Отчет: Водный поход по Северному Забайкалью со сплавом по рекам Ципикан, Ципа, Витим. • Сплав по рекам Кыджимит и Витим в республике Бурятия Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Сплав по р. Витим

Район сплава -Забайкалье

Нитка маршрута : Екатеринбург-Чита- п. Романовка - сплав по Витиму- БАМ (мост через Витим)- Таксимо- Екатеринбург.

Сплав средства - 3 катамарана 4-ки + 2 мотора Tohatsu 3,5 и Mercury 3,3.

Сроки чистого сплава 31.07.2014 по 14.08.2014

Заброска

От Читы до п. Романовка добирались на заказанном микроавтобусе. Дорога по большей части грунтовка, но в хорошем состоянии. Продукты и бензин были куплены в Чите заранее. По дороге за 50 км. До Романовки заготовили жерди для катамаранов. Стапель организовали ниже Романовки на 2 км. здесь (53°14"52.19"С 112°48"32.65"В). Берег крутоват но есть спуск к воде. Дров для постройки катамарана близко нет, можно только вернуться назад 1 км (есть береза). Но, нам хватило заготовленных.

Предисловие

Сплав длинный в наши сроки 2 недели без моторов пройти было бы сложно. В первые дни два дня проходили около 50 км при норме 60. уровень воды не большой много перекатов и мелей часто глушим моторы. Потом втянулись, шли с превышением нормы, максимально за день прошли 92 км. На второй половине сплава прошел дождь, вода в реке начала прибывать. В устье р. Колар за ночь после дождя вода поднялась более чем на метр и поднималась два следующих дня (предполагаю, что полный подъем воды за двое суток составил около 3-х метров. В предпоследний день при максимальном уровне воды по реке несет много деревьев. Скорость реки 10….20 км/ч. Все шиверы залиты водой волнение минимальное. За последнюю ночь 6 км от БАМа вода упала более чем на 2 метра.

Для нашей группы пройти Витим за 2 недели было невозможно. На сплаве были использованы 2 двигателя MERCURY 3,3 M и TOHATSU M 3.5 B2 двигатели близнецы и братья. До похода у меркурии была наработка более 100 часов, Дохатсу до конца не прошел обкатку. Винты были 2-х типов с шагом 6 и 7 дюймов. Перед сплавом изучал тему с винтами и все советовали ставить винты с 7 шагом. На сплаве попробовали и те и другие сравнивая скорость, расстояние, потребление топлива, на разных участках реки с разными винтами. Шли кроме первых двух дней сцепкой из 3-х катамаранов. По результатам сплава выкладка получается примерно такая:
-7 шаг винта, проходимое расстояние на 1-й полной заправке (1,4 литра) 20…24 км
(на 1/3 газа более смысла нет) скорость 7,5….9 км/ч.
-6 шаг винта, проходимое расстояние на 1-й полной заправке (1,4 литра) 18…21 км
газа добавляли чуть больше (на слух) скорость 8,5…..11 км/ч.
Из сравнительных результатов видно, что с 6-м шагом скорость несколько больше и движок работает на слух приятнее, хотя топливу расход больше.
В первые 2 для когда шли в формате 2-х спаренных катов с мотором и одного ката с мотором, последний хоть и имел большую скорость, но оторваться на большое расстояние в течении часа не мог. Следовательно рекомендуемая (знатоками) установка 7 шага винта сомнительна. Кстати у TOHATSU M 3.5 B2 по умолчанию идет 7 шаг винта, у MERCURY 3,3 M по умолчанию идет 6 шаг винта. На будущее есть задумка попробовать винт с шагом 5 дюймов для тяжело загруженного катамарана.
На весь сплав в Чите было куплено 120 литров по 60 литров на мотор. На выходе осталось 12…18 литров. Может быть если в последние 4 дня вода так сильно не поднялась бензин ушел бы весь.
Показали движки себя хорошо, за все время срезали всего одну шпонку.

Рыбалка на такой реке могла быть и лучше. С рыбой были всегда, в первые 3 дня ловили только щуку и окуня, дальше пошел ленок. Ловили только на спиннинг, как с берега на стоянках, так и с катамарана на ходу (на перекатах). В последние дни при подъеме воды рыбалки не было никакой. Трофейных рыб не взяли. Самый большой ленок 1.4 кг, щука 4.5 кг.

Выброска

Утром встали как всегда вышли в 10-00 прошли на катах 6 км. По совету местного встали с лева там кде начинаются первые дома по совету местного. День был жаркий по этому удалось просушить все снаряжение. Выбирались до ст. Таксимо на рабочем поезде поезд должен был придти в 19-20 по бурятскому времени, а пришел в 19-00 и поехал как только мы загрузились. В Таксимо не нашли ни квартиры ни гостиницы где бы можно было переночевать т.к. наш поезд был только утром. Из удобств только туалет и душ. Пришлось ночь коротать в зале ожидания. Поезд Нерюнгри -Домой пришел без опоздания, и опять 3 суток изматывающей дороги.

