Обращение с отходами животноводства. Отходы животноводства. Практика обращения с отходами животноводства

ГЛАВА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ РАХМАНОВСКОЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка обращения с биологическими отходами на территории сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Руководствуясь ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированных Минюстом Российской Федерации 5 января 1996 г. N 1005, (с изменениями и дополнениями - Приказ Минсельхоза РФ N 400 от 16.08.2007 г.)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Порядок обращения с биологическими отходами на территории сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области. (приложение N 1).

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации поселения Борису С.В.

В.Н. Каширин

Приложение N 1. Главы сельского поселения Рахмановское N 89 от 16.09.2013

Приложение N 1
к Постановлению

Порядок обращения с биологоческими отходами на территории сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области

1. Общие положения

1.1. Порядок разработан в соответствии с действующими нормативными документами:

- Федеральными законами РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002, "О ветеринарии" от 14.05.1993;

Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 N 13-7-2/469.

1.2. Настоящий Порядок обращения с биологическими отходами (далее - Порядок) регламентирует отношения в области обращения с биологическими отходами, образующимися у владельцев животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организаций, предприятий всех форм собственности, занимающихся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения на территории сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

1.3. Настоящий Порядок действует до утверждения новых нормативных правовых актов Российской Федерации и Московской области в сфере обращения с биологическими отходами.

1.4. Порядок обязателен для физических и юридических лиц всех организационно-правовых форм.

1.5. Порядок направлен для решения следующих проблем в области обращения с биологическими отходами:

Строгой регламентации порядка сбора, хранения, утилизации и уничтожения биологических отходов в сельхозпредприятиях, личных подсобных хозяйствах, населенных пунктах, при транспортировке животных и животноводческой продукции;

Нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;

Предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения.

2. Основные понятия.

В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:

Биологические отходы - трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторные, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, рынках, организациях торговли, в мясорыбоперерабатывающих организациях и других объектах, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения;

Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются биологические отходы;

Обезвреживание отходов - обработка отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Утилизация отходов - переработка на кормовые цели биологических отходов;

Биотермическая яма (скотомогильник) - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения биологических отходов.

3. Основные требования.

3.1. С введением настоящего Порядка уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

3.2. В исключительных случаях при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах допускается захоронение трупов в землю только с разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Московской области.

3.3. Владельцы животных в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте по результатам осмотра определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

3.4. Продажа биологических отходов в другие хозяйства или частному лицу строго запрещена.

3.5. При осмотре любых биологических отходов ветеринарный специалист дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

4. Транспортировка, сбор биологических отходов

4.1. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя сельхозпредприятия, личного подсобного хозяйства, домовладения).

4.2. Сбор и транспортировка трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьем ведении находится данная местность: на территории населенных пунктов: собственником(ми) земельных участков, ТСЖ, управляющими компаниями, предприятиями осуществляющими уборку (благоустройство) земель общего пользования в населенных пунктах поселения, осуществляющих вывоз твердых бытовых отходов на данной территории.

4.3. Транспортировка биологических отходов до места утилизации или уничтожения проводится транспортным средством, оборудованным водонепроницаемым закрытым кузовом, которое впоследствии не может использоваться с целью перевозки кормов и (или) пищевых продуктов.

4.4. После погрузки отходов на транспортное средство место лежания отходов, а также использованный при этом инвентарь и оборудование обязательно обрабатывается дезинфицирующим средством. Почва (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.

4.5. Транспортное средство, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов. Для дезинфекции используют одно из следующих средств: 4%-й раствор едкого натра, 3%-й раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3% активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади. Спецодежду замачивают в 2%-м растворе формальдегида в течение 2-х часов.

5. Уничтожение биологических отходов

5.1. Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

Сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц - сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;

Энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, висна-маэди - перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;

Болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, - сжигают.

5.2. Способы устройства земляных траншей (ям) для сжигания трупов:

5.2.1. Выкапывают две траншеи, расположенные крестообразно, длиной 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут слой соломы, затем дрова до верхнего края ямы. Вместо дров можно использовать резиновые отходы или другие твердые горючие материалы. В середине на стыке траншей (крестовина) накладывают перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают.

