Подводная лодка проект 675 к 104

В опытно-конструкторском бюро Челомея в конце 1950-х гг. на базе РК П-5, основным предназначением которого была стрельба по береговым целям, разработали ПРК П-6. Работы над противокорабельным , имеющим систему конечного самонаведения, в СССР начались ещё в 1948 году, но дальность стрельбы первых противокорабельных ракет составляла несколько десятков километров. При этом основные надводные цели – американские авианосцы – имели глубину всесуточной и всепогодной противоракетной (противовоздушной) обороны около 150…200 километров. В начале 1960-х годов на вооружении американских ВМС появились новые истребители-перехватчики F-4 «Phantom», оснащенные всеракурсными ракетами AIM-7 «Sparrow» класса воздух–воздух и палубных самолетов ДРЛО Е-2А «Hawkeye». Поэтому глубина обороны увеличивалась до 250…300 километров. Это требовало принятия ответных мер – создания противокорабельных ракет, имеющих большую дальность (около нескольких сотен километров).

Под руководством Челомея В.Н. в подмосковном Реутово ещё в 1956 году начались исследовательские работы по формированию облика противокорабельной ракеты большой дальности. Максимальная дальность стрельбы крылатой ракеты, входящей в состав комплекса, должна была составлять более 300 километров, для обеспечения возможности поражения авианосных ударных соединений и групп противника без вхождения в зону их противокорабельной и противолодочной обороны. Противокорабельная ракета должна была иметь систему управления, обеспечивающую поражение надводных целей почти всех классов, осколочно-фугасную и ядерную боевые части большой мощности. Ракетная и корабельная аппаратура системы управления комплексом были разработаны НИИ-49 (в дальнейшем – научно-производственное объединение «Гранит»), возглавляемым Чариным Н.А.

Создание «противоавианосной» системы для использования на подлодках было невозможным без обеспечения надежного сбора разведданных и целеуказания в океанской зоне. Для решения этой задачи под руководством главного конструктора Кудрявцева И.В. в киевском НИИ радиоэлектроники (сегодня НПО «Квант») создали авиационную разведывательную систему «Успех», размещённую на разработанных специально для этой цели носителях Ту-95РЦ и Ту-16РЦ. На носителях была размещена авиационная РЛС обнаружения морских целей с дальнейшей передачей сигналов на корабли для обработки данных и выдачи целеуказаний ракетному комплексу. Таким образом, в Советском Союзе впервые в мире разрабатывалась РУС (разведывательно-ударная система), состоящая из средств разведки, ударного оружия и их носителей (как морских, так и воздушных).

Корабельной автоматизированной системой «Аргумент» решалась задача управления полётом нескольких крылатых ракет во время залпового старта, а также наведения ПРК на цели с помощью радиолокационного визира. При обнаружении нескольких целей существовала возможность их избирательного поражения за счет трансляции на борт подлодки радиолокационного изображения цели с борта ракеты и передачи с судна команд о выборе конкретной цели.

Существенным недостатком РК П-6 был старт ракет из надводного положения. При этом время нахождения атомных подлодок с крылатыми ракетами оснащенных комплексом П-6 в сравнении с субмаринами, имеющими на борту П-5, возросло, поскольку требовалось управление полётом до момента захвата цели ракетной головкой самонаведения. Несмотря на данный очевидный недостаток, считали, что П-6 давал ВМФ СССР ощутимые преимущества против крупных надводных кораблей потенциального противника. Кроме того, программу активно поддерживал и лично Хрущев Н.С. В результате, 17.07.1956 вышло постановление СМ СССР о начале работ по атомным ракетным подлодкам проекта 675, оснащённых ПКР П-6, и стратегическими КР П-5М, которые предназначались для уничтожения береговых целей.

Проектирование атомной подлодки началось под руководством главного конструктора Пустынцева П.П. в ЦКБ МТ «Рубин». Главным наблюдающим от военно-морского флота назначили капитана 1-го ранга Фадеева М.С., которого сменил капитан 2-го ранга Иванов В.Н. ПЛАРК предназначалась для ударов по судам и кораблям противника ракетами П-6 при действиях на морских и океанских коммуникациях, а также для уничтожения военно-морских баз, административных и промышленных центров противника с помощью крылатых ракет П-5М.

Конструктивно ПЛАРК 675-го проекта – двухкорпусная двухвальная подлодка с развитым ограждением надстройкой и боевой рубки. Прочный корпус, имеющий на большем протяжении цилиндрическую форму, выполнялся из 22-35-миллиметровой стали АК-25. Оконечностям была предана форма усечённых конусов.

Прочный корпус был разделен на 10 отсеков:
Первый – торпедный;
Второй – аккумуляторный и жилой (в нём же была размещена кают-компания);
Третий – пост управления ракетами;
Четвертый – центральный пост;
Пятый – дизель-генераторный отсек;
Шестой – реакторный;
Седьмой – турбинный;
Восьмой – турбогенераторы, распределительные щиты, электродвигатели;
Девятый – жилой;
Десятый – кормовой торпедный.

Для изготовления межотсечных переборок использовалась 10 миллиметровая сталь АК-25. При ракетном огне компенсация массы стартующих ракет производилась приемом воды в спец. цистерны замещения. Набор лёгкого корпуса и обшивка и выполнялись из стали ЮЗ, толщина которой составляла от 4 до 16 миллиметров. Поверхность корпуса была покрыта противогидроакустическим покрытием.

Энергетическая установка (суммарная мощность на двух валах 35 тыс. л.с.) состояла из двух реакторов типа ВМ-А (70 мВт каждый), двух паровых турбин и двух главных турбозубчатых агрегатов 60-Д1. Также имелись два дизель-генератора ДГ-400 (дизельные двигатели М-860) и два 900-сильных электродвигателя подкрадывания ПГ-116. Аккумуляторная батарея «38-СМ» – свинцово-кислотная, две группы по 112 элементов в каждой. В целом, энергоустановка практически идентична субмаринам 627-го, 658-го и 659-го проектов.

Антенну управления ракетным оружием системы «Аргумент» установили на поворотной мачте в передней части рубки. В нерабочем положении несущие излучатели крупногабаритной антенны заводились в ограждение рубки так, что обтекатель, размещенный с задней стороны антенны, «превращался» в переднюю стенку ограждения рубки.

