Проект роль причастий и деепричастий в речи. Тема: Урок развития речи. Сочинение на лингвистическую тему «Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи. Скрепы между фразой и теорией или начало сочинения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и степень грамматической полноты предложения в немецком языке. Основные типы распространённых предложений. Особенности функционирования и эквивалентность обособленных оборотов. Различия между обособленными инфинитивными и причастными оборотами.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2015

    Типы грамматических расхождений между языками. Передача грамматических явлений английского языка, не имеющих формальных соответствий в русском языке. Особенности перевода абсолютных причастных оборотов и препозитивных атрибутивных словосочетаний.

    презентация , добавлен 22.12.2013

    Определение роли различных частей речи. Проблема универсальности их природы. Во всех ли языках выделяются части речи и одинаков ли их набор во всех языках. Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых. Роль частей речи в русском языке.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Правила правописания причастий в русском языке. Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных и их производных. Написание гласных в суффиксах причастий. Правописание НЕ с причастиями. Примеры правописания Е, Ё после шипящих в суффиксах.

    презентация , добавлен 25.12.2010

    Изучение употребления устойчивых оборотов речи в русском языке. Классификация фразеологических единиц, характеризующих социальное положение человека по степени слитности. Структурно-семантический анализ отобранных из словаря фразеологических оборотов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Теоретические основы исследования слов категории состояния как самостоятельной части речи. Основная проблематика учения о процессах переходности на уровне частей речи. Анализ категории состояния как самостоятельной части речи в современном русском языке.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2017

    Функции предложений с однородными членами в юридической речи. Параллельные синтаксические конструкции и их функции. Ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов в управлении при однородных членах. Конструкции с отглагольными существительными.

    Причастие - это особая форма глагола, имеющая признаки как глагола, так и прилагательного (род, число, падеж, полная или краткая форма). Глагольные признаки причастия: управление, вид, залог (выделяются действительные и страдательные причастия) и время. Эти признаки постоянны. Причастный оборот всегда состоит из причастия и зависимых от него слов.

    Деепричастие - это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.

    При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету; часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается); возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. Например:

    1. Его можно хранить в мешочке из редкого полотна до 1 месяца в сухом, проветриваемом месте (причастие)

    2. Катык, полученный во второй-третий раз, примет характерный для него вид, консистенцию и вкус, приятный освежающий вкус (причастный оборот).

    3. Формуют из нее шарики величиной с грецкий орех и раскладывают, накрыв марлей,на солнце (деепричастный оборот).

    При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы:

    1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции. Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

    2. Деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно).



    3. Не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект, а объект действия. Дом строится рабочими. Надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную: Изыскав необходимые средства, рабочие нашего треста начали строительство дома.

    4.Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

    5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.

    Ошибки при употреблении причастий и деепричастий.

    Для того чтобы не делать ошибок при употреблении причастных оборотов, нужно соблюдать следующие правила:

    1) причастный оборот должен находиться рядом (до или после него) с существительным, к которому он относится; определяемое слово не может быть в середине причастного оборота:

    Предъявленное обвинение Волковой по ч. 1 ст. 158 УК РФ нашло подтверждение.

    2) причастие в причастном обороте должно иметь тот же род, падеж и число, что и определяемое слово:



    Лица, допустившие невнимательность при переходе улицы, приведшей к дорожному происшествию, и пострадавшей при этом, отправлены в больницу (приведшую, пострадавшие).

    Деепричастие обозначает добавочное действие, которое должно относится к тому же деятелю, что и основное:

    Как произошла драка, я не видела. Сидя под коровой, ко мне вбежала Вера. (В данном случае у нас 2 деятеля.)

    Деепричастный оборот не может относиться:

    1) к безличным конструкциям, т.к. они не предполагают деятеля:

    Приняв меры к задержанию преступников, следователю удалось задержать их. (Приняв необходимые меры, следователь смог задержать преступников.)

    2) к конструкциям, в которых сказуемое выражено глаголом страдательного залога или кратким страдательным причастием (пассивная форма выражения):

    Якубайлов неоднократно задерживался работниками милиции, появляясь в общественных местах в нетрезвом состоянии. (Якубайлов неоднократно задерживался … за появление …)

    3) к неопределенно-личным конструкциям, т.к. подлежащее мыслится неопределенно, а добавочное действие выполняется конкретным лицом, следовательно не соотносится с подлежащим:

    Выходя из такси, потерпевшему не дали сдачи. (Когда потерпевший выходил из такси, ему не дали сдачи.)

