Пропуск к чаше предъявлять в развернутом виде. Надо ли приучать прихожан целовать чашу после Причастия? Группа Pussy Riot

Вопрос:

Почему в храмах епархии после причастия перестали разрешать лобызать ребро Господа Иисуса Христа? С чем это связано? И есть ли письменное указание? Ведь Целование Чаши символизирует прикосновение к воскресшему Спасителю, осязание Его и удостоверение в истинности Воскресения Христова. Согласно толкованию некоторых литургиков, край Чаши символизирует ребро Христово. А Учительное известие говорит так: «В начале святой литургии да соберутся все в Церковь, и всея святыя службы со страхом и благоговением стояще да молятся и слушают. Во время же причащения да приступят чинно, в глубоком смирении, и Христу, истинно в Тайнах сущему под видом хлеба и вина, до земли каждый да поклонится единощи, руце к персем крестообразно согбенне имуще, и Христа распятого исповедующе, и любовь к Нему имут. Приемше же честно да поглотят, и по утертии уст покровцем рукою священническою, лобызают край святыя Чаши, якоже самое Христово Ребро, из негоже истече Кровь и Вода: и отступивше мало кланяются не до земли, ради охранения приятых Тайн, и стоят на своих местах, не глаголющие друг с другом, ниже да плюют, дондеже антидор и вино со укропом подастся им: и до скончания святой литургии да ждут неисходно и молитвы благодарственные по святем причастии да совершат».

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Дорогой Илья! Во-первых, традиция целования чаши после причащения, действительно, закрепленная в нашем служебнике, это – традиция, сформировавшаяся лишь в Русской Православной Церкви. Она не имеет канонического обоснования в практике древней Церкви (то есть, это традиция – не каноническая). И в целом ряде современных Поместных Православных Церквей, например – в Греческой, миряне к богослужебным сосудам не прикасаются, и не лобызают их. http://priest.today/questions/167

Во-вторых, читая на форумах обсуждение этого вопроса, я обратил внимание на то, что некоторые священнослужители перестают давать чашу для целования после причастия, по причине опасных ситуаций, регулярно из-за этого возникающих: люди крестятся перед чашей, толкают её с опасностью пролить Святые Дары. Ответственность же за подобные инциденты, ложится, прежде всего, на пастыря, из-за чего, в ряде случаев, они и пресекают практику лобызания чаши. Один священник написал, что вообще не видит смысла в данном обычае, ведь после принятия Святых Даров, Тот, Кто почивает в святой чаше, и Тот, кто вошел в причастника, Один и Тот же Христос. http://forum-slovo.ru/index.php?topic=51791.60

Кроме того, сомнения вызывает и тот факт, что люди, ещё не запив Святые Дары теплотой, целуют святую чашу. И хотя уста им вытирают платом, однако остатки Крови Христовой все равно остаются. И чаша от этого, покрывается налётом Святых Даров в месте её лобызания. Согласитесь, что правильным такое положение вещей назвать нельзя. Всё вышеприведённое и стало поводом к тому, что на последнем Епархиальном совете, по предложению Владыки, священники одобрили практику, согласно которой в храмах Бишкекской и Кыргызстанской епархии, после причастия миряне чашу не целуют.

Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.

Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.

«Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно».

Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.

«Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11, 29) — вразумляет нас апостол Павел. Уставом издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост от 1 до 7 дней, и воздержание от супружеской близости на это время и чтение многих молитв, и посещение богослужений — каждому в меру сил и его духовного опыта. Обязательно исповедаться перед Причастием.

Но вот все исполнено. Заканчивается литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата.

«Со страхом Божиим и верою приступите…» — провозглашает диакон. Вера и страх Божий — вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике…

Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в таинстве, а осуждение и Божию кару.

Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь. Вот они:

  1. Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Поклон совершается не перед Самой Чашей, а в стороне;

  2. Когда отверзаются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук;

  3. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной;

  4. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться;

  5. Женщинам перед Причастием нужно стереть губную помаду;

  6. Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя. Принять Святые Дары и немедленно проглотить, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово;

  7. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;

  8. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары;

  9. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать;

  10. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день — страшный грех;

  11. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы;

  12. Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.

