Сергей бодров, каким мы его знаем и помним. Сергей бодров, каким мы его знаем и помним «Ледник поднялся и готов к движению»


Вдова Светлана нарушила 15-летнее молчание и дала огромнейшее интервью журналистке портала Colta . В интервью Светлана рассказала, кажется, всё: о знакомстве и отношениях с Сергеем Бодровым-младшим, о работе в Останкино, о появлении программ «Жди меня» и «Последний герой», о поисках съемочной группы фильма «Связной» в Осетии. А так же о том, чего не знал никто - о помощи в организации поисков съемочной группы и Бодрова, об увольнении Сергея Кушнерева из «Жди меня» и об истинной натуре .
публикует несколько отрывков.

О фильме «Брат»


«За несколько недель до нашего знакомства мне в одном простеньком видеопрокате на Проспекте Мира ребята, которые как-то скатывали все последние новинки и у которых все всегда было, вдруг говорят: «Посмотрите, вышел, наш фильм, очень хороший». Я говорю: «Я наши фильмы не смотрю»…
Сразу по возвращении из Гаваны мой Сережа должен был с Сережей Кушнеревым поехать на рыбалку на Дон. Они давно договаривались. На целых две недели. Там, куда они ехали, не было связи. Скучала, конечно: только вроде встретились - и расстались зачем-то. И вот тут-то я и пошла в свой видеопрокат на проспекте Мира, говорю: «Ну, давайте мне уже этого «Брата», о котором вы говорили». Они: «Ты ж не хотела смотреть». - «Ну, не хотела, теперь захотела». Взяла я кассету и, пока его не было, посмотрела ее, наверное, раз сто пятьдесят пять. Потом он приезжает. И мы уже не расстаемся, всегда и везде вместе. Как-то вечером я ему говорю: «Ой, у меня такие ребята классные есть тут в одном видеопрокате. Пойдем выберем что-то, посмотрим». Мы с ним заходим. У ребят челюсть отвисает, и они на все вопросы молчат. «Есть чего посмотреть?» - «Ничего нет». - «Ну а что-то новенькое, интересное?» - «Ничего нет вообще». И Серега говорит: «Хороший, действительно, у тебя видеосалон, богатый выбор». И только он вышел - они мне говорят: «Ты зачем вообще его сюда привела? Нас же посадят теперь!» Уже на улице мы с Серегой поняли, какая дикая картина у них сложилась в голове: сперва я отказываюсь смотреть «наше» кино, потом требую «Брата», а потом прихожу к ним с главным героем. Это же были времена, когда они все это подпольно записывали. Они просто испугались. Боже, как же мы ржали с Бодровым тогда».

О программе «Жди меня»


«Мы никогда бы не ушли из «Жди меня». Мы бы и делали эту программу до последней возможности. Мы ее любили. Это было больше чем просто программа. Особенно для Сережи [Кушнерева]. Не знаю, с чем сравнить, сравнение с ребенком какое-то глупое… Это была его жизнь. Он придумал потрясающую систему поиска людей, алгоритм, при котором вот в этих двух миллионах писем два ищущих друг друга человека находились бы за две минуты. Можете себе представить? И когда сейчас я слышу, что Александр Михайлович Любимов говорит в кадре: «Мы», «Мы думали, как искать», - я вообще не понимаю: кто вот эти «мы»? У меня такое ощущение, что я все эти 14 лет, наверное, на Луне где-то была или на Марсе. И как-то пропустила какое-то участие Александра Михайловича в этой истории. Но нет, я сидела в «Останкино», в аппаратной, рядом с человеком, который создал все это на моих глазах и у которого в жизни не было ничего важнее и значимее «Жди меня». Я видела, как Кушнерев это придумывает, я видела результаты его бессонных ночей, реализацию его задумок, о которых он даже, может, и не рассказывал, но «Жди меня» - это была его воплощенная мечта, которая жила и развивалась» .

О том, как Александр Любимов отомстил Бодрову и Балабанову


«Знаете, мне добрые люди, разумеется, присылали фильм Юрия Дудя, в котором рассказывал, как заметил этого молодого артиста. Я фильм посмотрела и все это слышала своими ушами. И меня это возмутило. И маму Сережину это тоже возмутило. Человек на голубом глазу говорит: «Я его заметил, я его увидел, я его пригласил». Нет! Никакого отношения к приглашению Бодрова во «Взгляд» Любимов не имеет. Они никогда не были друзьями, у них никогда не было теплых отношений».

«Зачем-то надо выдавать себя за друга Бодрова. Хотя, повторю, они не были друзьями. Знаете, после некоторых событий, думаю, для Бодрова было бы оскорбительно, если бы Любимова называли его другом.

Я расскажу только один эпизод. Балабанов начал снимать . Должны были снимать в 1998 году, но не нашли деньги… их нашел только в 99-м. В этом же году еще до съемок «Брата-2» Сережа Бодров принял решение уйти из «Взгляда»…Но в руководстве ВИDа уходом Бодрова, конечно, были недовольны. Даже мне звонили из телекомпании. Был недоволен и Любимов. Наверное, он понимал, что «Взгляд» в тот момент в большей степени смотрели из-за Бодрова. Его это очень обижало, я думаю. Это было видно в некоторых моментах, когда он быстрее Сережи спешил сказать фразу «Все только начинается», хотя Кушнерев написал её специально для Бодрова, это была Сережина фраза.
Думаю, с некоторой завистью Любимов относился к Сереже еще и потому, что понимал: их время (того «Взгляда» 1987 года) прошло. Поколение выросло, а Бодров стал символом нового поколения, молодым героем: вышел , вышел «Брат».

