Рассказ по русскому языку на тему числительное. Научный текст с числительными. Тематическое планирование работы по изучению раздела «Имя числительное»

Тема урока: "Путешествие в Страну выученных уроков". (Наш помощник – имя числительное.)

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок – игра.

  • повторение изученного в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических);
  • развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, иллюстрации к сказкам, детские книги сказок, колокольчик-звонок, mp3 файл с записью урока "Радионяни" и средство для его воспроизведения в аудитории.

ХОД УРОКА

I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.

Для этого мы поиграем в "Третий лишний":

1) один, одиночка, одиночество;

2) пятёрка, пятерня, пять;

3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Ответ: один, пять, четыре.

– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)

– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)

– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)

– А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок.

II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Домашнее задание – опрос: что вы знаете об имени числительном как части речи? (Ответы детей. Цель: проверить знание теории.)

2. Индивидуальная работа у доски:

1) синтаксический разбор предложения (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.);

2) морфологический разбор числительного ТРИ.

3. Коллективная работа: склонение числительных.

I вариант: 93 года; II вариант: 93 год.

– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)

III. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.

Ответ: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж.

IV. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.

Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др.

2. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.

У простого сторожа
Непросторный дом:
Часто в нём стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто,
Сразу столько обуви
Не носил никто!

Ответ: три (сто (2 р.), двух).

3. Письмо по памяти.

– А теперь запишите часть другого стихотворения-ребуса, заменив цифры словами. (Стихотворение записано на доске. Во время письменной работы эта часть доски закрывается.)

Есть у нас 3 сес3цы.
Вы (не)знаете их?
Как(бы) мне ухи3ться
Рассказать о тр...их?

– Найдите числительные в написанном вами стихотворении. (Три, троих.)

– Хотите услышать продолжение стихотворения?

У одной, что в Стрижове,
Над окошком жил стриж.
Стричь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Устрицах,
Никаких устриц нет,
Но зато осетрину
Подают на обед.
А у третьей, в Быстрице,
Быстрина на реке,
И резвятся тритоны
По ночам на песке.

V. ПЕРЕМЕНА.

– В каких пословицах и поговорках вам встречались числительные?

Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. И т.д.

VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.

1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:

Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.

2. Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам. (Обращается внимание на выставку книг.) Задачи могут начинаться так: "Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла в корзине двадцать пирожков..." или "На опушке леса жили Коза и семеро её козлят..."

VII. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:

1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)

2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)

3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)

VIII. УРОК ИСТОРИИ.

– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)

2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)

– Все ли слова были понятны?

Словарная работа:

Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).

Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).

Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.

В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?

IX. ПЕРЕМЕНА.

– Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.

Ответ: один на один, играть первую скрипку, одного поля ягоды, первый блин комом и т.д.

X. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.

– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.

Семьсот, одиннадцать, сорок;

шестнадцать, восемьдесят, двести;

девятьсот, девятнадцать, девяносто.

XI. УРОК МУЗЫКИ.

– На этот урок к нам пришла "Радионяня". Она споёт вам песенку об интересных числительных. (Прослушивается песня из урока о числительных ПОЛТОРА – ПОЛТОРЫ. <Приложение 1> . )

– Чему же научила вас "Радионяня"?

XII. УРОК БИОЛОГИИ.

– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме <Рисунок 1> ). Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с последующей самопроверкой.)

Проверка:

1) простое количественное – 1;

2) сложное количественное – 4;

3) составное количественное – 3, 10;

4) простое порядковое – 7;

5) сложное порядковое – 11;

6) составное порядковое – 6, 12.

XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1) составить словарный диктант с числительными; 2) сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных.

XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

В древнерусском языке первоначально отсутствовала (!) такая часть речи, как числительное. Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные, часто восходящие к названиям частей тела человека: локоть, пять < пясть . Счетные слова в древнерусском языке характеризовались морфологическими категориями и синтаксическими особенностями прилагательных и существительных. Выделение числительного как части речи начинается с XIV в., в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи.

В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов,

обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть,семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча , с XIII в. появляется слово сорок . Все остальные счетные слова образовались из комбинации приведенных выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, воронъ, колода, леодръ.

Счетные слова в древнерусском языке относились или к прилагательным, или к существительным. Так, слова одинъ четыре были прилагательными, а остальные счетные слова по происхождению являются существительными (имели категории рода, числа, могли иметь при себе определения).

Счетное слово одинъ изменялось по родам (м. р. – одинъ , ж. р. – одьна / одина , ср. р. – одьно / одино ), склонялось по местоименному склонению твердого варианта – как местоимение тъ (ср. Т. пад. одн hмь , как т hмь , а в современном русском языке – одним по аналогии с твердым вариантом: если в твердом варианте –ым, то в мягком –им), употреблялось с существительными, стоящими в ед. ч. (в форме мн. ч. данное слово сочеталось только с существительными, не имеющими ед. ч.). В XIX в. можно встретить форму ж. р. мн. ч. одне , которая развивается под влиянием те (сама форма те возникла из окончаний косвенных падежей – ср. т hхъ , т hми ). Счетное слово дъва по происхождению – прилагательное. Оно сочеталось с существительными, которые стояли в двойственном числе. Само слово дъва также употреблялось только в двойствен-

ном числе и имело окончания двойственного числа местоименного склонения твердого варианта:

Им.–В. дъва (м. р.), дъв h (ж. и ср. р.)

Р.–М. дъвою

Д.–Т. дъв hма

Ср.: И.-В. дъва брата дъв h сестр h

Р.-М. дъвою брату дъвою сестру

Д.-Т. дъв hма братома дъв hма сестрама

Рано основа дъву- стала восприниматься как общая основа (ср. двужильный ). Следы старой формы сохранились, например, в словах двоюродный, обоюдный, обоюдоострый . Двойственное число утратилось приблизительно к XIV – XV вв. и заменилось множественным числом. Следовательно, и у счетного слова дъва появляются окончания мн. ч. местоименного склонения, которые добавляются к основе дъву- :



Р. пад. дву-хъ , Д. пад. дву-мъ , М. пад. двухъ . В Т. пад. наблюдается к тому же влияние склонения слов три, четыре: двумя < контаминация дву-ма + трьм’и , четырьм’и.

Счетные слова три и четыре являлись прилагательными, но склонялись по именному склонению: три склонялось как существительное с основой на *i, а четыр е – как существительное с основой на согласный.