Основное вооружение подлодки – 8 крылатых ракет П-6 (инд. 4К88) – размещались в контейнерах, которые поднимались на угол 14 градусов в стартовое положение. Контейнеры жёстко скреплялись попарно и в нерабочем положении располагались в надстройке лодки горизонтально. Стрельба, как и на подлодках 659-го проекта, была возможна только в надводном положении.

Габариты ракеты П-6 составляли: длина – 10800 мм, диаметр – 900 мм, размах крыла - 2500 мм и стартовую массу – 5300 кг. Ракета снабжалась стартовыми РДТТ и маршевым ТРД. Диапазон дальностей стрельбы – от 35 до 380 километров, максимальная скорость полета – М=1,3. Высота полёта ракеты – 400–7500 метров, перед атакой цели противокорабельная ракета снижалась до 100 метров.

На атомных подлодках с крылатыми ракетами 675-го проекта впервые в мире реализовали возможность залпового ракетного огня с избирательным поражением судов противника, находящихся в соединении. Атомная подлодка могла выполнить в течение 15 мин. четырёхракетный залп, два залпа – в течение 20-30 мин. с учётом времени, необходимого для всплытия, подготовки к пуску, запуска и полёта ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели с различных носителей 12-ю ракетами П-6, что обеспечивало преодоление самой плотной противовоздушной обороны авианосных соединений, используемой в 1960-х годах. Для приёма данных о целях от авиационной системы разведки и целеуказания была предусмотрена радиолокационная система «Успех-У» (приём осуществлялся в надводном или подводном положении). Однако к моменту постройки подлодок она не успела и была смонтирована на одной подлодке после модернизации по проекту 675-МУ. Остальные ПЛАРК оснащались системой «Касатка», предназначенной для приёма целеуказаний со спутников (10 подлодок модернизированы по проекту 675-К и 675-МК).

ПЛАРК пр.675 с поднятыми контейнерами крылатых ракет

Разведывательно-ударный комплекс использовался следующим образом: подлодка, которая находилась в заданном районе, получив боевое распоряжение на применение ракетного вооружения, поднималась на перископную глубину для установки связи с самолетом разведки и целеуказания, передающего на борт атомной подлодки с крылатыми ракетами радиолокационную информацию о целях противника. Данная информация отображалась на экране пульта оператора комплекса целеуказания подлодки. Командир судна анализировал целевую обстановку назначая цель, по которой нужно было определить координаты (дальность и пеленг). Затем эти данные вводили в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществляли оценку досягаемости оружия и ожидаемую вероятность обнаружения цели ракетным радиолокационным визиром. На основе этих данных принималось окончательное решение на открытие огня. Лодка ложилась на курс, выполняла предстартовую подготовку, всплывала в надводное положение и осуществляла ракетный залп (максимальное количество противокорабельных ракет в залпе – четыре). Управление полётом ракеты в залпе относительно плоскости огня осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. При отклонении отметки от заданного направления противокорабельная ракета возвращалась оператором в плоскость стрельбы. При достижении расчётной дальности (вырабатывалась корабельной системой управления) операторы давали команду на включение радиолокационных визиров ракет и передатчиков радиоканала для трансляции информации полученной визирами. После захвата радиолокационным визиром ПКР цели ракета, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (изначально ракета самонаводилась только в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось пологое пикирование ПКР, за несколько км до цели вводился режим вертикального самонаведения).

Торпедное вооружение лодки состояло их четырех носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов (максимальная глубина ведения огня 100 метров) и двух кормовых 400-миллиметровых торпедных аппаратов (максимальная глубина применения – 250 метров). Боекомплект состоял из 20 торпед. В качестве системы управления торпедным оружием использовалась «Ладога».

Подлодка оснащена комплексом навигационных систем «Сила Н-675», ГАК «Арктика-М», гирокомпасом «Маяк», РЛС «Альбатрос», астронавигационной системой «Лира-11» и др. оборудованием.

На западе лодки 675-го проекта посчитали модернизированным вариантом ПЛАРК проекта 659 и присвоили обозначение «Echo-II class».

Модификации

Лодки 675-го проекта являлись одними из наиболее активно модернизировавшихся судов советского флота. В значительной степени это обуславливалось быстрым совершенствованием основного противника субмарин – авианосцев Военно-морских сил США. Так, ракета П-6 была модернизирована в П-6М (4К48).

Под руководством Цветкова А.П. в НИИ-49 с 1959 года велись работы по станции «Молния», которая обеспечивала автономное загоризонтное целеуказание с использованием явления тропосферного рассеивания сверхвысокочастотных-радиоволн. Станцию «Молния» в декабре 1969 года приняли на вооружение военно-морского флота для установки на атомные ракетные подлодки проекта 675 и на дизельные ракетные подлодки проекта 651. На некоторых кораблях ГАК «Арктика-М» заменили более совершенным гидроакустическим комплексом «Керчь».

Проектом 675-К предусматривалась установка аппаратуры «Касатка», обеспечивающей приём и обработку информации по целеуказанию от спутников. По этому проекту модернизировали одну атомную подводную лодку с крылатыми ракетами – К-48.

В 1960-70-е годы 10 подлодок 675-го проекта прошли модернизацию по проекту 675-МК (К-23, -57, -56, -94, -104, -128, -175, -184, -189) и проекту 675-МУ (К-28 со станцией «Успех-У»). Субмарины оснащались новыми ПКР П-500 «Базальт» (такие же как на ракетных крейсерах проекта 1164). На модернизированных подлодках кроме новых противокорабельных ракет разместили аппаратуру системы приёма космического целеуказания «Касатка-Б» (кроме одной проекта 675-МУ). Водоизмещение лодок при этом увеличилось на 600 тонн.

Модернизация атомных подлодок с крылатыми ракетами по проекту 675-МКВ началась в конце 1980-х гг. Подлодки были оснащены новым ракетным комплексом П-1000 «Вулкан», обладающим значительно увеличенной дальностью ведения огня, а также современным ГАК «Керчь». В ходе модернизации ПЛАРК получили переносной зенитный комплекс «Стрела-3» обеспечивающий оборону в надводном положении от воздушного противника. Водоизмещение кораблей проекта 675-МКВ увеличилось на 1000 тонн. Всего по проекту 675-МКВ было модернизировано пять кораблей – К-1, К-22, К-35, К-34 и К-10 (последнюю списали до окончания модернизации).