И тут как раз съемки «Брата-2». По сценарию братья в самом начале картины приходят в «Останкино»». Балабанов придумал, что они должны прийти в программу «Взгляд». Логично. В роли ведущего хотели снять Любимова. Он согласился. Пообещал и с организацией съемки помочь, и студию «Взгляда» дать. К этому моменту «московский» период фильма был уже почти доснят. Сцена во «Взгляде» чуть ли не последняя, потом они должны были ехать в Америку. И тут за день до съемок из «Взгляда» звонят Балабанову и говорят: «Вы знаете, все отменяется. Студии «Взгляда» у вас не будет, Любимов сниматься отказывается». Это была месть. Мелкая, гадкая, которая больше всех ранила Лешу [Балабанова].

Всё происходило на моих глазах. Балабанов, когда приезжал в Москву, всегда останавливался у нас. Мы жили в Раменках: маленькая квартирка, на кухне вместо стола - коробка из-под телевизора, посуду мыли в ванной. И я помню бедного Лешу совершенно раздавленным, как он по кухне ходит вокруг этой коробки. Он даже не кричал. Он просто был раздавлен. Он не мог понять: как, как можно так предать, как можно отменить всё в последний момент, почему договоренности ничего не значат? Его оскорбило именно человеческое отношение. Студия не сгорела, ничего не произошло. Просто отказали.
В какой-то момент Балабанов вдруг на полном серьезе, глядя в глаза Бодрову, сказал: «Я не буду снимать кино». Стал звонить директору картины, чтобы покупали обратные билеты в Питер. У меня эта сцена всегда, кстати, стоит перед глазами, когда Александр Михайлович [Любимов] публично говорит о своих друзьях Балабанове и Бодрове.


Когда Балабанов собрался уезжать, я его буквально за рукав схватила: «Леш, ради бога, пожалуйста, я тебя прошу. Ну не один же он на телевидении работает. Сейчас мы что-нибудь придумаем быстро». Он: «Нет - и все». Мы с Бодровым сидим возле этой коробочки в совершенном ступоре и не понимаем, что делать. Но тут вспомнили, что на свете, к счастью, есть . Ему, по-моему, звонил Сельянов. Ваня без вопросов согласился и сам сняться, и студию дать. А все люди, которые должны были по сценарию быть на площадке, - это те, с кем я работала в программе «Канон» на том же ТВ-6, такое было ток-шоу о религиозных вопросах. Помню, как я звонила всем своим «боевым» товарищам, и никто не отказался, никто денег не попросил: «Свет, тебе чего надо-то?» - «Мне надо, чтобы вы снялись в хорошем кино». - «Ну ладно, давай».

Своего звукорежиссера, администратора, ассистентов, всех операторов, Сашку Жуковского великого - всех вытащила. Леша был так счастлив, аж глаза вытаращил. В общем, вот так я и все мы попали в фильм «Брат-2». Не так, как говорили потом, что в кино жену Бодрова сняли. А из-за того, что случилась вот такая ситуация. И все пришли и снялись у Балабанова. Леша был очень тронут. Вдруг уже на площадке говорит: «Кто у вас тут на всех кричит обычно?» Демидов засмеялся: «Ну, догадайся». Балабанов: «Свет, ты можешь на них сейчас наорать, когда они войдут?» - «Легко!» Командуют: «Мотор!» Бодров с Пироговым влетают в студию, и я как заору: «Здесь прямой эфир! Вы что! Сколько вас ждать?» Серега останавливается, говорит: «Свет, ты чего кричишь-то?» Я говорю: «Я артистка!» В общем, первый дубль испортили. Сняли со второго дубля, хотя первый был более естественным.

Все эту мизансцену Леша, конечно, на ходу придумал, этого не было в сценарии. Он всех нас снимал в благодарность за то, что мы его выручили. А мне даже дал слова: я за пультом сижу и говорю свои обычные команды. Ему очень понравилась фраза: «Саш, не режь голову ему». Он потом оставил ее в монтаже. А в титрах мы значились как «люди, сыгравшие самих себя». Тогда у меня еще была фамилия Михайлова» .

О Сергее Бодрове-младшем и жизни без него


«Мне всегда нравилось все, что делает мой Сережа. Понимаете, мы с ним, конечно, были на одной волне, я его поддерживала во всем этом. И всегда и во всем им гордилась. Помню, когда он диссертацию защищал, я вышла и говорю ему: «Я тобой, как родиной своей, горжусь, Серега!» А ему там в комиссии говорят: «Жена на вас так смотрела! Невероятно...» А я просто каждую секунду понимала, какое мне выпало счастье: какой невероятно глубокий и талантливый человек рядом со мной.
Знаете, я теперь понимаю - мы так много могли бы нашим детям дать вдвоем. Я одна не в состоянии это сделать. Мне от этого очень тяжело. Тяжело, что у меня нет этих ежедневных часов на кухне с ним, когда мы могли до утра говорить, говорить, говорить. Могли молчать точно так же. Ехать в машине и молчать. Или дома находиться и молчать. Иногда я вижу, как люди не умеют молчать друг с другом, а мы с ним могли. Не разговаривали - но это не значило, что мы не хотим разговаривать, мы все равно вместе, у нас внутренний между собой диалог. И наш сын Саша - он такой же, очень похож по характеру на Сережу. Очень. Даже в движениях иногда: когда он начинает кривляться или танцевать, меня прямо током пробивает, потому что я вижу Сережу. Как-то на генном уровне все передалось, вплоть до характера. И я понимаю, что, если бы они с Сережей сейчас были вместе, они настолько тонко друг друга чувствовали бы и понимали».

