Ракетной системой трайдент 2. Русская «Синева» против американского «Трезубца. Сравнительные характеристики модификаций

трёхступенчатых твердотопливных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках .

История разработки

Развёртывание

Осознавая невозможность получения новой ПЛАРБ ранее конца 70-х годов в ТТЗ на «Трайдент I С-4» заложили ограничения по габаритам. Она должна была вписаться в габариты ракеты «Посейдон» . Это позволяло перевооружить новыми ракетами тридцать одну ПЛАРБ типа «Лафайет ». Каждая ПЛАРБ оснащалась 16 ракетами. Также с ракетами «Трайдент-С4» должны были ввести в строй 8 лодок нового поколения типа «Огайо » с 24 такими же ракетами. Из-за финансовых ограничений количество подлежащих переоборудованию ПЛАРБ типа «Лафайет» сократили до 12. Ими стали 6 лодок типа «Джеймс Мэдисон» и 6 типа «Бенджамин Франклин» , а также не снятая с вооружения ssgn-619.

На втором этапе предполагалось построить еще 14 ПЛАРБ типа «Огайо» и вооружить все лодки этого проекта новой БРПЛ «Трайдент II-D5» с более высокими тактико-техническими характеристиками. В связи с необходимостью сокращения ядерных вооружений согласно договору СНВ-2 , с ракетами «Трайдент II-D5» было построено всего 10 лодок второй серии. А из 8 лодок первой серии были переоборудованы на новые ракеты только 4 ПЛАРБ.

Современное состояние

На сегодняшний день ПЛАРБ типа «Джеймс Мэдисон» и типа «Бенджамин Франклин» выведены из состава флота. А по состоянию на 2009 год все 14 находящихся в строю ПЛАРБ типа «Огайо» оснащены «Трайдент II-D5». Ракета «Трайдент I С-4» снята с вооружения .

В рамках программы «быстрого глобального удара» ведутся разработки по оснащению ракет Trident II неядерными боевыми блоками. В качестве боевой части возможно использование или РГЧ с вольфрамовыми «стрелками» , или моноблочной с массой ВВ до 2 т.

Модификации

Трайдент I (С4) (англ. UGM-96A "Trident-I" C4 )

Генеральный подрядчик - фирма "Lockheed Missiles and Space Company". На вооружение ВМС США принята в 1979 году. Ракета снята с вооружения.

Трайдент II (D5) (англ. UGM-133A "Trident-II" D5 )

В 1990 году фирмой "Lockheed Missiles and Space Company" были завершены испытания новой баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) "Trident-2" и она была принята на вооружение.

Сравнительные характеристики модификаций

Характеристика UGM-96A "Trident-I" C4 UGM-133A "Trident-II" D5
Стартовая масса, кг 32 000 59 000
Максимальный забрасываемый вес, кг 1 280 2 800
Боеголовки
Тип системы наведения инерциальная инерциальная +астрокоррекция +GPS
КВО , м 360 - 500
  • 120 с астрокоррекцией
  • 350 - 500 инерциальная
Дальность:
  • максимальная
  • с максимальной нагрузкой
  • 11 000
Длина, м 10,36 13,42
Диаметр, м 1,88 2,11
Количество Х Тип ступеней 3 РДТТ 3 РДТТ

См. также

Напишите отзыв о статье "Трайдент (ракета)"

Ссылки

  • // atomas.ru
  • // warships.ru
  • / Н. Мормуль (недоступная ссылка с 07-02-2015 (1808 дней) - история , копия )
  • / Майкл Билтон (Michael Bilton) // The Times. - Великобритания, 2008. - 23 января.
  • // rbase.new-factoria.ru
  • // rbase.new-factoria.ru

Примечания

Отрывок, характеризующий Трайдент (ракета)

Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова.
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо!
И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова.
– Пг"авда, чог"т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г"остов! Ну!
Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
– Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу.
– Я тебе говог"ю, – закричал Денисов, – он малый славный.
– Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с.
– Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Денисов засмеялся.
– Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен.
– Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу…
– Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова.
– Сказался больным, завтг"а велено пг"иказом исключить, – проговорил Денисов.
– Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр.
– Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов.
В комнату вошел Жерков.
– Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему.
– Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем.
– Врешь!
– Сам видел.
– Как? Мака живого видел? с руками, с ногами?
– Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал?
– Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани?
– Тут, брат, у нас, такая каша второй день.
Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать.

Сделано Русскими

Русская «Синева» против американского «Трезубца»

Баллистическая ракета подводного базирования «Синева» по ряду характеристик превосходит американский аналог «Трайдент-2»

ВКонтакте

Одноклассники

Владимир Лактанов


Ракетный подводный крейсер «Верхотурье» произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева» из подводного положения в акватории Баренцева моря. Фото: Министерство обороны РФ/РИА Новости

Успешный, уже 27-й по счету пуск 12 декабря баллистической ракеты «Синева» с борта атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Верхотурье» подтвердил: у России есть оружие возмездия. Ракета преодолела около 6 тысяч км и поразила условную цель на камчатском полигоне Кура. К слову, подлодка «Верхотурье» является глубоко модернизированным вариантом атомных субмарин проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО), которые составляют сегодня основу морских сил стратегического ядерного сдерживания.

Для тех, кто ревностно следит за состоянием наших оборонительных возможностей, это уже не первое и достаточно привычное сообщение об успешных пусках «Синевы». В нынешней достаточно тревожной международной обстановке многих интересует вопрос возможностей нашей ракеты в сравнении с ближайшим зарубежным аналогом - американской ракетой UGM-133A Trident-II D5 («Трезубец-2»), в обиходе - «Трайдент-2».

Ледяная «Синева»

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» предназначена для поражения стратегически важных объектов противника на межконтинентальных дальностях. Она является основным вооружением стратегических ракетных крейсеров проекта 667БДРМ и создана на базе МБР Р-29РМ. По классификации НАТО - SS-N-23 Skiff, по договору СНВ - РСМ-54. Представляет собой жидкостную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) морского подводного базирования третьего поколения. После принятия на вооружение в 2007 году планировалось выпустить около 100 ракет «Синева».

