Охрана животных презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему. Охрана животных Правила друзей природы

Любовь Матвиенко
Тема: Охрана животных. Урок в 3 классе по окружающему миру

Тема : Охрана животных .

Цель : создание условий для усвоения обучающимися знаний о Красной книге и животных , которые в нее внесены; формирование целостного взгляда на проблемы сохранности живой природы и места человека в ней.

Задачи :

Образовательные : познакомить с Красной книгой, с редкими растениями и животными , занесенными в Красную книгу

Развивающие : способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы ; развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе ; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Планируемые результаты

Предметные : определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесённых в Красную книгу

Метапредметные УУД : познавательные : добывать новые знания : находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Регулятивные : использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану

Коммуникативные : совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им

Личностные : проявляют ценностное отношение к природному миру , осознают важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений

Оборудование : презентация, учебники, рабочие тетради, карточки для самостоятельной работы (текст, пословицы) .

Ход урока

1. Орг. момент

Приветствие гостей.

Я тоже хочу вас поприветствовать. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем тем, кто чистил сегодня зубы!

Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке !

Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке !

2. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Вспомним, что говорили о животных на предыдущих уроках . Подумайте и ответьте на вопросы :

Как называется наука о животных ?

Назовите царства животных по их описанию . Слайд 2

Какие царства не назвали?

Какая из цепей питания указана правильно? (на доске)

а) сосна дятел жук-короед;

б) слизни капуста жаба;

в) рожь мышь змеи орлы;

Что будет, если в цепи питания «рожь мышь лисы» , люди уничтожат лис?

Давайте вспомним, как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы?

Подумайте и вставьте пропущенное слово : Слайд 3

а) яйцо … взрослая птица

б) икринка … лягушка (головастик)

в) … малёк взрослая рыба (икринка)

г) яйцо личинка …. бабочка (куколка) .

Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных ?

3. Самоопределение к деятельности.

а) Постановка проблемы (рассказ – задача, беседа

Ребята, послушайте, какой случай произошел однажды в лесу… слайд 4

Как – то раз пошли мальчишки в лес по грибы. И вдруг увидели ежа. Они решили его взять домой. А у ежихи были маленькие ежата. Мама-ежиха только на минуту оставила своих ежат, чтобы добыть им корм. Так маленькие ежата остались одни без матери.

Ребята, как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? (Они погибнут.)

Пострадает ли природа, если погибнут маленькие ежата? (Да, пострадают)

Как вы думаете это - маленькая рана или большая? (Маленькая)

Это - маленькая рана. Но для природы нет разницы, маленькая это рана или большая. Природа страдает от нанесенных ран, как от больших, так и самых маленьких.

Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков?

(Нужно отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)

К чему может привести такое отношение людей к природе?

(Некоторые животные становятся редкими , а некоторые совсем исчезают)

Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отрицательное)

Чтобы животные не исчезли надо их ?

Кто догадался, как называется тема урока ? На какие важные вопросы мы ответим на уроке ?

б) Формулирование темы и задачи урока

Правильно, ребята, тема нашего урока : «Охрана животных » . Мы познакомимся с Красной книгой, с животными , которые находятся под угрозой исчезновения и сформулируем экологические правила.

Эпиграфом нашего урока я взяла слова Р . Рождественского : «Если завтра погибнет мир, он погибнет по вашей вине, равнодушные» (на доске) .

К этим словам мы еще с вами вернемся.

4 Изучение нового материала.

Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?

Пища (молоко, мясо, яйца, мед)

Одежда (шерсть, кожа, замша)

Обувь (кожа, замша, валяная шерсть)

Лекарства (яд змей, пчелиные продукты)

Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд)

Предметы домашней обстановки (ковры, подушки)

Красота природы.

Рассказ учителя «Как прекрасен этот мир!» слайд 6

Посмотрите на этих животных . Как прекрасны эти создания природы! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство : одни исчезли с лица земли, другим угрожает опасность исчезновения. Слайд 7 (Видео Красная книга) .

Какие животные исчезли с лица Земли? Какие на грани исчезновения? Какую книгу показывали в начале ролика? Что такое Красная книга?

Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания детей)

Причины исчезновения животных : слайд 8

Вырубка лесов.

Уничтожение растений.

Загрязнение воды.

Разрушение и загрязнение почв.

Работа в тетради с. 63 №1, 2

Знакомство с Красной книгой.

а) Рассказ учителя

Люди думали, что природа будет неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все само собой восстановиться. И просчитались. Например, красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке страны, как подсчитали, осталось примерно 200 животных .

Международный союз охраны природы подготовил список редких млекопитающихся и птиц. В 1966 году этот список был оформлен в специальную книгу, которую назвали Красной. Слайд 9

б) Работа в парах (можно подчёркивать ответы) .

Что же расскажет нам Красная книга?

Задание 1 паре : Откуда к нам пришла Красная книга?

