Народный артист РФ Запашный Аскольд Вальтерович: биография, личная жизнь, творчество. Цирк братьев Запашных. Элен Запашная (Райхлин) - жена циркового артиста Аскольда Запашного: биография, национальность, дети Родители запашных

В четверг, 22 сентября, на 79-м году жизни скончался дрессировщик Мстислав Запашный, один из самых ярких представителей старейшей цирковой династии России. О том, кто такие Запашные и чем прославилась их цирковая династия, рассказывает НТВ.

Читайте ниже

Вальтер и Мстислав Запашные

У Михаила и Лидии Запашных родились пятеро детей: Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь.

Михаил не хотел, чтобы его дети работали в цирке, надеялся, что они получат хорошее образование и поэтому принципиально не брал их на гастроли. Однако во время Великой отечественной войны 16-летнему Вальтеру и 6-летнему Мстиславу пришлось выступать с акробатическим номером в Саратовском цирке, чтобы прокормить семью. После войны мальчики остались в цирке и выступали в самых разных жанрах: клоунаде, воздушной гимнастике, джигитовке, мотогонках, дрессировке животных, укрощении хищников.

И хотя со временем братья стали выступать раздельно, оба пришли к дрессуре.

Кстати, именно Вальтер Запашный впервые на манеже оседлал льва и создал аттракцион «Среди хищников», в котором одновременно участвовали тигры, львы, пантеры и рыси.

А Мстислав окончил режиссерский факультет ГИТИСА и прославился не только как дрессировщик, но и как постановщик цирковых программ. Так, в 1977 году он создал единственный в мире спектакль, где в одной клетке оказались слоны и тигры, в 1996 году артист получил за него Государственную премию РФ в области литературы и искусства. Не менее известен и героико-исторический цирковой спектакль-пантомима Мстислава Запашного «Спартак», который по масштабу постановки не имеет аналогов в мире. С 2003 по 2009 год Мстислав Запашный занимал должность гендиректора Росгосцирка.

Основатели династии

Основателем цирковой династии укротителей, гимнастов и акробатов Запашных был клоун Карл Томсон, который гастролировал еще в царской России под псевдонимом Мильтон. Дочь Томпсона, Лидия, с 15 лет выступала в цирке как наездница и гимнастка, а ее муж Михаил Запашный дал династии всем известную фамилию.

Михаил Запашный родился в 1900 году и к цирку отношения не имел — он работал портовым грузчиком в небольшом приморском городке Ейске. На арену его пригласил борец Иван Поддубный, который заметил недюжинную силу молодого человека. Так, Михаил начал практиковаться в жанре французской борьбы и некоторое время выступал под псевдонимом Орленок. Позже он увлекся силовой акробатикой и особенно прославился с номером «Акробаты-снайперы», элементом которого была стрельба из мелкокалиберной винтовки.

Эдгард и Аскольд Запашные

Эдгар и Аскольд Запашные — самые известные продолжатели семейной традиции, дети Вальтера Запашного. В семилетнем возрасте братья впервые вошли в клетку к хищникам и с тех пор работали в самых разных цирковых жанрах. Сейчас они успешно гастролируют по стране. Получили ряд цирковых премий, признавались «Лучшими цирковыми артистами года», с 1999 года — заслуженные артисты России, а с 2012 им присвоено звание народных.

Их старшая сестра Марица также стала цирковой артисткой, единственной в мире дрессировщицей черных пантер. Кроме того, у Аскольда и Эдгарда огромное количество двоюродных братьев и сестер, все они так или иначе связаны с цирком и выступают на манеже независимо друг от друга.

Династия дрессировщиков Запашных

В четверг, 22 сентября, на 79-м году жизни скончался дрессировщик Мстислав Запашный, один из самых ярких представителей старейшей цирковой династии России. О том, кто такие Запашные и чем прославилась их цирковая династия, рассказывает НТВ.

Читайте ниже

Вальтер и Мстислав Запашные

У Михаила и Лидии Запашных родились пятеро детей: Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь.

