Работы в м бехтерева. Вклад В.М. Бехтерева в развитие отеч.психологии. обзор любой работы. Версии о причинах смерти

Владимир Михайлович Бехтерев (родился 20 января по старому стилю, 1857 года в селе Сорали Вятской губернии, ныне село Бехтерево Елабужского района Татарстана; умер 24 декабря 1927 в Москве) - крупнейший учёный: врач, невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог.

Родился в семье станового пристава, рано потерял отца; мать с трудом нашла средства на обучение в гимназии. Окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге; весной и летом 1877 года участвовал в военных действиях в Болгарии (в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.)

24 июля 1885 года назначен экстраординарным профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета. Участвовал в устройстве первой в России окружной психиатрической больницы в Казани - ввел в курс лечения полезную и интересную работу, исключил любые формы насилия над больными.

Возглавить кафедру при условии организации научно-исследовательской лаборатории. Под её создание Министерство просвещения выделило 1000 рублей и годовой бюджет 300 руб. Это была первая в России психофизиологическая лаборатория.

Предметом изучения стало устройство мозга и нервной ткани. В 1885 году Бехтерев описал важнейшее клеточное скопление, входящее в состав вестибулярной системы.

В работах 1887-1892 гг. открыл и описал проводящие пути спинного и головного мозга, показал связь между отдельными участками коры больших полушарий и определенными внутренними органами и тканями - эта работа принесла ему мировую известность.

Одним из первых Бехтерев применил научный подход к воспитанию детей раннего возраста: на основе изучения движений грудных детей показал, что формирование личности начинается уже в первые месяцы жизни.

Осенью 1893 года Бехтерев переехал в Петербург, где занял в Военно-медицинской академии кафедру душевных и нервных болезней. Он начал преподавать невропатологию и психиатрию в академии и вновь открывшемся Женском медицинском институте.

В Военно-медицинской академии он организовал одно из первых в мире нейрохирургических отделений.

На общественные средства создал в 1908 году Психоневрологический институт, ныне носящий его имя.

В годы войны в институте оперировали раненых и оказывали помощь людям, ставшим душевнобольными на фронте.

В мае 1918 года он разработал план создания Института мозга, руководство которым советское правительство поручило Бехтереву.

Тогда же, в 1918 году, Бехтерев объявил о создании новой науки - рефлексологии. По его мнению, объективное исследование личности возможно на основании изучения рефлексов.

На основании закона сохранения энергии психическая энергия человека не может исчезнуть бесследно, - утверждал основатель рефлексологии, - следовательно, так называемое «бессмертие души» должно быть предметом научных исследований.

С подобными выводами Бехтерев пришелся не ко двору в советском государстве. 24 декабря 1927 года во время Первого Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров Бехтерев неожиданно скоропостижно скончался.

Согласно официальной версии, он «отравился консервами». Урна с его прахом похоронена на Волковом кладбище в Петербурге, мозг хранится в Институте мозга.

Вклад Владимира Михайловича Бехтерева в медицину огромен. Помимо самой известной работы - исследования проводящих путей головного и спинного мозга - Бехтерев совершил немало открытий в анатомии и морфологии.

Как невропатолог Бехтерев описал целый ряд болезней, одна из которых (анкилозирующий спондилит) сейчас называется "болезнь Бехтерева".

Изучал и лечил многие психические расстройства и синдромы: боязнь покраснеть, боязнь опоздать, навязчивую ревность, навязчивую улыбку, боязнь чужого взгляда, боязнь полового бессилия, одержимость гадами (рептилофрению) и другие.

Более 40 лет Бехтерев занимался изучением и лечебным применением гипноза, разрабатывая при этом теорию внушения.

Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», Бехтереву принадлежат многочисленные работы, которые посвящены описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) — российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Написал фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Проводил исследования лечебного применения гипноза, в том числе при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

Владимир Михайлович Бехтерев родился 20 января 1857 г. в семье мелкого государственного служащего в с. Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. В августе 1867 г. мальчик начал занятия в Вятской гимназии. После окончания семи классов гимназии в 1873 г. Бехтерев поступил в Медико-хирургическую академию. Он решил посвятить себя невропатологии и психиатрии. В 1879 г. был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. 4 апреля 1881 г. В.М. Бехтерев успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины.

За статью «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы», написанную в 1883 г., Бехтерев был удостоен серебряной медали Общества русских врачей. В том же году его избрали в члены Итальянского общества психиатров.