Данные счетные слова сочетались с существительными, которые ставились при них только во мн. ч. Следовательно, сами счетные слова также употреблялись только во мн. ч.: ср.

Им. трие брати три сестры три озера

Р. трии братъ трии сестръ трии озеръ

Т. трьми браты трьми сестрами трьми озеры

Говоря о развитии современных форм слов три и четыре , нужно отметить следующие изменения: 1) Р. пад. и М. пад. данных слов возник под влиянием склонения местоимений и прилагательных (трьхъ > трех, как тех, добрых ), 2) в Т. пад. произошло преобразование м’и > м’а в результате воздействия формы дв hма , 3) рано утратилось различие по родам.

Счетные слова пять – девять были существительными женского рода, характеризовались категорией числа, но употреблялись только в единственном числе и склонялись по типу склонения с основой на *i. Так как данные слова относились к существительным, то они управляли Р. пад. существительных, которые, как обычно при словах со значением количества, употреблялись во мн. ч.:

Им. пять домовъ

Р. пяти домовъ

Т. пятию > пятью домовъ .

Названия чисел десять и сто также относились к существитель-ным. Десять было существительным мужского рода, изменялось по числам и падежам, тип склонения – на согласный:

Ед. ч.: Им. = В. десять

Р. = М. десяте

Д. десяти

Т. десятьмь

Мн. ч. Им. десяте

Р. десятъ и т. д.

Рано, возможно, даже в дописьменную пору, слово десять включается вместе с другими наименованиями чисел в единый родовой класс, т. е. стало склоняться точно так же, как слова пять – девять.

Счетное слово съто было существительным среднего рода, изменялось по склонению с основой на *o твердой разновидности (ср. село ), изменялось по числам и падежам:

Ед. ч.: Им. съто Мн. ч.: съта

Р. съта сътъ

В. съто съта

Д. съту сътомъ

Т. сътъмь съты

М. сът h сът hхъ

Счетные слова, обозначающие количество от 11 до 19, образовывались следующим образом: указывались единицы, прибавляемые к десятку – одинъ, дъва на десяте , т. е. один, два сверх десятка. Следовательно, первоначально это было словосочетание, в котором грамматически господствовало название единиц, оно управляло словом десять в М.пад. с предлогом на. В словосочетании с управлением должно изменяться главное слово, т.е. название единиц.

При этом слова одинъ – четыре по грамматическому роду и падежу должны были непосредственно согласовываться с существительным, как и при самостоятельном употреблении. Существительное должно стоять при 11 в единственном числе, при 12 – в двойственном числе, при 13, 14 – во множественном числе. Ср.: дъв h на десяте (дъв h управляет М. пад. с предлогом существительного десять ) озер h (все словосочетание дъв h на десяте согласуется с существительным озер h, стоящим в двойственном числе), пять на десяте (пять управляет М. пад. с предлогом существительного десять ) озеръ (существительное озеръ управляет всем словосочетанием пять на десяте ). В дальнейшем происходит унификация падежных флексий и лексикализация данного словосочетания, т.е. трансформация словосочетания в слово, что наиболее заметно отразилось на образовании косвенных падежей, т.к. при склонении словосочетаний изменялось только название единиц, а во второй части словосочетания произошло фонетическое упрощение (на десяте > надесять > нацать с редукцией [e] после согласного [д], в результате чего рядом оказались согласные [д] и [с], изменившиеся в [ц]). Значение множественности стало характеристикой самих этих сочетаний, а не входивших в их состав счетных слов.

История числительных двести, триста, четыреста, пятьсот – девятьсот до известной степени параллельна истории слов двадцать, тридцать, пятьдесят – восемьдесят . Так, например, пятьсот первоначально представляло собой словосочетание, где пять управляло словом съто в Р. пад. мн. ч., при склонении изменялось только название единиц:

Им. пять сътъ птиць

Р. пяти сътъ птиць

Т. пятью сътъ птиць.

Ср. также двести, которое первоначально представляло собой словоочетание, где дъва согласовывалось с существительным, которое стояло в дв. ч.:

Им. дв h сът h птици

Р. дъвою съту птицю

Т. дъв hма сътома птицама .

В качестве названий дробей в древнерусском языке использовались различные существительные: полъ (склонение на *u), треть и четвьрть или четь (склонение на *i), пятина, осьмина (склонение на *a).

Собирательные числительные склонялись в древнерусском языке частью по именному (как существительные среднего рода на *o), частью по местоименному склонению. Порядковые числительные в древнерусском языке относились к прилагательным и характеризовались теми же формами, могли быть именными и членными – пятъ, пятыи . В современном языке сохранились только полные формы порядковых прилагательных.

В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное. Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные, часто восходящие к

названиям частей тела человека: локоть, пять < пясть. Счетные слова в древнерусском языке характеризовались морфологическими категориями и синтаксическими особенностями прилагательных и существительных. Выделение числительного как части речи начинается с XIV в., в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи.

В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово

сорок. Все остальные счетные слова образовались из комбинации приведенных выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, воронъ, колода, леодръ.

Счетные слова в древнерусском языке относились или к прилагательным, или к существительным. Так, слова одинъ – четыре были прилагательными, а остальные счетные слова по происхожде-

нию являются существительными (имели категории рода, числа, могли иметь при себе определения).

Счетное слово одинъ изменялось по родам (м. р. – одинъ, ж. р. – одьна / одина, ср. р. – одьно / одино), склонялось по местоименному склонению твердого варианта – как местоимение тъ (ср. Т. пад. однhмь, как тhмь, а в современном русском языке – одним по аналогии с твердым вариантом: если в твердом варианте –ым, то в мягком –им)), употреблялось с существительными, стоящими в ед. ч. (в форме мн. ч. данное слово сочеталось только с существительными,

не имеющими ед. ч.). В XIX в. можно встретить форму ж. р. мн. ч. одне, которая развивается под влиянием те (сама форма те возникла из окончаний косвенных падежей – ср. тhхъ, тhми).

Счетное слово дъва по происхождению – прилагательное. Оно сочеталось с существительными, которые стояли в двойственном числе. Само слово дъва также употреблялось только в двойствен-

ном числе и имело окончания двойственного числа местоименного склонения твердого варианта:

Им.–В. дъва (м. р.), дъвh (ж. и ср. р.)

