Платон каратаев характеристика и описание. Платон каратаев. Отголоски христианской религии в поведении Платона

В образе Платона Каратаева Толстой изобразил мирное, доброе, духовное начало, предельно усилил, укрепил в нем черты простого русского человека, сделал его олицетворением всего доброго, русского, круглого. Это проявляется во всем: во внешнем облике- округлости его головы, спины, рук, движений; в улыбке, ласковости и любовной расположенности, с которой он относится к каждому живому существу - солдатам, Пьеру, французам (они тоже для него часть мира, который он любит), своей лиловой собачонке. Это проявляется в округлости, в движениях, жестах, особой ладности его занятий, самых разнообразных дел, которыми он занят непрерывно и в которых проявляет одинаковое умение.
Толстой пишет, что, попав в плен, Платон Каратаев отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому или “христианскому”, как он выговаривал, народному складу.
Он любил в свободное время (вечером) разговаривать, рассказывать или петь что-то, любил слушать сказки, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Платон Каратаев любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными словами, пословицами и поговорками - теми народными изречениями, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
В Платоне Каратаеве мы видим гармонию внутренней жизни, которая дается безграничной верой в волю Бога на все происходящее на Земле, верой в то, что все равно в конце концов победят добро и справедливость, отсюда его непротивление злу насилием и принятие всего, что бы ни происходило.
Важно еще то, что “жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”.
Платон Каратаев воплощает собой тот мировой закон, к постижению которого стремятся любимые герои Толстого.
До встречи с Каратаевым Пьер пережил свой самый сильный душевный кризис. С той минуты, как он увидел страшную сцену расстрела невинных людей солдатами, не хотевшими этого делать, “в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым... В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в Бога...”
Платон Каратаев помог Пьеру восстановить чувство устойчивости миропорядка, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание, помог избавиться от мучившего его страшного вопроса: “зачем?” Пьер ощутил радость освобождения от поисков цели и смысла жизни, ибо они только мешали ему почувствовать, что смысл жизни - в самой жизни, в осознании того, что везде, во всем, рядом с людьми есть Бог, который всех любит и без воли которого не спадет волос с головы человека. Именно в плену, благодаря Каратаеву, испытаниям и лишениям, Пьер вновь обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь, бросил, как пишет Толстой, “умственную зрительную трубу”, в которую он смотрел через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь.
Конечно, путь исканий Пьера не заканчивается на этом, он продолжается и дальше, что видно из эпилога. Но эти поиски будут опираться теперь на прочный фундамент общей жизни, в которую вошел Пьер, на необходимость любви ко всему, что его окружает. Это знание приобрел Пьер в общении с Платоном Каратаевым, который явился для него высшим воплощением простоты, добра и правды.

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (2 вариант)

Одной из тем романа Л.Н. Толстого «Война и мир» является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для творческой эволюции Л.Н. Толстого конца 60-х годов 19 века. Писатель приходит к убеждению в том, что истинное счастье заключается в отрешенности от мирской суеты, в любви к ближнему, в признании народной правды. Эта мысль и нашла свое воплощение в Платоне Каратаеве.
Каратаев все принимает в жизни так, как оно есть, полагая, что все дано от Бога. Радость пришла – радуйся, страдание – постарайся смягчить его своей любовью. Устранять недоброе силой – значит порождать новое зло. Регулируемый такими инстинктами (а они у него от здоровой в нравственном отношении «роевой» крестьянской жизни), Платон ни о чем не печалится. «Положи, господи, камушком, подними калачиком», - говорит он.
В военный быт Каратаев также перенес привычки крестьянина-труженика: он всегда чем-нибудь занят, помогает другим, для него все – люди, всех он в одинаковой степени жалеет. Врагов у этого героя нет, злобы тоже. Трудности его не страшат, и никакой случай не застает врасплох: «все в руках божьих». В речах его и действиях было что-то успокаивающее, «круглое» и «спорое».
Словом, это человек, у которого нет противоречий ни с собой, ни с окружающей средой. Он целиком положился на власть Бога, судьбы и уверен, что с ним случится только то, чего не избежать. Значит, нет смысла мучить себя, пытаться изменить то, чего изменить нельзя. Такую психологию можно назвать фаталистической. Она приводит к покорности судьбе, непротивленчеству.
Л.Н. Толстой ничего не искажал, создавая характер Каратаева. Черты каратаевской «пассивности» были присущи определенной части русского крестьянства. В этом герое Толстой поэтизирует цельность мироощущения крестьянина, жизнестойкость его характера. Недаром в жизни этого простого человека Пьер Безухов нашел то, чем можно удовлетвориться, освободив себя от дум о счастье.
Платон тоже солдат, хотя и пленный, но в нем, на первый взгляд, выдвигается не солдатское, а чисто мужицкое начало жизни. Это нужно писателю, чтобы открыть перед Пьером внутренний мир крестьянина. В угоду автору Платон Каратаев, «попав в плен и обросши бородою… отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему крестьянскому, народному складу».
Пьер первый раз в жизни был так близок к крестьянину, жил с ним одним бытом и разделял общую участь. Здесь он открыл для себя мужика с его разносторонними интересами. По многократным уверениям Пьера, Платон Каратаев оказал на него большое влияние, но, в то же время, он никогда не договаривает, в чем конкретно заключалось это влияние. Так, Безухов решил ответить на этот вопрос, когда рассказывал Наташе о пережитом при возвращении из плена: «Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из-за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился. Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка».
И за этим ничего не последовало. Очевидно, ответ следует искать в тех свойствах мужика, какими начинает любоваться и герой романа, и сам Толстой. А нравится им в Каратаеве все: и доброта, и трудолюбие, и работоспособность, и здоровье, и непосредственность, и покорность судьбе. В Каратаеве Толстой поэтизирует цельность мироощущения крестьянина, жизнестойкость характера. В нем Пьера привлекло спокойствие, наличие большой внутренней силы. Эта сила зовется духом народа, она-то и открылась Пьеру, помогая ему выйти на искомую дорогу. Благодаря ей Безухов обретает веру в добро, желание помочь ближнему.
Значение Каратаева для Пьера больше всего определяется тем, что теперь был найден образец жизни, лишенный пороков господствующих классов. Спасение в мужике - это, как мы увидим далее, весьма ощутимо выражено в романе композиционными средствами. Платон Каратаев появляется в тот момент, когда Пьеру нужна была какая-то опора, чтобы вернуть веру в добро и правду, утерянную им после пережитых потрясений при расстреле французами русских, обвиненных в поджогах Москвы.
Именно благодаря Каратаеву, как говорится в романе, «прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе». Каратаев навсегда остался в сознании Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением духа простоты и правды».
Платон Каратаев не столько идеальный, сколько функциональный образ. Это подтверждается также тем, что, вернувшись из плена, Пьер не стал непротивленцем. В эпилоге он сближается с членами тайного общества, осуждает политические порядки в стране: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти. Все слишком натянуто и непременно лопнет».
Образ Платона Каратаева является в романе воплощением народной мысли. Народ изображен в эпопее носителем многих ценных человеческих качеств.
Таким образом, под влиянием народа князь Андрей и Пьер духовно преображаются, находят высшую цель жизни, связывая ее со служением людям, защитой добра, справедливости.

