Теория происхождения государства. Современные взгляды ученых на происхождение государства (кризисная, или потестарная, теория) Теория внутреннего конфликта

Кризисная теория

В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придаётся крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.

Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.).

Демографическая теория

Затем появлялся избыточный продукт стимулирующий развитие ремесла, значит необходима становилась администрация, для управления и разделения ресурсов.

Соответственно рос и уровень организации, вместе с размерами поселения.

Образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определённой территории, которым нужно управлять.

Экономическая теория

Автором данной теории является Платон, объяснявший причины появления государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство -- это результат исторического прогресса. Именно изменения в области экономики приводят к образованию государства.

Возникновению государства предшествует присвоение человеком продуктов природы, а затем, используя самые примитивные орудия труда, человек переходит к производству продуктов для потребления. Начальная стадия развития сменяется теологической, охватывающей времена античности и феодализма, а затем наступает стадия метафизическая (по Сен-Симону, период буржуазного миропорядка). Вслед за ней начнется стадия позитивная, когда установится такой строй, который сделает "жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей". Если на первой стадии развития общества господство принадлежало старейшинам и вождям, на второй -- священникам и феодалам, на третьей -- юристам и метафизикам, то затем оно должно перейти к промышленникам и, наконец, ученым. Это одна из самых логичных и правдоподобных теорий, если учитывать и другие факторы, психологические, идеологические и т.п.

Диффузная теория

Согласно этой теории опыт государственно- правовой жизни передается от развитых государств к отсталым регионам.

В результате возникает новое государство, опыт которого будет полезен в дальнейшем (Гребнер).

Эта теория не объясняет, почему и как появилось первое государство.

Теория специализации

Исходная посылка теории. Основой выдвигаемой теории происхождения государства является следующий тезис: закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира. Специализация присуща миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, а затем и различных органов -- это результат специализации. Опять-таки по этой причине, т.е. в зависимости от степени специализации его клеток, организм занимает место в биологической иерархии: чем более в нем специализированы его функции, тем выше его место в биологическом мире, тем он лучше приспособлен к жизни.

В социальном мире также действует закон специализации, и здесь он усиливается еще более.

Как только человек проявил себя как нечто отличное от животных, он практически сразу же вступил на путь социальной специализации (Т.В. Кашанина).

Управленческая (организационная) теория

Основной фактор сложения государства - объединение общества, находящегося в состоянии стресса.

В частности, при увеличении населения потребности в объединении могут настолько возрасти, что это вызовет появление управленческих структур.

Теория внутреннего конфликта

В соответствии с данной теорией, становление государства происходило через распад первобытных отношений и разделение общества на противоположные по своим интересам классы. Возникшее неравенство закреплялось правом.

Таким образом, в основе усложнения общества лежал классовый конфликт, для подавления которого создавались органы управления, армия и происходило закрепление власти.

Государство - это продукт разделения общества на два класса: производителей и управляющих (Л. Крадер).

Теория внешнего конфликта

Суть теории в том, что из за плохих условий жизни возникали конфликты из за ресурсов, и победа доставалась группам с сильными лидерами. Завоевание земель обогащало элиту и закрепляло власть вождей.

Синтетическая теория

В этой теории происхождения государства подчеркивается такие факторы, как влияние земледелия на социальную организацию, которая в свою очередь, воздействует на ремесленное производство.

В этой теории важное место занимают два типа процессов: централизация и сегрегация.

Централизация - это степень связи между различными подсистемами, определяющая наиболее высокий уровень контроля в обществе. Сегрегация - выражение внутреннего разнообразия и специализации подсистем.

Либертарно-юридическая теория

Эта теория исходит из того, что право -- это форма отношений равенства, свободы и справедливости, основанная на принципе формального равенства. Соответственно государство - это правовое государство, выражающее свободу и справедливость. Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности их социальной жизни.

