Редкие фото наших знаменитостей из «прошлой жизни». Такими их мало кто помнит…. Забытые мелодии: музыкальные инструменты украинцев, о которых мало кто помнит

Давайте поразмышляем...
Забытый гений революции.

У всех нас на слуху фамилии вождей Октябрьской революции - Ленина, Троцкого, Бухарина. Но мало, кто помнит, что идейным вдохновителем революции в России был Парвус Александр Львович, имя которого коммунистические историки старались не вспоминать.
Но обо все по порядку, родился будущий революционер Израиль Лазаревич Гельфанд в 1867 году в Белоруссии, в небогатой семье. Но это не помешало ему, когда он вырос отправиться учиться в Швейцарию. В Европе наш герой проникся марксистскими идеями и сблизился с группой «Освобождение труда» в которую входили Г. Плеханов,
В. Засулич. В 1891 году он получил степень доктора философии, переехал в Германию и вступил в немецкую социал-демократическую партию. В 1890-х годах в Мюнхене квартира Гельфанда стала центром встреч немецких и российских марксистов. В это время он довольно тесно общался с В.И. Лениным и Р. Люксембург. С самого начала издательства «Искры» стал печататься в газете. В 1894 году одну из статей он подписал Парвус, под этим именем он и вошел в историю. Пламенный революционер Троцкий считал Парвуса выдающейся марксистской фигурой! Но также Лев Давидович, впоследствии вспоминал, что у него были две взаимоисключающие мечты. Одна мечта о революции в России, вторая - разбогатеть!!!
О моральном облике нашего марксиста говорит случай 1902 года с писателем М. Горьким. Парвус был агентом писателя и ставил на сценах Германии с большим успехом пьесу «На дне». Часть денег от постановки должен быть получить Парвус (гонорар агента), вторая часть предназначалась Горькому, а третья должна была отйти в партийную кассу РСДРП. Однако, Горький утверждал, что денег кроме Парвуса никто не видел!
1905 год стал для Парвуса наиболее плодотворным, он активно участвовал в революции: писал прокламации, выступал на заводах перед рабочими. Тогда же им был издан знаменитый «Финансовый манифест», в котором шла речь о коррупции в правительстве России, о его финансовой несостоятельности и подложных балансах. За этот опус его приговорили к 3 годам ссылки, но не доехав до места назначения Парвус бежал. В последующие годы он увлёкся революцией на Балканах, затем участвовал в революционном движении в Турции. В Константинополе сбылась его мечта - он наконец то разбогател, став представителем немецких компаний, поставляющих в Турцию оружие.
С началом Первой мировой войны Парвус занял прогерманскую позицию. В Константинополе он встретился с немецким посланником и этот факт документально подтвердила австрийский историк Элизабет Херш! Так же в архивах она нашла секретные телеграммы МИДа Германии и посольств Швейцарии, Дании и Швеции, которые свидетельствовали о подготовке революции в России. Конечно, эти страны не очень то хотели, чтобы набирающая обороты Россия победила в войне. И не последнюю роль в гибели империи сыграл Парвус. В 1915 году предоставил немецкому госсекретарю Ягов «План подготовки к революции», в котором описал, как вывести Россию из Первой мировой войны с помощью революционной агитации:
1. забастовки на оружейных заводах;
2. взрывы железнодорожных мостов (это бы прервало бы снабжение армии боеприпасами);
3. агитация среди рабочих и крестьян (особенно в портовых городах);
4. организация восстаний направленных против царизма;
5. поддержка партийных газет за рубежом;
6. разжигание антирусских настроений на Украине, Финляндии, Кавказе;
7. организация побегов политзаключенных из тюрем и каторги.
Все это по мнению Парвуса должно было привести к отречению царя, место которого займёт правительство готовое договариваться с Германией. На реализацию своей программы Парвус просил 5 миллионов рублей. Немцы выделили 2 миллиона. Получив аванс 1 миллион рублей Парвус перевел его на свои счета в Копенгагене и основал предприятие, которое занималось торговыми сделками в том числе и незаконными по продаже угля, оружия в Германии, России и Дании. Истинный «патриот», продавал врагам своей Родины оружие! Доходы от своих сделок он вкладывал в создание СМИ, которые настраивали весь мир против царского режима России.
В 1915 году произошло его отдаление от большевиков. Троцкий напечатал статью в газете «Искра», где назвал Парвуса предателем.
Немцам Парвус обещал, что план будет выполнен в 1916 году, но он ошибся так как в России были довольно патриотические настроения! К тому же, Ленин категорически отказался объединяться с другими соцпартиями (многие из них заняли патриотические позиции по отношению к воюющей России).
Потом была февральская революция с Временным правительством, которое продолжило войну с Германией и только после мятежа в Октябре 1917 года во главе с большевиками, прикормленными немцами, план Парвуса осуществился. В 1918 году был подписан сепаратный мир между правительством большевиков и Германией (Брест-Литовский мир), по которому немцам отходили огромные российские территории.
После этих событий Парвус стал не нужен ни одной ни другой стороне. Имперская Германия опасалась его социал-демократических взглядов, а правительство Ленина решило не вводить его в свои ряды. Начиная с 1918 года он стал критиковать Ленина и его политику национализации банков (Парвус из за этого потерял миллионы хранящиеся на счетах российских банков). Затем он решил собрать средства необходимые для пропаганды против большевиков, но было поздно! Коммунисты захватили власть и отдавать её не собирались.
В 1921 году Парвус отошел от революционных дел, обосновался в Германии, где и умер в 1924 году. Все его записи и счета в банках бесследно исчезли.