Владимир Михайлович обращал внимание на то, что нервные болезни нередко сопровождаются психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы. Наиболее известна его статья «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания», опубликованная в столичном журнале «Врач». Описанное в этой статье заболевание в настоящее время известно как анкилозирующий спондиллит, или болезнь Бехтерева. Многие впервые выявленные ученым неврологические симптомы, а также ряд оригинальных клинических наблюдений нашли отражение в двухтомнике «Нервные болезни в отдельных наблюдениях», изданном в Казани.

Работая в Казани, весной 1893 г. Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную.

В лабораториях клиники Владимир Михайлович вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга», где были изложены общие положения о деятельности мозга. В частности, Бехтерев представил энергетическую теорию торможения, согласно которой нервная энергия в мозге устремляется к находящемуся в деятельном состоянии центру. Она как бы стекается к нему по связующим отдельные территории мозга проводящим путям, прежде всего из вблизи расположенных территорий мозга, в которых, как считал Бехтерев, возникает «понижение возбудимости, следовательно, угнетение».

В 1894 г. Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 г. — членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.

В мае 1918 г. Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. Бехтерев умер 24 декабря 1927 г.

БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Выстраивал свою концепцию объективной психологии. В его научных интересах, центральное место занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека. Уделяя значительное внимание психологии, он выдвинул план ее превращения в объективную естественную науку. В начале 20 в. появились его первые книги, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно – клинических и научно – исследовательских институт, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание. Он включал его в предмет психологии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в работах «Объективная психология» и «Общие основания рефлексологии». Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, дополняют данные, полученные при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении.

В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его института постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

С его точки зрения, рефлекс есть способ установления относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Так появилось одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов. Так в книге «Основы общей рефлексологии» он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество осуществляет своего рода социальный отбор, создавая нравственную личность. Т. о., именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни. Доказательством этого послужили, по его мнению, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала 20 в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он рассматривал созданный им Педологический институт как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Он всегда подчеркивал, что все его интересы концентрируются вокруг одной цели – «изучить человека и суметь его воспитать». Бехтерев фактически ввел в психологию понятия: индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи. Он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно, только создав более сильный мотив, который «вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение».

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив. Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология», «Объективное изучение личности». Именно из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Бехтерев выделял людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, и изучал, что происходит с личностью, когда она становится членом коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности.

В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, т. к. любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы, в сущности, ограничивают личность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

А.Ф. Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности

Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.

А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.) . Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека. Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение. Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества. Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся. На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Особенности экспериментального подхода в русской психологии начала XXв

Специфики экспериментального расклада в российской психологии начала ХХ в.; изыскания Н. В общем н. Наверно, ланге, А. К счастью, ф. В самом деле лазурского. Видимо становление течения, основывающегося на экспериментальном способе изыскания психических явлений, исполнялось под действием как совокупных направленностей мировой весьма эмоциональной науки, но и своеобразных социокультурных посылов и критерий становления российского эмоционального познания.

Главной беспристрастной посылом внедрения опыта в психологию появилась необходимость в конкретных, экспериментально неторопливо проверенных итогах налицо эмоциональных изысканий жителя нашей планеты. Действительно однозначно необыкновенно крайне имели необходимость в их резко развивавшиеся в конце ХХ. медицина и педагогика. 2-ой посылом развития экспериментальной психологии было узкое взаимодействие с науками, с коими психология была связана и исторически и логически, сначала, с дисциплинами естественнонаучного цикла. По-видимому данное взаимодействие определило проблематику воистину эмоциональных изысканий и внедрение специалистами по психологии воистину справедливых способов изыскания. Более того третьей посылом выступила логика становления по-человечески научного эмоционального познания, чувство недостаточности и невсеобъемлемости интроспекции как способа и доктрине очень-то научного познания.

Развитие естественнонаучной психологии в Рф было обусловлено образовавшимися в отечественной науке материалистическими тенденциями, воплотившихся в российской философии материализма, и еще в трудах просто-напросто научных работников – естествоиспытателей: Д. С другой стороны и. Короче говоря, менделеева, И. Напротив и. Оказалось, что мечникова, И. Ну что ж м. А теперь сеченова, И. Естественно, п. Стало быть павлова, А. В сущности а. И все же ухтомского и другие.

