Система учреждений социально-культурной сферы. Специфика организации социально-культурной деятельности Учреждений и организация социально культурной деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Южно-Уральский государственный институт искусств имени И.П. Чайковского"

Факультет социокультурной деятельности

Курсовая работа

" Общественные организации и движения как субъекты со циально-культурной деятельности "

Выполнила: Залевская Полина Юрьевна

Челябинск 2016

Введение

Актуальность темы обусловлена социально-культурной спецификой деятельности общественных организаций. В ходе социальных, экономических, культурных преобразований в нашем городе накоплен уникальный опыт социально-культурного развития, а моделью эффективного регулирования социально-культурных взаимодействий, реализующейся на практике, стали общественные объединения.

Научная актуальность исследования общественных объединений в ракурсе социально-культурной деятельности определяется необходимостью глубокого осмысления средств, удовлетворения социально-культурных запросов населения в поликультурном контексте.

Общественные организации - основанные на членстве общественные объединение, созданные для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественные движения - не имеющее членства массовые общественные объединения, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

Именно поэтому крайне необходим для развития личности, формирования её субъективной позиции является создание условий, при которых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусств, спорт, туризм и отдыха. Одной из форм реализации этих потребностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования. социальный культурный общественный

Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоёв и групп, а также как субъект реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определённых случаях оказывать давление на неё. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируются новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Социальная значимость поставленной в работе проблемы обусловлена следующими факторами: появлением большого количества общественных объединений, долгим молчанием и нежеланием государства обращать внимание на существующие проблемы в общественно-значимых отношениях, игнорированием часто возникающих противоречий в вопросах социально-культурных связей.

На этом фоне, роль добровольных общественных объединений в жизни страны возрастает заметно, но при этом явно прослеживаются негативные последствия утраты опыта независимой общественной деятельности. Поэтому изучение истории возникновения и деятельности общественных объединений, выступающих в роли агента социализации для различных категорий населения, позволит не только заполнить пробелы в знании истории развития общественных объединений, но и выявить эффективные технологии обеспечения условий для удовлетворения возникающих потребностей в самоидентификации личности в процессе роста гражданского самосознания.

Цель : изучить и сделать анализ социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

Задачи :

1. Исследовать исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

2. Изучить технологии социально-культурной деятельности общественных организаций.

3. Сделать анализ работы общественных организаций и движений Челябинской области.

4. Сделать вывод по курсовой работе.

Предмет : исследование, изучение истории, теоретических основ и современных технологий социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

Объект исследования : процесс деятельности общественных объединений в Челябинской области.

Проблемы изучения технологий социально-культурной деятельности общественных объединений давно привлекают внимание учёных, но здесь существуют свои сложности, связанные с тем, что общественные объединения активизировали свою деятельность в сфере культуры лишь в 20 веке. Тем не менее, литературу по изучаемой проблеме можно разделить на следующие группы: историческая литература (первые упоминания об общественных движениях и объединениях); фундаментальные исследования теории и методологии социально-культурной деятельности; периодические издания, в которых непосредственно освещались проблемы социально-культурной деятельности общественных объединений.

Историческая литература: Исаев И.А. История государства и права в России, Карамзин Н.М. История Государства Российского, Ключевский В.О. Краткое пособие по Русской истории.

Теория и методология: Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. "Социально-культурная деятельность", Соколов А.В. "Феномен социально-культурной деятельности", Жарков А.Д. "Теория и технология культурно-досуговой деятельности", Жарков А.Д. "Организация культурно-просветительной работы", Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. "Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований", Ярошенко Н.Н. "Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности", Стрельникова Ю.А. "Развитие теоретических основ просветительской деятельности советских клубов", Сорокин П.А. "Социально-культурная динамика".

Исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России.

Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. "Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих загадок, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода".

Всеобъемлющий характер приобретает преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий. Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создаётся новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательна и научная литература.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношеств, создания "новой породы людей". Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят своё развитие и применение.

Русские школы этого период находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не "гармоничных" людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

XIX век. Культурно-просветительская мысль XVIII во многом обогащала просветительские идеи первой половины XIX века. Начло нового столетия в исторической науке ассоциируется с интенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании: было положено начло женскому образованию. Новая волна культурно-просветительской деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультурные, просветительские идеи и деятельность декабристов.

В первой половине XIX века во всём мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не был исключением. Однако, если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономическими и социально-политический строй. Основной причиной подъёма общественного движения стало растущее понимание всем обществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящие представители дворянства и формирующейся из разночинцев интеллигенции, но и помещики-крепостники ощущали необходимость кардинальных перемен.

Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темны, необразованные и забиты. Они долго ещё сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX века, исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен - в основном, представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса.

Клубные учреждения. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа Английского клуба) клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине XIX века, как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитенты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общество разумных развлечений, попечительства народной трезвости, общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Быстрое расширение сети различных объединений в первые после революционные годы позволило надеется на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным.

В 50-е годы наступил период так называемой "хрущёвской оттепели". Так в 1956 году были созданы такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодёжных организаций СССР, Комитет светских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации: Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество. (1971 годы), Всесоюзное агентство по авторским правом (1973 год) и Всесоюзное добровольное общество любителей книг (1974).

Советское общество второй половины XX века было сложной системой со множеством течений и структур, многие из которых не управлялись коммунистическим режимом. Наиболее заметным движением было диссидентство. Но диссидентство было только частью более широких дискуссий и социальных инициатив. Несмотря на аполитичность большинства населения, в стране существовал значительный слой людей, отстаивавших различные идейные позиции. Формирование гражданского общества в Советском Союзе продолжалось и во второй половине 60-х- первой половины 80-х- годов. Относительно широкий слой интеллигенции продолжал обсуждать наиболее острые проблемы истории и современности. Во многом споры 70-х- начала 80-х годов предвосхитили реформы 80-90-х годов.

