Сколько стоили крупнейшие ракетные удары сша. Сколько США тратят на удары по Сирии? Крылатые ракеты большой дальности томагавк

Ракетный комплекс "Томагавк" морского базирования включает крылатые ракеты с надводным или подводным стартом, пусковые установки, систему управления ракетной стрельбой и вспомогательное оборудование.
К началу 70-х годов советский ВМФ стал самым современным технически и технологически и одним из самых мощных морских флотов в мире. Новенькие корабли советского ВМФ: крейсеры 58-го проекта, эсминцы 61-го проекта, атомные подводные лодки 675-го проекта, вооруженные КР большой дальности комплексов П-35 (дальность пуска — 350 км), П-15 (85 км) и П-5Д (500 км) соответственно. Потрясающий "экстерьер" кораблей и их мощное ракетное вооружение поражали воображение и вызывали обоснованную зависть натовских флотоводцев. Большинство надводных кораблей их флотов были заложены еще во времена Второй мировой войны. Натовские надводные корабли, их дизельные и атомные ПЛ вооружены были артиллерийскими системами и торпедным оружием. К тому времени подобное оснащение военно-морских сил выглядело абсолютным анахронизмом. Исключение составляли только 41 ПЛАРБ ВМС США, которые к флоту имели исключительно формальную привязанность, и единичные экземпляры современных кораблей — атомный крейсер УРО "Лонг Бич" и атомный авианосец "Энтерпрайз".
В 1971 году руководство американского морского флота инициировало программу создания стратегической крылатой ракеты для атомных ПЛ. На начальном этапе рассматривались два варианта крылатых ракет (КР).
Первый вариант. Это большая КР калибра 55 дюймов под пусковые установки ракет "Поларис" UGM-27, снимаемых с вооружения. Этот вариант предусматривал принять на вооружение тяжелую КР подводного старта большой дальности полета — до 3000 миль и размещение ракет на борту десяти ПЛАРБ типов "Джордж Вашингтон" и "Этен Аллен" в пусковых установках ракет "Поларис". Тем самым ПЛАРБ становились носителями стратегических крылатых ракет ПЛАРК.
Второй вариант. Малая КР калибра 21 дюйм дальностью полета до 1500 миль под 533-мм торпедные аппараты подводных лодок.
В июне 1972 года был выбран вариант КР под торпедные аппараты. Тогда же программа получила наименование SLCM (Sea Launched Cruise Missile) — крылатая ракета морского базирования. В январе были отобраны два самых многообещающих проекта для участия в конкурсных испытаниях. Первый — фирмы General Dynamics: ракета UBGM-109A, второй — фирмы LTV: ракета UBGM-110A. В феврале 1976-го начались испытания макетов ракет с ПЛ из подводного положения. Ракета BGM-109A была объявлена победителем конкурса еще на начальном этапе испытаний.
В марте того же года флотское начальство принимает решение, что SLCM должна стать основным оперативно-тактическим и стратегическим оружием надводных кораблей. В марте 1980 года состоялось первое летное испытание ракеты BGM-109A, пуск произведен с борта эсминца ВМС США Merrill (DD-976). В июне этого же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта ракеты. Это событие стало знаковым в истории ракетного оружия на море: произведен первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки ВМС США Guitarro SSN-665. В течение трех лет проводились интенсивные летные испытания ракет BGM-109A, произведено более 100 ракетных тестов. В результате в марте 1983 года представитель ВМС США по связям с общественностью объявил: "Ракета достигла эксплуатационной готовности и рекомендуется к принятию на вооружение".
Крылатая ракета "Томагавк" BGM-109 создана в двух основных вариантах: стратегическом (модификации A,C,D) - для стрельбы по наземным объектам и тактическом (модификации B,E) - для уничтожения надводных кораблей. Их конструктивно-схемное построение и летно-технические характеристики идентичны. Все варианты благодаря модульному принципу построения отличаются друг от друга только головной частью.
Состав
КР выполнена по самолетной схеме (моноплан), имеет корпус цилиндрической формы с оживальным обтекателем головной части, складывающееся и утапливаемое в корпус крыло в центральной части и крестообразный стабилизатор в хвостовой. Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, графитоэпоксидного пластика и радиопрозрачных материалов. Для уменьшения радиолокационной заметности на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное покрытие.

Боевой частью стратегической ядерной КР "Томагавк" BGM-109A служит боеголовка W-80 (масса 123кг, длина около 1м, диаметр 0.27м и мощность 200кт). Подрыв производится контактным взрывателем. Радиус зоны разрушения 3км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность ядерной боеголовки стратегической КР "Tomahawk" BGM-109A позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели. По оценке американских специалистов, вероятность уничтожения защищенного объекта, выдерживающего избыточное давление 70 кг/см2, одной КР "Томагавк" составляет 0.85, а БРПЛ "Poseidon-СЗ" - 0.10.
Стратегическая неядерная КР BGM-109C снаряжена моноблочной (полубронебойной) БЧ, a BGM-109D - кассетной, которая включает до 166 малокалиберных бомб BLU-97B комбинированного действия (масса каждой 1.5кг) в 24 связках.
Система управления и наведения КР "Томагавк" BGM-109 A/С/D представляет собой комбинацию следующих подсистем (см.схему):
инерциальной,
корреляционной по контуру рельефа местности TERCOM (Terrain Contour Matching),
электронно-оптической корреляционной DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator).
Инерциальная подсистема управления работает на начальном и среднем участках полета ракеты (масса 11кг). Она включает бортовую ЭВМ, инерциальную платформу и барометрический высотомер. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты в системе координат и трех акселерометров, определяющих ускорения этих отклонений. Подсистема обеспечивает определение места КР с точностью 0.8км за 1ч полета.
В систему управления и наведения стратегических КР с обычной боевой частью BGM-109C и D включена электронно-оптическая корреляционная подсистема DSMAC , которая позволяет существенно повысить точность стрельбы (КВО - до 10м). В ней используются цифровые картины предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР.

Для хранения и запуска ракет "Томагавк" на ПЛА используются штатные торпедные аппараты (ТА) или специальные установки вертикального пуска (УВП) Мк45 (см. схему), а на надводных кораблях-установки контейнерного типа Мк143 (см. схему, фото1, фото2) или УВП Мк41. Для хранения лодочного варианта ракеты применяется стальная капсула (масса 454кг), заполненная азотом под небольшим давлением. Это позволяет сохранять ракету в готовности к применению в течение 30 месяцев. Капсула с ракетой загружается в ТА или УВП как обычная торпеда.


