Сын михаила танича отказался от отца по просьбе матери. Лидия Николаевна Козлова любителям отечественной эстрады знакома, прежде всего, своим хитом «Айсберг», исполненным Аллой Пугачёвой Дочери михаила танича и лидии козловой

Детство Михаила Танича, годы войны

Миша родился в еврейской семье в провинциальном Таганроге. Его фамилия при рождении – Танхилевич. Читать он начал в четыре года, а скоро написал первые стихи. Самым большим увлечением мальчика был футбол.

Он заменял Михаилу всё. Первый футбольный мяч, подаренный отцом, появился у него в пять лет. Миша пробовал рисовать, но поняв, что в этом деле он не первый, перестал этим заниматься. А вот стихи он писал всегда, понимая, что это у него отлично получается. С детства Танич принимал только победы, не терпел проигрышей. Когда ему было всего четырнадцать лет, отца расстреляли, а маму арестовали. Миша переехал к деду по линии матери в Мариуполь. Школу он окончил в 1941 году, а в мае 1943 года (по другим данным, в июле 1942 года) Михаил был призван Кировским райвоенкоматом Ростовской области в Красную Армию.

Михаил Танич. Еще раз про любовь

Он воевал на Белорусском и Прибалтийском фронтах. В 1944-ом Танич получил серьёзнейшее ранение, находился при смерти. Посчитав молодого человека мёртвым, его чуть было не похоронили в братской могиле.

Арест Михаила Танича

Приехав после победы в Ростов-на-Дону, Михаил стал студентом инженерно-строительного института, но окончить его он не успел, так как был арестован. Причиной этого стали разговоры о немцах, их быте, немецких автомобилях. Танича арестовали по статье за антисоветскую агитацию. Донёс, скорее всего, кто-то из студентов.

Сначала он сидел в тюрьме, а потом его отправили в лагерь на лесоповал. Лагерь находился в районе Соликамска. Благодаря тому, что Михаил попал в бригаду, отвечающую за наглядную агитацию в лагере, он остался жив. Все прибывшие вместе с ним и попавшие непосредственно на лесоповал люди, не выжили. Так прошло шесть лет его жизни. Он вернулся по амнистии только после смерти Сталина.

Начало творчества поэта Михаила Танича

Первое время Михаил жил на Сахалине. В местной газете он печатал свои стихи, подписывая их фамилией Танич.

Реабилитирован поэт был только в 1956-ом году, а это означало, что с этого времени он имел право проживать в Москве. Там он и поселился. Свою фамилию Михаил заменил на Танич. Он трудился в прессе, а так же на радио. Уже через год вышел первый сборник его стихов.

Как-то Танич, находясь в издательстве «Московский комсомолец», познакомился с Яном Френкелем . Их совместной работой стала песня «Текстильный городок», которая приобрела популярность среди слушателей. Её исполняли несколько известных певцов, среди них и Майя Кристалинская , и Раиса Неменова. Михаил считал встречу в издательстве с Френкелем знаковой. Он говорил, что не будь её, неизвестно как бы сложилась его творческая судьба.

Михаил Танич и гр. «Лесоповал» - Я понимаю

То, что песня стала любимой для множества слушателей, он понял, когда покупая мороженое, услышал, как её напевает продавщица. Он был горд и даже сообщил ей, что это его песня. Продавщица, конечно же, не поверила.

Лучшие стихи и песни Михаила Танича

После столь успешной работы в соавторстве, Танич не раз работал совместно с другими поэтами и композиторами, это Никита Богословский, Эдуард Колмановский, Оскар Фельцман и Владимир Шаинский . Результатом работы с Юрием Саульским стало появление всенародно любимой песни «Чёрный кот». Для начинающей Аллы Пугачевой поэт написал песню «Робот», музыка была написана Левоном Мерабовым. Впоследствии поэт сожалел, что Алла Борисовна нашла для себя других авторов. Он считал, что мог бы написать для неё немало хитов. Такие певцы, ставшие впоследствии известными, как Игорь Николаев и Владимир Кузьмин, в начале своего творческого пути сотрудничали с Таничем. Первый хит «Айсберг» был написан Николаевым на стихи Михаила Исаевича. Кузьмин выступил на «Песне года» в первый раз с песней, которая тоже имела непосредственное отношение к Таничу.


Всем известная песня «Три минуты», исполненная Валерием Леонтьевым, была в своё время написана специально для Александра Барыкина, однако он исполнять её не захотел. Первый видеоклип Игоря Саруханова, был снят на песню с названием «Парень с гитарой», её слова написаны Михаилом Исаевичем.

Много песен написаны поэтом для Ларисы Долиной, Эдиты Пьехи и Алёны Апиной. Особенно Таничу нравилось работать с Апиной, ему импонировал её характер, эту певицу он называл «своей».

Михаил Танич и группа «Лесоповал»

Поэт выступил организатором группы «Лесоповал». Её лидером стал Сергей Коржуков, который был и певцом, и композитором. К сожалению, в 1994-ом году он погиб. Спустя год, благодаря Сергею Куприку, который стал новым солистом, группа словно переродилась. Композитором и аранжировщиком стал Алексей Федорков.

Михаил Танич. Стихи (В день Победы. Час воспоминаний 1993)

В конце жизни поэта «Лесоповал» был главным его проектом. При его жизни вышли пятнадцать альбомов, шестнадцатый вышел уже после смерти Танича. Для «Лесоповала» им написано более трёхсот песен. Изначально, Танич думал, что группой будет исполняться русский шансон. Позже о «Лесоповале» журналисты писали как о музыкальной группе, исполняющей «блатняк».

