Скандинавский бог огня. Бог локи в скандинавской мифологии. Приключения с Тором

Локи (др.-исл. Loki, также Loki Laufeyjar sonr) - Локи, сын ётуна Фарбаути (Fбrbauti, Жестоко-Бьющий) и существа женского рода, называемого Лаувейей (Laufey, Лиственный Остров) (предположительно бог огня[источник не указан 82 дня], также упоминается в качестве бога хитрости и обмана и т. п. качеств) в германо-скандинавской мифологии, происходит из рода ётунов, но асы разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Локи имеет несколько хейти (heiti, замена имени), включая Хведрунг (Hveрrungr) - «Прорицание вёльвы», 55,"Перечень Инглингов",32, Лофт (Loptr) и Лодур (Lурurr).

Апата (др.-греч.) - в древнегреческой мифологии богиня лжи и обмана, дочь Нюкты, рождена без отца. Перед её кознями были беззащитны как люди, так и божества. Овладела разумом Зевса, за что впоследствии была сброшена им с Олимпа на землю. В теогонии орфиков Апата рождает от Зелоса Афродиту. В мифе о ящике Пандоры Апата выступает одним из злых духов, выпущенных на свободу. По Гесиоду дочь Эриды и сестра Аты.

Морок - Бог лжи и обмана, невежества и заблуждений. Но также он - хранитель путей к Правде, скрывающий от иных Истину за пустой маятой мирскою.

Кривда (Ложь) - Богиня лжи, обмана, неправды. Дочь Суда и Недоли.

Гермес (др.-греч. < < , микен. e-ma-a2), который был известен в Древнем Риме как Меркурий (от лат. Mercurius) - бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп - проводник душ) в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.

Ата (др.-греч. , «беда, несчастье, ослепление», в переводе Гнедича Обида) - в древнегреческой мифологии - богиня, персонификация заблуждения, помрачения ума, обмана, глупости. АТА - богиня лжи и обмана

В мифологии потомков индейцев майя, живущих на юге Мексики, особую роль играет демон Хикал - злой гений хитрости и обмана

Ажи-Дахака Древнеперсидский бог смерти и демон обмана и лжи. Он любит уничтожать жизни. Дахаку обычно изображают с тремя головами, Скорпионья и Ящера обвиваются вокруг всего тела.

Друг (Друдж) - божество лжи в иранской мифологии.

Друг: в персидской мифологии персонификация лжи.

Апатэ: в греческой мифологии персонификация лжи.

Мауи (гав. и маори Mauі) - один из основных персонажей полинезийской мифологии, герой-полубог-получеловек, демиург и культурный герой, также и трикстер.

Майя (санскр. M вyв = волшебная сила, хитрость, обман) - иллюзия, олицетворенная индусской мифологией в виде богини, целью которой является обольщение и обман людей.

Локи (Лофт, Лодур, Хведрунг) — бог в германо-скандинавской мифологии. Является сыном великана-ётуна Фарбаути и великанши Лаувейи. Сам Локи происходит из рода великанов-ётунов. В скандинавской мифологии ётуны живут в одном из девяти миров — Ётунхейме, однако мать Локи после смерти своего мужа отнесла маленького Локи в Асгард (небесный город, обитель богов). За необыкновенный ум и хитрость боги позволили Локи жить у себя.

Благодаря хитрости, изворотливости и другими способностям Локи, скандинавские боги получили многие сокровища. Например, молот Тора Мьёльнир был выкован карликами-двергами Броком и Синдри при споре с Локи о своём мастерстве. Этими же карликами сыновьями Ивальди после встречи с Локи были созданы: копьё Одина Гунгнир, корабль асов Скидбладнир, волшебное золотое кольцо Драупнир и вепрь Гуллинбурсти, на котором ездил Фрейр.

Происхождение имени Локи до сих пор достоверно не выяснено. Есть две наиболее популярные версии. «Локи» от слова «логи», которое переводится как «огонь», то есть Локи в глубокой древности являлся богом огня. Вторая версия сравнивает Локи с древнеисландским словом «lúka», которое переводится как «закрывать, запирать, заканчивать». Вторая версия может указывать на Локи, как подземного бога или бога смерти, или же указывает на его роль в Рагнарёке, наступление которого Локи ускорил.

Локи считается отцом нескольких богов, которые занимают особое место в мифологии скандинавов. По преданиям, три года Локи жил с великаншей Ангрбодой. Ангрбода родила Локи троих детей: 1. волка Фенрира, который сторожит подземный мир и, судя по предсказаниям о Рагнарёке, в конце времён должен убить Одина; 2. змея Ёрмунганда, которого также называют «Мировым змеем» или «Змеем Мидгарда». Ёрмунганд вырос настолько огромным, что опоясал всю землю и ухватил себя за хвост. В финальной мировой битве сын Локи змей Ёрмунганд должен убить Тора; 3. Хель — повелительницу мёртвых, царицу мира мёртвых Хельхейма. Второй женой Локи, которая считается его супругой до самого Рагнарёка, является Сигюн. От Сигюн у Локи двое детей: Нари и Вали. Больше того, Локи и сам смог забеременеть — он выносил и родил восьминогого жеребёнка Слейпнира, который впоследствии стал конём Одина.

