Славянская руница значение и применение. Славянские руны и рунический алфавит. Антон Платов "Славянские руны"

Руны распространены по всей Европе. Для древних людей они были символами: поддержки, защиты и процветания. Слово «руна» («run») означает — «секрет» («тайна»). Издревле им приписывались магические свойства. Своя руническая письменность была и у древних язычников-славян. Считается, что славянские руны и сегодня не утратили своих магических свойств.

[ Скрыть ]

История появления старославянских рун

Историки до сих пор не могут определить время появления рунической письменности наших предков, соглашаются лишь в одном: существование древнеславянских рун столь же древнее, как и кельтских. Они опираются на описания арабского писателя Ибн Эль Недима, который нашел знаки докириллической письменности на могильных камнях наших предков. Позже археологи обнаружили и домашнюю утварь с аналогичной символикой.

У деревни Войсковое (Днепр) был найден глиняный горшок с надписью из 12 слов. 6 символов из них были похожи на скандинавские руны, что является свидетельством пересечения представителей этих культур. Аналогичные символы были найдены на культовых предметах разрушенного храма Радегаста.

Описание и применение

Руна представляла собой небольшую табличку, с начертанием символов, имеющих сакральное значение. Чтобы записать и сохранить руны, древние славяне пользовались так называемыми «шлоками» – 9 рядов с 16-ю символами. 16 таких шлок образовывали «Сантии». Картинки со шлоками наносили на драгоценные металлы (золото и серебро) по 4 шлоки на каждой стороне. Считалось, что драгметаллы усиливали письмо, информационную и энергетическую нагрузку рун.

Также для их изготовления использовались:

  • дерево;
  • кожа;
  • кость;
  • бумага;
  • камень;
  • ткань;
  • глина.

Славянские руны, выполненные в металле Славянские руны, вырезанные на дереве

До нашего времени из славянского рунического алфавита дошли только 18 образов, олицетворяющих знаки богов. Однако ученые уверяют – их было гораздо больше.

Историки сходятся во мнении, что руны служили людям не только в качестве знаков письменности, им приписывались магические свойства. Славяне верили в колдовство, как в способ общения с богами. Языческие рунические знаки были призваны помочь расшифровать их послания.

Их наносили на:

  • статуи;
  • тела;
  • домашнюю утварь;
  • скот.

Даже утратив необходимость рунического письма, славянские символы не были вытеснены до конца. Они стали носить исключительно магический смысл.

Их использовали:

  • в гадании;
  • в качестве талисманов;
  • в качестве оберегов;
  • в качестве амулетов.

Обозначение в славянских рунах символов условно, поэтому одна и та же руна могла указывать на комплекс понятий, связанных между собой. Руны древних славян могли читать все, вне зависимости от статуса, что свидетельствует об их значении для наших предков, исповедовавших язычество.

Они верили, что с помощью рун можно:

  • корректировать судьбу;
  • получать помощь;
  • наладить отношения между людьми;
  • развиваться и получать новые знания;
  • обеспечивать защиту рода, здоровья, достатка и себя.

Рунные знаки славян и их толкования имели магическое значение. Изображение рун передавалось из поколения в поколение. Это позволило сохранить наиболее сильные из них до нашего времени. За несколько веков их толкование не изменилось, и по-прежнему они обозначают базовые потребности людей в защите и процветании.

Мир

Славянская руна «Мир» — одна из сильнейших положительных рун. В алфавите она символизирует букву «М».

Ее трактовка — это понятия:

  • Белобог;
  • Древо Мир;
  • внутреннее Я.

Руна символизирует:

  • человека с поднятыми вверх руками;
  • основу мироздания;
  • призывает действовать по законам общества.

С помощью руны просят:

  • помощь;
  • ответ;
  • защиту;
  • понимание ситуации;
  • покой;
  • блага.

Под ее действием человек будет поступать с позиции Добра и Блага для всего человечества, рода. Она заставит переосмыслить существующую картину мира. С помощью руны нельзя повернуть ситуацию себе во благо, если оно будет кого-то ущемлять. Руна означает мировое Родовое Дерево, его основу.

Чернобог

Руна «Чернобог», символизирует буквы «Ц» и «Ч».

Она олицетворяет символы:

  • Чернобог;
  • перевернутое Мировое Древо;
  • тень.

Эта руна создана в противовес руне «Мир» и ассоциируется со злом, смертью.

Руна смерти помогает:

  • разрушить старое;
  • расстаться со старыми отношениями, воспоминаниями;
  • завершить что-то.

Не следует символизировать руну «Чернобог» с абсолютным злом и бояться ее. Она необходима в ряде случаев и может стать полезной. Например, гибель чего-то отжившего и ненужного освободит место для нового. Иногда даже причинение вреда нужно для благих целей (операция).

Алатырь

В славянском алфавите руна «Алатырь» обозначает букву «А».

Основная ее характеристика:

  • священный грааль;
  • величие;
  • начало.

Алатырь есть везде и нигде – это точка «начало-начал», энергия в чистом виде.

Эта руна помогает обрести:

  • силу;
  • знания;
  • возможности;
  • стабильность;
  • открыть дороги, перспективы;
  • восстановиться, излечиться.

Алатырь не имеет негативной или позитивной окраски. За него воюют Белобог и Чернобог, порядок и хаос. Древние славяне считали, что Алатырь является началом всех дорог и всех рек. Его символическое изображение – камень.

Про руну Алатырь можно узнать подробнее из видео автора Муслима Алламова.

Радуга

В древнем алфавите руна отвечала за букву «Р».

Ее основное значение:

  • победа;
  • успех;
  • дорога;
  • радость;
  • результат.

Радуга не признает преград, это кратчайший путь, небесный мост.

Рисунок с руной «Радуга» помогает:

  • в путешествиях;
  • исполнить желаемое (в том числе и с помощью магии);
  • в установлении контакта;
  • проведения переговоров.

Дорога это движение, однако есть первый шаг и итог. Радуга помогает скорее достичь итога. Она ведет к Алатырю, а какой будет этот путь – определяет противоборство Белобога и Чернобога.

Нужда

Руна «Нужда» — символ буквы «Н».

Она может описывать такие понятия как:

  • судьба;
  • Навь;
  • неизбежность.

В положительном смысле руна представляет собой «адское пламя» для провинившихся, а в отрицательном – давление и принуждение к чему-либо, неволю.

Крада

Славянская руна «Крада» символизирует буквы «Г» и «К».

Ее ассоциируют с:

  • огнем;
  • правдой;
  • воплощением;
  • действием.

Огонь в славянской культуре зажигался для богов, как и руна «Крада» он помогал:

  • получить совет от высших сил;
  • получить помощь в сложных делах;
  • избавиться от всего ненужного;
  • очистить путь;
  • достичь цели.

Огонь не терпит лжи, поэтому если прибегать к помощи этой руны нельзя лукавить ни себе, ни людям.

Треба

Букву «Т» в славянском алфавите обозначали руной «Треба».

Эта руна покровительствовала:

  • воинам;
  • странникам;
  • твердым духом людям.

Также ею обозначали жертву богам.

Руна поможет:

  • установить правила и требования;
  • соблюдать правила;
  • выиграть в борьбе, соперничестве;
  • превозмочь свои слабости;
  • преодолеть трудности.

Что касается жертвенности, руна подразумевает принесение в жертву чего-то для достижения цели. Однако в жертву принимается ни что-то абстрактно далекое, а себя на пути к познанию и силе.

Сила

Буква «С» в алфавите древних славян обозначали руной «Сила».

Она символизирует:

  • силу;
  • обретение знаний;
  • обретение целостности.

К «Силе» прибегали для:

  • усиления какого-либо действия;
  • сосредоточенности;
  • призыва и способности принять поток божественных сил;
  • следования к намеченной цели без оков сознания;
  • направления по наикратчайшему пути к победе.

Ветер

Руной «Ветер» наши предки обозначали букву «В».

Ее ассоциировали с:

  • Велесом;
  • ветром;
  • силой;
  • знаниями.

Славяне верили, что «Ветер» поможет:

  • уничтожить старое;
  • окончить какое-то дело;
  • развеять энергию;
  • очистить разум.

Его сила в скорости. Ветром нужно научиться управлять, а оседлав его – получить силу. Использовать ее нужно осторожно, задавая вектор движения.

Руна помогает раскрыть:

  • внутреннее Я;
  • самосовершенствоваться;
  • развиваться.

В магии она символизирует силу воздуха, тела и духа.

Берегиня

«Берегиня» — одна из сильнейших защитных рун славян. Она символизирует букву «Б».

Руна покровительствует:

  • матери Макошь;
  • земле;
  • судьбе;
  • новым начинаниям.

Защитные руны особенно ценились нашими предками. Берегиня — это женское начало, зарождение нового.

Руна помогает:

  • привлечь достаток и удачу;
  • укрепить семью;
  • защитить от неприятностей себя и свою семью;
  • воззвать к справедливости.

Для женщин руна имеет дополнительное значение, т. к. усиливает:

  • женскую красоту;
  • силу;,
  • притяжение;
  • мудрость;
  • наделяет хитростью.

Олицетворяя материнское начало, она покровительствует земле, семье.

Однако у Макоши есть и вторая ипостась, по прошествии времени она забирает жизнь, также легко как дала ее в начале пути. Поэтому руна «Берегиня» двойственна. В перевернутом виде она говорит о смерти.

«Берегиня» – это руна судьбы и земли.

Уд

Руна огня, любви, страсти и юности «Уд» в славянском алфавите обозначала букву «У». Ассоциировалась с богом Яром и со светилом (Ярило).

Уд использовали для:

  • придания женщинам женственности, мужественности – мужчинам;
  • появления огня страсти;
  • укрепления любви;
  • радости.

«Уд» ассоциировали с весной и пробуждением, красотой и молодостью.

Леля

«Леля» — славянская руна воды, влечения, любви. Ею изображали букву «Л».

Руну предпочитали наносить на обереги, чтобы пробудить:

  • любовь;
  • интуицию;
  • радость;
  • защиту семьи.

Дочь своей матери, Лелю почитали за:

  • красоту;
  • молодость;
  • истину;
  • интуицию;
  • силу и мощь воды, способную каплей пробивать стены.

Рок

Славянам не чуждо было понятие судьбы и предопределения. Его они обозначали руной «Рок». В алфавите руна имела значение буквы «Х». Непознанное и скрытое, но неизбежное – так славяне трактовали этот символ.

Если он выпадал в гадании, его интерпретировали как переход из одного состояния в другое. Также, эта руна символ того, что в игру вступают высшие силы, и исход ситуации непредсказуем. «Чему быть, того не миновать», так воспринимали ее наши предки.

Опора

Буква «О» в славянской письменности представлена руной «Опора».

Ею обозначались такие понятия как:

  • коловрат;
  • родина;
  • столб;
  • опора.

Боги считались опорой мира, его осью, поэтому эта руна была незаменима, когда миру требовалась поддержка.

В магии «Опора» это:

  • помощь и защита богов;
  • ключевая цель;
  • твердость духа и намерений.

Даждьбог

Со славянской руной «Даждьбог» ассоциировали:

  • плодородие;
  • добро;
  • достаток;
  • богатство.

Ею обозначали букву «Д».

Даждьбог это мудрый дедушка. Который бережет свой род и для пользы дела может наградить его и наказать. Он любит добро и стремится его приумножить.

Руна помогает:

  • достичь постоянства и уверенности в завтрашнем дне;
  • привлечь удачу и достаток;
  • приумножить заработанное;
  • добиться положительного результата;
  • обзавестись новыми связями, друзьями, знакомствами.

Однако не стоит ждать добра из ниоткуда. Даждьбог покровительствует каждодневному труду.

Перун

Руна «Перун» отвечала за справедливость. В алфавите обозначалась как буква «П».

«Перун» бог справедливости, причем абсолютной. Если кто-то не прав, он должен быть повержен, вплоть до смерти. Он олицетворял суд в чистом виде. Твердый и жесткий, к нему обращались лишь с том случае, когда были абсолютно уверены в своей правоте.

Эта руна – талисман воина, защищавшего свою Родину. Ему нужна была лишь справедливость и победа. Полумер для этого божества не существовало.

Есть

Руна «Есть» — это символ жизни и движения, она за естественный ход событий и вещей. В алфавите представляла букву «Е».

К руне обращались в случаях когда:

  • нужна была энергия для жизни;
  • просили выздоровления;
  • просили изобилия и достатка.

В раскладах на будущее она говорила о:

  • фиксации достигнутого;
  • улучшении ситуации;
  • достатке;
  • улучшении здоровья.

Исток

Буква «И» в славянском рунном алфавите была представлена руной «Исток».

Она говорила о:

  • начале;
  • льде;
  • неподвижности;
  • корне;
  • исходной точке.

Исток помогал славянам:

  • достичь равновесия;
  • нейтрализовать что-то;
  • начать какое-то дело.

Руна не имеет ни положительного, ни отрицательного значения, в гадании она говорит о необходимости нейтрализации позиций, заморозке. Это нужно для того, чтобы ум стал яснее и ярче обозначилась цель.

Рунические комбинации

Расшифровка славянских рун позволит создать и уникальные комбинации, подходящие под конкретные случаи и цели. Это происходит из-за того, что привлекается энергия не одного божества, а нескольких. Магия символов поможет раскрыть потенциал. Однако не стоит прибегать к рунам, не узнав их значение. Древняя сила может наказать за неправильное ее использование.

Для использования таких комбинаций необходимо соблюдать правила:

  1. Хранить тайну. Чем меньше людей знают о ваших проблемах, тем лучше.
  2. Соблюдать доверительные отношения. Обращаться к высшим силам нужно доверяя им.
  3. Быть готовым действовать. Руны способны направить энергию, действовать придется самостоятельно.
  4. Уметь ждать. Всему свое время.

Используя одну комбинацию для получения желаемого, лучше не менять ее до достижения результата. Меняя символы, меняется общий смысл и посыл. Вся проделанная ранее работа аннулируется.

Комбинации для разных случаев
Для любви (Есть–Уд–Сила) Эта комбинация поможет найти и объединить жизнь с преданным и надежным спутником. В этой связке символ «Есть», читаемый как женская красота, поможет раскрыть женственность и силу, сообщит мужчинам, что женщина готова к появлению в ее жизни партнера. «Уд» описан как символ мужского начала. Это очень сильная руна, способная привлечь в жизнь мужчину. «Сила» же поможет сделать процесс «притирки» более мягким, сгладит углы. Это мощный знак, способный соединить двух людей.
Для семейного счастья (Нужда–Леля–Алатырь) Это сочетание рун поможет избежать мелких ссор и разногласий в семье. «Нужда» говорит о необходимости семейных отношений. Она расскажет стоит ли сохранять эти отношения или пора расходиться. «Леля» поможет завести ребенка, исцелит женщину от бесплодия. «Алатырь» откроет своему носителю реальность.
Для богатства (Даждьбог–Сила-Опора-Леля) «Даждьбог» – символ богатства и денег. «Сила» – это победа, руна помогает преодолеть все трудности, дает силы. «Опора» – знак постоянства, а «Леля» — радости и удовлетворения.

Фотогалерея

Ниже представлено фото славянских рун.

Алатырь Берегиня Чернобог

Было бы глупо и наивно предполагать, что у древних славян не было никакой письменности до создания Кириллом и Мефодием знаменитой азбуки. Конечно, она была. Но данных о ней сохранилось очень мало. Мы знаем, что символы наподобие букв у славян назывались рунами.

Руны – это особые славянские символы, которые использовались не только для письма, но и для гаданий и магических обрядов. Их часто находили при археологических раскопках и относили к первому-четвертому векам новой эры. Все славянские руны являются хранителями древней мудрости и знаний. Иногда их еще называют оберегами. Они появились и существовали задолго до возникновения кириллицы.

Славянские руны, которые использовали для письма Ха’Арийцы (по сути дела, это был их алфавит), назывались Каруной. В то время она была наиболее совершенной системой письма. Однако один символ Каруны означал либо букву, либо целое слово и даже образ. Считается, что в этой самой Каруне 144 знака – руны.

Славянские руны и их количество остаются для нас великой тайной. По некоторым данным, рун было более трех миллионов. Известные нам восемнадцать символов – это лишь крупица от всего рунического алфавита. Они, кстати, относятся к наиболее древним символам.

Как писать славянскими рунами?

Дело это непростое, здесь есть своя четкая система. Во-первых, писать нужно по шестнадцать знаков в ряду, а рядов должно быть девять. Во-вторых, может быть и 32, и 64 символа в ряду. В этом случае Вы будете иметь дело с переводом. То есть каждая вторая (а иногда и третья) руна – это интерпретация предыдущей.

Как читать славянские руны?

Правильное читать руны очень важно, чтобы понять смысл написанного. Строки изначально читаются как обычно, как мы привыкли – слева направо. А затем читаем строки, напротив, справа налево, начиная с самого последнего символа девятой строки. Поднимаемся как бы снизу вверх. Причем чтение может осуществляться двумя способами – буквенными и образными. Выше уже было сказано, что один символ может представлять собой либо букву, либо образ. Конечно, для начинающих читать и писать рунические тексты будет очень сложно. Но, если хорошенько потренироваться, то все получится!

Руны. Таинственные символы древней культуры. Документальный фильм.

Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpошлого столетия; некотоpые из пpиводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к «pyнице», некотоpые оказались пpосто несостоятельными, но pяд доводов сохpаняет силy до сих поp.

Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей, yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные «особыми», негеpманскими pyнами. Было бы совеpшенно абсypдно пpедполагать, что Титмаp, бyдyчи человеком обpазованным, мог бы не yзнать стандаpтные младшие скандинавские pyны, если бы имена богов на идолах были бы начеpтаны ими.

Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоpя о славянах конца I-го тысячелетия, yказывает на сyществование y них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись). В чешской песне «Сyд Любyши», сохpанившейся в списке IX века, yпоминаются «дески пpавдодатне» - законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.

Hа сyществование y древних славян pyнического письма yказывают и многие аpхеологические данные. Дpевнейшими из них являются находки кеpамики с фpагментами надписей, пpинадлежащей чеpняховской аpхеологической кyльтypе, однозначно связанной со славянами и датиpyемой I-IV веками н.э. Уже тpидцать лет томy назад знаки на этих находках были опpеделены как следы письменности. Пpимеpом «чеpняховского» славянского pyнического письма могyт послyжить обломки кеpамики из pаскопок y села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный чеpепок из Рипнева, относящийся к той же чеpняховской кyльтypе и пpедставляющий собой, веpоятно, осколок сосyда. Знаки, pазличимые на чеpепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фpагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифpовка надписи.

В целом, кеpамика чеpняховской кyльтypы дает весьма интеpесный, но слишком скyдный для осyществления дешифpовки матеpиал. Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе). Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков. Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтению, несмотpя на то, что попытки дешифpовки были пpедпpиняты. Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической. Сходство есть, и не только сходство - половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами Фyтаpка (Скандинавия). Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз - pомб, поставленный на веpшинy.

Дpyгyю - более позднюю - гpyппy свидетельств пpименения славянами pyнического письма обpазyют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников пpежде всего yкажем на так называемые Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше.

Еще одним - поистине yникальным - памятником «балтийской» славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского хpама Радегаста в Ретpе.

Происхождение

Как и pyны скандинавских и континентальных геpманцев, славянские pyны восходят, сyдя по всемy, к севеpоиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных ваpиантов альпийской письменности, котоpой владели, помимо севеpных этpyсков, живyщие по соседствy славянские и кельтские племена. Вопpос о том, какими именно пyтями италийское письмо было пpинесено в поздние славянские pегионы, остается на данный момент полностью откpытым, pавно как и вопpос о взаимовлиянии славянской и геpманской pyники.
Hеобходимо отметить, что pyническyю кyльтypy следyет понимать гоpаздо шиpе, чем элементаpные навыки письменности - это целый кyльтypный пласт, охватывающий и мифологию, и pелигию, и опpеделенные аспекты магического искyсства. Уже в Этpypии и Венеции (землях этpyсков и венедов) к алфавитy относились как к объектy, имеющемy божественное пpоисхождение и могyщемy оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствyют, напpимеp, находки в этpyсских погpебениях табличек с пеpечислением алфавитных знаков. Это - пpостейший вид pyнической магии, pаспpостpаненный и на Севеpо-Западе Евpопы. Таким обpазом, говоpя о дpевнеславянской pyнической письменности, нельзя не затpонyть вопpос о сyществовании дpевнеславянской pyнической кyльтypы в целом. Владели этой кyльтypой славяне языческих вpемен; сохpанилась она, сyдя по всемy, и в эпохy «двоевеpия» (одновpеменного сyществования на Рyси хpистианства и язычества - 10-16 века).
Пpекpасный томy пpимеp - шиpочайшее использование славянами pyны Фpейpа - Ингyз. Дpyгой пpимеp - одно из замечательных вятических височных колец 12-го века. Hа его лопастях выгpавиpованы знаки - это еще одна pyна. Тpетьи от кpаев лопасти несyт изобpажение pyны Альгиз, а центpальная лопасть - сдвоенное изобpажение той же pyны. Как и pyна Фpейpа, pyна Альгиз впеpвые появилась в составе Фyтаpка; без изменений пpосyществовала она около тысячелетия и вошла во все pyнические алфавиты, кpоме поздних шведско-ноpвежских, в магических целях не пpименявшихся (около 10 века). Изобpажение этой pyны на височном кольце не слyчайно. Рyна Альгиз - это pyна защиты, одно из ее магических свойств - защита от чyжого колдовства и злой воли окpyжающих. Использование pyны Альгиз славянами и их пpедками имеет очень дpевнюю истоpию. В дpевности часто соединяли четыpе pyны Альгиз так, что обpазовывался двенадцатиконечный кpест, имеющий, видимо, те же фyнкции, что и сама pyна.

Вместе с тем следyет отметить, подобные магические символы могyт появляться y pазных наpодов и независимо дpyг от дpyга. Пpимеpом томy может послyжить, напpимеp, бpонзовая моpдовская бляха конца I-го тысячелетия н.э. из Аpмиевского могильника. Одним из так называемых неалфавитных pyнических знаков является свастика, как четыpех-, так и тpехветвевая. Изобpажения свастики в славянском миpе встpечаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно - свастика, символ огня и, в опpеделенных слyчаях, плодоpодия, - знак слишком «мощный» и слишком значительный для шиpокого использования. Как и двенадцатиконечный кpест, свастикy можно встpетить и y саpматов и скифов. Чpезвычайный интеpес пpедставляет единственное в своем pоде височное кольцо, опять же вятическое. Hа его лопастях выгpавиpовано сpазy несколько pазличных знаков - это целая коллекция символов дpевней славянской магии. Центpальная лопасть несет несколько видоизмененнyю pyнy Ингyз, пеpвые лепестки от центpа - изобpажение, ясное еще не вполне. Hа втоpые от центpа лепестки нанесен двенадцатиконечный кpест, являющийся, скоpее всего, модификацией кpеста из четыpех pyн Альгиз. И, наконец, кpайние лепестки несyт изобpажение свастики. Что ж, мастер, pаботавший над этим кольцом, создал могyчий талисман.

Руна «Мир»

Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.

Руна «Чернобог»

В противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.

Руна «Алатырь»

Руна Алатырь - это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.

Руна «Радуга»

Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога - это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога - это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог… Древняя формула: «Делай, что хочешь, и будь, что будет» могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны: стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.

Руна «Нужда»

Руна Вия - бога Нави, Нижнего Мира. Это - руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.

Руна «Крада»

Славянское слово «Крада» означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада - это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада - очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.

Руна «Треба»

Руна Воина Духа. Значение славянского слова «Треба» - жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.

Руна «Сила»

Сила - достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой - один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

Руна «Есть»

Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву - расти, соки земли - течь по стволам деревьев, а кровь - быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

Руна «Ветер»

Это - руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.

Руна «Берегиня»

Берегиня в славянской традиции - женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

Руна «Уд»

Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово «Уд») связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.

Руна «Леля»

Руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

Руна «Рок»

Это - руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Опора
Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора - это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.

Руна «Даждьбог»

Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога - рог изобилия, или, в более древней форме - котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также - удачное завершение какого-либо дела.

Руна «Перун»

Руна Перуна - бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, - могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.

На настоящий момент много уже сказано о родстве германских и славянских языков. По сути, те и другие представляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со временем почти до неузнаваемости. Однако же древний этот язык просвечивает все-таки сквозь муть позднейших трансформаций и наслоений.

Интересно, что славяне сохранили этот древний язык в гораздо более чистом виде. Так, русское слово хлеб и происходящее от него хлев принадлежат этому языку, но германцы уже в I тысячелетии от Р.Х. утратили их, заменив на современное bread. Сугубо скандинавское, казалось бы, слово ярл (знатный военачальник) происходит от древнего орёл – боевой клички сильнейшего в дружине; но сейчас орёл сохранилось лишь у славян, германцы же (англичане, например) используют слово eagl.

Подобных примеров можно привести много, и один из них – этимологию термина руна – стоит разобрать несколько подробнее, поскольку он имеет самое прямое отношение к теме данного раздела.

Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским rыna – “тайна” и др.-нем. глаголом rыnen (совр. нем. raunen) в значении “шептать” 1. Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением “шепот”, “шептать”; совр. ирл. run “тайна”; шотл.-гэльск. run “жребий” 2. Однако практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX – начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.

Так, пытался в свое время связать слово руна с серб. gronic “говорить” польский славист А.Кухарский. Но против такого толкования равно выступали В.Цыбульский и И.Ягич, находя его “сумасбродным”. А вот против более позднего предположения Д.Жунковича 3 ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии…

Немного отвлечемся. Не позднее самого начала X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: “прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…” Мы не будем комментировать здесь слова Храбра (достаточно и без нас комментаторов), но просто бужем иметь их в виду.

…В свое время мне довелось придти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна 4. В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр. рилля – “борозда”. По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути – “резать” и существительное руна, означающее “прорез”, “борозда”, …РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху и гатааху древние славяне?

Основа run/ran со значением “резать”, “ранить” была известна и древним германцам, – и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как “Пронзающий”, “Наносящий ранения”, “Ранящий”.

Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением “резать” (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение “тайна”, “говорить в тишине” – вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков. Древних рун.

Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор. Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянский храм Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись). В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне – законы, записанные на деревянных досках некими письменами.

На существование у славян рунического письма 5 указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей, принадлежащей черняховской археологической культуре, однозначно связанной со славянами и датируемой I-IV веками от Р.Х. Уже тридцать лет тому назад знаки на этих находках были определены как следы письменности. 6

Примером “черняховского” славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с.Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.

Так, чрезвычайно интересен славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у с.Войсковое (на Днепре). На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты. Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом – календарем. Однако, не существует, к сожалению, ни одного славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех – с другой, двух – с третьей, и оставшихся трех месяцев – с трех разных букв.

В целом неважно, является ли эта надпись надписью в полном смысле слова или же она представляет собой некий осмысленный набор знаков. Читатель, возможо, уже отметил определенное сходство графики этой надписи с графикой рунической. Это действительно так. Сходство есть, и не только сходство – половина знаков (три из шести) совпадают с рунами Футарка. Это руны Дагаз (Футарк, 24), Гебо (Футарк, 7) и второстепенный вариант руны Ингуз (Футарк, 22) – ромб, поставленный на вершину.

Другую – более позднюю – группу свидетельств применения славянами рунического письма образуют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников прежде всего укажем на так называемые Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним – поистине уникальным – памятником “балтийской” славянской руники являются надписи на культовых предметах из разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания славянского храма Радегаста в Ретре 7. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.

После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полу-тысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии 8. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.

В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы – подлинные.

Кроме того, на мой взгляд, весьма убедительным доводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католический священник. От священника мы гораздо скорее могли бы ожидать уничтожения памятников языческой религии (что и было им сделано в отношении части предметов), но уж никак не изготовления статуй языческих богов с языческими же письменами…

Любопытно, что подобный “нигилизм” российских исследователей в отношении славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии; эта коллекция никогда не была опубликована в академических изданиях, но мы, благодаря помощи А.А.Бычкова, имеем возможность поместить здесь прорисовки некоторых из этих памятников.

Вероятно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико 9.

Как и руны скандинавских и континентальных германцев, славянские руны восходят, судя по всему, к североиталийским (альпийским) алфавитам.

Известно несколько основных вариантов альпийской письменности, которой владели, помимо северных этрусков, живущие по соседству славянские и кельтские племена. Вопрос о том, какими именно путями италийское письмо было принесено в поздние славянские регионы, остается на данный момент полностью открытым, равно как и вопрос о взаимовлиянии славянской и германской руники.

Необходимо отметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чем элементарные навыки письменности – это целый культурный пласт, охватывающий и мифологию, и религию, и определенные аспекты магического искусства. Уже в Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) к алфавиту относились как к объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях табличек с перечислением алфавитных знаков. Это – простейший вид рунической магии, распространенный и на Северо-Западе Европы.

Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Владели этой культурой славяне языческих времен; сохранилась она, судя по всему, и в эпоху “двоеверия” (одновременного существования на Руси христианства и язычества – X-XVI века).

Прекрасный тому пример – широчайшее использование славянами руны Фрейра – Ингуз, описанное нами в Главе третьей.

Другой пример – одно из замечательных вятических височных колец XII века. На его лопастях выгравированы знаки – это еще одна руна. Третьи от краев лопасти несут изображение руны Альгиз, а центральная лопасть – сдвоенное изображение той же руны.

Как и руна Фрейра, руна Альгиз впервые появилась в составе Футарка; без изменений просуществовала она около тысячелетия и вошла во все рунические алфавиты, кроме поздних шведско-норвежских, в магических целях не применявшихся (около X века). Изображение этой руны на височном кольце не случайно. Руна Альгиз – это руна защиты, одно из ее магических свойств – защита от чужого колдовства и злой воли окружающих.

Использование руны Альгиз славянами и их предками имеет очень древнюю историю. В древности часто соединяли четыре руны Альгиз так, что образовывался двенадцатиконечный крест, имеющий, видимо, те же функции, что и сама руна. Вместе с тем следует отметить, подобные магические символы могут появляться у разных народов и независимо друг от друга (как то было описано в 6 разделе второй главы). Примером тому может послужить, например, бронзовая мордовская бляха конца I тысячелетия от Р.Х. из Армиевского могильника.

Одним из так называемых неалфавитных рунических знаков является свастика, как четырех-, так и трехветвевая. Изображения свастики в славянском мире встречаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно – свастика, символ огня и, в определенных случаях, плодородия, – знак слишком “мощный” и слишком значительный для широкого использования. Как и двенадцатиконечный крест, свастику можно встретить и у сарматов и скифов.

Чрезвычайный интерес представляет единственное в своем роде височное кольцо, опять же вятическое. На его лопастях выгравировано сразу несколько различных знаков – это целая коллекция символов древней славянской магии. Центральная лопасть несет несколько видоизмененную руну Ингуз, первые лепестки от центра – изображение, ясное еще не вполне. На вторые от центра лепестки нанесен двенадцатиконечный крест, являющийся, скорее всего, модификацией креста из четырех рун Альгиз. И, наконец, крайние лепестки несут изображение свастики. Что же, ювелир, работавший над этим кольцом, создал могучий талисман.

Описание этого уникального височного кольца завершает наш небольшой обзор памятников рунического искусства древних славян. Если смотреть шире и говорить о славянских материальных памятниках древних искусств вообще, включающих в себя, в частности, и прикладную магию, то надо отметить, что объем материала здесь огромен. Величайшая заслуга в изучении и систематизации этого материала принадлежит выдающемуся русскому историку и археологу, академику Б.А.Рыбакову. Его монографии “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987), несомненно, являются на данный момент наиболее подробными фундаментальными исследованиями этого вопроса.

А.В.Платов.

Примечания

1. И.В. Ягич Вопрос о рунах у славян / / Энциклопедия славянской филологии. Издание Отделения русскаго языка и словесности. Имп. Акад. Наук. Вып.3: Графика у славян. Спб., 1911.
2. N.Pennick. Rune Magic. L., 1992; The Secret Lore of Runes and Other Ancient Alphabets. L., 1991.
3. D.Zunkovic. Die slavische Vorzeit. Maribor, 1918.
4. В качестве примера приведу р.Руну, впадающую в Верхневолжские озера на границе Тверской и Новгородской областей.
5. Автор просит принимать во внимание определение рунического искусства и рунических знаков, данное им в первом разделе данной главы.
6. См., напр.: М.А.Тиханова. Следы рунической письменности в черняховской культуре. В кн.: Средневековая Русь. М., 1976.
7. А.В.Платов. Культовые изображения из храма в Ретре / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996.
8. A.G.Masch. Die Gottesdienstlichen Alferfhnmer der Obotriten, aus dem Tempel zu Rhetra. Berlin, 1771.
9. Подробнее см.: А.В.Платов. Памятники рунического искусства славян / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1997.

Славянские руны как алфавит Богов и древнейший способ общения с ними и между собой уже давно не вызывают споров историков и знатоков Русской Веды. Более того: к нашей великой радости и всеобщей Силе Народа - с каждым днем возрождается Родная Память, и язык Предков учится Братьями и Потомками с таким же великим удовольствием и интересом, как современные иностранные языки.

Как и прежде, из славянских рун создаются обереги с глубоким значением и огромной силой. Наши мастера представляют на страницах этого портала многочисленные работы, в которых каждая славянская руна из алфавита составлена в емкое слово или фразу, и несет определенный посыл и заряд. Многие из утвержденного сегодня алфавита в 18 главных славянских рун имеют перевод в виде букв кириллицы, а самые сильные из них носят имя Родных Богов: Перуна, Чернобога, Даждьбога и Лели.

Но в самом начале знакомства с забытым на века алфавитом славянских рун у многих появляются страх и растерянность - как перевести тот или иной символ, как трактовать вязь и как она действует в амулетах и талисманах?

Зареница будет стараться ответить на все ваши вопросы и попробует рассказать просто и понятно о славянских рунах так, чтобы вы услышали Главное и смогли научиться использовать их Cилу.

Сходство славянских рун, описания, толкования и значения со скандинавским футарком

Те, кто уже хорошо знает скандинавский футарк, с ходу определит сходство с ним описания, значения и толкования многих славянских рун из обозначенного алфавита. Не пытаясь ломать копья, внутренние личные убеждения и претендовать на Истину, а уже тем более производить собственное исследование с серьезными выкладками (все же у нашего интернет-портала цель популярно донести известную информацию и предложения - а не сломать имеющиеся и породить новые споры), отметим - это действительно имеет место Быть.

И даже не важно - кто был первее, яйцо или курица. Славянские и арийские народы изначально имели общие корни и общую культуру, и Братья всегда уважали друг друга, их поведение, обычаи и устои, а потомки уважали Велеса в облике Одина или Одина в Велесовом образе. Именно поэтому многие выбирают тот алфавит и футарк, которым им проще и понятнее пользоваться, как склонность к разговору на том или ином языке, или применение тех или иных народных наречий, а также характерных тому или иному региону акцентов в звуках.

Как бы то ни было - каждую скандинавскую и славянскую руну нужно понять и прочувствовать, настроиться на ее звучание в слове и в душе, понять сердцем - что именно несет она для вас и услышать личное, Важное. Только после такой отработки можно надеяться на то, что ваш диалог с Богами будет услышан верно и быстро прочитать посланный ответ.

На это уходят дни, месяцы и даже годы, ну а если вам срочно нужен оберег со славянскими рунами - обратитесь к Мастерам, которые в совершенстве владеют Родным Древним Языком и имеют налаженную связь с Предками. Они с готовностью помогут создать амулет или талисман, приносящий удачу и разрешение ваших проблем, привлечь благополучие и достаток, поставить защиту Покровителей.

Описание славянских рун: толкование символов и применение в оберегах

Славянские руны с соответствующими целям значениями использовали в создании орнаментов для вышивки домашних оберегов, создания предметов быта: посуды, украшений интерьера, культовых изделиях, верхней и нижней одежды для мужчин, женщин или детей, рушников и поясов.

По переводу славянских рун на рубахе или щите человека можно понять как его принадлежность к Роду, так и роль в нем, а также ощутить - насколько сильна его Вера и Покровительство Богов. В ритуальной символике славянский алфавит также применяется очень активно - Ведуны создают настоящие вязи из рун, несущие после должной активации и намерения огромный посыл и дружное взаимодействие Яви, Нави и Прави.

Применяют славянские руны и в мантике - для эффективной диагностики ситуации и раскладов на предстоящую работу, для выявления результатов проделанной и прогнозов на будущее. Также как и скандинавские, руны наносят на деревянные или каменные плашки, определяют прямые и перевернутые значения, учитывают их при толковании. Чтение славянских рун в том или ином авторском раскладе производится по определенной системе, однако каждая руна всегда является важным предложением и ярким образом в едином, откровенном рассказе Богов.

Обращение к ним перед началом мантики и получение благосклонности повышает Силу Рода и сплоченность, выражает Дух и Волю, помогает осознать Грядущее и подготовиться к этому, порой и изменяя Путь, получив возможность выткать с Матью-Макошью счастливую Долю в Судьбе Рода.

1. Руна Мир

В славянском рунном алфавите символизирует букву М
Основные смыслы: Белбог, Древо Мира, внутреннее Я

Получение помощи, ответа, защиты, понимание ситуации, обращение к Богам и получение покоя и благ, переосмысление и переоценка имеющихся ценностей. Руна будет принуждать к поступку не с точки зрения справедливости, а концепции самого Добра и Блага. Поэтому никогда не используйте ее при негативных воздействиях или попытке повернуть ситуацию в свою пользу.

Мир, руна Белбога в традиционном славянском представлении является образом Бога и Человека как его воплощения в Яви. Ось мироздания - мировое Родовое Древо, так же и позвоночник остов человека - то главное, что является основой Мира. Сама славянская руна символизирует и Дерево, растущее вверх, и человека, с поднятыми вверх руками. Одно из главных значений слова мир - род, общество, община, в которых непременно есть свой Порядок, призывающий соблюдать Законы.

В скандинавском футарке значение славянской руны Мир передают две руны: Манназ - как образ Человека, личности и Альгиз - как образ Бога. Сам же образ БелБога параллелен Хеймдалю, или же Белому Асу. Как и славянский Белый Бог, Хеймдаль охраняет Пределы от сил Хаоса, является главным стражем Порядка.

2. Руна Чернобог

В славянском рунном алфавите символизирует букву Ч или Ц
Основные смыслы: Чернобог, перевернутое Мировое Древо, тень, шут

Перевод и значение славянской руны: в противовес Белбогу Чернобог - абсолютное зло. Чтобы на Пути и в Жизни появилось место для чего-то нового, хорошего - нужно разрушить старое, ненужное. Хотите новой любви, приготовьтесь потерять прошлые воспоминания, и т.д. Чернобог и Белбог - это две стороны Бытия, две грани Равновесия. Руны Мир (Белбог) и Чернобог вместе производят Рок, руну Судьбы. Значение самой руны при переводе: изменение и разрушение, причинение вреда даже в благих целях (например - проведение операции), двойное дно, скрытое присутствие и негативное воздействие.

Если Чернобог защищает от воздействия Хаоса и охраняет мировой Порядок, то Чернобог связывает нас с дорогами и силами Хаоса. Однако считать абсолютное зло только негативным действием или силой будет неправильным, так как Человек состоит из добра и зла, и взгляд на тот или иной поступок и его причины будет абсолютно разными в разных ситуациях.

Именно поэтому существование и взаимодействие Добра и Зла неизменно в ПриРоде и постоянно стремится к Равновесию этих центробежных сил, влияющих на сам Мир.

Руна Чернобога - это бог-трикстер, Шут и Паяц, сражающийся со стражем Порядка и нарушающий установленные Границы. По отношению к человеку руна - тень за нашим левым плечом, которая играючи ведет нас к срыванию личин и разрушению иллюзий. В магии Чернобог помогает разрешать старые ненужные связи и прорываться из замкнутого круга.

В скандинавском футарке руна Чернобог находит большие совпадения в руне Хагалаз и отчасти - в Перте. Одним из образов Чернобога является вездесущий шутник и разрушитель Локи.

3. Руна Алатырь

В славянском рунном алфавите символизирует букву А
Основные смыслы: Мировая года, Священный Грааль, Азы, Начало, Величие

Перевод и значение славянской руны: Алатырь - это Начало, точка преткновения, вокруг которой крутится Мир. Алатырь есть везде и нигде, он и легок и тяжел, он и мал и велик. Это чистая энергия, магия - это с чего начинается Все. Главные значения руны Алатырь в силе, знаниях, возможностях. Цикличности, стабильности, лечении, восстановлении, указании пути - открытия дорог и перспектив.

В скандинавском футарке нет ни одной руны, полностью передающей значение Алатыря. Лишь в некоторой степени можно привести в сравнение руну Йера и Стан из нортумбрийского ряда рун.

Алатырь - это Мировая гора, центр Мира. Именно вокруг Алатыря идет вечная борьба Чернобога и Белбога, сражения и схватки сил Хаоса и Порядка - сохранение закона равновесия. Алатырь, камень-основа - поднятая Богами со дна Окияна горстка земли и перенесенная на Буян-Остров в открытое море.

Под Алатырем берут начало все реки Мира и начинаются все дороги. Магические алтари для обращения к Прави и преподношения Треб - это символическое изображение Алатырь-камня, служащего троном главным Богам.

4. Руна Радуга

В славянском рунном алфавите символизирует букву Р
Основные смыслы: Дорога и Радость, Победа и Успех, Результат

Перевод и значение славянской руны: Радуга - это кратчайший путь от точки А до точки Б, это соединяющий два берега реки небесный мост. Это путь, путешествие, максимальное приближение желаемого, в том числе и с помощью магии, вмешательства Богов. Это установление контакта и радость от общения, успешный итог мероприятия.

Дорога - это состояние движения между Порядком и Хаосом. У дороги нет начала и конца, но есть Источник, Точка первого шага и Итог. Известный девиз «делай, что должен и будь, что будет» - отличная иллюстрация к руне Радуга. У радужного пути есть сердце, и ведет руна к Алатырю. Траекторию пути, скорость движения и другие параметры определяют вечное противоборство сил Чернобога и Белбога, гармоничное воздействие огня и воды, света и тьмы, дня и ночи.

В скандинавском футарке руна Алатырь соответствует по общему значению: дороге, путешествую руне Райдо. Однако последняя символизирует время в путешествии, сам его факт и Путь, порой - длиной в целую жизнь. Остаться же жить на Радуге невозможно, ибо этот путь открывается Богами в конкретное время для конкретной цели.

5. Руна Нужда

В славянском рунном алфавите символизирует букву Н
Основные смыслы: Вий, Навь, Судьба, Кривда, неизбежность

Перевод и значение славянской руны: это руна адского огня, причиняющего боль, заслужившим такую участь. В положительном смысле - это признание своих проблем, потребностей и желаний, какими они бы ни были. В отрицательном - давление и принуждение, трудности, неволя, бедность горькое и тяжкое существование. Обращение к руне - это связь с темным ликом Велеса.

Нужда - это руна Велеса в Образе Ния или иначе Вия, главного Бога Нижнего мира, Нави. Вий, страшный бог - его взгляд сжигает все живое, но этот огонь не дает света и заковывает в цепи, он дает ощущение безнадежности и пустоту. Но порой этот огонь нужен, чтобы развернуть коловрат дороги в нужном тебе направлении. В магии Нужда является запретом на какое-либо действие или предречением материальных трудностей, узами и цепями сознания, закрывающими истинную реальность мироздания.

В скандинавском футарке эта скандинавская руна соответствует значению Наутиза.

6. Руна Крада

В славянском рунном алфавите символизирует буквы Г и К
Основные смыслы: Правда, Огонь, Воплощение, глагол-действие

Перевод и значение славянской руны: Крада - это жертвенный огонь, зажигающийся для Богов не только при сжигании усопших, но и при принесении треб, ритуалах и просьбы совета или помощи в трудных делах. Этот огонь сжигает, убирает все ненужное, мешающее, очищает и открывает путь. Самые главные значения Крады в работе: избавление, признание, стремление к цели, знание и жажда познать, благодарность и выбор.

В скандинавском футарке эта руна более всего соответствует Квеорту. Такое же четкое действие - сильное и необратимое, такая же сила огня и воплощение Божественной силы и замысла. Огонь - это дар Богов людям, поэтому в некоторой степени значению славянской руны Крада соотвествуют скандинавские Кано и Гебо. Это руна действия, глагола - воплощения поставленной цели и намерений. В магии Крада очищает каналы, высвобождает желания и помогает их реализации.

7. Руна Треба

В славянском рунном алфавите символизирует букву Т
Основные смыслы: Воин, жертва, твердость духа

Перевод и значение славянской руны: Это руна воина-странника на дороге к главному - Алатырю. Это руна установления своих правил, требований и если нужно - и жертвы. В игре правила не нарушают. Именно их соблюдение, тщательное изучение и следование им и ведет к победе.

Однако каждая игра и достижение победы подразумевают соперничество, сражение, соревнование - войну. Преодоление трудностей, цель, распределение сил, их трата, достижения, умения, необходимость - вот главные определяющие символику руны Треба слова. Треба схожа по значению со скандинавской руной Тейваз. В северных сказах есть такое предание: когда Боги поймали Фернира - Волка, влекущего за собой Рагнарок, конец Мира, нужно было наложить на зверя крепкие путы для защиты от его силы и действий. Однако сделать это можно было только хитростью. Обещая Ферниру, что Боги только испытают путы и потом снимут их, Тюр положил волку в пасть свою руку как залог обещанного. Путы были наложены, однако не сняты и Фернир откусил руку Тюру. Этой ценой была достигнута победа над Хаосом и продолжение Мира.

Именно неизбежное приношение в жертву чего-либо и подразумевают Тейваз и Треба. Однако не простое жертвоприношение, а принесение в жертву самого главного - самого себя. Воин Духа светлым огнем такой жертвы побеждает оковы сознания и находит путь к Алатырю, дарующему Силу и Знания.

8. Руна Сила

В славянском рунном алфавите символизирует букву С
Основные смыслы: Сила, обретение знаний и целостности

Перевод и значение славянской руны: Она обозначает абсолютно любую силу, действующую на кого-то или на что-то. Это также приложенное усилие - действие, которое изменяет ситуацию или предмет. Начало, воздействие, сосредоточенность, вызов Божественных и стихийных сил, призыв и способность принять в себя поток: все это ключевые характеристики данной руны. В скандинавском футарке Сила по своему значению соответствует руне Соулу. У нордов сила - это не только возможность и способность изменить весь мир и себя, но и следование выбранному пути без оков сознания, который разделяет мысль и бытие. Славяне также следовали такой логической трактовке и нарекали руну символом победы на своими путами и принесением в жертву себя внешнего ради настоящего - высвобождения Духа и собственного «Я». В магии применение этой славянской руны помогает направить вопрошающего на краткий, победный Путь и прояснить задаваемый вопрос, принять решение действовать.

9. Руна Ветер

В славянском рунном алфавите символизирует букву В
Основные смыслы: Велес, Ветер, сила, ведун, знания

Перевод и значение славянской руны: изменчивость, разрушение, окончание, уничтожение, стихийное бедствие, навевание, развеивание, очищение, возможности, скорость - вот в чем таится сила Ветра. Главное - научиться управлять ею и использовать осторожно в своих целях, задав правильный вектор движения. Как правило, в работе ее используют в комбинации с другими рунами именно для уточнения положительной или отрицательной позиции, а также для работы с внутренним Я, совершенствованием и развитием, вызове стихий и использовании энергии воздуха. На уровне магии руна Ветер символизирует магический круг и силу в нем, создавая вихрь и придавая скорости. Эта руна символизирует силу, мудрость, богатство и знания Велеса. Визуально она напоминается сдвоенную Требу - руну воина Духа. Так же, как и Треба, Ветер символизирует странника на пути к камню-Алатырю, направляющемуся за результатом и Силой. На эмоциональном уровне Ветер - это ярость, вдохновение, непреодолимое желание и действие.

10. Руна Берегиня

В славянском рунном алфавите символизирует букву Б
Основные смыслы: мать-Макошь, Земля, Судьба, береза

Перевод и значение славянской руны: Работа с водой и землей, получение силы в новом начинании, удачи, достатка, благополучия, решения всех вопросов семьи и окончание неприятностей, защита, справедливость и покровительство - это главные свойства и значения руны Берегиня. Славится она и усилением таких качеств, как женская красота, мудрость, хитрость, зрелость и плодородие.

Берегиня - материнское начало, в славянских ведах под этим именем подразумевалась Богиня Макошь. Потому руна Матери-Макоши Берегиня ведает и земным плодородием, позволяющим жить людям, и вообще человеческими судьбами. Так как у Макоши две ипостаси - дневная и ночная, то и эта славянская руна в перевернутом значении бывает не только символом жизни, но и смерти. Только частью своих значений она походит на скандинавскую руну Беркана, а также образом Фригги, Небесной матери и Хель, Подземной Матери. По традиции Мать-Макошь как дает жизнь душам на земле, так и отнимает ее по прошествии времени, ткет человеческие судьбы вместе с помощью Доли и Недоли.

Берегиня - это руна судьбы, так как Макошь порой считают продолжением Велеса, как супругу, а также руной силы стихии земли - тяжелой, могучей и благодарной за заботу.

11. Руна Уд

В славянском рунном алфавите символизирует букву У
Основные смыслы: Яровит, Яр, Ярило, огонь, любовь, страсть, юность

Перевод и значение славянской руны: Уд символизирует сына Велеса, Яровита или же сына скандинавского бога Одина, Бальдра. Руна несет его можною силы, делающую женщин женственными, а всех мужчин мужественными - Ярь. В скандинавском футарке Уд соответствует руна Уруз и немного по своим значениям и Ингуз. Это сила - объединяющая два противоположных начала и рождающая новую жизнь, это огонь любви и страсть, творческая вспышка и влечение. Неслучайно слово Уд воспринимается еще как и конечность, член, фаллос - символ плодородия и преображения Хаоса, превращение пустоты в Бытие.

Ярило как руна Уд - это весна, это цветение, пробуждение живого и радость. Это страстные отношения между парой, зачатие, тепло, рост, секс, желание, красота и молодость.

12. Руна Леля

В славянском рунном алфавите символизирует букву Л
Основные смыслы: Леля, любовь, вода, влечение

Перевод и значение славянской руны: Леля, как и продолжение Лады - это молодость, красота, весна, чистые ручьи и таяние холодного снега. В значении руны скрыты любовь, семья, дети, ведовство, интуиция, радость. В магическом аспекте Леля пробуждает интуицию и силу, отправление в поиски за Истинным. Скандинавский футарк имеет сходную по значению руну Лагуз, и по некоторым критериям эта славянская руна сходна с действием Вуньо.

Леля издревле почиталась своими сынами-славянами как дочь Великой Матери. От ее имени произошло множество однокоренных, очень теплых и мягких, главных по силе и значению в жизни человека слов: ляля - ребенок, лелеять и прочие. Будучи сестрой Яровита, владеющего стихией огня, Леля же связана со стихией воды - чистой и постоянно двигающейся, бегущей по ручьям и рекам, поящей родники.

Под разными именами мы встречаем Лелю как богиню силы во многих культурах и сказаниях: морская или речная дева, хранительница священного Грааля и путей к нему, она ведет за собой так же уверенно и целенаправленно как течет водный поток, и ничто не остановит ее на пути к цели. Ее не поймать и не заключить в оковы, однако она обволакивает и струится, наполняя все живое спасительной влагой, смывая горести и печали.

13. Руна Рок

В славянском рунном алфавите символизирует букву Х
Основные смыслы: Рок, Дух, судьба, непознанное, скрытое

Перевод и значение славянской руны: Это карма, предопределение, судьба, неизбежность - это Рок, уготованный Богами. Это отсутствие вариантов, выхода, решимости, но также и важное событие, надежда на лучшую долю.