Подготовка к контрольной работе. Подготовка к контрольной работе Система оценивания экзаменационной работы по физике

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 35 заданий.

  • Часть 1 содержит 25 заданий (А1-А25). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильный только один.
  • Часть 2 содержит 4 задания (В1-В4), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр.
  • Часть 3 состоит из 6 задач (С1-С6), для которых требуется дать развернутые решения.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименова
ние-

Обозначе
ние-

Множитель-

Наименова
ние-

Обозначе
ние-

Множитель-

милли

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий части 1 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А25) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Четыре тела двигались по оси Ох. В таблице представлена зависимость их координат от времени.

У какого из тел скорость могла быть постоянна и отлична от нуля?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

А2 На тело в инерциальной системе отсчета действуют две силы. Какой из векторов, изображенных на правом рисунке, правильно указывает направление ускорения тела в этой системе отсчета?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

А3 На рисунке представлен график зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины. Чему равна жесткость пружины?


А4 Два тела движутся по взаимно перпендикулярным пересекающимся прямым, как показано на рисунке. Модуль импульса первого тела р1 = 4 кг⋅м/с, а второго тела р2 = 3 кг⋅м/с. Чему равен модуль импульса системы этих тел после их абсолютно неупругого удара?

1) 1 кг⋅ м/с
2) 4 кг·м/с
3) 5 кг⋅м/с
4) 7 кг⋅м/с

А5 Автомобиль массой 103 кг движется со скоростью 10 м/с. Чему равна кинетическая энергия автомобиля?

1) 10 5 Дж
2) 10 4 Дж
3) 5⋅10 4 Дж
4) 5⋅10 3 Дж

А6 Период колебаний пружинного маятника 1 с. Каким будет период колебаний, если массу груза маятника и жесткость пружины увеличить в 4 раза?

1) 1 с
2) 2 с
3) 4 с
4) 0,5 с

А7 На последнем километре тормозного пути скорость поезда уменьшилась на 10 м/с. Определите скорость в начале торможения, если общий тормозной путь поезда составил 4 км, а торможение было равнозамедленным.

1) 20 м/с
2) 25 м/с
3) 40 м/с
4) 42 м/с

А8 При снижении температуры газа в запаянном сосуде давление газа уменьшается. Это уменьшение давления объясняется тем, что

1) уменьшается энергия теплового движения молекул газа
2) уменьшается энергия взаимодействия молекул газа друг с другом
3) уменьшается хаотичность движения молекул газа
4) уменьшаются размеры молекул газа при его охлаждении

А9 На газовой плите стоит узкая кастрюля с водой, закрытая крышкой. Если воду из неё перелить в широкую кастрюлю и тоже закрыть, то вода закипит заметно быстрее, чем если бы она осталась в узкой. Этот факт объясняется тем, что

1) увеличивается площадь нагревания и, следовательно, увеличивается скорость нагревания воды
2) существенно увеличивается необходимое давление насыщенного пара в пузырьках и, следовательно, воде у дна надо нагреваться до менее высокой температуры
3) увеличивается площадь поверхности воды и, следовательно, испарение идёт более активно
4) заметно уменьшается глубина слоя воды и, следовательно, пузырьки пара быстрее добираются до поверхности

А10 Относительная влажность воздуха в цилиндре под поршнем равна 60%. Воздух изотермически сжали, уменьшив его объем в два раза. Относительная влажность воздуха стала равна

1) 120%
2) 100%
3) 60%
4) 30%

А11 Четыре металлических бруска положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент 100°С, 80°С, 60°С, 40°С. Температуру 60°С имеет брусок

1) А
2) В
3) С
4) D

А12 При температуре 10°С и давлении 10 5 Па плотность газа равна 2,5 кг/м 3 . Какова молярная масса газа?

1) 59 г/моль
2) 69 г/моль
3) 598 кг/моль
4) 5,8-10 -3 кг/моль

А13 Незаряженное металлическое тело внесли в однородное электростатическое поле, а затем разделили на части А и В (см. рисунок). Какими электрическими зарядами обладают эти части после разделения?