Германо-скандинавская мифология претерпела огромные изменения со времён индо-европейцев. Однако и сегодня можно найти схожие черты богов скандинавов и славянских богов. Что касается Локи, то он соответствует нашему Чернобогу или — богу подземного мира, и доказательства этому будут приведены далее. Его дети очень схожи с нашими божествами, хотя и с некоторыми отличиями. Например змей Ёрмунганд схож с нашим , волк Фенрир с нашим , а дочь Локи Хель является копией нашей богини мёртвых и подземного мира (Мара, Марена). Прямых упоминаний о том, что Локи является богом подземного мира мёртвых, в скандинавских сказаниях нет. Однако эту роль Локи мы можем увидеть в деталях. Например, Локи противопоставляется другим богам. Его представляют, как хитрого и даже коварного бога. Больше того, Локи убил бога весны, плодородия и земледелия Бальдура. Последний миф относит нас к изначальным верованиям, которые существовали в древние времена. Во многих верованиях бог подземного мира мёртвых соответствует зимнему периоду времени и противопоставлен весенним и летним богам. Смена лета и зимы зачастую отражена в мифах, как битва (нередко со смертельным исходом) между богами зимы и лета, или богами подземного мира и богами неба, или же похищение одного бога другим. О его причастности к «тёмному» миру говорит и его потомство — змей Ёрмунганд, который противопоставлен богам Асгарда, волк Фенрир, который прикован цепью глубоко под землёй, и Хель — богиня подземного мира.

Также интересно и то, что верховный бог Один и бог хитрости Локи являются богами-побратимами, которые дали друг другу клятву верности. Этот момент германо-скандинавской мифологии можно сравнить с мировым языческим «правилом» тесной взаимосвязи двух явлений мира — тёмной стороны и светлой, подземного и небесного, связь света и тьмы, дня и ночи.

О его роли в покровительстве подземному миру говорит последняя часть скандинавских легенд о жизни Локи среди богов и его наказании. После того как Локи оскорбил богов и признался в причастности к гибели бога Бальдура, разгневанные асы погнались за ним. Тот попытался скрыться в водопаде фьорда Франангр в виде лосося, но боги всё же сумели его заметить и схватить. Вместе с ним асы схватили двух его детей Вали и Нарви. Вали превратили в волка, который разорвал Нарви на части. Самого Локи свергли в недра земли и приковали к трём камням кишками Нарви. Богиня Скади повесила над его головой змею, с зубов которой непрерывно капает яд на лицо Локи. Верная жена Сигюн постоянно находится рядом с Локи и, чтобы облегчить страдания мужа, держит над его головой чашу. Когда чаша переполняется, она уходит, чтобы опорожнить её, и тогда яд вновь приносит Локи мучения. От того, что Локи начинает метаться, по представлениям древних скандинавов, начинаются землетрясения. Этот момент мифологии скандинавов ещё раз подтверждает версию, что Локи является богом подземного мира. Немного схожие сюжеты есть и в славянских языческих верованиях, которые отразились в народных сказках, например, тот момент когда Марья Моревна держит бога подземного мира Кощея в тёмном чулане связанным.

Судя по предсказаниям о Рагнарёке, освободившийся от оков Локи и страж богов и мирового древа Хеймдалль убьют друг друга в последней схватке на поле битвы Вигрид.

Novias — свадебные платья в большом ассортименте. На сайте http://novias-wedding.com.ua/ru/tovaryi/svadebnyie-platya/f/pyishnyie/ вы сможете найти отличный выбор платьев на любой вкус или сделать индивидуальный заказ. Кроме того, вечерние, коктейльные платья и аксессуары.