В 1986 году К-86 – одна из ПЛАРК проекта 675 – прошла модернизацию по проекту 675-Н и была превращена в носитель сверхмалой подлодки и боевых пловцов. С субмарины демонтировали ракетное оружие, а также приборы управления ракетным огнем, установили спецаппаратуру, оборудовали необходимые помещения для размещения пловцов и их выхода под водой, а также шлюз и крепления для СМПЛ проекта 1861 («X-Ray class»).

Программа строительства

Строительство субмарин 675-го проекта велось на СМП в Северодвинске и СЗЛК в Комсомольске-на-Амуре. К-166 - головной северодвинский корабль – в состав Северного флота был принят в 1963 году. Этому предшествовали гос. испытания, успешно завершившиеся четырёхракетным залповым огнем. Всего в 1963-1968 гг. военно-морской флот получил 29 субмарин 675-го проекта (13 корпусов было построено на СЗЛК, 16 – на СМП).

Статус на 2007 год

Подлодки проекта 675 стали поступать в состав советского военно-морского флота в 1960-х году: 16 субмарин на Северный флот (одну в 1966 году перевели на ТОФ), 13 судов на Тихий океан. Все суда этого проекта 25 июля 1977 года отнесли к подклассу БПЛ, а 15 января 1978 года их вновь вернули в подкласс КрПЛ.

Лодки 675-го проекта активно использовались на Тихоокеанском и Северном флотах. Субмарины несли боевую службу в Индийском океане и Средиземном море. В ноябре 1965 года директивой главкома Военно-морского флота командующему СФ была поставлена задача подготовить два атомохода для перехода на Тихоокеанский флот через один из южных маршрутов. Для участия в переходе было решено выделить ракетоносец К-166 и торпедную лодку проекта 627-А. Корабли начали движение 2 февраля 1966 года. Дистанция между судами, следовавшими в подводном положении, равнялась 60 милям. Иногда подводные лодки сближались для связи на ультракоротких волнах или по каналу звукоподводной связи. Преодолев почти 25 тыс. миль 20 марта 1966 года подлодки вошли на Камчатке в бухту Авача. Переход, умело поданный официальной пропагандой СССР, получил значительный политический резонанс. Всех членов экипажей наградили медалями и орденами, а пяти участникам присвоили звание Герой Советского Союза.

Для расширения зоны действия советских подлодок вели поиск новых манёвренных пунктов базирования. В 1967 году с этой целью в экваториальные воды Атлантики направили комплексную экспедицию «Прилив» под руководством адмирала Владимирского Л.А. В ней участвовала и атомная подводная лодка К-128.

В период с 01 марта по 31 декабря 1969 года, подлодка К-131 находясь в Средиземном море в зоне военных действий, осуществляла помощь египетским вооружённым силам.

Для несения боевой службы в Индийский океан в 1970 году направили первую советскую АПЛ – К-7. Эта лодка там же по уголковым отражателям осуществила ракетные стрельбы (для обеспечения целеуказания задействовали самолет Ту-95РЦ). В течение трёх месяцев 1971-го года в Индийском океане службу несла и подлодка К-31.

Лодки 675-го проекта задействовались не только в слежении за надводными кораблями, но иногда «портили кровь» американским подводным лодкам, нёсшим боевое дежурство. Так, например, в 1967 году К-135 в течение 5,5 часов непрерывно следила за атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами «Патрик Генри».

ПЛАРК проекта 675 в 1989-92 гг. стали активно выводиться из состава флота. Первыми флот в 1985 году покинула К-116, а в 1987 году К-431 (бывшая К-31) из-за аварий в главных энергоустановках. Самыми последними в 1994 году ушли: Б-47 (К-47), Б-22 (К-22) и К-131.

Основные тактико-технические характеристики атомной подлодки с крылатыми ракетами проекта 675:
Надводное водоизмещение – 4450 тонн;
Подводное водоизмещение – 5760тонн;
Наибольшая длина – 115,4 м;
Наибольшая ширина – 9,3 м;
Осадка по КВЛ – 7,8 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 водо-водяных реактора ВМ-А, суммарной мощностью 140 мВт;
- 2 ГТЗА-601;
- 2 ППУ ОКА-150;
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 35000 л.с. (29400 кВт);
- 2 турбогенератора ГПМ-21, мощность каждого 1400 кВт;
- 2 дизель-генератора ДГ-400, мощность каждого 450 кВт;
- 2 вспомогательных ЭД ПГ-116, мощность каждого 140 л.с.;
- 2 вала;
- 2 гребных винта;
Надводная скорость хода – 14...15 узлов;
Подводная скорость хода – 29 узлов;
Рабочая глубина погружения – 240 м;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 137 человек (в том числе 22 офицера);
Ракетное вооружение:
- пусковые установки ПКРК П-6/П-6М – 8 Х 1;
- противокорабельная ракета 4К88/4К48 (SS-N-3B «Sepal») или крылатая ракета П-5Д (SS-N-3C «Shaddock») – 8;
Торпедное вооружение:
Торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
533-миллиметровые торпеды СЭТ-53М и 53-61 – 8;
Торпедные аппараты калибра 400 мм – 2 (кормовых);
400-миллиметровые торпеды СЭТ-40 – 4;
Минное вооружение - может нести вместо части торпед мины;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – нет данных;
Радиолокационная система общего обнаружения – РЛК-101 «Альбатрос» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
- МГ-200М «Арктика-М»;
Радиолокационная станция управления огнем – «Аргумент» (Front Piece/Front Door) для ПКРК П-6;
Средства радиоэлектронной борьбы:
- «Накат-М» (Quad Loop D/F) РТР
- «Ван» (Stop Light) РЭБ (Brick Pulp)
Навигационный комплекс:
-«Сила Н-675»;
- «Лира-11» астронавигационная система;
- «Маяк» гирокомпас;
Комплекс радиосвязи – набор средств;
Радиолокационная станция госопознавания – МРП.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Назначение ПЛАРК пр.675: Атомная подводная лодка 1-го поколения проекта 675 с ракетным комплексом П-6 предназначалась для нанесения ударов крылатыми ракетами П-6 по боевым кораблям и судам противника на океанских и морских коммуникациях. ПЛАКР пр.675 могла нести крылатые ракеты П-5М для нанесения ударов по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам противника.

