Презентации по сестринскому делу. Презентация по предмету «Сестринское дело» - купи и не переживай. Они всегда борются за нашу жизнь порой сильней чем мы сами

Сестринское дело
Артюкова С.И. – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики
детских болезней и поликлинической педиатрии

Цели обучения:

а) знать: организацию труда среднего
медицинского персонала в медицинских
организациях профиля, определение
функциональных обязанностей и оптимального
алгоритма их осуществления, основы медицинской
этики и деонтологии при уходе за
педиатрическими больными, моральную и
юридическую ответственность среднего
медицинского работника.
б) иметь представление: о сестринском процессе в
детском лечебном стационарном учреждении, об
особенностях сестринского ухода при различных
заболеваниях.

План лекции

Сестринский процесс - определение понятия.
История развития сестринского дела в мире, в России.
Функции медицинской сестры:
осуществление сестринского ухода
обучение пациентов и сестринского персонала
работа в составе бригады медицинских работников, обслуживающих
пациента
исследовательская деятельность
Основные цели и задачи сестринского дела.
Этические принципы сестринского дела.
Функциональные обязанности медицинской сестры (приказ №249 от
19.08.1997г., № 176н от 16.04.2008 г. «О номенклатуре специальностей
специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в
сфере здравоохранения Российской Федерации»).
Должностная инструкция палатной медицинской сестры отделения
педиатрического стационара.
Заключение.

Сестринское дело – многогранная медико-санитарная дисциплина

Сестринское дело –
многогранная медикосанитарная дисциплина
Сестринское дело часть системы
здравоохранения, наука
и искусство, которые
направлены на решение
существующих и
потенциальных
проблем, касающихся
здоровья населения в
условиях постоянно
меняющейся
окружающей среды.
(1983 г., г. Голицино - I
Всероссийская научнопрактическая
конференция,
посвященная теории
сестринского дела)

В 1818г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов

При больницах стали
организовывать специальные
курсы сиделок. С этого
времени в России начинается
специальная подготовка
женского медицинского
персонала. Преподавание велось
по учебнику Х. Оппеля. Это было
первое руководство на Русском
языке для специальной
подготовки персонала по уходу
за больными, которое вышло в
свет в 1822г. В данном пособии
для женщин – помощниц врача
впервые появились понятия об
этике и деонтологии
«ухаживающего персонала».

В Петербурге для ухода
за ранеными и
больными не только на
перевязочных
пунктах, но и в
военных госпиталях
великая княгиня Елена
Павловна (сестра
императора Николая-1)
на свои средства
учредила и
организовала
крестовоздвиженскую
общину сестёр
милосердия для
попечения о раненых и
больных на войнах.

Н.И.Пирогов принял предложение великой княгини организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы

В октябре 1855г. в
Севастополе Н.И.Пирогов
для каждой категории
сестёр
Крестовоздвиженской
общины разработал
подробную
инструкцию деятельности.

Н.И. Пирогов и сестры
милосердия в Крымской
войне стали
предшественниками
Организации
Международного общества
Красного Креста и
Красного Полумесяца
(1863 г.).
Основатель общества
Анри Дюнан с
благодарностью
признавал, что «…
существованием Красного
Креста мы обязаны
благородному примеру
великой княгини Елены
Павловны в деле оказания
помощи раненым воинам
во время Крымской
войны».
Н.И. Пирогов среди сестер
милосердия
Крестовоздвиженской
общины, 1855 г.
(из книги А.В. Воропай. Н.И.
Пирогов и краснокрестное
движение. М., 1985)

Даша Севастопольская- первая сестра милосердия

Даша Севастопольскаяпервая сестра милосердия
Возможно, сегодня она
смогла бы занять место
Матери Терезы... Правда,
«матерью» бойцы
Крымской войны ее не
могли называть: Даше
было тогда 18 лет. Кто-то
кликал ее «дочкой», а
чаще - «сестренкой» или
- «сестрой». Истекающие
кровью солдаты верили в
чудотворную силу этих
девичьих рук, по наитию
врачующих их раны.
Даша спасала людей не
по долгу медика, а по
велению сердца,
движимая милосердием

...В начале сентября 1854 года девушка Даша с Корабельной
стороны Севастополя вдруг отрезала косы, переоделась в
матросскую форму, продала оставшийся от родителей дом, все
свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с
повозкой, множество одеял и белого полотна, бутыли с уксусом
и вином. Соседи думали, что она «тронулась» умом после
тяжелых переживаний по погибшему отцу и решила отправиться
на все четыре стороны. Но повозка двинулась к берегам Альмы,
туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны Альминское.

Даша, как светлый ангел, как последняя надежда.

Эта «карета горя», как
прозвали жители
Корабельной стороны
повозку «помешавшейся
сироты», стала первым в
истории перевязочным
пунктом на поле боя, а
сама Даша - первой
медсестрой милосердия. Не
хватало врачей, не было
транспортных средств для
доставки раненых в
госпитали, и они часто
лежали на голой земле без
всякой помощи. К ним-то и
являлась Даша, как
светлый ангел, как
последняя надежда.

Гражданским
подвигом
дочери матроса
был потрясен
сам император
Николай I,
который
пожаловал ей
золотую медаль
с надписью «За
усердие» на
Владимирской
ленте для
ношения на
груди.

Даша в белом платочке

Убеленные сединой
четырнадцать
ветеранов защитников
Севастополя, среди
которых две женщины
- Дарья Михайлова
(Хворостова) и
Елизавета
Сержбутовская.
Принаряженные
старушки с медалями на
груди смотрят в
объектив, словно
благословляя далеких
потомков.

Имя Даши
Севастопольской
носит 3-я
городская
больница
Севастополя,
рядом с ней есть
памятник героине.

Сестры милосердия

Гуманистический пример Даши воспламенил многие
женские души. Вслед за ней ухаживать за ранеными
взялись другие севастопольские патриотки - жены,
сестры и дочери участников обороны. Как и Даша,
золотыми медалями «За усердие» на Владимирской
ленте были награждены сестры Крыжановские Екатерина, Васса и одиннадцатилетняя
Александра.
Но все они не были медиками, в которых очень нуждался
хирург Николай Пирогов. И тогда он призвал
«употребить все свои силы и познания для пользы армии
на боевом поле» медсестер Крестовоздвиженской
общины Петербурга, созданной по инициативе и на
средства княгини Елены Павловны Романовой, вдовы
младшего брата императора Николая I.
Уже в ноябре 1854 года из столицы в Севастополь
прибыли три отряда сестер милосердия. И их помощью
Пирогов смог за 12 дней навести порядок в госпиталях.

Женщин для оказания медицинской помощи непосредственно в местах боевых действий не привлекали…

Они работали только в
мирное время в больницахгоспиталях. Это был первый
опыт в мире по привлечению
подготовленных сестер
милосердия к работе в
военно-полевых условиях.
Опыт оказался очень
успешным благодаря их
удачному подбору и
исключительно талантливым
старшим сестрам: А.П.
Стахович, Меркуловой, Е.М.
Бакуниной, Е.П. Карцевой,
Е.А. Хитрово.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, в иночестве Марфа, после 1909 г.

Вел. кн. Елизавета
Федоровна (1864–1918),
сестра последней русской
императрицы, посвятила
свою жизнь заботе о
больных и бедных. В 1907
она основала в Москве
Марфо-Мариинскую обитель
сестер милосердия, в 1910
приняла пострижение.
Обитель содержала
больницу, амбулаторию,
приют для девочек, дом для
чахоточных женщин, дом
дешевых квартир для
студенток и работниц,
бесплатную столовую и
воскресную школу.

