Наука и образование в первой половине XIX века. Наука и образование в первой половине XIX века - презентация Скачать презентацию образование 19 века

Cлайд 1

Cлайд 2

Проверка домашнего задания Каковы были настроения русского общества после подавления восстания декабристов? Как прявлялись оппазиционные настроения? Что такое теория официальной народности? Кто ее автор? С какой целью она была создана? Когда в России оформилась течение славянофилов и западников? Кто были их идеологи и представители? Сравните идеи «теории официальной народности» и взгляды славянофилов. Когда в России начинают распространяться социалистические теории Кто является основателем «русского социализма»? П.Я. Чаадаев Н.П. Огарев и А.И. Герцен

Cлайд 3

Система образования в первой половине XIX века Университеты Общеобразовательная школа Высшая школа Приходские училища (1 год) Для детей «самых низших сословий» Уездные училища (3 года) для детей купцов, ремесленников, др. городских жителей Гимназии (7 лет) Для детей дворян, купцов, чиновников Академии Московский университет в XIX веке Неизвестный художник. Портрет гимназиста Кайдалова

Cлайд 4

Рескрипт Николая I об основах нового устройства учебных заведений (19 августа1827 г.) Александр Семенович! Вам известно, что, почитая народное воспитание одним из главнейших оснований благосостояния державы, от бога мне врученной, я желаю, чтоб для оного были постановлены правила, вполне соответствующие истинным потребностям и положению государства. Для сего необходимо, чтоб повсюду предметы учения и самые способы преподавания были по возможности соображаемы с будущим вероятным предназначением обучающихся, чтобы каждый, вместе с здравыми, для всех общими понятиями о вере, законах и нравственности, приобретал познания, наиболее для него нужные, могущие служить к улучшению его участи, и, не быв ниже своего состояния, также не стремился чрез меру возвыситься над тем, в коем, по обыкновенному течению дел, ему суждено оставаться. Комитет, под председательством вашим занимающийся устройством учебных заведений, признал сию необходимость, но в настоящем порядке многое противно предположенному им правилу. До сведения моего дошло, между прочим, что часто крепостные люди, из дворовых и поселян, обучаются в гимназиях и других высших учебных заведениях. От сего происходит вред двоякий: с одной стороны, сии молодые люди, получив первоначальное воспитание у помещиков или родителей нерадивых, по большей части входят в училища уже с дурными навыками и заражают ими товарищей своих в классах или чрез то препятствуют попечительным отцам семейств отдавать своих детей в сии заведения; с другой же, отличнейшие из них, по прилежности и успехам, приучаются к роду жизни, к образу мыслей и понятиям, не соответствующим их состоянию. Неизбежные тягости оного для них становятся несносны, и оттого они нередко в унынии предаются пагубным мечтаниям или низким страстям. Николая I

Математика 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) Н. И. Лобачевский А.А. МарковМ.В. Остроградский


Астрономия Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета В. Я. Струве И. М. Симонов


Физика Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) В. В. Петров П. П. Аносов П. Д. Шиллинг


Химия Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Д. И. Менделеев Н. Н. БекетовП. П. Зинин


Медицина Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Н. И. Пирогов Н. В. Склифосовский


История 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) Н.М. Карамзин С.М. Соловьев В.О. Ключевский




Философия Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений


География Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев


Результат научного развития В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их.




Общая характеристика Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социально-экономическими изменениями в стране. В этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным. Основой развития системы образования стала реформа Страна была поделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всех типов. Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения.




Лучшие университеты и лицеи первой половины 19 века 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) Московский университет Царскосельский лицей

краткое содержание других презентаций

«Образование наполеоновской империи» - Командующие – талантливые маршалы и генералы. История. 8 класс. Отсутствие муштры и палочной дисциплины. Свобода, равенство и братство! Период консульства. Состав: пехота, кавалерия, артиллерия. Французская армия. 1804г. – Гражданский кодекс, или Кодекс Наполеона. Кодекс Наполеона. Согласие с церковью. Консульство и образование наполеоновской империи. 1799г. – Конституция: власть у Первого консула.

«Георгий Жуков» - Возможно. Октябрь 1957года – снятие с поста министра. 7 августа 1915 года – Жуков призван в армию в Малоярославце. В 1945-м маршал второй раз становится кавалером ордена «Победа». Май 1940 года – Жукова принимает И.В. Сталин. Маршал официально был признан Героем Монгольской Народной Республики. Многие государства награждали Жукова своими орденами и медалями.