Почему в храмах и монастырях причащают всех с одной ложечки? Я наблюдала картину как в соборе причащали неопрятных бомжей, кашляющих старушек, затем шли причащать только что крещённых младенцев. Это ведь очень негигиенично. Христос не кормил апостолов с ложечки, а давал на руки всем хлеб, преломляя его. ( 3 голоса : 4.67 из 5 )

Анна Андреевна, возраст: 35 / 15.07.2013

Дополнить ответ на вопрос

Ваш ответ*
(Пожалуйста, соблюдайте правила орфографии)

Ваше Имя (Псевдоним)*

Сколько Вам лет?*

Анти-спам *

Ответы:

А что Вы хотите, чтобы всем причастникам отдельную ложечку выделили или, может быть, мыли её после каждого?!..

Василий, возраст: 27 / 17.07.2013

Это вопрос традиции Русской Православной Церкви. Так принято у нас, и эта традиция сформировалась в определенных условиях, т.е. она и на сегодня оправдана и актуальна по причине определенных обстоятельств, не связанных с соображениями гигиеничности. Древняя традиция давать в руки каждому причастнику, однако, тоже не совсем, если рассуждать по-Вашему, гигиенична, ведь в руки давали Тело Христово в виде Хлеба, а Кровь, в виде вина, пили все из одной Чаши. В современных условиях, как скажите, можно дать, например младенцу, пить из Чаши, когда вокруг толпа причастников, и вероятность пролить Кровь Христову становиться почти закономерностью? С другой стороны, не нужно забывать, что,или Кто нам преподноситься в ложке с Причастием! Если Вас интересует история развития причастной традиции, прежде чем критиковать её, надо бы изучить историю её возникновения. На сколько мне известно, в других Поместных Православных Церквях причащают точно так же, поэтому нет смысла делать поспешные выводы.

Александр, возраст: 40 / 18.07.2013

Разве не ясно, что это святыня, и кто бы не брал эту ложечку себе в рот при причастии, ничего худого не будет. Это святое, к нему никакая зараза не пристанет, бомжи тоже люди. Может, они вам противны и поэтому так пишете?

Иван, возраст: 23 / 19.07.2013

Хм. На тот случай, если для Вас это действительно является препятствием к принятию Великого и Страшного Таинства Евхаристии, скажу то, что мне известно.

1. О гигиене. В советские времена ученые - эпидемиологи пошли на большое кощунство. Была взята проба из Чаши прямо во время причастия, соскоб с руки священника, которую целовали верующие, смывы с почитаемых икон. Полученные образцы поместили в чашки Петри, в стерильную питательную среду - чтобы посмотреть, какая пакость размножится. Однако среда осталась стерильной. Тогда сделали намеренный бактериологический посев. И в этом случае никакая зараза не развивалась, болезнетворные бактерии гибли. Никто не слышал об эпидемиях среди священства, а ведь священники после службы потребляют Дары, которые остались после причастия, той же ложечкой, которой причастились 100, а может и более, человек. (http://www.missionary.su/mistakes/1.htm#5) Когда на Руси крестьян косила холера, никто через причастие не заразился, а вот исцеление получили многие.

2. О личном примере Христа. Это Вы хорошо вспомнили. Ведь Он всем дал пить из одной чаши. И нисколько о гигиене не побеспокоился. А Вы говорите, что ломать руками, значит, гигиенично, а с ложечки - нет.

3. Исторический контекст. Когда христианство стало массовой религией, появились случаи осквернения Тела и Крови. Сначала все причащались преломлением. А потом появились несознательные товарищи, которые повергали Тело и Кровь на землю, выбивая Святыню из рук священников. Поэтому, чтобы избежать таких случаев и оградить Христа, прихожанин и получает с ложечки, да еще и за плечи себя обнимает при этом, чтобы руками ничего не задеть. А представьте, что надо причастить 300 человек во время Пасхи – сколько хлеба надо наломать? Ну не хотим мы крошить Тело на пол.

Но это все было неглавное. А сейчас будет главное.
Главное то, что мы есть истинная Церковь Спасителя, Тело и Кровь Его. И как во святом духе Церковь посчитает нужным, так и будет причащаться. Когда нам требуется, мы сухим песком в пустыне крестим во имя Отца и Сына и Святого Духа, к ужасу баптистов. И не спрашиваем ни у кого, когда это Спаситель троекратно погружал в воду апостолов. Зато всегда у нас обо всем спрашивают, и правильно делают – у нас Истина.