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (3 вариант)

Изображение духовного роста человека, «диалектики души» - самое, пожалуй, характерное в творчестве Толстого. Но этим истинно человеческим качеством – богатством душевного мира – он наделяет только симпатичных ему людей (примером может служить образ Платона Каратаева). Эта своеобразная традиция прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир. Человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера. Придерживаясь этой точки зрения, писатель раскрывает в романе образ Платона Каратаева.

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора», «в нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога».
Помогает герою выйти из этого кризиса Платон Каратаев. Мало того, после знакомства с ним, после долго общения в плену, Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром писатель назвал этого философа Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями Каратаева о жизни.

При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего-то круглого и спокойного, что исходит от Каратаева. Он привлекает всех к себе спокойствием, уверенностью, добротой и улыбчивостью своего круглого лица. Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все чуждое, солдатское» и возвратился к крестьянскому, народному складу.
Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают обаятельный внешний облик большие карие нежные глаза и приятная улыбка. В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота»: «А много вы нужды увидали, барин? А?. Э, соколик, не тужи…»
Речь Платона – певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться – бог смерти не даст» и т.д.
Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирению и вере в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, - вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.

Главная мысль романа «Война и мир» - это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собой психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей. Эти люди просто живут, их не пугает мысль о смерти, потому что они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила: «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». Она имела смысл только как часть целого, которое он постоянно чувствовал». Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.

Суть натуры Каратаева – это любовь. Не личное чувство и привязанность к конкретному человеку, а любовь вообще ко всему в этом мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера. Платон навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды.

Толстой в своем романе показал разные типы людей: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И только ощущая себя причастным к общей жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.

Меню статьи:

Редко случается так, чтобы жизнь и личность крепостных людей или отдельных представителей крестьянства стали причиной изменений личности или мировоззрения людей высшего общества, аристократов. Такая тенденция исключительна в реальной жизни и не менее редкостна в литературе или других отраслях искусства.

В основном происходит наоборот: влиятельные господа привносят в жизнь простых людей кардинальные изменения. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» немало таких ситуаций, которые в обыденной жизни случаются в ряды годы. В романе действует множество героев, одни из них занимают главенствующую позицию, другие второстепенную.

Отличительной чертой романа-эпопеи является то, что все персонажи романа тесно связаны между собой. Поступки действующих героев частично или глобально влияют на жизненные ситуации других персонажей. Одним из основных в плане такого влияния на мировоззрение других персонажей является образ Платона Каратаева.

Биография и внешность Платона Каратаева

Платон Каратаев – краткодействующий в романе персонаж. Он появляется в романе только в нескольких главах, но его влияние на дальнейшую судьбу одного из представителей аристократии – Пьера Безухова становится исключительно велико.

Читатель знакомится в этим персонажем в 50-летнем возрасте Каратаева. Этот возрастной рубеж вполне расплывчатый – сам Каратаев не знает точно сколько зим он прожил. Родители Каратаева – простые крестьяне, они не были грамотны, поэтому данные о точной дате рождения сына не сохранились.

Биография Платона ничем не выделяется в контексте обычного представителя крестьянства. Он безграмотный человек, его мудрость основывается исключительно на жизненном опыте его личном и других представителей крестьянства. Однако, несмотря на это, в своем умственном развитии он находится несколько выше от высокообразованного аристократа Пьера.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Это объясняется тем, что Безухов лишен прагматичности жизненных позиций, ему никогда не доводилось решать сложные, противоречивые вопросы и жизненные проблемы. Он полон идеалистических понятий и восприятия действительности в рамках ирреальности. Его мир – это утопия.

Платон Каратаев – добродушный, душевный человек. Все его черты внешности наталкивают на восприятие его как теплого и приятного и положительного образа романа. Он имеет положительный, оптимистичный настрой и напоминает солнце: у него абсолютно круглая голова, нежные карие глаза, милая, приятная улыбка. Сам он невысокого роста. Платон часто улыбается – при этом становятся видны его хорошие белые зубы. Его волосы еще были нетронутые сединой ни на голове, ни на бороде. Тело его отличалось плавностью движений и гибкостью – что было удивительно для человека его возраста и происхождения.

О детстве и юношестве героя мы знаем крайне мало. Толстого интересует не процесс его становления как целостной личности, а уже конечный результат этого процесса.

В одежде Каратаев придерживается принципа удобности и практичности – его одежда не должна была сковывать движений.

