Почему гринева можно назвать человеком чести. Тема: Вопросы чести и долга в повести Капитанская дочь. Жизнь в отчем доме

Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.

В. Высоцкий

В крепости Белогорской, куда был направлен для службы молодой офицер , он познакомился со . Это был более опытный офицер, некогда служивший в гвардии, но за участие в дуэли сосланный на окраину Российской империи. Тема чести и бесчестия в «Капитанской дочке» наиболее остро выражена в поступках этого литературного героя.

Молодые люди подружились. Служба их не обременяла, не было ни учений, ни смотров. Швабрин и Гринев часто встречались, проводили время в беседах и играх. Гринев брал у Швабрина читать французские романы и даже попробовал свои силы в поэтическом творчестве. В первом своем любовном стихотворении он упомянул Машу. Швабрин критично отнесся к поэзии начинающего литератора, и не упустил случая оскорбить . Он всегда отзывался о девушке нелицеприятно и даже сумел на первых порах создать плохое мнение о ней в глазах Гринева.

Правда, Петр Андреевич очень быстро понял, что Швабрин напрасно оговаривает девушку, которая была смышленой и впечатлительной барышней. Но он, не зная, что Швабрин не равнодушен к Маше, не понимал, почему Швабрин вел себя так по отношению к дочке коменданта крепости. И когда Швабрин в очередной раз оговорил девушку, Гринев в резкой форме обвинил своего товарища во лжи и оговоре. Швабрин вызвал Гринева на дуэль.

Люди особенно ярко проявляют себя в критической ситуации. Опытный дуэлянт Швабрин настаивал на поединке. Первая дуэль была сорвана, потому что простодушный Гринев попросил Ивана Игнатьича быть его секундантом. На что Иван Игнатьич не просто отказался, но расстроил сатисфакцию. Швабрин по-прежнему добивался поединка, хотя прекрасно понимал, что Гринев обвинил его справедливо, но он хотел использовать в своих целях. Во второй раз дуэлянты спустились к реке.

Гринев неплохо владел шпагой, и Швабрину пришлось обороняться. Тут, на удачу Швабрина, Гринева окликнул . Тот обернулся, и Швабрин, воспользовавшись моментом, проткнул молодому человеку плечо. Это был бесчестный поступок Швабрина, поскольку он должен был дождаться, когда Гринев встанет в боевую позу.

Пока Гринев несколько дней лежал в беспамятстве, Швабрин написал донос на Петра Андреевича его отцу. Он рассчитывал, что отец добьется перевода в другую крепость, или вовсе отзовет сына со службы. Гринев получил от отца строгую отповедь и отказ в благословении на брак с Машей, но остался в крепости.

Дворянское сословие в России выделялось среди иных сословий. Первейшим принципом дворянского мировоззрения была уверенность в том, что высокое положение дворянина обязывает его быть эталоном высоких нравственных качеств. «Кому много дано, с того много и спросится». Воспитание дворянского отпрыска было направлено на совершенствование моральных качеств: быть смелым, честным, просвещенным ему следовало не для того, чтобы достичь каких-либо высот (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему уже много дано, и он должен быть именно таким.

Таковы были понятия о чести у Гринева, и он ожидал, что Швабрин такой же, потому что он тоже дворянин. Он не мог поверить в бесчестные поступки своего товарища, но факты говорили о другом. Швабрин бессовестным образом переступил через понятия о дворянской чести.

В этом Гринев снова убедится через некоторое время, когда на крепость нападет . Швабрин забудет о присяге императорскому двору и одним из первых присягнет самозванцу, станет служить у него, в то время как Гринев под страхом смерти откажется служить атаману, какие бы аргументы не приводил Савельич. Особенно омерзительно в глазах Гринева выглядела сцена, когда Швабрин валялся в ногах у Пугачева, вымаливая пощаду.

Петр Андреевич держится перед разбойником с достоинством, отвечает ему честно, как думает. И Пугачев испытывает к молодому человеку неподдельное уважение. Общаясь с ним, Гринев ни на минуту не забывает о присяге, и даже попытается уговорить Пугачева сдаться на милость Императрицы. Но атаман отказывается.

Когда оказавшийся под следствием Швабрин рассказал на допросе о дружеских , он умолчал о дочери капитана Миронова. Но сделал это не из любви к Маше, и не из желания оградить девушку от допросов, а потому что понимал, что Маша была единственной свидетельницей способной дать показания в защиту Гринева. Сам Гринев не хотел впутывать Машу в процесс, стремясь защитить ее от следствия, и был готов ради ее спокойствия пойти на каторгу. Казалось бы, поступок один, а помыслы оказались разными. Честь и бесчестие Гринева и Швабрина проходят контрастом через все произведение.

Таким образом, Гринев, несмотря на свой юный возраст, при любых, самых сложных и критических обстоятельствах вел себя достойно, своими поступками доказывая, свою принадлежность к дворянскому сословию. Бесчестный человек Швабрин, напротив, давно забыл о дворянской морали. Он демонстрировал свою гордость, и вспоминал о принадлежности к сословию, когда нужен был лишний повод для дуэли.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь - это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, позволяющих ему достичь поставленной цели, заслужить уважение других людей и не потерять уважение к самому себе. Под совестью же можно понять неспособность переступить через вечные моральные принципы. Эти два понятия взаимосвязаны, так как «жизнь по чести» помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Недаром слово «честь» перекликается с таким человеческим качеством, как «честность», а также можно назвать слово «почесть» - по чести. Проблема чести и совести волновала писателей, поэтов во все времена.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Человек, лишенный этого чувства, неспособен жить в кругу себе подобных, не на-редив окружающим. Он может уничтожить весь мир, если его не остановить. Такие люди сдерживаются не внутренними, а внешними оковами - страхом наказания, тюрьмы, одиночества и т. д. Но это еще не самое плохое. Человек, предавший собственную душу, поступивший вопреки чести и совести, уничтожает себя самого. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести - падение моральных устоев - это одно из сложнейших состояний человека, всегда волновавших писателей. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в подробностях рассмотреть, как это происходит в жизни и к каким результатам может привести. Главный герой повести Петр Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя не слишком адекватно.

