П д корин был учеником. Сказ о художнике и полководце. алексей и павел корины. По горьковской путевке

Творческое наследие художника Павла Дмитриевича Корина необычайно многообразно. Происходил он из иконописного Палеха и сложился поначалу как мастер-иконописец.

Вместе с тем Павел Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности.

Возможно, та же чисто иконописная традиция миниатюрного пейзажа на палехских иконах привела со временем художника к созданию ряда вполне оригинальных пейзажей-панорам.

Эти завораживающе-прекрасные живописные «ленты» дарят зрителю ощущение беспредельного пространства и красоты русской природы, а самого художника представляют тончайшим лириком и глубоким философом.

Портрет Павла Корина. Художник Михаил Нестеров

Павел Корин. Моя Родина



Цитата сообщения

Корин Павел Дмитриевич «Русь уходящая»

В 1925 в своей московской резиденции (Донской монастырь) умер патриарх Тихон. Смерть святителя Русской православной церкви вызвала массовое паломничество народа к одру умершего. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. Торжественная церемония отпевания, духовенство всех степеней и рангов, толпы верующих, среди которых были фанатики и юродивые...

*кликабельна


Реквием. Русь уходящая. 1935-1959

Побывали там и писатели, и композиторы, и ученые, и художники - все, кто мог тогда осознать значение происходящего. Среди художников оказался искренний певец "Святой Руси" Нестеров, а с ним ученик и к тому времени уже друг его Павел.

У стен Донского монастыря Павел Корин увидел, как эта Русь, убогая в повседневной жизни, в эти последние - трагические для нее и одновременно звездные мгновения - проявила всю силу своего характера. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности.
Разные персонажи - молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, калеки и нищие на каменных ступенях церквей и просто миряне. Все они уходили в прошлое с непреклонной верой, что уход этот временный, с надеждой на возвращение и убежденностью в правоте и святости своего дела. Художник плакал, когда вслед за ушедшими из храма служителями стали рушить прекрасные памятники зодчества, украшенные фресками талантливых мастеров.



Павел Корин сделал тогда для памяти несколько карандашных набросков. А на одном из рисунков подписал: "Встретились два схимника, как будто бы вышли из земли... Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит". И у молодого художника зародилась идея написать большую картину, которой он дал название "Реквием".
Сначала это были просто этюды, которые он писал самозабвенно, с вдохновением, доходящим до отчаяния. Еще не до конца были ясны сюжет и композиция картины, а характеры действующих лиц уже рождались на полотне. Они были живые - со своими страстями, верой, смятением. Иногда некоторые коллеги забрасывали семена сомнения в душу художника, но не охлаждали его творческого пыла, хотя и сильно терзали.
В Палехе, а затем в Москве, в иконописной мастерской, Павел Дмитриевич часто соприкасался со служителями Русской православной церкви. Впечатлительный художник с большой остротой почувствовал всю глубину трагического положения церкви, вступившей в конфликт с молодой советской властью. Эта борьба носила ожесточенный характер, и когда в стране началось уничтожение духовенства, Павел Корин понял: уходит со сцены общественной жизни великая сила. Именно в этом уходе виделось ему глубокое, полное внутреннего драматизма художественное полотно.
Корин, когда писал большую картину, увековечивающую уходящую старую Русь, говорил: "За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Я старался видеть людей просветленными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии "уходящее". Когда все пройдет, то самое хорошее и главное - оно все останется ".
Не считая себя портретистом, Павел Дмитриевич задумал создать многофигурную композицию с ярко выраженной сюжетной основой: "Церковь выходит на последний парад". Этюды к задуманной картине были сделаны им задолго до окончательного эскиза ее композиции. Это были уже вполне самостоятельные, мастерские портреты, общее число которых достигало нескольких десятков.


Отец и сын. (С. М. и Ст.С. Чураковы). 1931

Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд "Отец и сын". Это парный портрет скульптора-самоучки С. М. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Они представлены почти в полный рост. Изображенная на первом плане фигура Чуракова-старшего - высокого, крепкого сложения старика с бородой пророка Микеланджело - поражает зрителя необычайной силой. Уверенно стоит он на широко расставленных ногах, приподняв правое плечо и заложив за спину руки. Голова его склоняется долу; красивое лицо с высоким открытым лбом, изборожденным резкими морщинами, осенено глубокой думой.
Стоящий позади сын как бы дополняет этот образ, развивая и варьируя тему глубокого раздумья. Внешне фигура юноши напоминает отца, хотя она много меньше и тоньше. Здесь та же глубоко сосредоточенная поза с опущенной головой и сомкнутыми руками, но зрителю ясно, что это совершенно разные, во многом даже контрастные фигуры.
Тонкое, нервное лицо молодого человека, обрамленное густыми темно-каштановыми волосами, закрывающими лоб; жиденькая юношеская бородка, судорожно сплетенные пальцы рук - все говорит о более сложной, но и более слабой внутренней организации.


«Трое» в центре старица Елагина, слева Софья Мих. Голицына, 1933-35

Через несколько лет Павел Корин написал этюд "Трое". Три женские фигуры, являющие три разных возраста, отразили три разных подхода мастера к решению портрета. Центральная фигура - приземистая, сгорбленная старуха-монахиня, тяжело опирающаяся на клюку... Перед зрителем предстает одна из главенствующих церковных особ, может быть, в прошлом - настоятельница какого-нибудь монастыря. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Из-под огромной, надвинутой на лоб шапки с меховой опушкой и прикрывающего щеки черного платка рельефно выделяются мастерски вылепленные цветом детали старческого лица. С первого взгляда на нее ясно, что перед ним личность властная, решительная, мужественная.
За спиной старухи, справа, стоит пожилая женщина в полумонашеской одежде. Ее овеянное душевной теплотой и тихим спокойствием красивое лицо в обрамлении черного платка, с высоким открытым лбом и добрыми, печальными глазами говорит о трудной, многострадальной судьбе, мудром терпении и стойкости русской женщины.
Третья фигура - молодая большеглазая красавица, стройная и высокая - олицетворяет героико-романтическое направление в творчестве Корина. Она
, как и ее соседка, в таком же темном полумонашеском одеянии , но горделиво приподнятая голова ее не покрыта.


