Орудие flak 18. Страшная «восемьдесят восьмая. История создания немецкой зенитной пушки FlaK18


Тактико-технические характеристики

Калибр, мм

37

Масса общая, кг

Длина общая, м

Масса снаряда, кг

0,64 (фугасного)

Угол вертикалого наведения, град.

-8°... +85°

Угол горизонтального наведения, град.

Начальная скорость снаряда, м/с

820

Максимально эффективный потолок, м

4800

Скорострельность, выст./мин

160 (очередями)

Когда в 1935 году 37-мм «Флак 18» была принята на вооружение, зенитка рассматривалась как оружие ПВО среднего калибра. Она была разработана концерном «Рейнметалл» в Швейцарии для того, чтобы обойти ограничения, налагаемые на Германию Версальским договором 1919 года. Какое-то время она была известна как SТ 10, или «Солотерн» S10-100. До поступления в войска у «Флак 18» было много серьезных проблем, но даже после их устранения ее не считали очень удачным оружием.

В первоначальном варианте пушка со станиной перемещались на тяжелом двухосном шасси, что сильно затягивало время размещения на позиции и ее смены. Более того, разворот станины производился медленно, а механизм самого орудия был так склонен к заклиниванию, что с этим мог справиться только хорошо тренированный, опытный расчет.
Несмотря на эти недостатки, «Флак 18» продолжала служить в годы войны. До 1939 года несколько орудий было поставлено Китаю.


В 1936 году «Флак 18» сошла с производства, и ее заменила новая 37-мм зенитка «Флак 36», которая использовала новые боеприпасы с одним, а не двумя ведущими поясками.
3начительно реконструированная станина могла перемещаться на одноосном шасси. «Флак 36» имела те же боевые характepиcтики, что и ее предшественница, но была более универсальной. После этого была выпущена только одна модификация, модель 37, имевшая сложную систему с часовым механизмом.
«Флак» 36 и 37 выпyскались большими партиями: к августу 1944 года только Люфтваффе имело 4211 единиц этих зениток. ВМС при меняли различные модели базового оружия на специальных корабельных опорных конструкциях, в том числе для подлодок. Имелись несколько типов импровизированных самоходных зенитных установок на грузовиках, на танковых и полугусеничных шасси. Штатное боевое расписание расчета включало семь человек, один из которых работал с портативным дальномером, но после 1944 года эта должность была упразднена. Боеприпасы подавались в казенник в виде связанныx в пачку шестизарядных магазинных кассетах.


После 1940 года зенитки «Флак» моделей 18, 36 и 37 стали штатным оружием ВС Германии против низколетящих самолетов; обычно они комплектовались в батареи по 9 или 12 орудий. Многие были размещены на вышках ПВО, обеспечивающих эффективную круговую защиту. Специальные поезда ПВО, курсирующие по Германии для отражения массированных налетов союзников, также оснащались зенитками «Флак 36» или «Флак 37» Производство зениток «Флак 36» и «Флак 37» не прекращалось до конца войны в трех главных промышленных центрах, но оно было достаточно сложным и дорогостоящим. В результате появилась «Флак 43».

88-мм стала самым знаменитым немецким зенитным орудием за всю историю Второй мировой войны. Отличная в борьбе с самолетами противника, 88-мм зенитная пушка великолепно могла вести бой и бронетехникой противника, причем до самого конца войны ее бронебойные снаряды могли пробивать броню почти всех танков союзников и СССР.

Работы по созданию пушки начались в середине 20-х годов и были закончены в 1928 году. Новая зенитная пушка получила наименование "88-мм зенитная пушка обр.18 - Flak-18". Новое средство ПВО начало поступать в моторизованные зенитные батареи вермахта в 1933, поэтому в официальном названии упоминалась дата 18, чтобы скрыть факт запрещенных Версальским договором разработок по созданию зенитных орудий.

88-мм пушка, имеющая затвор полуавтоматического типа, обеспечивающего экстракцию стреляной гильзы и возведение боевой пружины за счет энергии отдачи, имела скорострельность в 15-20 выстрелов в минуту. Конструкция лафета позволяла наводить орудие по вертикале в диапазоне от 5 до 85 градусов. Отдачу ствола лимитировал ограничитель. Для возврата орудия в исходное положение использовался накатник. Под стволом пушки в двух цилиндрах смонтированы пружинные компенсаторы, облегчающие вертикальную наводку орудия.

Необходимые для стрельбы по воздушным целям значения угла возвышения, поворота и установки взрывателя определялись прибором управления огнем и передавались к пушке на ламповый передаточный прибор через 108-жильный кабель. Эту же информацию можно было передать наводчику по телефону.

Для стрельбы использовались выстрелы патронного заряжения со снарядами различного назначения. Против самолетов использовались осколочные снаряды с дистанционным взрывателем. Начальная скорость такого снаряда составляла 820 м/сек, при весе снаряда 9 кг заряд взрывчатого вещества составлял 0,87 кг. Вертикальная дальность стрельбы этим снарядом достигала 10600 м.

