Шекспир гамлет читать краткое. Интересные факты. Жанр и направление

Уильям Шекспир

«Гамлет, принц датский»

Площадь перед замком в Эльсиноре. На страже Марцелл и Бернард, датские офицеры. К ним позднее присоединяется Горацио, учёный друг Гамлета, принца Датского. Он пришёл удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королём, недавно умершим. Горацио склонен считать это фантазией. Полночь. И грозный призрак в полном военном облачении появляется. Горацио потрясён, он пытается с ним заговорить. Горацио, размышляя над увиденным, считает появление призрака знаком «каких-то смут для государства». Он решает рассказать о ночном видении принцу Гамлету, прервавшему ученье в Виттенберге в связи с внезапной кончиной отца. Скорбь Гамлета усугубляет то, что мать вскорости после смерти отца вышла замуж за его брата. Она, «башмаков не износив, в которых шла за гробом», бросилась в объятия человека недостойного, «плотный сгусток мяса». Душа Гамлета содрогнулась: «Каким докучным, тусклым и ненужным, / Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!»

Горацио поведал Гамлету о ночном призраке. Гамлет не колеблется: «Дух Гамлета в оружье! Дело плохо; / Здесь что-то кроется. Скорей бы ночь! / Терпи, душа; изоблачится зло, / Хотя б от глаз в подземный мрак ушло».

Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии.

Когда король мирно отдыхал в саду, его брат влил ему в ухо смертельный сок белены. «Так я во сне от братственной руки / Утратил жизнь, венец и королеву». Призрак просит Гамлета отомстить за него. «Прощай, прощай. И помни обо мне» — с этими словами призрак удаляется.

Мир перевернулся для Гамлета… Он клянётся отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения.

Тем временем ближний вельможа короля Полоний отправляет своего сына Лаэрта на учёбу в Париж. Тот даёт свои братские наставления сестре Офелии, и мы узнаем о чувстве Гамлета, от которого Лаэрт остерегает Офелию: «Он в подданстве у своего рожденья; / Он сам себе не режет свой кусок, / Как прочие; от выбора его / Зависят жизнь и здравье всей державы».

Его слова подтверждает и отец — Полоний. Он запрещает ей проводить время с Гамлетом. Офелия рассказывает отцу, что к ней приходил принц Гамлет и был он как будто не в себе. Взяв её за руку, «он издал вздох столь скорбный и глубокий, / Как если бы вся грудь его разбилась и гасла жизнь». Полоний решает, что странное поведение Гамлета в последние дни объясняется тем, что он «безумен от любви». Он собирается рассказать об этом королю.

Король, совесть которого отягощена убийством, обеспокоен поведением Гамлета. Что кроется за ним — сумасшествие? Или что иное? Он призывает Розенкранца и Гильдестерна, в прошлом друзей Гамлета, и просит их выведать у принца его тайну. За это он обещает «монаршью милость». Приходит Полоний и высказывает предположение, что безумство Гамлета вызвано любовью. В подтверждение своих слов он показывает письмо Гамлета, взятое им у Офелии. Полоний обещает послать дочь на галерею, где часто гуляет Гамлет, чтобы удостовериться в его чувствах.

Розенкранц и Гильдестерн безуспешно пытаются выведать тайну принца Гамлета. Гамлет понимает, что они подосланы королём.

Гамлет узнает, что приехали актёры, столичные трагики, которые ему так нравились прежде, и ему приходит в голову мысль: использовать актёров для того, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается с актёрами, что они будут играть пьесу о гибели Приама, а он туда вставит два-три стиха своего сочинения. Актёры согласны. Гамлет просит первого актёра прочесть монолог об убиении Приама. Актёр читает блистательно. Гамлет взволнован. Поручая актёров заботам Полония, он в одиночестве размышляет. Он должен знать точно о преступлении: «Зрелище — петля, чтоб заарканить совесть короля».

Король расспрашивает Розенкранца и Гильдестерна об успехах их миссии. Они признаются, что не сумели ничего выведать: «Расспрашивать себя он не даёт / И с хитростью безумства ускользает…»

Они же докладывают королю, что приехали бродячие актёры, и Гамлет приглашает на представление короля и королеву.

Гамлет прогуливается в одиночестве и произносит, размышляя, свой знаменитый монолог: «Быть или не быть — таков вопрос…» Почему мы так держимся за жизнь? В которой «глумленье века, гнёт сильного, насмешка гордеца». И сам отвечает на свой вопрос: «Страх чего-то после смерти — / Безвестный край, откуда нет возврата / Земным скитальцам» — смущает волю.

Полоний подсылает Офелию к Гамлету. Гамлет быстро понимает, что их разговор подслушивают и что Офелия пришла по наущению короля и отца. И он разыгрывает роль сумасшедшего, даёт ей совет идти в монастырь. Прямодушная Офелия убита речами Гамлета: «О, что за гордый ум сражён! Вельможи, / Бойца, учёного — взор, меч, язык; / Цвет и надежда радостной державы, / Чекан изящества, зерцало вкуса, / Пример примерных — пал, пал до конца!» Король же удостоверяется, что не любовь причина расстройства принца. Гамлет просит Горацио наблюдать за королём во время спектакля. Начинается представление. Гамлет по ходу пьесы её комментирует. Сцену отравления он сопровождает словами: «Он отравляет его в саду ради его державы. / Его зовут Гонзаго <…> Сейчас вы увидите, как убийца снискивает любовь Гонзаговой жены».

Во время этой сцены король не выдержал. Он встал. Начался переполох. Полоний потребовал прекратить игру. Все уходят. Остаются Гамлет и Горацио. Они убеждены в преступлении короля — он выдал себя с головой.

Возвращаются Розенкранц и Гильдестерн. Они объясняют, как огорчён король и как недоумевает королева по поводу поведения Гамлета. Гамлет берет флейту и предлагает Гильдестерну сыграть на ней. Гильдестерн отказывается: «Я не владею этим искусством». Гамлет говорит с гневом: «Вот видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть, вам кажется, что мои лады вы знаете…»

Полоний зовёт Гамлета к матери — королеве.

Короля мучит страх, терзает нечистая совесть. «О, мерзок грех мой, к небу он смердит!» Но он уже совершил преступление, «грудь его чернее смерти». Он встаёт на колени, пытаясь молиться.

В это время проходит Гамлет — он идёт в покои матери. Но он не хочет убивать презренного короля во время молитвы. «Назад, мой меч, узнай страшней обхват».

Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью.

Гамлет полон негодования. Боль, терзающая его сердце, делает дерзким его язык. Королева пугается и вскрикивает. Полоний обнаруживает себя за ковром, Гамлет с криком «Крыса, крыса», пронзает его шпагой, думая, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде: «Ты мне глаза направил прямо в душу, /И в ней я вижу столько чёрных пятен, / Что их ничем не вывести…»

Появляется призрак… Он требует пощадить королеву.

Королева не видит и не слышит призрака, ей кажется, что Гамлет разговаривает с пустотой. Он похож на безумца.

Королева рассказывает королю о том, что в припадке безумия Гамлет убил Полония. «Он плачется о том, что совершил». Король решает немедленно отправить Гамлета в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которым будет вручено тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета. Полония он решает тайно похоронить, чтобы избежать слухов.

Гамлет и его друзья-предатели спешат на корабль. Они встречают вооружённых солдат. Гамлет расспрашивает их, чьё войско и куда идёт. Оказывается, это войско Норвежца, которое идёт воевать с Польшей за клочок земли, который «за пять дукатов» жалко взять в аренду. Гамлет поражается тому, что люди не могут «уладить спор об этом пустяке».