    31. Синтаксис. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

    Синтаксис- раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений

    Основными синтаксическими единицами синтаксиса является словосочетание и предложение.

    Словосочетанием называется два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, лесная поляна. Главные члены предложения не могут быть словосочетанием.

    В словосочетании слова связываются тремя главными способами связи: согласованием, управлением и примыканием.

    Согласование- это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное,: например: липовая аллея, опустевшая деревня.

    Управление- это способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится при главном слове в определенном падеже. Например: встретить друга

    Примыкание- это способ связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу, например: очень любить, говорил улыбаясь.

    Предложение - основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- то, или вопрос, или побуждение. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов(подлежащего и сказуемого) или одного из них. В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения.

    По цели высказывания предложения бывают повествовательные(содержат сообщение) , вопросительные (содержат вопрос) и побудительные (содержат побуждение). Кроме того, предложения могут быть восклицательными, если высказывание сопровождается сильным чувством.

    По своему строению и значению предложения очень разнообразны. По количеству грамматических основ они делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ)

    Простые предложения по строению грамматической основы делятся на односоставные(с одним главным членом) и двусоставные(с двумя главными предложениями. Ребята пришли в музей; Тишина. Смеркается.

    Как односоставные, так и двусоставные предложения по наличию второстепенных членов могут быть нераспространенными(второстепенных членов нет) и распространенные(второстепенные члены есть). Например, Начинается рассвет – нераспространенное; сегодня идет дождь- распространенное.

    Урок русского языка в 6 классе.

    Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское

    Листрова Тамара Викторовна.


    1.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии.

    2. Научиться конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их в своей речи.

    3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную реч ь.



    Портрет причастия

    Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного(род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?

    Зависит от существительного или местоимения.

    Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им.

    Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т.

    В предложении является определением или сказуемым.


    Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?

    Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия(неизменяемость).

    Зависит от глагола.

    Суффиксы: а- я, вщи, ши, учи- ючи.

    В предложении выполняет роль обстоятельства.


    узнал

    знаю

    Хочу узнать

    Что такое причастие и

    деепричастие




    Серебряная сказка зимы.

    Поля, занесенные снегом, блестят от яркого солнца.

    Переплетенный лентами следов лес кажется волшебным покрывалом.

    В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.


    Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом.

    Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце.

    А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.




    Блестя на солнце, снег лежит;

    Скользя по утреннему снегу,

    Друг милый, предадимся бегу…


    Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.

    Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и проч ., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

    А.С.Пушкин


    « Не то, не то,- раздраженно проговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам …надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая …»Да, выходило гораздо живописнее.

    «Звеня и подпрыгивая»

    дорисовывает

    движение.

    Д.В.Григорович.


    Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.

    Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.

    Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.


    1.Внимательно рассмотрите картинки, которые будут перед вами, запишите ваши впечатления от просмотра.

    2. Напишите сочинение

    «Зимняя сказка леса».

    3. Проверьте свою работу.










    узнал

    знаю

    Хочу узнать

    Что такое причастие и

    Какова роль причастий и деепричастий в речи?

    деепричастие

    Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении







    Виды исследования на уроке Наблюдение за ролью причастий и деепричастий в художественных текстах Конструирование предложений Создание минитекстов с предложенными словами и словосочетаниями Работа с фотографиями пейзажей Индивидуальная работа по карточкам Написание лирической миниатюры


    Зима в стихотворениях русских поэтов Прочитайте тексты. Найдите в них примеры употребления причастий и деепричастий Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром Афанасий Фет Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она… Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Сергей Есенин Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна…


    « Хрустальный звон » В. Астафьева Вышел утром на берег реки, а по ней звон, тонкий - тонкий, еле уловимый. Не сразу понял, в чем дело: река уходила в зиму высокая, прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок - вода « подсохла », - и на всех веточках, на побегах тальников и на затопленной осоке настыло по ледышке. Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец. … Чуть слышный хрустальный звон раздавался кругом, россыпь искрящихся колокольчиков над берегами – голос грустного предзимья по всему небесному миру. Задание Найдите в тексте лирической миниатюры причастия и причастные обороты и определите их роль