Транспортировка пушки осуществлялась с помощью двухосного прицепа, задний мост которого имел сдвоенные колеса, а передний - одинарные.

Обобщив опыт использования зенитного орудия в Испании, было принято решение разработать для пушки бронебойные и кумулятивные снаряды. 88-мм зенитные пушки хорошо показали себя в борьбы с наземными целями, поэтому было принято решение оборудовать пушки щитовым прикрытием.

Модификациями Flak-18 стали Flak-36 и 37. Flak-36 имела упрощенный лафет, усовершенствованный ствол, что привело к уменьшению стоимости производства орудия. Эта модификация появилась в 1935 году. Все латунные детали были заменены стальными. Транспортировка орудия осуществлялась при помощи двух одинаковых одноосных тележек, так как передние и задние станины стали взаимозаменяемыми. Flak-37 имела усовершенствованную систему управления огнем. Эта модификация появилась годом позднее.Flak-18 производилась большими партиями. Летом 1944 года на вооружении вермахта, люфтваффе и ВМФ находилось около 10000 этих орудий

В 1942 году фирма "Рейнметалл-Борзиг" представила на испытания новую модификацию 88-мм зенитной пушки - Flak-41. Новое орудие имело скорострельность 22-25 выстрелов в минуту, а начальная скорость осколочного снаряда составляла до 1000 м/сек. После проведения ряда испытаний пушка была принята на вооружение под обозначением "88-мм зенитная пушка образца 41".

Пушка имела лафет шарнирного типа с четырьмя расположенными крестообразными станинами. Конструкция лафета обеспечивала ведение огня при угле возвышения вплоть до +90 градусов. В горизонтальной плоскости был возможен круговой обстрел. Пушка образца 41 имела бронированный щит для защиты от осколков и пуль.

Ствол пушки длиной 6,54 м состоит из кожуха, трубы и казенника. Полуавтоматический затвор снабжен гидропневматическим досылателем, позволившим повысить скорострельность пушки и облегчить работу расчета.

Для борьбы с воздушными целями каждой батарее придавался прибор управления артиллерийским зенитным огнем, который мгновенно вырабатывал необходимые установки для стрельбы. При стрельбе по воздушным целям использовались осколочные снаряды, а для борьбы с танками использовались бронебойные и подкалиберные снаряды. Бронебойный снаряд весом 10 кг с начальной скоростью 980 м/сек на расстоянии 100 м пробивал броню толщиной до 194 мм, а на расстоянии 1000 м - 159 мм броню, на расстоянии 2000 м - около 127 мм. Подкалиберный снаряд весом 7,5 кг с начальной скоростью 1125 м/сек с расстояния 100 пробивал броню толщиной 237 мм, с расстояния 1000 м пробивал броню толщиной 192 мм, с 2000 м -152 мм.

Транспортировка орудия на механической тяге с использованием двух одноосных тележек не обеспечивала достаточной маневренности как это было с Flak-36, поэтому велись работы по установки пушки на шасси танка "Пантера", но подобное самоходное зенитное орудие так и не было создано.

Flak-41 производилась небольшими партиями - к 1945 году на вооружении германской армии имелось только 279 Flak-41.

88-мм зенитные пушки показали себя хорошо не только в борьбе с воздушными целями, но и с наземными, поэтому эти орудия активно внедрялись в производстве танков и истребителей танков: "Тигр", "Насхорн", "Хорниссе", "Ягдпантера", "Элефант". Были разработаны также варианты установки Flak-18 на железнодорожной платформе и на удлиненном шасси автомобиля "Бюссинг" NAG 900.

Flak-16/36/37

Flak-41

В июле 1944 года на предприятии «Нибелунгенверке» в серийное производство запустили новую тяжёлую САУ, созданную на базе танка Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр»). В первую серию «ягдтигров» (так назвали новые САУ) вошли самоходки и с шасси конструкции доктора Эрвина Адерса (главного инженера компании «Хеншель и сын»), и с шасси, разработанным доктором Фердинандом Порше

В 1941 году бои на Восточном фронте выявили один факт, ставший весьма неприятным для вермахта. Оказалось, что уровень развития советской техники значительно превышал ожидаемый – особенно наглядно это проявилось при столкновении немецких войск с новейшими танками КВ и Т-34 , броню которых большинство штатных противотанковых средств пробивало с трудом. Настоящим спасением в борьбе с этими гигантами оказались 8,8-сантиметровые (в Германии калибр артиллерийских систем традиционно измеряется в сантиметрах) зенитные орудия FlaK 36 и другие их модификации – FlaK 37 и FlaK 18. Только бронебойные снаряды этих зениток, разгонявшиеся мощными пороховыми зарядами до начальной скорости 820 м/с, могли пробить 75-мм броню КВ или прошить 45-мм лоб «тридцатьчетвёрки». В немецких частях эти пушки называли «восемь-восемь» и старались перебрасывать их на самые танкоопасные участки фронта.

