Охрана и рациональное использование животного мира сообщение. Глава XIV. Охрана и рациональное использование животного мира. Прямое и косвенное воздействие человека на животных

Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение: как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.

Каждый вид животных является незаменимым носителем генетического фонда.

С каждым годом возрастает использование животного мира для рекреационных целей. Прежде главным направлением такого использования служили спортивная охота и рыболовство. Ныне все больше возрастает значение животных в качестве объектов фото охоты, экскурсионных наблюдений. Миллионы людей со всех концов света посещают национальные парки, для того чтобы полюбоваться зверями и птицами в их естественной обстановке.

Значение животных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Участвуя в круговороте веществ в биосфере, животные играют важную роль в динамическом равновесии.

Так же для человека животные служат источником питания и сырья: поставщиком кожевенной (змеи, крокодилы, свиньи) и пушено - меховой (белоспинный альбатрос, коала) промышленности.

Так же животные имеют и отрицательное значение для человека. Среди них есть возбудители (патоген) и переносчики болезней (крысы), вредитель сельскохозяйственных (клопы) и лесных растений (шелкопряды, огневки, гусеницы).

Но деление животных на "полезных" и "вредных" условно и зависит от и численности, места, времени, от хозяйственной деятельности людей. Например, скворцы весной полезны: они уничтожают большое количество насекомых-вредителей, а, осенью питаясь плодами винограда, приносят виноградникам значительный ущерб. Черный дрозд и полевой жаворонок полезны в Европе, а в Новой Зеландии, куда их привезли, являются вредителями с/х. Поэтому при оценке пользы и вреда необходимо учитывать особенности питания, поведения, численность, роль в распространении природно-очаговых заболеваний в конкретных условиях места и времени.

Прямое и косвенное воздействие человека на животных.

Животных мир нашей планеты насчитывает около 2 млн. видов животных. В результате воздействия человека численность многих видов значительно сократилась, а некоторые из них полностью исчезли.

Современный человек существует на Земле около 40 тыс. лет. Скотоводством и земледелием он начал заниматься лишь 10 тыс. лет назад. Поэтому в течение 30 тыс. лет охота была почти исключительным источником пищи и одежды. Совершенствование орудий и способов охоты сопровождалось гибелью ряда видов животных.

Развитие оружия и транспортных средств позволяло человеку проникать в самые отдаленные уголки земного шара. И всюду освоение новых земель сопровождалось беспощадным истреблением животных, гибелью ряда видов. Охотой был полностью уничтожен тарпан – европейская степная лошадь. Жертвами охоты стали туры, очковый баклан, лабрадорская гага, бенгальский удод и многие другие животные. Вследствие нерегулируемой охоты на грани исчезновения оказались десятки видов зверей и птиц.

Численность животных уменьшается не только в результате прямого истребления, а также вследствие ухудшения экологических условий на территориях и ареалов. Антропогенные изменения ландшафтов неблагоприятно сказываются на условиях существования большинства видов животных. Сведение лесов, распашка степей и прерий, осушение болот, регулирование стока, загрязнение вод рек, озер и морей – все это, вместе взятое, мешает нормальной жизни диких животных, приводит к снижению их численности даже при запрете охоты.

Интенсивные заготовки древесины во многих странах привели к изменению лесов. Хвойные леса все шире сменяются мелколиственными. При этом изменяется и состав их фауны. Далеко не все звери и птицы, обитающие в хвойных лесах, могут находить достаточно корма и мест для убежищ во вторичных березовых и осиновых лесах. Например, в них не могут жить белки и куницы, многие виды птиц.

Преобразование и изменение природы многих рек и озер коренным образом изменяет условия существования большинства речных и озерных рыб, приводит к уменьшению их численности. Огромный ущерб рыбным стадам наносит загрязнение водоемов. При этом резко снижается содержание кислорода в воде, что приводит к массовым заморам рыбы.

Огромное влияние на экологическое состояние водоемов оказывают плотины на реках. Они преграждают путь на нерест проходным рыбам, ухудшают состояние нерестилищ, резко уменьшают приток питательных веществ в дельты рек и прибрежные части морей и озер. Для предотвращения негативного влияния плотин на экосистемы аквальных комплексов принимается ряд инженерных и биотехнических мер (строятся рыбопроходы и рыбоподъемники, обеспечивающие движение рыбы на нерест). Наиболее действенный способ воспроизводства рыбного стада заключается в строительстве рыборазводных заводов и рыбопитомников.

Человек своей деятельностью сильно влияет на животный мир, вызывая увеличение численности одних видов, сокращение других и гибель третьих. Это воздействие может быть прямым и косвенным.

Прямое воздействие испытывают промысловые животные, которых добывают ради меха (выхухоль, шиншилла, лисы, норка), мяса (африканский осел), жира (киты, свиньи) и т.д. В результате численность их снижается, отдельные виды исчезают.

