Таблица сословия положение в обществе. Что такое сословие в Российской империи начала XIX века? Непривилегированные социальные группы

Сегодня в России не существует сословного разделения, оно было упразднено после революции, в 1917 году. А что такое сословие в дореволюционной России, к каким социальным группам принадлежали наши предки и какие права и обязанности они имели? Давайте разберемся.

Что такое сословие в Российской империи?

Подобное разделение народа было официальным в дореволюционной России. И в первую очередь сословия разделялись на податное и неподатное. Внутри этих двух больших групп существовали свои подразделения и слои. Государством были предоставлены определенные права каждому сословию. Эти права были закреплены законодательством. Каждая из групп должна была выполнять определенные повинности.

Так что такое сословие? Так в России можно назвать категорию подданных, которая пользовалась особыми правами и имела свои обязанности по отношению к государству.

Когда появились сословия в России?

Сословное разделение начало возникать со времени образования русского государства. Первоначально оно представляло собой сословные группы, не особо различавшиеся между собой в правах. Преобразования в петровско-екатерининскую эпоху сформировали более четкие классовые границы, но при этом отличием русской системы от западно-европейской были гораздо более широкие возможности перехода из одной группы в другую, например, через государственную службу.

Сословия в России перестали существовать в 1917 году.

Основное отличие сословий в Российской империи

Основным заметным различием между ними было их право на привилегии. Представители неподатного сословия имели значительные привилегии:

  • не платили подушную подать;
  • не подвергались телесным наказаниям;
  • были освобождены от воинской повинности (вплоть до 1874 года).

Непривилегированное, или податное, сословие было лишено этих прав.

Привилегированные социальные группы

Дворянство было самым почетным сословием Российской империи, основой государства, опорой монарха, самым образованным и культурным слоем общества. И нужно понимать, что такое сословие было главенствующим в России, несмотря на его немногочисленность.

Дворянское сословие разделялось на две группы: потомственное и личное. Первое считалось более почетным и передавалось по наследству. Личное дворянство можно было получить по порядку службы или особым высочайшим пожалованием, и оно могло быть наследственным (передаваться по наследству потомкам) или пожизненным (на детей не распространялось).

Духовенство- привилегированное сословие. Разделялось на белое (мирское) и черное (монашествующее). По степени священства духовное сословие делилось на три группы: епископ, священник и диакон.

Принадлежность к духовному сословию передавалась по наследству детям, а также могла приобретаться вступлением в белое духовенство представителей других социальных групп. Исключение составляли крепостные крестьяне без увольнительной от владельцев. Дети священнослужителей по достижении совершеннолетия сохраняли принадлежность к духовному сословию только при условии поступления на священнослужительскую должность. Но они могли избирать и светскую карьеру. В этом случае они имели права, одинаковые с правами личных дворян.

Купечество также являлось привилегированным сословием. Разделялось на гильдии, в зависимости от которых купцы имели различные привилегии и права на торговлю и промысел. Запись в купечество из других сословий была возможна на временных основаниях при оплате гильдейских повинностей. Принадлежность к данной социальной группе определялась размером объявленного капиталла. Дети принадлежали к купеческому сословию, но при достижении совершеннолетия должны были самостоятельно записываться в гильдию для приобретения отдельного свидетельства или же становились мещанами.

Казачество - особое полупривилегированное военное сословие. Казаки имели право корпоративного владения землями и освобождались от повинностей, но обязались нести военную службу. Принадлежность к казачьему сословию передавалась по наследству, однако записаться в казачьи войска могли и представители других социальных групп. Казаки могли достигать по службе дворянства. Тогда принадлежность к дворянскому сословию совмещалась с принадлежностью к казачеству.

Непривилегированные социальные группы

Мещанство - городское непривилегированное податное сословие. Мещане были в обязательном порядке приписаны к определенному городу, уезжать из которого могли только по временному паспорту. Платили подушную подать, обязаны были нести воинскую повинность, не имели права поступать на государственную службу. Принадлежность к мещанскому сословию передавалась по наследству. Ремесленники и мелкие торговцы также относились к мещанскому сословию, но могли повысить свое положение. Ремесленники записывались в цех и становились цеховыми. Мелкие торговцы со временем могли перейти в купеческое сословие.

Крестьянство - самая многочисленная и зависимая социальная группа, лишенная привилегий. Крестьянство разделялось на:

  • казенное (принадлежавшие государству или царскому дому),
  • помещичье,
  • посессионное (приписанное к фабрикам и заводам).

Представители крестьянства были прикреплены к своей общине, платили подушную подать и подлежали исполнению рекрутской и других повинностей, а также могли подвергаться телесному наказанию. Однако после реформы 1861 года они имели возможность перебираться в город и записываться в мещане при условии покупки в городе недвижимости. Эта возможность ими использовалась: крестьянин покупал недвижимость в городе, становился мещанином и освобождался от части налогов, при этом продолжая жить в деревне и заниматься хозяйством.

