Такой разный советский стиль интерьера. Обои в стиле ретро Стиль 80 ых декор комнаты

Стиль семидесятых годов 20 века − яркий и насыщенный, порой бунтарский и дерзкий. В нем присутствует элегантность и чувственность, яркий китч и деликатный шарм. Из-за сложности и цветовой перегруженности этот дизайн быстро вышел из моды. В такой обстановке человеку сложно расслабиться и оставаться спокойным. Оформляя жилье в ретро стилистике главное избежать вульгарности и грамотно расставить акценты.

Сейчас дизайнеры вновь обращаются к стилистике семидесятых, ведь она придает дому аутентичность и своеобразный колорит. Аналогичные тенденции прослеживаются в архитектуре и модной одежде. Интерьер ретро в современных квартирах − это не бездумное копирование, а переосмысленные гармоничные композиции. Он не кричащий, а более спокойный, при этом легко узнаваем.

Дизайнеры используют актуальные приемы из прошлых десятилетий в новом прочтении. Современный интерьер ретро стилистики представляет собой эклектичный микс из старых и новых элементов. В результате пространство выглядит нескучным и своеобразным. Многие идеи родом из 1970-х успешно перекочевали в наши дни и на их основе дизайнеры создают оригинальные проекты.

В этой статье мы познакомим вас с отличительными чертами стиля 70-х, известными дизайнерскими предметами той эпохи. Возможно и вы захотите оформить дом в этой тематике и воспользуетесь некоторыми советами дизайнеров.

Особенности стиля 70-х в интерьере

Для многих 1970-х годы − ностальгическое время детства и юности. Из-за спорных и провокационных нововведений этот период получил название «десятилетие дурного вкуса». На 1970-е годы пришлось множество стихийных бедствий и войн, осознание экологических проблем, ускорение темпа жизни. На стиль повлияла субкультура хиппи, музыкальное направление Disco , панк-рок, появление цветного телевидения, первых E -mail , флоппи-дисков.

По сравнению с бунтующими шестидесятыми этот стиль был более легким и игривым, смягчал их революционность. Душа требовала больше чистых ярких красок, простых форм, комфорта.

Важное достижение этого сумасшедшего времени − переход от стандартизации к персонализации интерьера. Люди стремились к самопознанию и самовыражению.

Несмотря на внешний романтизм и легкомысленность, на первом месте всегда оставалась функциональность и практичность. Но при этом в любом пространстве оставалось место для интересной детали, притягивающей взгляд, − картины, фотографии, статуэтки, вазы.

На смену стилю хиппи приходит блестящий диско с флуоресцентными цветами, зеркальными шарами, встроенной подсветкой. Излюбленным времяпрепровождением молодежи были дискотеки, поэтому дизайнеры черпали вдохновение в них. Интерьер в стиле диско создает праздничное и жизнерадостное настроение. Чаще всего такой дизайн применяется для оформления баров, клубов, кафе, но при правильном подходе эффектно смотрится и в частных домах, квартирах.

Одна из разновидностей дизайна семидесятых − стиль хай-тек, появившийся в Англии в это же время. Основой этого направления стал промышленный дизайн с характерными для него прямыми линиями, обилием стеклянных, металлических, пластиковых элементов, высокой функциональностью и технологичностью. Мебель здесь используется легкая, правильных форм, с гладкими глянцевыми фасадами. В обстановке часто встречались автомобильные, самолетные или стоматологические кресла. Позже этот стиль стал очень популярен и перешел в отдельное направление дизайна.

Удивительная и насыщенная эпоха 70-80-х годов источником вдохновения для дизайнеров и декораторов. Причины популярности ретро тенденций − схожие настроения в обществе, возвращение поп-культуры и цикличность моды.

Дизайнерские предметы мебели и интересные изобретения 70-80-х

Благодаря отказу от устоявшихся стереотипов в 70-е появились знаменитые предметы интерьера, которые остаются актуальными и сейчас.

Известная модель кресла − F 598, разработанная французским дизайнером Пьером Поленом (Pierre Paulin) в 1973 году. Также кресло называли M chair из-за схожести его формы с буквой «М».

Яркий аксессуар родом из 1971 года − торшер Panthella белого цвета. Это совместная разработка датского дизайнера Вернера Пантона (Verner Panton) и мануфактуры Луиса Полсена (Louis Poulsen Lighting). По задумке дизайнеров плафон должен быть выполнен из металла, однако в то время еще не было технической возможности реализовать такую разработку и плафон делали из акрила.

Еще одна разработка Вернера Пантона − необычное кресло Amoebe . Яркие цвета и нестандартная форма мебели отражает тенденцию дизайна начала семидесятых − дерзкого и вдохновляющего. По форме кресло повторяет изгиб тела человека в положении сидя и завершается навесом над головой. Интересно, что источником вдохновения дизайна стали амебы − микроскопические организмы, постоянно меняющие форму.

Впервые появляется картонная мебель. Яркий пример − кресло Wiggle Side Chair дизайнера Фрэнка Гери (Frank Owen Gehry), созданное в 1972 году. Картон стал дешевой альтернативой пластику и тяжелым традиционным конструкциям. В 60-х были попытки использования материала в мебельном производстве, однако дизайнеры не могли найти оптимальный способ уплотнить однослойный картон. Конструкцию пробовали усилить с помощью складывания, вставки вкладок, прорезей, но не получали нужного результата.