5.2.2. Роют яму (траншею) размером 2,5 x 1,5 м и глубиной 0,7 м, причем вынутую землю укладывают параллельно продольным краям ямы в виде гряды. Яму заполняют сухими дровами, сложенными в клетку, до верхнего края ямы и поперек над ним. На земляную насыпь кладут три - четыре металлические балки или сырых бревна, на которых затем размещают труп. После этого поджигают дрова.

5.2.3. Выкапывают яму размером 2,0 x 2,0 м и глубиной 0,75 м, на дне ее вырывают вторую яму размером 2,0 x 1,0 м и глубиной 0,75 м. На дно нижней ямы кладут слой соломы и ее заполняют сухими дровами. Дрова обливают керосином или другой горючей жидкостью. На обоих концах ямы, между поленницей дров и земляной стенкой, оставляют пустое пространство размером 15 - 20 см для лучшей тяги воздуха. Нижнюю яму закрывают перекладинами из сырых бревен, на которых размещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами, затем слоем торфа (кизяка) и поджигают дрова в нижней яме.

Траншеи (ямы) указанных размеров предназначены для сжигания трупов крупных животных. При сжигании трупов мелких животных размеры соответственно уменьшают.

Золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же яме, где проводилось сжигание.

5.3. Выбор места для устройства трупосжигательных траншей согласовывается с органами местного самоуправления в установленном порядке.

5.4. Биологические отходы, допущенные ветеринарной службой к переработке на кормовые цели, после тщательного измельчения могут быть проварены в открытых или закрытых котлах в течение двух часов и использоваться только внутри хозяйства в течение 12 часов с момента изготовления.

5.5. Трупы лабораторных животных, животных, экспериментально зараженных возбудителями, отнесенными к 1 и 2 группам, а также перечисленными в п. 5.1, уничтожаются сжиганием.

6. Требования к размещению биотермических ям (скотомогильникам)

6.1. Выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводит уполномоченное структурное подразделение Администрации Павлово-Посадского муниципального района по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованного с Администрацией сельского поселения Рахмановское и местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

6.2. Размещение биотермической ямы (скотомогильника) запрещено в водоохраной, лесопарковой и заповедной зонах.

6.3. Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м.

Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:

Жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;

Скотопрогонов и пастбищ - 200 м;

Автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.

6.4. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

Через траншею перекидывают мост.

6.5. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель, в центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

6.6. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.

Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути. Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

7. Эксплуатация

7.1. Скотомогильники и биотермические ямы эксплуатируются за счет их владельцев.

7.2. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

7.3. Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патолого-анатомическое вскрытие трупов.

7.4. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают.

При разложении биологического субстрата под действием термофильных бактерий создается температура среды порядка 65 - 70 градусов C, что обеспечивает гибель патогенных микроорганизмов.

7.5. Допускается повторное использование биотермической ямы через 2 года после последнего сброса биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гуммированного материала, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гуммированный остаток захоранивают на территории скотомогильника в землю.

После очистки ямы проверяют сохранность стен и дна и в случае необходимости они подвергаются ремонту.

7.6. На территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается:

Пасти скот, косить траву;

Брать, выносить, вывозить землю и гуммированный остаток за его пределы.

7.7. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли.

7.8. В исключительных случаях с разрешения главного государственного ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации допускается использование территории скотомогильника для промышленного строительства, если с момента последнего захоронения:

В биотермическую яму прошло не менее 2 лет;

В земляную яму - не менее 25 лет. Промышленный объект не должен быть связан с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов.

Строительные работы допускается проводить только после дезинфекции территории скотомогильника бромистым метилом или другим препаратом в соответствии с действующими правилами и последующего отрицательного лабораторного анализа проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву.

7.9. В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 м.

7.10. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящим Порядком возлагается на руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

8. Контроль в области обращения с биологическими отходами

8.1. Контроль в области обращения с биологическими отходами на территории сельского поселения Рахмановское осуществляется органами государственного ветеринарного надзора.

8.2. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно не менее двух раз в год (весной и осенью) проверяют наличие, а также ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников. При выявлении нарушений дают предписание об их устройстве, устранении выявленных нарушений или запрещении эксплуатации объекта.

