План конспект экскурсии в природу осенью. Конспект экскурсии в городской парк «Осенние изменения в природе. Если загорелся лес по вине человека

Зименко Тамара Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ "Черлакский детский сад № 2", Омская область, р.п. Черлак
Описание материала: конспект будет полезен воспитателям детских садов, родителям.
Цель:
Усвоение представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
1. Продолжать формировать умение распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать;
3. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.
Материал:
- Пакеты для сбора мусора, перчатки.
- Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
- Папки для растений - 2.
- Корзиночки для шишек, листьев - 4.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами пришли на экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. Давайте вспомним с вами правила поведения в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу:
- не шуметь,
- идти по тропинке,
- не рвать растения,
- не ломать ветки деревьев и кустарников,
- не разрушать гнезда и муравейники и т.д.
Придя в лес, воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, осматриваются, отдыхают.
Воспитатель: - Дети, какое время года сейчас?

Дети: - Осень.
Воспитатель: - А как же вы догадались?
Дети: - Деревья и трава пожелтели, стало прохладно.
Воспитатель: - Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: - Частые дожди, листопад, первые заморозки, отлет птиц в теплые края, дни становятся короче, солнце светит, но слабо греет.
Воспитатель: - Правильно, ребята, вы назвали много примет осени. Ребята, осень - очень красивое время года! Не смотря на то, что природа начала готовиться к зиме, все вокруг окрашивается в яркие, сочные, веселые цвета – появляются желтые, красные, оранжевые листья на деревьях. Наступил первый осенний месяц – сентябрь. Его называют «запевалой осени» и «златоцветом». А еще осень называют художницей! Послушайте стихотворение об осени:
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

Воспитатель: - Ребята, давайте подышим чистым воздухом, ароматом берез, посмотрим вокруг и полюбуемся красотой осени.
А теперь давайте поиграем!

Игра «Что мы видим вокруг?».
Нужно назвать одним словом, что дети видят вокруг себя (небо, солнце, деревья, кустарники, птиц, муравейник).
Говорить нужно быстро, не повторять слова, сказанные другими детьми.

Игра «Что какое?».
Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.

Игра «Добрые слова».
Напомнить, что есть много добрых слов, их нужно чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для пенька, травы, птиц, березы, тополя.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько берез в этом лесу. Подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая, а она в ответ подарит вам много энергии и сил.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.
Игра «К дереву беги».
Воспитатель называет деревья и кустарники, дети находят их на полянке и подбегают к ним. (береза, осина, шиповник)
Воспитатель: - Ребята, в этом лесу растут деревья, на которых есть листики. Скажите, как называется такой лес? (лиственный) У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Дети: - Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, но их в этом лесу нет.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как животные осенью готовятся к зиме?
Дети:
- Медведь готовится к спячке.
- Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
- Еж готовится к спячке.
- Белка делает запасы.
Воспитатель: - Ребята, давайте послушаем. Что мы можем услышать вокруг? Дети слушают и говорят, что услышали. Много звуков мы слышим и особенно крик птиц, перелетные птицы собираются на юг. Давайте поиграем, и превратимся в птиц.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Воспитатель: - Ребята, давайте тоже подготовимся к зиме и запасем природный материал, который пригодится нам зимой для изготовления различных поделок. (Дети собирают опавшие листья различной окраски, красивые веточки.)
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.

Татьяна Перова
«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе

ТЕМА : Экскурсия в осенний парк . Золотая осень .

ЦЕЛЬ : учить детей различать наиболее характерное состояние

осенней погоды : холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,

провести наблюдение за осенней природой ,

закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету,

вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев ,

развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.

Ход ЭКСКУРСИИ:

Вводная беседа

Какое время года наступило?

Какие осенние месяцы знаете ?

Какой месяц осени сейчас ?

Мы с вами познакомились с приметами ранней осени . А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень . Мы отправляемся в парк , чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?

Основная часть парке )

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк . Там мы с вами

будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.

Пришли в парк .

Дети, что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)

Что изменилось в природе с наступлением осени ?

Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев , которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

Дети, посмотрите, в парке стало светлее . Как, по вашему, действительно парк стал светлее ? А почему?

Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень » .

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзке на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…

Посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.

А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями . Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она? (Рассказы детей.) А какой наряд у клёна? А вот тополь, дуб.

А кто покажет мне ствол дерева? Обхватите его пальцами.

Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя?" Какой

Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.

Поэтому мы попробуем сделать это руками.

Воспитатель предлагает 2-3 детям взяться за руки и обхватить

Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые

или тонкие?

