Так вот ты какой светлячок. У Леночки день рождения

Тучка, точки, точки, точки -

Это дождик на листочке.

Я ручку куплю у волшебника лично -

Такую, что пишет диктант на "отлично".

Если мальчик плачет,

Значит, есть причина.

Если слёзы прячет,

Значит, он - мужчина.

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

А на лапке маленькой

Лапоточек аленький.

Чиж, чиж, чиж, чиж!

Ох, ох, ох, ох! - разворчался горох.

Очень трудно жить в стручке, если дверка на крючке.

Идёт по клеверу бычок.

Его бочок, как кабачок…

На лугу стоят овечки,

Шерсть закручена в колечки,

А играет для овечек

На свирели человечек.

У чере-черепашонка

Костяная Рубашонка.

Нет прочнее рубашонки,

Хоть носи её сто лет!

Шили эту рубашонку

Своему черепашонку -

Чере-мама, Чере-папа,

Чере-баба, Чере-дед.

Четыре Анюточки,

Не устав ни чуточки,

Пляшут третьи суточки

Всё под прибауточки.

Сидят на пеньке светлячки,

Надев голубые очки.

Хотел я поймать светлячка,

Нашёл на пеньке червячка.

Так вот ты какой, светлячок?!

Такой вот! - сказал червячок.

Копали яму глубоченную,

Получили гору высоченную.

Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

Я не белоручка!

На море, на скалы, на кручи

Спустились голодные тучи,

И съели голодные тучи

Всё море, все скалы, все кручи…

Шла Марыся по лесочку

Через горки, через кочки,

Шла Марыся по цветочки,

Потеряла лапоточки.

Жили-были в тучке точки:

Точки-дочки и сыночки -

И садились на лесочки,

На садочки, на кусточки,

На болота, на песочки,

И на горки, и на кочки,

На дороги, на дома…

Ой, зима, зима, зима!..

-Щ-

Щ - это длительное произнесение смягченного Ш. "Чашечка" языка чуть сужается и становится менее напряженной.

Пословицы, поговорки

Еду, еду, не свищу, а как наеду - не спущу!

Тащу, тащу - не дотащу, боюсь, что выпущу.

Где щи - там и нас ищи.

Щёголь, а рубаха холщовая.

Прощай, да не стращай.

Наши щи - хоть кнутом хлещи.

Всякого щёголя не перещеголяешь.

Искать ищи, а не найдёшь - не взыщи.

Щеглиха у щегла щеголихою была.

Тощ, как хвощ.

Загадки

Носится, свищет, Мечется, рыщет.

Где пробежит - Листик дрожит.

(Ветер)

Льётся пуще, льётся в чаще,

Хочет - в пуще, хочет - в чаще.

(Дождик)

На горе-горище

Стоит чёрное голенище.

(Труба)

Стоит волчище - разинув ртище.

(Колодец)

Без рук, без топорища выстроен мостище.

(Лёд)

На горе-горище лежит убит царище.

(Дерево)

Глазищи, усищи, хвостище,

А моется всех чище.

(Кот)

Стоит бычище -

Проклёваны бочища.

(Изба)

Скороговорки

Серебром замощу и ребяток пущу.

Щука щенка ущипнула за щёку,

Щенок у щуки содрал чешую.

Клещ щипнул щенка за щёку.

Щука, щерясь и шипя щёлкнув, скушала леща.

Пещеры в Печорах, в Печорах пещеры.

Вытащили щуку за щеку да за щёку. Мой руки чаще и чище.

Щипачёв, прищурив глаз,

Выщипал щавель за час.

Щенок за обе щёки уплетает щи из щавеля.

Щипцы да клещи - вот наши вещи.

Щука щуку ощущает, ощутив щекой, прощает.

Волки рыщут, пищу ищут.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ! А тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ!

Щуплые щетинистые щенята щиплют щавель.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Щекастый чистый мещанин щуку в щёлке защемил.

Клещ с клещами, щи с овощами.

Счастье, прощай, не щади моих щёк.

Щенка щипали за щёку и щекотали щёткой.

Ощупал Фрол щуку средь Волги на дне.

Ощупал Фрол щуку вкупе с лещом.

Щели, щепочки и щёчки.

Щеглы щеголевато щебетали в щавеле.

Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

Злой Кощей не любит щей.

Дрессировщик в клетке хищников Щедро поощрял "отличников".