Особенности русского поведенчества

Если Германия дала миру учение о физико-химических основах жизни, Англия – о законах эволюции, то Россия дала миру науку о поведении. Создателями этой новой науки, отличной от физиологии и психологии, были русские ученые – И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский. У них были свои школы и ученики, и их уникальный вклад в мировую науку получил всеобщее признание.

В начале 60-х гг. 19 в. в журнале “Медицинский вестник” была опубликована статья Ивана Михайловича Сеченова “Рефлексы головного мозга”. Она произвела оглушительный эффект среди читающего населения России. Впервые со времен Декарта, введшего понятие рефлекса, была показана возможность объяснения высших проявлений личности на основе рефлекторной деятельности.

Рефлекс включает в себя три звена: внешний толчок, вызывающий раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг, и отраженное раздражение, передающееся по центробежному нерву к мышцам. Сеченов переосмыслил эти звенья и добавил к ним новое, четвертое звено. Раздражение становится в учении Сеченова чувством, сигналом. Не “слепой толчок”, а различение внешних условий, в которых совершается ответное действие.

Сеченов выдвигает также оригинальный взгляд на работу мышцы. Мышца – это не только “рабочая машина”, но и, благодаря наличию в ней чувствительных окончаний, еще и орган познания. В дальнейшем Сеченов говорит о том, что именно рабочая мышца производит операции анализа, синтеза и сравнения объектов, с которыми она оперирует. Но из этого следует важнейший вывод: рефлекторный акт не завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются в центры головного мозга, и на этом основании изменяется картина воспринимаемой среды. Так рефлекторная дуга преобразуется в рефлекторное кольцо, которое образует новый уровень отношений организма со средой. Изменения среды отражаются в психическом аппарате и вызывают последующие изменения в поведении; поведение становится психически регулируемым (ведь психика – это отражение). На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы.

Сигнал преобразуется в психический образ. Но и действие не остается неизменным. Из движения (реакции), оно превращается в психическое действие (сообразное среде). Соответственно изменяется и характер умственной работы – если раньше она являлась бессознательной, то теперь показывается основа возникновения сознательной деятельности.

Одно из важнейших открытий Сеченова, касающееся работы головного мозга, - это открытие им так называемых центров торможения. До Сеченова физиологи, объясняющие деятельность высших нервных центров, оперировали только понятием возбуждения.

Основные идеи и понятия, разработанные И.М. Сеченовым, получили свое полное развитие в работах Ивана Петровича Павлова.

С именем Павлова ассоциируется, прежде всего, учение о рефлексах. Павлов разделил раздражители на безусловные (безусловно вызывают ответную реакцию организма) и условные (организм реагирует на них только в том случае, если их действие становится биологически значимым). Эти раздражители, совместно с подкреплением порождают условный рефлекс. Выработка условных рефлексов – основа обучения, приобретения нового опыта.

В ходе дальнейших исследований Павлов существенно расширяет экспериментальное поле. Он переходит от изучения поведения собак и обезьян к изучению нервно-психических больных. Исследование поведения людей приводит Павлова к выводу о необходимости различения двух видов сигналов, управляющих поведением. Поведение животных регулируется первой сигнальной системой (элементы этой системы – чувственные образы). Поведение человека регулируется второй сигнальной системой (элементы – слова). Благодаря словам у человека возникают обобщенные чувственные образы (понятия) и мыслительная деятельность.

Павлов также предложил оригинальную идею происхождения нервных расстройств. Он предположил, что причиной неврозов у людей могут служить столкновения противоположных тенденций – возбуждения и торможения.

Идеи, сходные с павловскими, развивал другой великий русский психологи и физиолог Владимир Михайлович Бехтерев.

Бехтерев был увлечен идеей создания науки о поведении, основанной на изучении рефлексов – рефлексологии. В отличии от бихевиористов и И.П. Павлова, он не отвергал сознание как объект психологического исследования и субъективные методы исследования психики.

Одним из первых отечественных и мировых психологов, Бехтерев начинает изучать личность как психологическую целостность. Фактически, он вводит в психологию понятия индивид, личность и индивидуальность, где индивид – это биологическая основа, личность – социальное образование и т.д. Исследуя структуру личности, Бехтерев выделял ее сознательную и бессознательную части. Как и З.Фрейд, он отмечал ведущую роль бессознательных мотивов во сне и при гипнозе. Как и психоаналитики, Бехтерев развивал идеи о сублимации и канализации психической энергии в социально-приемлемом направлении.