Этот случай для него — повод к глубоким рассуждениям о том, что его мучит, а мучит его собственная нерешительность. Принц Фортинбрас «ради прихоти и вздорной славы» посылает на смерть двадцать тысяч, «как в постель», так как задета его честь. «Так как же я, — восклицает Гамлет, — я, чей отец убит, / чья мать в позоре» и живу, твердя «так надо сделать». «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена».

Узнав о гибели отца, тайком, из Парижа возвращается Лаэрт. Его ждёт и другая беда: Офелия под бременем горя — смерти отца от руки Гамлета — сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Вооружённый, он врывается в покои короля. Король называет Гамлета виновником всех несчастий Лаэрта. В это время гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своём возвращении. Король в недоумении, он понимает, что-то произошло. Но тут же у него созревает новый гнусный план, в который он вовлекает вспыльчивого, недалёкого Лаэрта.

Он предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта смазать смертельным ядом. Лаэрт согласен.

Королева со скорбью сообщает о гибели Офелии. Она «старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, она упала в рыдающий поток».

…Двое могильщиков роют могилу. И пробрасываются шуточками.

Появляются Гамлет и Горацио. О тщете всего живого рассуждает Гамлет. «Александр (Македонский. — Е. Ш.) умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?»

Приближается похоронная процессия. Король, королева, Лаэрт, двор. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в могилу и просит закопать его вместе с сестрой, фальшивой ноты не выносит Гамлет. Они схватываются с Лаэртом. «Её любил я; сорок тысяч братьев / всем множеством своей любви со мною не уравнялись бы», — в этих знаменитых словах Гамлета подлинное, глубокое чувство.

Король их разнимает. Его не устраивает непредсказуемый поединок. Он напоминает Лаэрту: «Будь терпелив и помни о вчерашнем; / Мы двинем дело к быстрому концу».

Горацио и Гамлет одни. Гамлет рассказывает Горацио, что ему удалось прочесть письмо короля. В нем содержалась просьба немедленно казнить Гамлета. Провидение хранило принца, и, воспользовавшись печаткой отца, он подменил письмо, в котором написал: «Подателей немедля умертвить». И с этим посланием Розенкранц и Гильдестерн плывут навстречу своей гибели. На корабль напали разбойники, Гамлет попал в плен и был доставлен в Данию. Теперь он готов к мщению.

Появляется Озрик — приближённый короля — и сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок, но на сердце у него тяжесть, оно предчувствует ловушку.

Перед поединком он просит извинения у Лаэрта: «Мой поступок, задевший вашу честь, природу, чувство, / — Я это заявляю, — был безумным».

Король приготовил для верности ещё одну западню — он поставил кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот захочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет ранит Лаэрта. Королева выпивает отравленное вино за победу Гамлета. Король не сумел её остановить. Королева умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, — питье! Я отравилась». Лаэрт признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен…»

Гамлет отравленным клинком поражает короля, и сам умирает. Горацио хочет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем. Но умирающий Гамлет просит: «Дыши в суровом мире, чтоб мою / Поведать повесть». Горацио сообщает Фортинбрасу и английским послам о произошедшей трагедии.

Фортинбрас даёт распоряжение: «Пусть Гамлета поднимут на помост, как воина…»

К стражам Марцеллу и Бернарду, охраняющие в Эльсиноре площадь перед замком, присоединяется учёный Горацио – друг Гамлета. Горацио очень интересуется разговорами о призраке, похожего на датского короля, который умер недавно. Учёный думает, что это невозможно, но, дождавшись полночи, он на свои глаза видит этот призрак. Об увиденном Горацио спешит рассказать своему другу – принцу датскому Гамлету, который обучался в Виттенберге, но из-за смерти отца не окончил обучение. Его мать, недолго пробыв в трауре, выходит замуж за брата отца.

Узнав о призраке, Гамлет вместе с Горации выжидаю полночи, и когда призрак отца Гамлета вновь появляется, то рассказывает о страшном злодеянии. Как оказалось, короля убил его брат, влив в ухо сок белены, который смертельный. Призрак короля просит Гамлета, сына своего, отомстить за него. Принц решается на месть, а друзей своих просит держать всё это в тайне и не обращать внимания на его странное поведение.

Вельможа короля Полоний отправляет своего сына на обучение в Париж, а дома остаётся сестра Лаэрта Офелия, которою отец с братом тщательно оберегали от Гамлета. Но все же принц приходит к Офелии, а та рассказала об этом отцу. Полоний думает, что такое необъяснимое поведение Гамлета связано с любовью к Офелии, и спешит рассказать обо всем королю, который давно обеспокоен поведением племянника.

Гамлет решает всё же удостовериться в словах призрака отца, вывести дядю на чистую воду. В город приезжает любимая его отцом бродячие актёры. Принц встречается с ними и даёт актёрам слова для спектакля, услышав который, король, если он причастен к убийству, должен как-то отреагировать. Так и случилось. Услыхав в представлении слова об убийстве короля Гонзаго, король подскочил с места и потребовал прекратить игру, чем полностью выдал себя.

В царских покоях находился Полоний, когда туда пришёл Гамлет и королева. Что б подслушать их, Полоний прячется за ковром, но принц, разоблачив его, бьет через ковер шпагой, думая, что там стоит король. Он рассказывает матери правду, об убийстве отца дядей, о призраке. В полночь он приходит с королевой на площадь, где появляется призрак, но королева не видит его, ин е может понять, с кем разговаривает её сын. Думаю, что он сошел с ума, король отправляет племянника в Англию, где в письме просит о его умерщвлении, а Полония тайно хоронят, чтоб не распространять слухи.

Узнав, что отец убит, Лаэрт тайком приезжает с Парижа. Но дома его ждёт еще одна горькая новость – сестра его от такого горя сума сошла. Полон мести, Лаэрт идёт к королю, и в этот момент приносят послание от Гамлета, в котором он извещает о своём возвращении. Король в недоумении, но понимает, что что-то здесь не то, и привлекает Лаэрта в свой коварный план расправы с принцем.

Умирает Омелия, упавши с дерева. Похоронная церемония. Стоят король с королевой, Лаэрт, который прыгает к сестре в могилу с желанием быть погребенным вместе с ней. Такого пафоса не выносит Гамлет и вызывает Лаэрта на дуэль, но король прерывает их. Через время Гамлета вызывают на поединок, где присутствует отравленный клинок Лаэрта и отравленное вино для Гамлета, которое выпивает королева. Умирая, она говорит, что вино отравлено, а Лаэрт рассказывает, что это всё король, и Гамлет колит его отравленным клинком и сам умирает от яда на шпаге Лаэрта.

Сочинения

Вечность проблем трагедии «Гамлет» История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» Трагедия Шекспира "Гамлет" «Быть или не быть?» - главный вопрос пьесы «Гамлет» В. Шекспира Гамлет - идеальный герой своего времени Проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет» Любил ли Гамлет Офелию Монолог «Быть или не быть?» - высшая точка раздумий и сомнений Гамлета Проблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет" Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет» Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Личность Гамлета Характеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» (1600-1601) Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет» Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет»: проблемы героя и жанра Гамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрождения Трагичен ли образ Гамлета В чем трагедия Офелии «Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургии Трагедия “Гамлет” Конфликт трагедии «Гамлет» Чем близок нам Гамлет сегодня Главные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет» Мои размышления над образами Печорина и Гамлета Проблема выбора в трагедии «Гамлет» Место действия и время трагедии «Гамлет» Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет»

Год написания: 1600-1601

Жанр: трагедия

Главные герои: Гамлет - наследник короля, Клавдий - брат короля, Офелия - невеста Гамлета, Лаэрт - ее брат, Гертруда - королева

Сама знаменитая пьеса в мире не всеми прочитана, чтобы восполнить столь существенный пробел, нужно воспользоваться нашим кратким содержанием трагедии «Гамлет» для читательского дневника.

