План- конспект экскурсии «Растения в природе» - Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» - Конкурсные работы - Каталог статей - ДИА "CREATIV". Природоведческие экскурсии

Цели: провести наблюдения за весенними изменениями в природе; учить ценить красоту природы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Планируемые результаты : учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.

Оборудование : карточки с заданиями (для варианта 2 урока).

Предварительная подготовка : учащиеся заранее учат стихи, готовят сообщения.

Ход урока

Вариант 1

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Сегодня я приглашаю вас в гости. Отгадайте к кому.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая, —

Значит, к нам пришла...

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая, -

Значит, к нам пришла...

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет, -

Значит, к нам пришла...

А. Некрасова

О чем идет речь в этом стихотворении? (О весне.)

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края.

III. Работа по теме урока

1. Подготовка к экскурсии

Весна - это прекрасное время года! Это пробуждение. И в то же время весной в лесу небезопасно.

Проверьте вашу одежду. Хорошо ли вы заправили брюки в носки? кофту в брюки? Есть ли головной убор? Как можно меньше участков тела должны остаться открытыми. Это защитит нас от клещей, ведь они тоже проснулись с приходом тепла.

А еще о чем мы должны помнить, путешествуя по лесу? {В лесу не шумят, не ломают ветки деревьев, не мусорят, не срывают цветы, травы.)

А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, они могут быть ядовитыми. Нельзя сходить с тропы, чтобы не потеряться.

Вы готовы отправиться в путь? (Ответы детей.)

(Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то, что им предстоит на экскурсии.)

1. Увидеть изменения, которые произошли в природе по сравнению с зимой.

2. Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой, которая была зимой.

3. Посмотреть, в каких местах снег уже растаял, а в каких еще сохранился, отличается ли внешний вид снега весной от его вида зимой.

4. Понаблюдать, изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, появились ли на деревьях и кустарниках цветки и листья.

5. Посмотреть, изменился ли внешний вид хвойных растений.

6. Обратить внимание, появились ли цветущие травянистые растения.

7. Понаблюдать, появились ли насекомые, в каких местах они держатся, появились ли лягушки и другие животные, которых не было зимой.

8. Выяснить, прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы, послушать их голоса.

9. Обратить внимание, произошли ли изменения в жизни зимующих птиц и зверей.

— Ребята, во время экскурсии мы наверняка увидим березы с порезанной кем-то корой. Из этих порезов вытекает очень нужный деревьям сок. Чтобы помочь деревьям, мы замажем эти раны садовым варом или глиной.

И помните: на экскурсии и в любое другое время нужно выполнять правила друзей природы.

2. Экскурсия

Прием «Неживая природа весной»

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали.

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает.

Влажным теплом поддувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользят.

Галки, вороны стадами

С. Дрожжин

Зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». Но сейчас так уже не скажешь. Солнце и светит ярче, и греет по-настоящему. Оно теперь поднимается в небе гораздо выше, чем зимой. Весна идет!

С каждым днем становится теплее. Начал таять снег, и побежали первые, пока еще робкие ручейки. Дни стали заметно длиннее, чем зимой. А как изменилось небо! Оно теперь голубое, высокое, и плывут по нему белые-белые легкие облака. Таких облаков не увидишь зимой. Они бывают весной, летом и в начале осени.

Первым делом весна пришла в город. Все меньше и меньше снега на улицах, все напористее весенние ручьи. С крыш свисают ледяные сосульки. Звенит капель. Люди одеваются уже не так тепло...

А за городом зима еще сильна. Но ей недолго осталось хозяйничать. Повсюду снег стал серым, влажным. На пригорках и в по лях появились первые проталины. В лесу снег подтаял вокруг деревьев. Это произошло потому, что стволы деревьев темные, а темные предметы быстро нагреваются солнцем.

Лед на водоемах тоже тает. Он темнеет, покрывается трещинами, раскалывается. На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.

Весной на водоемах опасно ходить по льду. Подтаявший лед может проломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода! От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Это половодье! Широко разлилась вода, затопила луга, кусты и деревья, иногда даже целые леса! Зайцы, лисицы и многие другие звери в беде. Люди спешат к ним на помощь: на лодках перевозят животных в безопасные места.

От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Постепенно почва на поверхности просыхает, но на глубине остается влажной. Эта влага очень нужна растениям. Весной осадки выпадают в виде дождя. Иногда выпадает и снег, но он быстро тает, не так уж много времени осталось до первой грозы, которая обычно бывает в начале мая.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою.

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы —

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями —

Уже ручей звенит струной,

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

В. Суслов

Привал «Три весны»

(Сообщение ученика.)

Замечательный писатель Виталий Бианки считал: есть не одна, а целых три весны!

Первая весна — полевая. Она начинается, когда на полях показываются первые проталины, земля начинает освобождаться от снега. Снег отступает с полей, бежит с них ручьями в овраги и под крепкий лед реки. Прибывающая вода давит снизу на лед. Река как бы собирает силы в ледяной неволе. Вот поднатужилась и... Треснул толстый лед. Начались ледоход и весенний разлив. Это вторая весна — речная.

В полях уже и следа не осталось от снега, реки начали возвращаться в свои берега, а зима все еще не хочет сдаваться, все еще посылает свои утренние морозы. Последний снег еще прячется от солнца в лесу.

