Реформы Александра II. Кратко. Реформы Александра II 2 реформы образования и просвещения 1863 1864

Хронология

  • 1855 — 1881 гг. Царствование Александра II Николаевича
  • 1861 г., 19 февраля Отмена крепостного права в России
  • 1864 г. Проведение судебной, земской и школьной реформ
  • 1870 г. Проведение городской реформы
  • 1874 г. Военная реформа

Земская реформа (1864 г.)

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.

Городская реформа (1870 г.)

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством . Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей . Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты . Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения — 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности . Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота — 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной — по структуре, вооружению, образованию.

Реформы образования

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах , согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий , провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав , возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 60 — 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это — несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

Александр 2 вошёл в историю как царь-реформатор. Именно он произвёл огромнейшее количество преобразований в стране, существенно изменив положение России на мировой арене. Деятельности царя давали противоречивые оценки: одни считали его едва ли не святым, тогда как другие искренне желали смерти монарха. На него совершался ряд покушений, каждый раз Александра спасало самое настоящее чудо. Но в шестьдесят два года он погиб от взрыва бомбы, брошенной ему под ноги. Трагическая смерть императора всколыхнула Россию и породила целый ряд запретов и отход от либерального курса, который вёл Александр. Реформа Александра 2, связанная с отменой крепостничества, модернизация судебной системы, образовательные реформы - всё это вошло в историю как крупнейшие изменения в российском обществе.

Судебная реформа (1864)

Судебная реформа Александра 2 стала поворотным моментом в российском делопроизводстве. Суды теперь разделялись на две части: местный занимался делами мещан и крестьян, а окружной - более серьёзными преступлениями. Вводился суд присяжных, члены которого могли принадлежать к любому сословию. В его полномочия входило рассмотрение тяжких преступлений. Была упразднена дискриминация: абсолютно все оказывались равны перед судебной властью. Решения не принимались тайно, нельзя было сменить судью, если он по каким-то причинам не устраивал участников процесса. Правила были едины для всех и не могли измениться в ходе заседания. Кроме того, менялось и административное деление страны: теперь империя делилась на округа.

Судебная реформа Александра 2 лишила самого императора реальной власти в судах, единственное, что он мог сделать - помиловать дворянина, которому грозила конфискация имущества.

Земская реформа (1864)

Следующей после отмены крепостного права была земская реформа Александра 2. Вводился новый орган местного самоуправления - земство, члены которого избирались голосованием (доступ к нему получили представители всех сословий). Сами земства подразделялись на распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Избираться в земские собрания могли только богатые люди, причём представители каждого имущественного класса имели собственные выборы. Позже участники земских собраний назначали председателя и определённое количество членов земских управ.

Эта реформа Александра 2 позволила создать органы местной власти, в полномочия которых входило решение локальных вопросов. Такие перемены позволили существенно улучшить жизнь всех слоёв населения, дать больше самостоятельности губерниям и уездам, но здесь имелись и свои минусы. Метаморфозы подразумевали под собой принудительный сбор денег у населения на осуществление всех функций земств. Так что земская реформа Александра 2 позволила новым органам местной власти самим назначать налоги и повинности.

Отмена крепостного права (1861)

Великая реформа Александра 2 была ответом на возрастание социальной напряжённости в стране. Вопрос об отмене крепостного права стоял уже очень давно, но все предыдущие монархи постоянно игнорировали его, угнетая крестьян всё больше. Постоянно существовала опасность мятежей, цари понимали, что если поднимется всё крестьянство, то противостоять ему не сможет никто. Именно это и стало причиной волевого решения Александра.

19 февраля 1861 года свет увидел Манифест об отмене крепостного права. Но всё было не так просто: противоречивой оказалась реформа Александра 2. Таблица расскажет о ней подробнее.

