Теоретические концепции революции. Современная концепция революции. Становление революционной теории

Некоторые основные понятия

Понятие революционного субъекта не является однозначным среди марксистов. Среди многих теоретиков присутствует мнение, что основным субъектом преобразований является революционная партия. Основным условием преобразований служит острый общенациональный кризис. Революционная партия находит противоречия между социальными группами и выбирает своих союзников и ближайшие резервы, за счет которых пополняет свою активистскую базу. Затем намечается план действий и направление основного удара, который формулируется в лозунге. Стратегической задачей любой революции является слом существующего государства и построение нового государства , являющегося инструментом революционных преобразований.

Становление революционной теории

Впервые идею Революции в применении к обществу выдвинул К. Маркс на основании диалектического закона перехода количественных изменений в качественные. В таком понимании в обществе накапливаются эволюционные изменения, вызванные техническим прогрессом и совершенствованием производительных сил . После накопления критического числа изменений происходит качественный революционный скачок, преображающий всё общественное устройство. Количество переходит в качество.

С победой Революции в Советском Союзе появилась возможность экспорта Революции в другие страны.

Нерешённым вопросом революционной теории является идея мировой революции , сторонником которой был Л. Д. Троцкий . При жизни Ленина И. В. Сталин активно работал с так называемым «Рабочим и социалистическим интернационалом », формируя специальные национальные кадры по установлению «неизбежного социалистического порядка» на территории огромного числа стран Европы, Азии, Америки. Однако после прихода к власти в СССР Сталин отказался поддерживать сторонников мировой революции и жестоко расправился с троцкистами - отказав коммунистам Европы в военной поддержке и направив все силы нового государства на индустриализацию самой страны.

См. также

Ссылки

  • Октябрьская революция: главное событие XX века или трагическая ошибка?

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Революционная теория" в других словарях:

    Политич. обстановка, предшествующая революции и характеризующаяся массовым революц. возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя. Р. с. служит показателем зрелости социально… … Философская энциклопедия

    Передвижение континентов по представлениям А. Вегенера (1929) Теория … Википедия

    Происхождения государства и права, или теория естественного права, одна из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин, усматривающая главный источник правовых норм в самой природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя… … Энциклопедия юриста

    - «Воображаемое установление общества» книга Корнелиуса Касториадиса, французского социолога, психоаналитика, философа и социального активиста, одного из создателей группы «Социализм или варварство», изданная в 1975 г. Перевод с франц. Г … Википедия

    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. С о д е р ж а н и е: I. Предмет диалектического материализма 479 II. Возникновение диалектического материализма.... 480 III. Ленинский этап в развитии диалектического материализма 481 IV. Материя и сознание 483 V.… … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Революция (значения). Революция коренное преобразование в какой либо области человеческой деятельности. Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) … … Википедия

    Мировая революция идея Карла Маркса о неизбежности всепланетного объединения человечества в справедливом коммунистическом обществе. Мировой, а не локальный характер коммунистической революции обосновывается теоретически (Энгельс Ф.,… … Википедия

    Хронологическая Европа в каменном веке Европа в бронзовом веке Античность Средние века Эпоха Возрождения Новое время Европейский союз Эта статья посвящена истории Европейского континента. Содержание … Википедия

    Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

    Научная система философских, экономических и социально политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса; наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления … Большая советская энциклопедия

Понятие «социальные изменения» носит самый общий характер. Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Это понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием развития.

Развитие – это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный.

Эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Революционные же трактуются как относительно быстрые, коренные, качественные изменения. Абсолютизация того или иного типа изменения социальных объектов породила два методологически различных течения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.

Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса, как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Он разработал схему эволюционного процесса, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация. Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации, структурного и функционального соответствия всех составляющих целого.

Дифференциация всегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации.

Социальная эволюция, по мнению Г. Спенсера, составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации.

Основная идея социального эволюционизма XIX в. – это идея существования исторических стадий человеческого общества, развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, использующего искусственно созданную силу, от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.

Вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э. Дюркгейм: он обосновал положение, что разделение труда является причиной и следствием растущего усложнения общества; противопоставил два типа общества (простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой и высокосложные общества, представляющие собой систему различных органов).

Переход из одного общества к другому происходит длительным эволюционным путем:

1) в сегментарном обществе растет население;

2) умножаются общественные отношения, в которые включен каждый человек, усиливается конкуренция;

3) отсюда возникает угроза сплоченности общества;

4) разделение труда призвано устранить сплоченность посредством дифференциации (функциональной, групповой, ранговой и т. д.)

Теории поступательного развития общества в рамках социального эволюционизма:

1 Немецкий социолог Ф. Теннис (1855 – 1936 гг.)

Ф. Теннис проводит разграничение между традиционным и современным обществом на основе пяти основных типов социальной взаимосвязи и при этом использует два понятия: «Гемейншафт» (о деревенской общине), «Гезельшафт» (к индустриальному городскому обществу). Основные различия между ними состоят в следующем:

1) общество типа «Гемейншафт» живет по общинному принципу и мирскими ценностями, а общество типа «Гезельшафт» основано на стремлении к личной выгоде;

2) Гемейншафт придает основное значение обычаям, Гезельшафт основано на формальных законах;

3) Гемейншафт предполагает ограниченную, в то время, в Гезельшафт – специализированные профессиональные роли;

4) Гемейншафт опирается на религиозные ценности, Гезельшафт – на светские ценности;

5) в основе Гемейншафт лежит семья и община, в основе Гезельшафт – это крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Большое значение в понимании общественного развития имеет линейная парадигма, называемая линейным прогрессом. Ее также называют теорией эволюционного развития (эволюционизма). Ее создателями стали О. Конт, Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Дюркгейм, Л. Уорд и др. Линейно-прогрессивное понимание рассматривает общественное развитие как процесс изменения от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному качеству обществ и человечества.

В основе эволюционного понимания общественного развития лежала аналогия с биологическим (живым) организмом и его ростом.

IV. Эволюционная и революционная теории развития общества

Общество стали рассматривать как организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов и т.п.

Сторонники линейного понимания развития исходили из того, что человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязанно. В результате эволюционного развития общества происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то. Очень важно для этого подхода определить критерии низшего и высшего, простого и сложного, частичного и целостного и т.п. Они разные в разных социально-философских и социологических теориях.

О. Конт полагал, что для понимания современной эпохи человечества нужно поместить ее в более широкий исторический контекст. Движущей силой развития общества, по мнению О. Конта, является сила человеческого духа (интеллекта, морали, воли). Развитие общества напрямую зависит от количества и разнообразия его знаний, которые определяют военные, политические, экономические стороны общественной жизни. Общество проходит в своем развитии три уровня. На теологической стадии люди исходят в своем творении жизни из наличия сверхъестественных существ, которым они поклоняются в форме мифологии и религии. Эта стадия характеризуется военным противоборством и рабством. На метафизической ступени развития люди все больше исходят в своем творении жизни из абстрактных понятий, созданных их разумом: свободы, суверенитета, права, легитимности, демократии и т.п. На позитивной ступени исторического развития люди открывают законы природы, общества, человека и начинают их использовать в организации своей жизни. Наука постепенно становится главной производительной силой общества.