Р.–М. дъвою

Д.–Т. дъвhма

Ср.: И.-В. дъва брата дъвh сестрh

Р.-М. дъвою брату дъвою сестру

Д.-Т. дъвhма братома дъвhма сестрама

Рано основа дъву- стала восприниматься как общая основа (ср двужильный). Следы старой формы сохранились, например, в словах двоюродный, обоюдный, обоюдоострый. Двойственное число утратилось приблизительно к XIV – XV вв. и заменилось множественным числом. Следовательно, и у счетного слова дъва появляются окончания мн. ч. местоименного склонения, которые добавляются к основе дъву- : Р. пад. дву-хъ, Д. пад. дву-мъ, М. пад. двухъ. В Т. пад. наблюдается к


тому же влияние склонения слов три, четыре: двумя < контаминация дву-ма + трьм’и, четырьм’и.

Счетные слова три и четыре являлись прилагательными, но склонялись по именному склонению: три склонялось как существительное с основой на *i, а четыре – как существительное с основой

на согласный.

Данные счетные слова сочетались с существительными, которые ставились при них только во мн. ч. Следовательно, сами счетные слова также употреблялись только во мн. ч.: ср.

Им. трие брати три сестры три озера

Р. трии братъ трии сестръ трии озеръ

Т. трьми браты трьми сестрами трьми озеры

Говоря о развитии современных форм слов три и четыре, нужно отметить следующие изменения: 1) Р. пад. и М. пад. данных слов возник под влиянием склонения местоимений и прилагательных

(трьхъ > трех,как тех, добрых), 2) в Т. пад. произошло преобразование м’и > м’а в результате воздействия формы двhма, 3) рано утратилось различие по родам.

Счетные слова пять – девять были существительными женского рода, характеризовались категорией числа, но употреблялись только в единственном числе и склонялись по типу склонения с ос- новой на *i. Так как данные слова относились к существительным, то они управляли Р. пад. существительных, которые, как обычно при словах со значением количества, употреблялись

Им. пять домовъ

Р. пяти домовъ

Т. пятию > пятью домовъ.

Названия чисел десять и сто также относились к существительным. Десять было существительным мужского рода, изменялось по числам и падежам, тип склонения – на согласный:

Ед. ч.: Им. = В. десять

Р. = М. десяте

Д. десяти

Т. десятьмь

Им. десяте

Р. десятъ и т. д.

Рано, возможно, даже в дописьменную пору, слово десять включается вместе с другими наименованиями чисел в единый родовой класс, т. е. стало склоняться точно так же, как слова

пять – девять.

Счетное слово съто было существительным среднего рода, изменялось по склонению с основой на *o твердой разновидности (ср. село), изменялось по числам и падежам:

Ед. ч.: Им. съто Мн. ч.: съта

Р. съта сътъ

В. съто съта

Д. съту сътомъ

Т. сътъмь съты

М. сътh сътhхъ

Счетные слова, обозначающие количество от 11 до 19, образовывались следующим образом: указывались единицы, прибавляемые к десятку – одинъ, дъва на десяте, т. е. один, два сверх десятка.

Следовательно, первоначально это было словосочетание, в котором грамматически господствовало название единиц, оно управляло словом десять в М.пад. с предлогом на. В словосочетании с уп-

равлением должно изменяться главное слово, т.е. название единиц.

При этом слова одинъ – четыре по грамматическому роду и падежу должны были непосредственно согласовываться с существительным,как и при самостоятельном употреблении. Существительное должно стоять при 11 в единственном числе, при 12 – в двойственном числе, при 13, 14 – во множественном числе. Ср.: дъвh на десяте (дъвh управляет М. пад. с предлогом существительного десять) озерh (все словосочетание дъвh на десяте согласуется с существительным озерh, стоящим в двойственном числе), пять на десяте (пять управляет М. пад. с предлогом существительного десять) озеръ (существительное озеръ управляет всем словосочетанием пять на десяте). В дальнейшем происходит унификация падежных флексий и лексикализация данного словосочетания, т.е. трансформация словосочетания в слово, что наиболее заметно отразилось на образовании косвенных падежей, т.к. при склонении словосочетаний изменялось только название единиц, а во второй части словосочетания произошло фонетическое упрощение (на десяте > надесять > нацать с редукцией [e] после согласного [д], в результате чего рядом оказались согласные [д] и [с], изменившиеся в [ц]). Значение множественности стало характеристикой самих этих сочетаний, а не входивших в их состав счетных слов.

История числительных двести, триста, четыреста, пятьсот – девятьсот до известной степени параллельна истории слов двадцать, тридцать, пятьдесят – восемьдесят. Так, например, пятьсот

первоначально представляло собой словосочетание, где пять управляло словом съто в Р. пад. мн. ч., при склонении изменялось только название единиц:

Им. пять сътъ птиць

Р. пяти сътъ птиць

Т. пятью сътъ птиць.

Ср. также двести, которое первоначально представляло собой словоочетание, где дъва согласовывалось с существительным, которое стояло в дв. ч.:

Им. двh сътh птици

Р. дъвою съту птицю

Т. дъвhма сътома птицама.

В качестве названий дробей в древнерусском языке использовались различные существительные: полъ (склонение на *u), треть и четвьрть или четь (склонение на *i), пятина, осьмина (склонение на *a).

Собирательные числительные склонялись в древнерусском языке частью по именному (как существительные среднего рода на *o), частью по местоименному склонению.

Порядковые числительные в древнерусском языке относились к прилагательным и характеризовались теми же формами, могли быть именными и членными – пятъ, пятыи. В современном языке сохранились только полные формы порядковых прилагательных.

6-й класс

Система уроков по теме
«Имя числительное»

Представляем систему уроков по разделу «Морфология. Имя числительное» (УМК под ред. В.В. Бабайцевой).

Почему возникла необходимость в составлении такого материала? Сейчас выпускается достаточно много дидактического материала, посвященного этой теме. Но учителю часто трудно найти при подготовке к урокам нужные издания (не попалось на глаза...). Как бывает обидно, что полезный материал замечательных авторов не оказался под рукой вовремя. Поэтому я решила собрать весь имеющийся у меня материал, но не просто собрать, а сформировать в уроки. Не нужно изобретать велосипед, если есть прекрасные работы наших ученых-лингвистов и учителей-практиков. Давайте подумаем, как их использовать.

Все уроки, посвященные этому разделу, вызвали неподдельный интерес, а итоговые результаты показали хорошие знания учащихся.

