Основные принципы международного права. Принцип территориальной целостности государств

14. ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ

Данный принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Оба эти понятия близки по смыслу, однако их правовое содержание различно. Понятие территориальная неприкосновенность шире понятия территориальная целостность: несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности, притом что территориальная целостность государства не будет нарушена.

Назначение этого принципа в современном мире велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях – это защита территории государства от любых посягательств. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) и установлено, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения территории с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН». Сюда могут относиться любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности – транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 35. Изменение территориальной подсудности уголовного дела 1. Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:1) по ходатайству стороны – в случае удовлетворения в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса заявленного ею отвода всему составу

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 10. Территории муниципальных образований 1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

8. ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕЛА, ВХОДЯЩИЕ ВО ВНУТРЕННЮЮ КОМПЕТЕНЦИЮ ГОСУДАРСТВ Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность. Современное понимание принципа

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

9. ПРИНЦИП ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ СОТРУДНИЧАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

11. ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Статья 35. Изменение территориальной подсудности уголовного дела 1. Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:1) по ходатайству стороны - в случае удовлетворения в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса заявленного ею отвода всему составу

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

3.4 Типология государств Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее

Из книги Экзамен на адвоката автора

87. Принципы территориальной организации местного самоуправления Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

ГЛАВА VII. Укрепление конституционных институтов государственно-территориальной организации - главная гарантия от очередного «обустройства» и разделения России «В СССР имеются люди, которые готовы с большой охотой и без устали перекраивать края и области, внося этим

Из книги Кримінальне право України. Загальна частина. автора Вереша Роман Вікторович

Вопрос 177. Виды территориальной подсудности в гражданском процессе. В науке гражданского процессуального права выделяют следующие виды подсудности:1) общая (обычная) подсудность – подсудность, определяемая по месту жительства ответчика-гражданина либо по месту

Из книги автора

§ 1. Типология государств В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику

Из книги автора

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії Цей принцип означає, що покарання, яке застосовує суд до особи злочинця, має бути у межах закону, конкретним та індивідуальним з урахуванням тяжкості вчиненого

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В России действует ряд актов, ка­сающихся вопросов взаимодействия с другими государствами в контексте национальной безопасности и военных угроз.

К ним можно, в частности, отнести: Федеральный конституционный закон «О военном положении» 2002 года; федеральные законы «Об унич­тожении химического оружия» 1997 года, «Об обороне» 1996 года, «О госу­дарственной границе РФ» 1993 года, «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» 1997 года, «О военно-техниче­ском сотрудничестве Россииской Федерации с иностранными государст­вами» 1998 года, «О борьбе с терроризмом» 1998 года, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма» 2001 года, «О безопасности» 1992 года, «Об использовании атомной энергии» 1595 года; Концепцию националь­ной безопасности РФ (указы Президента 1997 и 2000 гт.) и др. Закон 1995 года «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по под­держанию мира и безопасности» предусматривает (ст. 11), например, что предоставление вооруженных контингентов Россией осуществляется на основании особого соглашения с Советом Безопасности ООН.

Для государств нет, пожалуй, ничего важнее их территории. Территория – это жизненное пространство населения, наций (народов), государства. Территория – это материальная основа существования государства, географическая среда обитания его населения и пространственный предел осуществления его публичной властью юридического верховенства. Это – ценность номер один в иерархии общественных ценностей и государственных интересов.

Назначение принципа – защита территории государства от любых посягательств.

Однако само наименование рассматриваемого принципа еще не установилось: в международных договорах и литературе в названии принципа указываются как оба элемента – неприкосновенность и целостность, так и каждый из них в отдельности.

Оба эти элемента близки по смыслу, однако их правовое содержание различно.

Территориальная неприкосновенность - это предохранение территории государства от любого посягательства извне; никто не должен покушаться на территорию государства с целью пол­ного или частичного ее занятия или оккупации, проникать в его наземное, подземное, морское или воздушное пространство против воли властей данного государства.