Решение нашел Френк Гери, он склеил разнонаправленные слои гофрированного картона и придал им форму ножом. По этой технологии Гери изготовил серию мебели, которая получила название Easy Edges или «Простые края». Изделия отличались экологичностью, прочностью и обладали шумопоглощающими свойствами.

Продолжает развиваться стиль биоморфизм, основоположником которого считается Ээро Сааринен (Eero Saarinen). Для этого направления характерны плавные обтекаемые формы, заимствованные у природы, изогнутые линии, асимметрия, высокотехнологичные материалы.

Ярким представителем биоморфизма и дизайн-арта является австралиец Марк Ньюсон (Marc Newson). Первая популярная работа дизайнера − кресло-шезлонг Lockheed Lounch необычной формы, который стал известен во всем мире после выхода клипа Мадонны «Rain ». Это конструкция из прочного фибергласс-пластика на трех ножках, отделанных резиной. Поверхность кресла покрыта тонкими пластинками алюминия, скрепленными между собой по периметру. Это одно из самых дорогих кресел в мире, его стоимость оценивается в 1,2-2,4 миллиона долларов.

Ярким символом раскрепощенного десятилетия стал сюрреалистичный алый диван в форме губ. Диван Bocca цвета губной помады сделали дизайнеры Studio 65, переняв идею у Сальвадора Дали. За образец они взяли форму губ киноактрисы Мэрилин Монро. Еще в 1937 году Дали придумал диван-губы, вдохновившись чертами лица известной актрисы Мэй Уэст. Позже, в 1974 году художник вернулся к этой идее и изготовил кожаный красный диван совместно с испанским дизайнером и архитектором Оскаром Тускетс Бланком (Oscar Tusquets Blanca). Этот диван стал центральным элементом самого оригинального в мире портрета в комнате Мэй Уэст музея в Фигерасе.

Законодателями мебельной моды 80-х стали дизайнеры итальянского объединения Memphis Design Group. Основной идеей был отказ от сдержанных линий и создание принципиально новых объектов. Эксцентричный вид предметов бренда отлично демонстрирует «Я-десятилетие».

Инновационные изобретения коснулись не только мебельной сферы.

В 1971 году появляются первые компактные калькуляторы фирмы Bomwar , которые помещались в карман. В это же время поступают в продажу инженерные и программируемые калькуляторы. В 1985 году компания Casio выпускает калькулятор с графическим дисплеем.

В 70-е развивается вычислительная техника и оборудование с кнопками. Стиральные машинки, телевизоры, космические аппараты, радиоприемники − все приборы теперь управляются с помощью кнопок.

В1983 Motorola выпускает первый мобильный телефон DynaTAC 8000X. Это устройство весило около килограмма, для зарядки требовалось 10 часов, а в режиме разговора аппарат работал 35 минут.

В 1985 году итальянский бренд Alessi представил чайник со свистком, который издает музыкальный звук вместо неприятного свиста. Привлекательный дизайн в духе ар-деко и поп-арта сделал этот чайник настоящим бестселлером.

В этот период появилась известная механическая головоломка − кубик Рубика. Её придумал преподаватель архитектуры Эрно Рубик в 1974 году для тренировки пространственного мышления и наглядной демонстрации математической теории групп. Кубик Рубика стал самой продаваемой игрушкой, а по сборке головоломки на скорость проводятся соревнования.

Итак, в чем же выражается ретро стиль 70-х?

Акцент на цвет

В ретро стиле нет ограничений по выбору цвета. Основную палитру составляют оливковый, апельсиновый, голубые, желтые, оранжевые, коричневые, зеленые оттенки. Цвет апельсина и мандарина по популярности обогнали даже классические красный и черный. Этот сочный оттенок сразу же оживляет и преображает пространство. Для современного варианта оранжевый цвет можно использовать для отделки одной стены или в обивке мягкой мебели.

Цвета становятся более приглушенными по сравнению с 60-ми и заимствуются у природы. Распространены теплые природные тона дерева и земли, цвет тыквы, авокадо, золотых колосьев, оттенки с названиями «тигровая лилия», «подсолнух», «швейцарский шоколад», «небесно-голубой».

Становятся популярны богемные оттенки, заимствованные из фэшн-индустрии: пурпурный, красный, фиолетовый, бирюзовый. Для уравновешивания ярких цветов применялся нейтральный белый. Популярные цветовые комбинации: черный и белый, синий и ярко-зеленый, белый и желтый, фиолетовый и розовый, желтый с оранжевым или зеленым, розовый и салатовый.

Узнаваемым символом 70-х стала радужная расцветка. Её можно встретить в виде принта на шторах, постерах, стенах.

Цвет вводится в интерьер через обивку мебели, штор, домашнего текстиля, ковров, а также с помощью деталей: плафонов светильников, цветочных горшков, ретро-аксессуаров.

Яркая фигура этого времени − британский дизайнер и декоратор Дэвид Хикс, который ввел моду на геометрические орнаменты, «взрывные» комбинации цветов и эклектичность. Авторский стиль Хикса можно увидеть в интерьерах фильма «Механический апельсин» (более распространенное название «Заводной апельсин») Стэнли Кубрика.

В современных квартирах не стоит оформлять стены и мебель в кричащих оттенках. Дизайнеры рекомендуют применять необычные комбинации цветов и яркие детали. «Кислотные» оттенки эффектно смотрятся на фоне серо-синей, черно-бело-серой гаммы, спокойного коричневого, молочного. Универсальный способ добавить обстановке ярких цветов − настенный декор. Это могут быть графические постеры, картины, панно, фотографии, картины, витражи.

