Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — милость Всевышнего верующим. Еда, которую любил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует (1) Понимание пагубных последствий гнева

6. Вопрос: Соответствует ли Исламу чтение мавлидов?

Ответ: Да, соответствует . На мавлидах мусульмане читают назму, восхваляя Пророка , благословляют его, читают Коран, поминают Аллаха делают зикр, а также совместно принимают пищу. Кто утверждает, что все эти деяния противоречат Исламу, тот отрицает истинность Корана и Сунны, т.е. Ислама. Если кем-то иногда во время мавлида допускается что-то противоречащее Шариату, то пусть осуждают этот поступок, но не мавлид.
При коммунизме в течение 70 лет было запрещено открыто говорить об Исламе. Если бы не исполняли мавлиды, откуда люди узнали бы о Пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) , о его потомках, предках, а также его чудесах, прекрасных качествах и о битвах, в которых он принимал участие?!

Если человек не является врагом Ислама, станет ли он называть нововведением (бид‘а) или заблуждением мавлиды, которые, повествуя о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) , увеличивают к нему любовь?

7. Вопрос: В последнее время появились люди, утверждающие, что нельзя просить заступничества (шафа‘ат) у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , что, поступая так на мавлидах, мусульманин становится многобожником (мушриком). Так ли это?

Ответ: Нет, не так. Если бы просьба о заступничестве была многобожием, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал бы делать это прежде всего своим сподвижникам (асхабам ) . Но известно, что, когда сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Анас (да будет доволен ими Аллах) прослуживший 10 лет у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , обратился к нему со словами:

«О, Посланник Аллаха! Заступись (сделай шафаат) заменяв Судныйдень!», ответом ему были слова Пророка(да благословит его Аллах и приветствует): «С позволения Аллаха, я сделаю это» (Хадис, рассказанный ан-Насаи с хорошим иснадом, в книге «Сунан»).

Абу Фирас Рабиат бину Ка‘б просил у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) : «Я прошу тебя, чтобы ты позволил мне быть твоим другом в Раю». И ему Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «В таком случае помогай мне [в борьбе] против твоего нафса, совершая множество земных поклонов (суджда) » (Этот хадис рассказал Муслим в книге «Риязу ссалихин», 106-й хадис).

Байхаки рассказал: Сподвижник Саваб бину Кариб просил у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) : «Ты будь оказывающим мне заступничество (шафа‘ат) в Судный день» («Мафахим», 160). Также ‘Авф бину Малик, Му‘аз бину Джабал и Абу Убайдат бину Джаррах просили: «О, Посланник Аллаха! Ты сделай нас удостоившимися твоего заступничества (шафа‘ата) ». На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Мое заступничество получит каждый мусульманин» (Этот хадис рассказал Табрани из разных иснадов).

Помимо этих, во всех других случаях, когда у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) просили заступничества, он никогда не говорил, что подобное является многобожием или что этого нельзя просить. Разве можно считать многобожием то, что разрешал сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ?!

8. Вопрос : Является ли запретным (харам ) громкое чтение салавата (благословения ) Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после чтения азана муэдзином ?

Ответ: Нет, не является. После чтения азана является желательным (сунна ) благословлять Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) . Это должен сделать тот, кто читал азан, и тот, кто слышал его. В достоверном хадисе, переданном Муслимом, говорится:

«Когда вы услышите чтение азана муэдзином, вы повторяйте то, что он говорит, и после этогопрочитайте мне салават и просите у Аллаха василат для меня» (Муслим ) . Поскольку муэдзин тоже должен просить василат Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и поскольку в хадисе говорится, чтобы просили василат после чтения салавата, следовательно, для муэдзина тоже является сунной читать салават после азана.

Также нельзя утверждать, что запрещено читать салават громко, поскольку в хадисе не указывается, как нужно это читать: громко или про себя. Поэтому салават можно читать как громко, так и тихо, про себя. К тому же, с точки зрения целесообразности, громкое чтение салавата муэдзином более предпочтительно. К примеру, если кто-либо не услышал азан, то громкое чтение салавата послужит напоминанием о нем. В книгах по шариату подробно пишется, что после азана можно громко прочитать салават.

9. Вопрос: В последнее время появились некоторые люди, утверждающие, что при чтении салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) нельзя говорить слово «сайидина» (наш господин). Поскольку слово «господин» можно использовать только по отношению к Аллаху. Правильно ли это утверждение?

Ответ: Можно сказать, что человек утверждающий подобное, является глупцом не знающим ни Шариат, ни арабский язык. В арабском языке слово «сайид» имеет несколько значений.
К примеру, раба и хозяина называют: « аль абду ва сайидуху » т.е. раб и его хозяин.
Таким же словом называют и мужа.
В Коране говорится:

« Они оба (Юсуф и Зулейха) нашли её сайида (т.е. мужа) у дверей » (сура « Юсуф » , аят 25).

Так же называют уважаемого предводителя какой-нибудь группы людей. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , когда к нему пришёл Са‘ад бину Му‘аз, сказал: «Вы вставайте перед вашим сайидом» (Достоверный хадис, передал Бухари).

Сайидами называют потомков Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . Как можно после всего этого утверждать, что нельзя называть «сайидом » Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , если «сайидом» называют даже простого человека? Если сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал «сайидом» Са‘ада, который был предводителем мединских сподвижников (ансаров), то по какой же причине нельзя назвать «сайидом» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , который был послан как милость для миров? Также известно, что арабы при обращении уважительно называют друг друга « сайид », « сайидат » (господин, госпожа). Если этим словом нельзя называть Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и нельзя тем самым проявлять к нему уважение, тогда кто же на этой земле достоин того, чтобы его называли « сайидом » ? Упаси Аллах нас от заблуждения. В достоверном хадисе, переданном Тирмизи, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:

«Я являюсь сайидом (господином) потомков Адама, и этим не горжусь».

Все Пророки являются потомками Адама. Сайидом их всех является наш Посланник Аллаха – Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) . И в Судный день он будет господином всех, поскольку он является им и в этом мире. Но только в Судный день всем (и неверующим в том числе) станет понятно, что он сайид.

10. Вопрос: Некоторые говорят: «На мавлидах люди чрезмерно восхваляют Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) . Это бид‘а, поскольку сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, чтобы его слишком не хвалили». Правда ли это?