Для борьбы с с/х вредителями ряд видов переселяются из одних областей в другие. При этом нередки случаи, когда переселенцы сами становятся вредителями. Например, мангуст, завезенный на Антильские острова для борьбы с грызунами, стал вредить наземно-гнездящимся птицам, распространять бешенство среди животных.

Так же к прямым воздействиям человека на животных относят их гибель от ядохимикатов, и отравления выбросами промышленных предприятий.| Наиболее ярким примером данного воздействия на животных является китобойный промысел (создание гарпунной пушки и плавучих баз по переработке китов) в начале столетия приведший к исчезновению отдельных популяций китов, резкому падению их общей численности.

Косвенное влияние человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов (черный аист), распашке степей (степной орел, дрофа и стрепет), осушении болот (дальневосточный аист), сооружении плотин (рыба), строительство городов, применении пестицидов (красноногий аист) и т.д.

Под влиянием хозяйственной деятельности возникли антропогенные ландшафты с характерной для них фауной. Только в населенных пунктах в субарктике и умеренной зоне северного полушария встречаются домовой воробей, городская ласточка, галка, домовая мышь.

Распашка степей и прерий, уменьшение островных лесов в лесостепи сопровождаются почти полным исчезновением многих степных зверей и птиц. В степных агроценозах исчезли почти полностью сайгаки, дрофы, стрепеты, серые куропатки, перепела и т.д.

Отрицательное воздействие человека на животных возрастает, а для многих видов становится угрожающим. Ежегодно погибает один вид (или подвид) позвоночных животных; опасность исчезновения грозит более 600 видам птиц (дрофа, горный гусь, мандаринка), 120 видам млекопитающих (амурский тигр). Для таких животных необходимы специальные меры по их сохранению.

Охрана редких и исчезающих видов животных.

Организация охраны животных.

Организация охраны фауны строится по двум основным направлениям – заповедываение и сохранение в процессе использования. Оба направления необходимы и дополняют друг друга.

Все заповедные меры по охране животных носят исключительный, чрезвычайный характер. Чаще всего использование и охрану фауны, мероприятия по ее воспроизводству приходится сочетать с интересами других отраслей природопользования. Опыт многих стран доказывает, что это вполне возможно. Так, при правильной организации землепользования сельскохозяйственное производство можно сочетать с сохранением многих диких животных.

Интенсивное лесное хозяйство, заготовка древесины при правильной организации обеспечивают сохранение условий для обитания в эксплуатируемых лесах многих видов зверей и птиц. Так постепенные и выборочные рубки леса позволяют не только восстанавливать леса, но также сохранять убежища, гнездовья и кормовые угодья для многих видов животных.

В последние годы дикие животные стали важным звеном “индустрии туризма”. Во многих странах успешно осуществляются охрана и использование дикой фауны для рекреационных целей в национальных парках. К числу национальных парков с наиболее богатой и хорошо охраняемой фауной и одновременно с высоким уровнем организации массового туризма относятся Йеллоустонский и Йосемитский парки в США, Крюгера и Серенгети в Африке, Камарг во Франции, Беловежский в Польше и многие другие.

Для обогащения фауны во многих странах в больших размерах проводятся акклиматизация и реакклиматизация диких животных. Под акклиматизацией понимается работа по расселению животных в новые биогеоценозы и их приспособление к новым условиям обитания. Реакклиматизация – это система мер по восстановлению животных, уничтоженных в том или ином регионе. Благодаря акклиматизации удается шире и полнее использовать биоресурсы многих природных комплексов.

Все меры по охране животных бывают достаточно эффективными, если они строятся на основе тщательного учета ландшафтно-экологических условий. При любом виде работ по организации умножения и эксплуатации дикой фауны следует исходить из того, что определенные виды и популяции животных приурочены в своих границах к конкретным природным территориальным и аквальным комплексам или их антропогенным модификациям. Многие животные перемещаются по сезонам года на значительные расстояния, но их миграции всегда приурочены к строго определенным типам ландшафтов. Поэтому охрана животных требует решения задач охраны природных территориальных и аквальных комплексов в целом. Охрана животных – это, прежде всего, охрана их мест обитания.

Неотъемлемым элементом природной среды и объектом охраны является животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Животный мир является важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан. Основное регулирование осуществляется Федеральным законом "О животном мире" 1995 г.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную и субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом. Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются Федеральным законом о животном мире и гражданским законодательством.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания (сельскохозяйственные и другие одомашненные животные; дикие животные, содержащиеся в неволе), могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (отношения по владению, пользованию и распоряжению ими, как и имущественные отношения, регулируются гражданским законодательством и Федеральным законом о животном мире).

Пользователи животным миром имеют право:

  • · пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории, если эти объекты животного мира содержатся в полувольных условиях;
  • · собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них; право реализовывать произведенные продукцию и изделия;
  • · вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира;
  • · на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях; возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием животным миром;
  • · оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее его состояние (по согласованию с землевладельцами, владельцами лесного фонда, специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания);
  • · предъявлять иски за ущерб, причиненный неправомерными действиями, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды их обитания, необоснованное ограничение права пользования животным миром, права собственности на полученную продукцию.