Мебель и техника

Молодое поколение стремилось к свободе и самовыражению через эксклюзивный дизайн. В интерьерах этого десятилетия появилось много новшеств.

Для эпохи 70-х характерны разборные конструкции, симметричность, компактность, мобильность, обтекаемые формы предметов мебели. Популярны конструкции из пластика и полипропилена, которые начали появляться в 1960-е. Эти материалы легко поддаются формовке и превращаются в оригинальную мебель нестандартной формы. В моду входят кухонные столы и стулья в барном стиле: на одной опоре с круглым основанием из пластика или металла.

В типичных американских гостиных того времени можно встретить модульные диваны, оттоманки, плетеные подвесные кресла и гамаки. Для диванов и кресел характерны закругленные плавные формы, задающие динамику пространства. Часто встречались большие диваны угловой, полукруглой, волнообразной формы. Интерьер дополняли журнальные столики каплеобразной фирмы со стеклянными столешницами.

Подушки для мягкой мебели обивались тканями с геометрическими рисунками в клетку, полоску, кружочки. Такая мебель эффектно выделялась на фоне отделки и привлекала взгляд.

Корпусная мебель изготавливалась простых форм. Обязательным атрибутом были высокие конусообразные ножки из металла или дерева, расположенные под наклоном. Позже появляются более габаритные полированные стенки со стеклянными и зеркальными вставками на дверках. В 80-е практически в каждом доме стоял сервант для хранения сервизов. Некоторые модели оснащались небольшим баром и полочками для хранения различных мелочей.

В современном варианте наполнить сервант или витрину можно как фарфоровым набором, так и новой оригинальной посудой. В последнем случае создается интересный эклектический эффект: классическая привычная форма сочетается с современным наполнением.

Еще один типичный предмет обстановки восьмидесятых − трюмо, которое располагали в спальне или прихожей. В современной мебелировке эту функцию выполняет туалетный столик.

Для спальни традиционным набором являлись двуспальная кровать, комод, прикроватные тумбочки, туалетный столик, шкаф под одежду.

Благодаря развитию новых технологий на кухнях появляется современная бытовая техника, которая больше не считалась роскошью. Плиты чаще заменяют встроенными варочными панелями с духовым шкафом или двойной печкой.

Изменяется и типология жилого пространства. Интерьеры новых квартир и общественных помещений были вытянуты по горизонтали. Поп-культура с её веселыми вечеринками повлияла на организацию пространства. В гостиных появляются барные шкафы, журнальные столики, серванты, тахты-оттоманки и пуфы для гостей. Для лаундж-зон и гостиных особенно популярна мебель в стиле close -to -the -floor , то есть низкая, дословно «близкая к полу», напольные подушки для сидения.

Материалы и отделка

Основные материалы 70-х: дерево, фанера, ДСП, металл, полимеры, стекло, зеркало, никелированные профили, винил, кожа. Характерна обивка диванов, кресел и изголовья кровати мягкими материалами с приятной текстурой: бархатом, плюшем, велюром, шениллом, кожзамом.

Результатом популяризации движения хиппи стало применение природных материалов: отделка из дерева, плетеная мебель для внутреннего пространства дома, террас, большое количество комнатных растений и деревьев в горшках.

Для отделки стен применяются натуральные обои, обои из фольги, полы деревянные или покрыты линолеумом. Напольное покрытие можно сделать из светлого ламината «под дерево». В 80-е стены украшали аэрографией с рисунками космической тематики или неординарной графикой.

Фактура

Узнаваемая черта мебели 70-х годов − глянцевые и полированные поверхности. В таком стиле оформлялись комоды, столы, тумбы, стеллажи, кресла, серванты. Лакированные поверхности доводили до блеска и постоянно поддерживали в презентабельном виде.

В современных интерьерах ретро стиля эффектно смотрится сочетание новых и старых элементов. Актуальны искусственно состаренные текстуры дерева, керамики, металла, кожи. Винтажные предметы интерьера добавляют пространству особый колорит и шарм.

Текстиль

Для десятилетия характерно обилие текстиля: шторы, покрывала, диванные подушки, текстильные панно на стену. В каждой гостиной обязательно был мягкий ковер. Причем ковры размещали не только на полу, но и на стенах. Для мягкой мебели используются искусственный мех, плюш, бархат, искусственная кожа.

Для современных интерьеров в ретро стиле напольный ковер станет интересным дополнением спальни, гостиной или кухни. Это могут быть маленькие или большие коврики, однотонные или пастельных оттенков с рисунком этнической тематики. Сильно смотрятся коврики из натуральных материалов: волокон джута, сизаля, конопли.

Также обстановку удачно дополнят плотные шторы, портьеры, гобелены, покрывала.

Ретро освещение

Самые распространенные материалы для изготовления светильников − хромированный металл и пластик. Популярны лавовые лампы, напольные светильники дугообразной формы в зоне для чтения. Почти в каждой гостиной были лампы на массивной металлической стойке с объемным абажуром.

Не бойтесь сочетать разные по стилю и форме светильники. Это могут быть люстры, торшеры, бра, абажуры со свисающей бахромой, шнурами и кисточками. Такие приборы мягко рассеивают свет, добавляют интерьеру теплоты и уюта.