Конструкторы корпорации Круппа разработали FlaK 18 ещё в 1928 году, и первые прототипы собирались вне пределов Германии – на заводе шведской компании «Бофорс». Это было связано с ограничениями производства вооружений, наложенными на Германию после окончания Первой мировой войны . Заводы Круппа в Эссене приступили к самостоятельной сборке этих артсистем только в 1932 году.

Артиллеристы Африканского корпуса вермахта готовят к стрельбе 88-мм зенитную пушку FlaK 36, 1940–41 годы
Источник – waralbum.ru

В 1940 году конструкторы создали 88-мм орудие FlaK 36, которое снабдили колёсными тележками для быстрого перемещения, а также электроспуском и бронещитком для защиты расчёта от пуль и осколков при стрельбе по наземным целям. Фактически это орудие создавалось как универсальное средство борьбы против самолётов и танков противника.

Серьёзным недостатком 88-мм зениток стал их высокий поражаемый силуэт и значительная стоимость – плата за универсальность. Управление вооружений вермахта (далее – УСВ) потребовало от конструкторов создать на базе FlaK 36 более дешёвую противотанковую пушку, что и было осуществлено в конце 1942 года корпорацией Круппа.

Новая 88-мм пушка Pak 43 оказалась одной из лучших противотанковых артсистем времён Второй мировой войны (далее – ВМВ). Её ствол длиной в 71 калибр позволял разгонять бронебойные снаряды до скорости в 1000 м/с, а подкалиберные – до 1130 м/с. Благодаря этому Pak 43 с дистанции в два километра могла поразить практически любой советский танк.


Немецкие артиллеристы разворачивают 88-мм противотанковую пушку Pak 43
Источник – waralbum.ru

Основным недостатком этой противотанковой пушки была высокая масса – 4,4 тонны. Поэтому если расчёт орудия вступал в бой, то смена позиции или отступление становились серьёзной проблемой. Низкая мобильность столь удачной артсистемы не могла не привести конструкторов к идее её установки на бронированные шасси.

На первый немецкий серийный тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI «Тигр» установка орудия Pak 43 оказалась невозможной в силу значительных габаритов последнего. Поэтому бронированного «хищника» в 1942 году вооружили танковой пушкой KwK 36 такого же калибра (88 мм), но меньшей длины – всего 4,9 метра против 6,2. Естественно, баллистика этого орудия была хуже, чем у KwK 43 и StuK 43 (пушек, созданных на основе Pak 43 для установки, соответственно, на танки и САУ), однако её вполне хватало, чтобы подбивать советские КВ-1 и Т-34.

StuK 43 установили на тяжёлые противотанковые самоходные установки (или, как их называли в вермахте, – «ягдпанцеры») «Фердинанд» . В них переделали шасси танка «Тигр (П)» конструкции Фердинанда Порше, которые промышленность поторопилась изготовить по личному приказу Гитлера ещё до того, как УСВ приняло на вооружение «Тигр», сконструированный инженерами компании «Хеншель и сын». На заводе «Нибелунгенверке» в австрийском городе Санкт-Валентин над шасси надстроили бронированные рубки с чудовищным для того времени лобовым бронированием в 200 мм. В рубке разместили StuK 43, получив самоходку, которая стала одним из страшнейших противников советских войск в битве на Курской дуге. К счастью для советских танкистов, «фердинандов» немецкая промышленность выпустила мало – всего около 90 штук. Кроме того, ходовая часть этих САУ оказалась довольно ненадёжной, к тому же машины подводило отсутствие пулемётного вооружения, в результате чего самоходки становились беззащитными в случае ближнего боя против пехоты. Поэтому, несмотря на мощное бронирование и вооружение, значительное количество этих машин было потеряно в боях лета 1943 года.


САУ «Фердинанд» с 88-мм пушкой StuK 43 в бронетанковом музее в Кубинке
Источник – tankmuseum.ru

Опыт применения тяжёлых «ягдпанцеров» немецкие конструкторы учли, и в июле 1944 года на всё том же предприятии «Нибелунгенверке» в серийное производство запустили новую тяжёлую САУ, созданную на базе танка Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр»). Любопытно, что и в этот раз история с преждевременно изготовленными шасси для танков конструкции Порше повторилась, только теперь их собрали не 100 штук, а всего 7. В первую серию «ягдтигров» (так назвали новые САУ) вошли самоходки и с шасси конструкции доктора Эрвина Адерса (главного инженера и начальника отдела новых разработок компании «Хеншель и сын»), и с шасси, разработанным доктором Фердинандом Порше. Последующие машины выпускались уже только на шасси конструкции Адерса, но их, как и «фердинандов», собрали крайне мало. Общая численность произведённых «ягдтигров» оценивается приблизительно в 70–88 единиц, вес каждой из которых достигал 75,2 тонны – «ягдтигры» стали самыми тяжёлыми из всех серийных немецких бронированных машин. Для сравнения, масса «Королевского тигра» достигала 68 тонн, а современный немецкий танк «Леопард-ІІ» А5 весит 62 тонны.