Задание 2 паре : Как вы думаете, почему был выбран красный цвет? Какого цвета остальные страницы Международной Красной книги?

Задание 3 паре : Расскажите, какие животные занесены на черных , красных и желтых страницах Международной Красной книги?

Задание 4 паре : Расскажите, какие животные занесены на белых , серых и зеленых страницах Международной Красной книги?

(Работа с текстом для 1 пары)

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы . Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений . И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. Она хранится в Швейцарии. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких животных , которые нуждаются в охране . Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги.

(Работа с текстом для 2- 4 пар)

Красный цвет Красной книги был выбран потому, что красный цвет - сигнал тревоги, надвигающейся опасности, сигнал SOS, дальше так нельзя! Международная Красная книга состоит из цветных страниц : черных, белых, серых, красных, желтых, зеленых. На страницы черного цвета занесены - списки тех животных , которых мы никогда не увидим. На страницы красного - особо редкие и исчезающие. Желтая страница расскажет о животных , количество которых быстро снижается, которым грозит опасность «переселения» на опасные красные страницы. На белых страницах разместились животные , которых всегда было немного. В серые страницы внесены животные , которые очень мало изучены и обитают в труднодоступных местах.

Зеленые страницы расскажут нам о животных , которых удалось спасти.

Ребята, начнем путешествие по страницам Красной книги.

Выступление детей.

Ребята, для чего нужна Красная книга?

Правильно, ребята, необходимо не только знать, какие животные входят в Красную книгу. Но и беречь и охранять природу .

Виды Красных книг. Слайд 10

5. Физминутка. (Включается аудиозапись с голосами птиц)

Ребята, а сейчас представьте, что мы очутились в лесу. Мы идем по зелененькой пушистой травке. Светит ласковое теплое солнышко. Птицы поют свои прекрасные песни. Вот рядом пролетает бабочка. Кругом пахнет душистой земляникой. Мы полной грудью вдыхаем этот запах. У нас даже немножко кружится голова. А это ещё кто? (появляется хомяк)

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки) -

Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам) .

Хомка раненько встает (движения на растяжку,

Щечки моет, шейку трет (потирание лица и шеи) .

Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)

И выходит на зарядку (марширование на месте) :

Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)

Хомка хочет сильным стать (напряжение мышц рук) .

Как прекрасен этот лес! Не будем нарушать его тишину.

6. Первичное усвоение новых знаний. Работа с учебником. Слайд 12

Прочитайте текст о животных : (с. 114-115) 1 вариант о первых двух, 2 вариант о следующих трёх. Расскажите об одном из них.

Самостоятельная работа по вариантам. 2 уч-ся по атласу - определителю.

Рассказы учащихся о животных .

Работа в группах. Работаем дружно и слаженно.

Впишите в пословицу недостающее животное (на карточках) .

Береги природу! (выразительное чтение на фоне музыки)

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б только птицы знали,

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

А в небе стая журавлей.

Так грустно над землей кружится.

Земля, скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

Тогда бы мертвым небо стало

И – тишина в пустых лугах.

И может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

Я не хочу такого мира,

Где все так серо, так уныло…

Опомнись, вздрогни человек.

Не долог на Земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем мы здесь себя прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферой зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой.

Полями с выжженной травой?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу навек.

О чём заставляет задуматься стихотворение?

Что делают для того, чтобы животных становилось больше ? Где их разводят? Слайд 14

На с. 108 изображены бобры и соболь. Благодаря именно заповедникам, зоопаркам, национальным паркам и заказникам их стало больше.

Ребята посмотрите на иллюстрации с экологическими знаками в учебнике с. 109 и постарайтесь сформулировать экологические правила.

А какие правила Вы можете сами предложить?

Не оставлять мусор на природе;

Не ломать ветви, не выдирать кустарники, не повреждать кору;

Не забирать лесных животных домой ;

Не кричать в лесу и не включать громко музыку.

Правильно, ребята, т. е. если мы вернемся к словам Р. Рождественского, то мы не должны быть… (равнодушными)

А, как мы с вами сможем помочь природе? Какой вклад можем внести в охрану природы ?

Я верю вам, что вы правильно будете вести себя в природе, потому что знаю, что вы любите природу, любите животных , об этом говорят ваши рисунки на тему «Мое любимое животное » .

8. Рефлексия Слайд 15

Ребята, подведем итог нашего урока . Для этого воспользуйтесь фразами :

«Я узнал…» , «Я удивился…» , «Я запомнил…» . «Меня поразило то, что…» и выскажите свое мнение.

9. Творческое домашнее задание. Оценки. Слайд 16

Предлагаю Вам выбрать домашнее задание по душе и выполнить его.

1. Подобрать пословицы о важности природы и бережном к ней отношении.

2. Подготовить сообщение о редких животных Воронежской области .

3. Придумать и нарисовать свои экологические знаки.