P.S. Вообще у Вас примеры какие-то уникальные, не от ветра ли головы своея выдуманные? Ни разу ни бомжа возле Чаши не видел, ни бабульки кашляющей. Как-то наоборот, все приступающие к Святыне одеваются как матросы перед боем, даже если и бедненько, но всегда чистенько. Я вот тоже кашляю, особенно зимой, и ничего, причащаюсь. Еще ни разу не заболел после причастия, и о таких случаях у нас на приходе слыхом не слыхивали, даже когда жесточайший вирусный грипп по Москве ходил. По вере Вашей да будет Вам. Спаси Господи!

Андрей, возраст: 47 / 22.07.2013

Добрый День. Простите за дерзость, но отвечу Вам:
Причастие - это Таинство, при котором мы вкушаем Тело и Кровь Христову. Мы приобщаемся все вместе, всем миром, если хотите. Никакого разделения нет и быть не может. Все мы едины и Таинство нас этому учит. А если вам становиться противно прикладываться к лжице (ложечка) после какого-нибудь человека, то задумайтесь: а не лицеприятствуете ли Вы? Зачем осуждать человека за его болезнь? - он ведь причащается для исцеления. Поймите, что все мы больны, кто-то внешне (физические болезни), а кто-то душевно (например, зависть, гнев, осуждение и прочее). А Христос дает нам средство к исцелению - причастие. А теперь ответьте: нужно ли здоровым принимать лекарство? Думаю, что нет. Больные нуждаются во враче. А истинный врач - Христос. Бойтесь не физических болезней (например, заразиться простудой или еще чем-нибудь от общей лжицы), а болезней пожирающих душу. Не бойтесь, не осуждайте, а смиренно примите величайший дар - Тело и Кровь. Кроме того, ввергните своё благополучие в руки Господа и Он сохранит вас.
Простите за дерзость. Умудри вас Господь!

Антон, возраст: 22 / 22.07.2013

Неужели Вы думаете, Господь допустит, чтобы кто-нибудь заболел при причащении? Это маловерие.

Ирина, возраст: 25 / 27.07.2013

Десять лет я очень болела. рачи помочь мне были бессильны. Даже ходила по экстрасенсам и бабушкам,а мне становилось все хуже и хуже. И добрые люди привели меня в храм. Я позновать стала, что это такое. Исповедовалась и пречищалась с одной ложечки как и все. Через три года я пошла на работу и вот уже 7 лет работаю, ЖИВУ. Хожу в Храм, Исповедываюсь и причащаюсь. И благодарю Господа, что он дал нам такую оздоровительную ложечку.

Ольга, возраст: 54 года / 29.07.2013

Многие святые после инфекционных больных принимали святые дары, на то они и святые, чтобы не заражаться от них. Священники и дьяконы принимают их после всех и не заражаются. Кстати, брезгливость это тоже грех.

Людмила млг, возраст: 64 / 30.07.2013

Для меня того, что в Чаше - Христос, достаточно, а Вам нужно каяться в брезгливости вместе со знакомыми. Не было такого, чтобы кто-либо заразился. А если появятся такие священники, которые начнут причащать каждого с разной ложечки, они будут еретики и неверующие для меня, с такими даже общаться не буду. А стаканчики... у кого какое к этому желание, можете со своим придти. Ваш вопрос родился от неосознания того, к КОМУ Вы приступаете, причащаясь. И какие могут быть заразы там, где Сама Жизнь?! Вразуми Бог! (взято отсюда - http://hramnagorke.ru/question/6097)

Сергей, возраст: 50 / 07.08.2013

Ложечка, о которой идет речь(правильно именуется лжица - на цер.-слав. языке), наряду с Потиром(Чашей), Дискосом (особой тарелочкой) , Звездицей и Копием - являются священными предметами, так как используются при совершении Таиснства Евхаристии, при котором происходит Пресуществление хлеба и вина - в Тело и Кровь Христову. Поэтому опасения, что лжица может стать источником инфекции - безосновательны. Можете не сомневаться, они - "стерильнее" операционной. Кстати, в обязанности священства входит потребление Даров, оставшихся после Причастия - все до последней крупинки и капельки. Т. е. с житейской точки зрения - они принимают весь "набор инфекций" и просто обязаны, по всем правилам гигиены, быть "хроническими ее носителями". Но- этого не происходит. Мне ни разу не приходилось даже слышать о подобных фактах.

свщ. Александр, возраст: 53 / 16.08.2013

Господь наш милостивый зла ни причинит ни кому. Господь нас любит всех одинаково, а вы относитесь ко всему проще, меньше думайте о ложечке и когда приходите в храм думайте только о том чтоб
Господь услышал ваши молитвы. Вы всегда в душе и в мыслях помнить что вы пришли в дом Бога, к своему отцу и больше вас ни чего волновать негативно недолжно, и тогда вы в храм будите ходить с
удовольствием и позитивом. если тяжело молитесь!!!