Территориальная целостность - это состояние единства и нераздельности территории государства; никто не должен поку­шаться на его территорию с целью полного или частичного на­рушения ее единства, незаконного расчленения, отделения, от­торжения, передачи или присоединения всей или части к тер­ритории другого государства.

Таким образом, понятие «территориальная неприкосновен­ность» шире понятия «территориальная целостность»: несанк­ционированное вторжение иностранною самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориаль­ной неприкосновенности при том, что территориальная цело­стность государства не будет нарушена.

Принцип территориальной целостности государств можно считать неким продолжением принципа неприменения силы.

В Уставе ООН (ст. 2, п. 4) говорится о том, что государства должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения «против территори­альной неприкосновенности» любого государства. Территориальная целост­ность - основа политической независимости, поэтому эти два понятия за­частую идут рядом.

Один из важнейших признаков и элементов государства - его территория. Поэтому ее неприкосновенность и целостность - главнейшие ценностные свойства государства, непременные условия его существования.

Назначение принципа - защита территории государства от посягательств.

Однако само наименование данного принципа еще не установилось, в международных актах и литературе в его названии указываются как оба элемента - неприкосновенность и целостность, так и каждый из них в отдельности. Оба эти элемента близки по смыслу, однако их правовое содержание различно.

Территориальная неприкосновенность - это предохранение территории государства от любого посягательства извне; никто не должен покушаться на территорию в целях полного или частичного ее занятия или оккупации, проникать в ее наземное, морское или воздушное пространство против воли данного государства.

Территориальная целостность - это состояние единства и нераздельности территории государства; никто не должен покушаться на его территорию в целях полного или частичного нарушения ее единства, расчленения, отделения, отторжения, передачи или присоединения всей или части к территории другого государства.

Анализируемый принцип - один из новейших принципов. Его формирование началось лишь в середине XX в. Ранее это было невозможно: до XX в. в условиях существовавшего тогда беспредельного господства права силы территория государств постоянно была объектом нападений, захватов, оккупации, насильственных разделов, обменов, продаж и аннексий. Так называемое классическое международное право, юридически признавая право на войну, тем самым летализовывало и сопровождаемые войной захваты и аннексии иностранных территорий. Поэтому веками каждое государство само обеспечивало свою территориальную безопасность.

В п. 4 ст 2 Устава ООН впервые были запрещены угроза силой или ее применение против территориальной неприкосновенности государств. В Декларации о принципах международного права при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава были отражены многие его элементы, хотя сам принцип еще отдельно не упоминался. Следующим этапом стал Заключительный акт СБСЕ 1975 г., в котором он выделен уже как самостоятельный принцип с конкретным содержанием. Согласно принципу государства взяли на себя следующие обязательства:

уважать территориальную целостность друг друга;

воздерживаться от любых лействий. несовместимых с Уставом ООН, против территориальной целостности или единства друг друга и от действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой:

воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер неправомерного применения силы или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления;

не признавать законной никакую оккупацию или приобретения такого рода.

Таким образом, речь идет о любых действиях против неприкосновенности или целостности территории. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения властей данного государства является нарушением неприкосновенности не только границ, но и территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природ-ные ресурсы - составные компоненты территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения властей государства также противоправны.

В современном мире значение данного принципа весьма велико с точки зрения обеспечения стабильности межгосударственных отношений и защиты суверенитета всех государств. Россия в соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции «обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Защита и обеспечение целостности и неприкосновенности территории от опасности нападения извне являются одной из важнейших функций Российского государства, как и любого государства мира.