А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,

оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)

А листья большие или маленькие?

Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.

Давайте соберем листья, но только желтые. Собирают потом

коричневые, потом только зеленые).

Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие

листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и

предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,

опускаются на землю.

Давайте мы тоже покружимся как листики.

Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.

Игра «Деревья» . Воспитатель говорит : - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает

деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» - дети

кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю» .

Дети подбрасывают листья и приседают. «Змейка из листьев» - дети с листьями

берут друг друга за руки и идут змейкой.

Мы уже знаем, что осенью часто идут дожди . Сейчас мы поиграем в игру

«Солнышко и дождик» и посмотрим, кто же из вас самый, внимательный.

Светит солнышко, все бегают, играют. Но вот пошёл дождик, по сигналу

воспитателя дети бегут под зонтик.

Предложить и другие игры. Перед тем, как дети уйдут из парка , воспитатель

Предлагает полюбоваться красотой осеннего парка .

Осеннее развлечение в начальной школе, 1-2 класс


Место работы: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению"
Описание материала: Предлагаю вам конспект экскурсии в природу для обучающихся 1 - 2 классов школы-интерната для слабовидящих детей. Данную разработку можно использовать в общеобразовательной школе во внеклассной работе и на уроке «Окружающий мир», она может быть полезна учителям начальных классов, воспитателям школ-интернатов и групп продлённого дня. Это познавательное занятие по экологии о природе родного края. Оно расширяет у обучающихся представление о листопаде, о пользе опавшей листвы, знакомит с таким деревом как лиственница. Ребята получают наслаждение от общения с природой. Занятие способствует сплочению коллектива, развивает умение работать в группе, прививает любовь к природе родного края.
Цель: расширение у обучающихся представлений о листопаде, разнообразии и пользе опавших листьев.
Обучающие задачи:
1. изучить один из законов развития природы - листопад;
2. расширить представления о пользе опавших листьев;
3. познакомить обучающихся с лиственницей;
4. сформировать правильное представление об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. получать эстетическое наслаждение от общения с природой;
2. прививать любовь к родному краю, к природе;
3. способствовать сплочению коллектива посредством совместной творческой деятельности;
4. воспитывать у слепого и слабовидящего ребёнка потребность в общении с природой.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать стремление к познанию, наблюдательность, память, внимание, связную речь;
2. формировать наглядно практическое мышление;
3. формировать навыки пространственной ориентировки;
4. развивать творческие способности обучающихся и умение работать в группе;
5. формировать у обучающихся умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Ход занятия.

Вводная часть. Целеполагание.
Ребята, сегодня наш привал мы проведём на улице и будем говорить о …. А впрочем, о чём, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение.
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Собери из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.
И послушно ветру в след
Листья улетают –
Значит лета больше нет,
Осень наступает.
- О чём это стихотворение?. Правильно, о листопаде. И сейчас на улице тоже осень со своей неповторимой красотой. Всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета, осень постаралась.
- Ребята, вам нравится осень?
Каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются ею, другие выражают свои чувства пером на бумаге, а третьи кистью и красками на холсте – это художники. Особенно красив листопад.

Беседа об осенних листьях.
Вот и осень наступила,
Листья стали опадать…
То ли чудо, то ли диво –
Не могу никак понять.
Нет прекраснее на свете
Этой красочной поры!
Осень ходит по планете
И несёт свои дары.
- Почему листья осенью начинают менять цвет? (Ответы детей)
Солнышко светит меньше, день становится короче, поэтому зелёное вещество в листьях не успевает вырабатываться. Самый частый наряд у деревьев – жёлтый. Есть деревья, которые осенью полностью желтеют, а есть, которые только краснеют. А вот у клёна, например, листочки сначала становятся жёлтыми, а потом красными. Так получаются красивые разноцветные деревья.
- Зачем деревья сбрасывают листву осенью? (Ответы детей)
Во-первых, потому что зимой на ветках с листьями налипало бы очень много снега, деревья могли бы сломаться от тяжести. А во-вторых, потому что зимой корням деревьев трудно добывать воду из замёрзшей земли, поэтому листочкам воды в холодное время года не хватает.
В конце лета в основании каждого листочка образуется тоненькая перегородка. Постепенно она становится всё больше и как будто отталкивает листочек от ветки. У некоторых листьев такая перегородка растёт быстро, поэтому и падают они раньше остальных, а другие держаться на ветках долго-долго.
- Как вы думаете, опавшие листья полезны? (Ответы детей)
Оказывается, да! В них могут строить зимние гнёзда ежи, листьями барсуки и белки утепляют свои дома, а ещё в опавших листьях зимуют гусеницы, бабочки, жучки и паучки. Опавшие листья укрывают корни от морозов.