Оценка результатов отмены крепостного права
Плюсы Минусы
Крестьяне становились свободны от помещиков Крестьяне обязаны были выкупить наделы у помещиков
Крестьяне могли распоряжаться собственным имуществом До тех пор, пока крестьянин не покупал свою землю, он продолжал выполнять все прежние обязанности, если в течение десяти лет крестьянин не выкупал землю, он мог отказаться от неё
Создавалось выборное крестьянское самоуправление Реформа распространялась только на европейскую часть империи
Государство готово было предоставить крестьянину необходимую для выкупа земли сумму денег, ему давалась рассрочка на 49 лет Вернуть ссуду на выкуп земли крестьянин должен был с огромными процентами: он выплачивал государству в два или в три раза большую сумму, чем занимал

Крестьянская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: формальное освобождение крестьян, но сохранение их зависимости от помещиков в действительности.

Военная реформа (1857)

В рамках всеобщей воинской повинности в России были созданы военные поселения - своеобразные лагеря, где часть дня крестьяне выполняли свои обязанности на земле, а в остальное время муштровались командующими. Первым делом реформа Александра 2 ликвидировала эти поселения.

Были проведены изменения и в области военной повинности: ежегодно назначалось точное число призывников, и все лица старше 21 года тянули жребий, который определял, кто отправится служить. Конечно, были определённые льготы: не забирали единственного кормильца, единственного сына или того, чей старший брат служил в армии. Военное образование сокращало срок службы в армии, который варьировался в зависимости от подразделения.

Реформа Александра 2 коснулась и управления: создавались военные округа, каждым из которых заведовал местный генерал-губернатор. Армия получила новое оружие, были созданы железнодорожные войска. Пленный теперь, если он не переходил на сторону врага, считался жертвой и получал денежную компенсацию за то время, что он провёл в плену.

Великая реформа Александра 2 позволила создать сильную, хоть и небольшую армию, в резерве которой находилось огромное количество людей. Техническая модернизация и пересмотр командования положительно повлияли на боеготовность войск.

Реформа образования (1864)

И образование не обошла стороной реформа Александра 2. Таблица расскажет подробнее обо всех нововведениях.

Цензура (1857)

Реформа Александра 2 коснулась и периодики. Государство всегда контролировало то, что писали литераторы, но с введением реформы ситуация кардинально изменилась: теперь цензуре не подвергались произведения, объём которых был больше определённого количества страниц. Научные труды и государственные издания вообще не подлежали цензуре.

Городская реформа (1870)

Она стала логическим продолжением земской. Городская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: введение самоуправления в городах. Теперь вся власть передавалась городским думам и управам, которые отвечали уже перед вышестоящими лицами. Претендовать на место в органах самоуправления могли только зажиточные люди.

Заключение

После Петра Великого ни один царь не проводил в России столько преобразований, как Александр 2. Его вклад в развитие страны действительно неоценим. Реформы Александра 2 изменили государство, застрявшее в Средневековье, положив начало новой странице в истории России.