Конечно именно в 70-е широко распространились металлические лампы, бра и торшеры с шарнирами и гибкой трубой, которые, несомненно, опять актуальны.

Декор

Передать настроение эпохи можно с помощью стильных мелочей. Узнаваемая черта ретро стиля − геометрические принты на обоях, обивке, интерьерном текстиле. При этом рисунок часто повторяется на разных элементах обстановки. Также распространены цветочные рисунки, растительные мотивы, узор пейсли. Для украшения домов используются картины, постеры, скульптуры.

На кухнях часто можно было встретить керамическую посуду, текстиль, мелкую бытовую технику с изображением грибов, фруктов и овощей.

Еще один характерный атрибут семидесятых − аксессуары в виде совы: часы, мягкие игрушки, декоративные подушки, статуэтки, копилки.

Из-за спада в экономике стали появляться аксессуары в стиле DIY (в переводе с английского «сделай это сам»). Вещицы, сделанные своими руками, добавляют интерьеру своеобразный характер и колорит. Это могут быть панно, подушки на диван, расписанные вручную столики или комоды. Популярны украшения для стен, кашпо, выполненные в технике макраме.

Ностальгическое настроение создадут старые приемники, музыкальные проигрыватели, кольцевые телефоны, швейные машинки, фарфоровая или хрустальная посуда.

В период 80-х основными декоративными элементами выступают зеркала и стекло с пескоструйными рисунками. Стены часто украшали черно-белыми фотографиями в широких паспарту: семейными портретами, пейзажами, снимками индустриальной тематики.

Популярны стали гримерные зеркала, создающие манящую атмосферу закулисья.

Стиль семидесятых в современном доме

Воплощая в интерьере противоречивый стиль семидесятых, сложно сохранить баланс между эклектикой и безвкусицей. Чтобы получилась гармоничная обстановка, достаточно не перегружать пространство мебельными конструкциями и аксессуарами, а использовать несколько характерных черт стиля и типичных предметов.

Дизайн 70-х выбирают те, кто восхищается мебелью того времени или хочет добавить интерьеру красочности, оригинальности. В некоторых домах еще остались образцы ретро мебели и их довольно легко достать на блошиных и антикварных рынках. Найденные предметы можно отреставрировать или пойти другим путем: задекорировать новую мебель под старину. Оригинальные мебельные конструкции задают обстановке жизнерадостное настроение и приятную ностальгическую атмосферу.

На радость ценителям ретро дизайна итальянские и европейские фабрики выпускают целые коллекции и отдельные линейки в духе 70-х.

Современная мебель в стиле ретро изготавливается из экологически безопасных добротных материалов: натурального массива, шпона, качественного текстиля. Серии включают в себя предметы строгих прямых форм с глянцевыми фасадами, покрытыми лаком с двух сторон.

Благодаря изобилию мебельных коллекций и аксессуаров в интернет и офф-лайн магазинах сегодня у нас нет ограничений в выборе, как было десятилетий назад. Это дает возможность воплотить в ретро дизайне оригинальные идеи, уйти от банальности и добавить новизны. Следуя общим принципам стилистики вы сможете создать в доме уникальный интерьер и уютную атмосферу.

В нашей статье использованы модели современной мебели в стиле 70-80-х годов от фабрики:

Всю мебель можно заказать у нас в салоне Амбер Мебель.

Стиль 80-х в интерьере, образец Dixon Gallery

Пока вы размышляете об этом в хорошем или плохом свете, стиль 80-х в интерьере возвращается в мировые тренды. Поэтому сейчас самое время для того, чтобы глубоко погрузится в историю Memphis Design Group, итальянского дизайнерского и архитектурного коллектива, чей безумный, цветной, постмодерный стиль определил общий вид 80-х годов.


Большой сюрреалистический диван от Питера Шайра, спроектирован в 1986 и стал доступен на 1st Dibs

Группа Мемфис была создана итальянским архитектором и дизайнером Эттором Соттсасом в 1980 и названа в честь песни Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again», которая беспрерывно играла во время встречи, ознаменованной как день возникновения группы.

Римское кресло от Марко Занини для Memphis, представленное на 1st Dibs

Команда дизайнеров, которую собрал Соттсас, представили свою первую коллекцию в Миланском Салоне дель Мобайл в 1981 году и продолжали производить образцы в течение почти десяти лет до своего распада в 1988.

Тумбочка Фламинго от Майкла де Люччи

Как и большинство дизайнерских движений, группа Мемфис была реакцией на предшествующие события: Соттсассу и его коллегам надоели сдержанные линии и минимальная цветовая гамма модернистов, из-за чего они решили создать нечто совершенно новое.

Их разработки были безумными, часто состоящие из ярких геометрических фигур в двумерном виде, что вызывало игривые и даже детские ощущения.

Набор инструментов Мемфис, созданных Койо Сангйо и представленные на 1st Dibs

Хотя и не все из этих намеренно странных штук нашли своё место в домах обычных людей, но группа Мемфис оказала огромное влияние на стиль 80-х в интерьере. Их беззастенчивое изобилие и склонность к большим, обращающим на себя внимание конструкциям особенно хорошо подошли для «я-десятилетия».

Некоторые из их фирменных элементов – яркие цвета, необычные формы и своеобразная двумерность представляют отношение людей к тому, каким был для них период 80-х годов. Как доказательство, стиль одежды Стейси на обложке самой первой книги для нянь, которой Этторе Соттсасс мог бы гордится.