Игра «Да и нет». (Дайте правильный ответ).
- Осенью цветут цветы?
- Осенью растут грибы?
- Тучки солнце закрывают?
- Колючий ветер прилетает?
- Туманы осенью плывут?
- Ну, а птицы гнёзда вьют?
- А букашки прилетают?
- Звери норки закрывают?
- Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
- Часто-часто льют дожди?
- Достаём ли сапоги?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Ну, а что же надо делать?
- Куртки, шапки надевать?
- Послушаем: ш-ш-ш… Что это такое?. Это шуршат под ногами опавшие листья. Целый ковёр разноцветных листьев.
- О чём же они шепчутся?

Чтение стихотворения «Листопад» .
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осины…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов

Игра «Узнай дерево»
Дети берут из коробки листья и веточки хвойных деревьев, закрыв глаза. По команде воспитателя дети открывают глаза и бегут к тому дереву, лист которого у ребёнка в руке.

Знакомство с лиственницей.
Некоторые деревья не сбрасывают листья на зиму, а так и стоят зелёными, как весной. Это – многие хвойные деревья, у которых вместо листочков тоненькие иголочки: ели, сосны, кедры, кедры, пихты.
- Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год? (Ответы детей)
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев.
Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасности засохнуть, когда корни будут доставать из охлаждённой почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинках лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве.
Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную, скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
- Рассмотрите веточки этого дерева. Можно ли его назвать хвойным? (Да. Дерево имеет хвоинки)
- Как расположены хвоинки на ветке? (Группами. Пучками)
- Чем хвоя этого дерева отличается от хвои ели, сосны? (Она мягкая, неколючая. Иголки в некоторых местах жёлтые, они опадают)
- Кто знает название этого дерева? (Лиственница)
Хвоинки лиственницы опадают осенью, как и листья у лиственных деревьев.
- Обратите внимание, как много у лиственницы листьев-хвоинок уже упало на землю.
Лиственница может прожить до 500 лет. Древесина у неё тяжёлая., тонет в воде. Тем не менее при Петре I из неё строили корабли, так как в ней много смолы и она подолгу не гниёт. В Венеции, в Польше строились из неё дома, которые прекрасно сохранились и до наших дней. Именно из-за прочной и долговечной древесины лиственницу беспощадно вырубали. В наших краях лиственницу можно встретить редко.

Конкурс «Кто лучше составит осенний букет».
А сейчас я вам прочитаю стих О. Высотской
Осенние денёчки.
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки жёлтые,
Вон листочки красные.
Соберём в кошёлку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво.
Скажет мама нам – Спасибо!
(Дети собирают опавшие листья деревьев, составляя различные осенние букеты).

Игра «Озвучь картину».
Выбираются дети, которые будут озвучивать шелест листвы (ш-ш-ш). другая группа детей будет голосом передавать пение птиц (ку-ку, фью-фью). Кто-то из ребят передаст жужжание насекомых. Если ученики произнесут все звуки враз, то мы «услышим» звуки леса!

Тренинг.
А теперь наш тренинг. Закрыли глаза, повторяем за мной. «Ярко светит солнце. Дует лёгкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо мною гордо кружатся птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».

Работа в классе.
Составление из листьев коллективного панно «Осенний лес».

Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового узнали на экскурсии?
- Понравилось или нет?
- Что понравилось больше? Почему?
- Кто себя может сегодня похвалить за работу?
- Кто недоволен собой? Почему?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Светлячок» Старшая группа.

Подготовила и провела: Бударагина Л.М.

Цель: Способствовать углублению представлений детей о лесе:

Задачи:

  • Выявить знания детей о растительном и животном мире леса;
  • Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям;
  • Дать детям конкретное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, затяжные осадки, поведение животных осенью) ;
  • Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности;
  • Закрепить знание детей о правилах поведения в лесу.

Материал к занятию:

Осенние листья, природный материал: шишки, пеньки, ветки деревьев; костюм Лесовика, Лешего; иллюстрации с изображением деревьев, леса, ёлочки, животных; картинки с напоминающими знаками у каждого ребенка.

Предварительная работа:

Беседы, игры, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы.

Словарная работа: еловая ветка, дары леса, хвоинки, экстракт смолы, хвойный, мачтовый лес.

(Все персонажи – дети нашей группы)

Ход занятия

Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом.

Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?