Каждый мой шестиклассник получил папку – «Имя числительное», учебник. Материал по темам распределен в соответствии с тематическим планированием работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика», «Русская речь» («Русский язык в школе», № 6, 2003; № 1, 2004). Весь практический материал дан по принципу: от теории к практике. Теоретический материал дан компактно, заставляя учащихся размышлять, а не механически запоминать. Рубрики «Это интересно», «Поразмышляем», «Перемена» и др. помогут расширить кругозор учеников.

Данный проект ни в коем случае не заменяет материал учебника, а лишь дополняет его, делая работу на уроке разнообразнее, интереснее, развивая мотивацию к учению.

Используя представленный дидактический материал для закрепления теоретических знаний, учитель имеет возможность применить дифференцированный подход при опросе, рефлексии. Каждое упражнение имеет практическую направленность на развитие речи учащихся.

Тематическое планирование работы по изучению раздела
«Имя числительное»

1. Понятие о числительном (§ 108, 1 час).

2. Простые, сложные и составные числительные (§ 109, 2 часа).

3. Количественные числительные. Склонение количественных числительных (§ 110–111, 2 часа).

4. Собирательные числительные (§ 113, 2 часа).

5. Порядковые числительные (§ 114, 2 часа).

6. Дробные числительные (§ 115, 1 час).

7. Морфологический разбор числительных (эта тема не выносится отдельно).

8. Повторение изученного в разделе (1 час).

9. Контрольная работа и ее анализ (2 часа).

Понятие о числительном (§ 108, 1 час)

– В котором часу ты сегодня проснулся?

– Сколько у тебя завтра уроков?

– В каком году проходили первые Олимпийские игры?

– Сколько лет в 2006 году исполнилось г. Черногорску?

– Сколько букв в алфавите?

– Сколько цветов у радуги?

– Как долго в среднем живет лошадь?

Когда же мы употребляем числа?

Мы постоянно что-нибудь считаем. Цифры нас окружают везде. А между тем имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место.

1. Поработаем с § 108 («Русский язык: Теория»).

План работы:

1) Чтение параграфа.

2) Оформление сведений кластером.

3) Работа в парах: составление инсерта с использованием приема маркировки.

2. Побеседуем!

– Что уже было знакомо?

– Какую новую информацию вы получили?

– Что вызвало сомнение, с чем не согласны?

– Зададим «толстые» и «тонкие» вопросы и ответим на них.

3. На заметку!

В русском языке есть всего 13 корней, от которых образовано множество числительных: один – десять, сорок, сто, тысяча. Употребление числительных делает высказывание более убедительным, аргументированным.

4. Практика.

Задание 1. Прочитайте текст. Перескажите .

В глубокой древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет достигал только четырех – по числу протянутых четырех пальцев рук. Потом возник счет пятерками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник наконец и современный счет – десятками.

Наши русские числительные первоначально были существительными или прилагательными. Так, например, слово пять означало примерно то же, что и пятерка или пятерня, т.е. имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться, и они утратили признаки числа и рода. Так возникала новая часть речи.

(По В.Добромыслову)

* Докажите письменно, что слово пять – числительное, а слово пятерка – существительное. (Можно взять для доказательства и другие слова: два – двойка, три – тройка и т.п.)

Задание 2. Цифровой диктант (1 – числительное, 2 – существительное, 3 – глагол).

Десятка, десятина, десять, утроить, три, тройка, четыре, тысяча, семнадцать, удвоить, один.

Задание 3. О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, поговорок и загадок. Игра «Продолжи!».

1) Одна голова хорошо, а (...)

2) Семь раз отмерь – (...)

3) Не имей сто рублей, а (...)

4) Четыре братца под одной крышей. (...)

5) Сто одежек – и (...)

6) Два братца через дорогу живут. (...)

Задание 4. Прочитайте фразеологизмы с числительными. Попробуйте объяснить, что они обозначают .

1) Стричь под одну гребенку.

2) От горшка два вершка.

3) Как две капли воды.

4) Семи пядей во лбу.

5) За семь верст киселя хлебать.

6) За семью печатями.

7) Два сапога – пара.

8) Наговорить с три короба.

9) Пуд соли съесть.

10) Как аршин проглотил.

* Какие вы еще знаете фразеологизмы с числительными? Запишите как можно больше.

5. Это интересно!

Старинные меры длины и веса

«Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» – так описывает И.С. Тургенев своего героя в начале рассказа «Муму».

Мы знаем, что Герасим – богатырь, но все-таки какого он был роста?

Вершок – старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра. Выходит, рост Герасима был всего 53 сантиметра? Что, он карлик? Что-то здесь не так.

Читателю XIX века хорошо известно, что рост человека определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин. Аршин – русская мера длины, равная 0,71 метра. Подразумевалось, что читатель об этом знает.

А теперь подсчитайте, чему же все-таки равнялся рост богатыря дворника.

Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей человеческого тела.

Сажень – мера длины, связанная с размерами обеих рук (2,13 метра).

Локоть – мера длины, равная приблизительно 0,5 метра.

Пядь – расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.

Для измерения больших расстояний на Руси использовали версту (ранее называли поприще ); в разных местностях верста считалась по-разному – от 500 до 700 саженей. У Пушкина в стихотворении «Бесы» есть строки:

Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой.

От восточных купцов пошла единица аршин. Существовали разные аршины: турецкий, персидский и др. Поэтому возникла поговорка «мерить на свой аршин».

Саженей тоже было несколько. Маховая сажень – это расстояние между концами пальцев, которые раздвинуты на полный мах рук (1,76 м). Косая сажень – расстояние от концов пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги (2,48 м).

При Петре I русские меры были приведены в определенную систему:

1 верста = 500 саженям (1,06 км);

1 сажень = 3 аршинам (2,13 м);

1 аршин = 16 вершкам (0,71 м);

1 вершок = 4,45 см;

1 пуд = 40 фунтам (16,4 кг);

1 фут = 96 золотникам (410 г);

1 золотник = 4,3 г.

В конце XIX века в большинстве стран мира, в том числе и в России, была введена метрическая система мер. Однако по традиции моряки и сейчас измеряют расстояние милями (1852 м) и кабельтовыми (десятая часть мили), а скорость – узлами (1 миля в час). Массу алмазов измеряют в каратах (0,2 г – масса пшеничного зерна). Объем нефти – в баррелях (159 л). А программисты измеряют длину монитора в дюймах (2,54 см, 1/12 фута).

6. Резюме.

Совет: еще раз прочитайте § 108.