Пример дизайна интерьера Мемфис: шоурум спортивной одежды бренда Espirit

Не все были их фанатами. В то время критики высмеивали движение Мемфис и называли их шутниками, мелькающим изображением на экране радара, которое скоро вообще исчезнет. Даже современные критики не всегда понимают их. К примеру, Бертранд Пеллегрин в 2012 в статье для SFGate описал работы группы как «свадьбу по залёту между Баухаус и Фишер-Прайс».

Мемфис стали вдохновением для Камилы Велала и создания ее собственной выставки для Лондонской недели дизайна в 2015 году, особенностью которой стали собственные образцы Велалы, стоящие бок о бок с лампой «Таити» от Соттсасса.

Но, как и многие ранее оскорбленные дизайнерские движения, стиль Мемфис медленно отдаляется от центра своего внимания. The New York Times предсказал им возвращение в 2017 году, что стало своеобразным медленным возрождением.

Характер интерьера меняется вместе со временем, и это вполне логично, ведь на сознание и настроение людей постоянно влияет множество различных экономических, социальных и культурных факторов. Давайте посмотрим, как эволюционировал дизайн интерьера с 50-х годов прошлого века до нашего времени, и с чем были связаны те или иные перемены.

1950-е годы

В 50-е годы весь мир восстанавливается после ужасной Второй мировой войны. Человечество вступает в эру потребительства. В оформлении интерьеров главенствует модернизм; люди предпочитают открытые и светлые жилые помещения, в которых все устроено с максимальным комфортом.

Основные черты дизайна интерьера 50-х годов:

В архитектуре и дизайне правит функционализм, однако он становится ярче и эмоциональнее;
В оформлении помещений часто используются яркие цвета, которые символизируют завершение страшного военного периода;
Архитекторы и дизайнеры стараются все чаще применять современные материалы и новые технологии. Например, в 50-е годы в интерьерах стали появляться предметы из пластика, металла, резины и синтетических тканей;
Особое внимание уделяется формам вещей, что во многом связано с развитием концепции функционализма специалистами разных стран. В это время зарождается скандинавский модерн, который мы и сегодня ценим за удобство, практичность и длительный срок службы.

1960-е годы

На смену десятилетию восстановления пришли яркие и смелые 60-е. Это время ассоциируется с освоением космоса, хиппи, процветанием и достатком.

Основные черты дизайна интерьера 60-х годов:

Цветовая палитра интерьеров стала еще ярче, чем в 50-е. Дизайнеры даже могут использовать цвета, которые не очень гармонично сочетаются между собой!
Искусственные материалы также на пике популярности: редкий модный интерьер обходится без пластиковой мебели, ламината и фанеры;
В это время в оформлении модно использовать обои и текстиль с различными геометрическими рисунками;
Особая черта интерьера 60-х – место для чтения. Это занятие стало чрезвычайно модным, поэтому во многих домах появились стеллажи с книгами, мягкие кресла и торшеры рядом с ними; 60-е – это, безусловно, история про космос. Космическая тематика просочилась и в дизайн интерьеров, например, с помощью мебели нестандартной формы;
Случился телевизионный бум, то есть телевидение стало доступным практически каждому, и телевизор стал центром гостиной, весь интерьер выстраивался вокруг него;
Расцвет движения хиппи нашел отражение и в оформлении интерьеров: молодежь много путешествовала и привозила из странствий различные диковинные вещи и сувениры, иногда с этническим характером. Все это делало и без того яркий интерьер еще более пестрым и жизнерадостным.

1970-е годы

70-е иногда называют «десятилетием дурного вкуса», и это можно объяснить тем, что в это время одни тенденции и нововведения откровенно противоречили другим. Настроения в обществе также отличались нестабильностью: с одной стороны, рецессия в экономике, различные вооруженные конфликты и стихийные бедствия, с другой – желание жить, слушать музыку в новом стереоформате, танцевать под диско…

Основные черты дизайна интерьера 70-х годов:

Цветовая палитра интерьеров в 70-е изменилась: на смену желтому, зеленому и голубому пришли пурпурный, фиолетовый и бирюзовый. Новые оттенки добавляли оформлению богемности;
Мебель в актуальных интерьерах этого времени часто имела глянцевую или полированную поверхность;
Очень модно в это время было обивать мягкую мебель и изголовье кровати приятным наощупь материалом, например, плюшем и бархатом;
Ни один интерьер в 70-е не мог обойтись без ковров;
Спад в экономике подталкивал людей создавать декор для своего интерьера своими руками. Предметы в духе DIY (от англ. Do It Yourself – «сделай это сам») помогали привнести в интерьер индивидуальность;
Идеи движения хиппи начали давать плоды: люди стали больше стремиться к природе. В моду входит деревянная отделка, плетеная мебель и обилие комнатных растений.

1980-е годы

80-е ассоциируются с духом свободы, нарочитой театральностью, неоновыми оттенками и шумными вечеринками. Это время смелых экспериментов и неожиданных сочетаний.

