Реформы николая 1 кратко. Реформы Николая I (кратко). Военное дело и армия

После вступления на престол Николая I самую значительную роль в стране приобрела «Собственная его Императорского величества канцелярия», состоявшая из шести отделений.

В задачи первого отделения входил контроль за деятельностью министров и министерств, подготовка законопроектов к рассмотрению.

Второе отделение занималось кодификационной деятельностью.

Третье отделение было создано для борьбы с государственными преступлениями.

В компетенцию четвертого отделения входил контроль за благотворительными и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение занималось подготовкой реформы управления государственными крестьянами.

Шестое отделение специально было сформировано для подготовки материалов по управлению Кавказом.

Принимая во внимание события, предшествовавшие восхождению нового императора на престол, можно понять, почему особая роль была отведена третьему отделению, ведавшему политическим сыском. Этому структурному подразделению канцелярии был придан Отдельный корпус жандармов шефом которого являлся начальник самого третьего отделения. Долгие годы эти должности совмещал А.Х. Бенкендорф, подчинявшийся непосредственно императору. В соответствии с царским указом вся страна была разделена на 7 жандармских округов со своими управлениями. Кроме того, существовали Главное управление, координировавшее деятельность всех жандармских подразделений, и губернские управления.

Николай I. В 1796 г., в последний год правления Екатерины II, у нее родился третий внук, которого нарекли Николаем. Он рос здоровым и крепким ребенком, выделяясь среди сверстников высоким ростом. Отца, который его очень любил, он потерял в четыре года. Со старшими братьями у него не сложилось близких отношений. Детство он провел в бесконечных военных играх с младшим братом. Глядя на Николая, Александр I с тоской думал о том, что этот насупленный, угловатый подросток со временем, наверное, займет его трон.

Учился он неровно. Общественные науки казались ему скучными. Наоборот, к точным и естественным наукам он испытывал тяготение, а военно-инженерным делом по-настоящему увлекался. Однажды ему было задано сочинение на тему о том, что военная служба не единственное занятие дворянина, что есть

и другие занятия, почетные и полезные. Николай ничего не написал, и педагогам пришлось самим писать это сочинение, а затем диктовать его своему ученику.

Посетив Англию, Николай высказал пожелание, чтобы лишились дара речи все эти болтуны, которые шумят на митингах и в клубах. Зато в Берлине, при дворе своего тестя, прусского короля, он чувствовал себя как дома. Немецкие офицеры удивлялись, как хорошо он знает прусский военный устав.

В отличие от Александра, Николай всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. Это был милитарист и материалист, с презрением относившийся к духовной стороне жизни. В быту он был очень неприхотлив. Суровость сохранял даже в кругу семьи. Однажды, будучи уже императором, он беседовал с наместником на Кавказе. В конце беседы, как водится, спросил о здоровье супруги. Наместник пожаловался на ее расстроенные нервы. “Нервы? - переспросил Николай.- У императрицы тоже были нервы. Но я сказал, чтобы никаких нервов не было, и их не стало”.

Николай лично допрашивал многих декабристов. Одних он пытался склонить к откровенным показаниям мягким обращением, на других кричал. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. Пятеро наиболее виновных заговорщиков (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский) были казнены в Петропавловской крепости 13 июля 1826 г. 121 декабриста сослали на каторгу или на поселение в Сибирь, заключили в крепость или послали на Кавказ, где шла война с горцами, рядовыми солдатами. Немногим довелось пережить долгое николаевское царствование.

Николай I считал, что декабристы представляют из себя ответвление тайной общеевропейской организации революционеров-заговорщиков, стремящейся к повсеместному ниспровержению монархий. Он был доволен своей победой над ними. Однако в моральном отношении Николай проиграл, ибо русское дворянство со времен императрицы Анны Ивановны не знало подобных наказаний и восприняло казнь пяти заговорщиков и заключение остальных чрезвычайно болезненно. На свободе остались многие родственники, друзья, единомышленники декабристов.

Деятельность Третьего отделения, усиление цензуры. После выступления декабристов правительство предприняло ряд спешных мер по укреплению полиции. В 1826 г. было учреждено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое стало главным органом политического сыска. В его распоряжении находился Отдельный корпус жандармов. Начальник Третьего отделения одновременно являлся и шефом корпуса жандармов. Долгие годы эту должность занимал барон А. X. Бенкендорф, герой Отечественной войны 1812 г. и иных войн начала XIX в., участвовавший в разгроме декабристов и в следствии над ними. Личный друг Николая I, он сосредоточил в своих руках громадную власть.