Общая характеристика школьных реформ 60-х годов. Под влиянием общественного движения 60-х годов царское правительство вынуждено было провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, воинскую, школьную, земскую.По характеристике В. И. Ленина, эти реформы по своему содержанию были буржуазными, но проводились стоящими у власти крепостниками. По этой причине на них лежала печать половинчатости, двойственности. Эти особенности присущи и школьным реформам 60-х годов, в частности реформе начальной и средней школы в 1864 году и реформе университетов в 1863 году. Подготовка к школьным реформам велась в течение восьми лет (начиная с 1856 года). Вырабатывались и перерабатывались несколько раз проекты реформ. В начале 60-х годов проекты реформ, в т.ч. школьных, были более либеральными, нежели последующие их варианты и законы, утвержденные в 1863-1864 годах.Характеризуя устав университетов, утвержденный в 1863 году, и пятикратную переработку проекта этого устава, Герцен писал: ʼʼПравительство делало, как иерусалимские паломники, чересчур много нагрешившие, три шага вперед и два назад. Один всœе же оставалсяʼʼ. Эти слова вполне применимы и к подготовке реформы начальной и средней школы. ʼʼПоложение о начальных народных училищахʼʼ. 19 июля 1864 года было утверждено ʼʼПоложение о начальных народных училищахʼʼ. По этому ʼʼПоложениюʼʼ цель начальных народных училищ определялась так: ʼʼУтверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знанияʼʼ (§ 1). К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всœех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счёт казны, обществ и частных лиц (§ 2).В начальных школах преподавались закон божий, чтение ʼʼпo книгам гражданской и церковной печатиʼʼ, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в ʼʼПоложенииʼʼ не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в ʼʼПоложенииʼʼ и возраст учащихся.Принимались в народные училища дети всœех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счёт которых училища содержались. Обычно оно было бесплатным.Учителями начальных училищ по ʼʼПоложениюʼʼ 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, в случае если ʼʼполучали на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известныхʼʼ (§ 16). Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинœены министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода.Для руководства учебно-воспитательной работой школ (кроме церковноприходских) на местах по ʼʼПоложениюʼʼ 1864 года учреждались уездные и губернские училищные советы. В состав уездного училищного совета входили: представитель от министерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа, обычно учитель гимназии или смотритель уездного училища), представитель от министерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, т. е. начальник уездной полиции), представитель духовного ведомства (священник, по назначению архиерея), два представителя от уездного земства (выбирались на уездном земском собрании), представитель городского самоуправления. Председатель уездного училища совета избирался из числа членов совета.Уездный училищный совет руководил начальными школами, давал разрешения на открытие, перевод и закрытие этих школ, назначал и увольнял учителœей. Губернский училищный совет (состоял из архиерея - председатель совета͵ губернатора, губернского директора училищ и двух представителœей от губернского земства) рассматривал главным образом жалобы на постановления уездных советов данной губернии. В ʼʼПоложении о начальных народных училищахʼʼ видна двойственность школьной реформы, заключавшаяся в ее буржуазном характере и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования. Новыми были замена крепостнически-сословной начальной школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать народные училища органам местного самоуправления (земствам, городам), обществам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальных органов руководства школами. Наряду с этими сохранялись церковноприходские школы. На первый план при определœении цели народных училищ выдвигалось распространение религиозно-нравственных знаний. Церковники допускались к преподаванию без каких-либо удостоверений, тогда как светские лица - только по получении удостоверений о их подготовленности, нравственности и благонадежности. Устав гимназий и прогимназий 1864 года. Проект устава гимназий несколько раз переделывался, обсуждался педагогической общественностью и, наконец, был утвержден 19 ноября 1864 года. По этому уставу устанавливалось два типа гимназий: классическая - с преподаванием древних языков - латинского и греческого и реальная - без древних языков, обе с семилетним сроком обучения. В реальных гимназиях в большем объёме по сравнению с классическими преподавалась математика (26 уроков во всœех классах в неделю, в классических 22), естествознание (23 урока и 6 уроков), физика и космография (9 и 6 уроков), черчение (в реальных) ; в реальных гимназиях преподавались два новых языка, в классических лишь один из новых языков (французский или немецкий). Остальные предметы: русский язык, литература, история, география - имели во всœех гимназиях одинаковое число уроков; русский язык в реальных гимназиях - на один урок больше. Продолжительность урока устанавливалась в 1 час 15 минут.Учебный план реальной гимназии отличался прогрессивными чертами и был более жизненным. К тому же больший объём знаний по математике, физике, естествознанию лучше соответствовал требованиям к поступающим на физико-математический и медицинский факультеты университета. Тем не менее право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классические гимназии. Οʜᴎ могли поступать во всœе высшие учебные заведения, тогда как окончившим реальные гимназии был открыт доступ только в технические и сельскохозяйственные.По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всœех сословий без различия звания их родителœей и вероисповедания. Отменялись телœесные наказания учащихся. Были расширены функции и права педагогических советов гимназий. Директор гимназии не имел права отменять постановлений педагогического совета͵ а мог лишь обжаловать их попечителю учебного округа.Каждая гимназия обязана была иметь библиотеку из книг, допущенных для ученических и учительских библиотек средних учебных заведений, набор наглядных учебных пособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физический кабинœет.Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствующие первым четырем классам гимназий, открывались чаще в небольших городах. Прежняя сословно-крепостническая гимназия преобразовывалась в буржуазно-классовую среднюю школу, но двойственность, половинчатость школьных реформ 60-х годов сильно сказались и на реформе гимназии. Требовалось, чтобы средняя школа давала более обширные знания по математике, физике, естествознанию, чем классическая гимназия, а также знание новых языков и современной литературы, умение чертить и разбирать чертежи. Такой именно и была реальная гимназия. При этом царское правительство предпочтение отдавало классической гимназии. Половина всœех гимназий была сделана полуклассическими (с одним латинским языком), 25% гимназий были классическими (с латинским и греческим языками) и лишь 25% - реальными.В 1866 году министром народного просвещения был назначен реакционер граф Д. А. Толстой, который относился враждебно к реальным гимназиям, поскольку они способствовали распространению среди молодежи материалистического мировоззрения. Он стал усиленно насаждать в средней школе классицизм и вскоре превратил всœе гимназии в классические.Среднее женское образование. В начале 60-х годов был сделан шаг вперед и в отношении женского образования, хотя и данный вопрос был разрешен половинчато. 10 мая 1860 года было утверждено ʼʼПоложение о женских училищах ведомства министерства народного просвещенияʼʼ. По этому ʼʼПоложениюʼʼ женские училища могли быть двух разрядов. Училища первого разряда имели шестилетний срок обучения. В них преподавались закон божий, русский язык и словесность, арифметика и начала геометрии, география, история (всœеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание и рукоделие. К необязательным предметам были отнесены французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Женские училища второго разряда имели трехлетний курс обучения. В них преподавались закон божий, русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание и рукоделие. Принимались в женские училища девочки всœех сословий. По сравнению с мужскими гимназиями женские училища первого разряда имели на один год меньшую продолжительность и значительно суженные программы обучения. Οʜᴎ, как это видно из формулировки ʼʼПоложения о женских училищахʼʼ, предназначались для подготовки женщины как жены и матери, но не ставили целью подготовить женщину к общественной деятельности. Число женских училищ было невелико. В 1870 году во всœей России было всœего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В этом же году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. Реформа высшей школы. В общественном движении 60-х годов большое участие приняли профессора и студенты. Уже в 1856 году начались студенческие волнения, на которые правительство отвечало репрессиями, вплоть до увольнения в 1861 году всœех студентов С.-Петербургского университета. Но наряду с этим правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки. Началась выработка нового университетского устава. Проект его перерабатывался пять раз, и, наконец, 18 июня 1863 года устав был утвержден под давлением общественного движения.По этому наиболее прогрессивному из всœех университетских уставов дореволюционной России университетам предоставлялась некоторая автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора (на четырехлетний срок); избрание по конкурсу профессоров; советы факультетов выбирали деканов. Было увеличено число кафедр, предоставлена им возможность вести научную работу. Более чем в полтора раза увеличился состав преподавателœей.Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учебные заведения существовавшие раньше институты: Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское выcшее техническое училище, Петровско-Разумовская (ныне Тимирязевская) сельскохозяйственная академия; открыт Рижский политехнический институт. Начало земской деятельности по народному образованию. В 1864 году былo утверждено ʼʼПоложение о земских учрежденияхʼʼ, по которому в 34 губерниях Европейской России, населœенных главным образом русскими и народами Поволжья, вводилось местное самоуправление - земства.Введение земства явилось, как указывал В. И. Ленин, уступкой правительства обществу. Населœению (в лице, однако, лишь владельцев недвижимого крупного имущества - помещикам, фабрикантам, домовладельцам, а также зажиточной части крестьянства) было предоставлено право ведать под контролем губернаторов местными хозяйственными и культурными делами: здравоохранением, народным образованием (содержанием начальных школ и поощрением среднего образования), устройством дорог, водеснабжением и т. п.В области народного образования царизм уделил земству скромную роль: участие в развитии народного образования ʼʼпреимущественно в хозяйственном отношенииʼʼ, т. е. земство могло открывать (с разрешения уездного училищного совета) школы и содержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение, оборудование, снабжение дозволенными министерством народного просвещения учебниками и письменными принадлежностями, оплата учителя и пр.). Но земству запрещалось вмешиваться в учебно-воспитательную работу школы, которая находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ, должность которых (по одной на губернию) была установлена в 1869 году.Ограничивалась роль земства и в другом отношении: оно могло содержать только начальные, но не средние школы. В отношении среднего образования земство имело право лишь ʼʼпоощренияʼʼ выдачей субсидий средним учебным заведениям, установления стипендий учащимся средней школы.И всœе же земства большинства губерний за первые десять лет своего существования создали значительную сеть начальных сельских школ; было открыто около 10 000 земских школ. Передовые земства пытались организовать подготовку народных учителœей в земских учительских школах, проводили курсы и съезды учителœей, устраивали пришкольные библиотечки, которыми пользовались и окончившие школу. Надо, однако, заметить, что земство принимало на себя лишь часть хозяйственных расходов по школам, а основные расходы (наем помещений для школ, постройка школьных зданий, отопление, освещение, оплата учителя, сторожа) несли сельские общества.Из всœех типов начальной школы, существовавших в то время (земских, министерских, церковноприходских и др.), земские школы были лучшими. Образовательный уровень их учителœей был выше, нежели учителœей других начальных школ, они имели специальные здания, были лучше оборудованы учебными пособиями. При этом деятельность земств по народному образованию не выходила по своему существу за рамки буржуазного просветительства.

