Правосубъектность международных межправительственных организаций. Международная правосубъектность международных организаций Объем правосубъектности межправительственных организаций

Международные межправительственные организации признаются субъектами международного публичного права как в доктинальном, так и в конвенционном порядке.

Под международной межправительственной организацией понимается объединение государств, созданное на основе международного соглашения для выполнения определенных целей, имеющее соответствующую организационную структуру, и обладающее самостоятельными международными правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей государств-членов.

Характерными признаками международных межправительственных организаций в современной отечественной науке признаются:

договорная основа;

наличие определенных целей;

организационная структура;

самостоятельные права и обязанности;

учреждение в соответствии с международным правом.

Некоторые исследователи еще одним признаком международной межправительственной организации считают способность выражать волю объединения, отличную от воли его членов. Такая позиция разделяется не всеми отечественными учеными.

В настоящее время наиболее значительными международными организациями являются ООН, ЮНЕСКО, МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и др.

Вопросы международной правосубъектности государств достаточно хорошо изучены в отечественной науке. Большинством исследователей признано, что государства, создавая международную организацию, наделяют ее правосубъектностью. Правосубъектность международных организаций производна от правосубъектности государств и носит целевой и функциональный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, закрепленными в учредительных документах организации.

Специальная правоспособность международных межправительственных организаций существенно отличается от универсальной правоспособности государств. Ее объем ограничен объемом полномочий, которыми государства наделяют организацию. Суверенное государство может быть субъектом всех правоотношений, отвечающих общепризнанным принципам и нормам международного права, а международная организация, создаваемая для выполнения конкретных задач, может вступать лишь в те правоотношения, которые определяются ее компетенцией и соответствуют учредительному акту организации. Таким образом, правосубъектность базируется на уставе международной организации, который определяет также и ее объем.



Комплекс основных (субъектно-видовых) прав международных организаций, обладающих некоторой спецификой по сравнению с подобными правами государств, включает:

1. Право на заключение международных договоров. Объем права договорной правоспособности международных организаций значительно меньше договорной правоспособности государств. Международные организации наделяются ее только в рамках своей компетенции. Между тем государство может заключать договоры по любым международно-правовым вопросам.

2. Международные организации имеют право пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе на принятие решений обязательных для исполнения, но ограничены в выборе средств принуждения и средств разрешения споров. Например, международные организации вправе запрашивать консультативные заключения Международного Суда, но не могут быть стороной по делу, разбираемым Судом ООН.

3. Право вступать в сношения с другими субъектами международного права и иметь представительства. Например, в Москве имеются информационный центр ООН и представительства ЮНЕСКО, МОТ. Представительства международных организаций и представительства при международных организациях по своим функциям и правовому статусу отличается от дипломатических представительств государств. В частности, представительства государств при международных организациях определенной степени носят односторонний характер, поскольку организации не посылают своих представителей в правительства государства, являющиеся их членами. Кроме того, представительства имеют место не при всех международных организациях. В то время как обмен между государствами дипломатическими представителями всегда является взаимным актом и, как правило, общим для всех государств мира.

4. Международные организации и их должностные лица обладают правом пользования привилегиями и иммунитетами на основе международного права.

Дискуссионной проблемой отечественной международно-правовой науки является проблема соотношения государственного суверенитета и наднациональности некоторых международных организаций.

4.6. Проблема международной правосубъектности индивида

Дискуссия о международной правосубъектности индивида в юридической литературе имеет давнюю историю.

Для западной доктрины еще с середины прошлого века характерна широко распространившаяся тенденция отказа от «классической» концепции международного права, относящей к числу его субъектов только государства. Аргументировалась такая точка зрения ссылками на возможность обращения физического лица в международные органы за защитой своих прав, а также на возможность привлечения индивида к международной ответственности.

Отечественная международно-правовая доктрина долгое время исходила из отрицания правосубъектности физических лиц. В советский период доминировала концепция особого статуса субъектов международного права, сторонники которой главными признаками субъекта международного права признавали способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Советские юристы-международники полагали, что на международной арене действуют государства, а не отдельные лица. Все международные договоры о защите основных прав и свобод человека заключены государствами, а потому конкретные права и обязанности из этих соглашений вытекают для государств, а не для отдельных индивидов. Индивиды находятся под защитой своего государства и реализуют свои права через посредство государств.

В современной литературе по международному праву отдельные исследователи по-прежнему придерживаются этой позиции.