Еще по теме § 5. Принцип территориальной неприкосновенности и целостности государств:

  1. § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
  2. ЦЕЛОСТНОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ МИРА. ПОДВИЖНОСТЬ, ИЗМЕНЧИВОСТЬ БЫТИЯ. ТРУДНОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ СВЯЗЕЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯВЛЕНИЙ, ЦЕЛОСТНОСТИ ПРЕДМЕТОВ, ИХ ДВИЖЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, РАЗВИТИЯ. «ПАРНЫЕ» ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
  3. § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление

Принципы МП - обязательные правила поведения наиболее общего характера, выводятся из конкретных норм. Они носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes - обязательства в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества

Существует 2 категории принципов: общепризнанные принципы МП (выражают главное содержание МП, являются критерием законности, основой права; все нормы должны соответствовать общепризнанным принципам, отклонение им недопустимо - jus cogens; как правило, содержатся в документах - например, Устав ООН) и общие принципы (присущи и МП, и внутреннему праву, принципы цивилизованных народов).

Все общепризнанные принципы МП неразрывно связаны друг с другом, не существуют изолированно друг от друга. Принципы взаимосвязаны и должны рассматриваться в свете других принципов. Это отражено в принятой ГА ООН Декларации о принципах МП , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г .). По своей природе Декларация носит рекомендательный характер, но она была принята без голосования, т.е. ее можно считать официальным толкованием основных принципов МП, данным ООН, против которого не возражал ни один из ее членов.

Хельсинкский Заключительный акт СБСЕ (1975 г.) начинается с Декларации 1970 г.

Кобщепризнанным принципам МП относятся: принцип суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип неприменения силы или угрозы силой; принцип мирного разрешения международных споров; принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип уважения прав человека; принцип добросовестного соблюдения взятых на себя международных обязательств (pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться); принцип сотрудничества государств.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств представляет собой обязательство каждого государства уважать территориальную целостность и неприкосновенность любого другого государства. Принцип территориальной целостности - недопустимость насильственного захвата территории другого государства, присоединения территории другого государства или расчленения (3 элемента ). В Уставе ООН он прямо не закреплен. В п.4 ст.2 Устава, посвященном принципам неприменения силы, указывается на недопустимость применения силы или угрозы ее применения, прежде всего, против территориальной неприкосновенности и политической независимости государств (в русском варианте - «территориальная неприкосновенность», в английском - территориальная целостность», поэтому в отечественной литературе этот принцип часто называют принципом территориальной целостности и неприкосновенности государств; понятие «территориальная неприкосновенность» - шире, например, несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности притом, что территориальная целостность государства не будет нарушена.). Под целостностью понимается юридическое единство территории государства, а не географическое: отдельные части территории государства могут быть физически не связанными друг с другом.

Наиболее полно этот принцип был закреплен в Заключительном акте СБСЕ 1975г. «Государства - участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств - участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника, и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства - участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Основные элементы этого принципа (по учебнику):

  • · Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения, т.е. не может быть аннексирована;
  • · Не может быть объектом военной оккупации в результате угрозы силой или ее применения.

Аннексия - насильственный захват территории другого государства и включение ее в состав той державы, которая захватила эту территорию + издание соответствующих юридических актов о ее включении.

Оккупация - временный захват территории другого государства во время вооруженных конфликтов, войны, при котором полагается сохранять законодательство страны, не затрагивать мирное население и т.д. (Гаагская Конвенция 1907 г.).

Территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, признаются неправомерными и недействительными.

Итак, принцип территориальной целостности государств - защита права государства на целостность и неприкосновенность его территории. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение - защита территории государства от любых посягательств.

Из принципа территориальной целостности вытекает принцип нерушимости государственных границ. Этот принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975г., в котором говорится, что «государства - участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Впервые принцип нерушимости границ получил отражение в Договоре СССР-ФРГ 1970г., в соответствии с которым стороны заявили, что не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было, и не будут выдвигать таких претензий в будущем и что рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе.