Ответ: Нет, не правда. Этого никогда не скажет человек, обладающий здравым рассудком, истинной верой и придерживающийся Ислама. Сам Всевышний – Создатель всего сущего – восхвалил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Коране. Разве сможем мы восхвалить его больше, чем Аллах?! Наше восхвалеие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) - это капля в океане восхвалений, которых он заслуживает.

Сам Всевышний Аллах поклялся именем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (сура «Аль-Хиджр», аят 72). Он дал ему Свое великое имя, - « Рауфун Рахим » , т.е. милостивый, жалеющий (сура «Ат-Тавбат», аят 128). Он также обещал ему в Судный день степень (макам ) « василат » , который не получит больше никто ни на небесах, ни на земле. Так говорится в достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом. Его сделали милостью для всех миров (сура «Аль-Анбия‘», аят 107). Всевышний обещал дать ему степень, восхваляемую предыдущими и последующими ангелами, джиннами и людьми (сура «Аль-Исра‘», аят 79). Также Он обещал ему:

« Твой Господь позже даст тебе то, что тебя обрадует » (сура «Аз-Зуха», аят 5). Также сказали ему:

« Твое имя и рассказы о тебе Аллах поднимет среди народов на самое высокое место » (сура «Аш-Шархи», аят 4). Аллах восхвалил его словами:

« Ты обладатель самого высокого нрава » (сура: «Аль-Калам», аят 4). Поэтому, при чтении шахады (свидетельствований), принимая Ислам, написании книги, во время проповеди (хутбы ) на пятничном намазе, при чтении «Аттахияту» в намазе и т.д. – везде и всюду произносится благословение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) . Нет места и времени, где не упоминается святое имя Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) .

Коран запретил даже громко разговаривать в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (сура «Аль-Худжрат», аят 2). Всевышний в Коране повелевает, чтобы при обращении к нему говорили: «О Посланник Аллаха », а не «О Мухаммад», тем самым, оказывая ему уважение и почет (сура «Ан-Нур», аят 65). В Коране он назван «нуром » т.е. светильником, излучающим свет (сура «Аль-Ахзаб», аят 46). Следование Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Аллах сделал признаком следования и любви раба к Нему (Аллаху) (сура «Али-Имран» аят 31). Тот, кто внимательно читает Коран, заметит, что от начала и до конца Священной Книги Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) восхваляется Всевышним. Сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я будувСудный день сайидом (господином) всего человечества» . Этот хадис передал Тирмизи. АнгелДжибриль сказал: « Обойдя Запад и Восток, я не нашел более любимого и дорогогодля Аллаха человека, чем ты (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)» (Так передали имам Табрани, и имам Байхаки).

Разве сподвижники мало исполняли назму (стихотворения), восхваляющие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и после того, как он покинул этот мир? Среди тех, кто исполняли назму, были: ‘Али-асхаб, ‘Аишат, ‘Абдуллах бину Раввахат, Хасан бину Сабит, Сафият бинту Абдуль Мутталиб, Ка‘аб бину Зухайр и другие, да будет доволен Аллах ими всеми. Чтобы восхвалять его как положено, разве не нужно знать его по-настоящему? Кто знал его больше, чем сам Всевышний? Поэтому, даже если захотим, мы не сможем восхвалять его чрезмерно и делать это больше, чем Всевышний Аллах.

Эти заблудшие люди приводят в подтверждение своих слов хадис, где говорится: «Вы меня не хвалите чрезмерно, как христиане хвалят пророка Ису». Они его неправильно понимают. В этом хадисе достоверно говорится так: «Вы меня чрезмерно не хвалите, как христиане ‘Ису сына Марьям». Это означает, чтобы не хвалили, как хвалят христиане Пророка ‘Ису (мир ему) называя его Богом или сыном Бога, чтобы, не обожествляли его, давая ему атрибуты и имена Всевышнего. В остальном разрешается восхвалять Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , как хочешь и как можешь. Как бы мы ни хвалили его, это только капля в океане восхвалений, которых он заслуживает.

11. Вопрос. Некоторые говорят, что Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не нужно любить. И под любовью подразумевают только лишь следование ему и больше ничего. Правильно ли это?

Ответ: Бесспорно, мысль о том, что нельзя любить и хвалить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , впервые врагам Ислама внушил сатана. А они, в свою очередь, внушили эту мысль некоторым глупым «ревнителям» среди мусульман. И те, принимая это за благо, открыто начали об этом говорить.

Мало-мальски разумный человек должен понимать, что невозможно следовать за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в совершенстве, не полюбив его. Как за ним следовать, если его не любить?! Некоторые могут сказать: любя Аллаха, нужно следовать за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) , потому что Всевышний так повелел. Так вот, разве может тот, кто любит Аллаха, не любить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , которого Сам Всевышний больше всех любит? Разве не из-за любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) сподвижники, исполняя его повеления и охраняя его, проявляли чудеса храбрости и стойкости, поразившие весь мир? Ради исполнения его повелений они готовы были идти в огонь и в воду, прикрывали его от стрел и копий врагов своими телами.

И даже когда их тела были изрешечены стрелами и копьями они прикрывали Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) до последнего вздоха. В сражении при Муътате разве не ради исполнения его повеления около трех тысяч асхабов сражались как соколы против 300-тысячной армии византийского императора? Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) подчинил служению ему жизнь свою и семьи, пожертвовал своим домом и всем имуществом. Зубайр бину Даснат, когда враги повели его к виселице, сказал: «Я предпочитаю умереть повешенным, чем заноза войдет в ногу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)» .
Тот, кто внимательно изучит жизнь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , заметит, какие удивительные, поражавшие своим героизмом, поступки, совершали сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) . И всё это из-за сильной любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) . Если бы у нынешних мусульман любовь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) была равна хотя бы десятой части любви сподвижников к нему, то люди во всем мире, увидев их красивое поведение соответствующее пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , исповедовали бы Ислам.