Протодьякон М. К. Холмогоров

В 1935 был написан портрет протодьякона Холмогорова. Когда появились первые этюды к "Реквиему", многие встретили их в штыки. Признавая бесспорную одаренность Павла Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон "наследия прошлого", апологию религиозности, однако было в этих этюдах и отражение революции, пусть пока косвенное. Суть такого отражения заключалась, в предельном накале страстей человеческих, в могучей стихии веры. "Реквием" в этюдах постепенно вырастал до символического "реквиема" уходящему старому миру.


Иеромонах Пимен и Епископ Антоний


Митрополит Трифон

В конце 1930-х Корин перестал писать этюды к своей картине, объясняя это нападками недоброжелателей. Но были и более глубокие причины мировоззренческого характера и творческого порядка. Стремительно развивалась новая жизнь, требовавшая от художника обновления и расширения тематики творчества. Обращение к новым героям (портреты замечательных деятелей советской культуры) заметно тормозило работу над задуманной картиной, но не остановило ее.


Молодой иеромонах. Отец Федор. 1932

Приехавший к Корину Горький подробно расспрашивал его о композиции будущего полотна, поинтересовался названием. "Реквием", - не очень уверенно ответил художник. - "Адреса не вижу. Название должно определять содержание. - А потом писатель проговорил, взглянув на этюды: - Они все эти - уходящие. Уходят из жизни. Уходящая Русь. Я бы так и назвал: "Русь уходящая". И как-то сразу после этих слов все стало на места, идея и замысел картины приобрели ясную и четкую стройность.


Схимница мать Серафима из Ивановского монастыря в Москве


Схимница из Ивановского монастыря. Этюд к картине «Реквием». 1930-е.

Почти четверть века (с перерывами) писал Корин окончательный эскиз картины, который завершил в 1959. Этот эскиз был уменьшенным вариантом задуманного полотна, он не просто дает представление о его композиции и художественном строе, но и раскрывает конкретное содержание каждого образа. Это эскиз многофигурного группового портрета, созданного по примеру лучших образцов этого жанра.



Нищий. 1933

Действие картины Павел Корин развернул в глубине Успенского собора Московского Кремля. Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу. Такое решение сюжета позволило художнику обратить всех героев картины лицом к зрителю, что способствует наиболее многогранному раскрытию портретных характеристик.
В центре картины расположено высшее духовенство. В одном храме вместе сошлись четыре патриарха, последовательно возглавлявшие Русскую православную церковь. Это обстоятельство говорит в пользу того, что замысел всего полотна не сводится лишь к отобра жению трагически уходящей Святой Руси. Долгое время некоторые искусствоведы (Г. Васильев) рассматривали картину как "последний парад осужденных историей на небытие" . Критик отмечал, что "их отчужденность от жизни безжалостно подчеркнута безлюдием огромного собора. Художник задумал картину как "Реквием" - отходную могучему общественному явлению, именуемому православием".

Схиигуменья мать Фамарь. 1935

Да, мысль о происходящей трагедии читается и в композиции картины, и в лицах ее персонажей. Но лица большинства из них омрачены не только скорбью, они отмечены и глубокими сосредоточенными раздумьями. В картине и намека нет, что перед нами жертвы исторической ломки, смиренно принимающие приговор эпохи. Поэтому среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Рядом с ним представлены два народных типа: древний, но еще полный неугасимых сил старик и нищий-слепец. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Общий красновато-синий колорит полотна с обильными вкраплениями золота, строгая величавость фона, заполненного чудесно интерпретированной художником русской живописью, таинственное мерцание свечей - все усиливает суровую, напряженную торжественность этой монументальной сцены.

Таковы образы коринского «Реквиема». Как видим, во всех этих внешне, а порой и внутренне несхожих людях есть одно — духовный стержень, вера. Ею они жили, с ней умирали, принимая смерть достойно, по-христиански. Именно вера, христианское воззрение на человека как на микрокосм, утверждение в человеке сознания его неповторимости и богоподобной значимости (раб Божий уже ничей раб!) сообщало им высокую индивидуальность. Все они — отдельные ипостаси одной идеи...

Молодая монахиня. 1935

Задуманная Павлом Кориным "Русь уходящая" - полотно крупного историко-философского плана. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник холст и поныне стоит в мастерской-музее художника. Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь? Некоторые считали, что художник почувствовал непреодолимое противоречие замысла и выбранного пути воплощения. Так Каменский писал: "Корин задумал картину как торжественный реквием, как высокую трагедию. Но трагедия лишь тогда обретает настоящую жизненную силу и величие страстей, когда при столкновении погибающая сторона обладает человеческой красотой и исторической справедливостью. У персонажей "Руси уходящей" этих качеств нет. Лучше всех это доказал сам Корин в этюдах. Он изобразил с... психологической силой вереницу духовных и физических калек, упорствующих фанатиков, слепорожденных, умирающих без прозрения... И вот когда Корин стал компоновать из своих этюдов картину, намереваясь создать трагическую композицию, объективное содержание созданных им отдельных образов стало противоречить общему замыслу. У Корина хватило душевной зоркости, чтобы это понять, и мужества, чтобы отказаться от создания полотна".
Однако факты противоречат подобным утверждениям. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары "Отец и сын", некоторые женские типы - плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого.
Были и другие обстоятельства, по которым
картина оказалась незавершенной . Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма и ревностно следили за тем, чтобы "идейно вредные, чуждые народу" произведения не увидели свет. Еще в 1936 от одного из них, Ангарова, поступило письмо на имя Сталина: "Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 постригшийся в монахи. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов, протодьяконы, юродивые и прочие подонки...
Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха... Прошу Вашего указания по этому вопросу".
Павел Дмитриевич в последние годы жизни страстно хотел завершить свою картину. Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. И все же мастер не хотел сдаваться. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Но силы убывали, и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел".


Северная баллада — левая часть триптиха Александр Невский. 1943

Павел Корин не верил в окончательн ый уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: "Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории великого народа".


Старинный сказ — правая часть триптиха Александр Невский. 1943


Спас Ярое Око. 1932


Левая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Правая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Центральная часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Архимандрит Отец Никита.