Обращение с отходами животноводческих хозяйств остается важным вопросом для природопользователей, и для многих ответ на него совсем неочевиден. Законодательство устроено так, что с одной точки зрения навоз и помет считаются отходами, а с другой - сырьем и товаром, поэтому одновременно к ним применяются разные требования. Milknews разобрался в том, как регулируется сфера обращения с отходами и как предприятия работают с ними на практике.

Как устроено регулирование?

1. Отходы как отходы

Отходы производства делятся на 5 классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, их перечень содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, сокращенно ФККО. В каждой группе отходов животноводства (КРС, лошади, свиньи, верблюды и т.д.) прописаны виды навоза на разных стадиях перепревания - свежий навоз (только что образовавшийся) и перепревший (прошедший естественный процесс избавления от влаги и разложения). В соответствии с “состоянием” отходов им присваивается определенный класс опасности, так, например, свежий навоз КРС, МРС и диких животных после перепревания переходит из четвертого в пятый класс опасности, а свежий навоз свиней и помет - из третьего в четвертый.

2. Отходы как удобрение

Одновременно с этим, навоз и помет считаются органическими удобрениями - существует отдельный ГОСТ Р 53042-2008 “Удобрения органические”, в котором прописаны его характеристики, а также методические рекомендации по подготовке отходов к использованию. Требования следующие: отходы необходимо удалять механическим или гидравлическим способом, транспортироваться должны насосами и трубопроводами, а обезвреживать их нужно либо компостированием в буртах в течение полугода, либо анаэробном сбраживанием в метантенках.

В подготовленных к использованию в качестве удобрений отходах не должно быть возбудителей болезней, семян сорных растений, а также должно быть нормализовано количество биогенных веществ в соответствии с ветеринарными и экологическими требованиями.

Можно ли считать отходы безопасными?

Член Ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института органических удобрений и торфа, кандидат биологических наук, заведующий отделом экологии Сергей Тарасов объяснил Milknews, почему к отходам одновременно применяются два требования. В соответствии с ФЗ “Об отходах производства и потребления” под отходами понимаются вещества, которые удаляются, предназначены или подлежат удалению, в то же время, согласно ГОСТ 30772-2001 удаление отходов - это сбор, сортировка, транспортирование и переработка отходов с их захоронением или уничтожением.

“Исходя из этих определений, навоз КРС не может относиться к отходам, поскольку не уничтожается и не подлежит захоронению, а используется либо в качестве органического удобрения, либо сырья для их производства. В настоящее время, согласно разъяснению Минприроды, навоз определяется как побочная продукция производства, которая должна иметь сопроводительную документацию с требованиями безопасности: паспорт продукции - технические условия,
устанавливающих единые требования к их безопасности и качеству, технологический регламент производства, протоколы испытаний и бухгалтерский учет объемов производства и применения в хозяйстве органических удобрений. На практике, документами, которые регулируют безопасность навоза, сегодня являются ГОСТ Р и межгосударственный ГОСТ “Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия”, которые в ближайшее время будут изменены, чтобы относиться только к навозу и помету.

В этих документах прописано, что безопасность навоза КРС регламентируется по биологическим, токсикологическим и радиологическим показателям - в случае, если навоз, получаемый в хозяйствах, отвечает требованиям стандартов, данный продукт в соответствии с указаниями ВНИИВСГЭ может использоваться в виде удобрения, пройдя карантин. Если навоз не соответствует требованиям - побочный продукт перерабатывается в соответствии с типовыми технологиями производства бесподстилочного навоза и твердых органических удобрений”, - рассказал Тарасов.

Пятнадцать лет назад ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии провел исследование, по итогам которого ученые пришли к выводу, что сельскохозяйственные отходы являются малоопасными и нетоксичными, поскольку состоят из органики. Тогда Росприроднадзор, курирующий ФККО, отклонил рекомендации ученых, поэтому классы опасности отходов не изменились и по сей день, а вся деятельность, связанная с отходами, подлежит лицензированию.