Сюжет

Гамлет видит дух своего отца, и тот рассказывает, что его убил Клавдий с целью получить трон и королеву, и требует отомстить. Гамлет в расстройстве чувств, как родной дядя и мать могли так поступить! Он мечется между желанием отомстить и нерешительностью. Клавдий догадывается о намерениях племянника. Гамлет случайно убивает Полония, приняв его за Клавдия. Офелия лишается рассудка и тонет в реке. Клавдий сталкивает Гамлета и Лаэрта, противники ранят друг друга. Перед смертью Гамлет убивает Клавдия. Престол получает норвежский правитель.

Вывод (моё мнение)

В этой истории очень много идей. Гамлет страдает из-за внутреннего конфликта - он высокодуховный человек и хочет быть выше низкого общества, но обстоятельства окунают его в грязь, корысть и алчность окружающих. Он задает себе вечный вопрос «Быть или не быть» и умирает, так и не определившись, но давая нам, читателям, пищу для размышлений.

Кадр из фильма «Гамлет» (1964)

Площадь перед замком в Эльсиноре. На страже Марцелл и Бернард, датские офицеры. К ним позднее присоединяется Горацио, учёный друг Гамлета, принца Датского. Он пришёл удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королём, недавно умершим. Горацио склонен считать это фантазией. Полночь. И грозный призрак в полном военном облачении появляется. Горацио потрясён, он пытается с ним заговорить. Горацио, размышляя над увиденным, считает появление призрака знаком «каких-то смут для государства». Он решает рассказать о ночном видении принцу Гамлету, прервавшему ученье в Виттенберге в связи с внезапной кончиной отца. Скорбь Гамлета усугубляет то, что мать вскорости после смерти отца вышла замуж за его брата. Она, «башмаков не износив, в которых шла за гробом», бросилась в объятия человека недостойного, «плотный сгусток мяса». Душа Гамлета содрогнулась: «Каким докучным, тусклым и ненужным, / Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!»

Горацио поведал Гамлету о ночном призраке. Гамлет не колеблется: «Дух Гамлета в оружье! Дело плохо; / Здесь что-то кроется. Скорей бы ночь! / Терпи, душа; изоблачится зло, / Хотя б от глаз в подземный мрак ушло».

Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии.

Когда король мирно отдыхал в саду, его брат влил ему в ухо смертельный сок белены. «Так я во сне от братственной руки / Утратил жизнь, венец и королеву». Призрак просит Гамлета отомстить за него. «Прощай, прощай. И помни обо мне» - с этими словами призрак удаляется.

Мир перевернулся для Гамлета... Он клянётся отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения.

Тем временем ближний вельможа короля Полоний отправляет своего сына Лаэрта на учёбу в Париж. Тот даёт свои братские наставления сестре Офелии, и мы узнаем о чувстве Гамлета, от которого Лаэрт остерегает Офелию: «Он в подданстве у своего рожденья; / Он сам себе не режет свой кусок, / Как прочие; от выбора его / Зависят жизнь и здравье всей державы».

Его слова подтверждает и отец - Полоний. Он запрещает ей проводить время с Гамлетом. Офелия рассказывает отцу, что к ней приходил принц Гамлет и был он как будто не в себе. Взяв её за руку, «он издал вздох столь скорбный и глубокий, / Как если бы вся грудь его разбилась и гасла жизнь». Полоний решает, что странное поведение Гамлета в последние дни объясняется тем, что он «безумен от любви». Он собирается рассказать об этом королю.

Король, совесть которого отягощена убийством, обеспокоен поведением Гамлета. Что кроется за ним - сумасшествие? Или что иное? Он призывает Розенкранца и Гильдестерна, в прошлом друзей Гамлета, и просит их выведать у принца его тайну. За это он обещает «монаршью милость». Приходит Полоний и высказывает предположение, что безумство Гамлета вызвано любовью. В подтверждение своих слов он показывает письмо Гамлета, взятое им у Офелии. Полоний обещает послать дочь на галерею, где часто гуляет Гамлет, чтобы удостовериться в его чувствах.

Розенкранц и Гильдестерн безуспешно пытаются выведать тайну принца Гамлета. Гамлет понимает, что они подосланы королём.

Гамлет узнает, что приехали актёры, столичные трагики, которые ему так нравились прежде, и ему приходит в голову мысль: использовать актёров для того, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается с актёрами, что они будут играть пьесу о гибели Приама, а он туда вставит два-три стиха своего сочинения. Актёры согласны. Гамлет просит первого актёра прочесть монолог об убиении Приама. Актёр читает блистательно. Гамлет взволнован. Поручая актёров заботам Полония, он в одиночестве размышляет. Он должен знать точно о преступлении: «Зрелище - петля, чтоб заарканить совесть короля».

Король расспрашивает Розенкранца и Гильдестерна об успехах их миссии. Они признаются, что не сумели ничего выведать: «Расспрашивать себя он не даёт / И с хитростью безумства ускользает...»

Они же докладывают королю, что приехали бродячие актёры, и Гамлет приглашает на представление короля и королеву.

Гамлет прогуливается в одиночестве и произносит, размышляя, свой знаменитый монолог: «Быть или не быть - таков вопрос...» Почему мы так держимся за жизнь? В которой «глумленье века, гнёт сильного, насмешка гордеца». И сам отвечает на свой вопрос: «Страх чего-то после смерти - / Безвестный край, откуда нет возврата / Земным скитальцам» - смущает волю.

Полоний подсылает Офелию к Гамлету. Гамлет быстро понимает, что их разговор подслушивают и что Офелия пришла по наущению короля и отца. И он разыгрывает роль сумасшедшего, даёт ей совет идти в монастырь. Прямодушная Офелия убита речами Гамлета: «О, что за гордый ум сражён! Вельможи, / Бойца, учёного - взор, меч, язык; / Цвет и надежда радостной державы, / Чекан изящества, зерцало вкуса, / Пример примерных - пал, пал до конца!» Король же удостоверяется, что не любовь причина расстройства принца. Гамлет просит Горацио наблюдать за королём во время спектакля. Начинается представление. Гамлет по ходу пьесы её комментирует. Сцену отравления он сопровождает словами: «Он отравляет его в саду ради его державы. / Его зовут Гонзаго Сейчас вы увидите, как убийца снискивает любовь Гонзаговой жены».

Во время этой сцены король не выдержал. Он встал. Начался переполох. Полоний потребовал прекратить игру. Все уходят. Остаются Гамлет и Горацио. Они убеждены в преступлении короля - он выдал себя с головой.

Возвращаются Розенкранц и Гильдестерн. Они объясняют, как огорчён король и как недоумевает королева по поводу поведения Гамлета. Гамлет берет флейту и предлагает Гильдестерну сыграть на ней. Гильдестерн отказывается: «Я не владею этим искусством». Гамлет говорит с гневом: «Вот видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть, вам кажется, что мои лады вы знаете...»

Полоний зовёт Гамлета к матери - королеве.

Короля мучит страх, терзает нечистая совесть. «О, мерзок грех мой, к небу он смердит!» Но он уже совершил преступление, «грудь его чернее смерти». Он встаёт на колени, пытаясь молиться.