Постоянное увеличение международно-правовых норм, направленных на охрану основных прав и свобод человека, привело к тому, что в отечественной доктрине наряду с традиционной точкой зрения, отрицающей за физическим лицом качество субъекта международного права, появились взгляды, доказывающие, что индивид выступает в международных отношениях в качестве самостоятельного субъекта. Сегодня сторонники антиэтатистской концепции субъектного состава международного права, основу которой положена идея распространения общетеоретических подходов на понимание субъекта международного права, однозначно признают индивида субъектом международного права.

Ими отмечается расширение круга международно-правовых норм, не только закрепляющих права индивидов и определяющих правовой статус отдельных категорий лиц (беженцев, детей, женщин, раненых), но предоставляющих им юридические возможности обеспечения и защиты прав.

Изменения, происходящие в современном мире, на наш взгляд, отражаются на системе международного права и на его субъектном составе. Индивид становится реальным участником международных правоотношений, в том числе и публичного характера, что превращает его в субъект международного права, обладающий ограниченной правоспособностью. Тенденции развития современного международного права свидетельствуют постепенном процессе укрепления международной правосубъектности индивида.

Международные организации в качестве общего правила обладают правосубъектностью как по международному праву, так и по внутреннему праву государств-членов. Их международная правосубъектность определяется уставом и международным правом. Констатировав наличие у международной организации правосубъектности, Международный суд определил ее как «способность обладать международными правами и нести международные обязанности». Вместе с тем Суд указал на отличие правосубъектности организации от правосубъектности государства: «Субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны по своему характеру и по объему своих прав; при этом их характер зависит от потребностей сообщества».

Национальная правосубъектность организаций определяется их уставом и внутренним правом государств-членов. Обычно они могут заключать контракты, иметь движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебное разбирательство.

Нередко в учредительных актах организаций содержатся специальные положения по этому вопросу. В многостороннем соглашении о Международной организации спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ) 1971 г. читаем, что:
a) ИНТЕЛСАТ обладает правосубъектностью. Она пользуется в полной мере правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей, в том числе способностью:
i) заключать соглашения с государствами или международными организациями;
ii) заключать контракты;
iii) приобретать собственность и распоряжаться ею;
iv) быть стороной в судебном разбирательстве.
v) Каждый участник принимает такие меры в пределах своей юрисдикции, которые необходимы для того, чтобы эти положения вступили в силу в соответствии с его собственным законодательством.

Поскольку международная правосубъектность организаций уже рассматривалась в Общей части учебника, здесь мы коснемся лишь некоторых дополнительных моментов. Организации участвуют в пределах своей компетенции в дипломатических сношениях. При ряде организаций существуют постоянные представительства государств, в свою очередь организации направляют свои миссии в государства.

Организации участвуют в деятельности по признанию государств и правительств. Юридически это прерогатива государств, но прием в организацию - прямой путь к признанию, что имеет порой даже большее значение, чем признание со стороны отдельных государств.

Как мы уже знаем, организации обычно создаются при помощи международных договоров, в порядке исключения - при помощи резолюций других организаций. Заключившие такой договор государства именуются первоначальными участниками. Впрочем, их правовой статус не отличается от статуса новых членов.

Ликвидируются организации также по соглашению членов. Примечательно, что процесс создания новых организаций идет постоянно, а случаи ликвидации - редкое явление. В качестве примера можно указать на ликвидацию Организации Варшавского договора в 1991 г. по соглашению государств-членов.

В связи с ликвидацией организации возникает вопрос о правопреемстве. Обычно активы и пассивы распределяются пропорционально между бывшими членами. Так обстояло дело при ликвидации Совета экономической взаимопомощи в 1991 г. Если на смену одной организации приходит другая, то правопреемником выступает новая организация. Такое правопреемство имело место при ликвидации Лиги Наций и ее замены ООН в 1946 г. Последняя взяла на себя выполнение ряда функций Лиги, а по заключенному между ними соглашению имущество Лиги перешло к ООН.

Что же касается правосубъектности по внутреннему праву, то она не может отсутствовать. Организация неизбежно вступает в правоотношения на территории государств (приобретение товаров и услуг, аренда, собственность, трудовые отношения и т.д.). Анализ судебной практики государств показывает, что правосубъектность организации признается даже на территории государств, не являющихся ее членами. Заключая сделку, организация несет гражданско-правовую ответственность так же, как и обычное юридическое лицо. Несет она ответственность и из недоговорных обязательств, например в результате дорожного инцидента.