Теологическая (религиозная, теократическая) теория (теос – бог – государство результат божественной воли ) (Тертуллиан, Аврелий Августин). Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства. Теологическая теория зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья (при феодализме). Определенное распространение имеет и сейчас (представляет официальную доктрину Ватикана ). Наиболее видным представителем этой теории в России является Иосиф Волоцкий (1439 – 1515), на Западе – средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (1226 – 1274). Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны, как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Оценивая теологическую теорию , следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освещалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов.

Патриархальная (патерналистская) теория (государство это большая семья) (Аристотель, в Китае – Конфуций, 551 – 479 до н.э.), основателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристотель . Согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, включающей в себя все другие образования и формы общения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради блага жизни». Последователями патриархальной теории: Роберт Филмер (Англия, 17 век), Николай Михайловский (Россия, 1842 – 1904). Патриархальная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, то есть заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации – болезни, инвалидности, безработицы. Позитивным является также и то, что ее сторонники призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений.


Договорная (естественно-правовая) теория зародилась в V-VI вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; государство возникает в силу заключения общественного договора. Договорная теория – предполагает социальное предназначение государства – в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения ; если между населением, то – договор объединения . Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 –18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Спиноза. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие – Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав.

Достоинство данной теории : она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Теория носит демократический характер, т.к. исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой, и каждый ценен для общества.

Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство – аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право). Данная теория объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора – завоеванием одних племен другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский).

Расовая теория – люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы . Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации (Ж. Габино, Ф. Ницше ).

Марксистская теория (классовая, экномическая) возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс (труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), развитие в трудах В.И. Ленина. Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации , основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Согласно марксистской теории государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними . Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в повиновении эксплуатируемых классов. Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

Психологическая теория – истоки психологической теории были заложены в Древнем Риме. Как полагал Цицерон, люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал Н. Макиавелли . Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли». Родоначальник психологической теории - Л.И. Петражицкий . Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Поэтому государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей , а не материальными условиями жизни. Государство – итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причины возникновения государства – определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождя, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Оценивая эту теорию , следует сказать, что те или иные свойства психики людей (например, эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности), имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства.

Потестарная (кризисная) теория – утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно , поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства.

Органическая теория – переносит законы природы на человеческое общество.

Патримониальная теория – государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей; так складывается феодальный сюзеренитет (Галлер).

Ирригационная теория – возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.

1. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

В юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий. Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их развития, и т.д., всем государствам присущи некоторые общие черты, признаки, свойства . Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Основные признаки государства:

1. наличие публичной политической власти , располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Наличие особого слоя лиц – государственных служащих;

2. территориальная организация населения – означает, что у государственно организованного общества появляются государственные границы, которые означают территориальную неприкосновенность страны;

3. государственный суверенитет – независимость гос. власти от всякой иной политической власти внутри страны и вне нее, выраженная в ее исключительном праве самостоятельно решать все свои дела. Верховенство – полнота государственной власти на своей территории, ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности и полноправие в установлении режима жизни общества. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем. Независимость государственной власти означает, что она самостоятельно определяет свою внешнюю политику и взаимоотношения с мировым сообществом. Но эта независимость не является абсолютной. Суверенитет современных государств самоограничивается взаимными обязательствами государств по м/н договорам, а также необходимостью соблюдения общепризнанных норм и принципов м/н права;

4. общеобязательный и всеобъемлющий характер актов – определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на население всей страны. Только государство посредством общеобязательным актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению;

5. наличие государственной казны , что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. Понятие государственной казны включает в себя также государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое;

6. Правотворчество – издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права;

7. Наличие правоохранительных (карательных) органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.);

8. Наличие вооружённых сил и органов безопасности (аппарат принуждения);

9. Тесная органическая связь государства с правом ;

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства

Таким образом, государство - властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Социальное назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.

Главное предназначение государства – служить обществу . В этих целях государство должно:

1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;

2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества пр столкновении их интересов;

3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);

4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;

5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;

В идеале социальное назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью : какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.