1912 г. была учреждена особая медаль - высшая награда Международного Красного Креста медицинским сёстрам. «За истинное

милосердие и
заботу о людях,
вызывающие восхищение
всего человечества»

Источники
1. Очерк двадцатипятилетней деятельности Крестовоздвиженской общины сестер
милосердия. СПб., 1879.
2. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950.
3. Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.
Собрание писем сестер Крестовоздвиженской общины попечения о раненых. СПб.,
1855.
4. Устав Алексеевского общества дел милосердия на Успенском острове. СПб., 1903.
Уставы и правила общин сестер милосердия Владычно-Покровской, Екатерининской,
Иоанно-Ильинской, Иосифовской, Крестовоздвижеиской, Литейной части,
Покровской, Святого Георгия. СПб., 1879. С. 130.
5. Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Русские Ольденбургские и их дворцы. СПб., 1997
http://www.pravoslavie.ru/put/3978.h
http://www.omophor.ru/articles/scstt.htm..
http://www.dentoday.ru/ru/content/archiv...
www.omophor.ru.
http://charity.lfond.spb.ru/sisterhood/

Флоренс Найтингейл (1820–1910) основоположница современного сестринского дела «Записки об уходе»1859 г.

СД - «действие по
использованию окружающей
среды пациента в целях
содействия его
выздоровлению», и показано
отличие его от врачебного дела.
Ф. Найтингейл была абсолютно
убеждена в том, что «по сути
своей сестринское дело как
профессия отличается от
врачебной деятельности и
требует специальных, отличных
от врачебных знаний».

Флоренс Найтингейл (1820–1910) основоположница современного сестринского дела. «Записки об уходе»1859 г.

Два основных направления
сестринской деятельности:
– уход за больными,
подразумевающий «помощь
страдающему от болезни –
жить наиболее полноценной
жизнью, приносящей
удовлетворение»
- уход за здоровыми людьми,
«поддержание у человека
такого состояния, при
котором болезнь не
наступает».

Крымская война. Осуществление грамотного сестринского ухода за 2000 раненых позволило снизить смертность с 42 до 2 %.

Флоренс Найтингейл (1820–1910) основоположница современного сестринского дела.

В 1883 году Найтингейл была награждена Королевским Красным крестом, а
в 1907 - орденом «За заслуги».
В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красного полумесяца
(с ноября 1991 называется Международной Федерацией Обществ Красного
Креста и Красного Полумесяца) учредила медаль имени Флоренс
Найтингейл, до сих пор самую почётную и высшую награду для сестёр
милосердия во всём мире.
12 мая в день рождения Флоренс Найтингейл, мир отмечает Международный
день медицинской сестры.
В Лондоне действует Музей Флоренс Найтингейл, в экспозициях которого
представлены экспонаты, наглядно иллюстрирующие важные
биографические и героические страницы жизни этой подвижницы.
О жизни и судьбе Флоренс Найтингейл снято несколько художественных и
документальных фильмов. В 1951 году вышла на экраны британская
историческая кинолента режиссёра Герберта Вилкокса «Леди с лампой».
Ф. Найтингейл посвящены также фильмы режиссёров Дэрила Дьюка (1985)
и Нормана Стоуна (2008).

Философия сестринского дела

Основной принцип философии
сестринского дела - уважение прав и
достоинств человека. Он реализуется не
только в работе сестры с пациентом, но и
в ее сотрудничестве с другими
специалистами.

Парадигмы философии сестринского дела: личность

Объектом деятельности медицинской сестры
является пациент - человек как совокупность
физиологических, психосоциальных и духовных
потребностей, удовлетворение которых определяет
рост, развитие и слияние его с окружающей
средой.
Сестре приходится работать с разными
категориями пациентов. И для каждого пациента
сестра создает атмосферу уважительного
отношения к его настоящему и прошлому, к его
жизненным ценностям, обычаям и убеждениям. Она
принимает необходимые меры безопасности
пациента, если его здоровью угрожает опасность со
стороны сотрудников или других людей.

Парадигмы философии сестринского дела: окружающая среда, здоровье, сестринское дело

Окружающая среда рассматривается как важнейший
фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность и
здоровье человека. Она включает в себя совокупность
социальных, психологических и духовных условий, в
которых протекает жизнедеятельность человека.
Здоровье рассматривается как не отсутствие
болезней, а как динамическая гармония личности с
окружающей средой, достигаемая посредством
адаптации.
Сестринское дело является наукой и искусством,
направленным на решение существующих проблем,
связанных со здоровьем человека в изменяющихся
условиях окружающей среды.

Сестринское дело решает следующие задачи:

Соединение профессиональных и ведомственных усилий
по медицинскому обслуживанию населения;
Ведение работы по обеспечению повышения
квалификации и профессиональных навыков персонала;
Разработка и внедрение новых технологий в сфере
сестринской помощи;
Осуществление консультативной сестринской помощи;
Обеспечение высокого уровня медицинской информации;
Ведение санитарно-просветительской и
профилактической работы;
Проведение научно-исследовательских работ в области
сестринского дела;
Создание стандартов улучшения качества, которые бы
направляли и помогали оценить результаты деятельности
Развитие и расширение организационных и
управленческих резервов по работе с кадрами.

Миссия медицинской сестры

Оказание помощи
конкретным людям,
семьям и группам
людей в достижении
ими физического,
умственного и
социального здоровья в
условиях окружающей
их среды.

Кодекс поведения медицинских сестер

1)
2)
3)
4)
содействие укреплению здоровья,
профилактика заболеваний,
восстановление здоровья,
облегчение страданий.
В 1997 г. Российской ассоциацией медицинских
сестер принят Этический кодекс медицинских
сестер России. Составляющие его содержание
принципы и нормы конкретизируют
нравственные ориентиры в профессиональной
сестринской деятельности.

Внешний вид медсестры

Строгое соблюдение личной гигиены
(ногти стричь коротко, применение
косметики должно быть умеренным, не
должны исходить резкие запахи духов,
табака и т.п.);
Халат должен быть чистым, достаточно
длинным, чтобы прикрывать полностью
одежду, рукава халата должны
прикрывать рукава одежды;
Под халат необходимо одевать легко
стирающуюся одежду, лучше из
хлопчатобумажных натуральных
тканей;
Волосы должны быть убраны под
шапочку;
Обувь должна быть легко моющаяся,
поддающаяся дезинфекции и
позволяющая бесшумно передвигаться.

Отношения медсестры с врачом:

Недопустимы грубость,
неуважительное отношение в
общении;
Исполнять врачебные
назначения своевременно,
четко и профессионально;
Срочно информировать врача о
внезапных изменениях в
состоянии больного;
При возникновении сомнений в
процессе выполнения
врачебных назначений в
тактичной форме выяснить все
нюансы с врачом в отсутствии
больного.

Отношения медицинских сестер

между собой:
Недопустима грубость и
неуважительное
отношение к коллегам;
Замечания должны
делаться тактично и в
отсутствии больного;
Опытные медсестры
должны делиться с
молодыми своим
опытом;
В сложных ситуациях
должны помогать друг
другу.
с младшим
медперсоналом:
Соблюдать
взаимоуважение;
Контролировать
тактично, ненавязчиво
деятельность младшего
медперсонала;
Недопустимы грубость,
фамильярность,
высокомерие;
Недопустимо делать
замечания в
присутствии больных и
посетителей.

Отношения медсестры с родственниками и близкими больного:

Необходимо сохранять
сдержанность, спокойствие
и тактичность;
Лицам, ухаживающим за
тяжелобольными
разъяснять правильность
выполнения процедур и
манипуляций;
Беседовать только в
пределах своей
компетенции (не имеет
право рассказывать о
симптомах, о прогнозе
заболевания, а должна
направить к лечащему
врачу);
Отвечать на вопросы
спокойно, неторопливо,
обучать правильному уходу
за тяжелобольными.

УСТАВ МЕДСЕСТРЫ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Медицинская сестра – первый помощник в лечении больного.
Точно и вовремя выполнять лечебные назначения – твой долг.
Внимательность и участие к страданиям больного облегчает
его самочувствие. Относись к больному так, как хотела бы ты,
чтобы относились к тебе, немедленно реагируй на каждую
новую жалобу больного, не малейшее изменение его
самочувствия.
Если поведение и состояние больного вызывает у тебя тревогу,
беспокойство за его состояние, тотчас же сообщи об этом
врачу.
Слово – лечит, слово – ранит. Будь сдержана в разговорах с
больным. Вежлива, внимательна. О его здоровье сообщай ему
только то, что по убеждению, не наносит вред психике
больного.
Покой – одно из важнейших условий лечения больного.
Всячески оберегай лечебно-охранительный режим в
отделении.
Береги свой авторитет и авторитет врача, в действии
медицинских работников – половина успеха.