Стартовая масса (полезная нагрузка) «Синевы» не превышает 40,3 тонны. Разделяющаяся головная часть МБР (2,8 тонны) на дальность до 11 500 км может доставить в зависимости от мощности от 4 до 10 боевых блоков индивидуального наведения.

Максимальное отклонение от цели при старте с глубины до 55 м не превышает 500 м, что обеспечивает эффективная бортовая система управления с использованием астрокоррекции и спутниковой навигации. Для преодоления противоракетной обороны противника «Синева» может оснащаться специальными средствами и использовать настильную траекторию полета.


Межконтинентальная баллистическая трехступенчатая ракета Р-29РМУ2 «Синева». Фото: topwar.ru

Американский «Трезубец» - «Трайдент-2»

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского подводного базирования «Трайдент-2» принята на вооружение в 1990 году. Имеет более легкую модификацию - «Трайдент-1» - и предназначена для поражения стратегически важных целей на территории противника; по решаемым задачам аналогична российской «Синеве». Ракетой оснащаются американские субмарины SSBN-726 класса «Огайо». В 2007 году ее серийное производство прекращено.

При стартовой массе 59 тонн МБР «Трайдент-2» способна доставить полезную нагрузку весом 2,8 тонны на удаление 7800 км от места старта. Максимальная дальность полета в 11 300 км может быть достигнута за счет снижения веса и количества боевых блоков. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 8 и 14 боевых блоков индивидуального наведения средней (W88, 475 кт) и малой (W76, 100 кт) мощности соответственно. Круговое вероятное отклонение этих блоков от цели составляет 90–120 м.

Сравнение характеристик ракет «Синева» и «Трайдент-2»

В целом «Синева» по основным характеристикам не уступает, а по ряду превосходит американскую МБР «Трайдент-2». При этом наша ракета, в отличие от заокеанского аналога, обладает большим потенциалом модернизации. В 2011 году был испытан и в 2014-м принят на вооружение новый вариант ракеты - Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Кроме того, модификация Р-29РМУ3 при необходимости может заменить твердотопливную МБР «Булава».

Наша «Синева» является лучшей в мире по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к одной дальности полета). Этот показатель в 46 единиц заметно превышает аналогичный показатель МБР «Трайдент-1» (33) и «Трайдент-2» (37,5), что непосредственно сказывается на максимальной дальности полета.

«Синева», запущенная в октябре 2008 года из Баренцева моря атомной субмариной «Тула» из подводного положения, пролетела 11 547 км и доставила макет головной части в экваториальную часть Тихого океана. Это на 200 км превышает аналогичный показатель «Трайдента-2». Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире.

По сути, российские ракетные подводные крейсера стратегического назначения способны обстрелять центральные штаты США с позиций непосредственно у своих берегов под защитой надводного флота. Можно сказать, не покидая причала. Но есть примеры и того, как подводный ракетоносец осуществлял скрытный, «подледный» пуск «Синевы» из арктических широт при толщине льда до двух метров в районе Северного полюса.

Российская межконтинентальная баллистическая ракета может быть запущена носителем, который движется со скоростью до пяти узлов, с глубины до 55 м и волнении моря до 7 баллов в любом направлении по курсу движения корабля. МБР «Трайдент-2» при той же скорости движения носителя может быть запущена с глубины до 30 м и волнении до 6 баллов. Немаловажно и то, что сразу после старта «Синева» устойчиво выходит на заданную траекторию, чем не может похвастаться «Трайдент». Это обусловлено тем, что «Трайдент» стартует за счет аккумулятора давления, и командир субмарины, думая о безопасности, всегда будет делать выбор между подводным или надводным стартом.

Важным показателем для такого оружия является скорострельность и возможность залповой стрельбы при подготовке и проведении ответно-встречного удара. Это значительно увеличивает вероятность прорыва системы ПРО противника и нанесения ему гарантированного поражения. При максимальном интервале пуска между МБР «Синева» до 10 секунд этот показатель у «Трайдента-2» в два раза (20 с) больше. А в августе 1991 года был произведен залповый пуск боекомплекта из 16 МБР «Синева» субмариной «Новомосковск», что до настоящего времени не имеет аналогов в мире.

Не уступает американской ракете наша «Синева» и в точности поражения цели при оснащении новым блоком средней мощности. Она может быть использована и в неядерном конфликте с высокоточной осколочно-фугасной боевой частью массой около 2 тонн. Для преодоления системы ПРО противника, кроме специального оснащения, «Синева» может лететь к цели и по настильной траектории. Это значительно снижает вероятность ее своевременного обнаружения, а значит, и вероятного поражения.

И еще один немаловажный в наше время фактор. При всех своих положительных показателях МБР типа «Трайдент», повторимся, с трудом поддается модернизации. За более чем 25-летний срок службы значительно изменилась электронная база, что не позволяет осуществить локальную модернизацию современных систем в конструкции ракеты на программном и аппаратном уровне.

Наконец, еще один плюс нашей «Синевы» - возможность ее применения в мирных целях. В свое время были созданы носители «Волна» и «Штиль» для вывода космических аппаратов на низкую околоземную орбиту. В 1991–1993 годах было проведено три таких пуска, а конверсионная «Синева» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая «почта». В июне 1995-го этой ракетой на дальность 9000 км, на Камчатку, был доставлен комплект научной аппаратуры и почтовая корреспонденция в специальной капсуле.

В качестве итога: вышеуказанные и другие показатели стали основанием для немецких специалистов считать «Синеву» шедевром морского ракетостроения.

В конце минувшей недели Пентагон перекрыл для воздушных полетов и мореплавания значительную территорию мирового океана: к западу от полуострова Флорида в Мексиканском заливе, а также к западу от Анголы в Южной части Атлантики. Это было связано с намеченным в ночь на воскресенье пуском МБР «Трайдент-2» с борта одной из стратегических атомных подводных лодок класса «Огайо».

Данный пуск не значится как плановый, предназначенный либо для подтверждения ТТХ ракет, находящихся в длительной эксплуатации, либо для проведения мероприятий по очередной модернизации ракеты, принятой на вооружение в 1990 году. Поскольку предыдущие плановые стрельбы парой «Трайдентов-2» с интервалом в три часа были произведены в марте лодкой «Огайо», находившейся неподалеку от калифорнийского побережья США.