Торпедное вооружение ПЛАРК пр.675:
4 носовых 533-мм торпедных аппарата с глубиной стрельбы - ?? метров. 4 торпеды (53-65М или 53-65К)
2 кормовых 400-мм торпедных аппарата с глубиной стрельбы - ?? метров. 6 торпед (СЭТ-40 или МГТ-1)
Прибор управления торпедной стрельбой - «Ладога»

Ракетное вооружение ПЛАРК пр.675: Ракетный комплекс П-6 с 8-ю противокрабельными крылатыми ракетами П-6 или П-5Д. Старт надводный, из поднятых ракетных контейнеров

Внешний вид ПЛАРК пр.675:

Строительство ПЛАРК пр.675:
Тактический Завод Заложена Сдана Соединение
1 К-166, К-71 СМП
(Северодвинск)
зав. №-530
30.05.61 31.10.63
2 К-104 СМП
(Северодвинск)
зав. №-531
11.01.62 16.12.63
3 К-170, К-86, КС-86 СМП
(Северодвинск)
зав. №-532
16.05.62 26.12.63
4 К-172, К-192 СМП
(Северодвинск)
зав. №-533
08.08.62 30.07.64
5 К-47, Б-47 СМП
(Северодвинск)
зав. №-534
07.08.62 31.08.64
6 К-1, Б-1

СМП
(Северодвинск)
зав. №-535
11.01.63 30.09.64
7 К-28, К-428 СМП
(Северодвинск)
зав. №-536
26.04.63 16.12.64
8 К-74 СМП
(Северодвинск)
зав. №-537
23.07.63 30.07.64
9 К-22 "Красногвардеец" СМП
(Северодвинск)
зав. №-538
14.10.63 07.08.65
10 К-35, Б-35 СМП
(Северодвинск)
зав. №-539
06.01.64 30.06.65
11 К-90, К-111 СМП
(Северодвинск)
зав. №-540
29.02.64 25.09.65
12 К-116 СМП
(Северодвинск)
зав. №-541
08.06.64 29.10.65
13 К-125, Б-125

СМП
(Северодвинск)
зав. №-542
01.09.64 18.12.65
14 К-128, К-62 СМП
(Северодвинск)
зав. №-543
29.10.64 25.08.66
15 К-131, Б-131 СМП
(Северодвинск)
зав. №-544
31.12.64 30.09.66
16 К-135, Б-235 СМП
(Северодвинск)
зав. №-545
27.02.65 25.11.66
17 К-175, Б-175

"им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-171
17.03.62 30.12.63
18 К-184 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-172
02.02.63 31.03.64
19 К-189, К-144, Б-144 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-173
06.04.63 24.07.65
20 К-57, К-557, Б-557 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-174
19.10.63 31.10.65
21 К-31, К-431 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-175
11.01.64 30.09.65
22 К-48 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-176
11.04.64 31.12.65
23 К-56, Б-56 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-177
30.05.64 26.08.66
24 К-10 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-178
24.10.64 15.10.66
25 К-94, К-204, Б-204 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-179
20.03.65 27.12.66
26 К-108 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-180
24.07.65 31.03.67
27 К-7, К-127 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-181
06.11.65 30.09.67
28 К-23 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-182
23.02.66 30.12.67
29 К-34, К-134, Б-134 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-183
18.06.66 30.12.68

Проектирование ПЛАРК пр.675:
17.08.56 - СМ СССР принял Постановление о начале проектирования атомной ракетной ПЛ проекта 675 с ракетным комплексом П-6. Проектирование поручалось ЦКБ-18, Главный конструктор Пустынцев П.П. Главный наблюдающий от ВМФ М.С. Фаддеев, в последующем - В.Н. Иванов.

10.58 - технический проект 675 был разработан и представлен на утверждение.

06.60 - работа над техническим проектом 675 была закончена.

Устройство ПЛАРК пр.675:

Двухкорпусная, двухвальная с 4-х лопастными винтами, десятиотсечная.
Корпус сварной, из стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Оконечности прочного корпуса имели форму усеченных конусов. Легкий корпус из стали ЮЗ толщиной 4-16 мм. Поверхность корпуса покрывалась противогидроакустическим покрытием.
1 отсек - торпедный.
2 отсек - аккумуляторный-жилой.
3 отсек - управления ракетами.
4 отсек - центральный пост.
5 отсек - дизель-генераторный.
6 отсек - реакторный.
7 отсек - турбинный.
8 отсек - турбогенераторный.
9 отсек - жилой.
10 отсек - торпедный.

Тактико-технические данные ПЛАРК пр.675:
- Кораблестроительные элементы
Lmax = 115,4 метров; Вmax = 9,3 метров; Тmax = 7,9 метра;
Wнп = 4 450 тонн; Wпп = 5 760 тонн; ЗП = 27%
Нраб. = ?? метров; Нпред. = 300 метров;
Начальная метацентрическая высота: в НП - ?? метра, в ПП - ?? метра.
- Оперативно-тактические элементы
Vнп = 14 узлов; Vпп = 23 узла;
Днп = ?? миль; Дпп = ?? миль;
- Обитаемость и запасы
Экипаж - 104 человека; Автономность - 90 суток;
Запасы регенерации на - ?? часов.
Пресная вода - ?? тонн;
Питательная вода - ?? тонн;

Чертёж ПЛАРК пр.675:

1 - антенны различных ГАС; 2 - носовой горизонтальный руль; 3 - 533-мм ТА; 4 - баллоны системы ВВД; 5 - носовой входной люк; 6 - якорные шпили; 7 - аварийные буи; 8-контейнер ПКРК П-6; 9 - привод гидравлического подъемника контейнера ПКРК П-6; 10-основной АП системы «Аргумент» и его привод; 11 - прочная рубка; 12 - ходовой мостик; 13 - перископ ПЗНГ-10; 14-перископ ПР-14; 15 - ПМУ АП PЛK «Альбатрос»; 16 - ПМУ АП радиопеленгатора; 17- ПМУ ВАН-С; 18-репитер гирокомпаса; 19-ПМУАП СОРС «Накат-М»; 20-ПМУ «Ива» (в заваленном положении); 21 - компенсаторы объема; 22-главный циркуляционный насос; 23 - главная паровая турбина; 24 - зубчатая передача; 25 - навесной турбогенератор; 26 - ГЭД; 27 - кормовой входной люк; 28 - запасная 400-мм торпеда; 29 - привода кормовых рулей; 30 - 400-мм ТА; 31 - ЦГБ; 32 - десятый (кормовой торпедный) отсек; 33 - кормовая дифферентная цистерна; 34 - девятый отсек; 35 - главный упорный подшипник; 36 - восьмой (электроэнергетический) отсек; 37 - седьмой (турбинный) отсек; 38 - конденсатор; 39 - парогенераторы; 40-шестой (реакторный) отсек; 41 - реакторы; 42 - пятый (вспомогательных механизмов) отсек; 43 - цистерна дизельного топлива; 44 - дизель-генератор; 45 - шахта подачи воздуха к дизель-генераторам; 46 - центральный пост; 47 - четвертый (центрального поста) отсек; 48 - группы АБ; 49 - третий (кормовой аккумуляторный и жилой отсек); 50 - каюты офицеров и мичманов; 51 - второй (носовой аккумуляторный и жилой отсек); 52 - первый (носовой торпедный и жилой) отсек; 53 - носовая дифферентная цистерна; 54 - цистерна кольцевого зазора.Навигационное вооружение ПЛАРК пр.675:
Навигационный комплекс «Сила-Н-675»
Астронавигационная система «Лира-11»
Эхолот НЭЛ-5
Радиопеленгатор АРП-53 или АВП-53Р
Перископ зенитный, с навигационным устройством ПЗНГ-10
Перископ ПР-14

Ракетный комплекс П-6
8 противокрабельных крылатых ракет П-6 или рылатых ракет П-5Д
Старт надводный, из поднятых на 15º ракетных контейнеров
Система управления ракетной стрельбой и наведения на цель «Аргумент»
Система подготовки старта «Север Д-675»
Морская радиолокационная система целеуказания МРСЦ-1 «Успех».

Радиолокационное вооружение ПЛАРК пр.675:

Радиолокационная станция «Альбатрос» (РЛК-101)
КСС «Молния»
Станция опознавания «Хром-М»
СОРС «Накат-М»

Гидроакустическое вооружение ПЛАРК пр.675:
ГЛС-ШПС «Арктика-М»
ШПС кругового обзора МГ-10
ГЛС миноискания «Плутоний»
ГАС ЗПС «Свияга»
ГАС ОГС «Свет-М»
ГИСЗ «Береста-М» (МГ-23)
Средства связи:

Энергетическая установка:
Главная энергетическая установка
Два водо-водяных реактора типа ВМ-А с тепловой мощностью по 70 мВт каждый;
Два парогенератора ПГ-13
Два турбозубчатых агрегата ГТЗА-601.
Два турбогенератора ГМП-21 - 1 400 кВт;
Вспомогательная энергетическая установа:
Два дизель-генератора ДГ-400 (М-820/ПГ-117.)
3 группы аккумуляторной батареи по 112 элементов 28-СМ
Два электродвигателя ПГ-116 по 450 л.с.
Основная силовая сеть - 380А 50гц.



Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / опытно-экспериментальная лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС). Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании атомной глубоководной станции (АГС) и комплекса с ПЛАСН-носителем пр.675Н и АГС . Головным исполнителем проектов АГС определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса - С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса " ".

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". В 1973 г. завершен технический проект АГС . В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение АГС и комплекса .

Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. (спуск на воду - декабрь 1980 г.). В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. В 1981 г. опытная ПЛАСН КС-86 включена в состав 6-го отдельного дивизиона ПЛ (позже - 29-я отдельная бригада ПЛ) Северного флота, пункт базирования - губа Оленья. В 1983-1984 г.г. начаты испытания лодки-носителя в составе комплекса с АГС пр.18510. Опытовая АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем пр.675Н ().

24 июня 1991 г. ПЛАСН КС-86 исключена из боевого состава Флота и поставлена на прикол в губе Оленья. В 2000-2001 г.г. ПЛ переведена для утилизации в СРЗ "Нерпа". 2004-2005 г.г. - лодка утилизирована на СРЗ "Нерпа".



ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н с АГС АС-23 в первоначальном виде (использованы рисуноки с http://forums.airbase.ru и http://oosif.ru).


ПЛАСН КС-86 пр.675Н у пирса рядом с ЭНС-244 и лодкой-носителем пр.611П, губа Ольенья, 1980-е годы (http://forums.airbase.ru),


ПЛАСН КС-86 пр.675Н у пирса в губе Ольенья, конец 1980-х годов (http://deepstorm.ru , обработано),


ПЛАСН КС-86 пр.675Н у пирса рядом со специальными плавдоками для АГС в губе Ольенья, после 1986 г. (

В ОКБ В.Н. Челомея на базе комплекса П-5, предназначенного для стрельбы по береговым целям, был разработан противокорабельный комплекс П-6. Работы по созданию противокорабельного оружия с системой конечного самонаведения начались в нашей стране еще в 1948 году, однако дальность стрельбы первых ПКР не превышала нескольких десятков километров. В то же время основные надводные цели - авианосцы ВМС США - имели глубину всепогодной и всесуточной противовоздушной (противоракетной) обороны порядка 150-200 км. С появлением в начале 60-х годов на вооружении новых истребителей-перехватчиков F-4 “Фантом”, оснащенных всеракурсными ракетами класса воздух-воздух AIM-7 “Спэрроу”, а также палубных самолетов ДРЛО Е-2А “Хоукай”, глубина обороны должна была возрасти до 250- 300 км. В качестве ответной меры это требовало и создания противокорабельных ракет нового поколения, имеющих большую (порядка нескольких сотен километров) дальность.

Исследовательские работы по формированию облика противокорабельных ракет большой дальности начались в подмосковном Реутово под руководством В.Н. Челомея еще в 1956 году. Крылатая ракета, входящая в состав комплекса, должна была иметь максимальную дальность стрельбы более 300 км, что обеспечивало возможность поражения авианосных ударных групп и соединений противника без входа в зону его противолодочной и противокорабельной обороны. ПКР должна была комплектоваться системой управления, обеспечивающей поражение надводных целей практически всех классов, ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями большой мощности.