Реализация этой ответственности может быть затруднена в силу того, что организация обладает иммунитетом. В таких случаях ей следует отказаться от иммунитета, которым она обладает, в интересах осуществления своих функций. Организация не должна препятствовать осуществлению правосудия. Но если такого отказа нет, то дело решается на дипломатическом уровне. Иск к организации может быть предъявлен на международном уровне в соответствии с международным правом.

Международные организации являются субъектами меж­дународного права особого рода. Их правосубъектность не иден­тична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета.

Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции имеет международный договор, заключенный ме­жду заинтересованными государствами. Поэтому международ­ные организации как субъекты международного права вторич­ны, производны по отношению к государствам.

Организация становится субъектом, если государства-уч­редители наделяют организацию международными правами и обязанностями. Ее компетенция имеет специфический характер в том смысле, что права и обязанности международной ор­ганизации отличаются от прав и обязанностей государства. Если правосубъектность государства не ограничена ни в предмете правового регулирования, ни в объеме правомочий, то право­субъектность организации определена теми конкретными зада­чами и целями, которые установлены государствами в учреди­тельном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей, круг прав и обязанностей. Однако несмотря на различия в ха­рактере и объеме прав и обязанностей, организации функцио­нируют в рамках международного права и имеют признаки, обеспечивающие правосубъектность международной организа­ции. Создание и функционирование международной организа­ции имеют правомерную основу, если соответствуют нормам международного права, в первую очередь - его основным прин­ципам. С одной стороны, ст. 5 Венской конвенции о праве меж­дународных договоров 1969 г. вводит международные организа­ции в сферу договорного регулирования, так как определяет применимость данной конвенции "к любому договору, являю­щемуся учредительным актом международной организации". С другой стороны, ст. 53 указанной Конвенции объявляет договор ничтожным, если в момент заключения он противоречит импе­ративной норме общего международного права. Международ­ные организации обязаны, в частности, придерживаться прин­ципов невмешательства во внутренние дела государства, суверенного равенства членов, добросовестного выполнения меж­дународных обязательств.

Каждой международной организации присуща договорная правоспособность, специфика и объем которой определяются ее уставом.

В современный период наиболее известными международ­ными организациями являются Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохра­нения (ВОЗ), Организация африканского единства (ОАЕ), Со­дружество Независимых Государств (СНГ) и другие.

В ряде случаев осуществляется правопреемство междуна­родных организаций, при котором с целью поддержания непре­рывности функций передаются определенные правомочия от прекратившей свое существование организации вновь учреж­денной государствами организации. Так, ООН была преемни­ком прав и обязанностей Лиги Наций по ряду международных договоров.

Международное право признает ответственность между­народных организаций в случае нарушения ими общепризнан­ных международно-правовых принципов и норм и заключен­ных ими международных договоров, положений учредительных актов.

Смотрите также:

оказывающих постоянное влияние на формирование и развитие международного менеджмента, является международное право . ...
www..htm

С 20-х годов XX века государства – члены международных организаций – начинают предоставлять организациям права, присущие субъектам международного права Первой международной организации, которая была наделена такими правами, стала Лига Наций. Она имела право на заключение международных соглашений, ее должностные лица обладали привилегиями и иммунитетами (Соглашение между Лигой Наций и Швейцарией 1926 г.).

После Второй мировой войны государства твердо вступили на путь предоставления межгосударственным организациям качества субъекта международного права, и в настоящее время все межгосударственные организации обладают таким качеством.

Возможность межгосударственных организаций быть субъектом международного права была признана в Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. "О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН".

Международные организации государств – межгосударственные («межправительственные») организации, производные субъекты международного права, создаваемые государствами и наделяемые ими для содействия решению разнообразных специальных проблем в различных областях международных и внутригосударственных отношений, обладающие меньшим объемом международной правосубъектности, чем государство.

Международные организации создаются и действуют на основе международных договоров – учредительных актов этих организаций.

Международные организации не обладают суверенитетом и территорией и являются своеобразными субъектами международного права, отличающимися от государства.

Это своеобразие выражается в специфичности тех прав, которыми международная организация обладает и которые осуществляет на международной арене (рис. 15). Если суверенное государство может быть субъектом всех правоотношений, которые совместимы с общепризнанными принципами и нормами международного права, то международная организация, создаваемая для выполнения конкретных задач, может вступать лишь в те правоотношения, которые определяются ее функциями и соответствуют учредительному акту организации. Да и сам характер международных прав организации в силу того, что они производны от прав государств, с одной стороны, и строго ограничены функциональными потребностями организаций – с другой, имеет свои специфические особенности.