В настоящее время и Федорков, и Куприк из группы ушли, нет уже и Танича. Но продолжают появляться всё новые песни, стихи для которых оставил Михаил Исаевич. В настоящее время готовится к выходу новый альбом. За свою жизнь поэтом было выпущено пятнадцать книг. Две последние вышли в 1998-ом году.

Смерть Михаила Танича

Как-то поэт почувствовал себя плохо. Приехавшая скорая приняла решение о госпитализации. Это было 10 апреля 2008-го года. В больнице поэт пробыл неделю, состояние только ухудшалось. Его перевели в реанимацию. 17-го числа поэта не стало.

Личная жизнь Михаила Танича

Эльфрида Лане – немка, с которой у Михаила завязались серьёзные отношения во время нахождения на фронте, однако свадьбой они не закончились. После войны она жила в ФРГ.

Первая жена поэта развелась с ним, когда он отбывал наказание. Её звали Ирина. Второй женой Михаила стала Лидия Козлова. С ней он познакомился на вечеринке, где она пела, причём это были песни на его стихи. Тогда она ещё не знала, что автор этих стихов находился в их компании. Это было в Волжском. Вскоре они поженились. В столицу супруги переехали, когда поэта реабилитировали. У Лидии и Михаила родились две дочери, которые позже подарили им двух внуков.

// Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru

Артисты называли Танича «дядя Миша» за то, что он всегда поможет. Искренний и преданный своему делу, он до последних месяцев жизни хотел работать. Звезды шоу-бизнеса мечтали исполнить песни на стихи Танича, и отзывались о нем сугубо в позитивном ключе. Так, Игорь Николаев приходил к нему в дом как к себе домой. «Они с Лидией Николаевной были моими московскими родителями, опекали и оберегали. Михаил Исаевич мне потом говорил, что дочки-то есть, а сына нет. И он видел во мне сына. А для меня был отцом, которого я потерял в 21 год», - рассказал музыкант.

Однако мало кто знает, что настоящий сын Михаила Танича отказался от него еще в детстве. Впервые Михаил Исаевич женился в Ростове на студентке мединститута Ирине, в браке с которой родился сын Юрий. Их семью разрушило несчастье: Танича посадили в тюрьму по доносу. Во время одной из студенческих вечеринок он имел неосторожность похвалить немецкие автодороги и радиоприемники. За антисоветскую пропаганду 24-летний Танич получил шесть лет лагерей. Первая жена не дождалась поэта из тюрьмы и попросила развода. А потом даже заставила сына написать письмо, в котором он отказался от отца. Танич встречался с сыном позже, когда тот поступил в МГУ, но теплых отношений между ними так и не возникло. Наследник звезды умер очень рано от болезни сердца.

Единственной настоящей любовью поэта стала Лидия Козлова, с которой он прожил вместе всю жизнь. Их любовь началась в беднейшей хибаре на берегу Волги. Там не было мебели, только кровать. Да и ту Танич взял в морге, сломанную. Именно супруга помогла Таничу забыть про неудачи в первом браке.

«Как-то раз он подарил мне букет цветов, – вспоминает Лидия Николаевна. - И увидел, как я обрадовалась. С тех пор он никогда не забывал раз в неделю принести цветы все 52 года, что мы прожили вместе».

Даже младшая дочь Михаила Исаевича, Светлана, признается, что по-настоящему отец был близок только с мамой. «Папа не любил баловства у детей. За хамство мог и стукнуть. Вообще, он был открыт и доброжелателен до определенного момента. У него были такие двери, куда он не пускал никого никогда. До конца он открывался, может быть, только маме», - призналась наследница звезды Светлана.

К слову, обе дочери взяли фамилию матери чтобы не быть в тени своего знаменитого отца. Видевшие искреннюю любовь родителей, наследницы Танича все же не смогли построить личное счастье. Сейчас обе женщины одиноки. У Инги за плечами два неудачных брака. А Светлана так и не побывала замужем, живет в родительской квартире и занимается архивом отца.

В эфире программы «Сегодня вечером»,родственники поэта вспомнили, что трудное время для их семьи наступило в начале 2000-х, когда Танич один за другим перенес два инфаркта. Он прошел через операцию на сердце, когда ему было уже за 70. Но самое страшное произошло, когда писателю поставили диагноз рак в последней стадии. Он страдал от невыносимых болей, но жену щадил, не признавался, как ему было больно.

«В 3.10 ночи он умер. А мне никто не сказал. Я поехала к нему в десять утра в полной уверенности, что он еще живой. Когда я узнала, что он умер, то попросила увидеть его. Врач говорит, что когда к только что умершему приходит любимый человек, он может отреагировать на это. Я вхожу, Танич абсолютный труп. Я понимаю, что вернуть его не возможно. Но начинаю говорить слова, которые я не договорила. И когда я сказала «Мишенька, я здесь, я с тобой», у него выступила слеза, он приоткрыл губы и почти беззвучно сказал «Мы с тобой не налюбились». Это было наше с ним прощание», - рассказала вдова поэта.

Супруга поэта призналась, что до сих пор вспоминает его каждый день. Только рядом с этим человеком и жена, и две дочери были по-настоящему счастливы, и поэтому теперь они всеми силами оберегают память о нем.

Лесоповал -Сергей Коржуков - Я куплю тебе дом - Белый лебедь
- Светлая память и Таничу, и Коржукову...