Выискивали малейшие проявления “крамолы”. Выявленные замыслы раздувались, преподносились царю как “страшный заговор”, участники которого получали непомерно тяжелые наказания. В 1827 г. среди студентов Московского университета был обнаружен кружок из шести человек, которые намеревались положить к памятнику Минину и Пожарскому прокламацию с требованием конституции. Возникло “дело братьев Критских”. Старший брат через четыре года умер в Шлиссельбургской крепости, другой брат, отправленный рядовым на Кавказ, погиб в сражении, третий оказался в арестантских ротах вместе с тремя другими товарищами по несчастью.

Правительство считало, что русская действительность не дает оснований для зарождения “крамольного” образа мыслей, что все это появляется только под влиянием западноевропейских идей. Поэтому и возлагались преувеличенные надежды на цензуру. Министр народного просвещения граф С. С. Уваров, в чьем ведении находилась цензура, видел свою задачу в умножении, “где только можно, числа умственных плотин” против наплыва европейских идей. В 1826 г. был принят новый устав о цензуре, прозванный “чугунным”. Цензоры не должны были пропускать " никаких произведений, где порицался монархический образ правления. Запрещалось высказывать “самочинные” предложения о государственных преобразованиях. Сурово пресекалось религиозное вольномыслие. Министерство народного просвещения бдительно следило за деятельностью цензора, карало и увольняло тех, которые допускали послабления.

Другие ведомства, считая, что Министерство народного просвещения пользуется незаслуженным преимуществом, тоже стали добиваться для себя права цензуры - каждый в области своих интересов. Вскоре такое право приобрели Третье отделение, Синод, почти все министерства. Даже Управление коннозаводства обзавелось собственной цензурой. Разгул цензуры превзошел все разумные рамки - даже с точки зрения правительства. Но попытки как-то исправить положение давали лишь кратковременный успех, а затем в цензуре восстанавливались хаос и произвол. Жертвами его нередко становились дружественные правительству люди, а оппозиционные идеи продолжали проникать в некоторые слои образованного общества.

Теория “официальной народности”. Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию, внедрить ее в школы; университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал историк и литератор С. С. Уваров, бывший с 1834 г. министром народного образования. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую теорию “официальной народности” (“самодержавие, православие и народность”). Смысл идей Уварова состоял в противопоставлении дворянск"0-интеллигентской революционности и верности народных масс существующему в России порядку. Оппозиционные идеи представлялись как привнесенное с Запада явление, распространенное только среди “испорченной” части образованного общества. Пассивность крестьянства, его набожность, веру в царя министр считал исконными и самобытными чертами народного характера. Другие народы, писал он, “не ведают покоя и слабеют от разномыслия”, а Россия “крепка единодушием беспримерным - здесь царь любит отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу”.

Уваровские идеи поддерживал Бенкендорф. “Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение” - в таком духе, по его мнению, следует писать о России.

Виднейшие русские историки николаевского времени (М. П. Погодин, Н. Г. Устрялов и другие) стремились в своих научных и публицистических трудах следовать концепции, предложенной правительством.

Среди части образованного общества теория официальной народности встретила самое решительное неприятие и осуждение, которое, однако, мало кто осмеливался высказывать открыто. Поэтому такое глубокое впечатление произвело “философическое письмо”, опубликованное в 1836 г. в журнале “Телескоп” и принадлежавшее перу П. Я. Чаадаева, друга А. С. Пушкина и многих декабристов. С негодованием говорил Чаадаев об изоляции России от новейших европейских идейных течений, об утвердившейся в стране обстановке политического и духовного застоя. По распоряжению царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим и помещен под домашний арест. Теория “официальной народности” на многие десятилетия стала краеугольным камнем идеологии самодержавия.

Разрастание бюрократического аппарата. Сущность бюрократического управления. Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тысяч, в 1847 г.-61,5 тысяч и в 1857 г.- 86 тысяч.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в центральных ведомствах. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были перегружены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер. Губернские чиновники иногда строчили ответ на бумагу из Петербурга, даже не прочитав ее.

Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это - его внешние признаки. Сущность же в том, что решения принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично ответственным должностным лицом (министром, губернатором), а всей административной машиной в целом. Министр же или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную.

Поскольку вся информация к министру стекается через его аппарат, то министр оказывается как бы во власти своего аппарата. Подчиненные чиновники готовят и проекты решений по разным делам. Решение дела, как известно, во многом зависит от того, как оно будет доложено. Многочисленные дела, особенно те, которыми начальство не очень интересуется, фактически решают чиновники, готовящие их к докладу. Если подчиненные чиновники изо дня в день методично воздействуют на начальство в одном и том же направлении - это в конце концов становится общим направлением политики данного ведомства. В николаевские времена на посты руководителей министерств и ведомств нередко назначались армейские генералы, мало знакомые с новым для них делом. Именно они в первую очередь оказывались в положении начальства, руководимого подчиненными.