Высокопоставленные представители вермахта и компании «Хеншель и сын» (Эрвин Адерс – в темном костюме справа), 5 сентября 1942 года
Источник – pokazuha.ru

«Ягдтигр» обладал стандартной немецкой компоновкой – впереди находилось отделение управления с установленной в нём трансмиссией, за ним – боевое отделение, располагавшееся в рубке и средней части корпуса. В корме разместили моторное отделение с V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения производства фирмы «Майбах» модели HL 230 P30. Рабочий объём силовой установки достигал 23 095 см³, и она развивала максимальную мощность в 700 л. с. при 3000 об/мин. Тем не менее, масса САУ для такого двигателя была слишком велика, поэтому по шоссе самоходка развивала скорость не более 38 км/ч, а на пересечённой местности – 17 км/ч.


Сборочный цех завода «Нибелунгенверке» с корпусами проходящих сборку «ягдтигров»
Источник – weaponscollection.com

Толщина верхнего лобового листа у рубки «Ягдтигра» достигала 250 мм, корпуса – 150 мм, нижнего броневого листа – 120 мм. Обе бронедетали корпуса располагались под углом 50°. Борта и корму самоходки немецкие конструкторы защитили 80-мм слоем стали, днище и крышу корпуса – 40-мм, крышу рубки – 45-мм. Интересно, что лобовые бронелисты рубки изготовили из брони ещё довоенного изготовления, которая была взята из запасов кригсмарине.

В 1944 году планировали собрать 150 «ягдтигров», но этим планам не суждено было сбыться. 16 октября 1944 года союзная авиация подвергла завод в Санкт-Валентине массированной бомбардировке, обрушив на него около 143 тонн бомб. Производство на предприятии частично восстановили, но выполнить государственный заказ в полном объёме оно уже не могло. Из ситуации пытались выйти, передав часть заказа компании «Ам Юнг Локомотивфабрик», расположенной в Юнгентале, но и там действия вражеской авиации сорвали все планы.


Вид цеха танкостроительного завода «Нибелунгенверке» после бомбардировки союзной авиацией 16 октября 1944 года. На переднем плане – повреждённые корпуса «ягдтигров»
Источник – waralbum.ru

Изначально все «ягдтигры» вооружались мощным 128-мм орудием Pak 80. Эта пушка была очень тяжёлой, поэтому её монтировали не в лобовом листе рубки (он просто не выдержал бы чрезмерной нагрузки), а на специально сконструированной тумбе, установленной на полу боевого отделения. Орудие обладало большим количеством недостатков – в частности, его отдача была настолько значительной, что вести огонь САУ могла только с места, в противном случае её ходовая часть рисковала выйти из строя. Если же на марше орудие не закрепляли на специальной стойке, то от покачиваний ствола механизм наведения мог как минимум разрегулироваться, а как максимум – выйти из строя. Но самым большим недостатком пушек Pak 80 в начале 1945 года стала их нехватка – на новые танковые шасси попросту нечего было устанавливать.


Моторный отсек «Ягдтигра»
Источник – scalemodels.ru

26 февраля 1945 года Гитлер издал приказ, согласно которому производство САУ «Ягдтигр» получило высочайший приоритет. Следующим приказом он потребовал передать заводу «Нибелунгенверке» все запасы 128-мм стволов. Туда же предписывалось отправлять и 128-мм буксируемые пушки Pak 44 на лафетах. В случае нехватки 128-мм артсистем предприятиям следовало использовать 88-мм танковые KwK 43/3 и StuK 43/3, устанавливаемые на «королевские тигры» и САУ «Ягдпантера», или даже противотанковые пушки Pak 43/3 L/71.

В марте 1945 года в Санкт-Валентине собрали всего три «ягдтигра», что было вызвано, прежде всего, нехваткой стволов. В апреле из семи произведённых САУ четыре машины с номерами шасси 305078, 305079, 305080 и 305081 вооружили 88-мм пушками. К 4 мая на заводе изготовили последние три машины с номерами шасси 305082, 305083 и 305084, для которых нашлись 128-мм орудия.


«Ягдтигр» с 128-мм орудием Pak 80 в походном положении
Источник – russkiytankist.3dn.ru

К этому времени на завод для получения новых машин прибыли танкисты двух подразделений – 1-й роты 653-го батальона тяжёлых истребителей танков (командир – лейтенант Ханс Книппенберг) и 501-го тяжёлого танкового батальона СС во главе с унтерштурмфюрером Вальдемаром Варнеке. Самоходчики потеряли свои машины в весенних боях на территории Германии и стран Бенилюкса (где силы 653-го батальона распылили на группы численностью по несколько машин каждая для поддержки пехотных подразделений), а 501-й батальон утратил практически всю свою материальную часть (в строю осталось всего четыре машины) во время неудачного мартовского наступления в районе озера Балатон.