Школьная реформа 60 годов 19 века в России - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Школьная реформа 60 годов 19 века в России" 2017, 2018.

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг. Начальное образование. Среднее образование. Высшее образование. + Женские гимназии. Образование стало более доступным для представителей различных сословий. «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г. «Университетский устав» 1863 г. Прогимназии (4 года обучения). Гимназии. Реальные Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения. Классические Готовили к поступлению в университет. Учебные заведения могли открывать земства, общественные орга- низации, частные лица. Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов).

Слайд 20 из презентации «Крестьянская реформа 1861 года» к урокам истории на тему «Отмена крепостного права»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке истории, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Реформа 1861 года.ppt» можно в zip-архиве размером 298 КБ.

Скачать презентацию

Отмена крепостного права

«Крепостное право» - Чернышевский н.Г. Крепостное право -. Отмена крепостного права должна: Тема: "отмена крепостного права". Добролюбов в 1857г. пришел работать в «Современник». Но нельзя упускать из виду и интересы крестьян. Рескрипт - письмо монарха к подданному. Более радикальными были мнения радикальных изданий «Колокол» и «Современник».

«Жёны декабристов в Сибири» - Француженка. Носила крест и браслет, сделанные из кандалов мужа Бестужевым. Родилась в Лотарингии, в замке Шампаньи, в семье офицера. Последовала в 1828 за мужем в Сибирь. ФОНВИЗИНА Наталья Дмитриевна. ЕНТАЛЬЦЕВА Александра Васильевна. Родилась в дворянской семье. В мае 1827 года Е.П. Нарышкина приезжает в Читу.

«Крестьянская реформа 1861 года» - Д.С. Мережковский. Но! Земские начальники (из дворян) для усиления контроля за крестьянским самоуправлением. Причины: тяжелые условия труда, жестокая эксплуатация. Земства занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, образованием. 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов).

«Российская империя» - Кавказская война. Англо-русская война. Горцы. Итог: Победа коалиции; Парижский мирный договор (1856). Русско-шведская война. Франция, Испания, Дания, Батавская республика, Россия (1801). Австрия, Великобритания, Сицилия, Сардиния. Французы в 1812 г., пленённые ополчением. Дата: 7 ноября 1807 - 16 июля 1812.

«Русско-турецкая война 1877-1878» - Н.П. Игнатьев. Основные причины поражения русской дипломатии: Балканских полуостров после войны. Структура работы: А.М. Горчаков. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс Глава II. Балканский полуостров. П.А. Шувалов. Глава III. Введение Глава I. Подведение итогов русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Два документа: Положение о начальных народных училищах 19 ноября 1864 г. и Уства гимназий и прогимназий 1864 г.

Схема № 2. Начальное образование.

Количество церковно-приходских школ – 50 – 80% от народных училищ. Бессословное, бесплатное, допускалось совместное обучение, но было не желательно.

Схема № 3. Среднее образование.


