Т 27 танк ссср. Легкий колесно-гусеничный танк БТ


Модификации танкетки Т-27:
ОТ-27/ХТ-27 (БХМ-4) - огнемётная танкетка (выпущено 187 машин, 1932-33 г.)
ТТ-27 - телеуправляемая танкетка (выпущена опытная партия - 5 машин, 1932г.)
Т-27ПХ - танкетка подводного хождения (опытный образец, 1934 г.)
Т-27М (Т-27С) - самоходная установка (опытный образец, 1931 г.)
СУ-76К (СУ-3) - самоходная установка (опытный образец, 1933 г.)
СУ-76 - самоходная установка (изготовлено 3 опытных образца, 1935 г.)

После закупки в 1929 году в Англии танкетки "Карден-Лойд" МкVI было решено начать ее производство. Советские танкостроители не ограничились простым копированием английской машины. При разработке своей танкетки, получившей обозначение Т-27, конструкторский коллектив, возглавляемый Н. Н. Козыревым, учел взгляды на ее боевое применение, географические и климатические условия нашей страны. Танкетка Т-27 была принята на вооружение Красной Армии приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года.

Опытные образцы танкетки, которые были изготовлены в 1931 г., отличались от своего прототипа установкой более мощного двигателя и утолщенной броней. Серийное производство Т-27 было организовано в 1931 - 1934 гг. на заводе "Большевик", на заводе №37 и Нижегородском автомобильном заводе (ныне ГАЗ). Сборка корпусов машины производилась на заводе КЭС в Москве. Всего было поставлено в войска 3297 машин (заводом "Большевик" в 1931 г. было выпущено 45 машин). Т-27 отличалась незначительными габаритными размерами. Это было достигнуто за счет отказа от вращающейся башни и продольного расположения моторно-трансмиссионного отделения, с правой стороны которого располагалось боевое, а с левой - отделение управления. Экипаж машины состоял из двух человек: командира-стрелка и механика-водителя.

Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ, боекомплект которого составлял 2520 патронов. 40 пулеметных дисков с патронами размещались в бортовых коробках корпуса. Для стрельбы использовался простой механический прицел. На танкетках первого года выпуска пулемет устанавливался на специальном лафете, обеспечивавшем вертикальное наведение пулемета и связанным с педалью подъема и специальным сектором. На танкетках последующих выпусков установка пулемета ДТ производилась в специальном фланце, обеспечивавшем более удобное наведение пулемета, как по вертикали, так и по горизонтали, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков.

Броневая защита была противопульной. Она изготавливалась из броневых листов с максимальной толщиной 10 мм. Соединение броневых листов производилось заклепками и болтами на угольниках и накладках. На машинах последнего года выпуска соединение броневых листов производилось с помощью сварки. Все швы корпуса у днища и по бортам на высоту 400 мм имели холщовую прокладку, обеспечивавшую водонепроницаемость корпуса. В верхнем лобовом листе корпуса имелся люк для доступа к тормозным валикам, закрывавшийся броневой крышкой с гайками на специальных шпильках. Кроме того, на верхнем и нижнем лобовых листах болтами крепился броневой кожух, закрывавший выступающую часть картера дифференциала. На большинстве танкеток этот кожух крепился на заклепках и снимался только вместе с лобовыми листами.


На верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения находился люк с броневой крышкой на петлях, который обеспечивал доступ к коробке передач и приводам управления. Кроме того, с правой стороны имелось специальное отверстие для крепления пулеметной установки (на машинах первого года выпуска). В переднем щитке со стороны механика-водителя была сделана смотровая щель для вождения машины при закрытом люке, со стороны командира (стрелка) - отверстие, закрываемое броневыми щитками пулеметной установки. На боковых листах корпуса с наружной стороны крепились патронные коробки с дверцами в кормовой части. Дверцы коробок крепились на петлях и закрывались двумя болтами. В верхней части боковых листов были сделаны смотровые щели с броневыми задвижками, а в нижней - круглое отверстие для прохода задней трубчатой оси. В верхней части корпуса имелось три откидывающихся колпака, закрывавших люки механика водителя, пулеметчика и люк доступа к силовой установке. На машинах последних выпусков в колпаках люков экипажа были сделаны специальные лючки, закрываемые броневыми заслонками. Колпак люка механика-водителя имел лючок в кормовой части, командира - в крыше и в кормовой части. В колпаке люка силовой установки был сделан лючок для доступа к заливной горловине топливного бака, закрывавшийся броневым колпачком. Спереди перед броневым колпаком силовой установки для доступа охлаждающего воздуха к радиатору системы охлаждения имелось отверстие, закрываемое броневым козырьком. В кормовом листе корпуса перед радиатором были сделаны специальные дверки, управляемые с места механика-водителя. На танкетках последних выпусков вместо дверок был установлен специальный броневой кожух с отверстием направленным вниз.