В хадисе сказано:

«Вера ваша не будет совершенной, пока вы не полюбите меня больше, чем своё имущество, своих детейивсех людей» . В версии Бухари добавляется: «…пока не полюбите больше, чем самих себя» . Чья любовь сейчас хотя бы по минимуму соответствует тому, к чему обязывает этот благородный хадис? Мало любить самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , надо ещё любить его семейство, его сподвижников, его Сунну, чтение салавата ему - любить все, что связано с ним. Разве не после того, как управление Меккой и Мединой оказалось в руках людей, которые утверждали, что Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) любить не нужно, были разрушены дом Хадиджи, дом Абу Аюба Ансари, где впервые в Медине поселился Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , также зияраты его семейства и сподвижников и другие благородные места? Разве не из-за ненависти к нему эти заблудшие люди, разрушив дорогие для мусульман места, построили на их месте туалеты? Если бы в сердцах этих людей была хотя бы маленькая толика той любви, о которой сказано в хадисе, то они берегли бы как зеницу ока всё, что напоминает о Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , как это делали сподвижники, табиины, имамы и все следующие за ними богословы.

Сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Халид (да будет доволен ими Аллах) всегда хранил волос Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в своей тюбетейке. Мать правоверных Умму-Салмат (да будет доволен ею Аллах) берегла волос Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в стеклянной бутылке. Халиф Му‘авият за 20 тысяч дирхемов купил у детей Ка‘аба бину Зухайрата халат Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) . Когда жив был сам Ка‘аб (да будет доволен ими Аллах) на просьбу Му‘авията продать этот халат он ответил: «Даже если ты дашь мне весь мир, мне не нужно того, что получу взамен за халат Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) » . Имам Малик никогда не ездил верхом в Медине по земле, по которой ходил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) . И сегодня подлинно верующие готовы жизнь свою отдать за волос или за всё, что напоминает о Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) . И именно в Саудовской Аравии появились люди, проповедующие необязательность любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) , люди, пустые изнутри и не обладающие истинными знаниями. Теперь такие люди, утверждающие то же самое, продавшиеся за доллары и поддавшиеся гнусной пропаганде экстремистов, появились в Дагестане и во всей России.

12 Вопрос: Некоторые заблудшие отрицают то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в ночь вознесения (Ми‘радж) видел Аллаха своими глазами. Какова истина на самом деле?

Ответ: Эти заблудшие в качестве довода приводят слова ‘Аиши, которая назвала ложью утверждение, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своими глазами видел Аллаха. Но они не знают, что такие известные сподвижники, как Ибн ‘Аббас, Абу Зарр, Ка‘аб, Ибну Мас‘уд утверждали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) своими глазами видел Всевышнего Аллаха. Это же утверждает и Хасан аль-Басри. Согласно науке усул при возникновении противоречий в высказываниях утверждение «да» считается более весомым, чем отрицание «нет», и исходя из этого выносится решение.

Поэтому ученые-богословы, то утверждение, в котором говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своими глазами видел Всевышнего, считают более достоверным. Кто хочет узнать больше смотрите книгу « Мухаммадун Расулуль - башар » (стр. 120), а также книгу имама Навави « Шархуль Муслим » и др.

13 Вопрос: Правда ли утверждение ваххабитов, что родители Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) будут в Аду?

Ответ: В книге «Альбид‘ату филь мафхумиль исламиййиль хакик» приведены утверждения ваххабитов и ответы, опровергающие их, там приводятся доводы в пользу того, что родители Посланника Аллаха (мир и благословение ему) спасутся от Ада (Стр. 164-166).

  • 1404 просмотра

    Салла л Лаху алайхи ва саллам (араб. صلى الله عليه وسلم‎‎ ṣallā llahu ʿalayhi wa sallam, «да благословит его Аллах и приветствует») фраза, которую мусульмане произносят после упоминания имени пророка Мухаммада. В текстах её обычно сокращают до… … Википедия

    Маулид ан Наби (араб. مَوْلِدُ آلنَبِيِّ‎‎) празднование дня рождения Пророка Мухаммада. Проводится в месяц Раби аль ауаль. В некоторых мусульманских странах обычно достаточно пышно и в течение всего месяца в городах развешивают плакаты с… … Википедия

    Достопримечательность аль Масджид аль Харам Страна Саудовская Аравия город … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Давид (значения). Дауд (араб. داود‎‎), в исламе пророк, через которого была ниспослана священная книга Забур, арабский аналог иудейского царя Давида. Пророк Дауд много времени посвящал… … Википедия

    Ислам История ислама … Википедия

    Ислам История ислама … Википедия

    Ислам История ислама … Википедия

    Ислам История ислама … Википедия

Книги

  • Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и да приветствует , Имам аль-Бухари. Имам аль-Бухари вошел в историю тем, что впервые собрал в своем сборнике исключительно достоверные хадисы (высказывания и поступки) Пророка Мухаммеда (да благословит Его Аллах и…
  • Ал-Маулид ал-набауий ал-шариф. Торжественное повествование о благородном Рождестве Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует , Ал-Сиййид Зайн ал-Дин Джафар ибн Хасан ибн Абд ал-Карим ал-Барзанджи. Предлагаем Вашему вниманию книгу Маулида. В мусульманской среде данным термином обозначают день рождения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует; произведение, повествующее…

Мухаммед (с.г.в.)1 родился в Мекке 29 августа 570 года от Рождества Христова - был понедельник, 12 раби аль-ауваль, год Слона (по лунному календарю). Он происходил из храброго и знаменитого племени Курейш. Дед его Абд ал-Мутталиб был старейшиной племени, хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин Абдул Мутталиб умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммед (с.г.в.) жил обычной жизнью мальчика из кочевого племени в аравийской степи, куда увезла его из Мекки кормилица Халима из племени Бану Саад. С матерью Аминой мальчику было суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным сиротой.

Вначале воспитанием будущего пророка (с.г.в.) занимался его дед Абд ал-Мутталиб, а после его смерти - дядя Абу Талиб. В семье дяди Мухаммед (с.г.в.) вел относительно самостоятельную жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел, при спорах на религиозные и моральные темы, при рассказах о торговых путешествиях, о приключениях в далеких странах, о преданиях старины и обычаях разных племен и народов. ВсT это способствовало его духовному развитию.

Мухаммед (с.г.в.) о своем детстве и юности говорил впоследствии просто и лаконично: "Я был сиротой". Сирота достигает зрелости раньше других детей. Он чувствует страдания сирот и сопереживает им в жизни.

