Описание амона ра. Амон - отец богов и фараонов. Дверь в параллельный мир

- (ìmn, букв. «сокрытый», «потаённый»), в египетской мифологии бог солнца. Центр культа А. Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное А. баран. Обычно А. изображали в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими … Энциклопедия мифологии

Амон - (Аммон) (надежный, верный (см. Аминь)): 1) градоначальник Самарии во времена Ахава (3Цар 22:26; 2Пар 18:25); 2) сын и наследник иуд. царя Манассии (641 640 гг. до Р.Х.). Он вступил на престол 22 летним и царствовал всего 2 года, продолжая… … Библейская энциклопедия Брокгауза

АМОН - в древнеегипетской мифологии бог покровитель г. Фивы, постепенно стал отождествляться с верховным богом Ра (Амон Ра) … Большой Энциклопедический словарь

Амон - древнеегипетский бог плодородия, первоначально местный (в Фивах); позже бог света, уподобившийся богу солнца Ре (или Ра) и одинаково почитавшийся. Отсюда А. = Ре. С течением времени А. стал главным богом Египта. Культ А. «царя богов» процветал в… … Литературная энциклопедия

амон - Ра Словарь русских синонимов. амон сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) ра (4) … Словарь синонимов

амоніт - 1 іменник чоловічого роду викопний молюск амоніт 2 іменник чоловічого роду вибухова речовина …

АМОН - АМОН, в египетской мифологии бог солнца, покровитель города Фивы. Почитался в облике барана … Современная энциклопедия

Амон - (м) скрытый Египетские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Амон - библейское название египетского главного божества Озириса ипосвященного его культу города Фивы (Ифp. XLVI, 25; Авак. III, 8).Филологи стараются найти корень этого имени в египетском языке и виероглифах и приискивают ему различные значения, но… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

амоніяк - амоніак (безбарвний газ із різким запахом), сморідець, аміа[я]к … Словник синонімів української мови

амоніак - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Настольная игра "Амон-Ра" (8977) , . Фараоны живут и исчезают в безбрежном Ниле, дарующем свои блага земледельцам, и лишь пирамиды вечны. Каждый властитель хочет войти в историю и вкладывает деньги в наиболее удачные для… Купить за 7504 руб
  • Песнь великой любви Воин света Саломея Амон-Ра комплект из 3 книг , Амонашвили Ш.. Книга 1. Песнь Великой Любви. Амон-Ра. Легенда о камне.. Атмосфера книги известного ученого, педагога, писателя, академика Ш. А. Амонашвили отличается необыкновенной возвышенностью,…

Первоначально - один из покровителей Фив

Египетский бог Амон вначале почитался как один из покровителей города Фивы, божество воздуха и урожая. Однако период ХII династии (20-18 вв. до н.э.) он вытеснил (заменил) в качестве главного покровителя города Монту .

С ростом могущества Фив росло и влияние Амона. Супругой божества стала считаться богиня неба Мут .

У божественной четы был один ребенок - Хонсу, божество Луны. Вместе они составили фиванскую триаду: Амон – Мут - Хонсу.

В период Среднего царства с ним отождествляется божество плодородия Мин . В этом случае Амон изображается с характерным для изображений Мина эрегированным фаллосом.

В эпоху XVIII династии Нового царства (16-14 вв. до н.э.) он слился с богом солнца Ра в единое божество, получив имя Амон-Ра , которое впервые встречается « Текстах пирамид » , то есть еще во времена Древнего царства.

Царь всех богов Египта

Бог Амон-Ра становится главой всего египетского божественного пантеона при фараонах Нового царства, которые были уверены в том, что именно это божество помогает им одерживать военные победы (в частности помог Яхмосу I изгнать гиксосов из Египта) и всячески поддерживает. В нем невидимо (что следует из самого его имени) существуют все божества, люди и предметы.

В этот период образ Амона отождествляется и сливается с образами других божественных существ: Гора , Хапи, Нуна , Птаха , Хепри, Себека , Хнума и других. Он почитался и как мудрый, всеведущий, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных, творец мира.

С его культом неразрывно связано и обожествление фараона, поскольку фараон почитался как его сын во плоти (фараон рождается от брака божества и царицы-матери, к которой он является в образе ее мужа).

Фараоны иногда носили имена, включающие в себя имя своего божественного отца - Аменемхет, Аменхотеп. Он обеспечивал великое покровительство и защиту фараона.