О фильме «Связной»


«Это началось, когда Серега снимался у в . Там, на съемках, он познакомился с двумя такими полубандитами, ребятами из Дагестана, насколько я помню. Они скрывались за границей. Он, когда звонил мне оттуда, рассказывал, как ему интересно их слушать. Серега вообще любил слушать людей, он обожал истории из чьей-то жизни. Он Нину Ивановну, мою маму, всегда упрашивал рассказать что-нибудь про послевоенные годы, бабушку мою, когда еще жива была, расспрашивал про жизнь, любил старушек слушать. Так вот, в Болгарии, где снимали «Восток - Запад», эти полубандиты рассказали ему, как они убегали, как прятались, про какую-то реально существующую колдунью, которая им повстречалась. И Серега за ними все записывал. Так возникла идея картины «Связной». Там даже героев зовут Армен и Ильяс - так реально звали тех ребят. Он писал очень долго, вымучивал этого «Связного». Он ему был дорог.

Помню, как он мне дал его прочесть в первый раз. И у меня такое чувство было, знаете, я про себя подумала: «Как у этого, в общем-то, мальчика столько всего сразу помещается в голове? Какой он талантливый! Какое мне выпало счастье». Потому что, понимаете, вроде мы рядом, какая-то бытовуха окружает, но в то же время у меня в руках оказалось произведение, которое характеризует его совсем в другом качестве, - со сложными конструкциями и глубоким пониманием многих вещей, жизни, характеров людей, все это переплетается. И я читаю и понимаю, что я соприкасаюсь с человеком невероятного таланта и ума. А он рядом со мной ведь живет! Это трудно объяснить толком, но когда у тебя идет обычная жизнь, даже пронизанная отношениями, любовью, наполненная детьми, ты все равно не всегда можешь до конца оценить счастье, которое тебе судьба подарила: быть рядом с таким человеком. А еще я горжусь, что он всегда мне говорил: «Если бы не ты, я, может, не снял бы, не написал». Да, я, конечно, подталкивала его заниматься своим делом. И, дописав сценарий «Связного», он сказал: «Я сниму это так, что мне не стыдно будет перед тобой».

Там еще в сценарии был такой персонаж - афганец Леха. Бодров никак не мог выбрать актера на этот характер. Сам сниматься не хотел. Но я, когда прочитала сценарий, говорю: «Эта вот роль - твоя, твоя же!» И уговорила его там сняться все-таки. А он стал уговаривать меня пойти к нему на эту картину вторым режиссером. Потом к этим уговорам подключилась тяжелая артиллерия - Сельянов…В общем, Бодров с Сельяновым меня уговорили. И я уволилась из «Жди меня»…А в августе родился наш с Бодровым сын Саша…После рождения Саши мы две недели побыли дома. Потом Серега отвез нас на дачу и уехал на эти съемки. Я прямо как сейчас вижу: он садится в свой этот любимый «Лендровер Дефендер» огромный и говорит: «Я из аэропорта сразу к вам». Это последняя его фраза. А я его провожаю. Знаете, он как прилетел в мою жизнь, как птица, так и улетел».

«Когда мы привезли его личные вещи тогда из Осетии, я разбирала их. И в сумке лежала совсем потрепанная записка, которую я ему писала еще в Петербурге, когда он снимал «Сестер». Еще у нас Саши не было, была только Олечка. Там в конце было написано: «Помни, что два человека на этой Земле любят тебя по-настоящему: я и Олечка». И я нашла эту записку в его сумке, вынести это было невозможно».

О поисках в Кармадонском ущелье и помощи Константина Эрнста


«Знаете, когда в разных фильмах и передачах осетины говорят, что на уровне правительства, страны им никто не помогал, то это не так. Там когда наступила ситуация, что уже собирались всех разогнать, не было никакой техники, не было никакой поддержки и телефон молчит - вот это тоже очень страшно, когда телефон замолчал, уже всё, никто не верит, не говорит ничего… Вообще тишина. Знаете, как-то все было на грани. И мне Сережка Кушнерев говорит: «Тебе надо, наверное, позвонить . Только у него может быть выход наверх». На уровень президентов республик, которые могли отдать команду продолжать искать, - кто из нас мог выйти? Сережка добыл мне телефон, и я позвонила Косте Эрнсту. Я звонила в забытьи уже каком-то, в отчаянии, совершенно не разбирая, какой день недели, который час. Я ему, рыдая, сказала в трубку: «Я тебя прошу как женщина, как жена, как мать. Я умоляю тебя, помоги!» И Костя, надо отдать ему должное, говорит: «Света, я помогу. Сейчас праздники, они кончатся, и я сделаю все, что будет в моих силах». Потом оказалось, что я звонила ему вечером 31 декабря. Но я тогда не очень это понимала.

Он мне перезвонил и говорит: «6 января там будет техника». И техника приехала: экскаваторы, тракторы, что-то, что требовалось. Про это никто обычно не говорит. И сам он не говорит. Но так было. Я потом много звонила ему, иногда прямо с горы, оттуда, из Осетии. И он связывался с Шойгу, с другими министрами. И они помогали, выделяли, посылали. Водолазов, спелеологов. Он почему-то об этом никогда не говорит. А я никогда прежде не давала интервью, вот никто и не знает».

Persona Stars

Сын режиссера, он собирался поступать во ВГИК после школы, но отговорил отец — Сергей Бодров-старший. Он спросил у сына, чувствует ли тот страсть к кинематографу? Если нет — лучше не начинать.

И Сергей отнес документы на исторический факультет МГУ. Кумир молодежи конца лихих 90-х с пистолетом в руке в жизни был дипломированным специалистом по истории искусства и даже защитил кандидатскую диссертацию по теме «Архитектура в венецианской живописи Возрождения».