Учебник с. 106-111. Работа в тетради с. 64, 65

Класс: 3

Задачи урока:

Образовательная:

  • выяснить причины исчезновения животных и рассмотреть природоохранные мероприятия;

Развивающая:

  • обеспечить развитие критического мышления посредствам интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
  • развивать такие базовые качества личности, как рефлексивность и самостоятельность;
  • формировать культуру осмысленного чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Воспитывающая:

  • воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование у учителя: выставка книг об охране природы, компьютер, проектор и экран для демонстрации презентации (Приложение 1), аудиозапись с песней А. Пахмутовой “Беловежская Пуща” (Приложение 2).

Оборудование у учащихся: карточки с текстами, рабочая тетрадь, ножницы, клей.

Ход урока

А) - Разгадайте кроссворд . О каких животных идет речь? Слайд 2

1. Есть на речках лесорубы в серебристо – бурых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры). Слайд 3

2. Свирепый, громадный, лесной бык, самый крупный и самый тяжелый европейский зверь. (Зубр) Слайд 4

На ветке не птичка – зверек невеличка. Мех теплый как грелка. Кто же это? (Белка) Слайд 5

Шланг пожарный вместо носа, всех зверей сильнее он. Это, кто ребята спросят и ответят сами (слон). Слайд 6

Большое морское ластоногое млекопитающее с длинными спускающимися с верхней челюсти клыками – бивнями. (Морж) Слайд 7

Через море – океан плывет чудо- океан. Пряча ус во рту, растянулся на версту. (Кит) Слайд 8

В двух – трех летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль) Слайд 9

Очень ценный пушной зверек был на грани уничтожения. (Соболь) Слайд 10

Владыка Арктики. (Белый медведь) Слайд 11

Какое ключевое слово получилось? Определите тему урока. (Охрана животных)

Не правда ли прекрасны творения природы, ими б только восхищаться, поражаясь, сколько щедра на выдумки природа. Если бы не тягостное обстоятельство – всем им угрожает опасность – исчезновение с лица Земли. Слайд 11

Давайте определим: почему одних животных становится меньше, а другие совсем исчезают?

Б) Построение кластера:

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они - на планете мы останемся одни.

Чтобы этого не произошло, мы должны участвовать в охране природы. О каких природоохранных мероприятиях, проводимых в нашей стране и в мире, вы знаете?

- Элементы охраны природы существовали в России еще в глубокой древности. Наши предки очень бережно относились к огромным деревьям, необычным камням и источникам с чистой водой. Они объявляли эти достопримечательности священными и охраняли их. В Киевской Руси выделяли особые территории, где водились туры и зубры. Они строго охранялись от массовых посещений и охоты. Первым законом об охране лесов считают грамоту великого князя Ивана III. В 17 веке был запрещен лов бобров капканами. Император Петр 1 подписал указ о нестрелянии лосей в Санкт-Петербургской губернии. В 1763 году введен закон, запрещающий весенне-летнюю охоту.

II. Осмысление

А) Чтение с пометками

Сейчас вы познакомитесь с текстом и расширите свои знания по данной теме. Читая текст, вам необходимо делать на полях пометки: v знаю, + новое, ? хочу узнать.

Почему некоторых животных остается очень мало на Земле или они совсем исчезают? Люди думали, что природа неисчерпаема. Сколько не брать у нее, все снова само собой восстановится. Но просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Угрозой является чрезмерная добыча, охота, коллекционирование, хозяйственная деятельность. Но оказывается самая главная причина – это разрушение мест обитания животных. Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Во всем мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Под особой охраной они находятся в заповедниках, национальных парках. Помогают охране животных и зоопарки. Когда в зоопарках и заповедниках животных станет много, их переселят в другие места. Так удалось спасти бобра и зубра. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Главной задачей этого закона является: спасение животных, занесенных в Красную книгу.

Б) Работа в парах

  • обсудите в парах: какая информация для вас оказалась новой? Выберите главное, озвучьте.

В) Дополнение кластера

  • Какая информация показалась для вас известной, но не отражена в кластере?
  • Что новое вы узнали об охране природы?
  • Какая информация вам показалась интересной, и вы хотели бы узнать об этом подробнее?
  • Что непонятно? О чем вы думали по-другому?

- Существует Красная книга нашего региона. (Показ книги ) Послушайте сообщения ребят о животных, занесенных в Красную книгу Ямало-ненецкого автономного округа.