Михаил не хотел, чтобы его дети работали в цирке, надеялся, что они получат хорошее образование и поэтому принципиально не брал их на гастроли. Однако во время Великой отечественной войны 16-летнему Вальтеру и 6-летнему Мстиславу пришлось выступать с акробатическим номером в Саратовском цирке, чтобы прокормить семью. После войны мальчики остались в цирке и выступали в самых разных жанрах: клоунаде, воздушной гимнастике, джигитовке, мотогонках, дрессировке животных, укрощении хищников.

И хотя со временем братья стали выступать раздельно, оба пришли к дрессуре.

Кстати, именно Вальтер Запашный впервые на манеже оседлал льва и создал аттракцион «Среди хищников», в котором одновременно участвовали тигры, львы, пантеры и рыси.

А Мстислав окончил режиссерский факультет ГИТИСА и прославился не только как дрессировщик, но и как постановщик цирковых программ. Так, в 1977 году он создал единственный в мире спектакль, где в одной клетке оказались слоны и тигры, в 1996 году артист получил за него Государственную премию РФ в области литературы и искусства. Не менее известен и героико-исторический цирковой спектакль-пантомима Мстислава Запашного «Спартак», который по масштабу постановки не имеет аналогов в мире. С 2003 по 2009 год Мстислав Запашный занимал должность гендиректора Росгосцирка.

Основатели династии

Основателем цирковой династии укротителей, гимнастов и акробатов Запашных был клоун Карл Томсон, который гастролировал еще в царской России под псевдонимом Мильтон. Дочь Томпсона, Лидия, с 15 лет выступала в цирке как наездница и гимнастка, а ее муж Михаил Запашный дал династии всем известную фамилию.

Михаил Запашный родился в 1900 году и к цирку отношения не имел — он работал портовым грузчиком в небольшом приморском городке Ейске. На арену его пригласил борец Иван Поддубный, который заметил недюжинную силу молодого человека. Так, Михаил начал практиковаться в жанре французской борьбы и некоторое время выступал под псевдонимом Орленок. Позже он увлекся силовой акробатикой и особенно прославился с номером «Акробаты-снайперы», элементом которого была стрельба из мелкокалиберной винтовки.

Эдгард и Аскольд Запашные

Эдгар и Аскольд Запашные — самые известные продолжатели семейной традиции, дети Вальтера Запашного. В семилетнем возрасте братья впервые вошли в клетку к хищникам и с тех пор работали в самых разных цирковых жанрах. Сейчас они успешно гастролируют по стране. Получили ряд цирковых премий, признавались «Лучшими цирковыми артистами года», с 1999 года — заслуженные артисты России, а с 2012 им присвоено звание народных.

Их старшая сестра Марица также стала цирковой артисткой, единственной в мире дрессировщицей черных пантер. Кроме того, у Аскольда и Эдгарда огромное количество двоюродных братьев и сестер, все они так или иначе связаны с цирком и выступают на манеже независимо друг от друга.

Династия дрессировщиков Запашных

Приезжала в гости известная семейная телепрограмма. Снимали всех Запашных - Татьяну Васильевну, тетю Олю, Людмилу Семеновну, братьев. А мы с Ленкой в соседней комнате чуть ли не в шкафу прятались, давясь от смеха. Для нас это было просто игрой. Если для дела надо - почему нет?

Сажусь с книгой на диван, фоном работает телевизор. Услышав знакомый голос, взглянула на экран - какая-то программа берет интервью у дрессировщика Запашного.

Внимание, зрительницы, перед вами завидный жених! - ликует ведущая. - Скажите, Эдгард , а какие девушки вам нравятся?

Тот принимает глубокомысленный вид и начинает перечислять:

Красивые, умные, с чувством юмора.

И вам такая еще не встретилась?

Нет, пока ищу.

