Облакачивание во время азана,чтение намаза не на арабском языке, разговор во время речи имама в пятницу. Дозволено ли разговаривать во время чтения азана? Правила чтения священных текстов

Викторина: вопросы и ответы конкурса по азану

Когда был произнесен первый азан и по какому случаю ?

Первый азан был произнесен в Медине, куда переселились мусульмане из Мекки. А о том, как было решено созывать мусульман на намаз, рассказывается в следующем хадисе. Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принял решение бить в колокол, – хотя это ему было неприятно, – мне приснился сон. Во сне ко мне явился мужчина, на котором было два зеленых покрывала. В руках он нес колокол, и я спросил его: «О раб Аллаха! Не хочешь ли ты продать колокол?» Он спросил: «А что ты будешь делать с ним?» Я сказал: «С его помощью мы будем призывать людей на намаз». Он сказал: «Не подсказать ли тебе нечто лучшее?» Я ответил: «Конечно». Он сказал: «Тебе следует сказать: «Аллах превелик! Аллах превелик!…» На утро я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему о своем сновидении. Он сказал: «Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха. Ступай вместе с Билялем и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего» . Я встал вместе с Билялем. Я начал говорить ему эти слова, а он стал призывать людей к намазу.

Этот хадис передали Абу Дауд и Ат-Тирмизи.

Кем был произнесен первый азан ?

Биляль ибн Рабах – он был вольноотпущенником рода Бану Тейм. Он одним из первых обратился в Ислам , после чего мекканские язычники стали подвергать его невыносимым пыткам. Он принимал участие в сражении при Бадре и других крупных битвах. При жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он был муэдзином, а после его смерти он всего однажды возвестил призыв на намаз, когда приехал в Медину из Дамаска, где он прожил последние годы своей жизни. Говорят, что он не завершил этот призыв до конца, потому что отовсюду послышались стоны и плач. Скончался в Шаме в 17, 18 или 20 г.х. в возрасте старше 60 лет и не оставил после себя потомков.

Чем отличался мекканский азан от мединского азана во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ?

Как известно, азан появился в Медине, и мединским муадзином во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) был Биляль. Спустя несколько лет Мекка тоже стала мусульманским городом, и в ней зазвучал азан. Мекканский азан передается от сподвижника, которого звали Абу Махзура (См. Муслим, №379).

Между азаном Абу Махзуры (мекканским) и азаном Биляля (мединским) было небольшое отличие. Абу Махзура начинал азан как обычно – четыре раза говорил «Аллаху акбар». Но после этого он очень тихим голосом, практически шепотом, произносил слова свидетельства «Ашхаду ал-ля иляха илля-Ллах, ашхаду анна Мухаммадар расулю-Ллах», а потом повторял их, но уже громко, как остальной азан. Это предписание называется «тарджи‘», что означает «повторение». Поэтому мекканский азан Абу Махзуры известен как «азан с повтореним».

Что должен говорить мусульманин, когда слышит азан?

Повторять слова азана. Только при словах «Хайа ‘aлa-с-Салах» и «Хайа ‘aлa-л-фалах» вместо этих слов произносить «Ла хавла ва ла куввата илла биллах» («Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха»).

Что нужно сказать после произнесения азана?

«Aллахумма рабба хазихи д-да’вати таммати ва с-салати-ль-каимати. Ати Мухаммадан аль-василята валь- фадылата ва-б’асху макаман махмудан ал-лязи ва’адтах»

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи (одари) Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь (подними) к месту достохвальному, которое Ты обещал ему». (Бухари, «Азан», 81)

Что означает слово «василя», о котором испрашивается в мольбе после азана?

“Аль-Василя” – название высшей ступени Рая, предназначенной только для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Передает Муслим (№ 384) со слов Абдуллы Ибн Амра Ибн Аль-Аса, что он слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Когда услышите му­аззина, то повторяйте за ним, а после просите мне благословения, потому что того, кто испросит для меня благословения, Аллах благословит десять раз. Затем просите для меня аль-Васили, это степень Рая, которая полагается только одному человеку из рабов Аллаха, и я надеюсь, им буду я. Кто попросит для меня аль-Васили, за того я смогу заступиться в Судный день».

Какая награда предназначена для человека, произносящего азан?

Первая награда – прощение грехов : со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, муэдзину грехи прощаются настолько, насколько распространяется его голос. Его слова подтверждают все свежее и сухое, что слышит его голос, а присутствующие с ним на намазе поднимаются на двадцать пять ступеней». Этот хадис передал Ахмад, и шейх Насыр назвал его хорошим. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (1929).

Вторая награда – в Судный день : со слов Му‘авийи, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в День воскресения самые длинные шеи будут у муэдзинов». Этот хадис передали Муслим и Ибн Маджа.

Третья награда – свидетельство за муадзина . В хадисе ‘Абдуллаха ибн ‘Абд ар-Рахмана ибн Са‘са‘а сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри сказал ему: «Я вижу, что тебе нравится пасти овец в пустыне. Когда ты окажешься посреди пустыни, призывай на намаз погромче. Поистине, все люди, джинны и любые другие твари, которые слышат голос муэдзина, будут свидетельствовать в его пользу в День воскресения». Этот хадис передали аль-Бухари, ан-Насаи и ИбнМаджа.