Принцип действия навигационных систем TERCOM и DSMAC на КР "Томагавк"
Вот как сам главный конструктор ракеты Роберт Олдридж — ведущий инженер General Dynamics — описывал свое изделие в журнале "Нейшн" в статье "Пентагон на тропе войны" от 27 марта 1982 года: "Стратегический вариант ракеты рассчитан на то, чтобы пролететь со скоростью 0,7 Маха максимально возможное расстояние на высоте около 20 000 футов. Это считается для ракеты небольшой скоростью, но она обеспечивает наибольшую экономию топлива и следовательно, увеличивает радиус действия. Инерциальная система наведения, управляющая автопилотом во время полета, периодически перестраивается с учетом меняющихся условий при помощи датчика под названием TERCOM. TERCOM может следовать по заранее запрограммированному маршруту с такой точностью, можно сказать, убийственной, что ракета способна уничтожить мишени, даже сверхзащищенные и практически недоступные для более мощных ракет, например, МБР(ред. Dave77777. Тут разработчик явно слукавил). Когда ракета достигает вражеской территории, система наведения переводит ее на столь малую высоту, что позволяет ей избежать обнаружения радиолокационными средствами, и даже если радиолокатор засечет цель, "Томагавк" на экране будет похож на чайку (ред. Dave77777 "Чайка" Газ-13). В пределах 50 миль от мишени ракета снижается на высоту всего 50 футов, увеличивая при этом скорость до 1,2 Маха для последнего броска".
Функционирование ракетного комплекса происходит следующим образом. С получением приказа на применение ракетного оружия командир объявляет тревогу и переводит корабль в повышенную техническую готовность. Начинается предстартовая подготовка ракетного комплекса, на что затрачивается около 20мин. На ПЛА при стрельбе из ТА морская вода подается в трубу аппарата и через отверстия поступает в капсулу с КР. В этот момент в ракете начинает действовать устройство, создающее внутри ее корпуса избыточное давление, примерно равное внешнему, что предохраняет корпус КР от деформации. Лодка выходит на глубину пуска (30-60м) и снижает скорость хода до нескольких узлов. В систему управления и наведения КР вводятся необходимые для стрельбы данные. Затем открывается крышка ТА, срабатывает гидравлическая система выброса КР, и ракета выталкивается из капсулы. Последняя эжектируется из трубы ТА через некоторое время после выхода ракеты. Ракета связана с контейнером фалом длиной 12м, при разрыве которого (через 5с прохождения подводного участка траектории) происходит снятие ступени предохранения и включение стартового РДТТ. По мере прохождения толщи воды давление внутри корпуса КР снижается до нормального (атмосферного), и она выходит из-под воды на поверхность под углом 50°.
При стрельбе из УВП Мк45 открывается крышка шахты, включается система выброса ракеты, и избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету из шахты. При выходе она разрушает мембрану капсулы, сдерживавшей давление морской воды, вертикально выходит на поверхность и, осуществив разворот, переходит на запрограммированную траекторию полета. Через 4-6с после выхода КР из-под воды или с окончанием работы стартового РДТТ пиротехническими зарядами сбрасывается хвостовой термообтекатель и раскрывается стабилизатор ракеты. В течение этого времени КР выходит на высоту 300-400м. Затем на нисходящей ветви стартового участка длиной около 4км раскрываются консоли крыла, выдвигается воздухозаборник, отстреливается за счет пироболтов стартовый РДТТ, включается маршевый двигатель, и КР переходит на заданную траекторию полета (через 60с после старта). Высота полета ракеты снижается до 15-60м, а скорость - до 885км/ч. Управление ракетой при ее полете над морем осуществляется инерциальной подсистемой управления, которая обеспечивает вывод КР в первый район коррекции (как правило, он отстоит от берега на несколько километров). Размеры этого района зависят от точности определения места стартовой платформы и ошибки инерциальной подсистемы управления КР, накапливаемой за время полета ракеты над водной поверхностью.

Наряду с оснащением кораблей ракетным оружием "Томагавк" США проводят широкомасштабную программу развития и совершенствования крылатых ракет морского базирования, которая предусматривает:
Увеличение дальности стрельбы до 3-4тыс.км за счет разработки более эффективных двигателей и топлив, снижения массо-габаритных характеристик.В частности, замена ТРДД F-107 его модификацией, по оценке американских специалистов, дает рост тяги на 19 проц. и уменьшение расхода топлива на 3%. Благодаря замене существующего турбовентиляторного двигателя винтовентиляторным в сочетании со специальным газогенератором дальность полета возрастет на 50% при неизменных массо-габаритных характеристиках ракеты.
улучшение точности наведения на цель до нескольких метров за счет оснащения КР приемной аппаратурой системы спутниковой навигации NAVSTAR и лазерным локатором. В него входят активный инфракрасный датчик переднего обзора и лазер на С02. Лазерный локатор дает возможность осуществлять селекцию неподвижных целей, навигационное обеспечение и коррекцию скорости.
увеличение глубин пуска КР с ПЛА при использовании более мощного стартового РДТТ;
снижение воздействия средств ПВО и ПРО при боевом применении крылатых ракет. Снизить воздействие средств ПВО и повысить боевую устойчивость КР предполагается за счет уменьшения ее радиолокационной заметности, увеличения количества программ полетов, возможности их быстрой замены или корректировки во время полета ракеты. С этой целью планируется применять более производительные ЭВМ и спутниковую связь.
Томагавки воздушного базирования
Стараясь удешивить производство КР компания General Dynamics модернизировала ракету AGM-109 для использования ее с воздушных носителей. Был модернизирован двигатель ракеты. Дорогая инерционная система навигации LN-35 была заменена бесплатформенная интегрированной навигационной системой оснащенной с набором лазерных гироскопов. Воздушное базирование сделано ненужным стартовый ускоритель, необходимый для выброса ракеты из-под воды или ракетной шахты. Навигационные системы были перенесены в хвостовую часть ракеты, освободив место для модульной БЧ.
AGM-109H крылатая ракета средней дальности AGM-109H воздушного базирования. Эта КР с дальностью стрельбы до 550 км предназначена для вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Ракету оснащена кассетной боевой частью, содержащей 28 малокалиберных бетонобойных боеприпасов BLU-106/В. Такой боеприпас весом около 19 кг имеет цилиндрический корпус длиной 110,5 см и диаметром 10 см с крестообразным складывающимся хвостовым оперением, в котором размещаются боевая часть, твердотопливный ускоритель и тормозной парашют. Отстрел боеприпасов производится в направлении, перпендикулярном оси ракеты, последовательно по команде, поступающей от бортовой системы наведения. Темп отстрела должен задаваться в соответствии с высотой и скоростью полета КР для того, чтобы нанести максимальное поражение бетонированной ВПП или укрытиям для самолетов.
После отстрела боеприпас тормозится парашютом и ориентируется под углом около 60° относительно земной поверхности. Затем парашют сбрасывается, и боеприпас разгоняется в направлении цели с помощью твердотопливного ускорителя. Боевая часть, содержащая 3 кг взрывчатого вещества, имеет бронебойный наконечник. За счет высокой кинетической энергии он пробивает бетонное покрытие цели, боеприпас проникает внутрь ее, после чего производится подрыв заряда ВВ. В иностранной прессе отмечается, что BLU-106/В весьма эффективен при действиях как по ВПП, так и по железобетонным укрытиям для самолетов. Носителем ракеты AGM-109H должны были стать B-52G и F-16, хотя крепление ракеты подходит и к другим типам самолетов ВВС США.
AGM-109L крылатая ракета средней дальности воздушного базирования. Предназначена для поражения наземных и морских целей. Навигация ракеты отличается наличием инфракрасной головки самонаведениякоторая, аналогичной, установленой на ракете AGM 65D "Мейверик". AGM-109L оснащена осколочно-фугасной боевой частью WDU-18/B массой 222 кг. Носителем AGM-109L должен был стать палубный штурмовик А-6Е.
AGM-109G крылатая ракета наземного базирования. Ракета конструктивно была выполнена из отдельных функциональных модулей, включавших комбинированную систему управления, ядерную боевую часть, топливные отсеки, выдвижные крылья, маршевый турбовентиляторный двигатель F107-WR-400, хвостовое оперение и твердотопливный стартовый ускоритель. Ракета помещалась в герметичную капсулу с разрываемой защитной диафрагмой. Капсулу устанавливали на транспортно-пусковую установку (ТПУ), смонтированную на автомобильном полуприцепе и представлявшую собой бронированный контейнер на четыре ракеты. В качестве буксировщика использовался тягач М818 концерна МАН