Г. Спенсер считал эволюцию основополагающим принципом развития природы, общества, человека. Мир представляет собой материальную реальность в единстве вещества, движения, энергии. Эволюция — это движение от гомогенности (однородности) мира к гетерогенности (сложности), сопровождающееся рассеянием движения и интеграцией вещества. Эволюция осуществляется с помощью структурно-функциональной дифференциации материи от простоты к сложности, от гомогенности, однообразия к гетерогенности, специализации, от текучести к стабильности.

Эволюция общества от одной ступени к другой характеризуется: 1) дифференциацией функций, власти, собственности, престижа между разными группами людей; 2) усилением неравенства труда, власти, богатства, престижа и в целом усложнением дифференциации людей на многочисленные страты; 3) разделением общества на группы, классы, слои по экономическим, профессиональным, политическим, национальным, религиозным признакам.

Г. Спенсер впервые предложил дихотомическую типологию обществ — деление их на два противоположных идеальных типа. Реальные общества представляют смешение черт этих идеальных типов: военного общества и индустриального общества. Военные общества ориентированы на защиту и завоевание, интегрированы с помощью политического насилия, их базисом является авторитарное государство с низкой социальной мобильностью, экономика экстенсивная, регулируемая, доминирующие ценности — дисциплина, патриотизм, смелость. Индустриальные общества ориентированы на развитие экономики, формой интеграции является добровольная кооперация людей, государство демократическое с высокой социальной мобильностью, экономика динамичная рыночная, доминирующие качества — инициативность, изобретательность, независимость .

Социальные революции происходят тогда, когда старая общественно-экономическая система, исчерпав возможности своего развития, с необходимостью должна уступить место новой.Экономической основой социальной революции является конфликт между производительными силами и не соответствующими им производственными отношениями. Революция направлена на ликвидацию этих, ставших основами для развития производительных сил производственных отношений. Социальная революция включает в себя в большинстве случаев и революцию политическую, переход власти от одних классов и социальных групп к другим. Необходимость политической революции обусловлена тем, что для изменения экономических отношений надо преодолеть сопротивление социальных групп, которые являются носителями старых производственных отношений.

Они держат в своих руках политическую власть, используют государственную машину для продления своего руководящего положения в обществе и сохранения старых производственных отношений.Материалистическое понимание истории указывает на необходимость определения различий в характере каждой социальной революции в зависимости от того, какие производственные отношения устанавливаются в результате революции. Важным моментом революции является вопрос о ее движущих силах, т.е. о действии тех классов и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно за нее борются.

История знает революцию "сверху", т.е. коренные изменения общественных отношений, которые осуществлялись по инициативе сил, способных осознать необходимость назревших перемен и встать на сторону прогресса. Такими были, например, крестьянская и другие буржуазные реформы в России во второй половине XIX — начале XX вв. Сегодня в КНР начат процесс преобразования социалистической экономики в рыночную.

Происходящие в настоящее время реформы в России носят характер революции, так как речь идет о замене не оправдавших себя производственных отношений другими соответствующими прогрессу производства и обществу. Реформы идут медленно. В обществе слишком затягивается осознание необходимости таких реформ, многие социальные группы не в состоянии вписаться в рыночную экономику и предпочитают существование в рамках затратной экономики. Жесткое централизованное управление, экономически не оправданные гарантии, уравниловка создали государственно-зависимый тип работника, лишенного инициативы и предприимчивости, стремления к индивидуальному успеху, предпочитающего равенство в нищете социальной дифференциации,создаваемой в результате конкуренции экономически свободных производителей, реализующих свои способности в производственной деятельности.Революцию следует рассматривать как диалектическое отрицание старого.

Отказ от старых производственных отношений должен сопровождаться сохранением всего положительного, что накоплено народом за десятилетия предшествующего развития.В социальной революции важнейший вопрос — вопрос о насилии и цене революции. Марксизм-ленинизм допускал гражданскую войну ради установления диктатуры пролетариата. На современном этапе очевиднанеправомерность данного подхода. Условия для перехода к новым производственным отношениям согласно диалектике должны созреть в недрах старого общества, а революция должна действительно играть в каждом таком случае перехода к новому лишь роль "повивальной бабки", т.е. только способствовать рождению новых обществ, новых производственных отношений. Всякие попытки силового решения социально-экономических проблем в современный период, а призывы к подобным методам любому виду экстремизму следует рассматривать как преступление перед народом.В современных условиях наиболее приемлемы стали "мягкие", "бархатные" революции, при которых экономические и социальные преобразования, формирование качественно иных, соответствующих достигнутому уровню НТП производственных отношений происходит с помощью политических средств и методов, механизмов демократии, не допуская гражданских войн, то есть мирным путем.Общественные преобразования в ряде стран проходили и проходят не путем скачков, переворотов, а более или менее спокойным эволюционным путем, то есть путем постепенных количественных изменений в производственных отношениях, не влекущих за собой резких переходов, скачков, катаклизмов при минимуме социальной напряженности, в обстановке принятия большинством населения предлагаемого политического курса.

⇐ Предыдущая25262728293031323334

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1138 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Концепция эволюционного и революционного развития общества

Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмы и направленность. Понятие «социальные изменения» носят самый общий характер. Социальное изменение - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием развития. Развитие - это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов.

Эволюционные теории развития общества

Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный и т. д.

Почему в одних обществах прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же экономическом, политическом и духовном уровне? Человечеству всегда хотелось ускорить развитие экономики и общества в целом. Но в разных странах добивались этого разными путями – одни путем ведения захватнических войн, другие путем проведения прогрессивных реформ, нацеленных на преобразование общества и хозяйства. В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества – революционный и эволюционный.

Эволюционный путь (слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.

Сторонники революционного пути считали, что ради благой цели, «светлого будущего» (рая на земле) хороши все средства, включая и насилие. При этом, по их мнению и убеждению, все, что стоит на пути прогресса, должно быть немедленно отброшено, уничтожено. Под революцией вообще понимают любое (как правило, насильственное) изменение характера правления обществом. Революция – это происходящее в течение определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений.

Революция (от позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно-исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.

Каждый преобразователь общества понимал «прогресс» по-своему. Соответственно, менялись и «враги прогресса». Это могли быть короли и президенты, феодалы и буржуа (для Петра 1 это были бояре), но суть такого направления всегда оставалась одной и той же – действовать быстро и беспощадно. Насильственный путь, путь революции (по-латыни – «переворота») практически непременно оказывался связан с разрушениями и многочисленными жертвами. В процессе развития социально-политической мысли взгляды и практика действий сторонников революционного пути становились все более ожесточенными и беспощадными. Но все же примерно до конца 18 в., до Французской революции, теория и практика идейно-политических течений развивались преимущественно в духе эволюционных воззрений. Это в определенной мере было обусловлено культурными и нравственными традициями Возрождения и гуманизма, а затем и Просвещения, которые отвергали насилие и жестокость.

Уникальными являются в конце 17 – начале 18 вв. реформы Петра 1, начавшего со стрижки бород у бояр и закончившего суровыми карами по отношению к противникам реформ. Эти реформы русского императора были в духе революционного пути развития общества. В конечном итоге они способствовали значительному прогрессу в развитии России, укреплению ее позиций в Европе и мире в целом на многие годы вперед.

Эволюционный и революционный процессы зачастую рассматриваются как противоположные типы изменения материальных и идеальных объектов. Эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов, революционные же - как относительно быстрые, коренные, качественные изменения. Абсолютизация того или иного типа изменения социальных объектов породила два методологически различных течения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.

Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса, как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы. Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Он разработал наиболее полную схему эволюционного процесса, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы.

Социологи всœех школ и направлений рассматривают общество как из-меняющуюся систему. При этом при трактовке общественных измене-ний у представителœей различных школ и направлений проявляются существенные различия. Абсолютизация того или иного типа измене-ний социальных систем породила два методологически различных те-чения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.

Социальный эволюционизм представляет собой попытку гло-бального осмысления исторического процесса, как части общего, бес-конечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетарной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спен-сера . Он разработал наиболее полную схему эволюционного процес-са, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в си-лу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воз-действия разнообразных внешних сил на их различные элементы. По мере возрастания сложности и разнородности в системах уско-ряется темп дифференциации, так как каждая дифференцирован-ная часть является не только результатом дифференциации, но и дальнейшим ее источником.

Дифференциация , по Спенсеру, предпола-гает специализацию, разделœение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации, структурного и функционального соответствия всœех составляющих целого. Следовательно, дифференциация всœегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всœех эволюционных процессов в данном случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инœерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям.

Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации. При этом накопление несоответствий и дисгармоний в ходе эволюции может привести к распаду ее собст-венных произведений.

Социальная эволюция , по мнению Спенсера, составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общест-венной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации. В социологии Г. Спенсера реализована основная идея социального эволюционизма XIX в. - идея существования истори-ческих стадий человеческого общества, развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от не-просвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, использующего искусственно созданную силу, от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.

Значительный вклад в развитие идей социального эволюцио-низма внес французский социолог Э. Дюркгейм. Именно Э.

3. Концепция эволюционного и революционного развития общества

Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение, что разделœение труда яв-ляется причиной и следствием растущего усложнения общества.

Э. Дюркгейм противопоставил два типа общества: на одном по-люсе социальной эволюции находятся простые общества с развитым разделœением труда и сегментарной структурой, состоящие из однородных и подобных между собой сегментов, на другом-высокослож-ные общества, представляющие собой систему различных органов, из которых каждый имеет свою специальную роль и которые сами со-стоят из дифференцированных частей.

Переход из одного общества к другому происходит длитель-ным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом: 1) в сегментарном обществе растет населœение; 2) это увеличивает ʼʼморальную плотностьʼʼ, многократно умножает общественные отношения, в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция; 3) отсюда возникает уг-роза сплоченности общества; 4) разделœение труда призвано устра-нить эту угрозу, так как оно сопровождается дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т. д.) и требует взаимозави-симости специализированных индивидов и групп.

Концепция социального эволюционизма занимает доминиру-ющее положение в социологии при истолковании социальных изме-нений. При этом наряду с ней довольно широкое распространение име-ла теория революционного преобразования общества, основополож-ником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в ин-терпретации истории. Согласно этому подходу человечество в своем развитии проходит пять базовых стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунис-тическую. Переход от одной общественно-политической формации к другой осуществляется на базе социальной революции. Социаль-ная революция - это коренной качественный переворот по всœей сис-теме общественной жизни. Экономической основой социальной рево-люции является углубляющийся конфликт между ростом произво-дительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении со-циальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между гос-подствующим классом, заинтересованным в сохранении существую-щего строя, и угнетенными классами.

Первым актом социальной ре-волюции является завоевание политической власти. На базе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразова-ния во всœех других сферах общественной жизни и таким образом со-здаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений. С точки зрения марксизма, великая и стратегическая роль революций состоит в том, что они ус-траняют преграды с пути общественного развития, служат мощным стимулом для всœего общественного развития. К. Маркс называл рево-люции ʼʼлокомотивами историиʼʼ.

Эволюционистские и революционистские теории общества ос-новываются на идее общественного прогресса. Οʜᴎ утверждают воз-можность направленного развития общества, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более со-вершенному. В одном случае критерием прогресса объявляется ус-ложнение социальной организации общества (Г. Спенсер ), в другом - изменения в системе социальных связей и типе регуляции обще-ственных отношений (Э. Теннис ), в третьем - изменения в характе-ре производства и потребления (У. Ростоу и Д. Белл ), в четвертом - степень овладения общества стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобож-дения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс ).

Многие историки, в том числе и Щеголев, писали свои труды десятилетия спустя после Февральской революции. В своих исследованиях они сконцентрировали внимание на кризисных моментах эпохи царствования Николая II.

В концепциях четырех авторов существует один наиболее важный вопрос, на исследовании которого историки сконцентрировали свое внимание: что представлял собой Николай II как личность и как государственный деятель. Несмотря на то, что авторы опирались на разные источники при написании своих трудов, их объединяет общая тенденция представить Николая II фигурой безвольной и слабохарактерной.

Именно акцент на безволие и слабый характер Николая II дает возможность утверждать историкам, что Россией правил не царь, а императрица, а ею - Распутин. Авторы приписывают многие просчеты в государственной политике Николая II вредному влиянию на него императрицы Александры Федоровны. Для подтверждения данной гипотезы историки ссылались на переписку царской четы, специально выбирая места из писем царицы к Николаю II в период Первой Мировой войны и других не менее важных событий в истории России.

Что касается личности Распутина, то взгляды на него советских историков достаточно противоречивы. Приписывая Распутину большое влияние на царскую чету, историки достаточно свободно интерпретируют факты.

Более пристальное внимание историки уделили исследованию гипотезы о заключении сепаратного мира с немцами. Авторы данных трудов утверждали, что последние два года перед Февральской революцией единственными правителями России были императрица и Распутин. Они вели Россию к заключению сепаратного мира. Крушение трехсотлетней династии Романовых историки во многом сводили только к тому "вредному влиянию развратного хлыста Распутина", который в последние годы царствования Николая II был поистине "злым демоном и роком" династии Романовых. Постановка данного вопроса выводит нас на исследование взаимоотношений в аристократических, правительственных и общественно-политических кругах, представители которых заседали в Государственной Думе.

Обсуждение в Думе государственных реформ с 1912 года сводилось, главным образом, к вопросам, имевшим политический контекст. В течение 5 лет Государственная Дума боролась с царским правительством.

Наиболее существенным моментом в этих исторических публикациях является освещение малоизвестных вопросов в истории Февральской революции. Концепции, основанные на анализе событий, предшествовавших Февральской революции, в основном сводились к исследованию проблемы дворцового переворота во главе с лидерами "П.Б." и к освещению февральских событий.

Гипотезу февральского переворота Фирсов основывает на роли Распутина при дворе в те годы. Также Фирсов делает упор на взаимоотношениях III и IV Государственных Дум с царским правительством. Щеголев разработал проблему взаимоотношений Николая II с генералитетом. Историк утверждает, что генералитет Высшего командования провоцировал отречение Николая II от престола, задолго до этого момента, согласовав свои действия: все генералы оказались предателями и изменниками своему государю. Мстиславский подробно рассмотрел, какие силы участвовали в осуществлении февральского переворота. Историк более подробно остановился на подготовке членов "П.Б." к дворцовому перевороту. Его также интересовали взаимоотношения лидеров "П.Б." с гвардией, аристократическими кругами, с Великими Князьями. Историк пытался проследить, с какого момента определенная группа людей в Государственной Думе стала разрабатывать план "дворцового переворота". Историк подробно рассматривает программу заговорщиков, которую они готовили с течение нескольких лет.