Пересвет и Ослябя — правая часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944


Дмитрий Донской и Сергий Радонежский — центральная часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944


Дмитрий Донской. Утро Куликова поля. 1951


Сельский священник. Отец Алексий. Фрагмент


Иеромонах Митрофан. Фрагмент


Отец Иван, священник из Палеха. 1931


Схиигумен Митрофан и Иеромонах Гермоген. 1933. На обороте на верхней планке подрамника авторская надпись: Схиигумен О. Митрофан (с крестом) из «Зосимовой пустыни»


Собор Святого Петра в Риме. 1932.


Портрет Н.А. Пешковой. 1940


Портрет М.В. Нестерова. 1939


Портрет К.Н. Игумнова. 1941-1943


Портрет маршала Г.К. Жукова. 1945

После смерти Горького в 1936 обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым.

Полностью картину Корина "Русь уходящая" можно посмотреть

В годы Великой Отечественной войны Корин обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Его привлекают образы воинов - защитников родной земли, духовных идеалов России.

Таков Александр Невский - центральная фигура знаменитого триптиха (1942), в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения.

Александр Невский (1220-1263) издавна почитали на Руси. Б лаговерный князь прославился как заступник земли Русской. Вся его жизнь была посвящена служению Отечеству. В разгар войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 учреждён орден Александра Невского.

Сила воздействия образа, созданного Кориным, оказалась такова, что репродукции Александра Невского украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. Огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Древний Новгород, была установлена у въезда в город. Шли на запад солдаты, и звал их на бой за свободу легендарный русский полководец. Так, искусство, выражая «дух народный», воевало. Работа Павла Корина наравне с гимном «Вставай, страна огромная» явилась в тот период чем-то большим, нежели простое художественное произведение.
В Александре Невском сполна выражено то о чём, говорил Павел Дмитриевич Корин: «Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа».

Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, - Корину не удалось.

,

М. В. Нестеров. Портрет братьев П. Д. и А. Д. Кориных. 1930. Москва, Третьяковская галлерея

Сложный по замыслу портрет братьев Кориных подкупает найденным в изображении этих двух художников внутренним единством.Братья любуются античной вазой, которую держит один из них в протянутой руке. Этот сосуд — композиционный центр портрета.



Павел Дмитриевич Корин – известный русский художник и иконописец, автор героического триптиха «Александр Невский», выразительных портретов своих современников: полководца Георгия Жукова, скульптора С.Т. Коненкова, художников-карикатуристов М.В. Купреянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова (Кукрыниксов), пианиста К.Н. Игумнова, итальянского художника Ренато Гуттузо и других. Силой живописи и энергией созидания портреты Корина останутся непревзойденными шедеврами мирового искусства. «Ваши герои имеют осанку» , – говорили художнику высокопоставленные гости его мастерской. По художественному стилю портреты Павла Корина сопоставимы с портретами его наставника – М.В. Нестерова. Особое место в наследии художника занимают удивительные изображения людей Церкви, сделанные в процессе подготовки к, пожалуй, самой главной работе П.Д. Корина – полотну «Реквием».

Павел Корин родился 8 июля 1892 года в семье потомственных русских иконописцев, в селе Палех Владимирской губернии. Когда Павлу было пять лет, отец, Дмитрий Николаевич Корин, умер. В 1903 году Павел был принят в иконописную школу Палеха, которую закончил в 1907 году. Семья жила очень бедно, и в 16 лет Павел уезжает на заработки в Москву. Он устраивается в иконописную мастерскую К.П. Степанова при Донском монастыре, здесь он получает возможность усовершенствовать свое искусство.

Важным этапом становления Корина как художника стала работа над росписями для Марфо-Мариинской обители в Москве в 1908–1917 годах. Обитель создавалась на средства великой княгини Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Федоровны. В 1908–1912 годах по проекту архитектора А.В. Щусева в обители на Ордынке был возведен главный храм – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 8 апреля 1912 года состоялось его освящение. На торжестве присутствовали Елизавета Федоровна, власти Москвы, архитектор А.В. Щусев, художники Виктор Васнецов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Илья Остроухов; были здесь и братья Корины – Павел и Александр. Чтобы усовершенствовать мастерство иконописца, «летом 1913 года Павел Корин архитектором А.В. Щусевым был послан в Псково-Печерский монастырь для копирования двух плащаниц XVI века» . Тогда же Корин побывал в древнем Новгороде. Образы, подобные ликам святых Новгорода, украсят усыпальницу в Марфо-Мариинской обители.

Эту усыпальницу для себя и тех сестер, которые первыми приняли посвящение в Марфо-Мариинской обители, Елизавета Федоровна в 1913 году просила расписать художника М.В. Нестерова. Храм-усыпальница во имя Сил Небесных и Всех святых находился под соборным храмом Покрова Богородицы. Корин был лучшим помощником Нестерова. Молодого иконописца М.В. Нестерову представила лично великая княгиня Елизавета Федоровна (это случилось еще в 1908 году).

В 1914 году в Марфо-Мариинской обители продолжались работы по отделке храма Покрова Богородицы. Художник Нестеров с помощником Кориным совместно расписали главный купол собора фреской «Отец Савоаф с Младенцем Иисусом Христом» (эскиз в ГТГ), и далее один Павел Корин оформил подкупольное пространство храма, своды окон и дверей. Лики архангелов и серафимов в растительном орнаменте украсили храм. Образцы росписи принимала великая княгиня Елизавета Федоровна, этим словно участвуя в их воплощении. Окончив отделочные работы, Корин, по рекомендации великой княгини Елизаветы Федоровны, для повышения художественного образования отправился в поездку по старинным древнерусским городам. Он посетит Ярославль, Ростов Великий, Владимир.

26 августа 1917 года состоялось полное освящение построенного и расписанного храма Пресвятой Богородицы.

Иные профессиональные навыки Павел Корин получил в Художественном училище живописи, ваяния и зодчества в Москве (МУЖВЗ), куда он поступил, заработав необходимые средства, в 1912 году. Здесь его учителями живописи были Константин Коровин, Сергей Малютин, Леонид Пастернак.

Летом Корин совершил поездку в Киев, познакомился с росписью Владимирского собора, его древними фресками, мозаиками, созданными В. Васнецовым, М. Нестеровым, В. Замирайло. Посетил молодой художник и Эрмитаж в Петрограде.