Корабельная и ракетная аппаратура системы управления комплексом разрабатывались НИИ-49 (впоследствии переименованном в НПО “Гранит”), возглавляемым Н.А. Чариным.

Создание “противоавианосной” системы с использованием подводных лодок было невозможным без обеспечения надежной разведки и целеуказания в океанской зоне. Для решения этой задачи Киевским НИИ радиоэлектроники (ныне НПО “Квант”) под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцева была создана авиационная разведывательная система “Успех”, размещенная на специально разработанных носителях Ту-16РЦ и Ту-95РЦ (ОКБ А.Н. Туполева). На самолетах размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных и выдавались целеуказания ракетному комплексу.

Таким образом, в нашей стране впервые в мире создавалась разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства разведки, ударное оружие и их носители (как морские, так и воздушные).

Корабельная автоматизированная система “Аргумент” решала задачи управления полетом нескольких ракет в залпе, а также наведения ПКР на цели при помощи радиолокационного визира. В случае обнаружения нескольких целей имелась возможность их избирательного поражения путем трансляции на борт подводной лодки с борта ракеты радиолокационного изображения цели и передачи с корабля команд о выборе конкретных целей.

Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим образом: подводная лодка, находящаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия, подвсплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на борт ПЛАРК радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания лодки. Командир корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было необходимо определить координаты (пеленг и дальность). Затем эти данные вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели радиолокационным визиром ракеты.

На основе этой информации принималось окончательное решение на стрельбу. Лодка ложилась на боевой курс, выполняя предстартовую подготовку, после чего всплывала в надводное положение и производила ракетный залп (число ПКР в залпе - не более четырех).

Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. В случае отклонения отметки о заданном направлении оператор возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности (выработанной корабельной системой управления) по команде операторов включались радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (первоначально ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее пологое пикирование и за несколько километров до цели вводился и режим самонаведения в вертикальной плоскости).

Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения ПЛАКР с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т. к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН.

Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника. Кроме того, программа активно поддерживалась и лично Н.С. Хрущевым. В результате 17 августа 1956 г. вышло постановление СМ СССР о начале работ по созданию ПЛАРК 675-проекта, оснащенных противокорабельными ракетами П-6, а также стратегическими крылатыми ракетами П-5М, предназначенными для поражения береговых целей.

Проектирование атомохода, предназначенного для борьбы при помощи крылатых ракет с крупными надводными целями, началось в ЦКБ МТ “Рубин” под руководством главного конструктора П.П. Пустынцева. ПЛАРК предназначалась для нанесения ударов ракетами П-6 по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также (при помощи КР П-5М) уничтожения военно-морских баз, портов, промышленных и административных центров противника.

Конструктивно ПЛАРК проекта 675 -двухкорпусная двухзальная подводная лодка с развитыми ограждением боевой рубки и надстройкой. Прочный корпус, на большем протяжении имевший цилиндрическую форму, был выполнен из стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Оконечности имели форму усеченных конусов.

Прочный корпус разделялся на 10 отсеков:

1 - торпедный,

2 - жилой и аккумуляторный (в нем же размещалась и кают-компания),

3 - пост управления ракетами,

4 - центральный пост,

5 - дизель-генераторный,

6 - реакторный,

7 - турбинный,

8-турбогенераторы, электродвигатели, распределительные щиты,

10 - кормовой торпедный.

Межотсечные переборки изготавливались из стали АК-25 толщиной 10 мм. При ракетной стрельбе компенсация массы стартующих ракет производилась путем приема воды в специальные цистерны замещения.

Обшивка и набор легкого корпуса были выполнены из стали ЮЗ толщиной 4-16 мм. Поверхность корпуса покрывалась противогидроакустическим покрытием.

Энергетическая установка (39.000 л. с.) включала два реактора ВМ-А (2 х 70 мВт), две паровые турбины и два главных турбозубчатых агрегата 60-Д1. Имелось два дизель-генератора ДГ-400 (дизели М-860) и два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2 х 900 л. с.).

Антенна управления системы “Аргумент” размещалась в передней части рубки на поворотной мачте. Несущие излучатели крупногабаритной антенны в нерабочем положении заводились в ограждение рубки таким образом, что обтекатель, расположенный с задней стороны антенны, становился передней стенкой рубочного ограждения.

Основное вооружение лодки - восемь крылатых ракет П-6 (4К88) - размещались в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14°. Стрельба, как и на АПЛ 659-го проекта, была возможна лишь в надводном положении.

Ракета имела длину 10,8 м, максимальный диаметр корпуса - 0,9 м, размах крыла - 2,5 м и стартовую массу - 5300 кг. Она снабжалась маршевым ТРД 4Д48 и стартовыми твердотопливными ракетными двигателями. Диапазон дальностей стрельбы составлял 35-380 км, максимальная скорость полета соответствовала М=1,3. Полет ракеты проходил на высоте 400-7500 м, перед атакой цели ПКР снижалась на высоту 100 м.

На ПЛАРК 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа - за 20- 30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракетами П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов.

Для приема информации о целях от авиационной системы разведки и целеуказания имелась радиолокационная система “Успех-У” (прием мог осуществляться как в надводном, так и в подводном положении ПЛАРК).

Торпедное вооружение включало четыре носовых ТА калибром 533-мм (максимальная глубина стрельбы - 100 м) и два 400-мм ТА (максимальная глубина стрельбы - 250 м). Суммарный боекомплект - 20 торпед.

Главная энергетическая установка (номинальная мощность - 35.000 л. с,) по сравнению с лодками 627-го, 658-го и 659-го проектов изменению фактически не подверглась.

Подводная лодка была оснащена гидроакустическим комплексом “Арктика-М”, комплексом навигационных систем “Сила-Н-675”, гирокомпасом “Маяк”, астронавигационной системой “Лира-11” и другим оборудованием.