Андвари . Он вылавливает карлика изобретенной им рыболовной сетью, так как Андвари принял облик щуки, и отбирает у него несметные богаства. Среди них и золотое кольцо , на которое карлик наложил проклятье. Это проклятие вместе с золотом переходит на дракона Фафнира и кузнеца Регина, а затем на Зигфрида (Сигурда) и других нибелунгов .
Локи - так же считается богом огня. Локи высок ростом, смел и красив, но очень зол и коварен.
По-видимому, Лофт (Loptr) и Лодур (Lo?urr)" - также его имена.
Отец Локи - великан Фарбаути, мать - Лаувей (или Наль); жена Локи - Сигюн. Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде» в качестве брата Локи называет Бюлейста или Хельблинди (эпитеты Одина). В «Перебранке Локи» («Старшая Эдда») говорится о кровном братстве Локи и Одина. Сигюн родила Локи двух сыновей Нари и Нарви, но, кроме того, Локи и великанша Ангрбода породили хтонических чудовищ - хозяйку царства мёртвых Хель, волка Фенрира и мирового змея Ермунганда . Изменив пол и превратившись в кобылу, Локи. породил также Слейпнира - восьминогого коня Одина от жеребца Свадильфари, принадлежавшего строителю Асгарда . В «Младшей Эдде» рассказывается, что великан взялся с помощью своего коня построить богам-асам город в полтора года, с тем чтобы ему в виде платы отдали солнце, луну и богиню Фрейю . Локи, приняв обличье кобылы, отвлекал коня от строительных работ, чтобы великан не мог завершить в срок постройку Асгарда и лишился обещанной «платы».
В качестве члена троицы асов, то есть вместе с Одином и Хёниром, Локи (под именем Лодура) участвует в оживлении древесных прообразов людей (см. Аск и Эмбля). В сопровождении Одина и Хёнира он участвует также в приключениях с великаном Тьяцци, описанных в «Младшей Эдде». Тьяцци в обличье орла не даёт изжариться бычьему мясу, которое готовят для своей трапезы странствующие асы, и требует себе дичи. Когда орёл хватает лучшие куски, Локи ударяет его палкой, но руки и палка пристают к телу орла. Тьяцци уносит Локи и соглашается его отпустить только в том случае, если Локи доставит ему богиню Идунн и её золотые яблоки, дарующие молодость. Локи заманивает Идунн в лес, обещая показать ей якобы найденные им другие золотые яблоки, и отдаёт её во власть Тьяцци. Но боги, оставшись без «молодильных яблок», стали стареть и седеть; схватив Локи, они стали угрожать ему смертью. Тогда Локи в одолженном им у Фрейи соколином оперении полетел к Тьяцци, похитил Идунн и, превратив её в орех, доставил в Асгард, а прилетевшего вслед Тьяцци-орла асы подпалили и убили. За это осиротевшей дочери великана - Скади , пошедшей с оружием в руках мстить за отца, они должны были предоставить мужа из числа асов, причём Скади поставила также условием мира, чтобы её рассмешили (в сказках этот мотив обычно представляет «трудную задачу» жениха). «Несмеяну» рассмешил Локи, привязав бороду козла к своим половым органам.
В сопровождении Одина и Хёнира Локи добывает сокровище карлика Андвари, о чём рассказывается в прозаическом вступлении к «Речам Регина» в «Старшей Эдде», а также в «Младшей Эдде» - при объяснении, почему золото называют «выкупом за выдру». Локи убил камнем выдру, которая у водопада ела лосося, но выдра (Отр) оказалась сыном Хрейдмара , у которого асы заночевали, и им пришлось согласиться на большой выкуп золотом хозяину. Тогда Локи поймал сетью карлика Андвари , плававшего в воде в облике щуки, и отобрал его золотые сокровища, хранившиеся в скале, в том числе и кольцо, на которое Андвари наложил проклятие. Как рассказывается дальше, это проклятие впоследствии переходит на сыновей Хрейдмара - Фафнира и Регина , затем на Сигурда и нифлунгов. Так рассказ о Локи и Андвари включается в скандинавскую версию цикла нибелунгов.
По инициативе Одина Локи похищает украшение Фрейи - Брисингамен , для чего ему приходится превратиться в блоху. За эту же драгоценность (как упоминает скальд Ульв Уггасон) Локи и Хеймдалль в обличье тюленей боролись у камня Сингастейн. В качестве спутника Тора Локи участвует в его походах против великанов Трюма , Гейррёда и Скрюмира. Локи помогает Тору хитростью вернуть похищенный Трюмом молот Тора («Песнь о Трюме» в «Старшей Эдде»). По его совету Тор переодевается в одежду Фрейи, которая якобы едет к Трюму невестой, а сам Локи - в одежду её служанки; благодаря находчивым ответам Локи, Трюма удаётся обмануть. Локи, правда, проигрывает соревнование с Логи (огнём) в пожирании пищи при посещении с Тором великана Утгарда-Локи, а в истории с великаном Гейррёдом Локи, преобразившийся в птицу и пойманный Гейррёдом, вынужден по его требованию доставить в страну великанов безоружного Тора. Наконец, Локи сам срезает у Сив - жены Тора её золотые волосы и затем из страха перед Тором добывает такие же волосы, заставив карликов- цвергов - искусных кузнецов их выковать. Локи бьётся об заклад, что цверги не выкуют лучших сокровищ для асов, а когда они выковывают сокровища, убегает от них при помощи башмаков, которые дают возможность быстро мчаться по воде и по воздуху (в других случаях Л. берёт соколиное оперение у богини Фригг или Фрейи или сам превращается в птицу). Когда Тор его хватает, Локи соглашается, чтобы ему отрезали голову, не касаясь щёк, и Тор ограничивается тем, что зашивает ему рот («Младшая Эдда»)/