По окончании МУЖВЗ в 1917 году Корин был приглашен преподавать рисунок во 2-е Государственные художественные мастерские (так теперь именовалось МУЖВЗ), где художник проработал горькие и голодные 1918–1919 годы. Чтобы физически выжить в это время разрухи и войны, Павлу Корину в 1919–1922 годах пришлось устроиться в анатомичку 1-го Московского университета; эта работа оказалась небесполезной для него и как художника: он получил возможность усовершенствовать свои знания в анатомии человека.

В 1922 году в Петрограде в Музее антирелигиозной пропаганды (Казанском соборе) художник делает зарисовки святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В 1931 году копирует знаменитую картину А. Иванова «Явление Христа народу», когда ее передают из Румянцевского музея в Третьяковскую галерею.

В Италии в 1932 году он изучает лучшие образы итальянской классики эпохи Возрождения. Поездку в Италию устроил для Корина Максим Горький. Его портрет художник напишет тогда же, а позже, уже в 1940-е годы, и портрет жены Горького Н.А. Пешковой.

Разрушение устоев православного государства в России в 1920-е годы было непоправимой ошибкой истории. В русской и советской живописи XX века Павел Корин навсегда останется религиозным живописцем, воспитанником Палеха. Его творчество развивалось, несмотря на вероломный для России Февральский переворот 1917 года и политику Советского государства. Работы для художников-иконописцев в годы гонения на Русскую Православную Церковь не было. Население СССР под руководством коммунистов отступило от веры своих дедов и отцов, повсеместно закрывались и рушились православные храмы, только монахи и схимники в монастырях святыми молитвами сохраняли веру в православную Россию. В этот период и родился у художника грандиозный замысел увековечить «уходящую Русь» на полотне – его «Реквием».

Сюжетно действие картины происходит в Успенском соборе Московского Кремля, где церковные иерархи, монашествующие и русские православные люди молятся за Россию православную. Картина была сложна для исполнения технически, ведь было задумано огромное полотно размером более чем 5 х 9 метров.

На творческий замысел «Реквиема», безусловно, повлияла живопись М.В. Нестерова. В 1901–1905 годах Нестеров написал картину «Святая Русь» (хранится в ГРМ) – о встрече богомольцев с Господом Иисусом Христом. В 1911 году им для Марфо-Мариинской обители была создана роспись «Путь ко Христу»: «Пятнадцатиаршинный пейзаж, и по нему бредут люди добрые – умилительно и не менее внушительно для ума и сердца, – так писал М.В. Нестеров в письме 23 марта 1911 года. – Работаю яростно, на Страстную надеюсь закончить» . Роспись «Путь ко Христу» располагалась в трапезной храма обители, на ее восточной стене, прямо по центру, и, конечно, была хорошо знакома Корину, работавшему здесь вместе с Нестеровым в те годы, как и многим москвичам, приходившим в обитель. Любовь к этому месту останется у Павла Дмитриевича на всю жизнь, и когда в 1926 году Марфо-Мариинскую обитель закроют, он вместе со своим братом Александром спасет от уничтожения ее иконостас и росписи.

Русские верующие люди всё более убеждались в богоборческой сути советской власти. На картине П.Д. Корина «Реквием» православные люди в черной скорби и страшном горе стоят в Успенском соборе Московского Кремля и молятся – за святую Русь, за Православную Церковь. Художник долго не мог приступить к работе над собственно полотном «Реквием», а потом всё никак не мог окончательно завершить картину, так сильны были ощущения трагической силы обрушившегося на всех горя и вселенской скорби. Над полотном-эпопеей художник работал тридцать лет и три года – до 1959 года. К нему было сделано 29 больших по формату портретов (хранятся в ГТГ). Эти портреты иерархов, схимников, монахов, священников, монахинь и схимниц потрясают зрителей своей жесткой реалистичностью. Трагические и драматические образы верующих людей православной России сегодня можно увидеть на выставке в Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу). Выставка «“Реквием”. К истории “Руси уходящей”», открывшаяся в ноябре 2013 года, будет продолжаться до 30 марта года текущего. Назвать картину «Русь уходящая» порекомендовал Павлу Корину Максим Горький после посещения мастерской художника на Арбате в 1931 году. Горький покровительствовал Корину, и это давало художнику возможность спокойно работать.

Одновременно с работой над «Реквиемом» Кориным пишутся и портреты его современников: скорбя по «Руси уходящей», художник не терял живой связи с настоящим, со своим временем, устремленным вперед. Корин делает портреты сильных и талантливых людей: писателя А.Н. Толстого, ученого Н.Ф. Гамалеи, актеров В.И. Качалова и Л.М. Леонидова; посетив остров Валаам, пишет портрет М.В. Нестерова; позже, в 1940-е годы, он создает портреты скульптора С.Т. Коненкова, пианиста К.Н. Игумнова; к 1950-м годам относятся портреты художников М.С. Сарьяна и Кукрыниксов. Это монументальные произведения с совершенной композицией и цельным психологическим образом портретируемых.

В 1942 году Павел Корин создает центральную часть своего знаменитого триптиха «Александр Невский» (хранится в ГТГ). Образ героического и величественного защитника Отечества был необходим Родине в эти скорбные для нее годы. В суровом до аскетичности образе князя Александра Невского выражены героизм и непоколебимая стойкость, олицетворяющие собою русское начало, осознанно необходимые советским людям в трудную военную годину. Позже художник написал варианты эскизов триптиха «Дмитрий Донской» и части триптиха «Александр Невский» – «Старинный сказ» и «Северная баллада». Героический образ воина-полководца святого князя Александра Невского, созданный П.Д. Кориным, по силе воздействия на зрителя не имеет себе равных.

Осенью-зимой 1945 года, после окончания Великой Отечественной войны, Корин пишет не менее знаменитый портрет полководца Георгия Константиновича Жукова (хранится в ГТГ). Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов Победы, Г.К. Жуков изображен в маршальском мундире, с многочисленными орденами и наградами.

24 июня 1945 года маршал Жуков принимал парад Победы на Красной площади в Москве. А 7 сентября 1945 года в Берлине у Бранденбургских ворот состоялся парад Победы союзных войск. От Советского Союза именно маршал Жуков принимал парад частей армий союзников: СССР, Франции, Великобритании и США. Когда легендарный полководец вернулся из Берлина, к нему был приглашен Павел Корин: началась работа над портретом. С полотна на нас спокойно смотрит человек, ставший для многих символом мощи русской армии. Жуков статен, величав и красив.