Дети: Осень

Воспитатель: Да, правильно, и сегодня я предлагаю поговорить об осени.

Скажите, какая погода преобладает с её приходом?

Какое небо?

Как светит солнце?

Скажите, какие изменения произошли в природе?

(мало света, тепла, ветрено, дождливо)

Воспитатель: Да, погода изменилась, но сегодня она такая чудесная, солнечная. Так и хочется прогуляться по осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.

Воспитатель: Ну, что хотите в лес на экскурсию?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда собираемся в путь.

Воспитатель: Сегодня мы пойдем с вами по экологической тропе. По ней могут идти только те, кто любит и бережет природу. Эта тропа обозначена волшебными стрелочками. И первая остановка, послушайте загадку: Зимой и летом одним цветом.

Дети: ель.

Воспитатель: А почему про неё так говорят?

Дети: Она не сбрасывает иголки.

Воспитатель: Сосна и ель меняют свои иголки постепенно, каждая хвоинка живёт два года, а потом осыпается и вырастает новая.

Что растёт на сосне и на ели?

Дети: Шишки.

Игра: «С какого дерева шишка?»

Воспитатель: Ребята, кого кормит сосна и ель?

Дети: Зверей и птиц.

Воспитатель: А ещё люди считают сосну лечебным деревом. Сосна выделяет смолу, люди собирают её и делают лекарство. Особенно смола помогает при аллергии. (Рассматриваем экстракт смолы)

Воспитатель: Дети давайте остановимся, посмотрим вверх и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.

Воспитатель: Ребята, скажите как называется лес, где растут одни сосны?

Дети: Сосняк или «мачтовый» лес, т.к. из сосен раньше строили корабли, мачты.

Викторина:

Кто являются обитателями леса?

Дети:

Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, тетерев, глухарь, сорока, сыч.

Грибы: грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, лисички, белый гриб, опята.

Звери: лиса, волк, медведь, заяц, олень, лось, белка, куница, кабан, ёжик.

Кто укладывается спать на всю зиму?

Кто меняет на зиму шубку?

Кто делает запасы на зиму?

Кто зимует под листвой, в коре деревьев?

(Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют) .

Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.

(Выходит старичок – лесовичок) .

Воспитатель: Ребята, смотрите старичок – лесовичок идет какой-то грустный. Давайте поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуйте, старичок – лесовичок (не слышит) , второй раз дети здороваются с лесовичком.

Лесовичок: Здравствуйте (охает и садится на пенек) .

Воспитатель: Что случилось?

Лесовичок: Да вот здесь недавно гуляли Леший с Кикиморой, пели громко песни, кричали, громко включали музыку, бегали, намусорили, жгли костры и все оставили. Вот я еле потушил костер, и вот посмотрите, что они оставили после себя (мусор, бутылки, бумаги…) .

Воспитатель: Не горюй, лесовичок, мы с ребятами поможем твоему горю, и что-нибудь придумаем (правда, ребята? – спрашивает детей) . Ну, что пойдем искать Лешего с Кикиморой

Воспитатель: Здравствуйте Леший, он не слышит, дети опять здороваются с ним.

Вы, почему нарушаете покой леса?

Леший: Это что за малявки такие, чтобы мне делать замечание, это лес ничей, что хотим, то и делаем (смотрит по сторонам, ищет Кикимору) . Где же моя Кикимора, куда ушла!?

Воспитатель: Ты Леший не прав. Лес – это общий дом природы, он для всех, а мы в нем только гости.

Дети, давайте, поможем Лешему разобраться в своем поведении по отношению к лесу.

Какие правила поведения в лесу знаете?

Дети: В лесу нельзя:

  • громко говорить (кричать)
  • включать громко музыку
  • рвать с корнем цветы, грибы
  • ломать ветки деревьев
  • разжигать костры
  • разорять гнезда, муравейники
  • стрелять из рогатки в птиц
  • оставлять за собой мусор
  • разбивать стеклянную посуду
  • курить

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Лешему, такую ситуацию:

1. Если загорелся лес по вине человека:

Дети: - погибнут звери; птицы и их птенцы

  • сгорят деревья
  • не будет чистого воздуха
  • не будет ягод, грибов, орехов
  • а если сгорят деревья, значит не будет бумаги, мебели…

2. Если разорить гнезда птиц, стрелять из рогатки в птиц, то тогда погибнут деревья, т.к. их будут точить червяки и вредные насекомые, а этих насекомых поедают птицы, чем больше птиц в лесу, тем он здоровее.

Воспитатель: Дети, давайте Лешему расскажем, что мы еще знаем об охране леса.

1. Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть
Только, чур, не забывать

2. Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки с дуба не ломать –
Никогда не забывать
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!
Ты пришел не убивать!

3. Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.

4. Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги –
Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Ну, что Леший, ты все понял?

Леший: Все я понял (убирает мусор в пакет) . Спасибо, вам ребята, за то, что научили меня любить и понимать природу. Жалко только Кикимора куда-то убежала, ей бы тоже не мешало бы послушать вас.

Воспитатель: Леший, если не будет леса, где же ты будешь жить, ты не подумал об этом? А на память ребята подарят тебе и Кикиморе напоминающие знаки, будете смотреть и вспоминать как надо себя вести в лесу! (дети дарят Лешему и Кикиморе знаки, которые висели у них на груди.)

Воспитатель: Ну, что ребята, а нам пора идти в детский сад, а то осенью дни становятся короче, и темнеть начинает рано.

Дети: Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!

Дети: Мы растем, растем, растем!
Все о мире узнаем,
Не обидим мы букашек,
Гнезд не разорим у пташек,

Не сорвем прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.

Воспитатель: А мы к тебе лес еще придем в гости в другое время года.

Воспитатель: Ну, что ребята, мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу, повторили правила поведения в лесу, закрепили названия деревьев, птиц, зверей. Во время всей экскурсии все старались правильно отвечать на вопросы, слушать ответы своих друзей не перебивая друг друга, выполнять задания данные воспитателем.

Список используемой литературы.

  1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх» . М., 1933 г.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» . М., 1991г.
  3. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой» . М., 1978г.
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» . Москва «Творческий центр» - 2003г.
  5. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок» . Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
  6. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми» . Мн., 1996г.
  7. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии» . Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
  8. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства» . Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
  9. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду» . Я., 1998г.
  10. Попова Т.И. «Мир вокруг нас» . Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
  11. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» . Москва «Мозаика – Синтез»

Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ

(экскурсия в природу)

Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

ХОД ЭКСКУРСИИ

1.Вызов (в классе)

Воспитатель. Отгадайте загадки.

  1. Пришла без краски и без кисти,

А разукрасила все листья. (Осень)

  1. У кого одна нога,

Да и та без башмака? (Гриб)

  1. В дереве хатка, орешков горка и хозяйка есть. (Белочка)

Воспитатель. Объясните приметы.

  1. Весна красна цветами, а осень – снопами.
  2. Осень идет, дождь за собой ведет.
  3. Осень всех наградила, но и все загубила!

2. Знакомство с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

Воспитатель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

3.Остановка «Парк – младший брат леса».

Почему можно так рассуждать? (Рассуждения учащихся)

Почему в парке стало светлее? (Опадают листья с деревьев)

Как называется это явление? (Листопад)

Какие деревья остались зелеными и почему? (ель, сосна, лиственница)

У какого дерева листва желтеет первой? (У березы)

Осень – это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет - символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года – золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет. И очень интересно наблюдать, как природа одними и теми же красками пишет сначала радостный, яркий, солнечный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый.

Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь насекомых? (Их стало меньше)

Бабочки с первыми осенними холодами гибнут, зимуют только отложенные ими яйца. Многие насекомые забираются под кору деревьев, в щели построек, и там перезимовывают. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые весной построят новое гнездо.

Сентябрь – это месяц «птичьих стай». Почему? (Ответы детей)

Насекомых становится меньше, поэтому улетают птицы – ласточки, стрижи, так как они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют не отлету в теплые края журавли, грачи, кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

4. Игра «Верю – не верю»

Воспитатель зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» - если неверное.

Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники (« не верю »), а на деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»), сушатся грибы (« не верю»), сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю» ). Залаяла собака («верю»), из травы выскочил белый заяц («не верю»), и пустился бежать через поле к речке (« верю»), при этом он испугал жаворонка (« не верю») и куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни (« не верю»), а зайчик прыгнул в воду (« не верю»), нырнул в свой домик («не верю»), забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму (« не верю»).

5.ГРУППОВАЯ РАБОТА.

1-я группа – сбор семян, шишек, желудей.

2-я группа – сбор листьев с деревьев, кустов.

3-я группа – наблюдение за поведением насекомых и его описание.

4-я группа – наблюдение за чем-то необычным, что будет замечено во время экскурсии, и описание

6.Подведение итогов экскурсии.

Домашнее задание: рассказать родителям о своих впечатлениях на экскурсии, обратить внимание на краски осени, ее приметы; в библиотеке найти загадки об осени.