1) А - положительным, В - останется нейтральным
2) А - останется нейтральным, В - отрицательным
3) А - отрицательным, В - положительным
4) А - положительным, В - отрицательным

А14 По проводнику течет постоянный электрический ток. Значение заряда, прошедшего через проводник, возрастает с течением времени согласно графику, представленному на рисунке. Сила тока в проводнике равна

1) 36 А
2) 16 А
3) 6 А
4) 1 А

А15 Индуктивность витка проволоки равна 2⋅10 -3 Гн. При какой силе тока в витке магнитный поток через поверхность, ограниченную витком, равен 12 мВб?

1) 24⋅10 -6 А
2) 0,17 А
3) 6 А
4) 24 А

А16 На рисунке в декартовой системе координат представлены вектор индукции B → магнитного поля в электромагнитной волне и вектор c → скорости ее распространения. Направление вектора напряженности электрического поля E → в волне совпадает со стрелкой

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

А17 Ученики исследовали соотношение между скоростями автомобильчика и его изображения в плоском зеркале в системе отсчета, связанной с зеркалом (см. рисунок). Проекция на ось Ох вектора скорости, с которой движется изображение, в этой системе отсчета равна

1) - 2v
2) 2v
3) v
4) - v

А18 Два точечных источника света S 1 и S 2 находятся близко друг от друга и создают на удаленном экране Э устойчивую интерференционную картину (см. рисунок). Это возможно, если S 1 и S 2 — малые отверстия в непрозрачном экране, освещенные

1) каждое своим солнечным зайчиком от разных зеркал
2) одно - лампочкой накаливания, а второе - горящей свечой
3) одно синим светом, а другое красным светом
4) светом от одного и того же точечного источника

А19 Два точечных положительных заряда q 1 = 200 нКл и q 2 = 400 нКл находятся в вакууме. Определите величину напряженности электрического поля этих зарядов в точке А, расположенной на прямой, соединяющей заряды, на расстоянии L от первого и 2L от второго заряда. L = 1,5 м.

1) 1200 кВ/м
2) 1200 В/м
3) 400 кВ/м
4) 400 В/м

А20 На рисунке представлены несколько самых нижних уровней энергии атома водорода. Может ли атом, находящийся в состоянии Е 1 , поглотить фотон с энергией 3,4 эВ?

1) да, при этом атом переходит в состояние Е 2
2) да, при этом атом переходит в состояние Е 3
3) да, при этом атом ионизуется, распадаясь на протон и электрон
4) нет, энергии фотона недостаточно для перехода атома в возбужденное состояние

А21 Какая доля радиоактивных ядер распадается через интервал времени, равный двум периодам полураспада?

1) 100%
2) 75%
3) 50%
4) 25%

А22 Радиоактивный полоний , испытав один α-распад и два β-распада, превратился в изотоп

1) свинца 2) полония 3) висмута 4) таллия

А23 Один из способов измерения постоянной Планка основан на определении максимальной кинетической энергии электронов при фотоэффекте с помощью измерения напряжения, задерживающего их. В таблице представлены результаты одного из первых таких опытов.

Задерживающее напряжение U , В

Частота света v , 10 14 Гц

Постоянная Планка по результатам этого эксперимента равна

1) 6,6⋅10 -34 Дж⋅с
2) 5,7⋅10 -34 Дж⋅с
3) 6,3⋅10 -34 Дж⋅с
4) 6,0⋅10 -34 Дж⋅с

A24 При измерении силы тока в проволочной спирали R четыре ученика по- разному подсоединили амперметр. Результат изображен на рисунке. Укажите верное подсоединение амперметра.

A25 При проведении эксперимента ученик исследовал зависимость модуля силы упругости пружины от длины пружины, которая выражается формулой F (l) = k |l − l 0 | , где l 0 - длина пружины в недеформированном состоянии.

График полученной зависимости приведен на рисунке.

Какое(-ие) из утверждений соответствует(-ют) результатам опыта?

А. Длина пружины в недеформированном состоянии равна 3 см.
Б. Жесткость пружины равна 200 Н/м.