В 1931–1958 годы Корин возглавляет реставрационную мастерскую Государственного музея изящных искусств в Москве (ГМИИ), где со второй половины 1940-х годов находились трофейные шедевры Дрезденской картинной галереи, за сохранность которых нес ответственность художник.

Корин оставался непревзойденным специалистом по древнерусской живописи, тонко чувствуя ее стилистику, образ мировидения, передаваемый ею. Художник был привлечен к созданию древнерусских образов в художественных мозаичных панно для актового зала Московского Государственного университета, мозаик и витражей для станций «Арбатская», «Комсомольская-кольцевая», «Смоленская» и «Новослободская» Московского метрополитена. За эти работы в 1954 году он получил Государственную премию СССР.

В 1958 году Павлу Дмитриевичу Корину было присуждено звание народного художника РСФСР, он был избран действительным членом Академии художеств СССР.

В 1963 году, к 45-летию творческой деятельности художника, в залах Академии художеств была открыта его персональная выставка, ему было присвоено звание народного художника СССР.

К Корину пришла мировая слава, он посещает Италию, Францию, США; в 1965 году в Нью-Йорке, по инициативе Арманда Хаммера, была организована большая персональная выставка художника.

С 1933 года до конца жизни Павел Корин проживал в Москве на Малой Пироговской улице, где находилась и его рабочая мастерская. В 1967 году, после кончины художника, в доме на Пироговской, 16 был создан Дом-музей художника (филиал ГТГ).

Жизнь в искусстве, творческий потенциал личности – одна из главных тем, волновавших П.Д. Корина, не случайно им создано так много портретов именно людей искусства. Сам он, блестящий живописец, глубокий знаток древнерусского искусства, тонко чувствовал и литературу, и музыку, понимая глубинные связи разных родов искусства. Характерна запись, сделанная Кориным после концерта Рахманинова в Московской консерватории: «Вчера вечером был на концерте Рахманинова в консерватории. Исполнялись “Утес” – фантазия для оркестра и концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Какая сила, какая широта и какая серьезность… Гений! Надо такую силу и такую широту в живописи».

Павел Дмитриевич Корин был художником не только по призванию, но и по самому месту своего рождения - один из самых крупных, сложных и трагических по сути своего творчества мастеров отечественного искусства 20 века появился на свет 25 июня (7 июля) 1892 года в знаменитом Палехе, в семье потомственных иконописцев.

Дом Кориных в Палехе. Со стороны огорода. 1929. Бумага. Гуашь 12,5х23. Собрание П.Т.Кориной

Корин знал свои корни, любил и хранил связанные с детством воспоминания: жарко натопленная деревенская изба, он с братом на печи смотрит, как отец сосредоточено тончайшей кистью выводит паутину золотого орнамента поверх плотно положенных красок. В сумраке загадочные глаза святых на потемневших от времени иконах - их писали еще дед и прадед Павла; они знали лики святых так же хорошо, как лица своих близких. Корин был кровно связан с этим миром. Он и сам окончил иконописную школу, работал в иконописных мастерских, помогал Нестерову расписывать церковь Марфо-Мариинской обители. Позже, став светским живописцем, мучительно преодолевал традиции иконописи в своих работах - «обдирая кожу, вылезал я из иконописца».

Но, сложившись поначалу именно как мастер-иконописец, Павел Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности. Огромное влияние на формирование творческого стиля и, прежде всего, мировоззрения молодого художника оказал один из выдающихся мастеров нашего искусства Михаил Васильевич Нестеров.

С Нестеровым Корина связала настоящая, большая дружба. По рекомендации этого известного к тому времени мастера в 1912 году Павел поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в студию К. А. Коровина и С. В. Малютина. В общении с ним, в совместной работе, беседах Павел Корин обрел свои темы, монументальность и страстность своего художественного метода.

Влияние Михаила Нестерова, понимавшего искусство как духовный подвиг, преклонение перед творчеством Александра Иванова, служили источниками подвижничества художника на протяжении всей его жизни. 12 лет Павел Дмитриевич работал над эпопеей «Реквием. Русь уходящая» - исполинской по форме и внутреннему духу серией эскизов к неосуществленной картине, в окончательной версии ставшей свидетельством торжества духа и веры в дни бедствий и разрушения умов.

Среди наиболее известных работ Павла Корина - триптихи «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Сполохи», великолепные портреты и пейзажи, грандиозные мозаичные панно для Московского Метрополитена. Корин известен и как талантливый реставратор, возвративший к жизни множество прекрасных шедевров, среди которых картины Дрезденской галереи.

В годы Великой Отечественной войны Корин обратился к образам героического прошлого России. В своей московской мастерской он создавал мозаичные панно для Дворца Советов, изобразив на них великих русских полководцев и защитников родной земли Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова – образы Великих предков, о которых упомянул Сталин в своем обращении к народу на военном параде 1941 года.

Тогда ранним утром 7 ноября 1941 года в Москве шёл густой снег. К Красной площади подтягивались солдаты, конница, бронетехника, сводный оркестр. Накануне была снята маскировка с Мавзолея и кремлёвских звёзд. Комментаторы готовились рассказывать о предстоящем событии по радио. Через несколько минут начнётся военный парад, который потрясёт мир и войдёт в историю войн как не имеющая аналогов войсковая операция.

Накануне фашисты подошли к столице вплотную, ежедневно бомбили самолёты, город перешёл на осадное положение, а 15 октября было принято постановление о всеобщей эвакуации. Многим казалось, что это конец, что мы проиграли, что со дня на день враг возьмёт Москву. Распространялись тревожные слухи, начиналась паника. Нужно было поддержать людей, вселить в них веру, укрепить дух в это нелёгкое время. И ещё - показать врагам, что советский солдат силён и рано праздновать победу: ведь в планах немецкого руководства было проведение 7 ноября собственного марша победителей, а в железнодорожных вагонах уже везли мрамор для памятника германской армии, намереваясь установить его на Красной площади.