Как щипцами ущемил Тёщу наш щенок,

И кипящих тёща мне Плещет щей горшок.

Наварила щука щей, Угощала двух лещей.

Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.

Чем чаще чищу,

Тем чашка чище!

Утром и вечером чистюля-черепаха

Тщательно чистила щёткой щавель

И учила тому же лещей.

Хлещет, хлещет дождь,

Скрылся волк под хвощ:

Хвост под хвощом,

А сам под дождём.

Эта чаща гуще,

Эта пуща чаще,

Эта гуща пуще!

Я вам быстро перечислю,

Что я каждой щёткой чищу:

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой - башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

Растительная пища

Такая вкуснотища.

Маша, ты нас не ищи -

Щиплем щавель мы на щи.

Через чащу ручеёк

В речку Щекотинку тёк,

В речке плещутся щурята -

Это щучкины ребята.

Ярче, чище серебра

Блещет щучек чешуя.

Блещут молнии всё ярче,

Тучи гуще, гуще, гуще,

Капли чаще, чаще, чаще,

Небо чище, чище, чище!

Солнце ярче, ярче, ярче,

В чаще громче щебет птичий.

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

Чище чащи в нашей пуще,

В нашей пуще чащи гуще.

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Щёлк-чмок-чпок! -

Жучку жучок

Дал щелчок.

Щелчок щёлкнул -

Жучок ойкнул,

Дал сдачи.

Сидят жучки, плачут.

Два щенка щека к щеке,

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет,

Щурится, греясь на солнышке, кречет,

Щурка летает в гуще ветвей,

Щёлкает в роще певец-соловей,

Щиплет телёнок траву у реки…

Щедрые, добрые нынче деньки!

Плавниками трепеща,

И зубаста, и тоща,

Пищу на обед ища,

Ходит щука вкруг леща.

Тщетно тщится щука

Ущемить леща.

Нина раз считала вещи:

Ящик, щётка, плащ и клещи

плюс трещотка, два ножа,

щит и два карандаша.

Сколько было б здесь вещей,

Если б не было клещей?

Часовщик, прищуря глаз,

Чинит часики для нас.

Щенок такой тщедушный был.

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал.

Щенок от радости пищал.

Сидят на пеньке светлячки,

Надев голубые очки.

Хотел я поймать светлячка,

Нашёл на пеньке червячка.

Так вот ты какой, светлячок?!

Такой вот! – сказал червячок.

(Г. Лагздынь)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

[Ч] - [Т]

ча – та чу – ту чо – то чи – ты

ча – тя чу – тю чо – тё чи – ти

та – ча ту – чу то – чо ты – чи

тя – ча тю – чу тё – чё ти – чи


[Ч] - [Т]

че – те ач – ать оч – оть та – ча – тя

те – че юч – ють ич – ить ты – чи – ти

еч – еть ють – юч ить – ич то – чё – тё

уч – уть яч – ять ять – яч те – че – те

еть – еч ту – чу – тю

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

[Ч] - [Т]

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубатый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка, учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечный, течёт, учить, лечить, молчать, качать.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [Т]

Мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать; чашка – тяжкий, чайка – лентяйка, чавкать – тявкать, качать – катят, ворчат – вертят, мычат – мостят, внучата – утята, крольчата – котята, круча – крутят, бачок – потёк, бочонок – утёнок, зайчонок – котёнок, чёлка – тёлка, прочёл – котёл, чёрный – тёмный, чёткий – тётка, чёсанный – тёсанный, ночёвка – путёвка.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [Т]

Бечёвка – потёмки, мочёный – метёный, печёный – плетёный, Чук – тюк, каучук – утюг, чулан – тюльпан, чижик – тише, плечи – плети, зайчик – зонтик, мычит – летит, точить – катить, овчина – паутина, калач – желать, врач – брать, трубач – срубать, вскачь – исткать, кумач – поймать, поплачь – послать, речка – редька, беречь – белеть, натечь – надеть, напечь – запеть.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [Т]

Зачем – затем, качели – хотели, леченье – плетень, черно – темно, вечер – ветер, чернеть – терпеть, чернота – теснота, черноголовый – темноголовый, черенок – теремок, черноволосый – темноволосый, луч – муть, мяч – мять, толочь – полоть, тянуч – тянуть, могуч – погнуть, впрячь – пять, дичь – водить, меч – иметь, печь – петь, лечь – клеть, печка – Петька, речь – смотреть.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [Т]

Горячий утюг, тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, а ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Учёного учить – только дело портить.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [Т]

Упражнение № 8. Выучить загадки.