Закончите хадис: «Если бы люди знали, какая награда обещана за призыв на намаз и совершение намаза в первом ряду…»

Этот хадис приводит аль-Бухари и Муслим. Со слов Абу Хурейры передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы люди знали, какая награда обещана за призыв на намаз и совершение намаза в первом ряду, то спешили бы исполнить это, даже если бы им пришлось бросать жребий для этого ».

Какое влияние оказывает азан на шайтана?

Об этом нам известно из следующего хадиса. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он снова подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он снова подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: “Вспомни о том-то и том-то”, о чём тот и не помышлял до молитвы, и он делает это для того, чтобы человек оставался в подобном положении, не ведая, сколько ракатов молитвы он совершил »(аль-Бухари, 352 (608)).

Что желательно делать в промежутке времени между азаном и икаматом?

Первое: Дуа после азана . От Анаса: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не отвергается мольба, произносимая между азаном и икаматом» (Абу Дауд, 521,достоверный).

Второе: добровольный намаз . В Бухари пришло со слов ‘Абдуллаха бин Мугаффаля аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Между каждыми двумя призывами – молитва», (а потом добавил): «Для того, кто (этого) пожелает»”.

Любому мусульманину, услышавшему слова азана, следует умолкнуть, даже если он читает Коран, и начать повторять все слова муаззина. Кроме того, услышав слова "Спешите на молитву! Спешите к спасению!", следует сказать: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Ля хауля ва ля куввата илля би-Лляh/»

لاٰ حَوْلَ وَ لا قُوَّةَ اِلاّٰ بِاللهِ

а после слов муаззина "Молитва лучше сна!", которые произносятся во время утреннего азана, следует сказать: «Ты сказал правду, а я повинуюсь /Садакта ва барарту/», или: «Сбывается то, чего желает Аллах /Ма ша"а-Ллаhу кяна ва ма лям яша"лям якун/»

مٰا شٰا ءَ اللهُكٰانَ وَ مٰا لَمْ يَشَاءْ لَمْ يَكُنْ

Если в одной мечети совершали азан и человек, слышавший его, повторял его слова, то если он услышит азан в другой мечети ему достаточно молчать.

О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе ("Аль-Василя" - название высшей ступени рая) и к высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!

УСЛОВИЯ НАМАЗА И ЕГО СТОЛПЫ

Условия, когда намаз становится правильным

  1. Быть чистым (Имеется в виду большое (гусль) и малое (вуду’) омовение).
  2. Тело должно быть чистым от наджаса
  3. Одежда должна быть чистой от наджаса
  4. Место совершения намаза должно быть чистым от наджаса (кроме простительного (легкий, невидимый) наджаса. См. тему «Наджас»

Даже ноги, руки, колени, лоб (лоб, нос) молящегося должны попадать, касаться места чистого от наджаса.

  1. Аурат молящегося должен быть закрыт
  2. Смотреть в сторону Киблы

Если молящийся находится в Мекке и видит Каабу, то должен молится в направлении самой Каабы

Если находясь в Мекке самой Каабы, не видит, то молится в ее сторону

  1. Время молитвы определенное
  2. Молящийся должен быть убежден, что время молитвы наступило (Если не убежден, то молитва недействительна)
  3. Такбиратуль Ихрам (произнесение слов «Аллаху акбар») в начале молитвы
  4. Молящийся должен совершить такбиратуль ихрам до того как совершить руку’. (Например, опоздавший должен разделить такбиратуль ихрам с поднятием рук и поднятие рук перед руку’)
  5. Намерение на намаз должно быть совершено до такбиратуль ихрам
  6. Такбиратуль ихрам произносить вслух, так чтобы сам мог услышать, если же намаз совершается обществом, то тихо, но не мысленно.
  7. Различать в намерении фарз от ваджиба

В желательных (суннаты, добровольные) намазах намерения не обязательны

  1. Чтение суры из Кур’ана
  2. Если молтва совершается за имамом, то только слушаешь, суры не читаешь.

* В этом пункте ученые разделились:

Имамы Абу Ханифа и Малик считали, что нельзя читать суры если имам читает вслух.

Но имам Аш-Шафи’и в отличие от имама Ахмада обязывал читать про себя суру Аль Фатиха.

Каждый из ученых имеет далил на свое мнение (достоверные хадисы)

  1. Поясной поклон (руку’)
  2. Земной поклон (саджда):

* Касаются земли:

· 2 ладони

· 2 ступни

  1. Высота саджда: лицо не должно быть выше на локоть от места, где ноги (ступни) например как бывает в тесных мечетях, когда саджда совершается на спину впереди молящегося.
  2. Руку’ должен быть раньше, чем саджда
  3. Сидение между двумя саджда
  4. Последнее сидение для ташахуда
  5. Кыям (стояние)
  6. Таслим (салям) в конце молитвы.