Елена, возраст: 35 / 05.09.2013


Предыдущий вопрос Следующий вопрос

Самое важное

Лучшее новое

Группа Pussy Riot

Законен ли приговор Pussy Riot?

Самое интересное то, что несмотря на всю неубедительность суда над Pussy Riot, действия панк-группы на самом деле юридически подпадают под уголовную статью о хулиганстве, и они получили еще не масимальный срок, которого заслуживают ПО ЗАКОНУ. Я понимаю, что деятели культуры (певцы, режиссёры, музыканты, актёры) - далёкие от юриспруденции люди. Они все такие в творчестве, в полёте мысли, в искусстве...

Почему миряне перед причастием должны поститься строже, чем священники? Откуда взялась практика выстраивать на пути человека к Чаше цепочку преград? Виноваты ли в сложившейся практике священники? Размышляет священник Сергий Круглов.

Случай, о котором мне рассказали друзья - вовсе не притча, а самая обыкновенная правда.

Приезжаем, говорят, мы в N-ский монастырь, в качестве паломников. Собираемся на Литургию - и заранее напрягаемся, потому что служит там один очень суровый батюшка. Суровый в том плане, что он многих не допускает до , постит строго как старых, так и малых, назначает по делу и без дела епитимии и дотошно исповедует, вытягивая из кающихся такие нюансы грехов, о которых даже в «генеральных поновлениях» не пишется… И, разумеется, служба у него длится долго, потому что пока всех не поисповедует по всей строгости закона - Чашу не выносят.

Ну, мы паломники бывалые, давно смирились… А тут - видно, достигли и до сего монастыря какие-то веяния времени. Выходит наш ригористичный батюшка на амвон перед и говорит: «А знаете ли вы, братия и сестры, что таинства исповеди и причастия вовсе не взаимообусловлены? И что исповедь - вовсе не пропуск ко причастию, как мы навыкли считать?».

Ого, внутренне возликовали и возопили мы! Неужели мы стали свидетелями чуда?!… А он закончил речь такими словами: «Нет! Исповедь и причастие - два разные таинства. А потому следует вам причащаться раз в год, а исповедоваться - раз в неделю…».

Конец цитаты, как говорится.

Нет, вы не подумайте, что я этого батюшку осуждаю. Ни в коем разе. И не потому даже, что осуждать грешно - просто Церковь ведь просторна и велика, и в ней есть место всем, консерваторам и либералам, таким и сяким человекам, каждый из которых, при единстве Христовой веры, имеет свой неповторимый характер, свойства личности и так далее. И кто-то из прихожан ищет священника мягкого и либерального, а кому-то нравятся именно такие суровые отцы, как вышеописанный. И, что замечательно, каждый в Церкви находит-таки своё, лишь бы не ленился и искал.

Я о другом… О том, о чем не раз говорили и писали мои собратья-сослужители (в пространстве православного сектора Живого Журнала в последнее время, например, обсуждается высказывание замечательного киевского священника, ник которого в ЖЖ - «webpadre», именно на эту тему…).

О том, что неудобоносимые бремена и требования строго поститься и непременно исповедоваться перед причастием, которые возлагаются обычно на прихожан и считаются как бы незыблемым установлением, вовсе не строго соответствуют как канонам Церкви, так и духу Евангелия, и сами-то священники эти правила не соблюдают, ибо они выше немощных сил человеческих - ан вот же, от мирян требуют…

Исповедоваться ли непременно перед причастием или нет, поститься ли сверхстрого перед тем, как приступать к Чаше, или как-то иначе - всё это решает для себя сам человек. Священник может что-то подсказать, порекомендовать тому, кто впервые приступает к таинству, объяснить, для чего оно, и предупредить, что вот ты соединишься с Христом, но подумай, будешь ли этому рад, хорошо ли тебе со Христом будет, ведь Он - не потаковник нашим страстям, Он может потребовать от тебя усилий и перемен жизни - но не более того.