В это время проходит Гамлет - он идёт в покои матери. Но он не хочет убивать презренного короля во время молитвы. «Назад, мой меч, узнай страшней обхват».

Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью.

Гамлет полон негодования. Боль, терзающая его сердце, делает дерзким его язык. Королева пугается и вскрикивает. Полоний обнаруживает себя за ковром, Гамлет с криком «Крыса, крыса», пронзает его шпагой, думая, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде: «Ты мне глаза направил прямо в душу, /И в ней я вижу столько чёрных пятен, / Что их ничем не вывести...»

Появляется призрак... Он требует пощадить королеву.

Королева не видит и не слышит призрака, ей кажется, что Гамлет разговаривает с пустотой. Он похож на безумца.

Королева рассказывает королю о том, что в припадке безумия Гамлет убил Полония. «Он плачется о том, что совершил». Король решает немедленно отправить Гамлета в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которым будет вручено тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета. Полония он решает тайно похоронить, чтобы избежать слухов.

Гамлет и его друзья-предатели спешат на корабль. Они встречают вооружённых солдат. Гамлет расспрашивает их, чьё войско и куда идёт. Оказывается, это войско Норвежца, которое идёт воевать с Польшей за клочок земли, который «за пять дукатов» жалко взять в аренду. Гамлет поражается тому, что люди не могут «уладить спор об этом пустяке».

Этот случай для него - повод к глубоким рассуждениям о том, что его мучит, а мучит его собственная нерешительность. Принц Фортинбрас «ради прихоти и вздорной славы» посылает на смерть двадцать тысяч, «как в постель», так как задета его честь. «Так как же я, - восклицает Гамлет, - я, чей отец убит, / чья мать в позоре» и живу, твердя «так надо сделать». «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена».

Узнав о гибели отца, тайком, из Парижа возвращается Лаэрт. Его ждёт и другая беда: Офелия под бременем горя - смерти отца от руки Гамлета - сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Вооружённый, он врывается в покои короля. Король называет Гамлета виновником всех несчастий Лаэрта. В это время гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своём возвращении. Король в недоумении, он понимает, что-то произошло. Но тут же у него созревает новый гнусный план, в который он вовлекает вспыльчивого, недалёкого Лаэрта.

Он предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта смазать смертельным ядом. Лаэрт согласен.

Королева со скорбью сообщает о гибели Офелии. Она «старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, она упала в рыдающий поток».

Двое могильщиков роют могилу. И пробрасываются шуточками.

Появляются Гамлет и Горацио. О тщете всего живого рассуждает Гамлет. «Александр (Македонский. - Е. Ш.) умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?»

Приближается похоронная процессия. Король, королева, Лаэрт, двор. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в могилу и просит закопать его вместе с сестрой, фальшивой ноты не выносит Гамлет. Они схватываются с Лаэртом. «Её любил я; сорок тысяч братьев / всем множеством своей любви со мною не уравнялись бы», - в этих знаменитых словах Гамлета подлинное, глубокое чувство.

Король их разнимает. Его не устраивает непредсказуемый поединок. Он напоминает Лаэрту: «Будь терпелив и помни о вчерашнем; / Мы двинем дело к быстрому концу».

Горацио и Гамлет одни. Гамлет рассказывает Горацио, что ему удалось прочесть письмо короля. В нем содержалась просьба немедленно казнить Гамлета. Провидение хранило принца, и, воспользовавшись печаткой отца, он подменил письмо, в котором написал: «Подателей немедля умертвить». И с этим посланием Розенкранц и Гильдестерн плывут навстречу своей гибели. На корабль напали разбойники, Гамлет попал в плен и был доставлен в Данию. Теперь он готов к мщению.

Появляется Озрик - приближённый короля - и сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок, но на сердце у него тяжесть, оно предчувствует ловушку.

Перед поединком он просит извинения у Лаэрта: «Мой поступок, задевший вашу честь, природу, чувство, / - Я это заявляю, - был безумным».

Король приготовил для верности ещё одну западню - он поставил кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот захочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет ранит Лаэрта. Королева выпивает отравленное вино за победу Гамлета. Король не сумел её остановить. Королева умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, - питье! Я отравилась». Лаэрт признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен...»

Гамлет отравленным клинком поражает короля, и сам умирает. Горацио хочет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем. Но умирающий Гамлет просит: «Дыши в суровом мире, чтоб мою / Поведать повесть». Горацио сообщает Фортинбрасу и английским послам о произошедшей трагедии.

Фортинбрас даёт распоряжение: «Пусть Гамлета поднимут на помост, как воина...»

Пересказала

В эру онлайн-игр и кино мало кто читает книги. Но яркие кадры уйдут из памяти через несколько минут, а вот классическая литература, которую читают столетиями, запоминается навсегда. Нерационально лишать себя возможности насладиться бессмертными творениями гениев, потому что они несут не только но и ответы на множество вопросов, не утративших остроту через сотни лет. К таким бриллиантам мировой литературы относится «Гамлет», краткий пересказ которого ждет вас ниже.

О Шекспире. «Гамлет»: история создания

Гений литературы и театра рожден на свет в 1564 году, крещен 26 апреля. А вот точная дата рождения не известна. Биография удивительного писателя обросла множеством мифов и догадок. Возможно, виной этому отсутствие точных знаний и замещение их домыслами.

Известно, что маленький Уильям рос в обеспеченной семье. С юных лет он посещал школу, но не смог окончить ее из-за возникших материальных трудностей. Вскоре будет переезд в Лондон, где и создаст Шекспир «Гамлет». Пересказ трагедии призван побудить школьников, студентов, людей, любящих литературу, прочитать ее целиком или сходить на одноименный спектакль.

Трагедия создана на основе «бродячего» сюжета о датском принце Амлете, дядя которого убил его отца, чтобы завладеть государством. Истоки сюжета критики находили еще в датских летописях Саксона Грамматика, датированных приблизительно XII столетием. В период развития театрального искусства неизвестный автор создает драму по этому сюжету, позаимствовав ее у французского писателя Франсуа де Больфора. Скорее всего, именно в театре узнает этот сюжет Шекспир и создает трагедию «Гамлет» (краткий пересказ смотрите ниже).

Первый акт

Краткий пересказ «Гамлета» по актам даст представление о сюжете трагедии.

Акт начинается разговором двух офицеров, Бернардо и Марцелла, о том, что они видели ночью призрака, которой очень похож на покойного короля. После разговора они действительно видят привидение. Солдаты пытаются заговорить с ним, но дух им не отвечает.

Далее читатель видит теперешнего короля, Клавдия, и Гамлета - сына умершего короля. Клавдий говорит, что взял в жены Гертруду, мать Гамлета. Узнав об этом, Гамлет очень расстроен. Он вспоминает, каким достойным владельцем королевского трона был отец, и как любили друг друга родители. Прошел лишь месяц с его гибели, а его мать вышла замуж. Друг принца, Горацио, рассказывает ему, что видел привидение, безумно похожее на отца. Гамлет решает идти с товарищем на ночное дежурство, чтобы увидеть все своими глазами.

Брат невесты Гамлета Офелии, Лаэрт, уезжает и прощается с сестрой.

Гамлет на дежурной площадке видит привидение. Это дух его погибшего отца. Он сообщает сыну, что погиб не от укуса змеи, а от вероломства своего брата, занявшего его трон. Клавдий залил в уши брату сок белены, что отравило и мгновенно убило его. Отец просит отомстить за его убийство. Позже Гамлет краткий пересказ услышанного передает своему другу Горацио.