Одним из первых Бехтерев занялся вопросами психологии коллективной деятельности. В 1921 г. выходит в свет его труд “Коллективная рефлексология”, где он пытается рассмотреть деятельность коллектива через изучение “коллективных рефлексов” - реакций группы на воздействия среды. В книге поднимаются проблемы возникновения и развития коллектива, его влияния на человека и обратное влияние человека на коллектив. Впервые показаны такие явления, как конформизм, групповое давление; ставится проблема социализации личности в процессе развития и т.д.

Иную линию в исследовании рефлекторной природы регуляции психики развивал в своих трудах Алексей Алексеевич Ухтомский.

Он делал основной упор на центральной фазе целостного рефлекторного акта, а не на сигнальной, как первоначально И. П. Павлов, и не на двигательной, как В. М. Бехтерев. Ухтомский разработал учение о доминанте (1923г). Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т. е. доминанте.

Свои теоретические воззрения Ухтомский испытывал как в физиологической лаборатории, так и на производстве, изучая психофизиологию рабочих процессов. При этом он считал, что у высокразвитых организмов за видимой "обездвиженностью" таится напряженная психическая работа. Следовательно, нервно-психическая активность достигает высокого уровня не только при мышечных формах поведения, но и тогда, когда организм по видимости относится к среде созерцательно. Эту концепцию Ухтомский назвал “оперативным покоем”. Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий спектр психических актов: внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличиях от других). Это "разделение среды на предметы" Ухтомский трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты, выделение только тех раздражителей, которые являются для организма биологически интересными, установление адекватной связи между доминантой (как внутренним состоянием) и комплексом внешних раздражителей. При этом наиболее отчетливо и прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально.

В 2007 г. исполнилось 150 лет со дня рождения В.М. Бехтерева - ученого-энциклопедиста: невропатолога, психиатра, морфолога, физиолога, психолога, основателя отечественной школы психоневрологов.

Бехтерев Владимир Михайлович родился 20 января (1 февраля н.ст.) 1857 г., в селе Сарали Елабужского уезда Вятской губернии – ныне село Бехтерево в республике Татарстан.

Отец Бехтерева, Михаил Павлович, был становым приставом; мать, Мария Михайловна, дочь титулярного советника, получила образование в пансионе, где обучали и музыке, и французскому языку. Кроме Владимира, в семье было еще двое сыновей: Николай и Александр, на 6 и на 3 года старше его. В 1864 г. семья переехала в Вятку, а через год умер от чахотки глава семьи. Материальное положение семьи было очень тяжелым, тем не менее братья получили высшее образование.

В 1873 г. в возрасте 16,5 лет В.М. Бехтерев поступил в Медико-Хирургическую академию в Санкт-Петербурге. Вскоре после поступления он перенес душевное расстройство – «резкую неврастению» (диагноз самого В.М. Бехтерева), – вызванное, возможно, новыми условиями жизни провинциального юноши в столице, но 28 дней лечения в клинике душевных и нервных болезней академии восстановили здоровье. Возможно, поэтому студентом 4-го курса он выбрал специальность «нервные и душевные болезни», но сам он в автобиографии объяснил выбор тем, что это давало возможность быть ближе к общественной жизни. Студентом последнего курса Бехтерев принял участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. в составе «летучего санитарного отряда братьев Рыжовых». Один из братьев был слушателем Медико-Хирургической академии. В отряде из 12 человек было 7 студентов-медиков МХА. Под псевдонимом «Санитар» Бехтерев писал заметки в газету «Северный вестник». В 1878 г. Бехтерев досрочно и весьма успешно сдал выпускные экзамены и был оставлен для дальнейшего совершенствования в Профессорском Институте при академии.

9 сентября 1879 г. Бехтерев заключил брак с Натальей Петровной Базилевской, с которой был знаком с гимназической скамьи еще в Вятке. Они имели шестерых детей: родившийся в 1880 г. Евгений вскоре умер, в 1883 г. родилась Ольга, в 1887 г. – Владимир, в 1888 г. – Петр, в 1890 г. – Екатерина, в 1904 г. – любимая дочь Мария.

В 1881 г. Бехтерев защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему: «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», а 20 ноября того же года он получил ученое звание приват-доцента. В 1883 г. Итальянское общество психиатров избрало В.М. Бехтерева действительным членом, а Общество русских врачей присудило ему серебряную медаль за исследование «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы».