– Имя числительное – это...

– Общее грамматическое значение числительного – ...

– Количественные числительные изменяются только по..., не имеют... .

Слова один, два имеют...

– Порядковые числительные изменяются...

– В предложении количественные числительные могут быть... членом предложения, порядковые обычно бывают..., реже – ... .

7. Перемена.

* Прочитайте зашифрованные слова. Придумайте сами слова подобного типа.

Смор1а, по2л, элек3к, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.

Простые, сложные и составные числительные (§ 109, 2 часа)

1. В копилку слов.

Километр

Это слово пришло к нам в XVIII веке из французского языка, где оно было сложным: оба его корня восходят к греческим словам, обозначающим «тысяча» (кило) и «мера» (метр), т.е. километр – «тысяча метров».

Слово заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка, восходит к латинскому про сентум, что означает «за сто».

2. Работа с § 109.

Читаем, разбираемся, записываем главное в справочник.

– Итак, что вы знаете об этом составе?

3. Узелок на память.

Одинн адцать, милл ион, милл иард.

4. Практика.

Задание 1. Прочитайте текст и рассмотрите таблицу (упражнение № 396).

Задание 2. Игра «Кто больше?».

Подберите однокоренные слова к числительным один, два.

5. Орфоэпическая минутка.

1) В числительных на -дцать нормированное произношение [ц].

2) Семьсот, восемьсот – [мс]. Семь, восемь, семьдесят, восемьдесят – мягкий [м’].

3) Пятьсот – [пяцсот], шестьсот – [шесот], девятьсот – [девяцсот].

4) В числительном шестнадцать один звук «выпадает» при произношении [сн], становится непроизносимым (правописание проверяем простым числительным шесть ).

6. Учим правило!

Пишите ь

На конце
От 5 до 20, 30

В середине
50–80, 500–900

7. Вернемся к практике.

Задание 1. Запишите текст, заменяя числа словами. Не забудьте: необходимо четко произносить числительные!

18 парашютов, 15 растений, 50 программ, 480 экземпляров, 600 километров, 14 процентов, 800 брошюр, 500 портфелей, 16 секретарей.

Задание 2. Выпишите числительные, объясните написание ь в них.

В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря – 459 метров, Азовского – 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина – 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала – 1637 метров.

Количественные числительные.
Склонение количественных числительных (§ 110–111, 2 часа)

1. Учим правило

Вы уже знаете, что количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? Но ведь сам вопрос (местоимение) изменяется по падежам! Значит, ... . Правильно! Количественные числительные изменяются по падежам, т.е. склоняются, но не имеют рода (кроме один, два ) и числа (кроме один ).

А теперь внимательно прочтите § 111.

* Подставьте свое число и просклоняйте по образцу, данному в таблице § 111. Не забывайте тренировать свою речь.

В чем же особенность склонения этих числительных?

Вывод: вы правы, если увидели, что при склонении сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяется каждая часть слова.

Труднее всего склоняются числительные с сотнями: триста, шестьсот, восемьсот.

Узелок на память!

Воспользуйтесь подсказкой Т.Л. Служевской из книги «Уроки русской словесности» (СПб., 1994. С. 125). Она предлагает в случае затруднения подставить вместо второй части сложного числительного, оканчивающегося на -сот , слово нота (оно того же склонения).

И.п. пятьсот – пять нот.

Т.п. пятью стам и – пятью нотами.

Обратите внимание!

До скольких ты вчера смотрел телевизор?

Ко скольким прийти на дискотеку?

При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово в отдельности. А каждое из этих слов склоняется по своим правилам: семьсот двадцать пять, семи сот двадцати пяти, семи стам двадцати пяти.

Это правило часто нарушается, особенно в разговорной устной речи. Но любому культурному человеку необходимо научиться правильно склонять числительные.

2. Поэтому настало время тренировки.

Задание 1. Запишите, заменяя цифры словами.

472 гектара, 287 экскурсантов, из 596 страниц, с 728 пассажирами, в 1995 году, в 220 вольт, с 411 тоннами, 16 пар, от 25 городов, до 30 градусов, из 1800 участников, среди 962 учащихся, у 245 студентов.

Задание 2. Директору одной школы, в которой было 863 ученика, приходилось постоянно писать всякие отчеты, а значит, употреблять составное числительное восемьсот шестьдесят три в разных падежах. Посмотрите, как он это делал.

И.п. Восемьсот шестьдесят три – количество учеников на 2003/04 учебный год.

Р.п. У всех восьмисот шестидесяти трех учеников имеется форма.

Д.п. Всем восьмистам шестидесяти трем ученикам объявлена благодарность.

В.п. Я обязан наградить восемьсот шестьдесят трех учеников (числительные два, три, четыре имеют разные формы в.п., когда сочетаются с одуш. или неодуш. существительными: трех учеников, но три стола ).

Т.п. Я как директор школы горжусь всеми моими восьмьюстами (восемьюстами) шестьюдесятью тремя учениками.

П.п. Учителя ежедневно и еженощно думают о восьмистах шестидесяти трех учениках.

* А теперь представьте себе, что учеников в этой школе было не 863, а 974, и составьте с этим числительным 6 предложений, ставя числительные в 6 разных падежах.

Задание 3. Перепишите предложение, расставляя знаки препинания и дописывая окончания числительных.

Обезьяна Уошу которую ученые обучили языку глухонемых через пять лет обучения владела ст_ шест_десят_ словами а к концу занятий ее словарь включал около восьм_сот слов глаголов существительных и прилагательных.

Задание 4. Запишите цифры словами и обозначьте падеж числительных.

1) Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой бумаги и изготовить 12 500 ученических тетрадей.

2) Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Ее корабль приземлился через 2 суток 22 часа 50 минут после старта. Во время полета она совершила более 48 полных оборотов вокруг Земли.

Задание 5. Выпишите из текста числительные, заменяя цифры словами.

Самое долговечное из домашних животных – осел, он доживает до 50 лет, лошадь и верблюд живут до 30 лет, корова – до 25, собака и кошка живут до 15 лет. Значительной долговечностью отличаются рыбы. Жизнь щуки измеряется 70 годами, сома – 100 годами, золотой рыбки – 30. Продолжительность жизни орла приближается к 80 годам, вороны – к 70, кур – к 20. Жизнь дождевого червя исчисляется 10 годами, речного рака – 20 годами. Самым древним животным считают черепаху – она живет около 300 лет. Предельный возраст китов – около 50 лет, а слонов – около 80.