Г) Сообщения учащихся

1. Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго – до 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда приходит пора медведице стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись калачиком, ждет рождения медвежат. В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата рождаются беспомощные, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм. Белый медведь питается рыбой, тюленями и молодыми моржами, морскими зайцами. Во время выхода на сушу, звери кормятся леммингами, яйцами птиц, падалью. Издавна люди охотились на белых медведей. Они использовали их мясо в пищу, жир – в хозяйственных целях, шкуру для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Белые медведи занесены в Красную книгу. Сейчас численность белых медведей растет. Слайд 13

2. Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Еще 600 лет назад эта птица была провозглашена “ королевской птицей”. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старая легенда о лебединой песни, которую поет птица перед своей гибелью. Но это лишь легенда. Лебеди не относятся к певчим птицам. На севере лебеди прилетают еще при снежном покрове и гнездятся по глухим, малодоступным озерам. Ореол гнездования – гыданская тундра. Это чуткие и осторожные птицы. Гнезда они сооружают из пуха и мха. В кладке лебедя от 2 до 6 яиц. Длительность насиживания 1 месяц. Птенцы с первого месяца кормятся самостоятельно растительной пищей. На зимовку молодые улетают вместе с родителями. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена. Слайд14

3. Береги природу!(выразительное чтение)

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б только птицы знали,
И если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
А в небе стая журавлей.
Так грустно над землей кружится.
Земля, скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда мертвым небо стало
И – тишина в пустых лугах.
И может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи.
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, так уныло…
Опомнись, вздрогни человек.
Не долог на Земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем мы здесь себя прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферой зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой.
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу.
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой.
И шумным плеском родника.
И гроздями рябины тонкой.
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом и дубрав.

3. Заподносибирский бобр – грызун больших размеров. Длина его тела – больше метра. В прошлом северная граница распространения бобров доходила до полярного круга. К настоящему времени численность в ЯНАО – неизвестна, поселения бобров сохранилось лишь на Северном Урале. Они очень хорошо приспособлены к жизни в зимних условиях, т.к. основной пищей является кора березы, а здесь ее предостаточно. Причиной исчезновения бобра является браконьерство и развитие лесной промышленности. Слайд 15

Д) Физминутка “ Аисты – Лягушки” Учитель хлопает в ладоши, а учащиеся принимают позу животных (1 хлопок – поза аиста: стойка на одной ноге с вытянутыми руками в сторону; 2 хлопка – поза лягушки: присест на корточках с согнутыми руками в плечах; 3 хлопка – поворот вокруг своей оси.)

Е) Самостоятельная работа

Одним из природоохранных мероприятий мы назвали – создание заповедников. На Белорусской земле есть известный на весь мир Беловежский заповедник. Композитор А.Пахмутова была восхищена красотой грациозных оленей и могучих зубров, которые были практически уничтожены во время Великой Отечественной войны, поражена богатством окружающей среды и за один вечер написала песню “Беловежская Пуща”, которая стала гимном данного заповедника. Приложение 1. Учащимся предлагается задание базового уровня: распределить животных по описанию. (Ведется работа в тетрадях А.А.Плешакова “Мир вокруг нас” , 3 класс, с.52 №3). Задание повышенной сложности: составить синквейн (пятистишье) на темы по выбору: “Животные”, “Охрана животных”.

Ж) Проверка самостоятельной работы:

Узнай по описанию, о каких животных идет речь:

Это могучий морской зверь. Его длина более 3-х метров, а масса – пол тонны. У них есть клыки, с помощью которых эти животные добывают пищу, защищаются и вылезают из воды. (Морж)

Это близкий родственник нашей домашней кошки. Его длина боле 3-х метров. Сильный, ловкий и красивый зверь, живущий на востоке нашей страны. (Тигр)

Это большая величественная птица. Размах ее крыльев – до 2-х метров. Она подолгу, красиво парит высоко в небе, высматривая добычу. (Беркут)

Эти удивительно красивые птицы с нежно-розовым оперением живут у воды. Питаются рачками, насекомыми, семенами водорослей (Фламинго)

Это животное живет в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает опасных для леса гусениц (Жук – красотел.)

III. Рефлексия:

Зачитывание синквейнов:

Животные

Дикие, разные.

Линяют, питаются, размножаются.

Разнообразные животные населяют Землю.

Охрана животных

Всемирная, постоянная.

Ведет учет, защищает, запрещает.

Благодаря ей – спасены многие виды животных.

Красная книга.

Продолжи предложения Слайд 16 :

  • Я сегодня успел….
  • Я сегодня узнал новое …
  • Если бы на Земле не было животных, то…

Знания о животных, занесенных в красную книгу можно пополнить, прочитав книги (показ детских книг, энциклопедий и дисков.)

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите! (М. Дудин)

Б) Домашнее задание: обязательное – с.112-117; по выбору с.116№ 3

Литература

Красная книга Ямала. Изд. “Красный Севе”, Салехард, 2001 г.

Красная книга России. Изд. “Дрофа”, 2006 г.

Что такое? Кто такой? Изд. “Педагогика-пресс”, Москва.1992 г.

Начальная школа. Справочник школьника. Изд. “Слово”, Москва 1997.

1. Расскажи устно, что значат для тебя животные. Есть ли у тебя любимые животные? Напиши какие.

Я считаю, что животные очень важны для каждого человека. Домашние животные помогают человеку: дают ему пищу (коровы, гуси, утки, куры, свиньи), одежду (овцы), охраняют его (собаки), помогают передвигаться на дальние расстояния (лошади, верблюды), помогают носить тяжести (слоны), развлекают и радуют (кошки, собаки, попугайчики и т.д.).

