Первый суточный полет в космос. История пилотируемых космических полетов. Гагарин в космосе. Как это было

первый успешный полет человека в космос, Юрий Гагарин — он сказал «Поехали»

История космонавтики, первые полеты в космос. Кто летал в космос до Гагарина. Первые полеты в Космос — территории холода и невесомости, и мира больших тайн. 12 апреля, официальный праздник космонавтики, в честь первого полета Юрия Гагарина.

12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин, космонавт Советского Союза, совершил первый пилотируемый полет в космос , продолжавшийся 108 минут. Это был огромный успех. Колоссальный шаг в освоении космического пространства.

Это было время великих достижений советских ученых. Советский космонавт Юрий Гагарин совершает пилотируемый полет в космос на орбите Земли! Вся страна ликовала и праздновала!

Так это и запомнилось в истории освоения космоса ….

Полет Ю. Гагарина в космос, был крайне важен для Союза, ведь шла гонка космических завоеваний двух супердержав, СССР и США. И надо было доказать всему Миру, что только в Союзе все самое передовое, и только под управлением компартии вершатся великие дела.

Но прежде чем первый космонавт, совершил исторический полет, в космосе первыми побывали животные. Это известные на весь мир собачки, Белка и Стрелка. Совершившие первый орбитальный полет вокруг Земли, и проведя в условиях невесомости сутки. Но как рассказывает академик Олег Георгиевич Газенко, сотрудник специальной лаборатории Института авиационной медицины ВВС, и они были не первыми кто отправился в космос.

— В 1948 году, перед спецлаборотирией была поставлена задача подготовить собак к полетам в космос. Для этого животных отлавливали на улицах, подбирая по весу 4-5 килограмм. И уже в 1951 году мы вплотную приступили к работе. Это многоуровневые системы подготовки, — привыкание собачек к ношению жилета с датчиками снятия биопараметров.

Приучить их к тесноте кабины корабля, чтобы у животных не было боязни клаустрофобии. Практически всевозможные тесты, которые можно было предвидеть при запуске, и полете ракеты в космосе, конечно кроме условий невесомости. Именно невесомость немало беспокоила ученых, каким будет ее влияние на организм. На этот вопрос и отвечали подопытные животные.

Но до успешного полета Белки и Стрелки, многие вспомнят, что на орбиту в 1957 году отправлялась Лайка. Подготовка к этому полету шла в течении 10 лет. Но искусственный спутник не был оборудован системой спуска на Землю, и собака погибла.

А первыми в космосе побывали собаки Цыган и Дезик, правда на высотной ракете, но полет собак прошел успешно, и они благополучно вернулись на Землю. Вспоминает Олег Георгиевич и собачку Жульку, которая трижды побывала в космосе . Это мало кому известная, беленькая и пушистая героиня космонавтики . Два раза она успешно стартовала в космос на высотных ракетах. В третий раз, Жулька отправилась на орбиту в декабре 1960 года, на корабле предшественнике корабля Гагарина.

Но в этот раз, на ее долю выпало много опасностей. Из-за сбоев технического оборудования, корабль не достигает орбиты. В этом случае, предписывалось уничтожение корабля. Но снова происходит осечка в работе систем, подрыва корабля не происходит. И спутник падает на Землю, на просторах Сибири, в районе Подкаменной Тунгуски. Два дня, спасательная команда добиралась до упавшего аппарата.

Все это время, Жулька, пережившая все перипетии падения космического аппарата, находилась на морозе, без еды и питья. Но выжила, и затем была «списана» из участников космической программы. Олег Георгиевич пожалел отважную космонавтку, и забрал собачку к себе домой, где Жулька и прожила еще около 14 лет.

Надо сказать, что в космосе побывали не только собаки и мыши, но даже черепахи. Кстати говоря, малоизвестный факт, но именно черепахи были первыми кто совершил облет Луны, на советском аппарате «Зонд-5». Черепахи благополучно вернулись на Землю, приводнившись в Индийском океане.

А непосредственно перед полетом старшего лейтенанта Гагарина, в космос отправилась собака по имени Звездочка. На старт корабля в марте 1961 года, со Звездочкой на борту, были приглашены все будущие космонавты. Чтобы посмотреть и убедится, развитие космической техники, позволяет человеку совершить благополучный полет в космос. Присутствовал при этом и Юрий Гагарин, успешный полет которого состоялся в апреле.