Т.о., основное содержание принципа нерушимости границ можно свети к трем элементам: 1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с МП; 2) отказ от каких-либо притязаний на данный момент или в будущем; 3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия.Принцип нерушимости границ , согласно Заключительному акту 1975г., действует только в отношениях государств - участников этого акта, т.е. европейских государств, а также США и Канады . Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего МП и действует на всех континентах , независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Принцип неприкосновенности границ состоит из 3 элементов: 1) запрет одностороннего изменения линии границы; 2) недопустимость перенесения пограничных знаков; 3) обязательство не допускать пересечения границ в иных местах. Принцип uti possidetis - «владей, чем владеешь».

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО”

“ ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СУЩНОСТЬ ”.

Выполнила:

Студентка 2 курса

522 группы

Заочного отделения

Юридического факультета

Капленко Марина

Введение………………………………………………………………..3 стр

1. Принцип территооиальной целостности. Его сущность………….4-7 стр

2. Ответственность за нарушение территориальной

целостности государства…………………………………………...8-11 стр

3. Норма территориальной целостности, как она

воплощена в международных документах

глобального характера……………………………………………12-14 стр

Заключение………………………………………………………...15-16 стр

Список литературы…………………………………………………...17 стр

Введение

В современных условиях «авторитетность» принципа территориальной целостности неопровержима, что доказывается его закреплением в конституциях большинства государств. На протяжении многих веков территория является основным признаком государства. Неизменность границ и целостность территории - залог стабильности как межгосударственных, так и внутригосударственных отношений. Агрессивные завоевательные войны и войны за независимость XX века подтолкнули мировое сообщество к осознанию территориальной целостности в качестве базового принципа и закреплению его на международном уровне и в национальном законодательстве.

Территориальные вопросы и в настоящее время относятся к числу наиболее острых проблем в системе отношений между государствами и внутри государств. Они непосредственно связаны с установлением суверенной власти государств в конкретном регионе мира или с сохранением независимости определенного народа, утверждением его геополитической и цивилизационной идентичности.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение принципа территориальной целостности государств, его характеристики и сущности; посмотреть ответственность за нарушение территориальной целостности государства,рассмотреть норму территориальной целостности и то как она воплощена в международных документах глобального характера.

1. Принцип территориальной целостности.Его сущность

Принцип территориальной целостности защищает право государства на целостность и неприкосновенность его территории (важнейшее средство обеспечения суверенитета государства).

Этот принцип появился в теории международного права с закреплением его в Уставе ООН в 1945 года. Следующим важнейшим документом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение м/н права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной» .

Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории (если это не связано с м/ни санкциями).

Данный принцип возник одновременно с образованием суверенных государств (развитие принципа запрещения силы и угрозы силой способствовало развитию принципа территориальной целостности, связывая незаконность применения силы с незаконностью последствий).

Данный принцип существует в обычно-правовой форме (косвенные подтверждения его существования и действия содержатся во многих политических договорах; подтверждение его существования - признание законности применения силы в случае посягательства на территорию государства).

Объект защиты принципа - отношения между государствами, связанные с защитой их права на принадлежащие им территории и их ресурсы (в качестве условной территории государства рассматриваются также военные базы, расположенные по договору на территории третьих государств, территории дипломатических и консульских представительств, военные и торговые морские и воздушные суда).

В случае нарушения принципа государства могут (применить принудительные меры, допускаемые МП; обратиться в ГА и СБ ООН, региональные организации; прибегнуть к индивидуальной самообороне).

Нарушение территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение м/н преступления (пример: раздел территории Германии на зоны и особый режим управления Западным Берлином после Второй мировой войны).

Обязанности государств в соответствии с данным принципом:

1) не должны посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на государственную территорию, ее части или естественные ресурсы;

2) должны воздерживаться от любых действий, которые могут прямо или косвенно нанести ущерб территории государства или ее части;

3) не должны оказывать помощь государству - нарушителю или его пособникам.

Принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления (делимитации, демаркации, ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.

Границы государства охраняются военной мощью государства, дипломатическим аппаратом, политическими союзническими договорами.