УСТАВ МЕДСЕСТРЫ

7.
Будь чистоплотна и аккуратна, подтянута и одета по форме,
больному будет приятно получить помощь из твоих рук.
8. Профилактика – основа медицины, повседневно разъясняй
больным правила гигиены и меры предупреждения
болезней.
9. Будь внимательна к родственникам больных. Сумей им
внушить необходимые требования, чтобы по своему
назначению они не нанесли вред больному, словом или
запрещенными лекарствами.
10. Чтобы сознательно участвовать в лечении больных, нужно
много знать, постоянно повышать свои медицинские знания.
11. Мастерски проведенная лечебная манипуляция избавляет от
лишних болезней, а иногда и от опасности. Учись отлично
владеть медицинской техникой.
12. Оберегай имущество, медикаменты, инструментарий,
которым ты пользуешься. Разумная экономия позволяет теми
же средствами оказать помощь.

Приём дежурства.
Утренняя конференция
Контроль за туалетом постельных
больных
Кормление больных завтраком
Раздача лекарств больным (больной
должен принять лекарство в присутствии
сестры)
Участие медсестры в обходе врача
Санитарно-гигиеническое обслуживание,
уход за больными

План работы дневной палатной медсестры

Набор лекарств по листам назначений
Консультации смежных специалистов
Контроль за туалетом постельных больных.
Кормление больных обедом
Раздача медикаментов больным
Сверка листов назначений с врачами
Выборка назначений из историй болезни
Измерение температуры, работа со столом справок
(приём посетителей к тяжелобольным, проверка
всех передач для больных, чтобы посетители не
приносили запрещённые правилами продукты).
Смена – передача дежурства.

Сестринский процесс, определение, преимущества

Сестринский
процесс - это метод
организации
деятельности
медсестры, который
применим к любой
области ее работы и
может быть использован
в различных
медицинских
учреждениях.

Сестринский процесс – цель метода

Цель СП - обеспечение
приемлемого качества жизни в
болезни и в здоровье путем
обеспечения максимально
доступного для пациента
физического, психосоциального и
духовного комфорта с учетом его
культуры и духовных ценностей.

Этапы сестринского процесса

1. сестринское обследование;
2. сестринская диагностика, или
определение проблем пациента;
3. планирование ухода;
4. выполнение плана ухода;
5. коррекция ухода в случае
необходимости и оценка
эффективности.

1. Сестринское обследование

Цель обследования – собрать информацию о состоянии
здоровья пациента в момент обращения за помощью.
Cостояние пациента оценивается по следующим данным:
субъективным (опрос пациента и его родственников)
объективным (сестринское обследование)
дополнительным (врачебная документация)
Собранные данные записываются в сестринскую историю
болезни по определенной форме. Сестринская история болезни –
юридический протокол-документ самостоятельной,
профессиональной деятельности медсестры в рамках ее
компетенции.

Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным

Опрос пациента и его родственников:
паспортные данные пациента;
диагноз врача;
жалобы в настоящее время;
историю болезни пациента;
социальные сведения и условия жизни,
аллергоанамнез, гинекологический и
эпидемиологический анамнез; описание
боли, ее локализация, характер,
интенсивность, длительность, реакцию на
боль.

физические данные: рост, масса тела, отеки
(локализация); выражение лица, состояние
сознания; положение в постели; состояние
кожных покровов и видимых слизистых;
костно-мышечная система; температура
тела; дыхательная система: ЧДД,
характеристика дыхания; АД, пульс;
естественные отправления; состояние
органов чувств; память; наличие протезов;
способность к передвижению; способность
есть, пить.

Объективное обследование или оценка состояния пациента при поступлении

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТ Р 52623.1-2008 Технологии
выполнения простых медицинских
услуг функционального
обследования

Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования

Кто участвует в выполнении услуги:
Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании
среднего профессионального медицинского образовательного
учреждения по специальностям: "Сестринское дело", "Лечебное дело"
или "Акушерское дело"
Дополнительные или специальные требования к специалистам и
вспомогательному персоналу
Имеются навыки выполнения данной простой медицинской услуги
Требования к обеспечению безопасности труда медицинского
персонала:
До и после проведения исследования провести гигиеническую
обработку рук
Условия выполнения простой медицинской услуги
Амбулаторно-поликлинические.
Стационарные.
Санаторно-курортные
Функциональное назначение простой медицинской услуги
Диагностическое

Особенности информированного согласия пациента при выполнении методик

Пациент должен быть информирован о
предстоящем исследовании. Информация об
измерении физических параметров пациента,
сообщаемая ему медицинским работником,
включает в себя сведения о цели данного
исследования. Письменного подтверждения
согласия пациента или его законного
представителя на исполнение простых методик
не требуется, так как данные диагностические
методы не являются потенциально опасным для
жизни и здоровья пациента.

Простые медицинские услуги

Измерение массы тела
Измерение роста
Измерение окружности головы
Измерение окружности грудной
клетки
Термометрия
Измерение частоты дыхания,
частоты сердечных сокращений
Измерение АД

Измерение массы тела

Медицинский работник должен обязательно предупреждать
пациента о необходимости опорожнения мочевого пузыря и
кишечника до момента проведения взвешивания.
Взвешивание лежачего пациента следует проводить с
помощью кроватных весов в соответствии с имеющейся к ним
инструкцией.
Измерение массы тела у детей проводят в утренние часы до
приема пищи. Если ребенок ослабленный, рекомендуется
взвешивать его вместе с одеждой, вычитая из полученного
значения массу одежды.
Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для
взвешивания грудных детей: до 6 месяцев - в положении
лежа на спине, после 6 месяцев - сидя. У детей старше двух
лет - на рычажных медицинских весах или электронных
весах

Измерение массы тела

Расходуемый материал:
Салфетка бумажная однократного
применения


возраста)
Подготовка к процедуре:
1.Проверить исправность и точность
медицинских весов в соответствии с
инструкцией по их применению.
2 Установить равновесие весов, закрыть
затвор (для механических конструкций).
3 Постелить салфетку однократного
применения на площадку весов.
4 Представиться пациенту, объяснить цель и
последовательность выполнения
предстоящей процедуры.
5 Обработать руки гигиеническим способом,
осушить.

Измерение массы тела

Выполнение процедуры:
1 Предложить пациенту раздеться до нательного
белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на
середину площадки весов.
2 Придерживать пациента за руку в момент вставания
на измерительную панель весов и следить за его
равновесием в процессе проведения измерения.
3 Открыть затвор весов (для механических
конструкций), провести определение массы тела
пациента (в соответствии с инструкцией по
применению), закрыть затвор весов.
Окончание процедуры:
1 Сообщить пациенту результат исследования массы
тела.
2 Помочь пациенту сойти с площадки весов,
придерживая его за руку (при необходимости).
3 Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в
емкость для отходов.

5 Записать результаты в соответствующую
медицинскую документацию

1.
2.
3
4
5
6
Установить весы на неподвижной поверхности.
Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на
цифровом индикаторе должна засветиться рамка. Через
35-40 с на табло должны появиться цифры (нули).
Оставить весы включенными на 10 мин.
Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в
центр лотка - на индикаторе должны высветиться
показания, соответствующие усилию руки; отпустить
грузоподъемную платформу - на индикаторе должны
появиться нули.
Представиться родителям ребенка или его законным
представителям, объяснить цель и последовательность
выполнения процедуры.

Положить на грузоподъемную платформу пеленку
однократного применения - на индикаторе должна
высветиться ее масса. Сбросить значение массы
пеленки в память прибора, нажав кнопку "Т", - на
индикаторе должны появиться нули.