Так что можно предположить, что сейчас мы наблюдали демонстративную «игру мускулами ». И она была связана с залповым запуском российской стратегической подводной лодкой «Дмитрий Донской» проекта 995 «Борей» четырех МБР «Булава». Залп был произведен с промежутком в 1−2 секунды между выходом двух соседних ракет.

На Западе стрельбы ВМФ РФ тоже считают демонстративными, почему-то привязывая их к приближавшемуся тогда открытию чемпионата мира по футболу. Однако эти стрельбы стали, прежде всего, проверкой систем подводной лодки вести залповую стрельбу, чего в России, начиная с конца 80-х годов, ни разу не делалось.

Сложность таких массированных пусков состоит в том, что лодка после пуска каждой ракеты теряет массу, что приводит к изменению глубины ее нахождения. А это в свою очередь в случае ненадежной работы автоматики управления ракетой может сказаться на точности. 22 мая все ракеты, выпущенные из акватории Белого моря, достигли полигона Кура на Камчатке, все боевые блоки поразили свои цели.

В последние три года пентагоновские генералы, постоянно и целенаправленно выбивая в Конгрессе США финансирование, говорят о необходимости «перед лицом агрессивных устремлений России» совершенствовать свой ядерный потенциал. То есть создавать новое стратегическое оружие во всех трех его видах — подводном, воздушном и наземном.

И эти настойчивые речи возымели действие. В прошлом году бюджетное управление Конгресса опубликовало доклад «Прогнозируемые расходы на ядерные силы США с 2017 по 2026 год». В нем фигурирует общая сумма в 400 млрд. долларов. Разумеется, не все эти деньги будут потрачены на новые разработки и строительство перспективного вооружения. Громадные средства расходуются на содержание существующих арсеналов и стратегической техники. При этом в таком же документе, изданном в 2015 году, речь шла о 350 млрд. Прогресс существенный.

Эти деньги уже начинают активно раскручиваться. И прежде всего в морской составляющей ядерной триады. В настоящий момент проектируется стратегическая лодка «Колумбия» четвертого поколения, которая должна заменить лодку «Огайо», поскольку ей скоро стукнет 40 лет. Стоимость разработки оценивается в 12 миллиардов долларов. Строительство каждой их 14-и стратегических субмарин оценивается примерно в 5 миллиардов долларов. Однако если первые лодки начнут закладываться в следующем десятилетии, то есть в период, обозначенный в докладе Конгресса, то в строй ВМС США они начнут поступать уже в 30-е годы. На весь проект «Колумбия» будет потрачено 100 млрд. долларов.

При этом пока не идет речи о замене ракеты «Трайдент-2» на перспективную МБР. ВМС США она устраивает, поскольку лидирует в мире по целому ряду параметров. У нее самое меньшее круговое вероятное отклонение от цели — порядка 100 метров. У нашей «Булавы» — 250 метров. Пока «Трайдент-2» занимает второе место по дальности после российской «Синевы» — 11300 км против 11500 км. По забрасываемому весу паритет с «Синевой» — 2800 кг. Однако «Синева» после замены стратегических подводных лодок третьего поколения — «Дельфин» и «Кальмар» — на лодки четвертого поколения «Борей» будет снята с вооружения. Останется лишь «Булава», у которой меньше и дальность, и забрасываемый вес. Однако, во-первых, за счет модернизации «Булаву» предполагается в обозримом будущем подтянуть по силовым характеристикам до американской ракеты.

А, во-вторых, система управления «Булавой» более совершенна, что крайне важно в ситуации постоянного наращивания возможностей систем противоракетной обороны. МБР, «тупо» летящая по баллистической траектории, через некоторое время станет не самой сложной добычей комплексов ПРО. Что же касается «Булавы», то в ней использованы современные приемы преодоления ПРО. Короткий активный участок траектории, когда ракета легко обнаруживается по работающему двигателю. Настильная траектория, оставляющая противоракетам слишком мало времени для реакции. И, наконец, маневрирование боевых блоков. А также аппаратура радиоэлектронной борьбы. Ничего этого у МБР «Трайдент-2» нет.

А вот количественный перевес в ракетах, расположенных на одной стратегической подводной лодке, будет ликвидирован с приходом в ВМС США лодок «Колумбия». Сейчас лодка «Огайо» располагает 24-я МБР. На каждой российской лодке 16 МБР. На «Колумбии тоже будет 16. Однако сокращение ударной мощи Пентагон предполагает скомпенсировать большей скрытности «Колумбии». В ней предполагается частично использовать технологии многоцелевой (нестратегической) лодки «Вирджиния», которая, как и наш «Борей», принадлежит к четвертому поколению субмарин.

Морская составляющая триады — наиболее сильная у США. Подводные лодки располагают 67% процентами ядерных боеголовок от их общего количества, находящегося на боевом дежурстве. Все остальное приходится на стратегическую авиацию США и наземные ракеты шахтного базирования.

Второе место занимает воздушная составляющая ядерной триады. И тут предполагается проделать большую работу, чтобы, как заявил недавно на слушаниях в Конгрессе заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерал Пол Сельва , стратегическая авиация гарантированно преодолевала систему ПВО России.

Работы ведутся по двум направлениям. Создаются и перспективный бомбардировщик В-21, и крылатая ракета с ядерным зарядом. Бомбардировщики у США есть, но они в основном совсем древние — В-52. Современных — В-2 — совсем мало, всего лишь 19 машин. Нет стратегических ракет, вместо них бомбы В61 (340 кт) и В63 (1,1 Мт).

Тендер на создание бомбардировщика В-21 стоимостью в 80 млрд. долларов выиграла компания Northrop Grumman. О том, что собой будет представлять В-21 и какими обладать характеристиками, практически ничего неизвестно, поскольку работы находятся на самом начальном этапе. Существует лишь уменьшенный макет для показа прессе и потенциальным заказчикам. Внешне это «летающее крыло», имеющее некоторое сходство с В-2. Предполагается, что бомбардировщик будет иметь два режима управления — пилотируемый летчиком и беспилотный.

Первые самолеты должны по плану появиться уже в 2025 году. Однако это чрезмерно оптимистичные прогнозы. На создание B-2 Spirit ушло 20 лет. 10 лет от начала разработки до первого полета прототипа, и еще столько же до начала серийного производства. Тем не менее, Пентагон планирует к 2037 году иметь 100 новых бомбардировщиков.