Эти урапатриотические устремления лидеров "Прогрессивного Блока" завершились выступлением П.Н.Милюкова I/XI 1916 г. в Государственной Думе: на всю страну прозвучали слова о роли Распутина и безответственном влиянии Александры Федоровны. "Глупость или измена".

В отличие от Василевского и Щеголева, которые мало уделяли внимания деятельности "П.Б." при подготовке февральских событий, Фирсов выдвинул иную гипотезу. Наступление на Распутина всем фронтом от Керенского до Пуришкевича привело, в конечном итоге, к выстрелу Пуришкевича и Юсупова. Таким образом, именно убийство, как считал автор, стало сигналом к революции. Фирсов всю ответственность за разрушение монархии возлагает на буржуазию.

Таким образом, в данной работе были рассмотрены публикации советских историков 20-30-х годов, в которых выделены четыре точки зрения на ход событий, предшествовавших Февральской революции.

Авторы считают, что одной из причин осуществления Февральской революции была деятельность различных политический партий, в особенности "Прогрессивного Блока", направленная на подрыв монархического строя как политической системы в России.

Историки подробно осветили проблему взаимоотношений лидеров Государственной Думы с членами Дома Романовых и, наконец, с царствующей четой. Авторы исследовали вопросы, которые в определенной степени раскрывают, насколько сложными и конфликтными были отношения либеральной интеллигенции с самодержцем, не желавшим поступаться прерогативами монархической власти в России. Таким образом, анализ данных проблем подводит историков к исследованию гипотезы дворцового переворота.

Не меньшее внимание в этих работах было уделено деятельности Николая II. Авторы главным образом анализируют некоторые личностные особенности последнего монарха. Именно потому, что в работах присутствует общая тенденция представить Николая II личностью заурядно и не обладающей талантами государственного деятеля, он предстает перед нами в качестве заурядного обывателя.

Не менее пристальное внимание историки уделили моменту подписания Николаем II "Манифеста отречения от престола". В данном случае исследователей интересовала личная позиция царя в наиболее драматичный период его жизни. Умение владеть собой даже в момент душевного потрясения историки приписывают его индифферентности и отсутствию воли.

Именно акцент на отсутствие волевых качеств у императора способствовал тому, что авторы преувеличивали роль Распутина и императрицы в решении важных государственных вопросов.

Историки утверждают, что Распутин сыграл зловещую роль при дворе, так как имел огромное влияние на царскую чету. Будучи человеком пацифистских настроений, он подрывал авторитет монарха в военных и общественно-политических кругах.

Историки придавали большое значение исследованию проблемы заключения сепаратного мира с Германией, к которому, с их точки зрения, стремились Александра Федоровна и Распутин. Несмотря на то, что свою концепцию февральских событий историки основывали на этом предположении, данная гипотеза не имеет под собой реальной основы, так как авторы не ссылались на достоверные источники.

В конечном итоге, как утверждали историки, Февральская революция произошла не только потому, что Николай II проявил себя бездарным политическим деятелем, лишенным дара предвидения событий. Не менее важным событием, ставшим прологом февральских событий, была первая мировая война, ибо она вскрыла такие противоречия, которые, по всей видимости, могла разрешить только социально-политическая революция в России.

Основное достоинство этих исследований заключается в том, что авторы сумели в своих исторических трудах отразить драматичность той эпохи и показать неоднозначность позиций общественно-политических сил, участвовавших в подготовке февральских событий 1917 г.

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы,! общества или познания. Наиболее широко понятие «революция» применяется для характеристики социально-политического развития, когда происходит скачок - переворот (взрыв), быстрое, стремительное, фундаментальное изменение, преобразующее сущность системы. Это! отличает революцию от эволюции, то есть постепенного изменения тех или иных сторон общественной жизни.

Революция социальная - коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социокультурной системы другой, более прогрессивной.

Революции - результат и высшее проявление классовой борьбы. Движущими силами социальной революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в победе более прогрессивного общественного строя. Главный вопрос такой революции - завоевание государственной власти, установление политического господства революционного класса или классов, а затем преобразование общественной жизни. Социальные революции бывают: буржуазные, буржуазно-демократические, национально-освободительные,

социалистические. Они различаются по своим целям. Например, буржуазные революции своей целью ставят уничтожение феодального строя или его остатков.

Отношение к революциям в мировой социально-политической мысли неоднозначно. Представители классического либерализма XVII- XVIII вв. считали, что если власть нарушает условия общественного договора, то революционное сопротивление деспотизму может быть правомерным. Они оправдывали не только революции в Англии и во Франции, но и американскую войну за независимость. Однако в XIX в. под впечатлением крайностей реальных революционных процессов либерализм постепенно эволюционировал в сторону либерального Реформизма.

Негативную оценку революции дал общепризнанный «пророк к °нсерватизма» - Эдмунд Берк (1729-1797). Размышляя о Французской Революции конца XVIII в., он писал, что революция - общественное зло. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Причины революции консерватор] видели в появлении и распространении ложных и вредных идей.



В отличие от буржуазных идеологов, отрицавших историчес неизбежность революции, представители марксизма считали, что революции - могучие двигатели общественного прогресса, «локомотивы истории». В частности, Карл Маркс (1818-1883) создан одну из первых теоретических концепций революции. Экономической основой революции он считал конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных противоречий между господствующими и угнетенными классами. Данный конфликт разрешается в «эпоху социальной революции», под которой основоположник марксизма понимал длительный переход от одной общественно-экономической формации к другой. Кульминационным моментом этого перехода является собственно социально-политическая революция. Причины такой революции К. Маркс видел в классовой борьбе, которую он считал движущей силой общественного прогресса. В ходе этой революции более передовой социальный класс свергает класс реакционный и производит назревшие преобразования во всех сферах общественной жизни.

Высшим типом социально-политической революции Маркс считал революцию пролетарскую или социалистическую. В ходе такой революции пролетариат свергает власть буржуазии и устанавливает свою диктатуру для подавления сопротивления свергнутых классов и ликвидации частной собственности, а затем начинает переход к новому коммунистическому обществу. Предполагалось, что социалистическая революция будет всемирной и начнется в наиболее развитых европейских странах, так как для нее необходима высокая степень зрелости материальных предпосылок, нового общественного строя.

На практике марксистские идеи были подхвачены в таких странах, которые с точки зрения Маркса не были пригодны для начала коммунистического эксперимента. Таковой была и Россия, где в 1917 г. произошла первая в мире победоносная Октябрьская социалистическая революция. Она, будучи системной, преобразовала не только политические институты, но и переиначила все без исключения сферы жизни российского общества. Она вышла далеко за российские рамки, стала важнейшим событием XX в., во многом предопределившим его динамику.

Помимо марксизма в XIX в. предпринимались и иные попытки создания революционных теорий. Так, французский историк и социолог Алексис де Токвиль (1805-1859), осознавая неизбежность буржуазных преобразований, считал, что причиной революционных событий являются не сами по себе экономический кризис и политический гнет, а их психологическое восприятие, когда массы в тот или иной момент начинают воспринимать свое положение как невыносимое. Он отвергал неизбежность Великой французской революции.