Общечеловеческое предназначение Государства – быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:

1. Первый подход – Классовая сущность государства – состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего касса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характеризуется как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

2. Второй подход – Общесоциальная сущность государства – способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:

1. Он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;

2. Ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;

3. Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности л людей;

Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, то есть стремления правящих сил, интересы которых они представляют (иначе не было бы ожесточенной борьбы за власть в любом обществе), и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и другие. Очевидно, что у демократически устроенного государства буду преобладать черты общесоциальности, у тоталитарного государства – черты классовости.

В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства . В ней присутствуют начала как так называемой классовости , т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития.

1. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и другие

Особая роль в познании права первоначально отводилась религии. Поэтому наиболее древние учения о государстве - теоло­гические.

В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея бо­жественного происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным промыслом. Правовые нормы - это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и ука­зывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью , а впоследствии - с пра­восудием .

Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нару­шение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Важным фактором, поддерживающим бо­жественный порядок в обществе, является наказание : при жизни - со стороны государства, а после смерти за прегрешения, проступки и преступления - божественным судом.

Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появ­ляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского (согласно его учению миром управляет Божественный разум). Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон . Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек разли­чает добро и зло, должное и недолжное поведение.

Естественный закон есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей, он отражается и конкретизируется в человеческих законах, назначение которых - силой и страху принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели. Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям божественному закону, то им можно не повиноваться.

Естественно-правовая теория – идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан).

Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, со­фисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «правда» есть результат согла­шения людей, их договоренности придерживаться в своих взаимо­отношениях определенных правил , чтобы обеспечить безопасность всех и каждого. Таким образом, право - изобретение людей, искусственное образование. Против этого возражали Аристотель, Сократ, Платон. Они утверждали, что не всё право искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписанные законы, независящие о воли людей и составляющие естественное право. Естественное право исходит из свободы и равенства людей. Однако Аристотель в то же время полагал, что сама природа предназначала одних людей быть свободными, а других - рабами. Однако отношения между рабом и господином должны быть дружественными, т.к. они покоятся на естественных началах. В эпоху Средневековья эти теории претерпели серьёзные изменения. Мыслители этого периода исходи из божественного происхождения права. Но позднее (17-18 вв.) Гроций, Спиноза, Руссо, Радищев отказались от идеи божественного происхождения ествест.права и обратились к воле народов. Признавалось, что вместе с позитивным правом, которое создано государством (законодательно), существует высшее право – естественное право, свойственное человеку от природы. Оно – критерий позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нети, то законы государства являются неправовыми (при этом под естеств. правом понимались законы природы, по которым все равны).

К числу современных теорий происхождения государства можно отнести кризисную теорию, дуалистическую теорию, теорию специализации.

Кризисная теория происхождения государства была разработана проф. А.Б. Венгеровым, который считает, что причиной возникновения государственности являются экологические катаклизмы (примерно 12 000 лет назад происходит наступление ледникового периода и связанное с ним резкое похолодание климата, исчезновение представителей мегафауны, замерзание рек и озер богатых рыбой, сокращение количества плодово-ягодных и иных растительных пищевых ресурсов, и т.п.), что привело человечество к кризису и необходимости к дальнейшему выживанию. В первобытном обществе происходит так называемая «неолитическая революция», переход человека от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к экономике производящей (подсечно-огневому, поливному земледелию, пастбищному и кочевому скотоводству). Развитие земледелия, скотоводства, ремесел в общине приводит к созданию пищевых запасов, позволяющих пережить тяжелые времена года и в свою очередь к развитию экономических отношений между родами (племенами), происходит социальное расслоение общества, возникновению классов и политических институтов, а затем и государства.

Дуалистическая теория происхождения государства была выдвинута проф. А.Я Малыгиным и проф. В.С. Афанасьевым. Происхождение государств согласно теории шло двумя путями: восточный путь возникновения государства (универсальный путь) и западное государство (уникальный путь).