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой, грядку. (Лейка)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [Т]

Упражнение № 9. Выучить стихотворение.

Бедный ежик ежится:
Все ему неможется.
И синеет кожица -
Так ему неможется.

В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит,
Шепот к шороху спешит,
Шепот шороху шуршит:
«Шу-шу-шу да ши-ши-ши,
Тише, шорох, не шурши,
Навостри-ка уши -
Тишину послушай».

Ветер елками шумит,
ежик наш домой спешит.
А на встречу ему волк,
на ежа зубами - щелк.
Еж иголки показал,
волк со страху убежал.

Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.

Ежик в бане вымыл ушки,
шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
"Ты мне спинку не потрешь?"

Если мальчик плачет,
Значит, есть причина.
Если слезы прячет,
Значит, он - мужчина.

Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.

Жук жужжит в железной банке.
Жук не может жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька,
Жалко бедного жука!

Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьет со дна.

Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось,
Ни крупинки не осталось!

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.

Мышонку шепчет мышь:
- Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише.

Мышь как мышь,
Сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат,
Пусть крупою пошуршат.
Пошуршать бы пошуршали!
Только кошки помешали…

Раз шажок, два шажок,
Левый, правый сапожок.
Я учу Алешку
Топать понемножку.

Сидят на пеньке светлячки,
Надев голубые очки.
Хотел я поймать светлячка,
Нашел на пеньке червячка.
- Так вот ты какой, светлячок?!
- Такой вот! - сказал червячок.

Сколько стоит кабачок?
- Кабачок? Пятачок.
- Дайте два кабачка.
- Дайте два пятачка.
- Пятачок и пятачок -
Нате гривенничек.

Точка, палочки, крючочки…
Неприметные значки.
А во время чтения
Требуют прочтения!

У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.

У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю, почему:
- Челка пчелке ни к чему.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе - чернота.
Отыщи-ка там кота.

Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в колючках ежик.
Как же взять его?

Четыре Анюточки,
Не устав ни чуточки,
Пляшут третьи суточки
Все под прибауточки.
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки-чок!

Что в речке? Щука, лещ, судак.
А в челноке сидит рыбак.
Но ни леща, ни судака
Еще не выловил пока.
И нет ни щуки, ни ерша…
Клюет! Кто? Щука? Лещ? Судак?
Не лещ, не щука -
Сам рыбак носом клюет…

Шьет своим ежатам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Каждому на ножки
Ежовые сапожки.

Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил,
От лютой стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы! Он счастливый рос.
Теперь мой щен не щен, а пес -
Настоящий!

Щука проглотила щетку.
Щетка ей щекочет глотку:
«Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?»

Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлепнула хвостом,
Словно щелкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки.

Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
- Ж-Ж-Ж!

___________________________
ИСТОЧНИКИ:

Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. - М.: Школьная Пресса, 2005.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ч] - [С]
[Ч] - [С]

ча – са чу – су чо – со чи – сы

ча – ся чу – сю чо – сё чи – си

са – ча су – чу со – чо сы – чи

ся – ча сю – чу сё – чё си – чи


[Ч] - [С]

че – се ач – ась оч – ось уч – усь

се – че юч – юсь ич – ись яч – ясь

еч – есь юсь – юч ись – ич ясь – яч

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.


[Ч] - [С]

Чайка – сайка, чашка – Сашка, овчарня – псарня, качал – писал, стучал – кусал, кричал – плясал, причал – присядь, бачок – басок, пучок – кусок, курчонок – гусёнок, чёрный – сорный, печёнка – сосёнка, копчёный – поросёнок, вылечу – вынесу, хочу – несу, точу – косу, чудак – судак, лачуга – посуда, перчик – персик, личинка – осинка, точил – косил, обучил – укусил, очень - осень, чей – посей, качели – сели, кочерга – серьга, плач – квас, качка – каска, собачка – колбаска, ночка – Моська.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.