В честь него были построены многочисленные храмы, самые грандиозные - в Луксоре и Карнаке. Величественные останки этих храмов и сейчас поражают воображение. Например, храм Амона в Карнаке занимает территорию 260 000 кв. метров! Во время "прекрасного праздника долины" - праздника, посвященного этому божеству, из этого храма при большом стечении народа (только в храме могло поместиться 80 000 человек!) торжественно выносили статую божества, установленную на ладье. Египетский бог Амон Ра с помощью жрецов изрекал в этот день свою волю, предсказывал будущее, выносил решения по сложным вопросам.

Иконография Амона

Его священное животное - баран и гусь (оба - символы мудрости). Перед храмом в Карнаке находится целлая аллея, вдоль которой расположены в ряд огромные статуи с львиным телом, но с головой барана, охраняющих фараонов, стоящих между их передними лапами.

Обычно его изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Его плоть часто окрашивали ляпис-лазурью, что придавало телу синий цвет. С одной стороны, такая окраска подчеркивала его небесный статус, с другой - египтяне полагали, что именно такая дорогая краска, которую привозили в Египет издалека, достойна украшать столь великое божество.

Каждое из двух перьев на головном уборе разделено вертикально на две секции. Эта двойственность отражает характерную для мировоззрения египтян уравновешенность противоположностей, например, Верхний и Нижний Египет и т.д. Также каждое перо делилось горизонтальными полосками на сегменты. Их число не было случайным. Чаще всего сегментов насчитывается семь, поскольку эта цифра является одной из самых значимых в религиозном мировоззрении древних египтян.

Амон в мифологии Египта сокрытый бог небес. Баран и гусь (символы мудрости) - это священные животные Амона. С эпохи Среднего царства его изображали в антропоморфном облике и перьями шути на головном уборе, заимствованные у бога плодородия Мина (Коптос). Первоначально Амон - местный бог Фив . Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады , состоя в паре со своей женской ипостасью (Амаунет). Мифологическая проработка образа Амона скудна. Считалось, что его супругой является Мут , хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Усерет (что касается Амаунет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела). Сыном Амона и Мут являлся бог луны Хонсу . Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду . В связи со связью с Мином, к нему прилагался эпитет «Камутеф».

Амон-Ра
в иероглифах


Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Аменхотепе III и Рамсесе II.

После провала попытки фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона , приближённый к монотеизму , его преемники , Эйе и Хоремхеб реставрировали культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате, позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах (XX династия) и восшествию на престол Херихора , верховного жреца Амона .

Амон в Куше

В результате завоевания Египтом Нубии (Куша), верховное божество кушитов было окончательно отождествлено с Амоном во времена XVIII династии . Как результат, к I тысячелетию до н. э. культ Амона в этих бывших южных владениях Египта стал ещё более централизованным, чем в самом Верхнем Египте , где большую популярность приобретают Исида и Хор . Священным городом Амона в Нубии стала её первая столица Напата .

Получил имя от пастуха, воздвигнувшего храм в Ливии . По другому рассказу, Дионис в Индии (то есть Эфиопии) искал воду и не находил, из песка вышел баран и показал воду. Тогда Дионис попросил Зевса включить барана в число созвездий. Там, где нашлась вода, Дионис построил храм Зевса Амона

Оракул Амона вещал, что нужно отдать Андромеду на съедение чудовищу .

Известно, что оракула Амона, расположенного в оазисе Сива в ливийской пустыне, посетил отбивший Египет у персов Александр Великий , оракул назвал Александра сыном «Зевса-Аммона» , что придало ему убеждённости в собственной божественности.

Рационалистическая интерпретация

Эпонимы

Некоторые термины (эпонимы) в современных языках происходят от имени Амона, дошедшего посредством греческого языка в форме «Аммон».

В частности, это название вымерших головоногих аммонитов , спиралевидная форма ракушек которых напоминает бараньи рога, с которыми иногда изображался этот бог.

Другой пример - аммиак , название которого производится от латинского выражения sal ammoniacus («соль Амона»), так как неподалеку от храма Амона в ливийском оазисе Сива можно было добыть хлорид аммония . В жарком климате мочевина (NH 2) 2 CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных (в частности, караванных верблюдов, проходивших через оазис, который был важным пересечением торговых путей), разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова, обозначавшего людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь NH 4 Cl, который при нагревании испаряет аммиак.

Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения.
Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму.
Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская.
Все, что видел Пьер направо и налево, было так неопределенно, что ни левая, ни правая сторона поля не удовлетворяла вполне его представлению. Везде было не доле сражения, которое он ожидал видеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько ни разбирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить ваших войск от неприятельских.
«Надо спросить у знающего», – подумал он и обратился к офицеру, с любопытством смотревшему на его невоенную огромную фигуру.
– Позвольте спросить, – обратился Пьер к офицеру, – это какая деревня впереди?
– Бурдино или как? – сказал офицер, с вопросом обращаясь к своему товарищу.
– Бородино, – поправляя, отвечал другой.
Офицер, видимо, довольный случаем поговорить, подвинулся к Пьеру.
– Там наши? – спросил Пьер.
– Да, а вон подальше и французы, – сказал офицер. – Вон они, вон видны.
– Где? где? – спросил Пьер.
– Простым глазом видно. Да вот, вот! – Офицер показал рукой на дымы, видневшиеся влево за рекой, и на лице его показалось то строгое и серьезное выражение, которое Пьер видел на многих лицах, встречавшихся ему.
– Ах, это французы! А там?.. – Пьер показал влево на курган, около которого виднелись войска.
– Это наши.
– Ах, наши! А там?.. – Пьер показал на другой далекий курган с большим деревом, подле деревни, видневшейся в ущелье, у которой тоже дымились костры и чернелось что то.
– Это опять он, – сказал офицер. (Это был Шевардинский редут.) – Вчера было наше, а теперь его.
– Так как же наша позиция?
– Позиция? – сказал офицер с улыбкой удовольствия. – Я это могу рассказать вам ясно, потому что я почти все укрепления наши строил. Вот, видите ли, центр наш в Бородине, вот тут. – Он указал на деревню с белой церковью, бывшей впереди. – Тут переправа через Колочу. Вот тут, видите, где еще в низочке ряды скошенного сена лежат, вот тут и мост. Это наш центр. Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там Москва река, и там мы три редута построили очень сильные. Левый фланг… – и тут офицер остановился. – Видите ли, это трудно вам объяснить… Вчера левый фланг наш был вот там, в Шевардине, вон, видите, где дуб; а теперь мы отнесли назад левое крыло, теперь вон, вон – видите деревню и дым? – это Семеновское, да вот здесь, – он указал на курган Раевского. – Только вряд ли будет тут сраженье. Что он перевел сюда войска, это обман; он, верно, обойдет справа от Москвы. Ну, да где бы ни было, многих завтра не досчитаемся! – сказал офицер.
Старый унтер офицер, подошедший к офицеру во время его рассказа, молча ожидал конца речи своего начальника; но в этом месте он, очевидно, недовольный словами офицера, перебил его.
– За турами ехать надо, – сказал он строго.
Офицер как будто смутился, как будто он понял, что можно думать о том, сколь многих не досчитаются завтра, но не следует говорить об этом.
– Ну да, посылай третью роту опять, – поспешно сказал офицер.
– А вы кто же, не из докторов?
– Нет, я так, – отвечал Пьер. И Пьер пошел под гору опять мимо ополченцев.
– Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих.
– Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.
Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.

- (ìmn, букв. «сокрытый», «потаённый»), в египетской мифологии бог солнца. Центр культа А. Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное А. баран. Обычно А. изображали в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими … Энциклопедия мифологии

- (Аммон) (надежный, верный (см. Аминь)): 1) градоначальник Самарии во времена Ахава (3Цар 22:26; 2Пар 18:25); 2) сын и наследник иуд. царя Манассии (641 640 гг. до Р.Х.). Он вступил на престол 22 летним и царствовал всего 2 года, продолжая… … Библейская энциклопедия Брокгауза

В древнеегипетской мифологии бог покровитель г. Фивы, постепенно стал отождествляться с верховным богом Ра (Амон Ра) … Большой Энциклопедический словарь

Древнеегипетский бог плодородия, первоначально местный (в Фивах); позже бог света, уподобившийся богу солнца Ре (или Ра) и одинаково почитавшийся. Отсюда А. = Ре. С течением времени А. стал главным богом Египта. Культ А. «царя богов» процветал в… … Литературная энциклопедия

Ра Словарь русских синонимов. амон сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) ра (4) … Словарь синонимов

амоніт - 1 іменник чоловічого роду викопний молюск амоніт 2 іменник чоловічого роду вибухова речовина …