Один из главных героев повести «Капитанская дочка», Петр Гринев, понимает честь как действие всегда по совести. Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней - это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть честь у Гринева - это долг.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя с какой-то стороны отрицательного, Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Субъективное восприятие чести Пугачева и делает его отрицательным персонажем. Как человек он может быть и неплохим: платит добром за . Но в качестве захватчика он жесток.

Одна из основных идей повести была задана автором с самого начала словами: «Береги честь смолоду». Этот наказ получает Петруша от отца, отправляясь к месту службы в далекую и глухую крепость, а не в столичный полк, как надеялся поначалу.

В Белогорской крепости Гринев свято помнит наказ отца. Он защищает Машу от клеветы Швабрина. Гринев неплохо владеет шпагой, умеет постоять за честь оскорбленной и обиженной девушки. И только вмешательство Савельича дает премущество Швабрину, в очередной раз поступающему подло, нанося предательский удар отвлекшемуся противнику.

Гринев же от поступка к поступку восходит «к вершинам нравственного воспитания». И когда перед Петром Андреевичем встает вопрос жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить свою жизнь или погибнуть честным офицером, сохранив доброе имя, Гринев выбирает последнее. Только добрая воля Пугачева спасает нашего героя от виселицы. Пугачев в этой ситуации, как мы уже говорили выше, также поступает по чести.

В любой ситуации Петр Андреевич ведет себя достойно, будь то с бунтовщиком Пугачевым во время беседы с ним в кибитке или на суде среди равных себе. Для него нет разницы, перед кем держать слово. Он дворянин, и, однажды присягнув, соблюдает верность государыне и Отечеству.

Ни одно противостояние Гринева героям или судьбе, раскрывшееся на страницах повести, не сумело отнять у него честь и достоинство. Честь и впрямь нельзя отнять. Человек, поступающий по чести, неспособен расстаться с этим чувством под влиянием окружающих. На мой взгляд, человек может потерять честь, но происхо-дит это не только и не столько под влиянием обстоятельств. Они служат лишь своего рода катализатором. В сложной ситуации раскрываются все самые темные стороны души человеческой. И здесь в самом герое заключены силы справиться с ними.

Один из героев повести «Капитанская дочка», Швабрин своим примером подтверждает вынесенное в название данной работы высказывание А. П. Чехова. Он теряет честь. Обозленный, потерявший любимую девушку, Швабрин примыкает к Пугачеву, и впоследствии его осудят как нарушившего присягу офицера. То есть Пушкин продемонстрировал, что человек, потерявший честь, будет наказан - судьбой или людьми. На примере Швабрина автор хочет показать, что образованность, наносная культура и воспитанность мало влияют на становление характера человека. Ведь Швабрина можно считать умным собеседником, нельзя его назвать и абсолютно отрицательным персонажем.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовали по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, его могли оправдать. Гринев же не раскрыл имени любимой девушки, предпочтя смерть бесчестию. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша обратилась к императрице с просьбой защитить Гринева. И добро победило.

Честь и совесть можно назвать важнейшими характеристиками души человека. Поэтому проблема чести присутствует в произведениях большинства писателей. Понимание чести, что вполне естественно, различно у каждого человека. Но ис-тинность или ложность этого понимания доказывается самой жизнью.

На примере повести Пушкина «Капитанская дочка» мы постарались рассмотреть понятие чести и его значение в жизни человека. Хотелось бы подвести итоги: честь и в самом деле нельзя отнять. С этим не справятся никакие невзгоды, опасности и жизненные сложности. Человек может лишиться чести только в том случае, если сам откажется от нее, предпочтет ей что-либо другое: жизнь, власть, богатство... Но при этом не все осознают, сколь многое теряют. Сила и человечность человека заключается именно в его чести.

Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: "Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего..." Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. Дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.

Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева, Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Во время пугачёвского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того. Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему донять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Молодой Гринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев — смело ответил атаману: "Затейлива... Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину". Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина.

Итак, пословица "береги честь смолоду" имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Честь — это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан Сотников и Рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Благородное, казалось бы, возвращение Рыбака за отставшим товарищем имеет низкие мотивы: он боится осуждения окружающих и не знает, как объяснить в отряде свой предательский поступок. Потом, в плену, когда их ведут на казнь, Рыбак соглашается перейти на службу к немцам, чтобы спасти свою жизнь. Однако потеряв последнюю надежду сбежать, он приходит к выводу, что смерть — его единственный выход. Но ему не удается совершить самоубийство, и этот трусливый, слабый духом человек вынужден всю жизнь мучиться под ударами совести.

В заключение хочется сказать, что мы должны воспитывать в себе и беречь привычку поступать честно, по совести. Это одна из тех основ, на которых держится общество. Даже сейчас, когда времена рыцарей и дуэлей давно прошли, нельзя забывать истинное значение понятия «честь».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!