Числительные, конечно же, встречаются не только в учебниках математики.

Задание 6. Прочитайте текст из книги известного ученого-филолога М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция». Не забывайте называть числительные в нужном падеже.

Окружность земного шара впервые измерил древнегреческий философ Эратосфен, живший на юге Египта, в городе Сиене.

Сиена лежала как раз на Северном тропике: раз в году, 22 июня, солнце в полдень стояло там в зените и предметы не отбрасывали тени. (Путешественники нарочно приезжали в Сиену посмотреть на такую диковину.) Этим и воспользовался Эратосфен. Александрия была севернее, там от предметов в этот день падали тени. Эратосфен измерил, под каким углом они падают. Получилось семь с лишним градусов – одна пятидесятая часть окружности. Следовательно, заключил Эратосфен, расстояние по суше между Сеной и Александрией равняется одной пятидесятой части всей окружности земного шара. Расстояние это у египтян считалось равным 5 тысячам стадиев, то есть 800 километрам.

Точно это или не точно? 2000 лет спустя, накануне Французской революции, французские астрономы сделали такое же измерение у себя во Франции и получили окружность Земли ровно в 40 тысяч километров. (Говорю «ровно», потому что именно от этого измерения пошла наша нынешняя единица «метр»: она равна одной сорокамиллионной Парижского меридиана.) Точность Эратосфенова измерения изумительна. Это одна из самых славных побед античной науки.

* Составьте план текста, а затем по плану перескажите его. Проверьте, правильно ли вы употребили в своем тексте числительные. Устно укажите разряд каждого числительного по составу и по значению.

Задание 7. Прочитайте текст вслух так, будто вы ведущий телепередачи «Очевидное – невероятное». Определите, какой это текст – художественный, научный или научно-популярный .

Загадка Атлантиды волнует человечество вот уже десять тысяч лет. Впервые об Атлантиде и об очень древней цивилизации атлантов рассказал античный философ Платон в своих знаменитых «Диалогах». Атлантида находилась якобы к западу от Геркулесовых столпов (пролива Гибралтар), в Атлантическом океане. Материк погиб более девяти тысяч лет назад в результате сильнейших землетрясений и наводнений.

Платон сообщал, что источником ему послужили работы афинского ученого по имени Солон, который, в свою очередь, получил сведения об исчезнувшем материке во время поездки в Египет около 600 года до н.э., беседуя со жрецами и исследуя архивы.

За миллионы лет своего существования Атлантида пережила четыре катастрофы, после каждой из которых материк уменьшался и дробился. За 90–100 веков до н.э. Атлантида погибла, погрузившись в пучину вод.

Сказание Платона, изложенное в диалогах «Тимэй» и «Критий», поражает воображение. Оно повествует о могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и о великом и достойном удивления союзе царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. Платон описал столицу последнего царства Атлантиды – Город Золотых Врат, – круглую, как диск Солнца, которому поклонялись атланты. Равнина, окружавшая столицу с трех сторон, была преобразована людьми в гладкий правильный прямоугольник длиной 555 километров и шириной 370 километров. Вокруг равнины по периметру был выкопан ров глубиной 32 метра, шириной 85 метров, длина его равнялась 1850 километрам. Вся территория равнины была пересечена с севера на юг 289 каналами, ширина каждого из которых была 30 метров, а длина – 370 метров.

В стране были развиты письменность, наука, техника, искусство. У атлантов были даже летательные аппараты. В продолжение многих поколений это была страна богатства, изобилия и справедливости. Но атланты постепенно отвернулись от добродетели. Во время последней Атлантиды они являли собой постыдное зрелище. И тогда, рассказывают легенды, Зевс, бог богов, решил наложить на народ Атлантиды кару. Пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений... И Атлантида погрузилась в пучину.

Так описывает Платон Атлантиду, отданную Посейдоном своему первенцу Атланту.

(По Н.Глазкову и В.Ланде)

* Перепишите, подчеркивая ошибкоопасные места, ту часть текста, где говорится о столице Атлантиды. Числительные записывайте словами. Так всегда поступают, когда готовятся произнести трудный текст. Над числительными надпишите разряд по значению и по составу. Подготовьтесь к пересказу текста.

Задание 8. Помогите исправить ошибки в употреблении числительных. Отредактированный вариант запишите.

1) В Москве более восемьсот уличных часов. 2) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. 3) В древнегреческом языке словом стадион чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе – сто двадцать пяти шагам, или расстоянию, которое человек проходит за две минуты. 4) Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. 5) Интересно, что банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук – сорок метров. 6) Сосны живут до триста пятидесяти – четыреста лет и достигают тридцать – сорок пять метров высоты. 7) Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные световые микроскопы – до три тысячи шестьсот раз.

Узелок на память!

Числительные полтора (м.р.), полторы (ж.р.), полтораста для всех падежей, кроме и.п. и в.п., имеют одну форму: полутора, полутораста.

Задание 9. Запишите, вставляя числительные полтора или полтораста в нужной форме.

1) ...километра (километров) осталось пройти. 2) Туристам осталось пройти около... километров. 3) К... километрам шоссе прибавилось еще пятьсот метров. 4) Новое шоссе... километра длиннее прежнего. 5) В... километрах от шоссе находится наше село.

Задание 10. Запишите, раскрывая скобки.

1) План выполнен (полтора месяца, три недели, четыре дня) раньше срока. 2) Поселок расположен в (полтораста километров, сорок четыре километра) от райцентра. 3) Время выполнения домашней работы равняется (полтора часа, два часа, девяносто минут). 4) Сроки выполнения ремонта сократились до (полоторы недели, три декады, 50 дней).

Проверь себя!

Полтор_ тысячи, полтор_ст_ километров, около пол_тор_ десятк_, около пол_тор_ тысяч, около пол_тор_ст_ экземпляров.

3. Поразмышляйте!

В чем особенности изменения числительных сорок, девяносто, сто ? (Обратитесь к опорному материалу на с. 142 «Практика».)

4. Это интересно!

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

5. Перемена!

1. Многоногая загадка.

Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали три ноги,
Закричали на весь дом, –
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.

(К.Чуковский)

Отгадайте-ка, ребятки:
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет?

Собирательные числительные (§ 113, 2 часа)

1. Прежде чем мы поговорим о собирательных числительных, попробуйте определить синтаксическую роль числительных, а опорный материал вы найдете в § 112.