Компания «Локхид Мартин» разрабатывает ядерную крылатую ракету большой дальности LRSO (Long Range Stand-Off) для оснащения ею не только перспективного, но и эксплуатирующихся стратегических бомбардировщиков.

Наземные ядерные силы представляют МБР шахтного базирования «Минитмен-3», которые начали ставиться на боевое дежурство в 1970 году. То есть почти полвека назад. Это самое слабое звено ядерной триады США. Если у ракет и хорошая дальность — 13000 км, то практически полностью отсутствуют механизмы противодействия системам ПРО. У них периодически меняют топливо, заменяют состарившиеся боеголовки, подновляют систему управления. Но эта ракета явно устарела, о чем несколько раз заявил Дональд Трамп , проинформированный референтами.

Пентагон решил их заменить на перспективные. Тендер стоимостью 62 млрд. долларов выиграли Northrop Grumman и Boeing. За миллиард они должны к 2020 году предоставить отчет о том, какие технологии необходимо использовать для создания перспективной МБР. То есть это стоимость НИР. Большие деньги придут на этапе ОКР и последующего серийного производства четырехсот ракет. Стоимость закупок вместе со стоимостью разработки — 62 млрд. долларов. Из них 13 млрд. будет выплачено за создание систем командования и контроля, а также пусковых центров.

Ракеты пробиваются на поверхность и уносятся ввысь, навстречу звездам. Среди тысяч мерцающих точек им нужна одна. Поларис. Альфа Большой медведицы. Прощальная звезда человечества, к которой привязаны залповые точки и системы астрокоррекции боеголовок.

Наши стартуют ровно, как свеча, запуская двигатели первой ступени прямо в ракетной шахте на борту субмарины. Толстобокие американские “Трайденты” вылезают на поверхность криво, пошатываясь, словно пьяные. Их устойчивость на подводном участке траектории не обеспечивается ничем, кроме стартового импульса аккумулятора давления…

Но обо всем по порядку!

Р-29РМУ2 “Синева” - дальнейшее развитие славного семейства Р-29РМ.
Начало разработки - 1999 год. Принятие на вооружение - 2007 год.

Трехступенчатая баллистическая ракета подводных лодок на жидком топливе со стартовой массой 40 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 8300 км. Боевая нагрузка - 8 малогабаритных РГЧ индивидуального наведения (для модификации РМУ2.1 “Лайнер” - 4 боеголовки средней мощности с развитыми средствами противодействия ПРО). Круговое вероятное отклонение - 500 метров.

Достижения и рекорды. Р-29РМУ2 обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди всех существующих отечественных и зарубежных БРПЛ (отношение боевой нагрузки к стартовой массе приведенное к дальности полета - 46 единиц). Для сравнения: энергомассовое совершенство “Трайдента-1” - всего лишь 33, “Трайдента-2” - 37,5.

Высокая тяга двигателей Р-29РМУ2 позволяет реализовать полет по настильной траектории, что уменьшает подлетное время и, по мнению ряда специалистов, радикально повышает шансы преодоления ПРО (пусть ценой уменьшения дальности пуска).

11 октября 2008 г. в ходе учений “Стабильность-2008” в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки “Тула” был произведен рекордный запуск ракеты “Синева”. Макет головной части упал в экваториальной части Тихого океана, дальность пуска составила 11 547 км.

UGM-133A Trident-II D5. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году.

Стартовая масса - 59 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Макс. дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков - 11 300 км. Боевая нагрузка - 8 РГЧ ИН средней мощности (W88, 475 кТ) или 14 РГЧ ИН малой мощности (W76, 100 кТ). Круговое вероятное отклонение - 90...120 метров.

Неискушенный читатель наверняка задается вопросом: отчего американские ракеты настолько убоги? Выходят из воды под углом, летят хуже, весят больше, энергомассовое совершенство ни к черту...

Все дело в том, что конструкторы “Локхид Мартин” изначально находились в более сложной ситуации по сравнению с их русскими коллегами из КБ им. Макеева. В угоду традициям американского флота им предстояло спроектировать БРПЛ на твердом топливе.

По значению удельного импульса РДТТ априори уступает ЖРД. Скорость истечения газов из сопла современных ЖРД может достигать 3500 и более м/с, в то время как у РДТТ этот параметр не превосходит 2500 м/с.

Достижения и рекорды “Трайдента-2”:
1. Самая большая тяга первой ступени (91 170 кгс) среди всех твердотопливных БРПЛ, и вторая среди баллистических ракет с РДТТ, после “Минитмен-3”.
2. Самая длительная серия безаварийных пусков (150 по данным на июнь 2014 г.).
3. Самый длительный ресурс эксплуатации: “Трайдент-2” останется на вооружении до 2042 г. (полвека на активной службе!). Что свидетельствует не только об удивительно большом ресурсе самой ракеты, но и о правильности выбора концепции, заложенной еще в разгар холодной войны.

В то же время “Трезубец” с трудом поддается модернизации. За прошедшие четверть века с момента постановки на вооружение прогресс в области электроники и вычислительных систем ушел так далеко, что какая-либо локальная интеграция современных систем в конструкцию “Трайдента-2” невозможна ни на программном, ни даже на аппаратном уровне!

Когда закончится ресурс у инерциальных навигационных систем Mk.6 (последняя партия закупалась в 2001 г.), придется полностью заменить всю электронную “начинку” “Трайдентов” под требования ИНС нового поколения Next Generation Guidance (NGG).


Боеголовка W76/Mk-4


Впрочем, даже в его нынешнем состоянии старый воин остается вне конкуренции. Винтажный шедевр 40-летней давности с целым набором технических секретов, многие из которых не удалось повторить даже сегодня.

Качающееся в 2-х плоскостях утопленное сопло РДТТ в каждой из трех ступеней ракеты.

“Таинственная игла” в носовой части БРПЛ (раздвижная штанга, состоящая из семи частей), применение которой позволяет снизить аэродинамическое сопротивление (прибавка в дальности - 550 км).

Оригинальная схема с размещение боеголовок (“морковок”) вокруг маршевого двигателя третьей ступени (боевые блоки Mk-4 и Mk-5).