В начале XIX века, ко времени революции и упразднения сословной организации в России, многие границы и разделения между слоями общества заметно стерлись. Представители сословий имели гораздо больше возможностей перехода из одной социальной группы в другую. Также и повинности каждого сословия претерпели значительные преобразования.

В любом обществе, которое переступило ступень первобытности и находится на стадии цивилизации, обязательно появляется неравенство. Общество делится на различные группы людей, причём одни группы находятся на высоком положении в обществе, а другие – на низком.

Историки выдвинули два способа выделять такие группы людей в средневековом обществе. Первый способ – выделение сословий, то есть таких групп людей, которые имеют строго определённые права и обязанности в обществе, передаваемые по наследству. Сословия замкнуты: перейти из одного сословия в другое очень трудно или почти невозможно. Это значит, что в каком сословии человек родился, в том он, как правило, и проживал всю свою жизнь. В средневековье существовало три сословия, каждое из которых имело определённое занятие. По престижности и важности этого занятия сословия получили номера. Люди средневековья чётко знали, к какому сословию они относились. Идея разделения на сословия была подкреплена христианским учением: считалось, что сам бог выделил три сословия (поэтому номер сословия определял его близость к богу) и предназначил каждому человеку место в одном из них. Поэтому стремиться перейти из одного сословия в другое означало выступать против «божьей воли». Только первое сословие пополнялось за счёт выходцев из других сословий, хотя принадлежность к сословию воюющих и работающих считалась наследственной. В отдельных редких случаях право перейти из одного сословия в другое даровалось королём.


Ближе всех к богу считалось первое сословие, которое состояло целиком из духовенства (людей, которые служили в церквях и монастырях: монахов, священников, епископов и выше вплоть до папы римского). Оно называлось «молящиеся», поскольку его главной заслугой перед обществом считалось то, что оно замаливало перед богом грехи людей, относившихся к другим сословиям, заботилось об их духовном исцелении. Духовенство должно было служить примером веры и нравственности для всего общества. Второе сословие называлось «воюющие» и состояло из воинов-рыцарей самого разного уровня: от богатейших и влиятельнейших (герцогов и графов) до бедных, которые с трудом находили деньги, чтобы купить коня. Главной заслугой представителей второго сословия перед обществом было то, что они в сражениях проливали свою кровь, защищая от внешних врагов отечество, короля и людей, относившихся к другим сословиям. Наконец, дальше всего от бога находилось так и называемое «третье сословие», в которое входили все остальные люди: большинство составляли крестьяне (они занимались сельским хозяйством и отчасти ремеслом), а меньшую часть – горожане (их также называли бюргерами , они занимались ремеслом и торговлей), люди «свободных профессий» (бродячие артисты, преподаватели, врачи и прочие) и т. д. Третье сословие также называли «трудящиеся», поскольку входившие в него люди своим трудом создавали пищу и всё необходимое для себя и первых двух сословий. Только благодаря тяжкому труду третьего сословия два других могли выполнять свои обязанности.

Но выделение сословий не учитывало самое важное для средневековья: кто владел главным для той эпохи богатством – землёй. Поэтому историки выдвинули ещё один способ выделять группы в средневековом обществе – выделять классы. Классы выделяются не на основе прав и обязанностей каждого человека, а на основе того, какую человек имел собственность. Историки выделили два основных класса в средневековом обществе: класс феодалов, представителям которого принадлежали земельные участки , и класс крестьян, у которых своей земли не было. Чтобы прокормить себя крестьянину нужна вынужден был брать землю у феодала в аренду, но за это обязан был нести в пользу феодала особые повинности. Этих повинностей было две: либо крестьянин отдавал часть полученного на взятом в аренду участке продукта (урожая, мяса и пр.) (такая повинность называлась оброк), либо он несколько дней в неделю должен был работать на земле феодала (на участке, который феодал не роздал в аренду крестьянам) – такая повинность называлась барщина (слово означало, что земля принадлежала «барину» – феодалу). К классу феодалов относились король, рыцари и церковь (духовенство), поскольку именно им в средневековье принадлежала земля.

Со временем феодалы прикрепили крестьян к земле: если раньше крестьянин мог перейти от одного феодала к другому, когда ему не нравился рост барщины и оброка, то теперь крестьянин вместе со своей семьёй вынужден был всегда трудиться на своего хозяина. Более того, феодалы получили над крестьянами судебную власть (споры всех крестьян, живших в имении феодала, разбирал сам феодал) и право вмешиваться в личную жизнь крестьян (разрешать или не разрешать им переезжать, жениться и пр.). Эта полная зависимость крестьянина от феодала (и земельная, и судебная, и личная) получила название крепостное право.