Аурат мужчины : от пупка до колен.

Для того, чтобы уйти от разногласий необходимо закрывать так же плечи.

Аурат женщины : все тело за исключением лица, кистей рук и ступней, но только от кончиков пальцев до щиколоток.

Обязанности в намазе

Мы записываем ваджиб, т.к. соглашаемся с учеными, разделяющими между фарзом и ваджибом. Те, кто не разделяют между фарзом и ваджибом могут заменить следующие пункты на фарзы или на суннаты.

  1. Чтение суры Аль Фатиха
  2. Прочитать после суры Аль Фатиха еще одну суру или 3 аята(min.) в первых двух рака’атах фарз намаза, во всех рака’атах витр намаза и добровольного намаза.
  3. Читать суру Аль Фатиха прежде других сур из Кур’ана
  4. При суджуде обязательно касание земли лбом и носом
  5. 2-ой суджуд совершать, перед тем как перейти на другой рака’ат
  6. Спокойствие между обязанностями (фарзы или ваджибы) намаза, паузы.
  7. Первое сидение для ташахуда (после 2 – го рака’ата)
  8. Чтение ташахуда в первом сидении
  9. Чтение ташахуда в последнем рака’ате (во время сидения)
  10. После первого ташахуда сразу же встать (в 3 –х или 4 –х рака’атном намазе)
  11. Говорить «Ас Саляму ‘алейкум» в конце намаза. Что касается таслима, то, если собрать общие доказательства ученых, более достоверны слова 3-х имамов, что таслим это столп. Мы берем их слова, учитывая мнение имама Абу Ханифы
  12. Читать ду’а кунут во время витра (после Аль Фатихи и другой суры совершается такбир, затем руки ставятся обратно на грудь, и читается ду’а кунут, затем руку’).
  13. Все такбиры праздничных молитв, кроме такбиратуль ихрам, который является фарзом
  14. Громко читать Кур’ан имаму на утренний намаз; в первых двух рака’атах магриб и ‘ийша, даже если он восполняет; на джум’а намаз; празждничный намаз; таравих и витр (в месяце рамадан)
  15. Чтение Кур’ана про себя имамом в зухр и аср намазах, так же в магриб и ‘ийша намазах после 2-го рака’ата, и во всех суннатах, которые совершаются утром.
  16. Если человек совершает добровольную молитву один – он имеет право выбора как ему читать в ней Кур’ан вслух или про себя.

СУННАТЫ НАМАЗА

1. Поднимать руки в такбратуль ихрам

· У имама Абу Ханифы мужчины поднимают руки так, чтоб большой палец был на уровне мочек ушей, сначала поднимаются руки, затем произносится такбир.

· Женщина по имаму Абу Ханифе следует поднимать руки до плеч, чтобы пальцы были не выше плеч и затем произносить такбир.

В ханафитской школе это считается более стыдливым и приемлемым.

У остальных 3-х имамов нет разницы в поднятии рук для мужчин и для женщин (руки до плеч или до ушей, оба варианта являются сунной)

2. Так же у трех имамов до руку’, после руку’, после стояния второго рака’ата поднятие рук является сунной, по имаму Абу Ханифе – не является.

3. Во время поднятия рук ладони должны быть ровными, открыты в сторону Киблы

4. После произнесения имамом такбиратуль ихрам сразу же за ним повторять,

5. Говорить «А’узу би Лляхи мин аш Шатани роджим»

6. Говорить «Бисми Лляхир Рахмани Рахим» перед каждой сурой Аль Фатиха в каждом рака’ате. У имама аш Шафи’и это обязательно (баслама считается частью суры)

7. Говорить «Амин» громко за имамом сунна у имамов 3-х мазхабов, у имама Абу Ханифы «Амин» следует говорить про себя. Но у всех имамов есть свои доказательства на это действие.

8. Говорить «Раббана уа лякаль хамд» после руку’ (про себя)

9. Дуа аль истифтах, аль истигазу(а’узу би Лляхи мин аш Шайтанир Раджим), басмалу(«Бисми Лляхир Рахманир Рахим) , и слова «Раббана уа лякаль хамд» следует произносить про себя

10. Ноги следует ставить на ширине плеч

Абу Наср ад Дабуси сказал: «4 пальца между ступнями – ближе к богобоязненности», но с этим его мнением не согласны Абу Ханифа и его ученики (Абу Юсуф, Аль Хасан)

3 имама: «Внешняя часть ступни должна быть наравне с плечами»

11. Суру, которую читают после Аль Фатихи:

· Для магриб намаза короткие суры (любые)

12. Говорит «Аллаху акбар» на руку’

13. Говорит в руку’ «Субхана Раббиаль ‘Азым» (min.3 раза)

14. Ставить руки на колени в руку’

15. В руку’ растопырив пальцы обхватить колени ладонями, но у имама Абу Ханифы женщины не растопыривают пальцы