В сентябре 2018 года на заседании у замминистра сельского хозяйства Джамбулата Хатуова заведующий лаборатории зоогигиены и охраны окружающей среды ВНИИВСГЭ Владимир Тюрин защищал позицию института, заявляя, что помет и навоз можно относить к малоопасным отходам. На запрос Milknews рассказать, чем обоснована безопасность отходов, в ВНИИВСГЭ ответили, что больше этой проблемой не занимаются.

Тарасов не разделяет позицию исследователей и не считает, что класс опасности отходов животноводства нужно снижать. По его словам, без обезвреживания отходы нельзя считать безопасными, поскольку недопревший навоз выделяет аммиак, сероводород и токсичные газы. “Если теории недостаточно, есть и практические примеры - в советские времена в одном из суздальских хозяйств произошла авария, ремонтники без противогазов залезли в люки навозоудалительных каналов и погибли”, - подытожил Тарасов.

В чем проблемы для отрасли?

Если рассматривать навоз как отходы производства, то законодательство предъявляет к его владельцу требование разработать паспорт отходов в соответствии с классом опасности, провести экологическую экспертизу проектной документации объектов (!), получить отдельную лицензию на деятельность, связанную с отходами определенного класса опасности (!!), внести навозохранилища в государственный реестр объектов размещения отходов (!!!) и, конечно же, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Отходы животноводства обычно хранятся около года, поэтому хранилища нужно вносить в ГРОРО (государственный реестр) и получить лицензию. Закон устроен таким образом, что, например, использование перепревшего навоза пятого класса опасности от вашей коровы в качестве удобрения для полей попадает под понятие утилизации, поэтому обязательно должно лицензироваться. Перепревание отходов в лагунах, в свою очередь, по закону вполне подпадает под их обезвреживание, что, в свою очередь, требует проходить экспертизу и, опять же, получать лицензию.

Даже если у предприятия есть свои хранилища, соответствующие всем требованиям и имеющие все необходимые установки для обезвреживания отходов, но находится вне основной производственной площадки - нужно получать лицензию на оба объекта. Кроме того, транспортировка навоза между площадками и подготовительные работы с отходами также должны лицензироваться, потому что подпадают под определения обработки отходов.

Затраты больших предприятий на переработку отходов могут доходить до 400-1500 рублей за тонну, что в годовом разрезе может существенно повлиять на экономику, а малым и средним предприятиям, в свою очередь, может быть накладно даже получить лицензию, не говоря уже о закупке необходимого оборудования. Сайты, оказывающие услуги по оформлению лицензий на все виды деятельности, предлагают заплатить от 250 тысяч до 2 млн рублей за помощь в оформлении лицензии в зависимости от класса опасности и региона.

Кроме лицензии на отходы, понадобится экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение, которое закону предоставляется бесплатно. Сайты с услугами по юридическому консалтингу предлагают “помочь с оформлением” или получить заключение в срочном порядке за 30-150 тысяч рублей. Регистрация и использование агрохимикатов из навоза и помета стоит дороже - от 2 млн рублей при сроке оформления 6 месяцев. К этим затратам стоит прибавить стоимость застройки и всего необходимого оборудования для переработки.

Как бизнес находит пути решения?

Как рассказал Milknews заместитель генерального директора по производству “ЭкоНива-АПК Холдинг” Рамон Шенк, в сельхозпредприятиях холдинга работа с навозом строится следующим образом: навоз помещается в лагуны, где круглосуточно происходит сепарация на твердую и жидкую фазы. Твердая фракция идет на подстилку для животных, жидкая - полностью уходит на удобрение, которое вносится не поверхностно, а внутрипочвенно, через шланговую систему.

Дмитрий Грицких, руководитель отдела охраны окружающей среды ООО “ЭкоНива-АПК Холдинг” рассказал Milknews, что несмотря на, казалось бы, прозрачность нормативных требований, есть противоречия 89-ФЗ с нормативными актами других государственных ведомств.

“Так, 99-ФЗ “О лицензировании” четко направлен на вид деятельности (ОКВЭД). В нашем случае основным видом деятельности является разведение КРС, а не обращение с отходами с получением от этого прибыли. По такой логике, лицензия нам не требуется.