1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

ЧАСТЬ 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В4) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 В результате перехода с одной круговой орбиты на другую центростремительное ускорение спутника Земли уменьшается. Как изменяются в результате этого перехода радиус орбиты спутника, скорость его движения по орбите и период обращения вокруг Земли? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

B2 Температуру холодильника тепловой машины увеличили, оставив температуру нагревателя прежней. Количество теплоты, полученное газом от нагревателя за цикл, не изменилось. Как изменились при этом КПД тепловой машины, количество теплоты, отданное газом за цикл холодильнику, и работа газа за цикл?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.


B3
Пучок света переходит из воды в воздух. Частота световой волны - ν, скорость света в воде - v , показатель преломления воды относительно воздуха - n . Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б

В4 Конденсатор колебательного контура подключен к источнику постоянного напряжения (см. рисунок). Графики А и Б представляют изменения физических величин, характеризующих колебания в контуре после переведения переключателя К в положение 2. Установите соответствие между графиками и физическими величинами, зависимости которых от времени эти графики могут представлять. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

ЧАСТЬ 3

Задания С1-С6 представляют собой задачи, полное решение которых необходимо записать в бланке ответов № 2. Рекомендуется провести предварительное решение на черновике. При оформлении решения в бланке ответов № 2 запишите сначала номер задания (CI, С2 и т.д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте четко и разборчиво.

С1

Полное правильное решение каждой из задач С2-С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчеты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение.

С2 Шайба массой m Н m

C3 p 1 = 4·10 5 Па. Расстояние от дна сосуда до поршня равно L S = 25 см 2 . В результате медленного нагревания газ получил количество теплоты Q = 1,65 кДж, а поршень сдвинулся на расстояние x F тр = 3·10 3 Н. Найдите L

C4 При проведении лабораторной работы ученик собрал электрическую цепь по схеме на рисунке. Сопротивления R 1 и R 2 равны 20 Ом и 150 Ом соответственно. Сопротивление вольтметра равно 10 кОм, а амперметра - 0,4 Ом. ЭДС источника равна 36 В, а его внутреннее сопротивление - 1 Ом.

С5

С6 t = 8·10 -4 с излучает N S P

Система оценивания экзаменационной работы по физике

ЧАСТЬ1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

ЧАСТЬ 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях В1-В4 правильно указана последовательность цифр.

За полный правильный ответ ставится 2 балла, 1 балл - допущена одна ошибка; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие - 0 баллов.

№ задания

Ответ

ЧАСТЬ 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

С1 На рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента, реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра. В начальный момент времени ползунок реостата установлен посередине и неподвижен. Опираясь на законы электродинамики, объясните, как будут изменяться показания приборов в процессе перемещения ползунка реостата влево. ЭДС самоиндукции пренебречь по сравнению с ε.

Образец возможного решения

1. Во время перемещения движка реостата показания амперметра будут плавно увеличиваться, а вольтметр будет регистрировать напряжение на концах вторичной обмотки. Примечание: Для полного ответа не требуется объяснения показаний приборов в крайнем левом положении. (Когда движок придет в крайнее левое положение и движение его прекратится, амперметр будет показывать постоянную силу тока в цепи, а напряжение, измеряемое вольтметром, окажется равным нулю.)

2. При перемещении ползунка влево сопротивление цепи уменьшается, а сила тока увеличивается в соответствии с законом Ома для полной цепи где R - сопротивление внешней цепи.

3. Изменение тока, текущего по первичной обмотке трансформатора, вызывает изменение индукции магнитного поля, создаваемого этой обмоткой. Это приводит к изменению магнитного потока через вторичную обмотку трансформатора.

4. В соответствии с законом индукции Фарадея возникает ЭДС индукции во вторичной обмотке, а следовательно, напряжение U на ее концах, регистрируемое вольтметром.

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае - изменение показаний приборов, п. 1), и полное верное объяснение (в данном случае - п. 2-4) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае - электромагнитная индукция, закон индукции Фарадея, закон Ома для полной цепи).