Во время плена Каратаев он ходит в грязной, порванной рубахе, черных, испачканных портках. При каждом движении от него слышен неприятный, резкий запах пота.

Жизнь Каратаева до службы в армии

Жизнь Платона Каратаева до службы была более радостной и успешной, хотя и не лишена своих трагедий и огорчений.

Платон женился, и у него родилась дочь. Однако судьба не была благосклонна к девочке – она умерла его до того, как ее отец попал на службу.

Что случилось с женой Платона и были ли у него еще дети – Толстой нам не рассказывает. О цивильной жизни мы знаем то, что Каратаев жил не бедно. Он не был зажиточным крестьянином, но и не бедствовал. Его службу в армии предопределил случай – Платон был пойман за вырубкой чужого леса и отдан в солдаты. В армии Платон не потерял своего позитивного настроя, но ему чуждо такое занятие, он искренне сожалеет о том, что он не дома. Ему не хватает прежней жизни, он скучает за своим домом.

Характер Платона Каратаева

Платон Каратаев не обладает взрывным, противоречивым характером. Он хорошо знает все тяжести крестьянского бытия, понимает и осознает несправедливости и сложности жизни, но воспринимает это как неизбежность.

Каратаев – коммуникабельный человек, он любит говорить и умеет найти общий язык фактически с любым человеком. Он знает много интересных историй, умеет заинтересовывать своего собеседника. Его речь поэтична, она лишена грубости, общепринятой среди солдат.

Платон знает много пословиц и поговорок и часто их использует в своей речи. Солдаты часто используют пословицы, но в основном они носят отпечаток военной жизни – с некой долей грубости и похабности. Пословицы Каратаева не похожи на солдатские высказывания – в них исключены грубость и пошлость. У Каратаева приятный голос, он говорит на манер русских женщин-крестьянок – певуче и протяжно.

Платон умеет хорошо петь и очень любит это делать. Он делает это не похоже на обычных исполнителей песен – его пение похоже не трель птиц – оно нежное и мелодичное. Каратаев не бездумно, автоматично поет, он пропускает песню сквозь себя, кажется, что он проживает песню.

У Каратаева – золотые руки. Он умеет делать любую работу, не всегда это у него выходит хорошо, но все же предметы, сделанные ним, сносного, неплохого качества. Платон умеет выполнять как истинно мужскую – тяжелую, физическую работу, как и женскую – он неплохо готовит еду, умеет шить.

Он – заботливый, бескорыстный человек. Во время плена, Каратаев шьет Безухову рубаху, мастерит ему обувь. Делает это не из корыстной цели – выслужиться перед богатым аристократом, чтобы, в случае благополучного освобождения из плена получить от него какое-либо вознаграждения, а по доброте душевной. Ему жаль неприспособленного к сложностям плена, военной службы Пьера.

Каратаев – добрый, не жадный человек. Он подкармливает Пьера Безухова, часто приносит ему печеную картошку.

Каратаев считает, что он должен придерживаться своего слова. Пообещал – выполни – этой простой истины он всегда соответствовал.

В лучших традициях крестьянства Каратаев наделен трудолюбием. Он не может сидеть на месте без дела, даже в плену он постоянно чем-то занят – мастерит, помогает окружающим – для него это естественное состояние.

Мы привыкли, что простые мужики далеки от аккуратности, но это только частично касается Платона. Он может сам выглядеть довольно неопрятно, но по отношению к продуктам своего труда он всегда очень аккуратен. Такое диаметрально противоположное сочетание вызывает удивление.

Большинству людей, не зависимо от из социального и материального положения, свойственно привязываться к другим людям. При этом не важно, какие чувства преобладают у них по отношению к тем или иным героям – дружбы, симпатии или влюбленности. Каратаев – дружелюбный, он легко сходится с новыми людьми, но особой привязанности при этом не испытывает. Он легко расстается с людьми. При этом Платон никогда не бывает инициатором прекращения общения. В большинстве случаев такие события происходят в контексте определенных событий, над которыми ни он, ни его собеседник не имеют влияния.



Окружающие о нем вполне положительного мнения – он неконфликтный, положительно настроен, умеет поддержать человека в трудную минуту, заразить его своей жизнерадостностью. Подытожить этот факт и определить было ли такое отношение у Каратаева до службы практически не возможно.

С одной стороны мы можем предположить, что раньше у него было другое отношение – он искренне сожалеет о том, что находится далеко от своего дома и цивильной, «крестьянской» жизни.

И вполне вероятно, что такое отношение сформировалось у Каратаева вследствие военной службы – по словам Платона, он уже неоднократно принимал участие в военных событиях и не первый раз принимает участие в боях, поэтому он уже мог испытать на себе всю горечь утраты боевых товарищей и в связи с этим и возник такой защитный механизм – не стоит привязываться к тем людям, которые могут не сегодня-завтра погибнуть. Еще одним фактором, научившим Каратаева на зацикливаться на неудачах и расставаниях, могла стать смерть дочери.


В жизни Платона это событие стало трагическим, возможно переосмысления ценности жизни и чувства привязанности произошли с Каратаевым еще в то время. С другой стороны, наличие недостаточной информации на предмет жизни Платона Каратаева до военной службы и 1812 года в частности, не дает права сделать однозначный вывод на этот счет.

Платон Каратаев и Пьер Безухов

Вряд ли образ Каратаева имел влияние исключительно на Пьера Безухова, но о других взаимодействиях Платона с подобным результатом нам не известно.

После разочарований в семейной жизни, масонстве и светском обществе в целом. Безухов отправляется на фронт. Здесь он себя тоже чувствует лишним – он слишком изнежен и не приспособлен для такого вида деятельности. Военные события с французами становиться причиной еще одного огорчения – Безухов безнадежно разочаровывается в своем кумире – Наполеоне.

После того, как он попал в плен и увидел расстрелы, Пьер окончательно сломался. Он узнает слишком много неприятных для него вещей и поэтому в него зарождаются предпосылки для разочарования в людях в целом, но этого не происходит, так как именно в этот момент Безухов знакомится с Каратаевым.