Но приходит третья весна - лесная, когда и в последнем убежище зимы растаял снег. Зацветает лес, зеленеет, наполняется голосистыми птицами. Ну а за ней, за третьей весной, наступает лето.

Привал «Деревья и кустарники весной»

Верба над тыном склонилась,

Вся расцвела, распустилась,

Так и блестит жемчугом.

Кое-где оттаяли кочки,

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом.

С. Дрожжин

Нельзя представить себе нашу природу без белоствольной красавицы березы. Сколько сказок, стихов, песен сложил о ней русский народ! Интересно, что береза - единственное в России дерево с белой корой. Живет береза 100-120 лет. Да, люди любят березу, но как часто они не берегут ее... Теряя весной по вине человека немалую часть сока, береза слабеет. Если наносить ей раны несколько лет подряд, она может и совсем погибнуть. Сахар, который содержится в соке, нужен для питания дерева. Движение сока у деревьев и кустарников - признак их весеннего пробуждения. Еще один признак - цветение некоторых деревьев и кустарников.

Из деревьев первой зацветает ольха. Ее зимой и весной легко узнать по черным шишечкам на ветках. Весной на ольхе появляются сережки. Сережки - это множество маленьких цветочков, собранных вместе.

Рано весной зацветает ива. Возле ее цветков вьются пчелы и шмели. Они прилетают сюда за сладким нектаром. Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. На орешнике, как и на ольхе, видны сережки. А волчье лыко имеет розовые ароматные цветки. Этот кустарник встречается в наших лесах редко и нуждается в строгой охране. Но запомните, что волчье лыко - растение ядовитое!

Ольха, ива, орешник, волчье лыко - раннецветущие растения. Они цветут еще до распускания листьев. Береза зацветает позднее, когда листья на ней уже начинают распускаться. Еще позднее зацветает черемуха. Ко времени цветения она вся уже покрыта молодой листвой. В садах после распускания листьев зацветают яблони, груши, вишни.

Набухание почек и распускание листьев - это тоже признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Весной начинают прорастать опавшие семена деревьев и кустарников. Особенно хорошо заметны молодые растеньица клена.

Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Лиственница полностью одевается новой хвоей. У сосны, ели, можжевельника молодая хвоя вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой. Надо помнить, что хвойные растения никогда не цветут.

Привал «Травы, цветущие весной, насекомые весной»

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Он долго рос,

Он ждал весны

И наконец расцвел!..

Тебе другие снились сны —

Рукой его ты смел.

Сорвал цветок с лица земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко смести!

А под сосной, где ты украл

Природную красу,

Два одинокие листа

На землю льют росу.

А. Новик

Ранней весной, когда на деревьях и кустарниках еще не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насыщена влагой. Раннецветущим травам нужно как раз много света и влаги. Вот они и цветут в начале весны, хотя кое-где еще лежит снег. Тепла этим растениям требуется немного.

Питание раннецветущие растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.

А весна уверенно вступает в свои права. Постепенно в лесу, в парке, на открытых местах появляется все больше зеленой травы. Вслед за первоцветами зацветают ландыш, купальница, а потом и другие травы. Берегите красивые растения! Пусть наша родная земля всегда будет прекрасной и цветущей!

От весеннего тепла насекомые вышли из оцепенения и поки-- нули свои зимние убежища. Летают бабочки, греются на солнце мухи, вьются в воздухе комары, над землей с гудением летают шмели, возле цветущей ивы жужжат пчелы, оживает муравейник. Да, насекомые удивительны, интересны. И все-таки с некоторыми из них людям приходится бороться. Бороться приходится с теми насекомыми, которые приносят человеку вред. Их не так уж много. Ученые подсчитали, что из каждой сотни различных насекомых вред человеку приносит только одно.

Например, некоторые насекомые питаются растениями, которые выращивает человек. Гусеницы бабочки-капустницы питаются капустой. Когда их очень мало, они не страшны. Но если их много, они могут погубить почти весь урожай. А вот некоторые ребята считают, что надо давить любых гусениц. Правы ли они? Давайте разберемся. Гусеница бабочки-крапивницы кормится листьями крапивы, а гусеница траурницы — листьями березы или осины. Какой же вред человеку приносят эти гусеницы? Никакого!

Запомните: гусеницы большинства бабочек не приносят человеку вреда! Если этих гусениц уничтожать, красивые бабочки могут исчезнуть.

Теперь вспомним комаров, которые сосут кровь человека. Нередко комаров бывает очень много. И тогда люди не могут нормально работать, отдыхать. Люди борются с комарами, чтобы их стало меньше. Но, может быть, следует совсем уничтожить этих насекомых? Нет, ни в коем случае! Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы.

Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки — прожорливые хищники. Значит, если хочешь, чтобы комаров стало меньше, береги стрекоз!

Множество опасных насекомых поедают муравьи. Недаром их называют санитарами леса. Конечно, муравьев тоже необходимо охранять.

Давайте относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно шестиногое существо от наших рук не погибло! Не ловите и не убивайте насекомых! Они не только нужны природе, но и украшают ее. Не разоряйте муравейники! Муравьи — санитары леса.