Достоверной информации о том, какими пушками вооружались «ягдтигры», попавшие в то или иное подразделение, нет. Исследователь Эндрю Девей в своей книге «Jagdtiger Der stärkste König» утверждает, что эсэсовцам достались последние четыре машины, выпущенные на заводе и оснащённые 128-мм орудиями, а остальные машины, в том числе и 88-мм KwK43/3 «Ягдтигр», получили самоходчики 653-го батальона. Однако после сдачи Берлина 1 мая командование армейского батальона расформировало его, поэтому экипажи в соответствии с приказом взорвали свои машины и отправились по домам.

Танкистов-эсэсовцев такой исход войны не устраивал, а к Санкт-Валентину уже приближались советские войска, от которых ничего хорошего ожидать не приходилось, так как солдат СС красноармейцы в плен старались не брать. Поэтому экипажи оставшихся «ягдтигров» самостоятельно заправили свои машины, загрузили в них боезапас и двинулись на запад, чтобы прорваться к позициям союзников и сдаться там в плен. Две машины танкисты бросили по дороге из-за выхода из строя их ходовой части. Ещё одним «ягдтигром» они перегородили мост, чтобы затруднить проезд шедшим по пятам советским частям, и к американцам выехала единственная машина со всеми эсэсовскими экипажами на броне. Таким образом, ни одна 88-мм САУ «Ягдтигр» в боевых действиях участия не принимала.


Рисунок «Ягдтигра» 8,8 см Pak 43/3
Источник – world-of-tanks.eu

В 1996 году археологическое общество Simonides Military Archaelogy Group заявило о том, что его членами на территории Польши были обнаружены останки «Ягдтигра» с номером шасси 305081. Следов пушки поисковики не обнаружили, но в стандартной маске для 128-мм пушки Pak 80 они нашли специальный стальной вкладыш, использовавшийся для установки ствола меньшего диаметра. Никаких фотографий в подтверждение своих слов археологи-любители пока не предоставили.

, как каждый немецкий танк был «Тигром» для большинства солдат союзников, так каждая противотанковая пушка была «восемьдесят восьмой». Одна из знаменитых артустановок всех времен, 88-мм зенитная, определенно стала истребителем танков. Но в арсеналах вермахта это не единственное оружие, оно даже не было самым многочисленным.

Семейство 88-мм пушек FlaK . Расшифровка FlaK, сокращение немецкого Flugzeugabwehr-Kanone или Flugabwehr-Kanone (где K) обозначение зенитной пушки. Цифра за аббревиатурой указывает на год образца орудия, первоначально именовалась как FlaK 18, что было сделано для обхода ограничений Версальского договора.

88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая, на стволе четыре белые победные кольца

88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая фото , FlaK 18/36/37 затем новые и более мощные модели FlaK 41. Известное противникам как «восемьдесят восьмая» и как «ахт-ахт», орудие заслуживает почетного места в любом исследовании немецкого про­тивотанкового оружия. (Acht-Acht - игра слов «восемь-восемь» или «внимание-внимание».

В 1931 г 88-мм зенитную пушку FlaK 18 разрабо­тала в Швеции, команда инженеров «Круппа» совместно с «Бофорсом» втайне, чтобы скрыть нарушения положений Версальского договора. С 1932 года начинается серийное производство 88-мм пушки FlaK 18.

Зенитная пушка 88 мм FlaK 18 /36 фото

FlaK 18 был установлен на крестообразном лафете, что позволило вести огонь во всех направлениях. Автоматический выброс гильзы позволял производить около 20 выстрелов в минуту. Два боковых упора при транспортировке можно было быстро сложить. Для перевозки использовали два колесных шасси модель Sonderanhänger 201.

Подготовка зенитного орудия 88 мм к транспортировке фото

Зенитные пушки FlaK /36/37 использовали тележку Sonderanhänger 202, у которой была большая грузоподъемность, более высокая скорость транспортировки и самое главное она позволяла вести огонь прямо с тележки.

трейлер Sonderanhänger 202 от 88 мм немецкая зенитная пушка, позволял вести огонь прямо с тележки

Из за большого веса пушки стандартным тягачем стал полугусеничный sd kfz 7. Но проблема высокого силуэта 88-мм пушки, сравнимого с танком, так не была решена и в следующих модификациях.

88 мм Flak 36 поступила на вооружение в 1936 г, модернизирована в 1939 г названа Flak 37 фото

И зенитные пушки имеют много общих свойств - оба типа разрабатываются для стрельбы снарядами с высокими скоростями по прямой траектории. Дайте зенитной пушке правильный тип бронебойного cнаряда, и она станет вы­сокоэффективным истребителем танков. Однако к началу вой­ны единственной зенитной пушкой, о6орудованной для веде­ния огня по танкам, была немецкая FlaK 18 - классическая во­семьдесят восьмая.