В возрасте 12 лет Мухаммед (с.г.в.) совершил свое первое длительное путешествие с караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя посильную для своих лет работу. Продолжительное (полгода) и увлекательное путешествие мимо Ясриба и Табука позволило подростку познакомиться с разнообразными ландшафтами его родины - Аравии, ближе познать жизнь простого народа.

Примерно к 20 годам Мухаммед (с.г.в.) начал совершенно самостоятельную жизнь, без формальной опеки Абу Талиба. К этому времени полностью определился род его занятий - он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента. По словам арабских историков, Мухаммед (с.г.в.) слыл человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасные характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову.

В 25 лет Мухаммед (с.г.в.) женился на богатой вдове Хадидже, дочери Хувайлида. Брак их оказался на редкость счастливым. Хадиджа стала для своего мужа не только любимой женой, но и лучшим другом, советчиком и помощником на его трудном поприще пророка. Она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум и, наконец, Фатиму-захра ("прекрасную", "блестящую"). К огромному горю родителей, сыновья их умерли в детстве, а дочери еще при его жизни, после замужества. Только Фатима пережила отца на 6 месяцев.

Еще во время торговых путешествий, наблюдая религиозные верования разных народов, особенно иудеев и насара (христиан), сравнивая их с идолопоклонством своих единоплеменников, Мухаммед (с.г.в.) отмечал положительные и отрицательные качества этих религий. Он много размышлял о вере, о Боге и окончательно пришел к выводу, что Бог (Аллах) - один, и никакой идол не может его заменить. Сделанный руками людей, идол не может исполнять функции Аллаха. Поэтому поклоняться идолам - преступление перед единым Аллахом. Мухаммед (с.г.в.) молился Всевышнему Аллаху в полном одиночестве.

В молитве он находил, по собственным словам, "истинное наслаждение". Озарения, которые периодически осеняли его, позволяли всем своим существом чувствовать живое присутствие Бога в мире и в себе самом. Это наполняло Мухаммеда (с.г.в.) чувством просветленного счастья и блаженства, что приводило к стремлению всеми способами углубить и упрочить веру в Бога. А для этого требовалось постоянное очищение движений души, мыслей, слов и поступков: пост, молитва и созерцание. "Соединение верующего с Богом возвышением духа" возможно, как считал Мухаммед (с.г.в.), лишь в молитве. И он проводил в молитве треть или даже половину ночи, не считая дневных молитв.

Излюбленным местом молитв и размышлений Мухаммеда (с.г.в.) являлась расположенная в нескольких часах ходьбы от Мекки гора Хира (пустынный каменистый холм), где он чаще всего проводил весь месяц рамадан. В конце третьего года непрерывных молитв и религиозных исканий его труды увенчались успехом: к нему снизошло первое откровение Бога. В одну из ночей месяца рамадан 610 года сорокалетнему Мухаммеду (с.г.в.) на горе Хира впервые явился некто могучий и страшный2 и приказал ему (неграмотному!) читать, а когда Мухаммед отказался, сам прочел ему пять строк и приказал повторить их, и строки эти врезались в сердце Мухаммеда (с.г.в.): "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твои щедрейший, который научил Каламом3, научил человека тому, чего он не знал".

Пять коротких строк, продиктованных Мухаммеду (с.г.в.) в одну из ночей рамадана (эта ночь в дальнейшем получила название Ночи Свершения, или Ночи Могущества), содержали важнейшие сведения о сущности Бога и Его отношении к человеку. Бог в них определен как всемогущий Творец, ни на секунду не покидающий мир в своей творческой заботе - творить сложное, совершенное и прекрасное. Пример его особого всемогущества - создание самого сложного и совершенного существа на земле - человека. Щедрейший Бог научил человека тому, чего тот не знал, - "каламом". Значит, Бог является основным источником знания для человека, и это знание нисходит к человеку в виде "писания". В священную Ночь Свершения, или Ночь Могущества, Джибрил сообщил Мухаммеду (с.г.в.) отрывок из небесного Корана, и тем самым было положено начало Корану земному - точной копии небесного подлинника.

Откровение, полученное па горе Хира, окончательно убедило Мухаммеда (с.г.в.) в правильности сложившихся у него религиозных представлений, он уверовал в их истинность так же, как в свою пророческую миссию. Первой приняла новую веру жена Мухаммеда (с.г.в.) Хадиджа, а затем его двоюродный брат и воспитанник Али и приемный сын Зайд. Самые близкие люди без малейших колебаний уверовали в Мухаммеда (с.г.в.), уверовали глубоко и на всю жизнь.

Первым среди курайшитов новую веру принял Абу Бакр ас-Сиддык, который стал активно проповедовать Ислам среди своих многочисленных друзей и знакомых. На первых порах проповедь новой веры проводилась в глубокой тайне. Распространение учения шло очень медленно: за 3 года Мухаммед (с.г.в.) приобрел всего около 40-50 сторонников. Из них он создал религиозную общину (умму), прочно сцементированную взаимным побратимством и всецело преданную ему, Мухаммеду (с.г.в.) - духовному главе, пророку и посланнику Аллаха.

За эти три года никаких новых откровений Бог не посылал Мухаммеду (с.г.в.). И только в конце 613 г., когда тот, закутавшись в плащ, лежал в беседке, снова прозвучал голос Всевышнего:

О завернувшийся!

Встань и увещевай!

И Господа твоего возвеличивай!

И одежды свои очисть!

И скверны беги!

И не оказывай милость, стремясь к большему!

И ради Господа твоего, терпи!

Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь веры.

Первую публичную проповедь Мухаммед (с.г.в.) провел с холма ас-Сада в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха, а когда Мухаммед (с.г.в.) об"явил себя посланником Аллаха, на него посыпался град насмешек. И так повторялось каждый раз, когда появлялся Мухаммед (с.г.в.) со своей проповедью. Курайшиты не хотели признавать всемогущего Аллаха. Всю систему доказательств, выдвинутую Мухаммедом (с.г.в.), - сотворение Богом земли, человека, животных и т. д., - они считали несерьезной. Идолопоклонники требовали от него чудес, которые подтвердили бы его превосходство и степень достоинства перед Богом. Мухаммед (с.г.в.) считал главным чудом новой веры Коран.