В этом полете, старший лейтенант Гагарин, произнес известное нескольким поколениям землян слово «Поехали «. Приземлился Гагарин уже будучи майором. Некоторые и сейчас высказывают сомнения, — сам ли Юрий произнес «Поехали «, или это так было «надо». — Но разве это важно для истории космонавтики? Мне думается нет.

Некоторые исследователи, пристально разглядывая историю советской космонавтики, говорят и о других космонавтах. Которые якобы отправлялись в космос до Гагарина, но погибли, при неудачных запусках, сгорая в космических кораблях.

по мнению исследователей, архивные документы, прячут фамилии и лица людей, которые никогда не увидят свет софитов. Это люди, совершившие полеты в космос еще до Гагарина. Это они, были первопроходцами, первыми из людей преодолевавшими силу притяжения Земли.

Но имена первых космонавтов, искавших тропы космических дорог не звучат среди имен космонавтов. Они погибли в космических аппаратах в поисках пути на орбиту. А неудачные запуски космических ракет для истории не нужны, — как и люди. — считают исследователи.

Я конечно сейчас забегу немного вперед, но хочу сразу сказать официальную точку зрения по этому вопросу. Как официальных лиц, так и историков.

Вот что об этом говорил А. Первушин, — «возможно секретность окружавшая космическую программу не слишком оправдана. И породила множество слухов и домыслов. Но в истории советской космонавтики не существует и не существовало скрытых трупов». И называет это «плодом буйной фантазии, порожденной строгим режимом секретности» а так же — » как бы это цинично не прозвучало, но интерес представляло не удачное возвращение космонавта, — это не имело значения, в условиях гонки было главным заявить о собственном приоритете «

Об этом же говорят и историки. Как уже говорилось, в космической гонке с американцами, было очень важно, чтобы первым в космос полетел советский космонавт. В качестве примера, опровергающего неизвестные полеты, приводится документ ЦК КПСС, подписанный за 9 дней до старта Гагарина, — 3 апреля 1961 года. Документ предписывал подготовить два сообщения ТАСС, о запуске пилотируемого корабля.

Одно из них было хвалебное, об успешном запуске советского корабля с пилотом на борту, и великом достижении СССР. Другое сообщение, было о гибели Гагарина. То есть, никакого сокрытия информации, при любом исходе полета и речи не было. Согласно историкам, допущенных к изучению документов, фамилий нередко упоминаемых погибших космонавтов Ледовского, Шиборина, Миткова и Громову, в реальности не существовало, это вымышленные неизвестно кем имена. Во всяком случае, по словам историков, связи со стоящими за этими фамилиями людей не нашлось.

История погибших космонавтов, якобы совершивших первые полеты в космос до Гагарина.

Начать наверно надо с известной фотографии на обложке журнала «Огонек» от октября 1959 года. На изображении пять человек, Качура, Михайлов, Завадовский, Белоконев, Грачев, — испытатели из Института космической медицины. На фотографии они в гермошлемах, — и многие решили что это и есть будущие космонавты. Однако, их фамилии не встречаются среди имен космонавтов. И западная пресса выдвигает версию что они погибли при первых полетах в космос.

Якобы космонавты Грачев и Белоконев, отправились в космос в сентябре 1961 года, с целью совершить облет Луны на двухместном космическом корабле. По версии журналистов(в частности западной прессы) на корабле происходит поломка, и космонавты не могут вернуться. Корабль с космонавтами на борту, потеряв управление, превращается в космического странника, теряясь в холодной глубине космоса. — Трагическая история гибели.

Однако, на тот период, космические технологии не позволяли совершить пилотируемые полеты к Луне. Иначе СССР победила бы США в освоении Луны. Но это не смущает журналистов, главное побольше дыма на территории идеологического противника. Гибель Геннадия Михайлова и вовсе приурочили к неудачному запуску автоматического венерианского зонда. 4 февраля 1961 года, запуск станции был неудачным, из-за аварии в разгонном блоке, автоматическая станция «зависла» на околоземной орбите.

Правда иногда встречаются записи что так погиб Качура. Но станция была беспилотная, полностью автоматическая. Впрочем тут и так все ясно, из названия Института понятно чем занимались упомянутые люди. К тому же, в рамках все того же режима секретности, лица «засветившиеся» на обложках журнала, не могли участвовать в космических полетах.

Но все же есть один случай о неизвестных космонавтах, на который могут указать исследователи темных углов космонавтики. Это Владимир Илюшин, сын известного конструктора, на него указывают как на первого космонавта. Официально, Илюшин угодил в автокатастрофу за несколько месяцев до запуска на орбиту Гагарина.