Однажды Николай I сказал: “Россией правят столоначальники”. И действительно, среднее чиновничество (столоначальники) играет в принятии решений особую роль. Но столоначальник не отвечает за решение, принятое по его докладу. Отвечать в принципе должен тот, кто его подписывал. Но все знают, что министр или губернатор не мог принять иное решение, раз ему доложили так, а не иначе. Так происходит круговая безответственность, свойственная бюрократическому управлению.


Кодификация законов

О царствовании Николая I у современников остались в основном мрачные воспоминания, к числу бесспорных достижений этого времени можно отнести кодификацию законов.

Речь шла о Комиссии составления законов, которая была преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, менее известное, но не менее важное, чем III Отделение, занимавшееся политическим сыском. Перед II отделения была поставлена задача по кодификации разрозненного и запутанного российского законодательства. Начальником II Отделения стал М. А. Балугьянский.

В то же время именно Сперанскому, хотя он и не занял официального поста, было поручено общее "возглавление" всего дела. До самой смерти Сперанский руководил II Отделением без какого-либо юридического оформления своей нелегкой миссии.

Штат II Отделения состоял из 20 человек. Кроме чиновников, во II Отделение были зачислены известные ученые: профессор А. П. Куницын, преподававший в Лицее А. С. Пушкину, и профессор М. Г. Плисов - они оба были уволены из Санкт-Петербургского университета за вольнодумство и демонстративно приняты Сперанским и Балугьянским на службу, а также профессор В. Е. Клоков, действительный статский советник Цейер, коллежский секретарь Н. М. Старцов", ставший ближайшим помощником Сперанского в последние годы его жизни будущего графа, и барон Корф. На содержание II Отделения было ассигновано 37 800 рублей. Отдельной строкой финансировалось приобретение книг для II Отделения - 10 000 рублей в год.

Был подготовлен план, наметивший три главных направления:

1) создание свода всех изданных в России законов;

2) систематизация действующих законов и разработка нового кодекса.

К 1830 г. было составлено Полное собрание законов, которое включало более 30 920 нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, начиная с Соборного уложения 1649 г., и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г., написанным самим Сперанским. Первое издание Полного собрания законов состояло из 40 томов законов и 6 томов приложений (алфавитно-предметный и хронологический указатели, графики, рисунки и т.д.). Забегая вперед, скажем, что сразу же началось второе, а через полвека - третье издание Полного собрания законов. Новые нормативные акты составляли тома, выходившие ежегодно. Последний том, включавший законодательство за 1913 г., вышел в предреволюционном 1916 г. Всего в Полное собрание законов, пополнявшееся до начала революции, вошло 56 томов.

Публикация Полного собрания законов стала подготовительным этапом перед составлением и изданием Свода законов, который должен был включать только действующие нормативные акты. Проверка того, является ли тот или иной акт действующим и не противоречащим другим актам, возлагалась на специальные ревизионные комитеты, образованные при министерствах и главных управлениях. Законы систематизировались не по хронологическому, как в полном собрании законов, а по отраслевому принципу. Для каждой статьи Свода законов был подготовлен комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод законов был опубликован в 1832 г. и состоял из 15 томов. За первым изданием Свода законов последовали два полных (1842, 1857) и шесть неполных (1833, 1876, 18885, 1886, 1887, 1889 гг.) изданий.

В соответствии с идеями Сперанского Свод делился на восемь главных отделов, помещенных в 15 томах. Структура Свода была следующей:

I. Основные государственные законы;

II. Учреждения:

а) центральные;

б) местные;

в) уставы о службе государственной.

III. Законы правительственных сил:

а) уставы о повинностях;

б) уставы о податях и пошлинах;

в) Устав таможенный;

г) уставы монетный, горный и о соли.

IV. Законы о состояниях:

V. Законы гражданские и межевые;

VI. Уставы государственного благоустройства:

а) уставы кредитный, торговый, промышленности;

б) уставы путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи.

VII. Уставы благочиния (законы полиции):

а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный;

б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей.

VIII. Законы уголовные.

10 января 1832 г. на заседании Государственного совета были рассмотрены Свод законов и Полное собрание законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов с 1 января 1835 г., а перед этим разослать это издание во все правительственные учреждения для ознакомления и подготовки. По плану Сперанского создание Полного собрания законов должно было предварять создание Свода законов, а Свод в свою очередь должен был стать предварительным этапом перед подготовкой нового Уложения. Новое Уложение так и не было составлено, а его роль стал играть сам Свод законов.

Вместе с тем кодификация права была огромным шагом вперед. Заслуги Сперанского в осуществлении этого титанического труда были бесспорны и признаны Николаем I перед лицом всех сановников на заседании Государственного совета 19 января 1833, принявшем решении о введении в действие Свода законов.