Второй акт

Полоний разговаривает со своей дочерью Офелией. Она испугана, так как видела Гамлета. Он имел очень странный вид, и его поведение говорило о сильном смятении духа. Весть о безумстве Гамлета облетает королевство. Полоний разговаривает с Гамлетом и замечает, что, несмотря на кажущееся безумство, разговоры принца очень логичны и последовательны.

К Гамлету приходят его приятели Розенкранц и Гильденстерн. Они рассказывают принцу, что в город прибыла очень талантливая актерская трупа. Гамлет просит их рассказать всем, что он потерял рассудок. К ним присоединяется Полоний и также сообщает об актерах.

Третий акт

Клавдий спрашивает Гильденстерна, известна ли ему причина безумия Гамлета.

Вместе с королевой и Полонием они решают подстроить встречу Гамлета с Офелией, чтобы понять, не от любви ли к ней он сходит с ума.

В этом акте произносит свой гениальный монолог "Быть или не быть" Гамлет. Пересказ не передаст всей сути монолога, мы рекомендуем прочесть его самостоятельно.

Принц о чем-то договаривается с актерами.

Начинается представление. Актеры изображают короля и королеву. Пьесу попросил разыграть Гамлет, очень краткий пересказ актерам последних событий позволил им показать на подмостках обстоятельства роковой гибели отца Гамлета. Король засыпает в саду, его отравляют, и преступник завоевывает доверие королевы. Клавдий не выдерживает такого зрелища и приказывает остановить представление. Вместе с королевой они уходят.

Гильденстерн передает Гамлету просьбу матери поговорить с ней.

Клавдий сообщает Розенкранцу и Гильденстерну, что хочет отправить принца в Англию.

Полоний прячется за занавесками в комнате Гертруды и ждет Гамлета. Во время их разговора принцу является дух отца и просит не ужасать мать своим поведением, а сосредоточиться на мести.

Гамлет бьет мечом по тяжелым портьерам и случайно убивает Полония. Он раскрывает матери страшную тайну о гибели отца.

Четвертый акт

Четвертый акт трагедии насыщен трагическими событиями. Все больше, кажется окружающим, принц Гамлет (краткий пересказ 4 акта даст более точное ообъяснение его поступкам).

Розенкранц и Гильденстерн спрашивают у Гамлета, где тело Полония. Принц не говорит им, обвиняя придворных в том, что они ищут лишь привилегий и благосклонности короля.

К королеве приводят Офелию. Девушка от пережитого сошла с ума. Тайно возвратился Лаэрт. Он с группой поддерживающих его людей разбил охрану и стремится в замок.

Горацио приносят письмо от Гамлета, где говорится, что судно, на котором он отплыл, захватили пираты. Принц в плену у них.

Король рассказывает Лаэрту, который стремится отомстить за кто виноват в его гибели, надеясь, что Лаэрт убьет Гамлета.

Королеве приносят весть о том, что погибла Офелия. Она утонула в реке.

Пятый акт

Описывается разговор двух гробокопателей. Они считают Офелию самоубийцей и осуждают ее.

На похоронах Офелии Лаэрт бросается в яму. Туда же прыгает и Гамлет, искреннее страдая от гибели бывшей возлюбленной.

После Лаэрт и Гамлет идут на поединок. Они ранят друг друга. Королева берет у Клавдия чашу, предназначенную Гамлету, и пьет. Чаша отравлена, Гертруда погибает. Оружие, которое приготовил Клавдий, тоже отравлено. И Гамлет, и Лаэрт уже чувствуют действие яда. Гамлет этим же мечом убивает Клавдия. Горацио тянется за отравленным бокалом, но Гамлет просит его остановиться, чтобы раскрыть все тайны и очистить его имя. Фортинбрас узнает правду и приказывает похоронить Гамлета с почестями.

Зачем читать краткий пересказ рассказа «Гамлет»?

Такой вопрос часто волнует современных школьников. Начнем с постановки вопроса. Он не совсем правильно задан, так как «Гамлет» - не рассказ, его жанр - трагедия.

Главная ее тема - это тема мести. Она может показаться неактуальной, но ее суть - лишь вершина айсберга. На самом деле в «Гамлете» переплетается множество подтем: верности, любви, дружбы, чести и долга. Трудно найти человека, оставшегося равнодушным после прочтения трагедии. Еще одна причина прочесть это бессмертное произведение - монолог Гамлета. "Быть или не быть" произносилось тысячи раз, здесь и вопросы и ответы, через почти пять столетий так и не утратившие своей остроты. Всю эмоциональную окраску произведения, к сожалению, не передаст краткий пересказ. «Гамлет» Шекспир создавал на основании легенд, но его трагедия переросла источники и стала мировым шедевром.

Сцена первая

Эльсинор. Площадка перед замком. Полночь. Франциско на своём посту. Часы бьют двенадцать. К нему подходит Бернардо.

Бернардо пришёл, чтобы сменить Франциско в карауле. К ним во время разговора подходят Гораций и Марцелл. Все говорят о Призраке, который являлся здесь ночью уже дважды. Призрак похож на покойного короля, отца Гамлета.

Неожиданно появляется сам Призрак.

Горацио спрашивает его, кто он такой. Призрак ушёл, так ничего и не ответив. Горацио говорит, что появление Призрака в облике покойного короля - это “знак грозящих государству потрясений” и рассказывает своим собеседникам о том, что покойного короля вызвал на бой норвежец Фортинбрас. Король Дании победил. По заключённому договору теперь датчанам должны достаться все земли норвежцев. Но младший Фортинбрас собирает войско, чтобы дать новый бой и отвоевать земли погибшего отца. Именно поэтому Дания готовится к войне. Королём Дании теперь стал Клавдий, брат покойного короля и дядя Гамлета.

Во время разговора Горацио с Марцеллом, Бернардо и Франциско Призрак появляется вновь. Горацио собирается его остановить любой ценой, но тот исчезает с первым пением петуха. Горацио предлагает рассказать о происшедшем принцу Гамлету. Все расходятся.

Сцена вторая

Там же. Зал для приёма в замке. Трубы. Входят король, королева, Гамлет, Полоний, Лаэрт, Вольтиманд, Корнелий, придворные и свита.

Король сообщает о том, что королевич Фортинбрас требует возврата потерянных его отцом земель. Король посылает к дяде Фортинбраса посланников с письмом, в котором просит образумить племянника.

Лаэрт обращается к королю с просьбой отпустить его во Францию, где он должен продолжить учёбу. Король разрешает.

Далее король обращается к Гамлету, назвав его “близким сердцу сыном”. Королева тоже вступает в разговор. Гамлет отвечает матери, что никакие траурные одежды не могут выразить всю его скорбь. Король говорит Гамлету, что укореняться в скорби не стоит. Грех так убиваться, нужно смириться с неизбежным.

Планы Гамлета вернуться в Виттенберг для продолжения учёбы король не одобряет и просит остаться. Королева присоединяется к просьбе короля. Гамлет соглашается. Все уходят. Гамлет остаётся один, он скорбит.

К Гамлету приходят Горацио, Марцелл и Бернардо. Принц удивлён приезду из Виттенберга Горацио, прибывшего на похороны короля. Гамлет иронизирует, что его друг попал одновременно на похороны и на свадьбу королевы.

Горацио рассказывает о появлениях Призрака по ночам. Призрак был при всём оружии, бледен, как снег, и смотрел с тоской. Гамлет решает ночью остаться вместе с караульными Марцеллом и Бернардо в надежде увидеть Призрак самому.

Сцена третья

Там же. Комната в доме Полония. Входят Лаэрт и Офелия.