Все-таки кино


Кавказский пленник (1996)

Карьера актера, пусть недолгая, но яркая, от Сергея все равно никуда не делась. В 1995-м отец разрешил ему присоединиться к съемочной группе фильма «Кавказский пленник» — предполагалось, что сын режиссера будет «мальчиком на побегушках», выполнять мелкие поручения.

На деле Бодров-старший неожиданно нашел исполнителя одной из главных ролей в картине. Для Сергея съемки стали интересным экспериментом: в кадре он существовал очень органично, выполняя установку отца-режиссера: не нужно ничего играть, нужно просто быть самим собой.

Итог: блестящая роль в паре с самим Олегом Меньшиковым, множество кинонаград и даже Госпремия в области литературы и искусства.

Именно на премьере «Кавказского пленника» на фестивале «Кинотавр» молодого Бодрова приметил режиссер Алексей Балабанов, в фильме которого он сыграет самую важную роль в своей жизни.

…А пока Бодров-младший работал на телевидении. Три года он вел программу «Взгляд» на ОРТ, вместе с коллегами отвечая на письма детей Деду Морозу, которые сотрудники почты откладывали на уничтожение. Говорят, что именно эта работа показала мальчику из интеллигентной московской семьи, как живет остальная страна.

«Брат»


Брат (1997)

В 1997-м году Бодров получил роль, которая сделала его из просто знаменитости — кумиром миллионов. Боевик «Брат» Алексея Балабанова задумывался как малобюджетный проходной боевик, который позволит режиссеру собрать денег на другую картину.

А получилось кино, в котором тысячи представителей потерянного поколения 90-х узнали себя — и всей душой полюбили простого парня Данилу Багрова.

«Брат — это некое состояние первобытности. Состояние, когда сидят люди возле пещеры у огня, вокруг первобытный хаос — твердь и небо еще не устоялись. И вот встает один из этих людей и говорит: «Да будет так — мы будем защищать женщину, хранить вот этот костер, защищать своего и убивать врагов», — говорил о своем герое Сергей Бодров.

Сыграв в «Брате», а затем и в его продолжении, он больше не хотел продолжать актерскую карьеру. Считал, что не имеет права соглашаться на роли олигархов или классических персонажей — потому что несет ответственность перед поколением, для которого стал кумиром.


Свою игру в кадре Бодров-младший считал непрофессиональной. Другое дело — сценарная и режиссерская работа. Идею фильма «Сестры» (привет Балабанову) Сергею подкинул отец. От замысла до готового сценария прошли считанные дни.

Главную роль в фильме о двух единоутробных сестрах, которые спасаются от бандитов, сыграла юная Оксана Акиньшина. И снова — успех и признание.

Из молодого искусствоведа и актера-любителя за короткое время Бодров превратился в уважаемого и талантливого режиссера, лидера мнений, главу семьи. Конечно, у него были миллионы поклонниц, а пресса одолевала вопросами о личной жизни.

Сергей скрывал ее очень тщательно: с женой Светланой они познакомились на работе. Вот как начало их романа вспоминал актер Владимир Ильин:

«В этой молчаливой, такой чувственной благодати, по‑моему, искупались все. Потому что они оба такие красивые были, такие обаятельные, такие молчаливые. Он молчун был, как ни странно».

Дочка Оля родилась в 97-м, сын Саша — в августе 2002-го, меньше чем за месяц до гибели отца. Вот, пожалуй, и все, что Бодров-младший счел возможным раскрыть общественности.

Последние съемки

За год до смерти Сергей Бодров становится ведущим первого сезона реалити-шоу «Последний герой».

«Человек бесконечно интересен во всех своих проявлениях, поэтому я снимаюсь в «Герое». Изначально наш посыл был в том, чтобы суметь показать людей лучше, чем они есть на самом деле, даже в ситуации закрытой банки», — говорил он об этой работе.

Это стало последним проектом Бодрова на телевидении. После «Героя» он взялся за свой второй фильм в качестве режиссера — «Связной».

Отец отговаривал его от этих съемок — считал, что Сергей уж слишком торопится. А тот будто что-то предчувствовал: взялся за дело всерьез, был и сценаристом, и актером, и режиссером.

Встретив в конце августа жену Свету с новорожденным сыном из роддома, Бодров почти сразу оставил семью и прилетел со съемочной группой во Владикавказ. На 20 сентября были запланированы съемки в Кармадонском ущелье. Почти сразу начались проблемы: сначала долго ждали автобус, сдвинули начало съемок, потом свет на площадке оказался неподходящим, и все пришлось сворачивать.

По одним данным, около 19 часов вечером съемочная группа двинулась обратно в город, по другим — решила устроить пикник в ущелье — местные жители зарезали для москвичей барашка. Обе эти версии не оставляли никакого шанса спастись.


Сергей Бодров младший в Кармадонском ущелье на съемках фильма «Связной». фото: dubikvit

Ледник Колка сошел около 20 часов по местному времени. Ущелье высотой в 200 метров засыпало волной льда и камней, движущихся со скоростью 150−200 километров в час. Стихия сносила дома и опрокидывала машины, с корнем вырывала деревья.

Жертвами той трагедии стали 127 человек — все население поселка Верхний Кармадон и съемочная группа Сергея Бодрова-младшего.

Поисково-спасательные работы продолжались несколько месяцев, добровольцы и родственники погибших не сдавались до февраля 2004-го. Вся страна не верила в реальность происходящего: ждали, что вот-вот появится новость — Бодров спасся, укрылся в пещере… Но трансляция из Северной Осетии показывала одну и ту же картинку: засыпанное ущелье. Черный лед.