3

Приведено решение и дан верный ответ, но имеется один из следующих недостатков:

В объяснении содержатся лишь общие рассуждения без привязки к конкретной ситуации задачи, хотя указаны все необходимые физические явления и законы;
ИЛИ
- рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объеме или в них содержатся логические недочеты;
ИЛИ
- указаны не все физические явления и законы, необходимые для полного правильного решения.

2

Приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но дан неверный или неполный ответ;
ИЛИ
- приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но ответ не дан;
ИЛИ
- представлен только правильный ответ без обоснований.

1
0

С2 Шайба массой m начинает движение по желобу АВ из точки А из состояния покоя. Точка А расположена выше точки В на высоте Н = 6 м. В процессе движения по желобу механическая энергия шайбы из-за трения уменьшается на ΔЕ = 2Дж. В точке В шайба вылетает из желоба под углом α =15° к горизонту и падает на землю в точке D, находящейся на одной горизонтали с точкой В (см. рисунок). BD = 4 м. Найдите массу шайбы m . Сопротивлением воздуха пренебречь.

Образец возможного решения

1. Скорость шайбы в точке В определяется из баланса ее энергии в точках А и В с учетом потерь на трение:

Отсюда:

2. Время полета шайбы из точки В в точку D :

где y - вертикальная координата шайбы в системе

отсчета с началом координат в точке В .
Отсюда

3. Дальность полета BD определяется из выражения для горизонтальной координаты шайбы в той же системе отсчета:

4. Подставляя в выражение для BD значение v 2 , получаем

5. Отсюда находим массу шайбы:

Ответ: m = 0,1 кг.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующиеэлементы:

Применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении - закон сохранения энергии и формулы кинематики свободного падения);

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ; при этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).


ИЛИ

ИЛИ

ИЛИ

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:


ИЛИ

ИЛИ

1
0


C3
В горизонтальном цилиндрическом сосуде, закрытом поршнем, находится одноатомный идеальный газ. Первоначальное давление газа p 1 = 4·10 5 Па. Расстояние от дна сосуда до поршня равно L . Площадь поперечного сечения поршня S = 25 см 2 . В результате медленного нагревания газ получил количество теплоты Q = 1,65 кДж, а поршень сдвинулся на расстояние x = 10 см. При движении поршня на него со стороны стенок сосуда действует сила трения величиной F тр = 3·10 3 Н. Найдите L . Считать, что сосуд находится в вакууме.

Образец возможного решения

1. Поршень будет медленно двигаться, если сила давления газа на поршень и сила трения со стороны стенок сосуда уравновесят друг друга: p 2 S = F тр,
откуда

2. Поэтому при нагревании газа поршень будет неподвижен, пока давление газа не достигнет значения р 2 . В этом процессе газ получает количество теплоты Q 12 .
Затем поршень будет сдвигаться, увеличивая объем газа, при постоянном давлении. В этом процессе газ получает количество теплоты Q 23 .
3) В процессе нагревания, в соответствии с первым началом термодинамики, газ получит количество теплоты:

Q = Q 12 +Q 23 = (U 3 −U 1) + p 2 Sx = (U 3 −U 1) + F тр x.

4) Внутренняя энергия одноатомного идеального газа:

в начальном состоянии,

в конечном состоянии.

5) Из пп. 3, 4 получаем

Ответ: L = 0,3 м.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы


1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, для решения задачи выбранным способом (в данном решении - выражение для внутренней энергии одноатомного идеального газа, уравнение Клапейрона-Менделеева, выражение для работы газа и первое начало термодинамики);

— в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка;
ИЛИ
— необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены;
ИЛИ
— не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде.
ИЛИ
— решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

— Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа;
ИЛИ
— в решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи;
ИЛИ
— в ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным
критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

C4 При проведении лабораторной работы ученик собрал электрическую цепь по схеме на рисунке. Сопротивления R 1 и R 2 равны 20 Ом и 150 Ом соответственно. Сопротивление вольтметра равно 10 кОм, а амперметра - 0,4 Ом. ЭДС источника равна 36 В, а его внутреннее сопротивление - 1 Ом.