В качестве кандидата на стажировку В.М. Бехтерев представил в конкурсную комиссию 58 работ по различным вопросам экспериментальных исследований и клиники нервных и душевных болезней, и 01.06.1984 г. решением Конференции академии он направляется в первую научную заграничную командировку в Германию. В.М. Бехтерев посещал лекции Вестфаля, Менделя, Дюбуа-Раймона и других известных немецких ученых, занимавшихся изучением нервной системы. Затем в Лейпциге он работал с крупнейшим неврологом и морфологом того времени П. Флексигом, которому вскоре посвятил свою первую фундаментальную монографию «Проводящие пути спинного и головного мозга». Здесь же он начал изучать психологию в лаборатории знаменитого В. Вунда. В декабре 1884 г. В.М. Бехтерев получил официальное приглашение министра народного просвещения Делянова занять кафедру психиатрии в Казанском университете. Он принял это приглашение с некоторыми условиями, одно из которых предусматривало завершение полной программы научной командировки. После Лейпцига Бехтерев посетил Париж, где познакомился с работой великого Ж. Шарко, а затем Мюнхен (клиника проф. Гуддена) и завершил командировку летом 1885 г. в Вене в клинике проф. Мейнерта.

Осенью 1885 г. В.М. Бехтерев приступил к работе в Казанском университете. Он реорганизовал кафедру психиатрии, при которой им вскоре была организована первая в России психофизиологическая лаборатория, где В.М. Бехтерев начал изучать морфологию нервной системы. В казанский период жизни В.М. Бехтерев обогатил науку открытиями в области анатомии и физиологии различных структур головного и спинного мозга. Эти исследования были обобщены в первой монографии «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893 г.); через три года, в 1896 г. вышло второе, основательно переработанное, издание, втрое большее по объему и дополненное 302 рисунками, выполненными с препаратов мозга. Это – огромной ценности свод эмпирического материала, полученного как самим автором, так и другими исследователями. Немецкий профессор Ф. Копш (1868–1955) утверждал, что «знают прекрасно анатомию мозга только двое – это Бог и Бехтерев». В 1892 г. В.М. Бехтерев был инициатором создания Казанского Неврологического общества, а в 1893 г. создал журнал «Неврологический вестник», редактором которого был многие последующие годы.

26 сентября 1893 г. В.М. Бехтерев, вместо ушедшего в отставку по выслуге лет его учителя И.П. Мержеевского (1838–1908), возглавил кафедру душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии и стал директором клиники душевных болезней Клинического военного госпиталя, на базе которого располагалась кафедра. Здесь продолжались исследования, начатые еще в Казани и завершившиеся изданием в 1903–1907 монографии «Основы учения о функциях мозга», в 7 частях. Этот труд объемом в 2500 страниц содержит анализ функций различных отделов нервной системы. В 1909 г. работа была переведена на немецкий язык. В период службы в ВМА (1893–1913) семья В.М. Бехтерева занимала казенную квартиру при психиатрической клинике Военно-медицинской академии (Боткинская ул., д. 9).

В Петербурге в 1896 г. В.М. Бехтерев создал журнал «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», а 1897 г. была открыта вновь построенная клиника нервных болезней Военно-медицинской академии (Лесной пр., д. 2), в которой организовали специальную операционную для хирургического лечения некоторых нервных и душевных болезней.

В 1899 г. В.М. Бехтерев был избран академиком Военно-медицинской академии и награжден золотой медалью Российской Академии наук. Через год (в 1900 г.) за монографию «Проводящие пути спинного и головного мозга» В.М. Бехтерев был награжден премией Бэра Российской Академии наук. В этом же году он избирается председателем Русского общества нормальной и патологической психологии и профессором Женского медицинского института по кафедре нервных и душевных болезней.

В течение зимы 1905/1906 г. В.М. Бехтерев исполнял обязанности начальника Военно-медицинской академии. В автобиографии он писал об этом времени: «От меня требовалось провести академию, как учреждение военного ведомства, "благополучно" сквозь бурю и натиск революции. Могу сказать, что это было выполнено с честью, но передавать здесь подробности всех происшествий, бывших за это время в академии, было бы излишне». Военный министр приглашал В.М. Бехтерева занять этот пост «окончательно…, сохранив за мной кафедру и директорство по клинике», но В.М. Бехтерев отказался: в эти годы его научные интересы направлены на изучение психологии – в 1903 г. он впервые выступил с предложением о создании Психоневрологического Института. Эти замыслы успешно осуществились в 1907 г. В этом же году В.М. Бехтерев получил звание заслуженного ординарного профессора.