Лаэрт прощается с сестрой Офелией и советует ей не обращать внимания на ухаживанья Гамлета, влюблённого в неё. Появляется Полоний, отец Лаэрта и Офелии, и даёт последние наставления сыну перед отъездом. Лаэрт обещает запомнить советы отца и уезжает.

Полоний начинает с дочерью разговор о Гамлете. Он Офелии советует вести себя с Гамлетом подобно ребёнку, требуя с невинным видом серьёзных обещаний; не принимать всерьёз его клятвы в любви; не верить принцу ни в чём.

Сцена четвёртая

Площадка перед замком. Входят Гамлет, Горацио и Марцелл.

Они ожидают появления призрака. Вдали слышится шум пиршества, которое устроил король в честь своей свадьбы. Входит Призрак. Призрак манит Гамлета. Горацио и Марцелл отговаривают принца следовать за призраком, но тот решает подойти, сказав: “Я жизнь свою в булавку не ценю...”

Сцена пятая

Входят Призрак и Гамлет. Призрак просит Гамлета выслушать его, чтоб после отомстить. Призрак требует, чтобы Гамлет отомстил за подлое убийство, потому что умер отец принца совсем не так, как думают все. Вовсе не змея его ужалила. Когда король спал в саду после обеда, его брат, Клавдий, влил ему в ухо ядовитый сок белены.

Призрак ушёл. Гамлет поклялся отомстить за смерть отца. Появляются Горацио и Марцелл. Гамлет, ничего им не рассказав об услышанном, просит держать в тайне эту встречу. Друзья поклялись честью, Призрак из-под земли потребовал, чтоб они поклялись.

Акт второй

Сцена первая

Эльсинор. Комната в доме Полония. Входят Полоний и Рейнальдо.

Полоний посылает Рейнальдо в Париж, чтобы тот выведал, как там ведёт себя Лаэрт. Информацию Полоний приказывает получить в случайных разговорах, следить открыто за Лаэртом не стоит. Сведения о Лаэрте Рейнальдо должен узнавать хитро, тайком. Рейнальдо уходит.

Входит Офелия. Она перепугана и рассказывает отцу о Гамлете, который вел себя так, будто из ада явился, был напуган и растерян. Полоний решает, что Гамлет помешался из-за любви к Офелии, так как она, помня наставления отца, не принимала его больше. Полоний уводит Офелию, чтоб рассказать всё королю.

Сцена вторая

Там же. Комната в замке. Входят король, королева, Розенкранц, Гильдерстен и свита.

Король просит Розенкранца и Гильдерстена, сверстников и друзей Гамлета, провести некоторое время в замке, “рассеять скуку принца” и узнать, какая тайна мучает его, отчего он так резко переменился. К просьбе короля присоединяется и королева. Розенкранц и Гильдерстен выражают готовность всё выполнить и уходят.

Входит Полоний. Он говорит, что узнал “причину Гамлетовских бредней”. Но прежде король и королева выслушивают сообщения послов к дяде Фортинбраса.

Дядя приостановил набор войск, так как считал, что готовится поход против Польши. Фортинбрас дал клятву никогда не поднимать оружия против Дании. В свою очередь дядя Фортинбраса просит для племянника разрешения провести войска через Данию для похода на Польшу. Король доволен. Он обещает позже принять решение по просьбе Фортинбраса.

Полоний рассказывает королю, что Гамлет сошёл с ума из-за любви к Офелии. Полоний в подтверждение своим словам зачитывает любовные письма принца к дочери и признаётся, что дал Офелии совет не принимать ухаживания Гамлета, так как он не ровня ей, поэтому принц и помешался.

Полоний предлагает проверить верность этих слов следующим образом: когда принц будет бродить по галерее, Офелия отправится на свидание с ним, а король может стать за занавеску и все увидеть и услышать сам.

Приближается Гамлет. Король, королева и свита уходят. Гамлет на вопрос Полония, знает ли он его, отвечает, что Полоний - рыбный торговец, потому что он так же честен, как торговцы рыбой. Потом принц резко меняет тему и спрашивает, есть ли у Полония дочь и советует не пускать её на солнце. На предложение Полония уйти подальше с открытого воздуха Гамлет говорит: “Куда, в могилу?”

К Гамлету приходят Розенкранц и Гильдерстен. Принц приветствует друзей и спрашивает, чем прогневали они судьбу, что она шлёт их в тюрьму, так как “Дания - тюрьма”. Розенкранц: “Значит, тюрьмой делает её ваше честолюбие. Вашим требованиям тесно в ней.”

Гамлет спрашивает открыто, зачем Розенкранц и Гильдерстен приехали в Эльсинор. Гамлет: “За вами не посылали? Это ваше собственное побуждение? Ваш приезд доброволен?” Сам принц говорит, что по глазам прочёл правду. Друзья признаются, что за ними посылали. Гамлет, не дожидаясь объяснений, сам объясняет Розенкранцу и Гильдерстену, что король и королева послали за ними, чтобы узнать, что происходит, отчего он потерял всякую весёлость. Розенкранц говорит Гамлету, что, судя по всему, даже приезд актёров, которых они обогнали по дороге, не обрадует принца.

Гамлет расспрашивает об актёрах, о их жизни. По ходу разговора принц замечает, что дядю его, нынешнего короля, раньше не чтили, а теперь платят огромные деньги за его портреты. Гамлет говорит, что его дядя и мать ошибаются: он помешан только при ветре норд-норд-вест, а “при южном ветре я ещё отличу сокола от цапли”.

Входит Полоний, который сообщает Гамлету о приезде актёров. Принц встречает актёров радостно, как старых друзей, здоровается с каждым, расспрашивает о жизни. Один из актёров читает по просьбе Гамлета монолог. Одного из актёров принц просит сыграть пьесу об убийстве короля, вставив туда кусок, написанный самим Гамлетом. Актёр готов выполнить просьбу принца. Гамлет решает дать актёрам для игры историю убийства его отца и проследить на представлении за дядей.

Акт третий

Сцена первая

Входят король, королева, Полоний, Офелия, Розенкранц и Гильдерстен.

Розенкранц и Гильдерстен говорят королю, что Гамлет не хочет признаваться в причине своего безумства. Полоний сообщает, что принц пригласил короля и королеву на спектакль. Король рад, что Гамлет хоть на что-то отвлечётся.

Розенкранц и Гильдерстен уходят. Король просит уйти и королеву Гертруду, так как сейчас он и Полоний намерены подсмотреть свидание принца с Офелией, чтобы определить подлинную причину недуга принца.

Король и Полоний прячутся. Офелия остаётся одна. Входит Гамлет. Он произносит свой знаменитый монолог "Быть или не быть?" На вопрос Офелии о здоровье Гамлет отвечает, что вполне здоров. Офелия хочет вернуть Гамлету его подарки, но принц говорит, что подарков ей не делал. Гамлет призывает Офелию уйти в монастырь, а если она выйдет замуж, он проклянет ее.

Появляются король и Полоний. Король, подслушав разговор Гамлета с Офелией, уверен, что вовсе не от любви сошёл с ума принц, а лелеет он замысел опасный. В его словах нет безумья, хоть нет и связи.

Король решает отправить Гамлета в Англию для сбора невыплаченной дани и говорит, что новые края “выбьют у него из сердца то, что сидит там и над чем он сам ломает голову до отупенья”. Полоний соглашается с королём, но по-прежнему уверен, что всё дело в любовных муках, и предлагает после спектакля устроить беседу принца с королевой, которую сам Полоний подслушает.

Сцена вторая

Там же. Зал в замке. Входят Гамлет и несколько актёров.