«Германия XIX-XX в» - Германская империя в конце XIX- начале XX века. Факторы,обеспечившие Германии быстрое развитие: В 1859-1862 гг.Бисмарк был послом Пруссии в России. Северогерманский союз. <<Железный канцлер>>. Основные черты империализма: Победа во Франко-Прусской войне. Борьба за место под солнцем. Социальное законодательство. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815-1898). учитель истории Н.М.Стародубцева г.Санкт-Петербург НОУ”Лицей” Аристос”, 8 класс. Внутренняя политика Отто фон Бисмарка. Внедрение передовых технологий. Новая история.

«История декабристов» - Декабристы 3 тысяч солдат 30 офицеров отсутствие артиллерии. Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск. Причины поражения восстания. Цели восставших: Южное общество возникло на Украине, руководитель – П. Пестель. Государственное переустройство России Отмена крепостного права. Северное общество возникло в Петербурге, руководитель – Н.Муравьёв. Северное и Южное общества декабристов. Проблемное задание.

«Россия во 2 четверти XIX века» - 13.1.1830 Сейм объявил о лишении Николая I права на польский пре стол. 4.Народы Поволжья. 3.Украина и Бессарабия. Молдавский народный Костюм. Восставшие на марше. На башкир была возло-жена военная повин-ность(вооружение и 4 лошади). История России. Памятная медаль «За взятие Варшавы». В 1833 г. в Киеве был открыт университет. 1.Царство Польское.

«Кутузов Михаил Илларионович» - Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе. Кутузов венчался в церкви Святителя Николая Чудотворца в селе Голенищево Самолукской волости Локнянского района Псковской области. Илларион Матвеевич похоронен в деревне Теребени Опочецкого района в специальном склепе. Сыновья последнего стали зваться Голенищевы-Кутузовы и состояли на царской службе. В январе 1813 года русские войска перешли границу и к концу февраля достигли Одера. Выполнила: Ученица 8 класса МБОУ «Первомайская СОШ» Рыбкина Юлия. Отечественная война 1812 года. Михаил Илларионович Кутузов. Начало службы.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 19 ВЕК

ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 8 КЛАССА:

БАРИНОВ АЛЕКСЕЙ


РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В САМОМ НАЧАЛЕ 19 В. В РОССИИ ОКОНЧАТЕЛЬНО СЛОЖИЛАСЬ СИСТЕМА ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОВЕДЕННАЯ РЕФОРМА 1803 Г. В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИВЕЛА К СОЗДАНИЮ В КАЖДОМ ГУБЕРНСКОМ ГОРОДЕ ГИМНАЗИИ, А В КАЖДОМ УЕЗДНОМ ГОРОДЕ УЕЗДНОГО УЧИЛИЩА. ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА СОЗДАВАЛИСЬ ТАКЖЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. ПРИЧЕМ, ЧТО БЫЛО ОЧЕНЬ ВАЖНО, В НИХ ПРИНИМАЛИСЬ ДЕТИ «ВСЯКОГО СОСТОЯНИЯ», БЕЗ РАЗЛИЧИЯ «ПОЛУ И ЛЕТ».

ГИМНАЗИЯ

  • ГИМНАЗИЯ - ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, СПОРТЗАЛ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ТЕРМИН ТАКЖЕ УПОТРЕБЛЯЛСЯ В ЗНАЧЕНИИ «МЕСТО ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ». В ПЕРВОМ ЗНАЧЕНИИ ГИМНАЗИЯ ВСТРЕЧАЕТСЯ В ДРЕВНИХ ГОРОДАХ ГРЕЦИИ, ЕГИПТА, СИРИИ И ОСТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ МАЛОЙ АЗИИ, В КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ГРЕЧЕСКАЯ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. В ГИМНАЗИИ ИЗУЧАЛИ ФЕХТОВАНИЕ, КУЛАЧНЫЙ БОЙ, ВЕРХОВУЮ ОХОТУ, ГИГИЕНУ, ТАНЦЫ, МУЗЫКУ, РИТОРИКУ, МАТЕМАТИКУ.
  • В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ, А ПОТОМ В ДРЕВНЕРИМСКОЙ ИМПЕРИИ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИЯХ ПОСТОЯННО МЕНЯЛСЯ. КУЛЬТУРА ТЕХ ВРЕМЁН ПРЕВОЗНОСИЛА ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАД ОБЩИМ. АРИСТОТЕЛЬ ПИСАЛ О НЕОБХОДИМОМ БЕСПЛАТНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ, ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕВУШЕК, ИЗДАЛ МНОЖЕСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ, ПО КОТОРЫМ ОБУЧАЛИ ДО СЕРЕДИНЫ XVIII В. ЕГО УЧИТЕЛЬ ПЛАТОН ОБРАЩАЛ ВНИМАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ, В КОТОРОМ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ ИЗ ОБЩИХ НАУК, ОСТАВЛЯЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МЕНЕЕ ПОЛОВИНЫ ВРЕМЕНИ. ГИМНАЗИИ СУЩЕСТВОВАЛИ ДВУХ ТИПОВ - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ И СПАРТАНСКАЯ, В ПЕРВОЙ ПРЕОБЛАДАЛО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАЖДАН, И В ГИМНАЗИЯХ ВТОРОГО ТИПА ПРЕОБЛАДАЛО ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ВОЕННОЕ ДЕЛО ДАЖЕ ДЛЯ ДЕВУШЕК.