Сабурова Ольга
08 февраля 2011
"Собеседник №5"
После ухода из жизни поэта Михаила Танича, основателя группы «Лесоповал», руководство мужским коллективом взвалила на свои плечи его вдова Лидия Козлова. Но она совсем не тяготится этой ношей – напротив, бодра, открыта, улыбчива. Танич передал свое детище в надежные руки.

Умирал много раз

Лидия Николаевна утверждает, что оптимисткой ее сделал муж, «воспитывавший» Козлову с самого ее 18-летия, когда взял в жены. Учил на собственном примере: Танич никогда не падал духом, хотя поводов отчаяться хватило бы на несколько поколений. Поэт любил повторять такую фразу: «Жизнь, конечно, мерзкая штука. Но ничего лучше жизни не придумали».

У Танича типичная для его сверстников судьба: отца расстреляли, мать посадили, началась война – отправился на фронт. Михаила Исаевича, еще живого, похоронили в братской могиле. Но успели вытащить. Потом посадили по ложному доносу. После 6 лет лагерей, в 1953-м, реабилитировали. На свободу он вышел с чистой совестью и целым букетом заболеваний.

– Когда мы поженились, он был полный инвалид! – без всякого уныния констатирует Лидия Николаевна. О недугах мужа она вспоминает спокойно – так, как их и воспринимала. – Помимо туберкулеза, у него так гнили ноги, что лет 20 я под простыню клала клеенку: каждую ночь натекало с четверть литровой банки гноя. Потом все закончилось, организм восстановился… Танич много раз умирал. Рассказать – будет грустно, а он был веселый человек.

Когда стало беспокоить сердце, поэта прооперировал Ренат Акчурин. Позже обнаружилась онкология. Последние 5 месяцев с красного кожаного дивана в гостиной, на котором сидим и мы, Танич уже не вставал. Так и принимал визитеров, традиционно валивших в его дом с утра до ночи. Успел дать песни Борису Моисееву, Алене Апиной, Лайме Вайкуле. Говорил под конец Михаил Исаевич с большим трудом, а записывать стихи самостоятельно совсем не мог – проснувшись, просил присесть рядом жену с листком и ручкой и ей надиктовывал… Смутившись просьбой («неприлично произносить такое мне, пожилой женщине»), Козлова читает одно стихотворение, посвященное Таничем ей самой:

Кто бы знал, как ты
прекрасна поутру,
Как тебе твой макияж
не ко двору,
Как восходят надо мною
всякий раз
Оба солнышка твоих
зеленых глаз.

Эти строки Козлова нашла в мужнином письменном столе, к которому прикоснулась впервые лишь после похорон. Целую неделю вдова разбирала рукописи: на каждом листке есть ЦУ – что-то просто сохранить, где-то рукой Танича сделаны пометки «для «Лесоповала».

– В апреле будет три года, как Михаила Исаевича нет, а я делаю все, что делал он, как будто продолжаю жить за него, – делится Лидия Николаевна. – У меня даже нет грусти. Мне жалко только, что эти почти 52 года совместной жизни кончились, что человек смертен… Уже умирая, в реанимации, куда мне разрешили ненадолго войти, когда муж был уже практически без сознания, он, чуть шевеля губами, прошептал: «А мы с тобой… не налюбились». Тут, конечно, у нас обоих полились слезы. А больше я не плакала.

Была Балдой

Особенно вникать в дела художественного руководителя «Лесоповала» Козловой не пришлось. Танич позаботился о жене и в этом. Когда его первые песни – «Текстильный городок», «Как тебе служится» – запела страна, поэту мешками стали приходить письма с предложениями о сотрудничестве. Обороняться от графоманов он поставил жену, которая сама – член Союза писателей СССР.

– Чтобы выявлять талантливых композиторов, я у Танича была назначена «работником Балдой», как в сказке Пушкина, – смеется Лидия Николаевна. – Народ приходил, я слушала мелодии и на свой ум-разум соображала, есть ли надежда. Если мелодия ничего, допускала до Танича.

Его песни, исполненные звездами советской эстрады, одна за другой становились популярными, поэт зарабатывал приличные деньги… и вдруг в его жизни возник «Лесоповал». Мало кто знает, что именно Козлова долгими 10-летними уговорами подвела Танича к шансону.

– Люди до сих пор по скудоумию ругают Мишу за программы «Лесоповала». Не понимая, что тем плохих нет – есть плохие песни в этом жанре, – защищает группу вдова поэта. – Танич не хотел касаться этой темы, а я всегда такую песню ценила.

Первое же появление группы на телевидении произвело фурор. Телефон дома у Танича не умолкал до самого утра. Одной из позвонивших, вспоминает Козлова, была доктор философских наук. «Я такие песни не одобряю, – отчеканила дама. – Считаю, что они романтизируют преступный мир… Но скажите, где их можно еще послушать?» Поэт рассмеялся в ответ: «Даст Бог – услышите».

Человек и пароход

Танич оставил для «Лесоповала» более сотни стихов. Группа продолжает выступать, выпускать новые альбомы. Музыку коллективу пишут 10 композиторов, которые были еще при Михаиле Исаевиче – ни один не откололся. Дом так же полон гостей. Хотя эта квартира, где провел последние годы Танич, не такая намоленная, как старая, расположенная по другую сторону Садового кольца. Та обставлена антикварной мебелью, туда приходили все нынешние знаменитости, которые тогда еще только поднимались.