Вопросы:

1. Составьте таблицу «Отличия сословий и классов», самостоятельно выбрав критерии из изученного текста

критерии

классы

сословия

2. Заполните схему: «Два способа разделения средневекового общества на группы»


название сословия

кто входил

обязанность в обществе

название класса

отношение к собственности

имели __________, но не работали на ней и сдавали её в _____________

не имели своей __________, а брали её в аренду у _________ за две повинности – ___________ (обработка земли феодала) и ____________ (отдача части урожая феодалу)

3. Почему сословия получили номера от первого до третьего?

4. Сословия в средневековье разделялись на высшие и низшие: высшие были почётными, у их представителей было больше прав, чем обязанностей, а у низших – наоборот. Подумайте, какие сословия относились к высшим, а какие – к низшим?

5. Положение какого из сословий было самым тяжёлым? Какие требования выдвигали представители этого сословия?

6. Что считалось главным богатством в средневековье? Свой ответ обоснуйте имеющимися знаниями об эпохе средних веков.

7. Какие сословия обладали земельной собственностью в средневековье и поэтому могут считаться классом феодалов?

8. Что такое повинности? Какие основные повинности были в средневековье?

9. Почему попытки перейти из одного сословия в другое считались греховными?

10. Влияло ли богатство на то, к какому сословию относился человек?

11. Как складывались отношения между классами крестьян и феодалов?

12. Что такое крепостное право?

13. Вспомните, от какого слова произошло название феодализма и сословия феодалов?

14. В средневековье крестьяне не имели в своей собственности земли, но в конце античной эпохи многие крестьяне имели землю (в Риме многие отпущенные рабы получали землю, у германцев земля принадлежала крестьянским общинам). Подумайте и назовите несколько путей, которыми крестьяне лишались своей земли, а феодалы её получали.

.
(Историческая справка).

Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).
Сословие - социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству.

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия:

дворянство,
духовенство,
городское население,
сельское население.

Городское население в свою очередь делилось на пять групп:

почётные граждане,
купцы,
цеховые мастера,
мещане,
мелкие собственники и рабочие люди,
т.е. работавшие по найму

В результате сословного деления общество представляло собой пирамиду, в основании которой стояли широкие социальные слои, а во главе находился высший руководящий слой общества - дворянство.

Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.).

В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г., устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права - недвижимой собственности.

Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.) окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и у становившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора - в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.

Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.
Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.

Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.

Проводится ряд мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий и усиление административного контроля за крестьянами. Наиболее важные из них - Учреждение для управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.

К началу 20 века дворянство продолжало быть господствующим классом, самым сплочённым, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти. Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г. на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ - Совет объединённого дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.

Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).

Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.

В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник - обер-прокурор Синода , подчиненный Генерал-прокурору.
Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковные округа - епархии.

После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.

Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.

Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден Муфтиат. Глава всех мусульман Российской империи - муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г. в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.

Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.

Городское население в первой половине XIX в. делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.
Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. - почётными гражданами.

Мещанство - основное городское податное сословие в Российской империи - берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы.

Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие - с разрешения властей.

Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.

Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.

Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников (управы введены с 1870 г.) .

В середине XIX в. мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 г. - от подушной подати.

Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.

Запись в мещане была открыта для лиц, обязанных избирать род жизни, для государственных (после отмены крепостного права - для всех) крестьян, но для последних - лишь при увольнении из общества и разрешения властей

Мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им...
Слово "Мещанин" - происходит от польского слова “място” – город.

Купцы.
Купечество делилось на 3 гильдии: - первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от 1 до 5 тыс. руб.

Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.

Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.

Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.

Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.

В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

В ОСНОВНОМ ТЕКСТЕ МАТЕРИАЛА ОТСУТСТВОВАЛО КАЗАЧЕСТВО КАК ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ

ВОСПОЛНЯЮ ЭТОТ ПРОБЕЛ СВОЕЙ МОДЕРАТОРСКОЙ ВСТАВКОЙ

КАЗАЧЕСТВО

военное сословие в России в XVIII - начале XX вв. В XIV-XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV-XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникали самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой восстаний на Украине XVI-XVII вв. и в России XVII-XVIII вв. Правительство стремилось использовать казаков для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население свыше 4,4 млн. человек, свыше 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило около 300 тыс. человек

К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.

Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество.

Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение....


Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.

Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (общинники).

В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным.

Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом.

Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.

Второе сословие представляло собой аристократию, и, фактически, королевскую семью, за исключением самого монарха. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща», представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча».

Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья.

К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.