На рисунке показаны шкалы приборов с показаниями, которые получил ученик. Исправны ли приборы или же какой-то из них даёт неверные показания?

Образец возможного решения

Для определения силы тока используем закон Ома для полной цепи. Вольтметр и резистор R 1 соединены параллельно.
Следовательно,

Следовательно,

Амперметр показывает силу тока около 0,22 А. Цена деления шкалы амперметра 0,02 А, что больше, чем отклонение показаний от расчёта. Следовательно, амперметр даёт верные показания .
Для определения напряжения используем закон Ома для участка цепи:

Отсюда U = I ⋅ R 1 = 0,21⋅ 20 = 4,2 (В). Вольтметр же показывает напряжение
4,6 В. Цена деления вольтметра 0,2 В, что в два раза меньше отклонения показаний.
Следовательно, вольтметр даёт неверные показания .
Примечание: решение задачи считается верным, если измерительные приборы считаются идеальными.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении - закон Ома для полной цепи и для участка цепи, формулы для расчета сопротивления участка цепи при последовательном и параллельном соединении проводников);

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

Представленное решение содержит п. 1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка;
ИЛИ
- необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены;
ИЛИ
- не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде;
ИЛИ
- решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа;
ИЛИ
- в решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи;
ИЛИ
- в ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

С5 Небольшой груз, подвешенный на нити длиной 2,5 м, совершает гармонические колебания, при которых его максимальная скорость достигает 0,2 м/с. При помощи собирающей линзы с фокусным расстоянием 0,2 м изображение колеблющегося груза проецируется на экран, расположенный на расстоянии 0,5 м от линзы. Главная оптическая ось линзы перпендикулярна плоскости колебаний маятника и плоскости экрана. Определите максимальное смещение изображения груза на экране от положения равновесия.

Образец возможного решения

При колебаниях маятника максимальная скорость груза v может быть определена из закона сохранения энергии:

максимальная высота подъема груза. Максимальный угол отклонения где А - амплитуда колебаний (амплитуда смещения). Отсюда

Амплитуда А 1 колебаний смещения изображения груза на экране, расположенном на расстоянии b от плоскости тонкой линзы, пропорциональна амплитуде А колебаний груза, движущегося на расстоянии а от плоскости линзы:

Расстояние а определяется по формуле тонкой линзы: откуда

Следовательно,

Ответ: А 1 = 0,15 м.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении - закон сохранения энергии, формула для увеличения тонкой линзы и формула тонкой линзы);

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка;
ИЛИ
- необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены;
ИЛИ
- не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде;
ИЛИ
- решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа;
ИЛИ
- в решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи;
ИЛИ
- в ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным
критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

С6 Монохроматический пучок параллельных лучей создается источником, который за время Δt = 8·10 -4 с излучает N = 5·10 14 фотонов. Фотоны падают по нормали на площадку S = 0,7 см 2 и создают давление P = 1,5·10 -5 Па. При этом 40% фотонов отражается, а 60% поглощается. Определите длину волны излучения.

Образец возможного решения

Выражение для давления света:

(Формула (1) следует из .)

Формулы для изменения импульса фотона при отражении и поглощении лучей:
Δp отр = 2 p , Δp погл = p ; число отраженных фотонов: N отр = 0,4N , а поглощенных: N погл = 0,6N .
Тогда выражение (1) принимает вид

Выражение для импульса фотона:

Выражение для длины волны излучения:

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении - формулы для давления света, импульса фотонов, II закон Ньютона);

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

Представленное решение содержит п. 1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка;
ИЛИ
- необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены;
ИЛИ
- не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде;
ИЛИ
- решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа;
ИЛИ
- в решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи;
ИЛИ
- в ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным
критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

A1. В сосуде находится некоторое количество идеального газа. Как изменится температура газа, если он перейдет из состояния 1 в состояние 2 (см. рисунок)?