Несмотря на ожесточенную полемику Мухаммеда (с.г.в.) и его немногочисленных сторонников с курайшитами- идолопоклонниками, обстановка в Мекке в течение первого года после начала публичной проповеди новой веры оставалась мирной. Но когда Мухаммед (с.г.в.) от прославления единого истинного Аллаха перешел к прямым нападкам на богов, которых почитали в храме Кааба, это вызвало переполох в Мекке. Курайшиты поняли, что против мусульман нужны решительные действия. Мухаммеду (с.г.в.) н его сторонникам запретили молиться вблизи Каабы; мекканскими верхами была организована травля Мухаммеда (с.г.в.) и его сторонников. Были случаи, когда Мухаммеда (с.г.в.) и других мусульман забрасывали камнями и грязью, а соседи украдкой выливали помои н нечистоты у порога его дома.

Мухаммед (с.г.в.) жил в атмосфере неслыханных унижений, от которых его не в состоянии были защитить сторонники его учения, но пророк (с.г.в.) нашел выход из создавшегося драматического положения - поселение там, где можно было добыть себе пропитание и укрыться от "злобы" курайшитов. Так примерно 83 мусульманина выселились в Эфиопию. Это была первая хиджра - первое переселение мусульман. Произошло это событие в 615 году, через 5 лет после начала проповеднической деятельности Мухаммеда (с.г.в.). Но сам Мухаммед (с.г.в.) все еще оставался в Мекке. И только в 622 г. он сам со своими близкими совершил хиджру в Медину, не выдержав всех притеснений, насмешек, преследований, которые его сопровождали в Мекке и еT окрестностях. Год переселения (хиджры) стал началом летоисчисления для всех мусульман, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда (с.г.в.) получила почетное наименование мухаджиров, совершивших Хиджру. С Хиджрой пришел конец слабости и унижению, и началась эпоха величия и мощи Ислама.

Укрепившись в Медине, посланник Аллаха (с.г.в.) приступил к созданию своего могучего государства. Главной его целью было об"единение всех арабских племен, погрязших в язычестве и бесконечной междоусобной борьбе, в единый народ, преданный Исламу. В начале 624 г. был составлен и принят документ, получивший название "Конституция Медины". В этом документе, который дошел до нас в подлиннике, впервые было определено положение Мухаммеда (с.г.в.) в Медине и принципы, на основе которых осуществилось превращение разноплеменного населения оазиса в единый народ, умму пророка и посланника Божьего (с.г.в.). В "Конституции" Мухаммед (с.г.в.) не назван правителем, он признан пророком - человеком, получающим откровения от Аллаха.

Медина стала сильным мусульманским центром (через несколько лет она станет столицей и главным торговым центром всех покоренных земель). Здесь была построена первая мечеть, где мусульмане молились все вместе. Слава о Мухаммеде (с.г.в.) и его вере распространилась далеко за пределы Медины. Но Мекка, которой правил мстительный Абу Суфиан, по-прежнему была враждебна мусульманам. Мухаммеду (с.г.в.) во главе мусульманского войска пришлось участвовать в разных военных конфликтах (сражения при Бадре и Ухуде), чтобы образумить курайшитов военной силой и доказать им могущество Ислама.

В 630 г. Мухаммед (с.г.в.) торжественно в"ехал в покоренную им Мекку. Племенная знать курейшитов сочла за благо не продолжать спор. Мекка с Каабой становились святынями Ислама. Посланник Аллаха (с.г.в.) направил своих послов к римскому цезарю, владыке персов хосрою, эфиопскому негусу, правителю Египта, призывая их присоединиться к Исламу. Все посланцы, выполнив поручение пророка (с.г.в.), вернулись к Мухаммеду (с.г.в.), а через несколько лет Персия, Аш-Шам и Египет стали Исламскими государствами.

Пророк (с.г.в.) умер в 633 г. в Медине, где и похоронен. Но великий пророк (с.г.в.) продолжает жить в сердцах всех людей, исповедующих Ислам. Биография великого пророка Мухаммеда (с.г.в.) описана во многих книгах. Из них на русском языке, полностью или частично, изданы:

первая биография пророка (с.г.в.), составленная в VIII в. Ибн Исхаком и дошедшая до нас в переработке Ибн Хишама (IX в.)

В.С.Соловьев, "Жизнь Мухаммеда"

В.Ирвинг, "Жизнь Мухаммеда"

В.Ф.Панова, Ю.Б.Вахтин, "Жизнь Мухаммеда"

"Истории жизнеописания Посланника Аллаха", составитель Абдель Хамид Джуда аль-Саххар

"Житие Пророка Мухаммеда", общество Ибад-ар-Рахман

А.Ширенгер, "Жизнь и учение Мухаммеда"

У Мюир, "Жизнь Мухаммеда"

Г.Гримме, "Мухаммед"

Ф.Буль, "Мухаммед в Мекке", "Мухаммед в Медине"

О.Г.Большаков, "История Халифата. 1.Ислам в Аравии (570-633)"

и ряд других.

мухаммед религиозный откровение пророк

Исламское представление о Боге

  • - Бог не имеет ничего общего с человеком.
  • - Бог - вне пространства и времени.
  • - Он создал и бесчисленное множество миров, и бесчисленное множество наделенных разумом существ, одним из которых является человек.
  • - Связь человека с Богом односторонняя: человек зависит от Бога, а Бог нисколько не зависит от человека; своим поведением, своими поступками и словами человек не может оказать никакого влияния на Бога.
  • - Хорошо то, что предписано Богом; плохо то, что запрещено Богом... Вне Бога нет ни добра, ни зла.
  • - Бог добр и милосерден не потому, что он "должен", "обязан" быть непременно добрым и милосердным; доброта и милосердие просто Его изначальные свойства, вытекающие из отношения Творца к сотворенному миру.
  • - Бога нельзя было бы признать абсолютно всемогущим, если бы в мире происходили хоть какие-нибудь случайные, заранее им не предусмотренные события. Поэтому учение о предопределении является закономерным следствием всякого развитого монотеизма. Это учение, согласно которому все совершается с фатальной неизбежностью, кажется противоречащим нравственной ответственности каждого отдельного человека. Ислам дает разрешение этой проблемы: хотя все совершается только по воле Бога и судьба каждого человека в самых мельчайших деталях предопределена миллионы лет тому назад, тем не менее человек отвечает за каждый свой поступок так, как если бы он обладал полной свободой воли. Человек должен стремиться к добру и избегать зла, потому что такова воля Бога, и не забывать, что за каждый свой поступок и каждое движение души он будет судим по всей строгости, без всяких скидок на предопределение так, как будто в любой жизненной ситуации от него, и только от него, зависит выбор поведения.