Второй немаловажный момент, обозначенный в 89-ФЗ - то, что отходами называются вещества и предметы, которые удаляются. Однако в нашем случае вещества, именуемые “навоз КРС” и “навоз КРС перепревший” остаются в замкнутом цикле вспомогательных производств, поддерживающих основной вид деятельности. Таким образом, мы навоз не удаляем, а используем. Соответственно, ст.1 89-ФЗ вступает в противоречие со ст. 14. Три года назад ст.1 утверждала, что юридическое лицо самостоятельно определяет, что в процессе производственной деятельности является отходом, а сейчас в ней говорится сразу, что отходы - это вещества и предметы, которые удаляются”, - заявил Грицких.

По словам эксперта, в законодательстве есть и еще одно противоречие: согласно ФЗ “О техническом регулировании” юридические лица в производственных процессах могут вовлекать в производственный оборот остатки сырья и материалов.

“Таким образом, если предприятие понимает, что какой-либо побочный продукт своей деятельности может использовать для собственной выгоды, то оно обязано разработать и утвердить Технологический регламент основного производства и Технологический регламент вспомогательного производства. Последний, в нашем случае - это Технологический регламент производства биоорганического удобрения на основе навоза КРС. Разработав ТУ, мы можем смело использовать побочный продукт как сырье, но возвращаемся к ФККО и видим, что на законодательном уровне навоз остается отходом на всех стадиях его возникновения и обработки. Поэтому считаю, что 89-ФЗ необходимо доработать в этой части и разорвать тонкую грань между понятиями “отход” и “сырье”, - комментирует эксперт.

“Работа по совершенствованию законодательства ведется. Осенью прошлого года я выступал представителем Воронежской области на совещании в Министерстве природных ресурсов России с участием крупнейших предприятий АПК, где внес свои предложения по наболевшим вопросам и был услышан”, - заключает Грицких.


Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам обращения с отходами животноводства. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.

В соответствии с поручениями, правительству Российской Федерации к 1 марта 2017 г. необходимо представить предложения по стимулированию использования сельскохозяйственными товаропроизводителями современных технологий утилизации отходов животноводства. Кроме того, кабмин должен к 1 июня 2017 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами животноводства.

В свою очередь, Генеральной прокуратуре РФ поручено систематически осуществлять проверку исполнения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (в части, касающейся обращения с отходами животноводства), а также законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе в указанной области. Доложить необходимо до 1 декабря 2017 г., далее - ежегодно.

Перечень некоторых нормативно-правовых актов содержащих требования к отходам животноводства

1) п. п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 (с изменениями от 16 августа 2007 г.);
2) ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", согласно которой владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
3) ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Уже не первое десятилетие остаются нерешенными некоторые проблемные вопросы, касающиеся многих природопользователей. Среди таких вопросов — обращение с отходами животноводческих хозяйств, а именно с навозом и пометом. С одной точки зрения навоз и помет — это отход, и на него должны распространяться требования экологического и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, а с другой — это товарный продукт или сырье для предприятия. В данной статье рассмотрим законодательную и практическую стороны проблемы и варианты ее решения.

Практика обращения с отходами животноводства

Как известно, отходы производства и потребления подразделяются на 5 классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС). Классификация отходов в зависимости от источника их образования и других факторов приводится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 28.11.2017; далее — ФККО). В подтип «Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)» ФККО входят следующие группы отходов:

Отходы разведения крупного рогатого скота (1 12 100 00 00 0);

Отходы разведения и содержания лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных (1 12 200 00 00 0);

Отходы разведения верблюдов и прочих животных семейства верблюжьих (1 12 300 00 00 0);

Отходы разведения овец и коз (1 12 400 00 00 0);

Отходы разведения свиней (1 12 500 00 00 0);

Отходы разведения сельскохозяйственной птицы (1 12 700 00 00 0);

Отходы разведения и содержания животных прочие (1 12 900 00 00 0).

Внутри каждой группы содержатся виды навоза и помета на разных стадиях перепревания : свежий (только что образовавшийся) и перепревший. В процессе перепревания из отхода улетучивается влага, а также происходит естественный процесс микробиологического разложения органических соединений. После перепревания класс опасности отхода снижается. Так, свежий навоз крупного рогатого скота, конский, верблюжий, мелкого рогатого скота, пушных зверей, диких животных после перепревания переходит из IV в V класс опасности, а свежий навоз свиней и птичий помет — из III в IV класс опасности.