После излечения на Родине, отправился в Китай, для поправки здоровья с помощью восточной медицины. Его проблемы со здоровьем, тут же засчитали за неудачный полет в космос. Якобы корабль завершая свой полет, совершил неудачную посадку, в которой пострадал космонавт. А в угоду все той же, пресловутой секретности, травмы космонавта официально «записали» как автокатастрофу.

Однако подобная версия не выдерживает критики, мало того что в ней отсутствует логика, так она еще и смешна. Что тут можно скрывать? Даже в этой версии, запуск корабля был успешным, — проще скрыть его трудную посадку — и можно смело сообщать на весь мир о достижениях советских ученых.

Петр Долгов, летчик-испытатель, сгорел в корабле при неудачном запуске в сентябре 1960 года. Да погиб, однако не при старте на орбиту. А два года спустя, в ноябре 1962 года, совершая прыжок с борта стратостата с помощью парашюта. Предположительно погиб проводя испытание новой модели скафандра.

Другие факты, приводимые исследователями альтернативной истории космонавтики, и тайно закопанных погибших космонавтов идентичны. Но потери среди 20 космонавтов «гагаринского» набора были. Это отчисленные из отряда за сопротивление армейскому патрулю в пьяном виде Григорий Н. , Иван А. , и Валентин Ф. (фамилии не указаны исходя из норм этики).

Известно, что Григорий Н. проходя службу на Дальнем Востоке в обычном авиаполку, рассказывал что именно он должен был лететь в космос вместо Гагарина. Правда сослуживцы ему не верили. В 1966 году Григорий погиб, угодив под поезд. Осталось неизвестным, -это было несчастным случаем, самоубийством, или как задаются вопросом исследователи, — его настиг режим секретности.

Еще одна, история гибельных «до гагаринских» запусков, а также и впоследствии погибших космонавтов, рассказана итальянцами, — братьями Кордилья . Начну с технических возможностей братьев. Может быть сейчас инженеры — конструктора и засмеются, но братья Кордилья, в одиночку, пользуясь только фотографиями наземных станций слежения НАСА, смогли собрать собственное устройство. С помощью которого они прослушивали переговоры космонавтов на орбите с ЦУПом.

Это братьям удалось совершить невозможное, в то время как все страны, следи за действиями советских космонавтов пытаясь прослушать эфир, сделать это смогли только братья Кордилья. В частности, только им удалось услышать, как погибающие космонавты переговариваются с Землей в последние секунды жизни. В прессе, в том числе и по телевидению, историю братьев Кордилья достаточно подробно пересказывают.

Поэтому не будем подробно останавливаться на том, сколько сигналов о бедствии на орбите, криков и стонов погибающих космонавтов зафиксировали итальянцы Кордилья. Но даже человек не знакомый с подробностями устройств спецсвязи, знает, прослушивать канал связи на «закрытой» частоте невозможно, даже обладая трижды суперкомпьютером будущего, «сесть» на прослушку этого канала не получиться. Здесь можно добавить, что работа применяемой спецаппаратуры, разительно отличается от известных сейчас скремблеров(устройство шифрования информации от не авторизованных лиц).

Так неужели в рамках космической программы , военные использовали открытые частоты для связи? И обнаружить это смогли, только братья Кордилья , а технические сотрудники спецлужб других государств оказались абсолютно некомпетентными? При этом итальянцы прослушивали переговоры еще со времен полета Лайки. Но вот информацией они поделились только в 2007 году, опубликовав свой дневник наблюдений.

Но что любопытно, как сообщают братья итальянцы, первый полет в космос совершила собака Лайка, чью работу сердца им удалось зафиксировать. И действительно, они не могли знать что в космосе побывали собаки Цыган, Дезик, Жулька, это информация в виду отсутствия какой либо важности не имела распространения. И братья об этом не могли знать. А значит и все остальное можно считать выдумкой.

А повторение известных случаев гибели космонавтов, в плане сокрытия космических тайн «до гагаринских» полетов, интереса не представляет, они общеизвестны.

Вспоминается космическая история Америки. Ведь как встречается в прессе, в германии еще в 1945 году осуществили пилотируемый запуск ракеты.Это произошло под руководством известного изобретателя Фау, доктора фон Брауна. Якобы последний вариант ракеты Фау-2, представлял собой полноценный космический корабль. На нем то и отправился один из пилотов в космическое пространство. Причем в последствии он благополучно приземлился.