Простота и спокойствие – это первое, что удивляет Пьера в новом знакомом. Каратаев показал Безухову, что счастье человека находится в нем самом. Со временем Безухов тоже заражается спокойствием Платона – он начинает не хаотично, как делал до этого, а уравновешено раскладывать все по полочкам в своей голове.

Смерть Платона Каратаева

Условия, в которых пребывали пленные русские солдаты, были далеки от идеальных. Такой факт приводит к новому рецидиву болезни Каратаева – он долге время провел в госпитале с простудой, и в плену заболевает повторно. Французы не заинтересованы в сохранении пленных, особенно если они являются простыми солдатами. Когда болезнь овладела Каратаевым в полной мере, и стало понятно, что лихорадка сама по себе не пройдет – Платона убивают. Делается это в целях не дать возможности распространения заболевания.

С точки зрения литературоведения смерть Платона Каратаева была полностью оправдана. Он выполнил свое предназначение и поэтому покидает страницы романа и его литературной жизни.

Таким образом, Платон Каратаев является важным элементом романа Л.Н. Толстого. Его встреча с Пьером Безуховым становиться судьбоносной для последнего. Оптимизм, мудрость и жизнерадостность простого мужика совершают то, что не могли осуществить ни книжные знания и великосветское общество. Безухов осознает жизненные принципы, позволяющие остаться самим собой, но при этом не деградировать и не отрекаться от своих жизненных позиций. Каратаев научил графа находить счастье в самом себе, Пьер убеждается в том, что основное предназначение человека быть счастливым.

Олицетворением всего русского народа, квинтэссенцией его лучших качеств, стал в романе образ Платона Каратаева. Несмотря на то, что появляется он очень ненадолго, этот персонаж несёт на себе огромную смысловую нагрузку и является в произведении одним из основных.

Платон Каратаев – русский солдат, которого встретил Пьер Безухов, попав в плен к французам. Для Безухова, прожившего с ним бок о бок около месяца в нечеловеческих условиях, Платон навсегда остался ярким, незабываемым воспоминанием, воплощением философской глубины и мудрости русского народа.

Платон Каратаев в прошлом крестьянствовал, был женат. В армию попал по несправедливому решению суда за вырубку барского леса. Но, несмотря на всю несправедливость жизни и тяготы воинской службы, Платон не озлобился. Он любит всех людей, включая французов, каждое живое существо, весь мир, ощущая себя его неотъемлемой частью. И эта любовь помогает ему принимать все удары судьбы покорно и с мудростью, которая отражается в постоянно употребляемых им народных присказках да прибаутках. Словом, голосом, сочувствием Каратаев умел утешить всех, кто нуждался в утешении.

Пьер Безухов встретил Платона Каратаева в момент глубокого душевного кризиса. Увидев, как французы расстреливали пленных, Пьер потерял веру в человечество, в осмысленность его деяний. Слова, сказанные Платоном в момент их первого общения, содержали в себе народную мудрость о конечности страданий и о том, что жизнь длиннее их. Каким чутьём угадал этот безграмотный крестьянин тот единственно верный тон, который был так необходим отчаявшемуся Пьеру? Может быть, его слова и поступки были результатом внутренней гармонии, основанной на вере в справедливость и целесообразность всего происходящего в мире, ибо на всё Божья воля? Немудрёная крестьянская философия терпения, покорности судьбе, готовность пострадать за людей и вера в торжество справедливости совершили в сознании Пьера внутренний переворот.

Мужик и барин, оказавшись в плену на равных, были подчинены одной цели – выжить, выстоять, оставаясь при этом людьми. Безухов научился этому у Платона Каратаева. В лице Каратаева весь русский народ, стал для Пьера опорой, источником силы и последующего внутреннего перерождения. Смерть Платона стала тем глубоким внутренним потрясением, которое навсегда изменило его мировоззрение. В этом и заключается огромная смысловая нагрузка образа Платона Каратаева в романе «Война и мир».

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» представляет собой обширное историческое полотно, в котором судьбы многочисленных героев развиваются на фоне эпической панорамы войны с наполеоновским нашествием. И, несмотря на то, что большинство персонажей романа принадлежат к дворянскому сословию, главным героем произведения всё-таки является народ. Патриотизм и мужество, сплочённость перед лицом врага, великая сила народного единения – вот что стало залогом победы России над Наполеоном.

Вариант 2

Внешний и внутренний облик Платона Каратаева в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, особенно ярок и привлекателен. Платон – интересный и значимый персонаж, человек «своей эпохи», в нем авто раскрывает всю сущность человеческого внутреннего мира и смысл его жизни на земле. Хотя его роль в романе не столь велика, именно этот мужчина оставил важный отпечаток в жизни Пьера Безухова.

Платон Каратаев простой крестьянин пятидесяти лет, его родители были бедны, поэтому и он не был обучен грамоте. Несмотря на низкий социальный статус и отсутствие воспитания и высокого образования, рассуждения Платона мудры и поучительны, в отличие от аристократичного Пьера. Его познания в основном основываются на опыте из своей жизни и жизни окружающих его крестьян.

Внутренний мир Каратаева – добродушный и душевный, располагает и притягивает к себе окружающих людей. От него веет теплотой и положительными эмоциями. Внешность у Платона такая же лучезарная, как и его характер. Он невысокого роста, круглолицый, с добрыми карими глазами и приятной улыбкой. Мужчина постоянно одаряет окружающих своей милой улыбкой, обнажая ровные белые зубы. Несмотря на свой преклонный возраст, движения мужчины плавные, спокойные ничем не выдаваемые его настоящего происхождения, волосы еще нетронутые сединой. Одежду Платон предпочитает свободного, не сковывающего движения кроя.