100-килотонная боеголовка W76 с непревзойденным по сей день КВО. В оригинальном варианте, при использовании двойной системы коррекции (ИНС + астрокоррекция) круговое вероятное отклонение W-76 достигает 120 метров. При использовании тройной коррекции (ИНС + астрокоррекция + GPS) КВО боеголовки уменьшается до 90 м.

В 2007 году, с окончанием производства БРПЛ “Трайдент-2” была начата многоэтапная программа модернизации D5 LEP (Life Extention Program), с целью продления срока эксплуатации существующих ракет. Помимо переоснащения “Трезубцев” новой навигационной системы NGG, Пентагон запустил цикл исследований с целью создания новых, еще более эффективных составов ракетного топлива, создания радиационно-стойкой электроники, а также ряд работ, направленных на разработку новых боевых блоков.

Некоторые неосязаемые аспекты:

Жидкостный ракетный двигатель - это турбонасосные агрегаты, сложная смесительная головка и запорная арматура. Материал - высокосортная нержавеющая сталь. Каждая ракета с ЖРД - технический шедевр, чья изощренная конструкция прямо пропорциональна её запредельной стоимости.

В общем виде БРПЛ на твердом топливе является стеклопластиковой “бочкой” (термостабильным контейнером), до краев набитым спрессованным порохом. В конструкции такой ракеты отсутствует даже специальная камера сгорания - сама “бочка” и является камерой сгорания.

При серийном производстве экономия колоссальна. Но только если знать, как правильно делать такие ракеты! Производство РДТТ требует высочайшей технической культуры и контроля качества. Малейшие колебания влажности и температуры критическим образом отразятся на стабильности горения топливных плиток.

Развитая химическая промышленность США подсказала очевидное решение. В результате, все заокеанские БРПЛ - от “Полариса” до “Трайдента” летали на твердом топливе. У нас с этим обстояло несколько сложнее. Первая попытка “вышла комом”: твердотопливная БРПЛ Р-31 (1980 г.) не смогла подтвердить даже половину возможностей жидкостных ракет КБ им. Макеева. Не лучше получилась вторая ракета Р-39 - при массе головной части, эквивалентной БРПЛ “Трайдент-2”, стартовая масса советской ракеты достигла невероятных 90 тонн. Пришлось создавать под супер-ракету громадную лодку (пр. 941 “Акула”).

В то же время, сухопутный ракетный комплекс РТ-2ПМ “Тополь” (1988 г.) получился даже очень успешным. Очевидно, основные проблемы со стабильностью горения топлива к тому времени были успешно преодолены.

В конструкции новой “гибридной” “Булавы” используются двигатели, как на твердом (первая и вторая ступени), так и жидком топливе (последняя, третья ступень). Впрочем, основная часть неудачных пусков была связана не столько с нестабильностью горения топлива, сколько с датчиками и механической частью ракеты (механизм разделения ступеней, качающееся сопло и т.д.).

Преимуществом БРПЛ с РДТТ, помимо меньшей стоимости серийных ракет, является безопасность их эксплуатации. Опасения, связанные с хранением и подготовкой к запуску БРПЛ с ЖРД не напрасны: на отечественном подводном флоте прогремел целый цикл аварий, связанный с утечкой токсичных компонентов жидкого топлива и даже взрывов, приведших к потере корабля (К-219).

Кроме этого, в пользу РДТТ говорят следующие факты:

Меньшая длина (в силу отсутствия сепарированной камеры сгорания). В результате, на американских подлодках отсутствует характерный “горб” над ракетным отсеком;

Меньшее время предстартовой подготовки. В отличие от БРПЛ с ЖРД, где сперва следует продолжительная и опасная процедура перекачки компонентов топлива (ТК) и заполнения ими трубопроводов и камеры сгорания. Плюс, сам процесс “жидкого старта”, требующий заполнения шахты забортной водой, что является нежелательным фактором, нарушающим скрытность субмарины;

До момента запуска аккумулятора давления сохраняется возможность отмены запуска (в связи с изменением обстановки и/или обнаружения каких-либо неполадок в системах БРПЛ). Наша “Синева” работает по иному принципу: начал - стреляй. И никак иначе. В противном случае, потребуется опасный процесс слива ТК, после чего небоеспособную ракету остается лишь аккуратно выгрузить и отправить на завод-изготовитель для восстановительного ремонта.

Что касается самой технологии старта, у американского варианта имеется свой недостаток.

Сможет ли аккумулятор давления обеспечить необходимые условия для “выталкивания” 59-тонной болванки на поверхность? Или в момент запуска придется идти на малой глубине, с торчащей над водой рубкой?

Расчетное значения давления для старта “Трайдента-2” - 6 атм., начальная скорость движения в парогазовом облаке - 50 м/с. Согласно расчетам, стартового импульса достаточно для “подъема” ракеты с глубины как минимум 30 метров. Что до “неэстетичного” выхода на поверхность, под углом к нормали, то в техническом плане это не имеет значения: включившийся двигатель третьей ступени уже в первые секунды стабилизирует полет ракеты.

В то же время “сухой” старт “Трезубца”, при котором запуск маршевого двигателя производится в 30 метрах над водой, обеспечивает некоторую безопасность самой подлодке, в случае аварии (взрыва) БРПЛ на первой секунде полета.

В отличие от отечественных высокоэнергетических БРПЛ, чьи создатели всерьез обсуждают возможность полета по настильной траектории, зарубежные специалисты даже не пытаются работать в данном направлении. Мотивировка: активный участок траектории БРПЛ пролегает в зоне, недоступной системам ПРО противника (к примеру, экваториальный участок Тихого океана или ледовый панцирь Арктики). Что касается конечного участка, то для систем ПРО не имеет особого значения, каков был угол входа в атмосферу - 50 или 20 градусов. Притом, сами системы ПРО, способные отразить массированную ракетную атаку, пока существуют лишь в фантазиях генералов. Полет в плотных слоях атмосферы, помимо уменьшения дальности, создает яркий инверсионный след, что само по себе является сильным демаскирующим фактором.