16. Ноги в руку’ держать ровно

17. Спину в руку’ следует держать ровно

18. Голову держать ровно со спиной

19. Вставать из руку’ (у многих ученных это является столпом намаза, но у имама Абу Ханифы, Абу Юсуфа, Аль Хасана – это сунна)

20. Вставать из руку’ спокойно

21. В суджуде: сначала опускаться на колени, затем руки, затем лицо. Вставая из суджуда, все совершается в обратном порядке

22. Такбир для суджуда и такбир для выхода из суджуда

23. В суджуде голова должна быть между ладонями

24. Произносить в суджуде « Субхана Раббиаль А’ля» (min.3 раза)

25. В суджуде не должны соприкасаться:

· бедра с животом

· локти с телом (ребрами)

· локти с землей

* Не относится к случаям, когда намаз совершатся в джама’те и тесно.

У имама Абу Ханифы у женщин:

· локти касаются пола

· локти касаются ребер

передается отАбу Дауда.

У остальных имамов нет разницы в молитве мужчин и женщин и они не согласны с имамом Абу Ханифой в этом вопросе.

26. Сидеть некоторое время между суджудами

27. Ставит ладони на колени (бедра) между суджудами

28. Во время сидения:

· правая ступня ставится на пальцы, пальцы должны быть направлены в сторону Киблы

· левую ногу следует загнуть по себя

(Аль Ифтираш)

По имаму Абу Ханифе женщины во время сидения подгибают обе ноги под себя пальцами в правую сторону (Таваррук)

29. По имаму Абу Ханифе во время ташахуда поднять указательный палец в сторону Киблы, во время произнесения шахады, и опустить сразу после произнесения шахады.

30. Дуа перед таслимом

31. Во время таслима сначала поворачивать голову сначала вправо затем влево. Поворачивать голову следует не сильно, чтобы сзади не было щеки молящегося.

АДАБЫ НАМАЗА

1. Вытаскивать руки из рукавов (перчаток) во время совершения Такбиратуль ихрам и при чтении, когда руки складываются на груди (если нормальные условия, т.е. не холодно т.д.)

Женщинам это не обязательно т.к. могут открыться руки.

2. Смотртеть:

· При стоянии смотреть на место саджда

· Во время руку’ смотреть на пальцы ног

· Во время саджда смотреть на нос (ближе к носу)

· Во время сидения (ташахуда) смотреть на хиджр (от живота до бедер). Чтобы не отвлекаться во время поклонения.

· Во время таслима смотреть на плечо

3. Во время зевания закрывать рот правой рукой

· Во время намаза закрывать рот следует внутренней стороной ладони

· Не во время намаза тыльной стороной ладони

  1. Во время икомата вставать, когда муаззин произносит слова «Хайа ‘аля солят», «Хайа ‘аляль фалях».

КАК СОВЕРШАТЬ НАМАЗ

Если мужчина начинает совершать намаз – вытаскивает руки из рукавов;

Затем следует поднять руки (ладони) до уровня ушей;

Произнести такбир «Аллаху акбар». Не тянуть звук «а». Одновременно с этим совершить намерение на конкретный намаза (намерение вслух не произносится! );

Сложить руки, правую на левую:

· Ниже пупка у имама Абу Ханифы

· Выше пупка у имама Аш Шафи’и

Либо другой вариант см. «Крепость мусульманина»

Имам и ма’мум (те, кто за имамом) говорят «Амин» про себя у имама Абу Ханифы. У остальных имамов «Амин» следует говорить громко.

После суры «Аль Фатиха» читает суру, которую удобно или которую молящийся знает, либо 3-4 аята любой суры

Совершить поясной поклон руку’ – сказав «Аллаху акбар»

Спокойно зафиксировать спину и голову ровно и параллельно пола, обхватить колени, растопырив пальцы;

В руку’сказать «Субхана раббиаль ‘Азым»;

Подняться из руку’ со словами Сами’а Ллаху лиман хамидах»;

Встав некоторое время стоять спокойно;

Сказать: «Раббана уа ля-каль хамд»

Если ты ма’мум и совершаешь намаз за имамом: говоришь только «Раббана уа ля-каль хамд». Если совершаешь намаз сам, то говоришь «Сами’а Ллаху лиман хамидах» и «Раббана уа ля-каль хамд»;

Произнося «Аллаху акбар» и совршить земной поклон саджда:

· Опустить колени на пол

· Затем опустить руки

· Затем лицо (лицо между ладонями, касаться лбом и носом пола)

· Спокойно, с паузой произнести в земном поклоне: «Субхана раббиаль а’ля» (min. 3 раза)

Во время поклона живот не должен касаться бедер (ног)

Во время поклона локти не должны касаться ребер (боков). Кроме случаев, когда молитва совершается в тесном месте;

У имама Абу Ханифы: у женщины в молитве живот касается ног, локти касаются боков. Хотя другие ученные с этим не согласны

Направить пальцы рук и ног в сторону Киблы;

Сидеть между суджудами опуская руки ладонями на бедра ближе к коленям. Совершать это действие спокойно;

Произнося такбир «Аллаху акбар» снова спокойно совершит суджуд (земной поклон) и в нем произносить: «Субхана раббиаль а’ля» (min. 3 раза) так же как и в первом суджуде;

Затем произнося такбир подняться на ноги не садясь и не помогая руками (у имама Абу Ханифы)

У остальных ученных можно сидеть и помогать руками или встать не совершая этих действий;

2-ой рака’ат совершается, так же как и первый, кроме:

· Не совершается ду’а истифтах

· Не произносится « А’узу би Лляхи мин аш Шайтони Рраджим»

Не является сунной у имама Абу Ханифы поднятие рук во время намаза кроме как во время такбиратуль ихрам.