Дикие животные тоже важны для людей. Они помогают сохранять в природе равновесие, чтобы условия жизни были благоприятны для всех обитателей Земли. Например, когда в Австралию завезли кроликов, то они стали очень быстро размножаться, поскольку там не было волков и никто не регулировал численность кроликов. Кролики начали поживать всю растительность и чуть не превратили целый континент в пустыню.

Мне нравятся дикие животные потому что они красивые и за ними интересно наблюдать. Я с удовольствием хожу в зоопарк и смотрю на представителей всех без исключения видов животных.

Кошки, собаки, медведи, гепарды, волк, лошадь, ёж.

2. Пронумеруй примеры отрицательного воздействия человека на мир животных, выраженные этими знаками.

Расскажи с помощью этих знаков, почему многие виды диких животных становятся редкими.

  1. Ведётся активная вырубка лесов и животные теряют привычные места обитания.
  2. Промышленные предприятия загрязняют окружающую среду выбросами и сточными водами и животные задыхаются от грязного воздуха и грязной воды.
  3. Браконьеры охотятся на редких и ценных животных, чтобы потом продать их шкуры, бивни, рога или мясо. Это снижает количество животных данного вида и даже может привести к его исчезновению.
  4. Рыба в реках, озерах и морях вылавливается запрещёнными методами и без учета периода нереста (периода, когда рыбы мечут икру). Это приводит к сокращению рыбы в водоёмах и невозможности восстановить популяцию.
  5. Ловля насекомых без причины тоже может привести к сокращению и вымиранию вида. Во время ловли бабочек, например, у них могут сломаться крылья или ножки. В этом случае даже выпущенное обратно на волю животное не выживает.
  6. Человек очень часто производит много шума: слушая музыку на отдыхе, работая инструментами, просто громко разговаривая. Животные бояться громких непривычных звуков и убегают. Если же громкий звук слышится на протяжении нескольких дней или месяцев (стройка, производство), то животные уходят из этого места и ищут другую «квартиру». Не всегда это можно сделать без потерь.

3. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты животных, внесённых в Красную книгу России. Вырежи рисунки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей рисунки.

4. У нашего общительного Попугая много друзей среди птиц. Он предлагает тебе рисунок-загадку. Как называется эта удивительная птица? Где она живёт? Чем интересна? Если не знаешь, ищи ответ в дополнительной литературе, Интернете.

Утка мандаринка или китайская утка - это небольшая лесная утка, которую можно встретить на Дальнем Востоке нашей страны. Правда к концу сентября мандаринки покидают территорию России и отправляются на зимовку в Китай, в Японию и в Корею.

Вес этой уточки не превышает 400 - 700 грамм. Мандаринки прекрасно плавают и умеет взлетать с воды практически вертикально. Из еды китайские утки предпочитают рыбью икру, червей, семена водных растений и моллюсков.

Охотиться на уток мандаринок запрещено, так как они занесены в Красную книгу. Но сейчас многие парки и зоопарки разводят мандаринок в своих питомниках, ведь эти красивые яркие птички всегда пользуются популярностью у посетителей.

Напиши название птицы и раскрась рисунок.

5. Запиши правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками. (Дай краткие формулировки.)

Нельзя подходить близко к птичьим гнёздам и трогать птенцов или само гнездо!

Нельзя допускать чтобы собаки во время прогулки подходили к гнёздам птиц и разоряли их! Держите собаку во время прогулки на поводке!

Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов и детёнышей других животных!

6. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из видов животных, внесённых в Красную книгу России. Воспользуйся общим планом рассказа о редком растении или животном, который вы составили во 2 классе. Запиши по пунктам плана основные сведения для своего сообщения. Укажи источник (источники) информации.

Гигантская бурозубка

Гигантская бурозубка - животное из семейства землеройковых. Обитает это животное только на Дальнем Востоке, в северо-восточном Китае и в северной части Корейского полуострова. Больше нигде в мире это животное не живет. По виду гигантская бурозубка напоминает мышь, но у неё более вытянутая мордочка с длинным носом, похожим на хоботок. Длина тела этого животного всего 10 сантиметров, а вес - всего 14 - 15 грамм.

К сожалению вырубка лесов, ведущаяся сейчас на Дальнем Востоке, привела к резкому снижению численности гигантских бурозубок. Дело в том, что эти животные предпочитают рыть норки в лесистой местности с хвойными и широколиственными лесами, не заболоченной и достаточно влажной. Вырубка лесов меняет их среду обитания и делает непригодной для жизни новых поколений бурозубок.


Узнай, о каких животных подготовили сообщения другие ребята. Выслушай и оцени их выступления.

7. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Берегите животных!».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Охрана животных»

ОТКЛАДЫВАЮТ ИКРУ ОТКЛАДЫВАЮТ ЯЙЦА РОЖДАЮТ ЖИВЫХ ДЕТЁНЫШЕЙ насекомые рыбы птицы пресмыкающиеся млекопитающие земноводные

ЯЙЦО ВЗРОСЛАЯ ПТИЦА ПТЕНЕЦ?