Перед тем как Платон попал на службу, он был женат, у него родилась дочка, но она рано умерла. Мужчина, несмотря на незнатное происхождение, не был бедным крестьянином. В один прекрасный момент Платона поймали на преступлении – он рубил чужой лес, тогда-то его и отправили на службу в армию. Он скучает по своему дому, но все равно продолжает улыбаться и поднимать настроение другим.

Платон Каратаев добрый и честный человек, он прекрасно понимает все тяготы и сложности жизни, считает большинство сложившихся ситуаций неизбежностью. Открытый характер Платона помогает найти общий язык с любым собеседником. Он знает большое количество поговорок, интересных историй и пословиц. Они значительно отличаются от грубых солдатских высказываний.

Платон любит петь и делает это так, будто песня проходит сквозь его душу, голос у мужчины похож на трели птиц. В армии он знакомиться с аристократом Пьером Безуховым и по доброте душевной всячески ему во всем помогает. То на рубаху заплатку поставит, то угостит печеной картошкой. Платон всегда придерживается своего принципа – если пообещал, помоги.

Несмотря на то, что ему легко дается общение с любым человеком, Платон редко привязывается к нему по-настоящему. Для окружающих он открытый, неконфликтный человек, всегда протянет руку помощи, если кому-то трудно.

Попав в плен, у Каратаева вновь обостряется ранее приобретенная простуда, болезнь не отступает, у мужчины постоянный не проходящий жар, такой пленный не нужен французам и они решают его убить.

Платон Каратаев, несмотря на короткое общение с Пьером Безуховым, научил молодого человека по-другому смотреть на многие вещи, искать счастье внутри себя, решать сложные жизненные задачи не теряя силы духа, и быть всегда позитивным и открытым.

Сочинение на тему Платон Каратаев

В романе «Война и мир» писатель описал множество образов. Несмотря на второстепенную роль, образ Платона Каратаева имеет важное значение. Каратаев сыграл важную роль в жизни Пьера Безухова. С его помощью Безухов осознал смысл жизни.

Платона Каратаева автор описал как добродушного и мирного, в то же время простого человека. Его простота выражается в его внешнем облике, в движениях, жестах, манере разговора. В любое дело он прикладывал много усилий и выполнял свою работу с особым умением. Попав в плен к врагам, герой отбросил от себя все чуждое, и решил вернуться к прежнему крестьянскому укладу. В свободное время Платон любил рассказывать истории и сказки, также петь. Но больше всего он любил слушать истории, взятые из жизни. Рассказывая разные истории, Каратаев украшал свои слова умными и ласкательными пословицами.

В Каратаеве читатели могут увидеть внутреннюю гармонию души, которая проявляется верой в Бога. Герой верил, что рано или поздно добро и справедливость восторжествует. Поэтому он не противился происходящей ситуации, а воспринимал его как должное. Для него жизнь не имела никакого смысла. Свою жизнь он воспринимал как частицу чего – то целого.

До знакомства с Платоном, Пьер переживал сильный стресс. Каратаев помог Безухову заново приобрести чувство устойчивости к происходящим событиям. На основе такого чувства лежало взаимопонимание и любовь. При помощи такого наставника Безухов почувствовал радость и полностью освободился от поиска своей цели, и смысла жизни. Он понял, что смыслом жизни является сама жизнь. Герой начал верить в Бога, который охраняет каждого человека. Благодаря наставлениям Каратаева, Пьер поверил в Бога и начал ценить жизнь.

Образ Платона Каратаева имеет более развернутый характер и занимает особое место в романе. Автор ввел Каратаева в свое творение, поскольку хотел показать духовное перевоспитание Пьера. Таким образом, Толстой создал идеализированного героя, обладающего добротой, кротостью, любовью и самоотречением. Такие качества положительно влияют на Безухова. Для других пленных Платон был простым солдатом, который выполнял каждое поручение.

  • Анализ рассказа Деньги для Марии Распутина

    Произведение «Деньги для Марии» стало одним из первых весомых в творчестве Распутина. Именно эта повесть дала сильный толчок для дальнейшего творчества писателя. Напечатанная в 1967 году в журнале «Ангаре»

  • Сочинение по произведению Олеся Куприна 11 класс

    Говоря про творчество такого замечательного писателя, как А.И. Куприн, следует отметить то, что он рассказывает в своих произведениях об искренней и настоящей любви

  • Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников

    Сама публикация романа в журнале «Современник» не вызвала интереса со стороны критиков. Ни один журнал или газета, издаваемые в Санкт-Петербурге и Москве, никак не прокомментировали новое произведение Пушкина.