Днище корпуса было сварено из нескольких листов и имело посередине корытообразное углубление. Для слива масла из картера двигателя, коробок передач в днище были сделаны два отверстия, закрываемые навинтными пробками. Для буксировки на корпусе танкетки на верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения была приклепана специальная петля, а в кормовой части - буксирная рама с петлей. Рама крепилась к бортам корпуса танкетки с помощью двух косынок. К бортам корпуса перед патронными ящиками крепились грязевые щитки, предохранявшие экипаж от забрызгивания грязью летом и снегом зимой. На танкетках последнего года выпуска были введены и кормовые грязевые щитки.

Вдоль продольной оси корпуса устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель "Форд-АА" жидкостного охлаждения мощностью 40 л.с. (29 кВт) с карбюратором "Форд-Зенит". Пуск двигателя осуществлялся с помощью стартера мощностью 0,9 л.с. (0,7 кВт) и вручную - заводной рукояткой. В системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина), прерыватель тока низкого напряжения и распределитель тока высокого напряжения. Емкость топливного бака составляла 42 л. Запас хода машины по шоссе достигал 110 км.

Трансмиссия, заимствованная у грузового автомобиля ГАЗ-АА, включала сухое, однодисковое сцепление с накладками из ферродо; четырехступенчатую механическую коробку передач; главную передачу; простой дифференциал с колодочными тормозами и два бортовых редуктора. Дифференциал соединялся с коробкой передач с помощью карданного сочленения (шарнира Гука). Подвеска - полужесткая, блокированная. Со стороны каждого борта находилось по три тележки сдвоенных опорных катков. Упругим элементом подвески служили листовые рессоры. Конструкция подвески не отвечала требованиям по подвижности и ее применение объясняется короткой базой машины (длина опорной поверхности гусениц равнялась 1410 мм). В гусеничном движителе применялись опорные катки с наружной амортизацией, ведущие колеса цевочного зацепления и гусеницы с ОМШ. Ширина трака мелкозвенчатой гусеницы составляла 150 мм.

Тактико-технические характеристики
танкетки Т-27
Год выпуска 1931
Экипаж 2
Масса, т 2,7
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м

2,6
1,825
1,443
Клиренс, м 0,34
Ширина траков, м 0,15
Броневая защита, мм Лоб корпуса 10 мм
Борт корпуса 10 мм
Корма 10 мм
Крыша 6 мм
Днище 4 мм
Вооружение 7,62-мм пулемет ДТ.
Боезапас 2520 патронов
Двигатель "Форд-АА", 4-х цилиндровый
карбюраторный, 40 л.с
Коробка передач 4 вперёд и 1 назад
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см 2
0,75
Запас топлива, л 42
Запас хода, км по шоссе - 110
по грунту - 60
Макс. скорость, км/ч по шоссе - 42
по просёлку - 16
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
ров, м
стенка, м
брод, м

30
30
1,2
0,5
0,5
Выпущено, шт 3297

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с положительным выводом аккумуляторной батареи на корпус. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-У напряжением 6 В и емкостью 80 А ч, а также динамомашина мощностью 200 Вт. У танкетки Т-27 в ходе эксплуатации были выявлены ряд недостатков - средства внешней и внутренней связи отсутствовали; связь между отдельными машинами в подразделении поддерживалась с помощью сигнальных флажков. Танкетка оставалась низкой и неудобной из-за размещения двигателя в середине корпуса без какого-либо ограждения между местами водителя и стрелка. Жесткая ходовая часть создавала сильную тряску на большом ходу. Это создавало неблагоприятные условия для работы экипажа. Приходилось подбирать для Т-27 малорослых людей.