Нас связывали тринадцать лет близких отношений, но Эдгард все эти годы изображал перед зрителями холостяка, это, конечно, увеличивало его популярность у женской половины зрительской аудитории. Подобным образом живут многие знаменитости. Бывает, у них давно уже и жены, и многочисленные дети, а они все рассказывают о поисках идеала. У нас, правда, детей не было. И до ЗАГСа мы не дошли. В династии Запашных есть такое, может, суеверие - все мужчины в их роду находили счастье только во втором браке. Мистика просто. Хочешь верь, хочешь нет. Но Эдгард в это верил и боялся - если мы с ним поженимся, вдруг сразу разбежимся? Я была такого же мнения: без штампа обойдемся, ведь и так все хорошо. Но безусловно, мы были семьей. И превращение Эдгарда из начинающего укротителя в настоящую звезду происходило на моих глазах.

Дети цирковых артистов растут за кулисами. Мой папа Владимир Александрович Петриков - гимнаст, а мама Лариса Николаевна работает с собачками. Когда была маленькой, мы жили в Саратове, но колесили с гастролями чуть ли не двенадцать месяцев в году.

Однажды в Ростове-на-Дону - мне лет восемь было - играла возле репетиционного манежа. И вдруг вплывает принц на белом коне! Мальчик в аккуратненьком сюртучке, волосы развеваются. Конь высокий, стремя и ноги мальчишки на уровне моих глаз, а сам он словно парит в высоте. Как в сказке! Это был Эдгард, который тоже приехал на гастроли вместе с родителями и младшим братом Аскольдом и работал тогда в номере «Высшая школа верховой езды». Было очень красиво. Когда спустя годы я ему об этом случае напомнила, он произнес неуверенно: «Да, вроде была какая-то девочка». Но рассказ этот запомнил, и однажды под окном моего гостиничного номера в Омске вдруг раздался истошный вопль: «Петрикова-а-а! Выгляни!»

Выглянула - и что вижу? Мой любимый гарцует на белой лошади и машет мне рукой! Оказалось, возле цирка девочки из конной школы катали детей и Эдгард выпросил у них лошадку, чтобы «девушку поразить». Я долго потом его подкалывала: «Прискакал мой прыщ на белом коне!» Гарик - так зовут его самые близкие - не обижался, мы всегда любили подшутить друг над другом.

Но я забежала вперед. Когда исполнилось семнадцать, меня, подающую надежды гимнастку, пригласил на работу сам Вальтер Михайлович Запашный, отец Эдгарда и Аскольда . Конечно согласилась, хотя наставника боялась безумно: все знали, что в работе он настоящий монстр. Репетиции начинались в девять утра - и попробуй опоздать! А потом много часов подряд - лошади, воздушная гимнастика, акробатика. Готовили с Эдгардом новый номер «Па-де-де на лошадях» - акробатическая пара на спинах бегущих лошадей. Кажется, все: еще пять минут - и просто свалишься от усталости. И тут, благостно улыбаясь, Вальтер Михайлович наконец говорит: «Теперь можно и отдохнуть. - Только дух переведешь, как он добавляет: - Сделай-ка пятьдесят отжиманий. А потом упражнения на пресс». К вечеру бывала еле живой. А Вальтер Михайлович все с той же интонацией и выражением лица: «Устали, милые? Отдохните, а завтра в девять жду!»

Репетировали мы вместе с Баранкой - так все зовут мою подругу Елену Бараненко. Нам, двум Ленам, в цирке дали прозвища: ей - по фамилии, а меня за невысокий рост окрестили Малой. Бараненко - это прямо-таки достопримечательность нашего коллектива, ходячий прикол. Блондинка с голубыми глазами, активная и легкая в общении, она обладает таким высоким голосом, что едва услышав его, люди начинают хихикать. Хотя специально Лена не старается никого насмешить, само собой получается.

Начинала я свою работу в коллективе другого Запашного - Мстислава Михайловича, брата Вальтера. Выпустила там потрясающе красивый «Корд-де-парель» - воздушный номер почти под куполом, на высоте пятнадцати метров без страховки.

Но однажды просыпаюсь после очередной репетиции - дикая боль. Сорвала спину: не разогнуться, ползаю еле-еле. В больнице на Пироговке поставили неутешительный диагноз: «Все, налеталась! Если продолжишь работать - парализует». Рыдала взахлеб, дальнейшая жизнь теряла смысл. Вытащил меня из этого состояния доктор-мануальщик - наш, цирковой. Своими волшебными руками он вправил позвонки, но настойчиво порекомендовал на три месяца взять паузу, отложить репетиции - пусть организм отдохнет.