Привал «Птицы весной»

Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Его барабан — сухой сучок. Дятел стучит по нему клювом, и звук разносится далеко по лесу. Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню.

Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. Раньше других птиц прилетают грачи. Считается, что с их прилетом и начинается у нас весна. Следом за грачами возвращаются скворцы и жаворонки, потом зяблики. Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц. Ведь им нужно, чтобы в воздухе появилось достаточно летающих насекомых. Поздно прилетает и кукушка. Она питается гусеницами, которых собирает на деревьях. А гусениц становится много только после распускания листьев. Почти все птицы весной строят гнезда. Высоко на деревьях видны большие гнезда грачей. Под крышами домов слепили свои гнездышки ласточки. Жаворонки, соловьи вьют гнезда на земле. Синицы и скворцы селятся в домиках, сделанных для них человеком, а в лесу — в готовых дуплах. Дятел сильным клювом сам выдалбливает в стволе дерева дупло.

В гнезда птицы откладывают яйца и насиживают их - согревают своим теплом. У некоторых птиц, например у уток, из яиц вылупляются покрытые пухом, очень подвижные птенцы. Уже через день они выпрыгивают из гнезда, выводком ходят за матерью, плавают, ныряют и самостоятельно собирают корм.

У других птиц птенцы появляются на свет беспомощными, голыми. Но еды им нужно очень много, потому что они быстро растут. Нелегко приходится птицам-родителям. Скворцы приносят птенцам корм 300 раз в день, синицы — 400 раз.

А вот кукушка гнезда не строит. И птенцов не выкармливает. Свои яйца она подкладывает в гнезда других, более мелких птиц. Обычно они не замечают обмана, насиживают яйцо кукушки, а потом кормят большого прожорливого кукушонка. Он бывает больше той птички, которая его выкармливает.

Привал «Разные животные весной»

— Встречали ли вы весной каких-нибудь зверей?

— Что интересного вам удалось заметить?

— Видели ли вы этих животных?

— Приходилось ли вам видеть змей?

— Что вы знаете о змеях?

Весной происходит много изменений в жизни животных. Просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм. Еж ищет насекомых, медведь — в основном растения и насекомых, но иногда охотится на крупных животных, например на лося или оленя. Позже других просыпаются летучие мыши. Они питаются насекомыми, которых ловят в воздухе, а ранней весной летающих насекомых еще мало. Те летучие мыши, которые зимовали в теплых краях, возвращаются к нам. Интересно, что для летучих мышей можно делать домики, похожие на домики для птиц.

Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую летнюю. У белки, зайца, ласки вновь изменяется цвет меха.

У большинства зверей весной рождаются детеныши. Взрослые животные заботятся о своем потомстве: кормят, защищают от врагов.

Важные изменения происходят весной в жизни и других животных: рыб, лягушек и жаб, ящериц и змей. Рыбы выметывают икру. Из икринок появляются мальки. Они питаются, растут и со временем превратятся во взрослых рыб.

После зимней спячки просыпаются лягушки и жабы. Они громко урчат в пруду, реке, озере. В воду они выметывают икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются во взрослых лягушек и жаб. Ящерицы и змеи тоже пробуждаются от зимней спячки. Они выползают на солнышко и подолгу греются. Ящерицы начинают ловить насекомых. Змеи охотятся на лягушек, мышей, полевок. Как видите, для большинства животных весна - это время размножения. Поэтому охота и рыбная ловля весной запрещены.

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. Берегите лягушек, жаб и их головастиков. Не убивайте змей, даже ядовитых! Все они очень нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство!

Привал «Труд людей весной»

— По своим наблюдениям расскажите, какие работы люди выполняют весной в поле, в саду, в огороде, на улицах городов и сел.

— Как эти работы связаны с весенними изменениями в природе?

— Как люди осенью и зимой готовились к весенним работам?

Весна — очень беспокойное время. Главная забота - вовремя посеять и посадить культурные растения. От того, как люди выполнят эту работу, во многом зависит будущий урожай.

Сначала на поля, вспаханные еще осенью, выходят тракторы с боронами. Бороны выравнивают почву, рыхлят ее, разбивают крупные комки. Затем в полях появляются тракторы с сеялками. Ранней весной сеют пшеницу, овес и некоторые другие растения. В конце весны с помощью особых машин — картофелесажалок — высаживают картофель.

Много работы весной в саду. В самом начале весны стволы деревьев надо побелить, чтобы их не обожгло солнце. Ведь оно стало теперь ярким, горячим. Стволы белят еще и для того, чтобы погибли опасные для растений насекомые, которые прячутся в трещинах коры.

Когда растает снег и почва в саду просохнет, убирают сухие листья. А когда на деревьях и кустарниках появится молодая листва, вырезают засохшие ветки. В это время они хорошо заметны.

В огородах люди сеют семена редиса, моркови, свеклы и многих других овощных растений. Сажают выращенную заранее в тепле рассаду помидоров, капусты. Привал «Наш рассказ о весне»

(Класс делится на группы. Каждая группа за определенное время устно должна составить подробный и красочный рассказ о весне. Затем все рассказы заслушиваются, анализируются, учитель выделяет наиболее удачные фрагменты каждого рассказа.)

IV. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали во время экскурсии?