Законодательством Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулируются отношения в области охраны и использования диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющих территорию страны или относящихся к естественным богатствам континентального шельфа.

В отличие от этого отношения в области использования и охраны сельскохозяйственных и других домашних животных, а также диких животных, содержащихся в неволе или полувольных условиях для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и иных целей, регулируются иным законодательством, в котором устанавливается соответствующая ответственность за нарушение правил по охране, содержанию и использованию указанных животных.

Как бы ни решился в дальнейшем вопрос о возможности нахождения диких животных, как и водоемов, участков леса и некоторых других элементов окружающей среды, в собственности граждан и юридических лиц с возможными ограничениями и изъятиями, наличие самой среды обитания животных во владении, пользовании и распоряжении не только государства, но и иных субъектов права собственности становится фактом: земельные участки переходят в собственность граждан и ими осуществляется рыболовство, охота и иные виды пользования животным миром. Поэтому на повестку дня встает вопрос об обеспечении таких требований, которые бы предупредили отрицательное воздействие на состояние животного мира: имеются в виду сохранение видового многообразия животных, условий размножения и путей их миграции, сохранение целостности естественных сообществ, рациональное использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности.

Проблема осложняется тем, что Конституцией РФ животный мир не упоминается. К ведению Российской Федерации отнесены гражданское законодательство, определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности.

Некоторые субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты по вопросам собственности на природные ресурсы, в том числе на животный мир, охотничьего хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, водопользования. Вопросы распоряжения и использования животного мира и других природных ресурсов, представляющих значительные материальные ценности, приобретают более острый характер.

Отнесение животного мира к элементам окружающей среды, природопользования, к экологической безопасности позволяет федеративному государству более комплексно и всесторонне решать проблемы владения, пользования и распоряжения животным миром путем принятия федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Новая ситуация складывается в этой области в связи с принятием нового Гражданского кодекса, которым животные не делятся на диких или домашних и, следовательно, находящихся в собственности исключительно государства или граждан.

Равенство участников гражданского оборота предполагает равенство их прав и обязанностей в осуществлении владения, пользования и распоряжения как животными, так - если сохранять устоявшуюся терминологию - и животным миром. Произвольное вмешательство кого-либо в эти частные дела должно пресекаться, а нарушенные права восстанавливаться.

Возможно, при дальнейшем развитии гражданского законодательства, отнесенного к ведению Российской Федерации, эти вопросы могут получить более полное отражение, по крайней мере, там, где касаются охраны окружающей среды.

В любом варианте решения и направления регулирования охраны и использования животного мира, животных необходимо учитывать:

  • · право собственности граждан и юридических лиц на природные ресурсы;
  • · необходимость обеспечения единого экологического пространства на территории страны и прилегающих к ней территориях;
  • · интересы Федерации и ее субъектов.

В Гражданском кодексе уделяется внимание характеру обращения с животными, воспитанию гуманного отношения к ним, что можно рассматривать как экологическое воспитание, как вклад в охрану окружающей среды. Гуманное отношение к животному миру (не просто к животным!) рассматривается действующим фаунистическим законодательством лишь как одна из целей, осуществлению которой призвано способствовать законодательство, и как одна из мер, направленных на охрану животного мира. Однако слишком общая постановка этих вопросов не обеспечивала до сих пор эффективной защиты конкретных животных (говорить о защите животного мира было легче, чем посвящать усилия конкретной особи).

Своеобразно решается вопрос о приобретении и сохранении права собственности на безнадзорных животных: в случае явки прежнего собственника (спустя шесть месяцев после заявления о задержании животных и перехода их в собственность другого лица) прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при не достижении соглашения.

Наконец, провозглашая неприкосновенность собственности и необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, ГК РФ допускает выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними в случаях, когда собственник обращается с домашними животными в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным.

Таким образом, обществу и правовой практике предстоит определяться с устанавливаемыми ГК РФ положениями, направленными на обеспечение не только рационального, но и гуманного использования животного мира и его представителей, включение их в состав окружающей среды, размежевание собственности на них, уравновешивание требований гражданского оборота и нравственности, общественных интересов и частных надобностей.

Животный мир России богат и разнообразен. Многочисленные виды промысловых животных обеспечивают народное хозяйство страны пищевыми продуктами, техническим и лекарственным сырьем. Промысловые животные - огромный резерв для разведения. Генофонд диких видов может быть использован для улучшения пород домашних животных.

Установление в нашей стране социалистического строя с его общественной собственностью на средства производства и плановым ведением хозяйства создало благоприятные условия для рационального и бережного отношения к природным богатствам. Охрана природы в России стала делом большой государственной важности.