Но не болтаться же без дела! И тогда по совету мамы я занялась дрессурой собачек. Как говорится в таких случаях, не было бы счастья, да несчастье помогло: открыла для себя эту профессию. Псы для меня как дети: бобтейлы, лабрадоры, пудели, несколько дворняжек - все наши чудесные четверолапые артисты. Они живут в цирке, у каждого свой очень удобный вольер, а для дальних гастролей - комфортабельная машина с местом для выгула. О своих питомцах могу говорить часами. Как и Эдгард о тиграх...

Наши отношения с будущей звездой начались на гастролях в Саратове. Накануне Аскольду, большому фанату технических штучек, родители купили игровую приставку, и вся наша цирковая молодежь после представления завалилась к нему в номер - посмотреть. То, как он играл, отдельная картина: Аскольд с упоением нажимал на кнопки, чертыхался, охал, все эмоции были на лице. Он сражается, а мы с Эдгардом над чем-то прикалываемся. У цирковых особое чувство юмора, свои словечки, шуточки, розыгрыши, не всегда понятные людям со стороны. Вот пример. Если в коллектив приходит новенький, кто-то из старожилов между делом обязательно пошлет его к инспектору манежа (есть такая должность). Тот скажет:

Вот тебе ведро, принеси фифляков.

И человек бегает, ищет:

Вы не подскажете, где найти фифляки?

Посмотри, может быть, их в конюшню унесли?

И все хохочут у него за спиной, потому что фифляк - это просто трюк: прыжок назад с ног на руки и обратно. Или, например, выдают новичку зубную щетку: «Надо срочно почистить зубы лошадям перед утренним представлением!» И бедняга с этой щеточкой несется в конюшню, ловит несчастных животных, лезет им в рот. Те, конечно, в шоке. Невинные, незлые розыгрыши.

Вот и тогда в саратовской гостинице мы тоже дурачились и хохотали. На зануду я бы и внимания не обратила, будь он хоть трижды расчудесным, а Эдгард был очень веселым, компанейским - обаяшка, словом. Мы стали встречаться, ходили в кино на ночные сеансы или в клубы зажигать до утра. У Запашного тогда были светлые волосы, а я стриглась «под Клеопатру», поскольку увлекалась историей Древнего Египта, вместе мы смотрелись артистично, ярко и трешево. У Лены Бараненко между тем развивались отношения с Аскольдом, там тоже все было чудесно.

И как-то само собой получилось, что в гостиницах мы с Эдгардом стали жить вместе. А поскольку цирковые гастроли - это не день-два и даже не неделя, быт начали обустраивать по особым правилам. Оба мы «эстеты хреновы» - так называли друг друга. Завтракать-обедать - обязательно за сервированным столом: приборы только одинаковые, скатерть, салфетки. Так принято и у Запашных, и у моих родителей. Все культурно, со вкусом, и никаких сваленных в кучу макарон с кетчупом и сосисками! Возили с собой много барахла: портьеры, подсвечники, подушки...

Заходишь в номер, видишь обшарпанные стены, серые покрывала и достаешь свои шторы, всякие штучки - создаешь уют. Бюджет был общим, распределяли каждую копейку: столько - на питание, столько - на другие нужды. Больших доходов ведь тогда не было. Ни разу не просила у любимого ни шубу, ни машину. А когда пришли деньги и успех, появились и дорогие подарки, вообще Эдгард - щедрый человек. Помню, выиграв в шоу «Король ринга», на гонорар Эдгард купил мне машину, о какой мечтала. Это был такой сюрприз! Хотя первым подарком стал золотой браслетик, который он преподнес на Восьмое марта, храню его до сих пор.