Спасатели нашли тела всего 17 человек — Сергей Бодрова среди них не было. Он до сих пор числится пропавшим без вести. Три года назад ледник, наконец, растаял — по Кармадонскому ущелью вновь возят туристов, которые кладут цветы на установленный там памятник погибшим.

Дочь Сергея Оля теперь студентка ВГИК — девушка сделала то, на что когда-то не решился ее отец, и поступила на специальность «Артист драматического театра и кино». Свое родство со знаменитым Бодровым она скрыла — хотела, чтобы все было по‑честному, по правде. В которой и есть сила.

Сергей Сергеевич Бодров (27 декабря 1971, Москва - 20 сентября 2002, Кармадонское ущелье, Северная Осетия) - советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист и телеведущий, кандидат искусствоведения.

Осенью 2002 года Сергей Бодров-младший, со своей съемочной бригадой снимал в горах Северной Осетии фильм «Связной», в котором был исполнителем главной роли, и для которого Сергей сам написал сценарий. 20 сентября 2002 года в шесть утра съемочная группа собралась на первом этаже в гостинице Владикавказа и оттуда направилась в горы. По прибытие на место съемочная группа долго ждала транспорт, который должен был доставить их наверх. Начало съёмок было перенесено с девяти утра на час дня. Около семи часов вечера съёмки прекратили из-за плохого света, группа собрала аппаратуру и двинулась в город. В это время, около 20:15 по местному времени начался сход ледника «Колка», который за несколько минут накрыл всё Кармадонское ущелье трёхсотметровым слоем льда и камней. В результате трагедии погибли 127 человек, в том числе съемочная группа Сергея Бодрова-младшего. В ходе спасательной операции было обнаружено 17 тел погибших, остальные до сих пор считаются пропавшими без вести. Крупномасштабные спасательные работы длились несколько месяцев, группа добровольцев и родственников пропавших без вести оставалась на леднике до февраля 2004 года.

Известные высказывания Сергея Бодрова о детстве и юности:

Детство - это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека.

То, чем становишься, происходит в первые шестнадцать лет жизни.

В детстве Сергей Бодров любил быть один и «отлично сам собой обходился».

Различные издания пишут, что Сергей хотел стать водителем мусоровоза и ездить на оранжевой машине.

О юных годах и жизненных ситуациях, повлиявших на мировоззрение, Сергей написал «Сочинение на тему: восемь событий, которые оказали на меня влияние, или как я вырос хорошим человеком».

Жена Светлана Бодрова (Ситина, Михайлова) - выпускница МИИГАиКа. Работает режиссёром в программе «Жди меня».
Дочь Ольга Бодрова, родилась 24 июля 1998 года. Студентка актёрского факультета ГИТИС.
Сын Александр Бодров, родился 27 августа 2002 года.

В 1997 году Сергей познакомился со своей будущей женой Светланой (автором телевизионных программ «Акулы пера» и «Канон»). Всё началось на Кубе, куда Светлана, Сергей и многие другие тележурналисты отправились для освещения фестиваля молодёжи и студентов. Поженились они в 1998 году и дальнейшую жизнь никогда не делали предметом общественного внимания. Вскоре в семье Бодровых появилась дочь Оля, а буквально за месяц до смерти Сергея у них родился сын Александр.

Я всегда, с детства, знал, как будет выглядеть моя жена. Видимо, много думал об этом. И когда её встретил, то, конечно, сразу узнал и женился. Но только о личной жизни я говорить не люблю. Скажу лишь, что семья, близкие люди - это степень свободы. А свобода - самое важное, что есть у человека. - Сергей Бодров.

Сергей учился в школе № 1265 с углублённым изучением французского языка.

Школа возложила на Сергея обязанность знаменосца. Каждую среду класс С. Бодрова после уроков ездил на фабрику «Ударница», чтобы упаковывать сладкие продукты. В течение четырёх часов школьники расфасовывали сладости в коробки, которые потом сами перевязывали. Заработанные деньги отдавали школе, и они шли на организацию экскурсий.

В декабре 2012 года в школе была установлена мемориальная доска в память о Сергее Бодрове.

Бодров хотел поступать во ВГИК, но отец объяснил ему, что кино - это страсть, и если её нет, то нужно либо дождаться, либо забыть о ней навсегда. Не ощутив в себе такой страсти, Сергей был вынужден оставить свой замысел.

С 1989 по 1994 годы он учился на отделении истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, специализируясь на живописи венецианского Возрождения. Сергей окончил университет с красным дипломом и остался в аспирантуре, но он твёрдо знал, что не будет работать в музее или в библиотеке. В университете Сергей, по его словам, научился видеть красоту в простых вещах, в том, что его окружало. И, уже став известным актёром и телеведущим, С. Бодров в 1998 году в МГУ им. М. В. Ломоносова под научным руководством доктора искусствоведения, профессора В. Н. Гращенкова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения».

В 1991 году Сергей изучал искусство в Италии. Ему удалось устроиться спасателем на пляж в местном курортном городе и заработать на путешествие по стране. Следующие три лета Бодров приезжал сюда на эту работу и считался на курсе счастливчиком.

Когда в одном интервью Сергея спросили, пригодилось ли ему в жизни образование, он ответил так: Конечно. Вот приезжаешь в какой-нибудь город. Что обычно об этом городе знаешь? Что там есть центральная площадь, какие-то магазины… А я знаю, что там в музее есть одна картина, у которой ты можешь целый день провести. И этот день прибавляется к твоей жизни.