В современных условиях под влиянием быстро развивающихся производительных сил н роста народонаселения усилилось воздействие хозяйственной деятельности человека на природную среду, что сделало проблему охраны природы, в том числе животного мира, особо актуальной. Сегодня на численности диких животных сказывается не только перепромысел. Гораздо чаще сокращение численности животных происходит йод воздействием таких косвенных факторов, как разрушение местообитания, интродукция (вселение) новых видов, сокращение и ухудшение кормовой базы, применение пестицидов и гербицидов, загрязнение среды и т. д.

Формы охраны природы в России различны. Велика роль в деле охраны природы нашей страны государственных заповедников, призванных сохранить особо ценные природные комплексы. Первые заповедники (Астраханский - 1919 г., Ильменский --1920 г.) были созданы по инициативе В. И. Ленина. В настоящее время в нашей стране действуют 143 заповедника общей площадью 13,7 млн га. В них исключены всякая хозяйственная деятельность (кошение травы, рубка леса, выпас скота, охота) и другие вмешательства человека, не связанные с целями охраны природы. Заповедники служат хорошей базой для выполнения многолетних комплексных научных исследований и работ, связанных с поддержанием численности исчезающих видов животных и растений. Во многом благодаря заповедникам были восстановлены до промыслового уровня запасы таких ценных животных, как соболь и бобр, а зубр, кулан и тигр спасены от угрозы исчезновения.

Важное значение для сохранения многих животных и растений имеют охраняемые леса, выполняющие водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую и оздоровительную функции.

Другой формой охраны естественных местообитаний в России являются заказники разнообразного назначения, в которых допускаются определенные формы хозяйственной деятельности. Они способствуют восстановлению и увеличению запасов многих охотничьих зверей и птиц, а также цепных рыб. В России существует более I тыс. заказников общей площадью около 25 млн га. К категории охраняемых естественных местообитаний относятся и создаваемые в нашей стране национальные парки, которые наряду с охраной живой природы служат местом отдыха и массового туризма.

За годы Советской власти в нашей стране созданы плановое социалистическое охотничье и рыбное хозяйства, в которых ведется рациональная эксплуатация ресурсов животных. Она обеспечивает сочетание добычи животных, производимой на строго научной основе, с широкими мероприятиями по их охране и обогащению. Охрана промысловых животных осуществляется путем соблюдения сроков и способов охоты и рыболовства. Советским законодательством запрещено применение хищнических способов охоты (с автомашин, самолетов, разорение нор, гнезд, логовищ, сбор яиц и т. д.) и рыболовства (с помощью взрывчатых веществ, остроги и т. д.), приводящих к массовому истреблению животных.

В положениях об охоте и охотничьем хозяйстве (по каждой союзной республике) указаны виды зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена, и виды, добыча которых разрешена только по лицензиям - особым разрешениям на отстрел или отлов строго определенного числа особей. Рыболовство в России регламентируется положением об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах России и республиканскими правилами рыболовства. Важными мерами по охране рыбных запасов являются: охрана нерестилищ ценных видов рыб, установление минимального размера промышляемых рыб того или иного вида с целью сохранения молоди, борьба с загрязнением рек и озер отходами заводов, фабрик и других промышленных предприятий и сточными водами. Нарушение существующих законов и правил охоты и рыболовства наказывается в административном и уголовном порядке. Ведется борьба с браконьерством.

В комплекс проблем по охране животного мира России входит задача сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных. Еще в первые, годы Советской власти (1919-1922) были изданы декреты об охоте, охране таких редких уже в то время животных, как зубр, пятнистый олень, сайгак, выхухоль, бобр, белая цапля, фламинго. Несколько позже к этому списку были добавлены: кулан, джейран, бухарский олень, горал, винторогий козел, тигр, гепард, белый медведь, гага, турач, лебеди, некоторые гуси и др. Полный запрет на отстрел и отлов редких животных в сочетании с мероприятиями по их расселению в местах прежнего обитания во многих случаях дали хорошие результаты. Имеется немало примеров возвращения ставших редкими видов в число ведущих промысловых животных фауны России. Так, в период гражданской войны резко сократилась численность лося, особенно в центральных районах европейской части России. В результате введения полного запрета на отстрел численность его постепенно возрастала, так что через 25 лет была разрешена охота на лося по лицензиям. В настоящее время в нашей стране ежегодно добывается более 75 тыс. лосей. Значительные успехи были достигнуты в увеличении численности сайгака, превратившегося из исчезающего животного в важный объект промысла. Выросло поголовье зубра, также находившегося на грани исчезновения. К началу XX в. в большинстве районов тайги был хищнически истреблен соболь. Введение полного запрета на отлов соболя в сочетании с широким расселением его в местах прежнего обитания позволило не только восстановить, но и довести численность вида до промыслового уровня. Ежегодно в нашей стране заготавливается шкурок соболя в 15 раз больше, чем в дореволюционной России. Удалось также увеличить поголовье речного бобра, калана, куницы, выдры и некоторых других ценных пушных зверей.