В Советском Союзе существовали и массовые самостоятельные от тоталитарных институтов неформальные организации. Они взаимодействовали с властью и её "приводными ремнями", но в своих действиях руководствовались собственной логикой. Это явление можно охарактеризовать как неформальные движения - субкультуры, объединенные общим делом - социальным творчеством, созданием новых "неофициальных", непривычных форм жизни.

Распад СССР и "шоковая терапия" начла 90-х годов, привели к существенным изменениям и в структуре гражданского общества. Оно профессионализировалось, заметно потеряло в численности, а в начале XXI века - и во влиянии. Под давлением социальных трудностей старое поле неформальных движений фактически распалось.

В итоге, следует отметить, что бурное развитие различных объединений совпадет с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в малой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных общественных деятелей не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных общественных образований и их участников будут возрастать .

Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций и движений.

В данном параграфе рассматриваются различные виды социально-культурных технологий, их основные закономерности, и существующая практика применения этих технологий общественными организациями в нашем городе.

Как во всём мире и в России, так и в городе Челябинске некоммерческих организаций насчитывается более 700. Какие-то из них более развиты, какие-то - менее. Организации как люди: рождаются и умирают, активизируются и засыпают.

Множество идей, проектов и предложений, выдвигаемых общественными организациями, реализовано в городе. Становление структур и увеличение потенциала некоммерческих организаций позволит перейти на новый качественный уровень - комплексной политики социального партнёрства.

Это не только взаимно полезные для жителей города дела, создание нормальной стабильной обстановки жизни в городе, но и ещё один шаг к формированию демократического общества, в котором складывается отношения взаимной ответственности и взаимной зависимости от результатов совместных действий общественности, власти и бизнеса.

В нашем городе функционирует более 700 общественных организаций, которые можно разделить по следующим видам: ветеранские, военно-патриотические, детские, женские, в сфере жилищных отношений, в сфере здравоохранения, объединение людей с ограниченными физическими возможностями, в сфере культуры, молодёжные, научно-просветительские, в сфере образования, этнокультурные, в сфере международного сотрудничества, объединения по интересам, органы территориального общественного самоуправления, в сфере поддержки негосударственных объединений, правозащитные, профессиональные объединения, в сфере поддержки семьи, в сфере социальной защиты, физкультурно-защитные, туристические, экологические и др.

1. Культуротворческие и культуроохранные технологии.

Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребёнок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодёжной.

Разные виды творческих формирующих, развивающих технологии в области профессионального и самодеятельного социально-политического, художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счёт субкультурных механизмов, когда личность находится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счёт обще социальных, государственных программ.

Серьёзные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

2. Технологии художественно-творческой деятельности.

Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных студий, театров публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется интерес к авторской песни, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Одно из направлений такой деятельности - развитие прикладных культура творческих ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как историческая и культурная ценность.

У нас в городе традиционной стала ярмарка народных промыслов в выставочном центре, где представлены изделия из различных материалов, изготовленные по старинным технологиям.

Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесс активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определённых групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учёта и отчётности. Отменяется жестокий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание не институциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающиеся вне рамок учреждений культуры.

3. Культуроохранные технологии.

Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельного взятого - возрастного, социального, профессионального, этнического культурного - сообществ, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов.

В этих целях привлекаются технологии создание территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности; народных промыслов, ремёсел, обрядов.

4. Рекреативные технологии.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированы на повышение качества уровня жизни и оздоровления быта, основанное внимание специалистов сосредоточенно на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Основным и исторически сложившимся видом рекреации всегда был спорт. В настоящее время в Челябинске существует более 70 спортивных организаций, в основном это федерации различных видов спорта, оздоровительные клубы и секции.

5. Анимационные социокультурные технологии.

Цель анимационных технологий обладает ярко выраженно гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержании анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации, оказание помощи в определении и сознание того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознание реальных возможностей и их выбора, осознание вероятных последствий того или иного решения.

Организация отдыха и развлечений несёт значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счёт привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождение прежних и культивирование новых народных праздников, обрядов и ритуалов - святочных действ и юморин, дней смеха и карнавалов, литературно-художественных, спортивно-туристских и семейных праздников, праздника цветов и праздника русского чая, дней городов и других мероприятий.

Отличительной чертой организации досуга в спортивно-очаровательных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепление здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В этот сложный период, в котором находится сейчас наша страна, появляется множество психологических и кризисных центров, деятельность которых направлена на психологическую помощь населения.

6. Педагогические игровые технологии.

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность.

Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстаёт наиболее свободной деятельностью. Игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомление со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя само рефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

С.А. Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга:

Метод игры и игрового тренинга. Игра - самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела.

Метод театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей.

Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.

Наиболее распространённым в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах предоставляющих возможности для своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию технологию представляет игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определённой мере граничит с самоманипулированием. На "сказочно-игровых" технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа игра-маскарад.

Эти технологии применяются почти во всех организациях, работающих с детьми и подростками: детское общественное объединение "Радуга", детско-юношеский центр "Рифей", общественная организация "Уральское подворье". Также методы театрализации применяют многие организации, которые занимаются зрелищно-театральной деятельностью: Муниципальное учреждение культуры "Молодёжный театр".

7. Социально-защитные и реабилитационные технологии.

Сфера культуры, искусства, образования, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных технологий.

Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапевтических и других. Эти технологии не случайно обозначаются как базовые. Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних социально-экономических, политических, культурных и других факторов, отличаются определённой стабильностью, постоянством составляющих их элементов.

В качестве постоянного ресурсодержателя базовых социально-защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как правило, государственные и негосударственные структуры, в их числе органы муниципального управления, государственные учреждения социально-культурной сферы, общественный сектор и коммерческие организации. В повседневной практике социально-культурной деятельности по-прежнему остаются приоритетными традиции просветительства, меценатства, попечительства, благотворительности, социального посредничества и таким образом, общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоёв и групп, а так же как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определённых случаях оказывать давление на неё. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируется к другим социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

У общественных объединений впереди много работы. Необходимо развивать естественный баланс всех возможных форм взаимодействия государственного, общественного и коммерческого сектор, искать новые формы социального партнёрств.

Можно уверенно сказать, что деятельность общественных объединений ускоряет развитие демократических процессов в регионе. Реальность подтверждает, что опыт социальных коммуникаций, накопленный гражданским сектором, успешно трансформируется в новые эффективные формы управления общественной жизнью.

Выводы

Анализируя состояние и тенденции развития социально-культурной и политической жизни России на протяжении нескольких столетий можно сделать вывод, что именно с появлением общественных движений нередко начинаются глубинные преобразования общества и его социально-культурных структур.

Большевистской революции 1917 года предшествовала целая волна социалистических движений. Но из этих малочисленных кружков в последующие годы разродилось широкое и вполне массовое движение народников-социалистов. Далее оно раскололось и породило новые волны общественных движений, которые, пройдя вновь стадию кружков, уже марксистских, привели к созданию большевистской партии, а потом к революции и созданию одной из двух сверх держав XX века - СССР, уже полноценного мирового проекта. Партия хорошо осознавала начало этой новой эпохи, где собственно проходил первоначальный генезис социалистического проекта.

Даже оглянувшись на несколько десятилетий назад, мы видим пёструю картину общественных движений, представителей которых ещё не трудно встретить по жизни и узнать подробности зарождения и развития движения из первых уст. В особенности интересны те из общественных движений, что появились снизу, и развивались часто не только без государственной поддержки, но порой даже преодолевая государственное давление.

В настоящее время существует широкий диапазон общественных интересов людей: от политических и экономических до досуговых, от национальных и националистических до космополитических, от проблемных (например, экологических) до любительских объединений по интересам.

Что характерно для этих движений и организаций?

Во-первых, они выявили многообразие установок людей на решение тех или иных общественных проблем. Над ними перестали довлеть за данность, различные ограничения и официальные регламентации. Создана реальная возможность реализовать свои цели, объединить себе подобных и бороться за выживание в этом меняющемся мире.

Во-вторых, новые общественные движения вступили в достаточно жёсткую конфронтацию со старыми сложившимися структурами, и они в значительной мере проявили свои бойцовские качеств, верность идее и, что особенно важно, эффективность своей работы, способность увлечь за собой людей.

В-третьих, среди части общественных формирований появились организации, группы риска, которые характеризуются не только позитивными целями, но и асоциальными, криминогенными устремлениями. Сюда можно отнести и организации профашистского, националистического толка, что, конечно, не способствует установлению благоприятной общественной атмосферы.

И наконец, идёт глубокая трансформация существовавших общественных структур. Время обновления позволило достаточно чётко проверить жизненность многих из них, их способность к развитию в новых условиях.

Иначе говоря, возникновение и функционирование новых объединений, преобразование старых общественных организаций символизируют оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа по совершенствованию политической системы нового общества ещё далеко не реализован. Возможности людей пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки социальных инициатив.

Наиболее распространёнными видами деятельности общественных организаций и движений являются:

Предоставление социальных услуг (40%)

Образование (26%)

здравоохранение (6%)

Работа профессиональных ассоциаций и союзов, управление недвижимым имуществом (ТСЖ).

По данным опроса руководителей организаций, 33% зарегистрированных организаций не имеют оплачиваемых сотрудников, ещё 35% имеют не более чем 5 сотрудников, 23% имеют от 6 до 10 сотрудников. Доля относительно крупных организаций, таким образом, невелика. Волонтёры отсутствуют в 28% некоммерческих организаций, а ещё 25% организаций имеют от 10 волонтёров. Вместе с тем, 10% организаций, по оценкам их руководителей, имеют более чем по 100 регулярно работающих волонтёров. Одна из причин относительно невысокой вовлеченности граждан в "третий сектор" состоит в их довольно слабой информированности о деятельности некоммерческих и общественных организаций постепенно становятся бизнес и государство, которые стали предлагать "третьему сектору" значительные ресурсы. Появляются и по - настоящему независимые, крупные и цивилизованно действующие благотворительные организации российского бизнеса.

Таким образом, общественные организации и движения осуществляют социально-культурную деятельность с целью общего культурного подъёма населения России. В частности, в Челябинской области активно проявляют социально-культурную деятельность достаточное новшество волонтёров от общественных организаций и движений.

Список литературы

1. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правого обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право - 2011, №2. - с.100.

2. Арнольдов А.И. Социальная педагогика: Восхождение к новому гуманизму // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. ст. / МГУК. - М., 2012.

3. Брусов С. Специфик социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно - досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. - Свердловск, 2011. - с. 55.

4. Дмитров Р. Организация, движение, институт // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. - М..,2011. - с.173.

5. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы. / А.Д. Жарков - М.: Просвещение, 2011.

6. Жарков А.Д. Теория и технология деятельности: Учебник для ВУЗов. / А.Д. Жарков. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2010. - с.480.

7. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности.2012. - с.89

8. Жаркова Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. / Л.С. Жаркова, В.М. Чижиков. - М., 2013.