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ 1811

  • ИМПЕРАТОРСКИЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ (С 1843 ПО 1917 ГОДЫ - АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ) - ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДВОРЯН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ДЕЙСТВОВАВШЕЕ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ С 1811 ПО 1843 ГОД. В РУССКОЙ ИСТОРИИ ИЗВЕСТНО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, КАК ШКОЛА, ВОСПИТАВШАЯ А. С. ПУШКИНА И ВОСПЕТАЯ ИМ.

ДЕРПТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1802

  • ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДЕРПТСКИЙ, ЮРЬЕВСКИЙ (1893-1918)- СТАРЕЙШЕЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ В ТАРТУ (ЭСТОНИЯ). УНИВЕРСИТЕТ ВХОДИТ В АССОЦИАЦИЮ УНИВЕРСИТЕТОВ ЕВРОПЫ УТРЕХТСКАЯ СЕТЬ.

КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1804

  • КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ КАЗАНИ, ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ РОССИЙСКИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ; СТАРЕЙШИЙ, ПОСЛЕ МОСКОВСКОГО, НЕПРЕРЫВНО СУЩЕСТВУЮЩИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИИ. ВКЛЮЧЁН В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СВОД ОСОБО ЦЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ И АРХИТЕКТУРНЫМ ПАМЯТНИКОМ РОССИИ, - ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНИ, ЗАНИМАЕТ КВАРТАЛ НА КРЕМЛЁВСКОЙ УЛИЦЕ.

ХАРЬКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1805

  • ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Н. КАРАЗИНА - ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, ОФИЦИАЛЬНО ОТКРЫТ 17 (29) ЯНВАРЯ 1805 ГОДА. СТАРЕЙШИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ МАЛОРОССИЯ И ВТОРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ ПОСЛЕ ЛЬВОВСКОГО (КОТОРЫЙ В ФОРМАТЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СУЩЕСТВУЕТ С 1784 Г.). ПЯТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕ ВИЛЕНСКОГО, ДЕРПТСКОГО, МОСКОВСКОГО И КАЗАНСКОГО.

ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1804

  • ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ И ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЕМ ВИЛЕНСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА В 1803-1832 ГОДАХ.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1819

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» - ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ; ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ И ВЕДУЩИХ ЦЕНТРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ. В СОСТАВ УНИВЕРСИТЕТСКОГО УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ВХОДИТ: 24 СПЕЦИАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТА И ИНСТИТУТА, А ТАКЖЕ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКАЯ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ, КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ЭКОНОМИКИ И ТЕХНОЛОГИИ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Д. К. ФАДДЕЕВА И ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА

  • К НАЧАЛУ ВЕКА БОГАТЕЙШИЙ ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ О РАЗВИТИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ И СИСТЕМ НУЖДАЛСЯ В ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ. ЕСЛИ ПРЕЖДЕ ГОСПОДСТВОВАЛО УБЕЖДЕНИЕ В НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ, ТО ТЕПЕРЬ ОНО ОКАЗАЛОСЬ ОПРОВЕРГНУТО В СВЕТЕ ОТКРЫТИЙ БИОЛОГОВ И ГЕОЛОГОВ РАЗНЫХ СТРАН.
  • СУЩЕСТВОВАЛО МНОЖЕСТВО УЧЕНЫХ, ИЗУЧАВШИХ БИОЛОГИЮ И МЕДИЦИНУ:

И. А. ДВИГУБСКИЙ

  • ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ДВИГУБСКИЙ (24 ФЕВРАЛЯ (7 МАРТА) 1771 (ПО ДР. ДАННЫМ - 1772) - 30 ДЕКАБРЯ 1839 (11 ЯНВАРЯ 1840)) - РОССИЙСКИЙ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ, РЕКТОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1826-1833 ГОДАХ. ЧТЕНИЕМ ЛЕКЦИЙ И ИЗДАНИЕМ СВОИХ ТРУДОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОН СПОСОБСТВОВАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. РАЗРАБОТАЛ РУССКУЮ БОТАНИЧЕСКУЮ НОМЕНКЛАТУРУ И ВВЁЛ РЯД НОВЫХ РУССКИХ БОТАНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.
  • ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЗЕМНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ И НАСЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ СУЩЕСТВА С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН ПРЕТЕРПЕВАЮТ КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