Любовь к музыке - в сердце каждого украинца. Испокон веков родители с детства учили детей играть на музыкальных инструментах - народ готовил будущих талантов. А делали музыкальные принадлежности из посуды, домашнего инвентаря, дерева, глины и даже лошадиных волос.

Разнообразие народных инструментов, дошедших до нас еще со времен Киевской Руси, впечатляет. Однако многие из них хранятся только в музеях или пылятся на чердаках старожилов. Их мелодии давно забыты, поэтому вряд ли удастся увидеть их в повседневной жизни. Давай исправлять эту вопиющую несправедливость!

В Карпатах до сих пор можно услышать громкое звучание трембит. Овеянный легендами музыкальный инструмент гуцулов издавна был единственным средством связи пастухов с селом. Что-то вроде мобильного телефона... длиной 3 м.

Трембита сообщала о выходе овец на пастбище, предупреждала о приближении врага. На ней играли, когда рождался ребенок. С трембитой колядовали, ею же приглашали на свадьбу. Звук трембиты слышно за 10 км . По ее тени определяли время суток, а самые опытные чабаны по звучанию трембиты предугадывали погоду - грозу или дождь.

Хотя трембита длинная, но вовсе не тяжелая - до 1,5 кг. Поэтому держать ее во время игры легко. Для изготовления инструмента часто выбирают ель, в которую ударила молния.

Интересно, что самый длинный музыкальный инструмент в мире изготовили украинцы. Да-да, это трембита! Ее длина может достигать 8 м, а на изготовление уникального инструмента уходит около 2-х лет.

Инструмент с фантастическим звучанием, имитирующим пение птиц и голоса диких животных - это окарина. В переводе с итальянского окарина означает «утенок». Но в Украине ее называют кукушкой - настолько утонченно инструмент воспроизводит пение кукушки.

Изготавливается из глины или дерева и по форме напоминает яйцо. Обычно в инструменте 10 игровых отверстий. А вот свистульки - разрисованные керамические барашки, птички, лошадки - проще и имеют лишь одно игровое отверстие.

Когда-то эти народные игрушки, которыми так любят играть дети, имели защитное значение. В народе верили, что свист отгоняет от малышей злых духов.

Сейчас же окарины и свистульки - национальный украинский бренд. Вспомни только свистульку в виде птички с хвостиком-свистком - это изобретение украинского мастера из Черкасс Юрия Збандута.