Строительство лодок 675-го проекта велось в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Головной северодвинский корабль - К-166 - вошел в состав Северного флота в 1963 г. Этому предшествовали государственные испытания, завершившиеся успешным выполнением четырехракетной залповой стрельбы. В дальнейшем в состав СФ и ТОФ вошли ПЛАРК 675-го проекта К-1, К-7 (с 1968 г. - К-127), К-10, К-22, К-23, К-28 (в дальнейшем - К-428), К-31 (К-431), К-34 (К-134), К-35, К-37, К-48, К-56, К-57 (К-557), К-74, К-86, К-90, К-94, К-104 (К-144), К-108, К-116, К-125, К-128, К-131, К-135, К-172, К-175, К-184 и К-189. Всего ВМФ получил 29 кораблей проекта 675.

Лодки 675-го проекта активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах. Они несли боевую службу в Средиземном море и Индийском океане.

В ноябре 1965 г. директивой главкома ВМФ командующему Северного флота была поставлена задача подготовить две атомные подводные лодки для перехода на ТОФ одним из южных маршрутов. Было решено выделить для участия в походе ракетоносец К-166 (командир капитан 2 ранга В.Т. Виноградов), а также торпедную лодку проекта 627А (капитан 2 ранга Л.Н. Столяров). 2 февраля 1966 г. корабли начали движение. Дистанция между кораблями, следовавшими в подводном положении, составляла 60 миль. Иногда они сближались для связи на УКВ или по каналу звукоподводной связи. 20 марта 1966 г., преодолев почти 25 тыс. миль, подводные лодки вошли в бухту Авача на Камчатке. Переход, умело поданный советской официальной пропагандой, получил большой политический резонанс. Все члены экипажей лодок были награждены орденами и медалями, а пяти участникам было присвоено звание Герой Советского Союза.

Лодки проекта 675 были одними из наиболее активно модернизировавшихся кораблей советского флота. Это в значительной степени было обусловлено быстрым совершенствованием их основного противника -авианосцев ВМС США. Ракеты П-6 были модернизированы в вариант П-6М (4К48). С 1959 г. в НИИ-49 под руководством А.П. Цветкова велись работы по созданию станции “Молния”, обеспечивающей автономное загоризонтное целеуказание за счет использования явления тропосферного рассеивания СВЧ-радиоволн. В декабре 1969 г. станция “Молния” была принята на вооружение ВМФ для установки на ПЛАРК 675-го проекта, а также на дизельные лодки проекта 651. Гидроакустический комплекс “Арктика-М” на части кораблей был заменен на более совершенный ГАК “Керчь”.

Шло совершенствование и ракетного оружия. В середине 60-х годов началась разработка нового универсального (предназначенного для размещения как на подводных лодках, так и на надводных кораблях) комплекса П-500 “Базальт”. Новая элементная база и цифровые вычислители позволили (впервые в мире) создать систему распределения целей между ракетами внутри залпа, а также оптимизировать алгоритм выбора главной цели в ордере. На ракете (также впервые) было решено установить систему радиотехнической защиты (РТЗ), разработанную Таганрогским НИИсвязи и обеспечивающую отвод зенитных ракет, а также ракет класса воздух-воздух от КР.

Ракета П-500, оснащенная маршевым ТРД и стартовыми ускорителями, имела массу 4800 кг, длину 11,7 м и диаметр корпуса 0,88 м. Она несла обычную или ядерную часть массой 500 кг, могла развивать скорость, соответствующую М=2,5 и обладала максимальной дальностью стрельбы 500 км. Для облегчения преодоления ближнего рубежа ПРО надводных кораблей она имела частичное бронирование.

В 1975 году ПКР П-500 “Базальт” была принята на вооружение ВМФ. 10 ПЛАРК 675-го проекта в 1960-70-е годы прошли модернизацию по проектам 675МК и 675МУ. Кроме новых ПКР на них была размещена аппаратура системы приема космического целеуказания “Касатка-Б”. Водоизмещение лодок возросло на 600 т

В конце 80-х годов началась модернизация ПЛАРК по проекту 675МКВ. Лодка получила новый ракетный комплекс “Вулкан”, обладающий значительно увеличенной дальностью стрельбы, а также современный гидроакустический комплекс “Керчь”.

Разработка комплекса П-1000 “Вулкан” была начата в соответствии с правительственным постановлением от 17 мая 1979 г. ПКР имела аналогичный П-500 турбореактивный двигатель, однако за счет использования более мощного стартового ускорителя, а также более современных конструкционных материалов (в частности, титановых сплавов), а также ослабления броневой защиты имела увеличенную до 700 км дальность. Для управления ракетной стрельбой корабль получил комплекс “Аргон-675КВ”.

Для обеспечения обороны от воздушного противника ПЛАРК 675-го проекта в ходе модернизации получили переносной зенитный комплекс (ПЗРК) “Стрела-ЗМ”. Водоизмещение кораблей возросло на 1000 т. Всего модернизацию по проекту 675МКВ прошло пять кораблей.

Для расширения зон действия советских подводных лодок велся поиск новых маневренных пунктов базирования. С этой целью в 1967 году в экваториальные воды Атлантики была направлена комплексная экспедиция “Прилив” под руководством адмирала Л.А. Владимирского. В ней приняла участие и АПЛ К-128 (капитан 2 ранга П.Ф. Шаров).

В 1970 году в Индийский океан для несения боевой службы была направлена первая советская атомная подводная лодка - К-7 (капитан 2 ранга ГА. Хватов). Там же эта лодка выполнила ракетные стрельбы по уголковым отражателям (для обеспечения целеуказания был задействован самолет Ту-95РЦ). В 1971 году в течение трех месяцев в Индийском океане несла службу и К-31 (капитан 2 ранга Л.П. Хоменко).

Лодки 675-го проекта использовались не только для слежения за надводными кораблями, но иногда “портили жизнь” и американским атомоходам, несшим боевое дежурство. Так, К-135 в 1967 году в течение 5,5 часов осуществляла непрерывное слежение за ПЛАРБ “Патрик Генри”.