Т-27 первоначально предполагалось использовать в целях разведки, связи и сопровождения в бою тяжелых танков. Однако из-за слабого бронирования выполнить такую задачу не удалось. Танкетки поступили в кавалерийские дивизии для целей разведки и сопровождения конницы. Благодаря хорошей подвижности она успешно применялась в Средней Азии в борьбе с басмачами в начале 30-х годов. В конце 30-х годов танкетки использовались главным образом для подготовки танкистов, кроме того, некоторое количество танкеток было передано в ОСОАВИАХИМ. В дальнейшем некоторые танкетки Т-27, после небольшой переделки, использовались в качестве тягачей для пушек калибров 37 и 45 мм.

Военные специалисты старались расширить тактические возможности танкетки. Так, на ее базе в 1931 году были созданы малые самоходно-артиллерийские установки (САУ), вооруженные 37-мм пушками Гочкиса. От базовой машины они отличались несколько измененным корпусом и ходовой частью. В первом варианте САУ в неподвижной рубке устанавливалась одна пушка, во втором - пушка и пулемет. Ввиду небольшого внутреннего объема машины для перевозки боекомплекта использовался специальный гусеничный прицеп. Эту небольшую партию САУ выпустил ленинградский завод "Большевик". В 1932 году на базе Т-27 была создана первая огнеметная установка, в которой огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха. Дальность огнеметания составляла всего 25 м.

В течение 1933-1934 годов продолжалась разработка САУ для сопровождения конницы. Специальное конструкторское бюро завода "Красный путиловец" спроектировало установку с 76-мм полковой пушкой образца 1927 года на базе танкетки Т-27. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчет - на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчета и боеприпасов от своего орудия.

В 1933 году была разработана и изготовлена САУ с 76-мм динамореактивной (безоткатной) пушкой "К". В этой установке все части, кроме сопла и лотка были закрыты броней. Полигонные испытания она выдержала и была допущена к войсковым, но последние дали отрицательные результаты, так как пушка имела плохие баллистические качества, сильно демаскировала себя во время стрельбы и была небезопасна в обращении.

В 1935 году на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3. Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А. Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.

Эксплуатация танкетки в войсках показала, что она была достаточно простой и неприхотливой машиной. Однако опыт ее применения на учениях свидетельствовал, что для машин такого класса необходима вращающаяся башня (с установленным в ней вооружением), способность преодолевать водные преграды вплавь и менее плотная компоновка.

На 1 января 1941 года в войсках еще оставалось 2157 танкеток Т-27, часть из которых приняли участие в боевых действиях начального периода Великой отечественной войны.

Схема бронирования Т-27


Фотографии танкетки Т-27

Чертежи танкетки Т-27:

Т-27

Т-27

В конце 20-х СССР был в сложной ситуации. Справедливо считалось, что страна находиться во «враждебном окружении». Чтобы понять всю тяжесть ситуации, нужно знать, что даже Польша оценивалась как опасный соперник. Что уж говорить о других странах. Действительно, даже у Польши была сотня танков, а крыть это число и СССР было попросту нечем. И если с производством танков дела налаживались, производились уже худо-бедно подходящие ситуации МС-1, то с танкетками дела были совсем плохи. Разработки собственной танкетки дали результат, но он был недостаточным. И тогда в СССР формируется закупочная комиссия. Она отправляется в Великобританию искать нужные стране образцы бронетехники, которые можно было бы купить, творчески переработать и производить уже в СССР. Стоит отметить, что покупки этой комиссии очень много сделали для советского танкостроения. И одной из самых удачных покупок была танкетка Vickers Carden-Loyd.

Т-27 – это переработанная английская танкетка. От оригинала она почти не отличалась, но все части танкетки заменили на советские аналоги. Выпускали танкетку до 1934 года.

Начало 30-х – единственное время, когда применение такой техники может быть полностью успешным. Т-27 идут в бой с басмачами (военизированными отрядами преступников в средней Азии). Отзывы положительные, танкетка приносит ощутимую пользу. Но уже тогда поступают жалобы на стандартные «танкеточные» недостатки – отсутствие башни и тесноту.