В указанных сюжетах, имевших, возможно, первоначально характер этиологических мифов, Локи выступает прежде всего как добытчик-похититель, прибегающий к хитрости и обману, но действует он при этом добровольно или вынужденно то в интересах богов, то в ущерб богам - в интересах великанов (он как бы способствует циркуляции ценностей между различными мирами). Как явствует из «Перебранки Локи», Локи на пиру богов у морского великана Эгира нарушает ритуальный мир, убивает слугу и поносит всех богов, обвиняя их в трусости, распутстве и т. д. В кратком прозаическом заключении говорится о страшном наказании Локи богами: хотя он спрятался (превратившись в лосося) в водопаде Франангр, асы его поймали и связали кишками собственного сына Пари, тогда как его другой сын Нарви превратился в волка. Скади, дочь великана Тьяцци, повесила над лицом Локи ядовитую змею, яд которой приносил ему мучения (хотя Сигюн, жена Локи, и подставляла чашу под капающий яд); когда капли яда попадали на Локи, он содрогался, вызывая землетрясение.

В «Младшей Эдде» рассказу о ловле богами Локи. предшествует мотив изобретения Локи первой рыболовной сети. Боги ловят его сетью. История страшной мести богов Локи отнесена в «Прорицании вёльвы» и в «Младшей Эдде» ко времени после убийства Бальдра. В «Младшей Эдде» (в «Прорицании вёльвы» только смутные намёки) Локи рисуется «убийцей советом» (ra?bani) Бальдра : Локи подсунул убийственный прут из омелы слепому богу Хёду, а затем в обличье великанши Тёкк отказался оплакивать убитого и тем самым не дал ему возможности вернуться из царства смерти хель. За этим и следует рассказ о том, как боги изловили Локи, а затем привязали накрепко к трём камням (аналогично тому, как были прикованы хтонические чудовища, в частности Фенрир). Локи остаётся прикованным до конца мира; во время последней битвы богов и чудовищ (см. Рагнарёк) он приводит корабль мертвецов из хель для борьбы с богами, сам сражается с богом Хеймдаллем, причём Локи и его противник убивают друг друга.
Интерпретация образа Локи. до сих пор является предметом дискуссии. В «Младшей Эдде» имя Л. связывается в порядке народной этимологии с Логи (Logi, «огонь»), что в своё время породило ошибочную концепцию о том, что Локи - бог или демон огня, наподобие ведийского А гни. Этой точки зрения придерживались Я. Гримм, Н. М. Петерсен, Т. Визен, В. Рюдберг, П. Харман, Г. Вильке, Э. Майер. Ф. фон дер Лайен и Э. Могк считали Л. не только демоном огня, но его добытчиком, культурным героем, вроде Прометея. О. Шонинг, X. Шюк и Ф. Шредер противопоставляли «огневой» теории интерпретацию Локи как хтонического демона или как специального «эсхатологического» бога - виновника конца мира (отчасти исходя из сближения слова Loki с глаголом lukan, «запирать», и с учётом определённой роли Л. в скандинавской эсхатологии). Ф. Иоунссон связывал Локи с титанами, а С. Бугге в соответствии со своей теорией христианских корней скандинавской эсхатологии - с Люцифером . Э. И. Грас сблизил Локи с континентально-германскими демонами, не столько огневыми, сколько водяными, а X. Веландер - с цвергами. Впоследствии А. Ольрик обратил внимание на сходство имени Л. с шведско-норвежским Локки - духом очага, с датским Lokki, означающим воздушное, блестящее существо, и с шведским народным обозначением сетей паука - Loka n?t. Ольрик считал, что в образе Локи эти представления слились с образом культурного героя и хозяина воды. Ян де Фрис, а затем и А. Б. Рут интерпретируют Локи как мифологического плута-трикстера. Рут считает, что Локи как антропоморфный трикстер развился из териоморфного трикстера-паука (паук во многих местах Скандинавии обозначается словом locke, а паук-трикстер - популярная фигура в фольклоре народов Америки, Африки, Океании, Индии.