Другая презабавная история, рассказывает как в середине 80-ых, в прибрежные воды поблизости от Майями, иногда упоминаются Канарские острова, падает космический аппарат. Прибывшие к месту приводнения полицейские замирают, перед ними находятся трое человек, одетые в немецкую форму. и они подтверждают, — да они являются пилотами великой Германии. И были запущены на орбиту в 45-том году. Но из-за неисправности анабиозной камеры их сон продлился на большее время.

Таким образом они также претендуют на роль первых космонавтов. Однако в действительности надо обратить внимание на один факт, и тогда все эти историю лопаются проще мыльного пузыря. Доктор фон Браун, перешел на сторону США, и принял участие в космической гонке против Советского Союза. Тогда почему, изобретатель уже отправивший на орбиту космонавтов, еще не один десяток лет кропотливо работает над созданием пилотируемого корабля. Ответ прост, не было необходимых технологий, и все истории вымысел.
***
Конечно, неудачные запуски советских космических аппаратов были. И при неудачных запусках погибло много космонавтов. Но ни кто их имен не скрывал. Другое дело, что об этом мало говорилось, но это совсем другая история.

Интересны некоторые достижения космической техники и для использования в повседневной жизни, так сказать в гражданской. К примеру космический костюм «Пингвин», разработанный для борьбы космонавтов с невесомостью, впоследствии применялся для излечения от детского церебрального паралича.

Другой космической разработкой, является «Бифидум-бактерин», шагнувший на прилавки магазинов. Изначально он разрабатывался для космонавтов, как профилактическое средство дисбактериоза.

2/08/2017

6-7 августа 1961 года советский космонавт Герман Степанович ТИТОВ совершил первый в мире суточный космический полёт на космическом корабле «Восток-2», став ВТОРЫМ космонавтом в истории космонавтики.

Космическая экспедиция Германа ТИТОВА, как и полет Юрия ГАГАРИНА, стала частью славной истории отечественной космонавтики. Продолжительность полета составила 25 часов 18 минут. Космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров.

Во время полёта изображение ТИТОВА передавалось на Землю по радиотелеметрическим каналам. Врачи постоянно следили за состоянием его здоровья, проводили анализ физиологических данных. Контролировавший миссию с Земли Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Павлович КОРОЛЁВ так сказал о ТИТОВЕ: «Примечательные черты Германа Степановича - это быстрота реакции, сообразительность, хладнокровие и, вероятно, самое ценное - наблюдательность, способность к серьёзному анализу. При важности всех других, два последних качества в данном полёте имеют особое значение».

Советский космонавт Герман ТИТОВ сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости, и, главное, сумел поспать в космосе, что стало одним из важнейших экспериментов в эпоху начала освоения пилотируемой космонавтики. Впервые было доказано, что в условиях невесомости у человека сохраняется работоспособность в течение суток, и, следовательно, жить и работать в космосе можно.

Герман Степанович ТИТОВ входил в состав первого отряда космонавтов с 1960 по 1970 год. В апреле 1961 года, накануне первого полета человека в космос, именно он был назначен дублером у Юрия Алексеевича ГАГАРИНА.

История пилотируемых космических полетов

Первый в мире полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки был осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток-К72К", которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток". Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли - "Кедр"). Дублером был Герман Титов, запасным космонавтом - Григорий Нелюбов. Полет продолжался 1 час 48 минут. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области.

Первый суточный космический полет совершил космонавт Герман Степанович Титов с 6 по 7 августа 1961 года на космическом корабле "Восток-2".

Первый групповой полет двух кораблей - "Востока-3"(космонавт Андриян Николаевич Николаев) и "Востока-4"(космонавт Павел Романович Попович) - состоялся 11-15 августа 1962 года.

Первый в мире полет в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6". 12 октября 1964 года стартовал первый многоместный космический корабль "Восход". В экипаж корабля вошли космонавты Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов, Борис Борисович Егоров.

Первый в истории выход человека в открытый космос осуществил Алексей Архипович Леонов во время экспедиции 18-19 марта 1965 года (космический корабль "Восход-2", в составе экипажа - Павел Иванович Беляев). Алексей Леонов удалился от корабля на расстояние до 5 метров, провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут 9 секунд.

Следующий этап российской пилотируемой космонавтики - создание многоцелевого корабля "Союз", способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных орбитальных станций "Салют".