Под посягательством на государственные границы принято понимать односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе тем самым выразили международно-правовое признание или подтверждение существующих границ европейских государств.

Выделяют три основных элемента принципа нерушимости границ:

1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с м/н правом;

2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Данный принцип возник в связи с существованием суверенных государств в период разложения феодализма.

Данный принцип содержится в многосторонних и двусторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных политических организаций.

Права и обязанности государств, обусловленные данным принципом:

1) Права государств (требование абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы или угрозы силой; сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия ограничений по пересечению границы).

2) Обязанности государств (неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с МП границ, разделительных или демаркационных линий (включая линии примирения, рассматриваемые как временные границы), разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа) .

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или ее применения

Запрет применения или угрозы применения силы для решения международных проблем, в том числе для приращения (расширения границ) территории и для решения территориальных споров, устанавливается, как было указано, в Уставе ООН, Декларации принципов международного права и иных международно-правовых документах. Становление этого принципа непосредственно связано с разработкой концепции ответственности за агрессию, как наиболее опасное международное преступление, так как «в агрессии одного государства против другого с целью захвата его территорий наиболее ярко проявляется территориальный элемент конфликта, поскольку основной целью такой агрессии и является изменения территориального status quo».

«В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания, – отмечается в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г., - Вместе с тем, сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников». При этом основные внешние угрозы определяются доктриной как: территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации; ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств; создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников; нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане и др.

Норма об ответственности за агрессию помещена в главу о преступлениях против мира и безопасности человечества.

Примерный, неисчерпывающий перечень действий, квалифицируемых как агрессия приводится в резолюции 1314 Генеральной Ассамблеи ООН :

1. вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

2. бомбардировка вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

3. блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

4. нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, морские и воздушные флоты другого государства;

5. применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

6. действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

7. засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Как было отмечено, указанный перечень действий не является исчерпывающим и может быть расширен согласно положениям Устава ООН Советом Безопасности этой организации .

Приведенный список действий, с точки зрения содержания принципа территориальной целостности и неприкосновенности, содержит указание на нарушение нескольких его положений. Действия 1 – 4, 7 являются нарушением положения о запрете приобретения чужой территории посредством угрозы или применения силы; действие 5 – нарушает положение о запрете использования территории чужого государства без согласия ее территориального суверена. Эти действия могут совершаться государством – «непосредственным» агрессором как самостоятельно, так и при поддержке иных государств. Определенной спецификой обладает действие 6; оно возможно лишь при условии, что агрессивные действия совершаются как минимум двумя государствами: с одной стороны, государство, предоставившее свою территорию для агрессивных действий другого государства, нарушает положение о запрете использования своей территории таким образом, что в результате этого причиняется ущерб территориальной неприкосновенности другого государства; с дугой стороны, государство, использующее территорию другого государства для реализации своих агрессивных планов, может совершать в процессе такого использования действия 1- 4, 7 .

3. Норма территориальной целостности, как она воплощена в международных документах глобального характера

Ряд основных документов XIX и начала XX веков содержали ссылки на

норму территориальной целостности.

1. В Уставе Организации Объединенных Наций особенно актуальными являются следующие положения. Статья 2 предусматривает, что сама Организация основана «на принципе суверенного равенства всех ее Членов», а в статье 2 провозглашается, что «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства…». Этот последний принцип является, разумеется, одним из основополагающих принципов Организации Объединенных Наций.

2. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 года вновь подтверждает в своей преамбуле «принцип Устава Организации Объединенных Наций, согласно которому все государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства или каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций»

3. В статье 5 Декларации о праве на развитие, принятой Генеральной Ассамблеей 4 декабря 1986 года в ее резолюции 41/128, содержится призыв к государствам принимать решительные меры, направленные на ликвидацию «угроз национальному суверенитету, национальному единству и территориальной целостности». В пункте 3 Руководящих принципов в отношении оказания гуманитарной помощи, принятых в резолюции 46/182 Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1991 года, предусматривается, что «суверенитет, территориальная целостность и национальное единство государств должны полностью уважаться в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

4. В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 года, было подтверждено обязательство глав государств и правительств поддерживать, в частности, «все усилия, направленные на обеспечение суверенного равенства всех государств,уважения их территориальной целостности и политической независимости» .