Связь Локи с эсхатологией Рут относит за счёт влияния средневековой учёной традиции. Ж. Дюмезиль и Ф. Стрём пытались опровергнуть концепцию Локи-трикстера, исходя из первичности демонизма Л. и его особой роли в смерти Бальдра. В качестве объясняющей параллели Дюмезиль привлёк ирландского Брикрена (один из персонажей уладского цикла ирландских саг) и в особенности осетинского Сырдона как подстрекателя к убийству героя Сослана. Стрём, сближая Локи. с Одином, доводит его почти до полного отождествления. Краткий обзор сюжетов, связанных с Локи, подтверждает, что Локи не демон огня, а комически-демоническая фигура (и комизм, и демонизм Локи исконные), отрицательный вариант культурного героя (положительный - Один) и мифологический плут-трикстер с отчётливой хтонически-шаманской окраской (присущей также и Одину). Участие в оживлении первых людей, изобретение рыболовной сети, добывание сокровищ для богов у цвергов - всё это типичные деяния культурного героя, а «похищение» - типичная форма добывания культурных благ в архаической мифологии. Правда, речь здесь идёт не о первоначальном добывании, а о перераспределении каких-то ценностей, похищении их у великанов для богов и обратно, циркуляции этих ценностей между различными мирами. В этой посреднической роли Локи, так же как в его способности превращаться в рыб, птиц, насекомых, ластоногих, изменять свой пол, сказываются шаманские черты. Трюки, с помощью которых Локи достигает цели, и его шутовские проделки и переодевания специфичны для трикстера. Л. - отец хтонических чудовищ, в том числе хозяйки подземного царства мёртвых, виновник и одновременно «козёл отпущения» в ритуальном убийстве Бальдра (таким же трикстером является и Сырдон - виновник смерти Сослана, с которым Л. сравнивает Дюмезиль), участник борьбы с богами в Рагнарёк. Локи - двойник Одина в космологических и этиологических мифах и его антипод в эсхатологических. Если же учесть хтонические и шаманские черты Одина, а также вероятность гипотезы о том, что именно он тайный виновник жертвоприношения Бальдра, то можно допустить тесную генетическую близость Локи к Одину. Роль Локи как спутника Тора, по-видимому, вторична.
За исключением упоминания Logabore рядом с Воданом (Одином) и Донаром (Тором) в древнегерманской рунической надписи 6-7 вв. нет никаких следов культа Локи или какой-либо его роли в мифологии континентальных германцев. Нет культа Локи и в Скандинавии. Связь Локи с рыболовством и охотой на водяных животных, возможно, отражает некоторые контакты с финской мифологией, хотя предположения о прямой связи Локи с Лоухи или косвенной - с Вяйнямёйненом (сюжет рыбной ловли) весьма условны.

Сегодня речь пойдет о боге Локи, который сначала считался духом жизни и являлся воплощением домашнего очага, но затем он начал сочетать в себе черты бога и демона, а потом и вовсе стал скандинавской версией Люцифера. То есть бог Локи это владыка лжи источник обмана и различной клеветы.

Но сегодня мы сместим акценты и я расскажу вам миф о детях Локи.

Видео версия статьи

Однажды, это было еще до того как великаны начали войну с Асами, бог огня Локи, странствуя по свету, забрел в Йотунхейм и прожил там три года у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему трех детей: девочку Хель, змею Йормундгад и волчонка Фенриса. Вернувшись обратно в Асгард, бог огня никому не рассказал о своем пребывании в стране великанов, но всеведущий Один скоро узнал о детях Локи и отправился к источнику Урд, чтобы спросить вещих норн об их дальнейшей судьбе.

— Смотрите, смотрите, сам мудрый отец богов пришел к нам! Но он услышит от нас недобрые вести, — едва увидев его, сказала старшая норна.
— Он пришел услышать от нас то, что надолго лишит его покоя, — добавила средняя норна.
— Да, он пришел услышать от нас о детях Локи и великанши Ангрбоды, — подтвердила младшая из норн.
— Если вы знаете, зачем я к вам пришел, так ответьте мне на тот вопрос, который я хотел вам задать, — сказал Один.
— Да, мы ответим тебе, — вновь заговорила Урд. — Но лучше бы тебе не слышать наших слов. Знай, что те, о ком ты хотел спросить, принесут богам много несчастий.
— Двое из них принесут смерть тебе и твоему старшему сыну, а третья будет царствовать после вас, и ее царство будет царством тьмы и смерти, — добавила Верданди.
— Да, волк убьет тебя, а змея — Тора, но и они сами погибнут, а царство третьей будет недолгим: жизнь одержит победу над смертью, а свет — над тьмой, — сказала Скульд.

Печальный и озабоченный возвратился владыка мира в Асгард. Здесь он созвал всех богов и поведал им о предсказании норн, а Тора послал в Йотунхейм за детьми Локи. С тревогой выслушали Асы слова Одина, но еще больше испугались они, когда бог грома привез с собой на своей колеснице Хель, Йормундгад

Еще совсем юная, Хель была уже на две головы выше своей исполинской матери. Левая половина ее лица и туловища была красной, как сырое мясо, а правая — иссиня-черной, как беззвездное небо страны вечной ночи. Змея Йормундгад, вторая дочь Ангрбоды, еще не успела вырасти — в ней было не более пятидесяти шагов, — однако из ее пасти уже сочился смертельный яд, а ее холодные светло-зеленые глаза сверкали беспощадной злобой. По сравнению с обеими сестрами их младший брат, волчонок Фенрис, казался совсем безобидным. Ростом с обычного взрослого волка, веселый и ласковый, он понравился богам, которые не нашли в нем ничего опасного для себя. Один, сидя на своем троне, внимательно оглядел всех троих.
— Слушай меня, Хель, — произнес он. — Ты так велика и сильна, что мы решили сделать тебя повелительницей целой страны. Эта страна лежит глубоко под землей, и даже под Свартальфахеймом. Ее населяют души умерших, тех, кто недостоин жить с нами в Валгалле. Ступай туда и никогда больше не появляйся на поверхности земли.