Основные черты дизайна интерьера 80-х годов:

В моду вошло такое дизайнерское направление, как шебби шик. Основательницей его принято считать англичанку Рэйчел Эшвел, которая скупала на распродажах и блошиных рынках старую мебель, реставрировала и переделывала ее в романтическом духе;
80-е – эпоха расцвета различных авангардистских стилей и направлений, например, на пике популярности были работы и концепции миланской группы дизайнеров «Мемфис». Они имели яркий и иногда неожиданный характер. Произведения «Мемфис» – это асимметричные и диспропорциональные линии и размеры, многообразие материалов и игривые формы, остроумность, алогичность, выразительность, экзотичность, порой дурашливость, всегда эмоциональность и вызов восприятию;
В противоположность ярким абстракциям популярностью пользовались спокойные пастельные тона;
Стремление быть ближе к природе постепенно оформилось в направление Country style, которое характеризуется душевностью, отсутствием вычурности, практичностью и использованием натуральных материалов.

1990-е годы

90-е – время подведения итогов бурного, богатого на события столетия. В это время дизайн интерьера уже стал избавляться от лишнего и нарочито сложного.

Основные черты дизайна интерьера 90-х годов:

В это время зарождается минимализм: люди устали от буйства красок, абстракций и активной геометрии;
Особенно популярной в 90-е становится мебель с кожаной обивкой: она считается символом достатка и статуса;
Также очень востребована мебель из сосны, из нее делали стулья, столы, комоды и шкафы. Громоздкая деревянная мебель, иногда с резьбой, украшала практически каждый дом;
В 70-е ни один интерьер не обходился без ковров, в 80-е они постепенно перекочевали на стены и в 90-е там и оставались;
В конце 20 века любили украшать интерьеры живописью современных художников. Огромные полотна в вычурных рамах занимали почти все стены.

2000-е годы

Приход нового тысячелетия стал символом стремления к интерьеру с индивидуальными, уникальными чертами. Развитие техники и технологий позволило сделать бытовые приборы совершеннее и компактнее, что помогло добавить комфорта жилым и общественным пространствам.

Основные черты дизайна интерьера 2000-х годов:

Так, развитие технологий позволило выпускать удобные плоские телевизоры с большими экранами. Благодаря распространению интернета, люди смогли обустраивать компактные кинотеатры у себя дома;
Частые атаки террористов, война в Ираке и нестабильные настроения в социуме стали причиной того, что люди стали больше внимания уделять безопасности своих домов;
Тем не менее, на смену невзрачному интерьеру 90-х пришел более жизнерадостный и интересный интерьер 2000-х. Люди стали использовать сложные цвета, необычную отделку и утонченный декор. 2010-е годы Второе десятилетие 21 века стало символом расцвета дизайна, социальных медиа и самовыражения. Интерьеры в это время тяготеют к эклектичности: в одном пространстве могут использоваться как ультрамодные предметы и материалы, так и отреставрированные старые вещи. Основные черты дизайна интерьера 2010-х годов:
Дизайнеры используют самые разные цвета и оттенки для оформления интерьера; в каждом сезоне объявляются свои фавориты;
Развитие технологий приводит к появлению понятия «умный дом», которое обозначает то, что владелец может дистанционно контролировать все устройства во всем доме. Это поднимает комфорт человеческого жилища на новый уровень;
Потребность в лаконичных интерьерах только усилилась, что привело к популярности таких стилей, как скандинавский, минимализм и лофт;
Стремление к чистоте и природе также усилилось: люди стали стараться есть полезную пищу и оформлять свои интерьер в приятных естественных тонах, используя натуральные материалы. Очевидно, что за семь десятилетий дизайн интерьер проделал большой путь. Сложно предсказать, как будет меняться эта область в дальнейшем, но уже можно смело сказать, что она полностью зависит от экономических, социальных и культурных событий. Изменения настроений общества проецируются на все виды искусства, и дизайн интерьера не является исключением.

Очевидно, что за семь десятилетий дизайн интерьер проделал большой путь. Сложно предсказать, как будет меняться эта область в дальнейшем, но уже можно смело сказать, что она полностью зависит от экономических, социальных и культурных событий. Изменения настроений общества проецируются на все виды искусства, и дизайн интерьера не является исключением.

Ностальгия в тренде. Модные дизайнеры осваивают стиль ретро, ныряют в семейные альбомы, ищут по барахолкам осколки и обломки старого быта. Припомним и мы детали, из которых состоял советский интерьер 1980-х!

Рисунок: Полина Васильева

Альбом

Имеется в виду не тот «уездной барышни альбом», в котором гостей заставляли писать стихи и рисовать картинки. Мы говорим об альбоме с фото: непременно с плюшевой обложкой, зеленой или малиновой, с толстыми картонными страницами. Уголки фотографий вставлялись в прорези. «Вот это мы в Алупке. А это на даче. А это Ниночка идет первый раз в первый класс. А это мы в ателье снимались». Иногда попадались фотографии с похорон бабушки, но эти пост-мортем никого не смущали.

Библиотека

В те времена тотального дефицита книга была не только источником знаний! Подобранные по цвету корешки подписных изданий классиков очень украшали венгерскую «стенку». Томик детективного романа, полученного в обмен на макулатуру — богатый подарок. Кроме того, книги были серьезным капиталовложением. Проданный в черный день томик Стругацких мог кормить семью неделю!

Домашние заготовки

Дачи были у многих, а вот кладовые в городских квартирах чаще всего не предусматривались. Банки с законсервированными дарами природы хранили кто как мог - и под кухонными столами, и на подоконниках, и у балконной двери. Это очень разнообразило интерьер, а чулок с луком на шкафу в спальне вносил дразнящую нотку в общую атмосферу. Подготовленные к зиме граждане спокойно смотрели по телевизору концерт ко Дню милиции.