Первый полет на новом корабле "Союз-1" совершил 23-24 апреля 1967 года космонавт Владимир Михайлович Комаров. При завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата, Владимир Комаров погиб.

С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полет совершили Андриян Николаевич Николаев и Виталий Иванович Севастьянов на космическом корабле "Союз-9".

11 января 1975 года началась первая экспедиция на космическую станцию "Салют-4" (экипаж: Алексей Александрович Губарев, Георгий Михайлович Гречко, космический корабль "Союз-17"), которая завершилась 9 февраля 1975 года.

За всю историю отечественного освоения космоса случились только две катастрофы, приведшие к гибели космонавтов, пишет "Время новостей" . 24 апреля 1967 года при посадке разбился первый спускаемый космический аппарат из серии "Союз" – отказала парашютная система. Погиб пилот "Союза-1" Владимир Комаров. Кстати, его дублером числился Юрий Гагарин.

Вторая катастрофа случилась через четыре года: 30 июня 1971 года космический корабль "Союз-11" разгерметизировался при спуске. Экипаж - командир Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и инженер-исследователь Виктор Пацаев - погибли при резкой декомпрессии. После этого было введено правило, требующее от космонавтов надевать скафандры при возвращении с орбиты.

Первый международный космический полет - 15-21 июля 1975 года. На орбите была произведена стыковка космического корабля "Союз-19", пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем "Аполлон", пилотируемым астронавтами Т.Стаффором, Д.Слейтоном, В.Брандом.

На смену "Салютам" пришло третье поколение околоземных лабораторий - станция "Мир", которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения.

Орбитальный комплекс "Мир" находился в эксплуатации до июня 2000 года - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонны научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира.

Космический комплекс "Мир" сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран. При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики. Эксплуатация МКС рассчитана на 15 лет.

Первая долговременная экспедиция на МКС началась 31 октября 2000 года. В настоящее время на Международной космической станции работает 13-я международная экспедиция. Командир экипажа - российский космонавт Павел Виноградов, бортинженер - астронавт NASA Джеффри Уильямс. С экипажем 13-й экспедиции на МКС прибыл первый бразильский космонавт Маркос Понтес. После реализации недельной программы он вернулся на Землю вместе с экипажем 12-й экспедиции МКС: россиянином Валерием Токаревым и американцем Уильямом Макартуром, которые работали на станции с октября 2005 года.

11 августа 1962 г. в 11 часов 30 минут был запущен очередной космический корабль «Восток-3». Пилотировал корабль космонавт Андриян Григорьевич Николаев. Корабль весом 4722 килограмма был выведен на орбиту вокруг Земли с апогеем 234,6 километра и перигеем 180,7 километра.

После выхода на орбиту А. Г. Николаев приступил к выполнению космической программы полета. А она была очень сложной, насыщенной разного рода исследованиями и экспериментами. Совершая виток за витком вокруг нашей планеты, космонавт ждал старта своего друга Павла Романовича Поповича. Это случилось через сутки. В 11 часов 02 минуты 33 секунды 12 августа 1962 г. стартовал космический корабль «Во-сток-4» с космонавтом П. Р. Поповичем. Корабль был выведен на орбиту с высотой в апогее 236,7 километра, в перигее 179,8 километра.

Начался первый в мире групповой космический полет двух пилотируемых советских кораблей-спутников «Восток-3» и «Восток-4». Вот основные параметры этого группового полета. Наибольшая высота составила: у «Востока-3» на 17-м витке 229,8 километра, у «Востока-4» на 1-м витке 236,7 километра. Наименьшая высота: на 17-м витке у «Востока-3» была 178 километров, у «Востока-4» на 1-м витке—179,8 километра. Скорость космических кораблей-спутников при прохождении точки орбиты с максимальной высотой над поверхностью Земли составила: для «Востока-3» на 17-м витке 7,81 километра в секунду, для «Востока-4» на 1-м витке — 7,82 километра в секунду. Наименьшее расстояние между ними было 6,5 километра. В этот момент высота полета над поверхностью Земли у «Востока-3» была 180 километров, у «Востока-4»—184,5 километра. Эта точка и была принята за начало группового (совместного) полета. Правда, к этому времени ФАИ еще не успела выработать новые положения о регистрации групповых космических полетов. Этот вопрос Международная авиационная федерация решила только в марте 1963 г.