Эта Декларация была вновь подтверждена в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года, в котором лидеры стран мира договорились «поддерживать все усилия, направленные на обеспечение суверенного равенства всех государств и уважения их территориальной целостности и политической независимости». Это положение Итогового документа Всемирного саммита было, в свою очередь, недвусмысленно подтверждено в Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций 2006 года27

5. Норма, касающаяся территориальной целостности, применяется, по сути дела, к защите международных границ независимых государств. Однако она также имеет отношение к защите временных - если они согласованы, - границ таких государств от применения силы. В Декларации 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений, предусмотрено: «Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линий перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам, или как нарушающее их временный характер».

Заключение

Обеспечение территориальной целостности государств является одной из актуальных проблем современности. История свидетельствует о многочисленных случаях распада государств на составные части, попытках отделения от государств части их территории.

Нарушение территориальной целостности может иметь формы распада государств на два или большее число государств, отделение от государства части его территории и образование самостоятельного государства, отделение от государства части его территории и присоединение ее к другому государству. Эти негативные последствия потери части территории государства принято считать нарушениями его территориального единства. Позитивные изменения, т.е. приращение части территории государства, на практике не рассматриваются как нарушение его территориальной целостности.
Субъектами нарушения территориальной целостности государства являются государства, противоправные действия которых могут выражаться в захвате и оккупации части территории другого государства, повлекшие присоединение оккупированной территории к своей территории (аннексия). Однако любые территориальные приобретения не следует считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.
Противоправные действия государства могут выражаться в создании условий в другом государстве путем осуществления политических, экономических, организационных и иных мер, которые могут привести к дестабилизации обстановки в государстве и его дальнейшему распаду.

Принцип территориальной целосности закреплен в ряде международных документов, таких как Устав Организации Объединенных наций, Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982, Декларация о праве на развитие, принятой Генеральной Ассамблеей 4 декабря 1986 года, Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 года и т.д.

Список литературы:

1. Международное публичное право: Учеб. / Под ред. Бекяшева К. А. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Проспект, 2008. - 635 с.

2. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2008;

3. Евинтов В. И. Международное сообщество и правопорядок: (Анализ современ. концепций) / АН УССР. Ин-т государства и права. - Киев: Наук. думка, 2007. - 127 с.

4. Кудряшов С.М. Новые тенденции развития права международной правосубъектности //Право и политика.-2009.-№ 8.

5. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2009;

6. Международное право: Учеб. / Под ред. Г. В. Игнатенко. М.: Высшая школа, 2007.

7. Международное право в документах: Учеб. пособие для студентов высш. юрид. учеб. заведений / Сост. сб. Блатова Н. Т., Мелков Г.М. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦУПЛ, 2006. - 822 с.

8. Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2003;

9. Международное право: Учебник. М.: Международные отношения, 2007

10. Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. Полутом 1 / Пер. с 6-го англ. изд., доп. Г. Лаутерлахтом; Под ред. и с предисловием С.Б. Крылова. - М.: Государственное издательство иностранной литературы, 2007. - 408 с.

12. www.wikipedia.ru


Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2009

Международное право в документах: Учеб. пособие для студентов высш. юрид. учеб. заведений / Сост. сб. Блатова Н. Т., Мелков Г.М. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦУПЛ, 2006. - 822 с

Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2003

Международное публичное право: Учеб. / Под ред. Бекяшева К. А. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Проспект, 2008. - 635 с.

Международное право: Учеб. / Под ред. Г. В. Игнатенко. М.: Высшая школа, 2007

Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2008