ИКРИНКА ЛЯГУШКА ГОЛОВАСТИК?

ЯЙЦО ЛИЧИНКА КУКОЛКА БАБОЧКА?

МАЛЁК? ВЗРОСЛАЯ РЫБА ИКРА

РОЖДАЕТ ЖИВЫХ ДЕТЁНЫШЕЙ КТО ЛИШНИЙ?

ОТКЛАДЫВАЕТ ИКРУ

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

1948 ГОД ГОРОД Фонтенбло МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ – МСОП

Красная Книга ИНФОРМИРУЕТ ПРИЗЫВАЕТ ИЗУЧАТЬ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ СОВЕТУЕТ

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

РОЗОВЫЙ ФЛАМИНГО

БЕЛЫЙ ЖУРАВЛЬ (СТЕРХ)

ОРЁЛ - БЕРКУТ

ЖУК - КРАСОТЕЛ

Белка Дятел Бобр Ёж Синица Лягушка

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших делать для них домики

Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители не покинули его.

Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей

Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Михаил Михайлович Пришвин «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину! »

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: Я узнал(а)… Было интересно… Я испытал(а) чувство… Я хочу, чтобы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Охрана животных"

Конспект к открытому уроку по Окружающему миру в 3 классе по теме "Охрана животных". Подготовила учитель начальных классов Драгкнкина Н.Г....

План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.

Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. (окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. (окруж. мир)...

Сингизова Альфинур Вафаевна;

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 МР Учалинский район РБ;

Учитель начальных классов

Название

  • Как прекрасен этот мир!
  • По страницам «Красной книги»…

Форма

Мультимедийная презентация

Учебный предмет, класс

Окружающий мир, 3 класс

Название темы или раздела учебного курса

Раздел: Эта удивительная природа

Тема: Охрана животных

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Windows Movie Maker – Презентация № 1

Microsoft Office PowerPoint 2003 – Презентация № 2

Цели, задачи дидактического материала

  • дополнить и расширить возможности учебника;
  • улучшить эффективность изучения темы;
  • повысить качество наглядности;
  • сделать урок эмоциональным и запоминающимся.

Презентация № 1 : демонстрация фотографий, которые напомнят о красоте и богатстве природы нашей планеты, на фоне инструмен-тальной музыки Э. Морриконе «Одинокий пастух» (в обработке Дж. Ласт);

Презентация № 2: содержит демонстрационно-иллюстративный материал, сопровождаемый звуковыми файлами и пояснениями, который позволит преподнести тему доступно и увлекательно.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

  • текстовая информация;
  • образные объекты (фото, рисунки);
  • аудиоинформация (музыка, звуки животных);

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

  • Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: «ВАКО», 2005, 320 с. – (В помощь школьному учителю);
  • Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256с.: ил.
  • Интернет

Фотографии :

фото из семейного архива;

Рисунки животных из Красной книги:

Звуки животных:

Сведения об охране природы Башкортостана:

Музыка Э.Морриконе:

Возможности использования дидактического материала:

Педагогом на уроке (указать этапы урока);

Учащимися

Педагог:

  • введение в тему урока;
  • изучение новой темы;
  • закрепление.

Учащиеся:

  • закрепление.

Представленный урок воспитывает в детях бережное отношение к животному миру, беспокойство о судьбе природы. Расширяет представления детей о мерах по защите и охране фауны. Формирует целостное восприятие окружающего мира,

Тема: Охрана животных.

Цели: 1) познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены;

Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;

2) развивать логическое мышление, внимание, память; расширять кругозор;

3) воспитывать бережное отношение к животным, экологическую культуру

Учащихся.

Оборудование: компьютерные приложения: Презентация № 1 «Как прекрасен

Этот мир!»; Презентация № 2 «По страницам «Красной книги»…»;

«Красная книга» (России, Башкортостана), учебники, рабочие

Тетради, карточки для самостоятельной работы (тесты, кроссворды,

Задание для решения скаутской задачи).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

3-й ряд работает самостоятельно по карточкам (тест);

1-й и 2- й ряды – коллективно.

В начале урока мы с вами вспомним, что говорили о животных на предыдущих

Уроках. Подумайте и ответьте на вопросы:

Как называется наука о животных?

Кто такие животные?

Какая из цепей питания указана правильно? (на доске)

А) сосна → дятел → жук-короед;

Б) слизни → капуста → жаба;

В) рожь → мышь → змеи → орлы;

Что будет, если в цепи питания «рожь → мышь → лисы», люди уничтожат лис?

Подумайте и вставьте пропущенное слово:

А) яйцо → личинка → …………. → бабочка (куколка);

Б) икринка → ………… → лягушка (головастик);

В) …… → малёк → взрослая рыба (икринка).