Остальные 3 имама против этого мнения имама Абу Ханифы, со своими доказательствами, которые сильнее чем доказательства имама Абу Ханифы в этом вопросе, а Аллаху известно лучше.

Поднимать руки во время такбира для ду’а кунут в витр намазе.

Поднимать руки во время 2-х такбиров праздничной молитвы

Когда видишь Каабу (поднять правую руку, сказать бисмиЛлях, Аллаху акбар)

Когда касаешься Черного камня

Когда встанешь на Сафа и Марва

Во время стояния на Арафате

В День муздалифа

Во время кидания камней

Если молящийся завершил второй суджуд, после второго рака’ата садится на левую ногу, правую держит на пальцах, направляя пальцы в сторону Киблы. Руки ладонями ложит на бедра, выпрямив пальцы и не растопыривая их, (женщина садится как таваррук) и читает ташахуд Ибн Мас’уда:

*Наиболее достоверным сообщением относительно «ташаххуда» является то, которое передано Ибн Масудом, где говорится, что он сказал:

«Когда мы сидели с посланником Аллаха и совершали молитву, то говорили: “Мир Аллаху прежде Его рабов, мир такому-то и такому-то”. И посланник Аллаха сказал: “Не говорите “Мир Аллаху”, поскольку Аллах и есть мир. Однако, когда кто-то из вас сидит, пусть говорит:“Аттахиййату лил-Ляхи, ва-с-салавату, ва-т-таййибату. Ассаляму алейка аййухан-набиййу ва рахматул-Лахи ва баракатуху. Ассаляму алей-на ва аля ибади-л-Лахис-салихийн”/Приветствия Аллаху, и молитвы, и добрые дела. Мир тебе о пророк и милость Аллаха, и Его благословение. Мир и нам праведным рабам Аллаха/.И, поистине, если вы произнесёте (эти слова), они коснутся каждого праведного раба Аллаха на небесах и на земле, или между небесами и землей:“Ашхаду ан ля иляха илля-л-Лах, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху” /Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник/. Затем пусть каждый выбирает ту мольбу, которая ему нравится и взывает ею»

Во время шахады указывать указательным пальцем вверх, в сторону Каабы.

После второго рака’ата в остальных рака’атах (3,4) читать суру «Аль Фатиха» без дополнительной суры

Затем с правой стороны дать салям (направо потом налево)

«Ас саляму ‘алейкум уа Рахмату Ллаh».

КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ИМАМОМ

Быть имамом лучше, чем муаззином.

Совершать намаз коллективно (джам’атом) является сунной муаккада, ближайшее к ваджиб (у имама Абу Ханифы) у других имамов намаз джама’атом является ваджибом для мужчин, если есть возможность, и запрещается пропускать без причины*.

* Причины, которые принимаются шариатом: серьезно заболел, работа – в современном обществе, однако работа не является уважительной причиной для оставления пятничной молитвы.

Условия выбора имама:

Ислам – Если человек не является мусульманином, ему нельзя становится имамом, даже если у него имеются огромные знания. Не верит в Судный день, ругает сподвижников, отрицает мучения в могиле, или отрицает ангелов и т.д. Если человек узнает о наличии у имама этих вещей – ему придется переделать молитву, совершенную за ним. Если же человек узнает такое позже (например, спустя два года) то ему не надо будет повторять все молитвы, нужно будет переделать только последнюю совершенную за таким человеком молитву.

Совершеннолетие – приблизительно 13-14 лет. Человек должен понимать, что он читает. Есть исключения по возрасту, например ……….. знающий в 7 лет.

Вопрос:

Ас-саляму алейкум. Братья у меня есть ряд вопросов. Я находился в мечети и услышал как человек из числа бида’чиков сделал замечание другому, что бы он не облокачивался во время призыва (азан), сказав: «нельзя облокачиваться во время призыва». Получается, что это действие он назвал запретным словом – «нельзя» (харам). Есть ли такое в сунне посланника Аллаха (мир ему и покой)? Этот человек из числа заблудшей группы «крачковские» - они известны тем, что читают солят на русском языке, что я могу сказать им в опровержения этого поступка(чтение намаза на русском языке)? И еще один вопрос – запрещено ли во время хутбы имама (на арабском языке) отвлекаться (разговаривать с кем либо, читать куран и т.д.)?

Ответ:

Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.