После очередных гастролей зашли к моим родителям и объявили, что мы теперь пара. Они порадовались за нас: «Отлично!» И Вальтер Михайлович с Татьяной Васильевной приняли меня в семью. Тепло отнеслись и тетя Оля - сестра Татьяны Васильевны, и их мама Людмила Семеновна - бабушка Эдгарда и Аскольда.

Цирк - уникальный мир, а Запашные в нем занимают особое место. Работать с хищниками сложно и опасно, укротитель должен обладать железной волей, крутым характером. Мямлю, если тот вдруг найдет в себе смелость войти в клетку, тигр в секунду сожрет - силища-то у хищника огромная! Помогая Эдгарду, я иногда возилась с тигрятами, приучала их к рукам, и однажды в вольере подошел такой большой милый котенок и играючи, почти нежно прихватил меня за ногу. Как будто билетик прокомпостировали в трамвае: щелк! И в ноге от клыков две дырки до кости. А ведь это всего лишь тигренок - что же говорить о взрослых животных?!

Вальтера Михайловича тигры рвали не раз. Первый его выход на манеж с хищниками закончился печально. Он к тому времени был известным акробатом, но мечтал стать дрессировщиком. В Росгосцирке его долго отговаривали: семейный номер Запашных (он выступал с братьями) имел успех, приносил хорошую прибыль, и вдруг Вальтер к тиграм собрался уходить! Но тот стоял на своем. Видимо, чиновники нарочно подсунули ему тигрицу-людоедку: мол, давай попробуй, выскочка! Тигрица эта по имени Багира уже рвала людей, знала вкус крови, и значит, инстинкт убийцы мог проснуться в любой момент. Что и случилось прямо на премьере: Багира бросилась на Вальтера Михайловича, он потом месяц или два провел в больнице.

«Тигра-убийцу надо усыпить!» - убеждали его опытные дрессировщики. Но Вальтер Михайлович отказался, вернулся на манеж и продолжил работать с Багирой. Больше она на него не нападала, наоборот, говорили, стала верной как собака.

Вскоре он создал грандиозный номер «Львы и тигры»: тридцать восемь хищников на арене, подобного в советском цирке не было. Еще один крутой номер - в клетку Вальтер Михайлович вводил коня Халура. Тот бежал по кругу, а тигры запрыгивали ему на спину - это называется курс. А ведь в природе лошадь для хищников - лакомая добыча. Чудеса дрессуры!

Так вышло, что Вальтер Михайлович поссорился с братом Мстиславом (причина мне неизвестна). Они не разговаривали несколько лет и до самой смерти Вальтера Михайловича так и не помирились по-настоящему. В семье Запашных это очень больная тема. И когда мы с Леной Бараненко вошли в семью, Татьяна Васильевна строго-настрого предупредила нас: «Никогда не вбивать клин между братьями! Поссорились сами - между собой и разбирайтесь, Гарика и Аскольда не впутывайте!» Мы с Леной обнялись и торжественно пообещали никогда не вставать между братьями. Следуем этому правилу семьи до сих пор.

27 ноября 2007 года скончалась дочь известного дрессировщика Юрия Дурова Наталья. Как и отец, Наталья всю свою жизнь посвятила любимому делу - дрессировке животных и выступлениям с ними перед зрителями. Мы решили вспомнить самые известные цирковые династии.

Династия Дуровых.

Это династия клоунов-дрессировщиков, основателями которой стали братья Анатолий Леонидович и Владимир Леонидович Дуровы . В детстве Анатолия Дурова привлекала акробатика, гимнастика и клоунада, а Владимир мечтал стать дрессировщиком. Об успехах братьев Дуровых заговорили в 1890 году. Именно в это время Анатолий показывает свое искусство в Австрии , Германии , Испании и Франции . Когда вышла в России книга Жерара де Нерваля «Король шутов», Анатолий стал писать на своей афише слова: «Король шутов, но не шут королей». Дуровы стали первыми из клоунов выступать под своими именами и беседовать с публикой.