График прохождения маршрута

Пройденное расстояние

Стоянка по GPS

От стапеля прошли 15,6 км

Прошли 44 км

Прошли 62 км

Прошли 63 км встали через 4 км от Поселка

Прошли 66 км

Прошли 72 км

Прошли 67 км

Пошли 92 км

Прошли 55 км

Прошли 54 км встали в устье р. Колар

Прошли 32 км

Прошли 56 км

Прошли 50 км встали у ручья Ралокушеровский

Прошли 6 км Встали перед мостом у лодок

Сплав по реке Витим (Угрюм – река )

14 дней (водный маршрут) на катамаранах. 3 категория сложности. Протяжённость 750км

Маршрут № 1

Включает участок реки от с. Романовка, до поселка Витим. (БАМ)

Маршрут проходит по малонаселённому таёжному району. На всём протяжении маршрута, часто встречаются пороги и шиверы (в среднем на 3 км. порог или шивера)

1 день. Автобусное путешествие из Читы, в пос. Романовку (150 км.). Размещение в палатках.

2 день. Знакомство с окрестностями. Выход на реку на катамаранах в 14 часов. Ночёвка в 20 км от Романовки, у боковой речки Апхарок. Желающие могут порыбачить на спиннинг (ленок, хариус, окунь…)

3 день. В течении дня прохождение нескольких порогов. В конце дня стоянка около речки Конда.

4 день. Прохождение участка реки до «Церкви». Так называется скала, которая стоит посередине русла реки Витим. Стоянка на ночь у «Церкви». Рядом стоянка древнего человека. В устье реки Юмурчен, можно порыбачить спиннингом.

5 день. В конце дня, группа становится на ночёвку в селе Красный Яр.

6 день. Весь день не одного населённого пункта. Ночёвка у зимовья Пнёва.

7 день. Прохождение участка реки до боковой речки Берея.

8 день . После обеда, стоянка в устье реки Каренга. Полуднёвка. Желающие могут сходить в посёлок (3 км.) и послушать трагическую историю про девушку Галину.

9 день. Прохождение участка реки до речки Делингдэ

10 день. Весь день таёжные красоты. Ночёвка на метеостанции Калакан.(туристическая походная баня с купанием в Витиме).

11 день. После прохождения реки Цыпа, течение усиливается. Сразу за Цыпой стоянка на ночь.

12 день. К концу дня остановка у подножия Шаман-горы.

13 день. Подъём на Шаман-гору. С горы, хорошо просматриваются таёжные просторы и извилистый Витим. После обеда, продолжение маршрута по Витиму. В конце дня, пос. Витим (БАМ).

14 день. Отъезд на электричке на станцию Таксимо.

На маршрут р.Витим допускаются дети с 14 лет только со взрослыми близкими родственниками, несущими за них полную ответственность.

Ежедневные палаточные лагеря разбиваются силами туристов. На маршруте туристы ночуют в палатках – четырёхместных. Доплата за одноместное размещение 3000 рублей за весь тур. Питание на маршруте трёхразовое горячее. В приготовлении пищи принимают участие все туристы в порядке очереди (возможно освобождение от приготовления пищи за отдельную плату). Сбор дров входит в обязанности туристов... Возможен вариант освобождения от гребли на весь маршрут.

Сборка и разборка катамаранов, перенос снаряжения от поезда до реки и обратно, входит в обязанности туристов до прибытия на конечную станцию (домой). Возможно освобождение от сборки и разборки катамаранов, переноса вещей за отдельную плату (3000 руб . с человека).

Стоимость тура на одного человека (эконом): 35000 руб. + дорога и питание.

В стоимость тура входит: прокат средств сплава — катамараны, группового и личного снаряжения (палатки, спальные мешки, коврики пенаполеуритановые, тент, гермомешки, спасжилеты, кухонный инвентарь, костровое оборудование, аптечка, рем. набор), услуги инструктора

Река Ципа - левый приток Витима, рождается в горном узле на стыке Икатского и Южно-Муйского хребтов в непосредственной близости от истоков р.Баргузин. Это самый крупный приток Витима (685 км ).

Всю Ципу можно разделить на три совершенно различных участка:

  1. от истоков до выхода в Баунтовскую котловину - 170 км (Верхняя Ципа или Ципикан),
  2. котловинный (Нижняя Ципа) - 235 км ,
  3. от зимовья Ую до впадения в Витим (Ципа) - 280 км , где река пересекает высокогорную зону Станового хребта.

