Презентация на тему деепричастие. Тест на определение уровня. ключ
Деепричастие Выполнила: студентка группы 3 ПОБ НАЧ-кз Печёнкина Елена Юрьевна Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:
- Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:
- Сколько частей речи в русском языке?
- Какую из форм - неопределённую форму глагола или деепричастие - считать начальной формой?
- Каковы границы глагольного слова, сколько и каких форм имеет глагол?
- Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
- Имеет грамматические признаки глагола и наречия .
- Значение: добавочное действие. Запомни, добавочное. Значит, есть и основное? Да. И оба действия осуществляются одним лицом или группой лиц.
- Морфологические признаки. Особенность деепричастий в том, что они обладают признаками как глагола, так и наречия. Морфологические признаки глагола - это постоянные признаки: вид, переходность, возвратность. Признаки наречия: неизменяемость и обстоятельственная роль в предложении.
- Синтаксическая роль в предложении – обстоятельство.
К признакам глагола относятся вид (читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность (читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность (умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое жеуправление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.
К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.
Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым):Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.
Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).
У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов:игра-я - игра-ючи .
Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:
От глаголов на -чь: печь - пекя (печа );
От глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;
От некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);
От глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -пь я.
Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.
Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,
Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типаувидевши, поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,
Ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши .
У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .
Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.
Образование деепричастий
- Деепричастия бывают только у личных глаголов. Деепричастия бывают НСВ и СВ.
- Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ: решать – решая , читать – читая , думать – думая . Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а-, -я-: дышат → дыша, рисуют – рисуя.
- Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ: решить – решив, купить – купив. Деепричастия СВ образуются от основы неопределённой формы глагола с помощью суффиксов: -в-, -вши-, -ши-: крикнуть →крикнув, крикнувши. Cуффиксы -в- и -вши- синонимичны, суффикс -вши- просторечно-разговорный. Принести → принесши.
- Окончаний деепричастия не имеют. Поэтому синтаксическая связь деепричастия со сказуемым - примыкание.
- Деепричастный оборот – это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением (представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу (сказуемому).
- Отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав?
- Как правило, в предложении деепричастный оборот выполняет синтаксическую роль обстоятельства и выделяется запятыми.
- Простые предложения с деепричастными оборотами принято называть предложениями с осложненным обособленным обстоятельством.
- В предложениях деепричастный оборот выделяется запятыми с двух сторон (обособляется) не зависимо от того, в какой позиции относительно глагола-сказуемого он находится. Кроме того, деепричастные обороты в предложении всегда отделяются от союзов запятыми.
- Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он не выделяется запятыми. Примеры: Я бежал сломя голову . Они работают спустя рукава .
- Обратите внимание! Деепричастный оборот употребляется только в случаях, когда обозначает добавочное действие того же лица (предмета, явления), что и основной глагол. В других случаях деепричастный оборот не используется. Пример нарушения при употреблении деепричастного оборота: Выбирая фрукты, мне понравились красные яблоки (подлежащее – яблоки , сказуемое –понравились , деепричастный оборот выбирая фрукты по смыслу относится к второстепенному члену предложения мне ).
- Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану: I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность. III. Синтаксическая роль
Урок повторения
Слайд 2
уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия;
научиться находить деепричастный оборот в предложении;
узнать условия обособления деепричастного оборота в предложении.
Слайд 3
Отвечает на вопросы:
- что делая?
- что сделав?
- каким образом?
- почему?
- когда? и др.
Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие
к основному действию, выраженному глаголом- сказуемым.
Слайд 4
Признаки глагола у деепричастия:
И.А.Бунина “***":
Н.А. Некрасов “Однажды…":
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
И.А.Бунин “***":
В саду листки берез, без шороха срываясь,Средь тонких паутин, как бабочки, блестятИ, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,На блеклую траву беспомощно летят…
Возвратность:
Слайд 5
Признаки наречия у деепричастия:
неизменяемость;
в предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством
А.С.Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…":
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь…
Слайд 6
Общее грамматическое значение деепричастия -
обозначение добавочного действия
Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза":
Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом…
Слайд 7
1) Надо любить и ценить в человеке человека.
2) Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.
3) Раздумывая о доброте я вспоминал свои прошлые поступки.
4) Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.
Найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному. (Знаки препинания не расставлены)
3) Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.
Слайд 8
Морфологические признаки деепричастий: сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.
1) Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
2) Отражаясь, березы ломались в пруду.
3) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.
4) Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.
Слайд 9
Морфемные признаки деепричастий:
суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши:
Слайд 10
Слайд 11
Зарождаясь в детстве, доброта
становится сильнее.
Доброта становится сильнее,
зарождаясь в детстве.
Выделите деепричастный оборот; измените предложение; расставьте знаки препинания, поставив деепричастный оборот.
Доброта зарождаясь в детстве
с годами становится сильнее.
Доброта, зарождаясь в детстве,
с годами становится сильнее.
Слайд 12
Как пишется частица не с деепричастиями?