Одной из самых известных социологических концепций революции в начале XX в. была концепция итальянского социолога Вильфредо Парето (1848-1923). Важнейшую причину революции он видел в вырождении правящей элиты, когда нарастает ее некомпетентность и общество погружается в кризис, обусловленный ее ошибочными управленческими Решениями. На этом фоне из низших слоев формируется контрэлита, °бъединяющая вокруг себя массы недовольных господствующей элитой. Когда контрэлите удается с помощью масс вытиснить и заменить старую ЗДиту, то этох процесс может быть назван «массовой циркуляцией элиты, Ли просто революцией». Таким образом, В. Парето считал, что Эволюции - это смена правящих элит: «одни возвышаются, другие приходят в упадок». Так произошло и в России в рамках Февральск революции 1917 г., когда царская элита, после отречения Николая II з а себя и за сына, ушла, а новая заняла ее место, но эффективность ее деятельности оказалась не выше, так как у нее не было реального опыта управления государством, специальных знаний, а главное - разумно отношения к решению важнейших социально-политических задач того сложнейшего периода. В силу этого очень быстро начала формироваться большевистская контрэлита, которая, опираясь на марксистскую теорию, в октябре 1917 г. пришла к власти.

Создателем современной концепции революции был П. А. Сорокин (1889-1968), который дальше развивал идеи В. Парето. Он отмечал, что для революции необходим не только «кризис низов», но и «кризис верхов». «Кризис низов», с точки зрения П. Сорокина, связан со всеобщим подавлением врожденных «базовых» инстинктов (пищеварительного, свободы, самосохранения и т.д.), что приводит к революционному взрыву. «Кризис верхов» у Сорокина, как и у Парето, связан с вырождением правящей элиты. Отношение к революциям у Сорокина было негативным, так как он считал их худшим способом решения материальных и духовных проблем народных масс.

Среди современных точек зрения на революции интерес представляет теория Дж. Дэвиса и Т. Гарра, которая гласит, что люди лишь тогда проникаются революционными идеями, когда начинают размышлять о том, что должны иметь по справедливости и что имеют, и видят существенную разницу. Именно тогда, с точки зрения вышеназванных ученых, и возникает синдром относительной депривации, то есть разрыв между ценностными ожиданиями и ценностными возможностями.

Заканчивая анализ теоретических концепций революции, надо оТ метить, что ни одна из них не может полностью объяснить такое сложное социально-политическое явление.

Октябрьская социалистическая революция 1917 г. - это сложное, многоуровневое историческое явление, с помощью которого большевики пытались создать новую социальную систему. Она сочетала в себе аграрный, пролетарский, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический тип революции и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мира (рис. 2схема революции).


Используя положения вышеперечисленных теорий, можно объяснить и события 1980-1990-х гг., положивших конец системе «развитого социализма» в СССР. Многие специфические черты социально- политического развития России в этот период были повторением специфических черт российских революций начала XX столетия. Это и «кризис верхов», и «кризис низов», и активная деятельность оппозиционно настроенной российской интеллигенции, склонной к утопическим решениям и не имевшей политического опыта, и сепаратистские устремления национальных элит, и психологические особенности россиян, склонных к быстрым революционным способам решения своих проблем после продолжительного терпения и др.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РЕВОЛЮЦИИ 1. Право на сопротивление тиранам в традиционном обществе 2. Оценки революции в идеологии Просвещения 3. Отношение к революциям в идейном наследии XIX века: - Консервативная идеология о Французской революции -Роль революций в оценках идеологии классического либерализма -Теоретическая концепция революции Карла Маркса и Фридриха Энгельс - Анархистская доктрина социальной революции -Представления о революциях в начале ХХ века 4. Социология революции ХХ века 5. Понятие революция в современной политической науке

Ф. Отман Ф. Дюплесси-Морне ПРАВО НА СОПРОТИВЛЕНИЕ ТИРАНАМ во французской политической мысли XYI века ФРАНСУА ОТМАН Памфлеты «Тигр» , «Анти-Трибониан»: призывы к сопротивлению узурпаторам власти, тезис об историчности законов и их соответствии обычаям страны, у Франции есть свой опыт свободы - меровингские законы и древние германские обычаи. В политической программе «Франко-Галлия»: провозгласил принцип верховного суверенитета народа, существовавший во времена Меровингов и Каролингов, когда народ выбирал себе монарха. Требования: возвращения к древней конституции Галлии, к федерации самоуправляющихся республик, к полноправию Генеральных штатов, к праву народа избирать и низлагать короля, объявлять войны, издавать законы. Ради этого - правомерна война против короля за общественное благо страны, возглавить ее должно дворянство. ФИЛИПП ДЮПЛЕССИ-МОРНЕ Памфлет «Иск к тиранам» - Народ существовал до королей, он избрал их, положив в основу их власти договор и взаимные обязательства. Нарушение прав народа приводит к установлению тирании. Под народом подразумевается дворянство и верхушка третьего сословия; они должны очистить страну от святотатства тирании.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА И ПРАВО СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ТИРАНИИ “О праве войны и мира. ” Г. Гроций Государство -“совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”. Народ может изменить образ правления, если договор расторгнут правителями государства. Подданные вправе считать общественный договор расторгнутым в случае “крайней необходимости”, “большой и явной опасности”, грозящей подданным со стороны правителей государства. «Политический трактат» цель государства в действительности есть свобода Б. Спиноза Когда же государство делает что-нибудь вразрез с велением разума, то оно «грешит» против своей природы, изменяет себе и в этом смысле совершает преступление. Для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ОБОСНОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИИ 24 памфлета по проблемам прав человека государство создано по велению бога общественным соглашением народа, который, в силу прирожденной свободы людей, имеет право управлять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно. Если короли говорят, что их власть от бога, то от бога же и свобода народа, власть которого первична, основана на прирожденных правах. Д. Мильтон «Народное соглашение» Д. Лильберн Государство, создано взаимным соглашением людей "для доброй пользы и блага каждого". Отсюда проистекает неотчуждаемое право народа организовать государство таким образом, чтобы это благо было обеспечено. Власть должна быть основана на свободном выборе или согласии народа; никто не может господствовать над людьми без их свободного согласия. «Два трактата о правлении» «Размышления о славной революции 1688 года» . Д. Локк Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа - правомерно и необходимо

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАДИКАЛИЗМ Ж. -Ж. РУССО (1712 -1778) «Рассуждение о науках и искусствах» «Об общественном договоре, или Принципы политического права» «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» q q РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ, БЫЛО СОПРЯЖЕНО С ПОЯВЛЕНИЕМ И РОСТОМ ОБЩЕСТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА, ИЛИ С РЕГРЕССОМ СВОБОДЫ. Первым по времени возникает имущественное неравенство. Оно явилось неизбежным следствием установления частной собственности на землю. На смену естественному состоянию с этого времени приходит гражданское общество На следующей ступени в общественной жизни появляется неравенство политическое. Было образовано государство. На данной ступени имущественное неравенство дополняется новым - делением общества на правящих и подвластных. Последний предел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. В таком государстве нет больше ни правителей, ни законов - там только одни тираны. Восстание против тирании является правомерным актом

Т. Пейн Э. -Ж. Сийес Ф. Гизо И. Тэн А П О Л О Г И Я Р Е В О Л Ю Ц И И Существуют обиды, которые природа не может простить: она перестала бы быть сама собой, если бы сделала это. Всевышний вселил в нас неистребимое тяготение к добру и мудрости. Будь мы глухи к голосу добрых чувств, распались бы общественные связи, справедливость на земле была бы вырвана с корнем … О вы, которые любите человечество! Вы, кто отваживается противостоять не только тирании, но и тирану, выйдите вперед! Т. Пейн

Традиционалистская концепция Эдмунда Берка РАЗМЫШЛЕНИЯ О РЕВОЛЮЦИИ ВО ФРАНЦИИ Оспаривал: Ø теорию общественного договора Øтеорию народного верховенства. ØИскусственной фикцией является воля большинства ØНа фикциях основана теория прав человека. ØПредполагаемое равенство людей - тоже фикция. народный суверенитет - это "самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу" q Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее - к тирании. q Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы, утверждающей стабильность, традиции, обычаи q Все это - ценнейшее наследие предков, которое необходимо бережно хранить. q государство, общество, право не изобретены человеком, а создаются в результате длительной эволюции, они не могут быть перестроены по воле людей.

КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ О ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФРАНЦИИ ЖОЗЕФА ДЕ МЕСТРА q Человек, который может все видоизменить, но не может ничего создать или изменить к лучшему без помощи божьей, возомнил себя источником верховной власти и захотел все делать сам. q За это бог наказал людей, сказав - делайте! q И революция, божья кара, разрушила весь политический порядок, извратила нравственные законы. q История свидетельствует, что революции всегда производят большее зло, чем то, которое они хотят исправить.

ОЦЕНКА РЕВОЛЮЦИИ В «МЕТАФИЗИКЕ НРАВОВ» И. КАНТА МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ «ИЗМЕНЕНИЯ В ИМЕЮЩЕМ ИЗЪЯНЫ ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ, КОТОРЫЕ ИНОГДА ТРЕБУЮТСЯ, МОГУТ БЫТЬ ПРОИЗВЕДЕНЫ ТОЛЬКО САМИМ СУВЕРЕНОМ ПУТЕМ РЕФОРМЫ, а не народом путем революции» . «Революция талантливого народа, происходящая на наших глазах, может закончиться удачей или провалом, может быть в такой мере полна бедствий и злодеяний, что здравомыслящий человек даже в надежде на счастливый исход не решился бы начать столь дорогой эксперимент вторично – и тем не менее эта революция, встречает в сердцах всех зрителей. . . сочувствие» «Гражданин государства, и притом с позволения самого государя, должен иметь право открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществу…» . Общественное мнение вправе отказать в поддержке тирану; поставленный в условия моральной изоляции и опасаясь стихийного мятежа, он вынужден будет внять голосу народа, соблюдать существующие законы или реформировать их, если они нуждаются в исправлении

Роль революций в оценках идеологии классического либерализма. Алексис де Токвиль СТАРЫЙ ПОРЯДОК И РЕВОЛЮЦИЯ 1856 Революция не должна была изменить характера нашей цивилизации, остановить ее прогрессивное развитие, изменить суть фундаментальных законов, лежащих в основе человеческих обществ у нас на Западе. Если мы будем рассматривать Революцию самою по себе, очистив от случайных наслоений, видоизменявших ее образ в различные периоды и в различных странах, то увидим, что единственным ее результатом было уничтожение политических институтов, на протяжении многих веков безраздельно господствовавших над большинством европейских народов и обычно называемых феодальными, и замена их более единообразным и простым политическим строем, основанием которого является равенство условий. Революция менее всего была событием случайным. И хотя она застигла мир врасплох, она однако была завершением длительной работы, стремительным и бурным окончанием дела, над которым трудились десять поколений.

Теоретическая концепция революции Карла Маркса и Фридриха Энгельса Немецкая идеология (1846) Манифест коммунистической партии (1848) НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ: üдиалектика взаимодействия и развития производительных сил и производственных отношений üучение об общественных формациях, üучение о государстве üтеория классов и классовой борьбы üпролетарская революция оценивается как результат развития противоречий между производительными силами и производственными отношениями üформулируется необходимость завоевания пролетариатом политической власти, ü в общей форме высказывается идея диктатуры пролетариата Пролетарская революция характеризуется как двуединый процесс - изменение условий жизни общества и вместе с тем изменение самих людей, совершающих революцию: «. . . революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества»

НА МЕСТО СТАРОГО БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА С ЕГО КЛАССАМИ И КЛАССОВЫМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯМИ ПРИХОДИТ АССОЦИАЦИЯ, В КОТОРОЙ СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ КАЖДОГО ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ: üобоснование неизбежности коммунистической революции. «История всех до сих нор существовавших обществ- была историей борьбы классов» üСовременное общество всё более раскалывается на два противоположных, антагонистических класса - буржуазию и пролетариат. üПрослеживается развитие производительных сил, которое происходило при господстве и под руководством буржуазии, а теперь переросло буржуазные отношения и требует их устранения, üРассматривается процесс становления и развития пролетариата - той объективной силы, которая вынуждена будет упразднить буржуазные производственные отношения, ставшие оковами для дальнейшего развития современных производительных сил. üсформулированы две общие задачи диктатуры пролетариата: превратить частную собственность на средства производства в общественную и максимально быстро развить производство. üСуммарная характеристика коммунистического общества: исчезнут классовые различия, публичная власть утратит свой политический характер, будет обеспечено свободное развитие каждого.

Теоретическая концепция революции в наследии классического анархизма ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ИЕРАРХИЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ БЮРОКРАТИЯ ПРАВО ФЕДЕРАЛИЗМ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИЯ ВЗАИМНОСТЬ СВОБОДНЫЙ ДОГОВОР И САМОУПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти 1840 Под анархией понималось упразднение всех форм угнетения человека, замена "политической конституции", выгодной только господствующему меньшинству, "социальной конституцией", соответствующей справедливости и природе человека П. -Ж. Прудон Государственность и анархия 1873 М. Бакунин "В настоящее время существует для всех стран цивилизованного мира только один всемирный вопрос, один мировой интерес - полнейшее и окончательное освобождение пролетариата от экономической эксплуатации и от государственного гнета. "Свобода без социализма это - привилегия, несправедливость. . . Социализм без свободы это рабство и скотство". Государство и его роль в истории 1896 П. Кропоткин Цель революции - установление «безгосударственного коммунизма» , общественного строя в виде вольного федеративного союз а самоуправляющихся единиц (общин, территорий, городов), основанный на принципе добровольности и «безначалья» . Предполагалось коллективное ведение производства, коллективное распределение ресурсов, коллективность всего, что относится к экономике, к сфере услуг, к человеческим взаимоотношениям.

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА РСДРП ПРИНЯТА II СЪЕЗДОМ 1903 Программа-максимум: определяла основную задачу партии - свержение капитализма и установление диктатуры пролетариата для построения социалистического общества Программа-минимум: ставила ближайшей задачей свержение царского самодержавия и замену его демократической республикой

ПРОГРАММА -МАКСИМУМ ØЗаменив частную собственность на средства производства и обращения общественною, Ø введя планомерную организацию общественно-производительного процесса. для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою. Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров.

«О лозунге Соединённых Штатов Европы» 1915 Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Политической формой общества, в котором побеждает пролетариат, свергая буржуазию, будет демократическая республика, все более централизующая силы пролетариата данной нации или данных наций в борьбе против государств, еще не перешедших к социализму. Невозможно уничтожение классов без диктатуры угнетенного класса, пролетариата. Невозможно свободное объединение наций в социализме без более или менее долгой, упорной борьбы социалистических республик с отсталыми государствами.

«АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ» Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, - ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства. Не парламентарная республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху. Устранение полиции, армии, чиновничества. Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего

«АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ» Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, Распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк Не "введение" социализма, а переход к контролю со стороны советов рабочих депутатов за общественным производством и распределением продуктов.

«ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» УЧЕНИЕ МАРКСИЗМА О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА В РЕВОЛЮЦИИ Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание "порядка", который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов. Освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан

«ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» Буржуазное государство …уничтожается пролетариатом в р е в о л ю ц и и. «Особая сила для подавления" пролетариата буржуазией, должна смениться "особой силой для подавления" буржуазии пролетариатом (диктатура пролетариата) Переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата Учение о классовой борьбе ведет необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры, т. е. власти, не разделяемой ни с кем и опирающейся непосредственно на вооруженную силу масс.

«ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» Период свержения буржуазии неминуемо является периодом невиданно ожесточенной классовой борьбы, невиданно острых форм ее Революция есть, несомненно, самая авторитарная вещь, какая только возможна. Революция есть акт, в котором часть населения навязывает свою волю другой части посредством ружей, штыков, пушек, т. е. средств чрезвычайно авторитарных. И победившая партия по необходимости бывает вынуждена удерживать свое господство посредством того страха, который внушает реакционерам ее оружие.

«ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» ØМы ставим своей конечной целью уничтожение государства, т. е. всякого организованного и систематического насилия, всякого насилия над людьми вообще. Ø Мы не ждем пришествия такого общественного порядка, когда бы не соблюдался принцип подчинения меньшинства большинству. Ø Но, стремясь к социализму, мы убеждены, что он будет перерастать в коммунизм, а в связи с этим будет исчезать всякая надобность в насилии над людьми вообще, в подчинении одного человека другому, одной части населения другой его части, Øибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности без насилия и без подчинения.

Вильфредо Парето Трактат по общей социологии 1916 üИстория - арена постоянной борьбы разных типов элит за власть. üДля поддержания социального равновесия необходима циркуляция элит ü Если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. üВ то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти üРеволюция выступает как своего рода дополнение циркуляции элит. üВ известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев

Питирим Сорокин Социология революции 1925 1) 2) Причины революции: растущее подавление базовых инстинктов; их всеобщий характер; Если пищеварительный рефлекс доброй части населения «подавляется» голодом, Если «подавляется» инстинкт самосохранения Если «подавляется» рефлекс коллективного самосохранения, оскверняются их святыни, совершаются измывательства над их членами Если потребность в жилище, одежде и т. п. не удовлетворяется по крайней мере в минимальном объеме Если у большинства населения «подавляется» половой рефлекс во всех его проявлениях Если «подавляется» собственнический инстинкт масс, господствует бедность и лишения Если люди сталкиваются, с одной стороны, с оскорблениями, пренебрежением, перманентным и несправедливым игнорированием их достоинств и достижений, а с другой - с преувеличением достоинств людей, не заслуживающих того Если подавляются у большинства людей их импульс к борьбе и соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта, потребность в свободе, то мы имеем вспомогательные условия - слагаемые революционного взрыва.

Питирим Сорокин Социология революции 1925 Причины революции: 3) Если правительство и группы, стоящие на страже порядка, не способны предотвратить распад для революционного взрыва необходимо также, чтобы социальные группы, выступающие на страже существующего порядка, не обладали бы достаточным арсеналом средств для подавления разрушительных поползновений снизу. Когда же силы порядка уже не способны проводить в жизнь практику подавления, революция становится делом времени. Под недостаточностью и недейственностью я подразумеваю неспособность властей и властвующей элиты: а) разработать контрмеры против давления репрессированных инстинктов, достаточных для достижения состояния социального равновесия; б) удалить или, по крайней мере, ослабить условия, продуцирующие «репрессии» ; в) расщепить и разделить репрессированную массу на группы, настроив их друг против друга, в целях их взаимного ослабления; г) направить «выход» подавленных импульсов в иное, нереволюционное русло.

Питирим Сорокин Социология революции 1925 Атмосфера предреволюционных эпох всегда поражает наблюдателя бессилием властей и вырождением правящих привилегированных классов. Они подчас не способны выполнять элементарные функции власти, не говоря уж о силовом сопротивлении революции. Не способны они и на разделение и ослабление оппозиции, сокращение репрессий или организацию «выхода» репрессированных импульсов в нереволюционное русло. Практически все дореволюционные правительства несут в себе характерные черты анемии, бессилия, нерешительности, некомпетентности, растерянности, легкомысленной неосмотрительности, а с другой стороны - распущенности, коррупции безнравственной изощренности…

Питирим Сорокин Социология революции 1925 Две стадии революционного процесса: первая стадия всякой глубинной революции не устраняет самого факта подавления, а, напротив, лишь усиливает его. Поведение масс, управляемое ныне только элементарными безусловными рефлексами, становится неуправляемым Голод, вместо того чтобы сокращаться, возрастает Безопасность человека становится еще более проблематичной; Смертность возрастает катастрофически; В итоге рефлекс самосохранения оказывается еще более подавленным. Экспроприации, начавшись с богачей, распространяются на все население, которые еще сильнее подавляют собственнический инстинкт. Сексуальная вседозволенность подавляет половой инстинкт. Деспотизм нового правящего класса подавляет инстинкт свободы. Люди становятся все менее адаптивными к окружающей среде и взаимным отношениям. Их совокупную оценку всего происходящего можно выразить словами: «Дальше так жить невозможно, нужен порядок, порядок любой ценой» .

Питирим Сорокин Социология революции 1925 Две стадии революционного процесса: И вот требование безграничной свободы сменяется жаждой порядка; хвала «освободителям» от старого режима сменяется восхвалением «освободителей» от революции, иными словами - организаторов порядка. «Порядок!» и «Да здравствуют творцы порядка!» - таков всеобщий порыв второй стадии революции. Усталость действует изнутри, порождая индивидуальную апатию, индифферентность, массовую вялость. В таком состоянии находятся все люди, и нет ничего проще подчинения их некой энергичной группой людей. И то, что было практически невозможно на первой стадии революции, сейчас осуществляется с легкостью. Население, представляющее собой инертную массу, - удобный материал для социальной «формовки» новым «репрессором» . Таким образом, именно революция неизбежно создает все условия для возникновения деспотов, тиранов и принуждения масс.