ИУСТИН ДЯДЬКОВСКИЙ

  • ИУСТИН ЕВДОКИМОВИЧ ДЯДЬКОВСКИЙ (1784-1841) - РУССКИЙ ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ.
  • ВЫДВИНУЛ И ДОКАЗАЛ ИДЕЮ О ТОМ, ЧТО ВСЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ ОБУСЛОВЛЕНЫ ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПРИЧИНАМИ И ПОДЧИНЕНЫ ОБЩИМ ЗАКОНАМ РАЗВИТИЯ. ЖИЗНЬ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ФИЗИКО - ХИМИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ. СТОРОННИКАМИ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ БЫЛИ В ЭТОТ ПЕРИОД БОЛЬШИНСТВО РУССКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ.

  • КАРЛ ЭРНСТ ФОН БЭР, ИЛИ, КАК ЕГО НАЗЫВАЛИ В РОССИИ, КАРЛ МАКСИМОВИЧ БЭР, (17 ФЕВРАЛЯ 1792 - 28 НОЯБРЯ 1876), ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЭМБРИОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ПРЕЗИДЕНТ РУССКОГО ЭНТОМОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
  • СЕРЬЕЗНЫМ ШАГОМ ВПЕРЕД В ОБОСНОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ СТАЛА РАБОТА КАРЛА МАКСИМОВИЧА БЭРА «ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ» (1834). В НЕЙ ОН ПРЕДСТАЛ ПРЕДШЕСТВЕННИКОМ Ч. ДАРВИНА И ЕГО УЧЕНИЯ.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ

  • НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ (1810 – 1881) - РУССКИЙ ХИРУРГ И АНАТОМ, ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ И ПЕДАГОГ, СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО АТЛАСА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ, ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ХИРУРГИИ, ОСНОВАТЕЛЬ РУССКОЙ ШКОЛЫ АНЕСТЕЗИИ.
  • В ГОДЫ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ ОН ВПЕРВЫЕ ПРЯМО НА ПОЛЕ БОЯ ПРИМЕНЯЛ НАРКОЗ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАЛ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ ГИПСОВУЮ ПОВЯЗКУ. БЛАГОДАРЯ ВЕЛИКОМУ ХИРУРГУ ТЫСЯЧИ РАНЕНЫХ ОСТАЛИСЬ ЖИВЫ, МНОГИЕ ВЕРНУЛИСЬ В СТРОЙ.

ГЕОЛОГИЯ

  • ПЕРИОД БУРНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРЕЖИВАЛА В ЭТИ ГОДЫ ГЕОЛОГИЯ. ОСТРЫЙ ХАРАКТЕР ПРИОБРЕЛА БОРЬБА МЕЖДУ СТОРОННИКАМИ ДВУХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ НАПРАВЛЕНИЙ – «НУПТУНИСТАМИ» (СЧИТАВШИМИ, ЧТО ВСЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБУСЛОВЛЕНЫ ДЕЙСТВИЕМ ВОДЫ) И «ПЛУТОНИСТАМИ» (ПОЛАГАВШИМИ, ЧТО ОСНОВОЙ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ «ЦЕНТРАЛЬНОГО ОГНЯ» ВНУТРИ ЗЕМЛИ).

НИКОЛАЙ КОШКАРОВ

  • НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОКШАРОВ (23 НОЯБРЯ1818, ВБЛИЗИ УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ - 21 ДЕКАБРЯ 1893, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) - МИНЕРАЛОГ, ПРОФЕССОР (С 1851), ЧЛЕН АКАДЕМИИ НАУК (С 1855), ДИРЕКТОР ГОРНОГО ИНСТИТУТА В ПЕТЕРБУРГЕ (1872-1881), ДИРЕКТОР МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (C 1865) И РЕДАКТОР МНОГИХ ТОМОВ «ЗАПИСОК МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА». ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПРЕДПРИНЯЛ ТОЧНЫЕ КРИСТАЛЛОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
  • ОДНИМ ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ ПРОЕКТОВ, СДЕЛАННЫХ КОШКАРОВЫМ, ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ.

АСТРОНОМИЯ

  • В АСТРАНОМИИ ШЕЛ МЕДЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, ПРИВЕДШИЙ В ПОСЛЕДУЮЩЕМ К НАСТОЯЩЕЙ РЕВОЛЮЦИИ В ЭТОЙ НАУКЕ. ГЛАВНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ СТАЛО СОЗДАНИЕ МОЩНЫХ ТЕЛЕСКОПОВ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЛИ СОСТАВИТЬ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ В РОССИИ ИМЕЛО ОТКРЫТИЕ В 1839 Г. ПУЛКОВСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ. ОНА СТАЛА ЦЕНТРОМ АСТРОНОМИЧЕСКИХ РАБОТ В НАШЕЙ СТРАНЕ И БЫЛА ОСНАЩЕНА ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТОГДАШНЕЙ ТЕХНИКИ.

ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ 1839

  • ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ (ПОЛНОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ - «ГЛАВНАЯ (ПУЛКОВСКАЯ) АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК», СОКРАЩЁННОЕ - ГАО РАН) - ОСНОВНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, РАСПОЛАГАЮЩАЯСЯ В 19 КИЛОМЕТРАХ К ЮГУ ОТ ЦЕНТРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПУЛКОВСКИХ ВЫСОТАХ (75 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ).
  • НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕРВАТОРИИ ОХВАТЫВАЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ АСТРОНОМИИ: НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА И ЗВЁЗДНАЯ ДИНАМИКА, АСТРОМЕТРИЯ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ И КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ВСЕЛЕННОЙ), СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНО-ЗЕМНЫЕ СВЯЗИ, ФИЗИКА И ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД, АППАРАТУРА И МЕТОДИКА АСТРОНОМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ. В ШТАТЕ ОБСЕРВАТОРИИ, ПО СОСТОЯНИЮ НА 2010 ГОД, СОСТОИТ 330 ЧЕЛОВЕК, В ТОМ ЧИСЛЕ 143 НАУЧНЫХ СОТРУДНИКА, ИЗ НИХ 72 КАНДИДАТА И 27 ДОКТОРОВ НАУК. У ОБСЕРВАТОРИИ ЕСТЬ ДВЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ СТАНЦИИ: КИСЛОВОДСКАЯ ГОРНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ И СТАНЦИЯ ГАО РАН ОБСЕРВАТОРИИ КАМПО-ИМПЕРАТОРЕ.

МАТЕМАТИКА

  • ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ПРЕПОДАВАВШАЯСЯ ПРЕЖДЕ ЛИШЬ В ВОЕННО – ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛАХ, СТАЛА ТЕПЕРЬ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕДМЕТОВ ВО ВСЕХ УНИВЕРСИТЕТАХ СТРАНЫ.
  • ОСОБЕННО ВЕЛИК ВКЛАД В РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ОСТРОГРАДСКОГО И СОЗДАТЕЛЯ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ НИКОЛАЕМ ИВАНОВИЧЕМ ЛОБАЧЕВСКИМ.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ

  • МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ (12 СЕНТЯБРЯ 1801 - 20 ДЕКАБРЯ 1861) - РОССИЙСКИЙ МАТЕМАТИК И МЕХАНИК УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ПРИЗНАННЫЙ ЛИДЕР МАТЕМАТИКОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1830-1860-Е ГОДЫ.
  • ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ОСТРОГРАДСКОГО ОТНОСЯТСЯ К ПРИКЛАДНЫМ АСПЕКТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, МЕХАНИКИ, ТЕОРИИ МАГНЕТИЗМА, ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. ОН ВНЁС ТАКЖЕ ВКЛАД В АЛГЕБРУ И ТЕОРИЮ ЧИСЕЛ.
  • ХОРОШО ИЗВЕСТЕН МЕТОД ОСТРОГРАДСКОГО ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (1844). В ФИЗИКЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОЛЕЗНА ФОРМУЛА ОСТРОГРАДСКОГО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЪЁМНОГО ИНТЕГРАЛА В ПОВЕРХНОСТНЫЙ.
  • В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ОСТРОГРАДСКИЙ ОПУБЛИКОВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИНТЕГРИРОВАНИЮ УРАВНЕНИЙ ДИНАМИКИ. ЕГО РАБОТЫ ПРОДОЛЖИЛИ Н. Д. БРАШМАН И Н. Е. ЖУКОВСКИЙ.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ

  • НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ (20 НОЯБРЯ 1792, НИЖНИЙ НОВГОРОД - 12 ФЕВРАЛЯ 1856, КАЗАНЬ) - РУССКИЙ МАТЕМАТИК, ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ, ДЕЯТЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ИЗВЕСТНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ МАТЕМАТИК УИЛЬЯМ КЛИФФОРД НАЗВАЛ ЛОБАЧЕВСКОГО «КОПЕРНИКОМ ГЕОМЕТРИИ».
  • ЛОБАЧЕВСКИЙ В ТЕЧЕНИЕ 40 ЛЕТ ПРЕПОДАВАЛ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ 19 ЛЕТ РУКОВОДИЛ ИМ В ДОЛЖНОСТИ РЕКТОРА; ЕГО АКТИВНОСТЬ И УМЕЛОЕ РУКОВОДСТВО ВЫВЕЛИ УНИВЕРСИТЕТ В ЧИСЛО ПЕРЕДОВЫХ РОССИЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ПО ВЫРАЖЕНИЮ Н. П. ЗАГОСКИНА, ЛОБАЧЕВСКИЙ БЫЛ «ВЕЛИКИМ СТРОИТЕЛЕМ» КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

  • В ОБЛАСТИ ФИЗИКА 19 ВЕК НАЧАЛСЯ С ИЗОБРЕТЕНИЯ ПЕРВОГО ИСТОЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ВСЯ МИРОВАЯ НАУКА И ТЕХНИКА ВСТУПИЛИ В КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ. В РОССИИ ПЕРВАЯ РАБОТА В ЭТОЙ ОБЛАСТИ ПОЯВИЛАСЬ УЖЕ В 1801 Г.

ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВ

  • ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВ (8 ИЮЛЯ 1761 ГОДА, ОБОЯНЬ, БЕЛГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ - 22 ИЮЛЯ 1834 ГОДА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - РУССКИЙ ФИЗИК-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, ЭЛЕКТРОТЕХНИК-САМОУЧКА, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК.
  • РАЗРАБОТАЛ ГАЛЬВАНИЧЕСКУЮ БАТАРЕЮ. ОНА ПОЗВОЛЯЛА ПОЛУЧАТЬ УСТОЙЧИВУЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ДУГУ – ПРООБРАЗ БУДУЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПОЧКИ.

БОРИС СЕМЕНОВИЧ ЯКОБИ

  • МОРИЦ ГЕРМАН ЯКОБИ (НА РУССКИЙ ЛАД БОРИС СЕМЁНОВИЧ ЯКОБИ; 21 СЕНТЯБРЯ 1801, ПОТСДАМ - 27 ФЕВРАЛЯ1874, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - НЕМЕЦКИЙ И РУССКИЙ ФИЗИК-ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. ПРОСЛАВИЛСЯ ОТКРЫТИЕМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ. ПОСТРОИЛ ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, ТЕЛЕГРАФНЫЙ АППАРАТ, ПЕЧАТАЮЩИЙ БУКВЫ.
  • ИЗОБРЕЛ ГАЛЬВАНОПЛАСТИНКУ – МЕТОД НАНЕСЕНИЯ ТОНКОГО СЛОЯ МЕТАЛЛА НА НУЖНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА.

ЭМИЛЬ ХРИСТОАНОВИЧ ЛЕНЦ

  • ЭМИЛИЙ ХРИСТИАНОВИЧ ЛЕНЦ (ПРИ РОЖДЕНИИ ГЕНРИХ ФРИДРИХ ЭМИЛЬ ЛЕНЦ; 12 ФЕВРАЛЯ 1804, ДЕРПТ - 29 ЯНВАРЯ 1865, РИМ) - РОССИЙСКИЙ ФИЗИК ИЗ БАЛТИЙСКИХ НЕМЦЕВ, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ. С ЕГО ИМЕНЕМ СВЯЗАНО ОТКРЫТИЕ ЗАКОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ТЕПЛОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТОКА, И ЗАКОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЕ ИНДУКЦИОННОГО ТОКА.
  • ЛЕНЦ УСТАНОВИЛ ПРАВИЛО ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ИНДУКЦИИ (ЗАКОН ЛЕНЦА), А СПУСТЯ ГОД НА ЭТОЙ ОСНОВЕ БЫЛ ИЗОБРЕТЕН ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ВРАЩАЮЩИМСЯ РАБОЧИМ ВАЛОМ.

ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ ШИЛЛИНГ

  • ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ ШИЛЛИНГ (ШИЛЛИНГ ФОН КАННШТАДТ; 5 АПРЕЛЯ 1786, ТАЛЛИН - 25 ИЮЛЯ 1837, ПЕТЕРБУРГ) - РУССКИЙ ДИПЛОМАТ, ИСТОРИК-ВОСТОКОВЕД И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ-ЭЛЕКТРОТЕХНИК. БАЛТИЙСКИЙ НЕМЕЦ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. БАРОН ФОН ШИЛЛИНГ.
  • СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ПРАКТИЧЕСКИ ПРИГОДНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТЕЛЕГРАФ – ПРИБОР ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ПИСЬМЕННЫХ СООБЩЕНИЙ ПО ПРОВОДАМ.

  • РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТРУДИЛИСЬ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ХИМИИ – ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЧЕСКОЙ, НЕОРГАНИЧЕСКОЙ.
  • ОТКРЫТИЯ РУССКИХ УЧЕНЫХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА ПРЕДВОСХИТИЛИ РАСЦВЕТ ХИМИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В. – НАЧАЛЕ 20 В.