С 1936 года танкетки стараются выводить из передовых частей. Их время уже ушло. Т-27 подвергают самым разным модификациям, стремясь получить пользу от почти трёх тысяч уже устаревших машин. Тут, кстати, следует обратить внимание на важную деталь. В 38 году на балансе РККА числиться почти три тысячи боеспособных Т-27. За пять-шесть лет эксплуатации, а эксплуатировали Т-27 нещадно, из строя вышло всего несколько сотен машин. Для техники межвоенного периода это очень хорошая надёжность. Но, эксперименты не сильно улучшают Т-27 и она так бы и ушла незаметно на покой, если бы ситуация в мире не накалялась бы с каждым днём. Более 100 танкеток принимает участие в Зимней войне с Финляндией. Большинство оставшихся Т-27 к 1941 году храниться на складах, но в вплоть до декабря 41го они применяются в боях. Последний случай боевого применения приходиться аж на лето 1945 года. Правда, идут в бой Т-27 на Дальнем Востоке как боевой транспорт или транспортировщик орудия. Вообще разгром японской Квантунской армии ещё не раз будет всплывать как образец использования явно устаревшей техники. Всё дело в том, что на Дальнем Востоке части красной армии простояли почти без дела с 41го до середины 45го. Огонь войны в Европе пожирал всю старую технику и порождал огромное количество новых машин, а тут всё, оставленное 38-39ом тихо хранилось в чистоте и порядке вплоть до 45 года.

Вообще, не стоит думать, что использование устаревшей техники это что-то стрёмное, скорее наоборот – рациональное. Т-27 мог охранять аэродромы, штабы, патрулировать дороги и таскать пушки там, где грузовикам это делать опасно. Мог даже вполне успешно атаковать из засад или легко маскироваться для обороны. И в этих ролях Т-27 вполне себе нашёл применение даже в 41, года безнадёжно устарел, как средство поддержки пехоты.


Модификации и различные машины на базе Т-27:

1931 год

Огнемётная Т-27(опытная) Пулемёт оставлен. Добавлен ранцевый огнемёт, посылающий огнесмесь на 25 метров. Переоборудовали 12 машин.

1932 год

ТТ-27 Телеуправляемая танкетка. Несла заряд взрывчатки и дистанционно подрывалась в стане врага. Могла так же распылять отравляющие вещества или, наоборот проводить дегазацию местности. Построили 5 экземпляров.

КТ-27 (СУ-76) Импровизированная САУ с 76-мм полковой пушкой, для сопровождения конных и моторизованных соединений. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и расчёт - на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчёта и боеприпасов от своего орудия. Было выпущено 3 опытных образца. Машина оказалась перегруженной и не могла двигаться вне дорог. Проект был остановлен.

Т-27 (танкетка снабжения) По бортам танкетки были установлены два боковых кармана, предназначенные для транспортировки 40 патронных ящиков (880 кг) и 24 снаряженных пулемётных дисков. 2 экземпляра.

1934 год

МЗ-27. Минный заградитель. Пулемёт не снимался, загружалось 170 минам, уложенными в барабан массой 480 кг. Выпущено не менее 5 МЗ-27.

Т-27ПХ танкетка подводного хождения, оснащенная воздухозаборником, с герметизированным корпусом и измененной конструкцией выхлопной трубы. Танкетка преодолевала по дну водные преграды глубиной до 3 метров и могла находиться под водой до 30 минут. Изготовлен 1 опытный образец.

1938 год.

АС-Т-27 - аэродромный тягач на базе Т-27, оснащённый автомобильным стартёром КАС-2 для запуска авиационных двигателей. Переоборудовали от 3 до 10 машин.

Уже в ходе первой мировой войны, помимо тяжелых танков, предназначенных для прорыва укрепленных полос, появилась потребность в более легких и быстроходных машинах, способных сопровождать пехоту и кавалерию при дальнейшем развитии операции уже в глубине обороны противника. Первыми образцами таких машин стали французский «Рено» FT-17 и английский Мк А «Уиппет». Помимо развития быстроходных легких танков дальнего действия появилась необходимость в малом сверхлегком танке для разведки и связи - танкетке.