Обучение 7-летнее. Нагрузка определялась по 6 часов в день при 6 минимальной 6-дневной учебной недели. Обучение раздельное, в основном доя мужчин.

Реальная гимназия имела естественно-научный уклон 26 часов в неделю из 36. Ведущийие предметы – естествознание (математика, экон. полож. и т. д.).

В 1870 г. Положение о женских гимназиях.

При гимназиях или отделах (в уездных городах) образовывались 4-классные прогимназии, в которых имелся обязательно подготовительный класс.

С 1864 г. образование было бессословным, но сразу появились циркуляры, запрещающие принимать детей крестьянского состояния. Поначалу образование было бесплатным, с 1871 г. – платное.

Вводилось ограничение по вероисповеданию и национальности. По указу 1880 г. было запрещено принимать евреев.

Ограничение по приему выпускников гимназий окраин в вузы.

1) широкая сеть начального обучения;

2) формально средняя школа объявлялась бесплатной и бессословной;

3) впервые появилось женское образование;

4) элементы демократии внутри управления: инспекции и педсоветы утверждали учебные планы.

Предпосылки:

1. Школьная реформа 1964 г.

2. Глубокие изменения в отечественной исторической науке: Соловьев, Костомаров.

3. Мощное педагогическое движение 50 – 60-х гг. XIX в.: Пирогов, Кушинский, Толстой.

70-е гг. – система классицизма. По указу 1871 г. устанавливался единый тип мужской гимназии – классическая гимназия. В реальной гимназии 41% учебного времени греческий и латынь.

В 80-е гг. подорваны принципы бесплатного образования. Введена плата за обучение в гимназии.

Ограничения по национальному признаку (ограниченный прием евреев), и вероисповедальному признакам (православные). Классовые ограничения – Циркуляр 1887 г. «О кухаркиных детях».

Два изменения в методической мысли:

1. Начинают оформляться научно-методические знания;

2. В 70-е гг. методическое течение в исторической науке оформляется как неоднородное по своей методической базе.

Либеральное и демократическое направления.

Либеральное течение. С М. Соловьев.

Профессор, ректор МГУ имел широкую школьную практику. В 1860 г. преподавал в Александровском военном училище. Возглавлял экзаменационную комиссию МГУ по определению звания учителя. Занимался обсуждением учебных пособий и программ. Работал в педагогическом комитете, на педагогических курсах.



Цели либеральных историков:

1. От истории зависит политический склад будущих граждан.

2. Развитие умственных способностей.

Преимущество – политическая история, подробности внутренней жизни России.

Принципы обучения:

1) доступность, но без упрощения;

2) сохранение общего курса истории без отмены его рассмотрения отдельных отделов.

М. М. Стасюлевич предложил «реальный» метод преподавания истории. В 1862 г. «О формальном и реальном методе преподавания истории», написал также «История средних веков, её писатели и исследователи». СПб, 1863. Т. 1.

Отказ от использования школьного учебника в образе основного источника знаний, должен быть документ. Работа с документами – «реальный» метод преподавания.

Впервые подчеркивается связь между историей как наукой и историческими исследованиями.

Этот метод очень трудоемкий и требует больших затрат учебного времени. Работа с документами требует специальной документоведческой подготовки. Учителя ведут фрагментарные курсы. Потери исторических знаний более значительные, чем при работе с учебниками.

Демократическое (радикальное) направление.

Н. Г. Чернышевский. Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский.

Цели исторического образования:

1. История – важнейшее средство формирования человеческой личности и формирования интеллектуального её развития.

2. История помогает понять современность бороться с её недостатками.

Принципы обучения: изучение истории не должно быть беспристрастным. Оно всегда должно содержать выражение определенного взгляда. Необходимо обращаться к чувству учащихся.

В. Я, Шульгин. История средних веков. СПб, 1863/64 гг. Критика феодальных учреждений, критика этапов феодализма.

Появлении фундаментальных работ:

Гуревич. Опыт методики истории. Организовать сознательную работу с учебником. Наглядное использование карт, картин; изучение хронологии, как самостоятельного блока.

Метод письменные работы и повторения.