фото немецкая пушка 88 мм на буксире тягача sd kfz 7

В Испании, раннюю модификацию «восемьдесят восьмой» мобилизовали на службу в пехоте. FlaK 18 доказала поразительную эффективность против легкобронированных машин того периода. В результате бронебойные снаряды стали стандартным боеприпасом всех немецких зенитных батарей.

88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая фото , впервые использованная против танков во время Гражданской войны в Испании. 88-мм зенитная была одним из самых грозных орудий для британских и американских войск в Северной Африке и Италии, а также наших и КВ. Ключ к пониманию успеха -восемь­десят восьмой, был в очень высокой скорости ее снарядов. Она могла по­разить большинство танков союзни­ков, даже стреляя фугасными снаря­дами, а с бронебойными она стано­вилась смертоносной.

Расчет немецкой пушки ведет огонь по советским войскам в районе Харькова справа видна тележка от Sonderanhänger 202 фото

Интересно, что немцы и , единственные, применявшая тяжелые универсаль­ные орудия . В большинстве армий участников Второй Мировой имелись подобные зенитные орудия, но они никогда не применялись для стрельбы по наземным целям.
Было несложно доказать свою полезность в первые годы Второй мировой войны, когда 88-мм зенитная пушка являлась единственным оружием, способным с легкостью остановить такие тяжелобронированные танки, как британская «Матильда», французский Char В и наш советский КВ-1. FlaK 18 поступила в эксплуатацию как улучшенные FlaK 36, 37 и 41, из них последняя - пушка новой разработки.

июль 1942 88-мм зенитная пушка Flak 18 стрельба прямой наводкой под Воронежем фото

Пушка, хотя и была зенитной, оказалась полезной, но далекой от совершенства в роли , поскольку была очень громоздкой, очень тяжело маскировалась; много времени уходило на ее подготовку к стрельбе. «Восемьдесят восьмая» могла в случае экстренной необходимости стрелять прямо со своей колесной повозки, но для получения максимальной точности ее опускали на лафет, для чего требовалось много времени.
88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая фото , несмотря на существование специальных противотанковых пушек, FlaK применялась против танков до конца войны. Ранние версии обеспечивали начальную скорость бронебой­ного снаряда 795 м/с, макси­мальную горизонтальную даль­ность 14 813 м. У FlaK 41 начальную скорость снаряда подняли до 1000 м/с, а макси­мальная дальность стрельбы - до 19 730 м. Хотя мы сейчас в основном говорим об использовании пушки 88 мм как противотанкового средства, не забываем, что основное предназначение пушек семейства FlaK 18 прежде всего борьба с воздушными целями. в чем она так же немало преуспела. Хотя неспособность немецкой промышленности к широкомасштабному производству пушек, не покрывала запросов войск на эти орудия. В среднем на уничтожение одной воздушной цели тратилось от 5 тыс до 8 тысяч выстрелов (!).

Система акустического наведения зенитной артиллерии фото

Системы акустического, а затем и радарного наведения позволили повысить эффективность применения зенитной артиллерии.

С появлением радиолокационных станций результативность стрельбы, особенно в ночное время значительно возросла

«88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая » послужи­ла основой для целого семейства и противотан­ковых пушек так же хорошо, как и проявила себя в своей перво­начальной роли как зенитной оружие.

88 мм зенитки так же устанавливались на десантные суда

Однако с ходом войны даже та­кое суперсовершенное оружие оказывается лицом к лицу перед вызовом новых целей. Тяжелые советские танки, такие как ИС-1 и ИС-2 (ИС -«Иосиф Сталин»), имели мощные, с большей броне-пробиваемостью пушки и еще более толстую броню, чем Т-34. Большая пушка была необходима, чтобы противостоять им, и в 1943 г. Фирмы «Крупп» и «Рейннметалл» начали работу над орудием двойного назначе­ния - 128-мм противотанковой и полевой.

Для облегчения изготовления ствол пушки РаК 43 комплектовался лафетом от 105-мм легкой полевой гаубицы FlaK 18 и колесами от 150-мм гаубицы SFH-18. Первая, по-настоящему противотанковая модификация поступила в эксплуатацию в конце 1943 г. В пушке РаК 43/41 использовался ствол и казенная часть от FlaK 41, она была более приспособлена для стрельбы по танкам и стреляла вновь разработанными типами снарядов.