Проверь себя!

1) Три цвета есть у светофора, они понятны для шофера. 2) Погрузился на понтоны первый взвод. Второй за ним. 3) И живут у нас в квартире два ужа и два ежа. 4) Часов десять мы находились в двухстах метрах от катера. 5) «За что вторая единица?» – спросила старшая сестрица.

2. Учим правило! (§ 113)

Собирательные числительные близки к _____ числительным и обозначают _____ .

Это (перечислите собирательные числительные) _____.

Собирательные числительные образуются с помощью _____, кроме числительных _____. Употребляются с существительными:

1) обозначающими людей, например: _____;

2) ______, например: семеро козлят;

3) _____ или _____ предметы: трое ножниц;

4) С местоимениями нас, их: _____________ .

Собирательные числительные склоняются как _____.

В предложении собирательные числительные ______ .

Подсказка!

Собирательные числительные Употребляются с существительными, обозначающими Образуются с помощью...

Двое Трое Четверо Пятеро Шестеро Семеро Восьмеро Девятеро Десятеро 1) лиц мужского пола 2) детенышей 3) парные предметы 4) местоимения нас, их.... суффиксов -ер- -ой-

Узелок на память!

Оба – м.р. (обоих, обоим, обоими). Обе ж.р. (обеих, обеим, обеими).

3. Потренируемся!

Задание 1. Отредактируйте предложения.

1) Четверо студенток получают повышенную стипендию. 2) В класс пришли трое новеньких девочек. 3) Семь в одной квартире – вот как мы живем. 4) Трое дней мы были в походе. 5) У меня есть двое попугаев. 6) В библиотеке нас было четыре. 7) Мы ехали пятеро дней.

Задание 2. Исправьте ошибки в употреблении числительных оба, обе.

1) Договор подписан обоими странами. 2) Моя бабушка гордится обоими наградами. 3) Обоим спортсменкам не повезло в финале. 4) У обеих ребят нет учебников. 5) Держи книгу обоими руками.

Задание 3. Отгадайте загадки. Укажите имена числительные.

1) У семерых братьев по одной сестричке. 2) Четверо стелют, двое светят, один лежит, никого не пускает. 3) На крайчике на сарайчике две куколки сидят, обе врозь глядят.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Вспомните правило!

В об_их руках; на об_их континентах; из об_их озер; к об_им пристаням; на об_их стенах; между об_ими странами; у об_их государств; об_ими руками; у об_их ребят.

Задание 5. Составьте словосочетания «собирательные числит. + существ.».

Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; друзья, товарищи, дети, юноши; сутки, сани, брюки, ножницы.

4. Это интересно!

* Человек делает за день около 20 тысяч шагов, за год – до 7 миллионов, а за 70 лет – почти 500 миллионов шагов. Это значит, что за всю свою жизнь человек мог бы 9 раз обойти земной шар по экватору или преодолеть расстояние от Земли до Луны.

* 250 миллионов лет необходимо для образования нефти в земной коре.

* Через 10 миллиардов лет ожидается угасание Солнца.

Порядковые числительные (§ 114, 2 часа)

1. Учим правило!

Что вы должны знать о порядковых числительных:

1. Порядковые числительные образуются от количественных (кроме слов первый, второй ).

2. Склоняются как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.

3. Начальная форма: и.п., ед. ч., м.р.

4. В составных порядковых числительных только последнее слово изменяется в косвенных падежах.

5. Названия месяцев (январь, февраль и т.д.) в словосочетаниях с порядковыми числительными всегда употребляются в р.п. (января, февраля) .

6. Название месяца в записи праздничной или знаменательной даты с цифрой пишется с прописной буквы: 9 Мая – Девятое мая, 8 Марта – Восьмое марта.

2. В копилку слов.

Биография

Элемент био- восходит к греч. слову, означавшему «жизнь», граф(о) – к слову, означавшему «пишу».

Автобиография

Авто – «сам». Нельзя говорить моя автобиография: такое употребление близких по значению слов называется речевым излишеством (плеоназмом).

3. Потренируемся!

Задание 1. Запишите, раскрывая скобки. Замените цифры порядковыми числительными. Укажите падеж числительных.

(342) поезд, (13) номер, (15) участник, к (8) пациенту, в (603) школу, к (2006) году, (1) января, в день (8) Марта, (90) рейс, на (105) километре, на (714) маршруте.

Задание 2. Образуйте от количественных числительных порядковые .

27, 14, 590, 200, 2500, 37, 37 тысяч, 395 миллионов, 23 миллиарда.

Узелок на память!

Порядковые прилагательные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово: стотысячный город, девятимиллионная столица, стосорокамиллионное население.

Однако легче такие слова записывать цифрами. Особенно если это сочетание с половиной . Вот так: 5 1/2-тысячный городок (пяти с половиной тысячный) .

Задание 3. «Съешьте» слова глазами, а затем напишите их под диктовку. С 2–3 из них составьте предложения.

Двухсотый, пятитысячный, стодвадцатипятимиллионный, девятимиллиардный, двухметровый, четырехэтажный, трехъярусный, сорокалетний, девяностолетний.

* Объясните правописание выделенных слов.

Задание 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в сложные слова.

Двадцат_летний, сем_мильный, двух_ярусный, тре_язычный, сорок_метровый, дву_язычный, ст_летний, дву_сотлетний, пятидесят_метровый.

Задание 5. Напишите поздравительную открытку к одному из праздников.

Задание 6. Запишите в р.п. и т.п. количественные и порядковые числительные.

77, 36, 50, 88, 124, 43, 861.

4. Это интересно!

Следите за правильным произношением числительных!

За 1 минуту опытная кружевница может связать 100 петель.

Через 21 минуту исчезает у человека чувство голода после того, как он съест кусочек хлеба.

Самые длинные сны мы «просматриваем» за 15 минут.

1 час живет бабочка-однодневка.

12 часов может непрерывно петь овсянка (за это время она исполняет 4320 «песен»).

За 1 год Африка и Южная Америка удаляются друг от друга на 5 сантиметров.

Дробные числительные (§ 115, 1 час)

1. Учим правило!

Особенностью дробных числительных является следующее: они употребляются исключительно в устной форме, а на письме заменяются цифрами.

А теперь прочитайте § 115 и ответьте на вопросы:

1. Чем отличаются дробные числительные от других числительных?

2. Почему дробные числительные называют составными (кроме полтора, полтораста )?