Что касается запрета облакачиваться во время азана, то честно говоря слышу первый раз такое, и не знаю доказательства запрещающее это делать. Это выражение конечно не значит что я отрицаю вероятность наличия такого хадиса.

Однако существует несколько прямых и косвенных доказательств указывающих на обратное.

1.Основа - разрешенность в любых действиях человека до прихода обратного доказательства. Будет это действие совершаться в мечети или в другом месте.

Передал Абдуллах ибн Зайд- да будет доволен им Аллах- то что он увидел Посланника Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует- Лежавшего в мечети положив одну ногу на другую.

См аль-Бухари 475, Муслим 5626

Есть хадис запрещающий подымать одну ногу на другую при лежании на спине (см. ат-Тирмизи 2767, Абу Дауд 4865) , но сказали ученые что это в случае вероятности раскрытия ауарата.

См. Фахтуль-Бари 1\728\729 , Шарх Муслима имама ан-Науауи 14\28.

В любом случае это не относится к нашему вопросу напрямую так как мы говорим о лежании как таковом.

Сказал имам ибн Хаджар в тафсире этого хадиса(Абдуллах ибн Зейд)

"Сказал аль-Хаттаби: В этом хадисе разрешение на облокачивание в мечети."

См. Фахтуль-Бари 1\729 .

Тоже самое сказал имам ан-Науауи.

См. Шарх Муслима имама ан-Науауи 14\28.

Конечно мы не скажем что это действие было именно во время азана, так как на такое утверждение необходимо отдельное доказательство,однако будет сказано что это указало на разрешение этого действия как такового.Т.е. это частное доказательство в разрешении облокачиваться в мечети, которое входит в общую основу разрешения двигаться как человеку хочется, в любом месте.

И то что будет разрешено в одном отрезке времени будет разрешенным и в другом, кроме как если на обратное укажет доказательство.

2. Как известно пришли в сунне в азане аль-фаджр слова(смысл): Намаз лучше чем сон.

Нет сомнения что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – знал что человек может спать в этот момент, или только вставать, облокачиваться, все равно будет это дома, или в мечети, ведь некоторые сподвижники жили и спали в мечети. И честно говоря не знаю чтобы в каком то хадисе было сказано: "Если услышите азан, то не облокачиватейсь".

А ведь как известно из науки Усуль Фикх- Не разрешается отдалять разъяснение от времени нужды.

3 . Также пришли разные хадисы в которых Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – говорит:"Кто услышит муаззина, то пусть говорит это и то, или повторяет за ним" и подобное этому. Но также честно говоря не знаю чтобы в каком ты из них было сказано: "Если услышите муаззина,то не облакачивайтесь."

Поэтому этот запрещающий и должен привести доказательство на свое заявление.

Если оно действительно есть, то конечно мы должны его принять.

Это если речь идет именно об облакачивании во время азана, в какой бы это форме не было, а не облакачивание как таковое определенным образом, все равно будет это во время азана или нет.

Что же касается чтения намаза на русском, или каком то другом языке, т.е. чтение аль-фатихи, и чего то из Корана, то это может быть заблуждением и ошибкой, а может быть полным неверием с принятием во внимание того что будет сказано дальше с позволения Аллаха.

У нас нет подробной информации о том, чем эти люди вообще аргументируют на необходимость чтения Корана в намазе, однако отталкиваясь от того что все таки они считают это обязательным(чтение как таковое), хоть и на русском, можно допустить что они аргументуруют например словом ВсевышнегоАллаха (смысл):

Читайте из Корана то, что необременительно для вас.

Сура аль-Муззаммиль 20

Или например словом Посланника Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует(смысл):

Нет намаза для того кто не читает мать(т.е. главную, основную, важную часть) Корана.

См. Муслим 902

Или в другом хадисе в котором Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – сказал человеку:

Если ты встал совершать намаз, то соверши такбир а затем прочитай то что можешь из Корана.

См. Муслим 911.

В любом случае, также не пускаясь в разногласие среди ученых, что является обязательным – в общем что то из Корана или аль-Фатиха, как бы то ни было мы говорим о чтении чего то из Корана.

И если это так, то мы хотим выяснить для начал- что же такое Коран?

Какового его значение в шариате, его изначальный, а не переносный смысл, как если говорится в отношении перевода смысла Корана, в переносном смысле: Это Коран, или слово Аллаха и т.д.?

Говорит имам ибн Хазм в разделе: Иджма в вопросах убеждений, противоречащий которому будет неверным также по иджма :

… (Единогласны ученые) в том что Коран, тот что читается(т.е. не буквы написаные чернилами) который в руках людей(т.е. у мусульман) – От начала аль-Фатихи (аята -аль-хамд…) до конца суры ан-Нас(Люди) – слова Аллаха, и Его откровение которое Он ниспослал Своему Пророку Мухаммеду – да благословит Его Аллах и приветствует.