— Я согласна, — сказала Хель, наклоняя голову.
— Ты, Йормундгад, — продолжал Один, — будешь жить на дне мирового моря. Там для тебя найдется довольно места и пищи.
— Я соглассссна, — прошипела Йормундгад, сворачиваясь кольцом и глядя на богов жестким немигающим взглядом.
— А ты, Фенрис, — промолвил Один, обращаясь к волчонку, — будешь жить у нас в Асгарде, и мы воспитаем тебя сами.

Фенрис ничего не ответил: он был так мал и глуп, что еще не умел говорить.

В тот же день Хель отправилась в царство мертвых, где и живет до сих пор, повелевая душами умерших и зорко следя за тем, чтобы ни одна из них не вырвалась на свободу.

Змея Йормундгад опустилась на дно мирового моря. Там она все росла и росла, так что наконец опоясала кольцом всю землю и положила голову на собственный хвост. С этого дня ее перестали называть Йормундгад, а прозвали змея Митгард, что означает «Мировая змея».

Фенрис целый год жил в Асгарде, но и он с каждым часом становился все больше и больше, и вскоре из игривого волчонка превратился в такое чудовище, что уже никто из богов, кроме бога войны Тюра, который его кормил, не решался подойти к нему близко. Тогда Асы решили привязать Фенриса и больше месяца трудились, пока не сковали цепь, которая, как они думали, сможет его удержать. Эта цепь называлась Лединг и была самой толстой цепью на свете. Боги принесли ее волчонку и сказали:
— Ты уже вырос, Фенрис. Пора тебе испытать свои силы. Попробуй разорвать цепь, которую мы сделали, и тогда ты будешь достоин жить с нами в Асгарде.

Фенрис внимательно звено за звеном осмотрел Лединг и ответил:
— Хорошо, наденьте мне ее на шею. Довольные Асы сейчас же исполнили его желание и надели на него цепь.
— А теперь отойдите подальше, — сказал волчонок. С этими словами он приподнялся, встряхнул головой, и Лединг со звоном разлетелся на куски.
— Вот видите, я достоин жить среди вас, — гордо заявил Фенрис, снова ложась на свое место.
— Да, да, Фенрис, ты достоин жить среди нас, — переглядываясь между собой, отвечали испуганные Асы и поспешили уйти, чтобы начать делать вторую цепь.

На этот раз они работали целых три месяца, и выкованная ими цепь, Дромми, оказалась в три раза толще, чем Лединг.
— Ну, уж ее-то Фенрису не разорвать, — говорили они друг другу, весело неся Дромми волчонку.

Однако, когда он встал, чтобы их приветствовать, и они заметили, что его спина уже возвышается над гребнем крыши Валгаллы, веселость богов сразу прошла.

Увидев Дромми, Фенрис оглядел ее так же внимательно, как перед этим Лединг.
— Ваша новая цепь намного толще старой, — сказал он, — но и мои силы прибавились, и я с удовольствием их испробую. И он подставил богам свою шею. Асы надели на нее цепь, и тогда волчонок встряхнулся, но цепь выдержала. Тогда глаза его загорелись, и он с рыком потянулся. Дроми разлетелась надвое, а Фенрир стоял, как ни в чем не бывало, сверля Скирнира злобным взглядом.

Пораженные ужасом, боги снова собрались на совет.
— Нам незачем делать третью цепь, — говорили они, — все равно, пока мы ее скуем, Фенрис вырастет еще больше и разорвет ее так же, как и две первых.
— Хорошо, тогда обратимся за помощью к цвергам, — сказал Один. — Может быть, им удастся то, что не удалось нам.

И, вызвав к себе гонца Асов, Скирнира, он послал его в Свартальфахейм. Услышав просьбу отца богов, цверги долго спорили между собой, не зная, из какого металла ковать цепь, но наконец старейший из них сказал:
— Мы сделаем ее не из металла, а из корней гор, шума кошачьих шагов, бород женщин, слюны птиц, голоса рыб и сухожилий медведей, и я думаю, что такую цепь не разорвет даже Фенрис.

Так и случилось, что спустя еще два месяца Скирнир принес богам цепь Глейпнир, сделанную по совету старейшего из гномов. А кошачьи шаги стали с тех пор бесшумными, у женщин нет бород, у гор — корней, у птиц — слюны, у медведей — сухожилий, а у рыб — голоса.

Когда Асы впервые увидели Глейпнир, они были очень удивлены. Эта цепь была не толще руки и мягка, как шелк, однако чем сильнее ее растягивали, тем прочнее она становилась. Теперь оставалось только надеть ее на Фенриса, но боги решили сначала отвести его на остров Лингви, лежащий в мировом море, где бы волчонок не мог причинить вреда, ни им, ни людям.
— Ты должен подвергнуться последнему и самому важному испытанию, Фенрис, — объявили они младшему из детей Локи. — Если ты его выдержишь, твоя слава разнесется далеко по всему свету, но для этого ты должен последовать за нами туда, куда мы тебя отведем.
— Я готов, — согласился Фенрис.