Не цербер у Чаши, не контролер на проходной. По одной простой причине: в Чаше - не его тело и кровь. А Христовы. И Христос зовет к ней - всех: «Приимите, ядите, в соединение со Мною, в жизнь вечную и оставление грехов!». И сама мысль о «посреднике», дающем или не дающем по своему хотению пропуск к Чаше Жизни, видится мне кощунственной…

И в связи с этим я думаю вот о чем… Почему мы, священники, накладываем на людей эти неудобоносимые бремена правил и условий? Я далек от мысли, что мы, чуя так сказать на плечах погоны, движимы греховной страстью властолюбия и «распальцовки» и хотим просто помурыжить человека, доказывая свою власть над ним и авторитет сана. Нет, конечно.

В массе своей мы, священники, люди вменяемые, да мы и читали Евангелие, и знаем - если будем себя так вести, Господь нам так врежет, что мало не покажется. Но тем не менее - в нас живет искренний страх: а не осквернится ли святыня?… А как бы чего худого не вышло?… Потому перестраховка в деле допущения человека ко причастию давно стала у нас нормой церковной жизни.

Искренний, да - но страх. А страх этот - вряд ли Божьего происхождения… Искренность, как говорится в известном выражении, и истина - далеко не одно и то же.

Этот страх - во многом от нашего маловерия. От того, что мы не верим в людей. И не любим их. Ни положить душу свою за прихожан, ни поверить в них - не можем… А если мы не любим ближнего своего, которого видим - как говорим, что любим Бога, Которого не видим? Эти слова апостола - просты и актуальны во все времена, и их ясный строгий смысл - ни обойти, ни объехать.

Доверить человеку его свободу, а в лучшем случае - научить этой ответственной свободе. Поверить - в его веру и его совесть. Показать ему путь к Чаше, проводить его ко Христу - и отойти в сторону, по слову митрополита Антония Сурожского, не заслонить собою Христа, не навредить той таинственной и трепетной любви, тем отношениям с Христом, которые у человека, может быть, только-только зарождаются…

Видеть человека, слышать его - и верить в него. Вот об этих важнейших вещах мы, священники, думаем, рассматривая такой, казалось бы, частный момент нашей приходской жизни.

Как лучше подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн?

К Таинству Святаго Причащения приступают только православные, те, кто постоянно ходят в церковь, строжайше соблюдают все посты, венчанные, молятся, со всеми живут в мире, каются в грехах,- такие люди с разрешения духовника приступают к Чаше.

Нужно готовить заранее и душу, и тело, чтобы соединиться с Господом. Дня 3-4 попоститься, не вкушать скоромной пищи, накануне от ужина воздержаться, заменить его правилом: прочитать два акафиста - Спасителю и Божией Матери, четыре канона - Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и канон ко Святому Причащению. У кого нет такой возможности - 500 молитв Иисусовых и 150 раз "Богородице Дево, радуйся..." Но и прочитав это правило, даже если бы мы готовились тысячу лет, нельзя думать, что мы достойны принять Тело Христово. Надеяться надо только на милость Божию и на Его великое человеколюбие.

Перед Причащением необходимо чистосердечно покаяться в присутствии священника. Обязательно нужно иметь на груди крест. Ни в коем случае нельзя подходить к Чаше, если запретит духовник или если утаишь грех. В телесной и месячной нечистоте также нельзя приступать к Таинству Причащения. До и после Причащения надо воздерживаться от супружеских отношений.

Надо помнить, что до Причащения или после него обязательно бывает искушение. После Причащения до утра земные поклоны не делаются, уста не прополаскиваются, нельзя ничего выплевывать. Надо хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Божественные книги.

Как часто надо причащаться? Как узнать, что причастился достойно, не в осуждение?

Если человек венчан, соблюдает посты, среду, пятницу, читает утренние и вечерние молитвы, живет со всеми в мире, если он вычитывает перед Причащением все правило и считает себя недостойным, приступая к Причащению с верой и со страхом, то он причащается Христовых Тайн достойно. Душа не сразу, вдруг почувствует себя достойно причастившейся. Может, на другой день или на третий душа почувствует умиротворение, радость. Все зависит от нашей подготовки. Если мы будем усиленно молиться, стараться, чтобы каждое слово молитвы проникло в сердце, поститься и считать себя при этом грешным и недостойным, то можем сразу почувствовать присутствие в нас Господа. После Причастия будут в нас мир и радость. Сразу же может прийти и искушение. Надо быть готовым к нему, встретив, не соблазняться и не согрешить. Значит, диавол знает, что мы подготовились. Но самое главное - считать себя грешными и недостойными. Конечно, если мы будем так жить, что нас будут насильно принуждать читать каноны, утреннее и вечернее правило, и мы будем это делать спустя рукава, у нас в душе и не родится это чувство греховности. Поболтать у нас хватает времени, побегать, посмотреть - что где лежит, кто чем занимается. На это у нас энергии хватает. Или будем дотягивать, гнать время: "О, три минуты до полуночи осталось! Надо пойти поесть!" Это не православный дух. Это дух сатанинский. Так не должно быть. Православный все должен делать с благоговением и страхом Божиим. Душа православного христианина чувствует Бога и после причастия, и между причастиями. Господь рядом, стоит у дверей нашего сердца и стучится: а вдруг отворят, услышат Его стук? Святые отцы чествовали благоговение, страх в своей душе и поддерживали эту благодать молитвой. Они, чувствуя, что ослабевает молитва, исповедовались и приступали к Чаше, и Господь укреплял! Опять душа возгоралась. Причащение - это единственное таинство Церкви, где душа человека может загореться пламенем божественной любви; потому что в Причащении мы принимаем в себя Живой Огонь, Самого Творца вселенной.