Денежная реформа

Денежная реформа в России была проведена в 1839-1843 годах под руководством министра финансов Канкрина. Привела к созданию системы серебряного монометаллизма. Был начат обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро.

Проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской войны.

Первый этап денежной реформы 1839-1843 гг. начался с издания 1 июля 1839 манифеста “Об устройстве денежной системы”. Согласно манифесту с 1 января 1840 в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Главным средством платежа становился серебряный рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника 21 доля. Государственным ассигнациям отводилась роль вспомогательного денежного знака. Поступления в казну и выдача денег из неё исчислялись в серебряных рублях. Сами же платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казённых учреждений с 3%-ной надбавкой от ее нарицательной стоимости. На первом этапе денежной реформы был зафиксирован фактический уровень обесценения ассигнационного рубля.

Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839 г. «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке», который объявлял билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обращающимся наравне с серебряной монетой без всякого лажа. Касса начала выполнять операции в январе 1840 г., она принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. В период с 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 в соответствии с рядом сенатских указов были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Они изготавливались экспедицией Депозитной кассы и выпускались в обращение по 1 сентября 1843 года.

Вторым этапом денежной реформы стала эмиссия кредитных билетов сохранных казен, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с манифестом от 1 июля 1841 «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром».

Принятие этого акта не рассматривалось в качестве мероприятия по упорядочению денежного обращения, а было вызвано экономической необходимостью. В 1840 г. в средней полосе России был сильный неурожай. Началось усиленное изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства. Этому в значительной мере способствовала система перманентных «позаимствований» из государственных кредитных учреждений, в силу чего они оказались не в состоянии не только открывать кредиты, но и выдавать вклады. 26 февраля 1841 в качестве экстренной меры было принято решение об эмиссии кредитных билетов с целью оказания помощи государственным кредитным учреждениям и казне. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.

Начиная с 1841 г. в России параллельно обращались три вида бумажных денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в четыре раза ниже номинальной. Депозитные билеты были фактически квитанциями на серебро. Они находились в обращении в размере, равном сумме вкладов, и казна не имела дополнительных доходов от их эмиссии.

На последнем этапе в соответствии с проектом реформы должна была произойти замена ассигнаций на депозитные билеты. Но эмиссия депозитных билетов не приносила дополнительных доходов государству. В то же время в обороте находились устойчивые бумажные денежные знаки, только частично покрытые металлом, - кредитные билеты. Их эмиссия была выгодна для казны. Поэтому правительство приняло решение о расширении выпуска в обращение кредитных, а не депозитных билетов.

В результате на третьем этапе реформы ассигнации и депозитные билеты были обменены на кредитные билеты. Обмен осуществлялся на основе манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» от 1 июня 1843 года. Для изготовления кредитных билетов при Министерстве финансов была создана экспедиция государственных кредитных билетов постоянным фондом звонкой монеты для размена крупных билетов. В соответствии с манифестом выпуск депозитных и кредитных билетов сохранных казен и Государственного заемного банка прекратился. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты. Ассигнации были девальвированы.

В результате проведения реформы в России была создана система денежного обращения, при которой бумажные деньги разменивались на серебро и золото. Кредитные билеты имели на 35-40% золотое и серебряное обеспечение. Законодательство в области денежного обращения, сложившееся в результате реформы Канкрина, запрещало выпуск кредитных билетов для кредитования торговли.

Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., обладала рядом важнейших признаков:

Существовала свобода чеканки не только серебра, но и золота.

Золотые империалы и полуимпериалы чеканились с надписью «десять рублей» и «пять рублей», причем правительство стремилось закрепить с помощью законодательства стоимостное отношение между золотым и серебряным рублем.

Кредитные билеты были разменны не только на серебро, но и на золото.

В России в 30-40-х гг. XIX в., несмотря на развитие товарно-денежных отношений, господствовало натуральное хозяйство. Соответственно объем покупаемых предметов потребления был невелик, и деньги как средство обращения требовались в незначительных количествах. Рабочие, чиновники и другие лица, жившие на жалованье, не играли такой важной роли, как в условиях развитых товарно-денежных отношений. При сравнительно неразвитом рынке и плохих путях сообщения цены на продукты были очень низкими, а уровень промышленного развития - относительно невысоким. Товары промышленного производства, зачастую ввозимые из-за границы, приобретались небольшим кругом лиц. Денежный оборот осуществлялся преимущественно с казной. Поэтому денежная реформа, проведенная в 1839-1843 гг. обеспечила относительно устойчивое денежное обращение.

Крестьянский вопрос при Николае I

В первые годы своего царствования Николай I не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами - в том числе и в военном отношении.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П. Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права, дружил с декабристами, не зная об их заговоре. В 1837-1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялись посадки картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща, засевать их картофелем, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой» призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину.

