом, Матреной, Савелием, многоликой и пестрой крестьянской массой, наполняется для него яркостью жизненных красок, конкретно-образным реалистическим содержанием.

В «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов хотел показать процесс пробуждения в народных массах самосознания, желание их осмыслить свое положение и найти пути выхода. Поэтому произведение автор построил так, что его народные герои странствуют, наблюдают, выслушивают и судят, притом, по мере расширения круга их наблюдений, их суждения становятся все более зрелыми и глубокими. Картины жизни в поэме преломлены через восприятие их мужиками-правдоискателями, то есть автор избирает эпический путь или способ изображения действительности.

Эпическая широта изображения жизни в «Кому на Руси жить хорошо» проявляется и в том, что наряду с крестьянством здесь представлены все общественные группы и классы России (попы, помещики, чиновники, купцы, буржуазные предприниматели, интеллигенция), притом в большом разнообразии типических индивидуальностей, переплетении их судеб, борьбе их интересов.