Вариант 2

I. Организационный момент

Сегодня наш урок пройдет необычно. Мы отправимся в лес (парк, сквер) и понаблюдаем, как изменилась природа с приходом весны.

II. Работа по теме урока

1. Подготовка к экскурсии

(Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения, повторяются правила дорожного движения, правила поведения на природе. Класс делится на группы.)

2. Экскурсия

(Каждой группе выдается карточка-задание, сообщается время самостоятельной работы, определяется примерная зона леса (парка, сквера) для проведения наблюдений.)

Карточка 1. Неживая природа

Какая сегодня погода? Сравните ее с зимней погодой.

Чем отличается весеннее небо по цвету и характеру облачности от зимнего?

Как светит солнце? Изменились ли весной высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?

Что произошло со снегом? Почему? Изменился ли он по окраске и плотности по сравнению с зимой? Где осталось больше снега, почему?

Как изменилась почва?

Карточка 2. Живая природа

Посмотрите на лес (парк, сквер) издали. Изменился ли он по сравнению с зимой?

Найдите хвойное дерево. Как изменились хвойные деревья по сравнению с зимой?

Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились лиственные деревья с приходом весны?

Рассмотрите почки на дереве и кустарнике. Как они изменились по сравнению с тем, что вы наблюдали зимой? Распустились ли в это время листья на дереве и кустарнике?

Осмотрите травянистые растения. Как они изменились с наступлением весны? Найдите цветущее травянистое растение. Как оно называется? Где оно растет, на какой почве?

Прислушайтесь: когда в лесу (парке, сквере) больше звуков — зимой или весной? Почему?

Каких насекомых и птиц вы увидели во время экскурсии? Какие изменения произошли в их жизни с приходом весны?

(Учитель проводит коллективное обсуждение каждого задания. Затем группы отчитываются о своих наблюдениях, делается коллективный вывод.)

Неживая природа

Сегодня... погода. Небо теперь голубое, высокое, по нему плывут белые-белые легкие облака. Солнце светит ярче, пригревает. Оно гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. День стал заметно длиннее. Снег тает, так как стало тепло. Он потемнел и уплотнился. Сначала он тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже тает снег в лесу. От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги.

Живая природа

Лес (парк, сквер) оделся в легкую желтовато-зеленоватую дымку. Стволы сосен изменили цвет. Они стали какого-то яркого оранжевого цвета. На лиственных деревьях и кустарниках набухли почки. На иве (вербе) появились серебристые барашки, а на ольхе — сережки. Так ива и ольха цветут. Листьев на деревьях и кустарниках еще нет.

На проталинах, в хорошо прогреваемых солнцем местах, расцвела мать-и-мачеха. Почва в таком месте хорошо увлажняется. Весной в лесу (парке, сквере) больше звуков, чем зимой, потому что больше стало птиц. Начинают возвращаться перелетные птицы. Они весело щебечут. Начали просыпаться насекомые. Они выбираются из своих укрытий.

(Затем учащиеся располагаются на полянке, проводится игра «Я знаю...». Цель игры — подвести итоги проделанной работы, выяснить, что дети узнали на экскурсии.)

Я знаю пять признаков весны: ...

Я знаю пять перелетных птиц:...

Я знаю пять первоцветов:...

Я знаю пять насекомых: ...

Я знаю пять проснувшихся зверей:...

III. Подведение итогов урока

(Этот этап урока проводится в классе. Учащиеся рассказывают, какие изменения произошли в природе с приходом весны. На доске составляется схема «Весенние изменения в природе, наблюдаемые на экскурсии».)

Домашнее задание

1. Вспомнить, что видели и слышали на экскурсии, рассказать об этом дома.

2. Рабочая тетрадь: № 1 (с. 36).

"Весенняя экскурсия в природу"

Место проведения: ближайшие окрестности школы.

Цель : познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.

Оборудование :

тетрадь и карандаш для каждого учащегося,

карточки с заданиями для наблюдения.

Ход урока

I. Организация учащихся в начале урока.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

II. Вводная беседа в классе.

Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Пришла красавица весна!». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи (учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

На экскурсии нам тетрадь и карандаш.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

(Учитель делит детей на 2 группы)

III. Работа на местности

1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).

А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? (Перед проведением экскурсии учитель просит учеников выучить стихотворения о весне).

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
(И.Токмакова)

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
(А.Майков)

Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.

Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем.

    Зима весну пугает, да сама тает.

    Весною сверху печет, а снизу морозит.

    Красна весна, да голодна.

    Весною день упустишь – годом не вернешь.

Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в тетрадь.

Определим цвет неба. Сделайте соответствующие записи в тетради.

Есть ли сегодня ветер?

Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Небо голубого цвета, солнце поднимается выше, а осадков нет).

2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.

А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Какого цвета листья?

Давайте рассмотрим листочек березки и зарисуем его внешний вид.

А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

Каждая из групп характеризует свое растение для других групп.

Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (на деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами.)

3. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).

Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в тетради.

Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?

4. Экологическая стоянка.

А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

IV. Подведение итогов в классе.

Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.

Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

V. Итог экскурсии.

Молодцы, ребята. Мне очень понравилось как вы работали сегодня на уроке.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги

Экскурсия

«Весенние изменения в природе»

Подготовила

учитель начальных классов

Сальникова Юлия Игоревна

г. Калуга

2014

Экскурсия на тему: «Весенние изменения в природе»

2 класс

Цели:

I . Образовательные:

1. Формирование представлений о весенних изменениях в природе.

2. Формирование представления о признаках наступления весны.

II . Развивающие:

1. Развитие наблюдательности

2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций.

3. Развитие самостоятельности при выполнении индивидуально – групповых заданий.

III . Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе.

2. Воспитание культуры поведения в природе.

Оборудование:

Для учителя : савок для выкапывания первоцветов, термометр, иллюстрации (птиц (грач, жаворонок), растений (гусиный лук, тополь, осина), насекомых (бабочка крапивница, бабочка траурница, оса лесная)), коробки для собранного материала.

Для учащихся : блокнот с твердой обложкой, простой карандаш, цветные карандаши.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

I . ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Выставление книжки – раскладушки:

Гусиный лук – травянистое луковичное растение. Высота растений - от 3 до 35 см. У растений может быть одна или несколько луковиц. У некоторых видов имеются корни двух типов: идущие от середины донца вертикально вниз, и идущие от края донца сначала вниз, а затем горизонтально и вверх. Цветки небольшие, жёлтые, звёздчатые. Опыление происходит с помощью насекомых, которых привлекает нектар. Растет на влажных почвах: по лесам, кустарниковым зарослям. Распространен в Европе и Азии.

Мать-и-мачеха – многолетнее растение, растёт на глинистой почве, на полях и оврагах. Изнанка листьев мать-и-мачехи испаряет воду слабее их лицевой стороны, а потому нижняя поверхность их теплее верхней - отсюда русское название растения. Подземное ветвистое ползучее корневище ранней весной выпускает надземные стебли, покрытые буроватыми, чешуйчатыми листьями. На этом стебле развивается жёлтый цветок Распространена в европейской части, на Кавказе, в Сибири до Байкала, в городах Средней Азии.

Оса лесная – насекомое, величиной 15-20 мм, живет семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек. Окраска желто-зеленая.

Траурница – Бабочка довольно крупная: размах крыльев до 7,5 см. Окраска крыльев самца тёмно-коричнвая, вишнёво-коричневая, самки - светло-коричневая. Крылья с широкой светло-желтой каймой и рядом синих пятен перед ней. На переднем крае крыльев по 2 крупных желтовато-белых пятна. Нижняя сторона крыльев темная. Более светлая кайма крыльев у зимующих особей связана с выцветанием за время зимовки. Бабочек этого вида можно увидеть около луж на дорогах, а также на деревьях с вытекающим соком. Траурницы большие любители соков и нередко скапливаются для совместной трапезы. Ее первый вылет можно наблюдать ранней весной. Новое поколение появляется в конце июля и летает до поздней осени, когда уходит на зимовку. Самка откладывает до 100 яиц плотными кладками в виде кругов на ветви растений. Гусеницы развиваются с июня по июль. свободная и прикрепляется головой вниз. Стадия куколки - около11 дней. За год бывает одно поколение. Зимует в дуплах и других укромных местах.

Грач – Грач очень похож на черную ворону и отличить его можно по голой окружности вокруг клюва, простирающегося до самых глаз. Также можно его заметить по очень вытянутому клюву и по мелким перьям на голове и шее, имеющим круглые края, чего нет у черной вороны. Оперение грача красивое, черно-синее с фиолетовым блеском, длина 43 сантиметра. живет в аллеях, парках и больших садах вблизи полей, лугов, выгонов, а также в небольших рощах, в степях и по берегам рек. Гнезда свои грачи устраивают на высоких деревьях, часто вблизи жилья, он гнездо грача так рыхло, что, упав на землю, оно разваливается, чего не случается с гнездами других птиц того же рода. В апреле появляются в гнездах яйца. Гнездуются эти птицы большими колониями.

Жаворонок полевой - оперение жаворонка очень скромное, сверху бурое, снизу белое, светлое, даже беловатое, обыкновенно с темными пятнышками и полосками.Жаворонок встречается у нас везде, за исключением крайнего севера. Водится он повсеместно и на хлебных полях, и на пустырях, поросших лишь вереском на почве сухой, бесплодной, также и на почве жирной, на пастбищах, выгонах, на альпийских логах и даже на островах и по берегам морей.

Гнездится жаворонок всегда на земле и вообще прекрасно и быстро бегает, при чем на бегу, он подымает перья на темени. Улетает жаворонок от нас на юг в сентябре и перед отлетом собирается в громадные стаи. Возвращается к нам ранней весной, смотря по климату, в феврале или марте месяце. Так как жаворонок питается насекомыми его надо ценить, не только как веселого, приятного певца наших полей, но и как полезную птичку, уничтожающую различных вредных насекомых с наших посевов.

2. Подготовка детей к рассказу стихотворения о весне и народных примет.

II . ВЫЯВЛЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажет Оксана.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Тютчев. Ф

О каком времени года говориться в этом стихотворении?

О весне

Сегодня у нас урок-экскурсия и мы с вами отправимся в парк, чтобы пронаблюдать какие изменения произошли в живой и неживой природе с приходом весны.

Какие времена года вы знаете?

Какое время года сейчас?