  • Роман “Война и мир” – несомненно одно из самых многозвучных, многокрасочных произведений. Свободно сочетая, “сопрягая” в себе изображение событий мировой истории и тонких, скрытых, противоречивых душевных движений, “Война и мир” полемически противостоит всякой классификации и схематизации. Живая диалектика вечно движущейся, многосложной, неостановимой жизни, великолепно схваченная Толстым и составляющая душу его романа, требует от исследователя особой осторожности и такта.
    Вопрос о Каратаеве – это одновременно и простой и сложный вопрос. Простой по существу, по ясности образа, по ясности авторской идеи, наконец, по незначительности его места в романе. Сложный – в силу того невероятного идеологического нагромождения, которым сопровождался разбор этого образа на протяжении всей девяностолетней критики “Войны и мира”. Образ Каратаева был преувеличен критикой в связи с некоторыми течениями народничества, почвенничества и др., зарождавшимися в годы появления “Войны и мира”. Образ Каратаева был преувеличен критикой в связи с толстовщиной и сопровождавшей ее полемикой в последние годы жизни Толстого. И когда литературоведы последнего времени вплоть до наших дней рассматривают этот образ, они фактически имеют в виду не столько текст самого романа, сколько те идеологические акценты, которые, каждый по своему, делали на нем Шелгунов, Страхов или Саводник.
    Образ Каратаева олицетворяет в “Войне и мире” нераздельность частного существования каждого и жизни.
    Толстой создает образ Платона Каратаева, охарактеризовав его внутренний облик особыми чертами крестьянского патриархального сознания.
    В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева автор показывает две стороны крестьянского сознания и поведения – действенность и пассивность, борьбу и непротивление. Эти образы как бы взаимодополняют друг друга, позволяя Толстому всесторонне изобразить крестьянский мир. В романе предстает перед нами “убогая и обильная, забитая и всесильная” крестьянская Русь. Вместе с тем необходимо обратить внимание на авторскую оценку образа Каратаева, указать на то, что Толстой явно любуется своим героем, его кротостью и безропотностью. В этом сказались слабые стороны мировоззрения писателя. Но нельзя не согласиться с утверждением Сабурова, что “личные взгляды и настроения Толстого никогда не искажали в “Войне и мире” художественного изображения”.
    Образом Платона Каратаева автором выражены черты деятельного, живого крестьянского характера. Изображая, как он разувался, “аккуратно, круглыми, спорыми, без замедления следовавшими одно за другим, движениями”, как устраивался в своем углу, как он жил в первое время в плену, когда стоило ему “встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое-нибудь дело”, – автор рисует привыкшего к труду и неутомимого человека, умевшего быть нужным и полезным всем. “Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни”. Каратаев был, судя по его рассказам, – “давнишним солдатом”, не любившим, но честно исполнявшим солдатскую службу, течение которой “ни разу бит не был”. В Каратаеве есть и патриотическое чувство, которое он по-своему выражает: “Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае”, – говорит он, утешая Пьера. “Попав в плен и обросши бородою, он видимо отбросил от себя все напущенное на него чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему крестьянскому, народному складу”, и любил рассказывать преимущественно “из своих старых и видимо дорогих ему воспоминаний “христианского”, как он выговаривал, крестьянского быта”.
    Облик Каратаева представляет особое выражение крестьянской сущности в авторской ее трактовке. Его внешний вид производит впечатление благообразного крепкого крестьянина: “приятная улыбка и большие карие, нежные глаза были круглые… зубы его ярко-белые и крепкие, которые все выказывались своими двумя полукругами, когда в он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы в ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости”.
    Рисуя портрет Каратаева, “вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые, морщинки – мелкие, круглые. Пьер чувствовал что-то круглое даже в речи этого человека” Это “круглое” становится символом “каратаевщины”, символом внутренней гармонии всех сторон личности, ненарушимой примиренности с собой и со всем окружающим, автор подчеркивает во всем его внешнем облике “олицетворение всего русского, доброго и круглого” – как некоторого символа гармонически цельного человека. В цельности, непосредственности его натуры проявляется, с точки зрения автора, бессознательная, “роевая” жизнь народа, как жизнь природы: он любил песни и “пел не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел так, как поют птицы”. “Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная частица. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка”.
    Внимание автора особенно привлечено к внутреннему, душевному состоянию Платона Каратаева, как бы независимому от внешних условий жизни; “он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами”…
    Этому неизменному любовному отношению Каратаева к людям автор придавал особенный смысл и значение как известной этической норме. Образ Платона Каратаева, наиболее развернутый из народных образов, занимает особое место в художественной структуре романа. Он возник не сразу и появляется в поздних редакциях “Войны и мира”.
    Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа.
    Возлагая на Каратаева особую нравственную задачу – внесения в мир человеческих страданий ясности и душевного успокоения, Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой истиной, открывшейся ему во всепрощении, любви и человечности.
    Для всех остальных пленных Каратаев “был самым обыкновенным солдатом”, над которым они слегка “добродушно трунили, посылали его за посылками” и звали Соколик или Платоша; он был для них простачком.
    Очень характерно для развития творческого пути Толстого, что он уже в конце 60-х годов воплотил свой человеческий идеал в образе патриархального крестьянина. Но Каратаев с его чертами кротости, смирения, покорности и безотчетной любви ко всем людям не является типичным, обобщающим образом русского крестьянина. Роль его важна при изучении мировоззрения автора: в образе Каратаева впервые дано художественное выражение элементов будущего учения Толстого о непротивлении злу насилием.
    Но, возвысив в этическом плане нравственный облик Каратаева, Толстой показал в “Войне и мире”, что жизненная сила русского народа заключалась не в Каратаевых, а в той действенности, которая характеризовала Тихонов Щербатых, солдат-партизан, уничтожавших и изгонявших врага с родной земли. Образ Платона Каратаева является одним из ярких примеров проникновения в художественную систему религиозно-этических воззрений автора и представляет одностороннее изображение характера русского патриархального крестьянина – его пассивности, долготерпения, религиозности, покорности. В одном из ранних рассказов (“Рубка леса”) Толстой писал о трех типах солдат: покорных, начальствующих и отчаянных. Уже тогда он видел как наиболее ему “симпатичный и большей частью соединенный с лучшими – христианскимй добродетелями: кротостью, набожностью, терпением… тип покорного вообще”. Платоны Каратаевы были, конечно, среди солдат и в период Отечественной войны 1812 года, и среди безвестных героев Севастопольской обороны, и среди крестьян.
    Многие черты характера Каратаева – любовь к людям, к жизни, душевная мягкость, отзывчивость к человеческим страданиям, стремление помочь человеку в отчаянии, горе – являются ценными свойствами во взаимоотношениях людей. Но возведение Толстым Платона Каратаева в человеческий идеал, подчеркивание в нем пассивности, покорности судьбе, всепрощения и безотчетной любви ко всему как выражение этической формулы толстовства (мир внутри вас) имело глубоко реакционный характер.
    Не случайно в “Эпилоге”, когда Наташа, вспоминая Платона Каратаева как человека, которого более всех уважал Пьер, спрашивает его, одобрил ли бы он теперь его деятельность, Пьер ответил, подумав:
    “Нет, не одобрил бы… Что он одобрил бы, это нашу, семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью бы показал ему нас”.
    Сущность Каратаева отрицает стремление в человеке к активной политической борьбе за свои права и независимость, и, следовательно, Толстой утверждает, что народному миропониманию чужды активные революционные методы борьбы за переустройство общества. Каратаев руководим отнюдь не расчетом, не разумом. Но в стихийных его побуждениях нет и ничего своего. Даже во внешности его снято все индивидуальное, а говорит он пословицами и поговорками, запечатлевшими в себе лишь общий опыт и общую мудрость. Нося определенное имя, имея свою биографию, Каратаев, однако, в полной мере свободен от собственных желаний, не существует для него ни личных привязанностей, ни хотя бы инстинкта охраны и спасения своей жизни. И Пьер не мучается его смертью, притом что свершается это насильственно и у Пьера почти что на глазах.
    Каратаев не есть центральный образ русского мужика в “Войне и мире”, а одна из многих эпизодических фигур наряду с Данилой и Балагой, Карпом и Дроном, Тихоном и Маврой Кузьминичной, Ферапонтовым и Щербатым и проч. и проч., ничуть не более яркая, не более облюбованная автором, чем многие из них. Центральным образом русского народа в “Войне и мире” является коллективный образ, воплощенный во множестве персонажей, раскрывающих величественный и глубокий характер простого русского человека – крестьянина и солдата.
    Толстой по собственному замыслу изображает Каратаева не как характерного представителя солдатской массы, а как явление своеобразное. Писатель сам подчеркивал, что речь Каратаева, которая придает ему особый облик, и по стилю и по содержанию резко отличалась от обычной солдатской речи (см. т. IV, ч. I, гл. XIII). Толстой и не думал выдавать его за распространенный тип русского солдата. Он именно не таков, как другие. Он выведен как фигура своеобразная, оригинальная, как один из многих психологических типов русского народа. Если мы не считаем искажением образа крестьянской массы появление у Тургенева наряду с Хорем, Ермолаем, Бирюком, Бурмистром и др. Касьяна с Красивой. Мечи и Лукерьи-Живые мощи, то почему Каратаев в ряду множества иных народных характеров должен вызвать особые нарекания на Толстого? То обстоятельство, что Толстой впоследствии возвел в догму непротивление злу насилием и придал ей в годы революционного подъема значение политического принципа, не может влиять на оценку образа Каратаева в контексте “Войны и мира”, где все строится на идее не противления злу.
    Наделен Каратаев именем древнего философа Платона – так Толстой прямо указывает, что вот это-то и есть самый высокий “тип” пребывания человека среди людей, участия в движении времени истории.
    Образ Каратаева вообще, пожалуй, наиболее непосредственно “сопрягает” в книге “картины жизни” с рассуждениями Толстого самого широкого охвата. Здесь открыто сходятся, взаимно “высвечивая” друг друга, искусство и философия истории. Философская мысль тут прямо внедряется в образ, “организует” его, образ же животворит собою, конкретизирует, заземляет ее построения, ищет им собственно человеческую оправданность и подтверждение.
    Сам Толстой, говоря в одной из редакций эпилога “Войны и мира” о “большинстве… читателей”, “которые, дойдя до исторических и тем более философских рассуждений, скажут: “Ну, и опять. Вот скука-то”, – посмотрят, где кончаются рассуждения, и, перевернув страницы, будут продолжать дальше”, заключал: “Этот род читателей – самый дорогой мне читатель… от их суждений зависит успех книги, и их суждения безапелляционны… Это читатели художественные, те, суд которых дороже мне всех. Они между строками, не рассуждая, прочтут все то, что я писал в рассуждениях и чего бы и не писал, если бы все читатели были такие”. И сразу же, вроде бы вполне неожиданно продолжил: “…Если бы не было… рассуждений, не было бы и описаний”.
    Так создатель “Войны и мира” объяснял, что ввести истинный взгляд на историю было его неизменной целью, о достижении которой он постоянно и всячески заботился, самое же существо этого взгляда предполагало прежде всего развертывание “описаний”. Историю ведь для Толстого сотворяла, придавая ей смысл и значение, вся жизнь всех людей. Но художник и словно бы не верил, что “описания” одни, без подпор, вполне могут выдержать чрезвычайнейшую нагрузку.