Владимир хотел построить собственный дом для зверей и поселить их там в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать их искусство. В 1911 году в зверинце Владимира Дурова уже были морские львы, обезьяны и верблюды, слон, пеликан, свиньи и собаки. На арену Дурова вывозили его любимцы. Это мог быть кабан, собака, морской лев. В цирковую историю вошла его железная дорога, где в качестве машиниста управляла локомотивом обезьяна, гуси были носильщиками, утка – станционным смотрителем. Дуров работал с 55-ю видами животных, можно сказать, что он «воспитал» 1500 зверей. В 1927 году в Москве Владимир Дуров купил дом с садом и конюшней и открыл там «Уголок Дурова». Здесь выступали дрессированные животные, был большой естественнонаучный музей, и научная лаборатория, в которой велись наблюдения за поведением животных, разрабатывались приемы дрессуры, читались для посетителей лекции о психологии животных.

После смерти Дурова «Уголок» возглавила его жена – Анна Игнатьевна. Династия Дуровых подарила отечеству четырех народных артистов СССР : Юрия Владимировича, Владимира Григорьевича, Наталию Юрьевну и Льва Константиновича Дуровых; народных артистов России Терезу Васильевну Дурову и Юрия Юрьевича Дурова; заслуженного деятеля искусств РСФСР Анну Владимировну Дурову-Садовскую, заслуженного артиста России Терезу Ганнибаловну Дурову.

После Анны Игнатьевны «Уголок Дурова» возглавила Анна Владимировна Дурова-Садовская . С 1978 по 2007 год им руководила правнучка Владимира Леонидовича – Наталия Юрьевна Дурова. С 2007 года художественным руководителем театра является правнук Владимира Леонидовича Дурова – народный артист России Юрий Юрьевич Дуров.

Династия Филатовых.

Филатовы работают с животными почти 200 лет. На сегодня это одна из самых больших цирковых династий в России. Годом основания династии считается 1836 год, когда губернатор Нижнего Новгорода подписал Филату - поводырю с медведем, и его жене, служительнице при обезьянах, разрешение на работу на ярмарочной площади. С этого и началась история династии Филатовых. Валентин Иванович Филатов, чье имя носит Екатеринбургский цирк, родился в Екатеринбурге . Мировую известность в 50-е годы Валентину Филатову принес аттракцион «Медвежий Цирк», когда косолапые артисты показывали трюки, которых еще никто никогда не видел. С этим номером они отправились на гастроли в Америку и Европу .

Продолжателями традиций Валентина Филатова стали две его дочери - Людмила и Татьяна - и их мужья. В 1975 году была создана новая программа «Цирк зверей», «Индийский слон» и «Акробатический этюд с шимпанзе». В 1979 году в программу был включен новый номер «Иллюзия с дрессированными животными». В 1998 году был создан номер «Медведи – акробаты». В 2001 году Юлией Филатовой

и Андреем Клыковым был образован новый коллектив «Цирк зверей» имени народного артиста СССР В. И. Филатова. В 2002 году Юлии Филатовой было присвоено звание Заслуженной артистки России.

Династия Багдасаровых.

Это династия укротителей тигров. Родоначальником нашей цирковой династии, является Николай Язев . В 1937 году, учась в Государственном училище циркового искусства, он был принят в труппу гимнастов на турниках, где проработал до начала войны. В 1945 году вновь пришел работать в цирк в труппу гимнастов на комическом турнике. В этом номере впервые в Советском цирке Николай Андреевич исполнил трюк «перелет через турник». Отец Артура и Карины Багдасаровых - Михаил Ашотович - все детство провел в цирке. В 18 лет он начал работать дрессировщиком вместе с народной артисткой РСФСР Маргаритой Назаровой . В 1979 году Михаил продемонстрировал свой собственный аттракцион по мотивам армянского эпоса "Давид Сасунский" с участием львов , тигров, пантер, ягуаров, леопардов и пум. В 1991 году был выпущен новый аттракцион «Тигры-Шоу» с 18 уссурийскими тиграми. В этом аттракционе Багдасаров стал работать с дочерью Кариной. Через два года дрессировкой занялся и сын Михаила Багдасарова – Артур. В 2003 году Карина и Артур Багдасаровы были удостоены званий заслуженных артистов России. Тигры Багдасаровых снимались в фильме «Полосатый рейс». Династия Багдасаровых устраивает великолепные шоу по всей России. В состав их представлений входят уссурийские и бенгальские тигры.