Звук этого уникального инструмента напоминает рев быка . Ранее музыканты делали его самостоятельно: брали небольшую бочку и обтягивали верхнее отверстие кожей. В центре кожи прикрепляли пучок лошадиных волос. Да-да! Опускаешь руку в квас и дергаешь за волосы. Высота звука меняется в зависимости от того, где остановится рука.

Сейчас бугай звучит в странах, входивших в состав Австро-Венгрии, и связан с рождественскими праздниками и колядой. Услышать, как ревет бугай, ты можешь в клипе к треку «Vidlik» украинской электро-фолк-группы «ONUKA» - музыкальный инструмент лег в основу басовой линии мелодии.

Похожий на большой котелок, тулумбас был неотъемлемой частью военного быта запорожских казаков. Грозная игра тулумбаса созывала совет казаков или старшин, сообщала о вражеском нападении и даже передавала приказы во время боя.

Казаки всегда брали тулумбасы в поход, привязывая их к седлу. Гул военных барабанов и пронзительный треск бубнов сеяли панику ввойске противника.

Самые большие тулумбасы - набат - держали в Запорожской Сечи. В них одновременно могли бить восемь человек.

Два котлообразные барабаны разных размеров называют литаврами. На Сечи тулумбасы (они же литавры) считались священными и принадлежали к клейнодам Войска Запорожского. Заведовал литаврами отдельный военнослужащий - довбыш.

Давно забыла стук каблуков и дрымба - один из древнейших музыкальных инструментов наших предков. Археологи предполагают, что человечество использует дрымбу еще со времен неолита. Это подтверждают фрагменты музыкальных инструментов на костях мамонтов, найденные в Черновицкой области.

Гуцулы считали дрымбу женским инструментом. Варган в руках хозяйки был главным музыкальным инструментом на вечерницах в карпатских селах. Был у гуцулов еще один интересный обычай: парни дарили дрымбу девушкам, к которым испытывали глубокые чувства.

Гудок

Издавна в Украине знали инструмент под названием гудок или смык. На фресках Софийского собора сохранилось изображение скомороха (музыканта), играющего на плоском грушевидном инструменте со струнами и коротким грифом. Гудок имел три струны, а играли на нем дугообразным смычком.

Во время игры инструмент прижимали к груди или ставили вертикально на колени. Звук гудка можно было услышать в компании бродячих музыкантов и от придворных скоморохов. Однако были даже ансамбли гудошников, выступавшие с гудками разных размеров. Они так и назывались: гудочек, гудок, гудило, гудище.

В середине XVII в. один из самых старинных струнных смычковых инструментов восточных славян потерпел большую трагедию. По указу патриарха Никона, гудок и другие «бесовские инструменты», которые создавались руками талантливых мастеров, отбирали у людей и сжигали. Впоследствии другой смычковый инструмент, скрипка, окончательно вытеснил гудок.

Волынка

Дуда, баран, мех, коза - все это народные названия волынки - излюбленного музыкального инструмента украинцев. С выделанной кожи козы или теленка делают сплошной мех - резервуар для воздуха. Наполнив волынку воздухом, музыкант нажимает на нее локтем и вызывает визгливое звучание пищиков игровой трубки. Одновременно исполнитель может спеть один куплет песни, сопровождая пение игрой на дуде.

Происхождение волынки уходит корнями в древность. В Древнем Риме волынка звучала в театрах и военном оркестре. В Украине инструмент входил в состав оркестраВойска Запорожского. Но больше всего на дуде любили играть пастухи.

К изготовлению волынки относились с любовью - мех украшали кистями, погремушками, применяли резьбу по рогу и чеканку по металлу. Иногда волынку украшали скульптурной головой козы.

Торбан

Барская бандура - именно так когда-то называли торбан в народе. И не зря: инструмент был дорогим, требовал бережного отношения и виртуозной игры исполнителя.

Говорят, на нем любили играть украинские гетманы Иван Мазепа и Петр Дорошенко . Торбан считали украшением концертных вечеров, однако в конце XIX в. инструмент исчезает. Сложная конструкция, высокая стоимость и внушительные габариты делали его неудобным для использования и малодоступным для обычных людей.