– Когда мы собирались переезжать сюда, к нам зашел Саша Малинин и спросил, что мы будем делать с обстановкой, – вспоминает Козлова. – «Не знаю», – ответил Михаил Исаевич. «Вы обязаны оставить все как есть, – сказал Саша. – Тут будет ваш музей...» А потом Надя Бабкина заглянула. Ее театр «Русская песня» прямо под нами – вот она и попросила продать ей нашу квартиру. А Миша отказал: «Здесь моя Светка (одна из двух дочерей, вторая уехала в Голландию. – Авт.) поселится».

Козлова шутит, что дочь там так и живет – «как служитель музея»… Но одну вещь из старой обстановки Таничи все-таки забрали: любимую скульптуру, купленную на гонорар от песни Козловой «Айсберг», которую исполнила Алла Пугачева. Стены двухэтажного жилища вдовы поэта увешаны картинами, причем ни одну из них она не покупала. Зная любовь Танича к живописи и скульптуре (он и сам учился в архитектурном), друзья старались дарить ему предметы искусства. Но самого, пожалуй, шикарного презента поэт удостоился лишь после смерти. Недавно к Лидии Николаевне обратился мужчина – с просьбой разрешить назвать пароход, который возит туристов по Волге, именем Михаила Исаевича. При ближайшем знакомстве судовладелец оказался племянником Евгения Леонова.

– У меня нет причин грустить, – оставив перебирать фотографии мужа, поднимает глаза Козлова. – Можно сожалеть только о том, что сделал в жизни подлость, предательство. Прошло время – и ты осознал. Ты будешь сидеть и убиваться над собой, какую же ты совершил мерзость. А мне чего плакать? Только рада, что была с Таничем. Мне очень повезло встретить человека такого ума, такого благородства, такого юмора и такого мужества. Расставание – трудная штука, но Танич так обогатил меня любовью к жизни, что я даже не понимаю, что его нет. И продолжаю эту любовь, эти отношения из души в душу…

Группа "Лесоповал" "Личное свидание". 2006г.

Я дружил с Михаилом Таничем с 1990г. до его смерти. Познакомились мы в Москве - тогда он выпустил первый альбом «Лесоповала». Эта редкая запись была издана небольшим тиражом на компакт-кассетах, и была совсем непохожа, за исключением песен, на последующие издания группы. М. Таничу принадлежал конферанс, чтение стихов между песнями.

Наша Студия всегда работала с «Лесоповалом». Помогали им с концертами в Санкт-Петербурге, всегда показывали их музыку в эфире «Ночного такси» на радио. В 1995г. издали на CD «Последний концерт Сергея Коржукова с «Лесоповалом».

Михаил Танич не верил, что можно сделать хорошее «живое» концертное видео. Он знал, что мы сделали уже много таких программ, но очень сомневался, что с его группой получится хорошо: «Саша, это ведь большая живая банда. Здесь и танцоры, и два вокалиста, и музыканты. Я, конечно, понимаю, что ты умеешь все это сложить, но вживую, при публике...». Я очень рад теперь, что смог настоять на своем, убедить М.Танича, и съемка состоялась.
«Лесоповал» приехал, действительно, полным составом: 10 человек. К великому удивлению тогдашнего художественного руководителя группы Саши Федоркова, М. Танич приехал с ними. Представьте, на съемке ему 83 года!

Саунд-чек с нашим звукорежиссером Славой Распоповым и звукорежиссером группы проходил почти 4 часа. Что интересно - отстроились неплохо. Правда, то, что Вы видите в фильме первым (3 трека), на самом деле было записано последним, т.к. на открытой площадке при начале записи жестко «вязало» вокальные микрофоны.

А вообще концерт получился славный. Зрители, и это видно в фильме, буквально висели на ограде съемочной площадки. Не хватало столиков для зрителей, которых было на съемке более 700 человек, и, поэтому, на половину опустело основное здание ресторана «Лесной» - все столы были вынесены на улицу.

Когда я привез DVD Михаилу Таничу домой, он вместе со мной посмотрел весь фильм и сказал: «Саня, не думал, что получится, но, когда увидел, говорю честно - это наш лучший фильм. Спасибо...».
Такой реакции я, признаться, не ожидал: концертные съемки у «Лесоповала» были, в основном, либо фрагментарные для ТВ, либо любительские - и тех, и других было много, но я знал, что Таничу они нравились.

Подумал сейчас - быстро бежит время. Нет уже с нами Михаила Танича, не работают в «Лесоповале» больше А. Федорков и С. Куприк. Время неумолимо идет вперед, тем ценнее та скромная работа, которую мы сделали в 2006г., снимая для Вас это видео.
Александр Фрумин

Жена легендарного поэта-песенника Михаила Танича Лидия Козлова откровенно рассказала о взаимоотношениях Танича со звездами шоу бизнеса, спевшими его нетленные хиты .

Танич отговаривал Долину от развода

– С Ларисой Долиной Михаил Исаевич очень дружил. Она часто приходила к нам: рассказывала про свою жизнь, просила совета, иной раз и плакала на плече. Именно муж написал ей «Погоду в доме», после которой она стала полноценной звездой. Она – очень амбициозная девушка, но в нашей семье всегда была как дочка. Рассказала она Таничу и про расставание с бывшим мужем – Витей Митязовым. Танич всегда был против всяких расставаний. Сейчас даже ученые доказали, что любовь живет всего четыре года. Смена партнера, как правило, дает не счастье, а лишь страстный сексуальный порыв, который длится недолго. Михаил Исаевич был жестким человеком и сказал ей прямо: «Лариска, ты подумай. Витька у тебя очень хороший человек и продюсер отличный. С ним ты прожила много лет». А она в ответ: «Михаил Исаевич, я с ума сошла, жить не могу, у меня никогда не было такой любви». Совет Танич ей дал, но не заставлял.