Нижняя Ципа от поселка Баунт до метеостанции Ую

Протяженность 220 км

Ниже оз. Баунт река течет в котловине, ширина реки достигает местами 250-300 м. Скорость течения 2-3 км/ч. По берегам много озер и болот, однако место для стоянки можно найти всегда. Иногда на реке встречаются участки с повышенным уклоном, где скорость течения несколько увеличивается. По всей реке хорошо ловится на блесну щука и окунь, особенно в местах впадения притоков и на выходе из стариц. Сплав затяжной и неинтересен. Препятствий на реке нет, кроме редких коротких перекатов. Единственное интересное место - зона горячих источников в месте впадения р. Шурында, 150 м выше ее устья. Речка делает петлю, напоминающую кратер, в нескольких местах которого бьют горячие источники. Речка мелкая, и смешивая ее воду и источников можно получить вполне удовлетворительную температуру. Вокруг могучий сосновый бор и нет ни одной лиственницы. На полянах остались следы заброшенного поселка. Важно не пропустить это место. Ориентиром является километровый яр на правом берегу, после которого открывается и сам сосновый бор. Перед ним 30-метровая просека. На левом берегу низина и выход из старицы. Столь высокой плотности сосны больше нет нигде на реке. В заводи перед бором и в самой Ципе в этом месте на блесну отлично ловится крупная щука и, возможно, ленок - отмечены сходы очень крупной рыбы.

Следут отметить красивое и рыбное место на правом берегу р. Нижняя Ципа напротив устья р. Вековье (30 км до мс Ую).

Ципа от метеостанции Ую до порога 119

Протяженность 133 км

Это самый интересный и технически сложный участок на маршруте.

В районе зимовья Ую река неожиданно поворачивает на 90° на юг. В Ую находятся гидропост и метеостанция, здесь проводятся круглогодичные гидрометеорологические наблюдения. Ую - последний населенный пункт на Ципе до ее впадения в Витим. Здесь же расположена база геологов. Не исключена возможность договориться со сторожем о приобретении хлеба, крупы, истопить баньку.

Ниже зимовья Ую река Ципа еще около 5 км спокойно течет, направляясь прямо в горы, окружающие котловину. Река делает несколько крутых поворотов и входит в горы. Первые 12 км от зимнего гидроствора метеостанции до устья Талакита (левый приток, на 264 км) поверхность реки относительно спокойна. Здесь идут шиверы. В устье Талакита на относительно высоком берегу брошенная база геологов. До этого места летом спускаются на моторных лодках рыбаки, дальше они заходить не рискуют. В реке Талакит отлично ловится ленок.

Ниже устья Талакита первоначально Ципа разбивается на несколько проток, далее долина приобретает вид узкого, глубокого извилистого ущелья, прорезающего высокогорную часть района. При этом река превращается в бурный поток. Ширина реки 50-100 м, средняя скорость течения 10 км/ч, в порогах и шиверах 18-20 км/ч, а при высокой воде на отдельных порогах до 30 км/ч. При средней воде глубины колеблются от 0,5 м на перекатах до 5-6 м в ямах и под порогами. Линия продольного профиля дна очень крута и сильно изломана. Удельные падения достигают 15 м/км. У мест перегиба сосредоточены все естественные препятствия на реке - пороги, шиверы, перекаты.

На участке от устья реки Талакит до устья реки Кадырин (левый приток), протяженностью 115 км сосредоточено 117 порогов, шивер, перекатов, причем необходимо отметить, что при высокой воде почти все перекаты превращаются в мощные шиверы. Длина порогов и шивер колеблется от несколько десятков до несколько сотен метров. Полное падение на участке составляет 400 м, что дает средний уклон около 3,5 м/км. На особо мощных каскадах порогов и шивер суммарное падение достигает 8-10 м/км.

Все естественные препятствия на реке с известным приближением можно разделить на три основные группы.

  • К первой относятся пороги и шиверы, имеющие удельное падение более 7 м/км, с крупноглыбовом строением дна у берегов реки, большим количеством камней в русле. Эти пороги и шиверы опасны, в основном, из-за высоких валов (в среднюю воду - 2,5-3 м, в высокую - до 4-5 м).
  • Вторую группу составляют пороги и шиверы с удельным падением от 3 до 7 м/км. На них много затопленных и полузатопленных камней, которые делают прохождение технически более сложным.
  • В третью группу входят шиверы и перекаты с удельным падением до 3 м/км. В среднюю воду на них основная трудность - определение правильной линии движения среди камней, а в высокую воду - еще и довольно высокий вал .

Ципа от ручья Кодырин до впадения в реку Витим

Протяженность 149 км

В 1 км ниже порога 119 река Ципа становится более спокойной по сравнению с предыдущим участком. Здесь на расстоянии 149 км разбросано 56 естественных препятствий: шиверы и перекаты. При высокой воде многие шиверы и перекаты очень мощные, с высоким стоячим валом. В Витим река Ципа впадает спокойным мощным потоком. Стрелка образована высоким утюгообразным скальным утесом на правом берегу Ципы.