По государственным деревням в 1840-1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов». Вместе с русскими в них участвовали мари, чуваши, удмурты, коми.

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все социальные группы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I.

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Интерес этот поддерживался частыми волнениями крестьян. В царствование Николая I насчитывалось свыше 500 случаев крестьянских волнений. Несколько раз Николай I учреждал секретные ("негласные") комитеты по крестьянскому делу. Они собирали сведения и материалы, писали докладные записки, составляли проекты, но все это бумажное производство оставалось лежать "под сукном", ибо сам Николай I не мог решиться на серьезную ломку существующего порядка.

Указ об "обязательных крестьянах" от 2 апреля 1842 г. не отменял указ 1803 г. "о вольных хлебопашцах", но владельцам (которые "сами сего пожелают") разрешалось "заключать с крестьянами своими по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли принадлежащее полное право вотчинной собственности на землю, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности". Указ 1842 г. носил только рекомендательный характер, нормы надела и повинности крестьян всецело завысили от помещика, который сохранял и полную власть над "освобожденным", "обязательным" крестьянином. Практическое значение этого указа было невелико - до реформы 1861 г. было освобождено несколько более 27 тысяч крестьян.

Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Министерство графа П. Д. Киселева заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд крестьян: производило размежевание земель, отводило дополнительные наделы для малоземельных, устраивало ссудо - сберегательные кассы, школы и больницы. Реформа государственной деревни, проведенная П. Д. Киселевым, новая форма организации казенных крестьян (в том числе введение самоуправления) послужила образцом для устройства помещичьих крестьян по освобождении их от крепостной зависимости.

Губернское управление при Николае I

Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; подверглось некоторым изменениям только управление сословное, дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями 1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская, служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г. предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд, несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато было ограничено право участия дворянства в губернском управлении установлением ценза.

В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую собственность в губернии, получивший на действительной службе по крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли.

Один разряд дворян имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским орудием правительства.

Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и губернское управление. Этими переменами нарушено было равновесие между тем и другим; центральное управление было страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие канцелярия; местное управление осталось в прежней форме. Если мы представим усиленную деятельность, какая внесена была императором в учреждения, то нам понятен будет главный недостаток управления. Все дела велись канцелярским порядком, через бумагу; размноженные центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из центра в губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую возможность обсуждать дела; все торопились очищать их: не исполнить дело, а "очистить" бумагу - вот что стало задачей местной администрации; все цели общественного порядка, который охранялся администрацией, все свелись к опрятному содержанию писаного листа бумаги; общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко на задний план. Все управление представляло громадный и не совсем правильный механизм, который без устали работал, но который был гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной деятельности в верхних.

Чем больше развивался такой механизм, тем менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием его частей. Никакой механизм не мог усмотреть за работой всех колес, за их ломкой и своевременной починкой. Таким образом, руководство делами уходило с центра вниз; каждый министр мог только, посмотрев на всю эту громадную машину государственного порядка, махнуть рукой и предоставить все воле случая; настоящими двигателями этого порядка стали низшие чиновники, которые очищали бумаги. Этот недостаток и выражен был самим наблюдательным императором, который сказал раз, что Россией правит не император, а столоначальники. Такой вид представляло здание бюрократизма, как оно было поставлено в это царствование, т. е. как оно было тогда завершено. Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тысяч, в 1847 г.-61,5 тысяч и в 1857 г.- 86 тысяч.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в центральных ведомствах. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были перегружены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер. Губернские чиновники иногда строчили ответ на бумагу из Петербурга, даже не прочитав ее. Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это - его внешние признаки. Сущность же в том, что решения принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично ответственным должностным лицом (министром, губернатором), а всей административной машиной в целом. Министр же или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную.



Прежде всего связывают с событиями 25 декабря 1825 года - восстанием на сенатской площади в первые дни его царствования и последующим жестоким подавлением движения «декабристов ». Но это далеко не так.

Конечно, свой отпечаток бунт наложил на последующие годы властвования императора, но не стоит забывать, что именно при нем были проведены и ряд важнейших реформ, коснувшиеся большинство сфер общественной жизни Российской империи.

С самого детства Николай во многом подражал своему кумиру - Петру I . Именно великий предок был примером и символом перемен для молодого императора. Так же как и Пётр, Николай I был неприхотлив в своем образе жизни.

Он мог обходиться одной шинелью в военных походах, предпочитал простые блюда в еде и даже практически не употреблял спиртного. Тем не менее ведя довольно аскетичный образ жизни, Николай не жалел ни денег ни сил на возведение красивейших архитектурных построек.

Произошедшие события на Сенатской площади еще более укрепили императора во мнение пересмотра уклада жизни России. Уже в конце 1826 года из самых приближенных сановников государя был создан Секретный комитет, который возглавил Сперанский .