Свой выбор она сделала сама.

Пугачева танцевала для Танича во дворе

С Аллой Пугачевой у Танича были прекрасные отношения, но они плотно не сотрудничали, хотя друг друга уважали.

Понимаете, Алла в общении с мужчинами всегда главенствует, а Танич такого отношения не принимал. Пугачеву он увидел, когда ей было 15 лет. Он тогда сказал: «Из этой девчонки что-то получится». Во время первой совместной поездки муж написал ей песню «Робот». Буквально через два месяца Алла, которая гастролировала в Ялте с ансамблем «Веселые ребята», вышла на балкон гостиничного номера и услышала, что эту песню уже поют. Алла спросила: «Что это?» Ей тогда руководитель ансамбля Паша Слободкин сказал: «Алла, это слава». У них была любовь на отдалении. Когда Таничу сделали шунтирование на сердце и он еще не вставал с кровати, она приехала к нам. Долго не могла поставить в нашем дворе свой огромный лимузин. Я это увидела и сказала Таничу. Он, весь обвешанный железками, встал и пошел вниз ее встречать, хотя до этого еще не ходил. Вышел во двор, Алла его увидела и давай цыганочку танцевать. И он тоже пустился в пляс. Они вдвоем так зажигательно сбацали эту цыганочку, что весь двор смотрел. Я до сих пор эту сцену вспоминаю с умилением.

Киркоров нам вкручивал лампочки

Филипп Киркоров при жизни Михаила Исаевича часто к нам приходил. Он спел шесть или семь песен мужа. Я всегда ждала его в гости. Он ведь длинный, вот я все время и просила его вкручивать нам лампочки. Он совсем не звездный, никогда не отказывал. После его развода с Аллой мы как-то отдалились друг от друга. Но я его всегда рада видеть. Ведь у меня уже половина лампочек (а их около 120 штук) не работает. Для Фили оставила – он приедет и обязательно вкрутит.

Аллегровой пришлось отказать

Ирина Аллегрова спела две песни Михаила Исаевича – «Подружку» и «На тебе сошелся клином белый свет». «Белый свет» в свое время исполняли и Кобзон, и Пьеха. Но пусть они на меня не обижаются: так проникновенно, как у Аллегровой, у них не получилось. Она ее исполнила лучше. Несколько лет назад мы очень хотели, чтобы Ирина спела на концерте его памяти. Но она тогда была на гастролях в Германии, и мы не предполагали, что она успеет вернуться. Буквально накануне концерта мне звонит Ира и едва не со слезами спрашивает, будет ли она участвовать в концерте. Оказалось, что она успела вернуться с гастролей. Я ей ответила: «Ира, я спрошу у телевизионщиков, которые проводили телесъемку». Когда я позвонила на «Первый», мне сказали, что эфир переполнен и они не смогут выделить время. Пришлось отказать.

Я ее ценю прежде всего как сердечную и душевную певицу.

Куприка обратно не взяли

– О том, почему после смерти Михаила Исаевича из группы «Лесоповал» ушел солист Сережа Куприк, меня многие спрашивают, – призналась Лидия Николаевна. – Примерно через шесть месяцев после того, как Танича не стало, он пришел ко мне домой с букетом роз и сказал, что хочет работать самостоятельно. Я его тогда спросила: «Сережа, ты хорошо подумал?» Он кивнул. Для меня это решение было неожиданным – буквально на следующий день группа должна была ехать на гастроли. Запланировано сорок концертов. Тогда группа отправилась без него. Я ему только сказала: «Сережа, ты знаешь, что ты не имеешь права петь песни «Лесоповала»?» Он ответил: «Да, я это знаю, но прошу вас дать разрешение на исполнение одной песни – «Белый лебедь на пруду». Я разрешила. Он тогда еще добавил, что, мол, если что, сможет выступать на корпоративах. Но на это я не пошла. Значит, ребята будут мотаться по стране, а он только на корпоративах?

Не надо! Причины его ухода из группы для меня непонятны. Но, возможно, поспособствовала его девушка, которая ему говорила, что он гений и если начнет сольную карьеру, станет круче Лепса. На самом деле у Куприка в последние годы работы в «Лесоповале» стали возникать проблемы с голосом. Он не мог петь – заглатывал воздух. Врачи сказали, что проблемы с голосом психологические. В то время вместе с Куприком солировал Стас Волков. А Танич в качестве еще одного исполнителя ввел в группу Славу Величковского. Наверное, Сергей переживал, что цветы на концертах стали носить не только ему. Он приходил на кладбище, намекал, что не против вернуться. Но ребята сказали, что предательства не простят.

Кобзона нужно носить на руках

Таких людей, как Иосиф Кобзон, трудно найти. Он – настоящий друг и все время нам помогал. Когда у мужа была последняя стадия онкологии, врачи разводили руками. Однажды они посоветовали нам лекарство, которого еще не было в продаже.

Нам пообещали его достать за пятьдесят тысяч долларов, но так и не смогли. И вот в очередной раз звонит Иосиф, который в тот момент был в аэропорту и собирался улетать за границу. Я говорю: «Йося, нужно лекарство, но его нет в продаже». Он в ответ: «Говори по буквам». Через три дня звонит: «Лида, я привез лекарство». К сожалению, оно не помогло. В день, когда мужа не стало, мы с Йосей созванивались утром. Я ему сказала, что Мише осталось жить считаные часы. Он мне в ответ: «Что нужно?» Я передала последнюю просьбу мужа. Он просил, чтобы Кобзон помог добиться места на Ваганьковском кладбище. Кобзон, бросив все свои дела, развернул машину и поехал договариваться. Через два часа он нашел место. Звонит, докладывает. А Михаила Исаевича уже не стало. Так мы его и похоронили на Ваганьковском кладбище.