Какое время года предшествует весне?

Когда длиннее день весной или зимой?

Когда теплее весной или зимой?

Какие признаки наступления весны вы уже могли наблюдать?

Молодцы, а сейчас откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему (на доске: Экскурсия. Весенние изменения в природе).

Карточка №1

1. Найдите ель. Рассмотрите ее. Выдели признаки, по которым вы узнали, что это ель (ствол, ветви, хвоя). Выделите, что изменилось во вешнем виде по сравнению с зимой.

2. Зарисуйте ветку ели. Постарайтесь отобразить произошедшие изменения.

К
арточка №2

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Найдите вербу. Рассмотрите ее. Выделите произошедшие по сравнению с зимой изменения.

2. Зарисуйте ветку вербы. Постарайтесь в рисунке отобразить произошедшие изменения.

Карточка №3

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Каких насекомых можно увидеть весной. Где их можно увидеть? Чем они заняты?

2. С помощью сачка поймайте бабочку крапивницу.

Карточка №4

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Рассмотрите внешний вид грача. Какого он размера? Какого цвета оперение головы, туловища, крыльев, хвоста? Опишите поведение. Чем занят грач?

2. Зарисуйте грача.

Ребята, мы с вами пришли в гости к природе. Давайте вспомним как с ебя нужно вести, чтобы не навредить природе. (Дети перечисляют правила поведения в природе).

Люди издавна замечали изменения, происходящие в природе в разные времена года, сопоставляли их. Эти наблюдения нашли отражения в приметах, поговорках. Кто – нибудь знает примеры таких примет?

Грач на горе – весна на дворе.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Длинные сосульки к долгой весне.

Как вы понимаете эти пословицы?

Молодцы. Сегодня и мы с вами понаблюдаем за произошедшими изменениями и выясним, как они между собой связаны.

Обратите внимание на небо. Какого оно цвета? А какого цвета оно было зимой?

Ребята, встаньте так, чтобы солнце освещало вашу правую руку. Что вы чувствуете?

Солнце весной становится выше над горизонтом, день становится длиннее, поэтому на землю попадает больше тепла и температура воздуха весной больше, чем зимой. Давайте измерим температуру и сравним ее с температурой зимой (измеряют и помечают у себя в блокноте).

Чем была покрыта земля зимой? Есть ли снег сейчас? Во что он превратился?

Как вы думаете, куда могло исчезнуть столько воды?

Большое количество талой воды стекает в водоемы, поэтому весной можно увидеть такое явление, как половодье – подъем воды в водоемах.

Но не вся вода стекает в водоемы, часть ее впитывается почвой, откуда ее могут всасывать корнями растения.

Что происходило с растениями зимой?

Посмотрите, что изменилось во внешнем виде у деревьев?

На первый взгляд кажется, что в жизни деревьев не произошло никаких изменений с приходом весны. Давайте подойдем поближе к березе и посмотрим, может, мы заметим какие-нибудь, изменения.

На ветках березы почки стали больше - набухли и приоткрыли свои защитные чешуйки, из–под которых можно увидеть зеленые листочки.

Молодцы. Что же позволило произойти этим изменениям?

Внешне деревья и кустарники изменились, хотя они уже давно «почувствовали» приход весны. Почва оттаяла, что позволило деревьям и кустарникам всасывать из нее воду и питательные вещества, которые поднимаются вверх по стволу к почкам, растворяя запасы сахаров. Это явление получило название сокодвижения. Если в стволе дерева в это время сделать отверстие, то из него пойдет сок. Многие птицы питаются соком деревьев, например дятел, но отверстия, которые они проделывают, добывая сладкий сок, очень маленькие и не причиняют вреда дереву. А вот зарубки, которые делают люди, собирая сок, могут привести к гибели дерева. Если вы увидите, гуляя по лесу, такую зарубку, то помогите дереву, для этого замажьте рану пластилином или глиной.

Посмотрите на вербу, какие изменения по сравнению с зимой вы наблюдаете?

Появились пушистые почечки.

Ребята это цветки вербы. Многие деревья и кустарники зацветают весной: ива, ольха, орешник, тополь, клен (показываю иллюстрации цветущих деревьев).

Мы с вами посмотрели на произошедшие изменения в жизни деревьев и кустарников, у них набухли почки, у некоторых показались зеленые листочки, многие из них цветут. Чтобы пронаблюдать, какие изменения будут происходить с ними дальше, мы возьмем в класс несколько веточек ивы, березы и поставим их в воду. Так же вы должны будете продолжать наблюдения за растениями в природе по плану:

1. Начало сокодвижения (у клена и березы).

2. Набухание почек (появление у почек более светлых внутренних частей).

3. Распускание почек (становятся видны зеленые кончики молодых листочков).

4. Начало развертывания листьев

5. Зацветание раннецветущих деревьев и кустарников (ива, лещина и т. д.).

А какие изменения произошли в жизни травянистых растений (Учитель показывает на раннецветущее растение)? Кто-нибудь знает, как называется это растение?

Мать-и-мачеха

Что интересного вы можете про нее рассказать? Какие еще цветущие рано весной растения вы знаете? (показываю хохлатку и гусиный лук) Сейчас мы аккуратно выкопаем несколько раннецветущих растений, чтобы изучить их более подробно в классе, а одно растение мы посадим в горшок и пронаблюдаем, как оно будет развиваться, и какие изменения с ним еще произойдут.