Его основной задачей стало изучение, оставленных после смерти Александра I проектов его реформ, а также их видоизменение. В 1833 году были подготовлены 15 томов Свода Законов, на Государственном Совете того же года признанные единственным источником разрешения всех тяжб и споров. Так началось существенно реформирование судебной власти.

На протяжении всех 30 лет правления, Николая беспокоил крестьянский вопрос. Так в 1837 году было образовано Министерство государственных имуществ , которому удалось урегулировать земельный вопрос и роль крестьян в нем. Главой министерства стал П.Д. Киселев, дальновидный и решительный деятель, считавший необходимостью освобождение крепостных от личной зависимости. Этот период в истории более известен как реформы Киселева.

Не глядя на всю противоречивость личности НиколаяI , он осознавал, что данные меры нужны России, но предлагал не форсировать события. Так на заседании гос. Совета 1842 года он озвучил, что крепостная система, существующая в то время, себя изжила, но дарование свободы крестьянству будет, по его мнению, еще более губительно. Тем не менее, реформа довольно прилично изменила образ жизни крестьянства в лучшую сторону. Была проведена реформа управления деревней, открывались сельские школы и больницы.

Так же в 40-е годы 19 века была проведена денежная реформа. Она ограничила государственные расходы, повысила налоги на ввозимые в Россию товары, основной денежной единицей России стал серебряный рубль, что также облегчило товарно-денежное обращение империи. Все это стало несомненным достижением в царствовании Николая I.

Николай Первый является одним из самых известных императоров России. Он правил страной 30 лет (с 1825 по 1855 год), в период между двумя Александрами. Николай I сделал Россию поистине громадной. Перед его смертью она достигла своего географического зенита, растянувшись почти на двадцать миллионов квадратных километров. Царь Николай Первый также носил титул Короля Польши и Великого князя Финляндии. Он известен своей консервативностью, нежеланием проводить реформы и проигрышем в Крымской войне 1853-1856 годов.

Ранние годы и путь к власти

Николай Первый родился в Гатчине в семье Императора Павла I и его жены Марии Федоровны. Он был младшим братом Александра I и Великого князя Константина Павловича. Первоначально его не воспитывали как будущего российского императора. Николай был младшим ребенком в семьи, в которой, кроме него, было два старших сына, поэтому не ожидалось, что он когда-то взойдет на престол. Но в 1825 году Александр I умер от тифа, а Константин Павлович отказался от трона. Следующим в линии наследования был Николай. 25 декабря он подписал манифест о своем восхождении на престол. Дата смерти Александра I называлась началом правления Николая. Период между нею (1 декабря) и его восхождением называют промежуточным. В это время несколько раз власть пытались захватить военные. Это привело к так называемому Декабрьскому восстанию, но Николаю Первому удалось его быстро и успешно подавить.

Николай Первый: годы правления

Новому императору, по многочисленным свидетельствам современников, не хватало духовной и интеллектуальной широты его брата. Его не воспитывали как будущего правителя, и это сказалось, когда Николай Первый взошел на престол. Он видел себя в качестве самодержца, который управляет людьми так, как считает нужным. Он не был духовным лидером своего народа, вдохновляющим людей на труд и развитие. Нелюбовь к новому царю пытались объяснить также тем, что он взошел на престол в понедельник, который издавна считается тяжелым и несчастливым днем в России. К тому же 14 декабря 1825 года было очень холодно, температура опустилась ниже -8 градусов по шкале Цельсия.

Простой народ сразу посчитал это плохим предзнаменованием. Кровавое подавление Декабрьского восстания за введение репрезентативной демократии только укрепило это мнение. Это событие в самом начале правления очень плохо повлияло на Николая. Все последующие годы своего царствования он станет навязывать цензуру и другие формы образования и прочих сфер общественной жизни, а Канцелярия Его Величества будет содержать целую сеть всевозможных шпионов и жандармов.

Жесткая централизация

Николай I боялся всевозможных форм народной самостоятельности. Он отменил автономию Бессарабской области в 1828 году, Польши - в 1830, а Еврейского кагала - в 1843-м. Единственным исключением из этой тенденции стала Финляндия. Ей удалось сохранить свою автономию (во многом благодаря участии ее армии в подавлении Ноябрьского восстания в Польше).