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных»

IV. Работа по теме урока.

1. Введение в тему – лекция учителя (в начале урока предлагаю посмотреть Презентацию № 1, затем – ввожу в тему урока)

Презентация №1.

Действительно: как прекрасен этот мир! Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: некоторые из них оказались на страницах Красной книги

и им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. (Включить Презентацию № 2, слайд №1 ).

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Некоторые из них вымерли по вине человека, например, морская корова, странствующие голуби. Эти животные исчезли навсегда.

2. Знакомство с Красной книгой .

Люди поняли, что необходимо охранять природу. По этому поводу было решено принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан м еждународный с оюз о храны п рироды и природных ресурсов (МСОП). Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали человеческой заботы.

Тогда же была создана специальная комиссия по редким видам. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений, которым грозит исчезновение. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.

Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей?

Красный цвет – это символ беды, опасности, наступательной агрессии. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях.

Для чего нужна Красная книга?

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

Страницы Красной книги разного цвета. Красные листы содержат сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения, на жёлтых – уязвимые виды, на белых – сведения о редких видах, на серых – о малоизученных, на зелёных – о восстановленных и находящихся вне опасности видах животных и растений.

Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась. Как вы думаете, почему?

Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

3. Работа по сигнальным карточкам.

А теперь поработаем в тетрадях. Расскажите с помощью этих знаков, почему многие виды диких животных становятся редкими.

(Рабочая тетрадь, стр. 51, задание 2)

4. По страницам Красной книги России и Башкортостана.

Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Как вы думаете, почему?

Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра, поля и луга – это дом. Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.

А сейчас мы послушаем сообщения о некоторых из этих животных, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу (заранее подготовленные ученики читают о соболе – слайд №2 , белом медведе – слайд №3 , журавле – слайд №4 , тигре – слайд №5 , розовом фламинго – слайд №6 , выхухоле – слайд №7 , лебеде – слайд №8 ).

Некоторые из этих животных занесены и в Красную книгу Башкортостана. Она была издана в 1984 году и называлась «Красная книга Башкирской АССР». В 1987 году переиздавалась.

В нашей республике проводится много мероприятий по охране природы. Давайте прочитаем об этом. Слайд № 9

А что такое заповедник, заказник?

Кроме заповедников и заказников помогают охране животных и зоопарки. (Читаем статью из учебника «Что такое зоопарк?»). Благодаря зоопаркам удалось спасти, например, бобра, зубра, выдру, барсука.

5. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки) -
Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам).
Хомка раненько встает (движения на растяжку),
Щечки моет, шейку трет (потирание лица и шеи).
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте):
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать (напряжение мышц рук).

6. Экологические правила.

А) - Ребята, посмотрите на экран. К нам по электронной почте пришли письма – жалобы от животных. Давайте их прочитаем и отгадаем от кого они пришли.

Жалоба №1 (слайд №10 ). «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

Кто это? (Сова – слайд №11 ).

Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба №2 (слайд №12 ). «Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

А это кто так жалуется? (Жаба – слайд №13 ).

Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме заводились тараканы, люди приносили жабу в дом – и они исчезали.

Б) (Слайд №14) Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит и от каждого из вас, от вашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, убивать лягушек, жаб, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Если вы бегаете по лесу, шумите, лазаете по деревьям – вы беспокоите лесных жителей. Это особенно опасно для них во время размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда, или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду.

В) Работа с учебником (стр.115).

Откроем учебники на стр. 115 и прочитаем «Правила друзей природы».

Г)- Ребята, как вы считаете, какие качества должен развивать человек для того, чтобы стать экологически развитой личностью? (ответы учащихся)

Найдите ответ на скаутскую задачку и узнаете ещё одно слово, характеризующее таких людей. (Приложение к уроку)

Прочитайте получившееся слово – ответственность .

Надеюсь, что вы будете ответственно относиться к природе и вообще станете ответственными людьми.

V. Итог урока.

Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.

Слайд № 15, слайд № 16, слайд № 17

Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ!)

К чему оно призывает? (слайд №18)

Берегите природу, а это - животные, растения, воздух, вода, почва…

VI. Домашнее задание

2. Выполнить задания 3,5,7 (рабочая тетрадь, стр. 52-54)

  • Если останется время, урок можно завершить стихотворением «Береги природу!»
  • Если нет Рабочих тетрадей, то сигнальные карточки (к пункту №3 урока) можно нарисовать на альбомных листах и вынести на доску

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Приложения к уроку

1. Сообщения о животных

Соболь (слайд №2)

Соболь – ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса – 1-1,5 кг. Живёт в глухой тёмной тайге. Очень долго живёт на одном участке. Покидает его в самом крайнем случае: при лесном пожаре, недостатке корма, рубке лесного массива.

Днём соболь плохо видит, но ночью становится ловким. Грызуны – его основная пища. Также питается бурундуками, зайцами, ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом поедает ягоды, очень любит кедровые орешки.

Соболь обладает превосходным мехом, который высоко ценится. В далёком прошлом соболи населяли всю тайгу царской России. Но затем началось хищническое истребление, и запасы соболя катастрофически упали. Ему грозило полное исчезновение в природе. Охота была запрещена.