1) T 2 = 4T 1 2) T 2 = T 1 /4 3) T 2 = 4T 1 /3 4) T 2 = 3T 1 /4

A2. Относительная влажность воздуха в цилиндре под поршнем равна 60%. Воздух изотермически сжали, уменьшив его объем в два раза. Относительная влажность воздуха стала равна
1) 120% 2) 100% 3) 60% 4) 30%

A3. Незаряженное металлическое тело внесли в однородное электростатическое поле, а затем разделили на части А и В (см. рисунок). Какими электрическими зарядами обладают эти части после разделения?

1) А – положительным, В – останется нейтральным
2) А – останется нейтральным, В – отрицательным
3) А – отрицательным, В – положительным
4) А – положительным, В – отрицательным

A4. При измерении силы тока в проволочной спирали R четыре ученика по-разному подсоединили амперметр. Результат изображен на рисунке. Укажите верное подсоединение амперметра.

A5. К источнику постоянного тока с ЭДС Е = 12 В и внутренним сопротивлением r = 2 Ом подключены параллельно n = 5 лампочек с сопротивлением R = 2 Ом каждая. Какова сила тока, протекающего через каждую лампочку?
1) 0,5 А 2) 1,0 А 3) 1,5 А 4) 2,0 А

B1.

B2.

C1. При проведение лабораторной работы ученик собрал электрическую цепь по схеме на рисунке. Сопротивления R 1 и R 2 равны 20 и 150 Ом соответственно. Сопротивление вольтметра равно 10 кОм, а амперметра 0,4 Ом. ЭДС источника 36 В, а его внутренне сопротивление - 1 Ом. На рисунке показаны шкалы приборов с показаниями которые получил ученик. Исправны ли приборы или же какой-то из них дает неверные показания?

Ответы и решения этих задач обсудим на уроке во вторник, 26 апреля 2011 года.

1 вариант

1. На рисунке представлены два термометра, используемые для определения относительной влажности воздуха с помощью психрометрической таблицы, в которой влажность воздуха указана в процентах.

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Относительная влажность воздуха в помещении, в котором проводилась съемка, равна

2. Относительная влажность воздуха равна 42%, парциальное давление пара при температуре равно 980 Па . Давление насыщенного пара при заданной температуре равно (ответ округлить до целых)

3.Относительная влажность воздуха в цилиндре под поршнем равна 60%. Воздух изотермически сжали, уменьшив его объём в два раза. Относительная влажность воздуха стала:

1) изобарно повышая температуру

2) добавляя в сосуд другой газ

3) увеличивая объем пара

4) уменьшая объем пара

5. Относительная влажность воздуха в комнате равна 40%. Каково соотношение концентрации n молекул воды в воздухе комнаты и концентрации n н.п . молекул воды в насыщенном водяном паре при той же температуре?

1) n меньше в 2,5 раза

2) n больше в 2,5 раза

3) n меньше на 40%

4) n больше на 40%

6. Какова относительная влажность воздуха при температуре 20С, если точка росы 12С. Давление насыщенного водяного пара при 20С равно 2,33 кПа, а при12С - 1,40 кПа. Ответ выразите в процентах и округлите до целых.

7. p T . Точкой A на этом графике обозначено состояние пара, находящегося в закрытом сосуде. Чему равна относительная влажность воздуха в этом сосуде? Ответ округлите до целого числа процентов.

8. Относительная влажность воздуха в закрытом сосуде 30 %. Какой будет относительная влажность, если объём сосуда при неизменной температуре уменьшить в 3 раза? (Ответ дать в процентах.)

9. Днем при температуре 19 °С относительная влажность воздуха была 70%.Сколько воды в виде росы выделится из каждого кубического метра воздуха, если температура ночью понизилась до 7 °С?

10. Относительная влажность водяного пара в сосуде при температуре 100 °С равна 62%. Какова плотность этого пара? (Ответ дать в кг/м 3 , округлив до сотых долей.)

2 вариант

1. На рисунке представлены два термометра, используемые для определения относительной влажности воздуха с помощью психрометрической таблицы, в которой влажность указана в процентах.