Боевое применение
широкомасштабной военной операции "Буря в пустыне" в 1991 году против Ирака. С надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, развернутых на позициях в Средиземном и Красном морях, а также в Персидском заливе, было выполнено 288 пусков КР Tomahawk, из них 261 ракета модификации TLAM-C, 27 — TLAM-D. 85 процентов из них достигли целей. В последнее десятилетие ракета Tomahawk стала основным средством бомбо-штурмовых ударов во всех крупных операциях, проводимых ВС США: "Лис пустыни" (Ирак, декабрь 1998 г.), "Союзническая сила" (Сербия, апрель-май 1999 г.), "Несгибаемая свобода" (Афганистан, октябрь 2001 г.), "Свобода Ираку" (Ирак, март-апрель 2003 г.). В ходе этих операций израсходовано более 2000 ракет Tomahawk морского и воздушного базирования.
RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (тактический "Томагавк") - эта модификация ракеты — в 1998 году предлагалась флоту фирмой Raytheon как дешевая замена ракетам предыдущего поколения. Главной целью программы Tac Tom была ракета, которая станет обходиться в производстве значительно дешевле (приблизительно на половину), чем современная TLAM-C/D Block 3. Корпус ракеты, включая аэродинамические поверхности, почти полностью выполнен из углепластиковых материалов. Сокращено с четырех до трех количество перьев стабилизатора. На ракете установлен более дешевый турбовентиляторный двигатель Williams F415-WR-400/402. Недостаток новой ракеты — невозможность стрельбы ракетой через торпедный аппарат, только из специальных вертикальных пусковых установок Mk 45 ПЛ. Система наведения обладает новыми возможностями идентификации целей и перенацеливания в полете. Ракета может быть повторно запрограммирована в полете через спутниковую УВЧ-связь на 15 любых заранее предопределенных дополнительных целей. Существует техническая возможность у ракеты барражировать в районе предполагаемой цели в течение 3,5 часа на удалении 400 км от точки пуска до получения команды на поражение цели или же использовать ракету в качестве БЛА для доразведки уже пораженной цели. Общий заказ ВМС на новую ракету в период с 2003 по 2008 г. составил 1353 единицы. КРМБ "Тактический Томахок" Block 4 начали поступать на вооружение ВМС США в 2004 г. Всего планируется закупить 2200 КРМБ данного типа.

ХАРАКТЕРИСТИКИ


Дальность стрельбы,км

BGM-109A при пуске с надводного корабля

2500

BGM-109С/D при пуске с надводного корабля

1250

BGM-109С/D при пуске с подводной лодки

900

Скорость полета максимальная, км/час

1200

Скорость полета средняя, км/час

885

Длина ракеты, м

6.25

Диаметр корпуса ракеты, м

0.53

Размах крыльев, м

2.62

Стартовый вес,кг

BGM-109A

1450

BGM-109С/D

1500

Боевая часть

BGM-109A

ядерная

BGM-109С

полубронебойная - 120кг

BGM-109D

кассетная - 120кг

Маршевый двигатель F-107

Топливо

RJ-4

Масса топлива, кг

550

Вес сухого двигателя, кг

64

Тяга, кг

272

Длина, мм

940

Диаметр, мм

305

Источники

Ракеты «Калибр» и «Tomahawk» способны поражать надводные и наземные цели на большом расстоянии, прорвав противовоздушную оборону противника. Системы Tomahawk и «Калибр» относятся к одному классу ракетного вооружения, что позволяет прямо сравнивать их.

В октябре 2015 года корабли российского военно-морского флота впервые использовали в реальной боевой операции крылатые ракеты «Калибр». Этот удар по объектам незаконных вооруженных формирований на территории Сирии вызвал настоящий фурор, а также показал, что и у России теперь есть ракетные комплексы с высочайшими характеристиками. Несколько дней назад о своем ракетном потенциале напомнили Соединенные Штаты, атаковавшие сирийскую авиабазу Шайрат с использованием крылатых ракет Tomahawk. Вполне естественно, что специалисты и любители военного дела вновь пытаются сравнить российское и американское оружие, а также сделать определенные выводы.

Последние факты боевого применения крылатых ракет российского и американского производства наглядно показывают, что у оружия двух стран есть определенные общие черты. Обе ракеты способны поражать надводные и наземные цели на большом расстоянии и доставлять к указанному объекту боевые части сравнительно большой мощности. Также есть основания полагать, что оба ракетных комплекса имеют определенный потенциал в деле прорыва противовоздушной обороны противника. В целом, системы Tomahawk и «Калибр» относятся к одному и тому же классу ракетного вооружения, что позволяет прямо сравнивать их.

Следует отметить, что на результатах сравнения определенным образом может сказаться разница в возрасте рассматриваемых образцов. Ракеты семейства «Томагавк» были приняты на вооружение США еще в начале восьмидесятых годов, тогда как эксплуатация российских «Калибров» началась лишь несколько лет назад. Тем не менее, не следует забывать, что за прошедшие десятилетия американское оружие неоднократно модернизировалось с получением новых возможностей и повышением основных характеристик. Кроме того, изделия Tomahawk и «Калибр» в настоящее время являются основным оружием своего класса в вооруженных силах двух стран. Поэтому сравнение двух ракет вряд ли столкнется с проблемой их принадлежности к разным поколениям.