Для восточного (азиатского) государства характерно преобладание поливного земледелия, что требовало проведение огромных ирригационных работ, и определяло необходимость объединения общин под единым началом и централизованным управлением. В общине для управления различными фондами и ресурсами происходит появление администраторов, казначеев, контролеров и других должностных лиц, которые постепенно превращаются в обособленную социальную группу (касту, сословие, класс), имеющую свои интересы. Власть носит централизованный характер в форме деспотии, где личность правителя обожествляется и носит сакральный характер («Власть от Бога», правитель сын Бога, наместник Бога на земле). Сложившийся государственный механизм представляет собой пирамиду: наверху - неограниченный монарх, деспот; ниже - его ближайшие советники, визири; далее-чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер.



Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности, частная собственность существует (государственная знать имела дворцы, драгоценности, рабов; купцы и ремесленники также обладали своей собственностью), но не оказывает существенного влияния на экономические процессы. Основное средство производства - земля находится в царской, храмовой и общинной собственности. Земельные наделы выделялись чиновникам за службу, но только на праве пользования и на срок государственной службы. Денежное содержание и продукты чиновники получали из государственной казны и с царских складов.

Основными причинами возникновения восточного государства являлись:

1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

2) необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;



3) необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства стал универсальным, т.к. нашел свое применение практически во всех древних государствах Азии, Африки, Америки (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.). Особенностью восточного государства является его стагнационный характер, на протяжении веков общество практически не развивается, а меняются только династии правителей (императоров, фараонов, царей и т.п.).

В отличие от восточного пути, западный путь возникновения государства носил универсальный характер и нашел свое применение в Европе (Древняя Греция, Древний Рим). Ведущим государствообразующим фактором здесь также стало классовое разделение общества, но на основе частной собственности на землю, а также средства производства - скот, рабов. Богатая знать (например, эвпатриды в Греции или патриции в Риме) изначально занимали главенствующее положение в общине, а затем и в государственном аппарате (базилевсы, архонты, стратеги – Греция; рексы, консулы, сенаторы, преторы - Рим.).

В отличие от Восточной деспотии должность правителя в Западном государстве не носит абсолютно безграничный и сакральный характер (например, в греческих государствах-полисах все высшие должности были выборными, а в Риме власть императора больше опиралась на мощь военных легионов, чем на религию и жречество, что приводило к частым военным переворотам и насильственной смене императоров).

Однако западный путь носит более прогрессивный характер, необходимость защиты частной собственности, удержания в подчинении огромного количество рабов и больших территорий потребовало создание эффективного и разветвленного бюрократического аппарата. В свою очередь торгово-денежные отношения не сдерживались, а даже поддерживались государством (строительство дорог, крепостей, городов, складов, кораблей, которые использовались купцами и ремесленниками; военная охрана торговых караванов; кроме того, государственная знать, чиновники и сами занимались предпринимательством для увеличения своих доходов, приобретения земель, дворцов, вилл, латифундий и т.п.), что явилось мощным стимулом в развитии ремесел, технологий, науки, искусства. Дальнейшее развитие экономических процессов заложило в Европе основы для возникновения феодального государства и общества.

Именно возникновение западного типа государства дало миру различные формы демократии, местное самоуправление и знаменитое римское право.

Теория специализации (происхождения государства)

Была разработана проф. Т.В. Кашаниной, согласно данной теории государство - это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономиче­ской специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).

Изначально в обществе происходит специализация труда в экономической сфере: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление торговли.

Это дало мощный толчок развитию, как самого производства, так и общества в целом. Во-первых, возрос интеллектуальный багаж общества: специализированное освоение видов производства происходило на качественно новой высоте. Во-вторых, в результате повышения производительности стал накапливаться общественный продукт сверх того, что необходимо было для потребления самим производителям. В-третьих, усложнились взаимоотношения между членами общества или неизмеримо увеличился социальный объем.

Все это позволило перейти к дальнейшей специализации труда, которая уже вышла за рамки сферы производства. Появилась потребность в труде управленческом, или организаторском (политическая специализация). Политическая специализация, которая привела к появлению государства, представляет выполнение деятельности по управлению делами общества в обмен на иные социальные блага.