В 1927-1930 годах главным конструкторским бюро Оружейно-арсенального треста на базе танка Т-16 (предшественник танка МС-1) были спроектированы танкетки Т-17 и Т-23, причем последняя предусматривалась в двух вариантах - безбашенном и с башней кругового вращения. Спроектированная затем танкетка Т-25 являлась вариантом дальнейшего развития танкетки Т-17.

Это были неплохие для своего времени машины, но для подготовки их к запуску в серийное производство требовалось продолжительное время, которого, увы, не было. По этой причине пришлось приобрести за рубежом лицензию на производство серийно выпускавшейся танкетки «Карден-Лойд» MkVI.

Советские танкостроители не ограничились простым копированием английской машины. При разработке своей танкетки, получившей обозначение Т-27, конструкторский коллектив, возглавляемый Н. Н. Козыревым, учел пожелания военных относительно ее боевого применения, географические и климатические условия Советского Союза. Танкетка Т-27 была принята на вооружение Красной Армии приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года. Ее производство организовали на подмосковном заводе имени Г. К. Орджоникидзе.

Т-27 отличалась незначительными габаритными размерами. Это было достигнуто за счет отказа от вращающейся башни и продольного расположения моторно-трансмиссионного отделения, с правой стороны которого располагалось боевое, а с левой - отделение управления. Корпус танкетки состоял из противопульных броневых катаных листов (10 мм - носовая часть, борта и корма, 6 мм - крыша и 4 мм - днище), соединявшихся заклепками и частично электросваркой. Для посадки экипажа на крыше имелись два прямоугольных люка, закрываемых изнутри крышками. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели, расположенные в верхнем лобовом и бортовых листах корпуса. Танкетка была вооружена 7,62-мм танковым пулеметом ДТ образца 1929. Боекомплект его состоял из 40 магазинов (2520 патронов), уложенных в стеллажах патронных ящиков, которые крепились к бортовым листам корпуса снаружи. Впоследствии боекомплект уменьшили до 28 магазинов (1764 патрона) и усовершенствовали механизм их подачи. Для внешней связи служили сигнальные флажки, что было типично для начала 30-х годов.

На танкетке маховиком вперед устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный автомобильный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-АА, развивавший мощность 40 л. с. при 2200 об/мин, что позволяло двигаться со скоростью до 42 км/ч. Механическая трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по фрикционным накладкам), 4-ступенчатой коробки передач, карданной и главной передач, простого конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота), полуосей и одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал машине получение расчетного минимального радиуса поворота на 1-й и 2-й передачах, равного ширине ее колеи (поворот на месте). Управление трансмиссией было механическим, с помощью рычагов педалей и тяг.

Гусеничный движитель (по каждому борту) состоял из мелкозвенчатой цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, шести одинарных опорных катков малого диаметра (252 мм) с наружной амортизацией резиновыми бандажами, направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса переднего расположения с несъемным зубчатым венцом. Вместо поддерживающих катков использовались направляющие брусья, удерживавшие верхние ветви гусеничных цепей от раскачивания при движении танкетки. Подвеска была балансирной. В качестве упругих элементов использовались листовые полуэллиптические рессоры.

Электрооборудование представляло собой однопроводную сеть напряжением 6В. Система зажигания - батарейная. Пуск двигателя производился электрическим стартером из отделения управления или снаружи, с помощью пусковой рукоятки.

Запас хода по шоссе составлял 110 км, а по пересеченной местности - 60 км. Боевая масса равнялась 2,7 т. Экипаж состоял из двух человек: командира-стрелка и механика-водителя.

Танкетка поступила на вооружение, разведывательных подразделений механизированных войск Красной Армии. Благодаря хорошей подвижности она успешно применялась в начале 30-х годов в Средней Азии в борьбе с басмачами. Выпуск ее прекратили в 1933 году. Всего было выпущено 3300 штук.

В 1935 году на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3. Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А. Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.

Эксплуатация танкетки в войсках показала, что она была достаточно простой и неприхотливой машиной. Однако опыт ее применения на учениях свидетельствовал, что для машин такого класса необходима вращающаяся башня с установленным в ней вооружением, способность преодолевать водные преграды вплавь и менее плотная компоновка.