Муж выбрал это кладбище, аргументируя тем, что оно находится недалеко от нашего дома и мне будет удобнее туда ходить.

«После смерти Танича Игорь Николаев оформил на меня апартаменты в Майами» - вдова поэта делится воспоминаниями.

«После смерти Танича Игорь Николаев оформил на меня апартаменты в Майами» — вдова поэта делится воспоминаниями о муже.

Лидия Козлова-Танич.

Лилия Шарловская

Каждый выбирает по себе: женщину, религию, дорогу, стих…" Наверное, Танич никогда не стал бы Таничем, если бы в страшные послевоенные годы на строительстве Сталинградской ГРЭС не встретил юную студентку техникума Лиду Козлову. Она — сама талантливый поэт, автор одного из самых известных хитов «Айсберг», посвятила жизнь мужу. Была его музой и вдохновительницей, верной подругой и соратницей. С первого дня знакомства Лида поняла, что судьба свела ее с гением.

Лидия Козлова-Танич: «А вы знаете, что Танича первый раз я увидела во сне? Когда поступила в строительный техникум в Сталинграде, жить мне было решительно негде. Некоторое время я ночевала в общежитии на одной кровати с другой девочкой, а потом решила снять койку в городе. Нашла бабку, страшную, как баба-яга, лицо у нее было сморщенное и всегда злое. За десять рублей она пустила меня пожить на старом диване в подвале. Стипендия у меня была восемнадцать рублей. А потом оказалось, что у бабки доброе сердце, и меня она по-своему любила. Спросила однажды: «Хочешь суженого увидеть?» А я тогда не целовалась даже, дикая была до ужаса. Но кто ж не хочет увидеть суженого? Бабка говорит: сложи из спичек колодец и ложись спать. И вот ночью мне приснилась вся моя жизнь, которая, надеюсь, еще не кончилась, и человек с лицом Танича, про которого только и подумала тогда: «А ничего, красивый!»

Как же произошла историческая встреча?
Лидия:
«Я заканчивала техникум, и меня по распределению направили в Москву. Я очень хорошо училась. И я — вот что в башке моей было легкомысленной — заявила, что хочу остаться и работать на Сталинградской ГРЭС. Приехала на стройку, поселили меня в общежитии. Наступило седьмое ноября, в нашей комнате решили собраться молодежной компанией. В складчину, как тогда говорили. И вот я мою полы, дверь открывается, и входят два парня и две девушки красоты необыкновенной. Я даже актрис таких никогда не видела! А один из мужчин — с лицом того самого моего суженого из сна. Я возьми и ляпни: «Ой, я вас знаю!» Он удивился, а я забилась в дальний угол во время вечеринки, переживала: как бы не подумал, что я к нему пристаю… В разгар вечера ребята попросили: «Лида, спой!» Иногда я пела, подыгрывая себе на гитаре, сочиняла музыку, стихи. Взяла гитару, объявляю: «Я вот недавно песенку написала, а стихи в газете прочитала, их написал какой-то Танич». И тогда этот, суженый, который весь вечер глаз с меня не сводил, наклонился и шепнул мне на ухо: «А Танич-то — это я!»

Просто невероятная, мистическая история! Вы, наверное, верите в чудеса, Лидия Николаевна?
Лидия:
«Верю. Потому что в моей жизни чудес было много. Да и сама жизнь не чудо разве? Мы выжили в той страшной войне… Когда началось наступление, мы с родителями отправились из Саратова в эвакуацию, но немец шел быстрее, чем мы ехали. Застряли в глухой деревне на Волге. Голод был страшный. Мне было десять лет, я слышала слово „конфета“ и не представляла даже, что это такое… Однажды родители отправили меня за хлебом, его раздавали в деревенской чайной. Я зажала карточку в руке и шла по снегу по темной деревне. Захожу — там дым коромыслом, народу много, а на стене висит картина — огромная, во всю стену. На ней изображен эпизод из лермонтовского Печорина: герой скачет на коне, через седло у него переброшена Бэла, а за ними гонятся чеченцы. Я просто обмерла возле такой красоты. Смотрю и от волнения тру в руке карточки, тру… Когда опомнилась, от карточек ничего не осталось — труха одна. Как идти домой после этого? Там семья голодная сидит и ждет меня с хлебом… Весь день бродила по поселку, даже в колодец заглядывала, броситься хотела. Пришла домой все-таки, призналась. Родители даже слова не сказали. А утром объявление по радио: карточки отменены. Разве это не чудо?»