He передается ли инфекция через крест, ложечку для причащения, иконы?

В церкви мы имеем дело уже с Небом. Здесь мы уже не на земле. Церковь - маленький кусочек Неба на земле. Когда мы переступаем через порог храма, мы должны забыть обо всем земном, в том числе и о брезгливости (брезгливые обычно блудливые, - говорят святые отцы). Инфекция передается только греховным путем. Многие люди работают в инфекционных отделениях, в туберкулезных больницах, но не болеют этими болезнями. Туда и священники приходят - причащают. И никогда никто еще не заразился. Заражаются люди только через грех.

Когда к Чаше подходят, то принимают с одной маленькой ложечки - лжицы - Творца Вселенной, Живого Христа, Тело и Кровь Христовы. Здесь Сами Чистота и Стерильность. Здесь настолько все чисто, что у верящих даже не возникает мысль о заразе. Через руки священника Сам Христос входит в человека. Не часть Его Плоти и Крови, а в целом в каждого причащающегося входит Господь. Ангелы в трепете, в страхе присутствуют. И что тут говорить о какой-то инфекции. Было время, в 62-63-х годах, атеисты приходили в церковь и учили, что надо после каждого причастника лжицу опускать в специальный раствор. Ну, это для них... Они же не понимают ничего. А то, что душа их стала уже сосудом сатаны - это нормально, ничего страшного!

Когда праведный Иоанн Кронштадтский служил в соборе, к нему приехали двое молодых людей. Они собрались причаститься. Один вычитал правило, а второй, сильно устав, не смог. И оба пришли в церковь. Тот, который вычитал, спокойно подошел к Причастию, и праведный Иоанн Кронштадский его не допустил. А другой с сокрушенным сердцем говорил себе так: "Господи, мне так хочется принять Тебя; а правило я не вычитал, я такой мерзкий, такой гадкий..." Сам себя осуждая, он подошел к Чаше, и праведный Иоанн Кронштадтский его причастил. Господу самое главное - наше сокрушенное сердце, осознание своего недостоинства. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Если мы тысячу лет будем готовиться, мы никогда не будем достойны - мы должны надеяться на милость Божию. Если Господь не поможет, мы не сможем причаститься достойно".

Когда причастишься, то чувствуешь на душе светло, но через некоторое время (в тот же день) это состояние проходит, на душе снова тяжесть. Чувствуешь отсутствие Бога. Снова подступают те же страсти. Что нужно делать?

Надо накануне себя подготовить. Надо хорошо попоститься - "сей же род бесовский изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17,21), поэтому надо накануне же хорошо помолиться, разогреть свою душу, попоститься - страсти отойдут. После Причастия надо стараться пребывать в молитве, сохранять душевный мир. Те, кто любят самовольничать, бунтовать, не ценят Причастия. Они причастились - и сразу же у них рядом и обида, и истерика, и бунт. Это потому, что не по их воле все происходит. Надо им бытовать, все до конца разрывать, все отношения. Вот, таких людей еще много, они называются бутовщиками. Они ничего не ценят, они ничем не дорожат. Самое главное - чтобы было все по их желанию. А если (не дай Господь) что-то против них - все кругом врагами становятся, и в душе мира никогда, до самой смерти, не будет. Это самое страшное состояние души человеческой. Человек живет по своей воле и никто ему не имеет права ничего говорить. А так у них все хорошо, только не троньте их - ужалят...

Почему тогда, когда причащаешься, Святые Тайны иногда имеют вкус хлеба, а иногда как Плоть? Значит ли это, что в какой-то раз причащаешься в жизнь вечную, а в какой-то - в осуждение?