Алгоритм измерения массы тела грудного ребенка на электронных медицинских весах

Выполнение процедуры:
1 Распеленать ребенка.
2 Осторожно уложить ребенка на платформу сначала
ягодицами, затем плечами и головой. Ноги ребенка
следует придерживать.
3 После появления слева от значения массы значка "0",
обозначающего, что взвешивание закончено, считать
значение массы тела ребенка.
4 Спустя 5-6 с обнулить показания весов.
Окончание процедуры:
1 Сообщить результат исследования массы тела ребенка
родителям или его законным представителям.
2 Снять ребенка с площадки весов, переложить на столик
для пеленания, запеленать ребенка.
3 Убрать пеленку с площадки весов и поместить ее в
емкость для отходов.
4 Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
5 Записать результаты в соответствующую медицинскую
документацию

Масса тела у детей оценивается по специальным
центильным таблицам
У подростков и взрослых рассчет масса тела
производится по индексу Кетле:
Индекс Кетле = масса кг/(рост, м кв.).
По полученным результатам делают следующие выводы о
значении:
-менее 18 до 19,9 – дефицит массы тела;
-от 20 до 24,9 - нормальные показатели;
-от 25 до 29,9 – избыток массы тела;
-свыше 30 - ожирение
Коэффициент условных единиц трудозатрат (УЕТ)
медицинской сестры - 0,2

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА (А02.03.005)

Материальные ресурсы
Ростомер вертикальный (поверенный и допущенный к работе).
Ростомер горизонтальный при измерении у детей грудного возраста
(поверенный и допущенный к работе)
Прочий расходуемый материал
Салфетка бумажная однократного применения.
Пеленка однократного применения (при измерении у детей грудного
возраста)
Алгоритм измерения роста.
Подготовка к процедуре:
1 Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.
2 Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры,
получить его согласие.
осушить.
4 Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).
5 Попросить пациента снять обувь и головной убор.
6 Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА Выполнение и окончание процедуры:

1 Попросить пациента встать на середину площадки
ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки
ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной
областью и затылком.
2 Установить голову пациента так, чтобы кончик носа
и мочка уха находились на одной горизонтальной
линии.
3 Опустить планку ростомера на голову пациента.
4 Попросить пациента сойти с площадки ростомера
(при необходимости - помочь сойти).
5 Определить на шкале рост пациента по нижнему
краю планки.

2 Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для
отходов.

4 Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры
в медицинской документации

Алгоритм измерения роста у ребенка до одного года

Для измерения роста у детей
грудного возраста применяется
горизонтальный ростомер.
Ребенка следует уложить на
ростомер так, чтобы голова плотно
прикасалась теменем к
неподвижной планке, верхний
край козелка уха и нижнее веко
находились в одной вертикальной
плоскости. Ноги ребенка должны
быть выпрямлены легким нажатием
на колени и прижаты к доске
ростомера. Придвинуть к стопам,
согнутым под прямым углом к
голени, подвижную планку
ростомера. Определить по шкале
длину тела ребенка. Длина тела
равна расстоянию между
неподвижной и подвижной
планками ростомера.

Достигаемые результаты и их оценка

Оценку измерения роста
проводят как
изолированно, так и в
сочетании с другими
антропометрическими
показателями, в первую
очередь массой тела и
окружностью головы.
Для оценки используют
центильные таблицы
распределения значений
роста в данной популяции
в зависимости от пола и
возраста.
Коэффициент УЕТ
медицинской сестры - 0,1

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ (А02.09.002)

Измерение окружности груди у детей
раннего возраста проводят только в состоянии
покоя, у старших - в покое, при вдохе и
выдохе.
При измерении окружности грудной клетки
новорожденному в родильном зале
медицинский персонал работает в стерильной
одежде (маска, халат, перчатки). Для
измерения применяется стерильная
сантиметровая лента. Манипуляцию проводят
на пеленальном столике
Материальные ресурсы
Сантиметровая лента (одноразовая или
многоразовая).
Стул (при проведении измерений в
положении сидя)
Прочий расходуемый материал
Пеленка однократного применения (при
проведении измерения у детей грудного
возраста)

Алгоритм измерения окружности грудной клетки Коэффициент УЕТ медицинской сестры - 0,3

Подготовка к процедуре:
1 Проверить целостность сантиметровой ленты,
четкость обозначений.
2 Представиться пациенту, объяснить цель и ход
процедуры.
3 Обработать руки гигиеническим способом,
осушить.
4 Предложить (помочь) пациенту освободить
грудную клетку от одежды и принять удобное
положение в зависимости от состояния: сидя
или стоя.
Выполнение процедуры:
1 Предложить пациенту слегка отвести руки в стороны.
2 Наложить сантиметровую ленту сзади - по нижним углам лопаток, спереди - по
четвертому ребру.
Для детей грудного возраста - наложить сантиметровую ленту сзади под нижним
углом лопаток, спереди - по нижнему краю околососковых кружков.
Определить по ленте значение окружности грудной клетки. При этом
рекомендуется натянуть ленту и слегка прижать мягкие ткани.
3 Проделать измерение три раза (в покое, на максимальном вдохе и максимальном
выдохе).

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ (А02.03.002)

Материальные ресурсы
Сантиметровая лента
(одноразовая или
многоразовая).
Пеленальный столик (при
измерении окружности
головы у новорожденных
детей и детей грудного
возраста).
Стул (при необходимости)
Прочий расходуемый
материал
Пеленка однократного
применения (при
проведении измерения у
детей грудного возраста)

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ (А02.03.002) Коэффициент УЕТ медицинской сестры - 0,1

Подготовка к процедуре:
1. Представиться пациенту, объяснить ход
предстоящей процедуры.
2. Обработать руки гигиеническим способом,
осушить.
3. Попросить пациента сесть или уложить
ребенка на пеленальный столик (если
измерение проводится у новорожденных детей
и детей грудного возраста).
Выполнение процедуры:
1 Наложить сантиметровую ленту на голову
пациента по ориентирам: сзади - затылочный
бугор, спереди - надбровные дуги.
2 Определить результат измерения.
3 Снять сантиметровую ленту.
Окончание процедуры:
1 Сообщить пациенту о результатах измерения.
2 Поместить сантиметровую ленту в емкость с
дезинфицирующим средством.
3 Обработать руки гигиеническим способом,
осушить.
4 Сделать соответствующую запись о
результатах выполнения процедуры в

Требования по безопасности труда при
выполнении услуги
1 До и после проведения исследования провести
гигиеническую обработку рук.
2 В случае повреждения ртутного термометра
собрать ртуть и остатки термометра и
поместить их в герметично закрытую емкость.
3 При встряхивании ртутного термометра не
допускается удар одной рукой с термометром
по другой руке

ТЕРМОМЕТРИЯ ОБЩАЯ (А02.31.001)

Материальные ресурсы
Термометр медицинский (ртутный,
электронный или другой,
разрешенный к применению).
Кушетка (при измерении
температуры в положении лежа).
Стул (при измерении
температуры в положении сидя)
Лекарственные средства
Дезинфицирующий раствор для
обработки термометра.
Прочий расходуемый материал
Вазелин (вазелиновое масло) при измерении ректальной
температуры
Салфетки марлевые
однократного применения.
Перчатки нестерильные (при
измерении ректальной
температуры)

ТЕРМОМЕТРЫ

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики

Измерение температуры тела в стационарных условиях
проводят, как правило, два раза в сутки: утром с 6 до 9
ч и вечером с 17 до 19 ч; по назначению врача
измерение температуры может проводиться чаще, по
мере необходимости.
Перед измерением температуры пациент нуждается в
отдыхе (10-15 мин); проводить измерения не ранее чем
через один час после приема пищи; в экстренных
ситуациях условие не учитывается.
Температуру тела детям измеряют натощак в покое, но
не ранее чем через 30-40 мин после пробуждения в
часы максимального колебания суточной температуры
(6 ч 00 мин - 8 ч 00 мин и 16 ч 00 мин - 18 ч 00 мин).
При склонности ребенка к резкому повышению
температуры тела измерения проводят несколько раз в
течение одного часа или постоянно.