Дерево

«Как он комнату себе оборудовал - картина! И ковер у него, и мебель тоже вся новенькая! И деревом так все, деревом… Девчата на деревяшки хорошо идут», - говорил один из героев фильма «Старый новый год». Кстати, если кто интересуется аутентичными интерьерами 80-х, то фильм стоит посмотреть. Стиль ля рюсс нравился советской богеме: деревянные скамейки и ложки в кухнях, обои «под дерево», палехская, городецкая и хохломская роспись. Выходило пестровато, зато как артистично! А забегающие «на деревяшки» девчата могли сшить красные в горошек занавески - это настоящий шик.

Ковер

Совершенно необходимый предмет в геополитической обстановке 80-х. Обеспечивал тепло- и звукоизоляцию квартир. В моде были ковры с коротким ворсом и геометрическими узорами. Цветы, олени и сцена похищения невесты считались устаревшими сюжетами, больше пригодными для деревенских и дачных домиков. Даже у современной молодежи, избалованной теплыми полами, сохранился пиетет перед ковром - его величают «Его Ворсейшество» и охотно фотографируются на фоне.

Люстра

В спальне допустим абажур, на кухне - плафон из матового стекла, но в «зале» - только люстра, и чтоб каскадом, каскадом! Так она и называлась - «Каскад». Подвески у нее были поддельного хрусталя, но и цена не кусалась. Конечно, постояв в очереди к магазину «Власта» (Москва), можно было заиметь и чешскую. Но и на поддельном хрустале, и на богемском пыль скапливалась одинаково, а «висюльки» приходилось мыть по одной в теплой воде с добавлением нашатыря.

Магнитная запись звука и видео

В 1984 году начал выпускаться первый советский кассетный видеомагнитофон «Электроника ВМ-12». У него не было пульта, он часто зажевывал пленку и стоил полторы тысячи советских рублей, но японские вообще обходились по цене автомобиля (и, конечно, не продавались в СССР), так что выбирать не приходилось. Кассеты формата VHS тоже доставались не без труда. Народ любил боевики с Брюсом Ли и Шварценеггером, ужастики «Пятница, 13-е» и «Полтергейст». Отдельной строкой шла «Эммануэль», говорившая гнусавым голосом Володарского - впрочем, как все киногерои той эпохи.

Но если видеомагнитофон был доступен не каждой семье, то уж кассетник был вполне обычной деталью быта. «Электроника», «Весна», «Десна», «Томь», «Элегия»… Двухкассетники «Шарп» занимали почетное стационарное место на «стенке», а отечественные покупались в подарок детям, и их дозволялось выносить из дома.

Ремонт

Буро-зеленая краска на стенах кухни и санузла. Откуда брали такую? Но и она была дефицитом, потому что на уровне глаз краска заканчивалась и начиналась побелка. Потолок тоже белили - умельцы как-то приспосабливали пылесос. На полу лежали доски, поверх хозяева кидали толстый линолеум.

Сервант

Непременно полированный, на тонких ножках, с застекленной верхней частью. За стекло ставили сервиз, рюмки, хрустальные вазы, фарфоровых зверушек и фотографии любимых родственников. Конечно, места для всего этого в серванте не хватало, поэтому скоро они остались у самых инертных граждан, а остальные обзавелись «стенками».

Стенка

Этот предмет вряд ли скоро покинет постсоветские квартиры. В «стенках» ценилась вместительность - в них хранили одежду, обувь, бытовые приборы, посуду, книги. Но важнее была красота. Красивыми считались импортные. Югославская «Спектр» с инкрустациями, румынская «Мираж», покрытая вишневым лаком, солидный «Бастей» под дуб импортировали из ГДР. Зеркальные бары сверкали, и даже отечественная ликеро-водочная продукция выглядела в них очень прилично. А если уж кто-нибудь привозил из-за границы бутылочку синего кюрасао или зеленого шартреза… Глаз не отвести!

Трельяж

Зеркало на низкой тумбе с двумя дополнительными зеркальными створками. Очень удобная штука, позволял красавицам рассмотреть себя с любого ракурса. Перед зеркалом ставили флаконы с духами и флаконы из-под духов - если было чем похвастаться. Из-за конструкции тумбы сидеть перед ним было неудобно, поэтому женщины красились стоя.

Фарфор и хрусталь

Тяжелые как снаряды для танковой пушки салатники - для оливье с дефицитным зеленым горошком и майонезом, для простецкого винегрета, для изысканной «мимозы». В глубокие ладьи насыпали шоколадные конфеты. В плоские - укладывали селедочку, сверху лук полукольцами. Для икры полагались особые бочоночки. Для торта - плоское блюдо и лопаточка с витой ручкой. Стопки под водку, бокалы под вино, они же под «Советское» шампанское. В зажиточных домах даже пепельницы были хрустальными. В их искрах и стрелах дико выглядели «беломорины». Хозяйки вожделели сервиз «Мадонна» с перламутровыми переливами производства ГДР, но и советский фарфор был очень хорош, хоть и не так игрив в смысле сюжета.