Постоянное внимание к проблемам охраны природы нашло свое отражение в Основных направлениях экономического и социального развития России на 1986-1990 годы и на период до 2000 года, принятых XXVII съездом КПСС и в Законе России об охране и использовании животного мира (1980 г.). В Законе большое внимание уделено редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных. С целью инвентаризации и учета этих животных в нашей стране в 1974 г. была учреждена Красная книга России, первое издание которой вышло в свет в 1978 г., второе - в 1984 г. В зависимости от степени угрожаемой опасности все виды и подвиды животных, внесенных в Красную книгу России, подразделены на пять категорий: 1 - исчезающие; 2 - сокращающиеся; 3 - редкие; 4 - неопределенные малоизвестные, очевидно, находящиеся под угрозой; 5 -- восстановленные. Всего в Красную книгу России внесено 94 вида и подвида млекопитающих, 80 видов птиц, 37 видов пресмыкающихся, 9 видов земноводных, 9 видов рыб, 204 вида членистоногих, 19 видов моллюсков и 11 видов кольчатых червей. Красная книга России - одновременно и научно обоснованная программа действий по спасению редких видов животных и растений, напоминающая о бережном отношении к живой природе. Она нацеливает на решение одной из основных задач, разработанных во Всемирной стратегии охраны природы: сохранить все генетическое многообразие биосферы, ибо сегодня нет возможности определить значимость того или иного вида для будущего.

Перспективным является создание специальных центров по разведению редких видов животных в неволе. В нашей стране уже имеется опыт такой работы. Численность некоторых ценных осетровых рыб бассейна Азовского и Каспийского морей (белуга, севрюга, русский осетр) и лососевых (белорыбица) сохраняется и увеличивается исключительно благодаря искусственному воспроизводству их на рыборазводных заводах. Это же относится к разведению дальневосточных лососевых рыб. Разведение фазанов в специальных фазанариях имеет большое значение для обеспечения охотничьих хозяйств страны этими ценными птицами. Большая роль в охране редких видов животных отводится зоопаркам.

В нашей стране проводится большая работа по обогащению фауны, преследующая цель - повысить продуктивность угодий. Она включает мероприятия по искусственному расселению животных с целью акклиматизации ряда ценных представителей отечественной и зарубежной фауны и реакклиматизации ранее истребленных видов в местах их прежнего обитания.

Работы по акклиматизации многих промысловых животных были начаты в нашей стране в 20-х годах. Ряд видов пушных зверей был завезен в России из-за границы. Успешно прошла акклиматизация североамериканского грызуна ондатры, начатая в 1928 г. В настоящее время ондатра распространилась на значительной части территории Советского Сюза и занимает одно из ведущих мест в пушном промысле. Хорошие результаты получены по расселению южноамериканского грызуна нутрии в Закавказье и других местах.

Было также проведено искусственное расселение в целях акклиматизации ряда промысловых зверей и птиц отечественной фауны, обеспечившее значительное расширение их ареалов. Так, заяц-русак, ранее обитавший только в европейской части России и в Зауралье, был выпущен во многих местах Южной Сибири, в некоторых из них стал объектом охоты. Белка была расселена в лесах Кавказа, Крыма и Восточного Тянь-Шаня, где успешно акклиматизировалась. Пятнистые олени, обитавшие в Приморском крае, были акклиматизированы в ряде заповедников и охотничьих хозяйств европейской части России. В некоторых из них также прижились завезенные с Алтая олени маралы. В охотничьих хозяйствах страны были расселены фазаны и другие ценные охотничьи птицы.

Для обогащения фауны промысловых рыб морей и пресных водоемов России проведена акклиматизация многих видов рыб в тех водных бассейнах, где они раньше не встречались. Так, в Каспийском море была успешно акклиматизирована черноморская кефаль, в оз. Иссык-Куль - севанская форель, в оз. Балхаш - аральский усач, судак, лещ, в озерах Урала, Зауралья, Армении и Красноярского края - сиги, что позволило повысить рыбопродуктивность этих водоемов. Акклиматизация завезенных из рек бассейна Амура в реки, водохранилища и каналы европейской части России и Средней Азии растительноядных рыб - толстолобика и белого амура - не только обеспечила повышение рыбопродуктивности, но и позволила решить проблему зарастания этих водоемов, в частности Каракумского канала.

В России проводится также реакклиматизации ряда промысловых зверей, направленная на восстановление их прежних ареалов. Так, речной бобр в начале настоящего столетия был почти полностью истреблен и сохранился лишь в наиболее глухих районах Белорусии, Украины, в Воронежской, Тюменской областях и Тувинской АССР. С 1930 г. началось искусственное расселение бобра. В настоящее время бобр распространен от Белоруссии и Карелии до Амура. Увеличение его численности позволило с 1963 г. начать промысел этого ценного зверя по лицензиям. Реакклиматизация соболя, выпущенного более чем в 100 районах, где он ранее обитал, но был истреблен, позволила почти полностью восстановить ареал этого ценного пушного зверя. Проводится также реакклиматизация кабанов, благородных оленей, косуль в охотничьих хозяйствах ряда центральных и западных областей России.