Если человек чувствует, что он принимает Плоть, значит Господь это дает для укрепления веры. Но правильно - чувствовать вкус хлеба. Сам Господь говорит: "Я есмь хлеб Жизни" (Ин.6,35).

Мне многие люди рассказывали об этом. Совсем недавно одна женщина звонила из Киева, говорит: "Батюшка, у меня вера-то слабенькая. Я когда сегодня пошла к Причастию, плохо подготовилась. Батюшка дал мне маленькую частицу, а я у Чаши подумала: "Какая же здесь может быть Плоть? Когда я даже языком не чувствую, что он мне что-то вложил в рот?" Чуточек, крохотку дал. И я никак не могла ту частичку съесть. Она у меня так во рту и держалась. Пришла домой - рот полон мяса. Никак не могу проглотить. Несколько часов я рыдала, плакала, просила Господа - жалко выбросить, а проглотить никак не могу! Потом Господь освободил - я проглотила и вот теперь звоню. Что, я страшно согрешила?" - "Покайся, что ты усомнилась в этом", - говорю ей.

Мы знаем, что Господь первое чудо сотворил, когда из воды претворил вино. Ему ничего не стоит из вина Кровь Свою претворить, а из хлеба - Плоть. Человек принимает не часть плоти, а в каждого причащающегося целиком входит Живой Христос.

Мы знаем слово апостола Павла о принятии Святых Даров "без рассуждения ". Хочется узнать, можно ли давать подобные рекомендации человеку не верующему в Бога?

Подходить к Чаше и причащаться могут только верующие люди, те, которые веруют в распятого Иисуса Христа как Сына Божия, искренне исповедаются в грехах. А "сырому материалу", который в церковь не ходит, Богу не молится, постов не соблюдает и стремится причаститься "на всякий случай", мы обычно говорим: "Вам рано причащаться. Надо готовиться". Некоторые защищают таких "прихожан", говорят: "Если их не допускать, то кого же тогда допускать?" Богу количество не нужно, Богу нужно качество. Лучше один человек достойно причастится, чем двадцать недостойно. Святитель Григорий Богослов говорит: "Лучше я свое тело отдам на растерзание псам, нежели Тело Христово недостойным".

Надо иметь рассуждение. Из опыта знаем: все, кто пришел в церковь креститься и не подготовился, остаются вне Церкви. Потому мы просим серьезно подготовить душу к этому Таинству, ходить на церковные службы, молиться. Когда такой подготовленный человек примет крещение, он станет верным членом Церкви, постоянно будет в храме. Вот это и есть настоящие православные. В день Страшного Суда по левую сторону нашего Судии будет очень много крещенных, "православных". Они будут доказывать, что они верующие, но Господь скажет: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу.и ангелам его" (Мф.25,41).

После причастия чуть не попала под машину. Отделалась ушибом... Хочу понять, почему это случилось?

Этому могут быть разные причины. Святые отцы говорят, что перед причастием либо после него, враг обязательно устроит искушение: постарается помешать причаститься либо после причастия отомстит. Он стремится всеми бесовскими кознями учинить препятствие, чтобы человек не мог достойно причастится. Христианин готовится, молится, читает правило ко Святому Причащению и вдруг... кто-то встретился ему по дороге, отругал или дома ближние скандал устроили, все для того, чтобы человек нагрешил и духом пал. Это препятствия от диавола.

Бывает и по-другому. Человек находится во вражде, не примирился, прощения не попросил и идет к Чаше. Или У него на душе есть тайные нераскаянные грехи.

Если человек прошел через формальную исповедь, ни в чем не каялся и к Чаше не раз приступал, он причащался недостойно, себе в осуждение. О таких апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что их "... немало умирает" (1 Кор.11,30).

Если же мы во всем покаялись, ничего не утаили, на совести ничего не оставили, то мы находимся под особым покровом Божиим. Тогда даже если нас и собьет до смерти машина, не страшно: в день причастия желали бы умереть все православные христиане, ибо ради Святых Даров душа сразу восхищается Ангелами на Небо и мытарства она не проходит. В ад в день причастия душа не попадет.

А если такая неприятность случилась, но человек "отделался испугом", остался жив, то это можно расценивать как напоминание Бога о неминуемой кончине, которая может прийти сегодня или завтра. Жизнь краткосрочна. Значит, надо усилить подвиги, больше обращать внимание на духовную сторону своей жизни. Любая болезнь, любой такой случай - это весточка из потустороннего мира. Господь нам постоянно напоминает, что наше земное пристанище временно, что мы живем здесь не вечно и уйдем в мир иной.