СЛОВАРЬ

В соответствии с ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические. Термины и определения»:
. навоз — смесь твердых и жидких экскрементов сельскохозяйственных животных (п. 8);
. помет — экскременты птиц, кроликов с подстилкой или без нее (п. 10);
. свежий навоз (помет) — навоз (помет) без признаков микробиологического разложения (п. 13);
. перепревший навоз (помет) — навоз (помет), в котором визуально нельзя обнаружить неразложившиеся растительные остатки (п. 16).

Технологическое проектирование систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета регламентируется требованиями РД-АПК 1.10.15.02-08 «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (далее — РД-АПК 1.10.15.02-08).

Отходы животноводства удаляются механическим способом (транспортерами, бульдозерами и др.) или гидравлическим (самотеком либо прямым смывом водой). До места их сбора, обеззараживания, карантирования и подготовки к использованию отходы животноводства транспортируются с помощью насосов, трубопроводов (жидкие фракции) либо механическим способом (мобильным транспортом). Удаленные отходы животноводства могут быть подвергнуты компостированию естественным способом (в данном случае процесс компостирования в буртах длится до 6 месяцев) либо анаэробному сбраживанию в метатенках.

По сложившейся практике отходы животноводства складируются в специальных объектах — навозо- и пометохранилищах, лагунах для хранения бесподстилочного навоза, на специальных площадках и др. Срок хранения обусловлен влажностью отхода, условиями хранения, площадью сооружения, эпизоотическим состоянием хозяйства и др., поэтому точные сроки каждый раз необходимо определять согласно технологии производства конкретного предприятия.

В подготовленных к использованию отходах животноводства должны отсутствовать возбудители болезней, жизнеспособные семена сорных растений; в указанных отходах должно быть нормализовано количество биогенных и других веществ в соответствии с ветеринарно-санитарными, экологическими, агрохимическими требованиями .

Отходы животноводства необходимо карантировать и обеззараживать . Обеззараживание может проводиться химическим или термическим методом в короткие сроки либо естественным путем. Согласно РД-АПК 1.10.15.02-08 естественное биологическое обеззараживание осуществляется путем выдерживания в секционных навозохранилищах или прудах-накопителях в течение 12 месяцев. Кроме того, отходы животноводства подвергаются дезинвазии биологическим, физическим или химическим методом. Сроки выдерживания отходов животноводства при использовании биологического метода:

В открытых хранилищах:

Навоз крупного рогатого скота — 6 месяцев;

Навоз свиней — 12 месяцев;

Помета в пометохранилищах — 3-6 месяцев.

Таким образом, процесс перепревания отходов животноводства из свежего состояния до состояния, в котором их можно использовать как удобрение, довольно сложный, может осуществляться разными способами и занимать длительное время (до 12 месяцев).

Отходы животноводства как отходы производства

Если рассматривать отходы животноводства как отходы производства, по отношению к ним будут актуальны следующие требования законодательства:

Разработка паспортов отходов I-IV классов опасности и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР);

Проведение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности ;

Получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности ;

Внесение навозо- и пометохранилищ в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО);

Внесение платы за НВОС за размещение отходов и др.

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):
. хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
. утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в т.ч. повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
. обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
. обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
. транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Как правило, отходы животноводства хранятся в специализированных объектах дольше 11 месяцев (а именно — до 12 месяцев), что позволяет отнести навозо- и пометохранилища к объектам размещения отходов и обусловливает необходимость внести такой объект в ГРОРО и получить соответствующую лицензию.

Опираясь на определение понятия утилизации отходов, можно предположить, что использование перепревшего навоза IV класса опасности (например, свиного) в собственных целях (например, для удобрения сельскохозяйственных полей) подпадает под понятие утилизации , а значит, также подлежит лицензированию.

Более того, перепревание отходов животноводства естественным или другим способом вполне подходит под определение обезвреживания отходов , т.к. в результате уменьшается количество отходов и степень их опасности для окружающей среды, а это влечет необходимость проведения ГЭЭ и получения соответствующей лицензии.