Разработана на базе английской танкетки Carden-Loyd Mk VI, лицензия на производство которой была приобретена Советским Союзом. Принята на вооружение РККА постановлением РВС СССР от 13 февраля 1931 г. С 1931 по 1934 г заводами № 37 (г.Москва), "Большевик" (г.Ленинград) и Горьковским автозаводом было изготовлено 3328 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Корпус клепаный, коробчатой формы. В боковых коробках корпуса размещались патронные магазины, которые подавались для заряжания тросовым механизмом. Верхняя часть корпуса состояла из трех частей: двух боковых в виде откидывающихся колпаков над командиром и механиком-водителем и средней, закрывавшей топливный бак. Справа над откидным колпаком была прорезана амбразура пулемета. В средней части корпуса вдоль его продольной оси устанавливался двигатель.

Танкетка Т-27 поступала на вооружение разведывательных подразделений механизированных частей РККА. По мере насыщения войск легкими танками Т-27 передавались в танковые батальоны стрелковых дивизий.

В 1932 г. в ОКБ Гроховского была разработана парашютно-десантная подвеска танкетки под самолетом ТБ-1, и в том же году она была принята на вооружение ВВС РККА.

Танкетка Т-27, переоборудованная в артиллерийский тягач.

В конце 1930-х годов танкетки Т-27 использовались в качестве тягачей 45-мм противотанковых пушек.

На 1 января 1941 г. в Красной Армии числилось 2558 танкеток, часть из которых принимала участие в боевых действиях начального периода Великой Отечественной войны, включая битву за Москву. В частности, 1 декабря 1941 г. несколько танкеток Т-27 поддерживали атаку одного из батальонов 71-й отдельной морской стрелковой бригады в районе г. Яхромы.



Танкетки Т-27 буксируют 45-мм противотанковые пушки


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ Т-27

БОЕВАЯ МАССА, т: 2,7.

ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 2600, ширина -1825, высота – 1443, клиренс – 240.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет ДТ калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 2520 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма -10, крыша – 6. днище – 4.

ДВИГАТЕЛЬ: "Форд-АА" или ГАЗ-АА, 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 40 л.с. (29,44 кВт) при 2200 об/мин, рабочий объем 3060 см #179; .

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная коробка передач, карданная и главная передачи, простой конический дифференциал, одноступенчатые бортовые передачи

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки, установленные на продольной балке, поддерживающий брус, ведущее колесо переднего расположения с несъемным зубчатым венцом (зацепление цевочное), подвеска рессорная; в каждой гусенице 129 траков шириной 150 мм, шаг трака 44 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 42.

ЗАПАС ХОДА, км; 110.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, высота стенки, м – 0,5, ширина рва, м -1,2. глубина брода, м – 0,5.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: отсутствуют.

Рождение танкетки Т-27. Доработкой танкетки в начале 1931г. ОКМО занимался уже при активном участии конструкторской группы Н. Козырева, преобразованной в КБ. ОКБ Н. Дыренкова также готовило свой проект танкетки Д-7, которая была колесно-гусеничной и, по мнению изобретателя, как нельзя лучше соответствовала требованиям «Системы…». Однако после рассмотрения документации на Д-7 было отмечено, что проект выполнен неграмотно и без каких бы то ни было расчетов. Что компоновка моторного отделения танкетки выполнена крайне неудачно, а рабочие места членов экипажа не позволяют, находясь на них, нормально вести машину и стрелять из пулемета. Проект был отклонен.

Танкетка Т-27 в учебном центре, 1932г.

Тем временем в январе 1931 г. опытный образец Т-27 ОКМО был уже практически готов. Он отличался от прототипов новым моторно-силовым агрегатом, выполненным на основе двигателя ГАЗ-АА, увеличенной емкостью топливного бака, немного увеличенными габаритами и более толстой броней.
Танкетка была принята на вооружение РККА постановлением РВС СССР от 13 февраля 1931 г., несмотря на то, что государственные испытания машины к этому времени завершены не были.
Против ожидания, серийное производство танкетки не вызвало таких проблем, как выпуск Т-26 и БТ. Видимо, сказывалось широкое использование узлов и агрегатов грузового автомобиля «Форд-АА», выпускаемого в СССР на заводе ГАЗ (в то время еще носившего название НАЗ).