Как бы хорошо человек на земле ни жил, он царства здесь не построит. Только однажды ему была дана возможность жить в раю под покровом Божьей благодати. Человек не устоял, впал в грех, и грех сократил дни жизни человека. Вместе со грехом в жизнь человека вошла смерть. Диавол настолько извратил сознание, что грех стал нормой, а добродетель попирается.

Но у нас есть надежда войти в Царство Небесное через праведную жизнь во Христе и очищение души покаянием. А в Небесном Царстве нет ни уныния, ни болезней, ни отчаяния, ни скорбей. Там полнота жизни, полнота радости, И для этого надо постоянно готовиться, ежесекундно помнить: вся наша жизнь - это только подготовка в вечность. Сколько миллиардов людей было на земле, все перешли в мир большинства. И теперь мы стоим на пороге в тот мир.

Можно ли причащаться невенчанным?

Этот вопрос очень сложный, и его должно решать с духовником. Невенчанный брак Богом не благословлен. Например, женщина живет в Москве. У нее квартира. Из другого конца Москвы к ней приезжает мужчина и сожительствует с ней. Ну, и как: можно таких людей допускать до причастия?" Многие воскликнут: "Батюшка, это же блуд. Они незаконно живут".

Хорошо. Потом этот мужчина собирает свои вещички и перебирается к ней, думает: "Что я буду ездить туда-сюда". Приехал, стал жить, прописался у нее. Зарегистрировались в ЗАГСе, на случай развода, чтобы поделить нажитые вместе вещички. Стал ли тогда брак законным? Ничего подобного, он такой же незаконный. Просто они съехались вместе.

Законным этот брак будет тогда, когда они будут иметь крепкую веру, дадут Богу обещание соблюдать в браке чистоту, то есть в посты не потакать пехотным желаниям, не прелюбодействовать на стороне и повенчаются. Вот тогда этот брак будет "зарегистрирован" на Небесах. Этот брак Богом благословлен.

Сейчас многие венчаются по настоянию родителей. Мать сыну или дочери говорит: "Надо вам обязательно повенчаться!" И дети в угоду родителям венчаются в церкви. Мать спокойна, утешена. А они пожили месяца два-три, скандал, и разбежались. Вскоре находят себе другую пару и начинают жить новой семьей. Так они прелюбодействуют и попирают святые узы венчанного, благословленного Богом брака.

Законом, данным Богом, эти люди связаны брачными узами до тех пор, пока один из супругов жив. Умер муж, жена может выйти замуж, и наоборот. Но при живых обоих супругах никто из них не может жить с другим человеком. И ни один священник не имеет права их венчать.

Что Бог сочетал, то человек да не разлучает. "Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует" (Лк.1б, 18). "Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей" (1 Кор.7,10).

Если стало невмоготу жить с супругом, и вы разошлись, значит, надо сохранять себя в чистоте; но лучше примириться с тем, кого даровал Вам Господь.

Мы причащаем младенца, а он почему-то после причастия раздражительным становится.

Многое зависит от родителей. Ребенок безгрешный, святой, а родители часто нераскаянные, и это их внутреннее состояние отражается на ребенке. Упоминается в житии праведного Иоанна Кронштадтского: когда к нему приносили причащать младенцев, некоторые из них не хотели принимать Святые Дары - махали руками, крутились, вертелись. И праведник пророчески говорил: "Это будущие гонители Церкви". Они уже от рождения были противники Бога.

Бабушка втайне от родителей причащает маленького ребенка, ее смущает, что втайне.

Ничего плохого здесь нет. Наоборот, очень хорошо, что кто-то нашелся в семье, делает доброе дело для души этого ребенка. Ребенок должен жить духовной жизнью. Если он не будет причащаться, душа его может умереть и маленький человек будет расти с мертвой душой. Впоследствии им может овладеть злая сила даже до душевной болезни, до беснования. А если этого, по милости Божией, не случится, просто вырастет человек со злым характером.

Маленький посаженный цветочек требует к себе заботы и внимания. Он нуждается в поливке, в рыхлении и освобождении от сорной травы. Так и ребенка необходимо причащать Святыми Тайнами - Кровью и Телом Христовыми. Тогда его душа живет и развивается. Она попадает под особое покровительство Господней благодати.