КОНСТАНТИН СИГИЗМУНДОВИЧ КИРХГОФ

  • КОНСТАНТИН СИГИЗМУНДОВИЧ КИРХГОФ (КОНСТАНТИН ГОТТЛИБ СИГИЗМУНД) - РУССКИЙ ХИМИК НЕМЕЦКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
  • РАЗРАБОТАЛ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ ПРИ НАГРЕВАНИИ КРАХМАЛА С РАЗБАВЛЕННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТОЙ; ЭТО ОТКРЫТИЕ ПОЛОЖИЛО НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЮ КАТАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

КРИСТИАН ИОГАНН ГРОТГУС

  • БАРОН ХРИСТИАН ИОГАНН ДИТРИХ ФОН ГРОТГУС ИЛИ ТЕОДОР ФОН ГРОТТУС (20 ЯНВАРЯ 1785, ЛЕЙПЦИГ - 26 МАРТА 1822) - ФИЗИК И ХИМИК. ПО П P ОИСХОЖДЕНИЮ НЕМЕЦ. ВЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИТВЕ.
  • ОТКРЫЛ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФОТОХИМИИ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ХИМИЧЕСКОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ТОЛЬКО ТОТ СВЕТ, КОТОРЫЙ ПОГЛОЩАЕТСЯ САМИМ ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ.

ГЕРМАН ИВАНОВИЧ ГЕСС

  • ГЕРМАН ИВАНОВИЧ ГЕСС (26 ИЮЛЯ 1802, ЖЕНЕВА - 30 НОЯБРЯ 1850, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - РУССКИЙ ХИМИК, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (1834).
  • ОТКРЫЛ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ТЕРМОХИМИИ, ВЫРАЖАВШИЙ ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО ХИМИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ.

НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО

  • ОДНОЙ ИЗ ЯРКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В. СТАЛО БЫСТРОЕ ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ В ПРОИЗВОДСТВО. В 1817 Г. НА ПОЖЕВСКОМ ЗАВОДЕ БЫЛИ УСПЕШНО ПРОВЕДЕНЫ ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ПО ПЕРЕДЕЛУ ЧУГУНА В ЖЕЛЕЗО МЕТОДОМ ПУДЛИНГОВАНИЯ.
  • С НАЧАЛА 19 ВЕКА В РОССИИ НАЧИНАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ МАШИНОСТРОЕНИЕ. С 20 – Х ГГ. ВО МНОГИХ ПРОИЗВОДСТВАХ АКТИВНО ПРИМЕНЯЕТСЯ ЭНЕРГИЯ ПАРОВЫХ МАШИН. МНОГО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В КРЕПНУЩЕЙ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ АНОСОВ

  • ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ АНОСОВ (29 ИЮНЯ 1796, ТВЕРЬ - 13 МАЯ 1851, ОМСК) - РУССКИЙ ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР, УЧЁНЫЙ-МЕТАЛЛУРГ, КРУПНЫЙ ОРГАНИЗАТОР ГОРНОЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ ЮЖНОГО УРАЛА, ТОМСКИЙ ГУБЕРНАТОР.
  • РАЗРАБОТАЛ ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ БУЛАТНОЙ СТАЛИ.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ

  • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ (3 СЕНТЯБРЯ 1828, ЧИСТОПОЛЬ - 5 АВГУСТА 1886, ДЕРЕВНЯ БУТЛЕРОВКА, НЫНЕ АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОН ТАТАРСТАНА) - РУССКИЙ ХИМИК, СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, РОДОНАЧАЛЬНИК «БУТЛЕРОВСКОЙ ШКОЛЫ» РУССКИХ ХИМИКОВ, УЧЁНЫЙ-ПЧЕЛОВОД И ЛЕПИДОПТЕРОЛОГ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, РЕКТОР ИМПЕРАТОРСКОГО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1860-1863 ГОДАХ.
  • СОЗДАВАЛ УСТОЙЧИВЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ КРАСИТЕЛИ ДЛЯ БУРНО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

МИРОН И ЕФИМ ЧЕРЕПАНОВЫ

  • ЕФИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (1774-1842) И МИРОН ЕФИМОВИЧ (1803-1849) ЧЕРЕПАНОВЫ, РУССКИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИНЖЕНЕРЫ, ОТЕЦ И СЫН. ОНИ БЫЛИ ИЗ КРЕПОСТНЫХ ДЕМИДОВЫХ - ЗНАМЕНИТОЙ СЕМЬИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЗАВОДОВ.
  • ПОСТРОИЛИ ПЕРВУЮ ПАРОВУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ.

  • ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА СТАЛИ: УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В НИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ; РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ; ДОСТИГНУТЫЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ КРУПНЫЕ УСПЕХИ РУССКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ НАУКИ; УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ; УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ НАУКИ С ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ.

Развитие образования

  • В самом начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведенная в 1803 г. реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причём, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.