9. Жарков Л.С. Деятельность учреждений культуры. 2013. - с. 66

10. Исаев И.А. История государства и права в России: учебник. / И.А. Исаев - М.: Юрист, 2011.- с.768.

11. Карамзин Н.М. История Государства Росcийского / Коммент. А.М. Кузнецов - Калуга: Золотая аллея, 2013.

12. Киселёв Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник. / Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2014. - с.539.

13. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории: Частное издание для слушателей автора. / В.О. Ключевский. - М.: Прогресс - Пангея, 2012. - с.208.

14. Милов Л.В. История России начиная с XVIII до конца XIX века. / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ед. А.Н. Сахаров. - М.: ООО "Изд-во АСТ-ЛТД", 1998. - с.544.

15. Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. - М.: Рос. Институт культурологии, 2013.

16. Романова Е.Н. Неформальные объединения: новые подходы и перспективы изучения / Е.Н. Романова, Н.Н. Дьчкова // Национальный и социо-культурные процессы в СССР: тез. Докл. Всесоюз. Науч. Конф.- Омск, 2010. - с.41, 42.

17. Рябков В.М. Историография социально-культурной деятельности, Социально-культурная деятельность (вторая половина ХХ ХХ - начало XXI вв.) 2011 - с 59-83.

18. Смирнова М.С. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии // Общественных науки и современность. - 2013. -№1.

19. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 2012 - с.79.

20. Сорокин П.А. Социально-культурная динамика. - 2006 - с.154.

21. Справочник некоммерческих организаций г. Перми - год 2001. - Пермь: региональный центр международных проектов, 2011. - с.116.

22. Стрельникова Ю.А. Развитие Теоретических основ просветительской деятельности советских клубов: Дис-я. - М.:МГИК, 2011.

23. Территориальное общественное самоуправление: Пермский опыт: Сборник статей и метод материалов. - Пермь: администрация г. Перми, 2012. - с.38.

24. Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция. - 2013. -№4. - с.36.

25. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. -М.: Новая школа, 2004 - с. 240.

26. Шейман И.М. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. / И.М. Шейман. - М., 2013. -с. 67-69.

27. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. Пособие. / Н.Н. Ярошенко. - М., 2014.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы и функции социально-культурной деятельности общественных организаций в Российской Федерации. Анализ основной сферы деятельности и опыта работы общественной организации на примере Совета общественного самоуправления микрорайона "Карпинский".

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Основные понятия современной социально-культурной деятельности. Общественно-добровольное формирования, фонд, движения и учреждения и их роль в развитии социально-культурной сферы. Особенности социализации детей и подростков в культурно-досуговой сфере.

    реферат , добавлен 11.09.2014

    Понятие "общественные организации", их классификация и регламентация деятельности. Законодательное оформление деятельности общественных организаций и создание специальных органов, которые бы их контролировали. Анализ общественных организаций 1920-х гг.

    реферат , добавлен 05.01.2013

    Особенности и функции социально-культурной деятельности с людьми третьего возраста. Организация различных курсов и творческих мастерских. Создание условий для самоорганизации и социальной интеграции в современное общество пожилых граждан и инвалидов.

    отчет по практике , добавлен 23.06.2014

    Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы. Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы на примере ОАО "Горизонт".

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Составляющие ресурсной базы организаций социально-культурной деятельности. Информационно-методический центр Комитета по культуре Ленинградской области. Книжные магазины "Буквоед" и "Дом книги". Районная библиотека (на примере "Центра деловой книги").

    контрольная работа , добавлен 28.06.2013

    История и теоретические основы социально-культурной деятельности, ее закономерности, представление об основных сферах ее реализации. Характеристика основных ее субъектов, ресурсной базы. Содержание и функции современных социально-культурных технологий.

    учебное пособие , добавлен 10.12.2010

    Сущность и специфика управления деятельностью методических служб и центров в социально-культурной сфере. История становления методической просветительной работы в России. Значение областной и районных методических служб культурно-досуговой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2014

    Система культурно-досуговой деятельности как фактор воспитания молодежи. Потребности, интересы и предпочтения молодежи в саморазвитии. Включение молодежи в социально значимые виды деятельности. Создание оптимальных условий в учреждениях культуры.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2013

    Роль социально-политических институтов в развитии творческой активности молодежи. Государственные, общественные организации и социально-профессиональная мобильность рабочей молодежи. Воспитательная функция профсоюзов, ученических бригад и комсомола.


Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздоровительного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией.

(нераспознанный участок)

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, массовых гуляний с учетом знаменательных дат календаря и в соответствии с профилем здравницы или туристического учреждения, литературно-музыкальных и краеведческих, танцевальных вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных сельскохозяйственных торговых предприятий. Для отдыхающих обычно в качестве туристов молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т.д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетны-

Балашихи Московской области, досуговая часть добровольного объединения микрорайона г. Макеевки);

межведомственные клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эстетического воспитания;

межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций (досуговая часть учебно-воспитательного производственного объединения "Ребячья республика" г. Духовщины Смоленской области, клуб "Кинап" Одессы и др.).

Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности индивидов и групп. В принципе возможности такой деятельности существуют в любом варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т.д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, является естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные "белые пятна" в социально-культурной сфере.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуго-вых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в процессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необходимо для каждого социального работника, социального педагога, социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сферы, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досугового типа составляет пересечение трех главных параметров - собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенческого), представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного комплекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного общения, люби-

тельства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникшая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопрофильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации их досуга через укрепление и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: "семья - дети", "семья - семья", "дети - дети" и "дети - подростки - взрослые". Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы-состязания "Спортивная семья", "Музыкальная семья", "Семья-эрудит" и др., конкурсы семейных, родительских газет, ярмарки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа "Круг семейного чтения" и т.д. На базе центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.