[Ч] - [С]

Волчица – лисица, кочки – доски, ночка – носки, колюч – колюсь, линюч – ленюсь, горяч – борясь, косички – сосиски, печка – леска, речник – лесник; учусь, верчусь, мучаюсь, качусь, лечусь, сычи, час, часто, часть, сачок, свеча, сучок, смельчак, причёска, скачки, вскачь, собачка, кусачки, сочный, сорочка, кусочки, спячка, спрячь, спичка, косичка, часы, лисичка, свечка, словечко, саночки, сумочка, семечки, Сонечка, сибирячка, скамеечка.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Ручка в сумочке. У девочки часики. У Сонечки косички. У мальчика сорочка и носочки. Соня очень любит осень. Пойдём на качели – карусели. Началась качка, закачалась мачта. Есть у Алёнки две косички – торчат, как ушки у лисички. Вот какие чудеса! Вася хнычет два часа! Волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню. Ходит мальчик невесёлый, - искусали злые пчёлы. Речка течёт, печка печёт. Чем тыл крепче, тем врага бить легче. Час от часу нелегче!

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Напал на нас мороз трескучий, кусачий – прекусачий, колючий – преколючий. Честь лучше бесчестья. Зайчишка – трусишка спрятался у пенёчка. Кукушка в новом чине уселась важно на осине. Горячо – сыро не бывает. Овчинка выделки не стоит. Свои люди – сочтёмся. Сам не научишься – никто не научит. Что есть в печи, всё на стол мечи. Счастье сквозь пальцы просочилось. Рыболов – не новичок, сам попался на крючок. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 7. Выучить загадку.

В чисто убранной светличке

Дремлют сёстры – невелички.

Эти сёстры день денёк

Добывают огонёк.

(Коробок спичек)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.


[Ч] - [С]

Упражнение № 8. Выучить загадки.

На потолочке, в уголочке

Висит сито не руками свито. (Паутина)

Стоит мальчик, скривя пальчик. (Крючок)

Его пинают, а он не плачет,

Его бросают – назад скачет. (Мяч)

Когда чёрен – кичлив и задорен,

Как покраснеет – сейчас же присмиреет. (Рак)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Упражнение № 9. Выучить загадки.

По дереву стучу, что-то я достать хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Червячок-то будет мой! (Дятел)


Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день, и ночь

Стучим, стучим. (Часы)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 10. Выучить загадку.

Вот так чудо, чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу,

Я качу, качу, качу!

(Велосипед)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]

Упражнение № 11. Выучить загадку.

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый!

(Поросёнок)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]

Упражнение № 12. Выучить считалку.

Тучи – тучи – тучи – тучи!

Чёрный конь большой могучий!

Через тучи скачет он.

Кто не видел – выйди вон!

(В. Полунина)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Упражнение № 13. Выучить считалку.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 14. Выучить считалку.

Светлячки.

Сидят на пеньке светлячки,

Надев голубые очки.

Хотел я поймать светлячка,

Нашёл на пеньке червячка.

Так вот ты какой, светлячок?!

Такой вот! – сказал червячок.

(Г. Лагздынь)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

Маленькая скрипочка,

Маленький смычок,

Заиграл на скрипочке

Маленький сверчок.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Гусь гнездо своё чинил,

Гусь считалку сочинил.

И гогочет. И гогочет –

Заучить считалку хочет!

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Чики – чики – чикалочки,

Едет гусь на палочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

На часок мы зашли к черепашке.

Черепашка подала чайник, чашки,

Поползла потом к соседке за чаем…

Что-то долго мы хозяйку ожидаем…

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Был в реке усатый сом…

Жил он в славе и в почёте

За успехи в устном счёте.

Сам любил похвастать сом

Этим редким мастерством.

(Б. Заходер)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Всё у Вовы по часам.

Утро. Полвосьмого.

Вова ухо почесал,

Засыпает снова.

(Л. Минаева)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Сел комарик под кусточек

На еловый на пенёчек,

Свесил ноги на песочек,

Сунул носик под листочек –

Спрятался!

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

На смолистой ели

Новые качели.

Это дед – паучок

Их повесил на сучок:

Пусть качаются внучата –

Озорные паучата.

(А. Контиевский)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


Желаем успехов!

Неудачник

Я вывеску старался

прочесть наоборот,

Но сколько ни пытался,

мне просто не везёт.

Я просто неудачник,

читается Дом Мод.

М. Пластов.

Черепаха

Черепашка! Черепашка!

Первый раз она, бедняжка,

очутилась под дождём.

Мама! Кто стучится в дом?

Г. Виеру.

Разноцветные сны

Тому, кто лёг на правый бочок,

может присниться белый бычок.

Тому, кто лёг на левый бочок,

может присниться чёрный бычок.

А тому, кто спит на спинке,

красные яблоки снятся в корзинке.

А. Седугин.

Бычок в клевере

Идёт по клеверу бычок.

Его бочок, как кабачок.

Как барабан, его живот.

Он клевер целый день жуёт.

И вдруг несётся во весь дух

к бычку рассерженный пастух.

Бочком из клевера бычок.

Бочком бычок - и наутёк!

Я. Райнис

Сыч

Сыч! Сыч! Почему ты на дереве сидишь?

Сыч! Сыч! Почему ты ни с кем не говоришь?

Говорить чушь, чушь не хочу, не хочу.

Тут - лес, тут - глушь, тут - ночь, и я молчу.

Сыч! Сыч! Закричи, чтоб не скучно было, сыч!

Прилетят к тебе сычи. Ты покличь их! Покличь!

Нет! Нет! Не хочу, не хочу кричать.

Ты мне, скучному сычу, не мешай... скучать.

М. Кудинов.

Костяная рубашонка

У Чере-черепашонка

костяная рубашонка.

Нет прочнее рубашонки,

хоть носи её сто лет!

Шили эту рубашонку

Своему черепашонку -

чере-мама, чере-папа,

чере-баба, чере-дед.

В. Орлов.

Светлячки

Сидят на пеньке светлячки,

надев голубые очки.

Хотел я поймать светлячка,

нашёл на пеньке червячка.

Так вот ты какой, светлячок?!

Такой вот! - сказал червячок.

Г. Лагздынь.

Разговор с котом

Почему ты чёрен, кот?

Лазил ночью в дымоход.

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану ел.

Почему ты серым стал?

Пёс в пыли меня валял.

Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это!

В. Левановский.

Часы

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут,

но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

но часы стоят на месте.
В. Орлов.

Мячик

Чуть ударишь этот мячик,

начинает он скакать:

скачет, скачет, скачет, скачет,

скачет, скачет, скачет, скачет

и не может перестать.
Л. Керн.

Бычок

На дворе стоит бычок

и жуёт свой язычок.

Плачет бедный: Му-му-му!

Надо сена дать ему.

А не то свой язычок

глупый скушает бычок.

С. Коган.

Чомга.

У рыжей чомги на макушке

Пучками перья врозь торчат,

Как будто чутко ловят уши

Тревожный зов ее чомчат.

П. Барто.

Чиж.

– Чижик-пыжик, где ты был?

– Я в саду чечетку бил.

Ножки пляшут чисто, четко,

Получается чечетка!

В. Кожевников.

Ключ.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

Д. Лукин

Вот пришел из сада мальчик,

Поднимает кверху пальчик,

Манит дедушку: «Дедульчик!

Принеси-ка быстро стульчик!

Расстегни-ка мне замочек,

Опусти воротничочек!

Ой! Запутался шнурочек.

Развяжи-ка узелочек!

И поправь-ка мне носочек!»

Бабушка спешит: «Ах, внучек!

Хочешь есть? Покушай супчик!

Съешь бульончик! Вот батончик,

Вкусный блинчик, пышный пончик!

Вот огурчик, баклажанчик,

Апельсинчик и бананчик!»

«Я наелся! Ну, бабульчик!

Отодвинь-ка быстро стульчик!

Я возьму еще бананчик

И улягусь на диванчик.

Эй, дедульчик! – крикнул мальчик, –

Принеси-ка мне журнальчик!

И не шаркай так, дедульчик!

Воду выключи, бабульчик!

Не шумите! И молчок!

Отдыхает ваш внучок!!!»

И. Лопухина.

Жарче дырчатая тучка,

Поливай водичкой ручки,

Плечики и локоточки,

пальчики и ноготочки.

Трём мочалкою коленочки,

Щёточкой трём хорошенечко

Пяточки, ступни и пальчики…

Чисто-чисто моем мальчика!

И. Лопухина.

Качели.

Ах, качели! Эх, качели!

Вниз качели, вверх качели.

Вверх и вниз кач-кач!

Ты держись! Ты не плачь!

Если грустно, не печалься,

На качелях покачайся!

А. Ахундова.