Сплав по реке витим отчет. Сплав по реке Витим. Забайкалье. Zab-active: Ирина, как Вы вообще приобщились к туризму


Сезон: Сентябрь.

Желание попасть в верхнее течение Витима давно бередило наши сердца, но мечты и реальные возможности – вещи, как правило, не очень совместимые. И поэтому нынешний «золотой сезон» мы решили провести традиционно – спуститься на моторках к устью Конды и порыбачить одновременно на Витиме и на Конде, где, кстати, кроме ленков и тайменей в прошлые года на устье и в месте, которое мы прозвали «Партсобрание», весьма неплохо ловилась щука размером от 4 до 10 кг.

И вот, в ночь когда мы уже сидели на чемоданах, у меня дома раздался телефонный звонок. Звонили из Романовки и сообщали, что завтра утром из села Романовка до села Усть-Джилинда, что по реке примерно в двухстах пятидесяти километрах выше Романовки, отправляется трактор с телегой, который готов немного подзаработать на убитых по рыбалке прид*рках типа нас. Ну что ж, «ночь утра мудренее» - решили мы и на следующий день к обеду уже перегружали свой скарб из «санитарки» в «трактор с телегой». Мы – это Бэн, Хип и я – проверенная временем и уверенная в своих силах команда, ищущая хоть немного приключений на свои нижние части спины.

Трактором оказался обычный Т-40 на «гузках», как выражается местное население. «Гузки» - это уменьшительное от гусениц – самодельного навесного приспособления на задних колесах, напоминающего обычные гусеницы с вездехода.

«Телега», признаться, нас несколько ошарашила – это был обычный прицеп от Уазика, в котором нам втроем вместе с тремя лодками, водкой и другим неотъемлемым снаряжением предстояло трястись по бездорожью девяносто километров.

Девяносто километров – это всего-то полтора дня (или четырнадцать часов чистого хода), если не «откапываться» и не охотиться, т.е. на следующий день к вечеру, грязные и помятые, но с глухарями и тетеревами вместо тушенки, мы наконец-то (на берегу Витима!!!) приступили к процессу, который мы называем «увязываться-укладываться». Первый этап путешествия подошел к концу и, на скорую хлебнув Доширака, мы оттолкнулись с косы и стали с нетерпением ждать, когда затихнет рев трактора, который за прошедшие полтора суток стал для нас неотделимым от шума тайги.

Я бы разделил весь маршрут на пять различных участков:

  • Первый – от устья реки Джилинда до устья реки Алянга;
  • Второй – Зазинские щеки (до выхода из урочища Щеки, которое заканчивается так называемым Сиговым плесом;
  • Третий – Зазинская долина – от Сигового плеса до устья реки Джергалан;
  • Четвертый – от Джергалана до Байсанских порогов;
  • Пятый – от урочища Скалы Байса до Романовки.
Начнем по порядку.


Участок первый: Витим в этих местах протекает по достаточно обширной долине, поэтому перекаты, как правило, мелкие и широкие, конечно когда река в русле. Дно, как и положено на Витиме, почти везде твердое и состоит из мелкого и среднего гладкого галечника, так что на резинках идти – отдых, если не считать, конечно, плесов, которых на этом участке пожалуй 80 процентов. Одним словом – есть где лопатки размять, а вот с адреналином скудно. В первый день прошли буквально километров пять, т.к. «толчок от косы» произошел одновременно с тем, как солнце скрылось за сопками. Спиннинги успели только чуть-чуть замочить, но, несмотря на сумерки, уже не безрезультатно: в устье Джилинды была поклевка некрупного ленка, которая, несмотря на сход, после трактора с телегой воспринялась как первая в жизни! Второй день должен был показать, правильно ли мы определили начало сезона охоты на лососей. Наутро обстоятельства ловли прояснились: уровень реки был ниже среднего и прозрачность воды была выше всяких похвал. Первая половина дня прошла без особых событий, а вот ближе к вечеру ленок весьма разыгрался, причем основная масса поклевок приходилась на плесы – видимо температура воды была уже достаточно низкой. За день было выловлено около шестидесяти особей и единственный минус был в том, что все это были «беляки», средний вес которых составлял примерно 600 гр. К позднему вечеру дотянули до устья реки Киджимит, где и остановились на две ночевки в надежде поймать там настоящих, черных ленков.

Киджимит – это достаточно быстрый и мощный (по верхне-витимским масштабам) правосторонний приток Витима – несмотря на низкий уровень воды, мы нашли только один проходной для забродных сапог перекат, хотя на протяжении шести исследованных нами километров их, наверное, около пятнадцати. Наши надежды попасть на осенний спад рыбы с нерестовой реки не оправдались, но тем не менее Киджимит нас весьма порадовал: за день было выловлено около тридцати ленков и тайменей средним весом от кило до кило двести. Самый крупный ленок на Киджимите был пойман Хипом и весил 1800 гр, хотя и он, и я видели в плесе несколько экземпляров килограмм по шесть, но наши снасти оказались для них не интересными: видимо ночью объелись мышей. Кстати говоря, именно здесь я (наконец-то!) дебютировал в таких приманках, как Rapala Jointed и Night Walker, причем на последнего ловил в сумерках и подробно пронаблюдал весь процесс поклевки – хоть и экземпляры килограммовые, а кайф незабываемый! В общем речка эта красивая, перспективная и интересная как для спиннинга, так и для нахлыста – летом надо будет обязательно сюда наведаться.

До устья реки Алянга шли еще два дня. Видимо наступило «бабье лето», т.к. в обеденные часы в лодке можно было даже загорать. Рыба клевала подстать погоде, т.е. ловилось не много, но стабильно, причем калибр трофеев уже ничуть не уступал Киджимитовскому.

К ночи погода испортилась, а вместе с ней и рыбалка. Подул пронизывающий ветер и по воде потянуло листву, поэтому весь следующий день плотно махали веслами (благо, что по ветру) и к вечеру были уже километрах в пятнадцати ниже по течению от метеостанции Усть-Заза.

Третий участок: Начиная с Сигового плеса сжимающие русло скалы раздвигаются и Витим выходит в долину реки Заза. Здесь он по характеру напоминает первый участок маршрута, разве что чуть-чуть полноводнее. Черных ленков сменяют белячки по 700 – 900 гр. и по сравнению с Зазинскими Щеками нам кажется, что рыбы здесь нет вообще, но вечером видно, что это совсем не так: у каждого в лодке прибавилось веса килограмм по семь-восемь, хотя мелких (до семисот граммов) ленков, так же как и тайменей, отпускали. С точки зрения спортивного интереса этот участок не очень привлекателен – перекаты здесь короткие и достаточно вялые, а расстояния между ними местами доходят до трех километров.

Четвертый участок: От устья реки Джергалан Витим опять зажимают скалистые увалы и шум перекатов не успевает стихать, да и по характеру они здесь такие же, как в Щеках: сплошь и рядом плитняк да обломки скал, так что гляди, что называется, в оба. Тайменя здесь больше, чем нам встречалось выше, и хотя выдающихся экземпляров нам поймать не довелось, трехкилограммовые красавцы заставили подпрягаться не только снасти, но и нервы, тем более что ловить приходилось с дрейфующей по струе лодки, а большинство поклевок случалось как раз перед тем, как входить в перекат. Именно по этой причине вываживание приходилось форсировать, что и привело в нескольких случаях к потере приманки. Но большую опасность для приманки являло собой скалистое дно Витима – при зацепе на сильной струе над перекатом выгрести против течения и отцепиться не было практически ни одного шанса: таким способом на протяжении сплава в Витиме нами похоронен не один Blue Fox и Mepps, а также с десяток «чертей» и воблеров.

В конце четвертого участка нас с глухим рокотом поджидали легендарные (на местном, конечно, уровне) Байсанские пороги. Их три и расположены они на расстоянии примерно в 300-400 метров друг от друга. В связи с такой близостью в большую воду они не разделяются между собой, сливаясь в один бурлящий поток протяженностью 1,5 километра. В этом случае лучше проходить их по малому радиусу и не лезть в вал, хотя если вдруг и снесет немного к центру, то ничего страшного – главное не оказаться на внешнем радиусе, а то придется прыгать с высоты 4-5 метров, причем не на воду, а на каменную гряду, напоминающую собой зубы гигантской рептилии. В этом случае купание неизбежно и чревато потерей снаряжения, а то и летальным исходом. В малую и среднюю воду верхний порог можно пройти либо по центру, либо по правому краю, причем в обоих случаях придется полавировать, чтобы не сесть на камни, благо скорость течения здесь небольшая. Второй порог представляет из себя наибольшую опасность на протяжении, пожалуй, всего маршрута. Здесь нужно обязательно прошвырнуться по берегу и хорошенько осмотреться, т.к. относительно безопасный проход только один и чтобы в него угадать, нужно правильно выполнить вход, т.к. вследствие большой скорости течения маневрировать позже будет почти невозможно. Третий порог больше похож на перекат и не представляет для прохождения никаких сложностей (по крайней мере в малую воду).

Пятый участок: Далее Витим становится относительно спокойным, хотя не таким «болотистым», как на первом и третьем участках: достаточно выраженные перекаты с отличными косами и приямками расположены друг за другом по 2 – 3 шт., затем, как правило, следует плес протяженностью 1-2 (реже три) километра. Рыбалка здесь более вялая, чем на предыдущих участках, что может быть обусловлено большим прессингом со стороны Романовских рыбаков, которые на моторках поднимаются вплоть до урочища Скалы Байса, хотя может и наша команда не достаточно активно облавливала этот участок – все уже насытили свои рыбацкие аппетиты да и пора было поторапливаться домой, поэтому больше налегали на весла, чем на катушки. Ниже долины реки Бутуй начинает попадаться некрупная щука – вследствие обмеления и потепления Витима в последние годы она прочно заняла свою нишу и ее ареал значительно расширился. Недалеко от Романовки есть еще один «достойный» перекат, которого нет на карте и который местные называют «Борона». Опасности для резиновых лодок он не представляет, хотя, когда летишь вниз по двухметровым волнам, нервная система не может остаться безучастной.

Оценки итогов поездки оказались не очень высоки, т.к. основной целью в душе каждого из нас был поимка трофейного экземпляра тайменя или, на худой случай, ленка, что не случилось прежде всего по причине нехватки времени: ловить приходилось «между делом» с лодки и поэтому перспективные места не были обработаны должным образом, а нахрапом поймать крупный экземпляр удается очень редко, почти никогда. Но тем не менее, удовлетворение от путешествия было получено: каждым из нас было выловлено не менее 110 ленков (если не считать тайменей и выпущенных «маломерок»), хотя самое главное – это все-таки общение с тайгой: немного мест сохранилось в нашем цивилизованном мире, где вы найдете такой воздух и такие пейзажи.

Сплав по р. Витим

Район сплава -Забайкалье

Нитка маршрута : Екатеринбург-Чита- п. Романовка - сплав по Витиму- БАМ (мост через Витим)- Таксимо- Екатеринбург.

Сплав средства - 3 катамарана 4-ки + 2 мотора Tohatsu 3,5 и Mercury 3,3.

Сроки чистого сплава 31.07.2014 по 14.08.2014

Заброска

От Читы до п. Романовка добирались на заказанном микроавтобусе. Дорога по большей части грунтовка, но в хорошем состоянии. Продукты и бензин были куплены в Чите заранее. По дороге за 50 км. До Романовки заготовили жерди для катамаранов. Стапель организовали ниже Романовки на 2 км. здесь (53°14"52.19"С 112°48"32.65"В). Берег крутоват но есть спуск к воде. Дров для постройки катамарана близко нет, можно только вернуться назад 1 км (есть береза). Но, нам хватило заготовленных.

Предисловие

Сплав длинный в наши сроки 2 недели без моторов пройти было бы сложно. В первые дни два дня проходили около 50 км при норме 60. уровень воды не большой много перекатов и мелей часто глушим моторы. Потом втянулись, шли с превышением нормы, максимально за день прошли 92 км. На второй половине сплава прошел дождь, вода в реке начала прибывать. В устье р. Колар за ночь после дождя вода поднялась более чем на метр и поднималась два следующих дня (предполагаю, что полный подъем воды за двое суток составил около 3-х метров. В предпоследний день при максимальном уровне воды по реке несет много деревьев. Скорость реки 10….20 км/ч. Все шиверы залиты водой волнение минимальное. За последнюю ночь 6 км от БАМа вода упала более чем на 2 метра.

Для нашей группы пройти Витим за 2 недели было невозможно. На сплаве были использованы 2 двигателя MERCURY 3,3 M и TOHATSU M 3.5 B2 двигатели близнецы и братья. До похода у меркурии была наработка более 100 часов, Дохатсу до конца не прошел обкатку. Винты были 2-х типов с шагом 6 и 7 дюймов. Перед сплавом изучал тему с винтами и все советовали ставить винты с 7 шагом. На сплаве попробовали и те и другие сравнивая скорость, расстояние, потребление топлива, на разных участках реки с разными винтами. Шли кроме первых двух дней сцепкой из 3-х катамаранов. По результатам сплава выкладка получается примерно такая:
-7 шаг винта, проходимое расстояние на 1-й полной заправке (1,4 литра) 20…24 км
(на 1/3 газа более смысла нет) скорость 7,5….9 км/ч.
-6 шаг винта, проходимое расстояние на 1-й полной заправке (1,4 литра) 18…21 км
газа добавляли чуть больше (на слух) скорость 8,5…..11 км/ч.
Из сравнительных результатов видно, что с 6-м шагом скорость несколько больше и движок работает на слух приятнее, хотя топливу расход больше.
В первые 2 для когда шли в формате 2-х спаренных катов с мотором и одного ката с мотором, последний хоть и имел большую скорость, но оторваться на большое расстояние в течении часа не мог. Следовательно рекомендуемая (знатоками) установка 7 шага винта сомнительна. Кстати у TOHATSU M 3.5 B2 по умолчанию идет 7 шаг винта, у MERCURY 3,3 M по умолчанию идет 6 шаг винта. На будущее есть задумка попробовать винт с шагом 5 дюймов для тяжело загруженного катамарана.
На весь сплав в Чите было куплено 120 литров по 60 литров на мотор. На выходе осталось 12…18 литров. Может быть если в последние 4 дня вода так сильно не поднялась бензин ушел бы весь.
Показали движки себя хорошо, за все время срезали всего одну шпонку.

Рыбалка на такой реке могла быть и лучше. С рыбой были всегда, в первые 3 дня ловили только щуку и окуня, дальше пошел ленок. Ловили только на спиннинг, как с берега на стоянках, так и с катамарана на ходу (на перекатах). В последние дни при подъеме воды рыбалки не было никакой. Трофейных рыб не взяли. Самый большой ленок 1.4 кг, щука 4.5 кг.

Выброска

Утром встали как всегда вышли в 10-00 прошли на катах 6 км. По совету местного встали с лева там кде начинаются первые дома по совету местного. День был жаркий по этому удалось просушить все снаряжение. Выбирались до ст. Таксимо на рабочем поезде поезд должен был придти в 19-20 по бурятскому времени, а пришел в 19-00 и поехал как только мы загрузились. В Таксимо не нашли ни квартиры ни гостиницы где бы можно было переночевать т.к. наш поезд был только утром. Из удобств только туалет и душ. Пришлось ночь коротать в зале ожидания. Поезд Нерюнгри -Домой пришел без опоздания, и опять 3 суток изматывающей дороги.

График прохождения маршрута

Пройденное расстояние

Стоянка по GPS

От стапеля прошли 15,6 км

Прошли 44 км

Прошли 62 км

Прошли 63 км встали через 4 км от Поселка

Прошли 66 км

Прошли 72 км

Прошли 67 км

Пошли 92 км

Прошли 55 км

Прошли 54 км встали в устье р. Колар

Прошли 32 км

Прошли 56 км

Прошли 50 км встали у ручья Ралокушеровский

Прошли 6 км Встали перед мостом у лодок

19 дней, XXX километров.

Витим - крупный правый приток реки Лена, одна из самых диких и своеобразных рек Восточной Сибири. Полная длина реки 1978 км. Рождается она на восточных склонах Икатского хребта. В самых верховьях носит название Витимкан. В переводе с эвенкийского "кан" - маленький, т. е. Маленький Витим. Собственно Витим образуется при слиянии Витимкана с рекой Чина, стекающей со склонов Ципиканского массива. Витим на пути к Лене, огибая Витимское плоскогорье и вкрест пересекая хребты Станового нагорья, несколько раз резко меняет направление течения: северо-восточное - в самых верховьях, южное - после впадения Чины, восточное - после слияния с рекой Заза; ниже впадения Каренги река течет на север (с некоторыми отклонениями).Витим - река технически сложная, с разнообразнейшим набором естественных препятствий. Трудности плавания по нему рождены огромной массой воды, которая проносится во время летне-осенних дождевых паводков. Они следуют по Витиму один за другим, приходя то справа, то слева по его крупным притокам. Редко, когда паводок охватывает сразу несколько притоков. Можно с уверенностью утверждать, что плавание по такой реке, как Витим, интереснее, чем на многих других реках, имеющих большие удельные падения.
По своим физико-географическим характеристикам Витим может быть разделен на следующие участки:
  • истоки: село Романовка (устье реки Холой) (501 км);
  • верхнее течение: село Романовка - устье реки Каренга (411 км);
  • среднее течение: устье Каренги - город Бодайбо (776 км);
  • нижнее течение: Бодайбо - устье (290 км).
Основной интерес для туристов-водников представляет верхнее и среднее течения Витима. Для более подробного ознакомления с рекой и установления границ, где происходит изменение ее характера, реку можно разделить, в зависимости от водной обстановки и условий плавания, на несколько участков:
Верхнее течение: 1) село Романовка - устье реки Ингур; 2) устье Ингура - устье реки Каренга; среднее течение: 1) устье Каренги - устье реки Бамбуйка; 2) устье Бамбуйки - Парамский порог; 3) Парамский порог - Делюн-Оронский порог; 4) Делюн-Оронский порог - город Бодайбо.
Что касается участка от истоков до села Романовка, то Витим здесь имеет характер небольшой горной реки, режим которой целиком зависит от летне-осенних дождей. Общее падение на участке 835 м, что дает среднюю величину уклона около 2 м/км. Река очень узкая, маловодная. Русло стеснено крутыми склонами гор, часто сплошь покрытыми осыпями. Много прижимных утесов. Пересекающие реку скальные гряды образуют пороги, а россыпи каменей в русле - мелкие перекаты и шиверы.
От места слияния Витимкана и Чины в Витиме достаточно воды, чтобы плыть на байдарках или надувных судах. Но использование всего этого участка для туристских путешествий весьма проблематично из-за трудностей попадания в верховья реки и большой вероятности длительного маловодья.
У села Романовка Витим, подойдя к отрогам Яблонового хребта, сворачивает на северо-восток и становится более спокойным. Отсюда это уже надежная река для сплава на любых туристских судах.
Здесь и дальше цифры в скобках после названия притока означают примерный километраж от устья основной реки.
Село Романовка - устье реки Ингур (левый приток - 1359 км) - 118.
Первые 35 км туристы встречают только мелкие каменистые перекаты и небольшие шиверы. Берега круто спускаются к воде. Много живописных скальных обрывов. Река идет одним руслом, без островов. Ширина 80 - 100 м. Плыть надо все время по главной струе.
На следующих 25 км насыщенность шиверами растет. Проходы среди камней становятся уже, местами вообще невозможно разобраться в их лабиринте. Такие шиверы опасны для байдарок, катамаранов и надувных лодок, для людей здесь угрозы нет. Всегда вдоль берега можно осуществить проводку. Для плотов этот участок при малой воде непроходим (малой водой здесь называют расходы при горизонтах, лежащих на 1,5 м и более ниже уровня, при котором начинается сплав карбазов).
В большую воду, при горизонтах, близких к сплавному, река преображается. Мелкие и несложные шиверы становятся бурными и опасными. Скорости на них достигают 15 - 17 км/час.
Дальше идут 25 наиболее трудных километров этого участка Витима. Здесь расположены 4 относительно сложные шиверы.
Первая из них - Жиктондинская (ш-1), длиной около 2 км. Состоит из двух гряд камней. Расставлены они свободно, и проход определяется легко. Следом за ней через 4 км идет шивера Маректинская (ш-2), занимающая в общей сложности около 5 км. Она образована тремя грядами камней, пересекающих русло от берега к берегу. В малую воду волнение не более 0,5 м. В 5 км от последней гряды, за крутым левым поворотом реки идет третья, пожалуй, самая неприятная из-за множества камней, шивера Курлуктинская (ш-3). Хаотически загромождая русло, они образуют настоящие лабиринты, движение сквозь которые требует постоянного внимания и осторожности. Заканчивается участок несколькими грядами Ингурской шиверы (ш-4), лежащей прямо в районе устья Ингура.
Вся эта серия преодолевается в основном по главной струе. Для плавания через Курлуктинскую шиверу необходима предварительная разведка. Кроме перечисленных, на этом участке есть еще много небольших шивер длиной от 100 до 1000 м, которые проходятся сходу, хотя на них возможны удары и посадки на камни. Все шиверы, как правило, разделены между собой глубокими неподвижными плесами, где плавание резко замедляется.
Для описанного участка Витима практически нельзя дать рецепта прохождения естественных препятствий. Все они настолько чувствительны к колебаниям горизонтов, что водная обстановка на шиверах может меняться в течение нескольких часов.
Намечать варианты и тактику преодоления препятствий участка каждой группе придется самостоятельно в зависимости от конкретных условий. Отметим только, что при большой воде, с горизонтами, близкими к сплавному, а тем более превышающими его, трудность плавания возрастает, и по главной струе шиверы становятся уже непроходимыми.
Всего на участке насчитывается 32 шиверы разного достоинства и 11 перекатов.
Устье Ингура - устье реки Каренга (правый приток - 1066 км) - 293 км.
Ниже устья Ингура происходит резкое уменьшение падения дна реки. Витим становится глубже и спокойней. На первых 35 км берега по-прежнему очень живописны и дики.
В реке только быстрины и несколько мелких шиверок и перекатов, не нуждающихся в специальном описании.
Потом почти 25 км сплошной плес, имеющий ровное, спокойное течение со скоростями до 5 км/час. Его гладь лишь в нескольких местах рябят небольшие быстрины. Плес заканчивается первым островным разбоем. В главной правой протоке, которая тянется почти на 4 км, расположился длиннейший перекат Пуриконский. Он легко проходится по главной струе, несмотря на обилие торчащих камней.
Ниже переката снова начинается плес, растянувшийся на 25 км. В русле дважды встречаются острова. Дальше еще около 50 км в реке попадаются только небольшие шиверы и мелкие перекаты.
Примерно за 15 км до устья правого притока Хулугли начинается 50-километровый участок реки, занятый серией из 6 шивер под общим названием "Шипишки" ("Шипишка" - по-местному - шиповник; по другой версии, это название возникло от сравнения - "шипят, как кошки"). Первые 5 Малые (ш-5-9), а 6-я - Большая Шипишка (ш-10). Все 5 малых шивер при низких горизонтах каменисты и бурны, но более многоводны, чем предыдущие. Скорость потока незначительна, и потому основную опасность представляют разбросанные по галечниковому руслу надводные и подводные камни. Для прохождения Малых Шипишек их достаточно осмотреть с воды, чтобы наметить путь.
Последняя из этой серии - шивера Большая Шипишка расположена сразу за левым поворотом реки перед бывшим прииском Шипишка. Она имеет длину около 1 км и образована двумя грядами камней. Наиболее трудна для прохождения вторая. Здесь из-за местного увеличения падения и, как следствие, возрастания скоростей очень сильное волнение. Стоячие волны, хотя и пологие, но достигают высоты 1 м. Шивера преодолевается по главной струе, которая идет под правым берегом. Определяется она хорошо. Большинство камней даже при низких горизонтах залито водой, что облегчает плавание.
Ниже прииска на протяжении нескольких километров идут перекаты, образованные от выработок драги.
Последние 100 км, вплоть до устья Каренги, Витим не имеет серьезных препятствий. На пути встречаются только перекаты. Всего на этом участке 14 шивер и 32 переката.
Здесь заканчивается участок верхнего течения реки. Витим устремляется к северу.
Устье Каренги - устье реки Бамбуйка (левый приток - 804 км) - 262 км.
Сразу за устьем Каренги берега поднимаются. Однако горы выходят к воде только через 30 км. Отсюда вдоль реки то справа, то слева встают отвесные скалы, как бы срезанные рекой на поворотах. Некоторые обрывы тянутся на километры. Противоположный берег в таких местах пологий, галечный. В русле много островов, которые, как правило, разбросаны группами. Они низкие, поросшие лесом, с крупновалунными изголовьями, реже голые - галечниковые. В островах ширина реки с 200 - 250 м увеличивается до 400 м. При низкой воде малые боковые протоки пересыхают в верхней части, и вдоль островов образуются длинные и глубокие заводи, называемые на Витиме курьями.
На этом участке реки нет труднопроходимых препятствий. Его весь можно проплыть при разведке с воды. Осложнения возникают только при причаливании к берегам. Это можно сделать не везде. Мешают прибрежные кусты, скальные обрывы, отдельные камни. Наиболее удобны для коротких остановок и бивуаков острова.
При очень малой воде сплав осложняется камнями, "вырастающими" на шиверах и перекатах, а также прибрежными бычками, крутыми поворотами, которые дают отраженную волну.
При высоких горизонтах река представляет собой сплошной быстроток-стремнину со скоростями от 15 до 18 км/час. В протоках у островов, к которым приурочено сосредоточенное падение, возникает сильное волнение со стояками до 0,75.
Важно отметить, что если до устья Каренги шиверы и перекаты шли часто и основная опасность заключалась в возможности "продраться" на камнях или сесть на одну из полузатопленных каменных "избушек", то ниже на реке начинают властвовать стоячие валы. Река приобретает необычную мощь. Характерным явлением среднего течения Витима становятся улова - круговороты воды с обратным течением в местах глубоких вогнутостей берегов или после шивер и перекатов по бокам их сливов.
Плавание по Среднему Витиму требует постоянной бдительности, так как стремительное течение и холодная вода любую, даже самую небольшую, аварию могут превратить в происшествие с весьма серьезными последствиями.
На этом участие Витим принимает свои наиболее крупные притоки: правые - Калакан (941 км), Калар (885 км) и левый - Ципу (851 км от устья).
Через 25 км ниже устья Ципы горы отступают от реки, долина расширяется и Витим выходит в Бамбуйскую котловину. Теперь по обе стороны низкие заболоченные берега уступом в 1,5 - 2 м обрываются к воде. Река, сохраняя быстрое течение, приобретает спокойный характер. Обходя галечниковые косы, она выписывает плавные, широкие изгибы. Много низких залесенных островов. Почти у каждого из них образуется небольшой перекат.
Еще 22 км - и слева подходит широкая (до 4 км) долина Бамбуйки. Недалеко от ее устья расположен поселок Бамбуйка.
Всего на этом участке 15 шивер и 42 переката.
Устье Бамбуйки - Парамский порог (655 км) - 149 км.
Ниже устья Бамбуйки Витим еще около l12 км течет по котловине. Река широкая, с бодрым, но спокойным течением. Берега низкие, залесенные. Много островов.
Потом горы, замыкающие котловину с севера, снова вплотную подходят к воде: Витим вступает в пределы Южно-Муйского хребта. Скалы стискивают мощную, многоводную реку до 150 - 200 м. Долина приобретает вид темного, глубокого ущелья, крутые, обрывистые берега которого сплошь покрыты осыпями разрушенных скал. Витим кипит и пенится на камнях, во многих местах заваливших русло. Такой характер река имеет на всем 50-километровом участке пересечения хребта.
Это наиболее сложная для плавания часть Витима, где туристам предстоит преодолеть 8 самых бурных и опасных шивер. Характер водной обстановки на них целиком зависит от уровня воды в реке и может резко меняться даже в течение суток. По своему строению и условиям прохождения каждая из шивер требует особого подхода. Но все они имеют одно общее качество - чем выше уровень воды, тем легче обойти стороной основное волнение в главной струе, по которой для туристских судов прохода нет. При низкой воде, когда обнажается масса камней, слагающих русло, и усиливается волнение, некоторые из шивер необходимо обнести.
ерез 8 км после вступления Витима в Южно-Муйский хребет первая шивера на реке - Большая коса (ш-11), длиной около 600 м. Здесь в русло вдается огромная галечно-валунная коса, огибая которую река делает большую петлю вправо. Шивера расположена в самой вершине поворота. Она имеет чистый проход от камней посередине поток даже в малую воду. При высоких уровнях шивера превращается в быстрину.
Через 2 км вторая шивера - Широкая речка (ш-12), длиной 200 - 250 м. Находится она у самого конца правобережной галечной косы перед сужением. В большую воду почти незаметна. Шивера Большая коса и Широкая речка - самые простые на этом участке.
Через 5 км следующая шивера - Большая, или Верхняя Тузалинская (ш-13). Она принадлежит к шестерке самых мощных Витимских шивер, стяжавших печальную славу среди сплавщиков и местного населения.
Шивера расположена на небольшом левом повороте реки. В среднюю воду Витим имеет здесь ширину около 150 м. С правой стороны крутой высокий берег. Поток, отражаясь от скальных выступов, создает вдоль него сильное волнение. Оно постепенно затухающими валами прокатывается по всей ширине реки. Левый берег представляет собой большую галечно-валунную косу, на которую струя сильно наваливает. При спаде воды в русле обнажается много камней - "избушек". Они рассекают поток, создавая высокие, до 0,5 м, косо идущие стоячие волны и еще более осложняя условия плавания.
Длина особенно опасного участка около 1 км. При прохождении шиверы надо стараться прижаться к левому берегу, остерегаясь, однако, навала на прибрежные камни. Чем выше уровень воды, тем меньше камней, торчащих из нее, тем дальше удается отойти от русловых "избушек" и волнения, вызванного скалами правого берега, тем легче прохождение шиверы.
Через 4 км относительно спокойного плавания идет шивера Малая, или Нижняя Тузалинская (ш-14). По характеру она - точная копия своей "большой сестры", только в зеркальном отражении. Здесь происходит небольшой поворот в правую сторону, крутой скальный берег уже слева, а галечная коса справа. В малую воду коса, вдаваясь в реку, стискивает ее до 100 м. В русле из воды выступает много беспорядочно разбросанных каменных глыб. Волнение слабее, чем на Большой Тузалинской. Длина шиверы 600 м. Проходить ее надо вдоль галечной косы правого берега. Для этого после выхода из предыдущей шиверы нужно заблаговременно пересечь Витим. Совсем избежать волнения не удается. Уже на выходе придется преодолеть несколько невысоких, идущих от берега к середине, стоячих волн.
На следующих 6 км скорость течения Витима 10 - 12 км/час. Вся поверхность реки, как оспинами, усыпана водяными "выпорами". По этим буграм в четверть метра высотой и диаметром от 2 до 3 м можно составить представление об огромной силе, таящейся за кажущимся спокойствием реки. Мозаика "выпоров" все время меняется. Поднимающаяся вверх вода с непреодолимой силой бросает туристское судно то вправо, то влево.
Бороться с ее влиянием на курс безнадежно, и ничего другого не остается, как действовать сообразно воле потока, беря его в союзники.
Река с обеих сторон зажата крутыми склонами гор. Ширина всего 100 - 120 м. Почти всегда здесь дует сильный ветер. Если он встречный, то плавание здорово осложняется, особенно для надувных судов. Даже на байдарках с трудом удается держать нужный курс.
"Спокойная" вода заканчивается у устья реки Тулдунь (левый приток), впадающей в Витим двумя рукавами сразу за крутым поворотом вправо. В 0,5 км ниже, напротив старого прииска Многообещающая Коса, гремит шивера Тулдунская (ш-15). Длина ее около 1,5 км.
Правый берег на всей длине шиверы - сплошные скальные обрывы. Под ними, занимая примерно треть реки, идет основная масса воды и образуется сильное волнение с большими пенистыми стоячими волнами высотой до 1,5 м. Волнение вызвано несколькими донными грядами коренных скальных пород, выступающих в реку почти до середины. По правой части реки прохода нет ни для каких туристских судов.
С другой стороны в русло далеко вдается огромная галечно-валунная коса, полузатопленные и подводные камни которой создают сложную водную обстановку и на левой части потока. Но она значительно менее опасна, чем на правой. При низких и средних горизонтах воды шивера проходится вплотную к левому берегу, вдоль кромки галечной косы. Для определения этого пути обязательна разведка. С этой целью надо пристать к левому берегу сразу же за устьем Тулдуни, в начале валунной косы.
При подъемах горизонтов воды картина несколько меняется. В то время как под правым берегом стихия продолжает бушевать, по центру русла выступавшие из воды и полузатопленные камни уходят под воду, и поток здесь выравнивается. А вот у левобережной косы волнение усиливается. Поток начинает отражаться от валунов, образуя большие, до 0,5 - 0,7 м, косо идущие стоячие валы.
Кроме того, если паводок идет и по Тулдуни, то вздувшаяся река, впадая в Витим, рассекает его мощным направленным потоком почти на треть ширины, что осложняет подход и причаливание к началу косы. Поэтому при высоких горизонтах воды Тулдунскую шиверу предпочтительной проходить посередине реки, хотя и придется попрыгать по волнам.
Через 5 км на крутом правом повороте расположена самая опасная, по местным понятиям, шивера - Сивак (ш-16). Такую славу ей создали сплавщики, в течение многих десятилетий терявшие здесь свои грузы, а иногда и жизни. С точки зрения проводки больших судов и плотов это действительно так. Сивакская шивера - самая мелкая (глубина до 1 м) и засоренная камнями.
Фарватер извилистый. Скорости при паводках достигают 18 - 20 км/час. Длина ее около 1,5 км. Для туристских судов, позволяющих обходной маневр мимо основного волнения, прохождение Сивакской шиверы не сложнее, чем Тулдунской.
Левый берег Витима в этом месте скальный, обрывистый, правый - низкая галечная коса, затопляемая по мере подъема уровня воды. Главный поток идет по центру, где и сосредоточено основное волнение.
Уже в среднюю воду с правой стороны открывается широкий проход, спокойный, но мелкий и сильно засоренный камнями. Здесь единственный путь через шиверу. Чтобы выйти к нему, нужно сразу же после Тулдуни пересечь реку и идти вдоль правого берега. Чем выше горизонты воды, тем дальше можно отойти от волнения основной струи, идущей посередине, тем легче прохождение шиверы. Но совсем избежать его не удается, так как конечные валы занимают все русло реки от берега до берега.
Через 3 км Витим делает крутой, почти на 90є, поворот направо. Его воды, отражаясь от отвесной скалы высокого гольца на левом берегу, устремляются к следующей шивере - Благодатной, или Таксимской (ш-17), расположенной в 1,5 км за поворотом. Перед ней Витим несколько расширяется, чтобы затем устремиться вперед в бешеной пляске волн.
Левый берег у шиверы скальный, обрывистый, с несколькими "шпорами" - выступами в реку коренных скальных пород, от которых образуется целый ряд косо идущих стоячих валов. Точно такие же валы идут и от правого берега, где на поверхность выходят огромные плиты коренных скальных пород.
Шивера обманчива. На входе середина совершенно чиста и спокойна. Но всего через 800 м косые валы, отраженные от берегов, сходятся, сшибаясь гривами, поднимают фонтаны брызг и пены. В этом хаосе волн, высота которых достигает 1 - 1,5 м, на байдарке легко перевернуться.
В большую воду шивера преодолевается под правым берегом над затопленной косой. Плавание относительно не сложно, несмотря на обилие камней. При низких горизонтах надо идти там же, но головную часть шиверы - 5 гряд валунов, придется обнести. Обнос всего 350 - 400 м. Однако путь по мокрым и скользким камням труден, и эта операция занимает 3 - 4 часа.
Шивера Благодатная требует обязательной разведки. 2,5 км река течет беспокойно, а затем туристов встречает последняя на участке пересечения Витимом Южно-Муйского хребта шивера Ивановская (ш-18).
Правый берег здесь высокий, обрывистый, левый - низкий, галечный. Основная струя идет под правым берегом. Слева довольно спокойно. Длина шиверы 600 м. В малую воду проходится, как все предыдущие, вдоль галечной косы. В большую - все камни затопляются, и шивера превращаешься в быстрину. Для плавания она не сложена, и опытная группа может допустить ее прохождение с ходу.
Через 3 км окружающие горы, достигнув наибольшей высоты, неожиданно обрываются, и Витим из узкой каньонообразной теснины выливается на простор Муйской котловины. После постоянного сумрака, царившего над ревущей рекой, море света и тишина поражают путешественника.
9 км река течет одним постепенно расширяющимся руслом, затем разбивается на три больших самостоятельных рукава. Основной - судоходной - является средняя протока. Ширина ее 1200 м.
Левая, шириной до 0,5 км, называется Старым Витимом и тянется параллельно основной почти на 20 км, дробясь многочисленными островами. Вправо от главного русла отходит третья протока длиной около 10 км. Она мелководна. Общий разлив Витима по низине достигает 5000 м.
Муйская котловина относительно густо населена. Здесь находятся несколько селений. Основные из них: Толмачевакий - база сплавщиков и лесозаготовителей, Муя - колхоз и аэродром, Неляты - бывшая складская база доставки грузов в Чару. Два первых расположены на левом берегу Витима, в районе устья Муи, последнее - на правом, в 20 км ниже по реке. Остальные селения - Спицыно, Дагобчан, Баргалино и Парамское - небольшие, всего несколько домиков. В Муйской котловине воочию убеждаешься, что такое граница часовых поясов, которая здесь проходит по Витиму. На правом берегу реки всегда на час позже, чем на левом. Если вы опоздали в кино в Нелятах, то вполне можете успеть на тот же сеанс в Муе.
От устья Муи (левый притек - 716 км) Витим делает огромную, более чем 20 км, плаваю очерченную петлю вправо. Течение совсем замедляется и становится незаметным. Река расширяется, местами до 1,5 км. Поселок Неляты расположен на выходе из этой петли на высоком песчанкам берегу, заросшем молодыми сосенками, и хорошо виден издалека. Селения Муя и Толмачевский с главной протоки не видны, так как расположены несколько в стороне от реки. Все Муйское расширение долины реки является участком подпора от Парамского порога. Он как бы узкое горлы шко огромной "бутылки", которая наполняется тремя реками - Видимом, Муей и Куандой (Кондой). Во время паводков это происходит очень быстро. А уходит вода намного медленней, вытекая лишь в узкую щель порога. От этого в Муйской котловине часты наводнения с большим поднятием уровней воды.

План похода по дням:

  1. Автобус Чара - пос. Конда, сбор катамаранов
  2. река Конда, сплав до устья реки Кумка
  3. сплав до устья реки Жипкош
  4. сплав до реки Витим
  5. сплав до устья реки Талая
  6. сплав до устья реки Исхан
  7. дневка
  8. сплав до устья реки Янтала
  9. сплав до устья реки Хулугли
  10. сплав до устья реки Харитоновка
  11. сплав до устья реки Берея
  12. сплав до устья реки Каренга
  13. сплав до устья реки Калакан
  14. сплав до устья реки Калар
  15. сплав до устья реки Бамбуйка
  16. сплав до устья реки Таксимо
  17. сплав до трассы БАМ
  18. запасная дневка на случай дождя, паводка, неблагоприятных условий для сплава
  19. отъезд от станции Витим на местном поезде на станцию Таксимо/Хани
Сроки и цены без учёта дороги:

Река Ципа - левый приток Витима, рождается в горном узле на стыке Икатского и Южно-Муйского хребтов в непосредственной близости от истоков р.Баргузин. Это самый крупный приток Витима (685 км ).

Всю Ципу можно разделить на три совершенно различных участка:

  1. от истоков до выхода в Баунтовскую котловину - 170 км (Верхняя Ципа или Ципикан),
  2. котловинный (Нижняя Ципа) - 235 км ,
  3. от зимовья Ую до впадения в Витим (Ципа) - 280 км , где река пересекает высокогорную зону Станового хребта.

Нижняя Ципа от поселка Баунт до метеостанции Ую

Протяженность 220 км

Ниже оз. Баунт река течет в котловине, ширина реки достигает местами 250-300 м. Скорость течения 2-3 км/ч. По берегам много озер и болот, однако место для стоянки можно найти всегда. Иногда на реке встречаются участки с повышенным уклоном, где скорость течения несколько увеличивается. По всей реке хорошо ловится на блесну щука и окунь, особенно в местах впадения притоков и на выходе из стариц. Сплав затяжной и неинтересен. Препятствий на реке нет, кроме редких коротких перекатов. Единственное интересное место - зона горячих источников в месте впадения р. Шурында, 150 м выше ее устья. Речка делает петлю, напоминающую кратер, в нескольких местах которого бьют горячие источники. Речка мелкая, и смешивая ее воду и источников можно получить вполне удовлетворительную температуру. Вокруг могучий сосновый бор и нет ни одной лиственницы. На полянах остались следы заброшенного поселка. Важно не пропустить это место. Ориентиром является километровый яр на правом берегу, после которого открывается и сам сосновый бор. Перед ним 30-метровая просека. На левом берегу низина и выход из старицы. Столь высокой плотности сосны больше нет нигде на реке. В заводи перед бором и в самой Ципе в этом месте на блесну отлично ловится крупная щука и, возможно, ленок - отмечены сходы очень крупной рыбы.

Следут отметить красивое и рыбное место на правом берегу р. Нижняя Ципа напротив устья р. Вековье (30 км до мс Ую).

Ципа от метеостанции Ую до порога 119

Протяженность 133 км

Это самый интересный и технически сложный участок на маршруте.

В районе зимовья Ую река неожиданно поворачивает на 90° на юг. В Ую находятся гидропост и метеостанция, здесь проводятся круглогодичные гидрометеорологические наблюдения. Ую - последний населенный пункт на Ципе до ее впадения в Витим. Здесь же расположена база геологов. Не исключена возможность договориться со сторожем о приобретении хлеба, крупы, истопить баньку.

Ниже зимовья Ую река Ципа еще около 5 км спокойно течет, направляясь прямо в горы, окружающие котловину. Река делает несколько крутых поворотов и входит в горы. Первые 12 км от зимнего гидроствора метеостанции до устья Талакита (левый приток, на 264 км) поверхность реки относительно спокойна. Здесь идут шиверы. В устье Талакита на относительно высоком берегу брошенная база геологов. До этого места летом спускаются на моторных лодках рыбаки, дальше они заходить не рискуют. В реке Талакит отлично ловится ленок.

Ниже устья Талакита первоначально Ципа разбивается на несколько проток, далее долина приобретает вид узкого, глубокого извилистого ущелья, прорезающего высокогорную часть района. При этом река превращается в бурный поток. Ширина реки 50-100 м, средняя скорость течения 10 км/ч, в порогах и шиверах 18-20 км/ч, а при высокой воде на отдельных порогах до 30 км/ч. При средней воде глубины колеблются от 0,5 м на перекатах до 5-6 м в ямах и под порогами. Линия продольного профиля дна очень крута и сильно изломана. Удельные падения достигают 15 м/км. У мест перегиба сосредоточены все естественные препятствия на реке - пороги, шиверы, перекаты.

На участке от устья реки Талакит до устья реки Кадырин (левый приток), протяженностью 115 км сосредоточено 117 порогов, шивер, перекатов, причем необходимо отметить, что при высокой воде почти все перекаты превращаются в мощные шиверы. Длина порогов и шивер колеблется от несколько десятков до несколько сотен метров. Полное падение на участке составляет 400 м, что дает средний уклон около 3,5 м/км. На особо мощных каскадах порогов и шивер суммарное падение достигает 8-10 м/км.

Все естественные препятствия на реке с известным приближением можно разделить на три основные группы.

  • К первой относятся пороги и шиверы, имеющие удельное падение более 7 м/км, с крупноглыбовом строением дна у берегов реки, большим количеством камней в русле. Эти пороги и шиверы опасны, в основном, из-за высоких валов (в среднюю воду - 2,5-3 м, в высокую - до 4-5 м).
  • Вторую группу составляют пороги и шиверы с удельным падением от 3 до 7 м/км. На них много затопленных и полузатопленных камней, которые делают прохождение технически более сложным.
  • В третью группу входят шиверы и перекаты с удельным падением до 3 м/км. В среднюю воду на них основная трудность - определение правильной линии движения среди камней, а в высокую воду - еще и довольно высокий вал .

Ципа от ручья Кодырин до впадения в реку Витим

Протяженность 149 км

В 1 км ниже порога 119 река Ципа становится более спокойной по сравнению с предыдущим участком. Здесь на расстоянии 149 км разбросано 56 естественных препятствий: шиверы и перекаты. При высокой воде многие шиверы и перекаты очень мощные, с высоким стоячим валом. В Витим река Ципа впадает спокойным мощным потоком. Стрелка образована высоким утюгообразным скальным утесом на правом берегу Ципы.

Витим от устья Ципы до поселка Витим

Протяженность 127 км

На участке от устья Ципы до поселка Бамбуйка река Витим крупных естественных препятствий не имеет. Встречается несколько перекатов с довольно высокими валами. Ниже поселка Бамбуйка Витим образует ряд сильных именных шивер с высоким валом. Общее падение реки на этом участке составляет около 100 м, со средним падением 1 м/км. У поселка Витим река выходит из гор в Муйскую котловину. Средняя скорость на участке составляет 8 км/ч.

Лоция реки Ципа

Продольный профиль реки Ципа на участке мс Ую - устье

(по материалам отчета А.Огаркова)

1. Шивера в 1 км ниже зимнего гидроствора метеостанции. Валы до 1,5 м. Русло чистое. Проходится сходу по середине.

2. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

3. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

4. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

5. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

6. Шивера, вал до 1 м. В высокую воду острова практически затоплены, проход сходу по главной струе.

7. Шивера перед впадением справа реки М.Алинда. Вал до 1,5 м. Проход сходу по центру.

8. Шивера, вал до 0,8 м. Проход сходу по центру.

9. Шивера, вал до 0,8 м. Проход сходу по центру.

10. Мощная шивера. На левом берегу в лесу видны остатки срубов. Необходимо пристать к левому берегу возле срубов для просмотра шиверы. Шивера начинается мощным сливом. По центру валы до 2-2,5 м.

11. Мощный порог. Необходимо просмотреть. В лоциях на среднюю воду рекомендуют просмотр порога делать по левому берегу, при высокой воде просмотр лучше делать по правому берегу (см. Рис 1 ). Порог начинается на правом повороте реки. На входе ряд мощных бочек, валы от 1,5 м на входе до 3-4 м в середине порога. У левого берега большая бочка, затем идет ряд высоких валов, которые достигают своей кульминации после правого поворота. Затем у левого поворота еще ряд бочек и масса высоких валов с постепенно затихающей амплитудой на выходе из порога.

12. Мощный порог. В пороге в шахматном порядке расположен ряд бочек и валы высотой до 1,5 м. Вход в порог по центру, а затем постепенно следует смещаться к левому берегу (см. Рис 2 ).


Рис. 1. Порог 11 Рис. 2. Порог 12

13. Мощная шивера. На входе слева гряда подводных камней. Ниже её поток собирается в мощную струю. Вход в шиверу в правой трети русла, а затем уходить ближе к центру. Валы на выходе до 2 м.

14. Мощная шивера. Входить в шиверу под левым берегом, а затем уходить в центр. Через 250 м шивера 15.

15. Шивера, валы до 1,5 м. Проход сходу по центру.

16. Шивера сразу же после устья реки Б.Алинда. Возле берегов валуны, скрытые глубоко под водой. По центру валы до 2 м высотой. Проход по центру.

17. Мощная шивера . Проход ближе к правому берегу.

18. Мощная шивера, 300 м. Поток идет в длинном скальном коридоре. На выходе скалы несколько выше и вдаются в реку. Здесь поток собирается в единый слив с валами до 3 м. Вход в шиверу ближе к левому берегу, затем прход по левому краю струи и на выходе резко уходить влево, пересекая струю и уходя от стояков на выходе из шиверы. Шиверу 18 перед прохождением лучше просмотреть.

19. Мощный порог , 200 м, на правом повороте реки. Правый берег крутой. Реку поднимает мощная гряда камней с левого берега. На входе у левого берега ряд бочек. Слив смешен вправо. Валы ниже слива до 2 м (Рис. 3).

20. Мощная шивера . Много камней. Вал до 2 м. Вход по центру, затем между валами к правому берегу.

21. Мощная шивера на правом повороте реки. Проход по центру.

22. Мощная шивера . Проход по центру.

23. Мощная шивера. Валы до 2 м. Проход по центру.

24. Мощная шивера. Проход ближе к левому берегу.

25. Порог. По центру валы до 3 м (Рис. 4).

Рис. 3. Порог 19 Рис. 4. Порог 25

26. Мощный порог . Ширина около 70 м. Слева в 2/3 русла три подводных камня, за которыми мощные бочки. У левого берега обилие камней, скрытых валами. Основной слив под правым берегом. Валы 2-2,5 м.

27. Мощная шивера. Много подводных камней, вход под левым берегом, а затем резко уйти в центр.

28. Шивера. Проход по правой стороне основной струи.

29. Небольшой порог на правом повороте реки. Чистый слив, валы до 2,5 м. Проход по центру.

30. Шивера. Проход у левого берега.

31 - 33. Шиверы, проход по центру.

34. Шивера. Проход по центру. Справа впадает ручей Мраморный.

35. Мощная шивера. Проход по центру.

36. Мощная шивера. Проход по центру.

37 - 44. Шиверы. Проход по центру. На всех этих шиверах линия движения хорошо просматривается с воды. При высокой воде шиверы практически сливаются и проходятся за один прием.

45. Мощная шивера на левом повороте реки, валы до 2,5 м.

46. Мощная шивера сразу же шиверой 45. Шивера осложнена бочками. Шиверы 45 и 46 проходятся за один прием по центральной струе. Перед прохождением шиверы желательно просмотреть. Просмотр по левому берегу.

47. Короткий мощный порог , 100 м. У левого берега две бочки - одна за другой. Одна бочка у правого берега, валы в пороге до 2,5 м. За треугольником слива - косая бочка. Просмотр порога по левому берегу.

Рис. 5. Порог 26 Рис. 6. Порог 47

48. Порог. Хаотическое нагромождение валов, бочек. Валы до 2,5 м. Проход ближе к правому берегу. Просмотр по левому берегу.

49. Мощнейший порог, 300 м. Порог идет после правого поворота реки. Ширина около 150 м. Правый берег скалистый, крутой, левый - крупнокаменистая россыпь. Просмотр лучше делать по левому берегу. В пороге большое падение воды. Основная масса воды проходит под правым берегом. На протяжении всех 300 м огромные бочки, валы, сливы с подводных камней. В нагромождении валов и бочек не просматривается никакой системы, валы до 4 м.

50 - 51. Простые шиверы с валами до 1 м. Проход по центру.

52. Мощная шивера на правом повороте реки. Справа на входе котёл. На левом берегу скальные выходы, валы до 2 м. Проход по центру.

53. Мощная шивера сразу после устья реки Воймакан. Русло поворачивает влево, валы до 1,5 м.

54. Мощная шивера. Река разливается до 200 м, а затем перед правым поворотом собирается в одну струю - порог 55.

55. Порог сразу за шиверой 54. Струя на повороте уходит под левый берег. Шиверу 54 и порог 55 проходить за один прием, вход по центру, а затем уходить постепенно влево, с тем, чтобы на выходе из порога 55 слив пройти с левой стороны, а после пересекая струю уходить вправо.

56 - 57. Простые шиверы. Проход по центру.

58. Мощная шивера . Проход по центру.

59. Мощная шивера. Берега сложены из крупных глыб. Валы до 1,5-2 м. Проход по центру.

60 - 63. Шиверы. Проход по центру.

64. Мощная шивера - порог . Левый берег скальный. Валы и бочки хаотически разбросаны, валы до 2,5 м. Перед прохождением лучше просмотреть.

65. Мощная шивера. Камни, валы 1,5-2 м. Заход в шиверу у левого берега, а затем смещение в центр, обходя валы и бочки.

66. Мощная шивера. Проход по центру.

68. Мощная шивера - порог. Проход по правой стороне основной струи, обходя валы и бочки.

69. Мощная шивера. На входе с левого берега каменная осыпь, перед ней песчаный пляж. На правом берегу напротив середины шиверы - курумник. Проход по центральной струе.

70 - 72. Шиверы, которые при высокой воде практически сливаются в одну. Проход по центру.

73 - 75. Сплошная мощнейшая шивера. Длина около 2 км. Огромное количество камней, бочек, валов. Слева впадает река Нимнакит. Проход по центру.

76. Мощная шивера на левом повороте реки. Проход по центру.

77. Шивера. Проход по центру.

78. Мощная шивера . Берега каменистые. Проход по центру.

79. Короткий порог. Большой уклон. Валы до 2 м. Проход в левой трети русла.

80. Мощная шивера. Валы до 1,5 м. Проход в левой трети русла.

81. Шивера. Проход по центру.

82. Шивера. Проход сначала под левым берегом, затем в центр.

83. Простая шивера. Проход слева.

84. Простая шивера. Проход по центру.

85 - 87. Длинная шивера средней сложности. Проход по центру. На выходе из шиверы 87 в Ципу впадает река Цирик. В устье отличное место для стоянки. Охотничье зимовье и баня. Хорошая рыбалка.

88 - 94. Простые шиверы. Проход выбирается с воды.

95. Длинная шивера. Заходить в 30 м от левого берега, оставляя слегка выступающий из воды камень, далее уходить вправо к центру.

96 - 100. Шиверы. Проход по центру. Правый берег - скальная стенка, сверху поросшая лесом. Она постепенно понижается по мере сплава. Здесь река имеет даже несильные прижимы. Перекаты становятся короче. В устьях рек Бойме и Жалю - хорошие места для стоянок. В реке Жалю даже для этих мест вода удивительно чистая, прозрачная. Вверх по Жалю миниатюрный каньон с хорошими ямами, в которых подрастают таймени.

101 - 106. Простые шиверы. Проход выбирается с воды.

107. Шивера. Проход правее центра.

108. Шивера. Заход у левого берега. Идти так до середины шиверы, затем взять немного правее по сливу, далее левее, в обход камня, и отбиваться в в правую сторону, уходя от валов.

109 - 117. Шиверы. Проход выбирается с воды.

118. Перед шиверой 118 река делает крутой правый поворот. За поворотом слева утёс, перед ним ручей. Затем начинается шивера 118, в конце которой в Ципу впадает река Кодарни. Напротив ручья необходимо причалить к левому берегу для осмотра последнего порога Ципы.

119. Порог. Расположен на крутом левом повороте. Правый берег - стенка.

Левый - пологий, сложен из крупных глыб. Под правым берегом мощная ступень со сбросом высотой до З м. За сбросом крутой обратный вал, за ним стоячие валы, частые и крутые. В центре реки мощный язык слива, но заход в него труден, т.к. в 5 м выше языка обливной камень, который надо обходить справа, а это опасно, потому что вода сваливается вправо, к водопаду.

В большую воду под левым берегом открывается еще один язык слива, проход по которому не вызывает затруднений. Надо только еще в 118 шивере сместиться под левый берег.

Далее на протяжении почти 150 км до устья река становится полноводнее и спокойнее. На этом участке хотя и насчитывается 56 препятствий, но это либо лёгкие выродившиеся шиверы, либо простые перекаты. Берега становятся положе. Перепад реки незначительный - около 1 м на км. Средняя скорость падает до 6 км/ч. Ширина русла 150-200 м. По берегам появляются сосна, берёза. Встречаются черная смородина, боярышник.

Перед впадением Ципы в реку Витим берега снова повышаются. Краснокоричневые скалы, поросшие лесом очень красивы. В местах, где Ципа петляет между осыпей, за 30 км до устья начинают преобладать сосна, берёза, осина, рябина. Много хороших мест для стоянок. Плыть здесь приятно. И вот, наконец, устье Ципы. Стрелка при впадении Ципы в Витим выглядит очень величаво. Это узкий скальный гребень с почти отвесными стенками. Цвет воды резко меняется - от зелёного до почти черного.

Берега Витима существенно выше. Скорость 6-7 км/ч. Витим гораздо полноводнее. На первых километрах по Витиму встречается несколько разбоев, в протоках которых увеличивается скорость и появляются несильные перекаты и прижимы. Затем скалы расступаются и река выходит в широкую Бамбуйскую котловину, где Витим разделяется на множество рукавов. Чтобы не потерять ориентировку, следует идти ближе к правому берегу. Несмотря на то, что берега здесь пологие, место для стоянки найти нелегко, т.к. берега сплошь каменистые. В котловине возможен сильный встречный ветер, затрудняющий сплав.

После впадения слева реки Бамбуйка Витим входит в прорыв Южно-Муйского хребта. Снова начинаются шиверы и перекаты Витима. Среди них выделяется Тулдунская шивера. Она расположена на крутом правом повороте реки. Вал до 1,5 м. На выходе навал на правый берег. На берегу, на очень характерном понижении берега среди скал, находится бывший посёлок Многообещающая Коса. Далее берега ещё больше повышаются, становятся очень крутыми. Место для стоянки найти трудно. Благодатная шивера даёт о себе знать сильным шумом, слышным еще до правого поворота. После Ивановской и ещё нескольких простых шивер Витим выходит из гор, где сразу виден железнодорожный БАМовский мост и поселок Витим на левом берегу. Место причаливания видно по остаткам катамаранов и плотов. До станции 15 минут ходу.