Рис. 15. Международные межгосударственные организации (формально-юридические и сущностные признаки)

Известно, что международные организации вправе заключать международные договоры. Однако как само право организаций, так и характер заключаемых ими соглашений не лишены своеобразия. В частности, обращает на себя внимание ограниченность этого права, ибо соглашения могут заключаться по сугубо определенному кругу вопросов.

Рядом международно-правовых актов при международных организациях предусмотрены постоянные представительства государств-членов (ООН, ЮНЕСКО и др.).

Определенная специфика существует и в использовании международными организациями такого института международного права, каким являются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Своеобразие таких субъектов права, как международные организации, проявляется и в том, что они ограничены в выборе средств принуждения и средств разрешения споров. Известно, что только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Международным Судом ООН. Международные организации вправе лишь запрашивать консультативные заключения Суда.

Международная организация может быть также субъектом международного частного права или субъектом национального права, т.е. юридическим лицом, и в этом качестве она обладает правоспособностью.

В уставах всех межгосударственных организаций есть соответствующие статьи об их юридической правоспособности (например, ст. 104 Устава ООН, ст. 66 Устава ВОЗ, ст. XII Устава ЮНЕСКО). Помимо уставов, права юридического лица организаций закреплены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 года, Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года, а также во всех двусторонних соглашениях организаций со страной пребывания.

Любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить свое существование. В таком случае, как и в случае прекращения существования государства, может возникнуть вопрос о правопреемстве.

В настоящее время отсутствует общепризнанная норма общего характера о правопреемстве международных организаций.

В международной практике случаи правопреемства возникали в отношении таких международных организаций, как ООН, Лига Наций, ВМО и др.

В соответствии с общей теорией права субъектам международного права присуща юридическая способность являться самостоятельными участниками (субъектами) международно-правовых отношений. В национальном праве государств в законодательном порядке определяется круг субъектов права, их правосубъектность и обеспечивается соблюдение установленного правопорядка. В международном праве же сами субъекты создают нормы международного нрава (правила своего поведения) и сами обеспечивают их выполнение. Важную роль при этом играет наличие у субъекта международного права своей самостоятельной воли.

Обладают ли ММПО признаками субъекта международного права? На основе анализа их учредительных актов и других документов, регламентирующих отдельные вопросы их функционирования, можно убедиться в том, что признаками субъекта международного права международные организации обладают. Международные организации, не обладая многими признаками государства (например, территорией, населением), тем не менее в соответствии с учредительными документами являются субъектами международного права и, следовательно, выступают на международной арене самостоятельными носителями международной правосубъектности.

Международные организации как производные или вторичные субъекты международного права отличаются от государств (первичных субъектов) прежде всего тем, что у международных организаций отсутствует суверенитет. Отсюда следует сделать заключение: основой международной правосубъектности государств является их суверенитет , а международная правосубъектность международных организаций носит договорно-правовой характер.

К примеру, в отличие от государств международные организации не могут быть стороной в деле, рассматриваемом Международным Судом ООН.

В связи с этим в доктрине международного права говорят о специфической, или функциональной, правосубъектности ММПО, обусловленной ее компетенцией, зафиксированной в учредительном акте. При осуществлении своей деятельности международная организация не может выходить за рамки своих полномочий, определенных учредительным актом. Этим и определяется функциональный характер правосубъектности международных организаций.

Так, в ст. 104 Устава ООН установлено: "Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей". Более того, в соответствии с п. 7 ст. 2 Устава

ООН "Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании главы VII".

В зависимости от задач, стоящих перед международной организацией, государства-члены определяют круг вопросов, по которым она может действовать самостоятельно. Другими словами, это и есть рамки правосубъектности международной организации, и потому ее правосубъектность является производной.

Основными компонентами международной правосубъектности международных межправительственных организаций признаются:

1) договорная правоспособность является важной составляющей международной правосубъектности международной организации, которая вступает в договорные взаимоотношения как с государствами, так и с другими организациями. Данные взаимоотношения регулируются Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В преамбуле данной Конвенции предусмотрено, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать международные договоры, которая необходима для выполнения ее функций, ее целей и задач. Согласно ст. 6 этой Конвенции договорная правоспособность международной организации регулируется правилами этой организации.