    Сочинение по литературе на тему: Платон Каратаев в романе “Война и мир”

    Другие сочинения:

    1. Роман “Война и мир” был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и глубже – о войне 1812 Read More ......
    2. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” стоит в ряду лучших произведений мировой литературы. Он повествует о знаменательных событиях в истории страны, освещает важные периоды народной жизни, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Одна из главных тем произведения – Read More ......
    3. Образ Платона Каратаева – один из ключевых образов романа Толстого “Война и мир”, отразивший размышления писателя об основах духовной жизни русского народа. Этот герой показан в основном через восприятие Пьера Безухова, для которого стал “самым сильным и дорогим воспоминанием”. Он Read More ......
    4. Платон Каратаев Характеристика литературного героя Это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. К. – воплощение “всего русского, доброго и круглого”, патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Все эти качества Толстой ценил в русском крестьянстве. К. – добрый, мягкий, ласковый, добродушный Read More ......
    5. Любимой мыслью Л. Н. Толстого в романе “Война и мир” была “мысль народная”. На первый взгляд, отражение этой темы в романе кажется эпизодическим, так как из более чем пятисот семидесяти героев романа разработаны лишь десять образов представителей народа. Но Толстой Read More ......
    6. Платон Каратаев – воплощение всего русского, доброго и круглого, патриархальности, смирения, непротивления, религиозности – всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства. Лидия Дмитриевна Опульская писала: ” Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит Read More ......
    7. Духовную красоту “простого человека” я хочу показать на примере Платона Каратаева. После казни “поджигателей” у стен Новодевичьего монастыря в душе Пьера “как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу Read More ......
    8. Одной из тем романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для творческой эволюции Л. Н. Толстого конца 60-х годов 19 века. Писатель приходит к убеждению в Read More ......
    Платон Каратаев в романе “Война и мир”

    ПЛАТОН КАРАТАЕВ.