Династия Запашных.

Запашные – это династия укротителей, вольтижеров, акробатов, гимнастов. Родоначальником стал выходец из прибалтийских немцев клоун и музыкальной эксцентрик Карл Томсон , гастролировавший в России в конце XIX под псевдонимом Мильтон . Дочь Мильтона Лидия с 15-ти лет выступала на манеже в качестве цирковой наездницы и гимнастки. Сегодняшнюю фамилию принес в историю цирка муж Лидии, Михаил Запашный.

Михаил работал портовым грузчиком. Как-то его приметил борец Иван Поддубный и предложил Михаилу попробовать себя в цирке, в самом популярном тогда жанре французской борьбы. Войдя в семью Мильтонов, Михаил Запашный начал осваивать новый для себя жанр силовой акробатики. Он создал серию уникальных театрализованных силовых номеров; в один из них – «Акробаты-снайперы». В саратовском цирке, во время войны началась цирковая карьера Вальтера, Мстислава и Игоря Запашных. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников. В 1954 году братья Запашные в полном составе выпустили номер «Акробаты – вольтижеры». Вальтер Запашный в основном работал с тиграми, он создал аттракцион «Среди хищников», а еще написал несколько учебников по дрессуре. Уйдя на пенсию, дело всей своей жизни он передал сыновьям - Эдгарду и Аскольду Запашным.

В 1999 году им было присвоено звание заслуженных артистов России. В 2001 году они стали лауреатами национальной премии «Цирк». В августе 2007 года Вальтер Михайлович Запашный скончался. На аллее памяти великих артистов цирка открыта золотая звезда, посвященная Народному артисту России Вальтеру Запашному.

Династия Корниловых.

Корниловы выступают со слонами. Родоначальник династии - Александр Корнилов, моряк, превратившийся в дрессировщика ради любимой женщины. Во время увольнения с корабля моряк Александр Иванович Корнилов, гуляя по городу, забрел на ярмарку, где давал представления передвижной цирк Ивана Лазаревича Филатова. И тут Александр влюбился в дочь хозяина цирка – Марию Ивановну. И поменял он морскую стихию на цирковую. В цирке Филатовых Александр Корнилов приобрёл навыки дрессировки животных, а потом и сам стал выступать на арене. Традиции дрессировщиков Корниловых продолжил сын Александра Ивановича и Марии Ивановны - Анатолий Александрович Корнилов. Его программы прославили советский цирк далеко за пределами родины. Сейчас династию Корниловых продолжает внук Андрей. Он не планировал связать свою судьбу с цирком, но после смерти отца ему – 19-летнему парню, выпускнику ГИТИСа ничего не оставалось как перенять дело своих предков. «Когда мне исполнилось 19 лет, в автомобильной катастрофе трагически погиб отец. В аттракционе остались одни женщины – мама Таисия Корнилова, бабушка Нина Корнилова, новорожденная сестра и... пятеро слоних. Я - единственный мужчина, и остаться было моим долгом», - вспоминает продолжатель династии Корниловых. Сейчас Андрей продолжает дело отца, совмещает дрессуру с административной деятельностью. «Наше искусство, так же, как и театр, не терпит фальши. Зрителя не проведешь - тут все по-настоящему», - говорит Андрей.

Семейство Запашных всегда славилось большим количеством недоразумений и конфликтов. Дни.Ру решили разобраться, почему самые близкие не только по крови, но и по делу всей жизни люди не всегда могут жить в согласии.

Династия цирковых артистов берет свое начало в 1900 году. Тогда на свет появился Михаил Запашный, а спустя пять лет – его будущая супруга Лида, которая, к слову, также являлась дочерью известного в те времена циркового артиста – клоуна Карла Томпсона.