В тот памятный день со стен Мавзолея страна услышала слова И.В. Сталина :

Это был парад непобедимого русского духа. Ведь в любой борьбе побеждает тот, в ком силён дух, кто не сдаётся до последнего, как бы ни было трудно. Событие имело колоссальное значение, люди вновь поверили, что Победа будет за нами, и с новыми силами начали громить гитлеровцев. И несмотря на то, что в середине ноября наступление фашистов на Москву продолжилось с новой силой, в народном сознании уже произошёл перелом. 5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск, в результате которого немцы отступили от столицы, а план молниеносного захвата Советского Союза был окончательно провален.

Павел Корин был среди тех, кто слушал речь Сталина. Когда уже после войны, в начале 50-х, к нему обратился архитектор А.В. Щусев с предложением заняться художественным оформлением новой станции метро, посвящённой Победе в Великой Отечественной войне, Корин вспомнил ту самую речь вождя.

"Образы великих предков", о которых упомянул Сталин, стали сюжетами восьми мозаичных панно, изготовленных по эскизам П. Корина. На центральном своде перронного зала станции м. "Комсомольская-кольцевая" раскинулись эти огромные сверкающие картины из цветных камней и смальты- непрозрачного цветного стекла, - на многие годы увековечившие победы русского оружия и победы русского духа. Работа над эскизами и изготовление мозаик проводились в 1951-1952 гг., сама станция открылась 30 января 1952 года.

8 мозаичных панно ст. м. "Комсомольская-кольцевая"

Александр Невский

Мозаика «Александр Невский». Комсомольская кольцевая станция Московского метрополитена

Александр Невский - почти что имя нарицательное, а между тем это реальный человек, которому было всего 19 лет, когда он возглавил битву, за которую получил своё прозвище «Невский». Шведский правитель Биргер, подступая к нашим границам, прислал в Новгород грамоту такого содержания: «Князь Александр, если хочешь противиться мне, то я уже здесь и уже попираю землю твою. Лучше же приди и поклонись, и проси милости моей, и я дам её, если захочу. Если же воспротивишься мне, то порабощу и разорю всю землю твою и станешь ты и дети твои моими рабами». После разгрома на Неве шведы почти на 400 лет забыли дорогу на Русь.

Дмитрий Донской

Мозаика «Дмитрий Донской. Утро Куликова поля»

Князь московский Дмитрий Донской - на белом коне и со стягом, на котором изображён Спас Нерукотворный (как и на первом панно). И это в советское время, что само по себе интересный факт. Фигура князя как бы сливается с фоном, выступает вместе с войском единым целым. В этом - отражение исторического значения основной заслуги князя Дмитрия: перед лицом врага он сумел объединить в одну силу разрозненные до этого русские области. Его предки - московские князья - делали это политически, он завершил их дело, доказав победой над Мамаем, что Русь едина и потому сильна. После 150-ти лет зависимости от другого государства мы не сдались и победили. И хотя оставалось ещё сто лет до полного освобождения, значение Куликовской битвы огромно. Она сделала главное: укрепила дух народа и его веру в полную победу.

Вот они, воины духа - Пересвет и Ослябя, Корин изобразил их на первом плане картины. Монахи и богатыри, в образе которых духовная сила объединена с физической.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Мозаика «Минин и Пожарский»

День народного единства 4 ноября мы отмечаем уже несколько лет. Предводители народного ополчения, победители польских интервентов 1612 года. Здесь они - с золотым священным знаменем на Красной площади. Дмитрий Пожарский - по центру в богатой кольчуге и княжеском плаще, за ним - силы ополчения; левее на чёрном коне - Кузьма Минин, с поднятой рукой, за ним - народ от мала до велика. На первом плане - русская семья: отец, мать и сын.
Главным идейным вдохновителем и практическим организатором движения был Минин. До него предпринималось несколько освободительных походов на Москву под руководством разных лидеров, но все они были неудачными. В чём же загадка этого простого горожанина-торговца, сумевшего сделать то, что было не под силу военным деятелям? Всё просто: он, в отличие от других, не делил власть, полностью передав управление народной армией военачальнику княжеского рода Пожарскому, и не воровал народные деньги, будучи честным человеком и искренне борясь за свободу и правду. Он поступал по совести, и потому ему верили и готовы были сражаться до конца.

Александр Суворов

Мозаика «Суворов»

Союзная армия Австрии предала две русские армии: Суворова и Римского-Корсакова. Три силы должны были встретиться в определённое время в назначенном месте, предварительно выполнив свою часть миссии. После объединения сил в Швейцарии планировалось разгромить войска неприятеля - французов. Русские полководцы точно следовали договорённостям, австрийские - вначале снабдили Суворова недостоверной картой Альп, а потом и вовсе покинули театр военных действий, фактически бросив погибать по отдельности обе армии Российской Империи, которая перед этим освободила Италию от власти Наполеона.

Когда фельдмаршал увидел на пути отвесные скалы и стало ясно, что дороги, о которой говорили союзники, попросту не существует, он принял решение идти дальше: ведь впереди ждал генерал Римский-Корсаков со своими солдатами. Если Суворов не придёт, армия Римского-Корсакова окажется в меньшинстве и будет разбита. Ни снег, ни голые камни, ни скользкая глина не остановили «чудо-богатырей» (как называл своих солдат Суворов) при переходе через дикий горный хребет Росшток.
После этого выяснилось, что брошенная австрийцами армия Римского-Корсакова уже разбита. А войскам Суворова уготована смерть, потому что там, где должны были быть союзники, стояли свежие, хорошо подготовленные французские полки. Под руководством Суворова уставшие и обессиленные русские солдаты и казаки (их тоже можно увидеть на мозаике) не только смогли выйти из окружения, но и отбили все атаки намного превосходящего по численности противника. Сделать это было попросту невозможно. Единственной возможностью было либо погибнуть, либо сдаться. В самые тяжёлые минуты перехода через Альпы, когда солдаты останавливались перед опасностью в нерешительности, 69-летний генерал-фельдмаршал затягивал весёлые песни и сам на коне скакал вперёд.

Биография Суворова, изданная в 1900 году, начиналась такими словами: «Не кончится слава о нём… до тех пор, пока нравственные начала будут играть хоть какую-нибудь роль в деятельности человечества и пока духовные силы будут ставиться выше физических».