Развитие наук в России

  • Биология
  • Медицина
  • Геология
  • Астрономия
  • Математика
  • Физика
  • Химия

Биология

  • К началу века богатейший фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в серьёзном переосмыслении. Если прежде господствовало убеждение в неизменяемости растений и животных, то теперь оно оказалось опровергнуто в свете открытий геологов и биологов разных стран. Ученые- ботаники и зоологии собрали прекрасные коллекции животных и растений Сибири, Дальнего Востока, Русской Америки. В 1812 г. был основан Крымский ботанический сад, ставший на долгие десятилетия одним из центров русской ботаники.

  • В 1806 г. утверждал, что земная поверхность и населяющее ее существа со временем претерпевают коренные изменения.
  • В 1816 г. выдвинул и доказал идею о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития.
  • Его работа «Всеобщий закон развития природы» (1834) обосновала представления о развитии живых рганизмов.(предшественник Ч.Дарвина и его учения.

Иван Алексеевич Двигубский

Иустин Евдокимович Дядьковский

Карл Максимович Бэр


Медицина

  • Н.И. Пирогов-профессор Медико-хирургической академии. В годы Крымской войны он впервые на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов гипсовую повязку.

Геология

  • Период бурного развития переживала в эти годы геология. Острый характер приобрела борьба между сторонниками двух теоретических направлений- «нептунистами» (считавшими, что все геологические процессы обусловлены действием воды) и «плутонистами» (полагавшими, что основой этих процессов является наличие «центрального огня» внутри Земли). Большинство геологов стояло на позициях плутонизма.

Астрономия

  • В астрономии шёл медленный процесс накопления знаний, приведший в последующем к настоящей революции в этой науке. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. Особое значение для развития астрономии в России имело открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории. Она стала центром астрономических работ в нашей стране и была оснащена по последнему слову тогдашней техники.

Математика

  • Высшая математика, преподававшаяся прежде лишь в военно-технических школах, стала теперь одним из основных предметов во всех университетах страны. В них были открыты специальные физико-математические факультеты. Особенно велик был вклад в развитие математической физики Михаила Васильевича Остроградского. Наибольших успехов математики России добились в геометрии, где были сделаны открытия мирового уровня. Самым ярким из них стало создание в 1826 г. неевклидовой геометрии профессором Казанского университета Николаем Ивановичем Лобачевским. Окончательное признание открытие Лобачевского получило позже.
  • В области физики XIX век начался с изобретения первого источника электрического тока, в результате чего вся мировая наука и техника вступили в качественно новый этап развития. В России первая работа в этой области появилась уже в 1801 г. В 1802 г. Василий Владимирович Петров разработал гальваническую батарею. Она позволяла получать устойчивую электрическую Дугу - прообраз будущей электрической лампочки. В Западной Европе такая дуга была создана лишь 7 лет спустя. Уже эти первые исследования диктовали необходимость разработки теории электрических явлений. Над ее созданием трудились многие ученые, но наибольших результатов удалось достичь Борису Семеновичу Якоби и Эмилию Христиановичу Ленцу. В 1833 г. Ленц установил правило определения направления движущей силы индукции (закон Ленца), а спустя год на этой основе был изобретен электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1840 г. Якоби изобрел гальванопластику - метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества.Все это создавало предпосылки для крупнейших технических изобретений, основанных на электрической энергии. Уже в 1832 г. Павел Львович Шиллинг создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф - прибор для передачи письменных сообщений по проводам. В 1850 г. Якоби изобрел буквопечатающий аппарат для телеграфа.

Василий Васильевич Петров

Гальваническая батарея

Эмилий Христианович Ленц

Борис Семёнович Якоби

Павел Львович Шиллинг


  • Российские исследователи трудились во всех отраслях химии - теоретической, органической, неорганической. Константин Сигизмундович Кирхгоф разработал способ получения глюкозы. Кристиан Иоганн Гротгус, работавший в Литве, открыл основной закон фотохимии, согласно которому химическое превращение вещества может вызвать только тот свет, который поглощается самим этим веществом. В 1840 г. Герман Иванович Гесс открыл основной закон термохимии, выражавший принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам.
  • В 1826-1827 гг. Петр Григорьевич Соболевский и Василий Васильевич Любарский положили начало порошковой металлургии. У истоков органической химии в России стояли А. А. Воскресенский, Ю. Ф. Фрицше, Н. Н. Зинин.
  • Открытия русских ученых первой половины века предвосхитили расцвет химии во второй половине XIX - начале XX в.

Источники:

  • Учебник истории России. 8 класс.(А. А.Данилов, Л. Г. Косулина)
  • Поисковая система «Яндекс»
  • Яндекс.Картинки
  • Сайт. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.(http://school-collection.edu.ru/)