    Дидактические материалы Составьте предложения, используя данные слова и словосочетания: Порхающая с ветки на ветку птичка, усыпанная снегом аллея, блистающие искорки на серебристом инее, в разбушевавшейся метели, стеклянный звон, туманный лик луны, непроходимый лес, искрящийся на солнце снег, укрыв снежным одеялом. Конструирование предложений по данным схемам Ι Ι, X. X, Ι Ι,..., и …, Ι._._._._._. Ι, …. Ответьте на вопросы: Какого цвета сегодня небо? Какое солнце? Как еще можно об этом сказать? Подбор ассоциативных понятий к слову зима Какие слова вспоминаются, когда вы слышите это слово? Какие из них причастия и деепричастия?




    Орфографическая и синтаксическая работа В чернеющ.. м лесу, шумящ.. м потоком, устремляющ.. гося потока, о льющ.. мся дожде, задымивш.. ся речку, закрасневш.. ся зари, у волнующ.. ся озера, колеблющ.. мся ветерком, встречающ.. ся льдинами. Блестящий снег, укрывший землю, скрипит под сапогом моим.(Синтакс. разбор) 1. К реке сбегает тропинка едва видимая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаряемая луной. 3. Шелестит камыш чуть колеблемый ветром. 4. Чьи - то голоса слышимые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Вдали стоял почти невидимый лес. 6. Тень колеблемая ветром то укорачивалась то удлиннялась.7. Лес запорошенный снегом одиноко стоял до весны. (Графически обозначить причастные обороты).


    Подведение итогов В ТЕЧЕНИЕ УРОКА БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ: НАБЛЮДЕНИЕ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ В НИХ РОЛИ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ, РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ МИНИАТЮР, ПОВТОРЕНИЕ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СХЕМАМ. Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру по данному началу. (Вот и дождались мы снега. Он выпал …)

    Тема урока: «Роль причастий и деепричастий в речи».

    Цели:

    Воспитательные.

    1. Воспитывать любовь и уважение к родному языку, донскому краю, совершенствование работы в коллективе.

    Развивающие.

    1.Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать и обобщать.

    Образовательные.

    1. Активизировать знания по темам «Причастие» и «Деепричастие».

    2. Совершенствовать навык отличия причастий и деепричастий от других частей речи.

    3. Формировать умение находить причастия и деепричастия в тексте и определять их роль в тексте.

    4. Развивать орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность. Метапредметные цели урока:

    Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

    Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

    Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

    Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, п ривитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

    Место в программе: первый урок по теме: «Употребление причастий и деепричастий в речи», один из заключительных по темам «Причастие» и «Деепричастие».

    Тип урока: комбинированный: обобщение и систематизация знаний, развитие речи.

    Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение.

    Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

    Оборудование: интерактивная доска, дидактический раздаточный материал, толковый словарь, учебник

    Ожидаемый результат: выявлена роль употребления причастий и деепричастий в речи.

    Ход урока.

    1.Мотивационный этап… (Звучит музыка Фредерика Шопена «Зима»)

    Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день: первый день зимы.

    Зимушка стучится к нам в дверь, и мы, встречая её, на уроке будем говорить о зимних днях, зимнем настроении, зимнем пейзаже. Посмотрите в окно и улыбнитесь первым снежинкам, таким трогательным и робким. А сейчас запишите число: « Первое декабря».

    2. Актуализация знаний. Подведение учащихся к изучению темы. Слайд №1

    Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о необычных словах. В определении темы нам помогут высказывания лингвистов, поэтов, писателей, в которых пропущены ключевые слова.

    Прочтите высказывания и попытайтесь восстановить ключевые слова и словосочетания.

      « Часть речи, …., в образе прилагательного (причастная к глаголу). В.И Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»;

      « Сии... имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе... силу»; М.В. Ломоносов (глагольные, имени и глагола);

      «…необходимо изучать живой язык, наблюдать за тем, как пользуются люди в своей речи … и …. (причастиями и деепричастиями). Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, известный языковед);

    Учитель. Ребята, так каким же словам посвящены эти фразы? Давайте определим тему нашего урока и запишем её на доске и в тетради.