Экономический эффект, полученный от акклиматизации и ре-акклиматизации в России многих цепных видов животных, очевиден. В то же время опыт предыдущих лет показал, что вселение новых видов в естественные биогеоценозы может быть целесообразным лишь при уверенности, что «вселенцы» не станут причиной гибели местных видов.

Большое значение для обогащения фауны России имеют охрана и воспроизводство промысловых зверей, птиц, рыб и других полезных животных. С этой целью в заповедниках и охотничьих хозяйствах России реализуется широкая программа работ, направленных на улучшение условий обитания животных. Известно, что численность последних часто лимитирована числом мест, пригодных для постройки гнезд, нор, убежищ, для отдыха, а также запасами кормов, наличием солонцов, водопоев и т. д. В этой связи важное значение приобретает организуемая охотничьими хозяйствами подкормка диких копытных, пушных зверей и охотничьих птиц, особенно в наиболее трудное для животных время года. Зимняя подкормка не только спасает полезных животных от голода, но и позволяет им избежать контакта с пестицидами и сохранить хорошую упитанность к периоду размножения. В ряде случаев зимняя подкормка птиц может послужить причиной появления оседлых популяций.

Численность полезных птиц-дуилогнездников удается увеличить путем развески около домов, в садах, парках, лесных полосах искусственных гнездовий (дуплянок, скворечников). Создавая искусственные укрытия и гнездовья по берегам водоемов, можно увеличить число гнездящихся уток-крякв.

Среди различных биотехнических работ, проводимых в нашей стране, многие направлены на воспроизводство и увеличение запасов промысловых рыб. Они включают следующие мероприятия: улучшение мест нереста, спуск молоди но каналам из отделившихся во время половодья стариц, подкормку рыб в прудах и озерах, очистку водоемов от сорной растительности и т. д. В ры-боразводных заводах России производятся искусственное оплодотворение и инкубация икры рыб с дальнейшим выпуском выращенных мальков в естественные водоемы. На реках, течение которых перекрыто плотинами, для проходных рыб сооружаются рыбопропускники и рыбоподъемники.

В силу неделимости биосферы Земли успех в решении многих проблем охраны природы, в том числе животного мира, может быть достигнут только благодаря объединению усилий всех государств планеты. Заинтересованность многих государств в деле охраны природы нашла свое отражение в принятии системы широких международных соглашений по охране и использованию животного мира под эгидой ООН и развития двусторонних соглашений между странами, связанными общими интересами по рассматриваемой проблеме.

Советский Союз с первых лет своего существования постоянно выступает за развитие и укрепление международного сотрудничества по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов.

Государство активно участвует в заключении международных договоров, соглашений и конвенций, имеющих природоохранительное значение. Так, России заключил специальные соглаше-ня о регулировании рыболовства с Финляндией, Ираном, Турцией и Японией. Приняты и согласованы национальные законодательства России, Болгарии и Румынии по охране морских млекопитающих Черного моря, подписана конвенция по охране перелетных и редких птиц между России и Японией, России и США, а также соглашения России с Данией, Норвегией, Канадой и США о сохранении белых медведей и др.

Активные действия России, направленные на разностороннее международное сотрудничество, уже принесли немалую пользу делу охраны и рационального использования животного мира.

Комплексным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по использованию и охране объектов животного мира, является Федеральный закон N 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г. "О животном мире". Предметом регулирования законодательства в области использования и охраны животного мира являются только совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона "О животном мире").

Таким образом, иные животные (в том числе домашние), не подпадающие под вышеуказанное определение, не входят в предмет регулирования данной отрасли законодательства.

Охрана животного мира представляет собой деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.

Животный мир в пределах РФ является государственной собственностью. Животный мир может быть предоставлен в пользование юридическим и физическим лицам для следующих видов пользования: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Данный перечень исчерпывающим не является, и иные виды пользования животным миром возможны при прямом установлении конкретного вида в иных нормативно-правовых актах.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Видами прав на пользование животным миром является долгосрочное пользование (для юридических лиц), краткосрочное пользование (для граждан). Правоудостоверяющими документами соответственно являются: долгосрочная и краткосрочная лицензии, а также договор о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона "О животном мире" пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. На одной территории и акватории может осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.

В законодательстве существует право приоритета в предоставлении животного мира в пользование для перечня лиц, указанных в Федеральном законе "О животном мире".

При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований.