Эпилог

Плеяда отечественных ракет подводного базирования против одного-единственного “Трайдента-2”... Надо сказать, “американец” держится молодцом. Не смотря на свой солидный возраст и двигатели на твердом топливе, его забрасываемый вес в точности равен забрасываемому весу жидкотопливной “Синевы”. Не менее впечатляющая дальность пуска: по данному показателю “Трайдент-2” не уступает доведенным до совершенства российским жидкотопливным ракетам и превосходит на голову любой французский или китайский аналог. Наконец, малое КВО, делающее “Трайдент-2” реальным претендентом на первое место в рейтинге морских стратегических ядерных сил.

20 лет - возраст немалый, но янки даже не обсуждают возможности замены “Трезубца” до начала 2030-х гг. Очевидно, мощная и надежная ракета полностью удовлетворяет их амбиции.

Все споры о превосходстве того или другого вида ядерных вооружений не имеют особого значения. Ядерное - как умножение на ноль. Вне зависимости от других множителей в результате получится ноль.

Инженеры “Локхид Мартин” создали крутую твердотопливную БРПЛ, опередившую своё время на двадцать лет. Заслуги отечественных специалистов в области создания жидкостных ракет также не поддаются сомнению: за прошедшие полвека русские БРПЛ с ЖРД были доведены до подлинного совершенства.

Генерал: …было успешно проведено испытание ядерного устройства мощностью от 5 до 50 Мегатонн.
Репортер: Почему такой большой диапазон? Вы точно посчитать не могли?
Ну, - говорит генерал – мы рассчитывали на 5, а оно к-а-ак рванет

По сообщению сайта компании Lokheed Martin Space Systems, 14 и 16 апреля 2012 года Военно-морские силы США успешно провели серию парных запусков баллистических ракет подводного базирования «Трайдент». Это были 139-й,140-й, 141-й и 142-й последовательно успешные пуски БРПЛ Trident-II D5. Все пуски ракет были выполнены с борта находящейся в подводном положении ПЛАРБ SSBN738 «Maryland» в Атлантическом океане. В очередной раз был поставлен мировой рекорд надежности среди баллистических ракет большой дальности и ракет-носителей космических аппаратов.
В официальном заявлении вице-президента программ морских баллистических ракет компании Lockheed Martin Space Systems Мелани А. Слоан (Melanie A. Sloane) сказано: «…ракеты Trident продолжают демонстрировать высокую надежность оперативного применения, Эти испытания являются важной частью миссии стратегического сдерживания, сам факт существования столь эффективной боевой системы препятствует агрессивным планам противников. Скрытность и мобильность подводной системы Trident дает ей уникальные возможности как наиболее живучей компоненты стратегической триады, которая обеспечивает безопасность нашей страны от угроз со стороны любого потенциального противника».

Но пока «Трезубец» (а именно так переводится слово Trident) ставит рекорды, к его создателям накопилось множество вопросов, связанных с реальной боевой ценностью американской ракеты.

Т.к. мы не собираемся разглашать чьи-либо государственные тайны, весь наш дальнейший разговор будет построен на данных, взятых из открытых источников. Это осложняет ситуацию – и наши. и американские военные подтасовывают факты, чтобы ни в коем случае не всплыли гадкие подробности. Но мы наверняка сможем восстановить некоторые «белые пятна» в этой запутанной истории, с помощью «дедуктивного метода» Шерлока Холмса и самой обычной логики.

Итак, что мы достоверно знаем о «Трайденте»:
Трехступенчатая твердотопливная баллистическая ракета подводного базирования UGM-133A Trident II (D5). Принята на вооружение ВМС США в 1990 году, как замена ракеты «Трайдент» первого поколения. В настоящее время «Трайдент-2» вооружены 14 атомных подводных ракетоносцев ВМС США «Огайо» и 4 британских ПЛАРБ «Вэнгард».
Основные ТТХ:
Длина – 13,42 м
Диаметр – 2,11 м
Максимальная стартовая масса – 59 тонн
Максимальная дальность полета – до 11300 км
Забрасываемый вес – 2800 килограммов (14 боеголовок W76 или 8 более мощных W88).
Согласитесь, все это звучит очень солидно.

Самое удивительное, каждый из приведенных параметров вызывает жаркие споры. Звучат оценки от восторженных до резко негативных. Чтож, давайте поговорим по-существу:

Жидкостный или твердотопливный ракетный двигатель?

ЖРД или ТТРД? Две разные конструкторские школы, два разных подхода к решению самой серьезной проблемы ракетной техники. Какой же двигатель лучше?
Советские ракетчики традиционно предпочитали жидкое топливо и достигли в этой области больших успехов. И не спроста: у ЖРД есть фундаментальное преимущество: жидкостные ракеты всегда превосходят ракеты с ТТРД по энергомассовому совершенству - величине забрасываемого веса отнесенного к стартовому весу ракеты.
«Трайдент-2», как и новая модификация Р-29РМУ2 «Синева», имеют одинаковый забрасываемый вес – 2800 кг, при этом стартовая масса «Синевы» меньше на треть: 40 тонн против 58 у «Трайдент-2». Вот такие дела!
А дальше начинаются сложности: жидкостный двигатель чрезмерно сложен, в его конструкции присутствует множество движущихся частей (насосы, клапаны, турбины), а, как известно, механика – критический элемент любой системы. Но есть здесь и положительный момент: управляя подачей топлива, можно легко решать задачи управления и маневрирования.
Твердотопливная ракета конструктивно проще, соответственно, легче и безопаснее в эксплуатации (фактически ее двигатель горит, как большая дымовая шашка). Очевидно, что разговоры о безопасности – не простая философия, именно жидкостная ракета Р-27 угробила атомную подводную лодку К-219 в октябре 1986 года.

ТТРД предъявляет высокие требования к технологии производства: нужные параметры тяги достигаются варьированием химического состава топлива и геометрии камеры сгорания. Любые отклонения в химическом составе компонентов исключены – даже наличие пузырьков воздуха в топливе вызовет неконтролируемое изменение тяги. Тем не менее, это условие не помешало США создать одну из лучших в мире ракетных систем подводного базирования.


"Трайдент-2" охотится на чаек.
Кажется, управляемое сопло заклинило

Существуют еще чисто конструктивные недостатки жидкостных ракет: например, «Трайдент» использует «сухой старт» – ракета выбрасывается из шахты парогазовой смесью, затем на высоте 10-30 метров над водой включаются двигатели первой ступени. Наши ракетчики, наоборот, выбрали «мокрый старт» - ракетная шахта перед запуском предварительно заполняется забортной водой. Мало того, что это демаскирует лодку, характерный шум насосов однозначно говорит о том, что она собирается делать.