Михаил Исаевич в интервью рассказывал, что вас ему тоже нагадала цыганка. Это правда?
Лидия:
«Он мне так говорил. Шел как-то по базару, навстречу цыганка: „Дай погадаю!“ Он шутки ради протянул ладонь. А она ему и говорит: „Жену твою будут звать Лидой!“ На тот момент, как рассказывал Танич, у него даже знакомой с таким именем не было. Отца Танича расстреляли в 1938 году, он занимал важный пост в руководстве города Таганрога. Мать тоже посадили. Мишу забрал дед. Устроил его в железнодорожный техникум. Там, кстати, Танич женился первый раз. Девушка по имени Ирина его пирожками угощала, а он вечно голодный был… Так и стали жить вместе. Сын у них родился. Ребенок военного времени, слабого здоровья всегда был. Он и ушел из жизни раньше Танича. Часто у нас бывал, Михаил Исаевич общался с ним всегда… Железнодорожникам давали бронь, но Танич сам попросился в армию. И служил всю войну. И дошел до Германии. Потом уж в институте в Ростове его спросили однокурсники: „Миш, а как там живут немцы в Германии?“ Он простодушно так сказал: „Дороги там хорошие, автобаны. Мы по ним летели на „Студебеккерах“, как на самолетах“. И этого было достаточно, чтобы по доносу его арестовали и дали шесть лет лагерей».

Вам не страшно было выходить замуж за человека с такой биографией?
Лидия:
«Я была влюблена и об этом не думала даже! С Ирой он уже к этому моменту развелся. Когда Миша был в лагерях, она прислала ему письмо с просьбой о разводе. Он, конечно, не возражал… Да и после первой нашей встречи он надолго пропал: не хотел портить мне судьбу. Уволился со стройки и попросился работать в районную газету — это через Волгу в другой город. Но долго не выдержал, стал мне писать. Каждый день. И однажды написал: приезжай. Я тут же уволилась, все бросила и поехала. Вернее, пошла: через Волгу был пешеходный мост длиной два километра, у которого вместо поручней — канаты. Как я шла под дождем и ветром по нему? Вот ведь любовь вела!»

И как началась ваша семейная жизнь?
Лидия:
«Весело! И очень голодно. Нас пустила пожить семья рыбака. Отвели нам летнюю кухню. Там и стали жить, дочка наша старшая там родилась — Инга. Смешно — после первой нашей брачной ночи Танич говорит: „Если ты прямо сейчас не забеременела, значит, ты меня не любишь!“ У меня сердце в пятки ушло — откуда я знаю, забеременела я или нет? Слава богу, все сложилось хорошо. Так он снова условие ставит: „Если родится парень, уйду из дома!“ И когда Инга родилась, я лежу в роддоме, плачу. Сестры хлопочут, думают, горе у меня какое. А я от счастья плачу!»

Кто выбрал дочери редкое имя?
Лидия:
«Танич, конечно. Он же всю жизнь был спортсменом, любил физкультуру и всегда ценил спорт. Тогда имя конькобежки Инги Артамоновой гремело на всю страну».

Он продолжал писать стихи?
Лидия:
«Конечно. Я, когда беременная ходила, каждый день доставала его листочки и читала новые стихи. Я сразу поняла, какого уровня это талант. И начала его потихонечку пилить: Миша, отправь стихи в Москву, отправь! Он поначалу отмахивался от меня, как от назойливой мухи. Но, знаете, капля камень точит. Он отправил стихи в «Литературную газету» и получил ответ за подписью Булата Окуджавы: «Михаил, вы очень талантливы, вам надо переезжать в Москву». Но Булат не знал, что Мише после лагерей нельзя было приближаться к столице ближе чем на сто километров. Но и тут я начала давить на него: давай хотя бы поближе переберемся, куда-нибудь в Московскую область. В результате разных обменов мы оказались в Орехове-Зуеве в подвальной типа казармы квартирке. Там было так сыро и бегало так много крыс, что мы в туалет ходили с метлой — их отгонять. У Танича открылся лагерный еще туберкулез, у него ноги гноились так, что я повязки меняла каждый час, а на ночь под простынь подкладывала резиновые пеленки…

У Инги тоже начался туберкулез. Тут еще одна дочка родилась… Денег было мало. Танич писал стихи, их печатали, но получал он за это копейки. Платили за стих тридцать рублей. Больше одного в газету не ставили. Ну как могла семья прожить на эти деньги? Но к нему уже стали приезжать другие писатели, поэты из Москвы. Талант Танича заметили. И однажды Володя Войнович, он тогда на радио работал, видя, как мы бедствуем, сказал: напиши песню — за нее больше платят. Шестьдесят рублей или даже девяносто, если песня хорошая.

Танич написал стихи, пошел в редакцию молодежной газеты. Ему отказали. Ну, как можно написать про тогдашнего министра обороны «водят девки хоровод, речка лунная течет. Вы, товарищ Малиновский, их возьмите на учет»? Он, расстроенный, идет по коридору и встречает человека огромного роста. Тоже грустного. То да се, разговорились. Танич признался, что ему зарубили стихи. Собеседник попросил их почитать. Спросил: а можно я попробую к ним музыку подобрать. Так появилась песня «Текстильный городок», музыку написал Ян Френкель, тот самый высокий человек. Эта песня потом прозвучала в программе «Доброе утро».

И Танич проснулся знаменитым?
Лидия:
«Да кто же знает авторов слов песен, да еще в лицо? Он рассказывал, как однажды пошел на Курском вокзале деньги поменять в ларьке, а оттуда „Городок“ на полной мощности звучит. Танич обалдел — только два дня назад песня впервые прозвучала по радио! Его гордость распирает, он продавщице и говорит: „Эту песню я написал“. Та посмотрела на него презрительно: „Да брось ты! Мордой не вышел, чтобы такие песни писать!“ Вот так, смеялся потом муж, меня впервые ударила слава».

И вы стали богатыми людьми?
Лидия:
«Вы не знали Михаила Исаевича! Знаете, что он купил на свой первый приличный гонорар? Через два года после успеха «Текстильного городка» муж получил авторские деньги — двести рублей. Радостный ехал домой, но по дороге в комиссионном встретил приемник деревянный такой, огромный. Телефункен. Он его купил и приволок домой. Мы его поставили на единственную тумбочку и слушали до утра.