См. Маратибу ль-Иджма 268

Это же иджма привел имам аз-Заркаши в "аль-Мансур филь Кауаид" 3\122 , также он же в "аль-Бахр аль-Мухит" 2\118 , имам ибн Сама"ни в "Кауатыу аль-адилля" 1\17 , аз-Заркани в "Манахиль аль-Ирфан" 1\260 , ибн Адиль ханбалитский ученый умерший в 775 г. в "Тафсир аль-Любаб" 11\192 , ар-Рази в "Мафатихуль-Гайб" 10\427 и многие другие ученые перечислять которых нет большой нужды.

И если это так, то эти люди либо должны сказать что то что они читают на русском языке и есть Коран ниспосланный на Мухаммеда – да благословит его Аллах и приветствует, и это полный и очевидный куфр. Либо должны сказать что это его смысл переданый на русском языке.

И это возвращается к вопросу разрешения чтения намаза не на арабском языке.

Мазхаб большинства ученых на том это не разрешено и намаз будет недействительным.

Общий смысл их аргументации предельно просто и очевиден. А это то что Коран- смысл и произношение, и если что то из этого будет отсутствовать, то это уже не Коран, а значит просто слова человека.

См. аль-Маджмуа 3\380\379, аль-Мугний 350\1, аль-Мухалля 2\280

Это также мнение Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана- сторонников имама Абу Ханифа.

И было передано от имама Абу Ханифы разрешение чтение намаза не на арабском языке, отталкиваясь от его мнения что смысл в этом – именно в вопросе намаза - чтение того смысла на который указал Коран.

Однако во-первых нет сомнения что это явная ошибка, так как все доказательства указывающие на требование чтения Корана включают себя именно Коран смыслом и произношением.

Говорит имам ибн Хазм:

"Тот кто читает аль-Фатиху, или что то из нее, или что то из Корана в намазе, переведом с арабского, или неарабскими словами, не теми словами в которых его ниспослал Всевышний, и он делает это намеренно – то его намаз недействителен, и такой человек- фасик.

Так как Всевышний Аллах сказал(смысл): Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке. Сура Юсуф 2.

И то что не на арабском не будет арабским, и значит не будет Кораном….

И сказал Абу Ханифа – его намаз будет действительным.

И аргументировал тот кто следует за ним словом Всевышнего(смысл):… и упоминается(Коран) в писаниях древних народов. Сура аш-Шуара 196

И нет для них в этом аргумента, так как Коран ниспосланный нам, ниспослан на языке нашего Пророка- да благословит его Аллах и приветствует-, и не был ниспослан на древние народы, однако он был упомянут в их писаниях, упомянуто согласие с ним.

См. аль-Мухалля 3\214\215

В самом деле аргументация этим аятом упомянута в ханафитских книгах в при разъяснении мазхаба Абу Ханифы.

См. Бадаиу ас-Санауи 1\463,аль-Мабсут 1\99, Табъину аль-Хакаик 41\2 и др.

Мотивируется это тем, что Коран был упомянут в древних писаниях которые были на другом языке, т.е. были упомянуты его смыслы, и это не мешало ему называться Кораном.

Однако нет сомнения, что это предельно далекая аргументация.

И удивительно что в самом же этом аргументе есть аргумент опровергающий подобное понимание.

Ведь аятом выше Всевышний Аллах сказал(смысл):

Оно (откровение) ниспослано на ясном арабском языке.

Сура аш-Шуара 195

В любом случае, даже если принять во внимание это мнение имама Абу Ханифы, то даже по этому мнение чтение не по арабски для того кто может по арабски- нежелательно.

См.аль-Мабсут 98\1, аль-Мухит 416\1.

А как очевидно эти люди говорят как минимум о желательности этого. И нет сомнения что это великое заблуждение.

Во-вторых многие ханафитские ученые сказали что имам Абу Ханифа вернулся от этого своего мнения к мнению Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана.

Сказал это Мухаммед Махмуд аль-Бабирти один из ханафитских ученых в книга "аль-"Иная шарху ль-Хидая" занимающей важное место в ханафитском фикхе:

"И было передано его (имама Абу Ханифы возвращение) от основы вопроса к их (Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана) мнению. И это и есть то, на что следует опираться(в фатве и т.д.)."

См. аль-Иная шарх аль-Хидая 462\1

То же самое сказал один из специалистов ханафитского мазхаба – ибн Хумам. См. Фатхуль-Кадир 45\2.

Также один из поздних ханафитских ученых Мула Хусру сказал:

"И более правильное мнение- возвращение имама(Абу Ханифы) к мнению Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана в запрете начинания(чтения) намаза на персидком языке, в отношении того кто способен на арабский(т.е. может читать на арабском)."

См. Дурар аль-Хуккам шарх гурар аль-Ахкам 296\1

Также в других ханафитских книгах те же слова.

Табъину аль-Хакаик 41\2 , аль-Хидая 37\1, Мараки ль-Фалях 126\1.

В любом случае, если это ясно, то то что читают эти люди в своем намазе –не Коран, однако они говорят человеческие слова, да еще и на русском языке(т.е, не арабском), на разрешение которых нет отдельного доказательства.