Михаил же не имел никакого отношения к цирку и на манеж попал совершенно случайно, сразу после окончания гражданской войны. Будущий великий артист работал портовым грузчиком, попробовать силы в цирке его пригласил известный борец Иван Поддубный. Судя по письменным воспоминаниям современников, Поддубный сразу заметил небывалую мощь и силу Запашного.

Уже к 30 годам у Михаила было несколько громких номеров, с некоторыми из них он позже выступал и с сыновьями – Вальтером, Мстиславом, Сергеем и Игорем. Практически всю Вторую мировую войну три младших сына Запашного и дочь Анна находились в блокадном Ленинграде под присмотром бабушки. Жена артиста не успела вернуться с гастролей до того, как город был окружен.

В 1954 году братья Запашные в полном составе выпустили номер "Акробаты-вольтижеры". Он и по сей день признается наиболее ярким и талантливым цирковым выступлением в мире.

Первый публичный скандал, связанный с семейством Запашных, прогремел во время развода Мстислава с Долорес. Супруги были вместе более 25 лет. Позже Долорес дала несколько интервью, в которых призналась, что не жалеет о прожитых с великим артистом годах, но в их семейной жизни все было не так радужно. А начиналось все весьма трогательно: Запашный, как мог, поддерживал Долорес после смерти ее мужа и предложил участие в своем номере. Разумеется, вскоре дружеские отношения переросли в романтические. Запашный ушел ради Долорес от своей первой жены Инны Абакаровой.

После расставания Долорес и Мстислава злые языки говорили, что он ушел из семьи ради своей следующей жены – Ирины. Но как выяснилось, изначально причиной разрыва стала не столько другая женщина, сколько банальная ревность. Как рассказала Долорес, Мстислав-старший ревновал ее всегда, едва ли не с первого дня знакомства. А ведь тогда они оба не были свободными.

Тем не менее после развода Мстислав и Долорес сохранили дружеские отношения. Ведь за плечами у них была не только многолетняя совместная работа, но и семейная жизнь с двумя общими детьми – Мстиславом-младшим и Элен.

В 2008-2009 годах раскрылись и сложные отношения младшего поколения династии. Сыновья Вальтера и Мстислава по сей день не ладят между собой. Эдгард с Аскольдом и Мстислав, конечно, вынуждены время от времени встречаться. Но все чаще каждый из них признается, что считает противоположную сторону слишком заносчивой. В интервью семилетней давности Эдгард Запашный неоднозначно высказался в адрес Мстислава-младшего.

"Он – сын своего отца. Мы виделись несколько раз, и я знаю, как пренебрежительно он отзывается о нас"

В настоящее время Эдгард и Аскольд выступают в Цирке братьев Запашных, который они и основали. Мстислав же занимается собственной карьерой, никак не пересекаясь с двоюродными братьями. Идея знаменитого номера, в котором тигры вальсируют на шарах, принадлежит его отцу, Мстиславу-старшему.

Непростая личная история и у Мстислава-младшего. По официальной информации, у Мстислава Мстиславовича – восемь детей. Троих из них он с малых лет приучает к манежу. Так, в 2007 году Мстислав выступал со своим десятимесячным сыном, а старший сын в это время уже начинал карьеру акробата. Кстати, со старшим сыном связан еще один громкий скандал: после развода мальчик остался с матерью, но спустя какое-то время сбежал, решительно заявив, что он будет жить только с отцом.

Конечно, очень и очень жаль, что члены столь талантливой и известной семьи не всегда ладят между собой, а то и вовсе не желают общаться друг с другом. Однако были времена, когда все было по-другому. По информации источников, близких к Запашным, ранее всю семью любил собирать основатель династии – Михаил Сергеевич. После его смерти эта миссия перешла к Мстиславу Михайловичу, но, к сожалению, артисту не удавалось должным образом всех сплотить. А тем более – помирить.

Последние годы жизни Мстислав Михайлович провел на курорте вместе с женой Ириной. Смерть маэстро – большая утрата для всех светил циркового искусства. Придуманные Мстиславом гениальные номера "Слоны и тигры", "Полет к звездам", а также пантомима "Спартак" надолго останутся не только в памяти зрителей, но и в цирковых программах всего мира.