Обе рассматриваемые ракеты имеют массу общих черт. Так, они предназначаются для использования надводными кораблями и подводными лодками. Целью такого оружия является доставка боевых частей к объектам противника, расположенным на тактической стратегической глубине. Эти возможности могут быть использованы как для уничтожения тех или иных важных объектов, так и для подавления существующей противовоздушной обороны перед вступлением в бой ударной авиации.

Ракеты Tomahawk

В рамках семейства «Томагавк» американской военной промышленностью было создано несколько ракет различного назначения с отличающимися характеристиками. К настоящему времени в арсеналах военно-морских сил США остаются ракеты нескольких типов. Для атаки наземных целей предлагаются изделия модификаций BGM-109C/UGM-109C и BGM-109D/UGM-109D, как базовых версий, так и прошедшие модернизацию. Такие ракеты могут применяться как надводными кораблями, так и подводными лодками.

Изделие Tomahawk представляет собой крылатую ракету длиной 6,25 м со складным крылом размахом 2,6 м. Стартовый вес, в зависимости от модификации, достигает 1,5 т. Ракета комплектуется маршевым турбореактивным двигателем. Также используется твердотопливный стартовый двигатель, необходимый для прохождения стартового участка траектории. В зависимости от модификации, ракета оснащается инерциальной, спутниковой или радиолокационной системой самонаведения. Ракета несет фугасную или кассетную боевую часть массой 120 кг. Ранее на вооружении состояли «морские» ракеты со специальным боезарядом, но, по имеющимся данным, несколько лет назад от такого оснащения отказались.

Корабельная модификация «Томагавка» может использоваться с пусковыми установками нескольких типов. Ракета хранится и запускается при помощи установки Mk 143 с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами или при использовании универсальной вертикальной пусковой установки Mk 41, каждая ячейка которой принимает по одной ракете. Подводные лодки могут применять такое вооружение, используя стандартные 533-мм торпедные аппараты или отдельные вертикальные пусковые установки типа Mk 45.

Методики стрельбы ракетами разных модификаций различными носителями немного отличаются, но общие принципы схожи. После программирования систем наведения производится выброс ракеты из пусковой установки, затем стартовый двигатель осуществляет первоначальный разгон изделия и выводит его на требуемую траекторию. Затем ракета сбрасывает все лишние элементы и включает маршевый двигатель.

По имеющимся данным, последние морские модификации ракеты Tomahawk имеют дальность полета до 1700 км. Ракеты некоторых предыдущих версий могли доставлять боевую часть на дальность до 2500 км. Скорость полета достигает 890-900 км/ч. Важной особенностью последних модификаций оружия является возможность барражирования в заданном районе и наведения на другую цель после старта. Подобные функции в определенной мере повышают боевой потенциал и гибкость применения ракет.

Крылатые ракеты Tomahawk состоят на вооружении с восьмидесятых годов, и за прошедшие десятилетия успели стать важнейшим элементом американских арсеналов. По имеющимся данным, к настоящему времени было изготовлено и поставлено вооруженным силам более 4 тыс. подобных ракет. Около половины изделий было использовано в ходе учений или реальных боевых операций. С этой точки зрения ракеты семейства удерживают безусловный рекорд в своем классе, который вряд ли когда-либо будет побит.

Впервые «Томагавки» были использованы не на полигоне в 1991 году, во время войны в Персидском заливе. В общей сложности американские военно-морские силы использовали 288 таких ракет (276 были выпущены кораблями и 12 – подлодками). Большинство изделий долетело до своих целей, однако часть ракет была потеряна по техническим причинам либо сбита ПВО противника. В двух операциях 1993 года ВМС США вновь атаковали иракские цели, использовав почти семь десятков ракет. В 1995 году состоялся первый запуск Tomahawk по целям на территории Югославии.

Впоследствии крылатые ракеты использовались кораблями, подлодками и самолетами для уничтожения целей в Югославии, на Ближнем Востоке, в Афганистане и т.д. Последняя на данный момент ракетная атака была проведена 6 апреля. Два американских корабля отправили к сирийской авиабазе 59 ракет. Как вскоре стало известно, только 23 ракеты долетели до своих целей. Оставшиеся, по разным данным, либо упали в море, не долетев до берегов Сирии, либо были сбиты зенитными комплексами.

Из официальных сообщений последнего времени следует, что Пентагон намерен продолжать развитие и модернизацию крылатых ракет семейства Tomahawk. Это оружие, проходя обновление и получая новые возможности, будет оставаться в строю в течение длительного времени. Конкретные планы по замене подобных ракет более новыми образцами пока отсутствуют.

Ракеты «Калибр»

Работы по созданию перспективного ракетного комплекса, результатом которых стало появление семейства «Калибр», стартовали еще в середине семидесятых годов. В течение нескольких следующих лет требования к комплексу изменялись, а кроме того, на ходе разработки сказались некоторые факторы экономического и политического характера. Окончательный облик нового комплекса был сформирован только в начале девяностых годов, и вскоре макеты новых ракет показали широкой публике.

Последующие годы прошли без особых успехов, поскольку российская промышленность попросту не имела возможности полноценно развивать имеющиеся проекты. Ситуация изменилась только в двухтысячных годах, когда было завершено проектирование новых систем и появилась возможность начать испытания. К концу десятилетия была завершена разработка целого ряда ракет различного назначения и комплексов, предназначенных для их использования. В дальнейшем комплексы и ракеты новых типов были включены в состав вооружения новых кораблей и подлодок. Для надводных кораблей предназначается комплекс «Калибр-НК» с пусковой установкой 3С14, для субмарин – «Калибр-ПЛ», использующий штатные торпедные аппараты.

Для атаки наземных целей в комплексах семейства «Калибр» используются крылатые ракеты 3М-14. Такая ракета имеет длину 6,2 м и складное крыло. При сложенном крыле максимальный диаметр изделия составляет 533 мм, что позволяет использовать его вместе со стандартными торпедными аппаратами. Ракета оснащается маршевым турбореактивным двигателем и твердотопливным стартовым. По имеющимся данным, используется система самонаведения, в состав которой входят инерциальная и спутниковая навигационная аппаратура. Поражение цели производится при помощи фугасной боевой части массой до 400 кг.

До определенного времени летные характеристики ракет «Калибр» оставались неизвестными. В рекламных материалах по этому проекту указывалась максимальная дальность на уровне 300 км, однако такие числа были прямо связаны с существующими экспортными ограничениями. Реальная дальность стрельбы оставалась тайной. Осенью 2015 года российские корабли из состава Каспийской флотилии произвели запуск большого числа ракет по целям на территории Сирии. Для достижения указанных целей ракетам пришлось преодолеть около 1500 км. Вскоре появились предположения о более высокой дальности полета, вплоть до 2-2,5 тыс. км. По понятным причинам, официальные лица воздерживаются от комментариев на эту тему.