АМОН, в египетской мифологии бог солнца, покровитель города Фивы. Почитался в облике барана … Современная энциклопедия

- (м) скрытый Египетские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Библейское название египетского главного божества Озириса ипосвященного его культу города Фивы (Ифp. XLVI, 25; Авак. III, 8).Филологи стараются найти корень этого имени в египетском языке и виероглифах и приискивают ему различные значения, но… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

амоніяк - амоніак (безбарвний газ із різким запахом), сморідець, аміа[я]к … Словник синонімів української мови

амоніак - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Настольная игра "Амон-Ра" (8977) , . Фараоны живут и исчезают в безбрежном Ниле, дарующем свои блага земледельцам, и лишь пирамиды вечны. Каждый властитель хочет войти в историю и вкладывает деньги в наиболее удачные для…
  • Песнь великой любви Воин света Саломея Амон-Ра комплект из 3 книг , Амонашвили Ш.. Книга 1. Песнь Великой Любви. Амон-Ра. Легенда о камне.. Атмосфера книги известного ученого, педагога, писателя, академика Ш. А. Амонашвили отличается необыкновенной возвышенностью,…

"Не думай ни о чем, кроме развлечений, поскольку скоро настанет твой черед отправления в царство мертвых" (Джон М. Уайт, "Боги и люди Древнего Египта").

Боги Солнца

В язычестве прослеживается особый почет богам Солнца. Самые разные культуры возводили их на пьедестал, понимая уже в те далекие и темные времена, что без солнца нет жизни. Оно греет, знаменует начало нового дня, способствует росту урожая. Боги солнца считались верховными демиургами, праотцами всех богов. И Древний Египет отличался особым почтением к своим богам, особенно к Амон-Ра. Сегодня мы рассмотрим подробнее историю этого бога.

Бог Ра

В переводе с древнеегипетского Ра (иногда - Ре) означает «солнце». Начиная с 5-й династии фараонов, он начал особенно почитаться как верховный бог. Согласно легенде, изначально мир выглядел как необъятный океан, которым правил Нун. Он создал Ра, который сотворил мир, богов ветра, неба, земли. Ра приказал Шу (богу ветра) разделить небеса и землю на две части, тем самым сотворив мир таким, каким мы видим его сегодня. Слова Ра создали животных на земле и в воде, а из глаз божества вышли люди. Здесь прослеживается тонкая связь с христианством: "Вначале было слово".

Изначально Ра жил в образе человека среди людей. Однако однажды люди решили убить его, так как силы божества слабели, а их привлекали его серебряные кости и золотая плоть. Ра, узнав о коварстве людей, собрал всех созданных им богов и посоветовался с ними. Он попросил кровожадную богиню Сехмет спуститься на землю и убивать каждого, кого увидит. Но когда Египет утонул в реках крови, Ра сжалился и отозвал Сехмет. А чтобы она больше не убивала людей, превратил ее в богиню любви.

Тем не менее Ра, уставший от коварства людей и боли, все же покинул свою оболочку и вознесся на небо, отныне являясь людям только в божественном образе.

Каждую ночь Ра выходит на бой со змеем Апопом, который мечтает поглотить солнце и погрузить мир во тьму и хаос. И каждое утро он выходит победителем, когда в небе вновь появляется солнечный диск.

Ра в Египте изображается как фараон с головой сокола. Люди верили, что фараоны - это полубоги, поэтому в их именах всегда присутствовала частица «ра». Некоторые псевдокультуры и в настоящее время считают, что бог Ра живет в наших словах - радуга, радость, правда. Особенно это свойственно российским исследователям.

Легенда из будущего

Существует легенда, рассказывающая о боге Гебе, который пришел на смену Ра. Проведав, что где-то на Востоке Египта Ра спрятал свои сокровища в золотом ящике, Геб нашел его. А когда открыл, из ящика вырвалось пламя, которое обожгло Геба и убило всех присутствующих при его открывании. Многие исследователи были уверены, что речь шла об обычном генераторе электричества.

Амон

Изначально Амон, бог солнца, был покровителем города Фивы, где его считали верховным божеством. За пределами Фив его относили к гермопольской Огдоаде (восемь богов города Гермополя). Но со временем Амона начали почитать во всем Египте, что историки связывают с возросшим влиянием Фив.

Внимание! В демонологии Амон - имя одного из могущественных демонов.