По своей правовой природе и юридической силе договоры международных организаций не отличаются от договоров, заключаемых государствами, о чем прямо говорится в ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Данное обстоятельство в доктрине международного права объясняется следующими факторами: сторонами таких договоров являются субъекты международного права; предмет их регулирования входит в сферу международных отношений; такие договоры устанавливают нормы международного права; они заключаются в соответствии с процедурой, установленной международным правом для международных соглашений; вопросы, связанные с реализацией норм такого договора, не подпадают под действие национального права, если договором не оговорено иное (подробнее о договорной правоспособности ММПО см. параграф 2.3);

2) участие в международном нормотворчестве. Это – деятельность международной организации, направленная на создание, изменение, совершенствование или отмену международно-правовых норм. Объем, виды и направления правотворчества международных организаций строго определены в их учредительных актах.

Большое значение имеет для создания норм международного права договорная инициатива ММПО, когда она предлагает заключение определенного межгосударственного договора. Она может предложить свой вариант проекта заключаемого договора и созвать специальную дипломатическую конференцию для этого. Часто такие конференции проходят в рамках и под эгидой определенных международных организаций, например ООН. Международная организация также может выступить инициатором пересмотра договора, заключенного при ее участии. И, наконец, международные организации часто выполняют функции депозитария международных договоров.

Международные организации принимают решения, резолюции и рекомендации, которые содержат нормы международного права, большинство из которых составляют так называемое мягкое право. Эти акты признаются вспомогательными нормами международного права и могут составить хорошую основу для формирования международных обычно-правовых норм.

Значительна роль международных организаций в формировании норм международного права путем издания регламентов. Дело в том, что отдельные межгосударственные организации, например ИКАО, ИМО, ЕС, МАГАТЭ, ВОЗ, ВПС, МСЭ, ВМО и др., разрабатывают и принимают административно-регламентационные акты, регулирующие различные аспекты их внешнего функционирования и осуществления уставных задач. По сути такие акты являются односторонними актами международных организаций. Некоторыми специалистами нормы, содержащиеся в таких актах, рассматриваются в качестве международных обычно правовых норм (подробнее о международном правотворчестве ММПО см. параграф 2.3);

  • 3) наличие привилегий и иммунитетов. ММПО как субъекты международного права обладают определенными привилегиями и иммунитетами. Привилегиями и иммунитетами обладают не только международные организации, но и их персонал. Источниками регулирования привилегий и иммунитетов являются в первую очередь учредительные акты международных организаций. Эти аспекты также регулируются:
    • специальными международными договорами (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.);
    • двусторонними международными договорами между соответствующей международной организацией и правительством того государства, на территории которого расположена ее штаб-квартира или ее представительство (Договор между ООН и США 1947 г., Договор между ООН и Швейцарией 1946 г., Соглашение между РФ и ООН об учреждении в России объединенного представительства ООН 1993 г.).

Привилегии и иммунитеты международных организаций носят функциональный характер (подробнее об этом см. параграф 2.4);

  • 4) признание правосубъектности ММПО со стороны субъектов международного права. За международной организацией такое качество признают государства и другие международные организации. Институт признания в отношении международных организаций характеризуется рядом особенностей:
    • – факт признания международной правосубъектности международных организаций государствами-учредителями носит односторонний характер и по времени совпадает с приобретением международной организацией качества субъекта международного права;
    • – признание международной правосубъектности международных организаций государствами – не членами выступает как двусторонний акт, отражающий волеизъявление

обеих вступающих в правоотношение сторон. Это может иметь место:

  • при присоединении государства, не являющегося первоначальным членом организации, к учредительному акту этой организации;
  • при заключении соглашения между международной организацией и государством пребывания, не являющимся ее членом;
  • при вступлении государства – нс члена в отношения с международной организацией (в том числе и договорные) в связи с выполнением последней своих функций (например, депозитария).
  • государство – не член может уже самим своим поведением выражать признание международной организации, пользуясь, например, вырабатываемыми ею международными правилами. Примером является ситуация, когда СССР на протяжении более 20 лег, вплоть до вступления в 1970 г. в ИКАО, придерживался при полетах своих воздушных судов на международных воздушных линиях стандартов и рекомендуемой практики, разработанных этой международной организацией;
  • – признание международной правосубъектности одной международной организацией другой, как правило, осуществляется либо посредством заключения между ними международного соглашения (например, соглашения о сотрудничестве специализированных учреждений с ООН), либо в форме одностороннего акта (как это сделал, например, в 1949 г. МСЭ в отношении ИКАО). Значение такого признания заключается не только в создании юридической основы для взаимоотношений между организациями, но и в разграничении их функций.