Видеозаписи, сделанные российскими беспилотниками в ходе контроля результатов применения ракетного вооружения, показали высокую точность комплекса «Калибр». В большинстве случаев ракета подрывает боевую часть либо при столкновении с намеченной целью, либо с минимальным отклонением от нее. В сочетании с большой массой боезаряда это позволяет повысить эффективность уничтожения целей.

Носителями ракет семейства «Калибр» стали почти все новейшие надводные корабли и подводные лодки российского флота. Так, фрегаты проекта 22350 оснащаются двумя пусковыми установками с восемью ячейками для ракет на каждой. Фрегаты проекта 11356, сторожевик «Дагестан» (проект 11661), корветы проекта 20385 и малые ракетные корабли проекта 21631 несут по одной установке. По некоторым данным, в ближайшем будущем такое оружие получат модернизируемые атомные крейсера проекта 1144. Комплекс «Калибр-ПЛ» используется на дизель-электрических подлодках проекта 636.3 «Варшавянка» и 885 «Ясень». Сообщалось о возможности модернизации подлодок других проектов с заменой имеющегося оружия новыми «Калибрами».

Ракетный комплекс «Калибр-НК» впервые был использован 7 октября 2015 года. Четыре корабля Каспийской флотилии ВМФ РФ использовали 26 ракет и уничтожили 11 объектов террористов на территории Сирии. В декабре того же года схожую боевую задачу решила подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону», из акватории Средиземного моря поразившая наземную цель. В дальнейшем корабли и подлодки российского флота неоднократно применяли ударное ракетное вооружение уничтожали различные объекты противника. К настоящему времени было использовано не менее 40-50 крылатых ракет, поразивших несколько десятков целей. В зарубежных средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о падениях ракет во время следования по маршруту, но точные сведения на этот счет, в том числе количество отказавших изделий, отсутствуют.

Проблема сравнения «Калибр» и «Томагавк»

Оценка эффективности и сравнение двух образцов современного ракетного вооружения является достаточно сложной задачей. На реальных показателях боевой работы ракетных комплексов сказывается множество разнообразных факторов, что затрудняет их оценку. Тем не менее, имеющиеся сведения все же позволяют составить общую картину и сделать некоторые выводы.

В случае с ракетами семейства «Томагавк» оценку облегчает тот факт, что за предыдущие десятилетия военно-морские силы США успели принять участие в нескольких боевых операциях и израсходовать огромное количество вооружения. При этом боевые действия велись в разных регионах и против врагов с разными техническими возможностями. К примеру, в 23 сентября 2014 года к целям возле сирийской Ракки и других городов, захваченных террористами было отправлено 47 крылатых ракет. Не располагая современными системами ПВО, террористы не смогли перехватить ракеты и лишились значительного числа своих объектов. Схожим образом завершилась ракетная атака, проведенная 13 октября 2016 года. Пять ракет, направленных к РЛС йеменских хуситов, успешно добрались до своих целей.

Как известно, крылатые ракеты относятся к категории аэродинамических целей и поэтому входят в круг задач зенитных комплексов, имевшихся у некоторых противников США. Согласно разным источникам, во время Войны в Заливе из 288 запущенных ракет иракским военным удалось перехватить и уничтожить до трех десятков. Во время вторжения в Ирак в 2003 году Соединенные Штаты использовали более восьми сотен ракет Tomahawk, часть которых тоже не смогла добраться до целей из-за неподавленной ПВО. Ранее, во время боевых действий в Югославии из 200 с лишним ракет было сбито до 30-40.

Причины таких результатов применения управляемого ракетного вооружения просты и понятны. Имеющиеся летные данные и профиль полета, несмотря на малую высоту и связанные с этим сложности для ПВО, не могут гарантированно защитить ракету Tomahawk от зенитных систем противника. Как показывает иракский и югославский опыт, даже устаревшие зенитные комплексы вполне способны перехватывать ударные вооружения и затруднять нанесение ударов по ключевым объектам.

Тем не менее, на случай наличия развитой ПВО у США имеются соответствующие методики. В случае применения «Томагавков» первыми целями ракет становятся разведанные объекты противовоздушной обороны. Для повышения шансов уничтожения намеченных целей используются массированные удары, полное отражение которых попросту невозможно ввиду ограниченных возможностей зенитных комплексов. Подобная тактика приводит к большому расходу боеприпасов, но позволяет достаточно быстро вывести из строя оборону противника, открыв дорогу ударной авиации.

Более новые ракеты «Калибр» пока не могут похвастать столь долгой боевой карьерой и уникальными количественными показателями применения. На данный момент такое оружие участвовало лишь в одной операции, в ходе которой израсходовали только несколько десятков изделий. Специфика текущего конфликта в Сирии приводит к определенным последствиям, которые в той или иной мере затрудняют определение реальных возможностей комплекса.

Террористические группировки, действующие на сирийской территории, не имеют серьезной противовоздушной обороны, из-за чего российским «Калибрам» попросту нечего прорывать. Как следствие, крылатые ракеты почти беспрепятственно могут пройти к цели и уничтожить ее. Единственной серьезной проблемой в такой ситуации становятся возможные технические неполадки. Ранее сообщалось, что уже в первом залпе 7 октября 2015 года несколько ракет не смогли долететь до своих целей, однако подробные сведения о падении оружия не публиковались. По-видимому, если подобные инциденты и имели место, то лишь несколько раз. Более того, как следует из отчетов российского министерства обороны, даже потери нескольких ракет не смогли помешать выполнению поставленных задач и уничтожению намеченных целей.

Сравнивая современные российские и американские крылатые ракеты, следует учесть важные последствия их существования и применения. До недавнего времени только Соединенные Штаты и Великобритания могли отправить боевые корабли к берегам противника и нанести массированный удар ракетами Tomahawk. Большое число ракет и достаточно высокие характеристики давали высокую вероятность успешного поражения всех намеченных целей. Теперь же подобное оружие появилось и у России. Ракеты с дальностью полета до 1500 км и значительное число их носителей, способных выйти почти в любую точку Мирового океана, является серьезным сигналом для вероятного противника.

Таким образом, главный вывод из имеющейся ситуации связан не с техническими характеристиками, количеством ракет или вероятностью прорыва ПРО. Благодаря появлению и принятию на вооружение ракет семейства «Калибр» в Мировом океане появилась новая сила, способная оказывать влияние на ситуацию в тех или иных регионах. Есть все основания полагать, что по числу развернутых ракет и их носителей российский комплекс никогда не сможет догнать американский Tomahawk, но и в такой ситуации крылатые ракеты будут серьезнейшим инструментом, способным влиять на военно-политическую ситуацию.

Томахок (англ. BGM-109 Tomahawk, [’tɒmə‚hɔ:k] - Томагавк) - американская многоцелевая высокоточная дозвуковая крылатая ракета (КР) большой дальности, стратегического и тактического назначения. Находится на вооружении кораблей и подводных лодок ВМС США, использовалась во всех значительных военных конфликтах с участием США.


BGM-109 Tomahawk разрабатывалась в целом ряде модификаций, включающих:
  • Ракеты морского базирования SLCM (англ. Sea-Launched Cruise Missile): BGM-109A/…/F, RGM/UGM-109A/…/E/H
  • Ракеты наземного базирования GLCM (англ. Ground-Launched Cruise Missile): BGM-109G
  • Ракеты воздушного базирования MRASM (англ. Medium-Range Air-to-Surface Missile): AGM-109C/H/I/J/K/L

История


В 1971 году руководство Военно-морских сил США инициировало работы по изучению возможности создания стратегической крылатой ракеты (КР) с подводным запуском. В начальной фазе работ рассматривались два варианта КР:
Первый вариант предусматривал разработку тяжелой КР с подводным стартом и боль­шой дальностью полета - до 3000 миль (5500 км) и размещение ракет на борту пяти ПЛАРБ типов «Джордж Вашингтон» и пяти типа «Этен Аллен» в пусковых установках БРПЛ UGM-27 «Поларис» (диаметром 55 дюймов), снимае­мых с вооружения. Тем самым ПЛАРБ становились носителями стратегических крылатых ракет ПЛАРК.

Второй вариант предполагал разработку более лёгкой КР под 533-мм (21 дюйм) торпедные аппараты подводных лодок с дальностью полета до 1500 миль (2500 км).


2 июня 1972 года был выбран более лёгкий вариант под торпедные аппараты, а в ноябре того-же года промышленности были выданы контракты на разработку SLCM (англ. Submarine-Launched Cruise Missile) - крылатой ракеты подводного базирования.
В январе 1974 года два наиболее перспективных проекта были отобраны для участия в конкурсных демонстрационных пусках, а в 1975 году проектам фирм «Дженерал Дайнемикс» и «Линг-Темко-Воут» (LTV) (англ. Ling-Temco-Vought) были присвоены обозначения ZBGM-109A и ZBGM-110A, соответственно (префикс «Z» в обозначении является статусным, и в системе обозначений МО США применялся для обозначения систем находящихся «на бумаге», то есть в ранней стадии разработки).


В феврале 1976 года первая попытка пуска из торпедного аппарата (ТА) прототипа YBGM-110A (префикс «Y» в обозначении) закончилась неудачно из-за неисправности ТА. Вторая попытка также не была успешной, из-за нераскрытия консолей крыла. В марте 1976 года, учитывая два безупречных пуска прототипа YBGM-109A и его менее рискованную конструкцию, ВМС США объявила победителем конкурса по программе SLCM ракету BGM-109, а работы по проекту BGM-110 были прекращены.

В тот же период флотское руководство решает, что SLCM должна также встать на вооружение надводных кораблей, поэтому значение акронима SLCM было изменёно на англ. Sea-Launched Cruise Missile - крылатая ракета морского базирования (КРМБ). Лётные испытания YBGM-109A, включая рельефометрическую систему коррекции TERCOM (англ. Terrain Contour Matching) продолжались в течение ряда лет.

В январе 1977 года, администрация президента Джимми Картера инициировала программу названную JCMP (англ. Joint Cruise Missile Project - Проект единой крылатой ракеты), которая предписывала ВВС и ВМС вести разработку их крылатых ракет на общей технологической базе. В это время, ВВС США разрабатывали крылатую ракету воздушного базирования AGM-86 ALCM (англ. Air-Launched Cruise Missile). Одним из следствий реализации программы JCMP стало то, что дальнейшее развитие получили только один тип маршевой двигательной установки (ТРДД Williams F107 ракеты AGM-86) и системы коррекции по рельефу местности TERCOM (McDonnell Douglas AN/DPW-23 ракеты BGM-109). Ещё одним следствием, стало прекращение работ по практически готовой к запуску в производство базовой модификации КР AGM-86A и проведение конкурсных лётных испытаний за роль основной крылатой ракеты воздушного базирования между удлинённым вариантом AGM-86 увеличенной до 2400 км дальности, обозначенным, как ERV ALCM (англ. Extended Range Vehicle, позднее стал AGM-86B) и AGM-109 (модификации YBGM-109A воздушного базирования). После проведённых в период между июлем 1979-го и февралём 1980 года, лётных испытаний, AGM-86B была объявлена победителем конкурса, а разработка AGM-109 ALCM воздушного базирования остановлена.

Морской вариант BGM-109 в это время продолжал развиваться. В марте 1980 года состоялось первое надводное летное испытание серийной ракеты BGM-109A Tomahawk, с борта эс­минца типа «Спрюэнс» USS Merrill (DD-976) (англ. USS Merrill (DD-976)), а в июне того же года выполнен успешный пуск серийного «Томагавка» с подводной лодки USS Guitarro (SSN-665) (англ. USS Guitarro (SSN-665)) проекта «Стёджен». Это был первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки.
Лётные испытания КРМБ Tomahawk продолжались в течение трех лет, за это время было произведено более 100 пусков, как результат, в марте 1983 года, было объявлено о достижении ракетой эксплуатационной готов­ности и были выданы рекомендации к принятию на вооружение.


Первыми модификациями этих ракет, известными как Tomahawk Block I, были стратегические BGM-109A TLAM-N (англ. Tomahawk Land-Attack Missile - Nuclear) с термоядерной боевой частью и противокорабельные BGM-109B TASM (англ. Tomahawk Anti-Ship Missile) с боевой частью в обычном снаряжении. Первоначально, модификации КР для различных типов среды запуска, обозначались присвоением цифрового суффикса, так, индексами BGM-109A-1 и −109B-1 обозначались ракеты надводного запуска, а BGM-109A-2 и −109B-2 - подводного. Однако, в 1986 году вместо цифрового суффикса, для обозначения среды запуска, в качестве первой литеры индекса («B» - обозначавшей множественность сред запуска) стали использоваться литеры «R» для КР надводных кораблей и «U» для КР подводных лодок.
Стоимость одного запуска КР "Томахок" в марте 2011 года составляла около 1,5 миллионов долларов.

Основную сложность в противодействии крылатым ракетам типа «Томагавк» представляет задача обнаружения. Малая ЭПР ракеты накладывает ограничения на требуемую мощность радара, а маловысотный полёт - на его расположение (дальность радиогоризонта для данной высоты).


Все эти ограничения приводят к тому, что на большой дальности подобные ракеты могут быть обнаружены только с помощью самолётов ДРЛО. На средних дальностях обнаружение также возможно с помощью низковысотных обнаружителей, а также специализированными перехватчиками. На малых дальностях "Томагавки" (и им подобные крылатые ракеты) могут быть обнаружены большинством современных как военных, так и гражданских радиолокаторов.


Так как «Томагавк» летит с дозвуковой скоростью, не может маневрировать с большими перегрузками, а также не может использовать ложные цели, то обнаруженная ракета уверенно поражается любыми современными средствами ПВО и ПРО, удовлетворяющими ограничениям по высотности.
Перспективным также представляется использование средств оптико-радиоэлектронной борьбы (в частности - шумопостановщиков, подавляющих сигнал GPS), что позволит значительно снизить точность попадания ракеты, а следовательно - и опасность для обороняемого объекта.

Носители

  • 23 АПЛ типа «Лос-Анджелес», 12 КР;
  • 4 АПЛ типа «Огайо», по 154 КР;
  • 3 АПЛ типа «Сивулф», до 50 зарядов к торпедным аппаратам, в том числе крылатые ракеты;
  • 3 АПЛ типа «Вирджиния», до 12 КР;
  • Британская ударная АПЛ «Астьют» (2007, первая из четырех этого класса), водоизмещение 7200/7800 тонн, срок службы ~ 30 лет, 6 торпедных установок, 48 торпед и ракет;
  • 54 эсминца класса «Арли Бёрк» (англ. «Arleigh Burke» в строю и ещё 8 строятся на верфях Брансуика и Паскагулы, вооружение 90/96 (в зависимости от серии корабля) ПУ "Иджис" ; В универсальном варианте вооружения корабль несет 8 "Томагавков", в ударном - 56.
  • 22 ракетных крейсера класса «Ticonderoga», 122 ПУ "Иджис", в стандартном варианте - 26 КР;
  • С 2013 года спуск 2 новых эсминцев серии DDG-1000 с 80 ПУ каждый

Боевое применение

  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Операция «Решительная сила» (1995)
  • Операция «Удар в пустыне» (1996)
  • Операция «Лиса пустыни» (1998)
  • Война НАТО против Югославии (1999)
  • Вторжение в Ирак (2003)
  • Интервенция в Ливию (2011)

Крылатая ракета представляет управляемую бомбу с крыльями и двигателем, позволяющим пролететь 1,5-2 тыс. километров до цели. Но в конечном итоге на голову противника рухнет заряд, в целом идентичный БЧ обычной, не самой крупной, авиабомбы массой 300-400 кг.

И если в локальных конфликтах на вражеские позиции “высыпают” многие тысячи тонн средств воздушного нападения, то было бы наивно полагать, что применение пары десятков “летающих бомб” может хоть как-то повлиять на ход боевых действий даже в самом несущественном конфликте. Что, собственно, подтверждается текущей хроникой событий: несмотря на ракетные удары ВМФ России и десятки уничтоженных штабов террористов, войне в Сирии не видно конца.

Факт: В ходе операции “Буря в пустыне” военно-воздушные силы коалиции сбросили на позиции иракской армии 144 тысячи тонн бомб. 30% ударов пришлось на высокоточное управляемое оружие, в том числе почти триста крылатых ракет “Томагавк”. В результате ракетно-бомбовой феерии войска Саддама были вынуждены покинуть занятый ранее Кувейт. Однако, несмотря на все выдуманные и реальные потери, ни о каком тотальном разгроме иракских вооруженных сил речи идти не могло. Ирак сохранил значительную часть своего военного потенциала. Иначе с кем вновь доблестно сражались американцы двенадцать лет спустя? Тогда, кстати, пришлось выпустить по иракским целям уже 800 морских крылатых ракет. Это не считая ракетного обстрела в 1998 году (операция “Лиса пустыни”), когда по Ираку дополнительно запустили еще 218 “Томагавков”.

Из приведенной статистики видно, что боевая ценность единичных крылатых ракет, как и любых конвенционных средств, мягко говоря, невелика. Определенный эффект может возыметь лишь их массированное применение, и то лишь при непосредственном соучастии военно-воздушных сил и сухопутных войск.

КРМБ пригодны для поражения стационарных целей с заранее известными координатами, что делает невозможным их применение в условиях быстро сменяющейся обстановки на поле боя. Ситуацию осложняют часы ожидания, когда медлительная ракета (0,6-0,8М) доберется до цели… Наконец, неадекватно высокая стоимость КРМБ по сравнению с обычными авиационными боеприпасами: до $2 млн. долл. за серийный “Томагавк”. Стоимость российских “Калибров” засекречена, но с учетом их штучного производства она превышает стоимость аналогичного “Томагавка” в несколько раз.

Крылатые ракеты морского базирования — вспомогательный элемент для усиления огневой мощи ВВС. И они совсем не похожи на растиражированное в прессе “чудо-оружие”, способное в мгновение ока стереть с земли все базы и армии “вероятного противника”.

Факт: по состоянию на 2016 год ВМФ России располагает 17-ю носителями КРМБ семейства “Калибр”. Среди них:

Многоцелевая атомная подводная лодка К-560 “Северодвинск” (пр. 885 “Ясень”). В средней части атомохода расположено восемь пусковых шахт СМ-343 по четыре ракетные ячейки в каждой (суммарный боекомплект — 32 “Калибра”).

Фрегат пр. 22350 — “Адмирал Горшков”. Установленный на нём корабельный стрельбовый комплекс (УКСК) позволяет разместить на борту 16 “Калибров”.

Три фрегата пр. 11356: “Адмирал Григорович”, “Адмирал Эссен” и “Адмирал Макаров”. На кораблях установлен модуль УКСК на восемь ячеек для “Калибров”.

Сторожевой корабль “Дагестан” (пр. 11661К). Имеет аналогичный модуль УКСК на восемь ячеек.

Малые ракетные корабли пр. 21631 “Буян-М”, пять единиц. Имеют все тот же модуль УКСК на восемь ячеек.

Дизель-электрические подводные субмарины пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”), шесть единиц проекта. Имеют в боекомплекте четыре КРМБ (запускаются через стандартные 533 мм торпедные аппараты).

Итого: 17 кораблей-носителей с размещенными на них 144 ракетами “Калибр”.

Второй крупный оператор крылатых ракет морского базирования — ВМС США. Они располагают значительно более внушительным арсеналом КРМБ и их носителей. “Томагавки” могут быть размещены на борту 85 надводных боевых кораблей и 57 подводных атомоходов.

Все американские крейсеры и эсминцы оснащены универсальными пусковыми ячейками — от 90 до 122 на каждый корабль (лишь у “Замволтов” их число было сокращено до 80). Как показывает практика, при проведении ударных и “карательных” операций до половины пусковых шахт корабля может быть отдано под размещение “Томагавков”. Тем не менее, при несении обычного боевого дежурства число крылатых ракет на борту невелико или они отсутствуют вообще. Большая часть УВП, как правило, пустует ввиду отсутствия адекватных задач и желания командования сократить количество инцидентов путем сокращения числа “опасных игрушек” на борту. Оставшиеся шахты заняты зенитными ракетами, космическими перехватчиками, а также противолодочными ракетоторпедами “Асрок”.

Основной способ размещения “Топоров” на американских подводных лодках — 12 вертикальных шахт в носовой части “Лос-Анджелесов” и “Вирджиний”. Часть устаревших “Лосей” способны запускать КРМБ горизонтальным способом через торпедные аппараты.

Подобным образом хранится и применяется боекомплект лодок “Сивулф” (8 ТА, до 50 морских боеприпасов, в т.ч. КРМБ “Томагавк”).

Наконец, подводные ракетоносцы типа “Огайо”. Четыре из 18 построенных ПЛАРБ в рамках договора СНВ были перестроены в носители крылатых ракет. По семь “Томагавков” в каждой из 22 шахт, где ранее размещались стратегические ракеты “Трайдент”. Оставшиеся две шахты переоборудованы в шлюзовые камеры для выхода боевых пловцов. Итого: каждая подлодка специальных операций может иметь на борту 154 “Топора”. Впрочем, на практике все иначе: пусковые стаканы установлены только в 14 шахтах, остальные восемь отданы под размещения водолазного оборудования. Рекордный залп принадлежит подлодке “Флорида”, запустившей за одну ночь 93 “Томагавка” (операция против Ливии, 2011 г.).

Ввиду высокой унификации ракет и возможности их размещения в любой конфигурации, в соответствии с текущей ситуацией и задачами флота, установить точное число КРМБ на кораблях ВМС США является невозможным. Из представленных фактов видно, что оно может достигать несколько тысяч единиц.

Краткое описание ракет

ЗМ-14 “Калибр” (противокорабельный вариант ЗМ-54 не рассматривался, т.к. конструктивно имеет мало общего с тактической крылатой ракетой БД).

Длина — от 7 до 8,2 метра.
Стартовая масса — по различным данным, от 1,77 до 2,3 тонны.
Дальность полета — от 1,5 тыс. в конвенционном до 2,5 тыс. км в ядерном оснащении (с относительно легкой спец БЧ).
Масса фугасной боевой части — 450-500 кг.

Управление в полете и способы наведения на цель: на маршевом участке ракета управляется инерциальной системой, а также использует данные спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Наведение производится на радиоконтрастную наземную цель с помощью радиолокационной головки самонаведения АРГС-14.

Первые испытательные пуски с отечественных кораблей — 2012 год. При этом экспортные модификации “Калибра” (Club) успешно поставлялись за рубеж уже с 2004 г.

BGM-109 TOMAHAWK

Оригинальный “Боевой топор” с ядерной БЧ был принят на вооружение в 1983 году. В 1986 году появился его конвенционный аналог BGM-109C с фугасной БЧ, с того момента начался рост популярности крылатых ракет.

Ниже представлены данные по модификации RGM/UGM-109E “Тактический Томагавк”, которая является основной модификацией КРМБ, стоящей на вооружении ВМС США. Основные изменения направлены на снижение стоимости боеприпасов (ракеты — не ценность, а расходный материал войны). Уменьшение массы, корпус из дешевого пластика, турбовентиляторный двигатель с минимальным ресурсом, три киля вместо четырех, из-за своей “хрупкости” ракета более непригодна для запуска через ТА. В плане точности и гибкости применения новая ракета, наоборот, превосходит все предыдущие версии. Двухсторонний спутниковый канал связи позволяет перенацеливать ракету прямо в полете. Появилась возможность стрельбы только по координатам GPS (без необходимости иметь фотоизображения и радиоконтрастные образы цели). Классические TERCOM (система навигации, измеряющая высоту рельефа по маршруту полета) и DSMAC (оптические и тепловые датчики, определяющие цель, сверяя данные с загруженной в память ракеты “картинкой”) дополнены ТВ-камерой для визуального контроля состояния цели.

Длина — 6,25 м.
Стартовая масса — 1,5 тонны.
Дальность полета — 1,6 тыс. км.
Масса боевой части — 340 кг.

Некоторые выводы из вышесказанного

1. Крылатые ракеты не являются прославленным “чудо-оружием”. Разрушительная мощь КРБД сопоставима с авиабомбой калибра 500 кг. Можно ли выиграть войну, сбросив на противника всего одну или несколько бомб? Ответ: конечно же, нет.

2. Возможность обстрела целей в глубине территории противника также не является прерогативой КРБД. На вооружении ВКС России имеются тактические крылатые ракеты воздушного базирования с дальностью полета в 5 тыс. км, что значительно превышает показатели любых “Калибров”.

3. Договор по ограничению РСМД, на который ссылаются фанаты “Калибра”, не стоит ломаного гроша. Прежде чем радоваться тому, как был обойден запрет на размещение на суше крылатых ракет с дальностью полета свыше 500 км, нужно подумать: а нужно ли такое оружие вообще? Данная ниша давно и прочно занята авиацией: самолеты “накроют” любую цель, гораздо быстрее и на большем расстоянии, чем способен “Калибр”.

4. Истории на тему того, как пять ракетных катеров прячутся в затонах Волги и “держат под прицелом” всю Европу, оставим на совести журналистов. Возня с МРК, у которого из серьезного вооружения только 8 крылатых ракет, означает одно: ОСК не способна построить боевой корабль океанской зоны, занимаясь профанацией и осваивая средства ГПВ-2020. Такие катера с “Калибрами” не значат ничего на фоне мощи воздушно-космических сил России.

5. Уничтожение объектов американской ПРО в Европе. Поверьте, для этого существуют гораздо более эффективные и действенные способы, чем горстка дозвуковых ракет, которым потребуются часы, чтобы доползти до Румынии.

6. С учетом той разницы в количестве крылатых ракет и их носителей запрет на размещение ядерного вооружения на кораблях (за исключением 14 стратегических подлодок) был безусловной победой российской дипломатии над американской стороной.

7. Надводные боевые корабли строятся как платформы для размещения зенитного вооружения. Это факт. Посмотрите на рождение “Иджисов”, “Тикондерог” и отечественных крейсеров класса “Орлан”. На количество зенитных ракет, радаров и ЗРК на их борту.

Облик ракетного крейсера определяют не ракетные шахты с "Томагавками". Главная конструктивная особенность "Тикондерог" — огромная надстройка с размещенными на её стенах восьмиугольниками антенн радара SPY-1.

Пуски сотен “Томагавков” — дань унифицированной установке вертикального пуска. Позволяющей принять на борт КРМБ вместо части зенитного боекомплекта. Но никак не первостепенная задача для крупного боевого корабля.

(По материалам сайта rusvesna.ru)