Конечно, это далеко не все древние музыкальные инструменты украинцев. Лира, цимбалы, бубен, козобас любого заставят пуститься в пляс. Об этих и других народных инструментах, радовавших слух наших предков, мы обязательно расскажем тебе в одной из следующих историй.

А пока маленький бонус для тех, кто дочитал статью до конца, - безупречная игра на цимбалах от музыканта и композитора Мирона Палийчука в Национальном музее архитектуры и быта «Пирогово».

В августе 1968 года в Чехословакию для подавления "Пражской весны" вошли не только советские войска. Об этом мало, кто помнит, или просто не желает помнить. Вместе с Советской Армией порядок в стране наводили и немецкие, и польские, и болгарские, и венгерские войсковые подразделения.

В целом численность введённых в Чехословакию войск составляла: - СССР — 18 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 22 авиационных и вертолётных полка, около 170 000 человек; - Польша — 5 пехотных дивизий, до 40 000 человек; - ГДР — мотострелковая и танковая дивизии, всего до 15 000 человек; - Венгрия — 8-я мотострелковая дивизия, отдельные части, всего 12 500 человек; - Болгария — 12-й и 22-й болгарские мотострелковые полки, общей численностью 2164 чел. и один болгарский танковый батальон при 26 машинах Т-34.

Жесткая установка "не стрелять" поставила советских военнослужащих в самое невыгодное положение. Уверенные в полной безнаказанности "молодые демократы" кидали в советских солдат камни и бутылки с зажигательной смесью, оскорбляли их и плевали им в лицо. Стоящего в карауле у памятника советским воинам-освободителям Юрия Земкова кто-то из толпы людей, жаждущих осквернить памятник погибшим в 1945-м, ударил трехгранным штыком в грудь. Его товарищи вскинули автоматы, но, выполняя приказ, не стали стрелять.

Стоило же появиться рядом солдатам ГДР, как все становилось спокойно. Немцы, не задумываясь, применяли оружие.Об участии войск Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР в операции в наше время предпочитают молчать. Как же - ведь все эти страны слились в едином экстазе с НАТО и с ЕЭС! Некоторые уже дописались до того, что войска ГДР в Чехословакию не входили. Однако те кто лично принимал участие в тех событиях вспоминают:" Ложившиеся на дороги чехи серьезно замедляли продвижение советских механизированных и танковых колон. Танковые колоны ГДР проходили даже не останавливаясь, прямо по лежащим на дорогах…".

Аналогично немцам в Чехословакии вели себя и польские войска. Как вспоминает один из советских солдат: "По соседству с нами стояли немцы, которые ходили чуть ли ни с закатанными рукавами... Сначала кто-то пытался организовать что-то вроде баррикад из легковушек на их пути. Но немцы не растерялись и просто переехали их танками, даже не обернувшись. И вообще, где видели косой взгляд, чуть что - вступали в драку. Да и поляки тоже спуску не давали. Про остальных не знаю. Но чехи в них ничего не бросали и тем более не стреляли, боялись..."

Нельзя не забывать и о проблеме Судетской области и немецкого меньшинства на территории Чехословакии, которая как заноза долгие годы отравляла взаимоотношения между странами. После вступления на территорию Чехословакии офицерский состав ГДР начал развивать поразительную активность по агитации немецкого меньшинства в Судетской области. Их действия были явно направлены на готовящуюся аннексию Судет. Один из свидетелей, представитель немецкого меньшинства Отто Клаус рассказывает:

21 августа 1968 года я включил радио и начал бриться. Внезапно я услышал по радиостанции „Прага“ первую фразу: „...не провоцируйте советских оккупантов, препятствуйте кровопролитию“. Я всё побросал и молнией выбежал на улицу. В Либерце на улицах я увидел немецкие части в боевой готовности. Одна колонна за другой, только немцы. Я слышал только немецкие команды. В Праге, вероятно, спятили. Это совсем не русские. Это немцы.

Когда я вошёл в свою контору, там уже сидели три офицера армии ГДР. Безо всяких церемоний они мне сообщили, что пришли освободить нас от чешского гнёта. Они решительно потребовали моего сотрудничества...