Первыми киноопытами Бодрова-младшего стали крошечные эпизодические роли в таких фильмах отца, как «Я тебя ненавижу» (1986) и «СЭР (Свобода - это рай)» (1989). Во втором фильме Сергей появился на экране всего лишь на мгновения, сыграв малолетнего правонарушителя в серой робе и с биркой на груди, сидящего в ожидании собственной судьбы рядом с пойманным главным героем. Во время обучения в университете. С. Бодров также сыграл эпизодическую роль посыльного швейцара, завозящего почту в отель в фильме отца «Белый король, красная королева» в 1992 году.

«Кавказский пленник»

В 1995 году отец Сергея выезжал со своей группой в Дагестан для съёмок фильма «Кавказский пленник». Сергей просил взять его с собой, был готов выполнять любую работу, но неожиданно стал исполнителем одной из главных ролей - рядового Вани Жилина - партнёром Олега Меньшикова, который в этом фильме сыграл роль контрактника Александра Ряполова. Фильм получил приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, гран-при на фестивале в Сочи, гран-при «Хрустальный глобус» и приз экуменического жюри на фестивале в Карловых Варах, премию «Феликс» за лучший сценарий, приз русской кинопрессы за лучший фильм года, Гран-при «Сталкер» кинофестиваля «Сталкер» в Москве, приз зрительских симпатий на фестивале в Сиднее. С. Бодров-младший получил приз за лучшую роль совместно с О. Меньшиковым на кинофестивале в Сочи, приз кинопрессы за лучшую роль совместно с Ф. Абдраимовым и приз за лучший актёрский дебют на фестивале «Балтийская жемчужина», стал, вместе с отцом, лауреатом Государственной премии Российской Федерации 1997 года в области литературы и искусства.

Сам Сергей не считал себя артистом: Я всегда и везде говорю: «Я не артист, я не артист, - я не артист». А мне: «Нет, вы артист!». А я: «Артист - это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня - это не профессия. Это поступок, который совершаешь».

Программа «Взгляд»

В октябре 1996 года Сергей стал ведущим программы «Взгляд» на канале ОРТ. Здесь он проработал до августа 1999 года.

Одним из воспоминаний С. Бодрова об этом периоде была история о рыжем хулигане, попросившем у Деда Мороза духовую трубу для своего старшего брата, который сильно переживал из-за того, что потерял свою. Сергей и его коллеги по «Взгляду» брали на почте письма, написанные для Деда Мороза, которые копились в отделе для уничтожения. Во двор мальчика приехал автобус, из которого вышел оркестр и начал играть. Мальчик вышел на улицу, чтобы послушать, и тогда С. Бодров завёл с ним разговор, из которого выяснилось, что тот очень хочет помочь своему брату…

Сергей ушел из проекта в 1999 году, по официальной версии - из-за съемок фильма «Брат-2». Однако существует мнение, что ведущий не выдержал эмоционального накала, что заставило его уйти из программы.

Сам Сергей говорил, что ушёл из передачи «с ощущением хорошей школы»: Я познакомился со столькими людьми, услышал столько историй, прочёл столько писем - на другой работе это просто невозможно. В этом был очень правильный заряд. Помоги двум-трём людям - и передача уже существует не зря. Но этим надо заниматься ответственно.

«Брат»

Во время кинофестиваля в Сочи в 1996 году Сергей познакомился с режиссёром Алексеем Балабановым, который привёл его на студию СТВ. Именно на этой студии проходили съёмки фильма «Брат», премьера которого в России состоялась 12 декабря 1997 года (мировая премьера состоялась во Франции 17 мая 1997 года).

Сергей сыграл в фильме главную роль - Данилу Багрова.

Кинокритики тепло приняли картину, Данилу Багрова называли «народным героем», а сам фильм - «манифестом нашего новейшего кинематографа».

Сам Бодров-младший оценивал своего героя следующим образом: Знаю, что Данилу часто упрекают в том, что он примитивен, прост и незамысловат… Ну, отчасти я с этим согласен. Но у меня на его счёт в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего ещё в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встаёт и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата… Конечно, я не могу поступать, как Данила Багров. Что-то мешает. А он это делает. И кто-то другой на той же войне это делает. Значит, мы должны хотя бы душой быть с ними, понимать, что они где-то там что-то делают за нас. Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это - ощущение единства с людьми, с которыми живёшь в одной стране.

Достоинства фильма были всё же признаны, и «Брат» получил Гран-при на Сочинском фестивале, специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ на международном фестивале в Турине, такие же награды в Котбусе, Гран-при в Триесте. С. Бодров получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Сочи и в Чикаго и премию «Золотой Овен». Огромное количество зрителей полюбило фильм, для многих из них Данила Багров стал героем и идеалом. Музыкой к фильму стали композиции Nautilus Pompilius, которые любил слушать и сам Сергей.

«Брат-2»

«Родное» В. Орлов
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья -
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое -
Это всё моё, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

11 мая 2000 года в России состоялась премьера фильма «Брат-2». Его создатели говорили о том, что идея «Брата 2» произошла от шутки. Съёмки фильма проходили в Москве, Нью-Йорке, Чикаго и Питтсбурге. С. Бодров вновь сыграл Данилу Багрова.

Как и первый фильм, «Брат 2» был с одобрением встречен кинокритикой, рецензия журнала «Афиша» гласила, что «Балабанов снимает так, как только и нужно снимать».