Устройство танкетки Т-27

Общая компоновка танкетки предусматривала размещение силового агрегата, вооружения и экипажа в одном корпусе. Причем двигатель с системами питания и охлаждения находился в его средней части, трансмиссия впереди, а экипаж – сзади.
Корпус Т-27 собирался из катаных броневых листов толщиной 6-10 мм на уголковом каркасе болтами и заклепками. Правда, на машинах последнего года выпуска уже применялась электросварка. Швы корпуса в нижней части на высоту до 400 мм имели холщовую прокладку на сурике, которая обеспечивала водонепроницаемость корпуса при преодолении водных преград. В верхнем лобовом листе корпуса имелся люк для доступа к тормозным валикам, закрывавшийся броневой крышкой с гайками на шпильках.
Кроме того, на верхнем и нижнем лобовых листах болтами крепился броневой кожух, закрывавший выступающую часть картера дифференциала. На большинстве танкеток этот кожух крепился на заклепках и снимался только вместе с лобовыми листами. На верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения находился люк с броневой крышкой на петлях, который обеспечивал доступ к коробке передач и приводам управления. Кроме того, с правой стороны имелось специальное отверстие для крепления пулеметной установки.
В переднем щитке со стороны механика-водителя была сделана смотровая щель для вождения машины при закрытом люке, со стороны командира (стрелка) – отверстие, закрываемое броневыми щитками пулеметной установки.
На бортовых листах корпуса с наружной стороны крепились патронные коробки с дверцами в кормовой части. Дверцы коробок крепились на петлях и закрывались двумя болтами. В верхней части боковых листов были сделаны смотровые щели с броневыми задвижками, а в нижней – круглое отверстие для прохода задней трубчатой оси.
В верхней части корпуса имелось три откидывающихся колпака, закрывавших люки механика-водителя, пулеметчика и люк доступа к силовой установке. На машинах последних выпусков в колпаках люков экипажа были сделаны специальные лючки, закрываемые броневыми заслонками. Колпак люка механика-водителя имел лючок в кормовой части, командира – в крыше и в кормовой части. В колпаке люка силовой установки был сделан лючок для доступа к заливной горловине топливного бака, закрывавшийся броневым колпачком. Спереди перед броневым колпаком силовой установки для доступа охлаждающего воздуха к радиатору системы охлаждения имелось отверстие, закрываемое броневым козырьком. В кормовом листе корпуса перед радиатором были сделаны специальные дверки, управляемые с места механика-водителя. На танкетках последних выпусков вместо дверок был установлен специальный броневой кожух с отверстием, направленным вниз.
Днище корпуса собиралось из нескольких листов и имело посередине корытообразное углубление. Для слива масла из картера двигателя, коробок передач в днище были сделаны два отверстия, закрываемые навинтными пробками.
Для буксировки на корпусе танкетки на верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения была приклепана специальная петля, а в кормовой части на машинах последнего года выпуска – буксирная рама с петлей. Рама крепилась к бортам корпуса танкетки с помощью двух косынок. К бортам корпуса перед патронными ящиками крепились грязевые щитки, предохранявшие экипаж от забрызгивания грязью летом и снегом – зимой. На танкетках последнего года выпуска были введены и кормовые грязевые щитки.

Компоновка танкетки Т-27.

Вооружением Т-27 был 7,62-мм пулемет ДТ. На танкетках первого года выпуска он устанавливался на специальном лафете, обеспечивавшем вертикальное наведение пулемета и связанным с педалью подъема специальным сектором. На танкетках последующих выпусков установка ДТ производилась в специальном фланце, обеспечивавшем более удобное наведение пулемета как по вертикали, так и по горизонтали, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков.
Двигатель Т-27 – четырехтактный четырехцилиндровый двигатель «Форд-АА» («ГАЗ-АА») жидкостного охлаждения мощностью 40 л-с. с карбюраторам типа «Форд-Зенит» Пуск двигателя осуществлялся с помощью стартера мощностью 0,9 л.с. (0,7 кВт) и вручную – заводной рукояткой. Емкость топливного бака составляла 42 л, что. обеспечивало запас хода машины по шоссе до 110 км.
Трансмиссия Т-27 заимствовалась у грузового автомобиля «Форд-АА» («ГАЗ-АА») и включала сухое однодисковое сцепление с накладками из феродо, четырехступенчатую КПП, простой дифференциап с колодочными тормозами и два бортовых редуктора.
Подвеска Т-27 – блокированная полужесткого типа. Состояла из шести тележек сдвоенных опорных катков. Упругим элементом подвески являлись листовые рессоры.
В гусеничном движителе применялись опорные катки с наружной амортизацией, ведущие колеса цевочного зацепления и мелкозвенчатая гусеничная цепь. Ширина трака составляла 150 мм.
Электрооборудование машины с напряжением бортовой сети 6 В было выполнено по однопроводной схеме. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3CT-V емкостью 80 А.ч, а также динамо мощностью 200 Вт.