В работе с населением досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.

Структура социально-культурного комплекса или центра основана на взаимодействии профессионального либо полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой - развивающей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всей участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках комплекса структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

Социально-культурные комплексы и центры досуга - это одно- или многопрофильные организаций свободного, предпринимательского, инициативного характера. Они создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания - интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

На базе центров уже и сегодня открываются широкие возможности для отработки практических навыков и умений различных типов современного социального работника - организатора детских, подростковых, семейных и других досуговых общностей.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, в ка­честве основной цели своей деятельности преследуют извлечение при­были. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и об­ществ, производственных кооперативов, государственных и муниципаль­ных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, обществен­ных или религиозных организаций (объединений), финансируемых соб­ственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством РФ.

Некоммерческие организации могут осуществлять предприниматель­скую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Перечислим в качестве примера виды предпринимательской деятель­ности, которые вправе вести Санкт-Петербургский государственный уни­верситет культуры и искусств без ущерба для основного назначения од­ного из старейших гуманитарных вузов России:

♦ подготовка специалистов на договорной основе сверх государствен­
ного заказа, финансируемого из бюджета;

♦ производственно-посредническая деятельность в области культу­
ры, образования, информации;

♦ редакционно-издательская деятельность;

Проживание в общежитии на компенсационной основе;

♦ предоставление услуг, связанных с социально-культурной деятель­
ностью;


♦ реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, в том числе принадлежащих на праве оперативного управления.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммер­ческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Следует предостеречься от таких типов организации, как наступатель­но-разрушительный, драматический, депрессивный, шизоидный, параноид­ный и принудительный, определяемых как патологический тип, на кото­рые переносятся психопатологические критерии, применяющиеся в от­ношении отдельных личностей (34;114-120).

Наступательно-разрушительный тип организации покоится на этике силы, на руководстве, основанном частью на страхе, частью - на эгоисти­ческих интересах. Предприятиям этого организационного типа свойствен­ны такие характеристики, как безответственный личный произвол сверху, узурпированная или передоверенная власть посередине и анархия по всей структуре.

Драматическим организациямпршсущи гиперактивность, импульсив­ность, непринужденность, для них драматургия деятельности, отвага, риск, самостоятельность важнее результата. Нравственные нормы искусствен­ны и рассчитаны на внешнее впечатление, как и ореол человека, стояще­го во главе, исполняющего заглавную роль в предприятии, как на сцене. Отсутствуют систематичность и размеренность в работе, средне - и дол­госрочная стратегия предприятия, рано или поздно обреченного на банк­ротство.

Депрессивным организациям свойственно желание удержаться на сегод­няшнем рынке за счет вчерашних товаров и услуг, в накатанном русле, сохранить статус-кво в вакууме кардинальных решений, при отсутствии осознанно проводимой стратегии и уверенности в будущем, одновременно с иллюзиями как-нибудь продержаться в условиях регулируемого рын­ка, без существенной конкуренции.

Шизоидные организации в перспективе обречены топтаться на месте, ибо их руководители, подобно "человеку в футляре", лишены контак­тов, беспомощны в житейских вопросах, замкнуты. В отсутствии чет­ких указаний брешь в руководстве фирмой заполняется управляющи­ми среднего звена, преследующими личные цели; создаются ревностно охраняемые "удельные княжества", информация становится инструмен­том власти.

Параноидным организациям характерен холодный, лишенный эмоций, рациональный климат чрезмерного контроля и недоверия. В них доми­нируют реактивные стратегии, люди проявляют консерватизм из страха показаться слишком гораздыми на выдумку. Реальность воспринимается зачастую в искаженнном виде, расчет производится в основном на защи­ту, стратегический стиль управления сводится к формуле: как-нибудь да выкрутимся.


В принудительных организациях все предписано, систематизировано, утверждено, ничто не отдается на откуп случаю или предвидению. Неже­лание быть зависимым от обстоятельств или чьей-либо милости является движущей силой руководства и вызывает необходимость глубокого кон­троля. Отойти от однажды намеченного плана практически невозможно. Решающую роль играет иерархия и, как следствие, отношения подчинен­ности по служебной лестнице. Из страха совершить ошибку решения принимаются тяжело, однако с большой охотой откладываются, вслед­ствие чего в подобных фирмах нередко утрачивается доминирующая идея.

Предпринимательский успех обеспечивается не только отказом от патологического типа организаций, но и выработкой средне - и долго­срочных перспектив развития производства, ценностных представлений и соображений, которые в идеале должны быть реализованы в повседнев­ной практике. Успеху сопутствуют такие факторы, как развитие пози­тивных норм предпринимательской культуры, усиленного сотрудниче­ства, многосторонней поддержки, разработка программ и проектов но­вых методов работы, способных улучшить такие показатели, как при­быль, оборот, качество, масштаб производства.

Предприятие высокой организационной культуры есть организация про­изводительная ж созидательная. Ей свойственны следующие принципы:

1) точно поставленные идеалы или цели;

2) здравый смысл;

3) компетентная консультация;

4) дисциплина;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет рыночной
конъюнктуры;

7) вознаграждение за творческую и финансовую результативность.

Существуют и некоторые варианты классификации характеров, кото­рые изначально разработаны для целей экономики (36;33-41). Согласно одной из градаций, стили руководства можно разделить на три варианта (автократичный; демократичный; либеральный), а стили лидерства - на два типа (сосредоточенный на работе и сосредоточенный на человеке).