Психрометрическая таблица представлена ниже.

Разность показаний сухого и влажного термометров

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Какой была относительная влажность воздуха в тот момент, когда проводилась съемка? (Ответ дайте в процентах.)

2. Давление насыщенного пара при температуре 15 °С равно 1,71 кПа. Если относительная влажность воздуха равна 59 % то каково парциальное давление пара при температуре 15 °С? (Ответ дайте в паскалях.)

3. Относительная влажность воздуха в цилиндре под поршнем равна 50 %. Воздух изотермически сжали, уменьшив его объем в 3 раза. Какова стала относительная влажность воздуха? (Ответ дать в процентах.)

4. В сосуде под поршнем находится ненасыщенный пар. Его можно перевести в насыщенный,

1) добавляя в сосуд другой газ

2) уменьшая объем пара

3) увеличивая объем пара

4) изобарно повышая температуру

5. Относительная влажность воздуха в комнате равна 40%. Чему равно отношение - концентрации молекул воды в воздухе комнаты к концентрации молекул воды в насыщенном водяном паре при той же температуре?

6. Какова относительная влажность воздуха при температуре 19 °С, если точка росы 7 °С? Давление насыщенного водяного пара при 19 °С равно 2,2 кПа, а при 7 °С - 1,00 кПа. Ответ выразите в процентах и округлите до целых.

7. Относительная влажность воздуха в закрытом сосуде 30 %. Какой станет относительная влажность, если объём сосуда при неизменной температуре уменьшить в 1,5 раза? (Ответ дать в процентах.)

8. В комнате при температуре 20 °С относительная влажность воздуха 20%. Сколько нужно испарить воды для увеличения влажности до 50%? Объем комнаты 40 м3.

9. Относительная влажность водяного пара в сосуде при температуре 100 °С равна 81 %. Какова плотность этого пара? Ответ выразите в кг/м3 и округлите до сотых долей.

10. На рисунке изображена зависимость давления p насыщенного водяного пара от температуры T . Точкой A на этом графике обозначено состояние пара, находящегося в закрытом сосуде. Чему равна относительная влажность воздуха (в процентах) в этом сосуде? Ответ округлите до целого числа.

Тест №18 Влажность и КПД теплового двигателя

Задание 1. Давление пара в помещении при температуре равно 756 Па. Давление насыщенного пара при этой же температуре равно 880 Па. Относительная влажность воздуха равна (ответ округлить до целых)

1) 1% 2) 60% 3) 86% 4) 100%

Задание2. Давление насыщенного пара при температуре равно 1,71 кПа. Если относительная влажность воздуха равна 59% то парциальное давление пара при температуре равно (выберете наиболее близки вариант ответа)

1) 1 Па 2) 100 Па 3) 1000 Па 4) 10000 Па

Задание 3. В сосуде с подвижным поршнем находятся вода и её насыщенный пар. Объём пара изотермически уменьшили в 2 раза. Концентрация молекул пара при этом

1) уменьшилась в 2 раза 2) не изменилась 3) увеличилась в 2 раза 4) увеличилась в 4 раза

Задание 4. Относительная влажность воздуха в цилиндре под поршнем равна 60%. Воздух изотермически сжали, уменьшив его объём в два раза. Относительная влажность воздуха стала

120 % 2) 100 % 3) 60 % 4) 30 %

Задание 5. В сосуде под поршнем находится ненасыщенный пар. Его можно перевести в насыщенный,

1) изобарно повышая температуру 2) добавляя в сосуд другой газ 3) увеличивая объем пара

4) уменьшая объем пара

Задание 6. Относительная влажность воздуха в комнате равна 40%. Каково соотношение концентрации n молекул воды в воздухе комнаты и концентрации молекул воды в насыщенном водяном паре при той же температуре?

1) n меньше в 2,5 раза 2) n больше в 2,5 раза 3) n меньше на 40% 4) n больше на 40%

Задание 7. Какова относительная влажность воздуха при температуре, если точка росы Давление насыщенного водяного пара при равно 2,33 кПа, а при - 1,40 кПа. Ответ выразите в процентах и округлите до целых.