    А теперь с помощью слов – подсказок сформулируйте цели урока: Слайд №2

    - повторим … (сведения о причастии и деепричастии)

    - научимся … (употреблять причастия и деепричастия в речи)

    - узнаем … (какова роль причастий и деепричастий в речи)

    - проверим … (умения использовать причастные и деепричастные обороты в речи, правильно расставляя знаки препинания)

    Как вы думаете, почему эти слова многие учёные называют необычными? (сочетают в себе признаки 2 частей речи: причастие – глагола и прилагательного; деепричастие – глагола и наречия)

    А хорошо ли вы знаете эти признаки, мы сейчас проверим.

    Работа в парах. Составление опорных схем: Слайд №3

    1 парты – кратко сформулируйте основные признаки глагола и прилагательного у причастия.

    2 парты - кратко сформулируйте основные признаки глагола и наречия у деепричастия.

    3 парты – знаки препинания при причастных оборотах.

    4 парты – знаки препинания при деепричастных оборотах.

    Учитель. Что и с какой целью мы повторили?

    Вывод: мы повторили морфологические признаки причастия и деепричастия, чтобы научиться правильно разбирать морфемно эти слова. А также ЗП при причастных и деепричастных оборотах, чтобы не допускать пунктуационных ошибок.

    Слайд №4

    1.У вас на столе лежат таблицы со словами. Внимательно прочитайте данные слова и назовите части речи, признаки которых имеет причастие? (Красивый, синеет)

    2. А теперь назовите части речи, признаки которых имеет деепричастие? (Высоко, синеет)

    3. И следующее задание: в соответствующие словам столбцы проставьте крестики, но лишь там, где есть причастие или деепричастие. Если вы правильно выполните задание, то сразу же получите за него оценку. Соедините крестики и выставьте ее себе. У кого не получилось, не расстраивайтесь, у вас еще будет время все повторить и исправиться.

    (Самопроверка).

    2 3 1

    мигая

    блестящий поскрипывая

    украсивший

    красивый высоко

    заблистав

    переливаясь заколдованный

    синеет

    морозный наклонившись

    засыпав

    сверкающий побелевший

    Поднимите руку, кто на «отлично» справился с заданием?

    3. Лингвистический эксперимент. Слайд №5

    Учитель. Ребята, так давайте подумаем, в каких же ситуациях и как часто мы употребляем в речи, например, деепричастия. Какова их роль в предложении? Чтобы ответить на этот проблемный вопрос, предлагаю провести лингвистический эксперимент .

    Запишем на доске и в тетради предложение:

    Лёгкие снежинки грациозно кружились в танце и медленно опускались на землю.

    Какие ИВС использованы в предложении? (Эпитет, метафора)

    Определите роль глаголов в предложении. (Указывают на смену действий)

    А теперь, внимание! Давайте выполним следующее задание:

    Заменить деепричастиями

    1 вариант - первый глагол

    2 вариант – второй глагол

    Исправленный вариант: Слайд №6

    1 вариант. Лёгкие снежинки, грациозно кружась в танце, медленно опускались на землю.

    2 вариант. Лёгкие снежинки грациозно кружились в танце, медленно опускаясь на землю.

    (Взаимопроверка. Порадуйтесь вместе с другом, если задание выполнено правильно. Если допущена ошибка, помогите разобраться).

    Учитель: Какой вариант предложений лучше? Почему?

    Учащиеся: Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия дописывают, дорисовывают основное действие, названное сказуемым. При помощи деепричастий картина оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными свойствами.

    Учитель: Давайте в этом убедимся, работая над упражнением 538.

    Внимательно прочитайте текст. Зачитайте предложение, в котором заключается основная мысль текста. («…деепричастия дорисовывают движения» Д.В.Григорович)

    4. Ролевая игра «Я редактор газеты».

    Ребята, а теперь давайте попробуем себя в роли редакторов. К вам пришёл юный корреспондент и принёс заметку. Это его первая проба пера. Она несовершенна. Попытайтесь отредактировать текст, помня, что причастия «служат к сокращению слова человеческого». (Текст у каждого на столе). Слайд №7

    Запишите исправленный текст в тетрадь, соблюдая не только речевые, но и орфографические, и пунктуационные нормы. Обратите внимание на схемы в ваших справочниках. Что они иллюстрируют? (Предложения с причастными и деепричастными оборотами ).