В политической сфере общества произошло разделения труда на законодательную, исполнительную, правоохранительную (судебную) и военную деятельность. Должностные лица и государственные служащие, которые осуществляют эти виды деятельности, представляют собой обособленные социальные группы со своими интересами, которые нередко идут вразрез с интересами народа.

По мнению Т.В. Кашаниной ее теория носит универсальный характер, т.к. закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира, а в социальном мире также действует закон специализации.

Несмотря на большое количество теорий о происхождении государства ни одна из них не может претендовать на универсальность, т.к. в мире существовало и существует множество государств, в возникновении каждого из них в отдельности сыграло свою роль множество факторов (религиозных, культурных, исторических, экономических, насильственных и т.д.), которые не охватываются ни одной из рассмотренных выше концепций. В свою очередь ни одна из теорий не может объяснить, почему у некоторых народов, чья история насчитывает века и даже тысячелетия, государственность так и не наступила (индейцы в Амазонии, индейцы в Северной Америке, австралийские аборигены, бушмены, берберы, пигмеи в Африке, коренные народы Севера в РФ, алеуты и эскимосы в Канаде, США и др.). Почему они предпочли оставаться на уровне первобытнообщинного строя, несмотря на свои знания, культуру, ремесла, технологии, которые вполне позволяют им создать государства?

Теологическая теория

Представители : Фома Аквинский, Мартин Дэн и другие.

Сущность :
Учёные полагают, что государство возникло на основе божественной воли. Бог вручил людям два меча: один меч церкви ля просветления, а другой меч - правителю, для усмирения непокорных. Таким образом, следует, что государство возникло по образу и подобию Царства Божьего на земле. Тем самым обожествлялась государственная власть.

Позитивные черты :
Впервые подчеркивается значимость государственной воли. В настоящее время всё ещё существуют государства, идеология которых является теократической. К примеру, Ватикан, Иран, Катар, Оман и другие.

Несостоятельность :
Данная теория закрепляет стагнацию (неизменность) государственной власти. Закрепляется и оправдывается Божественной волей принятие несправедливых решений. Отсутствуют какие-либо исторические подтверждения факта передачи мечей.

Патриархальная теория

Представители : Аристотель, Михайловский и другие.

Сущность :
Государство образовалось на основе разросшейся патриархальной семьи, где отец становится главой государства.

Позитивные черты :
Ценным является опыт об ответственности главы государства за граждан. Такая ответственность базируется на основе необходимости главы государства "заботиться о членах своей семьи" - гражданах.

Несостоятельность :
Государство, как явление, возникло ранее, чем патриархальная классическая семья; ещё в период распада матриархата. Данная теория не подтверждается историческими данными.

Патримониальная теория

Представители : Галлер и другие.

Сущность :
В переводе с латинского "patrimonium" означает "право собственности на землю". Государство возникает на основе охраны и закрепления права собственности на землю. Собственник, обладая правом, стремится его сохранить. Следовательно, для этого необходим специальный механизм защиты - государство. Параллельно с необходимостью защиты права собственности у собственника земли возникает опосредованная власть за людьми, проживающими на его земле, так как они кормятся с выделенных наделов; решают споры, возникающими между ними. Таким образом, власть подкрепляется специальным механизмом - ПРИНУЖДЕНИЕМ, то есть проявляется форма государственности.

Позитивные черты :
Теория подкрепляется историческими фактами. Однако, государственность у славянских народов возникла на профеодальной основе, минуя стадию рабовладельческого государства.

Несостоятельность :
Теория не является универсальной и не объясняет причины возникновения государства у всех народов.

Теория насилия

Представители : Кауцкий, Дюринг и другие.

Сущность :
Государство возникло как результат взаимодействия сильных и слабых племён. Сильному племени государство необходимо для удержания власти над слабым племенем. Слабому племени государство необходимо как механизм активизации усилий всех членов племени для отражения внешней агрессии.