Два других чехословацких гражданина немецкого происхождения, Отмар Шимек и его приятель Карел Гаупт из Кадани, описали две встречи с восточно-немецкой оккупационной армией следующим образом:

Мы ехали на мотоцикле. Группа немецких солдат остановила нас и хотела знать, есть ли у нас при себе листовки. Обыскали нас, но ничего не нашли. Спрашивали нас, относимся ли мы к немецкому меньшинству. Когда мы подтвердили, они сказали нам, что мы должны построить “народное революционное ополчение“ (Revolutionäre Volkswehr), поскольку, вероятно, эта территория будет присоединена к ГДР. Мы думали, что это глупая шутка. Однако потом, когда мы услышали от других членов Немецкого культурного союза (Deutscher Kulturverband), что их призывали к подобной деятельности, мы заявили в Прагу...

Чехословацкая разведслужба - под руководством Йозефа Павла - получила сотни таких отчётов. Члены народных меньшинств - немцы, поляки, венгры, жившие в Чехословакии, получили от оккупационных частей соответствующих стран приглашение к сотрудничеству. Всем хотелось под шумок откусить свой кусок пирога.

Терентьев Андрей

В наш век современных технологий фотография, кажется, вовсе утратила свою ценность: чтобы получить массу снимков, достаточно просто много раз нажать кнопку на смартфоне или фотоаппарате. А вот раньше, когда о цифровых фото оставалось только мечтать, каждый кадр был на вес золота!

Здорово, что многие люди до сих пор хранят, как зеницу ока, старые архивные фото, с помощью которых можно окунуться в прошлое и вспомнить былые дни. Знаменитости - вовсе не исключение в этом правиле, поэтому мы предлагаем тебе насладиться редкими снимками наших селебритиз до того, как они начали купаться в лучах славы.

Анна Семенович вообще не изменилась с тех пор!

Леонид Агутин на вечере памяти Константину Симонову. Москва, 1984 год

Алика Смехова с отцом Вениамином Смеховым, известным актером и режиссером

Узнаешь девушку за рулем? Да это же сама Лера Кудрявцева в молодости!

Милая блондинка на фото - Мария Кожевникова вместе с подругой в McDonald’s

Настя Задорожная и Сергей Лазарев в начале 90-х. Ребята часто гастролировали с группой «Непоседы» по странам постсоветского пространства.

Роза Сябитова с детьми 20 лет назад


Лариса Гузеева в молодости

Молодые и зеленые Владимир Пресняков и Леонид Агутин

Алла Пугачева во время съемок в Таллине, 1978 год

Филипп Киркоров и Вячеслав Добрынин

Наташа Королева и Игорь Крутой в начале 1990-х

Встреча Иосифа Кобзона с Юрием Гагариным

Эти фотографии из «прошлой жизни» звезд позволяют окунуться в ту атмосферу, когда прошлое было настоящим. Правду говорят, что кадры, запечатленные на пленку, обладают особенным настроением, они напоминают кадр из фильма. И если над цифровыми фотографиями профессионалы работают часами, придавая нужную контрастность, яркость и насыщенность, поправляя цветокоррекцию и дефекты, то снимки былих времен прекрасны без каких-либо изменений и вмешательств.

Кинохроника тех времен обычно показывает «Энергию» с такого ракурса, что полезный груз почти невидим.

Лишь на некоторых фотографиях можно рассмотреть гигантский черный цилиндр, пристыкованный к «Энергии». Своим первым запуском самая мощная в мире ракета–носитель должна была вывести на орбиту боевую станцию невиданных размеров.

В отличие от одноразовых истребителей спутников ИС новые советские космические аппараты должны были перехватывать несколько целей. Для них планировалась разработка самых разных образцов космического оружия: тут были и лазеры космического базирования, и ракеты «космос – космос», и даже электромагнитные пушки.

Так, например, система «Каскад», проектировавшаяся на базе базового блока станции «Мир», но имевшая отнюдь не мирную миссию, была предназначена для уничтожения ракетами спутников на высоких орбитах. Для нее были созданы специальные ракеты «космос – космос», которые так и не успели испытать.