За последующие четыре года, наполненные хлопотами по созданию института, В.М. Бехтерев завершил трехтомную монографию «Объективная психология». В 1911 г. появились первые собственные здания Института в так называемом Царском городке за Невской заставой, построенные известным специалистом по строительству медицинских учреждений придворным архитектором Р. Ф. Мельцером (1860–1943). В этом же 1911 г. В.М. Бехтерев опубликовал монографию «Гипноз, внушение и гипнотерапия и их лечебное значение».

В 1912 г. в структуре Психоневрологического института был открыт Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма. Через год международное научное сообщество решило преобразовать его в международный научный центр. 19 января 1913 г. Совет Психоневрологического института единогласно избрал В.М. Бехтерева Президентом института на следующее пятилетие; 24 января соответствующие документы были направлены на утверждение в Министерство народного просвещения.

В сентябре-октябре В.М. Бехтерев принимал участие в широко обсуждавшемся в России «Деле Бейлиса»: он провел повторную психиатрическую экспертизу и доказал невиновность Менделя Бейлиса (ему предъявлялось обвинение в ритуальном убийстве православного 13-летнего мальчика Андрея Ющинского, а по результатам первой экспертизы, проведенной профессором И.А. Сикорским, эта возможность не исключалась). После выступления В.М. Бехтерева на процессе М. Бейлис был оправдан судом присяжных. Экспертиза по делу Бейлиса вошла в историю науки как первая судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Тотчас же после выступления В.М. Бехтерева по «Делу Бейлиса», 5 октября, пришел ответ министра народного просвещения Л.А. Кассо (1865–1914) на представление Психоневрологического института: он не нашел «возможным утвердить академика Тайного советника Бехтерева на новое пятилетие в звании президента Института». Одновременно В.М. Бехтерев был уволен из Военно-медицинской академии и из Женского медицинского института.

В 1913 г. семья Бехтерева поселилась в собственном доме, построенном по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера на Каменном острове. В те времена на участке при особняке были подсобные постройки: конюшня, гараж для автомобиля ученого и др. (сохранилось только главное здание). Кроме того, семья имела дачу «Тихий берег» на берегу Финского залива (район нынешнего пос. Смолячково), где проводила воскресные, праздничные дни и все лето. Неподалеку от дачи Бехтерева, верстах в тридцати, находились «Пенаты» – усадьба русского художника И.Е. Репина (1844–1930), которого нередко посещал Бехтерев. По воспоминаниям дочери ученого Марии, они ездили к Репину вдоль залива на лошадях по сыпучим пескам раза два за лето и обязательно на Ильин день. Летом 1913 г. И.Е. Репин написал знаменитый портрет В.М. Бехтерева, хранящийся в Русском музее, а его авторская копия находится в мемориальном музее В.М. Бехтерева при Психоневрологическом институте. В этом же музее хранится и работа скульптора Э.А. Блоха – бюст ученого. Во время позирования В.М. Бехтерев сам вылепил из куска глины голову страждущего мальчика, а скульптор Блох присоединил эту работу ученого к выполненному им бюсту Бехтерева. Смысл удивительной композиции можно выразить так: страдания больного – суть Бехтерева-врача.

В период Первой мировой войны В.М. Бехтерев способствовал переоборудованию Психоневрологического института в Военный госпиталь, в котором функционировало первоклассное нейрохирургическое отделение, впоследствии преобразованное в первый в России Невро-хирургический институт. В 1916 г. учебные подразделения при Психоневрологическом институте были преобразованы в Частный Петроградский Университет.

Революцию 1917 года В.М. Бехтерев принял и с декабря 1917 г. начал работать в научно-медицинском отделе Наркомпроса. С 1918 г. он уже член Ученого Совета при Наркомпросе, и в том же году ему удается организовать Институт по изучению мозга и психической деятельности (Институт мозга), под который правительство выделило здание дворца Великого князя Николая Николаевича-младшего (Петровская наб., 2). В Институте полным ходом начались исследования в рамках нового научного направления, названного В.М. Бехтеревым рефлексологией. В этом же году выходит в свет его монография «Общие основы рефлексологии».