Витим от устья Ципы до поселка Витим

Протяженность 127 км

На участке от устья Ципы до поселка Бамбуйка река Витим крупных естественных препятствий не имеет. Встречается несколько перекатов с довольно высокими валами. Ниже поселка Бамбуйка Витим образует ряд сильных именных шивер с высоким валом. Общее падение реки на этом участке составляет около 100 м, со средним падением 1 м/км. У поселка Витим река выходит из гор в Муйскую котловину. Средняя скорость на участке составляет 8 км/ч.

Лоция реки Ципа

Продольный профиль реки Ципа на участке мс Ую - устье

(по материалам отчета А.Огаркова)

1. Шивера в 1 км ниже зимнего гидроствора метеостанции. Валы до 1,5 м. Русло чистое. Проходится сходу по середине.

2. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

3. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

4. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

5. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

6. Шивера, вал до 1 м. В высокую воду острова практически затоплены, проход сходу по главной струе.

7. Шивера перед впадением справа реки М.Алинда. Вал до 1,5 м. Проход сходу по центру.

8. Шивера, вал до 0,8 м. Проход сходу по центру.

9. Шивера, вал до 0,8 м. Проход сходу по центру.

10. Мощная шивера. На левом берегу в лесу видны остатки срубов. Необходимо пристать к левому берегу возле срубов для просмотра шиверы. Шивера начинается мощным сливом. По центру валы до 2-2,5 м.

11. Мощный порог. Необходимо просмотреть. В лоциях на среднюю воду рекомендуют просмотр порога делать по левому берегу, при высокой воде просмотр лучше делать по правому берегу (см. Рис 1 ). Порог начинается на правом повороте реки. На входе ряд мощных бочек, валы от 1,5 м на входе до 3-4 м в середине порога. У левого берега большая бочка, затем идет ряд высоких валов, которые достигают своей кульминации после правого поворота. Затем у левого поворота еще ряд бочек и масса высоких валов с постепенно затихающей амплитудой на выходе из порога.

12. Мощный порог. В пороге в шахматном порядке расположен ряд бочек и валы высотой до 1,5 м. Вход в порог по центру, а затем постепенно следует смещаться к левому берегу (см. Рис 2 ).


Рис. 1. Порог 11 Рис. 2. Порог 12

13. Мощная шивера. На входе слева гряда подводных камней. Ниже её поток собирается в мощную струю. Вход в шиверу в правой трети русла, а затем уходить ближе к центру. Валы на выходе до 2 м.

14. Мощная шивера. Входить в шиверу под левым берегом, а затем уходить в центр. Через 250 м шивера 15.

15. Шивера, валы до 1,5 м. Проход сходу по центру.

16. Шивера сразу же после устья реки Б.Алинда. Возле берегов валуны, скрытые глубоко под водой. По центру валы до 2 м высотой. Проход по центру.

17. Мощная шивера . Проход ближе к правому берегу.

18. Мощная шивера, 300 м. Поток идет в длинном скальном коридоре. На выходе скалы несколько выше и вдаются в реку. Здесь поток собирается в единый слив с валами до 3 м. Вход в шиверу ближе к левому берегу, затем прход по левому краю струи и на выходе резко уходить влево, пересекая струю и уходя от стояков на выходе из шиверы. Шиверу 18 перед прохождением лучше просмотреть.

19. Мощный порог , 200 м, на правом повороте реки. Правый берег крутой. Реку поднимает мощная гряда камней с левого берега. На входе у левого берега ряд бочек. Слив смешен вправо. Валы ниже слива до 2 м (Рис. 3).

20. Мощная шивера . Много камней. Вал до 2 м. Вход по центру, затем между валами к правому берегу.

21. Мощная шивера на правом повороте реки. Проход по центру.

22. Мощная шивера . Проход по центру.

23. Мощная шивера. Валы до 2 м. Проход по центру.

24. Мощная шивера. Проход ближе к левому берегу.

25. Порог. По центру валы до 3 м (Рис. 4).

Рис. 3. Порог 19 Рис. 4. Порог 25

26. Мощный порог . Ширина около 70 м. Слева в 2/3 русла три подводных камня, за которыми мощные бочки. У левого берега обилие камней, скрытых валами. Основной слив под правым берегом. Валы 2-2,5 м.

27. Мощная шивера. Много подводных камней, вход под левым берегом, а затем резко уйти в центр.

28. Шивера. Проход по правой стороне основной струи.

29. Небольшой порог на правом повороте реки. Чистый слив, валы до 2,5 м. Проход по центру.

30. Шивера. Проход у левого берега.

31 - 33. Шиверы, проход по центру.

34. Шивера. Проход по центру. Справа впадает ручей Мраморный.