Позитивные черты :
Теория подтверждается историческими данными. Так, к примеру, древнегерманская империя возникла на основе захвата племенами территории римской империи. Теория легла в основу фашистской идеологии в трансформации Гумпловича, то есть сильное и слабое племя ассимилируется, где слабые члены племени исчезают естественным образом либо уничтожением.

Несостоятельность :
Теория комплексно не объясняет причины возникновения государственности.

Психологическая теория

Представители : Фрейд, Петрожицкий и другие.

Сущность :
Государство возникло в силу психологических особенностей человека. Часть населения обладает психологической потребностью властвовать и способна принимать решения; они - руководители. Другая часть чувствует себя комфортно только в случае, если кто-то принимает за них решения; они - исполнители. Государство служит механизмом, связующим во взаимоотношениях эти две категории людей. Первые получают легальный и позитивно-мотивированный способ властвовать на благо других. Вторые - чувствуют себя комфортнее, поскольку им нет необходимости заботиться о принятии решения.

Позитивные черты :
Впервые был отмечен психологический фактор в формировании государственности.

Несостоятельность :
Однобокость подхода.

Договорная теория (теория общественного договора)

Представители : Спиноза, Монтескье, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев и другие.

Сущность : Государство возникло как результат общественного договора, заключённого между людьми о создании особого механизма - государства. Согласно данному договору часть личных полномочий человека поступают в распоряжение государства, а государство, в свою очередь, обязуется охранять и защищать интересы каждой личности на принципах равенства и справедливости.

Позитивные черты :
Впервые обосновывается идея о сложности общественных отношений, идея ответственности государства перед личностью. Существует реально созданное государство по договорной теории - США.

Несостоятельность :
Не существует письменных источников, подтверждающих возникновение первого государства не земле на основе договора. Теоретики излишне идеализировали первобытное общество. Первобытный человек не мог понимать сути договорных отношений. Первобытный человек должен был осознать необходимость создания государства. Преувеличивались субъективные факторы и недооценивались объективные.

Органическая теория

Представители : Спенсер, Вормс, Прайс и другие.

Сущность :
Государство создано по образу и подобию человеческого организма. Любой сбой в каком-либо органе ведёт к дисбалансу и, соответственно, к кризисным явлениям в государстве.

Позитивные черты :
Отмечается чёткая взаимозависимость органов государства.

Несостоятельность :
Излишняя биологизация общественных отношений.

Марксистская теория
Представители : Маркс, Энгельс, Ленин и другие.

Сущность : Улучшение орудий труда привело к крупному разделению труда; отделяется земледелие от скотоводства, появляется ремесленничество, спустя время появляется класс купцов-посредников. Такая специализация труда приводит к выработке навыков и увеличению производительности труда. Производительность труда, в свою очередь, приводит к появлению прибавочного продукта. Прибавочный продукт приводит к имущественному неравенству и возможности эксплуатации наёмного труда. Возникшее постепенно неравенство приводит к возникновению классов. Экономически господствующий класс, желая сохранить доминирующее положение, вынужден создать специальный механизм управления и защиты. Таким механизмом становится государство.

Позитивные черты :
Впервые достаточно аргументировано и экономически обоснованно раскрывается механизм возникновения государства. Данная теория подтверждает археологическими данными.

Несостоятельность :
Теория учитывает только экономический фактор и не учитывает остальные факторы.

Кризисная теория

Представители : Венгеров и другие.

Сущность :
Государство возникает под влиянием кризисного факта (экономического, социального, экологического и т.д.). Необходимость консолидаций, усилий всех членов общества для выживания заставляет создавать специальные механизмы активности, то есть государственность.

Позитивные черты :
Обосновывался внешний фактор, способствующий возникновению государства. Государства, созданные под влиянием кризиса: Современный Израиль, Древний Египет.

Несостоятельность :
Однобокость подхода к возникновению государственности.

В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

Теория «инцеста»

Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества . Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.о Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:



Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота - это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое - одно и то же. Право - есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

Платон: справедливость - это сочетание трех добродетелей - мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».

Аристотель: право - это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».

Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.