Больше повезло другой боевой космической станции – «Скиф», оснащенной лазерным оружием по программе противоспутниковой обороны. В дальнейшем предполагалось ее оснастить и лазерной системой для поражения ядерных боеголовок.

Космический аппарат, длиной почти 37 м и диаметром 4,1 м, имел массу около 80 т и состоял из двух основных отсеков: функционально–служебного блока (ФСБ) и большего целевого модуля (ЦМ). ФСБ представлял собой лишь немного видоизмененный для этой новой задачи 20–тонный корабль, разрабатываемый для станции «Мир». На нем размещались системы управления, телеметрического контроля, энергопитания и антенные устройства. Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно–грузовом отсеке (ПГО). В отсеке двигательной установки размещались четыре маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также топливные баки. На боковых поверхностях размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту. Новый крупный головной обтекатель, защищающий аппарат от набегающего воздушного потока был впервые изготовлен из углепластика. Весь аппарат был покрашен черной краской для нужного теплового режима.

Центральная часть «Скифа» была негерметичной конструкцией, где и помещалась его самая главная нагрузка – прототип газодинамического лазера. Из всех различных конструкций лазеров был выбран газодинамический, работающий на углекислом газе (СО2). Хотя такие лазеры и имеют небольшой КПД (около 10%), но они отличаются простой конструкцией и хорошо отработаны. Разработкой лазера занималось НПО с космическим названием «Астрофизика».

Специальное устройство – систему накачки лазера – разрабатывало КБ, занимавшееся ракетными двигателями. В этом нет ничего удивительного: система накачки представляет собой обычный жидкостной ракетный двигатель.
Чтобы при стрельбе истекающие газы не вращали станцию, на ней было специальное устройство безмоментного выхлопа, или, как называли его разработчики, «штаны».

Аналогичная система должна была применяться и для блока с электромагнитной пушкой, где газовый тракт должен был работать для выхлопа турбогенератора.

(По некоторым данным, лазер планировался не на углекислом газе, а на галогенах – так называемый эксимерный лазер. По официальным данным, «Скиф» был укомплектован баллонами со смесью ксенона с криптоном. Если туда добавить, например, фтор или хлор, то получим основу эксимерного лазера (смеси аргонфтор, криптонхлор, криптонфтор, ксенонхлор, ксенонфтор).

К первому запуску «Энергии» «Скиф» не успевал, поэтому решено было запускать макет боевой станции, о чем говорили буквы «ДМ» в ее названии – динамический макет. Запускаемый модуль содержал только самые основные компоненты и частичный запас рабочего тела – СО2. Оптической системы лазера на первом пуске не было, так как ее поставка запоздала. Были на борту и специальные мишени, которые планировалось отстреливать от станции в космосе и проверять на них систему наведения.

В феврале 1987 года «Скиф–ДМ» прибыл для стыковки с «Энергией» на техническую позицию.

На борту «Скифа–ДМ» большими буквами на черной поверхности было написано его новое имя – «Полюс», а на другом было выведено «Мир–2», хотя никакого отношения к мирной орбитальной станции «Мир» он не имел. К апрелю станция была готова к старту.

Пуск состоялся 15 мая 1987 года. Надо отметить, что станция крепилась к ракетеносителю задом наперед – так требовали особенности ее конструкции. После отделения она должна была развернуться на 180 градусов и собственными двигателями набрать необходимую скорость для выхода на орбиту. Из–за ошибки в программном обеспечении станция, развернувшись на 1800, продолжила вращение, двигатели сработали в неправильном направлении и, вместо того чтобы выйти на орбиту, «Скиф» вернулся на Землю.

Сообщение ТАСС о первом пуске «Энергии» гласило: «Вторая ступень ракеты–носителя вывела в расчетную точку габаритно–весовой макет спутника... Однако изза нештатной работы его бортовых систем макет на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана».

Так утонули нереализованными боевые космические планы Советского Союза, но до сих пор ни одной стране не удается даже приблизиться к теперь уже почти мифическому «Скифу».