Михаил Кутузов

Мозаика «Кутузов»

Нелогично, но факт: именно после взятия Москвы Наполеоном началась серия поражений французской армии. Кутузов вообще действовал непонятно для многих: отступал, уходил от больших сражений, в результате Бородинской битвы не отвоевал у неприятеля ничего. Правда, позднее, все его «непонятные» решения были названы гениальными и «образцами стратегического манёвра» в истории военного искусства.

В результате отступления Кутузов сохранил и хорошо подготовил русские войска, под Бородино вывел из строя убитыми и ранеными почти половину считавшейся непобедимой наполеоновской армии, а в результате сдачи Москвы и ряда хорошо спланированных действий - сначала ослабил французов, потом вынудил их начать отступление и в итоге почти полностью уничтожил. Отечественная война 1812 года могла считаться оконченной в связи с отсутствием вражеской армии как таковой. И всё это - при умеренных потерях нашей армии.
Кутузов берёг жизни солдат и не стремился к триумфальным победам в больших битвах. Он поступал нестандартно, потому что был талантливым полководцем и в первую очередь думал о спасении России, а не о собственной славе. Его известное высказывание до сих пор звучит философски и подходит ко многим жизненным ситуациям: «Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать».

Знамя великого Ленина

Мозаика «Выступление В.И. Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт»

К Ленину можно относиться по-разному, но так или иначе его образ для советского человека был вдохновляющим. Исторически сложилось, что в этом созданном образе вождя были сосредоточены все нравственные идеалы. Советское государство, которому угрожал Гитлер, было образовано в 1922 году именно Лениным, поэтому, говоря о защите Родины, говорили и о нём. Знамя великого Ленина - это то, что было священно, дорого и могло повести в бой.
Если приглядеться к панно, можно заметить неравномерность некоторых областей мозаики - вкрапления тессер будто бы не совсем подходящего цвета. Этому есть объяснение. Раньше изображение выглядело совсем по-другому, и первоначальный сюжет позднее был переделан. С точки зрения художественной цельности именно первое мозаичное полотно идеально вписывалось в концепцию всего оформления станции. Было на нём и победоносное знамя великого Ленина, и торжество непобедимого русского духа.

Этот сюжет - тот самый памятный военный парад. Товарищ И.В. Сталин вместе со знаменем будто вручает в руки солдата саму судьбу страны. Справа - батальоны курсантов в зимнем обмундировании, слева - члены советского руководства, участвовавшие в параде: В.М. Молотов, Г.М. Маленков, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов и А.С. Щербаков. В день открытия станции м. "Комсомольская-кольцевая" в начале 1952 г. именно эта картина была на своде. Понятно, что после "развенчания культа личности" панно с Верховным Главнокомандующим в полный рост было крайне нежелательно, несмотря на то, что оно полностью соответствовало исторической правде. Сверху спустили решение о его переделке, которая была закончена к 1963-му году.

Триумф Победы

Мозаика «Взятие Рейхстага»

Вот ещё одно символичное «знамя великого Ленина». Но это уже и Знамя Победы. Радостные, светлые лица солдат-победителей на фоне советских знамён и стен Рейхстага - как триумф Победы не только над враждебным государством, но и над самим фашизмом. Под ногами героев можно разглядеть поверженные фашистские свастики. Конец войне, конец идеям нацизма, конец страшным планам Гитлера, мир спасён. Пожалуй, это самое жизнеутверждающее из всех панно.
Рассказывают, что у каждого солдата, участвовавшего в штурме Рейхстага, был отрез ткани алого цвета, сделанный из чего угодно - из скатертей, штор, сшитый из кусков на скорую руку. Занимая внутренние помещения, пролёты лестниц, этажи, солдаты прикрепляли то тут, то там свои маленькие Знамёна Победы.

Мозаика «Триумф Победы»

Изначально на этом панно тоже был Сталин. Называлась мозаика «Парад Победы (поверженные фашистские знамёна)» . Фашистские знамёна можно видеть и сейчас - аллегорическая фигура Родины-Матери идёт по ним навстречу зрителю. В правой руке её - символы Советского государства, серп и молот, в левой - оливковая ветвь, символ мира. Больше никого нет. До начала 60-х годов - были. После известного XXII съезда КПСС мозаику «подкорректировали», убрав с трибуны Мавзолея Сталина и членов Политбюро.

Вот почему среди 8-ми мозаичных панно станции вдруг появилась женщина - это символическое изображение несколько выбилось из общей конкретно-исторической стилистики, но неожиданным образом проиллюстрировало слова из речи Сталина 7 ноября 1941 года. Образ Родины предстаёт перед нами в своём собирательном значении: Москва, Красная площадь, Спасская башня, Мавзолей, серп и молот, Мир, Победа над фашистской Германией, Парад Победы 1945-го, Женщина-Россия - такая же, как на Мамаевом кургане - серьёзная, сильная и непобедимая.

Площадь каждого мозаичного панно - 30 кв. м , вес - 3 тонны , количество наборных элементов - 300 тысяч штук . Величественные по силе эмоционального воздействия на зрителя, это ещё и грандиозные по технике и качеству исполнения произведения советского монументального искусства. Эскизы были выполнены в натуральную величину, и по ним бригады мастеров выкладывали картины из кусочков цветных камней и цветного стекла (смальты) . Потом переносили на основу, покрытую цементным раствором. Готовую плиту устанавливали на своде станции, на высоте 9 метров .

Во время работы над мозаичным панно для станции "Комсомольская-кольцевая". 1951

Сборка мозаичного панно в мастерской. Из архива Московского метростроя

Мозаичница за работой над панно "Дмитрий Донской" для станции метро "Комсомольская-кольцевая"

Художник Павел Корин у панно "Минин и Пожарский" для станции метро "Комсомольская-кольцевая"

Монтаж мозаичного панно для станции метро "Комсомольская-кольцевая"

По традиции мозаичной живописи фоны панно были сделаны золочёными. Золотой фон на иконах и мозаике - древний христианский символ Божественной славы. Художник Павел Корин, хорошо знавший традиции русского и византийского искусства, применил в своей работе этот хорошо известный с древних времён приём. Вот почему мозаики создают впечатление вневременности, особого величия и торжественности, а те, что изображают князей и стяги со Спасом - и вовсе похожи на иконы.