Объекты животного мира (организмы животного происхождения или их популяция) могут находиться в исключительной федеральной собственности или собственности субъектов РФ.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

§ редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

§ обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

§ населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

§ подпадающие под действие международных договоров РФ;

§ отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

§ естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся следующие полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов:

а) охрана объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

б) регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов:

§ находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

§ подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;

§ которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении и перечень которых определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;

в) воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

г) ведение учета и кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в Федеральном законе "О животном мире"; выдача именных разовых и распорядительных лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в Федеральном законе "О животном мире";

д) организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;

е) охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

Органы местного самоуправления ограничены только возможностью того, что им могут быть переданы отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира. Реализация ими полномочий остается подконтрольной государству.

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих использование объектов животного мира, следует отметить также:

Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 156 (с изм. от 14 декабря 2004 г.);

§ постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания";

§ постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 852 "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира";

§ постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г. N 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации";

§ постановление Правительства РФ от 31 июля 2001 г. N 566 "Об утверждении правил вылова (добычи) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях";

§ постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342 "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира".

Основными принципами в области охраны и использования животного мира являются:

§ обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;

§ поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

§ осуществление пользования животными миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

§ недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;

§ привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

§ отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

§ платность пользования животным миром;

§ приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

Основными государственными мерами, обеспечивающими рациональное использование и охрану животного мира, являются:

§ ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира;

§ ведение государственного мониторинга объектов животного мира;

§ осуществление государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

§ установление лимитов использования объектов животного мира;

§ установление стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания;

§ разработка и реализация специальных государственных программ;

§ проведение обязательной государственной экологической экспертизы, в том числе материалов, обосновывающих объемы изъятия объектов животного мира и др;

§ установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира;

§ осуществление мероприятий по регулированию численности объектов животного мира;

§ государственный учет зоологических коллекций и т.д.

Пользователи объектов животного мира также обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов и ежегодно предоставлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учета соответствующих объектов животного мира, в порядке, установленном правилами ведения учета.

Отдельным документом регулируется порядок соблюдения требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (см. постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997).

В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается:

§ выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;

§ установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;

§ устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока;

§ расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных.

Запрещается сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных. Трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и другими), предотвращающими проникновение животных на территорию подстанции и попадание их в указанные узлы и механизмы.

При проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в местах концентрации объектов животного мира. Трубопроводы должны быть заглублены, а при невозможности этого следует приподнимать их на высоту не ниже 3 м.

Для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия вредных веществ и сырья, находящихся на производственной площадке, необходимо:

§ хранить материалы и сырье только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации;

§ помещать хозяйственные и производственные сточные воды в емкости для обработки на самой производственной площадке или для транспортировки на специальные полигоны для последующей утилизации;

§ максимально использовать безотходные технологии и замкнутые системы водопотребления;

§ обеспечивать полную герметизацию систем сбора, хранения и транспортировки добываемого жидкого и газообразного сырья;

§ снабжать емкости и резервуары системой защиты в целях предотвращения попадания в них животных.

Юридические и физические лица, виновные в совершении правонарушений в области использовании животного мира, несут гражданскую, дисциплинарную, административную (ст. 7.11, 8.17, 8.20, 8.29, 8.34-8.38, 10.6-10.8, 10.11 КоАП РФ) и уголовную (ст. 256-259 УК РФ и др.) ответственность.

Никакая ответственность и размеры штрафов не могут дать надлежащий положительный эффект для сохранения природных объектов, в том числе объектов животного мира, до тех пор, пока не появится естественная потребность природопользователей и хозяйствующих субъектов в сохранении природного дома, окружающего человечество.

ВВЕДЕНИЕ

Животный мир Российской Федерации является ее национальным достоянием, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемирно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей народов России.

Следует иметь в виду, что животный мир не может и не должен рассматриваться в качестве отдельного второстепенного элемента окружающей среды, так как является её важной составной частью, выступает её неотъемлемым звеном в цепи экологических систем. Кроме того, животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья, а отдельные виды животных имеют важное культурное, научное, эстетическое и воспитательное значение. Ведь с каждым годом возрастает использование животного мира для рекреационных целей. Прежде главным направлением такого использования служили спортивная охота и рыболовство. Ныне все больше возрастает значение животных в качестве объектов фото охоты, экскурсионных наблюдений. Миллионы людей со всех концов света посещают национальные парки, для того чтобы полюбоваться зверями и птицами в их естественной обстановке. Особенностью же животного мира является его возобновляемость. Однако при истреблении, нарушении условий их существования возобновление определенных видов животных может стать невозможным, и эти виды могут быть безвозвратно утрачены. Поэтому одна из важных задач государства состоит в том, чтобы путём регулирования общественных отношений в области охраны представителей животного мира добиться таких условий их существования в состоянии естественной свободы, которые обеспечивали бы сохранение видового многообразия и целостности сообществ животного мира.