Ведь это не дуа, а именно чтение которое они установливают в то место где должен быть Коран.

Так как все что пришло в Коране, Сунне с требованием чтения Корана распространяется именно на Коран как слова Всевышнего о чем было сказано.

И если это так, то сказал также имам ибн аль-Мунзир:

"Единогласны ученые в том, что тот кто намеренно говорит в намазе и не хочет этим исправление намаза(как подсазка имаму если он забыл суджуд например), то что его намаз недействителен."

См. аль-Иджма 25.

Такое же иджма привел имам ибн Хазм, и имам ибн Абдуль-Бар. См. Маратибуль-Иджма 51 , ат-Тамхид 1\350\351

И сказал Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует: Тому кто заговорил в намазе:

Поистине этот намаз, в нем не должно быть что то из слов (речи) людей.
Однако в нем только тасбих, такбир и чтение Корана.

См. Муслим 1227

И если это так, то то что говорят эти люди в намазе не является ни Кораном, ни тасбихом, ни такбиром, ни дуа, однако они убеждены что они читают Коран, в том, месте где он должен читаться. И если в основе все то что говорит человек - относится к нему,и если то что они читают – не слова Аллаха, а это так, то это слова людей. В этом случае, самое меньшее что ожидает этих людей если они будут упорстовать читать намаз на русском языке попадание под следующий аят(смысл):

Скажи: Не собщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток?

Тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали что поступают хорошо.

Сура аль-Кахф 103\104

Что же касается разговора во время хутбы имама на арабском языке, и мусульманин слышит имама, то в среди ученых есть раногласие в тахриме разговора,а некоторые разрешают делать тихий зикр, хоть они не спорят в том, что молчать лучше.

См. аль-Маусуат ль-Фикхия 1147\2

И у имама аш-Шафии два мнения в этом вопросе.

В старом мазхабе – запрет(т.е. тахрим)и доказательство этого слова Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал:

Если ты скажешь своему другу – Молчи, в то время как имам делает хутбу в пятницу, то ты отвелкся (т.е. сказал никчемность, глупость).

См. Муслим 851

Сказал имам ан-Науауи:

"В этом хадисе запрет всех видов речи во время хутбы… Так как если он сказал: Молчи что в основе является приказом одобряемого, и Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует- назвал это никчемностью и глупостью, то другие слова тем более (достойны этого)."

См. Шарх Муслим 138\6

В новом мазхабе и это также мнение некоторых саляф то что разговор в таком случае нежелателен.

И доказательство этому то что однажды когда Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – совершал пятничную хутбу, встал один бедуинов и сказал:

О Посланник Аллаха! Наше имущество погибли, наши дети голодны, сделай за нас дуа Всевышнему Аллаху.

См. См. аль-Бухари 933,Муслим 897

Сказал шейх аш-Ширбини, один из поздних специалистов шафиитского мазхаба:

"Суть аргументации этим хадисом заключается в том, что Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – не порицал бедуина за его речь, и не объяснил ему обязательность молчания."

См. Мугний аль-Мухтадж 1\631\632

Нет похожих записей.

Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве - азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части звучат слова икамата.

Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина - в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».

Фактически азан должен произноситься пятикратно за сутки - перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело - муэдзин, говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени намаза как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, камятом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.

Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть и совершить намаз, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты мечетей стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».

История азана

Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).

Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад, с.г.в. почти не оставлял. Если человек не будет произносить азан с икаматом при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.

Как произносится азан и икамат

В тексте азана и икамата есть такбир и (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Приведём транскрипцию обоих призывов.

Текст азана:

Аллаху Акбар (4 раза)

(дважды)

(дважды)

Хэййэ галяя-с-саляях (дважды при небольшом повороте направо)

Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды при небольшом повороте налево)

Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум (дважды) - эти слова произносятся только перед утренней молитвой

Аллаху Акбар (дважды)

Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)

Перевод текста азана: Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон - для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.

Текст икамата:

Аллаху Акбар (четырежды)

Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)

Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)

Хэййэ галяя-с-саляях (дважды, но поворот головы и корпуса направо не совершается)

Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды, но поворот налево не совершается)

Кадъ камээти-с-саляях (дважды)

Аллаху Акбар (дважды)

Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)

Фраза «Кадъ камээти-с-саляях» переводится как «Уже наступило время молитвы».

В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.

Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях» мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм» («Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»). Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях» , ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун» («Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет») .

После азана читается следующая молитва-дуа:

«Аллахумма, Рабба хэзихи-д-дагъуэти-т-таммэти уэс-салятиль-къаимэ, ати Мухаммадан аль-уэсилятэ уэ-ль-фэдылятэ уэ-б’ас-ху мэк"омэн мэхмудэн аллязи уа’адтэ-ху, иннэ-кя ля тухлифу-ль-ми’адэ».

Перевод: «О Аллах, Господин этого произнесённого призыва и этой выполняемой молитвы, приведи Пророка Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту хвалимому, о котором Ты сделал ему обещание, поистине, Ты никогда не нарушаешь обещания!»

Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях» встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.