В 1918 г. Частный Петроградский Университет при Психоневрологическом Институте получил официальный статус Второго Петроградского Университета. Но в 1919 г. в Петрограде прошла реорганизация высшей школы, в результате чего юридический и педагогический факультеты были переданы в состав Первого Петроградского университета, медицинский факультет был преобразован в Государственный Институт Медицинских Знаний (ГИМЗ), химико-фармацевтическое отделение – в Химико-фармацевтический институт, зооветеринарный факультет – в Ветеринарно-зоотехнический институт. Таким образом, созданная система подготовки в университете при Психоневрологическом Институте оказалась столь совершенна, что при возникшей необходимости отдельные факультеты и даже отделения были превращены без особых сложностей в самостоятельные высшие учебные заведения.

1 января 1920 г. В.М. Бехтерев обратился в печати к врачам всего мира с протестом против продовольственной блокады России, которую организовали страны Антанты. Это выступление в печати было передано в тот же день и по радио за границу. Выступление всемирно известного ученого оказало определенное воздействие на общественность зарубежных стран, и через некоторое время в газетах появилось сообщение, что блокада снимается.

С 1920 г. и до конца жизни В.М. Бехтерев был депутатом Петроградского Совета, принимая активное участие в работе постоянно действующей комиссии по народному просвещению.

В 1921 г. В.М. Бехтерев добился реорганизации системы научно-исследовательских учреждений Психоневрологического Института в Психоневрологическую академию и был избран ее Президентом. В этом же году В.М. Бехтерев опубликовал монографию «Коллективная рефлексология». В этот период ученый много внимания уделял изучению физиологии трудовых процессов различных профессий и вопросам научной организации труда.

В воспоминаниях сотрудников В.М. Бехтерева и его родных отмечается его отличительная черта – невероятная трудоспособность. В перерывах между лекциями он не отдыхал, а проводил сеансы гипноза в соседней аудитории. Постоянно что-то писал, даже в дороге. Спал не более 5–6 часов в сутки, засыпал обычно в 3 часа ночи. После пробуждения, часто еще не вставая, В.М. Бехтерев принимался за работу над рукописями. Был скромен и нетребователен. Внешние условия жизни для него и его работы не играли никакой роли. Три раза в неделю В.М. Бехтерев проводил приемы больных на дому с восьми часов вечера и нередко до глубокой ночи (до 40 больных за вечер).

Летом на даче В.М. Бехтерев спал и работал на балконе с громадным открытым окном, выходящим на залив. Здесь стояли небольшой стол и удобное соломенное кресло, в котором он иногда для отдыха писал стихи, и со временем у него скопилось их довольно много. Дорожа временем, он почти не ходил пешком. Ел мало, главным образом вегетарианскую и молочную пищу. На завтрак предпочитал крутой овсяный кисель с молоком. За обедом ему подавали отдельно свежий салат, без приправы, целыми листьями. Совершенно не употреблял алкоголь и не курил. Систематически купался в заливе до глубокой осени.

Блестящие способности, пытливый ум, непреклонная настойчивость в достижении поставленной цели и ни с чем не сравнимая трудоспособность В.М. Бехтерева были направлены на последовательное разрешение труднейших задач медицинской теории и практики по изучению, лечению и предупреждению нервно-психических заболеваний.

После революции жена Бехтерева Наталья Петровна жила на даче «Тихий берег», оказавшейся за границей, в Финляндии. В период послереволюционной разрухи в жизни В.М. Бехтерева появилась другая женщина – Берта Яковлевна Гуржи (в девичестве Арэ). Б.Я. Гуржи, сотрудница канцелярии в Комиссии улучшения быта ученых (КУБУ), предоставила В.М. Бехтереву свою квартиру, находившуюся в центре города, для приема пациентов. После кончины Натальи Петровны в 1926 г. Бехтерев официально оформил отношения с Бертой Яковлевной, и она стала носить его фамилию.

В 1927 г. В.М. Бехтерев получил звание заслуженного деятеля науки. 24 декабря 1927 г. в период работы I Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров в Москве, на котором В.М. Бехтерев выступил с докладом, он скоропостижно скончался. Обстоятельства болезни – развитие ее в течение суток, непрофессионализм проведенного лечения, – а также особенности патологоанатомического вскрытия (был извлечен и исследован только мозг), поспешная кремация тела в Москве и последующее в течение 30 лет забвение ученого – все это наводит на мысль о насильственном характере смерти. Берта Яковлевна, сопровождавшая Бехтерева в Москву, присутствовала при его кончине. В 1937 г. она была репрессирована и через месяц после ареста расстреляна. Урна с прахом В.М. Бехтерева, хранившаяся долгие годы в мемориальном музее В.М. Бехтерева, только в 1970 г. был захоронена на Литераторских мостках. Автор надгробного памятника – М.К. Аникушин (1917–1997).