В решении указанной задачи важнейшим средством является уголовное законодательство, особенно - в борьбе с такими наиболее опасными посягательствами на окружающую среду как незаконная добыча водных животных и растений, незаконная охота, нарушение правил охраны рыбных запасов и нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Однако сложившаяся ситуация в области охраны животного мира свидетельствует о том, что предпринимаемые в настоящее время для этого уголовно-правовые и иные меры (принятие нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, реформирование структуры природоохранных органов, разработка целевых программ по предупреждению экологических правонарушений и т.д.), к сожалению, не дают положительных результатов.

Актуальность данной темы заключается в том, что согласно современному анализу экологической ситуации в России существует необходимость решения проблемы противодействия преступлениям в сфере экологии. А самым распространённым среди всех видов экологических правонарушений является незаконное посягательство на животный мир.

Целью моей работы является раскрытие того, что из себя представляет животный мир, как он используется и на сколько эффективно осуществляется его охрана.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕГО ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Юридическое понятие животного мира определено в Законе о животном мире. Это – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. 1 Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: а) являются компонентами окружающей среды; б) находятся в состоянии естественной свободы.

На территории России представлено 320 видов млекопитающих, 789 – птиц, 75 – рептилий, около 30 – амфибий, 343 вида рыб пресных вод, 9 – круглоротых и около 1500 видов морских рыб. Наиболее высоким уровнем разнообразия фауны отличаются регионы Дальнего Востока, горы юга Сибири и Северного Кавказа.

Являясь составной частью природной среды, животный мир выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир является источником материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.

Субъектами права пользования объектами животного мира являются юридические лица, российские и иностранные граждане, лица без гражданства.

Объектом использования и охраны животного мира выступают лишь млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и др., обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, почве, постоянно или временно населяющие территорию России или относящиеся к естественным богатствам континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, объектом использования и охраны животного мира являются дикие животные или их популяции (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, почве, постоянно или временно населяющие территорию России или относящиеся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. 2 Одна из характерных особенностей животного мира – миграция его объектов через границы субъектов РФ и государственную границу.

Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие одомашненные животные, а также объекты животного мира, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.) и полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания для хозяйственных, культурно-просветительских, рекреационных, эстетических, научных и воспитательных целей, сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.

Основными принципами регулирования охраны и использования животного мира являются (ст. 12. Закона о животном мире):

Обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;

Поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

Осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

Недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охранной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использован ию объектов животного мира;

Привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

Отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

Платность пользования животным миром;

Приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА

Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации и федеральные органы исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания путем введения в действие федеральных и территориальных правил, лимитов и нормативов, разработанных в соответствии с законодательством в этой сфере.

В целях охраны и устойчивого использования объектов животного мира, а также для сохранения биологического разнообразия Правительство РФ имеет право объявлять определенные объекты животного мира объектами федерального значения и устанавливать особый режим их использования и охраны на определенных территориях и на определенные сроки. К объектам животного мира федерального значения могут быть отнесены животные, находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации; животные, которые населяют территориальное море, континентальный шельф и экономическую зону России; обитают на территориях государственных природных заповедников, заказников, национальных природных парков, памятников природы федерального значения; относятся к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; естественно мигрируют по территории двух и боле субъектов РФ; подпадают под действие международных договоров Российской Федерации. 3

В число основных функций государственного управления в области эколого-правового режима использования и охраны животного мира входят: государственный учет животных и их использование и ведение государственного кадастра животного мира; государственный мониторинг животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира; разрешение споров, связанных с использованием животного мира, государственная экологическая экспертиза, нормирование в облати использования и охраны животного мира.

Основные требования по охране и использованию животного мира направлены на:

Сохранение видового многообразия животного мира;

Охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;

Сохранение целостности естественных сообществ животных;

Научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира;

Регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству.

Пользователи объектов животного мира также обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов и ежегодно предоставлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учета соответствующих объектов животного мира, в порядке, установленном правилами ведения учета.

Отдельным документом регулируется порядок соблюдения требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (см. постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997).

В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается:

  • выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;
  • установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;
  • устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока;
  • расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных.

Запрещается сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных. Трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и другими), предотвращающими проникновение животных на территорию подстанции и попадание их в указанные узлы и механизмы.

ГЛАВА 3. ВИДЫ И СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА

Пользователями животного мира законодательно определены граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными правовыми актами субъектов РФ представлена возможность пользоваться животным миром. Виды пользования животным миром могут быть следующими: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических и иных целях; извлечение и использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтратов и других. 4

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Использование объектов животного мира, связанное с их изъятием из природной среды, регламентируется в соответствии с их статусом, численностью, хозяйственным, научным и эстетическим значением.

Наиболее распространенными видами пользования животным миром является охота и рыболовство. Возможности по предупреждению истощения животного мира в значительной степени связаны с регулированием осуществления этих видов деятельности.

Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а также любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте. 5

Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере, о чем проставляются соответствующие отметки в членском охотничьем билете, и получившие разрешение на право пользования охотничьим ружьем, путевку на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и птиц