    Образ Каратаева. Платон Каратев и Пьер Безухов.

    Каратаев Платон - персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил рядом с ним четыре недели. Каратаев, по словам писателя, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго ».

    Каратаев носил французскую шинель, подпоясанную веревкой, фуражку и на ногах лапти. «Вся фигура Платона... была круглая, голова... спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые ». Каратаеву «должно было быть за пятьдесят лет », но «зубы его, ярко-белые и крепкие... были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости ».

    Лицо Каратаева, «несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий ». Он «никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет », и это придавало интонации его речи «неотразимую убедительность».

    Каратаев был физически так силен и вынослив «в первое время плена», что, «казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь ». Он «все умел делать... Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры... и пел песни».

    Каратаев много рассказывает о своей прежней крестьянской жизни, употребляя во множестве поговорки и пословицы , «это были те народные изречения... которые получают... значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати». Ложась спать, он говорил: «Положи, Господи, камушком, подними калачиком», вставая утром: «Лег - свернулся, встал - встряхнулся». Он «пел песни... как поют птицы», потому что это ему было необходимо, как необходимо бывает потянуться или расходиться...». Каратаев «любил говорить и говорил хорошо... В его речи события самые простые... получали характер торжественного благообразия ». Каратаев любил и сам слушать сказки и рассказы «о настоящей жизни». Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер», Каратаев не имел, «но он любил , – отмечает Толстой, – и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком... Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера... но Пьер чувствовал, что Каратаев... ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним... ». Остальные пленные считали Каратаева «самым обыкновенным солдатом», но для Пьера он навсегда остался «непостижимым... и вечным олицетворением духа простоты и правды ». «...Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал ».

    При первой встрече с Каратаевым Пьер, потрясенный расстрелом «поджигателей», чувствовавший, что «в нем... уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога», увидел в нем лишь «маленького человека, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота». «...Человек этот разувался. И то, каким образом он это делал, заинтересовало Пьера». Движения его были «аккуратными, круглыми, спорыми, без замедления следовавшими одно за другим». Пьер почувствовал «что-то приятное, успокоительное... в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве, в запахе даже этого человека.. .».
    И в дальнейшем Пьер испытывает благоприятное воздействие слов и поступков Каратаева. Первые его слова, обращенные к Пьеру, были словами сочувствия, доброжелательства, утешения: «А много вы нужды увидели, барин? А?» «...И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека , – пишет Толстой, – что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». «“...Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!” – продолжал Каратаев».

    Каратаев угостил Пьера печеной картошкой, расспросил и сам рассказал о себе. Оказалось, что он был солдатом Апшеронского полка , «от лихорадки умирал» и пленен «из гошпиталя в Москве». На службе его прозвали Соколиком за то, что он часто обращается с этим словом к собеседнику. Каратаев очень переживает события войны : «...Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть ». И все же Каратаев верит в благополучный исход событий и выражает это пословицей: «Червь капусту гложет, а сам прежде того пропадае...» Он искренне огорчен тем, что у Пьера не было родителей, нет детей. Он не принимает пессимизма Пьера («да теперь все равно»): «...От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся…» В подтверждение этой истины Каратаев «рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты». Но горе обернулось радостью: «Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят... Так-то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы все судим: то не хорошо, то не ладно...»

    Встреча с Каратаевым, разговор с ним, его рассказ о себе, его молитва на ночь привели Пьера к ощущению того, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе» . Пьер отказался от перевода из солдатского балагана в офицерский, ибо только здесь в общении с Каратаевым, через то, что он понял в Каратаеве, получил «успокоение и согласие с самим собою». Разлученный французским конвоем с Каратаевым при выходе из Москвы, «Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и... собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева».

    В пути Каратаев заболел лихорадкой, «слабел с каждым днем», тихо стонал, ложась на привалах, от него исходил «усилившийся запах». Ночью Каратаев «обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен». Пьер услышал, как, «укрывшись... с головой шинелью... своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом» Каратаев рассказывал солдатам историю, которую Пьер слышал от него уже раз шесть. «История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью». «Остановившиеся на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом, и, выдернув ноздри, …сослали в каторгу». На каторге через «годов десять или больше того» старик рассказал товарищам, «как все дело было... Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, Бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль».

    В компании слушателей-каторжан оказался «тот самый человек... что купца убил». Он признался в том, что «то самое дело сделал» и нож «под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа».

    «- Старичок и говорит, – продолжает Каратаев свой рассказ, – Бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, грешны, я за свои грехи страдаю».

    Рассказывая, Каратаев «все светлее и светлее сиял восторженной улыбкой », «как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа ». Истинный убийца «объявился... по начальству». Но, «пока суд да дело», старичка «уж Бог простил - помер». «Таинственный смысл» рассказа Каратаева, «восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости... смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера», – заключает писатель.

    На следующее утро после ночного рассказа о старом купце и раскаявшемся злодее Каратаев «в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности». «Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что-то».

    «Когда пленные опять тронулись... Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что-то говорили над ним». Затем «...с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел», и «завыла собака». На следующем привале Каратаева уже не было среди пленных. Перед восходом солнца следующего дня пленных освободил отряд Денисова и Долохова.

    Своим душевным выздоровлением Пьер во многом обязан Каратаеву , в общении с которым «в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя ».

    Каратаев стал теперь для Пьера критерием в оценке других лиц. Вспоминая князя Андрея, «он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и потому, что оба жили и оба умерли».

    Рассказывая своим близким о пережитом, он говорит о Каратаеве: «...Вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека-дурачка ».