немецкие противотанковые пушки pak 43 88 мм фото

Эти 88-мм противотанковые пушки монтировались на лафете 105-мм легкой полевой гаубицы с колесами от 150-мм гаубицы. При весе около 5 т, она тяжело наводилась, поэтому расчеты прозвали ее «амбарной дверью» (Scheunentor), но она имела более низкую лобовую проекцию, чем FlaK. Она сохранила все лучшее от ранних орудий. С успехом использовалась как на Восточном, так и на Западном фронтах. 88-мм пушка РаК 43, поступившая в эксплуатацию примерно в то же самое время, уступала в мобильности РаК 43/41 и монтировалась на модифицированную повозку от орудия FlaK, и, по-прежнему, для получения максимальной точности стрельбы колеса повозки снимались. Однако следует отметить, что пушка имела очень низкую лобовую проекцию - для окапывания ее нужен был окоп глубиной 1,5 м. В боях она доказала, что была одной из лучших , способной уничтожить любой танк союзников с дистанции более 2 км.
88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая фото . При ведении огня бронебойным снарядом с вольфрамовым сер­дечником от Pzgr 40/43 РаК 43 имела увеличенную до 1130 м/с начальную скорость снаряда, допустимая дальностъ стрельбы фугасным снарядом -17,5 км. Бронебойный снаряд пробивал 182-мм броню под уг­лом 30" с дистанции 500 м и 135 мм броню - с 2 км. РаК 44 ограниченно применя­лась до конца войны. Изготови­ли 51 пушку и установили на им­провизированном лафете, взя­том от французской 155-мм пушки. Стреляя снарядом от пушки Pzgr 43, пушка Pzgr 44 имела на­чальную скорость снаряда 1000 м/с и пробивала 230-мм бро­ню под углом 30° с дистанции 1 км.

Самоходная артиллерийская установка на базе flak-37, что интересно первоначально устанавливали flak-41 всего было изготовлено три экземпляра

К концу войны немецкие инженеры проби­ли границу традиционных пред­ставлений об артиллерийских кон­струкциях.

flak-18 на тягаче Sd.Kfz.9 так и не был запущен в производство

Они создали автоматы заряжания для 75-и 88-мм пушек, экспериментировали с инфракрас­ными прицелами, которые можно было использовать ночью.

Экспериментальная модель с зенитной пушкой 88 мм

Модернизация снарядов вклю­чала предложения по использова­нию стали и пластика при изго­товлении оболочек снарядов для экономии меди. Конечно же не все образцы дошли до серийного производства.

Зенитная пушка Flak 36

Полуавтоматические зенитные пушки крупного калибра (75-105 мм) были созданы в Германии еще в годы Первой мировой. Однако положения Версальского договора запрещали немцам иметь зенитную артиллерию и все орудия рейхсвера были уничтожены.

Работы по их созданию возобновились тайно во второй половине 20-х годов и велись немецкими конструкторами как в самой Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. При этом все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в эти годы, получали в обозначении число 18, то есть "образца 1918 года". В случае запросов правительств Англии или Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 году, во время Первой мировой войны. В целях конспирации и зенитные части вплоть до 1935 года носили название "подвижных батальонов" (Fahrabteilung).

Проектирование 88-мм зенитного орудия группа конструкторов фирмы "Крупп" начала в 1931 году в Швеции. Затем техническую документацию доставили в Эссен, где и были изготовлены первые образцы пушек. С 1933 года зенитки, получившие обозначение 8,8 cm Flak 18 (в Германии, как известно, калибры орудий измеряются в сантиметрах), начали поступать в войска.

Зенитная пушка Flak 36 из частного музея Жака Литтлефида, США

Ствол пушки состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Затвор - полуавтоматический горизонтальный, клиновой.

Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника. Длина отката переменная. Тормоз отката снабжался компенсатором.

Основание лафета представляло собой крестовину, у которой боковые станины при переводе в походное положение поднимались вверх, а основная продольная балка выполняла роль повозки. К основанию лафета крепилась тумба, на которой устанавливался вертлюг (верхний станок). Нижний конец штыря вертлюга заделывался в салазки горизонтирующего механизма. Подъемное и поворотное устройства имели по две скорости наведения. Уравновешивающий механизм был пружинным, тянущего типа.

Пушка перевозилась с помощью двух ходов (подкатных одноосных тележек) Sd.Anh.201, которые при переводе орудия из походного положения в боевое отсоединялись. Ходы невзаимозаменяемые: передний - с односкатными колесами, задний - с двухскатными.

В 1936 году на вооружение поступила модернизированная 88-мм пушка Flak 36. Изменения в основном затронули конструкцию ствола, получившего отъемную переднюю часть, что облегчало его изготовление. При этом внутреннее устройство и баллистика ствола остались такими же, как у Flak 18. Все латунные детали орудия заменили стальными, что позволило заметно уменьшить его стоимость. Подвергся модернизации и лафет - передняя и задняя станины его стали взаимозаменяемыми. Для буксировки пушки использовались два одинаковых хода Sd.Anh.202 с двухскатными колесами. Вносились и другие более мелкие изменения. В целом же оба орудия были конструктивно идентичными.