Американцы без всяких сомнений выбрали для вооружения своих подводных ракетоносцев твердотопливные ракеты. Все-таки простота решения – залог успеха. Разработка твердотопливных ракет имеет в США глубокие традиции – первая БРПЛ «Полярис А-1», созданная в 1958 году, летала на твердом топливе.

СССР с пристальным внимание следил за развитием зарубежной ракетной техники и через некоторое время тоже осознал потребность в ракетах, оснащенных ТТРД. В 1984 году была принята на вооружение твердотопливная ракета Р-39 – совершенно лютый продукт советского ВПК. В то время не удалось найти эффективные компоненты твердого топлива - стартовая масса Р-39 достигла невероятных 90 тонн, при этом забрасываемый вес был меньше, чем у «Трайдент-2». Под ракету-переростка создали особый носитель – тяжелый подводный атомный крейсер стратегического назначения пр.941 «Акула» (по классификации НАТО – «Тайфун»). Инженеры ЦКБМТ «Рубин» сконструировали уникальную подлодку с двумя прочными корпусами и запасом плавучести 40%. В подводном положении «Тайфун» тащил 15 тысяч тонн водяного балласта, за что получил на флоте уничтожительное прозвище «водовоз». Но, несмотря на все упреки, безумная конструкция «Тайфуна» одним своим видом наводила ужас на весь Западный мир. Что и требовалось доказать.

А потом пришла ОНА – ракета, сбросившая с кресла генерального конструктора, но так и не долетевшая до «вероятного противника». БРПЛ «Булава». По моему мнению, Юрию Соломонову удалось невозможное – в условиях жестких финансовых ограничений, отсутствия стендовых испытаний и опыта разработки баллистических ракет для подводных лодок, Московский институт теплотехники сумел создать ракету, которая ЛЕТАЕТ. В техническом плане, БРПЛ «Булава» - оригинальный гибрид, первая в вторая ступень работают на твердом топливе, третья ступень – жидкостная.

По энергомассовому совершенству «Булава» несколько проигрывает «Трайденту» первого поколения: стартовая масса «Булавы» - 36,8 тонн, забрасываемый вес – 1150 килограммов. У «Трайдент-1» стартовая масса 32 тонны, забрасываемый вес -1360 кг. Но здесь есть нюанс: возможности ракет зависят не только от забрасываемого веса, но и от дальности пуска и точности (иными словами, от КВО – кругового вероятного отклонения). В эпоху развития ПРО появилась необходимость учитывать такой важный показатель, как продолжительность активного участка траектории. По всем данным показателям, «Булава» достаточно перспективная ракета.

Дальность полета

Очень спорный момент, служащий богатой темой для дискуссий. Создатели «Трайдент-2» с гордостью заявляют, что их БРПЛ летает на дальность 11300 километров. Обычно ниже, маленькими буквами, идет уточнение: при уменьшенном числе боевых блоков. Ага! А сколько выдает «Трайдент-2» при полной загрузке в 2,8 тонны? Специалисты Lokheed Martin неохотно дают ответ: 7800 километров. В принципе, обе цифры вполне реалистичны и есть основание им доверять.

Один из секретов конструкции "Трайдент-2". Телескопическая игла, уменьшающая аэродинамическое сопротивление

Что касается «Булавы», часто встречается цифра 9300 километров. Это лукавое значение получено при полезной нагрузке из 2-х макетов боевых блоков. Какова максимальная дальность полета «Булавы» при полной нагрузке 1,15 тонны? Ответ – порядка 8000 километров. Нормально.
А рекордную дальность полета среди БРПЛ установила российская Р-29РМУ2 «Синева». 11547 километров. Порожняком, разумеется.

Еще один интересный момент – легкая БРПЛ «Булава», по логике, должна быстрее разгоняться и иметь более короткий активный участок траектории. То же самое подтверждает генеральный конструктор Юрий Соломонов: «двигатели ракеты работают в активном режиме около 3-х минут».Сравнение этого заявления с официальными данными по «Трайденту» дает неожиданный результат: время работы всех трех ступеней «Трайдент-2» составляет … 3 минуты. Возможно, весь секрет «Булавы» в крутизне траектории, ее настильности, но какие-либо достоверные данные по этому вопросу отсутствуют.

Хронология запусков


Прибытие боевых блоков, атолл Кваджалейн
На кладбище ползти поздно

«Трайдент-2» - рекордсмен по надежности. 159 успешных запусков, 4 неудачи, еще один запуск признан частично неудачным. С 6 декабря 1989 года началась непрерывная серия из 142 успешных запусков, и до сих пор ни одной аварии. Результат, конечно, феноменальный.

Здесь есть один хитрый момент, связанный с методикой проведения испытаний БРПЛ в ВМС США. Вы не встретите в сообщениях о запусках «Трайдент-2» фразы «головные части ракеты успешно прибыли в район полигона Кваджалейн». Головные части «Трайдент-2» никуда не прибыли. Они самоликвидировались в околоземном космическом пространстве. Именно так – подрывом баллистической ракеты через определенный промежуток времени, заканчиваются испытательные пуски американских БРПЛ.

Спору нет, иногда американские моряки проводят испытания по полному циклу – с отработкой разведения головных частей индивидуального наведения на орбите и их последующим приземлением (приводнением) в заданном районе океана. Но 2000-х годах предпочтение отдается принудительному прерыванию полета ракет. согласно официальному объяснению – «Трайдент-2» уже десятки раз доказал свою работоспособность во время испытаний; сейчас учебные пуски преследуют другую цель – тренировку экипажа. Еще одно официальное объяснение преждевременной самоликвидации БРПЛ – чтобы корабли измерительного комплекса «вероятного противника» не смогли определить параметры полета боеголовок на конечном участке траектории.
В принципе, это вполне стандартная ситуация – достаточно вспомнить операцию «Бегемот», когда 6 августа 1991 года советский подводный ракетоносец К-407 «Новомосковск» выполнил стрельбу полным боекомплектом. Из 16 запущенных БРПЛ Р-29 лишь 2 достигли полигона на Камчатке, остальные 14 были подорваны в стратосфере через несколько секунд после старта. Сами американцы выпускали за один раз максимум 4 "Трайдент-2".