Даже когда Танич стал известным поэтом, и композиторы выстраивались в очереди за его стихами, он не стал богачом: Миша любил принимать большие компании, был хлебосолен. Наголодавшись и настрадавшись в детстве, этот человек готов каждому помогать и в первую очередь, конечно, накормить и напоить".

Как вы думаете, почему его песни так принимали люди?
Лидия:
«Это особый дар поэта — писать так, чтобы к каждой душе протоптать дорожку. После успеха „Текстильного городка“ Танича и Френкеля отправили на Сахалин по линии ЦК комсомола — писать гимн про остров. И Танич все равно написал простую душевную песню „Ну что тебе сказать про Сахалин?“. Начальство было недовольно, а вот народ принял, и до сих пор на Сахалине считают ее гимном».

А «Айсберг», знаменитый хит Аллы Пугачевой?
Лидия:
«С ним было еще проще. У нас дома часто бывал молодой и никому еще не известный композитор Игорь Николаев. Танич не особо любил работать со знаменитостями. Считал, что они уже всего достигли, у них все есть. А вот молодежь принимал, помогал и писал для них с удовольствием. Так однажды в нашем доме появились Игорь Николаев и Саша Малинин. Малинину Танич сразу сказал: „Тебе не попсу, а романсы петь надо“. Малинин прислушался — и поет романсы до сих пор. Игоря Николаева Танич ценил особенно, сразу увидел в нем большой талант. Посоветовал: у тебя нет ни одной песни, попробуй сначала с Лидой написать что-нибудь. И мы сделали с Игорем песню для Людмилы Гурченко, потом еще одну — для Эдиты Пьехи. Однажды Игорь пришел к нам, голодный, как всегда. Я налила ему борща и села рядом. Во время обеда Игорь попросил у меня что-нибудь из новенького. Я показала ему „Айсберг“. Он почитал, выпил рюмку коньяка и сел к роялю. Через двадцать минут была готова песня».

Лилия Шарловская

Исполнители платят вам за песни?
Лидия:
«Никогда не платили. Мы с Мишей всю жизнь прожили на отчисления с авторских гонораров. Танич уже болен был, когда у него купили первые стихи. Александр Иратов для нового альбома Алены Апиной выкупил целый цикл, начиная с песни «Узелки», кажется, по двести долларов за песню. Потом еще покупали, но это продолжалось недолго — Танич умер.

Игорь Николаев, к тому времени очень известный композитор и исполнитель, решил сделать мне подарок — оформил на мое имя апартаменты в Майами. Но я отказалась: зачем мне это одной? Игорь вообще очень мне помог: когда не стало Танича, он просто был рядом и этим буквально спасал меня. И Иосиф Кобзон звонил утром и вечером, добился места на Ваганьковском кладбище для Миши…"

После ухода Михаила Исаевича вы заменили его на месте художественного руководителя группы «Лесоповал». Это было новое для вас дело?
Лидия:
«Помилуйте, какое новое! С того дня, когда Танич написал свое первое стихотворение для „Лесоповала“, и до сегодняшнего дня я постоянно нахожусь в орбите всех проблем группы. Миша вовсе не собирался создавать группу. Более того, он не хотел в своих стихах касаться лагерной темы. Но есть такое слово в древнерусском языке „донжить“. Смысл его передает современное слово „приставать“, так я вот его донжила: кто, как не ты, прошедший лагеря, должен написать об этом? Я привела к нему Сережу Коржукова. Они попробовали написать одну песню, другую — и дело пошло. Однажды Танича пригласили на телевидение. Он тогда уже был очень популярен. Согласился выступить, но с условием: он покажет новую программу и нового исполнителя. Они с Сережей спели семь песен. И взорвали эфир! У меня дома оборвали телефон, звонили со всего Союза: кто этот парень? Потом родилась песня „А белый лебедь на пруду“ — практически гимн „Лесоповала“… Когда Танича не стало, ребята пришли на похороны. И на поминках при всех попросили меня возглавить группу. Так мы уже шесть лет и работаем без Миши».

Лидия Николаевна, а ваши дочери не пошли по стопам отца?
Лидия:
«Инга, старшая, стала художником. Вместе с мужем, тоже художником, они уехали учиться в Голландию и там остались. Двое их сыновей тоже окончили академию живописи, активно выставляются и имеют успех в Европе. У меня уже и правнук есть — шестилетний Миша. Младшая дочь Светлана посвятила свою жизнь сохранению наследия отца. Она работает с архивами, готовит к печати его стихи. И сама пишет — и прозу, и поэзию».

«Лесоповал», песни, дети, что еще оставил вам муж?
Лидия:
«Я никогда в жизни не притрагивалась к его бумагам. У нас был ритуал: он просыпался рано, часов в семь и писал. Я вставала позже, и он нес мне новое стихотворение. И так каждый день! И вот его не стало, я зашла в его кабинет. Все бумаги разложены по папочкам: стихи для «Лесоповала», для издательства. все четко — все указания, куда кому и что. Там были стихи и про меня… «Кто бы знал, как ты прекрасна поутру. Как тебе твой макияж не ко двору. Как восходят надо мною всякий раз оба солнышка твоих зеленых глаз. Кто бы знал, да кто бы видел, да любой. Он бы должен просыпаться бы с тобой. Кто бы знал, как ты прекрасна. Ты сама. Но, а я сошел от ревности с ума…»