Посмотрите на цветки мать-и-мачехи, кого вы можете на них увидеть?

Насекомых.

Каких насекомых мы можем наблюдать рано весной? Что вы можете рассказать о них?

Молодцы. Прислушайтесь, какие звуки вы услышали?

Пение птиц?

Слышали ли вы его зимой? Каких птиц нельзя было увидеть зимой, а сейчас можно? Есть ли такие птицы, которые с приходом весны исчезли? Какие? С чем связаны такие изменения в поведении птиц?

А вы заметили, чем сейчас заняты птицы?

Строят гнезда.

Из каких материалов они строят гнезда?

И так ребята, какие же изменения в природе мы с вами уже смогли выделить?

III . ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА.

А сейчас каждая группа должна будет выполнить задания, которые даны на карточках. При их выполнении не забываем о правилах поведения в природе. На это вам 10 минут.

IV . ОБОБЩЕНИЕ.

- Какие признаки наступления весны мы с вами наблюдали?

Каких животных и растения мы с вами наблюдали?

А теперь возвращаемся в класс.

V. КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА.

Откройте тетради, в которых вы записывали число и тему. Сейчас мы зафиксируем результаты наших наблюдений.

Какая была погода во время проведения экскурсии? Какая была температура? Было солнечно или пасмурно, ветрено или нет? Запишите у себя в дневниках наблюдений, а дежурные запишут еще и в календарь природы и труда.

Какие изменения произошли в жизни растений с приходом весны?

Какие изменения произошли в жизни насекомых и птиц весной?

Вы выполняли задания по карточкам, сейчас каждая группа расскажет остальным, что они наблюдали.

Какие изменения произошли в жизни хвойных растений (на примере ели)? Записываем

Что наблюдала 2 группа? Какие изменения заметили? Записываем

Что наблюдала 3 группа?...

Мы с вами выкапывали раннецветущие растения, а 4 группа поймала бабочку крапивницу, сейчас мы должны с вами подготовить все для гербария.

Итак, все сегодня молодцы. Полученные сегодня наблюдения пригодятся нам на следующих уроках.

Список литературы:

    Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных школ.: Просвещение, 2009 – с.222

    Киселева К.В. А тлас-определитель «Флора и фауна средней полосы России».:Фитон, 2010 – с.544

ранней весной (средний возраст)

ЦЕЛЬ : Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом.

Задачи :

    Образовательные

    закрепить представления у детей,что всё в природе взаимосвязано;

    формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.

    определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;

    Развивающие

    развивать навыки наблюдения за изменениями в природе,вызвать желание на самостоятельные исследования;

    развивать умения строить причинно- следственные связи;

    Воспитательные

    способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций;

    формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах;

    вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой поселок чище и краше;

Ход:

(воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в сад). Ребята, мы с вами несколько раз зимой ходили в сад, наблюдали за природой, кормили птиц, Зима закончилась, а как называется это время весны? (ранняя весна)

Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в наш любимый сад и понаблюдать, что же там происходит ранней весной, а заодно и проверим наши кормушки, т.к. птицы все-таки еще нуждаются в нашей помощи (почему?)

Назовите, какие правила надо соблюдать на прогулке в саду.

Находясь в саду нельзя портить деревья и кустарники.

Ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптываний.

Нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в саду;

Нельзя бросать мусор.

Правильно, молодцы, ребята! Теперь я уверена в том, что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.

Вот мы и пришли в сад. Полюбуйтесь как здесь хорошо.

сугроб уже ссутулился от солнечных лучей

и побежал по улице сверкающий ручей…

О каком времени года говорится в этом четверостишии?

Перечислите все весенние месяцы?

А какой самый первый месяц весны?

А после какого зимнего месяца он наступает?

А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас?

Да, ребята, сейчас у нас наступила ранняя весна.

А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?

1.Снег потемнел и стал ноздреватым, днём солнце светит всё ярче и теплее снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды, которые протекают вниз сквозь толщу снега, а в снегу остаются дырочки. При таянии снега становится видна грязь и пыль, которые снег выбрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой этой пыли не было видно, т.к.снега было много и он был пушистым, а весной снег тает, проседает и пыль становится видимой.

2.Изменилось солнце, оно стало светить ярче и дольше, день становится длинней. Повышение температуры воздуха вызывает таяние снега.

3.В небе образуется большое количество облаков. Из-за обильного таяния снега образуется много воды, которая, испаряясь, образует облака.

Ребята, а мы сейчас перечислили изменения, происходящие в живой или в неживой природе? Давайте сейчас рассмотрим эти изменения своими глазами.

Посмотрим на снег. Что вы можете о нём сказать? (да, действительно, он уже выглядит не таким аппетитным ). Посмотрите, уже начинают появляться первые проталины (это места где снег уже стаял, и появилась земля). Давайте найдём такие места. Как они называются? Где больше таких мест ? (У стволов деревьев, т.к. стволы тёмные, а солнечный свет поглощает лучше предметы тёмного света , стволы нагреваются быстрее, чем сугробы, поэтому снег вокруг деревьев тает быстрее . В этом вы можете убедиться, если потрогаете руками пальто тёмного и светлого цвета).