Гамлет рассказывает актёрам, как нужно играть роль. После принц разговаривает с Горацио. Он называет Горацио из всех людей самым настоящим. Гамлет рассказывает Горацио, что в пьесе, которую сейчас сыграют, есть случай, схожий со смертью отца. Принц просит друга внимательно наблюдать за реакцией короля, чтоб после сопоставить наблюдения. Гамлет открыто говорит Горацио, что притворяется больным, но сам в здравом уме.

Входят король, королева, Полоний, Офелия, Розенкранц, Гильдерстен и другие члены свиты со стражей...

Гамлет сел у ног Офелии, положив ей голову на колени, отказавшись садиться рядом с матерью. Принц, разговаривая с Офелией, обращает её внимание на радостный вид королевы и замечает, что всего два часа как умер отец. На возражение Офелии, что со дня смерти короля прошло четыре месяца, Гамлет говорит, что раз так, тогда к дьяволу траур.

Начинается пантомима. Входят актёры, играющие роли короля и королеву. “Они проявляют нежность друг к другу. ” Потом королева уходит, а король остаётся один.

Появляется отравитель, снимает с короля корону, целует её, вливает в ухо королю яд и уходит. Королева застаёт мужа мёртвым, отравитель даёт понять, что разделяет её горе. Позже отравитель подарками добивается расположения королевы. На этом пантомима заканчивается. Начинается собственно спектакль, где на сцене вновь появляются король и королева.

Король и королева говорят о любви, королева клянётся в верности. Король говорит, что нужно “клятвы забывать, которые торопимся давать”. Королева клянётся всеми силами мира, что, овдовев, никогда не выйдет замуж. Когда король остаётся один, входит на сцену Лициан и вливает яд в ухо короля.

На этом спектакль прервали, потому что король Клавдий встал, ему плохо. Полоний требует прекращения представления. Уходят все, кроме Гамлета и Горацио. Они говорят о том, что король заметно переменился в лице, когда играли сцену отравления.

Розенкранц и Гильдерстен передают Гамлету, что мать послала за ним, а король удалился к себе из-за плохого самочувствия. Гамлет предлагает Гильдерстену сыграть на флейте. Тот отказывается, объясняя, что не умеет играть. Гамлет: "Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя."

Полоний, войдя, напоминает принцу, что его ждёт королева. Все уходят. Гамлет остаётся один. Он решает рассказать рассказать матери всю правду.

Сцена третья

Комната в замке. Входят король, Розенкранц и Гильдерстен.

Король говорит, что не намерен потакать безумию Гамлета и отправит его с ними в Англию. Розенкранц и Гильдерстен уходят, чтобы собраться в путь. Вошедший Полоний сообщает королю, что принц пошёл к матери. Сам Полоний собирается подслушать весь разговор, спрятавшись за ковром, а потом пересказать услышанное королю.

Король отходит подальше, становится на колени и начинает молиться. Входит Гамлет. Принц вначале решает, что это удобный случай убить короля и отомстить за смерть отца. Но король молится, а это значит, что, убитый во время молитвы, он попадёт в рай. Отец же Гамлета умер без отпущения грехов. Принц решает, что несправедливо отправлять в рай убийцу. Гамлет оставляет короля одного и идёт к матери.

Сцена четвёртая

Комната королевы. Входят королева и Полоний.

Полоний прячется за ковром. Королева знает об этом. Королева обращается к Гамлету с упрёком в оскорблении короля. Гамлет называет мать “королевой в браке с братом мужа”. Королева порывается уйти, но принц не пускает её. Королева решает, что сын хочет её заколоть, зовёт на помощь. Полоний из-за ковра вызывает стражу. Гамлет с криком “Тут крысы!” прокалывает ковёр и убивает Полония, думая, что это король. Потом он видит, что убил советника.

Королева не понимает, в чём обвиняет её сын. Гамлет сравнивает отца и дядю, упрекая мать, что осквернила своей свадьбой память покойного короля.

Входит Призрак и говорит Гамлету, что нужно “вдунуть жизнь в твою почти остывшую готовность”. Призрак просит Гамлета сжалиться над матерью. Королева не может понять, с кем разговаривает её сын, так как она не видит никого. Она уверяет, что Призрак привиделся Гамлету, что это видение больной души.

По поводу смерти Полония Гамлет сожалеет и говорит, что сам уберёт тело и ответит за эту кровь. Матери Гамлет в порыве возмущенья советует ложиться по-прежнему к королю в постель и рассказать ему, “что Гамлет вовсе не сошёл с ума, а притворяется с какой-то целью”.

Королева: Ты знаешь сам, что я скорей умру,

Чем соглашусь предать тебя.

Акт четвёртый

Сцена первая

Эльсинор. Комната в замке. Входят король, королева, Розенкранц и Гильдерстен.

Королева просит Розенкранца и Гильдерстена уйти. Она рассказывает королю, что Гамлет в приступе безумства убил Полония, стоявшего в засаде. Король говорит, что Гамлет болен и опасен, поэтому его сегодня же нужно отправить в Англию. А за совершённое преступление придётся ответить королевской чете. Розенкранцу и Гильдерстену король приказывает в тайне от Гамлета отнести тело Полония в часовню.

Сцена вторая

Там же. Другая комната в замке. Входит Гамлет, за ним — Розенкранц и Гильдерстен.

Розенкранц и Гильдерстен просят Гамлета сказать, где он спрятал тело Полония. Принц не желает отвечать на расспросы, называет Розенкранца губкою, “живущей соками царских милостей”. Гамлет с Розенкранцом и Гильдерстеном идут к королю.

Сцена третья

Там же. Другая комната в замке. Входит король со свитой.

Король размышляет о том, что сурово Гамлета наказывать нельзя, так как к нему привязано простонародье, которое может подняться бунт.

Розенкранц и Гильдерстен сообщают, что тело Полония они не могут найти. Гамлета берут под надзор и приводят к королю.

На вопрос о теле Полония Гамлет отвечает, что Полоний на ужине, его едят черви. Покойный на небе, но если его тело не найдут за месяц, то запах все почувствуют у входа в галерею. Король отправляет свиту поискать тело там, а сам сообщает принцу, что он должен отбыть в Англию немедленно.

После ухода Гамлета король посылает за ним Розенкранца и Гильдерстена. Он приказывает обоим, чтобы не спускали с принца глаз, посадили на корабль и далее выполняли всё, что изложено в письме.

Король сам себе признаётся, что пока жив Гамлет, ему нет покоя, поэтому в письме, отправленном с принцем, он просит убить Гамлета по приезде в Англию.

Сцена четвёртая

Равнина в Дании. Входят Фортинбрас, капитан и войско в походном движении.

Фортинбрас вошёл в Данию согласно договору, по которому ему разрешается беспрепятственно двигать свои войска через её территорию. Отряд Фортинбраса уходит.

Входят Гамлет, Розенкранц, Гильдерстен и другие. Оставшись один, Гамлет размышляет о том, что человек - животное.

Сцена пятая

Комната в замке. Входят королева и Горацио.

Королева не хочет принимать Офелию, которая всё время просит об этом, несёт бессмыслицу, плачет о погибшем отце. После уговоров Горацио королева соглашается Офелию принять, чтобы избежать скандала. Горацио уходит, входит Офелия. Она поёт странные песни, сразу становится ясно, что, не пережив потери, девушка сошла с ума. Король приказывает Горацио следить за Офелией постоянно.

После ухода Горацио король рассказывает королеве о том, что народ находится в смуте, все говорят об убийстве Полония, а тут ещё одно известие: из Франции тайно вернулся Лаэрт, который узнал о смерти отца, но не показывается при замке.