Сергей Бодров на вопрос о его впечатлении об Америке отвечал следующим образом: Нам важно было сказать не то, что все американцы - козлы, мы, наоборот, хотели сказать, что мы - не уроды. Это достаточно простая мысль, странно, что она не всем понятна. А в кино озвучивать её пришлось слишком ярким способом просто потому, что это кино. В кино всё должно быть несколько утрировано. Снимают же американцы кино про русских, где Шварценеггер-милиционер отрывает мафиози деревянную ногу, из неё сыплются наркотики, а по улицам ходят медведи. То есть мы - полные придурки! Так почему мы не имеем права пошутить над американцами?

«Сёстры»

Идеей фильма с ним в нескольких словах поделился отец. После этого Сергей за две недели написал сценарий, а через четыре дня уже начались съёмки. Первоначально фильм имел названия «Дочь бандита», «Танцовщица живота» и «Младший».

Музыкой к фильму были выбраны композиции групп «Кино» и «Агата Кристи».

Сам Сергей сыграл эпизодическую роль, которая писалась не под него, но актёра для неё не нашлось.

Премьера фильма прошла 10 мая 2001 года. На фестивале в Сочи фильм получил Гран-при «За лучший дебют», а исполнители главных ролей получили приз и диплом жюри «За лучший актёрский дуэт».

Проект «Последний герой»

Осенью 2001 года Сергей Бодров стал ведущим телешоу «Последний герой». Шестнадцать человек высаживались на острове у побережья Панамы и подвергались различным испытаниям, а последний участник, оставшийся в игре (прошедший через голосования), получал главный приз - три миллиона рублей. Сергей руководил игрой и комментировал её.

Своё понимание передачи он выразил следующим образом: Думаю, что тема голода и физического существования встанет очень серьёзно перед ними. Но настоящее выживание, мне кажется, в другом. В том, насколько силён ты внутренне, насколько ты в состоянии сохранить свою человечность в нечеловеческих условиях, и это касается и меня.

«Война»

Весной 2001 года начались съёмки фильма Алексея Балабанова «Война». Бодров сыграл непродолжительную по времени роль капитана Медведева. Несколько эпизодов были сняты в Чечне, большинство - в Чегемском ущелье Кабардино-Балкарии.

Премьера фильма состоялась в марте 2002 года. Фильм был удостоен приза «Золотая роза» на фестивале «Кинотавр», а Бодров получил премию «Ника» в номинации «лучшая мужская роль второго плана».

«Связной»

В июле 2002 года Сергей Бодров приступил к съёмкам своего второго после «Сестёр» фильма с названием «Связной».

Сергей охарактеризовал будущий фильм следующим образом: Философско-мистическая притча о жизни двух друзей - этих людей я подсмотрел в жизни. Они романтики, путешественники, авантюристы. Конечно, будут и бандиты, заложники, в общем, всё, что сопровождает нас в жизни. Фильм называется «Связной», и я в нём, как кофе в пакетике: три в одном - автор сценария, режиссёр и главную роль играю.

В сентябре съёмочная группа прилетела на Кавказ. 19 сентября были сняты эпизоды в женской колонии Зеленокумска. В семь часов утра следующего дня группа приехала в Кармадонское ущелье, где должны были проходить съёмки эпизода возвращения из армии одного из главных героев.

Ранним утром 20 сентября 2002 года съёмочная группа фильма «Связной» во главе с Сергеем Бодровым отправилась из Владикавказа в горы. Съёмки шли весь день, когда стемнело, группа, включая семерых участников конного театра «Нарты», двинулась обратно в город. В 20:08 внезапно начался сход ледника Колка, ледовый обвал за несколько минут накрыл всё Кармадонское ущелье 60-метровым слоем льда и камней. Спастись никто не успел.

По официальной версии, со скалы на горе Джимара сорвался один из висячих ледников. Масса льда упала на ледник Колка, тот сорвался с ложа и двинулся вниз по ущелью со скоростью до 180 км/ч, захватывая за собой моренный материал. Крупномасштабные спасательные работы длились несколько месяцев, группа добровольцев и родственников пропавших без вести оставалась на леднике до февраля 2004 года.

Память

Некоторые из представленных в списке песен были написаны в память о Бодрове после его смерти, а некоторые были написаны ещё при его жизни, но исполняются музыкантами на концертах в память о нём. Обычно перед их исполнением музыкантами со сцены произносятся тёплые слова о Сергее Бодрове, а на концертном экране показывают фотографии и кадры из его фильмов.

Вячеслав Бутусов «Эхолов», «Зверь».
Ирина Салтыкова «Брат».
Би-2 «Волки», «Полковнику никто не пишет»
Plastika «Ледники»
Смысловые галлюцинации «Вечно молодой» «Зверь/2»
Агата Кристи «Пуля», «Никогда»

Книги, посвящённые Сергею Бодрову:

2003 Сергей Бодров. «Последний герой» Автор: Михаил Трофименков.
2004 «Архитектура в венецианской живописи Возрождения» Книга написанная по научной диссертации Сергея Бодрова, была издана его мамой Валентиной Николаевной Бодровой.
2007 Сергей Бодров «Связной» В книгу вошли сценарии, написанные Бодровым, отрывки из его интервью и воспоминания о нём.

Программы и документальные фильмы, посвящённые Сергею Бодрову:

2005 ДТВ «Как уходили кумиры». Сергей Бодров-мл.
2006 Россия «Сергей Бодров. Кавказский пленник»
2006 ТВЦ «Сергей Бодров. Я не буду актёром»
2007 Первый канал «Сергей Бодров. Последние 24 часа»
2008 ТВ-3 «Тайные знаки: Сергей Бодров. Он просто ушёл в горы»
2010 НТВ «Первая кровь. Последний герой: Сергей Бодров»
2010 Время «Человек в кадре. Сергей Бодров»
2011 Первый канал «Сергей Бодров. Где ты, брат?»
2012 Первый канал «Кармадон. 10 лет спустя»
2012 НТВ «И снова здравствуйте!». Сергей Бодров
2013 ТВЦ Сергей Бодров. «Постскриптум» с Алексеем Пушковым
2013 5 канал «Правда жизни». Смерть по сценарию
2015 РЕН ТВ «Вечно молодой». Две жизни Сергея Бодрова
2016 Первый канал «Маршрут построен». Чикаго
2016 Первый канал Концерт «Брат 2. 15 лет спустя»
2016 Звезда «Последний день. Сергей Бодров»
2016 Первый канал «Сергей Бодров. В чём сила, брат?»