Однако, когда Асы привели его на остров Лингви и хотели было накинуть на него Глейпнир, волчонок сердито оскалил зубы.
— Эта цепь так тонка, — заявил он, — что, если она не волшебная, разорвать ее ничего не стоит, а если она волшебная, то я могу и не разорвать ее, несмотря на всю мою силу. Значит, я или не добуду никакой славы, или сделаюсь вашим пленником.
— Ты ошибаешься, Фенрис, — возразил Один. — Если ты не разорвешь нашей цепи, значит, ты настолько слаб, что нам нечего тебя бояться и мы тут же дадим тебе свободу, если же ты ее разорвешь, то ты и так ничего не потеряешь.
— Мудреные вещи ты говоришь, — усмехнулся волчонок. — Хорошо, я позволю вам подвергнуть себя и этому испытанию, только пускай кто-нибудь из вас вместо залога положит мне в пасть свою правую руку.

Боги с тоской переглянулись. Пленение Фенрира было бы благом для всех, но кто согласится пожертвовать ради этого рукой? Асы один за другим отступили. Но не Тюр, отважный меченосец. Он шагнул к Фенриру и протянул левую руку к его громадной пасти.
— Не эту руку, о Тюр, а ту, в которой ты держишь меч, — прорычал Фенрир, и Тюр вложил правую руку в страшный зев.

Боги накинули на шею волчонку Глейпнир, другой конец которого уже заранее прочно прикрепили к огромной скале. Фенрис потряс головой, потом потянул все сильнее и сильнее, но чудесная цепь не разрывалась.
— Нет, — прохрипел, наконец, полузадушенный волчонок, — я не могу ее разорвать, освободите меня! Асы не двинулись с места.
— Ах, так, значит, вы меня обманули! — бешено зарычал Фенрис.

Одним движением челюстей он откусил руку у Тюра и, скрежеща зубами, бросился на остальных Асов. Навстречу ему выступил Хеймдалль и воткнул в его пасть меч с двумя клинками. Концы этих клинков вонзились в верхнюю и нижнюю челюсти волчонка, и тот, не в силах их закрыть, завыл от боли и злобы. Мощным потоком хлынула с его языка пена. Из этой пены образовалась река под названием Вон — река ярости, которая текла до наступления Рагнарёка, гибели богов.

Пока одни из богов перевязывали рану Тюра, другие, во главе с Одином, взяли скалу, к которой был привязан Фенрис, и опустили ее вместе с ним глубоко под землю, где этот страшный волк живет и поныне, продолжая расти и набираться сил и, поджидая той минуты, когда исполнится предсказание норн. Так Асам удалось на долгое время избавиться от страшных детей бога огня.

«В провале средь леса я видела связанным

Несчастий зачинщика, Локи проклятого.

Там Сигин сидит, убиваясь в страданьях

Над мукою мужа…»

«Прорицание вёльвы»

После «Тора» интерес к образу Локи, благодаря интересному сценарию фильма и прекрасной актерской игре Тома Хиддлстона, возрос невероятно. После «Мстителей» уже очевидно, что во всех последующих картинах этой серии Локи будет одним из героев – так прочно он вписался в сюжет.

В этой записи кое что о том, кто такой настоящий, скандинавский Локи, а также о том, где еще можно встретить Локи в литературе.

Локи (также Лофт, Лодур, Хведрунг) – один из «главных героев» скандинавской мифологии. Он фигурирует во многих историях в качестве важного их элемента – иногда это истории про самого Локи, иногда об отвлеченных вещах. В любом случае, фигура Локи в рамках древне-скандинавской картины мира одна из центральных.

Существует, фактически, два Локи, как бы странно это ни звучало. Они отличаются друг от друга характером, делами и, что даже важнее, происхождением.

Так, Локи, который стал прообразом для героя кинофильма «Тор» и «Мстители», был сыном ётуна Фарбаути и гражданки Лаувейи.

Другой Локи, тот, который Лодур, и который, кроме того еще и Яфнхар и Один знает кто еще, фигура настолько темная, что про него я напишу только то, что удалось понять из разнообразных источников: это брат Одина (у него было два брата, которых считают его же ипостасями, и которые, тем не менее, правили в его отсутствие и даже делили с ним одну жену, звали их Вили и Ве), он повелитель Огня и он вместе с Одином сотворил Мидгард из тела поверженного великана Имира, а потом мужчину и женщину. На этом про другого Локи закончим, и просто не будем больше путать его с «настоящим» Локи, который не был асом, повелителем Огня и не сотворял Мидгард (Землю), а также мужчин и женщин.

У «настоящего» Локи была куча других, более важных дел.

Что сделал Локи?

Среди важных дел Локи числится отцовство. Итак, Локи отец следующих существ:

  • Хель – хозяйка мира мёртвых.
  • Фенрир – волк, который слопает солнце во время Рагнарека.
  • Ермунгард – мировой Змей, который фигурирует в литературе даже чаще, чем сам Локи.

Эти трое родились у него от союза с великаншей Ангрбодой.