"О Господи! Молю тебя..." Одна из молитв пророка (с.г.в.)

  • - О Господи! Даруй мне любовь к Тебе, даруй мне любовь к тем, кого Ты любишь; сделай так, чтобы я мог исполнить дела, заслуживающие Твоей любви; сделай так, чтобы любовь к Тебе была мне дороже меня самого, дороже семьи моей и богатства!
  • - О Господи! Молю Тебя о твTрдости в вере и о готовности Твоей приобрести милость в глазах Твоих и подобающим образом чтить Тебя; молю тебя еще, чтобы Ты дал мне сердце невинное, отвращающее от порока, и правдивый язык.
  • - И молю Тебя еще, чтобы Ты дал мне то, что ты признаешь добродетелью, оградив от того, что Ты признаешь пороком, и чтобы Ты простил мне те прегрешения, которые Ты знаешь.

"Вы не войдете в царство Божье, если..." Отрывки из проповедей пророка (с.г.в.)

  • - Вы не войдете в царство Божье, пока не будете иметь веры, и вы не исполните веры до тех пор, пока не будете любить друг друга.
  • - К родителям благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им - тьфу! - и не кричи на них, а говори им слово благородное.
  • - Рабство не отменяется, но мусульманин не может быть рабом мусульманина. Если ты верующий и твой раб принял Ислам, то ты должен немедленно и без всякого выкупа освободить своего брата. Но даже если раб не мусульманин, то и тогда отпустить его на волю - дело богоугодное и похвальное, потому что все люди - братья, в том числе и те из них, до которых пока, по их душевной слепоте и в соответствии с помыслом Бога, голос истинной веры ещT не дошел.
  • - Ваши слуги - это ваши братья, которых Бог поставил под вашу власть. Всякий, кто является господином своего брата, должен давать ему есть то, что он ест сам, и одевать его так же, как он одевается сам. Не заставляйте ваших слуг делать непосильную работу, а если это случится - помогите им. Отдавайте работнику плату его прежде, чем высохнет его пот.
  • - Тот не "очищает" себя, кто не проникнется постоянным стремлением помочь ближнему, сделать ему добро, и в первую очередь прийти к нему на помощь, если он беден. Поэтому каждый верующий должен постоянно творить милостыню, что для зажиточных означает отдавать часть своего имущества в пользу бедняков и неимущих, накормить голодного, напоить жаждущего.
  • - Избегайте подмечать и осуждать в людях недостатки, особенно такие, какие есть в вас самих, так как подобный критицизм основан на гордыне, на желании приукрасить себя и оправдать, и это очень плохо, так как "истинная скромность - источник всех добродетелей".
  • - Когда вы видите человека, одаренного более вас богатством или красотой, тогда подумайте о людях, одаренных менее вас.
  • - Каждый должен руководствоваться старым, давно известным принципом: желай брату своему того же, чего пожелал бы самому себе.
  • - Основное требование - говорить истину, быть правдивым. Такие речи полезны и тому, кто их ведет, и тому, кто слушает. Быть правдивым не значит во всех случаях, в глаза и за глаза, "резать правду- матку": не всякая правда полезна, об ином следует и умолчать, особенно если правда касается других.
  • - Не злословь никого. И если кто-нибудь станет злословить тебя и выставлять на вид пороки, которые он знает в тебе, не разоблачай пороков, какие ты знаешь в нем. Недостойно позорить чью-либо честь; недостойно проклинать кого-либо; недостойно всякое пустословие.
  • - Будьте братьями, рабы Аллаха. Он повелел вам: мусульманин - брат мусульманина, он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает его.
  • - О мусульмане, если я ударил кого-нибудь из вас - вот спина моя, пусть и он ударит меня! Если кто-нибудь обижен мною, пусть он воздаст мне обидой за обиду! Если я похитил чье-нибудь добро, пусть отнимет его у меня обратно. Не бойтесь навлечь на себя мой гнев - зло не в моей природе... (Из проповеди, произнесенной перед смертью в мечети).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда был весел и обходителен, никогда не опускался до грубости и не кричал, подобно тому, как кричат на базарах. Он, да благословит его Аллах и приветствует, чаще всех улыбался, реже всех гневался, быстрее всех склонялся к согласию, всегда выбирал наиболее легкое из двух дел, если это не влекло за собой греха, а если это было связано с грехом, то держался дальше всех от подобного, и он, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя лично, но подвергал наказанию тех, кто нарушал запреты Аллаха.

Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был самым щедрым, великодушным, смелым, стойким, достойным и стыдливым из людей, и если ему не нравилось что-либо, то он говорил человеку об этом прямо.

И, наконец, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым справедливым, добродетельным, правдивым и честным человеком, получившим прозвище «Амин» (верный, честный) ещё до начала выполнения им его пророческой миссии. И он, да благословит его Аллах и приветствует, являлся также самым скромным из людей, самым далёким из них от высокомерия, никогда не нарушал данного им слова, поддерживал самые лучшие отношения с родственниками, был самым сострадательным и воспитанным из людей, никогда не говорил непристойностей, и избегал произносить проклятия, провожал в последний путь усопших, не гнушался общества бедных и неимущих, откликался на просьбы рабов, ел и носил то же, что и они, и никогда не ругал тех, кто ему прислуживал.

Мы ограничимся только этим кратким упоминанием о нравственных качествах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как обо всех его достоинствах рассказать просто невозможно.

И мы просим Всевышнего Аллаха, слава Ему, принять наш скромный труд и помочь нам следовать путём господина посланников и имама пророков и богобоязненных, Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который является лучшим из творений Аллаха.