1962 год август
Сформирован экипаж. После обучения включен в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1963 год 11 января
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ;

1964 год 26 января

1964 год 22 февраля
Произведен физический пуск реакторов;

1964 год 30 сентября
Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний. Вступила в строй;

1964 год 4 ноября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ (приказ по соединению от 12.10) с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1966 год 28 марта - 16 мая

1966 год 10 июля - 24 августа
Выполнила задачи автономной БС (командир - Соколов И.В.);

1966 год 22 октября - 5 декабря
Выполнила задачи автономной БС (командир - Соколов И.В.);

1967 год 2 июля - 2 сентября
Выполнила задачи автономной БС (командир - КПЛ К-47 Коломийцев С.Н., заменил командира экипажа);

1967 год
При перегрузке ракеты имел место факт аварии ракетного оружия;

1968 год июнь - 1970 год ноября
Находилась в ремонте с перезарядкой активных зон реакторов на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). Ответственный сдатчик - Никулин В.П., сдаточный механик - Гончар А.П.;

1970 год декабрь
Перечислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1971 год 5 апреля - 20 мая

1971 год лето (требует уточнения)
Выполнила задачи автономной БС с резервным экипажем в Северо-Восточной Атлантике и Норвежском море;

1971 год 1 октября - 19 ноября
Выполнила задачи автономной БС (командир - Калашников В.С.);

1972 год 1 мая - 20 июня
Выполнила задачи автономной БС (командир - Калашников В.С.). Во время БС в составе отряда кораблей под общим командованием кап.1р. Калинина А.М. (БПК "Севастополь", ЭМ "Скромный") совершила визит в порт Сьенфуэгос (Куба);

1972 год
Выполнила ракетный залп 8-ю ракетами П-5Д;

1972 год осень (требует уточнения)
Выполнила задачи автономной БС с резервным экипажем;

1973 год
В составе дивизии перебазирована в губу Нерпичья (Западная Лица);

1973 год 30 июня - 27 сентября
Выполнила задачи автономной БС со 2-м экипажем К-128 (с 29.09.1973 461-й экипаж, командир - Дмитриев Ю.). В составе отряда кораблей ВМФ СССР БПК проекта 1134А "Адмирал Исаков", БПК проекта 57А "Дерзкий", ПЛАРК проекта 675 К-1 , ПЛ проекта 641, ПБПЛ проекта 1886 и 1 танкер совершила поход на Кубу. При следовании на Кубу 20.08.1973 в Карибском море на глубине 120 м и скорости 16 уз. ударилась о склон банки Хагуа. Был отработан риверс и произведено аварийное всплытие. После всплытия АПЛ плотно села на тот же риф. Самим сняться не удалось, буксир СБ-11 также не смог оказать помощь - только порвал несколько концов. Однако через некоторое время после прилива ПЛ сама сошла с рифа. После осмотра на Кубе выяснилось, что была разбита антенна акустической станции, крышки торпедных аппаратов левого борта, трубы ТА вместе с находящимися в них торпедами были погнуты. Прочный корпус остался герметичным. На Кубу ПЛ посетил командующий Революционным ВМФ Республики Куба команданте Альфо Сантамария Куадрадо, о чём была сделана памятная запись в историческом журнале ПЛ. Возвращалась на базу в надводном положении, но в районе Испании попала в сильный шторм и командир принял решение остальной путь проделать в подводном положении. В базе из погнутых ТА были вырезаны головки торпед;

1973 год 23 октября - 1974 год
Находилась в аварийном ремонте на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). Ответственный сдатчик - Куликов Н.А.;

1975 год 13 февраля - 2 мая
Выполнила задачи автономной БС (командир - Лактионов Г.Н.) в Средиземном море. Принимала участие в учениях "Океан-75", "Север" и "Океанская охота";

1975 год 14 декабря - 1976 год 21 февраля
Выполнила задачи автономной БС (командир - Семёнов И.А.);

1977 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1971 год - 1978 год
Провела на БС общей продолжительностью 550 суток;

1978 год 20 июня - 26 августа
Выполнила задачи автономной БС (командир - Герман А.М.). При возвращении с БС 08.08 во время вывода из действия ГЭУ ЛБ произошло засоление питательной воды обоих бортов и срабатывание аварийной защиты реактора ЛБ. ГЭУ ЛБ была выведена из строя и введена в действие только 12.08. В результате работы ГЭУ ПБ в течение 5 суток при повышенном солесодержании питательной воды 13.08 турбина ПБ, а 17.08 и турбина ЛБ были выведены из строя. ПЛ всплыла в надводное положение и на буксире СС "Памир" отбуксирована в базу. Буксировка осуществлялась с помощью захватов, заведенных за носовые штоки ШУ-200 (штоки ШУ-200 предназначаются для крепления судоподъемных понтонов);

1981 год февраль - 1985 год декабрь
Проходила средний ремонт, модернизацию по проекту 675МКВ на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) и испытания ракет П-1000 "Вулкан";

1984 год июль - 1985 год июнь
В Белом море с ПЛ было произведено 18 одиночных и залповых пусков, из которых полностью удачными было 10. За освоение новой техники 25 членов экипажа были награждены Правительственными наградами;

1985 год 23 декабря
После прибытия в губу Ара (Видяево, Мурманская область) зачислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ;

1986 год 10 ноября - 1987 год 10 января

1987 год 21 ноября - 1988 год 21 января
Выполнила задачи автономной БС (командир - Лобанов С.А.);

1988 год 1 июля - 4 сентября
Выполнила задачи автономной БС (командир - Лобанов С.А.);

1990 год март
По состоянию корпуса, систем и устройств признана не соответствующей силам постоянной готовности;

1992 год 3 июля (7 июля?)
Выведена из боевого состава ВМФ (на основании ДГШ ВМФ №730.1.0523 от 03.06.1992). Оставлена для хранения на плаву в пункте временного хранения губа Ара (Видяево, Мурманская область);

1992 год 30 декабря
Переформирована в состав 346-го ДнПЛ выведенных из боевого состава с прежним местом хранения;

2007 год
Продолжала храниться на плаву в пункте временного хранения губа Ара (Видяево, Мурманская область);

2007 год 16 - 17 октября
Отбуксирована в бухту Кут на ФГУП СРЗ "Нерпа" (Снежногорск, Мурманская область) для последующей утилизации;

2010 год
Утилизация завершена. Сформирован реакторный блок и в дальнейшем переведен для временного хранения на плаву в ПДХ "Сайда".

Всего с момента постройки "К-1" прошла 317040 миль за 32562 ходовых часа и выполнила задачи 16 боевых служб в различных районах Мирового океана.