3. Сколько форм и каких имеют дробные числительные полтора (полторы) и полтораста ?

Узелок на память!

Числительное полтора образовано из полвтора, т.е. «один и половина второго». Именительно-винительный падеж – полтора, все остальные падежи имеют форму полутора: полутора метров, полутора метрам, полутора метрами, о полутора метрах . Любопытно, что мы до сих пор, не задумываясь над этим, пользуемся древним счетом при указании времени, говоря: полвторого, полпятого и т.д.

1) А теперь потренируемся усвоить норму «чтения» дробных числительных:

1/3 урожая – одна третья урожая; 0,3 урожая – ноль целых три десятых урожая.

2) Запишите цифры словами и прочитайте запись.

3/4 территории; 7/8 коллектива; 1,5 миллиарда; 2/3 сочинения; 1/6 океана; 5/6 трассы; 1/2 рассказа; 0,9 процента.

3) Просклоняйте числительные, подобрав к ним существительные.

Полтораста; 3 2/7; 1/16.

2. Это интересно!

Не забывайте четко произносить числительные!

0,001 секунды длится вспышка молнии.

За 0,1 секунды космический корабль пролетает 1 километр.

За... 25 секунд проходит... от Земли до Луны световой сигнал.

Морфологический разбор имени числительного

1. План морфологического разбора имени числительного.

1. Часть речи. Общее обозначение.

2. Морфологические признаки:

1) начальная форма;

2) постоянные признаки: простое или составное; порядковое или качественное; разряд (для количественных);

3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

3. Синтаксическая роль.

На столе лежат две книги.

Две – числ., н.ф. – два, прост., колич., целое, в и.п., ж.р. Что? Две книги.

2. Проверь себя!

Задание 1. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте морфологический разбор числительных.

Тридцать седьмая звездная экспедиция была направлена на планетную систему близкой звезды в созвездии Змееносца единственная населенная планета которой – Зрида давно говорила с Землей и другими мирами по Великому кольцу. Внезапно она замолчала. Более семидесяти лет не поступало ни одного сообщения. Долг Земли выяснить что случилось. Звездолет с четырьмя астронавтами несся к Зриде со скоростью 5/6 скорости света. На Земле за время пути прошло уже около семи лет, называвшихся независимыми. Что ждет астронавтов впереди? Что найдут они на Зриде? И найдут ли?

(И.Ефремов. Туманность Андромеды)

Задание 2. Придумайте предложение, в котором было бы наибольшее количество числительных. Посоревнуйтесь: у кого длиннее предложение и больше числительных? Одно из числительных разберите как часть речи.

Задание 3. Сочините текст на одну из тем:

1) Звездная экспедиция.

2) Компьютеры будущего.

3) В поисках Атлантиды.

Постарайтесь использовать в своем сочинении разные типы числительных. Но помните правило: все хорошо в меру.

Задание 4. Исправьте ошибки в морфологическом разборе.

Если бы двое химиков, свободно владеющих тридцатью языками, начали с первого января тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года читать все выходящие в этом году публикации, представляющие для них профессиональный интерес, и читали бы их по сорок часов в неделю со скоростью четыре публикации в час, то к тридцать первому декабря тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года они прочитали бы лишь одну десятую часть этих публикаций.

Двое (химиков) – числ., двое, колич., собират., простое, в форме и.п. мн. ч. Подлежащее.

Тридцатью (языками) – числ., тридцать, колич., простое, в форме т.п., мн. ч. Дополнение.

(С)первого (января) – числ., первое, порядк., простое, в форме в.п., ср. р., ед. ч. Обстоят.

Тысяча девятьсот шестьдесят четвертого (года) – числ., тысяча девятьсот шестьдесят четвертый, колич., составн., в форме р.п., мн. ч., м.р. Обстоят.

(По)сорок (часов) – числ., сорок, колич., простое, в форме в.п. Обстоят.

(К)тридцать первому (декабря) – числ., тридцать первый, порядк., составн., в форме д.п., м.р., ед. ч. Дополн.

Одну десятую (часть) – числ., одна десятая, порядк., дробное, в форме п.п., ж.р., ед. ч. Определение.

3. Это интересно!

Некоторые существительные (капелька, тьма, масса и др.), наречия (много, мало, немного) и местоимения (несколько, сколько, столько) составляют особую группу слов, выполняющих функции числительного. В отличие от числительных, они выражают количество неопределенно и потому называются неопределенно-количественными словами. Эти слова сохраняют грамматические признаки того разряда слов, к которому они относятся. Например, слова масса (масса вопросов), тьма (тьма народу), капелька (капелька соли) и др. – существительные: имеют род, число и изменяются по падежам. Слова много, мало, немного являются наречиями: это неизменяемые образования, в предложении могут относиться к глаголу (много читал) . Слова несколько, сколько, столько – местоимения: они не обозначают количество, а указывают на него или спрашивают о нем.

От числительных надо отличать счетные существительные. Например: пара, пяток, пятерка, десяток, дюжина, сотня (нельзя считать: один, пара, три, четыре, пяток... ).

Литература

1. Пименова С.Н. Ориентировочное направление работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика», «Русская речь» // Русский язык в школе,
№ 6, 2003.

2. Пименова С.Н. Ориентировочное направление работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», Русский язык: Практика», «Русская речь» // Русский язык в школе,
№ 1, 2004.

3. Смирнова О.Л. Изучение темы «Мягкий знак на конце и в середине числительных // Русский язык в школе, № 3, 1989.

4. Пименова С.Н. Изучение имени числительного по учебно-методическому комплексу // Русский язык в школе, № 1, 1994.

5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1994.

6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6-м классе. М.: Просвещение, 1994.

7. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

8. Граник Г.Г. и др. Имя числительное. Газета «Русский язык» № 8/2004.

9. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2004.

10. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., 1978.

11. Львова С.И., Вакурова О.Ф., Цыбулько И.П. Готовимся к ЕГЭ. М.: Дрофа, 2003.

12. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5–11-е классы. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

13. Мазнева О. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. М.: АСТ-Пресс Школа, 2002.

14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Готовимся без репетитора. М.: Махаон, 2004.

15. Шапиро Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 6-го класса. Газета «Русский язык»,
№ 18/1998.

16. Яковенко Г.П., Яковенко Н.Г. Энциклопедия – школьнику. Киев: Сканнер, 1994.

Л.Н. ДОСОВА,
Хакасия