О Аллах, благослови и приветствуй Пророка, членов его семьи и его благочестивых сподвижников, и позволь нам в день Воскресения собраться под его знаменем!

Аминь, о Господь миров!

Месяц зу-ль-хиджжа 1413 года Хиджры.


Верблюды особой породы, высоко ценившиеся в Аравии.

Карат - одна двадцатая или одна двадцать пятая часть тогдашнего динара, что равняется примерно четверти доллара.

Старое название горы, которую в наши дни называют «Джабаль ан-Нур» (Гора света). Она находится на расстоянии примерно двух миль от Мекки. Что же касается пещеры как таковой, то она расположена чуть ниже вершины, слева от ведущей к ней тропы, и добраться до нее можно только через вершину горы. Длина пещеры чуть менее 4 метров, а ширина - около полутора.

То есть таких видений, относительно истинности которых не возникало никаких сомнений.

Сура «Сгусток», 1-5, Священного Корана.

Ко времени возникновения Ислама иудейские поселения имелись во многих оазисах Аравийского полуострова. Сообщение о том, что Варака знал древнееврейскую письменность, свидетельствует о его постоянных контактах с иудеями, которые могли быть как собственно евреями, так и исповедовавшими иудаизм арабами.

Сура «Завернувшийся», 1-7, Священного Корана.

То есть: прояви свою любовь и уважение.

«Кахин» - предсказатель будущего, впадавший в транс и начинавший бормотать нечто невнятное, когда ему задавали вопросы.

Прорицатели говорили рифмованной прозой, отвечая на вопросы своих клиентов.

В доисламской Аравии колдуны зывязывали узлы на верёвках и дули на них, произнося свои заклинания.

Имеется в виду чтение аятов Корана.

То есть: поминал недобрым словом.

То есть: грешники, нарушители запретов Аллаха.

Крупное арабское поселение на Евфрате, где находилась резиденция арабских правителей из династии Лахмидов.

То есть: попросил других записать для себя.

То есть: то, что ждет их после смерти.

См. суру «Румы», 27.

То есть: не отрекайтесь от поклонения своим богам.

Имеется в виду христианство.

Речь идет о знании, ниспосланном людям свыше.

Имеется в виду безумие, якобы поразившее тех, кто осмелился непочтительно отзываться о божествах идолопоклонников.

Подразумевалось, что мусульмане говорят об Исе нечто совершенно отличное от того, что говорили о нем христиане.

Иначе говоря, Малик предложил Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, свое покровительство и защиту.

Название места в 90 км к востоку от Мекки..

Название урочища и вади (долины).

Который превращался в змею.

Аллах запретил самудянам причинять ей вред, пообещав в противном случае покарать их.

Эти слова обращены к мусульманам.

Имеется в виду всё то, что свидетельствует об истинности пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Имя лжепророка, выступившего со своей проповедью после смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Старое название Медины.

«Камиль» - «совершенный».

То есть до 619 или 620 года.

То есть в течение трех дней после десятого числа месяца зу-ль-хиджа, дня противостояния.

Так называется последний из трех столбов, побиваемых камнями во время исполнения обрядов Хаджа.

Речь идет о соглашениях с иудеями.

Накиб – представитель; уполномоченный; старшина.

Ансары – (мн. число от «насир», в русском языке употребляется только во мн. числе) – жители Йасриба (Медины) из племен Аус и Хазрадж, которые в 622 году заключили договор с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, признали его своим верховным вождем и вероучителем, предоставив ему и мухаджирам (переселившимся) право поселиться в их городе и оказав материальную поддержку.

Иблис (дьявол, сатана) – имя джинна, низвергнутого с небес и ставшего врагом Аллаха, сбивающего верующих с истинного пути. Другие прозвания – Шайтан (как глава всех злых духов – шайтанов), ‘Адувв Аллах («враг Аллаха») или просто ‘Адувв («враг»).

Сурака сделал это на случай победы мусульман над курайшитами.

«Йахйа» почетное прозвище Сухайба, да будет доволен им Аллах.

Название мер объема.

При этом доля побратима была меньше доли кровного родственника.

Члены этого племени исповедовали иудаизм.

Компенсации за убийство, ранение или нанесение увечий.

Это означало, что в случае начала войны одна часть мусульман не должна замиряться с врагом без согласия другой.

Это означало, что на данной территории запрещались любые нарушения закона, решение конфликтов с помощью насильственных методов, охота и т.д.

Труднодоступный район Йемена.

Имеется в виду либо захват торгового каравана во главе с Абу Суфйаном, либо разгром отряда мекканцев под командованием Абу Джахля.

То есть: Аллах Один.

Абу Джахль.

Имеется в виду сообщение о победе в битве при Бадре.

Название кладбища в Медине.

Азриат находился в Южной Сирии.

Савик - походное блюдо в виде сухой каши из молотой пшеницы или ячменя, смешивавшихся с молоком (или водой), медом (или финиками) и маслом.

Имеется в виду Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Сариф находится неподалеку от Мекки.

То есть: Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.

То есть: да возвысит Хубал свою религию. (Хубал - имя идола).

Аль-Узза - имя божества, которому поклонялись курайшиты.

Ат-Тан‘им находится между Меккой и Сарифом.

То есть до апреля 627 года.

Один са‘ равен примерно 4,2 кг.

Абу Лубаба принадлежал к роду Амр ибн Ауф племени Аус, которое еще до битвы у рва заключило союз с бану Курайза.

Са‘д ибн Му‘аз – соплеменник ауситов, один из самых преданных Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ансаров.

То есть после 632 года.

Название земледельческого района Восточной Аравии.

Один из лжепророков.

Этого слона вели с собой эфиопы под командованием Абрахи во время нашествия на Мекку в 570 году.

Вали – старший родственник или опекун, который представляет данное лицо и осуществляет над ним власть.

«Семейство Имрана», 64.

См. суру «Йа Син», 70.

«Семейство Имрана», 64.

Ираклий считал, что ему может помешать его же собственное окружение.

Город и область в Южной Сирии.

То есть, после января 630 года.

См.суру: «Йа Син», 70.

Имеется в виду то, что войско мусульман состояло из пяти отрядов: центра, правого и левого крыла, арьегарда и авангарда.