Третье сословие состояло из всех французов, не вошедших в первые два сословия, и представляло собой буржуа, рабочих и крестьян. Представители этого сословия были обязаны платить налоги, и составляли на 1789 год около 96 % населения.

В работе «Обычаи области Бовэзи» упоминаются три сословия.

В частности в разделе «Глава 45. Об отказах, сервитутах и т. д» говориться в трех состояниях:

«Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое - знатное.

Второе - состояние свободных по происхождению людей, рожденных свободной матерью; тех, которые могут и должны были бы по праву называться дворянами.

Но не все свободные люди - дворяне, и между правами дворян и других свободных людей существует большая разница, так как дворянами называют тех, которые по прямой линии происходят от королей, герцогов, графов или рыцарей; и эта знатность идет по прямой отцовской, но никак не по материнской линии; ведь совершенно ясно, что никто, даже если его мать и дворянка, не может стать дворянином, (если только не будет на то особой королевской милости), если только его отец не дворянин. Но по-иному - дело со свободным состоянием, так как это состояние идет от матери, и всякий человек, рожденный свободной матерью, - свободен. . .

§ 1452. Мы говорили о двух состояниях - о знатном и свободном; третье состояние людей - крепостное. И в этом состоянии не все люди находятся в одинаковом положении: имеются различные условия крепостной зависимости. Ибо одни из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют (над ними) право жизни и смерти, могут держать их в заключении, как им будет угодно - за вину или без вины - и ни перед кем за них не несут ответственности, кроме как перед Богом.

С другими обращаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых ими за их крепостное состояние (servitude). И (лишь) когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество -движимое и недвижимое - переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной или на женщине из другой сеньории, должен платить выкуп по усмотрению сеньора.

И если (крепостной) умирает, нет у него иного наследника, кроме сеньора, а дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это делали бы люди посторонние. Этот последний обычай, о котором мы говорили, носит у крепостных Бовези название "мертвой руки" и "брачного выкупа" (formariages). О других крепостных состояниях в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга рассказывает об обычаях в Бовези.

Так же указано, что во Франции «с ними обращаются более человечно, ибо при условии уплаты своим сеньорам положенных обычаем ренты и специального налога, собираемого с каждой семьи (chevages), они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров».

Еще по теме 1. Какие три сословия (состояния) упомянуты, на Ваш взгляд, в книге де Бомануара и каковы их права и обязанности?:

  1. Какие три соображения являются очень важным для участника рынка и лежат в основе его или ее доверия к результатам исследования?
  2. На ваш взгляд, сделают ли принятые законы о ипотечном кредите жилье более доступным?
  3. 1. Как это мнение, на Ваш взгляд, соотносится с уже известными Вам факторами возникновения права? Свою точку зрения аргументируйте.
  4. 3. Каков, на Ваш взгляд, механизм действия права как воли божества? Попробуйте представить это схематично.
  5. 1. Как, на Ваш взгляд, можно назвать подобные требования: законом государства, религиозной заповедью, кодексом чести или нормами древнего международного правового обычая? Являются ли слова «варна» и «каста» синонимами? Аргументируйте свою точку зрения.
  6. 1. Почему, на Ваш взгляд, именно в греческом полисе появилось понятие «свободы» (элевтрия)? Какое значение это имело для эволюции права?
  7. 2. Какими правовыми нормами по описанию Аристотеля, регламентировалась деятельность народного собрания в Афинах? Какие ограничения, на Ваш взгляд, существовали в афинском государственном праве?
  8. 2. Какие перемены и реформы периода принципата и домината, на Ваш взгляд, способствовали упрочению монархической формы правления? Реформа ОктавианаАвгуста. Римский Принципат.
  9. 1. Какие три сословия (состояния) упомянуты, на Ваш взгляд, в книге де Бомануара и каковы их права и обязанности?
  10. 1. Каким образам, на Ваш взгляд, выработка общегосударственного права способствовала переходу от хаоса феодальной раздробленности к упорядоченности зрелого феодального общества?

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

В Средние века люди дели­лись на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сосло­вия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных лю­дей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими За­падной Римской империи.

Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающих пошли как потомки обедневших свобод­ных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, - это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестья­не оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Счи­талось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал сулил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию кресть­ян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось соб­ственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически положении рабов.

Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины уче­ния Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители - духовенство - могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьяво­ла и замолить его грехи перед Богом. Главной обязанностью со­словия молящихся было богослужение. Священники также крес­тили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающих­ся и отпускали им грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих, духовенство было от­крытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина), В непосредственном владении церкви находились немалые земли.

Еще по теме Три сословия феодального общества.:

  1. ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ СОСЛОВИЙ В РОССИИ И ИЗМЕНЕНИЕ ИХ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.