Космонавтам А. Г. Николаеву и П. Р. Поповичу в этом совместном полете предстояло выполнить много разного рода исследований и экспериментов, связанных с решением новых медико-биологических и научно-технических проблем. Сюда входили: изучение влияния длительного космического полета и особенно состояния невесомости на основные физиологические функции человека, выяснение особенностей течения суточной периодики физиологических процессов в условиях длительного орбитального полета вокруг Земли, оценка психологического состояния, работоспособности космонавтов на различных участках полета, определение эффективности методов отбора и тренировки космонавтов, проверка возможностей согласованных действий двух экипажей в полете и эффективность работы всех конструктивных элементов космических кораблей, особенно систем жизнеобеспечения. Успешное выполнение задания давало возможность ученым, конструкторам и космонавтам решать перспективные вопросы увеличения продолжительности космических полетов, подготовки операций по встрече и стыковке кораблей, создания долговременных орбитальных станций и т. д.

Как нам известно, космонавты А. Г. Николаев и П. Р. Попович в процессе группового полета на кораблях «Восток-3» и «Восток-4» осуществляли проверку работы всех бортовых систем космических аппаратов, устанавливали радиосвязь между собой и с наземными станциями, выполняли психологические, физиологические и вестибулярные пробы, проводили медицинский самоконтроль, регистрировали пульс, частоту дыхания, переносимость перегрузок, шумов, вибраций, невесомости, принимали пищу, производили ориентацию кораблей в пространстве с использованием ручных систем управления, вели киносъемку и т. д.

Заканчивались вторые сутки полета. Космонавты А. Г. Николаев и П. Р. Попович готовились к завершению группового полета. 14 августа вместе с группой встречи мы вылетели на вертолетах к месту приземления кораблей «Восток-3» и «Восток-4». Погода стояла солнечная и жаркая.

15 августа 1962 г. на высоте 7 тысяч метров появилась точка, над ней — купол парашюта. Записываю в своем блокноте: «15 августа 1962 г. в 9 часов 39 минут 59 секунд летчик-космонавт Николаев А. Г. отделился от корабля «Восток-3». Приземлился в 9 часов 52 минуты в районе города Каркаралинск Карагандинской области. Корабль-спутник «Восток-3» приземлился в 9 часов 44 минуты 09 секунд в этом же районе».

В 9 часов 59 минут в районе поселка Атасу Карагандинской области приземлился П. Р. Попович. Оба космонавта, а также корабли «Восток-3» и «Восток-4» приземлились, как и было предусмотрено программой полета, в Казахстане, на широте 48 градусов.

В результате обработки данных в координационно-вычислительном центре о полете «Восток-3» было установлено, что пройденный путь в космосе этого корабля составил 2 639 600 километров, а корабля «Восток-4» — 1 982 050 километров. Полет А. Г. Николаева на корабле «Восток-3» продолжался 94 часа 09 минут 59 секунд, а П. Р. Поповича — 70 часов 43 минуты 48 секунд. Продолжительность первого в мире группового полета двух советских летчиков-космонавтов А. Г. Николаева и П. Р. Поповича на кораблях-спутниках «Восток-3» и «Восток-4» составила 70 часов 23 минуты 38 секунд, а дальность этого полета —1 миллион 975 тысяч 200 километров.

Таким образом, А. Г. Николаев и П. Р. Попович установили первые мировые рекорды по продолжительности и дальности группового космического полета в классе орбитальных полетов.

Групповой полет А. Г. Николаева и П. Р. Поповича ФАИ был признан как выдающееся достижение в освоении космоса. Международная авиационная федерация наградила космонавтов Золотой медалью «Космос». Достижение летчиков-космонавтов СССР А. Г. Николаева и П. Р. Поповича показало, что на космических кораблях типа «Восток» можно летать в течение длительного времени.

В этом полете космонавты А. Г. Николаев и П. Р. Попович впервые освободились от привязных ремней, отделились от кресла и находились в «свободном плавании» (в невесомости): Андриян Николаев за четыре сеанса в общей сложности 3,5 часа, в Павел Попович за три сеанса — около 3 часов.

Впервые советские люди и жители большинства стран Европы по каналам советского телевидения и через системы «Интервидение» наблюдали плавание космонавтов внутри кабины, видели, как оба космонавта вели наблюдения, поддерживали радиосвязь с Землей, а также проводили ориентировку.

Групповой полет космонавтов А. Г. Николаева и П. Р. Поповича на кораблях «Восток-3» и «Восток-4» наметил новые пути осуществления еще более сложных и длительных космических полетов.