Производство танкетки Т-27

Первые 45 серийных танкеток выпустил в 1931 г. завод «Большевик», после чего ее выпуском уже ведали заводы № 37 (бывший 2-й автозавод ВАТО) и ГАЗ. Серийный выпуск Т-27 продолжался в течение 1931-34 гг., когда ее в системе вооружения на 2-ю пятилетку полностью заменили плавающие танки.
Всего армия получила 3295 танкеток Т-27, которые быстро превратились в учебные машины, так как их реальные боевые возможности оказались чрезвычайно низкими.

ТТХ /Марка танка || Т-21 пр. 1929 | Т-22 пр. 1929 | Т-23 1930 | Т-25 (К-Г)* пр. 1930 | Т-27 1931 ||
Вес пустого, кг || 1780 | 2840 | 2780 | 3050 | 2700 ||
Боевой масса, кг || 2100 | 3260 | 3180 | ? | ? ||
Экипаж, чел. || 2 | 2 | 2 | 2 | 6 ||
Размерения. мм
Длина общая || 3600 | 3480 | 3300 | 4200 | 2600 ||
Ширина || 1250 | 1620 | 1620 | 1900 | 1825 ||
Высота || ? | 2030 | 1850 | 1750 | 1443 ||
Клиренс || 275 | 300 | 300 | 200/240** | 240 ||
Ширина трака, мм || 200 | 220 | 220 | 220 | 150 ||
Вооружение
Пулеметов ДТ, шт. || 1х7,62-мм | 1х7,62-мм | 1х7,62-мм | 1х7,62-мм | 1х7,62мм ||
Патронов, шт. || 2142 | 2142 | 2079 | 2142 | 2520 ||
Толщина брони, мм
Верт. корпуса || 13 | 10 | 10 | 10 | 10 ||
Гориз. корпуса || 4 | 6 | 6 | 6 | 6 ||
Башня || – | – | – | 10 | – ||
Двигатель
Тип || 4т/2ц/к/в | 4т/4ц/к/в | 4т/4ц/к/в | 4т/6ц/к/в | 4т/4ц/к/ж ||
Марка || Т-17 | МС-1Ф | МС-2 | Д-25-70 | Форд-АА ||
Мощность макс., л.с. || 20 | 40 | 60 | 70 | 40 ||
При частоте об./мин || 3000 | 3000 | 3000 | 2800 | 2000 ||
Передач КПП || 3/1 | 3/1 | 3/1 | 4/1 | 4/1 ||
Скорость макс., км/ч || 17,5 | 40 | 35 | 52/75** | 42 ||
Среднетехнич., км/ч || ? | ? | ? | ? | 16 ||
Тип топлива || Бензин 2 с | Бензин 2 с | Бензин 2 с | Бензин 2 с | Бензин 2 с ||
Емк. бака, л. || 70 | 160 | 160 | ? | ? ||
Запас хода, км || 120 | 180 | 190 | 180/250 | 110 ||
Преодолеваемые препятствия
Подъем, град. || 28 | 45 | 40 | 45/30 | 30 ||
Ров, мм || 1400 | 1500 | 1300 | 1800 | 1200 ||
Стенка, мм || 400 | 500 | 500 | 500 | 500 ||
Брод, мм || 800 | 870 | 950 | 850 | 500 ||
* Проект Гинзбурга-Симского. Все данные – расчетные
** Числитель – гусеницы, знаменатель – колеса.

Информация взята из книги Свирина Михаила.