35. Мощная шивера. Проход по центру.

36. Мощная шивера. Проход по центру.

37 - 44. Шиверы. Проход по центру. На всех этих шиверах линия движения хорошо просматривается с воды. При высокой воде шиверы практически сливаются и проходятся за один прием.

45. Мощная шивера на левом повороте реки, валы до 2,5 м.

46. Мощная шивера сразу же шиверой 45. Шивера осложнена бочками. Шиверы 45 и 46 проходятся за один прием по центральной струе. Перед прохождением шиверы желательно просмотреть. Просмотр по левому берегу.

47. Короткий мощный порог , 100 м. У левого берега две бочки - одна за другой. Одна бочка у правого берега, валы в пороге до 2,5 м. За треугольником слива - косая бочка. Просмотр порога по левому берегу.

Рис. 5. Порог 26 Рис. 6. Порог 47

48. Порог. Хаотическое нагромождение валов, бочек. Валы до 2,5 м. Проход ближе к правому берегу. Просмотр по левому берегу.

49. Мощнейший порог, 300 м. Порог идет после правого поворота реки. Ширина около 150 м. Правый берег скалистый, крутой, левый - крупнокаменистая россыпь. Просмотр лучше делать по левому берегу. В пороге большое падение воды. Основная масса воды проходит под правым берегом. На протяжении всех 300 м огромные бочки, валы, сливы с подводных камней. В нагромождении валов и бочек не просматривается никакой системы, валы до 4 м.

50 - 51. Простые шиверы с валами до 1 м. Проход по центру.

52. Мощная шивера на правом повороте реки. Справа на входе котёл. На левом берегу скальные выходы, валы до 2 м. Проход по центру.

53. Мощная шивера сразу после устья реки Воймакан. Русло поворачивает влево, валы до 1,5 м.

54. Мощная шивера. Река разливается до 200 м, а затем перед правым поворотом собирается в одну струю - порог 55.

55. Порог сразу за шиверой 54. Струя на повороте уходит под левый берег. Шиверу 54 и порог 55 проходить за один прием, вход по центру, а затем уходить постепенно влево, с тем, чтобы на выходе из порога 55 слив пройти с левой стороны, а после пересекая струю уходить вправо.

56 - 57. Простые шиверы. Проход по центру.

58. Мощная шивера . Проход по центру.

59. Мощная шивера. Берега сложены из крупных глыб. Валы до 1,5-2 м. Проход по центру.

60 - 63. Шиверы. Проход по центру.

64. Мощная шивера - порог . Левый берег скальный. Валы и бочки хаотически разбросаны, валы до 2,5 м. Перед прохождением лучше просмотреть.

65. Мощная шивера. Камни, валы 1,5-2 м. Заход в шиверу у левого берега, а затем смещение в центр, обходя валы и бочки.

66. Мощная шивера. Проход по центру.

68. Мощная шивера - порог. Проход по правой стороне основной струи, обходя валы и бочки.

69. Мощная шивера. На входе с левого берега каменная осыпь, перед ней песчаный пляж. На правом берегу напротив середины шиверы - курумник. Проход по центральной струе.

70 - 72. Шиверы, которые при высокой воде практически сливаются в одну. Проход по центру.

73 - 75. Сплошная мощнейшая шивера. Длина около 2 км. Огромное количество камней, бочек, валов. Слева впадает река Нимнакит. Проход по центру.

76. Мощная шивера на левом повороте реки. Проход по центру.

77. Шивера. Проход по центру.

78. Мощная шивера . Берега каменистые. Проход по центру.

79. Короткий порог. Большой уклон. Валы до 2 м. Проход в левой трети русла.

80. Мощная шивера. Валы до 1,5 м. Проход в левой трети русла.

81. Шивера. Проход по центру.

82. Шивера. Проход сначала под левым берегом, затем в центр.

83. Простая шивера. Проход слева.

84. Простая шивера. Проход по центру.

85 - 87. Длинная шивера средней сложности. Проход по центру. На выходе из шиверы 87 в Ципу впадает река Цирик. В устье отличное место для стоянки. Охотничье зимовье и баня. Хорошая рыбалка.

88 - 94. Простые шиверы. Проход выбирается с воды.

95. Длинная шивера. Заходить в 30 м от левого берега, оставляя слегка выступающий из воды камень, далее уходить вправо к центру.

96 - 100. Шиверы. Проход по центру. Правый берег - скальная стенка, сверху поросшая лесом. Она постепенно понижается по мере сплава. Здесь река имеет даже несильные прижимы. Перекаты становятся короче. В устьях рек Бойме и Жалю - хорошие места для стоянок. В реке Жалю даже для этих мест вода удивительно чистая, прозрачная. Вверх по Жалю миниатюрный каньон с хорошими ямами, в которых подрастают таймени.