Первая волна в развитии социологии революции Л. Эдвардс «Естественная история революции» (1927). Э. Ледерер «О революциях» (1936) К. Бринтон «Анатомия революции» (1938) Д. Питти «Революционный процесс» (1938) Вторая волна в развитии социологии революции Дж. Дэвис «К теории революции» (1962), Т. Р. Гарр «Почему люди бунтуют» (1970), Ч. Джонсон «Революционное изменение» (1966) , Н. Смелзер «Теория коллективного поведения» (1963) Третья волна в развитии социологии революции С Хантингтон «Политический порядок в трансформирующихся обществах» (1968) и «Революции и коллективное насилие» (1975) Г. Экштейн «Этиология внутренней войны» (1965), Э. Обершаль «Растущие экспектации и политический беспорядок» (1969) Э. Муллер «Применимость теории возможности к анализу политического насилия» (1972), Б. Салерт «Революции и революционеры» (1976), Т. Скокпол «Объясняя революции: в поисках социально-структуралистского подхода» (1976), «Государства и социальные революции» (1979)

Определение революции в трудах представителей третьего поколения: «быстрая, фундаментальная и насильственная, произведенная внутренними силами общества смена господствующих ценностей и мифов этого общества, его политических институтов, социальной структуры, руководства, правительственной деятельности и политики» С. Хантингтон «стремительное, коренное преобразование государственных и классовых структур общества… сопровождаемое и отчасти осуществляющееся посредством восстаний масс, имеющих классовую основу» Т. Скокпол Признаки революций: 1) коренные, всеобъемлющие изменения социального порядка 2) Задействованы большие массы мобилизованных людей 3) Революционный процесс всегда сопровождается насилием

Ш. Эйзенштадт Революция и преобразование обществ 1978 Ø Наиболее распространенный образ революции. . . имеет несколько основных Ø Ø Ø составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокоразвитой идеологии социального протеста. Особое значение придается утопическому или освободительному идеалу, основанному на символике равенства, прогресса, свободы и на убеждении, что революции созидают новый и лучший социальный порядок Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.

Результаты революции представляются многосторонними. Ø Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. . . Ø Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими. Ø В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, - изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. Ø В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. . . Ø Считают, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание, что они создают или порождают нового человека.

«современное определение революции: это попытка преобразовать политические институты и дать новое обоснование политической власти в обществе, сопровождаемая формальной или неформальной мобилизацией масс и такими в внеинституционализированными действиями, которые подрывают существующую власть» Джек Голдстоун «К теории революции четвертого поколения» 2001 Типологии революций: ØРеволюции, которые наряду с политическими институтами преобразуют экономические и. социальные структуры - называются великими; Øте, которые изменяют лишь политические институты, называются политическими революциями. ØРеволюции, связанные с независимыми выступлениями низших классов, получили название социальных революций, Øв то время как широкомасштабные реформы, осуществляемые элитами, которые непосредственно управляют мобилизацией масс, иногда называются элитарными революциями или революциями сверху Еще одна типология основывается на руководящей идеологии революционных движений, различая: Øлиберальные или конституциональные революции, Øкоммунистически революции, Øисламские революции

Бархатные революции 1989 года Ø Ø Ø В 1989 году во многих странах Восточной Европы свершились революции, приведшие к ликвидации «социалистического лагеря» . 4 июня. Парламентские выборы в Польше, к которым допущены оппозиционные партии 24 августа. Правительство Польши возглавил представитель оппозиции Тадеуш Мазовецкий. 18 сентября. В ходе переговоров в рамках «круглого стола» между Венгерской социалистической рабочей партией и оппозицией принято решение о введении в Венгрии многопартийной системы. Ø 18 октября. Парламент Венгрии принял около 100 конституционных поправок, регулирующих переход к парламентской демократии. Ø 23 октября. В Будапеште провозглашена Венгерская Республика, определившая себя как свободное, демократическое, независимое, правовое государство. Ø 9 ноября. Совет министров ГДР принял решение об открытии границы с ФРГ и Западным Берлином. Ø 10 ноября. Глава Народной Республики Болгария и Болгарской компартии Тодор Живков подал в отставку с поста генерального секретаря и члена политбюро. Ø 17 ноября. Парламент Болгарии избрал Младенова главой Госсовета страны. Ø 28 ноября. В Чехословакии принято решение о создании нового правительства, отмене закрепленного в конституции положения о руководящей роли коммунистической партии. Ø 29 декабря Президентом Чехословакии избран Вацлав Гавел. Ø 22 декабря. В Румынии свергнут глава государства и Румынской компартии Н. Чаушеску. Президентом Румынии стал лидер Фронта национального спасения И. Илиеску Ø 3 октября 1990 - объединение Германии

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «БАРХАТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» 1989 -1990 ГОДОВ q «Внутренний источник современной революции - это контрэлита: активная, голодная до власти прослойка тех, кто остался за бортом в результате клановой борьбы» . q «Бархатные» революции во всех восточноевропейских странах прошли практически одновременно, несмотря на разный уровень развития стран, разный уровень общественных противоречий и, самое главное, разную силу их лидеров. q Они были проведены по сходному сценарию в тот год, когда в ходе активных переговоров Горбачева и США была в принципе решена судьба СССР. q Важнейшим общим для стран Восточной Европы цивилизационным условием «бархатных» революций был тот факт, что жители этих стран тянулись к Западу. Одним из проявлений, связанных со сменой системы власти в регионе, следует рассматривать веру восточно-европейцев в свою идентичность с Западной Европой. q Особенностью «бархатных» революций является тот факт, что в них смыкаются сторонники разных социально-философских принципов. Их объединяла общая неприязнь к государственной власти и политическому режиму, «держащих» их в составе антизападного «советского блока» . q Ключевым фактором массовой поддержки революционных перемен стала потенциальная материальная выгода. q Разрушая «авторитарную бюрократическую систему» , население восточноевропейских стран надеялось на резкое расширение возможностей для социальной мобильности

«ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ» 2003 - Революция роз в Грузии. 2004 - Оранжевая революция на Украине. 2005 - Тюльпановая революция в Киргизии. 2005 - Революция кедров в Ливане. 2006 - Попытка Васильковой революции в Белоруссии. 2008 - Попытка цветной революции в Армении 2009 - Цветная революция в Молдавии 2010 - Дынная революция - вторая Киргизская революция 2010 -2011 - Жасминовая революция (или Финиковая)в Тунисе 2011 - Дынная революция (или Твиттерная, Финиковая)в Египте

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ЦВЕТНЫХ» РЕВОЛЮЦИЙ» q Формой революции являются массовые митинги, демонстрации и забастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей. q Оппозиция в таком случае утверждает, что были допущены нарушения избирательного законодательства, исказившие волю народа. q Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосования (Украина), либо к силовому захвату зданий органов власти толпой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государства с последующим проведением новых выборов. В обоих случаях оппозиция приходит к власти. q Революция проходит под антикоррупционными и радикальнодемократическими лозунгами. q Революции предшествует формирование молодёжных организаций, которые образуют «полевые отряды революции» . q Революция носит подчёркнуто бескровный характер. Отсюда характерный бренд революции - неагрессивный цвет или цветок. Однако … q Решающую роль в успехе революции играет сдержанность силовых структур q Проамериканская политика после революции

Джин Шарп: От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения Книга Д. Шарп опубликована в Бангкоке в 1993 г. Она стала руководством для организаторов «цветных революций» Эта книга подробно раскрывает тактику и стратегию подрывной деятельности внутри «антидемократических» государств. Какую силу может мобилизовать оппозиция, чтобы она оказалась достаточной для разрушения антидемократического режима, его военной и полицейской системы? Общей чертой приведенных примеров разрушения или ослабления диктатур является решительное массовое применение политического неповиновения со стороны населения Диктаторский режим обладает характерными особенностями, которые делают его весьма чувствительным к умело применяемому политическому неповиновению. Эффективное свержение диктатуры с минимальными жертвами требует выполнения четырех первоочередных задач: §Необходимо укрепить решимость, уверенность в себе и навыки сопротивления угнетенного населения; §Необходимо укрепить независимые социальные группы и институты угнетенного народа; §Необходимо создать мощную силу сопротивления; §Необходимо разработать мудрый стратегический план освобождения и четко провести его в жизнь.