Пятнадцать лет назад, 20 сентября, в Кармадонском ущелье сошла лавина Колка, которая унесла с собой 125 жизней. В их числе оказалась съемочная группа фильма «Связной» во главе с режиссером картины Сергеем Бодровым-младшим. Поиски погибших продолжались не один год, но не дали никакого результата.

Одноклассники актера до сих пор не верят в трагедию. Они рассказали «СтарХиту», каким запомнили главного брата страны.

Нечего киснуть!

«Когда в первом классе увидела Сережку, подумала: «Какой же симпатичный мальчик!» – рассказывает «СтарХиту» Ольга Махрова, одноклассница актера. – И вроде обычный парень, а взгляд чем-то цепляет!

Позже мы сблизились, но я до сих пор не поняла секрет его притягательности. Он всегда был до жути скромным и веселым! Помню, как-то в 9 классе учительница химии за плохое поведение поставила всему классу двойки. Это подпортило итоговые оценки многим – ребята сильно расстроились, потому что мечтали связать жизнь с медициной. Тогда мы с Сережкой решили всех взбодрить и предложили: «А давайте отметим наши неуды?» Получили одобрение от всей большой компании: мол, «верно говоришь, Серега! Нечего киснуть!»

Собрались у меня на даче – шашлыки, песни под гитару и все забыли о парах в дневниках. Через несколько месяцев рассказали об этом учительнице, она долго хохотала.

Для Бодрова двойка – исключение, как правило, он получал только четверки и пятерки, особенно легко давалась ему история. Этим предметом Сергей заинтересовался еще в 5 классе. Часто оставался после уроков у преподавателя, чтобы та рассказала побольше о царях или мифах. Такие посиделки не прошли даром: Бодров единственный, кому на выпускном дали грамоту «За успехи по истории!». Для Сергея это было очень важно, ведь он поступал в МГУ на истфак. Никто из ребят не обиделся, что их не похвалили».

Частым гостем школы был отец Сергея. Он даже принимал участие в местной самодеятельности. «Все знали, что Бодров-старший – режиссер, – продолжает Ольга. – Иногда после уроков он устраивал нам киновечера, сын ему всегда помогал.

Как начнется первый урок, Серега объявлял: «Ребята, сегодня мой отец покажет в актовом зале свои фильмы! Приходите посмотреть! Вот народа набивалось... Кстати, Сережка сыграл у папы в фильме «Я тебя ненавижу». Накануне съемок он затеял в классе спор среди парней. Предлагал: «Кто рискнет побриться, того покажут по телевизору». Серый таким образом искал себе дублера, не хотел прощаться с шевелюрой. Но добровольцев не нашлось!».

Рядовой мальчик

Первый месяц лета Бодров всегда проводил в школьном лагере. «База отдыха находилась в Озерском районе, в селе Емельяновка, – говорит «СтарХиту» Тамара Всеволожская. – Там мы и познакомились. Нас поселили в бараке, который напоминал общагу для рабочих. Умывальник стоял на улице. Мы вечно пачкали ботинки, когда шли до него. Так почистишь зубы, а потом сидишь и минут двадцать отковыриваешь грязь от подошвы. Никаких санузлов в помине не было, хотели в туалет - бегали во двор. Раз в неделю мылись в бане.

В лагере мы получили первую зарплату, Сережка стоял на прополке грядок обычно. По четыре часа он копошился в земле. И ни разу не пожаловался! Когда воспитатели вручили долгожданные деньги, мы все потратили на конфеты. Ведь время дефицитное, а сладкого хочется. Позже у нас была подработка еще круче – на фабрике «Ударница». Нужно было паковать в коробки шоколад и зефир. Ох, мы с Сережкой никогда в жизни столько сладостей не видели. Как только кондитеры громко командовали: «Закончили! Есть можно!», – так тут же бросались уплетать. Налопались на всю жизнь!»

О звездном выпускнике до сих пор вспоминают и учителя.

«Сережка был добродушным рядовым мальчиком, – делится со «СтарХитом» Галина Валентиновна, первая учительница Бодрова. – Не могу забыть, как он устроил переполох в московском роддоме номер 25. Когда у меня родилась дочка, весь класс прибежал с поздравлениями в палату. А Сергея не было. Думаю: «Ну, наверное, заболел!»

А в этот же вечер слышу стук в дверь, заходит доктор. «Галина Викторовна, тут вам шоколадку передали. Какой-то третьеклассник. Сказал – от Бодрова!» Я очень удивилась, приятно же. А врачи долго еще расспрашивали: «Чей это такой смелый мальчуган? Неужели сын ваш?». Я лишь отвечала: «Мой лучший ученик!» Последний раз мы виделись на выпускном. Когда Сережка с классом закончил отмечать, вызвался проводить меня до дома. По дороге мы разговаривали о жизни, о планах на будущее. До сих пор у меня перед глазами стоит его образ, а в голове брошенная фраза: «Ну, я пошел, Галина Викторовна! До встречи!». Встреча наша так и не состоялась...