Спустя год появилась следующая модификация - Flak 37. У орудия улучшили систему индикации направления стрельбы, связанную кабелем с прибором управления огнем.
В качестве буксировщика зениток использовался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 фирмы "Краус-Маффей".


Тягач Sd.Kfz.7 с зенитной пушкой Flak 18

Боевое крещение 88-мм зенитки получили в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, куда они были отправлены в составе германского легиона "Кондор". По опыту этой войны орудия стали оснащаться щитом.

К 1 сентября 1939 года в зенитных частях люфтваффе насчитывалось 2459 орудий Flak 18 и Flak 36, которые состояли на вооружении как сил ПВО рейха, так и армейской ПВО. Причем именно в составе последней они отличились в наибольшей степени, и не только в стрельбе по самолетам. В ходе французской кампании выяснилось, что 37-мм немецкие противотанковые пушки абсолютно бессильны против брони большиства французских танков. Зато с этой задачей блестяще справились оставшиеся "безработными" (в воздухе безраздельно господствовала германская авиация) 88-мм зенитки. Еще большее значение этих орудий как противотанкового средства возросло в ходе боев в Северной Африке и на Восточном фронте.

Странное дело, но эти пушки не имели выдающихся боевых характеристик. Скажем, советская 85-мм зенитная пушка 52К ничем не уступала "немке", в том числе и по бронепробиваемости, но не стала такой знаменитой. В чем дело? Почему "aht-aht" ("восемь-восемь"), как называли эту пушку немецкие солдаты, заслужила такую славу и в вермахте, и в армиях стран антигитлеровской коалиции? Причина ее популярности кроется в неординарной тактике применения.

В то время как англичане, например, в Северной Африке ограничивали роль своих очень мощных 3,7-дюймовых зенитных орудий борьбой с авиацией, немцы использовали 88-мм пушки для стрельбы и по самолетам, и по танкам. В ноябре 1941 года во всем Африканском корпусе имелось только 35 пушек калибра 88 мм, но, двигаясь вместе с танками, эти орудия наносили огромные потери английским "матильдам" и "ва-лентайнам". На Восточном фронте 88-мм пушки также находились в боевых порядках танковых частей. Когда последние наталкивались на новые советские танки Т-34 и KB, в дело вступали зенитки. Подобная тактика применялась германскими войсками вплоть до конца войны. Естественно, что по мере насыщения войск новыми противотанковыми пушками значение 88-мм зениток как противотанкового средства постепенно уменьшалось. Тем не менее, к 1944 году 13 противотанковых артиллерийских частой были оснащены этими зенитными орудиями. По состоянию на август 1944 года в войсках находилось 10 930 орудий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО рейха.

Широко использовались эти пушки и в береговой артиллерии.

Как собственно зенитное орудие эта пушка исчерпала себя уже к началу Второй мировой войны. Поэтому в 1939 году фирма "Рейнметалл" начала проектирование новой зенитки с улучшенными баллистическими харак-теристками - Gerat 37. Когда в 1941 году был изготовлен первый опытный образец, название заменили на 8,8 cm Flak 41. В 1942 году 44 пушки отправили для испытаний в Северную Африку. Впрочем, половина из них оказалась на дне Средиземного моря вместе с доставлявшими их транспортами. Остальные все же прибыли в Тунис.

В ходе фронтовых испытаний выяснилось, что Flak 41 имеет множество мелких недостатков, устранить которые в короткие сроки было невозможно. Тем не менее, эта пушка с длиной ствола в 74 калибра, начальной скоростью осколочно-фугасной гранаты 1000 м/с и баллистическим потолком 14 700 м стала лучшим зенитным орудием среднего калибра периода Второй мировой войны. Выпуск зениток Flak 41 нарастал очень медленно, а их применение осложнялось невозможностью использовать боеприпасы от Flak 18/36. В феврале 1944-го в ПВО рейха имелось всего 279 единиц Flak 41.

88-мм зенитная пушка Flak 18:
1 - накатник; 2 - верхний станок; 3 - лоток досылателя; 4 - механизм вертикального наведения; 5 - механизм установки взрывателя; 6 - маховик горизонтирующего механизма; 7 - тумба; 8 - левый цилиндр уравновешивающего механизма; 9-кронштейн крепления ствола по-походному; 10 - сиденье наводчика; 11 - сиденье установщика взрывателя; 12 - индикатор установки взрывателя; 13 - индикатор вертикального наведения; 14 - индикатор горизонтального наведения; 15 - люлька; 16 - тормоз отката; 17 - правый цилиндр уравновешивающего механизма; 18 - механизм горизонтального наведения; 19 - механизм вертикального наведения; 20 - продольная балка лафета; 21 -зенитный прицел; 22 - левая откидная станина; 23 - правая откидная станина.

Источники информации

М.КНЯЗЕВ "ВОСЕМЬ-ВОСЕМЬ". "Моделист-конструктор" № 4, 2001