Со слов Абу Хурайны, да будет доволен им Аллах, было передано большое количество хадисов о словах и делах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Ихрам – специальное для Хаджа одеяние, состоящее из двух кусков белой материи; один оборачивают вокруг бёдер (изар ), другой набрасывают на плечи (рида ’). Голова не покрыта (для женщин обязательно покрывало).

Тальбийа – произнесение слов, обращенных к Аллаху: «Лаббайка» («Вот я перед Тобой»).

См.суру: «Йусуф», 91.

См.суру: «Йусуф», 92.

См. суру «Ночное путешествие», 81.

См. суру «Саба», 49.

Название вади в 80 км к северу от Таифа.

См.суру: «Преграды», 138.

160 000 дирхемов.

Осадные машины (даббаба ).

Город на берегу Евфрата.

Один васк равен примерно 194 кг.

Мудд равен примерно одному литру.

«Таба» - благая, один из эпитетов Медины.

В доисламские времена люди, принадлежавшие к племенам, объединявшимся по принадлежности к культу Каабы, могли совершать ритуальный обход (таваф ) в своей собственной одежде, а все остальные паломники должны были брать одежду у кого-нибудь из этих людей, если они совершали Хадж впервые, или же обходить вокруг Каабы вообще без одежды.

Садака – закат.

Закят – налог в пользу нуждающихся мусульман, благое деяние, материальная помощь, милостыня. Мусульманские правоведы толкуют этот термин как «очищение» (уплата закята «очищает», делает безгрешным пользование богатством, с которого он уплачен).

Имеется в виду «потомок Абд аль-Мутталиба», то есть посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

«Муслимин» - покорившимся воле Господа.

Ихрам – особое состояние, войдя в которое верующий совершает большое паломничество (Хадж) и малое паломничество (Умру ). Добравшись до определенных традицией мест (микат , мн. ч. макавит ), паломник выполняет ряд очистительных обрядов: омовение, обрезание волос, ногтей. В состоянии ритуальной чистоты (тахара ) паломник надевает специальное одеяние – ихрам .

Этого человека убили люди из племени Хузайль.

Обычно Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проводил в мечети последние десять дней Рамадана.

«Воздаяние равным» – кисас – отмщение, разряд наказаний за убийство, ранение и другие телесные повреждения.

Мясо было пищей, которую Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил больше всего.

Ибн Самаан, да помилует его Аллах, говорит, что ученые установили, что самым любимым видом еды для Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было мясо (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 122) .

Наш господин Джаббир, да будет доволен им Аллах, сообщает: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел навестить нас дома. И мы зарезали барана для него. И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Как будто они знали, как сильно я люблю мясо»» (Ибн Маджа, т. 2, с.237. Кутуб Хана Кадиме. Карачи) .

Мясо крайне полезно для человека и всегда было центром традиционных кухонь разных народов и стран.

Всевышний Аллах сотворит мясо для обитателей Рая:

وَلَحْمِ طَيْرٍ مِّمَّا يَشْتَهُونَ

Смысл: «И мясо птиц, которое они желают» (56:21) .

В «Аль-Мавахиб» (т. 4, с. 427) передается, что имам Али, каррамаллаху ваджхаху, говорит, что мясо улучшает цвет лица и характер человека. Имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, сказал, что оно увеличивает ум человека.

Также в «Мунтаха ас-Суль» (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 123) передается, что мясо не должно быть каждодневным блюдом, потому что может привести к сосудистым и сердечным заболеваниям. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не ел мясо каждый день.

Наш господин Абу Дарда, да будет Аллах им доволен, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не отвергал мясо в виде подарка и не отказывался от приглашения ко столу, на котором подавали мясо (Ибн Маджа, т. 2, с. 237) .

Части мяса, которые Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, любил больше всего

Передняя лопатка

Наш господин Абдуллах ибн Масуд, да будет Аллах им доволен, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, очень любил переднюю лопатку (Шамаиль, с.11) .

Также наш господин Абу Хурейра, да будет Аллах им доволен, передает, что однажды Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, принесли мясо и, в частности, ему поднесли лопатку. И Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, говорит, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, любил именно эту часть («Сахих» Бухари, т. 2, с. 684, Карачи) .

Мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, также передает, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, больше всего любил лопатку, но мясо было у них дома не каждый день (Шамаиль, с. 11) .

Одно из чудес Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, как раз связано с бараньей лопаткой. Наш господин Абу Убейд, да будет Аллах им доволен, передает, что однажды он приготовил мясо и пригласил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и подал ему лопатку. Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил вторую, и ее принесли. Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил принести ему еще лопатку. Ему ответили, что у животного есть только две лопатки, а Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил его пойти и поискать внимательнее. И он приносил Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, лопатку каждый раз, как ему говорил Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует (Шамаиль, с. 11) .

Подобные чудеса передаются в большом количестве из сиры Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и мы должны в них верить и принимать их, потому что Аллах наделяет пропитанием Своих рабов, как Он пожелает.

Также с лопаткой связана известная история из сиры, когда иудейка из Хайбара узнала, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, любит мясо и особенно лопатку, и она решила убить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отравив мясо, но когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, откусил первый кусок, то через какое-то время он его выплюнул и сказал: «Мясо мне сообщило, что его отравили».

В другом риваяте передается, что это Джибриль сообщил Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, о яде. Когда эту женщину впоследствии нашли и она признала свою вину, то Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не стал требовать наказания для нее (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 130) .

Мясо без хлеба

Умм Салима, да будет доволен ею Аллах, передает, что однажды она принесла жареную лопатку Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и, съев [лопатку], он совершил молитву (Шамаиль, с. 51) .

Также наш господин Абдуллах ибн Аббас, да будет Аллах им доволен, передает, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, поел мясо и затем совершил молитву (там же) .

Арабы тех времен ели мясо без приправ, и не смешивали его с рисом, и ели без хлеба (Шамаиль Кубра, муфтий Иршад Касими, т. 1, с.103) .

Как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ел мясо

Наш господин Суфьян ибн Умайя, да будет Аллах им доволен, передает: «Однажды я ел вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и я отрывал куски мяса от кости и затем ел их. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поднеси кость ко рту»» (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 138) . Иными словами, вместо того, чтобы отрывать куски мяса, лучше их откусывать.

Абу Али аль-Ашари