1) 60% 2) 50% 3) 40% 4) 75%

Задание 8. На рисунке изображены: пунктирной линией - график зависимости давления насыщенных паров воды от температуры, и сплошной линией - процесс 1-2 изменения парциального давления паров воды.

По мере такого изменения парциального давления паров воды абсолютная влажность воздуха

1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) может как увеличиваться, так и уменьшаться

Задание 9. Относительная влажность воздуха в закрытом сосуде 30%. Какой станет относительная влажность, если объём сосуда при неизменной температуре уменьшить в 2 раза?

1) 60% 2) 45% 3) 15% 4) 30%

Задание 10. Относительная влажность воздуха в закрытом сосуде 25%. Какой будет относительная влажность, если объём сосуда при неизменной температуре уменьшить в 3 раза?

1) 8% 2) 100% 3) 25% 4) 75%

Задание 11. Относительная влажность воздуха в сосуде, закрытом поршнем, равна 30%. Какова будет относительная влажность, если перемещением поршня объём сосуда при неизменной температуре уменьшить в 3 раза?

Задание 12. Возможна ли такая идеальная тепловая машина, которая за цикл получает от нагревателя 50 Дж и совершает полезную работу 100 Дж? Каков КПД такой тепловой машины?

1) возможна, 2) возможна, 3) возможна, 4) невозможна,

Задание 13. Температура нагревателя тепловой машины 1 000 К, температура холодильника на 200 К меньше, чем у нагревателя. Максимально возможный КПД машины равен

Задание 14. КПД тепловой машины равен 20%. Чему он будет равен, если количество теплоты, получаемое от нагревателя, увеличится на 25%, а количество теплоты, отдаваемое холодильнику, уменьшится на 25%?

1) 25% 2) 30% 3) 39% 4) 52%

Задание 15. В таблице приведена зависимость КПД идеальной тепловой машины от температуры ее нагревателя при неизменной температуре холодильника. Чему равна температура холодильника этой тепловой машины?

1) 250 К 2) 275 К 3) 300 К 4) 350 К

Задание 16. Идеальный газ совершает циклический процесс 1→2→3→4→1, изображенный на рисунке. В результате этого циклического процесса

1) суммарная работа, совершенная газом, равна нулю.

2) изменение внутренней энергии газа равно нулю.

3) суммарное количество полученной и отданной газом теплоты равно нулю.

4) вся теплота, полученная газом в процессе 1→2→3, полностью преобразуется в механическую работу.

Задание 17. На рисунке схематически показано направление передачи теплоты при работе двух идеальных тепловых машин. У какой из них КПД больше?

1) у первой 2) у второй 3) у обеих машин КПД одинаков 4) однозначно ответить нельзя

Задание 18. На рисунке изображены два циклических процесса 1 → 2 →3 →4 → 1 и 5 → 6 → 7 → 8 → 5.

Какое из следующих утверждений справедливо?

А. Работа газа в случае циклического процесса 1 → 2 → 3 → 4 → 1 больше, чем работа газа в случае циклического процесса 5 → 6 → 7 → 8 → 5.

Б. Изменение внутренней энергии газа в результате циклического процесса 1 → 2 → 3 → 4 → 1 больше, чем изменение внутренней энергии газа в результате циклического процесса 5 → 6 → 7 → 8 → 5.

1) только А 2) и А, и Б 3) только Б 4) ни А, ни Б

Задание 19. Какое(-ие) из приведённых утверждений верно(-ы)?

А. Положительное количество теплоты самопроизвольно не может переходить от более холодного тела к более нагретому.

Б. Нельзя создать циклический тепловой двигатель, с помощью которого можно энергию, полученную от нагревателя, полностью превратить в механическую работу.

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Задание 20. Какое(-ие) из приведённых утверждений неверно(-ы)?

А. Возможна передача энергии от тела с меньшей температурой к телу с большей температурой путём совершения работы.

Б. КПД циклического теплового двигателя больше 100%.

1) только А

2) только Б