Макет станции "Комсомольская-кольцевая" в 1958 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Помимо оценки архитектурного проекта, было обращено самое пристальное внимание и на "иллюстративную" часть, представленную мозаиками Корина.

Когда художнику предписали поменять мозаики, он решил оставить те части изображения, которые не вызывали сомнений у нового руководства и могли быть использованы в композиции. Переделки производились прямо на месте - ночью, в то время, когда метро не работало. Постепенно, начиная с 1961 по 1963 год панно приобрели их теперешний вид.

Зал Победы

Главный зодчий "Комсомольской-кольцевой" Алексей Викторович Щусев называл своё детище "Залом Победы". Удивительное дело, но идейно-художественное содержание станции не ограничивается прославлением Победы в Великой Отечественной войне - несмотря на то, что станция проектировалась сразу в послевоенные годы, на волне всеобщего торжества и ликования. Парадный зал представляет тему русских побед объёмно, ретроспективно, ведёт зрителя в самую глубь веков.

Герои-предводители и весь народ одолевали врагов в такие мрачные времена, в которые не то что победить, а и выжить-то было невозможно. Мы пережили всё.

Ст. м. Комсомольская-кольцевая. Перспектива. 2013 г.

P.S. На входе в перронный зал, там, где сейчас висит табличка с информацией о станции, раньше была прибита мраморная доска. На ней - высечены слова Сталина из речи 1941-го: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!".

Хотя памятную доску и сняли, на своде остались иллюстрации - величественные, сияющие картины из камня. И пока мы знаем и помним, кто на них, - Победа всегда будет за нами.

П.Д.Корин. Эскиз мозаики для станции метро Комсомольская. 1951-52. Музей-квартира художника П.Д.Корина

Александр Невский. Мозаика. Комсомольская кольцевая станция Московского метрополитена

Корин Павел. «Дмитрий Донской. Утро Куликова поля». Эскиз мозаичного панно. 1951. Бумага, масло, золото 101х74. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Мозаика на Комсомольской. «Дмитрий Донской. Утро Куликова поля»

В 1942-1943 годах Корин работает над триптихом «Александр Невский», воспевающим мощь и непоколебимость русских воинов.

В центральной части триптиха художник изобразил в полный рост фигуру Александра Невского. В руках князя, одетого в сверкающие металлом доспехи русского воина, огромный меч. Возвышаясь над горизонтом, Александр Невский заслоняет собой мрачное небо, раскинувшийся на берегу реки город с белокаменными храмами. Над головой князя развевается хоругвь с ликом разгневанного Спаса. Вытянутая по вертикали, лаконичная и строгая композиция имеет монументальный и величественный вид.

Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942. Холст, масло 275х142. Государственная Третьяковская галерея

В левой его части, названной «Северной балладой», изображены женщина в черном платке и немолодой воин. Правой рукой он опирается на сверкающий меч, левую вытянул вперед, как бы защищая свою спутницу и город, строения которого виднеются за его спиной. Стройные стволы деревьев, растущих на берегу, подчеркивают торжественное величие человеческих фигур.

Северная баллада. Левая часть триптиха «Александр Невский». 1943. Холст, масло 275х250. Государственная Третьяковская галерея

Полотно «Старинный сказ», правая часть триптиха, являет собой трехфигурную композицию. Стремясь к монументальности, автор придал ей несколько театральный вид. Так же как и в двух других частях, человеческие фигуры на картине располагаются высоко над линией горизонта. В центре композиции - маленькая хрупкая старушка, опирающаяся на клюку. Нежные, написанные почти прозрачными мазками, цветы, окружающие женщину, как будто повторяют чудесные узоры ее одежды. Художник изобразил на своем полотне известную северную сказительницу Кривополенову. Рядом с ней - защитники земли Русской - высокий мускулистый юноша и могучий седобородый старец.

Сполохи. Левая часть триптиха. 1966. Бумага, масло 27х25. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Сполохи. Центральная часть триптиха. 1966. Бумага, масло 27х25. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Сполохи. Правая часть триптиха. 1966. Бумага, масло 27х25. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Павел Дмитриевич в последние годы жизни страстно хотел завершить свою картину «Реквием. Русь уходящая.» Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. И все же мастер не хотел сдаваться. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Но силы убывали, и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел".

Павел Дмитриевич Корин скончался в Москве 22 ноября 1967 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Нестеров Михаил.
Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных. 1930


Тогда шла война. Страшная, беспощадная Великая Отечественная. Вот лежит один раненый в лазарете - лечится. Приходит к нему командир, полковник, и говорит:

За ваше мужество и отвагу вручаю вам, рядовой, боевую награду! -
Отдает солдату медаль, руку жмет, поздравляет. А солдат ему:

Позвольте мне, товарищ полковник, рассказать вам одну историю. Не могу больше молчать!


В прошлом году, как отступали наши части под напором немецких танков, довелось мне заночевать в одном селе. И жила в том селе бабка, которую местные называли не иначе, как Фрося-колдунья. Будто бы гадает она, судьбу предсказывает. И все, что ни скажет, сбывается. В ее-то избе и провели мы ночь. Военное дело - опасное, с воздуха в тебя бомбы летят, с земли - пули да снаряды, а жизнь одна... Вот и уговорили Фросю погадать. Та согласилась, только каждому, говорит, его судьбу тайно скажу.


Корин Павел Дмитриевич.
«Портрет маршала Георгия Константиновича Жукова» 1945
Государственная Третьяковская галерея

Дошла до меня очередь. Посмотрела мне бабка в лицо... «Тебя, милок, от пули книга спасет!» Посмеялся я тогда: надену, мол, книгу на голову вместо каски... Ан по-бабкиному вышло! Через месяца два, ночью, сидел я у костра и вдруг шальная немецкая пуля ударила прямо в грудь. А за пазухой у меня лежала книга писателя Горького: из вещмешка вынул и за пазуху положил. Вот, думал, поужинаю и при свете костра маленько почитаю. Не пришлось почитать! А в лазарете врач мне сказал: «Если 6 не книга - не здесь бы ты лежал!» И с тех пор я потерял покой!

Да почему ж покой-то потерял? - удивляется полковник. - Обошла смерть стороной - живи и радуйся!


Оригинал записи и комментарии на