Сам по себе бог Амон имеет достаточно скудно проработанный образ. Его жена, Мут, родила Хонсу - лунного бога. Саму Мут называли владыкой неба и изображалась она в двух ипостасях - в образе земной женщины и коровы. Сам бог Египта Амон также практически на всех изображениях предстает в облике мужчины.

В образе Амона и Ра прослеживается определенная схожесть - оба предстают в человеческих образах, в руках - скипетр (посох) и анкх (крест с петлей). Эти символы являются наиболее популярными и значимыми в Египте. Особенно интересным и загадочным по сей день символом является анкх - крест с петлей наверху.

Кроме этого, бог Амон также изображается с короной, увенчанной двумя симметричными перьями. Она имеет важное символическое значение. 2 пера на короне разделены вертикально, каждое поделено полосками на сегменты. Симметричные перья символизируют уравновешенность противоположностей, свойственную египтянам, - день и ночь, тьма и свет, Нижний и Верхний Египет и т. д. Число 7 (количество сегментов) является очень важной цифрой в Египте.

Когда же бог Амон достиг необходимой «величины», благодаря возросшему влиянию Фив, его соединили с Ра. Считалось, что Амон составляет с Птахом (покровителем искусства) и Ра единую триаду, как бы олицетворяя их обоих. Бог Амон-Ра отличался большей доброжелательностью, чем его половины по отдельности. Он всегда был готов протянуть руку помощи людям, за что его любили египтяне.

Бог всего сущего Амон-Ра

Амон-Ра, бог солнца, был известен и за пределами Египта, его оракулов слушали и почитали. Греки отождествляли божество с Зевсом. Именно оракул Амона провозгласил, что Андромеду нужно отдать на съедение чудовищу.

Священные символы этого божества - гусь и баран.

Жрицы Амона-Ра стали особенно влиятельны. Благодаря своим возможностям, они посадили на царский трон Хатшепсут - первую женщину-фараона в истории Египта.

Считалось, что фараон рождается от слияния царицы с мужем, в образе которого является бог. Таким образом, появляются имена фараонов с частицей «амон».

Любовь египтян к этому божеству вполне обоснована - если раньше попасть на небо к Ра могли лишь избранные, Амон-Ра уравнял всех, и богатых, и бедных. Хотя, конечно, он так же оставался покровителем фараонов и воспринимался народом как государственное божество. А вот Осириса, владыку загробного мира, любили все египтяне без исключения.

Несколько позже Амон-Ра начал почитаться как военный бог, который дарит успех в битвах. Причины этого, вероятно, кроются в экспансии Древнего Египта. В эти времена в храмах было сохранено множество сокровищ. Взятых в плен врагов египтяне лишали рук и фаллосов прямо в храмах, дабы восславить Амона-Ра (считалось, что эти части тела были основными символами божества).

Примечательно, что сами боги в Египте, которых насчитываются десятки, могли изображаться как в виде людей, так и в ипостаси животных.

Период кризиса

Однако с приходом к власти фараона Эхнатона все изменилось. Владыка, известный как религиозный реформатор, решил привести свой народ к единобожию (то есть восславить одного бога). Он построил великолепный белокаменный город Ахетатон, сделав его религиозной столицей. Новым верховным и единственным божеством провозгласил Амона, назвав его единым богом солнца.

Но это не привело к желаемым результатам. После того как фараоном стал приемник Эхнатона, культ бога Амон-Ра снова был возрожден.

Карнакский комплекс

По приказу правителей Египта, в честь Амон-Ра возводили множество роскошных храмов. Самые грандиозные из них были построены в Луксоре и Карнаке.

Храм Амон-Ра, построенный в Карнаке (Карнакский комплекс), вмещает в себя 80 000 человек и имеет площадь 260 000 кв. м. Это одно из самых известных строений, древних и впечатляющих своими масштабами, которые сохранились до наших дней. Его первые постройки датированы 28-м веком до нашей эры.

Заключение

Информация, представленная в этой статье, основана преимущественно на «Книге Мертвых» и книге «Тексты Пирамид». Первая представляет собой сборник магических обрядов, которые читались во время смерти царя с целью обеспечить ему загробную жизнь. Она создавалась на протяжении веков, потому являет собой некую смесь магии и нравственности, что прослеживается в текстах.

«Тексты пирамид» - еще один религиозно-заупокойный сборник, текстами которого покрывали стены пирамид. Здесь, как и в вышеописанной книге, можно найти заклинания, славословия, гимны, мифические формулы.