Подготовка к процедуре:
1 Приготовить сухой чистый термометр:
проверить его целостность, при необходимости
протереть насухо чистой салфеткой.
2 Представиться пациенту, объяснить ход
предстоящей процедуры.
3 Обработать руки гигиеническим способом,
осушить.
4 Резко стряхнуть ртутный термометр сверху
вниз так, чтобы ртуть опустилась по столбику
вниз в резервуар.
5 Помочь пациенту принять удобное
положение.
Выполнение процедуры:
1 Осмотреть подмышечную впадину, при
необходимости вытереть насухо салфеткой или
попросить пациента сделать это.
2 Расположить термометр в подмышечной
области так, чтобы ртутный резервуар со всех
сторон плотно соприкасался с телом пациента
(прижать плечо к грудной клетке).
3 Оставить термометр в подмышечной впадине
не менее чем на 5 мин.

Алгоритм измерения температуры тела в подмышечной впадине

Окончание процедуры:
Извлечь термометр из подмышечной впадины,
произвести считывание показаний термометра,
держа его на уровне глаз.
Сообщить пациенту результаты измерения.
Встряхнуть термометр сверху вниз так, чтобы ртуть
опустилась по столбику вниз в резервуар,
поместить термометр в емкость для дезинфекции.
Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

выполнения в медицинской документации

Приготовить сухой чистый термометр: проверить
его целостность, при необходимости протереть
насухо чистой салфеткой.
Представиться пациенту, объяснить ход
предстоящей процедуры.
Обработать руки гигиеническим способом, осушить,
надеть перчатки.
Встряхнуть ртутный термометр сверху вниз так,
чтобы ртуть опустилась по столбику вниз в
резервуар.
Наружную поверхность резервуара термометра
смазать вазелином.
Попросить пациента лечь на бок, ноги согнуть в
коленных и тазобедренных суставах, привести к
животу.

Алгоритм измерения температуры в прямой кишке

Выполнение процедуры:
1 Раздвинуть первым и вторым пальцами левой руки ягодицы пациента,
осмотреть область анального отверстия.
2 Ввести резервуар термометра в анальное отверстие на глубину 3-4 см.
Если чувствуется сопротивление введению термометра или появляется
болезненность, процедуру немедленно прекратить.
3 Оставить термометр в прямой кишке не менее чем на 5 мин.
Окончание процедуры:
1 Термометр извлечь, протереть салфеткой, произвести считывание
показаний.
2 Протереть салфеткой анальное отверстие, помочь пациенту принять
удобное положение.
3 Сообщить пациенту результат измерения.
4 Термометр поместить в емкость для дезинфекции. Подвергнуть
дезинфекции использованный материал. Если использованный материал
не загрязнен биологическими выделениями, то он может быть просто
утилизирован.
5 Снять перчатки, поместить в емкость для дезинфекции.
6 Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
7 Сделать соответствующую запись о результатах измерения в
медицинской документации

Достигаемые результаты и их оценка

Температура тела, °С
Гипотермия 35,0 и ниже
Норма 36,2-36,9
Субфебрильная 37,0-38,0
Фебрильная 38,0-39,0
Пиретическая 39,0-40,0
Гиперпиретическая свыше 40,0




Достигаемые результаты и их оценка

Температура тела, °С
Гипотермия 35,0 и ниже
Норма 36,2-36,9
Субфебрильная 37,0-38,0
Фебрильная 38,0-39,0
Пиретическая 39,0-40,0
Гиперпиретическая свыше 40,0
Норма для температуры в ротовой полости и прямой
кишке выше на 1 °С, чем в подмышечной впадине.
Нормой считается температура тела у пожилых людей
35,0 °С - 36,0 °С, у новорожденных - 37,0 °С - 37,2 °С
Коэффициент УЕТ медицинской сестры - 0,2

ПОДСЧЕТ ЧАСТОТЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Материальные ресурсы: Часы с секундной
стрелкой или секундомер.
Стул, кушетка (при проведении измерений в
положении сидя)
До и после проведения исследования провести
гигиеническую обработку рук.
Смотреть на движения грудной клетки, подсчитывая
число вдохов.
Если не удается увидеть движения грудной клетки,
положить руку на грудную клетку пациента и
почувствовать эти движения.
Подсчитать частоту за 1 минуту (только количество
вдохов).
Сделать соответствующую запись о результатах
измерения в медицинской документации

Достигаемые результаты и их оценка

В норме дыхательные движения ритмичные (т.е. повторяются
через равные промежутки времени). Частота дыхательных
движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в
минуту, причем у женщин она на 2-4 дыхания чаще, чем у
мужчин. Во время сна дыхание обычно становиться реже (до 14
- 16 уд в минуту), дыхание учащается при физической
нагрузке, эмоциональном возбуждении.
Учащение ЧДД называется тахипноэ; урежение ЧДД брадипноэ; апноэ - отсутствие дыхания.
Типы дыхания: грудное - у женщин, брюшное - у мужчин,
смешанное - у детей.
Проводя подсчет ЧДД, обратите внимание на глубину и ритм
дыхания, а также продолжительность вдоха и выдоха, запищите
тип дыхания.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА

Материальные ресурсы
Часы с секундной стрелкой
или секундомер.
Стул, кушетка (при
проведении измерений в
положении сидя)
1. Измерение должно проводиться в спокойной комфортной
обстановке при комнатной температуре, после адаптации
пациента к условиям кабинета в течение не менее 5-10 мин.
За один час до измерения следует исключить прием пищи,
курение, прием тонизирующих напитков, алкоголя,
применение симпатомиметиков, включая назальные и
глазные капли.
2. Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры.
3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
4. Придать пациенту удобное положение, усадить или уложить
его.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА

Охватите пальцами правой руки левое предплечье
пациента, пальцами левой руки правое предплечье
пациента в области лучезапястных суставов.
Расположите 1-й палец на тыльной стороне предплечья; 2,
3, 4-й последовательно от основания большого пальца на
лучевой артерии.
Прижмите артерию к лучевой кости и прощупайте пульс
Определите симметричность пульса. Если пульс
симметричен, дальнейшее исследование можно проводить
на одной руке. Если пульс не симметричен, дальнейшее
исследование проводите на каждой руке отдельно.
Определите ритмичность, частоту, наполнение и
напряжение пульса.
Производите подсчет пульсовых ударов не менее 30 секунд.
Полученную цифру умножьте на 2. При наличии
аритмичного пульса подсчет производите не менее 1
минуты.
Сделать соответствующую запись о результатах измерения
в медицинской документации

ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА

Места исследования пульса:
лучевая артерия
бедренная артерия
височная артерия
подколенная артерия
сонная артерия
артерия тыла стопы.
Чаще пульс исследуют на лучевой артерии.
В покое у взрослого здорового человека частота пульса
60-80 ударов в 1 минуту.
Увеличение частоты пульса (более 90 ударов в минуту) тахикардия.
Уменьшение частоты пульса (менее 60 ударов в минуту)
- брадикардия.

Достигаемые результаты и их оценка

Возраст
Частота пульса
Частота дыханий
до 1 мес.
140-160
40-60
6 мес.
130-135
35-40
1 год
120-125
30-35
2 года
110-115
30-35
3 года
105-110
30-35
5 лет
100
25
8 лет
90
20-25
10 лет
80-85
20
старше 12 лет
70-75
16-18

ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ НА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ АРТЕРИЯХ (А02.12.002)

Материальные ресурсы
Прибор для измерения
артериального давления
(прошедший ежегодную поверку
средств измерения),
соответствующий ростовозрастным показателям
пациента, разрешенный к
применению в Российской
Федерации.
Стетофонендоскоп (при
аускультативном определении
тонов Короткова).
Кушетка (при измерении артериального давления в
положении лежа).
Стул (при измерении артериального давления в положении
сидя).
Стол
Прочий расходуемый материал

Условия измерения артериального давления

Измерение должно проводиться в спокойной комфортной обстановке
при комнатной температуре, после адаптации пациента к условиям
кабинета в течение не менее 5-10 мин. За один час до измерения следует
исключить прием пищи, курение, прием тонизирующих напитков,
алкоголя, применение симпатомиметиков, включая назальные и глазные
капли.
Положение пациента
Артериальное давление допускается определять в положении "сидя"
(наиболее распространено), "лежа" и "стоя", однако во всех случаях
необходимо обеспечить положение руки, при котором середина манжеты
находится на уровне сердца. Каждые 5 см смещения середины манжеты
относительно уровня сердца приводят к превышению или занижению
значений измерения артериального давления на 4 мм рт.ст.
В положении "сидя" измерение проводят у пациента, располагающегося
в удобном кресле или на стуле, с опорой на спинку, с исключением
скрещивания ног. Необходимо учитывать, что глубокое дыхание
приводит к повышенной изменчивости артериального давления, поэтому
необходимо информировать об этом пациента до начала измерения.