    Слайд №7

    Сколько свежести и красоты приносит зима. Она колдует над сонным лесом, над белыми полями. Придорожные былинки, которые она превратила в стеклянные бусы, тихо шепчутся. Кусты шиповника, которые побелели от мороза, стали похожи на сказочных героев, которые были одеты в причудливые тонкие кружева. Кажутся таинственными призраками берёзки, которые заколдовала зима.

    Вечереет…Багряное солнце уходит за горизонт и окрашивает розовым цветом стволы берёз, волны сугробов.

    Слайд №8 Проверим отредактированный текст, обратившись к интерактивной доске. (Самопроверка).

    Сколько свежести и красоты приносит зима. Она колдует над сонным лесом, над белыми полями. Придорожные былинки, превращённые в стеклянные бусы, тихо шепчутся. Кусты шиповника, побелевшие от мороза, стали похожи на сказочных героев, одетых в причудливые тонкие кружева. Кажутся таинственными призраками берёзки, заколдованные зимой.

    Вечереет… Багряное солнце, уходя за горизонт, окрашивает розовым цветом стволы берёз, волны сугробов. (Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёз, волны сугробов).

    Учитель:

    Прочтите текст.

    Используя упр. 531, попытайтесь убедить юнкора, что отредактированный текст лучше. Сделайте вывод. (Употребление причастий делают текст необыкновенно красочным, ярким , предметы приобретают выпуклость, неповторимость, текст обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, фразы уже не скучные . Причастные обороты обладают выразительной краткостью)

    5.Индивидуальное творческое задание. Релаксация.

    Учитель: Думаю, редактируя этот текст, каждый из вас представил картину зимней природы. А давайте посмотрим на иллюстрации, нарисованные Ксюшей Безбудько и Таней Зиновьевой.

    (Представление иллюстраций. Молодцы, девочки)

    А вот Оля Пшенянник создала проект и приглашает вас погулять по зимнему парку, полюбоваться красотой русской зимы и вспомнить счастливые моменты жизни, связанные с уходящей зимой.

    (Представление презентации. Звучит музыка Фредерика Шопена «Зима»).

    И снова за работу.

    6. Анализ текста. ОГЭ.

    1.Наблюдение над языковым материалом.

    Учитель :

    Озаглавьте текст (Зима)

    Определите стиль текста (художественный)

    Тип речи (описание)

    Найдите в тексте слово, в котором правописание приставки определяется её

    значением – «близость к чему-либо»

    Найдите в тексте причастия и охарактеризуйте их.

    В чем особенность пунктуационного оформления причастий?

    2. Индивидуальное задание:

    Толковый словарь: лексическое значение слова БЫЛИНКА.

    3 предложение разобрать синтаксически.

    Заменить словосочетание СТЕКЛЯННЫЕ БУСЫ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

    Какие изобразительно – выразительные средства использует автор ? (Олицетворения, эпитеты, сравнения)

    7. Итоги урока. Рефлексия.

    Учитель. Наш урок подходит к концу, но разговор о роли причастий и деепричастий в речи, о возможных ошибках в их употреблении мы еще продолжим. Давайте же подведём итоги урока.

    Как вы оцениваете вашу работу на уроке? Отвечая на данный вопрос, попытайтесь использовать в своей речи деепричастия и причастия. Начните так:

      « Я работал (отвечал) думая, стараясь, мотивируя, аргументируя, приводя примеры, доказывая, убеждая, опираясь на полученные ранее знания, используя советы друзей, помня высказывания лингвистов и писателей, редактируя текст, пробуя себя в роли редактора … Значит, я работал ХОРОШО!»

      « Я видел своих одноклассников … мыслящих, думающих, увлечённых, заинтересованных, стремящихся, работающих, познающих, анализирующих, иллюстрирующих, цитирующих, старающихся … Значит, класс работал хорошо!»

    8. Домашнее задание. Слайд №9

      Напишите мини-сочинение на тему «Здравствуй, зимушка-зима!», используя причастия и деепричастия. Закончите творческую работу предложением «Зима, смеясь, от счастья плачет… ».

      Подобрать 5-6 пословиц, в состав которых входят деепричастия и причастия.

      Упр. 533 (если предыдущие задания вызвали затруднение).