В 1929 году в Московском зоопарке был получен приплод от соболей и их стали разводить на зверофермах. Сейчас общая численность превышает 700 тысяч голов.

Белый медведь (слайд №3)

Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу. Там проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шёрсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.

Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. В небольших количествах поедают и растительную пищу.

Издавна люди охотились на белых медведей. Они используют их мясо, жир и шкуру. В результате началось сокращение их численности. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас их численность растёт.

Журавль (слайд №4)

Всего в мире 14 видов журавлей, в нашей стране обитает семь: серый, красавка, канадский, даурский, чёрный, белый (или стерх), японский. Японский, даурский, чёрный и белый внесены в Красную книгу.

Журавли стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Этим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.

В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда строят на земле. Журавлих откладывает 2 яйца. Птенцы, выбравшись из яйца, уже умеют стоять на ногах. Глазки открыты.

Около двух месяцев журавлята ходят в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени оперяются, начинают летать.

Тигр (слайд №5)

В конце 19-го века тигров было около 100 тысяч особей. Затем их количество резко сократилось. Некоторые убивали их из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

Тигр – крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров, весит около 390 кг. Это -бродяга-одиночка. Питается крупно-копытными животными. Тигрица задерживается на одном месте только во время родов и выхаживания молодняка. Она выбирает пещеру для гнезда. У неё рождаются 2-4 тигрёнка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шёрсткой с полосами. Весят от 700 граммов до 1 кг, длина тигрёнка с хвостом 40-50 см. Тигрята растут быстро. Живут 25-30 лет.

Розовый фламинго (слайд №6)

Эта птица стала редкой, поскольку многие годы подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха.

Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1,5 м, вес 4 кг. Самка откладывает 2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком. Птенцы смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Через 3-4 месяца они вырастают до размеров своих родителей. Первое оперение у них серое с розоватым оттенком. Такие «платья» носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд.

Выхухоль (слайд №7)

Выхухоль – небольшой зверёк, длина его около 20 см, а вес примерно полкилограмма. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, так как смазан жиром.

На суше выхухоль беспомощен. Зато хорошо плавает, ныряет, может долго не показываться на поверхности.

Норы делают на берегу, но вход в них всегда расположен под водой. В норах хранят запасы и поедают пойманную добычу. Питается выхухоль животной и растительной пищей. А находит её, уткнув свой длинный хоботок в ил или помогая себе передними лапками.

Выхухоля можно увидеть весной, когда половодье выгоняет его из убежища. В это время он становится добычей для ондатры или норки. Иногда они гибнут в норах во время половодья. Поэтому этого малоизученного, но очень ценного зверька строго охраняют.

Лебедь (слайд №8)

Лебедь одна из самых крупных и сильных птиц. Это – символ красоты, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.

Лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Глухие и торжественные звуки издаёт лебедь-кликун.

Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах – это чуткие и осторожные птицы.

Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

2. Тест для самостоятельной работы

1. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

А) звери; б) птицы; в) рыбы.

2. Какое слово пропущено: икринка – …………. – взрослая рыба?

А) личинка; б) малёк; в) головастик.

3. Какое слово пропущено: яйцо – личинка – ……………. – бабочка?

А) куколка; б) птенец; в) икринка.

4. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

А) у всех насекомых бывают куколки;

Б) у кузнечиков нет стадии куколки;

В) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

5. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

А) весной; б) осенью; в) зимой.

3. Кроссворд

Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова:

1)Уценка 5)Корт 9)Узда 12)Усвоение

2)Печь 6)Бачок 10)Соль 13)Гардина

3)Доля 7)Салон 11)Дочь 14)Баран

4)Ода 8)Морс

Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова с такими значениями:

1) Её получает каждый школьник – о ценка;

2) Бывает у корабля или лодки – т ечь;

3) О ней мечтает птица в клетке – в оля;

4) Бывает вкусная, бывает и нет – е да;

5) Бывает бисквитный, песочный, с кремом – т орт;

6) Им можно поймать насекомое – с ачок;

7) С ним ходят на приём к врачу – т алон;

8) Бывает у шерстяных вещей – в орс;

9) Быстрая на лошади – е зда;

10) Говорят, что он без палочки – н оль;

11) Тёмная после дня и вечера – н очь;

12) Обычно это делают с неизведанными территориями – о своение;

13) Такая рыбка – с ардина;

14) Такой бывает боевой приём – т аран;

5. Стихотворение «Береги природу!»

1-й чтец:

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полёт прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

2-й чтец:

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То всё равно б взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

3-й чтец:

А в небе – стая журавлей,

Так грустно над землёй кружится.

Земля… скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

4-й чтец:

Тогда б мёртвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи чёрной саранчи…

5-й чтец:

Я не хочу такого мира,

Где всё так серо, всё уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

6-й чтец:

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц весёлой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…