Кратность измерений артериального давления

Повторные измерения проводятся с интервалом не менее 2 мин. Во
время первого визита пациента необходимо измерить артериальное
давление на обеих руках. В дальнейшем целесообразно проводить
эту процедуру только на одной руке, всегда отмечая, на какой
именно. При выявлении устойчивой значительной асимметрии
(более 10 мм рт.ст. для систолического артериального давления и 5
мм рт.ст. - для диастолического артериального давления) все
последующие измерения проводят на руке, где по результатам
измерения были получены более высокие значения артериального
давления. В противном случае измерения проводят, как правило, на
"нерабочей" руке.
Если значения отличаются друг от друга более чем на 5 мм рт.ст.,
проводят третье измерение, которое сравнивают по приведенным
выше правилам со вторым, а затем, при необходимости, и
четвертым измерением. Если в ходе этого цикла выявляется
прогрессивное снижение артериального давления, то необходимо
дать дополнительное время для расслабления пациента.
Если отмечаются разнонаправленные колебания артериального
давления, то дальнейшие измерения прекращают и вычисляют
среднее трех последних измерений (при этом исключают
максимальные и минимальные значения артериального давления).

Особенности выполнения методики у детей до 18 лет

Артериальное давление рекомендуется измерять в одни и те
же часы суток, после 10-15-минутного отдыха, на правой руке
(первый раз на обеих руках), трехкратно с интервалом в 3
мин.
Для определения артериального давления у детей используют
возрастные манжеты. Ширина манжеты должна составлять
половину окружности плеча ребенка. Манжета тонометра
должна соответствовать возрасту и должна быть равна
окружности плеча. Выпускаются специальные,
соответствующие возрасту манжеты шириной 3,5-13 см.
Размеры манжеты для измерения артериального давления:
до 1 года - 2,5 см;
от 1 до 3 лет - 5-6 см;
от 4 до 7 лет - 8-8,5 см;
от 8 до 9 лет - 9 см;
от 10 до 13 лет - 10 см;
от 14 до 18 лет - 13 см.
Новорожденным детям измерение артериального давления
проводят на голени манжетой М-130, на бедре - манжетой М180, на височной артерии - М-55.

Подготовка к процедуре:
1 Проверить исправность прибора для
измерения артериального давления в
соответствии с инструкцией по его
применению.
2 Представиться пациенту, объяснить цель и
ход процедуры.
3 Обработать руки гигиеническим способом,
осушить.
4 Придать пациенту удобное положение,
усадить или уложить его.

Алгоритм исследования артериального давления на периферических артериях

1.Обнажить руку пациента, расположив ее
ладонью вверх, на уровне сердца.
2 Наложить манжету прибора для измерения
артериального давления на плечо пациента.
Между манжетой и поверхностью плеча должно
помещаться два пальца (для детей и взрослых с
маленьким объемом руки - один палец), а ее
нижний край должен располагаться на 2,5 см
выше локтевой ямки.
3 Наложить два пальца левой руки на
предплечье в месте прощупывания пульса.
4 Другой рукой закрыть вентиль груши прибора
для измерения артериального давления.
Постепенно произвести нагнетание воздуха
грушей прибора для измерения артериального
давления до исчезновения пульса. Этот уровень
давления, зафиксированный на шкале прибора
для измерения артериального давления,
соответствует систолическому давлению.

Алгоритм исследования артериального давления на периферических артериях

5 Спустить воздух из манжеты
прибора для измерения
артериального давления и
подготовить прибор для повторного
накачивания воздуха.
6 Мембрану стетофонендоскопа
поместить у нижнего края манжеты
над проекцией плечевой артерии в
области локтевой впадины, слегка
прижав к коже, но не прилагая для
этого усилий.
7 Повторно накачать манжету
прибора для измерения
артериального давления до уровня,
превышающего полученный
результат при пальцевом
измерении по пульсу на 30 мм
рт.ст.
8 Сохраняя положение
стетофонендоскопа, начать
спускать воздух из манжеты со
скоростью 2-3 мм рт.ст./с. При
давлении более 200 мм рт.ст.
допускается увеличение этого
показателя до 4-5 мм рт.ст./с.

Алгоритм исследования артериального давления на периферических артериях

9 Запомнить по шкале на приборе для измерения
артериального давления появление первого тона
Короткова - это систолическое давление, значение
которого должно совпадать с оценочным давлением,
полученным пальпаторным путем по пульсу.
10 Отметить по шкале на приборе для измерения
артериального давления прекращение громкого
последнего тона Короткова - это диастолическое
давление. Для контроля полного исчезновения тонов
продолжать аускультацию до снижения давления в
манжете на 15-20 мм рт.ст. относительно последнего
тона.
11 Снять манжету прибора для измерения артериального
давления с руки пациента.

Достигаемые результаты и их оценка

Нормотензия
Гипертензия
День
135/85
140/90
Ночь
120/70
125/75
Коэффициент УЕТ врача - 1,5.
Коэффициент УЕТ медицинской
сестры - 1,5

Граничные величины артериального давления у детей

Систолическое артериальное давление (СД) у детей в
возрасте до 1 года равно:
76 + 2n (n - число месяцев)
У детей в возрасте старше года систолическое
артериальное давление равно:
90 + 2n (n - число лет).
Диастолическое артериальное давление (ДД)
составляет:
у детей до года - от 2/3 до 1/2 максимального СД,
у детей старше года - 60 + n (n - число лет).
Верхняя граница нормы систолического артериального
давления 105 + 2n,
диастолического артериального давления - 75 + n.
Нижняя граница систолического артериального
давления
- 75 + 2n,
диастолического артериального давления –

Измерение толщины жировой складки (пликометрия)

Материальные ресурсы
Калипер
Прочий расходуемый
материал
Перчатки
нестерильные

2. Сестринская диагностика - определение проблем пациента

2. Сестринская диагностика определение проблем пациента
Сестринский диагноз - это симптомный и/или синдромный
диагноз. Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию
пациента на болезнь и свое состояние. Эта реакция может быть:
физиологической, психологической, социальной, духовной.
Задача сестринской диагностики – установить все настоящие или
возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного
состояния, установить то, что наиболее тяготит пациента в
настоящий момент, является для него главным и попытаться в
пределах своей компетенции скорректировать эти отклонения.
Перечень сестринских проблем насчитывает в настоящее время
114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль,
стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена,
беспокойство, пониженная физическая активность и др.

Примерный перечень проблем пациента или сестринских диагнозов

1. Чувство тревоги, связанное с... (указать причину).
2. Недостаточное питание, не соответствующее
потребностям организма.
3 Избыточное питание, превышающее потребности
организма.
4. Снижение защитных функций организма в связи с...
5. Отсутствие санитарных условий (быта, работы...).
6. Дефицит знаний и навыков для осуществления...
(например, гигиенических мероприятий).
7. Усталость (общая слабость).

3. Формулирование целей сестринского ухода и составления плана

Цель – это то, чего хотят добиться
пациент и медсестра в результате
реализации плана по уходу. Цели
должны быть ориентированы на
пациента, записаны простыми
словами, чтобы каждая сестра
понимала их однозначно!

3. Составления плана сестринского ухода

После формулировки целей медсестра составляет
собственно план ухода за пациентом, представляющий
собой подробное перечисление специальных действий
медсестры, необходимых для достижения целей ухода.
План ухода координирует работу сестринской бригады,
адекватный сестринский уход обеспечивает
преемственность, помогает поддерживать связи со
специалистами и службами.
Во время планирования для каждой приоритетной
проблемы формулируются цели и план ухода.