При этом довольно часто никаких специальных установок по обезвреживанию отходов животноводства у хозяйства нет, и даже отсутствует площадка для их хранения. Выдать лицензию такому хозяйствующему субъекту проблематично, поскольку одним из лицензионных требований , предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату), для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в т.ч. объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности ) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям .

Вдобавок ко всему полевые навозохранилища располагаются за границами основной производственной площадки, и транспорт, перевозящий отходы животноводства , перемещается к таким навозохранилищам по дорогам общего пользования, что в соответствии с определением понятия транспортирования отходов является таковым и тоже подлежит лицензированию. Любые подготовительные работы с отходами животноводства можно определить как обработку отходов , для которой также нужна соответствующая лицензия.

Что касается нормирования образующихся отходов, придется разработать соответствующие паспорта отходов I-IV классов опасности и внести данные отходы в ПНООЛР (если хозяйство не входит в число субъектов малого и среднего предпринимательства). Размещение отходов животноводства в навозо- и пометохранилищах является деятельностью, за осуществление которой необходимо вносить плату за НВОС. Учитывая, что на таких объектах возможно хранить тысячи тонн отходов, сумма платы получается внушительной.

Таким образом, вопрос идентификации отходов животноводства как отходов либо как потенциального сырья или продукта стоит довольно остро. Если рассуждать с позиции воздействия на окружающую среду, то хранение отходов животноводства в любых специальных сооружениях, несомненно, наносит вред окружающей среде и человеку, особенно с точки зрения микробиологической опасности. При перепревании и хранении отходов животноводства образуется больше десяти видов веществ, загрязняющих атмосферный воздух. На основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, крупные объекты животноводства относятся к объектам I или II категории.

Очевидно, что животноводческое хозяйство в целом и навозохранилище в частности является опасным источником негативного воздействия. Однако проблема состоит в том, что прохождение ГЭЭ, получение лицензии и внесение объекта в ГРОРО — непосильное финансовое бремя для небольших и средних животноводческих хозяйств, поэтому подавляющее большинство из них скрывает свои объекты хранения отходов животноводства либо вообще не занимается проблемами экологии.

О бъекты складирования и утилизации отходов животноводства включены в общую схему управления отходами только в трех субъектах РФ. 67 регионов получили рекомендацию проконтролировать уточнение терсхем в части отходов животноводства. Такая статистика, как сообщила 18 июля пресс-служба Минпироды России, была озвучена на оперативном совещании об итогах работы по координации действий всех участников процесса при корректировке территориальных схем обращения с отходами.

Также, по данным Росприроднадзора, 12 субъектов до настоящего времени не представили информацию о наличии/отсутствии в терсхемах объектов по обращению с отходами животноводства. На территории 2 субъектов РФ объекты по утилизации и обезвреживанию таких отходов отсутствуют. По 1 субъекту РФ информация обрабатывается.

Для большинства регионов вопросы образования, размещения, складирования, утилизации отходов животноводства являются очень актуальными. Эта сфера долгое время не регулировалась, что приводило к негативным последствиям и недовольствам жителей территорий, отмечает пресс-служба Минприроды.

Глава ведомства Дмитрий Кобылкин посоветовал не забывать, что за нарушения законодательства в сфере обращения с отходами, а также бездействие должностных лиц, ужесточено законодательство, которое будет применяться при всех выявленных фактах. Принятые в июне поправки в КоАП РФ ужесточили, в том числе ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства.

Согласно статье 8.2.3. КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства», максимальные штрафы за несоблюдение требований при размещении таких отходов:

  • для граждан составят до 8 000 рублей;
  • для должностных лиц - до 70 000 рублей;
  • для предпринимателей - до 90 000 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц - до 800 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

В случае если действия (бездействие), причинили вред здоровью людей или окружающей среде либо вызвали эпидемию (при отсутствии уголовной составляющей), максимальный штраф:

  • для граждан составит 9 000 рублей;
  • для должностных лиц - до 80 000 рублей;
  • для предпринимателей - до 100 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц - до 900 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Согласно статье 6.35 КоАП РФ, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов животноводства, повлекшее причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан до 14 000 рублей;
  • на должностных лиц - до 100 000 рублей;
  • для предпринимателей - до 130 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц - до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.