В реальной социально-культурной действительности может быть ис­пользована классификация характеров, предложенная французским психологом Ле Сенном и представляющая совокупность следующих ос­новных параметров -эмоциональность (Э), активность (А), первичность (П) и вторичностъ (В). «Первичность» и «вторичность» показывают, на­сколько долго работник способен ощущать, переживать то или иное пси­хологическое состояние, сохранять впечатление от пережитого {вторич­ностъ) или тяготеет к сиюминутному восприятию жизни (первичность).


Комбинация изложенных параметров Э, А, П, В обеспечивает (по мне­нию исследователей) наличие восьми вариантов характера, а значит, и типов поведения (36;39):

Комплекс социально-культурных отраслей. Социально-потребительский комплекс


1. Комплекс социально-культурных отраслей


Комплекс социально-культурных отраслей (социальнокультурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия - социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.).

Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастают. Так, за 1991-2009 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4,9 до 11,0 %, а удельный вес занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого в экономике страны населения возросла с 15 до 21,9 %.

Развитие комплекса определяется, прежде всего, проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан.

Комплекс включает государственные учреждения и предприятия, ведомственную сеть социально-культурных учреждений, организации частного сектора (сфера культуры и развлечений).

В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами республики.

До конца 80-х гг. XX в. практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений был государственный бюджет. Организации и учреждения, не имеющие, как правило, своих доходов и финансируемые из бюджета, получили название бюджетных. Все их расходы определяются на основе специального планового документа - сметы, а порядок планирования называется сметным.

Чтобы противодействовать уменьшению объемов социальных услуг необходимо и в дальнейшем оказывать бюджетную поддержку социальным объектам как в случаях сохранения их в структуре предприятий, так и после передачи в ведение местных органов власти.


1 Образование


Образование - крупнейшая отрасль социально-культурного комплекса - это система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе - среднего специального и высшегообразования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования.

Удельный вес образования в структуре ВВП увеличился с 2,5 % в 1990 г. до 4,1 % в 2009 г. По этому показателю образование занимает первое место среди отраслей социально-культурного комплекса.

Образование делится на основное и дополнительное.

Основное образование включает: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское.

Дополнительное образование может проводиться на всех уровнях основного образования, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Управление образованием осуществляют Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. Основным источником финансирования учреждений образования является государственный бюджет. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП характеризуется следующими цифрами: 1990 г. - 4,3 %; 1995 г. - 5,5; 2000 г. - 6,2; 2009 г. - 10 %.

Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования.

Происходит развитие новых форм дошкольного образования, укрепление материальной базы детских дошкольных учреждений, переход к полному охвату детей дошкольным образованием и воспитанием, начиная с пятилетнего возраста.

К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образования, относятся: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, а также учебно-педагогический комплекс. Получение общего среднего образования осуществляется также в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Первоочередными задачами средней общеобразовательной школы являются: дальнейшее совершенствование материально-технической базы; переход на односменный режим работы; сокращение наполняемости классов с целью повышения качества обучения.

Основная цель профессионально-технического образования заключается в подготовке молодежи к профессиональной деятельности, а также приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Среднее специальное образование направлено на получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое - обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; второе - интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки.

В Республике Беларусь сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений:

техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования;

колледжи - получение среднего специального образования, интегрированного с высшим;

высшие колледжи - получение среднего специального образования, интегрированного с высшим, и по отдельным специальностям - высшего образования первой ступени;

высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи - получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профтехобразования.

Средние специальные учебные заведения подчинены 14 республиканским органам государственного управления, а также местным органам управления. Наибольшее их количество находится в ведении Министерства образования - 31 %, Министерства сельского хозяйства и продовольствия - 14, Министерства культуры - 10, Министерства здравоохранения - 8, Министерства спорта и туризма - 5 % общей численности.

Структура высшего образования включает две ступени, в том числе магистратуру.

К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж.

Прием в государственные вузы в 2004 г. составил 97,8 тыс.чел., что в 2,2 раза больше, чем в 1990 г. По численности студентов вузов на 10 тыс. населения, которая была равна 445 человек Беларусь превзошла многие экономически развитые страны мира.

Государственными программами предусматривается качественное обновление, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, привлечение дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образовательных услуг населению.


2 Здравоохранение


Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.

В структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 3,2 %; здесь сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения; 4,5 % инвестиций в основной капитал.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей.

По оценке ВОЗ, на начало XXI в. Беларусь находилась на 51-м месте по общим достижениям системы здравоохранения среди 191 государства.

Здравоохранение как отрасль развивается по следующим направлениям:

  • лечебно-профилактическая помощь;
  • охрана здоровья матери и ребенка;
  • санаторно-курортное лечение;
  • санитарно-эпидемиологическая служба;
  • лекарственное обеспечение населения;
  • медицинская экспертиза;
  • медицинская наука и образование.
  • Новая медико-экономическая модель должна обеспечить оптимальное сочетание бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. Развитие отрасли в перспективный период направлено на обеспечение каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью. Намечается увеличить долю финансирования отрасли к 2020 г. до 10 % к ВВП. При этом государственные минимальные стандарты должны быть приведены в соответствие с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя.
  • 1.3 Физическая культура и спорт
  • Физическая культура и спорт - это самостоятельная отрасль национальной экономики, объединяющая сеть специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Физическая культура и спорт интегрированы в другие отрасли социально-культурного комплекса, имеют там свои объекты, учреждения, кадры.
  • По отрасли «Физическая культура и спорт» предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 0,5 % расходов бюджета. Наряду с этим возрастает роль внебюджетного финансирования. Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона «О физической культуре и спорте» (1993 г.). Руководство этой деятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма. В 1991 г. образован Национальный олимпийский комитет Беларуси.
  • Физическая культура как социальный институт включает следующие формы: базовую, спортивную, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную, рекреационную.
  • Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания и имеет три основные взаимосвязанные организационные формы: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.
  • На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм - крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью).
  • 1.4 Культура и искусство
  • К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Вклад культуры и искусства в национальную экономику страны определяется следующими параметрами: 0,5 % в структуре ВВП, 1,8 % в общей численности занятого населения.
  • Воздействие культуры и искусства на экономику страны является в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона.
  • Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
  • художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
  • культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
  • клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
  • массовое создание и распространение культурных благ - индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).
  • Ведущим звеном в системе управления культурой является Министерство культуры Республики Беларусь, которое проводит государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия.
  • В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование.
  • Организации (учреждения, предприятия) культуры делятся: по содержанию деятельности - на культурно-просветительные и театрально-зрелищные; по основной цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие; по форме собственности - на государственные и частные. Сохраняются традиции разделения организаций культуры на государственные и ведомственные.
  • В подотрасль «Искусство» включаются театры, цирки, филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации; зрелищные предприятия и учреждения.
  • Библиотечное дело - это отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачей которой являются создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обслуживание библиотек.
  • Основными источниками финансирования библиотек являются средства республиканского и местных бюджетов, обеспечивающие разработку и реализацию программ развития библиотечного дела, строительство и реконструкцию библиотечных зданий, помещений, а также комплектование библиотечных фондов.
  • По значению, особенностям функционирования и территориальной организации различают национальную, республиканские, областные, городские, районные и сельские библиотеки.
  • Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.
  • Клубные учреждения - массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей личности.
  • Более 90 % клубных учреждений находится в ведении Министерства культуры и состоит на полном бюджетном финансировании.
  • Театрально-зрелищные учреждения в Республике Беларусь представлены 28 профессиональными театрами, в том числе 2 театрами оперы и балета, 18 драматическими, 8 детскими и юного зрителя, 13 государственными концертными организации и 2 госцирками.
  • Киноискусство. Кинохозяйство в целом - сложный экономический комплекс, характеризующийся сочетанием специального кинопроизводства с развитой сферой обращения, продвижения и демонстрации кинофильмов.
  • В республике создана техническая база кинопроизводства, функционирует национальная киностудия «Беларусьфильм», сохранено бюджетное финансирование.
  • Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности и разнообразия услуг отрасли для всего населения. Законодательно установленный объем бюджетного финансирования отрасли «Культура и искусство» установлен в размере до 1% ВВП.
  • 1.5 Социальное обслуживание
  • Социальное обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  • К этой категории населения относятся: дети, люди преклонного возраста, инвалиды, тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии.
  • Различные виды социального обслуживания можно разделить на три группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.
  • Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты, которое активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления.
  • Приоритетным направлением дальнейшего развития системы социального обслуживания является удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых людей, детей, малообеспеченных семей и др.
  • 1.6 Социально-потребительский комплекс
  • Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство.
  • Отрасли социально-потребительского комплекса тесно взаимосвязаны друг с другом и населением, что определяет их территориальную организацию.
  • Внутренняя торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство производят 14,2 % валового внутреннего продукта; их доля в общей численности занятых в экономике Беларуси - почти 18,7 %. Опыт зарубежных стран показывает, что без успешного развития этих отраслей нельзя создать высокоэффективную рыночную экономику.
  • Торговля - одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В 2009 г. общий объем розничного товарооборота составил 54,7 трлн. р. в действующих ценах, или примерно 5,5 млн. р. в расчете на душу населения. Численность занятых в розничной торговле и общественном питании достигла 655,1 тыс. чел., что в 2 раза больше, чем в 1990 г.
  • Торговля как самостоятельная отрасль национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенное, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
  • Управление государственной торговлей осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь, в потребительской кооперации - Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
  • Торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля охватывает оптовую и розничную торговлю.
  • Общественное питание - отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специальных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.).
  • Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в отрасли позволяет примерно в 2-3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.
  • 1.7 Бытовое обслуживание населения
  • Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.
  • Систему управления отраслью образуют управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома.
  • В общегосударственном классификаторе Республики Беларусь 015-97 «Услуги населению» к бытовым отнесено более 600 видов деятельности. Их выполняют свыше 8 тыс. предприятий.
  • Программа дальнейшего развития бытового обслуживания населения Республики Беларусь предусматривает в качестве основных задачи: стабилизации отрасли, насыщения рынка разнообразными видами бытовых услуг, в первую очередь социально значимых, повышение их качества на основе создания правовых, организационных и экономических условий.
  • 1.8 Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Отрасль обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.
  • В состав жилищно-коммунального хозяйства входят следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищная сфера); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз и утилизацию мусора, канализацию), всего более 30 видов деятельности. Жилищная сфера - часть народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, ремонт.
  • В отличие от других отраслей социальной сферы объемы и качество жилищно-коммунальных услуг не подлежат сокращению ниже определенного минимума. Уровень развития жилищно-коммунального хозяйства определяет функционирование и производственной сферы, и всего хозяйственного комплекса. В структуре платных услуг, предоставленных населению Беларуси в2009 г., жилищно-коммунальные занимали первое место (26,3 %), что значительно превысило уровень 1990 г. (13,3 %).
  • Основными направлениями реформы ЖКХ являются:
  • развитие системы оплаты жилья и коммунальных повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;
  • совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;
  • совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды;
  • передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья.

культурный экономика социальный образование

Список литературы


1. Владимирова Л.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли. - М.: Дашков и К, 2009. - 348 с.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Норма, 2009. - 416 с.

Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. - М.: Кнорус, 2009. - 320 с.

Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. - СПБ.: Питер, 2008. - 656 с.

Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2010. - 736 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

1.2. Отрасли и предприятия социально-культурной сферы

В экономической литературе выделен ряд структур социально-культурной сферы.

По характеру деятельности выделяются:

Отрасли духовно-созидательной деятельности (наука, искусство);
- отрасли исполнительской деятельности (образование, здравоохранение, физическая культура);
- отрасли деятельности по созданию социальных условий существования общества (политическое и государственное управление, охрана порядка, оборона) 8 .

По характеру удовлетворяемых потребностей различают:

Социально-бытовой сектор (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. п.);
- сектор социально-культурных услуг (просвещение, образование, искусство, здравоохранение, физкультура);
- сектор деловых услуг (юридических, информационных, финансовых, технический сервис и т. д.).

По выполняемым функциям выделяются:

Отрасли, влияющие на становление и развитие личности (образование, наука);
- отрасли, обеспечивающие сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни (здравоохранение, социальное обеспечение);
- отрасли, обеспечивающие проведение досуга и отдыха (туризм, санаторно-курортные услуги);
- отрасли, производящие материальные услуги (коммунально - бытовые, торговые и т. д.).9

В понимании состава и структуры социально-культурной сферы нет единства. Ее теоретические определения в ряде случаев не совпадают со статистическими выкладками по отраслевой структуре хозяйства.

Ниже дается один из вариантов отраслевой структуры социально-культурной сферы с указанием основных видов предприятий каждой отрасли. При этом используется наиболее широкий подход к границам социально-культурной сферы и структуре ее отраслей.

Образование и воспитание: учреждения общего образования (школы и интернаты); учреждения профессионально-технического образования; высшие и средние специальные учебные заведения; учреждения по переподготовке и повышению квалификации кадров; школы, обучающие обработке информации; библиотеки; учреждения дошкольного воспитания.

Здравоохранение: клиники, больницы, дома сестринского ухода, консультации, поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, родильные дома, санатории, хосписы.

Индустрия туризма: турфирмы; национальные туристские администрации; предприятия размещения; рекреационные базы; транспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов; предприятия, производящие товары для туризма.

Индустрия развлечений: учреждения культуры и искусства (театры, музеи, оркестры, музыкальные группы, антрепренерские и концертные организации), дискотеки, игротеки, выставки и ярмарки, ботанические сады и зоопарки, клубы отдыха, организации клубного типа.

Индустрия питания: рестораны, кафе, столовые, бары.

Физическая культура и спорт: спортивные базы, гимнастические и спортивные клубы, спортивные ассоциации.

Бытовые услуги: предприятия по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту бытовой техники, изготовлению металлоизделий, ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, ремонту и изготовлению мебели, химической чистке и крашению, ремонту и строительству жилья и других построек, предприятия транспортно-экспедиторских услуг, прачечные, фотографии, бани и душевые, парикмахерские, предприятия проката, ритуальных услуг.

Жилищно-коммунальные услуги: предприятия жилищного хозяйства (ЖКК, ЖКО и т. п.); предприятия коммунального хозяйства; предприятия пассажирского транспорта (автобазы, транспортные кооперативы и т. п).

Юридические услуги: юридические консультации, суды, адвокатские конторы.

Научно-исследовательские услуги: научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, ВУЗы.

Консультационные услуги: консалтинговые фирмы, технопарки.

Финансовые услуги: банки, пункты обмена валюты, организации по страхованию, аудиторские фирмы.

Радио- и телевещание: телестудии, комитеты по радиовещанию, студии звукозаписи.

Издательское дело, журналистика: типографии, издательства, газеты.

Социальная служба: службы профессиональной реабилитации, воспитательные дома, собесы, приюты.

Связь: учреждения связи и их подразделения, обслуживающие население.

Военно-полицейский аппарат: комиссариаты, органы и службы охраны порядка, исправительно-трудовые учреждения.

Развернутой общедоступной статистики объемов производства указанных отраслей не существует. Имеются данные по отдельным отраслям и отдельным аспектам деятельности социально-культурной сферы размерам производства. Один из аспектов - структура платных услуг важнейших отраслей социально-культурной сферы. В середине 90-х гг. она характеризовалась следующими данными (табл. 3).

Таблица 3

Структура объема платных услуг населению России 1994 г., в % 10

В Томской области в 1998 г. 11 структура платных услуг характеризова-лась следующими данными: бытовые услуги составили 25,7% от объема всех оказанных услуг; пассажирские - 25,1%; услуги связи - 10,4%; жилищно-коммунальные - 17,7%; по содержанию детей в дошкольных учреждениях - 4,6%; учреждений культуры - 1,0%; туристско-экскурсионные - 0,8%; физической культуры и спорта - 0,2%; медицинские - 2,2%; санаторно-оздоровительные - 0,8 %; правового характера и банковских учреждений - 7,5 %; другие - 4,0 %.

Абсолютный объем платных услуг населению России за 90-е гг. резко упал. В 1994 г. он составил 22,4 млрд. руб., или 30%, по отношению к объему 1990 г. Это связано прежде всего с тем, что падение уровня доходов в первую очередь сказывается на спросе населения на услуги. Аналогичный индекс за те же годы по продуктам питания - 84%, по непродовольственным товарам - 102%, по алкогольным напиткам - 118% 12 . В 1996 г. объем платных услуг населению России еще более уменьшился и составил 20,0 млрд. руб. 13 В Томской области в 1998 г. объем платных услуг населению составил 33,5% по отношению к 1991 г. 14