Независимое сестринское вмешательство
предусматривает действия, выполняемые медсестрой по
собственной инициативе, руководствуясь собственными
соображениями, без прямого требования и указаний со
стороны врача или других специалистов - осуществление
профессионального ухода, связанного с проблемами
пациента. Оно включает в себя:
оказание помощи пациенту в самообслуживании,
наблюдение за реакцией больного на лечение и уход, а
также за адаптацией в условиях медицинской
организации,
обучение и консультирование пациента и его семьи,
организация досуга пациента.

4. Реализация плана сестринского ухода – сестринское вмешательство

Методы возможных сестринских вмешательств:
- меры по спасению жизни;
- оказание ежедневной помощи в активности повседневной
жизни;
- выполнение технических манипуляций;
- оказание психологической помощи и поддержки;
- обучение и консультирование пациента и членов его
семьи;
- профилактика осложнений и укрепление здоровья;
- создание оздоровительной атмосферы, благоприятной
для удовлетворения основных потребностей человека, в
частности, потребности в свободе и независимости,
безопасности, общении и других.

Пятый этап – оценка эффективности ухода

Целью является оценка реакции пациента на сестринский
уход, анализ качества оказанной помощи, оценка
полученных результатов и подведение итогов.
определение достигнуты ли поставленные цели?
эффективно ли это для решения конкретной проблемы пациента?
что необходимо сделать для переоценки потребностей пациента?
План сестринских мероприятий при необходимости
пересматривается, прерывается или изменяется. Если цели не
достигаются, то оценка позволяет увидеть мешающие факторы.
Медсестра должна выяснить причину допущенной ошибки.
Задачи, стоящие при оценке эффективности ухода:
изучение ответной реакции пациента на медперсонал,
лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре,
пожеланий;
- профессиональный поиск и оценка возникающих проблем.

Сестринская документация

1.
Карта сестринской оценки состояния
пациента (по заранее выделенным
потребностям)
2.
План сестринского ухода (по данным, целям
и результатам)
3.
Протокол сестринских вмешательств (по
манипуляциям и процедурам)

Cлайд 1

Cлайд 2

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы

Cлайд 3

6

Cлайд 4

8

Cлайд 5

9

Cлайд 6

Основные проблемы, отмеченные в Концепции: “…Соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации”.

Cлайд 7

Обучение пациентов и семьи оценка потребностей человека и его семьи определение проблем, которые могут быть решены путем сестринских вмешательств вовлечение пациента и его ближайшего окружения в профилактику и реабилитацию Оценка знаний и навыков членов семьи подготовка и предоставление адекватной информации помощь пациенту и ближайшему окружению в освоении необходимых навыков Осуществление сестринского ухода с включением сестринских вмешательств по профилактике по реабилитации по психологической поддержке человека или семьи Функции сестринского персонала (бюро ВОЗ по сестринскому делу)

Cлайд 8

Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 2. Низкая заработная плата сестринского персонала. 3. Уравнительные подходы к оплате труда. 4. Низкая социальная защищенность медицинских работников со средним медицинским образованием. 5. Низкий престиж профессии.

Cлайд 9

Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 6. Несоответствие ФГОСа среднего профессионального и высшего сестринского образования современным потребностям здравоохранения. 7. Невысокое качество преподавания. 8. Отсутствие системы непрерывного медицинского образования

Cлайд 10

Укомплектованность - 69,7% Показатель обеспеченности на 10 тыс. населения – 94,9 Соотношение врач – медицинская сестра 1:2,2. В системе здравоохранения работает более 1 336,1 тыс. специалистов со средним медицинским образованием *

Cлайд 11

Низкая мотивация работников здравоохранения Недостаточный уровень оплаты труда Средняя заработная плата в здравоохранении составила 8870 рублей, Средняя заработная плата среднего медицинского персонала 4546 рублей У 38% работников здравоохранения зарплата ниже прожиточного минимума Разница в финансировании на уровне субъектов РФ достигает 12 раз, а на уровне муниципалитетов - 50 *

Cлайд 12

Наиболее важные проблемы в области управления здравоохранением низкая заработная плата и уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкая социальная защищенность и престиж профессии, несоответствие ФГОС среднего медицинского образования современным потребностям здравоохранения, отсутствие системы непрерывного медицинского образования, низкая информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации *

Cлайд 13

Основные приоритеты Программы развития сестринского дела в России до 2020 года развитие государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью, создание правовых, организационных и экономических условий развития сестринского дела в России, повышение качества и доступности сестринской помощи, мотивация населения к сохранению и укреплению здоровья, формирование культа здорового образа жизни. Автор слайда И.МИСКАРЯН *

Cлайд 14

Цель развития сестринского дела повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала, обеспечивающего повышение качества и продолжительности жизни населения, способствующего удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг, их доступности и экономичности. *

Cлайд 15

Задачи развития сестринского дела Формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению путем совершенствования нормативной правовой и материально- технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами; *

Cлайд 16

Задачи развития сестринского дела совершенствование системы управления сестринской деятельностью путем повышения эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении, информационного обеспечения; совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела, с учетом специфики их работы, уровня образования, а также по результатам труда; *

Cлайд 17

Задачи развития сестринского дела совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в каждом регионе, путем формирования высоко квалифицированного специалиста сестринского дела, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции; обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела; *

Cлайд 18

Первый этап: 2010-2015 гг. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов с различным уровнем сестринского образования в сфере здравоохранения и определяющих дифференцированную нагрузку на сестринский персонал с учетом контингента пациентов, применения новых сестринских технологий ухода и вида сестринской помощи *

Cлайд 19

Первый этап: 2010-2015 гг. завершение разработки профессиональных стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи специалистами со средним медицинским образованием, информатизация деятельности сестринского персонала, внедрение информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи. *

Cлайд 20

Первый этап: 2010-2015 гг. осуществление мероприятий по переходу на новую систему организации медицинской помощи, формирование интегративной системы непрерывной подготовки кадров, основанной на единой кадровой политике, разработка и внедрение программы технологий профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний специалистами со средним медицинским образованием. *

Cлайд 21

Первый этап: 2010-2015 гг. Продолжение реализации национального проекта «Здоровье» по направлениям: развитие первичной медико-социальной помощи и совершенствование профилактических мероприятий, повышение доступности и качества специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, формирование мотивации здорового образа жизни у населения Российской Федерации, снижение заболеваемости и смертности от социально-значимых заболеваний. *

Cлайд 22

Второй этап: 2016-2020 гг. повышения статуса специалиста со средним медицинским образованием, создание системы социальной защиты сестринского персонала, осуществление поэтапного перехода к саморегулируемой системе организации оказания медицинской помощи, проведение повсеместной компьютеризации рабочих мест, *

Cлайд 23

Второй этап: 2016-2020 гг. внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения региона, стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним медицинским образованием, обеспечение преемственности действий медицинских служб каждого уровня на всех этапах лечения для достижения наилучшего результата, *

ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области» Название проекта: Самая гуманная профессия Номинация проекта: «Моя профессия – моё будущее» Выполнила: студентка первого курса сестринского отделения Александрова Люсана Владимировна Руководитель: Золенко Елена арнольдовна г. Магадан, 2015 год


Нет смысла спорить о том, как нужна, важна и прекрасна профессия медсестры. Душевность, эмоциональная культура, способность к восприятию переживаний ближнего, воспитанность в ответственности, искреннее понимание своего долга перед другими людьми, осознание того, что только ты и именно ты можешь и должен помочь заболевшему человеку обрести полноту существования, то есть стать здоровым – вот нравственные показатели необходимые на мой взгляд, для людей, выбравших эту профессию.




В прошлом ее звали сестрой милосердия. В дни страшных эпидемий, войн они, порой одним словом, могли унять боль страждущих, утешить и дать надежду на выздоровление. Под ласковый голос медсестры незаметен и самый больной укол, а горькая микстура не кажется такой горькой. История ухода за больными и ранеными на Руси началась в эпоху Петра I (1803 год)


Но именно англичанка Флоренс Найтингейл, в дни Крымской компании организовала отряд «скорой помощи», в состав которого входили монахини, сёстры милосердия, всего 38 человек. Сегодня 12 мая, в день её рождения, медицинские сёстры всех стран отмечают свой профессиональный праздник - Международный день медицинской сестры.