  • Нари и Нарви – два менее колоритных ребенка от жены Сигюн.

Кроме того, Локи – мать. Как-то раз ему пришлось прикрывать спину асов в небольшом конфликте, связанном с выдачей Фрейи. В общем, он превратился в кобылу и встретился с конем (имя которого вошло в историю, в отличие от многих других имен скандинавской мифологии…) Свадильфари. В результате спустя время Локи родил восьминогого жеребца Слейпнира, на котором теперь катается Один.

Также Локи известен как хороший обманщик. Он обманул:

  • Собственно, строителя Асгарда, который обломался с Фрейей после эпатажного поступка Локи, результатом которого стал Слейпнир.
  • Самого светлого из асов, гражданина Бальдра, сына Одина, которого Локи сначала убил руками слепого Хёда, а потом отказался оплакивать в облике великанши Токк, в результате чего Бальдр так и остался в царстве мертвых (несмотря на ходатайство асов, подкаблучников Одина).
  • Бедного карлика Андвари, который плавал в облике щуки и вообще никого не трогал, и которого Локи не только поймал, но еще и обчистил до нитки, чтобы оплатить собственный промах с убийством выдры, которая оказалась сыном одного авторитетного гражданина.

Еще Локи известен за поступок, который он не совершил, но который ему предначертан Норнами. В предсказании вёльвы Локи «открывает» Рагнарек вместе со своими детьми. Он будет сражаться с Хеймдаллем (который затрубит в рог, возвещающий о начале Рагнарека), и они убьют друг друга.

В кого мог превращаться Локи?

Локи обладал способностью полностью менять свою внешность, так, что никто из живущих, включая асов, не мог узнать его. Среди самых любопытных превращений Локи:

  • Блоха – чтобы украсть у Фрейи украшение.
  • Лосось – чтобы убежать от асов.
  • Лошадь – чтобы сманить Свадильфари.

Вообще таланты Локи к превращению ничем не ограничены и он ими во всю пользовался.

Наказание Локи

После того, как однажды (видимо вследствие сильнейшего нервного срыва) Локи рассказал всем богам, кто они есть и где им место (то есть, по-русски говоря, послал их на три буквы), за ним погналась вся королевская конница и вся королевская рать.

Они догнали Локи, несмотря на то, что тот ухитрился стать лососем, связали кишками его собственного сына Нари (того, что был от законной супруги), затем приковали его к скале, к трем камням (почему не к двадцати шести, собственно?), после чего лыжница Скади (по совместительству инеистая великанша и супруга Ньёрда) подвесила над ним змеюку, яд которой капает ему на лицо, причиняя невероятные страдания. Мстительная женщина, видимо, не могла забыть, как Локи в чем мать родила (прикрыв причинное место козлиной бородкой) плясал возле нее, чтобы рассмешить, ибо именно такое условие великанша поставила в качестве своего приданого.

Верная жена Локи Сигюн не смогла вынести страданий мужа и стала придерживать чашу над его головой, чтобы яд капал в нее. Когда чаша переполняется, Сигюн выливает яд, но на это время яд попадает на лицо Локи – считалось, что именно это вызывает землетрясения, потому что ядом в лицо – это больно.

Роль Локи в мифах

Собственно, Локи был проказником. Как теперь модно говорить, трикстером. Его все любили за то, что он так весело шутит, но когда он пошутил над начальством, его попросили удалиться со сцены.

Одновременно с шутками и розыгрышами Локи совершает куда более серьезные обманы и подставы. Причин на это у него нет, но они ему и не нужны. Образ Локи был и остается синонимом двуличности и лживости, хотя мифологический Локи вообще не воспринимает понятия «лжи» и «правды». Локи хулиганит не потому что мерзавец, а потому что положено по сказке.

Дети Локи (Фенрир, Хель, Слейпнир, Ермунгард) фигурируют в самых разных обликах в западной культуре очень часто. Их имена буквально стали нарицательными, все чаще авторы не поясняют, что именно в их тексте имеется ввиду под словом «Ермунгард» и т.п.

Книги, посвященные каноничному образу Локи:

  • «Старшая Эдда», Сэмунд Мудрый (возм.)
  • «Младшая Эдда», Снорри Стурлусон
  • «Асгард — город богов», Владимир Щербаков
  • «Боги и герои Севера», Патрик Колум

Художественные книги с Локи в одной из центральных ролей:

  • «Асгард Анлимитед», Майкл Стэкпол
  • «Рунная магия», Джоанн Харрис
  • «Маска Локи», Роджер Желязны
  • «Ревущая Труба», Спрэг де Камп

Художественные книги, в которых присутствует Локи, но не является центральным героем:

  • «Американские боги», Нил Гейман
  • «Мой Рагнарёк», Макс Фрай
  • «Замок на стыке миров», Виктор Чирков

Полезные ссылки:

Галерея jen-and-kris – художников, у которых много очень красивых или забавных работ по марвеловским Тору и Локи.

На вики неплохая статья по Локи, хотя там и путаются в некоторых фактах.