Характер и духовные качества

Биограф Николая Ризановский описывает жесткость, целеустремленность и железную волю нового императора. Он говорит о его чувстве долга и тяжелой работе над собой. По словам Ризановского, Николай I видел себя в качестве солдата, посвятившего жизнь службе на благо своего народа. Но он был только организатором, а вовсе не духовным лидером. Это был привлекательный мужчина, но крайне нервный и агрессивный. Часто император слишком зацикливался на деталях, не видя целой картинки. Идеологией его правления является «официальный национализм». Она была провозглашена в 1833 году. Политика Николая Первого базировалась на православии, автократии и русском национализме. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Николай Первый: внешняя политика

Император был успешен в своих кампаниях против южных врагов. Он отобрал последние территории Кавказа у Персии, которая включала современную Армению и Азербайджан. Российская империя получила Дагестан и Грузию. Его успех в окончании Русско-Персидской войны 1826-1828 годов позволил получить преимущество на Кавказе. Он завершил противостояние с турками. Его часто называли за глаза «жандармом Европы». Он действительно постоянно предлагал помочь в подавлении восстания. Но в 1853 Николай Первый ввязался в Крымскую войну, что привело к катастрофическим результатам. Историки подчеркивают, что в страшных последствиях виновата не только неудачная стратегия, но и огрехи управления на местах и коррумпированность его армии. Поэтому чаще всего говорят, что правление Николая Первого - это смесь неудачной внутренней и внешней политики, которая поставила простой народ на грань выживания.

Военное дело и армия

Николай I известен своей большой армией. Она насчитывала около миллиона человек. Это означало, что приблизительно каждый пятидесятый мужчина был военным. У них была устаревшая техника и тактика, но царь, одетый как солдат и окруженный офицерами, каждый год праздновал победу над Наполеоном парадом. Лошади, к примеру, были не обучены для битв, но отлично смотрелись во время шествий. За всем этим блеском скрывалась настоящая деградация. Николай ставил своих генералов во главе многих министерств, несмотря на отсутствие у них опыта и квалификации. Он старался распространить свою власть даже на церковь. Во главе ее был поставлен агностик, известный своими военными подвигами. Армия стала социальным лифтом для знатной молодежи из Польши, Балтики, Финляндии и Грузии. Военными стремились стать также преступники, которые не могли адаптироваться в обществе.

Тем не менее на протяжении всего правления Николая Российская Империя оставалась силой, с которой приходилось считаться. И только Крымская война показала миру ее отсталость в техническом аспекте и коррупцию внутри армии.

Достижения и цензура

Во время правления наследника Александра Первого была открыта первая в Российской Империи железная дорога. Она протянулась на 16 миль, соединяя Санкт-Петербург с южной резиденцией в Царском Селе. Вторая линия была построена за 9 лет (с 1842 по 1851 гг.). Она соединила Москву с Санкт-Петербургом. Но прогресс в этой области шел все равно слишком медленно.

В 1833 году министр образования Сергей Уваров разработал программу «Православие, автократия и национализм» как основную идеологию нового режима. Люди должны были демонстрировать лояльность к царю, любовь к православию, традициям и русскому языку. Результатом этих славянофильских принципов стало подавление классовых различий, обширная цензура и слежка за такими независимыми поэтами-мыслителями, как Пушкин и Лермонтов. Деятели, которые писали не на русском или принадлежали к другим конфессиям, строго преследовались. Великий украинский поет и писатель Тарас Шевченко был отправлен в ссылку, где ему запрещалось рисовать или сочинять поемы.

Внутренняя политика

Николай Первый не любил крепостное право. Он часто играл с идеей о том, чтобы его отменить, но не сделал этого по государственным соображениям. Николай слишком боялся усиления свободомыслия среди народа, полагая, что это может привести к восстаниям, подобным Декабрьскому. К тому же он остерегался аристократов и боялся, что такие реформы заставят их отвернуть от него. Однако государь все же попытался несколько улучшить положение крепостных. В этом ему помог министр Павел Киселев.

Все реформы Николая Первого как раз и сосредотачивались вокруг крепостных. На протяжении всего своего правления он пытался усилить контроль за помещиками и другими влиятельными группами в России. Создал категорию государственных крепостных с особыми правами. Ограничил голоса представителей Почетной Ассамблеи. Теперь это право было только у помещиков, в подчинении которых находилось больше ста крепостных. В 1841 году император запретил продажу крепостных отдельно от земли.

Культура

Правление Николая Первого - это время идеологии русского национализма. Среди интеллигенции было модно спорить о месте империи в мире и ее будущем. Дебаты постоянно велись между прозападными деятелями и славянофилами. Первые верили в то, что Российская империя остановилась в своем развитии, а дальнейший прогресс возможен только через европеизацию. Другая группа, славянофилы, уверяла, что нужно сосредоточиться на исконно народных обычаях и традициях. Они видели возможность развития в русской культуре, а не в западном рационализме и материализме. Некоторые верили в миссию страны по освобождению других народов от жестокого капитализма. Но Николаю не нравилось любое свободомыслие, поэтому министерство образования часто закрывало философские факультеты из-за их возможного негативного влияния на подрастающее поколения. Польза славянофильства не рассматривалась.