Возможно ли рассмотреть солнце? (конечно же трудно, ведь солнце стало светить под другим углом, как бы обхватывая землю, грея её ).

А кто может сказать, почему солнце весной более тёплое по сравнению с зимой?

Да, правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.

А облака когда появляются? (во второй половине дня) Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте, на что они похожи.

А что же ещё происходит в неживой природе в марте? Конечно, мы забыли про весенние ручейки и лужицы, которые они образуют.

Откуда берутся эти ручейки?

Снег – это замёрзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду. Вода течёт с возвышенных мест вниз, образуя ручейки.

Вот видите, сколько признаков ранней весны мы выделили в неживой природе, молодцы!

Кто мне ответит на вопрос что можно отнести к живой природе? (деревья, кустарники, птиц, насекомых, животных)

А как вы думаете, затронули их изменения происходящие в неживой природе?

Начнём свои наблюдения. Только в начале ответьте мне на вопрос: чем отличаются деревья от кустарников?

Оказывается и на кустиках и на деревьях набухают почки, они становятся толще. Срываем по одной почки с дерева и кустарника и разрываем почку пополам.

Что мы наблюдаем на месте разлома?

Внутри почки видим маленький крошечный как будто много раз сложенный листочек.

А почему почки набухают именно весной?

Конечно же, весной появляются все необходимые условия для роста растений.

Напомните, мне, пожалуйста, условия необходимые для роста и развития растений.

(солнечный свет, тепло, влага).

Оглядитесь по сторонам и назовите деревья, которые вы можете узнать по внешнему виду. (берёзу, тополь, липу, клён). Что же разного у этих деревьев? (почки у берёзы маленькие, у тополя длинные и острые, у клёна большие и более овальные, у берёзы ствол белый с черными чёрточками, у тополя светлее, чем у клёна), (взять несколько веточек для опыта, поставить в воду)

Д\И «Всё наоборот» (не называя, пытаюсь перепутать название и описание деревьев)

Теперь пройдём по нашему саду и полюбуемся его красотой. Каких деревьев больше в саду? (лиственных) А каких именно? Посмотрите в каком состоянии в нашем саду деревья? (некоторые деревья нуждаются в помощи людей: побелка, подрезка, лечение ран на коре).

Посмотрите ещё более внимательно, что мы видим на деревьях? (гнёзда).

А как вы думаете, они пустые или их кто-то уже заселил?

Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).

Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, журавли)

Какие птицы прилетают к нам первыми?

Конечно же, грачи. Грач-это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.

А как вы думаете, нужны ли грачу гнёзда?

Из какого материала грач строит гнездо? (из веток)

Пройдите по парку и посмотрите, может, мы увидим грачей.

Чем питаются грачи? (насекомыми).

Оглянитесь вокруг: проснулись ли насекомые? (нет).

Попробуем догадаться, для чего у грача такой большой клюв? (оказывается грачам достаточно проталинки, чтобы разыскать себе корм - выкопать из земли личинки).

Вернёмся к проталинкам и рассмотрим, не поработал ли на них грач, разыскивая себе корм?

Так почему же ещё нет ранней весной других птиц? (нет ещё насекомых)

А как ведут себя наши зимующие птицы? (снегири улетели поближе к северу, т.к. любят холодный климат, а вороны, воробьи, галки летают парами в поисках мест для гнёзд и громко кричат). Посмотрите, наши кормушки пусты, давайте наполним их кормом, птицы все еще ослаблены зимовкой, и некоторым трудно добывать корм самим.

Давайте поиграем в Д/И «Перелётные птицы», я описываю птиц, а вы по описанию пытаетесь угадать, что это за птица?

Птицы, как и люди, ждут приход весны.

Обратите внимание, как стали одеваться люди?

Ребята, можно сделать вывод пришла ли весна к нам в сад?

По каким признакам можно узнать о приходе ранней весны? Как здесь хорошо и уютно, что не хочется уходить. Помните, как весной мы с вами убирали сад от мусора?

А кто знает пословицу о порядке? (чисто и красиво не там где метут, а там где не сорят)

Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. Мы сегодня узнали много нового и интересного, прошлись по всем уголкам этого замечательного сада и сделали для себя вывод - чтобы наш сад, наш поселок был красивым и любимым, нужно заботиться о нём всем жителям и взрослым и детям.

"Весенняя экскурсия в природу"

Место проведения: ближайшие окрестности школы.

Цель : познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих весной.

Оборудование :

    термометр,

Ход урока

I. Организация учащихся в начале урока.

II. Вводная беседа в классе.

Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи (учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

Основные задачи:

    Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе.

    Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников.

    Наблюдение за поведением птиц.

На экскурсии нам понадобятся термометр, лупа.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

III. Работа на местности

1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

    Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).

    Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее.

Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

    А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце.

Определим цвет неба, облачность.

    С помощью термометра определим температуру воздуха

Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе?

Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

    Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта?

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде дождя).

2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.

  • А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья?

Давайте рассмотрим одну из почек, используя лупу.

    Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны?

3. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).

    Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску.

Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?

4. Экологическая стоянка.

А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

IV. Подведение итогов в классе.

Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной.