Средняя группа развитие речи аквариум. Конспект занятия «Рыбки плавают в водице» (средняя группа). Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа

Занятие по развитию речи во второй младшей группе

План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»

Подготовила и провела воспитатель логопедической группы
старшего дошкольного возраста: Тимирева Людмила Валерьевна

Цели

Коррекционные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.) ;
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
  • развитие наблюдательности, мышления;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

  • согласование прилагательных с существительными;
  • образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

{Загадывание детям загадки.}

Воспитатель:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

Дети: Аквариум.

Воспитатель: Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Дети: Золотая.

Воспитатель: Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Дети: А. С. Пушкин.

Воспитатель: А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети: В море - океане.

Воспитатель: Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

2. Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

{Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.}

Воспитатель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает.

Воспитатель: Она плавает в аквариуме. Так называется её дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая сидит на листочке.

Дети: Она больше улитки. Она большая.

Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?

Дети: Она питается кормом.

Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом, а сейчас давайте немного отдохнём и вспомним наше упражнение «Рыбка».

3. Физкультурная минутка «Рыбка» (Нищева) .

{Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.}

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

4. Игра с мячом «Назови ласково».

{Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.}

Воспитатель приглашает встать на ковёр.

Воспитатель: Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

5. Игра «Аквариум».

{Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.}

Воспитатель приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

Дети: Выполняют задание и отвечают на вопросы.

Воспитатель: А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево) . Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?

Дети: Отвечают на вопросы.

6. Игра «Четвертый лишний».

{Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.}

Воспитатель помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на её место подходящую картинку.

7. Артикуляционная гимнастика.

{Развитие артикуляционной моторики.}

Дети садятся перед зеркалом, воспитатель следит за правильной посадкой детей.

Воспитатель: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 - 6 раз) .

8. Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Воспитатель раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

Воспитатель: А теперь «разберите» картинки, перемешайте их, а затем снова сложите изображения.

Дети выполняют задание

9. Окончание занятия.

{Оценка работы детей.}

Воспитатель: С кем вы познакомились сегодня?

Дети: С золотой рыбкой.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Воспитатель: Где она живет?

Дети: В аквариуме.

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Она плавает в аквариуме и радует нас.

Воспитатель: Чем её можно кормить?

Дети: Сухим кормом.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Вы молодцы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 комбинированного вида «Ладушки»

Конспект занятия по развитию речи в средней

группе «Аквариумные рыбки»

Выполнила: воспитатель

Трошкина Нина

Михайловна

Коломна

2017г.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Аквариумные рыбки»

Цель: обобщать и конкретизировать знания детей об аквариумных рыбках, о среде их обитания.

Задачи:

Коррекционные:

    расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;

    совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);

    развитие связной речи;

    развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Образовательные:

    согласование прилагательных с существительными;

    образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;

Воспитательные:

    воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы. (Ответы детей)

Воспитатель: Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Дети: Золотая.

Воспитатель: Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Дети: А. С. Пушкин.

Воспитатель: А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети: В море - океане.

Воспитатель: Правильно. Раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

2. Основная часть:

Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает.

Воспитатель: Она плавает в аквариуме. Так называется её дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая сидит на листочке.

Дети: Она больше улитки. Она большая.

Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?

Дети: Она питается кормом.

Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом, а сейчас давайте немного отдохнём и вспомним наше упражнение «Рыбка».

Физкультминутка «Рыбка»

Рыбка плавает в водице (Соединяют поочередно пальчики от,

Рыбке весело гулять. указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать. (Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула, (Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла. (Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула, (Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

Игра с мячом «Назови ласково».

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

-

трава -

улитка -

вода -

песок -

сом -

ракушка -

лист -

Игра «Аквариум».

Воспитатель: Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

(Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.)

Воспитатель: А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево). Которые, плавают вверху аквариума и внизу, на самом дне?

(Дети отвечают на вопросы.)

Игра «Четвертый лишний».

Воспитатель помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить найти на её место подходящую картинку.

Артикуляционная гимнастика.

Дети садятся перед зеркалом, воспитатель следит за правильной посадкой детей.

Воспитатель: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 - 6 раз).

Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».

Воспитатель раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

Воспитатель: А теперь «разберите» картинки, перемешайте их, а затем снова сложите изображения.

(Дети выполняют задание.)

3. Заключительная часть:

Воспитатель: С кем вы познакомились сегодня?

Дети: С золотой рыбкой.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Воспитатель: Где она живет?

Дети: В аквариуме.

Воспитатель: Что она делает?

Дети : Она плавает в аквариуме и радует нас.

Воспитатель: Чем её можно кормить?

Дети: Сухим кормом.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Вы молодцы.

Самоанализ занятия по развитию речи в средней группе «Аквариумные рыбки»

Данное занятие проводилось с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет в количестве 15 человек.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Занятие состоит из трёх взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной.

1-ю часть направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности. Использовала художественное слово.

2-ю часть строила на использовании групп методов : игрового (дидактические игры, физкультминутка, словесного (объяснение, вопросы, художественное слово, наглядного (показ, работа с демонстрационным материалом, практического (самостоятельная деятельность с карточками, дидактические игры, упражнения).

3 часть-заключительная. Был подведён итог с помощью вопросов и ответов детей на вопросы.

Занятие было рассчитано на 20 минут. Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование видов деятельности.

Структура занятия выстроена таким образом, что все её части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательному процессу. Для достижения результата я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Познание» - закрепляла умение описывать аквариумных рыбок по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет. «Коммуникация» - дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название аквариумных рыбок, упражняла в согласовании существительных, прилагательных. «Социализация» - самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать. «Физическая культура» - развивала двигательное воображение и координацию движений. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.
Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного задания к другому позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Для перехода к следующему заданию, обеспечила игровую мотивацию. Опираясь на знания детей, задавала проблемные вопросы. Всем детям предоставляла возможность проявить себя.

В течение мероприятия прослеживалась доброжелательная обстановка, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, познавательного процесса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес прослеживался на протяжении всего занятия.

Я считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.

Задачи. Обогащать опыт содержательного познавательного обще­ния. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверс­тниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Ак­тивизировать прилагательные. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «щ».

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки: акула, де­льфин, кит, морская звезда, морская черепаха. Элементы костюмов рыбака и путешественника: удочка, ведро, шляпа, рюкзак, панама и т. п. - по усмотрению воспитателя. Наборное полотно.

Я к тебе бегу!

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

бежит ко мне!..

Воспитатель задает вопросы:

Ребята, а вы видели когда-нибудь море? Где?

Какое море? (Соленое, глубокое, синее и т.п.)

Что вас больше всего удивило и поразило?

Воспитатель выслушивает ответы детей и делится своим впечатле­нием: «Мне больше всего запомнилось, как вели себя рыбки в море. Когда я плыла, они плыли за мной. А когда я останавливалась, рыбки подплывали близко-близко, как будто хотели сказать: плыви дальше!»

Что вы делали на берегу моря?

Каких морских животных вы знаете? (После ответов детей вы­ставляются картинки.)

Затем педагог предлагает детям отгадать загадку об обитателях моря: «В воде живет, нет клюва, а клюет. Кто это?» Затем спрашивает

Каких рыб вы знаете? Какие рыбы живут в море? (Акула, морс­кой конек, электрический скат и т. п.)

Дети могут назвать кита и дельфина. Тогда педагог напоминает, что эти животные - не рыбы. Они, как и рыбы, живут в воде, но ды­шат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Кто детеныши у кита и дельфина? (Китенок и де­льфиненок.) Читает стихотворение Б. Заходера «Кит»

Всю жизнь в воде проводит КИТ,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

За что ему — спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши!

Затем воспитатель продолжает:

Я вам расскажу удивительную вешь: есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов, а иногда даже больше. А еще есть животное, которое живет в море, а его родствен­ница живет в пустыне. «Панцирь каменный - рубаха. А в рубахе … (черепаха)».

Как вы думаете, кто самый главный в море? Почему вы так ду­маете? (Рассуждения детей.) Вы правильно назвали гигантов моря - акул и китов. Но, оказывается, самые главные в море - крошечные водоросли, которые плавают в воде и кормят многочисленные стаи рыб, рачков, креветок. Без них не могли бы прокормиться морские гиганты.

Босые пятки обжигает мне песок

Тень со мной играет в прятки.

Скок на камень,

В море - скок!

На шестах повисли сети,

В них, как рыба, бьется ветер.

У сетей сидит рыбак

С длинной трубкою в зубах.

Подошел я и спросил:

Кто же море посолил?

Почему всегда-всегда В нем соленая вода?

Воспитатель задает детям вопрос: «Как вы думаете, что ответил рыбак?» Выслушивает рассуждения детей и читает стихотворение дальше.

Если б в море стала сладкою вода.

То случилась бы огромная беда

Ведь тогда до дна могли бы

Воду в море выпить рыбы.

Воду пили бы киты,

Раздувая животы.

Пили, пили бы дельфины,

Выгибая жадно спины /…/

И тогда бы в самом деле

Появились в море мели.

И совсем бы не смогли

Плыть по морю корабли.

Воспитатель предлагает детям поиграть в это стихотворение. Кто- то будет рыбак. У рыбака - удочка, ведро для рыбы, шляпа от сол­нца. А кто-то будет путешественником. Он идет с рюкзаком. У него на голове панама от солнца. Он спрашивает рыбака: «Почему море соленое?» А рыбак отвечает ему.

Разыгрывается сценка. На роль рыбака воспитатель назначает «сильного» ребенка. Игра повторяется 2 раза. Дети импровизиру­ют. В случае необходимости воспитатель подсказывает слова роли.

Затем дети играют в игру «Море волнуется». Роль ведущего выпол­няет воспитатель вместе с кем-то из детей. Это наблюдатели. У них как будто есть бинокли. Все остальные дети - море, морские волны. Волны ходят по морю, накатываются на берег с шорохом: «щ-щ-щ-щ».

Водящий говорит:

Море волнуется - раз!

Море волнуется - два!

Море волнуется - три!

Морская фигура, замри!

На последние слова дети замирают в разных позах. Наблюдатели выбирают лучшую морскую фигуру. Этот участник становится на­блюдателем, и игра повторяется еще раз. Воспитатель предлагает по­играть в эту игру после занятий.

Зоомагазин - это такой магазин, где продают различных домашних питомцев, а также различные корма для них, клетки, аквариумы и многое другое. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

В нашем зоомагазине продают различных рыбок (выставляет картинку-схему): меченосец, гуппи, скалярия. Давайте, внимательно рассмотрим этих рыбок.

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти рыбки?

Правильно у всех рыбок одинаковое строение: у них есть голова, жабры, туловище, хвостик, плавники. Тело всех рыбок покрыто чешуей. Выставляет картинку-схему на мольберте.

А чем же отличаются эти рыбки?

Правильно, у рыбок различные форма, размер и цвет частей тела.

Ребята, давайте подойдем к аквариумы, чтобы внимательно рассмотреть рыбок.

Сначала мы рассмотрим тело рыбок.

Какой формы тело у меченосца?

Какой форму тело у гуппи?

У скалярии?

Теперь рассмотрим размер и форму плавников. Какие плавники у меченосца?

Какие плавники у гуппи?

У скалярии?

Теперь рассмотрим размер и форму хвостика. Опишите верхнюю часть хвоста меченосца и нижнюю?

Какой хвостик у гуппи?

Какой хвост у скалярии?

Теперь мы расскажем об окрасе рыбок. Каким цветом меченосец?

Каким цветом гуппи?

Каким цветом скалярия?

Вот мы и узнали об особенностях каждой рыбки, скажите, чем они отличаются? Выставляет картинку-схему.

Ребята, рыбки хотят проверить, как вы их запомнили, они приглашают нас поиграть в прятки.

Посмотрите внимательно на картинку и отгадайте, где какая рыбка спряталась.

Ребята, рыбки очень устали, пришло время их покормить. Как вы думаете, чем мы угостим рыбок?

Эти рыбки питаются животной пищей: мотылями, циклопами - и растительной: водорослями, крапивой.

Ребята, давайте угостим наших рыбок. Подойдите к квадратному аквариуму. Выбирайте рыбку и то, чем вы хотите ее угостить.

Я выбираю скалярию. Скалярия съела мотыля.

Спасибо, ребята, покормили рыбок! Чем нужно угощать рыбок? Выставляет картинку-схему.

Ребята, мы уже знаем, как называются рыбки, как они выглядят, чем питаются. Как за ними ухаживать? Выставляет картинку-схему.

Чтобы рыбкам было комфортно, мы должны содержать аквариум в чистоте: мыть его и менять воду; поддерживать температуру воды, следить, чтобы рыбкам было светло.

Ребята, мы узнали о рыбках все. Выставляет картинку-схему.

Давайте выберем рыбок для нашего аквариума (Педагог подходит с коробочкой, в которой находятся рыбки).

АУДИОЗАСТАВКА.

Я обожаю тину

И мокрые места

Поганки, плесень, сырость

Такая красота…

Я не люблю рыбешек,

Их красоту и цвет.

Их затяну в болото

Забудут о них все.

Рыбы затягиваются тиной, теряют цвет.

Ребята, что натворила Кикимора?

И теперь мы не сможем забрать этих рыбок в наш аквариум. Зачем она это сделала?

Что же нужно сделать, чтобы победить зло Кикиморы?

Точно! Разукрасив рыбок, мы вернем им красоту. А что же сделать, чтобы все о них узнали?

Ребята, выбирайте рыбок и проходите в мастерскую.

Посмотрите внимательно, чего нет у наших рыбок?

Ребята, как вы думаете, с помощью чего мы нарисуем чешую рыбкам?

Чешую рыбкам нарисуем с помощью картонных рулончиков. Возьмите рулончик, обмакните в краску, а теперь прижимаем рулончик к туловищу рыбки. Выпуклая сторона рулончика направлена вправо. Педагог показывает.

Какое туловище у скалярии (меченосца, гуппи)?

Вот мы и вернули красоту нашим рыбкам, но, зло до конца не побеждено, что же осталось сделать?

Точно! Но как сделать так, чтобы о рыбках узнали все, все, все?

А давайте наши рассказы снимем на камеру и отправим на телевидение! Но рассказывать мы должны очень подробно и в этом нам поможет схема: вы должны сказать, как называется рыбка, описать ее строение, рассказать какие у нее плавники, туловище, хвостик, чем она питается, как за ней ухаживать. Указание на схему.

Педагог поочередно вызывает детей.

Ребята, посмотрите, мы разрушили зло Кикиморы! Пришло время возвращаться в группу, ведь теперь мы можем рыбок из зоомагазина отправить в наш аквариум.

Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе

Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе по теме «Золотая рыбка».


Недопекина Антонина Викторовна, воспитатель ГБОУ Детский сад № 1524, г. Москва.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы(4-5 лет) по теме « Золотая рыбка». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы, родителям, детям дошкольного возраста. Этот конспект направлен на воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству.
Цель: Изображение рыбки на основе овала и аккуратно закрашивание формы, добавление соответствующих деталей (хвостик, чешую, плавники, глаз).
Задачи: Уточнять представление о внешнем виде рыб.
Развивать чувство формы и цветовое восприятие.
Продолжать воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и с другими детьми в создании коллективной композиции.
Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета.
Развивать чувство композиции (красиво располагать рыбок по цвету друг за другом).
Совершенствовать технические умения и навыки.
Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения.
Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением рыб.
Предварительная работа: Кормление рыб в аквариуме и наблюдение за их поведением. Беседы о внешнем виде и образе жизни рыб. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Чтение сказки А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке»
Раздаточный материал: «Дно подводного мира» изображенного на листе бумаги синего цвета(форматом 35см на 55 см,для коллективной работы), гуашь, набор кистей № 8, № 3 ,баночки с водой, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку.
Вильнёт хвостиком туда-сюда -
И нет её, и нет следа.
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Правильно, а каких рыб вы знаете? (Показ картинки с рыбками)