В это время входит дворянин и сообщает, что Лаэрт с толпой бунтовщиков разоружает стражу короля. Толпа требует коронации Лаэрта. Взламывают дверь. Входит вооружённый Лаэрт с толпой.

Лаэрт спрашивает, где Полоний. Король отвечает, что Полоний мёртв. Лаэрт требует объяснений.

Входит Офелия все с теми же песнями, она явно не в себе. Возмущённый Лаэрт, увидев сошедшую с ума сестру, угрожает королю. Клавдий обещает всё рассказать. Все уходят.

Сцена шестая

Там же. Другая комната в замке. Входят Горацио и слуга.

Слуга сообщает, что к Горацио пришли матросы с письмом. Письмо оказалось от Гамлета. Он пишет, что на их судно в море напали разбойники, принц перескочил к ним на борт и оказался единственным пленником. Принц просит передать королю несколько писем, а потом пойти за матросами, которые должны привести Горацио туда, где сейчас находится Гамлет. В письме также сообщается, что Розенкранц и Гильдерстен продолжают свой путь в Англию.

Горацио спешит передать оставшиеся письма королю.

Сцена седьмая

Там же. Другая комната в замке. Входят король и Лаэрт.

Король объясняет Лаэрту, что Гамлет убил Полония и пытался убить самого короля. Он говорит, что принца не судили, пожалев королеву-мать и опасаясь бунта простых людей, стоящих на стороне Гамлета. Лаэрт не может смириться с тем, что Гамлет не наказан.

Входит человек, принесший письма от Гамлета, который сообщает, что голым высажен на берег Дании и завтра будет просить короля принять его, чтобы поведать подробности своего возвращения. Лаэрт и король растеряны. Король вспоминает, что Гамлет завидовал искусству Лаэрта биться на рапирах, и советует вызвать принца на дружеский бой, а потом подменить тупую рапиру острой и убить Гамлета, отомстив за смерть Полония. Для верности исполнения плана король предлагает поставить кубок с отравленным вином, чтобы принц его выпил и наверняка погиб.

Входит взволнованная королева и сообщает, что Офелия утонула. Она возле речки увивала травами иву, взялась за сук, тот подломился, а вымокшее платье потащило бедняжку на дно. Офелия не пыталась спастись, будучи безумна, и лишь пела песни.

Акт пятый

Сцена первая

Эльсинор. Кладбище. Входят два могильщика с лопатами.

Могильщики рассуждают, правильно ли по-христиански хоронить Офелию, если она сама покончила с жизнью. Второй могильщик говорит, что не будь покойная дворянкой, не видать бы ей христианского погребения.

Далее могильщики разговаривают о том, кто строит на земле “крепче каменщика, корабельного мастера и плотника”. Оказывается, что строит крепче всех строитель виселиц. “Виселица переживёт всех попавших на неё.”

Появляются Гамлет и Горацио. Гамлет удивлён тем, что могильщик поёт, роя могилу. Принц смотрит на череп, брошенный могильщиком. Гамлет спрашивает, чью могилу роют? Могильщик препирается, не хочет отвечать, а потом рассказывает, что служит он могильщиком с того дня в году, как покойный король Гамлет одолел Фортинбраса. Потом могильщик замечает, не зная, с кем говорит, что принц Гамлет сошёл с ума и был выслан в Англию. Один из выкопанных черепов оказывается черепом королевского скомороха Йорика.

Во время разговора Гамлета с Горацио появляется траурное шествие. Это идут хоронить Офелию. В шествии участвуют король, королева, Лаэрт, провожатые и свита.

Гамлет хочет знать, кого хоронят, но не подходит близко к шествию. Священник отказывается пропеть над Офелией реквием, так как её и так согласились похоронить по-христиански в порядке исключения. Гамлет слышит, что Лаэрт называет погибшую сестрой, и понимает, что хоронят Офелию. Лаэрт, оплакивая сестру, прыгает в могилу. Гамлет называет себя и прыгает тоже в могилу. Начинается борьба Лаэрта с Гамлетом прямо в могиле. Их разнимают. Гамлет вызывает Лаэрта на дуэль.

Гамлет уходит. Король уговаривает Лаэрта потерпеть, чтобы выполнить задуманный ранее план.

Сцена вторая

Там же. Зал в замке. Входят Гамлет и Горацио.

Гамлет рассказывает Горацио, как, отправившись в Англию, ночью взял пакет у провожатых, сорвал с него печати и прочёл в послании короля, что принц представляет опасность для Дании и Англии, поэтому должен по прибытии быть немедленно схвачен и убит. Гамлет сохранил это письмо и показал Горацио. Он переписал письмо, приказав в нём послов, его принесших, немедленно казнить. Печать отца была у принца с собой. А далее на корабль напали разбойники, о чём принц уже писал ранее.

Гамлет признаётся, что ему стыдно за ссору с Лаэртом. Несчастья Лаэрта сродни несчастьям самого Гамлета, и принц обещает помириться. Гамлет был лишь возмущён тем, что Лаэрт “наружу так громко выставлял свою печаль”.

Появляется Озрик и сообщает принцу, что король держит пари с Лаэртом, утверждая, что “Лаэрт в двенадцати схватках возьмёт верх над вами (Гамлетом) не более чем на три удара”. Гамлет соглашается. Он уверен, что не проиграет пари, так как постоянно тренировался с тех пор, как Лаэрт уехал во Францию. Но принц говорит, что у него на душе нехорошее предчувствие. Горацио просит отменить состязание, сославшись на недомогание, но Гамлет отказывается.

Входят король, королева, Лаэрт, свита и слуги. Гамлет просит прощения у Лаэрта за вспышку гнева, ссылаясь на свою болезнь. Лаэрт говорит, что прощает Гамлета в глубине души. Но вызов Гамлет принимает.

Король просит подать бокалы, чтобы выпить в честь принца. В один из бокалов король обещает бросить жемчужину. Он предлагает Гамлету выпить вина, но тот отказывается. Начинается поединок.

Королева пьёт за успех Гамлета отравленное вино. Король лишь успел вскрикнуть: “Не пей вина, Гертруда!” В это время Лаэрт подменяет рапиру. Он ранит Гамлета. Затем в схватке они меняются рапирами и уже Гамлет ранит Лаэрта. Король просит их разнять, но в это время падает отравленная королева. Король говорит, что с королевой обморок от вида крови. Королева восклицает, что она отравлена и умирает. Гамлет требует найти виновника. Лаэрт говорит, что это король во всем виноват, что рапира отравлена и что он умирает. Гамлет закалывает отравленной рапирой короля. Король зовёт на помощь, а Гамлет вливает ему отравленное вино вместе с жемчужиной. Король умирает. Лаэрт тоже умирает. Гамлет, умирая, просит Горацио рассказать правду всем. Горацио говорит, что выпьет тоже яд. Принц просит его этого не делать и поведать Дании обо всём, что знает.

Гамлет умирает. В это время входят Фортинбрас и английские послы с барабанным боем, знамёнами и свитой. Английский посол сообщает, что приказ короля исполнен и Розенкранц с Гильдерстеном убиты. Горацио говорит, что всенародно расскажет о случившемся.

Фортинбрас: Не в добрый час мне выпадает счастье.

На этот край есть право у меня.

Я предъявлю его.

Горацио подтверждает, что Гамлет перед смертью выбрал Фортинбраса в качестве правителя.

Похоронный марш. Все уходят, унося трупы, после чего раздаётся пушечный залп.

Источник (в сокращении): Н.В. Смолякова. Зарубежная литература - М. "Издат-школа 2000"