Фотообои

Казалось бы, прекрасный и недорогой способ освежить интерьер однотипных хрущевок. Но почему же так беден был выбор! Все говорят, что помнят одни только березки. Но так ли это было плохо? Перед сном смотришь, не отрываясь: тропинка в солнечных зайчиках ведет тебя по светлой роще, оттуда слышатся голоса и смех друзей…

Ковры мы вынесли на помойку, хрусталь раздали в добрые руки, в бабушкиных квартирах учинили евроремонт и хайтек, и детство наше ушло в нарисованную на обоях березовую рощу. Не вернуть.

Алиса Орлова

20.01.2012

80-е годы - это время экспериментов, нового видения жизни и игры с окружающим пространством и формой. Поэтому интерьер 80-х отличался яркостью, напыщенностью, четкими прямыми линиями и выразительной декоративностью.

Стиль 80-х крайне сложен. От него очень быстро и полностью отказались, потому что интерьер, решенный в ярких тонах и крупных геометрических фигурах, не дает отдохнуть глазу и вызывает постоянное перевозбуждение. Но сегодня неожиданно стало модным в современный рационалистический дизайн интерьера, где каждый предмет несет определенную функциональную нагрузку, вносить искры «несерьезного» озорного стиля 80-х. Он будто напоминает о том, что вся наша жизнь - одна большая игра, и в ней полно вещей, к которым не нужно относиться слишком серьезно.

Чтобы создать интерьер «а-ля 80-е» нужно помнить, что:

  • В 80-е предпочитали блестящие цвета, жизнерадостные оттенки зеленого, ярко-оранжевого, желтого, бирюзового.
  • Очень были популярны геометрические узоры, авангардные красочные крупные рисунки - полоски, ромбы или разнокалиберный горох.
  • Очень модны были обои с фактурной поверхностью и яркими сочетаниями цветов. Особенным шиком были обои одинакового основного цвета, но с разными фигурами. Например, на одной стене могут быть круги, на второй - пирамиды, на третьей - прямоугольники, а на четвертой стене может не быть рисунка вовсе, например, если это стена с окном.
Что касается напольного покрытия, то здесь уместен будет ламинат, на котором обязательно должен лежать ковер, например, темно-шоколадного цвета. Это создаст в комнате атмосферу домашнего уюта. Очень важно расположить ковер так, чтобы гости, сидя за столом в центре комнаты ставили ноги именно на него.

В 80-е почти в каждой квартире можно было увидеть сервант, и все они были одинаковыми. Служило это чудо для хранения посуды. Некоторые модели были снабжены чем-то типа бара, в котором хранились различные мелочи. Особенной роскошью в 80-е годы считался шкаф-стенка, который представлял собой набор нескольких прилегающих друг к другу шкафов, имеющих разные назначения. Счастливые обладатели такого предмета мебели считали, что прожили жизнь не зря. Популярность стенки в 80-е годы можно сравнить с популярностью джинсов в 70-е годы.

Сегодня, создавая интерьер в стиле 80-х, придется делать стенку на заказ. Пусть это будет модернизированная копия стенки вашего детства - с фасадами из ламинированного МДФ, с блестящими ручками и стеклянными вставками. А вот на стеклянные полки серванта можно выставить как коллекционный фарфор, если таковой у вас имеется в наличии, так и современную посуду необычных форм и цветов.

Во втором случае возникает дополнительный эклектический эффект - привычная и стабильная форма наполняется новым современным содержанием. Особенно красиво в зеркальных сервантах смотрится квадратная посуда темных цветов, а также наборы стеклянной цветной посуды или посуды с замысловатой росписью и яркими узорами.

Обязательным предметом обстановки в стиле 80-х должно быть трюмо. Его можно расположить в спальне или в коридоре. Обязательным также считался высокий торшер с бахромой, который располагался у кресла и служил для создания своего рода зоны отдыха при выключении верхнего света.

Мягкая мебель а-ля 80-е должна быть довольно громоздкой с глубокими и удобными сиденьями, широкими подлокотниками, высокими или почти невидимыми ножками. Конструкция диванов и кресел в 80-е годы включала такие материалы как дерево и железо, а обивка делалась из сурового гобелена или материалов под кожу.

Основными декоративными элементами интерьера 80-х являются зеркала и стекло. Особенным шиком считалось украшение зеркал и стеклянных межкомнатных дверей различным рисунком. Пескоструйные рисунки выглядят особенно нежно и беззащитно, как недолговечная и прекрасная ледяная изморозь. В отличие от матирования пленкой, которое очень широко распространено в современных интерьерах, пескоструйное стекло и пескоструйные зеркала способны создать особенную атмосферу подлинности и долговечности в интерьере.

Стены в 80-е украшались увеличенными фотографиями, оформленными в широкие паспарту. Особенно хорошо смотрятся художественные черно-белые портреты членов семьи, осенние и зимние пейзажи, фотографии индустриальной тематики. Прямоугольные рамы разных размеров можно расположить как на одной стене, так и украсить ими стены всего помещения.

Создавая у себя дома интерьер в стиле 80-х, не нужно стремиться к его воссозданию в мельчайших подробностях. Привычная форма с новым содержанием - придерживайтесь именно такого прочтения, и созданный интерьер будет лишен банальности и стилистических ограничений. Сегодня мы не стеснены в возможностях, не ограничены в своем выборе предметов интерьера, как в 80-е, и это дает нам великолепную возможность преподать этот энергичный и яркий стиль по-новому, так, как нам всегда хотелось в детстве и юности. В него нужно добавить широты, воздуха и простора, тогда он может стать по-настоящему современным и шикарным. Ведь что такое стиль 80-х? - Это городской шик!