Дети: 1 - жемчужный гурами; 2 меченосец; 3 - молинезия; 4 - бойцовая рыбка; 5 - гуппи.
Воспитатель: Послушайте, из какой сказки А. С Пушкина этот отрывок?
В третий раз закинул он невод,-
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой,- золотою.
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: О ком говорится в сказке?
Дети: О золотой рыбке. (Дети кратко пересказывают сюжет сказки.)
Воспитатель: А где живет золотая рыбка?
Дети: В подводном мире.
Воспитатель: Давайте заглянем в подводный мир! Что там происходит? Как там красиво: на песчаном дне разноцветные камешки, водоросли зеленые под водой изгибаются. А это кто плывет? Золотая рыбка.(Показ заготовки для коллективной работы)


Воспитатель: Какого цвета рыбка? Большая или маленькая? А как вы думаете, что помогает рыбке плавать?
Дети: Хвост, плавники.
Когда рыбка плывет, её хвостик двигается из стороны в сторону.
(Воспитатель показывает движения рыбки рукой и предлагает детям тоже сделать рукой так, как рыба хвостом) .
Воспитатель: Как вы думаете, рыбка нас видит?
Дети: Да, ведь у неё есть глаза.
Воспитатель: На что похоже её глаза?
Дети: На маленькие черные бусинки.
Воспитатель. А вы хотите поиграть в рыбок?
Физкультурная минутка:
У реки росла рябина (присев постепенное выпрямление туловища, руки вверх покачивая).
А река текла, рябила (плавными движениями рук впереди).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (ходьба).
Эта рыба – непростая (прыжки).
Называется – золотая (ходьба на месте).
Рыбка плавает в водице (плавными движениями рук впереди)
Рыбке весело играть (прыжки)
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, (прогнуться назад и потянуться)
Глазиком нам подмигнула.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Дети изображают резвящихся рыбок)
Воспитатель: Золотая рыбка что-то сообщить нам хочет. Видите, белые пузыри от ее губ вверх поднимаются. Ой, беда, беда! Растеряла рыбка своих сестричек золотых рыбок. Ей грустно без них. Ребята надо помочь рыбке!
Воспитатель: Хотите научиться рисовать красками Золотую рыбку? (показ нарисованного образца рыбки)


Подумайте, какая форма лежат в основе ее изображения?
Дети: Овал.
Воспитатель: А что ещё есть у рыбки?
Дети: Хвостик, чешуя, плавники, глаза.
Воспитатель: Попробую нарисовать рыбку, для работы возьму большую кисточку и желтого цвета гуашь. Нарисую сверху дугу и снизу дугу так, чтобы получился овал. В одном месте дуги должны пересекаться, это будет хвостик рыбки. (Показ последовательности рисования).


Воспитатель: Овал аккуратно закрашиваю. И даю подсохнуть.


Воспитатель: Затем беру кисточку поменьше и рисую рыбке хвостик, плавники.


Воспитатель: Что ещё надо добавить рыбке?
Дети: Чешуйки и глазки.
Воспитатель: Правильно. Рыбке обязательно надо прорисовать чешую. (показ)
Воспитатель: Вот у меня получилась золотая рыбка.


А сейчас Вы попробуйте нарисовать Золотой рыбке ее сестричек, как запомнили. Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: « Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде (сложить пальцы щепоткой, совершая волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти):
То сожмутся (очень плотно сжать пальцы),
Разожмутся (растопырить пальчики в стороны),
То зароются в песке (сложить пальчики вместе и поочередно совершать движения руками, как будто раскапываете песок).
Воспитатель: Пальчики размяли, приступаем к рисованию рыбок.
(Дети рисуют золотых рыбок. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, обращает внимание, как дети набирают краску, правильно ли держат кисть)
Воспитатель: Молодцы, красивых рыбок нарисовали! Ребята, посмотрите, Золотая рыбка обрадовалась, что нашлись ее сестрички. Она благодарит вас за оказанную помощь. Они могут исполнить ваши желания.


Воспитатель: Ребята, объясните пословицу: « Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
(Дети объясняют смысл пословицы.)
Воспитатель: Правильно, если стараться и много трудиться, то все получиться. Вы научились рисовать Золотых рыбок и помогли рыбке. Молодцы!