101 - 106. Простые шиверы. Проход выбирается с воды.

107. Шивера. Проход правее центра.

108. Шивера. Заход у левого берега. Идти так до середины шиверы, затем взять немного правее по сливу, далее левее, в обход камня, и отбиваться в в правую сторону, уходя от валов.

109 - 117. Шиверы. Проход выбирается с воды.

118. Перед шиверой 118 река делает крутой правый поворот. За поворотом слева утёс, перед ним ручей. Затем начинается шивера 118, в конце которой в Ципу впадает река Кодарни. Напротив ручья необходимо причалить к левому берегу для осмотра последнего порога Ципы.

119. Порог. Расположен на крутом левом повороте. Правый берег - стенка.

Левый - пологий, сложен из крупных глыб. Под правым берегом мощная ступень со сбросом высотой до З м. За сбросом крутой обратный вал, за ним стоячие валы, частые и крутые. В центре реки мощный язык слива, но заход в него труден, т.к. в 5 м выше языка обливной камень, который надо обходить справа, а это опасно, потому что вода сваливается вправо, к водопаду.

В большую воду под левым берегом открывается еще один язык слива, проход по которому не вызывает затруднений. Надо только еще в 118 шивере сместиться под левый берег.

Далее на протяжении почти 150 км до устья река становится полноводнее и спокойнее. На этом участке хотя и насчитывается 56 препятствий, но это либо лёгкие выродившиеся шиверы, либо простые перекаты. Берега становятся положе. Перепад реки незначительный - около 1 м на км. Средняя скорость падает до 6 км/ч. Ширина русла 150-200 м. По берегам появляются сосна, берёза. Встречаются черная смородина, боярышник.

Перед впадением Ципы в реку Витим берега снова повышаются. Краснокоричневые скалы, поросшие лесом очень красивы. В местах, где Ципа петляет между осыпей, за 30 км до устья начинают преобладать сосна, берёза, осина, рябина. Много хороших мест для стоянок. Плыть здесь приятно. И вот, наконец, устье Ципы. Стрелка при впадении Ципы в Витим выглядит очень величаво. Это узкий скальный гребень с почти отвесными стенками. Цвет воды резко меняется - от зелёного до почти черного.

Берега Витима существенно выше. Скорость 6-7 км/ч. Витим гораздо полноводнее. На первых километрах по Витиму встречается несколько разбоев, в протоках которых увеличивается скорость и появляются несильные перекаты и прижимы. Затем скалы расступаются и река выходит в широкую Бамбуйскую котловину, где Витим разделяется на множество рукавов. Чтобы не потерять ориентировку, следует идти ближе к правому берегу. Несмотря на то, что берега здесь пологие, место для стоянки найти нелегко, т.к. берега сплошь каменистые. В котловине возможен сильный встречный ветер, затрудняющий сплав.

После впадения слева реки Бамбуйка Витим входит в прорыв Южно-Муйского хребта. Снова начинаются шиверы и перекаты Витима. Среди них выделяется Тулдунская шивера. Она расположена на крутом правом повороте реки. Вал до 1,5 м. На выходе навал на правый берег. На берегу, на очень характерном понижении берега среди скал, находится бывший посёлок Многообещающая Коса. Далее берега ещё больше повышаются, становятся очень крутыми. Место для стоянки найти трудно. Благодатная шивера даёт о себе знать сильным шумом, слышным еще до правого поворота. После Ивановской и ещё нескольких простых шивер Витим выходит из гор, где сразу виден железнодорожный БАМовский мост и поселок Витим на левом берегу. Место причаливания видно по остаткам катамаранов и плотов. До станции 15 минут ходу.


Сезон: Сентябрь.

Желание попасть в верхнее течение Витима давно бередило наши сердца, но мечты и реальные возможности – вещи, как правило, не очень совместимые. И поэтому нынешний «золотой сезон» мы решили провести традиционно – спуститься на моторках к устью Конды и порыбачить одновременно на Витиме и на Конде, где, кстати, кроме ленков и тайменей в прошлые года на устье и в месте, которое мы прозвали «Партсобрание», весьма неплохо ловилась щука размером от 4 до 10 кг.

И вот, в ночь когда мы уже сидели на чемоданах, у меня дома раздался телефонный звонок. Звонили из Романовки и сообщали, что завтра утром из села Романовка до села Усть-Джилинда, что по реке примерно в двухстах пятидесяти километрах выше Романовки, отправляется трактор с телегой, который готов немного подзаработать на убитых по рыбалке прид*рках типа нас. Ну что ж, «ночь утра мудренее» - решили мы и на следующий день к обеду уже перегружали свой скарб из «санитарки» в «трактор с телегой». Мы – это Бэн, Хип и я – проверенная временем и уверенная в своих силах команда, ищущая хоть немного приключений на свои нижние части спины.