Круговое вероятное отклонение.

Тут вообще мрак. Данные настолько противоречивы, что нет возможности сделать какие-либо выводы. В теории все выглядит так:

КВО «Трайдент-2» - 90…120 метров
90 метров – для боеголовки W88 с GPS-коррекцией
120 метров – с использованием астрокоррекции

Для сравнения официальные данные по отечественным БРПЛ:
КВО Р-29РМУ2 «Синева» - 250…550 метров
КВО «Булавы» – 350 метров.
В новостях обычно звучит следующая фраза: «боевые блоки прибыли на полигон Кура». Про то, что боеголовки поразили цели речи не идет. Может быть, режим чрезвычайной секретности не позволяет с гордостью объявить, что КВО головных частей «Булавы» измеряется несколькими сантиметрами?
Тоже самое наблюдается и с «Трайдентом». О каких 90 метрах идет речь, если последние лет 10 испытания головных частей не проводились?
Еще один момент - разговоры об оснащении "Булавы" маневрирующими боеголовками вызывают некоторое сомнение. При максимальном забрасываемом весе в 1150 кг, "Булава" вряд ли поднимет больше одного блока.

КВО – отнюдь не безобидный параметр, учитывая характер целей на территории «вероятного противника». Для уничтожения защищенных целей на территории «вероятного противника» требуется создание избыточного давления порядка 100 атмосфер, а для высокозащищённых целей типа шахты Р-36М2 - 200 атмосфер.Уже много лет назад, опытным путем, было установлено, что при мощности заряда в 100 килотонн, для поражения подземного бункера или МБР шахтного базирования требуется произвести подрыв не далее чем в 100 метрах от цели.

Супер-оружие для супер-героя

Для «Трайдент-2» была создана самая совершенная разделяющаяся головная часть индивидуального наведения (РГЧ ИН) – термоядерная боеголовка W88. Мощность – 475 килотонн.
Конструкция W88 являлась строго охраняемым секретом США, до тех пор, пока из Китая не пришла посылка с документами. В 1995 году на связь с резидентурой ЦРУ вышел китайский архивариус-перебежчик, чьи показания однозначно свидетельствовали, что спецслужбы КНР завладели секретами W88. Китайцы точно знали размеры «триггера» - 115 миллиметров, размером с грейпфрут.Было известно, что первичный ядерный заряд был «асферичным с двумя точками». Китайский документ точно указал радиус круглого вторичного заряда как 172 мм, и, что, в отличие от других ядерных боеголовок, первичный заряд W-88 находился в сужающемся конусообразном корпусе боеголовки, перед вторичным, ещё одна тайна конструкции боеголовки.

В принципе, ничего особенного мы не узнали – и так понятно, что W88 имеет сложную конструкцию и до предела насыщена электроникой. Но китайцам удалось узнать кое-что более интересное – при создании W88, американские инженеры здорово сэкономили на тепловой защите боеголовки, более того, инициирующие заряды сделаны из обычной взрывчатки, а ни из термостойких взрывчатых веществ, как это принято во всем мире. Данные просочились в прессу (ну, невозможно в Америке хранить секреты, что поделаешь) – случился скандал, было заседание Конгресса, на котором разработчики оправдывались тем, что размещение боевых блоков вокруг третьей ступени «Трайдент-2» делает бессмысленным любую тепловую защиту – в случае аварии ракеты-носителя случится гарантированный Апокалипсис. Принятых мер вполне достаточно, чтобы предотвратить сильный нагрев головных частей во время полета в плотных слоях атмосферы. Большего не требуется. Но все равно, по решению Конгресса была проведена модернизация всех 384 боеголовок W88, призванная повысить их тепловую стойкость.


Разрез боеголовки W-76

Как мы видим, из 1728 боеголовок, размещенных на американских ракетоносцах, лишь 384 – относительно новые W88. Остальные 1344 – боеголовки W76 мощностью в 100 килотонн, произведенные в период с 1975 по 1985 год. Разумеется, за их техническим состоянием строго следят и боеголовки прошли уже не один этап модернизации, но средний возраст в 30 лет говорит о многом…

60 лет на боевом дежурстве

В боевом составе ВМС США находятся 14 подводных ракетоносцев типа «Огайо». Подводное водоизмещение - 18 000 тонн. Вооружение – 24 пусковые шахты. Система управления стрельбой Mark-98 позволяет перевести все ракеты в боевую готовность в течении 15 минут. Интервал запусков «Трайдент-2» - 15…20 секунд.

Лодки, созданные в условиях Холодной войны, до сих пор находятся в боевом составе флота, проводя на боевом патрулировании 60% времени. Ожидается, не ранее 2020 года начнется разработка нового носителя и новой баллистической ракеты подводного базирования на замену «Трайденту». Окончательно снять с вооружения комплекс «Огайо» - «Трайдент-2» планируется не ранее 2040 года.

Королевский военно-морской флот Её Величества имеет на вооружении 4 подводные лодки типа «Вэнгард» (Авангард), каждая из которых вооружена 16 БРПЛ «Трайдент-2». Британские «Трайденты» имеют некоторые отличия от «американцев». Головные части британских ракет рассчитаны на 8 боевых блоков мощностью 150 килотонн (созданы на основе боеголовки W76). В отличии от американских «Огайо», «Авангарды» имеют в 2 раза меньший коэффициент оперативной напряженности: в любой момент времени на боевом патрулировании находится всего лишь одна лодка.

Перспективы

Что касается производства «Трайдент-2», то, несмотря на версию о прекращении выпуска ракеты 20 лет назад, в период с 1989 по 2007 год компания Lokheed Martin собрала на своих предприятиях 425 «Трайдентов» для ВМС США. Еще 58 ракет были поставлены Великобритании. В настоящее время в рамках программы LEP (Life Extention Program) ведутся разговоры о закупке еще 115 «Трайдент-2». Новые ракеты получат более эффективные двигатели и новую инерциальную систему управления с датчиком звезд. В перспективе инженеры надеются создать новый боевой блок с коррекцией на атмосферном участке по данным GPS, что позволит реализовать невероятную точность: КВО менее 9 метров.