Система обучения

После Декабрьского восстания государь решил посвятить все свое правление сохранению статуса кво. Начал он с централизации системы образования. Николай I стремился нейтрализовать привлекательные западные идеи и то, что он называет «псевдознаниями». Однако министр образования Сергей Уваров скрыто приветствовал свободу и автономию учебных заведений. Ему даже удалось повысить академические стандарты и улучшить условия обучения, а также открыть университеты для среднего класса. Но в 1848 году царь отменил эти нововведения из страха, что прозападные настроения приведут к возможным восстаниям.

Университеты были маленькими, и министерство образование постоянно следило за их программами. Основной миссией было не пропустить момент появления прозападных настроений. Главной задачей было воспитать молодежь настоящими патриотами русской культуры. Но, не смотря на репрессии, в это время произошел расцвет культуры и искусств. Русская литература получила всемирную известность. Работы Александра Пушкина, Николая Гоголя и Ивана Тургенева закрепили за ними статус настоящих мастеров своего дела.

Смерть и наследники

Николай Романов умер в марте 1855 года во время Крымской войны. Он простудился и умер от пневмонии. Интересным фактом является то, что император отказался от лечения. Пошли даже слухи, что он совершил суицид, не выдержав гнета катастрофических последствий своих военных неудач. Сын Николая Первого - Александр Второй - занял престол. Ему было суждено стать самым известным реформатором после Петра Великого.

Дети Николая Первого рождались как в браке, так и нет. Супругой государя была Александра Федоровна, а любовницей - Варвара Нелидова. Но, как отмечают его биографы, император не знал, что такое настоящая страсть. Он был слишком организованным и дисциплинированным для этого человеком. К женщинам был благосклонен, но ни одна из них не смогла вскружить ему голову.

Наследие

Многие биографы называют внешнюю и внутреннюю политику Николая катастрофической. Один из самых преданных сторонников - А. В. Никитенко - отметил, что все правление императора было ошибкой. Однако некоторые ученые все же пытаются повысить репутацию царя. Историк Барбара Джелавич отмечает многие ошибки, включая бюрократию, которая приводила к нарушениям, коррупции и неэффективности, но не считала все его правление сплошной неудачей.

При Николае был основан Киевский национальный университет, а также еще около 5000 других подобных заведений. Цензура была вездесущей, но это совсем не мешало развитию свободомыслия. Историки отмечают доброе сердце Николая, которому просто пришлось вести себя так, как он себя вел. У любого правителя есть свои неудачи и достижения. Но создается впечатление, что именно Николаю народ не смог простить ничего. Его правление во многом определяло время, в котором ему пришлось жить и управлять страной.

Реформы Николая I (кратко)

Реформы Николая I (кратко)

Вот главные реформы, которые провёл Николай во время своего правления:

· реформа цензуры;

· крестьянская реформа;

· образовательная;

· промышленная;

· помещичье землевладение;

· финансовая реформа.

В качестве первой реформы, проведённой Николаем была реформа финансов или же реформа Канкрина, которая получила это имя в честь министра финансов того периода.

Вся суть данной реформы заключалась в подмене кредитными знаками обесцененных ассигнаций. Эта реформа смогла улучшить ситуацию в государстве и помочь России избежать самого крупного финансового кризиса.

Промышленная реформа Николая Второго смогла вывести страну на новый уровень. Так как промышленность в этот период была довольно окрепшая, то нужны были кадры. По этой причине в государстве открывается в 1831 году открывается Петербургский технологический институт, а через четыре года первое акционерное общество хлопчатобумажного производства. Кроме того, в 1837 году была открыта железная дорога.

Ряд реформ в помещичьем землевладении включали расширенный список обязанностей и прав помещиков. Одним из основных итогов реформ становится отмена физических наказаний помещиков и сокращение податей.

Во время Николая одним из главных вопросов был крестьянский. Для полной отмены крепостного права было сформировано десять секретных комитетов, однако план не воплотился в жизнь.

При этом, было предпринято несколько важных мер, которые смогли улучшить положение крестьян:

· смягчение крепостничества;

· формирование крестьянского самоуправления;

· возможность освобождения части крестьян;

· нераспространение крепостничества на самые крайние области государства.

Не менее удачной была и образовательная реформа Николая Первого. Он ввёл сословное образование, разделив все школы на три отдельных вида:

· гимназии;

· уездные школы;

· приходские школы.

На передний план выходят греческий и латинский языки, а остальные предметы преподаются в качестве вспомогательных.

Претерпели преобразование и университеты. Теперь профессора, проректоры и ректора должны были выбираться Министерством народного просвещения. При этом, обучение в высших учебных заведениях было платным, а в качестве обязательных предметов на всех факультетах были:

1. церковная история;

2. богословие;

3. церковное право.