Трактором оказался обычный Т-40 на «гузках», как выражается местное население. «Гузки» - это уменьшительное от гусениц – самодельного навесного приспособления на задних колесах, напоминающего обычные гусеницы с вездехода.

«Телега», признаться, нас несколько ошарашила – это был обычный прицеп от Уазика, в котором нам втроем вместе с тремя лодками, водкой и другим неотъемлемым снаряжением предстояло трястись по бездорожью девяносто километров.

Девяносто километров – это всего-то полтора дня (или четырнадцать часов чистого хода), если не «откапываться» и не охотиться, т.е. на следующий день к вечеру, грязные и помятые, но с глухарями и тетеревами вместо тушенки, мы наконец-то (на берегу Витима!!!) приступили к процессу, который мы называем «увязываться-укладываться». Первый этап путешествия подошел к концу и, на скорую хлебнув Доширака, мы оттолкнулись с косы и стали с нетерпением ждать, когда затихнет рев трактора, который за прошедшие полтора суток стал для нас неотделимым от шума тайги.

Я бы разделил весь маршрут на пять различных участков:

  • Первый – от устья реки Джилинда до устья реки Алянга;
  • Второй – Зазинские щеки (до выхода из урочища Щеки, которое заканчивается так называемым Сиговым плесом;
  • Третий – Зазинская долина – от Сигового плеса до устья реки Джергалан;
  • Четвертый – от Джергалана до Байсанских порогов;
  • Пятый – от урочища Скалы Байса до Романовки.
Начнем по порядку.


Участок первый: Витим в этих местах протекает по достаточно обширной долине, поэтому перекаты, как правило, мелкие и широкие, конечно когда река в русле. Дно, как и положено на Витиме, почти везде твердое и состоит из мелкого и среднего гладкого галечника, так что на резинках идти – отдых, если не считать, конечно, плесов, которых на этом участке пожалуй 80 процентов. Одним словом – есть где лопатки размять, а вот с адреналином скудно. В первый день прошли буквально километров пять, т.к. «толчок от косы» произошел одновременно с тем, как солнце скрылось за сопками. Спиннинги успели только чуть-чуть замочить, но, несмотря на сумерки, уже не безрезультатно: в устье Джилинды была поклевка некрупного ленка, которая, несмотря на сход, после трактора с телегой воспринялась как первая в жизни! Второй день должен был показать, правильно ли мы определили начало сезона охоты на лососей. Наутро обстоятельства ловли прояснились: уровень реки был ниже среднего и прозрачность воды была выше всяких похвал. Первая половина дня прошла без особых событий, а вот ближе к вечеру ленок весьма разыгрался, причем основная масса поклевок приходилась на плесы – видимо температура воды была уже достаточно низкой. За день было выловлено около шестидесяти особей и единственный минус был в том, что все это были «беляки», средний вес которых составлял примерно 600 гр. К позднему вечеру дотянули до устья реки Киджимит, где и остановились на две ночевки в надежде поймать там настоящих, черных ленков.

Киджимит – это достаточно быстрый и мощный (по верхне-витимским масштабам) правосторонний приток Витима – несмотря на низкий уровень воды, мы нашли только один проходной для забродных сапог перекат, хотя на протяжении шести исследованных нами километров их, наверное, около пятнадцати. Наши надежды попасть на осенний спад рыбы с нерестовой реки не оправдались, но тем не менее Киджимит нас весьма порадовал: за день было выловлено около тридцати ленков и тайменей средним весом от кило до кило двести. Самый крупный ленок на Киджимите был пойман Хипом и весил 1800 гр, хотя и он, и я видели в плесе несколько экземпляров килограмм по шесть, но наши снасти оказались для них не интересными: видимо ночью объелись мышей. Кстати говоря, именно здесь я (наконец-то!) дебютировал в таких приманках, как Rapala Jointed и Night Walker, причем на последнего ловил в сумерках и подробно пронаблюдал весь процесс поклевки – хоть и экземпляры килограммовые, а кайф незабываемый! В общем речка эта красивая, перспективная и интересная как для спиннинга, так и для нахлыста – летом надо будет обязательно сюда наведаться.

До устья реки Алянга шли еще два дня. Видимо наступило «бабье лето», т.к. в обеденные часы в лодке можно было даже загорать. Рыба клевала подстать погоде, т.е. ловилось не много, но стабильно, причем калибр трофеев уже ничуть не уступал Киджимитовскому.

К ночи погода испортилась, а вместе с ней и рыбалка. Подул пронизывающий ветер и по воде потянуло листву, поэтому весь следующий день плотно махали веслами (благо, что по ветру) и к вечеру были уже километрах в пятнадцати ниже по течению от метеостанции Усть-Заза.