- не) торопясь
- (не) годуя
- (не) читая
- (не) доумевая
- (не) говоря
- (не) навидя
- (не) смеясь
- (не) досыпая
- (не)досыпая
- Раздельно:
- не торопясь
- не читая
- не говоря
- не смеясь
- не досыпая
Слайд 13
Отредактировать данный текст, заменить 3-4 синтаксических конструкции на деепричастные обороты.
1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.
2. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.
3. Вот задрожала осиновая роща.
4. Листья становятся мутного цвета.
5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу.
6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая воздух.
7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу.
8. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.
9. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Домашняя работа:
Слайд 14
Работу сделала учитель русского языка и литературы ОУ №555
Архип Иванович Куинджи « Лунная ночь на Днепре»
- открывать, поднялся, манит, затягивая
- высоко, изогнув, темно, вверху
Знаю
Хочу узнать
Узнал новое
Деепричастие
как особая форма глагола
Цели :
- получить представление о деепричастии как особой форме глагола;
- понять, почему деепричастие является особой формой глагола, чем оно отличается от причастия, глагола и других частей речи;
- каковы морфологические признаки деепричастия и его синтаксическая роль;
- научиться находить деепричастия в речи и определять их признаки
Путешествие по страницам словаря
- Деепричастие произошло от двух слов:дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)
- Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
План изучения деепричастия.
- Грамматическое значение.
- Морфологические признаки.
- Синтаксические признаки.
Узнал новое
! – удивило.
Какое слово является деепричастием? Объясните выбор.
1.поглядывая 3.умевший
2.взлететь 4.стремящийся
Найдите деепричастие несов.вида. Объясните выбор.
1.окутывая 3.набрав
2.одумавшись 4.не услышав
Выберите деепричастие несов. вида, невозвратное:
Уткнувшись, распустив, освещая.
1 вариант – выписать деепричастия несов.вида
2 вариант– выписать деепричастия сов.вида. Обозначить главное слово
1.ликуя от радости
2.набив ватой
3.дивясь ошибке
4.махая другу
5.выскочив раздетым
6.испекши булочки
Выпишите словосочетания: глагол+деепричастие
1.Медлительная, важная луна, опутав звезды сетью золотой, загадочно повисла над водой.
2.Сверкая, полная луна озаряет огромный простор.
3.Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.
4.Берез веселый хоровод, шумя, встречает нас поклоном.
5.Шумели листья, облетая, лес заводил осенний вой.
Самопроверка
1.нашел деепричастие правильно
2. нашел деепричастие неверно
3.вызвало затруднение:
Проверка
1 вариант 2 вариант
ликуя от радости набив ватой
дивясь ошибке выскочив раздетым
махая другу испекши булочки
Проверка
повисла опутав
озаряет сверкая
вошла ворча и оглядываясь
встречает шумя
Шумели облетая
1. Признаки каких частей речи объединяются в деепричастии? Подчеркните правильные ответы:
а) имени существительного
б) имени прилагательного
в) глагола
г) местоимения
д) наречия
2. Что обозначает деепричастие? Подчеркните правильный ответ:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) основное действие;
г) добавочное действие предмета.
3. Какие грамматические признаки деепричастие берет у глагола? Подчеркните правильные ответы:
в) склонение;
г) переходность (непереходность) ;
д) спряжение;
ж) возвратность (невозвратность).
4. Как изменяются деепричастия? Подчеркните правильный ответ:
а) по лицам и числам (спрягаются);
б) по числам и падежам (склоняются);
в) не изменяются вовсе.
Тест на определение уровня. КЛЮЧ
5. Каким членом предложения обычно бывают деепричастия? Подчеркните правильный ответ:
а) определением;
б) обстоятельством;
в) дополнением;
г) сказуемым.
6. Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида? Подчеркните правильный ответ:
а) – а, -я;
б) – в, -вши;
7. Подчеркните в рядах глагольных форм деепричастия:
а) плачущий, плача, плачет, плачь;
б) отдохнув , отдохнувший, отдохну, отдохни;
в) прикасаясь, прикасался, прикасается, прикасайся;
г) испугавшийся, испугавшись, испугаешься, испугался;
д) сойди, сойдя, сойду, сойдёт;
е) указав, указавший, указал, указать;
ж) чувствуют, чувствующий, чувствуя, чувствуем.
8. Образуйте деепричастия несовершенного вида и совершенного вида от глаголов:
Касаться – касаясь, коснувшись,
Встретить – встречая , встретив.
Правильно выполненным считается вопрос, если задание выполнено полностью без ошибок.
Определите свой уровень:
I ур. – 1 задание
II ур. – 2-3 задания
III ур. – 4-5 заданий
IV ур. – 6-7 заданий
V ур. – 8 заданий
Рефлексия
- Я знаю …….
- Я умею …………
- Я знаю и могу объяснить ……
Домашнее задание (по выбору)
- Составить текст «Письмо другу», употребляя деепричастия (около 10 предложений) оценка «5»
- Найти из художественной литературы 7-8 предложений, где встречаются деепричастия оценка «4»
- Упр. 571 выпиши только деепричастия, обозначая суффикс оценка «3»