Профессия доброты и милосердия К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают уколы и измеряют давление, но и морально поддерживают больного в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.






Эта профессия невероятно актуальна и востребована. География возможной работы обширна: небольшие районные больницы, поликлиники, диспансеры и крупные медицинские центры, санатории, всевозможные базы отдыха, учебные заведения, крупные государственные и частные организации, предприятия.




Для того, чтобы работать медицинской сестрой, нужно закончить профессиональное образовательное медицинское учреждение, колледж. Повысить свою квалификацию медсестра может на курсах. Можно получить диплом бакалавра сестринского дела, закончив медицинский институт.


Настоящие специалисты могут вырасти только из людей, которые уже к началу своего обучения прошли достаточно серьезную школу самовоспитания и не утратили в бурях переживаний человечность, но укрепили собственную душевность; не стали черствыми, не закрылись от людских страданий, но стали крепче и увереннее в собственных силах, научились дисциплинировать себя.


Я считаю: медицинская сестра – одна из самых благородных профессий. В работе медицинской сестры меня привлекает общение с людьми, ведь с каждым днем я буду узнавать все больше, больше буду участвовать в их судьбе, потому что они доверили мне свое здоровье и жизнь. К медицинским работникам люди всегда относятся особо, они их ценят и уважают… В колледже для меня открывается мир знаний и дружбы. Я люблю свой колледж, рада, что учусь здесь и выбрала эту замечательную профессию – медицинская сестра!



Моя профессия – мое призвание Соломаха Ольга Николаевна студентка 2 курса Специальность «Сестринское дело» Руководитель: Соломина Елена Сергеевна Нижнетагильский филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения Среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж »


Медсестра – это душа. Впервые сестры милосердия оказывают помощь раненым солдатам времен Крымской войны. Всемирный день медсестры 12 мая – день создания профессиональной организации сестрами милосердия из разных стран мира. «Медсестра - это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенность для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить». Вирджиния Хендерсон


Профессиональные качества и навыки медицинской сестры Трудолюбие. Чистоплотность, порядочность и скромность. Уметь сочувствовать чужому горю. Уметь выполнять инъекции (уколы, прививки); Уметь осуществлять уход за больными в стационаре; Осуществлять наблюдение за режимом больных; Осуществлять соблюдения порядка в больничных палатах; Выполнять лечебные процедур, назначенные врачом; Осуществлять помощь в проведении операций и медицинских обследований; Выполнять оформление справок, рецептов, медицинских карт Вести беседы по профилактике заболеваний у пациента.






Условия получения профессии медицинской сестры в медицинском колледже Нижнетагильский филиал ГБОУ СПО «Свердловского областного медицинского колледжа» принимает абитуриентов на базе 9 и 11 классов по результатам ГИА и ЕГЭ, срок обучения 3-4 гг. Абитуриентом может стать любой желающий юноша или девушка, прошедший медицинскую комиссию.









Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Автор лекции: преподаватель Тольяттинского медицинского колледжа Зуева Елена Викторовна ГБПОУ «Тольяттинский медколледж» МДК 04. 01. Лекция № 3 «Сестринский процесс, как технология оказания сестринской помощи»

1. Введение Сестринский процесс является одним из основных понятий современного сестринского дела. Впервые был введен в США Лидией Холл в 1955г.

Задачи сестринского процесса 1. Выявление нарушенных потребностей и обусловленных ими проблем пациента (его семьи); 2. Установление причин нарушения потребностей и возникновения проблем; 3. Выявление возможностей пациента (его семьи) в удовлетворении ими жизненно важных потребностей;

Задачи сестринского процесса 4. Построение и выполнениие плана сестринской помощи по уходу за пациентом; 5. Поддержание и восстановление независимости и автономности пациента в осуществлении и удовлетворении жизненно важных потребностей независимо от болезни; 6. Обеспечение пациенту (его) семье достойного качества жизни.

Сестринский процесс – это научный метод решения сестринских проблем, это систематизированный метод определения ситуации, в которую попадает медсестра и пациент, автоматизировнная структура мышления и деятельности медсестры. 2. Определение понятия «Сестринский процесс» Цели сестринского процесса

Определяет конкретные потребности пациента в уходе; Выделяет из ряда существующих потребностей приоритеты по уходу и ожидаемые результаты ухода; Определяет план действий, направленный на удовлетворение потребностей пациента; Оценивает эффективность проведенной работы. Гарантирует качество оказания помощи. Цели сестринского процесса

Основная цель сестринского процесса – это восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей человека, то есть поддержание и восстановление здоровья или обеспечение спокойной смерти.

3. Основные этапы сестринского процесса 1 этап СП – сестринское обследование 2 этап – сестринская диагностика 3 этап – планирование сестринского ухода 4 этап – реализация сестринского ухода 5 этап – оценка эффективности предоставленного ухода и коррекция ухода в случае необходимости

Первый этап сестринского процесса Сестринское обследование Целью этого этапа является собрать и оценить полученную информацию о пациенте. Виды сестринского обследования: Обследование в полном объеме; Обследование в кратком объеме; Специальное обследование

Первый этап сестринского процесса Сестринское обследование На первом этапе СП м/с получает два вида информации: Субъективная информация – это собственные представления пациента о своем состоянии здоровья,его ощущения, чувства, эмоции. Объективная информация – это данные, полученные в результате наблюдений, обследований, проводимых медицинской сестрой.

Первый этап сестринского процесса Сестринское обследование Конечным результатом первого этапа СП является документирование полученной информации в карте сестринского наблюдения (КСН)

4 . Второй этап сестринского процесса Сестринская диагностика Целью второго этапв СП является: Выявление проблем пациента Установление приоритетов Формулировка сестринского диагноза Проблема пациента – это индивидуальная ответная реакция пациента на болезнь или свое состояние здоровья. Приоритеты- это первоочередные проблемы пациента, которые являются для него самыми главными и мучительными

Проблемы Настоящие Потенциальные это проблемы, беспокоящие пациента в настоящий момент ещё не существующие проблемы, которые могут появиться с течением времени

Второй этап сестринского процесса Сестринская диагностика Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь или свое состояние.проблемы пациента В конце второго этапа СП м/с выписывает сестринские диагнозы в КСН

Третий этап сестринского процесса Планирование сестринского ухода На данном этапе СП м/с: формулирует цели сестринского ухода составляет план сестринских вмешательств

Третий этап сестринского процесса Планирование сестринского ухода Цель – это то, чего хотят добиться м/с и пациент в результате реализации плана сестринского ухода по конкретной проблеме пациента. Виды целей: Краткосрочные – срок решения проблемы менее 1 -2 недель Долгосрочные - срок решения проблемы более 1 -2 недель (месяцы, годы)

Требования к постановке целей Цели всегда должны предусматривать положительный результат Цели должны быть реальными и достижимыми Необходимо установить конкретные сроки достижения цели Цели должны быть сформулированы с учетом и в терминах сестринской компетенции Цель должна формулироваться в терминах пациента и от лица пациента

Компоненты цели Исполнение (действие, глагол) Условие (с помощью чего или кого либо) Критерий (дата, время, расстояние)

План сестринского ухода - это перечень тех действий (сестринских вмешательств), которые предпримет м/с для достижения конкретных целей Сестринское вмешательство – это действия м/с, которые она предпримет для достижения цели по конкретной проблеме пациента

Четвертый этап сестринского процесса Реализация плана сестринского ухода Целью данного этапа является обеспечение соответствующего ухода за пациентом, то есть оказание помощи пациенту в удовлетворении жизненных потребностей, обучение и консультирование пациента

Типы сестринских вмешательств по В. Хендерсон зависимое взаимозависимое независимое

Типы сестринских вмешательств по Д. Орем Полностью компенсирующ система помощи Консультативная система помощи Частично компенсирующ система помощи

Пятый этап сестринского процесса Оценка эффективности сестринского ухода Целью данного этапа СП является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подвеление итогов. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена м/с делает соответствующую запись в сестринской истории пациента. При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается и изменяется.

На 5 этапе СП оцениваются 2 момента Достигла ли м/с цели или нет? Какова ответная реакция пациента на сестринское вмешательство?