Третий участок: Начиная с Сигового плеса сжимающие русло скалы раздвигаются и Витим выходит в долину реки Заза. Здесь он по характеру напоминает первый участок маршрута, разве что чуть-чуть полноводнее. Черных ленков сменяют белячки по 700 – 900 гр. и по сравнению с Зазинскими Щеками нам кажется, что рыбы здесь нет вообще, но вечером видно, что это совсем не так: у каждого в лодке прибавилось веса килограмм по семь-восемь, хотя мелких (до семисот граммов) ленков, так же как и тайменей, отпускали. С точки зрения спортивного интереса этот участок не очень привлекателен – перекаты здесь короткие и достаточно вялые, а расстояния между ними местами доходят до трех километров.

Четвертый участок: От устья реки Джергалан Витим опять зажимают скалистые увалы и шум перекатов не успевает стихать, да и по характеру они здесь такие же, как в Щеках: сплошь и рядом плитняк да обломки скал, так что гляди, что называется, в оба. Тайменя здесь больше, чем нам встречалось выше, и хотя выдающихся экземпляров нам поймать не довелось, трехкилограммовые красавцы заставили подпрягаться не только снасти, но и нервы, тем более что ловить приходилось с дрейфующей по струе лодки, а большинство поклевок случалось как раз перед тем, как входить в перекат. Именно по этой причине вываживание приходилось форсировать, что и привело в нескольких случаях к потере приманки. Но большую опасность для приманки являло собой скалистое дно Витима – при зацепе на сильной струе над перекатом выгрести против течения и отцепиться не было практически ни одного шанса: таким способом на протяжении сплава в Витиме нами похоронен не один Blue Fox и Mepps, а также с десяток «чертей» и воблеров.

В конце четвертого участка нас с глухим рокотом поджидали легендарные (на местном, конечно, уровне) Байсанские пороги. Их три и расположены они на расстоянии примерно в 300-400 метров друг от друга. В связи с такой близостью в большую воду они не разделяются между собой, сливаясь в один бурлящий поток протяженностью 1,5 километра. В этом случае лучше проходить их по малому радиусу и не лезть в вал, хотя если вдруг и снесет немного к центру, то ничего страшного – главное не оказаться на внешнем радиусе, а то придется прыгать с высоты 4-5 метров, причем не на воду, а на каменную гряду, напоминающую собой зубы гигантской рептилии. В этом случае купание неизбежно и чревато потерей снаряжения, а то и летальным исходом. В малую и среднюю воду верхний порог можно пройти либо по центру, либо по правому краю, причем в обоих случаях придется полавировать, чтобы не сесть на камни, благо скорость течения здесь небольшая. Второй порог представляет из себя наибольшую опасность на протяжении, пожалуй, всего маршрута. Здесь нужно обязательно прошвырнуться по берегу и хорошенько осмотреться, т.к. относительно безопасный проход только один и чтобы в него угадать, нужно правильно выполнить вход, т.к. вследствие большой скорости течения маневрировать позже будет почти невозможно. Третий порог больше похож на перекат и не представляет для прохождения никаких сложностей (по крайней мере в малую воду).

Пятый участок: Далее Витим становится относительно спокойным, хотя не таким «болотистым», как на первом и третьем участках: достаточно выраженные перекаты с отличными косами и приямками расположены друг за другом по 2 – 3 шт., затем, как правило, следует плес протяженностью 1-2 (реже три) километра. Рыбалка здесь более вялая, чем на предыдущих участках, что может быть обусловлено большим прессингом со стороны Романовских рыбаков, которые на моторках поднимаются вплоть до урочища Скалы Байса, хотя может и наша команда не достаточно активно облавливала этот участок – все уже насытили свои рыбацкие аппетиты да и пора было поторапливаться домой, поэтому больше налегали на весла, чем на катушки. Ниже долины реки Бутуй начинает попадаться некрупная щука – вследствие обмеления и потепления Витима в последние годы она прочно заняла свою нишу и ее ареал значительно расширился. Недалеко от Романовки есть еще один «достойный» перекат, которого нет на карте и который местные называют «Борона». Опасности для резиновых лодок он не представляет, хотя, когда летишь вниз по двухметровым волнам, нервная система не может остаться безучастной.

Оценки итогов поездки оказались не очень высоки, т.к. основной целью в душе каждого из нас был поимка трофейного экземпляра тайменя или, на худой случай, ленка, что не случилось прежде всего по причине нехватки времени: ловить приходилось «между делом» с лодки и поэтому перспективные места не были обработаны должным образом, а нахрапом поймать крупный экземпляр удается очень редко, почти никогда. Но тем не менее, удовлетворение от путешествия было получено: каждым из нас было выловлено не менее 110 ленков (если не считать тайменей и выпущенных «маломерок»), хотя самое главное – это все-таки общение с тайгой: немного мест сохранилось в нашем цивилизованном мире, где вы найдете такой воздух и такие пейзажи.