В качестве одного из способов признания международной правосубъектности международной организации может рассматриваться приглашение ее наблюдателя на заседание одного из органов другой международной организации. Как правило, такое признание перерастает в официальное признание и заключается соглашение между организациями или признающая международная организация принимает односторонний акт;

5) наличие обособленных прав и обязанностей. Это является важной составляющей международной правосубъектности ММПО и означает, что организация обладает такими правами и обязанностями, которые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне.

Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности организации: способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации; поощрение развития народного образования и распространения культуры; помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний;

6) наличие собственной воли. Воля как элемент правосубъектности также присуща международным организациям. Причем воля ММПО носит относительно самостоятельный характер.

Самостоятельность воли международной организации проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации.

Но эта самостоятельность в то же время относительна. Она стала возможной благодаря проявлению воль госу- дарств-участников. Источником воли международной организации, следовательно, является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей. Отсюда – по своему объему и содержанию воля ММПО носит ограниченный и специальный характер, что определяется объемом компетенции, установленным государствами- учредителями и зафиксированным в договоре о создании международной организации. ММПО не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее учредительном документе и других правилах организации ;

7) право на обеспечение выполнения норм международного права. Данное право является одним из важных признаков международной правосубъектности и свидетельствует о независимом характере международной организации. Основными средствами реализации данного права являются институты международного контроля и ответственности. Одной из форм контроля в этом плане является представление докладов государствами – членами ММПО.

Так, учредительные акты многих международных организаций (ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др.) обязывают государства-члены представлять периодические доклады. Уставом МАГАТЭ предусмотрен особый институт контроля – система гарантий (ст. XII).

Международные организации могут применить международные санкции. Их делят обычно на следующие две группы:

  • – санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями (приостановление членства в международной организации, исключение из членства и др.);
  • – санкции, полномочия на осуществление которых имеют строго определенные организации (блокада, эмбарго, демонстрации и др. на основе решения СБ ООН).

Международные организации участвуют в разрешении возникающих у них споров с другими субъектами международного права (в том числе государствами) при помощи таких средств, которые обычно применяются во взаимоотношениях между государствами (переговоры, посредничество и добрые услуги, международная судебная процедура и др.). Более того, международные организации часто сами выступают в качестве органов, при помощи которых разрешается спор (даже в тех случаях, когда организация не является стороной в споре). С этой целью они используют процедуры, предусмотренные в учредительных актах (например, гл. VI Устава ООН) (подробнее об этом см. параграф 4.1).

В рамках международных организаций могут функционировать судебные органы (Международный Суд ООН). Некоторые организации могут испрашивать консультативные заключения у Международного Суда ООН. Устав ООН предоставляет такое право непосредственно только ГА и СБ ООН (π. 1 ст. 96). Другие органы ООН пользуются таким правом с разрешения ГА. Что касается других международных организаций, то согласно букве Устава ООН разрешение ГА обращаться в суд за консультативным заключением могут получить только специализированные учреждения ООН. Причем запрос может касаться лишь вопросов, возникающих в пределах круга их деятельности;

  • 8) международно-правовая ответственность ММПО. Международные организации могут быть субъектами международно-правовой ответственности. Основанием такой ответственности могут стать нарушения:
    • – общепризнанных норм и принципов международного права;
    • – норм учредительного акта ММ ПО;
    • – норм внутреннего права международной организации, нарушение норм международного договора, заключенного международной организацией, и др.

Формами международно-правовой ответственности международных организаций являются: материальная ответственность, предусматривающая возмещение ущерба. Например, Договор по космосу 1967 г. за деятельность международной организации в космосе предусматривает солидарную ответственность такой международной организации совместно с ее государствами-членами; политическая ответственность выражается в форме извинения, также на международную организацию могут наложить определенные дополнительные обязанности, ее могут лишить определенных прав, наложить на нее определенные обязанности или попросту распустить ее.

Международная организация может быть как истцом, так и ответчиком в суде по международному частному праву (подробнее об этом см. параграф 4.2).

  • См.: Ковалева Т. М. Правотворчество международных организаций и его виды. Калининград, 1999. С. 23.
  • См.: Малинин С. А., Ковалева Т. М. Правовая природа административно-регламентационных актов, издаваемых межгосударственными организациями // Изв. вузов. Правоведение. СПб., 1999. № 2. С. 213–220.
  • См.: Международные организации: учебник / под ред. И. П. Блищенко. М., 1994. С. 43-44.