«Систематический указатель трудов и выступлений В.М. Бехтерева, напечатанных на русском языке», составленный О.Б. Казанской и Т.Я. Хвиливицким в 1954 г., содержит около тысячи названий. В этих работах отражены: открытия В.М. Бехтерева в морфологии и физиологии нервной системы, описание 19 новых форм болезней в психоневрологии, изобретения многих новых способов диагностики и лечения и т. д. Известно, что В.М. Бехтерев провел примерно тысячу судебно-психиатрических экспертиз. Журнал «Вестник знания» в 1926 г. опубликовал перечень учреждений и журналов, возникших по инициативе и при непосредственном участии Владимира Михайловича: учреждений – 33, журналов – 10. Впоследствии проведенные исследования творчества ученого позволили добавить к этому перечню еще 17 учреждений и 2 журнала. Работа по библиографии трудов В.М. Бехтерева продолжается, и в настоящее время установлено 1350 опубликованных в различных журналах и отдельных изданиях работ на русском языке и около 500 на других языках, преимущественно на немецком и французском. Однако до сих пор не издано полное собрание сочинений.

В 1957 г. к 100-летнему юбилею ученого улица, на которой расположен Психоневрологический институт, названа улицей Бехтерева, в 1960 г. перед главным зданием института ему поставлен памятник (скульптор М.К. Аникушин), на здании помещена мемориальная доска: «Основатель Психоневрологического института академик В. М. Бехтерев работал здесь с 1908 по 1927 г.». С 1925 г. Психоневрологический институт носит его имя.

Владимир Михайлович Бехтерев, всемирно известный невропатолог, психиатр, физиолог, основатель отечественной школы психоневрологов, родился 1 февраля 1857 года в селе Сорали Вятской губернии.

На выбор специальности повлиял перенесенный Бехтеревым недуг, душевное расстройство. Потому в Императорской Медико-хирургической академии он на старших курсах выбирает в качестве направления - нервные и душевные болезни. Впоследствии он участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

В 1881 г. Владимир Михайлович защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины по теме «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», а также получил ученое звание приват-доцента.

После ряда лет руководства кафедрой психиатрии в Казанском университете, в 1893 г. Бехтерев возглавил кафедру душевных и нервных болезней Императорской Военно-медицинской академии, а т

акже стал директором клиники душевных болезней Клинического военного госпиталя.

В 1899 г. Бехтерев был избран академиком Военно-медицинской академии и награжден золотой медалью Российской академии наук. Недолгое время Владимир Михайлович исполнял обязанности начальника академии.

Владимир Михайлович Бехтерев выступил с инициативой создания Психоневрологического института, и благодаря его стараниям в 1911 г. появились первые здания института за Невской заставой. Вскоре он становится президентом института.

Активно участвовал Бехтерев и в общественной жизни. В 1913 году он принял участие в знаменитом политически ангажированном «деле Бейлиса». После выступления Бехтерева главный обвиняемый был оправдан, а экспертиза по его делу вошла в историю науки как первая судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Подобное поведение вызвало недовольство властей, и вскоре Бехтерев был уволен из академии, Женского медицинского института и не был утвержден на новый срок в качестве президента Психоневрологического института.

В.М.Бехтерев занимался исследованием значительной части психиатрических, неврологических, физиологических и психологических проблем, при этом в своем подходе он неизменно ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Он многие годы изучал проблемы гипноза и внушения.

Поддержка советской власти обеспечила ему относительно достойное существование и деятельность в новой России. Он работает в Наркомпросе, создает Институт по изучению мозга и психической деятельности. Однако альянс с властью был недолгим. Как великий ученый и независимый человек, он тяготился складывавшейся в стране тоталитарной системой. В декабре 1927 года Владимир Михайлович скоропостижно скончался. Существует немало доказательств того, что смерть носила насильственный характер.

Урна с прахом Владимира Михайловича Бехтерева долгие годы хранилась в мемориальном музее ученого, в 1971 г. была захоронена на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Известный отечественный скульптор М.К. Аникушин стал автором надгробного памятника.

Имя Владимира Михайловича Бехтерева носит Психоневрологический институт, а улица, на которой он расположен, также названа в честь великого ученого. Здесь же находится памятник Бехтереву.